Вид глагола. Видеоурок. Русский язык 6 Класс
1. Определяем вид глагола
Вид глагола определяется по вопросу.
Вопросы совершенного вида:
что сделать?
что сделал?
что сделает?
что сделаем?
и др.
Вопросы несовершенного вида:
что делать?
что делал?
что делает?
что будем делать?
и др.
Если в вопросе есть с, то вид совершенный, если приставки с нет, то и вид несовершенный.
Обратите внимание, что буква с в вопросе либо отсутствует, либо сохраняется вовсех формах глагола, то есть вид – это постоянный признак глагола, и он не меняется при изменении времени, например.
2. Суффиксы и приставки в образовании видовых форм глаголов
Обратите внимание на некоторые закономерности:
1. Непроизводные глаголы чаще всего относятся к несовершенному виду (пить, лететь, смотреть) Но: дать, бросить – сов. в.
2. Несов. в.+ приставка = сов. в.
мотать – на-мотать
махать – по-махать
смотреть – по-смотреть
Но: ходить – приходить
3. Сов. в. + ыва/ива = несов. в.:
намотать – намат-ыва-ть
помахать – помах-ива-ть
просмотреть – просматр-ива-ть
4. Несов. в. + НУ = сов. в.
кидать – ки-ну-ть
стучать – стук-ну-ть
3. Двувидовые глаголы
Рассмотрите следующие примеры:
Ранить
Солдата ранили (что сделали?) – сов. в.
Твои слова меня ранят (что делают?) – несов. в.
Велеть
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. (что делают?) – несов. в.
Не прикажете ли, я велю подать коврик? (что сделаю?) – сов. в.
Обычно глаголам свойственно все же иметь один вид: либо совершенный, либо несовершенный. Но есть двувидовые глаголы. Они в зависимости от контекста могут быть и совершенного, и несовершенного вида. Таких глаголов немного, например:
атаковать, организовать, телеграфировать, венчать, крестить, обещать, велеть, женить, казнить, ранить.4. Значение категории вида
Глаголы несовершенного вида обозначают действие длящееся (пою, рисую) или повторяющееся (прыгал, кричал, толкал).
А глаголы совершенного вида обозначают действие, которое закончилось, завершилось, свершилось (спел, нарисовал, прыгнул, крикнул, толкнул), а также действие, которое началось или начнется, и его начало – это своеобразная граница, через которую действие переступает, свершается (заиграл, запел).
5. Чередование гласных в корне слова
Если от глагола совершенного вида мы образуем глагол несовершенного вида, то мы можем увидеть не совсем обычное поведение корня:
О-позд-а-ть – о-пазд-ывать
Говор-и-ть – раз-
От-толк-ну-ть – от-талк-ива-ть
Вы-про-вод-и-ть – вы-про-важ-ива-ть
Когда вы изучали правописание безударной гласной корня, то запоминали, что безударную гласную в корне нельзя проверять глаголом несовершенного вида.
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- School-assistant.ru (Источник).
- Langrus.ru (Источник).
Домашнее задание
Упражнение 1.
Измените вид выделенных глаголов. Как от этого изменится смысл предложения?1. Он ложился спать, когда я поздно вечером зашёл к нему.
2. Корабль уже возвращался в порт.
3. Наступила долгая полярная ночь.
4. Мы спешно собирали свои вещи.
5. Студенты разъезжались на практику.
6. Снег таял, дороги стали непроезжими.
7. Когда мы подошли к стадиону, я вспомнил, что забыл билет дома.
Упражнение 2.
Определите вид глаголов; укажите, какое значение имеют глаголы совершенного и несовершенного вида.
1. Вы выступали вчера на собрании?
2. Вдруг загремел гром.
3. Я читал вашу статью.
4. Вы звонили
5. Он перевёл за вечер пять страниц.
6. Он изучал немецкий язык самостоятельно.
7. В метро я увидел знакомого и подошел к нему.
8. Ты уже завтракал? – Да, позавтракал.
9. Ты решал задачи? – Да, я решил все задачи и отдал тетрадь преподавателю.
10. Он показал лучший результат и пришёл к финишу первым.
11. Он долго готовился к экзамену.
12. Дедушка постоянно терял свои очки и находил их где-нибудь в квартире. Однажды он потерял их на улице и не нашёл.
13. Он долго смотрел на меня и вспоминал, где мы могли встречаться. Наконец, он вспомнил, что мы вместе ехали на конференцию.
interneturok.ru
Глаголы несовершенного вида
Категория вида в современном русском языке представляет собой парное (бинарное) противопоставление глаголов совершенного вида и несовершенного.
Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом.
Глаголы несовершенного вида могут иметь следующие частные значения:
1. Конкретно-процессное значение. Указывает на единичное действие в его процессном осуществлении субъектом.
- Спит или читает.
Конкретно-процессное значение имеет следующие оттенки:
а). подчёркнутой длительности (используются лексические показатели типа долго, всю ночь, целый месяц):
- — Вот мы от этой сопки, значит, поплывём, будем плыть весь день…
- (В. Я. Шишков)
- Ты слишком долго рассказываешь об этом.
б). попытка осуществления действия:
в). безуспешные попытки достичь желаемого результата:
- Убеждал, убеждал, но так и не убедил.
г). незавершённость действия:
- Здесь что-то строили.
2. Неограниченно-длительное значение.
- Земля вращается вокруг Солнца, Луна вращается вокруг Земли.
3. Потенциально-постоянное значение.
- Он говорит по-немецки.
Грамматические особенности глаголов несовершенного вида
1. В изъявительном наклонении имеют формы всех трёх времён (настоящего, прошедшего и будущего времени):
- писать — пишу, писал, буду писать
- читать — читаю, читал, буду читать
3. Образуют причастия настоящего времени (могут образовывать причастия прошедшего времени): читать — читающий (действительное, наст. вр.), читаемый (страдательное, наст. вр.), читавший (действительное, прош. вр.), читанный (страдательное, прош. вр.).
4. Образуют деепричастия несовершенного вида: читать — чита
я, говорить — говоря, рассказывать — рассказывая, работать — работая, строиться — строясь, волноваться — волнуясь.
5. Глаголы несовершенного вида сочетаются с фазовыми глаголами (начал, продолжал, закончил): начал говорить, продолжал работать, закончил строить.
6. Сочетаются со словами, указывающими на длительность, повторяемость действия: без конца считал ворон, регулярно пропускал занятия, ежедневно занимался спортом.
Поделиться публикацией:
goldrussian.ru
Вид глаголов / Глагол / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Вид глаголов
Вид — это грамматическая категория, обозначающая ограниченность или неограниченность действия глаголов.
В русском языке у глагола выделяют два вида:
- форма несовершенного вида — обозначает действие длящееся, продолжающееся, развивающееся и отвечает на вопрос что делать? — решать, танцевать, глотать, посылать, чихать.
- форма совершенного вида — обозначает действие завершенное, законченное, ограниченное и отвечает на вопрос что сделать? — решить, станцевать, глотнуть, послать, чихнуть.
Если мы сравним два глагола — чихать и чихнул, то они имеют общее лексическое значение (это чихание), но различаются значением вида: чихать — означает, что кто-то чихает и чихает без конца, а чихнуть — подразумевает ограниченное действие (например, чихнул один раз). Эти глаголы составляют
видовую пару.Видовая пара — это две формы глагола, которые имеют одно лексическое значение (решать — решить), но отличаются грамматическим значением вида.
Необходимо различать глаголы, противопоставленные внутри видовой пары:
Несовершенный вид (что делать?) | Совершенный вид (что сделать?) |
моргать | моргнуть |
зевать | зевнуть |
чихать | чихнуть |
пихать | пихнуть |
удивить | удивлять |
замечать | заметить |
посылать | послать |
и многие другие.
Вид указывается при морфологическом разборе глагола.
Советуем посмотреть:
Неопределённая форма (инфинитив) глагола
Возвратные глаголы
Времена глагола
Лицо и число глагола
Спряжение глаголов
Морфологический разбор глагола
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
3 класс
Упражнение 148, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
4 класс
Упражнение 639, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 640, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 651, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 660, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 664, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
6 класс
Упражнение 509, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 516, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 524, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 534, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 538, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 552, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 567, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 568, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 570, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 305, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
7 класс
Упражнение 41, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 42, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
© budu5.com, 2019
Пользовательское соглашение
Copyright
budu5.com
Тема занятия «Глаголы совершенного и несовершенного вида»
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов
несовершенного вида с помощью приставок.
2. Закрепить понятие о словах-действиях.
3. Обучать составлению предложений по сюжетным картинкам.
4. Учить пересказывать короткий текст по опорным картинкам с опорой на
предметные картинки.
5. Развивать внимание и память.
Воспитательная задача: формировать умение работать в коллективе.
Место проведения: группа.
Оборудование: сюжетные картинки, предметные картинки к рассказу “День рождения”, кукла бибабо Буратино, Богородские игрушки, пособия: “Поезд”, “Волшебные часы”, магнитная доска.
Технические средства: магнитофон.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Инструкция: Сядет тот, кто назовет только слово-действие: едет машина, идет человек, самолет летит, трава растет, собака рычит, светит солнце, пчела жалит, течет вода, певец поет, плачет ребенок.
2. Введение в тему занятия.
а) Инструкция: Посмотрите, кто к нам пришел в гости!
Логопед надевает на руку куклу-перчатку Буратино и от его имени читает стихотворение:
Расскажу я вам, друзья,
Что сегодня делал я:
Прыгал, бегал и смеялся,
Пел, кричал и баловался,
Очень долго я шалил:
Стул сломал и суп пролил.
Испугался я, устал
И совсем послушным стал.
– Назовите слова-действия из этого стихотворения.
б) Инструкция: Буратино принес интересные игрушки и покажет их, если вы правильно назовете, что Буратино делает.
Буратино выполняет различные движения (рисует, пьет, хлопает).
– А теперь скажите, что сделал Буратино?
(Нарисовал, выпил, похлопал.)
– Пока действие не закончилось, мы говорим: рисует, пьет…, когда действие закончилось, говорим по-другому: нарисовал, выпил…
Слова изменились: рисует – нарисовал, пьет – выпил…
– Вы правильно назвали слова-действия, поэтому Буратино с удовольствием
покажет вам, как двигаются Богородские игрушки.
– Что делает мишка? (Вяжет.)
– Что сделал мишка? (Связал.)
– Что делают курочки? (Клюют.)
– Что сделали курочки? (Склевали.)
3. Игра “Поезд” (с индивидуальными картинками).
Инструкция: Составьте предложения по картинкам и поместите их в два вагончика: в 1-й – если действие не закончено, во 2-й – если действие закончено.
Дети по очереди выходят, называют предложения по картинке и кладут картинку в нужный вагончик.
4. Динамическая пауза.
Дети под музыку выполняют различные движения. Когда музыка заканчивается, дети замирают, затем по очереди “включают” друг друга, называя незаконченные и законченные действия.
5. Игра “Волшебные часы”.
Тик-тик, тик-так
Все часы идут вот так,
Ты на стрелку посмотри
И картинку назови.
Инструкция: Ответьте правильно на вопрос по своей картинке.
Логопед двигает стрелку на “Волшебных часах” – круге с разноцветными секторами, на которых размещены картинки с изображением действий, производимых различными предметами. Отвечает тот ребенок, у кого на столе квадратик того же цвета, что и сектор, на котором остановилась стрелка часов.
Дети называют действия, сначала отвечая на вопрос логопеда “Что делает?”, затем “Что сделал?”.
6. Рассказ по опорным картинкам “День рождения”.
Инструкция: Послушайте и перескажите рассказ.
У Кати день рождения. Ей исполняется 6 лет. Мама готовит вкусный салат. Бабушка печет праздничный пирог. Папа покупает цветы. Брат накрывает на стол. Приходят подруги и дарят Кате подарки.
Дети рассказывают по цепочке, используя глаголы несовершенного вида.
– А теперь расскажите тот же рассказ, только если Катин день рождения произошел бы давно, например, месяц назад.
Дети пересказывают рассказ, используя глаголы совершенного вида.
7. Итог.
Инструкция: Вы сегодня очень хорошо занимались, и Буратино дарит вам картинки. Раскрасьте их, придумайте предложения и вклейте в свои тетрадки.
urok.1sept.ru
План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Конспект урока русского языка «Глаголы совершенного и несовершенного вида; особенности употребления их в речи».
Капитанюк Елена Алексеевна,
учитель начальных классов, школа №607.
ТЕМА: « ГЛАГОЛЫ СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА.
ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИХ В РЕЧИ.»
УМК «Школа России», учебник «Русский язык» для 4 класса.(авт. Л.М.Зеленина и др.)
ЦЕЛИ:
- Познакомить учащихся с употреблением аспектуально-значимых слов с глаголами разных видов;
- Дать представление об особенностях употребления глаголов разных видов в текстах-повествованиях и текстах – описаниях.
- Строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Психологический настрой.
- Актуализация знаний. Словарная работа.
— Вы назовёте слово из словаря , если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините полученные буквы-ответы.
1 СХЕМА род 2 СХЕМА падеж
М . Ж . С. И. Р. В.
ОЗЕРО ДРУЖБУ
3 СХЕМА Д.п. 1скл. 4 СХЕМА падеж
е у и Д. П. Р.
МАМЫ
5 СХЕМА предлог 6 СХЕМА ж.р. 1-е скл.
Он и к ь а
7 СХЕМА Неопр. ф. глагола -ть -ет -ешь
Рассуждая , учащиеся находят искомое слово СВЕРКАТЬ
— Откройте словари и найдите группу, в которой находится наше слово.Прочитайте слова данной группы.
— Это слова ОБОРОНА, САЛЮТ, ПОБЕДА, РОССИЯ
— Найдите слово, которое можно выделить из группы по звуковому составу.
Ученики находят искомое слово. Все согласные звуки в слове ОБОРОНА- звонкие
-Каково лексическое значение слова оборона?
2 Чистописание
-Запишите строку различных сочетаний букв звонких звуков слова оборона.Не забывайте о правильной посадке во время письма. Следите за правильным соединением букв.
БРН РБН НБР НРБ РБН БРБ
3.Формулиривание цели урока и постановка учебной задачи.
-Работа со словарными словами поможет нам перейти к следующему этапу нашего урока.
От слов-предметов-к словам-действиям!
-Кто догадался, с какой частью речи мы будем работать дальше?
-Правильно, с глаголами.Сегодня на уроке мы вспомним, как образуются глаголы совершенного и несовершенного вида, а самое главное –попытаемся понять, в чём их различие и как правильно употреблять глаголы разных видов в речи.
4 .Упражнения в образовании ВИДОВЫХ ПАР ГЛАГОЛОВ
— Образуйте от сущ. –оборона, -салют, -победа глаголы неопр. ф. несоверш. вида.
Запишите их в столбик.
Запись на доске : Сверкать-
Оборонять-
Салютовать-
Побеждать-
— Образуйте от каждого глагола глагол совершенного вида , т. е. образуйте видовую пару .
Запись на доске и в тетрадях:
Сверкать-засверкать
Оборонять-оборонить
Салютовать- просалютовать
Побеждать-победить
-Чем различаются глаголы сов. и несов. вида?
Д. Вопросом и значением.
— Какое действие обозначают глаголы сов. вида? ( законченное) Несовершенного вида ? ( длительное, незаконченное)
Физкультминутка.
5. Наблюдение над употребленим аспектуально-значимых слов с глаголами совершенного и несовершенного вида.
— Прочитайте на доске слова:
Долго, много раз, наконец, вдруг, уже, часто, медленно , целый день, много раз
— Это слова-помощники. Они помогают определить, как выполняется действие.Как вы думаете, какие слова употребляются в речи с глаголами несов. вида ? С глаголами сов. вида ?
У. Запишите в первую группу глаголы несов. вида вместе со словами-помощниками. Объясните свой выбор.
Учащиеся могут записать: часто грустил, долго думаю, много раз вставал
-Запишите во вторую группу глаголы сов. вида со словами-помощниками. Объясните свой выбор.
Учащиеся могут записать: вдруг вспыхнула, наконец выучил, уже созрел
6.Наблюдение над употреблением глаголов совершенного и несовершенного вида в текстах-описаниях и текстах-повествованиях.
— Перед вами два отрывка из художественных произведений. Прочитайте их.
Ветер,всё ветер, он дует и дует, как дул весной и летом, и он даже радуется, когда отрывает с дерева лист и с ним улетает. ( М. Пришвин «Времена года» )
Федя включил телевизор, достал из сумки задачник и поискал заданную на дом задачу. Неожиданно на экране телевизора появился диктор. ( Н. Носов «Федина задача»)
Учащиеся читают тексты про себя, а затем два ученика читают их вслух.
— Как вы думаете, автор какого текста хотел описать предмет? («Времена года» )
Запишите над первым текстом слово ОПИСАНИЕ
-В каком тексте автор передаёт последовательность событий, повествует о них? ( «Федина задача» )
У. Запишите над вторым текстом слово ПОВЕСТВОВАНИЕ. Определите вид глаголов в первом и втором тексте.
Тексты написаны на карточках.
— Глаголы какого вида употреблены в тексте-описании, а какого – в тексте-повествовании?
Ученики определяют, что для текста описания характерны глаголы несовершенного вида, а для текста-повествования-глаголы совершенного вида.
— Действительно, глаголы несов. вида чаще употребляются в текстах-описаниях, а глаголы сов. вида – в текстах-повествованиях. Как вы думаете, почему так происходит?
( Глаголы несов. вида помогают нам увидеть, как происходит действие, поэтому чаще встречаются в описаниях; в повествованиях много действий, и глаголы сов. вида передают их последовательность , законченность, результативность, так как автору повествования важно рассказать о том, что уже произошло.)
7.Написание сочинения-миниатюры с использованием глаголов разных видов и слов-помощников. Работа в группах.
-1 вариант начнёт своё сочинение словами: « На перемене я обычно…»
2 вариант – словами : «Один раз на перемене…»
У. Обозначить виды глаголов и подчеркнуть слова-помощники.
Учащиеся работают в группах.
-Глаголы какого вида употребили ребята 1-го варианта? Почему?
— Глаголы какого вида употребили ребята 2-го варианта? Почему?
8.Подведение итогов. Рефлексия.
— Что нового вы узнали о глаголах сов. и несов. вида?
-На каком этапе урока вы испытывали затруднения?
— Какие слова в предложении могут подчёркивать значения глаголов совершенного и несовершенного вида?
— В каких текстах чаще употребляются глаголы несов. вида, а в каких- сов. вида?
9. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру, аналогичное классному, но варианты меняются началом сочинения.
nsportal.ru