Геометрия страна – План-конспект урока по математике (1 класс) на тему: Конспект урока + презентация по геометрии на тему «Путешествие в страну Геометрию»

Приключения Карандаша в стране Геометрии

Конспект развлечения в старшей группе по теме: «Приключения Карандаша в стране Геометрия» задачами которого являются развивать смекалку, воображение,
способствовать формированию мыслительных операций, речевого развития, умению аргументировать свои высказывания, воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
  • Ориентировка на листе бумаге.
  • Создать условия для развития логического мышления.
  • Развивать смекалку, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, речевого развития, умению аргументировать свои высказывания.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.

Оборудование: мягкие модули, фантики, каточки для игры «математический судоку», карточки с цифрами, карточки для игры «Логическая цепочка», наборы геометрических фигур для «ремонта» города, ватман, разделённый на 4 сектора, карандаши (клеевые), салфетки по количеству детей. Магнитофон с записью таинственного голоса. Плоскостные геометрические фигуры, письмо, 115 шариков (теннисных), окрашенных в разные цвета.

Предварительная работа

  • Знакомство с геометрическими фигурами на занятии.
  • Штриховки, обводки.
  • Дидактические игры «Логическая цепочка», «Геометрическое судоку» и др.
  • Отгадывание тематических загадок
  • Чтение сказок «Веселые человечки».

Ход развлечения

В гости к детям приходит сказочный персонаж из « Весёлых человечков»– Карандаш (педагог).

Карандаш: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня узнали? (ответы детей).

Карандаш: Вы знаете, дорогие дети, а я ведь к вам пришел за помощью. Я получил письмо из страны Геометрии. Где же оно? (ищет). Ах, вот, и там написано (читает): «Дорогой Карандаш, у нас побывал злой ластик, срочно нужна твоя помощь!» Вы не знаете, кто это такой? (ответ детей – стирательная резинка)

Карандаш: А какие же он мог причинить неприятности? (ответ-стер что– нибудь нужное).

Карандаш: Что же делать? Вы мне поможете? Боюсь, что я один не справлюсь. Да, и честно сказать, что-то я побаиваюсь этого Злого ластика.

Карандаш: На чем же нам отправиться в страну геометрию? (вариант детей, остановить выбор на машине).

Карандаш: Машинка – замечательное средство передвижения! Я предлагаю построить геометромобиль!

(С помощью мягких (больших) модулей дети строят геометромобиль, ставят для водителя руль, рассаживаются).

Карандаш: Давайте что ли песенку споем, чтобы не так скучно ехать.

Геометрия – прекрасная страна,
Геометрия – всегда и всем нужна.
Линии и точки рядышком стоят,
Всюду фигуры, куда не кинешь взгляд.

Карандаш: О! Придумал, мы сейчас поиграем в игру «Найди похожее на (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб и пр.)».

(Правила игры: Карандаш говорит : «Найди вокруг похожее на круг. Дети ищут. За правильный ответ получают фантик. После слова «стоп!» игра прекращается. Аналогично проводятся поиски похожего на другие геометрические фигуры. Выигрывает тот, кто соберёт больше всего фантиков. Ему присуждается звание «Великого геометрика».

Карандаш: Ну, вот и приехали! (Дети проходят к столам. Там лежат карточки, как в игре «Судоку», только в каждом ряду не хватает 1 цифры, рядом наборы цифр или карандаши).

Мы только на подходе к стране Геометрии, но видно уже и здесь побывал Злой Ластик. Но нужно помочь (дети выполняют задания, Карандаш помогает затрудняющимся, задает наводящие вопросы по ходу работы: «Почему ты думаешь, что сюда надо вставить эту цифру?» и др.)

Карандаш: Можем отправляться дальше (звучит строго голос-запись на магнитофоне).

Голос: Кто ничего не знает о Геометрии, не может находиться в её стране. Назовите 10 геометрических понятий и вы сможете путешествовать дальше (дети называют формы ,фигуры, понятия и пр.). За каждый правильный ответ появляется шарик (вкатывается из раздевалки, другой комнаты и др.).

Голос: Проходите! Это поляна геометрических фигур (на полу разложены большие плоскостные фигуры – треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник). Здесь начинается страна Геометрия. Что бы перебраться через эту поляну, вам нужно около каждой фигуры изобразить такую же. Использовать ничего нельзя! Только руки! Или взявшись за руки! (Дети выполняют задание на свое усмотрение, Карандаш следит за правильностью выполнения).

Карандаш: Ну вот! И с этим справились! Уж я бы, друзья, без вас никак! А сейчас мы подходим к главной карте города страны Геометрии, карте города «КВАДРАТОТРЕУГОЛЬНОКРУГЛОВСКА». (На столе лежит ватман, разделенный на четыре сектора, в каждом из секторов нарисована одна геометрическая фигура – она означает из каких фигур будет состоять сектор, рядом наборы геометрических фигур разного размера из цветной бумаги).

Карандаш: Ребята, необходимо восстановить эту карту, но есть одно важное условие: на улице кругов всё должно быть круглое, на улице треугольников (ответ детей), на улице квадратов (ответ детей), на улице прямоугольников (ответ детей). Отлично! Вы всё правильно поняли, а теперь берите салфетки, клеевые карандаши, выбирайте необходимые вам фигуры и приступайте к работе. (Дети самостоятельно делятся на 4 подгруппы, в случае затруднения им помогает Карандаш.(Экспериментально-исследовательская деятельность).

По окончании работы

Карандаш: Какая замечательная получилась карта! Теперь-то уж ни жители, ни гости этого города ни за что не заблудятся! И Злой Ластик ничего не сможет с ней сделать! Почему? (ответ детей – карта не нарисованная, её нельзя стереть).

Голос (звучит мягко, по доброму): – Спасибо вам, дорогие друзья! Мы всегда рады видеть вас в нашей стране! А Злой Ластик уже никому ничего плохого сделать не сможет, потому что он от своей злости стёрся! До свидания!

Карандаш: Ну что же ребята, нам пора, садимся в свой геометромобиль и обратно – в детский сад! (На обратном пути поют любую знакомую песню).

Карандаш: Ну вот, наше путешествие подошло к концу! Спасибо вам, ребята! До свидания!

rosuchebnik.ru

Путешествие в волшебную страну Геометрия (подготовительная группа)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Программное содержание:

  • закреплять представление о геометрических фигурах, умение распознавать их, сравнивать по форме, цвету, размеру;
  • закреплять умение сравнивать множества по разным признакам;
  • упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
  • умение работать в команде;
  • учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, игра “Хорошо-плохо”;
  • учить заменять слова на противоположные, игра “Наоборот”;
  • развивать воображение ребёнка, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, двигательную координацию;
  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, чувства товарищества.

Материалы и оборудование: медиапроектор, ноутбук, воздушные шары с геометрическими фигурами, музыкальное сопровождение.

Для детей: счетные палочки, геометрические фигуры, карточки для игры “Заплатки”, цветные карандаши для игры “Дорисуй”.

Ход занятия

Воспитатель: — Добрый день ребята и дорогие гости! Мы рады видеть вас в нашем детском саду. Сегодня нас ждут волшебные истории, увлекательные игры и еще много чего интересного. Мне хотелось бы, чтобы у вас все получилось, и целый день было хорошее настроение, а для этого – давайте дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Воспитатель: — Ребята, я знаю, что вы любите сказки. И сегодня предлагаю вам поиграть в сказку, как вам такое предложение? (Ответы детей).

(Включается медиапроектор с изображением грустных геометрических человечков).

Слайд 1. Воспитатель читает обращение геометрических человечков к детям:

“Дорогие Ребята!

У нас в стране Геометрии случилась беда, злая волшебница заколдовала наших жителей и теперь они не могут выйти из своих домиков.

Мы очень рассчитываем на вашу помощь! Чтобы снять заклятие нужно выполнить математические задания”

Воспитатель

: — Ну что ж, ребята, сможем помочь местным жителям? (Ответы детей).

— Я тоже думаю, что вы справитесь. Как вы думаете, кто живет в этой стране? (Ответы детей).

— А на чем можно отправиться в эту страну, транспорт должен быть сказочным! (Ответы детей).

— Дайте подумать, а если мы отправимся на ковре-самолете? Ковер у нас есть! (Показывает).

Игра “Хорошо-плохо”

Ковер-самолет:

Хорошо –

  • волшебный, быстрый умеет летать сам;
  • можно свесить ножки, полежать;
  • можно смотреть вниз и любоваться;
  • можно подняться высоко под самые облака;
  • увидеть поближе радугу.

Плохо —

  • в холодную погоду не полетаешь;
  • может вызвать аллергию;
  • на мокрый ковер после дождя не сядешь;
  • можно упасть;
  • может ударить молния.

Воспитатель: — Приглашаю всех на ковер-самолет! Рассаживайтесь поудобнее. А чтобы он стал волшебным нужно произнести заклинание, я как раз знаю такое! Закрыли глаза.

И так взлетаем! (Играет волшебная музыка).

“Ты наш коврик добрым будь,
Отвези нас в дальний путь,
И обратно привези
Заклинаю
Раз, два, три!”

(Под музыку выполняют движения, изображающие полет).

(Влетают несколько воздушных шариков с геометрическими фигурами).

Воспитатель: — Приготовились, идем на посадку! Ну, вот мы и на месте. Ребята, оглянитесь, вы ничего необычного не замечаете? (Ответы детей). Да, это страна Геометрия!

Слайд 2.

Воспитатель: — Давайте подойдем поближе и все узнаем! Это страна Геометрия!

Слайд 3.

Воспитатель: — Ребята. Посмотрите, какой домик!

— Как вы думаете, кто живет в этом домике? (Треугольники).

— Сколько треугольников смотрят в окно?

(4).

— Что мы можем сказать о треугольниках? (Они разного цвета и размера).

— Какого цвета треугольники? (Красные и синие).

— Каких больше, каких меньше? (Равное количество).

— Сколько сторон у треугольника? (3).

— Сколько углов у треугольника? (3).

Воспитатель: — А теперь постараемся расколдовать, треугольников выполнив это задание:

— составьте 2 равных треугольника из 5 палочек,

— составьте 3 равных треугольника из 7 палочек.

Воспитатель: — Проверяем у всех ли так? Слайд 4.

— Молодцы справились с заданием, посмотрите, у домика открылась дверь, кто это нас встречает? Слайд 5. (Треугольный человечек).

Воспитатель: — Следующее задание “Собери фигуру”!

(Воспитатель подводит детей к паласу, на котором лежат осколки из геометрических фигур).

Воспитатель: — Злая волшебница разбила окошки в домах жителей города и разбросала осколки. На какую геометрическую фигуру похожи осколки? (На треугольник, ромб, квадрат, прямоугольник).

— Ребята, вам нужно собрать эти осколки!

(Дети делятся на две команды и собирают треугольник и квадрат).

Воспитатель: — Молодцы вы справились и с этим заданием! Идем дальше, и читаем новое задание.

Слайд 6.

— Ребята, отгадайте загадки и разложите отгадки на листе бумаги:

(Дети садятся за столы и располагают ответы, на загадки располагая их на листке в заданном воспитателем порядке).

1.

Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины. (Квадрат).

Воспитатель: — Положите квадрат посередине листа .

2.

Нет углов у меня
И похож на блюдо я. (Круг).

Воспитатель: — Положите круг в правый верхний угол.

3.

Четыре угла и четыре стороны,
Мои стороны разной длины:
Две длинные, и две короткие. (Прямоугольник).

Воспитатель: — Положите прямоугольник в левый нижний угол.

4.

Три стороны и три угла,
И столько же вершин. (Треугольник).

Воспитатель: — Положите треугольник в правый нижний угол.

5.

На круг похож я,
Только вытянут слегка. (Овал).

Воспитатель: — Положите овал в левый нижний угол.

Слайд 7. (Дети проверяют правильность и озвучивают).

Воспитатель:

— Молодцы, и с этим заданием справились.

Физминутка.

Воспитатель: — Жители страны Геометрия предлагают, вам немного отдохнуть и поиграть в игру “Наоборот”.

(дети встают и выходят на ковер).

  • жарко — холодно
  • добро — зло
  • друг — враг
  • здоровый — больной
  • горький — сладкий
  • белый — черный
  • говорить — молчать
  • смеяться — плакать
  • ложиться — вставать
  • закрывать — открывать

Слайд 8.

Воспитатель: — Посмотрим следующий домик. Кто живет в нем? (Прямоугольники).

— Посчитайте, сколько окон в этом домике? (5).

— Что вы можете сказать о прямоугольниках? (Они разные, большие и маленькие).

— Сколько больших? (3). Сколько маленьких? (2). Каких больше, каких меньше? (больших больше чем маленьких).

— Сколько сторон у прямоугольника? (4)

— Сколько углов? (4)

— Ребята, жители этой страны предлагают поиграть в игру “Заплатки”

— Разложите заплатки по своим местам.

Слайд 9.

Воспитатель: — Смотрите, а нас уже встречает прямоугольный человечек!

— Я думаю, что теперь геометрические человечки смогут играть в эту игру. А мы продолжим спасать страну Геометрию.

Слайд 10.

Воспитатель: — Смотрим, кто же в этом домике живет? (Круги).

— Что можем сказать о кругах? (Они разного цвета и размера).

— Сколько кругов смотрят в окно? (6).

— Сколько красных и сколько желтых? (2 и 4).

— Каких больше, а каких меньше? (желтых больше чем красных).

Воспитатель: — Геометрические человечки живут далеко друг от друга, лишены общения. Чтобы доставить им радость, надо им помочь и проложить путь. Вам ребята надо разделиться на три команды.

Первая команда:

– проложите дорогу начиная с самого маленького круга и кончая самым большим;

Вторая команда:

– постройте дорогу из квадратов, начиная с самого большого к самому маленькому;

Третья команда:

– чередуйте геометрические фигуры – квадрат, круг, ромб.

Слайд 11.

— Смотрите ребята, кто нас встречает? (Круг).

— Мы спасли еще геометрических человечков.

Воспитатель: — И с этим заданием вы справились ребята!

Слайд 12.

Воспитатель: — Давайте проверим, кто живет в следующем домике! (Ромбы).

— Посчитайте сколько их? (7). Какие они? (Большие и маленькие).

— Сколько больших и маленьких? (4 и 3).

— Каких больше? (Больших).

— Какого цвета они? (Голубого и зеленого).

Какого цвета больше, а какого меньше? (3 и 3).

Сколько сторон и углов? (4 и 4).

Задание: — Посмотрите, у вас на столе лежит листочек с заданием.

— Назовите эти геометрические фигуры. Соедините каждую фигуру с предметом, который на нее похож. ( Приложение 2).

(Дети по очереди проводят соединительные линии).

Зрительная гимнастика.

Мы с фигурками играли, (Дети часто моргают, не напрягая глаз).
Наши глазоньки устали.
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем глазками моргать.
Пусть немного отдохнут (Дети закрывают глаза).
И опять моргать начнут. (Глаза открывают и моргают как обычно).

Воспитатель: — Поглядите ребята, кто нас встречает? (Ромб).

Слайд 13.

Воспитатель: — Вот и все ребята, мы все домики открыли! Как вы думаете, мы расколдовали страну Геометрия? (Ответы детей).

Слайд 14.

Воспитатель: — Ой, смотрите, нас встречают геометрические человечки, какие теперь они веселые и радостные! И говорят они:

Спасибо, дорогие ребята, за то, что разрушили колдовство злой волшебницы!

Воспитатель: — А давайте, ребята мы им подарим подарки! Дорисуйте свои геометрические фигуры, и мы их отправим в страну Геометрия через почту. Согласны?

(У каждого ребенка листок с геометрической фигурой для задания “Дорисуй”). Вложить в конверт.

Слайд 15. (Благодарность от геом. человечков)

Дорогие, ребята!

За вашу работу, и мы приготовили вам сюрприз!

Возьмите каждый с собой шарик с фигурами, но что в ней, вы узнаете, когда вернетесь домой.

До свидания!

Воспитатель: — Наше путешествие подошло к концу и нам пора прощаться. Прошу пройти всех на ковер-самолет.

Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждёт любимый детский сад
Дорогих своих ребят.
Взлетаем! (Под музыку выполняют движения, изображающие полет).

— Вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие?

А что запомнилось больше всего?

— Мне тоже понравилось, что вы были смекалистыми, сообразительными, внимательными и активными.

— Хотели бы вы еще раз побывать в стране Геометрии? (Ответы детей)

— Значит, будем ждать приглашение!

— А сейчас давайте посмотрим, какое угощенье для вас приготовили наши друзья — геометрические человечки. Да это же геометрическое печенье!

Угощайтесь на здоровье и повторяйте геометрические фигуры!

urok.1sept.ru

Путешествие по стране Геометрии. DjVu

      Предисловие
      Много лет назад мы задумали написать книгу по геометрии для малышей. Нами руководило убеждение, что познавательные возможности детей дошкольного к младшего школьного возраста выше, чем это обычно было принято считать, и мы желали содействовать развитию таких возможностей на геометрическом материале. При этом нам хотелось создать вполне «малышовую» книгу: веселую и занимательную, построенную на игре, со сказкой и приключениями. Так родилась «Геометрия для малышей», вышедшая впервые в 1969 г. и впоследствии многократно переиздававшаяся в нашей стране и за рубежом.
      Счастливая судьба «Геометрии для малышей» вдохновила авторов на создание другой книги, родственной ей по духу и адресованной той же категории читателей, — «Математической азбуки». Она вышла первым изданием в 1980 г. (а также издавалась в последующие годы на разных языках). Работа над «Математической азбукой» надолго отодвинула выполнение обещания, данного авторами в предисловии к первому изданию «Геометрии для малышей»: написать продолжение этой книги. Теперь это давнее обещание выполнено. Книга «Путешествие по стране Геометрии» включает в себя и «Геометрию для малышей», и ее продолжение.
      Нам кажется целесообразным высказать несколько советов и указаний тем, кто будет использовать данную книгу для занятий с детьми. Поскольку в ней нашли отражение те же установки, которыми руководствовались авторы в работе над «Геометрией для малышей», мы решили попросту повторить здесь основную часть предисловия к нашей первой книге.
      1. Книга адресована детям от 6 до 8 лет. Но она может оказаться интересной и школьникам постарше, и пятилетним малышам.
      2. Возможны следующие способы работы с книгой: чтение в семье, использование книги в качестве пособия для занятий в старших и подготовительных группах детских л садов и для внеклассного чтения в в начальной школе.
      3. Наша книга не учебник. В ней нет систематического и полного изложения начальных разделов а геометрии. Цель книги — в доступной и занимательной форме познакомить детей с некоторыми основными геометрическими понятиями, научить их ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке.
      4. Но, несмотря на облегченность изложения, книга содержит первоначальные научные сведения. Поэтому использование ее требует от взрослых продуманного и активного отношения: в необходимых случаях следует разъяснять своими словами, более подробно, чем в тексте те места, которые вызвали затруднение, комментировать чертежи и картинки, обращая внимание детей на те или иные важные детали.
      5. Поскольку в книге приводится с много новых для детей сведений, читать ее нужно постепенно, соблюдая разумную дозировку. Конечно, дозы чтения существенно зависят от индивидуальных особенностей § ребенка, но нам кажется, что ежедневная «порция» не должна превышать 25 — 30 минут (особенно это о относится к тем случаям, когда g книгу одновременно будут слушать s несколько детей).
      6. Каждый термин, соответствующий новому понятию, когда он впервые появляется в тексте, выделяется красным шрифтом. В таких случаях целесообразно останавливаться, обращая внимание слушателей на новый термин, повторять его несколько раз. Не беда, если ребенок не сразу запомнит все новые слова. Важнее, чтобы он внимательно слушал и понимал услышанное.
      7. Всякий раз занятия с книгой ? полезно начинать с повторения: вспомнить несколько предыдущих 7 эпизодов, повторить определения 5 некоторых введенных ранее понятий.
      8. Важную роль в книге играют § вставленные в текст обращения к 8 слушателю-малышу и упражнения. Они будут способствовать более 1 глубокому и сознательному усвоению математического содержания 8. книги и приобретению некоторых 8 практических навыков. Дети обязательно должны отвечать на § вопросы и выполнять задания, g содержащиеся в упомянутых вставках-обращениях.
      9. Что касается упражнений, то среди них (особенно во второй половине книги) есть такие, которые значительно труднее заданий, вставленных в основной текст. В нескольких из этих упражнений вводятся новые понятия. Взрослые должны сами решить, могут ли слушатели справиться с этими упражнениями, и не настаивать на выполнении всех упражнений подряд, особенно если это будет вызывать у детей отрицательные эмоции.
      10. Для занятий с книгой будут нужны цветные карандаши, бумага, линейка, ножницы, циркуль, угольник, палочки, пластилин. Все это необходимо приготовить заранее и использовать по мере надобности.
      11. Если книгу одновременно слушают несколько малышей, то можно устраивать соревнование (кто скорее ответит на вопрос или справится с заданием?), совместные обсуждения и т. п.
      12. Мы будем благодарны всем, кто сообщит нам, как использовалась эта книга: детям какого возраста и за какой срок она была прочитана, насколько успешно усваивались те или иные ее разделы. Мы с благодарностью воспримем также замечания, пожелания и предложения, направленные на улучшение книги.
      Авторы
     
      ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ
      Веселые человечки начинают заниматься геометрией. Точки и линии. Прямая.
      Однажды Карандаш пригласил своих друзей — веселых человечков Буратино, Незнайку и Самоделкина — и предложил:
      — Давайте заниматься геометрией.
      Это очень интересно!
      — Давайте! — хором ответили Самоделкин и Незнайка, а БуратиноВ спросил:
      — А что такое гео-мер-тия?
      — Не геомертия, а геометрия, — поправил Карандаш. — Геометрия — это… это… Мне трудно тебе сразу объяснить. Давайте начнем заниматься, и постепенно ты все узнаешь.
      Друзья уселись вокруг стола.
      — Ну, — сказал Карандаш, — смотрите! — И он ткнул носом в лист бумаги.
      — Точка, — повторил за ним Незнайка.
      А Буратино ничего не ответил, он сунул нос в чернильницу и быстробыстро застучал носом по бумаге.
      ооа.
      — Что это такое?
      — Точка, — ответил Самоделкин.
      — А у меня много точек! кликнул Буратино.
      — Не торопись, — остановил его Карандаш и нарисовал на своем листке две точки.
      лпгь
      Теперь у меня нарисованы две точки.
      — Две точки, — повторил Незнайка. И тоже нарисовал на своем листке две точки.
      И Самоделкин тоже нарисовал две точки.
      Нарисуй и ты на своем листке две точки.
      — На моем листочке поселились точки, — затянул было песенку Буратино, но умолк под строгим взглядом Карандаша.
      — Теперь я соединяю точки, — сказал Карандаш. — Получилась линия.
      И вы сделайте то же. Незнайка сделал так:
      Самоделкин — так:
      Соедини и ты свои две точки линией.
      — А можно сразу линию рисовать, а не сначала две точки? — спросил Незнайка.
      — Конечно, можно, — сказал Карандаш и нарисовал новую линию.
      — Значит, это линия без точек? — продолжал Незнайка.
      — Нет, что ты! Линия — вся из точек. В любом месте на ней можно отметить точку. Смотри, я на своей линии отмечу несколько точек.
      Нарисуй и ты какую-нибудь линию и отметь на ней в разных местах точки.
      Незнайка и Самоделкин тоже нарисовали линии.
      — А у меня вот что получилось! — закричал Буратино.
      — Эх ты, мазилка, — укоризненно покачал головой Самоделкин. — У тебя же ничего нельзя понять! Только листок испортил!
      — Да, — сказал Карандаш. — Придется чернила у тебя отобрать. Вот тебе синий карандаш и чистый лист бумаги. Нарисуй линию. Посмотри, какая ровная линия получилась у Самоделкина.
      Буратино постарался:
      — Получилось! — обрадовался Буратино. — Вот как ровно!
      — Это прямая линия, — объяснил Карандаш.
      Прямая линия у нас Нарисовалась в первый раз!
      Прямая линия у нас Нарисовалась в первый раз! — запел Буратино.
      — И мне линейку, — попросил Незнайка. — Ия хочу рисовать прямые линии.
      — У меня так ровно, как у Самоделкина, не получается, — огорчился он.
      — А ты возьми линейку, — подсказал Самоделкин, — рукой прижми ее к бумаге и веди карандаш вдоль линейки.
      — Вот, нарисовал! Даже две прямые линии!
      — Молодец! — похвалил Незнайку Карандаш. — А сейчас на той прямой, которая у тебя нарисована сверху, отметь какую-нибудь точку.
      — Отметил.
      — А на той, которая снизу, отметь две точки.
      — Отметил две точки, — сказал довольный Незнайка.
      Возьми и ты линейку, нарисуй прямые линии и отметь на них точки.
      — А вот задача потруднее, — продолжил Карандаш. — Нарисуйте точку и потом проведите через нее прямую линию.
      Точку нарисовать легко:
      Провести через точку прямую линию труднее.
      Вот как это получилось у Само-делкина:
      — Ага, — обрадовался Незнайка. — Надо мной смеялся, а у самого и не вышло! Твоя точка тоже не на линии.
      Самоделкин уточнил:
      — У тебя, Буратино, точка оказалась под прямой линией.
      Пришлось Незнайке и Буратино еще раз проводить прямые линии. И вот что у них теперь получилось:
      У Незнайки получилось так:
      Скажи-ка, кто из них справился с задачей?
      Буратино же вертел головой во все стороны и, хотя сам еще ничего не сделал, стал подсмеиваться над Незнайкой:
      — Ха-ха, не сумел! Незнайка не сумел!
      — Да, — сказал Карандаш. — У тебя, Незнайка, точка оказалась над линией. А ты, Буратино, не подсмеивайся. Ведь ты-то совсем ничего не сделал. Попробуй сам правильно провести прямую через точку.
      — Пожалуйста! — воскликнул Буратино. — Я с этим легко справлюсь.
      И он провел прямую линию так: #
      Потом Карандаш показал им, как провести прямую линию через две точки:
      Нарисуй и ты точку, возьми линейку и проведи через эту точку прямую линию. Нарисуй две точки и проведи через них прямую линию.
      Самоделкин провел через одну точку две прямые линии и показал друзьям, что у него получилось.
      — Посмотрите, — сказал Карандаш. — Прямые линии, которые нарисовал Самоделкин, пересекаются.
      Покажи точку, в которой пересекаются эти прямые.
      — У меня тоже линии пересекаются, — быстро проговорил Буратино.
      Посмотри на эти пересекающиеся линии. Покажи точки, в которых они пересекаются. Сколько точек пересечения у этих линий?
      Нарисуй сам пересекающиеся линии и отметь точки их пересечения.
      1. Нарисуй:
      2. Нарисуй такие линии:
      3. Нарисуй:
      4. Нарисуй такие палочки:
      Теперь возьми линейку и проведи через эти точки прямую линию. Теперь — через эти двточки:
      Теперь — через эти:
      А теперь — через эти:
      7. Какие точки расположены над прямой линией, а какие — под прямой линией?
     
      УПРАЖНЕНИЯ
      8. Рядом поставили стул и табуретку.
      Посмотри: табуретка стоит слева от стула, а стул — справа от табуретки.
      А вот стоят мальчик и девочка.
      Скажи: кто из них стоит слева, а кто — справа?
      9. Подними свою левую руку, теперь — правую. Притопни правой ногой, а потом левой.
      10. Две точки расположены по разные стороны от прямой линии.
      Покажи, какая из них слева от прямой и какая справа.
      11. Рядом растут ель, сосна и береза.
      Посмотри: сосна растет между березой и елью. Какое дерево растет справа от сосны? Какие деревья растут справа от березы?
      12. На столе стоят игрушки: медведь, заяц, лиса и еж.
      Скажи: кто стоит между лисой и ежом? Между медведем и ежом? Какие игрушки стоят слева от лисы? Справа от медведя?
      ВСТРЕЧА ВТОРАЯ
      Как строят дома. Приключения Точки. (Точка отправляется в путь. Знакомство с отрезками.)
      Веселые человечки сравнивают отрезки по длине.
      еселые человечки отправились гулять.
      Над ними в голубом небе ярко светило солнце. И высоко-высоко летел самолет, оставляя за собой белый след.
      Увидел этот след Самоделкин, и показалось ему, будто белый карандаш рисует на огромном голубом листе бумаги.
      — Смотрите, — закричал он, — какую интересную линию нарисовал в небе самолет!
      Буратино запрыгал на одной ножке и запел:
      Вот какая линия — белая, не синяя!
      Линия, линия, белая, не синяя!
      Незнайке очень захотелось тоже показать друзьям какую-нибудь линию. Он посмотрел вверх, вниз, вправо, влево, но не заметил никакой линии.
      — Эх, — вздохнул Незнайка, — наверно, вокруг нас больше нет линий.
      — А посмотри-ка туда, — посоветовал Карандаш.
      — Ой! — обрадовался Незнайка. — Провода! Это тоже линии!
      — Правильно, — подтвердил Карандаш. — Эти провода — даже прямые линии. Видишь, как они натянуты? А вот те провода провисли. И получились не прямые, а кривые линии.
      Тут Буратино хитро заулыбался, подмигнул Незнайке и таинственно произнес:
      — Смотрите на меня. Я сейчас что-то буду показывать. Я достаю из кармана веревочку и бросаю ее. Вот вам
      кривая линия! Теперь ты, Незнайка, возьмись за один конец веревочки и крепко держи его. Я берусь за другой конец и натягиваю веревочку.
      Возьми и ты веревочку и изобрази с ее помощью разные линии.
      Карандаш похвалил Буратино:
      — Молодец! Ты хорошо придумал. Давайте, друзья, еще посмотрим, какие линии можно увидеть вокруг нас.
      Веселые человечки стали внимательно смотреть по сторонам. И они увидели много интересного.
      Трамвайные рельсы по прямой линии бежали вдоль улицы и изгибались по кривой на повороте.
      Веселый дождик протянул к земле свои прозрачные линии.
      Широкой дугой из разноцветных линий раскинулась в небе радуга.
      Скажи, какого цвета линии в радуге?
      А совсем рядом, между ветками дерева, висела паутина. Тонкие линии-паутинки, пересекая друг друга, сплетались в красивый узор.
      Вот вам прямая линия! Из этой веревочки всякие линии могут получаться.
      Ну, а какие линии ты видишь вокруг себя? Какие из этих линий прямые?
      Веселые человечки шли по дороге. Возле дороги стоял дом.
      Вернее, это был еще не дом, а только полдома. Над землей уже поднялись два этажа, и строители возводили третий. Строителям помогал подъемный кран.
      Он поднимал с земли большие плиты-перекрытия и подавал их строителям. Под тяжестью груза стальной трос туго натягивался.
      — Вот еще прямая линия, — показал на трос Самоделкин. — Она протянулась точно сверху вниз.
      — Такую прямую называют вертикальной, — объяснил Карандаш.
      — Вертикальной, — повторил за ним Незнайка.
      — Да-да, — сказал Карандаш, — вертикальная прямая идет точно сверху вниз или точно снизу вверх. Вот если взяться за один конец веревочки, а к другому подвесить грузик, то веревочка с грузиком повиснет вертикально.
      И Карандаш взглянул на Буратино:
      — Ну, где твоя веревочка?
      — Сейчас… минуточку… готово!
      Он высоко поднял веревочку с
      привязанным к ней камнем и запел:
      Вот веревочка моя!
      Привязал к ней камень я,
      И веревка моментально Натянулась вертикально!
      — Хорошая у тебя песенка, Буратино, — услышали веселые человечки незнакомый голос. Рядом с ними стоял рабочий-строитель и приветливо улыбался. — А знаешь, ведь мы, строители, часто используем в своей работе такую веревочку с грузиком.
      — Для чего? — спросил Буратино.
      — Для того чтобы проверить, вертикально ли стоит стена дома, не наклонилась ли она в какую-нибудь сторону.
      Тут Самоделкцн спросил:
      — А как это проверить?
      — Вот как: если стена наклонилась, то веревочка с грузиком пойдет не по стене, а так:
      Строители же должны поставить стену вертикально, вот так:
      — Не только стены домов должны стоять вертикально, — продолжал рабочий. — И заводские трубы, и столбы для проводов.
      — И деревья тоже растут вертикально, — показал Незнайка на высокую сосну.
      — Не всякое дерево растет вертикально, — поправил его рабочий. — Посмотри вон на те деревья. Видишь, они наклонились. Ты можешь это легко проверить веревочкой с грузиком.
      Возьми и ты веревочку, привяжи какой-нибудь грузик и проверь, вертикально или наклонно идут ножки стола, ножки стула, дверца шкафа, дверь в комнату. Какие вертикальные и наклонные прямые видишь ты вокруг себя?
      Когда веселые человечки попрощались с рабочим-строителем, Незнайка робко спросил у Карандаша:
      — А сказок про геометрию не бывает? Я так люблю сказги!
      Самоделкин засмеялся:
      — Ну и Незнайка! Просит сказку. Совсем как маленький. Какие могут быть сказки в таком серьезном деле?! Это же геометрия!
      — Ха-ха, — поддакнул Буратино, — маленький Незнайка сказку захотел! Ха-ха-ха!
      — Ты не прав, Самоделкин, — сказал Карандаш. — Я как раз знаю геометрическую сказку. Хотите расскажу?
      — Хотим! — первым закричал Буратино.
      — Конечно, хотим, — ответил Незнайка. — Я особенно люблю слушать геометрические сказки. — И он довольный повернулся к Самодел-кину: — Вот видишь, а ты дразнился…
      Самоделкин молча пожал плечами, но весь вид его говорил о том, что и он не прочь послушать сказку.
      — Ну, слушайте, — сказал Карандаш. — Моя сказка называется
      Приключения Точки.
      Жила-была Точка. Она была очень любопытна и хотела всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:
      — Как эта линия называется? Длинная она или короткая?
      Подумала однажды Точка: «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!»
      Сказано — сделано. Вышла Точка на прямую линию и пошла по этой линии.
      Шла-шла по прямой линии. Долго шла.
      и говорит:
      — Долго ли я еще буду идти? Скоро ли конец прямой линии?
      Засмеялась Прямая:
      — Эх ты, Точка! Ведь ты не дойдешь до конца: разве ты не знаешь, что у Прямой нет конца?
      — Тогда я поверну назад, — сказала Точка. — Я, наверно, пошла не в ту сторону.
      — Ив другую сторону не будет конца. У прямой линии совсем нет концов.
      Опечалилась Точка:
      — Как же быть? Что же, мне так и придется идти, идти и идти без конца?
      — Ну, если ты не хочешь идти без конца, давай-ка позовем на помощь Ножницы.
      — Давай, позовем, — обрадовалась Точка. — А зачем Ножницы?
      — Сейчас увидишь, — ответила Прямая.
      Тут, откуда ни возьмись, появились Ножницы, щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую.
      — Ура! — закричала Точка. — Вот и конец получился! Ай да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.
      — Можно и с другой, щелкнули Ножницы.
      — Как интересно! — воскликнула Точка. — Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец. Как это называется?
      — Это отрезок, — сказали Ножницы. — Теперь ты, Точка, на отрезке прямой.
      — Отрезок прямой, отрезок прямой, — с удовольствием повторила Точка, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.
      — Я запомню это название, мне нравится на отрезке! Здесь я устрою свой дом. Но прямая мне тоже нравилась. Жаль, что ее не стало. Ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок и еще два этих… не знаю, как их назвать. Тоже отрезки?
      — Нет, — ответили Ножницы. — Ведь у них конец только с одной стороны, а в другую сторону нет конца. И называются они по-другому.
      — А как они называются?
      — Лучами. Это луч
      и это луч.
      — А! — радостно сказала Точка. — Я знаю, почему они так называются. Они похожи на солнечные лучи.
      — Да, — подтвердили Ножницы. — Солнечные лучи начинаются на солнце и идут от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своем пути. Например, Землю, Луну или спутник.
      — Значит, из прямой вот что получилось: мой отрезок и еще два луча. А прямой не стало. Ножницы, миленькие, сделайте, пожалуйста, прямую снова! Только так, чтобы и мой отрезок остался!
      — Ну, мы-то этого сделать не можем. Вот если позвать на помощь Циркуль и Линейку…
      Тут Ножницы кликнули помощников. Пришли Циркуль с Линейкой и принялись за дело. Циркуль приложил к Линейке сначала один луч,
      подтянул их друг к другу и соединил концами.
      Да так ловко соединил, что получилась точно такая же прямая линия, какая была раньше. И как ни старалась Точка, она не могла найти то место, где соединились лучи.
      Обрадовалась Точка, что ее знакомая прямая, которая подарила ей дом-отрезок, снова цела и невредима. «Значит, — подумала она, — из прямой можно вырезать еще один отрезок или даже много отрезков».
      А Циркуль с Линейкой опять соединили оставшиеся лучи. И все увидели, что прямая снова цела и невредима.
      — Ну, что, — прервал свой рассказ Карандаш, — нравится вам сказка?
      — Нравится! — закричал Буратино. — Я даже уже песенку придумал про прямую:
      Без конца и края Линия прямая!
      Хоть сто лет по ней идти —
      Не найти конца пути!
      Я хотел еще и про отрезки придумать, только не успел.
      — А отрезки вон Самоделкин чертит, — показал Незнайка. — И как это успел столько начертить?
      В самом деле, трудолюбивый Самоделкин уже где-то раздобыл листок бумаги, линейку и чертил.
      Вот какие отрезки начертил Самоделкин:
      Покажи и ты самый короткий и самый длинный отрезок из тех, что начертил Самоделкин. Найди среди них отрезки одинаковой длинь). Теперь сам начерти несколько отрезков. Найди среди них самый короткий и самый длинный. Есть среди них отрезки одинаковой длины?
      — Молодцы! Правильно показали, — похвалил Карандаш. — Теперь возьмемся за более трудную задачу. Начерти-ка, Самоделкин, отрезки не один под другим, а как попало.
      — Почему опять Самоделкин? Я тоже хочу чертить! — закричал Буратино.
      — Ия, — подхватил Незнайка.
      — Хорошо, — сказал Карандаш. — Пусть каждый из нас начертит по отрезку.
      Возьми и ты бумагу, карандаш, линейку и начерти столько же отрезков, сколько начертил Самоделкин. Сосчитай, сколько отрезков ты начертил.
      — Послушай, Самоделкин, отрезки-то у тебя разной длины получились, — сказал Буратино.
      — Я это нарочно сделал, — ответил Самоделкин. — Покажи-ка самый короткий из моих отрезков.
      — Вот он, — быстро нашел Буратино. — А вот этот — самый длинный.
      — А вот эти два отрезка одинаковой длины. Правильно? — вставил Незнайка.
      — Так, — продолжал Карандаш. — Эти отрезки труднее сравнить. Как найти среди них самый короткий и самый длинный?
      — Я нашел самый длинный отрезок, — сказал Буратино. — Это красный.
      — Нет, синий самый длинный, — перебил его Незнайка.
      — Так можно спорить до утра, — вступил в разговор Самоделкин. — Ведь все эти отрезки примерно одинаковой длины. И на глаз не определить, какой из них самый длинный и какой — самый короткий. Тут нужен способ поточнее… Только я не знаю такого способа… Как быть?
      А ты можешь точно определить, какой из этих отрезков самый длинный и какой — самый короткий?
      Самоделкин, Буратино и Незнайка с надеждой посмотрели на Карандаша: уж он-то наверняка знает, как поступить.
      И правда, умный Карандаш, конечно, знал, что здесь нужен циркуль-измеритель. Он стал объяснять своим друзьям, как с помощью такого циркуля сравнивать, какой из отрезков длиннее, а какой — короче.
      — Сравним, например, красный отрезок с зеленым. Приложим циркуль к красному отрезку. Теперь как
      — Ага! Я же говорил, что красный самый длинный. — И Буратино торжествующе посмотрел на Незнайку. — А ты спорил!
      — Не рано ли ты радуешься, Буратино? — произнес Самоделкин. — Ведь мы еще не сравнивали красный
      бы перенесем красный отрезок к зеленому. Ножки циркуля не сдвигать и не раздвигать! Сейчас каждому ясно, что красный отрезок длиннее зеленого.
      Вот видишь, Буратино, красный отрезок короче синего. Ты был не прав.
      — Тогда, наверно, прав я, — робко вставил Незнайка. — Синий отрезок
      самый длинный? Надо сравнить его с зеленым и с черным.
      — Ну, с зеленым-то сравнивать его не нужно, — заметил Карандаш. — Ведь синий отрезок длиннее красного, а красный длиннее зеленого. Значит, синий и подавно длиннее зеленого. Так что осталось сравнить его только с черным отрезком. Приложим циркуль к синему отрезку.
      Теперь перенесем циркуль к черному отрезку. Мы видим, что черный отрезок длиннее синего. Выходит, и ты, Незнайка, был не прав. Самый длинный отрезок — черный.
      А какой из этих отрезков самый короткий? Теперь ты сам начерти несколько отрезков (не один под другим, а как попало). Возьми циркуль-измеритель и найди с его помощью среди них самый длинный и самый короткий.
      Карандаш продолжал:
      — Ну вот, мы и научились сравнивать отрезки при помощи циркуля. Циркуль поможет нам решить и такую задачу: узнать, какой из двух предметов длиннее (например, дверная или оконная ручка). Но для этого не всегда нужно пользоваться циркулем. Чтобы узнать, какой из карандашей длиннее, можно просто приложить их друг к другу.
      Так же можно сравнивать палочки, разные игрушки и другие предметы.
      Но представьте себе, что мы захотели сравнить диван и кровать — что из них длиннее? Циркуль здесь не поможет — он слишком мал. Приложить диван и кровать друг к другу трудно: ведь не станешь же ради этого двигать мебель. Как быть?
      Подумай и ты, как можно сравнить по длине диван и кровать, не двигая мебель. Самоделкин и Буратино догадались, как тут поступить.
      ПЬсмотри на эти рисунки и расскажи, как они узнали, что длиннее — диван или кровать.
      1. При помощи циркуля сравни между собой эти отрезки. Найди среди них самый длинный и самый короткий.
      2. Есть ли среди этих отрезков отрезки одинаковой длины?
      А среди этих?
      3. Петя расположил свои караН даши «по росту», вот так:
      Возьми и ты свои цветные карандаши и тоже расположи их «по росту».
      4. У Кати желтый карандаш короче синего, а синий короче красного. Какой карандаш длиннее — желтый или красный?
      5. Коля ростом выше Васи, но ниже Сережи. Кто выше — Вася или Сережа?
      6. Ира и Лена одинакового роста. Лена ростом выше Оли, а Таня выше Иры. Кто выше — Таня или Оля?
      7. Федя ростом выше Алеши, Игорь ниже Толи, но выше Феди. Мальчики выстроились по росту, впереди стал самый высокий. Скажи: кто за кем стоит?
      8. Посмотри на предметы в твоей квартире: стол, стул, шкаф, табуретка, подоконник… Определи, что длиннее — подоконник в комнате или подоконник на кухне; что шире — книжный шкаф или шкаф для белья; что выше от пола — табуретка или сиденье стула. Сравнивай и другие предметы.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

sheba.spb.ru

Страна геометрии

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида №38 «Дельфин» г. Альметьевска»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности «познание»

на тему «Страна геометрии»

в подготовительной к школе группе.

Воспитатель: Ибятова Г.З.

 

Программное содержание:

Обучающие:

  • совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
  • совершенствовать знания о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.
  • закрепить знания с арифметическими знаками <, >.
  • закрепить путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающую из 6 предложенных фигур, упражнять детей в доказательстве решения.
  • закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур.

Развивающие:

  • Развивать память, слуховое восприятие, умение концентрировать внимание на протяжение всего занятия.
  • Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве,
  • Развивать логическое мышление.
  • совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворения (эмоциональность, выразительность).

Воспитательные

  • Воспитывать любознательность, самостоятельность, усидчивость интерес к занятием математического содержания.
  • Воспитывать работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т.д.

 

Дидактическое обеспечение.

Техническое сопровождение: мультимедийная доска, магнитофон.

Наглядный материал: слайды,

Раздаточный: счетные палочки на каждого ребенка, ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.

Предварительная работа: разучивания стихотворений о геометрических фигур, дидактические игры «Геометрические фигуры» , «Найди лишнее», логические задачи на поиск недостающих фигур.

Структура занятия:

Вводная часть (1-2мин)

Цель: настроить на выполнение задания.

Основная часть (22 -25 мин)

Цель : реализация программного содержания.

Анализ: (1-2мин)

Методические приемы: психогимнастика, показ слайдов ,вопросы к детям, дидактическая игра, физкультминутка.

Реализация образовательных областей: познание (формирование элементарных математических представлений) , коммуникация, художественное творчество, физическая культура.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в Страну геометрических фигур. После того, как воспитатель получает согласие детей, воспитатель предлагает отправиться в королевство на ковре-самолете.

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в Страну геометрических фигур.

Воспитатель: Мы попали с вами в страну геометрических фигур. Геометрические фигуры – большие озорники очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны?

Дети: Да

Воспитатель: посмотрите на экран (слайд №2)

Что у меня в правом верхнем углу

Зуфар: треугольник

Самолёт летит по небу,

Треугольное крыло,

На моём велосипеде,

Треугольное седло,

Есть такой предмет — угольник,

И всё это — ТРЕУГОЛЬНИК.

Тут мама три спички

На стол положила

И мне треугольник

Из спичек сложила.

А в это время я чертил

И наблюдал за мамою,

Я три прямых соединил

И сделал то же самое.

Воспитатель: Что у меня в левом верхнем углу

Даша: трапеция,

Трапеция, трапеция,

Фигура есть такая,

А я её не знаю.

Ты где живёшь, трапеция,

В Америке, в Китае?

Может, за трапецией

Поехать надо в Грецию?

Мама говорит: — Не надо,

Трапеция с тобою рядом.

Развею я твою тоску,

Ты подожди минутку.

И на гладильную доску

Укладывает юбку,

По ней проводит утюжком,

Чтоб не топорщилась мешком:

— Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,

Не стоит ехать в Грецию.

Воспитатель: Что у меня в правом нижнем углу

Вадим: прямоугольник,

Мой хвост — не квадратный,

Он – прямоугольный!

На нем нарисую

Различные формы!

Воспитатель: Что у меня в левом нижнем углу

Вероника: квадрат.

Пришёл из школы старший брат,

Из спичек выложил квадрат.

Дала мне мама шоколад,

Я дольку отломил — квадрат.

И стол -квадрат, и стул — квадрат,

И на стене плакат — квадрат,

Доска, где шахматы стоят,

И клетка каждая — квадрат,

Стоят там кони и слоны,

Фигуры боевые.

КВАДРАТ — четыре стороны,

Все стороны его равны,

И все углы прямые.

Воспитатель: Как назвать всё это одним словом?

Зуфар: геометрические фигуры

Воспитатель: Вадим , какие геометрические фигуры ты видишь?

Вадим: прямоугольник, квадрат, треугольник, трапеция,

Воспитатель: Определи Вероника, какая фигура в этом наборе лишняя?

Вероника: треугольник

Воспитатель: Почему?

Вероника: у треугольника тир угла, а остальных фигур четыре угла

Воспитатель: молодец

Воспитатель: вот следующая игра посмотрите на экран (слайд № 3)

Воспитатель: Какие знаки используют для сравнения?

Дети: больше, меньше, равно

Воспитатель: Сосчитайте, сколько треугольников в первом мешке?

Дети: 6

Воспитатель: Сколько кругов во втором мешке?

Дети: 5

Воспитатель: На сколько треугольников больше, чем кружков?

Дети: на 1

Воспитатель: Какой знак надо поставить?

Дети: больше

Воспитатель: посмотрите на следующий слайд №4

Воспитатель: Какой знак надо поставить? (7 квадратов и 9 кругов)

Дети: меньше

Воспитатель: почему

Дети: потому, что квадратов меньше на 2

Воспитатель: Молодцы , вот вам следующие задание. Пройдите к столам, у вас на столах лежат счетные палочки.

Воспитатель предлагает построить геометрические фигуры

1.Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны

Дети: треугольник.

2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны

Дети: квадрат.

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие Дети: прямоугольник.

4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых

Дети: ромб.

5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон

Дети: пятиугольник.

6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось?

Дети: треугольник.

7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась?

Дети: ромб.

8. И еще 2 палочки. Что получилось?

Дети: трапеция.

9. И еще 2 палочки. Что получилось?

Дети: 2 ромба или трапеция и треугольник.

10. И еще две палочки. Что получилось?

Дети: трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников.

11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась?

многоугольник.

12. Из каких фигур она состоит?

из треугольников, ромбов, трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников.

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»

Вот фигуры- непоседы,

Любят в прятки поиграть.

Так давайте их, ребята,

Будем глазками искать.

Будем глазками искать

К ним поближе подбегать.

Дружно глянем все налево.

Что там? Это же … квадрат.

Не уйти тебе проказник,

От пытливых глаз ребят.

На четырех углах квадрат

Шагает, прямо как солдат. Дети шагают на месте.

Теперь вправо посмотрите,

Узнаете? Это – … круг.

И тебя мы отыскали.

Нас встречай, любимый друг.

Вокруг себя мы повернемся

И на место вмиг вернемся. Дети кружатся на месте.

Кто так высоко забрался,

Чуть до крыши не достал?

Эта странная фигура

Называется –… овал.

Прыгай, руки поднимай, Дети прыгают с поднятыми

До овала доставай! вверх руками.

Вниз глазами поведем,

Треугольник там найдем.

И на корточки присядем.

Хорошо фигуры знаем! Дети приседают.

Воспитатель: Молодцы , вот вам следующие задание на поиск недостающих фигур. Посмотрите на экран: слайд № 4. Здесь нужно недостающую фигуру н выбрать из фигур нарисованных внизу по чертой.

Ульяна : здесь надо нарисовать вот эту фигуру (6)

Воспитатель: Почему

Ульяна: В третьем ряду нарисован квадрат с маленьким белым кругом, еще круг с треугольником ,красного цвета, не хватает здесь треугольника, вот этого (6), черным квадратом внутри.

Воспитатель : Правильно решила Ульяна? Кто думает по другому?

Камиль: Нет не правильно , вот эту фигуру(4) надо сюда поместить.

Здесь квадрат с белым кружком, есть круг с красным треугольником, нет треугольника с черным кружком.

Воспитатель: кто же решил задачу правильно.

Руслан: Ульяна решила правильно, выбрала большой треугольник с черным квадратом, ведь в каждом ряду должен быть большой треугольник и маленькая черная фигура.

Воспитатель: Да, задачу решила правильно Ульяна и все другие дети, которые выбрали эту же фигуру.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».

Дети: Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений.

Ход: дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад.

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Страну геометрических фигур. Вам понравилось путешествие?

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку.

Дети делают свой выбор.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок-путешествие «Страна геометрия» 1-4 классы

«СТРАНА

ГЕОМЕТРИЯ»

Урок — путешествие.

Менц Е.А.- учитель высшей

квалификационной категории

МКОУ «Ванаварская средняя

общеобразовательная школа»

ТЕМА.

«Обобщение знаний о геометрических фигурах».

Цель.

1.Обобщение, уточнение и расширение знаний о геометрических фигурах.

2.Совершенствование практических умений и навыков в построении геометрических фигур.

3.Развитие восприятия, наблюдательности, пространственных представлений, умения выделять главный признак, классифицировать, обобщать.

Оборудование.

Набор геометрических фигур разного цвета, шнурки, проволока, на парте конверт с набором треугольников, у учеников по 3 листа белой и по 2 листа цветной бумаги, циркули, линейки, угольники, «волшебный» сундучок.

ХОД УРОКА.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и задач путешествия.

Учитель.

В огромном мире МАТЕМАТИКИ есть очень интересная страна с красивым названием ГЕОМЕТРИЯ.

Эту страну населяют не числа, а различные линии и фигуры, плоские и объемные.

Сегодня, путешествуя по стране ГЕОМЕТРИИ, мы посетим города, в которых живут плоские фигуры и различные линии, отрезки, которые располагаются на плоскости.

(показываю на доску)

Вот названия городов, в которых мы побываем во время нашего путешествия:

ЛИНИИ, ТРЕУГОЛЬНИКИ, КРУГИ, МНОГОУГОЛЬНИКИ.

( класс разделен на 4 команды, по числу городов;

каждая команда готовила сообщение о своем городе,

прикрепляем на доску наглядные обозначения каждого города )

Учитель.

Первый город называется «ЛИНИИ».

Слово жителям этого города.

1 ученик.

Смотрите, сейчас мы вам покажем чудо.

2 ученика из города «ЛИНИИ» натирают мелом шнурок, оттягивают, а затем отпускают – на доске остается след прямой линии.

1ученик.

— Ребята, как называется такая линия? (Прямая).

— А как вы думаете, сколько линий можно провести через одну точку?

(Сколько угодно – много)

2 ученик.

А сколько прямых можно провести через две точки?

( Через две точки можно провести одну прямую.)

3 ученик.

-Есть ли у прямой начало и конец?

(Нет, ее можно продолжить с двух концов бесконечно).

А если от шнурка отрезать кусок, то получится отрезок. У него есть и начало, и конец. Начертите 2 отрезка: длина первого 7см, а длина второго – на 3см меньше.

Какой длины получился второй отрезок? (4см)

4 ученик.

— А знаете ли вы, что такое луч?

( У луча есть начало, но нет конца.)

-Начертите три луча, которые бы начинались в одной точке.

5 ученик.

Сколько кривых линий можно провести через две точки?

(Сколько угодно).

А вот перед вами ломаная линия.

Она состоит из отрезков. Их может быть сколько угодно.

Я нарисовал 5 отрезков в ломаной линии.

Начертите на своем листочке ломаную линию, состоящую из 7 отрезков.

На доске:

Замкнутая ломаная линия

Незамкнутая ломаная

линия

-Назовите их отличия?

Учитель.

Познакомившись с различными линиями, отрезками, лучом, мы отправляемся в следующий город.

Отгадайте загадку:

Три стороны и три угла.

И столько же вершин.

И трижды трудные дела

Мы трижды совершим.

В. Житомирский

Ученики.

— Этот город называется «ТРЕУГОЛЬНИКИ».

Учитель.

— Слово предоставляется жителям города «ТРЕУГОЛЬНИКИ».

  1. Треугольник образуется тремя отрезками ломаной линии.

(сгибает проволоку, чтобы получилась ломаная линия, состоящая из трех отрезков).

2.Получается все как в загадке: три стороны, три угла, три вершины.

3.Посмотрите на равносторонний треугольник и расскажите, почету он так называется.

( У равностороннего треугольника все стороны равны).

4.А у моего, равнобедренного треугольника две стороны равны.

(показывает).

5.У прямоугольного треугольника один из углов – прямой.

6.Возьмите лист цветной бумаги квадратной формы. Согните его так, чтобы получилось два одинаковых равных треугольника.

Треугольники получились равнобедренными.

7. Мое задание — самое интересное.

В конвертах, которые лежат у вас на партах, различные треугольники. Составьте с соседом по парте фигуру по желанию.

(показывают образец)

Учитель.

Из замечательного города «ТРЕУГОЛЬНИКИ» мы отправляемся дальше.

1.Жители нашего города таковы: у нас 4 стороны, 4 угла, все углы прямые.

( показывает несколько разных по размеру прямоугольников)

— Верно, это город «Прямоугольники».

2. А я прошу вас начертить прямоугольник, у которого длина равна 6см, а ширина в два раза меньше.

— Какова ширина прямоугольника? (3см).

3.Какое интересное свойство у прямоугольника — у него противоположные стороны равны.

4. Но есть еще особый прямоугольник. У него все четыре стороны равны. И хоть это прямоугольник. Имя у него особенное – квадрат.

Учитель.

— Где у вас находится множество маленьких квадратиков?

— Это клеточки в тетрадях по математике.

5.Прямоугольники, квадраты – постоянные спутники нашей жизни.

Где в классе вы видите прямоугольники?

— Стены, потолок, пол, доска, рамки фото, крышка столов идр.

Учитель.

Наше путешествие продолжается.

1.Посмотрите, что это за фигура?

— У этой фигуры 5 углов, 5 сторон.

— А у моей фигуры 6 углов, 6 сторон

Ученики.

— Это пятиугольник и шестиугольник.

Учитель.

Можно эти фигуры назвать МНОГОУГОЛЬНИКАМИ?

— Можно.

-Вот четырехугольник (показываю ромб), у него 4 равные стороны, но углы не прямые.

-А у этого четырехугольника (показываю параллелограмм) противоположные стороны равны, а углы не прямые.

Учитель.

Вот какие в городе «МНОГОУГОЛЬНИКИ» появились новые фигуры.

1.Жителей нашего города можно найти в часах, в машине, на тарелке. Солнце и луна тоже из этого города.

Кто же эти жители?

-КРУГИ.

Учитель.

Сейчас я попробую нарисовать круг на доске.

Ой, что-то неровно получается.

  1. Да, не получается. Нужен особый инструмент. Циркуль называется. С его помощью можно нарисовать круги разной величины.

  2. Предлагаю вам задание: с помощью циркуля нарисуйте на своих листах СНЕГОВИКА, а я «построю» его на доске.

  3. В завершение нашего путешествия приглашаю на игру представителей всех городов.

(убираю любую фигуру, а ученики ее называют по памяти)

Учитель.

Вот и закончилось наше путешествие в страну ГЕОМЕТРИЮ.

Дома составьте из различных геометрических фигур сюжетную картинку в виде аппликации.

infourok.ru

План-конспект на тему: «Путешествие по страну Геометрии»

Путешествие по стране Геометрии.

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах.

Задачи:

— развивать умение различать и называть геометрические фигуры;

— развивать познавательный интерес, пространственное мышление и фантазию;

— воспитывать умение работать в группе, согласовывать свои действия с товарищами.

— расширять логическое мышление и аналитические способности

Оборудование: геометрические фигуры, листы с заданиями, ручки, простые карандаши, линейки.

Форма проведения: мастер-класс

Ход занятия

Орг. момент

— Добрый день! Я очень рада видеть вас на нашей игре. Давайте улыбнёмся друг другу. Настроение у всех хорошее, можно начинать.

Подготовка к определению темы игры

— Сегодня мне хочется вас чем-нибудь удивить и порадовать. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но зато у меня есть знания, которыми я с удовольствием поделюсь с вами.

— Ребята! мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадки.

а) У него, как у подушки,

Тоже есть четыре ушка.

И четыре стороны,

Где все стороны равны. (Квадрат)

б) Нет углов у него,

И похож на блюдце,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Что это? (Круг)

в) Три угла, три стороны

Могут разной быть длины. (Треугольник)

г) Что похоже на открытку,

На конверт и на альбом?

Что сравнить, ребята, можно

С одеялом и ковром? (Прямоугольник)

— Молодцы!

— Как одним словом можно назвать все слова-отгадки? (Фигуры)

— Какие ещё фигуры вы знаете?

— Как называется наука, изучающая фигуры? (Геометрия)

Удивительная страна- Геометрия!

Фигуры и линии в ней живут,

Меряют, чертят и узнают:

Периметр, площадь, длину, ширину,

Диаметр, радиус и высоту.

Скорей собирай своих знаний багаж!

Готовь поскорее простой карандаш!

Весёлые конкурсы ждут нас, друзья!

Пора отправляться:

В дорогу пора!

Работа над темой

— Фигуры живут в замечательной стране Геометрии.

Мы отправимся в путешествие по городам этой страны на кораблях в составе трёх команд «Треугольники», «Квадраты», «Круги».

— Сопровождать нас будет житель страны Геометрии Геометрик.

Он приготовил для вас задания. За правильно выполненное задание будете получать геометрические фигуры. Геометрик посмотрит, какая команда наберёт больше всего геометрических фигур и получит почётное звание «Знатоки геометрии».

Массаж глаз

— А теперь помассируйте руки и ладошками закройте глаза,

— 1, 2, 3! Сказочка, приди!

Первое задание, которое приготовил для вас Геометрик.

— Для того чтобы отправиться в путешествие вам необходимы корабли, а их нет. Корабли нужно построить.- Сейчас при помощи фигур: трёх квадратов, двух треугольников, и прямоугольника постройте кораблик.

(Команды выполняют задание. Команда, выполнившая первой задание, получает дополнительную геометрическую фигуру.)

— Итак, корабли построены.

— Тогда в путь!

Что нам стоит — дом построить!

Быстро сложим — будем жить!

Конструирование дома из геометрических фигур по образцу.

— В сказочной стране мы постараемся быстро построить дом.

— Сейчас вы будете конструировать домик, который на доске. Сконструируйте домик  из фигур, которые лежат у вас на парте.

анализ образца

Город «Квадрат»

— Нужна помощь! Жители этого города в связи с ураганом не могут найти свои дома.

Нужно им указать путь.

— А путь мы укажем, когда посчитаем, сколько здесь квадратов.

Сколько квадратов?

— Проверим.

Конкурс «Головоломки».

Перед вами лежат 6 геометрических фигур. Соберите из них квадрат.

Побеждает команда, которая соберет квадрат быстрее.

— Молодцы! Геометрическую фигуру «квадрат» получает команда …

— Продолжаем наше путешествие.

Город «Круг»

— Жители этого города решили устроить праздник в честь дня рождения города. Но какой день рождения бывает без торта. Жители города решили испечь огромный круглый торт и договорились печь его частями, а потом соединить части торта и украсить.

— Внимание!

— У вас на партах лежат части круга. Сложите круг из разрезанных частей. Какая команда справится с заданием быстрее?

— Проверим.

— Молодцы! Геометрическую фигуру «круг» получает команда …

— Продолжаем наше путешествие.

Физминутка

— Геометрик предлагает сделать остановку и отдохнуть.

Мы шагаем, мы шагаем (имитация движения пальцами по столу)

По тропинкам, по дорожкам.

Видим поле, видим лес, (смотрим из-под руки в разные стороны)

Видим сосны до небес. (тянемся вверх с поднятыми руками)

Город «Треугольник»

— Жители этого города сбиваются при подсчёте треугольников. Надо им помочь.

Посчитайте и запишите, сколько на рисунке изображено треугольников, запишите на листочке, и через 1 минуту мы проверим.

— Молодцы! Геометрическую фигуру «треугольник» получает команда …

— Плывём дальше. Последний город, в котором мы с вами побываем, это …

Город «Геометрия»

Конкурс « Головоломки»

-Перед вами лежат 3 геометрические фигуры. Соберите из них четырехугольник. Побеждает команда, которая соберёт быстрее.

Конкурс «Острый глаз».

-Перед вами лежат геометрические фигуры. За 3 минуты вы должны составить из них аппликацию птицы или зверя, или любого предмета.

.


Конкурс « Арифметический».

— Муравей ползёт домой. Долог его путь. Сколько должен проползти муравей, чтобы добраться до дома?

 

Конкурс «Внимательная команда».

На доске вывешены различные геометрические фигуры. 30 секунд вы смотрите на них и запоминаете. Затем я убираю одну фигуру.

Каждая команда должна записать фигуру, которая, по её мнению, пропала. Побеждает та команда, которая назовёт фигуру верно.

Итог: Мы закончили игру.

Подведение итогов игры

— Наше путешествие по стране Геометрии завершилось.

— Давайте подсчитаем геометрические фигуры у каждой команды и определим команду-победительницу, которая получит почётное звание «Знатоки геометрии».

— Итак, звание «Знатоки геометрии» получает команда …

— Другим командам присваивается звание «Помощники геометрии».

— Надеюсь, вам сегодня было интересно, и приобретённые умения пригодятся вам в дальнейшем не только на уроках математики.

Рефлексия

— Ребята, нарисуйте ваше настроение, с которым вы уходите с нашего занятия.

Дерево настроения.

nsportal.ru

Проект по теме: Проект «Страна Геометрия»

Слайд 1

Страна Геометрия Долгосрочный проект Автор Кирюшкина Е.В.

Слайд 2

Методический паспорт проекта «В стране Геометрия» Дата проведения 2012-2014 уч.год Место в учебном плане -плановый Тип проекта — Образовательно — творческий Группа: 1 и 2 подготовительные группы Кол-во уч-ся : 18 Время работы над проектом : долгосрочный Форма работы : Поиск материала, работа со счетными палочками и геометрическими фигурами, ручной труд, речетворчество Краткая аннотация проекта : Проект для дошкольников с углубленным изучением тем и творческое воплощение материала, с элементами ТРИЗ. Состоит из этапов, зависящих от изучения темы. Цели проекта : Закреплять представления о свойствах геометрических фигур: цвет, форма, размер; умение выделять и объяснять признаки их сходства, различия и творчески работать с ними; Учебно-педагогические задачи : Развивать у детей творческое воображение, внимание, логическое мышление, сообразительность. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь. План работы: Поиск занимательного материала, придумывание загадок, сказок Поиск новых форм и превращений геометрического материала Изготовление поделок из геометрических фигур и тел Использование продукта на итоговом занятии по теме. Ожидаемые результаты : Умение находить геометрическую фигуру (тело) в окружающей действительности, творчески воплощать предлагаемый материал, находить новые формы применения или использования его. Продукт проекта: Изготовленные поделки. Подборки игр, загадок, стихотворений, сказок. В конце года итоговое занятие

Слайд 3

План итогового мероприятия Знакомимся с городом: улицы геометрических фигур и геометрических тел. Место для леса. Работа с презентацией. З адания от Круга: разложи предметы на подносы. Стихи. Задания от Овала: нарисуй мордашки. Наши Овалусы . Стихи Задания от треугольника: посади треугольно-овальный лес Инсценирование : «Как треугольник квадрату углы отрезал» Задания от квадрата: выкладывание фигур из палочек. Конверты. Проблемная ситуация: если у стола отрезать угол…. Задания от трапеции и линий. Стихи. Превращение трапеции в юбку с помощью кривых, прямых и ломаных линий. Задания от Куба. Стихи. Игра с игральными кубиками. Задания от Цилиндра и Конуса. Знакомство с жителями: зайцами-цилиндриками и грибами-конусами. Стихи. Задания от Шара. Игра с мячом. Стихи.

Слайд 5

Игра: Разложи предметы (круг -овал)

Слайд 6

Улица геометрических фигур

Слайд 7

Улица объемных геометрических фигур

Слайд 8

Треугольно-овальный лес

Слайд 9

Превращение трапеции в стильную юбку с помощью кривых, прямых, ломаных линий

Слайд 10

Квадратные конверты

Слайд 11

Точка, точка, два крючочка …Мама говорит : Лицо у тебя овальное. Пусть будет овальное, Лишь бы не печальное. Мы рассмеялись и в овале Рожицу нарисовали. Овал — окружность удлинённая И рожица в ней удивлённая

Слайд 12

« Овалусы »

Слайд 13

Жители страны Цилиндрики и Конусы -Цилиндр, что такое? — спросил я у папы. Отец рассмеялся : — Цилиндр, это шляпа. Чтобы иметь представление верное, Цилиндр, скажем так, это банка консервная. Труба парохода — цилиндр, труба на нашей крыше — тоже, Все трубы на цилиндр похожи. А я привёл пример такой — Калейдоскоп любимый мой, глаз от него не оторвёшь, И тоже на цилиндр похож.

Слайд 14

Шар Игра с мячом «Назови фигуру»

Слайд 15

Играем с кубиком (куб)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *