Глаголы несов вида – Совершенный и несовершенный вид глагола

Вид глагола. Видеоурок. Русский язык 6 Класс

1. Определяем вид глагола

Вид глагола определяется по вопросу.

Вопросы совершенного вида:

что сделать?

что сделал?

что сделает?

что сделаем?

и др.

Вопросы несовершенного вида:

что делать?

что делал?

что делает?

что будем делать?

и др.

Если в вопросе есть с, то вид совершенный, если приставки с нет, то и вид несовершенный.

Обратите внимание, что буква с в вопросе либо отсутствует, либо сохраняется вовсех формах глагола, то есть вид – это постоянный признак глагола, и он не меняется при изменении времени, например.

2. Суффиксы и приставки в образовании видовых форм глаголов

Обратите внимание на некоторые закономерности:

1. Непроизводные глаголы чаще всего относятся к несовершенному виду (пить, лететь, смотреть) Но: дать, бросить – сов. в.

2. Несов. в.+ приставка = сов. в.

мотать – на-мотать

махать – по-махать

смотреть – по-смотреть

Но: ходить – приходить

3. Сов. в. + ыва/ива = несов. в.:

намотать – намат-ыва-ть

помахать – помах-ива-ть

просмотреть – просматр-ива-ть

4. Несов. в. + НУ = сов. в.

кидать – ки-ну-ть

стучать – стук-ну-ть

3. Двувидовые глаголы

Рассмотрите следующие примеры:

Ранить

Солдата ранили (что сделали?) – сов. в.

Твои слова меня ранят (что делают?) – несов. в.

Велеть

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. (что делают?) – несов. в.

Не прикажете ли, я велю подать коврик? (что сделаю?) – сов. в.

Обычно глаголам свойственно все же иметь один вид: либо совершенный, либо несовершенный. Но есть двувидовые глаголы. Они в зависимости от контекста могут быть и совершенного, и несовершенного вида. Таких глаголов немного, например:

атаковать, организовать, телеграфировать, венчать, крестить, обещать, велеть, женить, казнить, ранить.

4. Значение категории вида

Глаголы несовершенного вида обозначают действие длящееся (пою, рисую) или повторяющееся (прыгал, кричал, толкал).

А глаголы совершенного вида обозначают действие, которое закончилось, завершилось, свершилось (спел, нарисовал, прыгнул, крикнул, толкнул), а также действие, которое началось или начнется, и его начало – это своеобразная граница, через которую действие переступает, свершается (заиграл, запел).

5. Чередование гласных в корне слова

Если от глагола совершенного вида мы образуем глагол несовершенного вида, то мы можем увидеть не совсем обычное поведение корня:

О-позд-а-ть – о-пазд-ывать

Говор-и-ть – раз-

говар-ива-ть

От-толк-ну-ть – от-талк-ива-ть

Вы-про-вод-и-ть – вы-про-важ-ива-ть

Когда вы изучали правописание безударной гласной корня, то запоминали, что безударную гласную в корне нельзя проверять глаголом несовершенного вида.

 

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. School-assistant.ru (Источник).
  2. Langrus.ru (Источник).

 

Домашнее задание

Упражнение 1.

Измените вид выделенных глаголов. Как от этого изменится смысл предложения?

1. Он ложился спать, когда я поздно вечером зашёл к нему.

2. Корабль уже возвращался в порт.

3. Наступила долгая полярная ночь.

4. Мы спешно собирали свои вещи.

5. Студенты разъезжались на практику.

6. Снег таял, дороги стали непроезжими.

7. Когда мы подошли к стадиону, я вспомнил, что забыл билет дома.

Упражнение 2.

Определите вид глаголов; укажите, какое значение имеют глаголы совершенного и несовершенного вида.

1. Вы выступали вчера на собрании?

2. Вдруг загремел гром.

3. Я читал вашу статью.

4. Вы звонили

мне?

5. Он перевёл за вечер пять страниц.

6. Он изучал немецкий язык самостоятельно.

7. В метро я увидел знакомого и подошел к нему.

8. Ты уже завтракал? – Да, позавтракал.

9. Ты решал задачи? – Да, я решил все задачи и отдал тетрадь преподавателю.

10. Он показал лучший результат и пришёл к финишу первым.

11. Он долго готовился к экзамену.

12. Дедушка постоянно терял свои очки и находил их где-нибудь в квартире. Однажды он потерял их на улице и не нашёл.

13. Он долго смотрел на меня и вспоминал, где мы могли встречаться. Наконец, он вспомнил, что мы вместе ехали на конференцию.

interneturok.ru

Глаголы несовершенного вида

Категория вида в современном русском языке представляет собой парное (бинарное) противопоставление глаголов совершенного вида и несовершенного.

 

Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом.

 

Глаголы несовершенного вида могут иметь следующие частные значения:

1. Конкретно-процессное значение. Указывает на единичное действие в его процессном осуществлении субъектом.

  • Спит или читает.

Конкретно-процессное значение имеет следующие оттенки:

а). подчёркнутой длительности (используются лексические показатели типа долго, всю ночь, целый месяц):

  • — Вот мы от этой сопки, значит, поплывём, будем плыть весь день
  • (В. Я. Шишков)
  • Ты слишком долго рассказываешь об этом.

б). попытка осуществления действия:

в). безуспешные попытки достичь желаемого результата:

  • Убеждал, убеждал, но так и не убедил.

г). незавершённость действия:

  • Здесь что-то строили.

2. Неограниченно-длительное значение.

  • Земля вращается вокруг Солнца, Луна вращается вокруг Земли.

3. Потенциально-постоянное значение.

  • Он говорит по-немецки.

 

Грамматические особенности глаголов несовершенного вида

1. В изъявительном наклонении имеют формы всех трёх времён (настоящего, прошедшего и будущего времени):

  • писать — пишу, писал, буду писать
  • читать — читаю, читал, буду читать

 

3. Образуют причастия настоящего времени (могут образовывать причастия прошедшего времени): читать — читающий (действительное, наст. вр.), читаемый (страдательное, наст. вр.), читавший (действительное, прош. вр.), читанный (страдательное, прош. вр.).

 

4. Образуют деепричастия несовершенного вида: читать — чита

я, говорить — говоря, рассказывать — рассказывая, работать — работая, строиться — строясь, волноваться — волнуясь.

 

5. Глаголы несовершенного вида сочетаются с фазовыми глаголами (начал, продолжал, закончил): начал говорить, продолжал работать, закончил строить.

 

6. Сочетаются со словами, указывающими на длительность, повторяемость действия: без конца считал ворон, регулярно пропускал занятия, ежедневно занимался спортом.

 

 


Поделиться публикацией:

goldrussian.ru

Вид глаголов / Глагол / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Глагол
  6. Вид глаголов

Вид — это грамматическая категория, обозначающая ограниченность или неограниченность действия глаголов.

В русском языке у глагола выделяют два вида:

  • форма несовершенного вида — обозначает действие длящееся, продолжающееся, развивающееся и отвечает на вопрос что делать? — решать, танцевать, глотать, посылать, чихать.
  • форма совершенного вида — обозначает действие завершенное, законченное, ограниченное и отвечает на вопрос что сделать? — решить, станцевать, глотнуть, послать, чихнуть.

 

Если мы сравним два глагола — чихать и чихнул, то они имеют общее лексическое значение (это чихание), но различаются значением вида: чихать — означает, что кто-то чихает и чихает без конца, а чихнуть — подразумевает ограниченное действие (например, чихнул один раз). Эти глаголы составляют

видовую пару.

Видовая пара — это две формы глагола, которые имеют одно лексическое значение (решать — решить), но отличаются грамматическим значением вида.

Необходимо различать глаголы, противопоставленные внутри видовой пары:

Несовершенный вид

(что делать?)

Совершенный вид

(что сделать?)

моргатьморгнуть
зеватьзевнуть
чихатьчихнуть
пихатьпихнуть
удивитьудивлять
замечатьзаметить
посылатьпослать

и многие другие.

Вид указывается при морфологическом разборе глагола.

 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Неопределённая форма (инфинитив) глагола

Возвратные глаголы

Времена глагола

Лицо и число глагола

Спряжение глаголов

Морфологический разбор глагола

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 148, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 639, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 640, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 651, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 660, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 664, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

6 класс

Упражнение 509, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 516, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 524, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 534, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 538, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 552, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 567, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 568, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 570, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 305, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 41, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 42, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

budu5.com

Тема занятия «Глаголы совершенного и несовершенного вида»

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок.
2. Закрепить понятие о словах-действиях.
3. Обучать составлению предложений по сюжетным картинкам.
4. Учить пересказывать короткий текст по опорным картинкам с опорой на предметные картинки.
5. Развивать внимание и память.

Воспитательная задача: формировать умение работать в коллективе.

Место проведения: группа.

Оборудование: сюжетные картинки, предметные картинки к рассказу “День рождения”, кукла бибабо Буратино, Богородские игрушки, пособия: “Поезд”, “Волшебные часы”, магнитная доска.

Технические средства: магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Инструкция: Сядет тот, кто назовет только слово-действие: едет машина, идет человек, самолет летит, трава растет, собака рычит, светит солнце, пчела жалит, течет вода, певец поет, плачет ребенок.

2. Введение в тему занятия.

а) Инструкция: Посмотрите, кто к нам пришел в гости!

Логопед надевает на руку куклу-перчатку Буратино и от его имени читает стихотворение:

Расскажу я вам, друзья,
Что сегодня делал я:
Прыгал, бегал и смеялся,
Пел, кричал и баловался,
Очень долго я шалил:
Стул сломал и суп пролил.
Испугался я, устал
И совсем послушным стал.

– Назовите слова-действия из этого стихотворения.

б) Инструкция: Буратино принес интересные игрушки и покажет их, если вы правильно назовете, что Буратино делает.

Буратино выполняет различные движения (рисует, пьет, хлопает).

– А теперь скажите, что сделал Буратино?

(Нарисовал, выпил, похлопал.)

– Пока действие не закончилось, мы говорим: рисует, пьет…, когда действие закончилось, говорим по-другому: нарисовал, выпил…

Слова изменились: рисует – нарисовал, пьет – выпил…

– Вы правильно назвали слова-действия, поэтому Буратино с удовольствием покажет вам, как двигаются Богородские игрушки.
– Что делает мишка? (Вяжет.)
– Что сделал мишка? (Связал.)
– Что делают курочки? (Клюют.)
– Что сделали курочки? (Склевали.)

3. Игра “Поезд” (с индивидуальными картинками).

Инструкция: Составьте предложения по картинкам и поместите их в два вагончика: в 1-й – если действие не закончено, во 2-й – если действие закончено.

Дети по очереди выходят, называют предложения по картинке и кладут картинку в нужный вагончик.

4. Динамическая пауза.

Дети под музыку выполняют различные движения. Когда музыка заканчивается, дети замирают, затем по очереди “включают” друг друга, называя незаконченные и законченные действия.

5. Игра “Волшебные часы”.

Тик-тик, тик-так
Все часы идут вот так,
Ты на стрелку посмотри
И картинку назови.

Инструкция: Ответьте правильно на вопрос по своей картинке.

Логопед двигает стрелку на “Волшебных часах” – круге с разноцветными секторами, на которых размещены картинки с изображением действий, производимых различными предметами. Отвечает тот ребенок, у кого на столе квадратик того же цвета, что и сектор, на котором остановилась стрелка часов.

Дети называют действия, сначала отвечая на вопрос логопеда “Что делает?”, затем “Что сделал?”.

6. Рассказ по опорным картинкам “День рождения”.

Инструкция: Послушайте и перескажите рассказ.

У Кати день рождения. Ей исполняется 6 лет. Мама готовит вкусный салат. Бабушка печет праздничный пирог. Папа покупает цветы. Брат накрывает на стол. Приходят подруги и дарят Кате подарки.

Дети рассказывают по цепочке, используя глаголы несовершенного вида.

– А теперь расскажите тот же рассказ, только если Катин день рождения произошел бы давно, например, месяц назад.

Дети пересказывают рассказ, используя глаголы совершенного вида.

7. Итог.

Инструкция: Вы сегодня очень хорошо занимались, и Буратино дарит вам картинки. Раскрасьте их, придумайте предложения и вклейте в свои тетрадки.

urok.1sept.ru

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Конспект урока русского языка «Глаголы совершенного и несовершенного вида; особенности употребления их в речи».

Капитанюк Елена Алексеевна,

учитель начальных классов, школа №607.

ТЕМА: « ГЛАГОЛЫ  СОВЕРШЕННОГО И  НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА.

                ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ  ИХ  В  РЕЧИ.»

УМК «Школа России», учебник «Русский язык» для 4 класса.(авт. Л.М.Зеленина и др.)

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить учащихся  с  употреблением аспектуально-значимых слов с глаголами разных видов;
  2. Дать представление об особенностях употребления глаголов разных видов в текстах-повествованиях и текстах – описаниях.
  3. Строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  4. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент. Психологический настрой.
  2. Актуализация знаний. Словарная работа.

— Вы  назовёте слово из словаря , если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините полученные буквы-ответы.

1 СХЕМА         род                            2 СХЕМА              падеж

 

       М .      Ж .      С.                                                    И.      Р.    В.

         ОЗЕРО                                                                  ДРУЖБУ

3 СХЕМА     Д.п.  1скл.                      4 СХЕМА          падеж

                                                                           

                е        у         и                                               Д.    П.   Р.                                                                              

                                                                                       МАМЫ

5 СХЕМА     предлог                            6 СХЕМА      ж.р. 1-е скл.                                                                                                        

               Он    и    к                                                         ь     а

7 СХЕМА    Неопр. ф.  глагола                                                                                                                                                                                      -ть    -ет  -ешь

Рассуждая , учащиеся находят искомое слово   СВЕРКАТЬ

— Откройте словари и найдите группу, в которой находится наше слово.Прочитайте слова данной группы.

— Это слова  ОБОРОНА,  САЛЮТ, ПОБЕДА, РОССИЯ

— Найдите слово, которое  можно выделить из группы по звуковому  составу.

Ученики находят искомое слово. Все согласные звуки в слове ОБОРОНА- звонкие

-Каково лексическое значение слова оборона?

2 Чистописание

-Запишите строку различных сочетаний букв звонких звуков слова оборона.Не забывайте о правильной посадке во время письма. Следите за правильным соединением букв.

БРН   РБН   НБР  НРБ  РБН  БРБ

3.Формулиривание цели урока и постановка учебной задачи.

-Работа со словарными словами поможет нам перейти к следующему этапу нашего урока.

От слов-предметов-к словам-действиям!

-Кто догадался, с какой частью речи мы будем работать дальше?

-Правильно, с глаголами.Сегодня на уроке мы вспомним, как образуются глаголы совершенного и несовершенного вида, а самое главное –попытаемся понять, в чём их различие и как правильно употреблять глаголы разных видов в речи.

4 .Упражнения в образовании  ВИДОВЫХ ПАР ГЛАГОЛОВ

— Образуйте от сущ. –оборона, -салют, -победа глаголы  неопр. ф. несоверш. вида.

Запишите их в столбик.

Запись на доске  :   Сверкать-

                                 Оборонять-

                                 Салютовать-

                                 Побеждать-

— Образуйте от каждого глагола  глагол совершенного вида , т. е. образуйте видовую пару .

Запись на доске и в тетрадях:

Сверкать-засверкать

Оборонять-оборонить

Салютовать- просалютовать

Побеждать-победить

-Чем различаются глаголы сов. и несов.  вида?

Д. Вопросом и значением.

— Какое действие обозначают глаголы сов. вида? ( законченное) Несовершенного вида ? ( длительное, незаконченное)

Физкультминутка.

5. Наблюдение над употребленим аспектуально-значимых слов с глаголами совершенного и несовершенного вида.

— Прочитайте на доске слова:

Долго, много раз, наконец, вдруг, уже, часто, медленно , целый день, много раз

— Это слова-помощники. Они помогают определить, как выполняется действие.Как вы думаете, какие слова употребляются в речи с глаголами несов. вида ? С глаголами сов. вида ?

У. Запишите в первую группу глаголы несов. вида вместе со словами-помощниками. Объясните свой выбор.

Учащиеся могут записать: часто грустил, долго думаю, много раз вставал

-Запишите во вторую группу глаголы сов. вида со словами-помощниками. Объясните свой выбор.

Учащиеся могут записать: вдруг вспыхнула, наконец выучил, уже созрел

6.Наблюдение над употреблением глаголов совершенного и несовершенного вида в текстах-описаниях и текстах-повествованиях.

— Перед вами два отрывка из художественных произведений. Прочитайте их.

Ветер,всё ветер, он дует и дует, как дул весной и летом, и он даже радуется, когда отрывает с дерева лист и с ним улетает. ( М. Пришвин «Времена года» )

Федя включил телевизор, достал из сумки задачник и поискал заданную на дом задачу. Неожиданно на экране телевизора появился диктор. ( Н. Носов «Федина задача»)

Учащиеся читают тексты про себя, а затем два ученика читают их вслух.

— Как вы думаете, автор какого текста хотел описать предмет? («Времена года» )

 Запишите над первым текстом слово ОПИСАНИЕ

-В каком тексте автор передаёт последовательность  событий, повествует о них? ( «Федина задача» )

У. Запишите над вторым текстом слово ПОВЕСТВОВАНИЕ. Определите вид глаголов в первом и втором тексте.

Тексты написаны на карточках.

— Глаголы какого вида  употреблены в тексте-описании, а какого – в тексте-повествовании?

Ученики определяют, что для текста описания характерны глаголы несовершенного вида, а для текста-повествования-глаголы совершенного вида.

— Действительно, глаголы несов. вида чаще употребляются в текстах-описаниях, а глаголы сов. вида – в текстах-повествованиях. Как вы думаете, почему так происходит?

( Глаголы несов. вида помогают нам увидеть, как происходит действие, поэтому  чаще встречаются в описаниях; в повествованиях много действий, и глаголы сов. вида передают их последовательность , законченность, результативность, так как автору повествования важно рассказать о том, что уже произошло.)

7.Написание сочинения-миниатюры с использованием глаголов разных видов и слов-помощников.  Работа в группах.

    -1 вариант начнёт своё сочинение словами: « На перемене я обычно…»

     2 вариант – словами : «Один раз на перемене…»

У. Обозначить виды глаголов и подчеркнуть слова-помощники.

Учащиеся работают в группах.

 -Глаголы какого вида употребили ребята 1-го варианта? Почему?

— Глаголы какого вида употребили ребята 2-го варианта? Почему?

8.Подведение итогов. Рефлексия.

— Что нового вы узнали о глаголах сов. и несов. вида?

-На каком этапе урока вы испытывали затруднения?

— Какие слова в предложении могут подчёркивать  значения глаголов совершенного и несовершенного вида?

— В каких текстах чаще употребляются глаголы несов. вида, а в каких- сов. вида?

9. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру, аналогичное классному, но варианты меняются началом сочинения.

                       

                                                                                                                         

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                     

                     

                               

                                                                                         

     

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *