География 5 класс планеты солнечной системы – План-конспект урока по географии (5 класс) по теме: Урок-путешествие по географии в 5 классе «Планеты-гиганты и маленький Плутон»

Учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему: Урок Планеты солнечной системы

                                                     

Конкурс творческих разработок педагогических работников образовательных организаций города Ноябрьска

«Инновационные технологии в современной образовательной организации»

«Планеты Солнечной системы»

5 класс

Автор-составитель Ускова Юлия Владимировна

учитель географии

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский

г. Ноябрьск

Планируемый образовательный результат

Предметные умения:

  1. Называть и показывать планеты Солнечной системы;
  2. Называть планеты земной группы и планеты-гиганты.

Личностные:

  1. Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные:

  1. Умение организовывать свою деятельность.
  2. Определять цели и задачи урока.
  3. Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
  4. Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.

Познавательные:

  1. Работать с учебником.
  2. Работать с информационными текстами
  3. Находить отличия планет

Коммуникативные: 

  1. Работа в группе по обсуждению информации.
  2. Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
  3. Умение выражать свои мысли и идеи.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Проверка домашнего задания.

Выполнение теста по домашнему параграфу «Земля и космос».

1 вариант

1. Галактика, в которой мы живем, называется:

а. Магеллановы облака

      б. Млечный путь

      в. Туманность Андромеды

2.Бесконечный во времени и пространстве существующий мир называется:

а. Солнечная система

       б. Космос

       в. Галактика

3.Расстояния между звездами измеряются в..

  а. Километрах

  б. Световых годах

  в. км/с

4.Полярная звезда,  которая является навигационной, находится в созвездии:

а. Южный Крест

б. Большая Медведица

в. Малая Медведица

5. Каждая галактика состоит из:

а. тысяч звезд

б. миллионов звезд

в. миллиардов звезд

2 вариант

1.Бесконечный во времени и пространстве существующий мир называется:

а. Солнечная система

б. Космос

в. Галактика

2. Расстояния между звездами измеряются в..

а. Километрах

б. Световых годах

в. Км/с

 3. Галактика, в которой мы живем, называется:

а. Магеллановы облака

б. Млечный путь

в. Туманность Андромеды

4.Каждая галактика состоит из:

а. тысяч звезд

б. миллионов звезд

в. миллиардов звезд

5. Полярная звезда,  которая является навигационной, находится в созвездии:

а. Южный Крест

б. Большая Медведица

в. Малая Медведица

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность ответа по ключу. Критерии оценок: безошибочная работа – 5 баллов, одна ошибка – 4 балла, 3 ошибки – 3 балла, 2 ошибки – 2 балла. Верните тетради друг другу. У кого «5» поднимите руки, «4»? «3»? Какие ошибки вы допустили?

Актуализация темы.

Демонстрация видеоролика.

— Просмотрев данный ролик, как вы думаете, ребята, о чем пойдет разговор на сегодня на уроке? (Ответы  детей)

 Давай определим, какова будет тема нашего урока? (Ответы  детей)

— Сегодня мы с вами должны будем сформировать представление о планетах Солнечной системы.

— Ребята, как вы считаете, что такое Солнечная система? (Ответы  детей)

Хорошо, давайте сравним ваши ответы с определением в учебнике и запишем его в тетрадь ст. 14 зад 7, воспользуемся учебником, ст. 26.

 — Какие космические тела вам уже известны? (Ответы детей). А давайте посмотрим, какие ещё космические тела присутствуют  в солнечной системе (учебник ст. 26.) и перечислим их тетради (зад.8 ст.14)

Работа с текстом.

Задание 8. Перечислите космические тела, входящие в состав Солнечной системы

А) большие планеты – 8

Б) спутники планет – более 100

В) малые планеты, кометы

Г) межпланетное пространство, заполненное мельчайшими частицами.

— А теперь обратимся к рисунку 19 ст. 26. Посмотрев на этот рисунок, давайте назовём, какие планеты входят в солнечную систему? (Ответы детей) Хорошо, а теперь подпишите названия планет на рис. 2.

Вернёмся к рис. 19 в учебнике. Что вы можете сказать о планетах солнечной системы. (Ответы детей).

 — Правильно все планеты делятся на 2 группы: планеты Земной группы и планеты – гиганты. Планеты этих групп имеют сходство и отличия.

Самостоятельная работа.

При помощи учебника в тетради заполнить таблицу №1 на ст. 15.

Общие черты всех планет Солнечной системы.

Черты сходства планет Земной группы

Черты сходства планет — гигантов

Возникли одновременно.

Находятся ближе к солнцу.

Находятся дальше от солнцу.

Движутся вокруг солнца в одном направлении.

Состоят из твёрдого вещества.

Состоят из веществ в в газообразном и жидком состоянии.

Все вращаются вокруг своей оси.

Имеют небольшие размеры.

Имеют большие размеры

Имеют форму шара.

Медленно вращаются вокруг оси.

Быстро вращаются вокруг оси.

    Рефлексия.  По окончании работы, учащиеся зачитывают свои варианты ответов, учитель проверяет правильность ответов.

Работа в группах.

— А теперь я хочу предложить вам познакомиться с каждой планетой подробней. Для этого нам понадобятся дополнительные источники информации. Каждая группа должна будет составить краткое сообщение при помощи карточки с опорными словами. (Учащиеся при выполнении данного задания пользуют интернет ресурсы, энциклопедии, дополнительный материал).

Представитель от каждой команды рассказывает о своей планете.

— А вам ребята хотелось бы отправиться на какую — нибудь планету? Почему? (Ответы детей)

 — А могли бы мы совершить с вами путешествие по планетам – гигантам? (Ответы детей)

Физ. минутка

 «Игра на внимание» (верное утверждение – хлопок, неверное утверждение – руки вверх):

1.Луна – естественный спутник Земли.

2.Марс – планета земной группы.

3.Земля – самая большая планета.

4.Юпитер – планета–гигант.

5.Плутон – планета земной группы.

6.Солнце – звезда.

Играют, демонстрируя свои физические способности и знания темы

Закрепление и первичный контроль знаний.   

— Сегодня на уроке мы с вами познакомились с планетами солнечной системы. И для того что бы посмотреть как вы усвоили новый материал я предлагаю вам выполнить тест на наших нетбуках.

1 вариант.

1.  Скопление  звезд  от  100 млрд.  до  1 трлн. – это:

     1)  Вселенная                         3)  Солнечная  система

     2)  Галактика                         4)  Созвездие

2.  Планета  Земля  расположена  в  Галактике:

                  1)  Большое  Магелланово  Облако;

                 2)  Туманность  Андромеды;

                 3)  Млечный  Путь;

                 4)  Малое  Магелланово  Облако.

3.  Количество  больших  планет,  входящих  в  состав

    Солнечной  системы:

    1)  8;               2)  12;          3)  4;              4)  15.

4.  Небесные  тела, называемые  «малыми планетами», это:

    1)  метеоры;  2)  кометы;   3)  метеориты;  4)  астероиды.

5.  Самая  дальняя  от  Солнца  из планет  земной  группы:

    1)  Земля;       2)  Марс;      3)  Венера;        4)  Меркурий.

6.  Самая  большая  планета  Солнечной  системы – это:

    1)  Нептун;     2)  Сатурн;  3)  Юпитер;       4)  Марс.

7.  Отличительная  черта  планеты  Земля  от  других  планет  Солнечной  системы:

    1)  шарообразность;

    2)  вращение  вокруг  Солнца;

    3)  осевое  вращение;

    4)  наличие  жизни.

8.  Какое  утверждение о планетах-гигантах является неверным?

     1)  находятся  дальше  от  Солнца;

     2)  имеют  большие  размеры;

     3)  состоят  из  твердого  вещества;

    4)  быстро  вращаются  вокруг  оси.

2 вариант.

1.  Галактика – это:

     1)  Солнце  и  обращающиеся  вокруг  него  планеты;

     2)  несколько  звезд;

     3)  гигантское  скопление  звезд, звездная  система;

     4)  газовые  и  пылевые  туманности.

                 

2.   Полярная  звезда  находится  в  созвездии:

                 1)  Южный  Крест;

                 2)  Пегас;

                 3)  Малая  Медведица;

                 4)  Большая  Медведица.

3.  Солнце – это:

    1)  планета;          2)  звезда;      3)  спутник;          4)  созвездие.

4.  Ближайшей  к  Солнцу  планетой  является:

    1)  Меркурий;     2)  Уран;         3)  Земля;             4)  Сатурн.

5.  Луна  является  спутником:

    1)  Земли;          2)  Марса;         3)  Венеры;       4)  Солнца.

6.  Ближайшими  к  Земле  планетами  Солнечной  системы

     являются:   

                          1)  Сатурн  и  Юпитер;

                          2)  Марс  и  Венера;

                          3)  Юпитер  и  Марс;

                          4)  Венера  и  Меркурий.

7.  Какое  утверждение о планетах  Земной  группы  является

     неверным?

                       1)  находятся  ближе  к  Солнцу;

                     2)  имеют  небольшие  размеры;

                     3)  состоят  из  твердого  вещества;

                     4)  быстро  вращаются  вокруг  оси.

8.  Количество  больших  планет,  входящих  в  состав

    Солнечной  системы:

    1)  8;               2)  12;          3)  4;              4)  15.

Контроль знаний. Время, отведенное на эту работу, истекло.  Нажмете кнопку «Проверить».

Работа над ошибками.  Поднимете руки, кто получил «5», молодцы! Кто получил «4» и «3»? Какие ошибки вы допустили?

— Что нового вы для себя открыли, ребята, сегодня на уроке? (Ответы детей)

Домашнее задание. Параграф 7. В тетради на печатной основе выполнить зад. 11, ст. 16. По желанию подготовить презентации о планетах Земных планет и планет- гигантов.

 Итоги урока.      

Сегодня за урок вы получите 2 оценки. Первую за тест по домашнему заданию, вторую за тест по изученному новому материалу.

Урок закончен. До свидания.

Приложение:

Задания для группы№1

Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам

Меркурий – это самая……..

Эта планета названа в честь….

Она обладает ………………………………………..

Температура  Меркурия………………

Меркурий напоминает…………………..

У этой планеты есть ……………………..

Задания для группы№2

 Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам

Венера третий…

Венера названа……..

У Венеры очень…….

Поверхность ……………

Венера и земля ……………….

Задания для группы№3

Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам

Земля  представляет……..

Её возраст……………

Она образовалась из………….

У Земли есть естественный………..

Главное отличие Земли от ………………

Задания для группы№4

Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам

Марс — ………….…………..

 Назван в честь……………..

Марс в 2 раза …………………

На этой планете находится..………………

Вулкан Олимп достигает…………………..

У Марса тонкая……………………..

Средняя температура Марса…………..

Марс имеет ……………………….

Задания для группы№5

Дайте характеристику планеты Юпитер по опорным словам

Юпитер это……….

Он классифицируется…………..

Юпитер состоит…………..

У него есть  16………….

Его температура…………

Дайте характеристику планеты Сатурн по опорным словам

Сатурн………..

Сатурн назван……..

Планета имеет……………

Задания для группы№6

Дайте характеристику планеты Уран по опорным словам

Уран по удаленности………..

Он был открыт………..

У него есть ….спутников,  из них … основных

Самый большой……

Дайте характеристику планеты Нептун по опорным словам

Нептун это…………

Нептун в … раз……

Назван он …………

Строение его….

План-конспект урока по географии (5 класс) на тему: Открытый урок по предмету география «Планеты солнечной системы»

План-конспект открытого урока по теме «Планеты солнечной системы» 5 класс

Учитель географии и биологии: Корчагин Д.С.

Республика Татарстан, Тукаевский район, Биклянская СОШ

Цель урока:

— Формирование целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе.

Задачи:

— Дать представление о планетах Солнечной системы.

— Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления.

— Пробудить интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: информационно-технологический комплекс (компьютер, проектор, экран), раздаточный материал с заданиями, учебный материал (учебник, тетрадь).

Структура урока (ФГОС):

— Организационный момент;

—  Определение темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Актуализация знаний, первичное усвоение новых знаний.

— Первичное закрепление.

— Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

— Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока

1. Организационный момент

— Доброе утро ребята, готовы погрузиться сегодня в мир удивительных открытий и приключений? (Да) Тогда давайте не будем медлить и отправимся с вами в путешествие!

2. Определение темы, постановка цели урока.

В ночном и черном океане,

Один маяк для разных кораблей;

Он светом путь им освещает,

За эти миллиарды тёмных дней.

Есть те, кто так близки к светилу.

И те, кто всё ещё плывут.

А есть другие, на границе мира,

Которые под сумраком живут.

Но все они, в одном пространстве,

В краю, где вся надежда на маяк.

Ну а в дали, это не странно,

Такие же моря, где рядом свет и мрак.

— Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какая тема урока нас с вами ожидает? (планеты солнечной системы)

— Правильно! Давайте попробуем вместе сформулировать цель нашего урока. Что же нужно нам будет сделать с солнечной системой? (изучить строение солнечной системы, знать какие планеты входят в неё, представить её)

— Всё это верно! А чтобы было точнее, то цель нашего с вами урока – сформировать представление о планетах солнечной системы. Т.е. познакомиться с ними более подробно.

3. Актуализация знаний.

Изучение нового материала

— Ребята, что вы помните о солнечной системе? Давайте немного вспомним что нам известно уже! (повтор предыдущих тем)

— Правильно! Молодцы!

— Солнечная система — это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света — Солнце.

По одной из теорий Солнце образовалось вместе с Солнечной системой около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких сверхновых звезд. Изначально Солнечная система представляла собой облако из газа и частиц пыли, которые в движении и под воздействием своей массы образовали диск, в котором возникла новая звезда Солнце и вся наша Солнечная система.

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются восемь крупных планет.

— Сейчас нам с вами предстоит исследовать планеты солнечной системы. Вы разделены на 3 группы – это ваши экспедиционные компании. Каждая группа будет исследовать, и изучать свою группу планет. Все задания, которые вы будете выполнять, ориентированы на коллективную работу, поэтому вам понадобятся такие качества как сплоченность, взаимовыручка, смекалка, и, конечно же, любознательность.

— Итак, у нас следующие экспедиционные команды: 1-ая «Планеты земной группы», 2-ая «Планеты-гиганты», 3-ья «Планеты-карлики».

Работа в группах.

Первое задание каждой экспедиции – это работа с текстом. Каждой команде раздается текст с описанием планет вашей группы. Вам нужно внимательно изучить текст с описанием планет и ответить на вопросы после текста. Чтобы работа проходила более успешно, нужно распределить вопросы между участниками команды. После завершения работы 1 представитель команды зачитывает вопросы, и дает ответы на них. Время выполнения задания – 5 мин.

1 команда – «Планеты земной группы»

Планеты, относящиеся к земной группе, — Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют небольшие размеры и массы, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходит плотность воды; они медленно вращаются вокруг своих осей; у них мало спутников (у Меркурия и Венеры их вообще нет, у Марса – два крохотных, у Земля — один).

Марс

Эта планета как половина Земли и четвертая от солнца. На ней почти нет атмосферы, один углекислый газ, и она самая холодная (от 00 градусов до минус 113C). День на Марсе идентичен земному, но год длиннее – 687 дней. На Марсе нет жидкостей, есть ледяные шапки газа и воды в замерзшем состоянии. Марс славится вулканами, кратерами и двумя спутниками – Деймосом и Фобосом. Изобилует кратерами и поверхность Марса. Особенно много их в южном полушарии планеты. Темные области, занимающие значительную часть поверхности планеты, получили название морей (Эллада, Аргир и др.). Диаметры некоторых морей превышает 2000 км. Возвышенности, напоминающие земные континенты, представляющие собой светлые поля оранжево-красного цвета, названы материками (Фарсида, Элисиум). Как и на Венере, здесь есть огромные вулканические конусы. Высота наибольшего из них (Олимпа) превышает 25 км, диаметр кратера 90 км. Диаметр основания этой гигантской конусообразной горы более 500 км.

Меркурий

Она ближе всех к Солнцу и самая незначительная по размеру из всех четырех. Она чуть больше Луны. Поверхность Меркурия усыпана оставившими на ней следы ударными кратерами. Это произошло по причине отсутствия (или присутствия в незначительной мере) атмосферы. Температура на Меркурии зашкаливает, разброс огромный от 4270 до минус 173C. Это отличает ее от других планет. Диапазон температур увеличивается/уменьшается в зависимости от расположения к солнцу (на обращенной стороне – высокие, на необращенной — низкие). Вокруг солнца можно обернуться за 88 дней. Это возможно из-за очень близкой его расположенности (46 миллионов километров). Любопытно, что планета очень медленная и один день там равен 59-ю земным. Поверхность Меркурия, изобилующая кратерами, очень напоминает лунную. “Морей” там меньше, чем на Луне, причем они небольшие. Диаметр меркурианского Моря Зноя 1300 км, как и Моря Дождей на Луне. На десятки и сотни километров тянутся крутые уступы, вероятно, порожденные былой тектонической активностью Меркурия, когда смещались и надвигались поверхностные слои планеты. Как и на Луне, большинство кратеров образовались в результате падений метеоритов. Там, где кратеров немного, мы видим сравнительно молодые участки поверхности. Старые, разрушенные кратеры заметно отличаются от более молодых кратеров, хорошо сохранившихся.

Венера

Эта планета – почти аналог Земли (плотность, размер, структура). Там присутствует серная кислота, представленная в облаках, и углекислый газ. Хоть Венера и не близка к Солнцу, в отличие от Меркурия, но она самая жаркая (4500C). Знаменита Венера своим ретроградным вращением: запад – восходит солнце, восток – садится. День на Венере очень длинный и состоит из 243 земных суток. А год длится 225 дней. Венера красива и ярко преподносит себя, появляясь в виде Утренней звезды.

Земля

Она всего пятая по величине в планетарной туманности солнечной системы и третья от самого Солнца. Среди всех планет она единственная обитаемая. Обладая жидким состоянием воды, она зародила жизнь. Мы дышим воздухом, состоящим всего на 28 процентов из кислорода, все остальное – это азот и один процент аргона и углекислого газа. Сезоны на обитаемой планете меняются из-за ее вертикального наклонения на 23 градуса. Год составляет 365 дней, а сутки – 24 часа.

Вопросы: Какие планеты относятся к планетам земной группы? Назовите их.

Какие планеты имеют свои спутники? И сколько?

Какая планета вращается в обратном направлении в солнечной системе?

Почему Марс красный?

2 команда – «Планеты гиганты»

Планеты-гиганты — самые большие тела Солнечной системы после Солнца: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Они располагаются за Главным поясом астероидов и поэтому их ещё называют «внешними» планетами.  Юпитер и Сатурн — газовые гиганты, то есть они состоят в основном из газов, находящихся в твёрдом состоянии: водорода и гелия. А вот Уран и Нептун были определены как ледяные гиганты, поскольку в толще самих планет вместо металлического водорода находится высокотемпературный лёд.

Планеты-гиганты очень быстро вращаются вокруг своих осей; менее 10 ч требуется огромному Юпитеру, чтобы совершить один оборот. Результат быстрого вращения – большое сжатие планет-гигантов (заметное при визуальных наблюдениях). Разность экваториального и полярного радиусов Земли составляет 21 км, а у Юпитера она равна 4400 км. Планеты-гиганты находятся далеко от Солнца, и независимо от характера смены времен года на них всегда господствуют низкие температуры. На Юпитере вообще нет смены времен года, поскольку ось этой планеты почти перпендикулярна к плоскости ее орбиты. Своеобразно происходит смена времен года и на планете Уран, так как ось этой планеты наклонена к плоскости орбиты под углом 8°.

У Юпитера имеется 67 спутников. Четыре крупнейших — Ганимед, Каллисто, Ио и Европа — схожи с планетами земной группы такими явлениями, как вулканическая активность и внутренний нагрев. Ганимед, крупнейший спутник в Солнечной системе, превосходит по размеру Меркурий. Сатурн, известный своей обширной системой колец, имеет несколько схожие с Юпитером структуру атмосферы и магнитосферы. Хотя объём Сатурна составляет 60 % юпитерианского, масса (95 масс Земли) — меньше трети юпитерианской; таким образом, Сатурн — наименее плотная планета Солнечной системы (его средняя плотность меньше плотности воды). У Сатурна имеется 62 подтверждённых спутника; два из них — Титан и Энцелад — проявляют признаки геологической активности. Активность эта, однако, не схожа с земной, поскольку в значительной степени обусловлена активностью льда. Титан, превосходящий размерами Меркурий, — единственный спутник в Солнечной системе с существенной атмосферой.

Уран с массой в 14 раз больше, чем у Земли, является самой лёгкой из внешних планет. Уникальным среди других планет его делает то, что он вращается «лёжа на боку»: наклон оси его вращения к плоскости эклиптики равен примерно 98°. Если другие планеты можно сравнить с вращающимися волчками, то Уран больше похож на катящийся шар. Он имеет намного более холодное ядро, чем другие газовые гиганты, и излучает в космос очень мало тепла. У Урана открыты 27 спутников; крупнейшие — Титания, Оберон, Умбриэль, Ариэль и Миранда.

Нептун, хотя и немного меньше Урана, более массивен (17 масс Земли) и поэтому более плотный. Он излучает больше внутреннего тепла, но не так много, как Юпитер или Сатурн. У Нептуна имеется 14 известных спутников. Крупнейший — Тритон, является геологически активным, с гейзерами жидкого азота. Тритон — единственный крупный спутник, движущийся в обратном направлении. Также Нептун сопровождается астероидами, называемыми троянцы Нептуна, которые находятся с ним в резонансе 1:1.

Вопросы: Какие планеты входят в группу планет-гигантов? Назовите их.

Назовите крупнейший спутник Юпитера, назовите спутник Юпитера состоящий из 2 букв.

Чем отличаются поверхности Урана и Нептуна от Юпитера и Сатурна?

Спутник, какой планеты и как он называется, вращается в обратном направлении и имеет гейзеры с жидким азотом.

3 команда – «Планеты-карлики»

Карликовые планеты вращаются вокруг Солнца, как и восемь больших планет. Но в отличие от планет, карликовые планеты не в состоянии очистить свой орбитальный путь. Карликовая планета намного меньше, чем планеты (меньше, чем даже спутник Земли Луна). Наиболее известной из карликовых планет является Плутон. Главное различие между карликовой планетой и планетой заключается в том, что планеты, расчищают свой путь вокруг Солнца, в то время как карликовые планеты, как правило, имеют орбиты, пересекающие зоны других подобных объектов, таких как Пояс астероидов и Пояс Койпера. Первые пять признанных карликовых планет являются Церера, Плутон, Эрида, Макемаке и Хаумеа. Ученые считают, что могут быть десятки или даже более 100 карликовых планет, ожидающих открытия.

Один из самых маленьких объектов Солнечной системы, радиусом всего 1153 км. Период обращения по орбите вокруг Солнца составляет 90 613 суток (около 248 лет), а оборот вокруг своей оси занимает 6,4 земных суток.  Спутников, сопровождающих его, на данный момент известно 5 – Харон, крупнейший из них, Кербер, Никта, Стикс и Гидра. Орбита этой карликовой планеты эллиптическая, вытянута довольно сильно. Лишь несколько лет назад учёным удалось измерить температуру на поверхности этого небесного тела.

Хаумеа — самая быстровращающаяся из всех планет, известных на сегодняшний день в нашей системе – один оборот вокруг собственной оси занимает всего 4 часа, в то же время как полный облёт Солнца занимает 102937 суток (почти 282 года). Один из самых маленьких объектов, средний радиус составляет всего 718 км, при этом, в отличие от остальных небесных тел, обладает неправильной, как бы сплюснутой, формой. При этом имеется и 2 спутника – Хииака и Намака.

Макемаке. Размер третьей по величине до сих пор не известен точно. Предполагается, что средний радиус приблизительно равен 740 с точностью до 17 км. Зато продолжительность года на ней удалось установить довольно точно — 111867 суток (что примерно равно 306 годам). Спутников на её орбите не обнаружено.

Эрида. Один из самых больших объектов пояса Койпера лишь ненамного превосходит Плутон – 1163 км. Оборот вокруг Солнца занимает 205 029 сут (чуть больше, чем 561 год). Обнаружившие её ученые в 2005 году изначально были уверены, что открыли 10 планету солнечной системы, но впоследствии она была признана карликовой планетой.

Открытие этого небесного тела, можно сказать, положило начало новой эры для астрономии, поскольку именно факт её открытия положил начало многочисленным спорам о статусе Плутона.

Церера — карликовая планета в поясе астероидов внутри Солнечной системы. Также это самая близкая к Земле карликовая планета, долгое время считавшаяся не то астероидом, не то кометой, не то планетой. 1 января 1801 года в своей обсерватории ее открыл Джузеппе Пиацци и посчитал планетой, но так думали только год, после чего Цереру назвали астероидом (а в дальнейшем и карликовой планетой). Многие астробиологи допускают, что на Церере может быть жизнь. Примечательна тем, что еще совсем недавно была в разряде астероидов и занимала среди них первое место по размеру. Продолжительность года, по сравнению с другим удаленными карликовыми планетами — смехотворна, всего 4,6 года. В сравнении с другими, ее диаметр не столь впечатляет и составляет 975×909 км. Период вращения вокруг оси имеет продолжительность около 0,3781 суток. У Цереры спутники не обнаружены.

Вопросы: Сколько планет входит в группу планет-карликов? Назовите их.

Какая планета имеет наибольшее кол-во спутников?

Назовите самую быструю карликовую планету солнечной системы.

Какая планета долгое время считалась астероидом? Чем она отличается от других планет карликов?

— А теперь проверим, как команды слушали друг друга? Каждому из вас роздан небольшой мини-тест, где заданы вопросы, которые были у других команд. Вам в течении 2 мин., нужно ответить на эти вопросы! Приступаем!

Второе задание каждой экспедиции – вам раздаются листы со словами, в которых перепутались все слоги и буквы.  Из этих неправильных слов у вам надо получить правильные слова, путем перестановки букв. Все правильно полученные слова будут связаны с вашей экспедицией по исследуемым вами планетам. Каждой команде на выполнение задания дается 4 мин. Время пошло, начинаем!

1 команда:

путскин – спутник                            сарм — марс

алун – луна                                        ляезм — земля

еренав – венера                                 лапетан — планета

уркимрей – меркурий

2 команда:

уртанс – сатурн                            родя — ядро

руна – уран                                   косепалет — телескоп

путнен – нептун                          аттин — титан

окольц – кольцо

3 команда:

 ирадэ – эрида                             росадите — астероид

лонтуп – плутон                         мокосс — космос  

арцеер – церера                          нроах — харон

батиро – орбита

— Молодцы ребята! А теперь небольшая физкультминутка. Все дружно встали, первое упражнение – потянулись вверх, будто вы пытаетесь достать звезду с неба! А теперь тяните руки в стороны, будто вас разрывают пополам. Покрутились вокруг собственной оси медленно, чтобы не выйти из орбиты. А теперь вышли все к доске – представьте что вы небесные тела, которые медленно плывут по космосу, расслабьте все мышцы.

— Молодцы! Садитесь на места. Мы продолжаем с вами исследовать планеты солнечной системы! И следующее ваше задание – это проект! У вас на партах сейчас лежат отдельные кусочки, фрагменты истории какой-либо планеты, из этих маленьких кусочков на лист формата А4 вам нужно наклеить эти кусочки, чтобы у вас получился мини-альбом (коллаж). После того как вы закончите представитель команды выходит к доске, представляет ваш проект и коротко рассказывает об истории планеты из текста, который вы получили.

1 команда: рисунки с историей Марса.

2 команда: рисунки с историей Сатурна

3 команда: рисунки с историей Плутона

Время выполнения задания 4 мин. Приступаем!

(команды представляют свои проекты)

И последнее ваше задание – составить синквейн по нашей сегодняшней теме «Планеты солнечной системы».

Правила написания синквейна.

1 строка — одно слово или словосочетание — название синквейна, тема, обычно существительное;

2 строка — два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка — три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка — фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое                            отношение к теме;

5 строка — слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Пример: Синквейн на тему А.С. Пушкин.

Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Поэзия его пережила.

Гений.

— Время выполнения задания 3 мин. (Представление командой своего синквейна)

— Мы подошли к концу нашего путешествия. Теперь мы все возвращаемся домой. Давайте вместе подведем итоги проделанной работы. У вас на партах наклеены цветные стикеры двух цветом, сейчас вам буквально 1 минута времени чтобы их заполнить. На стикерах зеленого цвета вы пишите, что вы узнали нового в ходе урока, а на оранжевых пишете ваши пожелания и эмоции по пройденному уроку, затем выходим к доске и клеем их, на правую половину зеленые, на левую – оранжевые.

— А теперь запишите домашнее задание, которое вы видите на доске. Все молодцы! Спасибо за урок, до новых путешествий!

Земля среди других планет Солнечной системы. География. 5 класс. План-конспект урока

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение
темы урока

Учебник с. 14. Беседа по вопросам:

– Что называют космосом или космическим пространством?

– Какие космические тела вам уже известны?

– Почему космические тела видны в ночном небе?

– Предлагают варианты понятия «Космос».

– Называют планеты, звезды, кометы, метеоры и метеориты.

– Высказывают различные предположения

 

 

Формулирование задач урока

Изучите название разделов параграфа и сформулируйте на их основе задачи (применив деятельностную форму, используя глаголы)

Формулируют:

  1. Изучить место Земли в Солнечной системе.
  2. Познакомиться с возникновением Земли.
  3. Определить форму и размеры Земли.

 

С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа

Создание мотивационной установки

– Для чего современному человеку необходимо знать историю возникновения планеты Земля?

– Известно, что наша Земля является одной из планет Солнечной системы. Что общего и что отличительного у нашей планеты и других планет Солнечной системы?

– Высказывает свое мнение.

– Высказывают свои предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо добыть на уроке

 

 

2. Процессуально-содержательный этап урока

Земля в Солнечной системе

По рис. 5 и тексту раздела 1 учебника определите общие и отличительные признаки планеты Земля от других планет Солнечной системы

– Выделяют в тексте «Земля в Солнечной системе» с.14–15 учебника необходимые данные (факты) и заполняют таблицу:

Общие признаки

Отличительные признаки

 

 

 

Дополняют таблицу
недостающими
признаками из
просмотренной
презентации учителя.
Формулируют
уточняющие вопросы.

Возникновение Земли

Просмотреть фрагмент фильма «Дело о планете Земля: Рождение Земли» (начало) (http://rutube.ru/tracks/2317444.html) и сделать вывод о том, как появились космические тела и происходило зарождение Земли

Знакомятся с фрагментом фильма и приводят утверждения ученых о происхождении, космических тел. Работа с рис. 6 стр. 16

 

Составить свой рассказ об этапах развития планеты

Этапы развития Земли

Используя рис.6 и тест раздела 2 «Возникновение Земли» составьте рассказ «Развитие Земли»

 

 

В рабочей тетради выполните зад. 2 с. 8 и дополните рисунок еще одним фрагментом

Форма и размеры Земли

Используя глобус как модель Земли, попробуйте доказать или опровергнуть утверждение И. Ньютона о том, что Земле не имеет форму идеального шара

Изучают последовательность шагов «Школы географа-следопыта» с. 17–18 и на основе проведенных измерений приходят к выводу о точности модели Земли – глобуса в виду значительных уменьшений модели, на которой трудно заметить сплюснутость Земли на полюсах в 21 км. В рабочей тетради делают необходимые записи на с. 9

 

С помощью карандаша и закрепленных на нем полосок бумаги проведите опыт,  наглядно демонстрирующий причину сплюснутости Земли у полюсов

3. Этап закрепления

Закрепление

1. Вопросы для беседы:

– Сколько планет в Солнечной системе?

– По каким признакам некоторые планеты объединены в Земную группу?

– Какой возраст у нашей Земли? Когда и как она возникла?

Отвечают на вопросы.

– 8 планет.

– Называют газовую оболочку, твердую поверхность, внутреннее содержание, малое количество спутников, близкое положение к Солнцу.

– 4,6 млрд лет

 

 

 

2. Тестирование

1) Выберите планеты земной группы:

а) Меркурий, Венера, Марс, Земля
б) Земля, Юпитер Сатурн, Марс
в) Марс, Земля, Уран, Юпитер

2) Выбери планеты — гиганты:

а) Уран, Земля, Меркурий, Марс
б) Марс, Земля, Уран, Юпитер
в) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

3) Какая из планет Солнечной системы имеет самый короткий год?

а) Земля
б) Меркурий
в) Венера

4) Какая из планет имеет самые длинные сутки по сравнению с его годом?

а) Плутон
б) Меркурий

в) Юпитер

5) Какая из планет земной группы находится ближе всего к Земле?

а) Марс
б) Венера
в) Меркурий

6) Какая из планет является самой яркой на ночном небе?

а) Меркурий
б) Венера
в) Юпитер

7) На какой планете облака совершают облет поверхности за 4 часа?

а) Марс
б) Сатурн
в) Венера

8) Названия спутников этой планеты переводятся как “страх” и “ужас”. О какой планете идет речь?

а) Юпитер
б) Плутон
в) Марс

9) Какую планету называют красной?

а) Юпитер
б) Марс
в) Меркурий

10) Выберите из списка планет те, которые имеют кольца?

а) Юпитер
б) Сатурн
в) Уран
г) Нептун
д) Плутон

Отвечают и проводят взаимопроверку, используя ключ:

1 – б,
2 – в,
3 – б,
4 – б,
5 – б,
6 – б,
7 – в,
8 – в,
9 – б,
10 – а, б, в, г.

 

 

Подведение итогов

Подготовьте свое предложение в общий (всего класса) рассказ о том, что узнали на уроке:

– Как возникла Земля в Солнечной системе?

– Какие у нее есть особенности?

– Как она развивалась?

– Какую имеет форму и размеры?

Составляют коллективный рассказ, дополняя предложения предыдущего товарища выстраивая его в логике

 

 

4. Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

– Прием «Ассоциации» К предложенному понятию каждый участник подбирает 2-3 слова (пишет в тетради или вслух говорит), с которым оно у него ассоциируется. Можно взять понятие «Земля»

– Записывают на предложенных листочках. Зачитывают вслух

 

 

Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Пять пальцев»

М – (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?

Б – (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С – (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?

У – (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?

Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?

Прием «Пять пальцев»

Обведите свою ладошку.

– На мизинце продолжите: Я узнал о…

– На безымянном продолжите: Я сделал…

– На среднем пальце продолжите: Настроение у меня …

– На указательном – продолжите: Я помог …

– На большом пальце – продолжите: Мое самочувствие …

Обводят ладошки, подписывают и прикрепляют возле модуля «Солнечная система». «Порядок должен быть везде. Во Вселенной, в Солнечной системе, в наших мыслях, делах, поступках. И тогда воцарится гармония, любовь, красота, мир в нашей жизни и во всем необъятном космосе».

– Анализируют свою деятельность на уроке.

– Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие словами.

 

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

– Найти в тексте (параграф 3 с. 14–17) определения основных понятий урока и выписать их в тетрадь.

– Выполните устно задание 5 и 6 с. 18 учебника.

– В рабочей тетради выполните задания 1, 3. с. 8–9

– Находят в параграфе основные понятия и выделяют в тексте их определения.

– Готовят ответ на задания в конце параграфа.

– Выполняют задания в тетради

 

 

Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

Создание с помощью разноцветного пластилина модели солнечной системы

По рис. 5 и другим источникам определяют соотношение размеров планет Солнечной системы и расстояний удаленности от Солнца

 

Готовят модель, пропорции размеров планет и Солнца

Составление презентации о различных гипотезах возникновения Земли

– Изучают детскую энциклопедию (Аванта+), географические словари и Интернет-ресурсы.

– Выбирают необходимый материал и составляют сообщение или презентацию

 

Презентация в программе Power Point «Гипотезы возникновения Земли»

Конспект урока по географии 5 класс «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по географии 5 класс

« Планеты Солнечной системы»

Цель урока:

— Формирование целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе.

Тип урока: усвоение новых знаний с элементами практической деятельности (комбинированный)

Планируемые результаты:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: информационно-технологический комплекс (компьютер, проектор, экран), раздаточный материал с заданиями, учебный материал (учебник, тетрадь).

Реализуемые аспекты:

Образовательный аспект:

Дать представление о планетах Солнечной системы.

Развивающий аспект:

Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательный аспект:

Пробудить интерес к познанию окружающего мира.

Организация пространства: работа в группах с дополнительным материалом.

1.Организационный этап

2. Определение темы урока.

Постановка цели и задач урока.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Первичное усвоение новых знаний.

— Доброе утро ребята, готовы погрузиться сегодня в мир удивительных открытий и приключений?

— Тогда давайте не будем медлить и отправимся с вами в путешествие!

В ночном и черном океане,

Один маяк для разных кораблей;

Он светом путь им освещает,

За эти миллиарды тёмных дней.

Есть те, кто так близки к светилу.

И те, кто всё ещё плывут.

А есть другие, на границе мира,

Которые под сумраком живут.

Но все они, в одном пространстве,

В краю, где вся надежда на маяк.

Ну а в дали, это не странно,

Такие же моря, где рядом свет и мрак.

— Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какая тема урока нас с вами ожидает?

— Правильно! Давайте попробуем вместе сформулировать цель нашего урока. Что же нужно нам будет сделать с солнечной системой?

— Всё это верно! А чтобы было точнее, то цель нашего с вами урока – сформировать представление о планетах солнечной системы. Т.е. познакомиться с ними более подробно.

— Солнечная система — это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света — Солнце.

По одной из теорий Солнце образовалось вместе с Солнечной системой около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких сверхновых звезд. В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются восемь крупных планет.

— Сейчас нам с вами предстоит исследовать планеты солнечной системы. Вы разделены на 3 группы – это ваши экспедиционные компании. Каждая группа будет исследовать, и изучать свою группу планет. Все задания, которые вы будете выполнять, ориентированы на коллективную работу, поэтому вам понадобятся такие качества как сплоченность, взаимовыручка, смекалка, и, конечно же, любознательность.

Работа в группах.

Первое задание каждой экспедиции – это работа с текстом. Каждой команде раздается текст с описанием планет вашей группы. Вам нужно внимательно изучить текст с описанием планет и ответить на вопросы после текста. Чтобы работа проходила более успешно, нужно распределить вопросы между участниками команды. После завершения работы 1 представитель команды зачитывает вопросы, и дает ответы на них. Время выполнения задания – 5 мин.

Вопросы: Какие планеты относятся к планетам земной группы? Назовите их.

Какие планеты имеют свои спутники? И сколько?

Какая планета вращается в обратном направлении в солнечной системе?

Дети отвечают на вопрос учителя: «Да»

Обучающиеся формулируют тему урока:

«Планеты Солнечной системы»

Изучить строение солнечной системы, знать какие планеты входят в неё, представить её.

Учащиеся слушают объяснение учителя.

Слушают и запоминают задание учителя.

Класс делится на экспедиционные команды: 1-ая «Планеты земной группы», 2-ая «Планеты-гиганты», 3-ья «Планеты-карлики».

В группах обучающиеся выполняют первое задание- работа с текстом.

1 команда – «Планеты земной группы»

Планеты, относящиеся к земной группе, — Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют небольшие размеры и массы, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходит плотность воды; они медленно вращаются вокруг своих осей; у них мало спутников (у Меркурия и Венеры их вообще нет, у Марса – два крохотных, у Земля — один).

Вопросы: Какие планеты входят в группу планет-гигантов? Назовите их.

Назовите крупнейший спутник Юпитера, назовите спутник Юпитера состоящий из 2 букв.

2 команда – «Планеты гиганты»

Планеты-гиганты — самые большие тела Солнечной системы после Солнца: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Они располагаются за Главным поясом астероидов и поэтому их ещё называют «внешними» планетами.  Юпитер и Сатурн — газовые гиганты, то есть они состоят в основном из газов, находящихся в твёрдом состоянии: водорода и гелия. А вот Уран и Нептун были определены как ледяные гиганты, поскольку в толще самих планет вместо металлического водорода находится высокотемпературный лёд.

У Юпитера имеется 67 спутников. Четыре крупнейших — Ганимед, Каллисто, Ио и Европа — схожи с планетами земной группы такими явлениями, как вулканическая активность и внутренний нагрев.

5. Первичное закрепление.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Вопросы: Сколько планет входит в группу планет-карликов? Назовите их.

Какая планета имеет наибольшее кол-во спутников?

— Молодцы! Садитесь на места. Мы продолжаем с вами исследовать планеты солнечной системы! И следующее ваше задание – это проект! У вас на партах сейчас лежат отдельные кусочки, фрагменты истории какой-либо планеты, из этих маленьких кусочков на лист формата А4 вам нужно наклеить эти кусочки, чтобы у вас получился мини-альбом (коллаж). После того как вы закончите представитель команды выходит к доске, представляет ваш проект и коротко рассказывает об истории планеты из текста, который вы получили.

Время выполнения задания 4 мин. Приступаем!

— А теперь запишите домашнее задание, которое вы видите на доске. Составить синквейн:

1 строка — одно слово или словосочетание — название синквейна, тема, обычно существительное;

2 строка — два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка — три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка — фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое                            отношение к теме;

5 строка — слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

— Мы подошли к концу нашего путешествия. Теперь мы все возвращаемся домой. Давайте вместе подведем итоги проделанной работы. У вас на партах наклеены цветные стикеры двух цветом, сейчас вам буквально 1 минута времени чтобы их заполнить. На стикерах зеленого цвета вы пишите, что вы узнали нового в ходе урока, а на оранжевых пишете ваши пожелания и эмоции по пройденному уроку, затем выходим к доске и клеем их, на правую половину зеленые, на левую – оранжевые.

Спасибо за урок, до новых путешествий!

3 команда – «Планеты-карлики»

Карликовые планеты вращаются вокруг Солнца, как и восемь больших планет. Но в отличие от планет, карликовые планеты не в состоянии очистить свой орбитальный путь. Карликовая планета намного меньше, чем планеты (меньше, чем даже спутник Земли Луна). Наиболее известной из карликовых планет является Плутон. Главное различие между карликовой планетой и планетой заключается в том, что планеты, расчищают свой путь вокруг Солнца, в то время как карликовые планеты, как правило, имеют орбиты, пересекающие зоны других подобных объектов, таких как Пояс астероидов и Пояс Койпера. Первые пять признанных карликовых планет являются Церера, Плутон, Эрида, Макемаке и Хаумеа. Ученые считают, что могут быть десятки или даже более 100 карликовых планет, ожидающих открытия.

Учащиеся выполняют задание, после- фикультминутку.

Класс снова делится на 3 команды:

1 команда: рисунки с историей Марса.

2 команда: рисунки с историей Сатурна

3 команда: рисунки с историей Плутона

После выполнения задания команды представляют свои проекты.

Записывают домашнее задание.

Обучающиеся пишут, что нового узнали на уроке, пожелания, затем приклеивают на доску.

Викторина по географии на тему «Планеты Солнечной системы» (5 класс)

Викторина

«Самый Умный 5-ый класс»

Тема

«Планеты Солнечной системы»

Подготовила учитель географии

Долгих Елена Владимировна

МБОУ МЛГ №33

Викторина проводится после изучения полюбившейся детьми темы «Планеты Солнечной системы».

Цель проведения викторины: развитие интереса к предмету через внеурочную деятельность, популяризация географических знаний, обобщение и углубление знаний по теме.

От каждого класса выбирается команда и болельщики.

Вопросы викторины.

1.Центр Солнечной системы? (Солнце). 2.Перечислите планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс).
3.Назовите планеты – гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
4.За какое время Меркурий делает один оборот вокруг Солнца? (за 88 з.с.).


5.Почему планета Плутон была названа в честь греческого божества, владыки подземного мира? (На ней невероятный холод — 230 °).
6.Из какого газа в основном состоит атмосфера Марса? (из углекислого газа).
7.Почему Венера названа в честь богини любви и красоты? (на небе сияет ярче всех звезд).
8.Температура на этой планете около — 130°(на Юпитере).


9.Из чего состоят кольца Сатурна? (из камней, глыб, покрытых льдом, снегом, инеем).
10.Можно ли приземлится на Юпитере? (нет. Газовый гигант).
11.Что в переводе с греческого означает слово «кратер»? («большая чаша»). 12.Почему Марс назван в честь бога войны? (красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь).


13.За какое время Земля делает один оборот вокруг своей оси?(за 24 часа).
14.Почему Юпитер назван в честь главного римского бога? (самая большая планета Солнечной системы).
15.Самая необычная по внешнему виду планета?(Сатурн).
16.Какие участки лунной поверхности принято называть морями? (сравнительно ровные, покрытые застывшей лавой).


17.Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер).
18.Из каких газов состоит атмосфера Земли? (азота, кислорода, углекислого газа).
19.За какое время Марс делает один оборот вокруг своей оси? (за 24 часа).
20.Самый большой спутник Сатурна. (Титан).


21.Смена времен года на Земле обусловлена… (вращением Земли вокруг Солнца).
22.Какие планеты называют близнецами? (Уран и Нептун).
23.Какие планеты земной группы имеют спутники? (Земля и Марс).


24.Почему Меркурий назван в честь древнегреческого бога торговли Гермеса? (самая быстрая планета).
25.Как называются спутники Марса? (Фобос и Деймос).
26Самое большое количество спутников у… (Сатурна).
27.Естественный спутник Земли? (Луна).


28.Какой газ составляет атмосферу большинства планет-гигантов? (водород).
29.Самый большой спутник Юпитера и крупнейший из всех спутников в Солнечной системе? (Ганимед).
30.Самая близкая к Солнцу планета ? (Меркурий).
31.Самый высокий вулкан в Солнечной системе ? (г.Олимп на Марсе).


32.Самая горячая планета Солнечной системы? (Венера).
33.Что такое Большое Красное пятно? (Гигантский вихрь).
34.Самая большая из планет земной группы? (Земля).
35.Из какого газа в основном состоит атмосфера Венеры? (из углекислого газа).

36.Что общего у всех планет земной группы? (небольшие размеры, нет или мало спутников, твердая поверхность, близко расположены к Солнцу).
37.Что общего у всех планет-гигантов? (Газовые гиганты, большое количество спутников, кольца, сильно удалены от Солнца).


Подведение итогов. Поздравляем победителя!

План-конспект урока по географии (5 класс): Конспект урока географии 5 класс. Тема «Земля — планета Солнечной системы»

                                                                                            Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

5

Тема урока

 Земля – планета Солнечной системы

Тип урока.

Открытие новых знаний

Цель урока

  Создать условия для формирования представления о Земле как планете Солнечной системы

Задачи урока

Образовательные: Научить различать планеты земной группы, измерять «земные окружности» с помощью глобуса, определять место планеты Земля среди других планет Солнечной системы.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, научить учащихся анализировать информацию, самостоятельно классифицировать и группировать ее, решать творческие задачи,  развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: воспитание любви  и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

УУД

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты

Предметные: различать планеты земной группы, измерять «земные окружности» с помощью глобуса, определять место планеты Земля среди других планет Солнечной системы

Личностные: формирование целостного мировоззрения  о месте Земли в Солнечной системе, формирование коммуникативной компетенции.

Метапредметные: выделять и объяснять существенные признаки понятия «глобус», использовать метод моделирования для объяснения причины разного радиуса Земли, находить и использовать дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, сравнивать результаты измерений и делать выводы

Основные понятия

 Солнечная система, земная группа планет, полярный радиус, экваториальный радиус, глобус, метод моделирования

Межпредметные связи

Биология, астрономия, окружающий мир

Ресурсы урока

 учебник, рабочая тетрадь, презентация,  глобусы, мягкие линейки

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технологии

Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

План-конспект  урока географии в 5 классе по теме: «Земля – планета Солнечной системы»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ценностный компонент урока

Мотивационно-организационный этап

Эвристическое задание – метод гипотез

Организационный момент.

Формулирование темы урока.  — Ребята, я вам загадаю загадки, с помощью которых вы сможете назвать тему сегодняшнего урока:

«Весь мир кормлю,  а  сама не ем».

« Никого не родила, а все матушкой зовут».

«Кто входит в окно , и не раскрывает его?»

«Без него плачемся, а как появится – от него прячемся».

Из уроков окружающего мира вы знаете, что наша планета не одинока во Вселенной. Как бы вы сформулировали нашу тему?

А теперь давайте попробуем составить план изучения нашей темы. Для этого откройте учебники на стр. 14-17  и посмотрите в параграфе какие вопросы нам нужно обсудить.                                            

-Ребята, а зачем современному человеку знать историю возникновения Земли? — Что общего у нашей планеты с другими планетами Солнечной системы?

Я думаю, что на эти вопросы мы ответим сегодня на уроке.

-Знаете ли вы значение словосочетания «Тридевять земель»? Предложите гипотезу.

Объяснение учителя: Есть такая гипотеза, что в нашей Солнечной системе существует 27 Земель. Современная наука открыла их только часть и продолжает открывать, а наши предки знали все 27 Земель (тридевять из сказок многие помнят, что  три по девять = 27)

Учащиеся отгадывают загадки и формулируют тему урока. «Земля и планеты Вселенной», «Планеты Солнечной системы и планета Земля».

Учащиеся отвечают, записывают в тетрадях.

Составляют план.

Учащиеся отвечают. Предположительные ответы: очень далеко, за горизонтом, труднодоступные места, добраться туда невозможно

Самостоятельное формулирование темы

Самостоятельное составление плана

самореализация ученика

  Организация усвоения нового материала

1.Земля в Солнечной системе

2.Происхождение Земли

3.Форма и размеры Земли.  Практическая работа в группах.

Демонстрация опыта в группе.

Эвристическое задание – метод «Если бы…»

Закрепление

Итак, тема и план нашего урока определены, а знаете ли вы  каков состав нашей Солнечной системы?

Давайте в тетрадях запишем:

                           Солнечная система

                                         8 планет

Земная                                               планеты-

группа:                                               гиганты:

1.

2

3

Учитель дает краткую информацию о существующих гипотезах происхождения планеты Земля.

Давайте рассмотрим рисунок №6 учебника и попытаемся воссоздать картину развития Земли в течение первых миллиардов лет.

Работать будем следующим образом: на рисунке 6 картинок, каждый ряд должен найти в тексте параграфа подходящие к 2 картинкам предложения. 1 ряд –1 и 2 картинки, 2 ряд – 3 и 4 картинки, 3 ряд – 5 и 6 картинки. Даю вам время, а затем послушаем получившийся рассказ.

Какова, по – вашему мнению,  форма Земли? Ведь в далеком прошлом люди не верили, что у нашей планеты шарообразная форма. Оказывается, Земля не идеальный шар, каким представлена в модели – глобусе.

Впервые предположение о том, что Земля не имеет форму идеального шара,  высказал известный английский ученый Исаак Ньютон. Чтобы доказать такие предположения, Французская академия направила экспедиции в Южную Америку и позже в Скандинавию. Ньютон оказался прав: из-за вращения Земли вокруг своей оси Земля оказалась сплюснута у полюсов. И расстояние от центра Земли до полюса меньше, чем до экватора на 21 км.

Учитель дает задание из раздела «Школа географа-следопыта».

Давайте попробуем сами убедиться в том, что Земля – не идеальный шар. Нам поможет в этом глобус.

При помощи портновского метра измерим длину экватора и длину окружности, проходящей через Северный и Южный полюсы.

Попробуем сделать вывод:

Так как длины экватора и окружности, проходящей через полюсы, на глобусе почти ________________, то глобус имеет ________________________ форму, что соответствует форме Земли.

А почему мы не замечаем на глобусе сплюснутость Земли?

* Представьте себе, что Земля имеет форму куба. Как изменилась бы жизнь на нашей планете?

Ну а теперь мы выполним задания для закрепления всего изученного.

Тест: на карточках

1.Выберите вариант ответа, содержащий названия планет земной группы.

А)Меркурий, Венера, Марс, Земля

Б) Земля, Юпитер, Сатурн, Марс

В) Марс, Земля, Уран, Юпитер

2. Выберите вариант ответа, содержащий названия внешних планет:

А) Уран, Земля, Меркурий, Марс

Б)  Марс, Земля, Уран, Юпитер

В) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

3.Какая из планет Солнечной системы быстрее всех совершает оборот вокруг Солнца?

А) Земля

Б) Меркурий
В) Венера

Г) Марс

4.Какую планету называют красной?

А) Юпитер

Б) Марс

В) Меркурий

Молодцы, урок наш подходит к концу. Подведем итоги.                       

Школьники перечисляют планеты, которые им известны из курса «Окружающий мир».

Записывают в тетрадях.

РТ стр.7 № 1

Проверяют в ходе фронтального опроса.  Воспроизводят схему на доске.

Составляют рассказ на основе текста учебника. Озвучивают фрагмент, отражающий соответствующий этап.

«Школа географа-следопыта».

РТ стр. 9

Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях. Измеряют окружности по экватору и меридиану, записывают данные в тетрадь.

Делают записи в РТ.

Проводится обсуждение. Учащиеся самостоятельно делают вывод  о том, что экваториальный радиус больше полярного.

(Из-за значительной уменьшенности модели земли – глобуса.)

Контурные карты (задание 1)- Подписать планеты Солнечной системы.

Отвечают на вопросы и проводят взаимопроверку по ключу на слайде.

Использование ранее полученных знаний их разных источников

Работа в парах – выбирают диктора, отбирают необходимый материал.

Возможность развития коммуникативной компетенции

Рефлексивно-оценочный этап

Домашнее задание

Рефлексия.  Игра  «Удивительные материки»

Домашнее задание:

Параграф №3, стр. 18 – якорь. (проект)

Учащиеся рисуют планеты, которые для них были в течение урока наиболее привлекательными: планета Радости,  планета  Грусти,  планета  Удовольствия,  планета Наслаждения,  планета  Недоумения, Бермудский треугольник.

Учащиеся получают возможность высказать свое мнение об уроке

Дифференцированное домашнее задание позволяет реализовать индивидуальный подход


УРОК «ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

«Удивительные планеты»

Планета Радости

                                                                                          Планета Грусти

        

Планета Удовольствия

                                                                     Планета Наслаждения

        

                                                                                                                               Бермудский треугольник

        Планета Недоумения

1.Выберите вариант ответа, содержащий названия планет земной группы.

А)Меркурий, Венера, Марс, Земля

Б) Земля, Юпитер, Сатурн, Марс

В) Марс, Земля, Уран, Юпитер

2. Выберите вариант ответа, содержащий названия внешних планет:

А) Уран, Земля, Меркурий, Марс

Б)  Марс, Земля, Уран, Юпитер

В) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

3.Какая из планет Солнечной системы быстрее всех совершает оборот вокруг Солнца?

А) Земля  Б) Меркурий    В) Венера    Г) Марс

4.Какую планету называют красной?

А) Юпитер    Б) Марс    В) Меркурий

5.Каков возраст Солнечной системы?

А) 50 млн.лет   Б) 500 млн. лет      В) 5 млрд. лет

1.Выберите вариант ответа, содержащий названия планет земной группы.

А)Меркурий, Венера, Марс, Земля

Б) Земля, Юпитер, Сатурн, Марс

В) Марс, Земля, Уран, Юпитер

2. Выберите вариант ответа, содержащий названия внешних планет:

А) Уран, Земля, Меркурий, Марс

Б)  Марс, Земля, Уран, Юпитер

В) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

3.Какая из планет Солнечной системы быстрее всех совершает оборот вокруг Солнца?

А) Земля   Б) Меркурий    В) Венера     Г) Марс

4.Какую планету называют красной?

А) Юпитер    Б) Марс     В) Меркурий

5.Каков возраст Солнечной системы?

А) 50 млн.лет    Б) 500 млн. лет    В) 5 млрд. лет

1.Выберите вариант ответа, содержащий названия планет земной группы.

А)Меркурий, Венера, Марс, Земля

Б) Земля, Юпитер, Сатурн, Марс

В) Марс, Земля, Уран, Юпитер

2. Выберите вариант ответа, содержащий названия внешних планет:

А) Уран, Земля, Меркурий, Марс

Б)  Марс, Земля, Уран, Юпитер

В) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

3.Какая из планет Солнечной системы быстрее всех совершает оборот вокруг Солнца?

А) Земля   Б) Меркурий    В) Венера     Г) Марс

4.Какую планету называют красной?

А) Юпитер    Б) Марс     В) Меркурий

5.Каков возраст Солнечной системы?

А) 50 млн.лет    Б) 500 млн. лет    В) 5 млрд. лет

Презентация к уроку географии по теме: «Планеты Солнечной системы»

Планеты Солнечной системы   у рок географии в 5 классе   Автор: Лунина Галина Владимировна учитель географии ГБОУ ООШ № 23 г.о. Чапаевск Самарской области

Планеты Солнечной системы у рок географии в 5 классе

Автор: Лунина Галина Владимировна

учитель географии ГБОУ ООШ № 23 г.о. Чапаевск Самарской области

ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Ближайшими к Солнцу являются следующие планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля и Марс. За ними находится пояс астероидов. Далее следуют Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. И, наконец, самая дальняя из планет — Плутон. В конце XX века у ученых появились сомнения, имеет ли смысл относить Плутон к большим планетам, т.к. он не является газовой планетой. Однако, Международный астрономический союз (МАС) выступил с заявлением, что статус Плутона как планеты менять не будут.

Ближайшими к Солнцу являются следующие

планеты земной группы: Меркурий, Венера,

Земля и Марс.

За ними находится пояс астероидов.

Далее следуют Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

И, наконец, самая дальняя из планет — Плутон.

В конце XX века у ученых появились сомнения,

имеет ли смысл относить Плутон к большим

планетам, т.к. он не является газовой планетой.

Однако, Международный астрономический союз

(МАС) выступил с заявлением, что статус

Плутона как планеты менять не будут.

Ближайшими к Солнцу являются следующие планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля и Марс. За ними находится пояс астероидов. Далее следуют Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. И, наконец, самая дальняя из планет — Плутон. В конце XX века у ученых появились сомнения, имеет ли смысл относить Плутон к большим планетам, т.к. он не является газовой планетой. Однако, Международный астрономический союз (МАС) выступил с заявлением, что статус Плутона как планеты менять не будут. ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ  ГРУППЫ

ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ

МЕРКУРИЙ Древние римляне считали Меркурия покровителем торговли и путешественников, а также вестником богов. Неудивительно, что небольшая планета, быстро перемещающаяся по небу вслед за Солнцем, получила его имя.

МЕРКУРИЙ

Древние римляне считали

Меркурия покровителем

торговли и

путешественников, а также

вестником богов.

Неудивительно, что

небольшая планета, быстро

перемещающаяся по небу

вслед за Солнцем, получила

его имя.

МЕРКУРИЙ Меркурий ближе к Солнцу, чем Земля. Период его обращения вокруг Солнца — 88 земных суток, вокруг собственной оси — 59 земных суток. Спутников Меркурий не имеет. Солнечные сутки на Меркурии длятся 176 земных суток, т.е. ровно 2 меркурианских года. Это явление происходит из-за особого соотношения между периодами обращения планеты вокруг оси и вокруг Солнца. Быстро мчась по орбите, Меркурий лениво поворачивается вокруг своей оси.

МЕРКУРИЙ

Меркурий ближе к Солнцу, чем Земля. Период его

обращения вокруг Солнца — 88 земных суток,

вокруг собственной оси — 59 земных суток.

Спутников Меркурий не имеет.

Солнечные сутки на Меркурии длятся 176 земных

суток, т.е. ровно 2 меркурианских года.

Это явление происходит из-за особого соотношения

между периодами обращения планеты вокруг оси и

вокруг Солнца. Быстро мчась по орбите, Меркурий

лениво поворачивается вокруг своей оси.

ВЕНЕРА Венера — самая прекрасная и самая близкая к Земле планета. Она носит имя богини любви.

ВЕНЕРА

Венера — самая

прекрасная и самая

близкая к Земле

планета. Она носит

имя богини любви.

ВЕНЕРА Период обращения по орбите – 224,7 земных суток, а период вращения вокруг оси – 243,02 земных суток. При этом Венера вращается в сторону, противоположную своему движению по орбите.

ВЕНЕРА

Период обращения по орбите – 224,7

земных суток, а период вращения

вокруг оси – 243,02 земных суток.

При этом Венера вращается в

сторону, противоположную своему

движению по орбите.

Венера покрыта твердыми породами. Под ними циркулирует раскаленная лава, которая постоянно извергается из отверстий и разрывов в твердых породах. В некоторых местах густая лава, постепенно сочась, скапливается в виде огромных луж шириной до 25 км. В других местах громадные пузыри лавы образуют на поверхности купола, которые затем опадают.

Венера покрыта твердыми породами. Под ними

циркулирует раскаленная лава, которая постоянно

извергается из отверстий и разрывов в твердых

породах. В некоторых местах густая лава,

постепенно сочась, скапливается в виде огромных

луж шириной до 25 км. В других местах громадные

пузыри лавы образуют на поверхности купола,

которые затем опадают.

ЗЕМЛЯ Наша планета — Земля — движется вокруг Солнца по близкой к круговой орбите, радиус которой — 149,6 млн. км. Земля имеет грушевидную форму, называемую геоидом. Сплюснутость Земли с полюсов объясняется вращением.

ЗЕМЛЯ

Наша планета — Земля —

движется вокруг Солнца

по близкой к круговой

орбите, радиус которой —

149,6 млн. км. Земля

имеет грушевидную

форму, называемую

геоидом. Сплюснутость

Земли с полюсов

объясняется вращением.

ЗЕМЛЯ Период обращения по орбите составляет 365,256 земных суток или 1 год. Средняя скорость движения по орбите — 29,8 км/с. Период вращения вокруг оси — звездные сутки — 23ч.56мин.4,099сек.

ЗЕМЛЯ

Период обращения по орбите

составляет 365,256 земных суток или

1 год. Средняя скорость движения по

орбите — 29,8 км/с.

Период вращения вокруг оси —

звездные сутки — 23ч.56мин.4,099сек.

ЛУНА

ЛУНА

Луна - единственный естественный спутник Земли. Расстояние до Земли — 384400 км. Хотя Луна и вращается вокруг своей оси, она всегда обращена к Земле одной и той же стороной. Дело в том, что Луна совершает один оборот вокруг своей оси за то же самое время (27,3 суток), что и один оборот вокруг Земли. А поскольку направление обоих вращений совпадает, противоположную ее сторону с Земли увидеть невозможно.

Луна — единственный естественный спутник Земли.

Расстояние до Земли — 384400 км. Хотя Луна и вращается

вокруг своей оси, она всегда обращена к Земле одной и той

же стороной. Дело в том, что Луна совершает один оборот

вокруг своей оси за то же самое время (27,3 суток), что и

один оборот вокруг Земли. А поскольку направление обоих

вращений совпадает, противоположную ее сторону с Земли

увидеть невозможно.

Луна не излучает собственного света, виден лишь отраженный от ее поверхности солнечный свет. Новолуние — Луна находится между Землей и Солнцем, Солнце освещает ту сторону Луны, которая повернута к нему.

Луна не излучает собственного света, виден

лишь отраженный от ее поверхности солнечный

свет. Новолуние — Луна находится между Землей

и Солнцем, Солнце освещает ту сторону Луны,

которая повернута к нему.

МАРС Марс — четвертая по расстоянию от Солнца планета Солнечной системы. Древние ученые назвали планету Марс в честь бога войны за кроваво-красный цвет.

МАРС

Марс — четвертая по

расстоянию от Солнца

планета Солнечной

системы. Древние ученые

назвали планету Марс в

честь бога войны за

кроваво-красный цвет.

МАРС Исследования Марса обнаружили такие особенности, как сезонные изменения его поверхности. Это прежде всего относится к «белым полярным шапкам», которые с наступлением осени начинают увеличиваться (в соответствующем полушарии), а весной довольно заметно «таять».

МАРС

Исследования Марса

обнаружили такие

особенности, как сезонные

изменения его поверхности.

Это прежде всего относится к

«белым полярным шапкам»,

которые с наступлением осени

начинают увеличиваться (в

соответствующем полушарии), а

весной довольно заметно

«таять».

На поверхности Марса расположены горные системы, хребты, плато, плоскогорья и комплексы пересекающихся долин. Она изрезана сухими руслами высохших рек и потоков.

На поверхности Марса расположены горные

системы, хребты, плато, плоскогорья и

комплексы пересекающихся долин. Она

изрезана сухими руслами высохших рек и

потоков.

СПУТНИКИ МАРСА Деймос

СПУТНИКИ МАРСА

Деймос

ПЛАНЕТЫ - ГИГАНТЫ

ПЛАНЕТЫ — ГИГАНТЫ

ПЛАНЕТЫ - ГИГАНТЫ ПЛАНЕТЫ - ГИГАНТЫ ПЛАНЕТЫ - ГИГАНТЫ СПУТНИКИ ЮПИТЕРА Европа Ганимед

СПУТНИКИ ЮПИТЕРА

Европа

Ганимед

СПУТНИКИ ЮПИТЕРА Каллисто   Ио

СПУТНИКИ ЮПИТЕРА

Каллисто

Ио

САТУРН Эта планета – один из самых ярких объектов на нашем звездном небе. Сказочные кольца Сатурна нельзя спутать ни с какими другими объектами Солнечной системы. Сатурн состоит из газа и жидкости. Период обращения вокруг Солнца равен 29,666 лет.

САТУРН

Эта планета – один из

самых ярких объектов

на нашем звездном

небе. Сказочные кольца

Сатурна нельзя спутать

ни с какими другими

объектами Солнечной

системы. Сатурн состоит

из газа и жидкости.

Период обращения вокруг

Солнца равен 29,666 лет.

СПУТНИКИ УРАНА  Ариэль  Миранда

СПУТНИКИ УРАНА

Ариэль

Миранда

СПУТНИКИ УРАНА  Оберон

СПУТНИКИ УРАНА

Оберон

НЕПТУН Нептун – восьмая планета от Солнца и четвертая по размеру среди планет. Нептун очень удален от Солнца. Период обращения по орбите 165 лет. Период вращения вокруг оси 16 часов. Масса планеты в 17 раз больше массы Земли, а радиус планеты составляет четыре земных радиуса.

НЕПТУН

Нептун – восьмая планета

от Солнца и четвертая по

размеру среди планет.

Нептун очень удален от

Солнца. Период обращения

по орбите 165 лет. Период

вращения вокруг оси 16

часов. Масса планеты в

17 раз больше массы

Земли, а радиус планеты

составляет четыре

земных радиуса.

ПЛУТОН Плутон — крошечная холодная планета, расположенная в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля. Увидеть Плутон можно только в мощный телескоп.

ПЛУТОН

Плутон — крошечная

холодная планета,

расположенная в 40

раз дальше от Солнца,

чем Земля. Увидеть

Плутон можно только

в мощный телескоп.

Период обращения Плутона по орбите около 246 лет. Со времени своего открытия в 1930 году Плутон не закончил еще и половины полного оборота. Масса Плутона составляет 1/500 массы Земли. Радиус Плутона 5 раз меньше радиуса Земли.

Период обращения Плутона по орбите

около 246 лет.

Со времени своего открытия в 1930 году

Плутон не закончил еще и половины

полного оборота.

Масса Плутона составляет 1/500 массы

Земли. Радиус Плутона 5 раз меньше

радиуса Земли.

Харон — единственный известный спутник Плутона, открытый в 1978г. Харон назван по имени мифологического персонажа, который переправлял умерших через реку Стикс в Подземное царство мертвых. Харон необычен тем, что он является самой большой луной в Солнечной системе по сравнению с размером планеты, вокруг которой он обращается. Харон и Плутон находятся во взаимном вращении с периодом 6,39 суток.

Харон — единственный известный спутник Плутона,

открытый в 1978г. Харон назван по имени

мифологического персонажа, который переправлял

умерших через реку Стикс в Подземное царство мертвых.

Харон необычен тем, что он является самой большой луной

в Солнечной системе по сравнению с размером планеты,

вокруг которой он обращается. Харон и Плутон находятся

во взаимном вращении с периодом 6,39 суток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *