Генетический ряд металлов и неметаллов: Генетические ряды неметаллов — урок. Химия, 8–9 класс. – 3. Взаимосвязь веществ генетических рядов металлов и неметаллов

Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений, обобщение знаний по неметаллам и металлам.

Тема урока: Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений, обобщение знаний по неметаллам и металлам.                                            

Тип урока: №4 обобщения и систематизация ЗУН учащихся

Цель урока: обобщениезнаний учащихся о свойствах металлов и неметаллов и их соединений.

Задачи урока:

О. обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимосвязи металлов, неметаллов и их соединениях, генетических рядах металлов и неметаллов.

Р. Развивать мышление, логику учащихся, умение решать схемы уравнений, составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

В. Вовлечение в активную практическую деятельность, воспитание коллективизма, взаимоподдержки, уважения друг к другу.

Формы урока: урок - практикум

Методы  обучения: наглядно-демонстрационный метод, фронтальный опрос

Технологии: ИКТ с элементами критического мышления

 Наглядности:  ПСХЭ, таблица растворимости кислот, солей и оснований, презентация.

 Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Место практической работы: рабочее место учащихся

Работа со слабоуспевающими: работа у доски

Этапы урока.                                         

Ход урока

время

1. Орг. момент.   

Приветствие.           Отчет консультантов о подготовке класса к уроку.

1

мин

2. Сообщение

Темы: Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений, обобщение знаний по неметаллам и металлам.               

Цели: обобщить знания о металлах, неметаллах и их соединениях.

Задачи: знать свойства металлов, неметаллов и их соединений, уметь решать схемы уравнений.            

Мотивация: подготовка к ВОУД.

1

мин

3. Проверка 

         знаний

 

Фронтальный опрос :

1.Какие классы соединений вы знаете?

2.Дайте определение оксидов

4.Дайте определение кислот?

5.Дайте определение оснований

6.Дайте определение солей.

Работа у доски: Распределить химические соединения по классам.

7. Какие типы химических реакций  знаете?

8. Какая реакция называется реакцией нейтрализации?

9. Какие индикаторы вам известны? В какой цвет окрашиваются в кислой, щелочной и нейтральной средах?

10

4. Обобщение и систематизация

 

Главный вопрос урока:

Могут ли разные классы неорганических соединений взаимодействовать друг с другом?

Единство и многообразие химических веществ наиболее ярко проявляется в генетической связи веществ, которая отражается в генетических рядах. Наиболее важными признаками генетических рядов являются:

1.      Все вещества одного ряда должны быть образованы одним химическим элементом, например, Cl2 HCl NaCl AgCl – генетический ряд хлора.

2.      Вещества, образованные одним и тем же элементом, должны принадлежать к различным классам химических веществ, например, в вышеприведенном ряду:

простое вещество кислота соль соль

3.      Вещества, образующие генетический ряд элемента, должны быть связаны между собой взаимопревращениями. Ряд называется полным, если он начинается и заканчивается простым веществом, и неполным, если заканчивается другим веществом, например, приведенный выше ряд неполный, а если добавить переход AgCl  Cl2, ряд будет полным.

Генетическим называют ряд веществ – представителей разных классов неорганических соединений, являющихся соединениями одного и того же химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих общность происхождения этих веществ.

Ответьте на следующие вопросы:

1.      Что мы называем генетическим рядом веществ?

2.      перечислите наиболее важные признаки генетических рядов?

3.      В каком случае генетический ряд элемента будет считаться полным?

4.      Сколько выделяют типов генетических рядов элементов?

Рассмотрим генетический ряд металла.

Генетический ряд металла

Генетический ряд железа со степенями окисления +2 и +3.

Fe  FeCl2  Fe(OH)2  FeO  Fe  FeCl3  Fe(OH)3  Fe2O3  Fe

Ряд завершен, начинается и заканчивается простым веществом – железом. Уравнения реакций, при помощи которых можно получить все вещества ряда:

1.      Fe + 2HCl = FeCl2 + h3

2.      FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl

3.      Fe(OH)2  FeO + h3O

4.      3FeO + 2Al = Al2O3 + 3Fe

5.      2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3

6.      FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3 NaCl

7.      2Fe(OH)3  Fe2O3 + 3h3O

8.      Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

Генетический ряд какого элемента мы видим? Проанализируем генетический ряд железа. Дадим названия исходным веществам и продуктам реакции. Является ли данный генетический ряд полным? Почему?

Генетический ряд неметалла

Генетический ряд серы со степенями окисления +4 и +6.

S  SO2  h3SO3  Na2SO3  SO2  SO3  h3SO4  SO2  S

Ряд завершен, начинается и заканчивается простым веществом – серой. Уравнения реакций, при помощи которых можно получить все вещества ряда:

1.      S + O2 = SO2

2.      SO2 + h3O = h3SO3

3.      h3SO3 +2NaOH = Na2SO3 + 2h3O

4.      Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + SO2 + h3O

5.      2SO2 + O2 = 2SO3

6.      SO3 + h3O = h3SO4

7.      Cu + 2h3SO4 (конц.) = CuSO4 + SO2 + 2h3O

8.      SO2 + 2h3S = 2h3O + 3S

Генетический ряд какого элемента мы видим? Проанализируем генетический ряд серы. Дадим названия исходным веществам и продуктам реакции. Является ли данный генетический ряд полным? Почему?

Генетический ряд амфотерного элемента

Генетический ряд амфотерного металла – алюминия, который в зависимости от типа превращения может проявлять свойства кислоты и основания.

Уравнения реакций, при помощи которых можно получить все вещества ряда:

1.      4Al + 3O2 = 2Al2O3

2.      Al2O3 + 3h3SO4 = Al2(SO4)3 + 3h3O

3.      Al2(SO4)3 + 6NaOH = 2Al(OH)3 + 3Na2SO4

4.      Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]

5.      Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3h3O

6.      2AlCl3 + 3Ca = 3CaCl2 + 2Al

7.      Al2O3 + 2NaOH + 3h3O = 2Na[Al(OH)4]

8.      Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3h3O

Генетический ряд какого элемента мы видим? Проанализируем генетический ряд алюминия. Дадим названия исходным веществам и продуктам реакции. Является ли данный генетический ряд полным? Почему?

Давайте разберем примеры:

Назовите признаки, которые характеризуют генетический ряд.

Даны цепочки превращений:

a) Br2  HBr  NaBr  NaNO3

б) Fe  FeCl2  Fe(OH)2  FeO  Fe

в) CaCO3  CaO  CaC2  C2h3

г

Конспект к уроку Генетические ряды металлов и неметаллов

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Генетические ряды металлов и неметаллов

ФИО (полностью)

Киреева Ирина Николаевна

Место работы

МОУ- СОШ пос. Чайковского Клинского района

Должность

Учитель химии

Предмет

химия

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Тема 7, урок 10

Базовый учебник

О.С.Габриелян «Химия 8» : М.:Дрофа, 2010.

8.Цель урока: обобщить, систематизировать и скорректировать знания учащихся о классификации и химических свойствах

веществ, важнейших классах неорганических соединений. Сформировать представление о генетической связи этих

классов.

9. Задачи:

- обучающие: познакомить с понятиями генетический ряд, генетическое родство; научить составлять простейшие ряды

металлов и неметаллов; формировать навыки решения проблемных задач;

-развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы ; развивать самостоятельность и навык

самоанализа ;навыки коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в паре, умение доказывать свою точку

зрения;

-воспитательные: формировать информационную компетентность, способствовать самостоятельно добывать знания,

воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать в коллективе.

  1. Тип урока- урок-введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя.

  2. Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые, фронтальные

  3. Необходимое техническое оборудование :

    компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Приветствует, проверяет готовность к уроку

Выполняют требования учителя

1

2

Актуализация знаний

Формулирует тему, направляет учащихся к самостоятельной постановке цели урока

Задает вопросы, корректирует и комментирует ответы (если необходимо)

В диалоге с учителем формулируют цель урока

Фронтально отвечают на вопросы

5

3

Ответы учащихся на вопросы учителя

Задает вопросы учащимся. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий на развитие понятий о генетическом ряде, генетической связи, простых и сложных веществах, оксидах, основаниях, кислот, солей

Отвечают на вопросы учителя

4

4

Введение нового материала с использованием модулей ФЦИОР

1) Модуль «Понятие о генетической связи и генетическом ряде»

2) Модуль «Генетический ряд металлов»

3) Модуль «Генетический ряд неметаллов»

Объясняет новый материал, используя материалы ЭУМ. Рассказывает, показывает, комментирует и поясняет материал, представленный в модулях

Воспринимают и анализируют информацию, отвечают на вопросы учителя. С помощью интерактивной модели составляют генетические ряды различных элементов металлов и неметаллов

15

5

Закрепление материала с использованием тренажера ФЦИОР

4)Тренажер «Генетические ряды металлов, неметаллов и переходных элементов»

Наблюдает за работой, помогает при необходимости

Формулирует задания для выполнения учащимися

Выполняют задание в группах

Знакомятся с заданием, выполняют задание: составляют уравнения реакций, соответствующие предлагаемым схемам путём ввода уравнений в активную зону с помощью клавиатуры

15

6

Формулирование выводов урока

Учитель открывает слайд, на котором написана цель урока, предлагает учащимся определить, была ли она достигнута, фиксирует выводы; отмечает самых активных

Формулируют выводы

3

7

Домашнее задание

Комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

2

Приложение к плану-конспекту урока

____Генетические ряды металлов и неметаллов____________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2

3

4

Модуль «Понятие о генетической связи и генетическом ряде»

Модуль «Генетический ряд металлов»

Модуль «Генетический ряд неметаллов»

Тренажер «Генетические ряды металлов, неметаллов и переходных элементов»

Информационный, лекция

Информационный, лекция

Информационный, лекция

Практический, упражнения

3 кадра, текст, схемы, интерактивные схемы, интерактивная модель

1 кадр интерактивная схема

1 кадр интерактивная схема

3 задания, редактор уравнений, составление уравнений реакции, соответствующих предлагаемым схемам путём ввода уравнений в активную зону с клавиатуры

http://fcior.edu.ru/card/2046/ponyatie-o-geneticheskoy-svyazi-i-geneticheskom-ryade.html

http://fcior.edu.ru/card/9831/geneticheskiy-ryad-metallov.html

http://fcior.edu.ru/card/14263/geneticheskiy-ryad-nemetallov.html

http://fcior.edu.ru/card/303/trenazher-geneticheskie-ryady-metallov-nemetallov-i-perehodnyh-elementov.html

Открытый урок на тему "Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений"

Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ.

Рассмотрим признаки генетического ряда веществ:

  1. Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом.

  2. Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам ( т.е. отражать разные формы существования химического элемента)

  3. Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.

Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трехосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно также не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований.

Между классами существует важная связь, которую называют генетической ("генезиз" по-гречески обозначает "происхождение"). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.

Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.

Такие цепочки называются генетические ряды. Эти ряды образуют “родственные вещества”, которые взаимосвязаны между собой генетическими связями. Т.е.имеют одно начало.

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1.Генетический ряд , в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следуюших превращений: металл--основный оксид--щёлочь--соль, например генетический ряд калия K--K2O--KOH--KCl.
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: металл--основный оксид--соль--нерастворимое основание--основный оксид--металл. Например:Cu--CuO--CuCl2--Cu(OH)2--CuO-->Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл--кислотный оксид--растворимая кислота--соль.

Например: P--P2O5--H3PO4--Na3PO4.
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота : неметалл--кислотный оксид--соль--кислота--кислотный оксид--неметалл, Например:
Si--SiO2--Na2SiO3--H2SiO3--SiO2--Si.

КГУ "Средняя общеобразовательная школа Махамбет Зеленовского районного отдела образования"

"Утверждаю" "Согласовано" Рассмотрено

Директор школы Зам по УВР Рук-ль МО

________А. Утебалиев Акболатова А.А Убишева Г.М

"___"________2017г. "___"_____2017г. "___"_______2017г.

Краткосрочное планирование

по химии

Тема: Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений.

(9 класс)

Подготовила: Учитель химии (2 категории)

Убишева Г.М

2016-2017 уч.год

Чемодан, мясорубка, корзина Чемодан, мясорубка, корзина

-Всё что пригодится в дальнейшем -Всё что пригодится в дальнейшем

_______________________________________________________________________

- Информацию переработаю - Информацию переработаю ________________________________________________________________________

-Выброшу -Выброшу ________________________________________________________________________

Чемодан, мясорубка, корзина Чемодан, мясорубка, корзина

-Всё что пригодится в дальнейшем -Всё что пригодится в дальнейшем ______________________________________________________________________

- Информацию переработаю - Информацию переработаю _______________________________________________________________________

-Выброшу -Выброшу ________________________________________________________________________

Чемодан, мясорубка, корзина Чемодан, мясорубка, корзина

-Всё что пригодится в дальнейшем -Всё что пригодится в дальнейшем

_______________________________________________________________________

- Информацию переработаю - Информацию переработаю

________________________________________________________________________

-Выброшу -Выброшу

_________________________________________________________________________

Чемодан, мясорубка, корзина Чемодан, мясорубка, корзина

-Всё что пригодится в дальнейшем -Всё что пригодится в дальнейшем

_______________________________________________________________________

- Информацию переработаю - Информацию переработаю ________________________________________________________________________

-Выброшу -Выброшу

_________________________________________________________________________

Тема урока:Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений.

Школа:СОШ Махамбет

Дата:28.02.2017г.

ФИО учителя:Убишева Гулим Муратовна

Класс:

Количество

присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Обобщить полученные знания о неметаллах, металлах и их соединениях, выявить генетическую взаимосвязь, используя новые подходы в обучении.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

  • Смогут классифицировать вещества на простые и сложные, основания, кислоты, соли.

Большинство учащихся будут уметь:

  • Смогут развить умений строить логические связи, осмысленно двигаясь по генетической цепочке “ простое вещество – оксид – гидроксид (кислота) – соль”, а также умение делать выводы

Некоторые учащиеся смогут:

Смогут сформировать понятия о единстве неорганических и органических веществ, об отсутствии резкой границы между веществами живой и неживой природы.

Языковая цель:

Учащиеся могут:

Ключевые слова и фразы:

Генетическая взаимосвязь, кислоты, оксиды, основания, соли.

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:

Вопросы для обсуждения:

На что делятся вещества?

Простые вещества делятся на...?

Сложные делятся на....?

Что такое кислоты?

Что такое основания?

Что такое оксиды?

Что такое соли?

Можете ли вы сказать, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов?

Можете ли вы сказать почему ?

Подсказки:генетическая вазимосвязь.

Генетической связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.

Предыдущее обучение

Учащиеся знакомились с неметаллами и металлами.

План

Планируемын сроки

Планируемые действия(замените записи ниже запланированными действиями)

Ресурсы

Начало урока

Формирование групп методом «Палочки мороженного»

Проверка д/з. Учащиеся заранее подготовили подкаст на тему:" роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах"

Взаимооценивание групп, учитывая разработанные критерии по методу «Две звезды и одно пожелание»)

Побуждающий диалог:

На что делятся вещества?

Простые вещества делятся на...?

Сложные делятся на....?

Что такое кислоты?

Что такое основания?

Что такое оксиды?

Что такое соли?

Можете ли вы сказать, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов?

Можете ли вы сказать почему ?

Обсуждаем вместе с классом критерий успешности:

-четкое знание классификации веществ;

- -уметь составлять уравнения химических реакций, опираясь на знания о неметаллах и металлах;

-доказать генетическую взаимосвязь неметаллов , металлов и их соединений с помощью уравнений реакций.

Одноразовый стакан,

палочки мороженного,

презентация, интерактивная доска.

Середина урока

Индивидуальная работа

Метод «Чтение с пометкой»:

Работа в группах (каждой группе выдается конверт с заданием. Задача каждой группы составить генетическую связь и доказать ее уравнениями реакций)

1 группа – Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca3(PO4)2.

2 группа – P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2.

3группа – Cu → CuO → CuCl2 → Cu (OH)2 → CuSO4

4 группа –S--SO2--SO3---H2SO4---CuSO4

Учащиеся работают в течение 7 минут.

Использую метод « Светофор» для определения усвоения нового материала.

Теперь ЗАДАНИЕ: распределите вещества по группам и ответы запишите на листах бумаги.

Мы рассмотрели небольшие фрагменты взаимопревращений веществ. Эти взаимопревращения различных веществ называются генетической связью (от слова “генезис” - происхождение) или (“генео” - рождаю)

Понятия “оксид”, “кислота”, “основание”, “соль” образуют систему, находящуюся в тесной взаимосвязи, она раскрывается при получении веществ одного класса из веществ другого класса. Она проявляется в процессе взаимодействия веществ и активно используется в практической деятельности человека. Как вы думаете, ребята, достигли мы цели, которую ставили в начале урока? Сейчас мы это проверим.

Задание№2 Вам самим необходимо составить генетическую цепочку взаимопревращений для другой группы.

Учебник «Химия»«Химия -9», авторы М.Усманов, К.Сакарьянова , издательство «Атамұра», 2013 , флипчарты, ноутбук, стикеры, интерактивная доска; конверты с заданиями, лист "приложение 1"

Конец урока

Рефлексия методом "Чемодан, мясорубка, корзина"

Учащиеся отвечают на следующие вопросы.

-Всё что пригодится в дальнейшем - Информацию переработаю - Всё выброшу

Домашнее задание: § повторить п.28-41

Написать сказку «Жили-были металлы и неметаллы»

Интерактивная доска

Презентация «Чемодан, мясорубка, корзина»

Дополнительная информация

Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи соблюдение СанПиН

ИКТ компетентность

Связи с ценностями

  • взаимооценивание групп по методу «Две здвезды и одно пожелание»

  • Само оценивание "Лестница успеха" по критериям успешности:

-четкое знание классификации веществ;

- уметь составлять уравнения химических реакций, опираясь на знания о неметаллах и металлах;

-доказать генетическую взаимосвязь неметаллов , металлов и их соединений с помощью уравнений реакций.

  • Использование здоровье сбержение

  • Математика

  • Бережное отношение к природе

  • Коммуникативное мышление

  • Презентация «Чемодан, мысорубка, корзина

  • ИКТ видеоролик

  • Рациональное использование времени

  • Смена деятельности

Рефлексия

Были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня изучили? На что была направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли хорошо (с учетом преподования и учения?)

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподования и учения?)

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

План-конспект урока по химии (8 класс) по теме: "Генетическая связь между классами неорганической химии"

Урок химии в 8 классе

Тема: Генетическая связь между классами неорганической химии.

Цель урока:         Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде.

Задачи:

  1. Обобщить знания об основных классах неорганических веществ.
  2. Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.
  3. Продолжить формирование навыков проведения эксперимента

Ожидаемые результаты

По обучению

По развитию

По воспитанию

  • Называть классы неорганической химии и характеризовать их свойства
  • Объяснять сущность понятий генетическая связь и генетический ряд

.

  • Монологической и диалоговой речи с использованием химических терминов и понятий
  • Логического мышления
  • Внимания
  • Ответственное отношение к работе
  • Коммуникативность

Ход занятия.

  1. Организационный этап: учащиеся на своих рабочих местах, приветствуют учителя.

2.Подготовка учащихся к осознанному выполнению работы: Вы команда путешественников во времени, но из-за сбоя программы оказались в незнакомом месте. Чтобы вернуться домой надо знать координаты вашего нового местонахождения.  А они спрятаны за 6 замками. Собрать ключи и разгадать код – вот ваша задача для скорейшего возвращения домой.

 А для этого надо пройти 6 испытаний.

Испытание 1. Из реактивов, стоящих у вас на столе, выбрать кислоты (h3SO4, HCl). Объясните свой выбор. Это все кислоты, что мы знаем? Составить формулы кислот по названиям со слайда ( азотная, фосфорная, угольная) КЛЮЧ: МЕЖДУ

Испытание 2. Перед вами в пробирках неподписанные вещества. Мы знаем, что в одной из них кислота, в другой вода, а в третьей – щёлочь. Как определить где какое вещество? ЛАКМУС! КТО ПЕРВЫХ СКАЗАЛ, ТОМУ КЛЮЧ: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ

Испытание 3. Собрать вещества из данного списка  парами. (кислота – кислотный оксид, основание – основный оксид)

CuO, h3SO4, NaOH, h4PO4, P2O5,  Cu(OH)2 ,  SO3, Na2O.

КЛЮЧ: НЕОРГАНИЧЕСКОЙ

Испытание 4. Рассмотрим вещества, стоящие у вас на столах. О каких неорганических веществах мы ещё не говорили сегодня? КТО НАЗОВЁТ СОЛИ, ТОМУ КЛЮЧ: ХИМИИ. Из списка названий выбрать названия солей и составить их формулы: хлорид натрия, оксид серебра, фосфорная кислота, нитрат кальция, магний, гидрокарбонат натрия, гидроксид железа ( III), серная кислота. Кто первый и правильно составит, тому КЛЮЧ: СВЯЗЬ.

Испытание 5. Заполните схему

КЛЮЧ: МЕЖДУ

ВЫ ПРОШЛИ ВСЕ ИСПЫТАНИЯ. Сложите слова в правильной последовательности, что получилось?

Тема нашего сегодняшнего урока: Генетическая связь…

Определение записываем в тетрадь:

Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ.

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл.

Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл

 

Рассмотрим признаки генетического ряда веществ:

  1. Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом.
  2. Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам ( т.е. отражать разные формы существования химического элемента)
  3. Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.

ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ: Задания из дидактического. Выбрать вещества, относящиеся к одному генетическому ряду.

Генетический ряд нерастворимого основания:

    Cu  →  CuO  → CuSO4  → Cu(OH)2  → CuO→ Cu

    Медь         оксид          сульфат          гидроксид          оксид         медь

                      меди(II)       меди (II)        меди(II)               меди(II)

Домашнее задание: с.112 в. 10 (б,к), записи в тетради

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *