Функции ь – Презентация к уроку по русскому языку (1 класс) на тему: Презентация к уроку русского языка в 1 классе.Тема:«Функции ь знака».

Опорный конспект на тему «Функции твёрдого и мягкого знаков»

Ъ и Ь

Разделительная функция

е съест ь ь вьюга, лисья

Ъ ё объём иноязычн.: бульон

ю предъюбилейный почтальон

я объятия фельдъегерь

но: сагитировать

безумный

2,3.4

числит. Ъ я двухъярусный

но: двухатомный

Сложные сл.: детясли

пол — юрты

тред — юнионы

Иноязычн. прист.

АБ — абъюрация (публичное отречение)

АД — адъютант

ДИЗ — дизъюкция (разделение)

ИН — инъекция

КОН — конъюктура

ОБ — объём

СУБ — субъект

КОНТР — контръярус (в знач. «против»)

ПАН — панъевропейский (в знач. «всё, все»)

ТРАНС- трансъевропейский ( в знач. «за, через»)

Но: контратака

субординация

трансальпийский

Смягчающая функция

На конце слов: верфь, зыбь, семь

Ь : медьсодержащий

(но: близ – близь)

После Л: вскользь, львица

В середине слов: просьба, возьми

(но: бантик, мостик)

Ь в сочетаниях НЧ НЩ НН обезьянничать

ЧН ЩН РЧ корчиться

ЧК РЩ

ЧТ

Нянчиться но: нянЬка

Ночка но: ночЬ

Ь – показатель формы

Глагол м.р., мн.ч. — Ь

Ь Сущ.

Наречие 3 скл. Ь

Искл.: уж, замуж, невтерпёж

Кр. прил. Ь Частица лишь

уж _

Правописание слов с разделительным Ь. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

Слитное и раздельное произношение согласного и гласного

Нам уже известно, что мягкий знак – это показатель мягкости согласного звука. Кроме того, мягкий знак может быть разделительным.

Мягкий знак

Рис. 1. Мягкий знак (Источник) 

Чтобы понять лучше, рассмотрим пример. Прочитаем слова. Коля – колья.

Как звучит последний согласный звук в первом слове?

Коля – звук [л’] звучит мягко. Его мягкость обозначена буквой Я. Как произносится согласный и следующий за ним гласный?

ЛЯ – слитно. Коля.

 

Коля несёт колья. Колья – это заострённые палки.

Слитно или раздельно произносится согласный со следующим гласным?

Колья – [кол’йа] – раздельно. Раздельное произношение согласного и гласного на письме показано с помощью мягкого знака.

 

Где пишется разделительный мягкий знак

Прочитаем слова и понаблюдаем, слитно или раздельно произносятся согласный и гласный?

Семя – семья

перо – Пьеро

солю – солью

суди – судьи

полёт – польёт

Вывод: разделительный Ь знак показывает, что согласный и гласный нужно произносить раздельно.

Разделительный мягкий знак 

Рис. 2. Разделительный мягкий знак (Источник)

Разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Разделительный мягкий знак

 

Рис. 3. Разделительный мягкий знак (Источник)

Итак, мы узнали, что разделительный мягкий знак показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно. Пишется он после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

 

Транскрипция слов с разделительным мягким знаком

Вспомним, что происходит с буквами Е, Ё, Ю, Я, И, когда они стоят после Ь знака.

Разделительный мягкий знак 

Рис. 4. Разделительный мягкий знак (Источник)

Выполним транскрипцию слов. Посчитаем количество букв и звуков.

Муравьи, пью.

В слове муравьи показываем мягкость согласного звука [в’], мягкий знак в транскрипции не пишется, буква И – при произношении дала звук [и]. [мурав’и] – 7 букв, 6 звуков. В слове пью показываем мягкость согласного [п’], буква Ю в транскрипции обознается как [й’у]. [п’й’у] – 3 буквы, 3 звука.

Делаем вывод: Е, Ё, Ю, Я, И после разделительного мягкого знака дают 2 звука.

Разделительный мягкий знак

Рис. 5. Разделительный мягкий знак (Источник) 

 

Задания для закрепления

Закрепим полученные знания.

Распределим слова в два столбика: в первый, где Ь – показатель мягкости согласного, во второй – разделительный.

Словарь, питьё, деньки, лось, пень, шью, Ольга, вьюга, братья, семья.

Проверим, что получилось.

В первый столбик попали слова: словарь, деньки, лось, пень, Ольга.

Во второй столбик попали слова: питьё, шью, вьюга, братья, семья.

 

Допишем предложения, используя слова с разделительным мягким знаком.

Сова охотится ……

Орёл взмахнул ……

Художник рисует ……

Тело птицы покрыто ……

Охотник зарядил ……

Проверим, что получилось.

Сова охотится ночью.

Орёл взмахнул крыльями.

Художник рисует кистью.

Тело птицы покрыто перьями.

Охотник зарядил ружьё.

 

Изменим сочетания слов по образцу:

Шубка зайца – заячья шубка

Пасть волка –

Гнездо вороны –

Берлога медведя –

Рога коровы –

Шерсть овцы –

Проверим.

Волчья пасть, воронье гнездо, медвежья берлога, коровьи рога, овечья шерсть.

 

Образуем от имён фамилии с разделительным мягким знаком.

Григорий, Юрий, Василий, Игнат, Афанасий.

Проверим.

Григорьев, Юрьев, Васильев, Игнатьев, Афанасьев.

 

Вставим, где необходимо Ь знак. Определим, какую роль он играет.

Дар…я, земл…я, счаст…е, вороб…и, плат…е, друз…..я, реб…та, стул…я, руч….и, шить…е, песн…я, раздол…е, семь…я, нян…я, весел…е.

Проверим.

В словах земля, ребята, песня, няня мягкий знак не нужен, потому что согласный и гласный произносятся слитно.

В словах Дарья, счастье, воробьи, платье, друзья, стулья, ручьи, шитьё, раздолье, семья, веселье вставили разделительный мягкий знак, потому что согласный и гласный произносятся раздельно.

 

На этом уроке мы узнали, что мягких знак выполняет ещё одну роль – он показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно. Именно поэтому, буква получила своё название разделительный мягкий знак.

На следующем уроке мы узнаем, что такое части речи, что изучает наука морфология. Научимся правильно ставить вопросы к словам для определения частей речи.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник). 
  2. Открытый класс (Источник).  
  3. Nsportal.ru (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 198, 199 С. 131.
  2. Запиши слова, обозначающие предметы во множественном числе: стул, кол, друг, дерево, колос, перо, крыло.
  3. * Используя полученные на уроке знания, придумай сказку о разделительном мягком знаке.

Функции и правописание Ъ и Ь — МегаЛекции

Твёрдый знак

выполняет в русском языке разделительную функцию — указывает, что после согласного йотированная гласная буква обозначает не мягкость согласного, а два звука: я — [й’а], е — [й’э], ё — [й’о], ю — [й’у] (объять [абй’́ат’], съест [сй’эст], съёмка [сй’́омка]).

Функции мягкого знака сложнее. Он имеет в русском языке три функции — разделительную, функцию обозначения самостоятельной мягкости парных согласных, грамматическую функцию:

1. Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный) и в некоторых иноязычных словах перед о: (бульон, компаньон).

2. Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше): конь, банька.

3. Мягкий знак после непарного по твёрдости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию — пишется по традиции в определённых грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср.:

ключ — ночь, учится — учиться). При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твёрдых, но и у непарных мягких согласных.

Позиционное уподобление согласных по иным признакам. Расподобление согласных

Согласные могут уподобляться друг другу (подвергаться ассимиляции) не только по глухости / звонкости, твёрдости / мягкости, но и по другим признакам — месту образования преграды и её характеру. Так, подвергаются уподоблению согласные, например, в следующих сочетаниях:

[с] + [ш] → [шш]: сшить [шшыт’] = [шыт’],

[с] + [ч’] → [щ’] или [щ’ч’]: с чем-то [щ’́эмта] или [щ’ч’́эмта],

[с] + [щ’] → [щ’]: расщепить [ращ’ип’́ит’],

[з] + [ж] → [жж]: изжить [ижж́ыт’] = [иж́ыт’],

[т] + [с] → [цц] или [цс]: мыться [м́ыцца] = [м́ыца],

отсыпать [ацс́ыпат’],

[т] + [ц] → [цц]: отцепить [аццып’́ит’] = [ацып’́ит’],

[т] + [ч’] → [ч’ч’]: отчёт [ач’ч’́от] = [ач’́от],

[т] + [щ’] → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’́ит’].



Позиционному изменению могут подвергаться сразу несколько признаков согласных. Например, в слове подсчёт [пач’щ’́от] имеет место чередование [д] + [ш’] → [ч’ш’], т. е. представлено уподобление по глухости, мягкости и признакам места и характера преграды.

В отдельных словах представлен процесс, обратный уподоблению, — расподобление (диссимиляция). Так, в словах лёгкий и мягкий вместо ожидаемой ассимиляции по глухости и образования долгого согласного ([г] + к’] → [к’к’]) представлено сочетание [к’к’] → [х’к’] (лёгкий [л́ох’к’ий’], мягкий [м́ах’к’ий’]), где отмечается расподобление звуков по характеру преграды (при произношении звука [к’] органы речи смыкаются, а при произношении [х’] сближаются). При этом диссимиляция по этому признаку совмещается с ассимиляцией по глухости и мягкости.

Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)

В некоторых сочетаниях при соединении трех согласных один, обычно средний, выпадает (так называемый непроизносимый согласный). Выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл — [сл]: счастливый сча[сл’]ивый,

стн — [сн]: местный ме[сн]ый,

здн — [сн]: поздний по[з’н’]ий,

здц — [сц]: под уздцы под у[сц]ы,

ндш — [нш]: ландшафт ла[нш]афт,

нтг — [нг]: рентген ре[нг’]ен,

ндц — [нц]: голландцы голла[нц]ы,

рдц — [рц]: сердце се[рц]е,

рдч — [рч’]: сердчишко се[рч’]ишко,

лнц — [нц]: солнце со[нц]е.

Не произносится также звук [й’] между гласными, если после него стоит гласный [и]: моего [маив́о].

Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке

Между буквами и звуками в русском языке устанавливаются неоднозначные качественные и количественные отношения.

Одна и та же буква может обозначать различные звуки, например, буква а может обозначать звуки [а] (мал [мал]), [и] (часы [ч’ис́ы]), [ы] (жалеть [жыл’́эт’]), что связано с изменением произношения гласных в безударных слогах; буква с может обозначать звуки [с] (сад [сат]), [с’] (гость [гос’т’]), [з] (сдать [здат’]), [з’] (сделать [з’д’́элат’]), [ж] (сжать [жжат’]), [ш] (расшить [рашш́ыт’]), [щ’] (расщепить [ращ’щ’ип’́ит’]), что связано с уподоблением согласных по разным признакам.

И наоборот: один и тот же звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и] может быть обозначен буквами и (мир [м’ир]), а (часы [ч’ис́ы]), я (ряды [р’ид́ы]), е (певун [п’ив́ун]).

Если рассматривать слово с точки зрения тех количественных соотношений, которые устанавливаются между буквами и звуками, то можно выявить следующие возможные соотношения:

1. Одна буква может обозначать один звук: шов [шоф]; это соотношение имеет место тогда, когда гласный стоит после непарного по твёрдости / мягкости согласного и гласная буква обозначает только качество гласного звука: так, например, буква о в слове стол [стол] не может быть иллюстрацией этого однозначного соотношения, так как в этом случае она обозначает не только звук [о], но и твёрдость согласного [т].

2. Одна буква может обозначать два звука: яма [й’́ама] (буквы я, ю, е, ё в начале слова, после гласных и разделительных знаков).

3. Буква может не иметь звукового значения: местный [м’́эсный’] (непроизносимый согласный), мышь [мыш] (мягкий знак в грамматической функции после непарных по твёрдости / мягкости согласных).

4. Одна буква может обозначать признак звука: конь [кон’], банька [б́ан’ка] (мягкий знак в функции обозначения мягкости парного согласного в конце и середине слова).

5. Одна буква может обозначать звук и признак другого звука: мял [м’ал] (буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного [м’]).

6. Две буквы могут обозначать один звук: моется [м́оица], нёсся [н’́ос’а].

Может показаться, что три буквы также могут обозначать один звук: мыться [м́ыца], однако это не так: звук [ц] обозначен буквами т и с, а ь выполняет грамматическую функцию — указывает на форму инфинитива..

Слог

Фонетический слог — гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько в нём гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слоги бывают ударные и безударные.

Большинство слогов русского языка оканчиваются гласным, т. е. являются открытыми: молоко [ма-ла-ќо]. Так, в последовательности СГСГСГ (где С — согласный, Г — гласный) возможен только один вариант слогораздела: СГ-СГ-СГ.

Однако в русском языке встречаются и слоги, заканчивающиеся согласным (закрытые). Закрытые слоги встречаются:

1) в конце фонетического слова: вагон [ва-ѓон],

2) в середине слова при стечении двух и более согласных, если

а) после [й’] следует любой другой согласный: война [вай’-н́а],

б) после остальных непарных звонких ([л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]) следует парный по глухости / звонкости согласный: лампа [л́ам-па].

В остальных случаях стечения согласных слоговая граница проходит перед группой согласных: будка [б́у-тка], весна [в’и-сн́а].

Фонетический слог следует отличать от слога для переноса. Хотя в большом числе случаев перенос осуществляется в месте слогораздела (мо-ло-ко, лам-па), но в ряде случаев слог для переноса и фонетический слог могут не совпадать.

Во-первых, правила переноса не позволяют переносить или оставлять на строке одну гласную букву, однако обозначаемые ею звуки могут составлять фонетический слог; например, слово яма не может быть перенесено, но должно быть разделено на фонетические слоги [й’́а-ма].

Во-вторых, по правилам переноса следует разделить одинаковые согласные буквы: ван-на, кас-са; граница же фонетического слога проходит перед этими согласными, причём на месте стечения одинаковых согласных мы реально произносим один долгий согласный звук: ванна [в́а-на], касса [ќа-са].

В-третьих, при переносе учитывают морфемные границы в слове: от морфемы не рекомендуется отрывать одну букву, поэтому следует перенести раз-бить, лес-ной, но границы фонетических слогов проходят иначе: разбить [ра-зб’́ит’], лесной [л’и-сн́ой’].

Ударение

Ударение — это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нём) с большей силой и длительностью. Таким образом, фонетически русское ударение силовое и количественное (в других языках бывают представлены другие типы ударения: силовое (английский), количественное (новогреческий), тоническое (вьетнамский).

Другие отличительные признаки русского ударения — его разноместность и подвижность.

Разноместность русского ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове, в противоположность языкам с фиксированным местом ударения (например, французскому или польскому): д́ерево, дор́ога, молоќо.

Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: н́оги — ноѓи.

В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: приб́оросамолётостро́ение, однако многие сложные слова не имеют побочного ударения: пароход [парах́от].

Ударение в русском языке может выполнять следующие функции:

1) организующую — группа слогов с единым ударением составляет фонетическое слово, границы которого не всегда совпадают с границами слова лексического и могут объединять самостоятельные слова вместе со служебными: в поля [фпал’́а], он-то [́онта];

2) смыслоразличительную — ударение может различать

а) разные слова, что связано с разноместностью русского ударения: м́ука — муќа, з́амок — зам́ок,

б) формы одного слова, что связано с разноместностью и подвижностью русского ударения: з́емли — земл́и.

Орфоэпия

Термин «орфоэпия» употребляется в лингвистике в двух значениях:

1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: нормы произношения звуков в разных позициях, нормы ударения и интонации;

2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила).

Различия между этими определениями следующее: во втором понимании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция), позиционное оглушение / озвончение согласных и др. К сфере орфоэпии при таком понимании относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке, например возможность произношения после шипящих как [а], так и [ы] ([жар́а], но [жысм’́ин]).

Учебные комплексы определяют орфоэпию как науку о произношении, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии, по этим комплексах, принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвончение согласных в определённых позициях, мягкость согласного перед согласным и др. Эти произносительные нормы были нами описаны выше.

Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, необходимо отметить следующие нормы, актуализированные в школьном курсе русского языка:

1) произношение твёрдого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах,

2) произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн],

3) произношение звуков [ж] и [ж’] на месте сочетаний жж, жд, зж,

4) вариативность позиционного смягчения согласных в отдельных группах,

5) вариативность ударения в отдельных словах и словоформах.

Именно такие, связанные с произношением отдельных слов и форм слов нормы произношения являются объектом описания в орфоэпических словарях.

Дадим краткую характеристику этим произносительным нормам.

Произношение твёрдого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах регулируется отдельно для каждого слова этого типа. Так, следует произносить к[р’]ем, [т’]ермин, му[з’]ей, ши[н’]ель, но фо[нэ]тика, [тэ]ннис, сви[тэ]р; в ряде слов возможно вариативное произношение, например: прог[р]есс и прог[р’]есс.

Произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн] также задаётся списком. Так, с [шт] произносятся слова что, чтобы, с [шн] — слова конечно, скучный, в ряде слов допустимо вариативное произношение, например, двое[ч’н’]ик и двое[шн’]ик, було[ч’н]ая и було[шн]ая.

Как уже было сказано, в речи некоторых людей, преимущественно старшего поколения, присутствует долгий мягкий согласный звук [ж’], который произносится в отдельных словах на месте сочетаний букв жж, зж, жд: дрожжи, вожжи, езжу, дожди: [др́ож’и], [в́ож’и], [й’́эж’у], [даж’́и]. В речи людей младшего поколения на месте сочетаний жж и зж может произноситься звук [ж] = [жж] ([др́ожы], [й’́эжу]), на месте сочетания жд в слове дожди — [жд’] (таким образом, при оглушении в слове дождь имеем варианты произношения [дощ’] и [дошт’]).

О вариативности позиционного смягчения в отдельных группах согласных уже шла речь при описании случаев позиционного смягчения. Обязательность позиционного смягчения в разных группах слов не одинакова. В речи всех носителей современного русского языка, как уже было сказано, последовательно происходит лишь замена [н] на [н’] перед [ч’] и [щ’]: барабанчик [бараб́ан’ч’ик], барабанщик [бараб́ан’щ’ик]. В других группах согласных смягчения или не происходит вовсе (например, лавки [л́афк’и]), или оно представлено в речи одних носителей языка и отсутствует в речи других. При этом представленность позиционного смягчения в разных группах согласных различна. Так, в речи многих носителей происходит позиционное смягчение [с] перед [н’] и [т’], [з] перед [н’] и [д’]: кость [кос’т’], песня [п’́эс’н’а], жизнь [жыз’н’], гвозди [гв́оз’д’и], смягчение же первого согласного в сочетаниях [зв’], [дв’], [св’], [зл’], [сл’], [сй’] и некоторых других скорее исключение, чем правило (например: дверь [дв’эр’] и [д’в’эр’], съем [сй’эм] и [с’й’эм], если [й’́эсл’и] и [й’́эс’л’и]).

Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причём из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звон́ишь, звон́ит. Некоторые слова имеют вариативные ударения во всех своих формах, например тв́орог и твор́ог. Другие слова могут иметь вариативные ударения в некоторых из своих форм, например: ткал́а и тќала, кос́у и ќосу.

Различия в произношении могут быть вызваны сменой орфоэпической нормы. Так, в лингвистике принято разграничивать «старшую» и «младшую» орфоэпическую норму: новое произношение постепенно вытесняет старое, но на каком-то этапе они сосуществуют, правда преимущественно в речи разных людей. Именно с сосуществованием «старшей» и «младшей» нормы связана вариативность позиционного смягчения согласных.

С этим же связано различие в произношении безударных гласных, нашедшее отражение в учебных комплексах. Система описания изменения (редукции) гласных в безударных слогах в комплексах 1 и 2 отражает «младшую» норму: в безударном положении в произношении совпадают в звуке [и] после мягких согласных все гласные, различающиеся под ударением, кроме [у]: миры [м’ир́ы], село [с’ил́о], пятёрка [п’ит’́орка]. В безударном слоге после твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится безударный гласный [ы], отражаемый на письме буквой е (ж[ы]лать, ш[ы]птать, ц[ы]на).

Комплекс 3 отражает «старшую» норму: В нём сказано, что звуки [и], [ы], [у] произносятся отчётливо не только в ударных, но и в безударных слогах: м[и]ры. На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится [иэ], то есть средний между [и] и [э] звук (п[иэ]тёрка, с[иэ]ло). После твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] на месте е произносится [ыэ] (ж[ыэ]лать, ш[ыэ]птать, ц[ыэ]на).

Вариативность произношения может быть связана не только с динамическим процессом смены произносительных норм, но и с социально значимыми факторами. Так, произношение может разграничивать литературное и профессиональное употребление слова (ќомпас и комп́ас), нейтральный стиль и разговорную речь (тысяча [т́ыс’ич’а] и [т́ыщ’а]), нейтральный и высокий стиль (поэт [па́эт] и [по́эт]).

Комплекс 3 предлагает производить дополнительно к фонетическому (см. далее) орфоэпический разбор, который следует производить «тогда, когда в слове возможна или допущена ошибка в произношении или ударении». Например, крас́ивее — ударение всегда на втором слоге; коне[шн]о. Орфоэпический разбор дополнительно к фонетическому необходим тогда, когда в языке возможна вариативность в произношении данной звуковой последовательности или когда произношение слова связано с частыми ошибками (например, в ударении).

Графика. Орфография

Графика определяется во всех трех комплексах как наука, изучающая обозначение звучащей речи на письме.

Русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обозначения мягкости согласных на письме, обозначения звука [й’] и употребления графических знаков (см. выше). Графика устанавливает правила написания для всех слов, определяет, как единицы языка передаются во всех словах и частях слов (в отличие от правил орфографии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их частей).

Орфография — раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма — это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Орфография состоит из нескольких разделов:

1) написание значимых частей слова (морфем) — корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Коротко охарактеризуем эти разделы.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Функции буквы ь и ъ , правила обозначения мягкости согласных

2. Деление на группы по матем.цифрам

Рассаживаются по группам

Чтение хором

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

Без ошибок напишу.

Деление на группы

Пони ма

ние

5.Стадия осмысления. Работа по слайдам

В русском языке буква ь может употребляться для обозначения мягкости согласного. Приведите примеры.

Буква ь может употребляться между согласным и гласным, указывая, что их надо произносить раздельно (отсюда — название разделительный ь). Сравните: солю [л’у] — солью [л’й’у].

Ь пишется

Примеры

1. На конце слова.

Нить [н’и́т’], семь [с’э́м’].

2. В середине слова после мягкого согласного перед твёрдым согласным.

Судьба [суд’ба́], тьма [т’ма́].

3. В середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость.

Кузьмич [Куз’м’и́ч’] – Кузьма [Куз’ма́], но: бантик [ба́н’т’ик] – бант [ба́нт].

4. После мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными.

Бальный [ба́л’ныj], сельдь [с’э́л’д’].

5. В формах творительного падежа множественного числа.

Людьми, детьми, лошадьми.

6. В середине числительных, оканчивающихся на -десят, -сот.

Пятьдесят, девятьсот.

7. На конце числительных, оканчивающихся на -дцать.

Одиннадцать, пятнадцать.

8. В прилагательных, образованных от названий месяцев с помощью суффикса -ск.

Сентябрьский, октябрьский (но: январский).

Твёрдый знак

В современном русском языке буква Ъ употребляется только в качестве разделительного знака.

Функцию разделительного знака буква Ъ получает в положении перед гласными е, ё, ю, я:


а) после русских и иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную:

подъезд, объединение, изъявить; адъютант, инъекция, конъюнктура;

 

б) после иноязычных морфем, близких к приставкам (контр-, пан-, транс-, фельд):

контръярус, панъевропейский, фельдъегерь;

 

в) в сложных словах после чисел двух-, трех-, четырёх-:

двухъярусный, трехъязычный, четырехъячеистый.

 

Обрати внимание!

Ъ не пишется:
 — после приставок, оканчивающихся на согласные, перед гласными а, о, у, э: безапелляционный, разохаться, контрудар, сэкономить; 
 — в сложносокращенных словах: иняз, главювелирторг и др.

Мягкий знак

Буква Ь в современном русском языке может употребляться:

 — в качестве разделительного знака;

 — для обозначения мягкости предшествующего согласного;

 — для обозначения грамматической формы.

 

Использов ИКТ, взаимообмен мнениями, ДО

Функции буквы ь и ъ , правила обозначения мягкости согласных 5 класс

класс: 5

Русский язык

Тема урока:

Функции буквы ь и ъ , правила обозначения мягкости согласных

Ресурсы:

Календарный план; учебник Русская язык, 5 класс; Методическое пособие;

Цели :

добиться усвоения правила «Употребление букв ъ и ь»; развивать умение правильно произносить слова с разделительными знаками; закреплять навыки применения изученных правил.

Ожидаемые критерии:

ученик сможет : А Умеет делать фонетический разбор слова

В Умеет соотносить звук с буквой

С Знает гласные и согласные буквы.

Основные идеи:

способность самостоятельно заниматься своим обучением; способность брать на себя ответственность;

Этап

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Методы обучения

1.Организационный

момент Тренинг «Я помню…..»

Ученики становятся в круг и должны закончить фразу

Развитие речи

2. Деление на группы по матем.цифрам

Рассаживаются по группам

Чтение хором

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

Без ошибок напишу.

Деление на группы

знание

3. Стадия вызова

1.Составьте кластер «фонетика»

Взаимооцен

ка учащихся

4. Самостоятельная работа

2.Фонетический разбор слов

чёрный ->  [ч’о́рный’]

яблоко  ->  [йа́блака]

якорь    ->  [йа́кар’]

ёлка      ->  [йо́лка]

солнце ->  [со́нцэ]

Самопроверка

Пони ма

ние

5.Стадия осмысления. Работа по слайдам

В русском языке буква ь может употребляться для обозначения мягкости согласного. Приведите примеры.

Буква ь может употребляться между согласным и гласным, указывая, что их надо произносить раздельно (отсюда — название разделительный ь). Сравните: солю [л’у] — солью [л’й’у].

Ь пишется

Примеры

1. На конце слова.

Нить [н’и́т’], семь [с’э́м’].

2. В середине слова после мягкого согласного перед твёрдым согласным.

Судьба [суд’ба́], тьма [т’ма́].

3. В середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость.

Кузьмич [Куз’м’и́ч’] – Кузьма [Куз’ма́], но: бантик [ба́н’т’ик] – бант [ба́нт].

4. После мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными.

Бальный [ба́л’ныj], сельдь [с’э́л’д’].

5. В формах творительного падежа множественного числа.

Людьми, детьми, лошадьми.

6. В середине числительных, оканчивающихся на -десят, -сот.

Пятьдесят, девятьсот.

7. На конце числительных, оканчивающихся на -дцать.

Одиннадцать, пятнадцать.

8. В прилагательных, образованных от названий месяцев с помощью суффикса -ск.

Сентябрьский, октябрьский (но: январский).

Твёрдый знак

В современном русском языке буква Ъ употребляется только в качестве разделительного знака.

Функцию разделительного знака буква Ъ получает в положении перед гласными е, ё, ю, я:


а) после русских и иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную:

подъезд, объединение, изъявить; адъютант, инъекция, конъюнктура;

 

б) после иноязычных морфем, близких к приставкам (контр-, пан-, транс-, фельд):

контръярус, панъевропейский, фельдъегерь;

 

в) в сложных словах после чисел двух-, трех-, четырёх-:

двухъярусный, трехъязычный, четырехъячеистый.

 

Обрати внимание!

Ъ не пишется:
 — после приставок, оканчивающихся на согласные, перед гласными а, о, у, э: безапелляционный, разохаться, контрудар, сэкономить; 
 — в сложносокращенных словах: иняз, главювелирторг и др.

Мягкий знак

Буква Ь в современном русском языке может употребляться:

 — в качестве разделительного знака;

 — для обозначения мягкости предшествующего согласного;

 — для обозначения грамматической формы.

 

Использов ИКТ, взаимообмен мнениями, ДО

Приме

нение

6. Работа для закрепления

Упр 57

Групповая работа, км

анализ

7. Упражнения по формированию грамматических навыков.

Упр 60

Групповая работа

Оцени

вание

8. Итоги урока оценивание

члены группы оценивают друг друга

Взаимоо

ценка

9.домашнее задание

Запись домашнего задания учить правило

Рефлек

сия

10. .рефлексия

Ребята высказываются:

1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…

Обратная связь

Все о мягком знаке

Цель: закрепить сформированность понятия «мягкий знак не имеет звука».

Задачи:

  • развивать умение проводить звуко-буквенный анализ слов;
  • повторить функции мягкого знака;
  • научить находить в словах разделительный мягкий знак;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать память, мышление, внимание;
  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально, взаимоконтроль;
  • вызвать интерес к изучению русского языка.

Компьютерное сопровождение урока используется для заданий разного уровня, теста, выводов, проверки выполненных заданий.

ХОД УРОКА

(Слайд 1)

I. Организационный момент

Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.

Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем.
Начнём работу с повторенья.
Ведь повторенье – мать ученья

– Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем открывателями, откроем новые знания о букве, а чтобы сделать открытие, нужно провести исследование, а чтобы исследовать, нужно вспомнить всё, что мы знаем об этой букве? Вы хотите спросить, какую букву я имею в виду? А вы сейчас сами скажете. (Слайд 2) Прочитайте стихотворение, подумайте, о каком знаке говорится в нём? О знаке препинания или о букве?

Этот знак, этот знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банка в баньку превратится –
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Этот знак в словах писать.

(Дети читают, сравнивают слова, выделяют главную особенность, делают умозаключение и предлагают тему урока)

(Слайд 2)

II. Тема урока: Снова о мягком знаке.

– Молодцы! Вы верно определили тему урока. Начинаем работу в рабочих тетрадях, а сначала повторим инструктаж (Слайд 3)

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На «отлично» напишу.
Слово учителя.

– Желаю успеха! Записываем число и тему урока. (Слайд 4)

III. Минутка чистописания (Слайд 5)

Прочитали стихотворение, исследовали все слова, выделили те, которые соответствуют теме урока, прописали строчку этой буквы в соединении с впередистоящей буквой.
(Дети читают стихотворение, выделяют слова с Ь, выписывают его в соединении с буквой)
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать:
Лес, лось, жар, жарь,
Мол, моль, кон, конь.
Самопроверка (Слайд 6)

СЬ РЬ ЛЬ НЬ

Подчеркни самое красивое написание соединений букв, похожие на образцы.

IV. Словарная работа (Слайды 7, 8, 9,10)

– Угадайте какое слово спрятано?
– В слове «деревня» какая буква пропущена?
– В слове «коньки » какая буква пропущена?
– В слове «ветер» какая буква пропущена?
– В каком слове количество звуков и букв не совпадают? Почему?

V. Повторение знаний о мягком знаке

Возникновение проблемной ситуации/

– Начнём заниматься исследованием и попробуем сделать открытие (вывод). Прочитать стихотворение, выписать слова с мягким знаком и ответить на вопрос:
Какую функцию выполняет ь? (Слайд 11)

(Дети читают стихотворение, выписывают слова с ь, отвечают на вопрос, делая открытие (вывод)

День – деньки, пень – пеньки,
Огоньки и окуньки, тень и зелень,
Мел и мель, сосулька, и капель.
Здесь не зря во всех словах написали мягкий знак.
Кто из вас, ребята, знает,
Что он здесь обозначает?

Вывод (Слайд 12) Ь– показатель мягкости согласного в конце и середине слова.

Возникновение проблемной ситуации.

– Продолжаем исследование, продолжаем делать открытие о функции ь. Прочитать стихотворение, выписать слова с ь, ответить на вопрос: Какую функцию выполняет ь? (Слайд 12)

(Дети читают стихотворение, выписывают слова с ь, отвечают на вопрос, делая открытие (вывод) (Слайд 13)

Слова собрал я здесь не зря:
деревья, листья и скамья –
колосья, братья и семья –
Что в них за правило, друзья?

Вывод (Слайд 14) Ь – разделительный.

VI. Работа над новой темой. Работа с текстом (Слайд 15).

– Сосчитайте количество звуков и букв в слове «полю»?
– Сосчитайте количество звуков и букв в слове «полью»?
– Что изменилось?

(Анологично с другими словами.)

Внимательно исследуйте эти слова и скажите мне:

– В каких словах слышится звук «й»?
– Перед какими буквами стоит мягкий знак?

Вывод: разделительный мягкий знак служит для разделения звуков.

– Прочитайте правило. Когда пишется разделительный мягкий знак? (После согласных букв перед гласными е, ё, и, я, ю.)
– Подберите слова с разделительным мягким знаком. Запишите (Слайд 16).
– А какую работу выполняет мягкий знак в словах соль, коньки? (В этих словах мягкий знак – показатель мягкости.)

VII. Физкультминутка (Слайды 17, 18, 19, 20).

VIII. Закрепление изученного материала. Работа с учебником

1. Выполнение упр. (Слайды 21, 22).

– Прочитайте. Найдите выделенные слова. Сравните.
– Чем похожи эти слова? (В написании одинаковые буквы.)
– Чем отличаются эти слова? (Имеют разное значение разное произношение.)
– Объясните значение выделенных слов? (Полю – очищаю от сорных растений. Полью –создам влажность в почве. Олени – парнокопытное животное с рогами. Оленьи – принадлежит оленю.)
– Выполните задание.
– В каких словах пишется мягкий знак?

2. Работа с раздаточными карточками (Слайд 23)

Уровень А

– Укажите стрелками к какому столбику относятся слова:

мягкий знак деньки
ученье
огоньки
льёт
пальцы
вьюга
письмо
соловьи
разделительный мягкий знак

Уровень Б

– Вставьте, где надо разделительный мягкий знак:

Кол…я принёс домой кол…я для забора.
Пол покрыт пыл…ю, а я мету и не пыл…ю.

Проверка (Слайд 24).

3. Разгадывание кроссворда (Слайд 25)

По горизонтали:

1) Саша, Таня и Илья – все они мои … (друзья)

2) Приглядитесь: в лесу у пня
Суета и беготня
Не умеют здесь лениться,
Строит город вся семья. (Муравьи)

3) Корчит рожицы и дразнит
Думает, что без изъяна
Быстро скачет по деревьям
Маленькая … (обезьяна).

По вертикали:

1) Как только листья опадут
На дереве вы заметны тут. (Сучья)

IX. Итог урока (Слайд 26)

– Когда пишется разделительный мягкий знак?

X. Рефлексия (Слайд 26)

XI. Домашнее задание: упр.203.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *