Глаголы тема – Глагол как часть речи — Русский язык

Глаголы, связанные со словом ТЕМА

Базар.КартаСлов.Ру люди места предметы действия абстрактные глаголы существительные прилагательные наречия причастия люди места предм. дейст. абстр. гл. сущ. прил. нар. прич. пересказывать излагать пооткровенничать разговориться пересказать экранизировать интересоваться цитировать обсуждать дослушать отрецензировать говорить озаглавить упомянуть перебивать дискутировать слушать заинтересовать опубликовать задавать клеиться рецензировать иллюстрировать отредактировать поговорить выговориться дослушивать интересовать беседовать рассказывать переосмыслять затрагивать публиковать откровенничать сочинять продолжить посвящаться прерывать сочинить обсудить намекнуть проговариваться закруглить упоминать рассказать задать процитировать переиздавать написать вкраплять Топ-100

bazar.kartaslov.ru

Глаголы в русском языке

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида, делятся на переходные и непереходные, изменяются по наклонениям.

Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми.
Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, дополнением, определением или обстоятельством.

 

Виды глаголов

 

Глаголы бывают двух видов: совершенного и несовершенного. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида — что сделать?

Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат (делал, красил).

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат (сделал, покрасил).

При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки (петь, спеть, пропеть, подпеть).
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

 

Переходные и непереходные глаголы

 

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.

Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет (помыть окно, пожать руку).
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет (говорить, ходить).
К непереходным относятся глаголы с суффиксом-ся (-сь) (улыбаться, злиться).
 

Возвратные глаголы


Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными (смеяться, радоваться).
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

 

Наклонение глагола

 

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле (читаю, прочитал, буду читать, прочту).

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б) (посмотрел бы, съездил бы). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу (прочитай, сходи, принесите).

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном —

-те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица-ка, которая несколько смягчает приказание (расскажи-ка, поиграй-ка).

Времена глагола

Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи.
Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда.
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

 

Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи.
Глаголы в форме прошедшего времени образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-.

Глаголы в неопределенной форме на -чь, -ти образуют формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л- (печь — пек, нести — нес, достичь — достиг).
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе — по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.

 

Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.

Будущее время имеет две формы: простую и составную. Составное будущее время глаголов несовершенного вида образуется из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида. От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое, от глаголов несовершенного вида — будущее время составное.

 

Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

 

Желаем Вам успехов!

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

продолжить с "Частями речи" >>>

 

вернуться к выбору в разделе "Грамматика" >>>

 

пройти тест на "Глаголы" >>>

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Урок русского языка тема Глагол

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Старопетрово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Тема: «Глагол. Закрепление изученного»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов Ляпустина О.В

Дата 25.02.2016

Предмет: русский язык

Учитель: Ляпустина О.В

Технологическая карта №

Предмет Русский Язык

Тема

Глагол. Закрепление

Тип урока

Урок закрепление

Цель урока

формировать умения безошибочного написания безударных окончаний глагола, расширять речевой опыт детей.

Формирование УУД

– Становление социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, осознание себя как носителя этого языка; укрепление желания владеть русским языком, в том числе правильно писать; становление сознательного отношения к своей речи, в частности письменной, контроля за ней. (Л.)

– В ходе совместных действий ставить учебную задачу и предпринимать коллективные шаги для её решения; понимать и сохранять учебную задачу в процессе работы.

Совместно с учителем планировать решение новой задачи и самостоятельно – решение освоенных учебно-познавательных задач. Выполнять всю последовательность намеченных действий и каждое действие в отдельности; использовать речь для регуляции своих действий. Понимать инструкции и действовать в соответствии с ними. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.

Оценивать свои достижения, осознавать трудности, в совместной деятельности искать их причины и стремиться к преодолению. Адекватно воспринимать оценку учителя (Р.)

– Участвовать в диалоге, в коллективной беседе, соблюдать правила речевого поведения, в том числе принимать во внимание ситуацию и характер общения, особенности партнёра (участников), решаемую задачу.

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; выслушивать и стараться понимать мнения других.

Осуществлять сотрудничество с одноклассниками в процессе парной (коллективной) работы, проявлять доброжелательное отношение, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

Воспроизводить информацию, в том числе прочитанные тексты, стараться доносить до других приобретённые знания, услышанное, прочитанное. (К.)

– Целенаправленно слушать учителя, одноклассников. Читать информацию в учебнике, черпать из неё нужные сведения, применять их для решения учебно-практических задач. Понимать сведения, инструкции, представленные в схематичной, табличной форме, переводить их в словесную и использовать в практической работе. Применять различные способы фиксации информации, материализации выполненных действий, в том числе в таблице (словесно, с помощью условных обозначений).

Владеть общими способами решения разнообразных конкретных лингвистических задач, использовать их в процессе практической работы. Понимать возможность решения отдельных задач разными способами, применять их. Пользоваться словарями учебника.

Находить в предложенных текстах, в указанных источниках языковые примеры, иллюстрации к обсуждаемым вопросам, заданные факты языка. (П-1.)

Осуществлять наблюдение, анализ, сравнение, синтез (конструирование), классификацию, группировку языкового материала по заданным (а иногда и самостоятельно выявленным) признакам; понимать проводимые аналогии, учитывать их в своих рассуждениях, действовать по аналогии; высказывать предположения, проверять их по учебнику; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы, формулировать их; подводить факты языка под понятия. (П-2.)

Задачи урока

Работать над осознанием детей темы Глагол

Воспитывать культуру поведения, умение работать с материалом

Развивать речь, мышление,

Планируемые результаты

Разграничивать глаголы с ударными и безударными личными окончаниями; воспроизводить систему окончаний каждого спряжения, характеризовать отличия. По ударным окончаниям определять спряжение; разграничивать глаголы двух спряжений.

Формы работы с учащимися

Групповая, индивидуальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями;

- карточки для работы в парах;

- таблички с надписями «постоянные признаки» и «непостоянные признаки»;

- сигнальные карточки у учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Индивидуальная работа

1 Орг. Момент

2.Введение в тему урока

3. Актуализация знаний

Словарная работа.

физкультминутка

Упражнение в определении спряжения глаголов и правописании безударных личных окончаний.

Индивидуальная работа по карточкам.

Итог урока.

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Улыбнемся им и друг другу.

- А теперь настройтесь на урок. Вспомним, как надо работать

- Вы готовы?

- Запишем дату.

Послушайте стихотворение и скажите, о чем в нем говорится?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- Сегодня мы повторим и обобщим всё, что узнали о глаголе на предыдущих уроках, а также продолжим учиться правильно писать и употреблять глаголы в речи. Кроме того вспомним много пословиц, крылатых выражений и поиграем в игры со словами.

Но я хочу предупредить вас, что на уроке вам могут встретиться «ловушки». Будьте предельно внимательны, чтобы не попасться в них.

-А сейчас скажите, что такое глагол?

- Прочитайте и скажите, что здесь записано?

(открывается запись на доске)

Время

Число

Лицо

Склонение

Род

Спряжение

- На какие 2 группы можно разделить эти признаки? - Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете признаки глагола и умеете приводить примеры.

(На доске вывешиваются таблички. Двое учеников работают у доски, соединяют слова с записями

У.: - Скажите, когда у глагола нельзя определить время, число, лицо и др. признаки?

У.: - Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?

Б…седа – беседовать

К…мандир – командировать

Адр…с – адресовать

В…селье – веселиться

Проверка работы за доской.

У.: - Какое слово лишнее?

Д.: -Веселиться. т.к. оканчивается на -ться.

У.: -Как определить, когда в слове, оканчивающемся на -тся(-ться) пишется мягкий знак?

Игра «Выбывание слов»

У.: - Прочитайте слова

На доске:

Нарисует, украшал, подсказать, подарят, грусть, постелет

У.: - Исключите из данного ряда по одному слову по какому-либо признаку так, чтобы осталось 1 слово.

Д.: -Составить предложение, словосочетание.

Разобрать по составу.

У.: - Разберите по составу глаголы 1-й строчки.

(Учащиеся работают у доски.)

У.: - А сейчас перейдем к очень важному признаку глагола – спряжению.

Скажите, для чего нужно знать спряжение?

Д.: -Чтобы правильно писать окончания глагола.

У.: - Как определить спряжение глагола?

(Учащиеся называют 2 способа)

У.: - Мы изучили много пословиц и поговорок. Вспомним некоторые из них.

Запишите последнее слово. Выделите окончание и укажите спряжение.

(1 ученик работает за доской)

Раньше начнешь – раньше и … (закончишь).

Слезами горю не … (поможешь).

Воду в решете не … (удержишь).

Кто вперед смотрит, тот далеко … (видит).

Дружба правдой … (крепнет).

Игра «Дай ответ».

Для игры готовятся карточки с буквами Е и И для каждого ученика.

Учитель называет неопределенную форму глагола,

Клеить, колоть, построить, бороться, чистить, послушать, услышать, мыть, готовить, сесть, шептать, побрить, зарубить, синеть, покормить, увидеть, потерять, прогнать, поставить.

– Какие знания и умения вам были нужны для выполнения этого задания?

– Какие орфограммы могут встречаться при написании глагола?

Упражнение 458.

– Рассмотрите рисунок на с. 46 учебника.

– Устно нарисуйте картину из 3–4 предложений.

– В какой форме вы употребляли глаголы?

– Прочитайте картину, нарисованную автором (с. 51, задачник).

– Вы смогли представить картину? Какие слова текста помогли это сделать?

– В какой форме употреблены глаголы? Напишите.

– Есть ли в тексте диалог?

– А зачем же автор использует форму 2-го лица единственного числа?

– Нет ли в этом какой-то «тайны»?

– Вы догадались, в чем она заключается?

– Решите орфографические задачи.

(Взаимопроверка.)

- Мы закончили изучение большой темы «Глагол».

Что нового вы узнали об этой части речи в 4 классе.

Скажите, зачем необходимы знания о глаголе?

У.: - Что вам понравилось сегодня на уроке?

Какое задание было самым интересным? Самым трудным?

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: упр 464

Дружно, терпеливо, внимательно.

-В этом стихотворении говорится о глаголе.

Рассказывают о глаголе правило

Это признаки глагола. Но здесь есть «ловушка». Склонение относится к признакам существительного.

Постоянные и непостоянные признаки.

1-й ученик рассказывает, какие постоянные признаки есть у глагола.

2-й называет непостоянные признаки, т.е. рассказывает, как изменяется глагол.

Д.: --Когда глагол стоит в неопределенной форме.

Д.: -Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы «что делать?» «что сделать?» и имеют суффикс -ть-.

(Один ученик самостоятельно за доской выполняет задание: вставить в слова пропущенные буквы и образовать от данных слов глаголы неопределенной формы.)

Д.: -Грусть – это им. существительное.

Подсказать – это глагол н.ф.

Украшал – глагол употреблен в прош.вр.

Подарят – глагол, употреблен во мн.ч.

Постелет – глагол-исключение, относится к I спряжению.

Остается слово нарисует.

У.: - Какое задание можно выполнить с этим словом?

учащиеся ставят глагол в форму 1 л. мн. числа и показывают карточку с гласной в окончании.

infourok.ru

Теория по теме "Глагол"

Глагол.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др.

Начальная форма глаголаинфинитив (неопределённая форма глагола). Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы что делать? Или что сделать?

Инфинитив – неизменяемая форма глагола: он не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо.

Инфинитив имеет суффиксы – ть,- ти

(не являются основой слова).

У глаголов, оканчивающихся на –чь,

- чь входит в состав корня.

Кроме суффиксов –ть, - ти, в инфинитиве выделяются суффиксы глагола –а-,-и-,-е-,-ова-,

-ну- и др.

Признаки глагола:

1)Общее грамматическое значение глагола – это действие.

2)Морфологические признаки глагола – вид, наклонение, время, лицо, число, род спряжение и др., изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам и др.

3)Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.

Частица не пишется с глаголами раздельно: не шуметь, не читал, не поеду.

Не пишется слитно только с теми глаголами, которые не употребляются без не: ненавидеть, (мне) нездоровится.

Виды глагола.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (что делает? Что делал? Что будет делать?): говорить. Глаголы несовершенного вида указывают на продолжительность и повторяемость действия: прыгать – прыгал.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? (что сделал? Что сделает?): сказать. Глаголы совершенного вида указывают на результат действия: выучить.

Времена глагола.

Прошедшее время – обозначает действие, которое происходило до того, как о нём стали говорить (до момента речи): летели. Изменяется по родам и числам.

Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива обычно с помощью суффикса – л- : пе-ть – пе-л.

Глагол.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др.

Начальная форма глаголаинфинитив (неопределённая форма глагола). Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы что делать? Или что сделать?

Инфинитив – неизменяемая форма глагола: он не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо.

Инфинитив имеет суффиксы – ть,- ти

(не являются основой слова).

У глаголов, оканчивающихся на –чь,

- чь входит в состав корня.

Кроме суффиксов –ть, - ти, в инфинитиве выделяются суффиксы глагола –а-,-и-,-е-,-ова-,

-ну- и др.

Признаки глагола:

1)Общее грамматическое значение глагола – это действие.

2)Морфологические признаки глагола – вид, наклонение, время, лицо, число, род спряжение и др., изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам и др.

3)Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.

Частица не пишется с глаголами раздельно: не шуметь, не читал, не поеду.

Не пишется слитно только с теми глаголами, которые не употребляются без не: ненавидеть, (мне) нездоровится.

Виды глагола.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (что делает? Что делал? Что будет делать?): говорить. Глаголы несовершенного вида указывают на продолжительность и повторяемость действия: прыгать – прыгал.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? (что сделал? Что сделает?): сказать. Глаголы совершенного вида указывают на результат действия: выучить.

Времена глагола.

Прошедшее время – обозначает действие, которое происходило до того, как о нём стали говорить (до момента речи): летели. Изменяется по родам и числам.

Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива обычно с помощью суффикса – л- : пе-ть – пе-л.

Иногда форма м.р. прошедшего времени образуется без суффикса – л- (нести - нёс).

Настоящее время – обозначает действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят (в момент речи): зеленеет. Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида: вез-у,пил-ю.

Будущее время – обозначает действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут (после момента речи): вернусь.

Формы будущего времени могут быть простыми и сложными.

Формы будущего простого имеют глаголы совершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний: прочита-ю.

Формы будущего сложного имеют глаголы несовершенного вида. Они состоят из двух слов: из форм будущего простого от глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: читать – буду читать.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам – спрягаются.

Спряжение глаголов.

Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам.

Глаголы, которые имеют окончания – ешь, -ет,

-ем, - ете, - ут, - ют, относятся к I спряжению.

Глаголы, которые имеют окончания – ишь, -ит,

-им, - ите, - ат, - ят, относятся ко II спряжению.

Глаголы – исключения.

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.

И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя! 

Иногда форма м.р. прошедшего времени образуется без суффикса – л- (нести - нёс).

Настоящее время – обозначает действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят (в момент речи): зеленеет. Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида: вез-у,пил-ю.

Будущее время – обозначает действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут (после момента речи): вернусь.

Формы будущего времени могут быть простыми и сложными.

Формы будущего простого имеют глаголы совершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний: прочита-ю.

Формы будущего сложного имеют глаголы несовершенного вида. Они состоят из двух слов: из форм будущего простого от глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: читать – буду читать.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам – спрягаются.

Спряжение глаголов.

Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам.

Глаголы, которые имеют окончания – ешь, -ет,

-ем, - ете, - ут, - ют, относятся к I спряжению.

Глаголы, которые имеют окончания – ишь, -ит,

-им, - ите, - ат, - ят, относятся ко II спряжению.

Глаголы – исключения.

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.

И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя! 

infourok.ru

Учебно-методический материал по русскому языку на тему: Глагол как часть речи

Глагол.

1) Неопределенная форма глагола (инфинитив):

Глаголы в Н.ф. (в инфинитиве) отвечают на вопрос что делать? или что  сделать?: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть.

Они оканчиваются на суффиксы –ть (-ти) (бежать, думать, найти, нести), а некоторые глаголы оканчиваются на чь (увлечь, беречь, стричь и т. д.)

2) Виды глагола:

  1. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают незавершенное действие.  

Например: говорить, плавать, читать.

  1. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают завершенное действие.        

Например: рассказать, переплыть, прочитать.

Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением.

Такие глаголы образуют видовую пару: объединить — объединять, достигнуть — достигать.

При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются:  

А) приставки (ехать — уехать);

Б) суффиксы (толкать — толкнуть).

В) чередование гласных и согласных в корне: опоздать — опаздывать, начать — начинать, победить — побеждать.

Г) разные слова, разные основы: взять — брать, сказать — говорить, найти — искать.

Д) ударение: разрезать — разрезать.

3) Переходные и непереходные глаголы 

А) Переходные глаголы, которые сочетаются  с существительным или местоимением в В.п. без предлога.                                                                                  

                                                       сущ.В.п.                      мест.В.п.

Например:  Люблю родную страну. Он уважает меня.

Б) Непереходные глаголы, которые сочетаются с существительным или местоимением в других косвенных падежах, а также в В.п. с предлогом.

                                                 сущ.Д.п.                  мест. П.п.

Например:  Подошёл к   дому.    Говорить о  нём.

! К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (сь).

4) Возвратные глаголы - глаголы с суффиксом -ся (сь) Например:  учиться, встречаться, умываться.

Невозвратные глаголы – глаголы, у которых этих суффиксов (постфиксов) нет. Например: учить, встретить, умывать.

 

5) Времена глагола.

А) Настоящее время- действие совершается сейчас, в момент речи. Вопросы: что делает? (ед.ч.) что делают? (мн.ч)

Например:  читает, пишет, поют, рисуют.

Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

!Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Лицо

Ед.число

Мн.число

1 (я, мы)

читаю, строю

читаем, строим

2 (ты, вы)

читаешь, строишь

читаете, строите

3 (он, она, они)

читает, строит

читают, строят

Б) Прошедшее время – действие уже совершилось, прошло. Вопросы: что делал? что сделал?

Например: прочитал, нарисовала, выглянуло, спели.

Глагол в прош. времени изменяется по числам, в ед. числе – по родам.

Образуется: 

1)  основа Н.ф. гл. + суф. –Л

Например:  говорить + л -  говорил ;   любить + л – любил.

  1. в некоторых гл. прош. вр. нет суф. –Л в форме муж. рода

Например:

 Беречь – берёг (м.р.), замёрзнуть – замёрз (м.р.)

  1. некоторые глаголы полностью меняются.

Например:

Идти – шёл; найти – нашёл; расти – рос.

В) Будущее время – действие будет происходить, произойдёт. Вопросы: что будет делать? что сделает?

Например: прочитает, нарисует, споют, будет читать, будет рисовать, будут петь.

Будущее время имеет 2 формы:

А) будущее простое.  Образуется от глагола совершенного вида (что сделаю?) Например:  построить – построю; нарисовать – нарисую

Б) будущее сложное.

Образуется от глагола несовершенного вида (что буду делать?)

Глагольная связка БЫТЬ в форме простого буд. времени + Н.ф. глагола

Например: буду говорить, буду петь, буду купаться

! Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам.

Наклонение глагола

Виды

Характеристика

Как изменяются

Как образуется

Примеры

1)Изъявительное

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое

происходит (наст.вр.),  

происходило (прош.вр.),

будет происходить (буд.вр.)

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, лицам и числам.

_____________

   (наст.вр.)

Я пишу письмо.

     прош.вр.

Я писал письмо.

      буд.вр.

Я буду писать (напишу) письмо.

2)Сослагательное (условное)

Глаголы в сослагательном наклонении обозначают действие, которое может произойти только  при определённых условиях.

Глаголы в условном наклонении не имеют времени, но изменяются по родам и числам.

Глагол в форме прошедшего времени +

частица БЫ (Б).

Частица БЫ (Б) пишется всегда отдельно от глагола и может стоять не только при глаголе, но и в любом другом месте предложения.

Я написал    бы     письмо бабушке,

если бы   знал её почтовый адрес.

Читал       бы   ты больше.

Побольше     бы    ты читал.

3)Повелительное

Глаголы в повелительном наклонении выражают волеизъявление, приказание, просьбу, совет.

Глаголы в повелительном наклонении не имеют времени. Они изменяются только по числам.

1.Форма ед.числа:

основа настоящего (или будущего простого) времени

    +   суф. -И

(или без суф.).

Нулевое окончание – показатель формы ед. числа.

2.Форма мн. числа: форма повел. накл. ед. числа  + окончание –ТЕ.

3. Глаг. в изъяв. накл. наст. или буд. вр. + частицы ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ, ДА.

Срочно пиши письмо!

Напиши , пожалуйста, письмо бабушке.

Намажь  на хлеб масло!

Пишите письма!

Пусть он напишет письмо!

Давайте споём все вместе!

Да будет мир!

nsportal.ru

Материал по английскому языку на тему: Глагол

Глагол (the Verb) – это часть речи, которая обозначает действие или состояние. Глаголы английского языка подразделяются на: глаголы смысловые (notional verbs), служебные (semi-auxiliary verbs) и вспомогательные (auxiliary verbs). Английские глаголы обладают четырьмя основными формами: неопределенная (indefinite), форма простого прошедшего времени (Past Simple), первое причастие I настоящего времени (present participle), второе причастие II прошедшего времени (past participle). Историческое развитие прошедшего времени в английском языке способствовало тому, что английские глаголы разделены на две больших группы: правильные (regular verbs) и неправильные (irregular verbs). Глаголы, исполняющие в предложении роль сказуемого, являются глаголами в личной форме. Они обладают лицом, числом, аспектом, временем, залогом и наклонением. А вот неличные формы глаголов в английском языке  являются лишь частью составного сказуемого, так как вышеуказанными категориями не обладают.  Глаголы в английском языке делятся на смысловые, служебные и вспомогательные. Английский глагол обладает такими категориями, как лицо, число, аспект, время, залог и наклонение.

Три формы неправильных глаголов английского языка.

В английском языке выделяют три формы неправильных глаголов. Первая это  Infinitive. Это и есть инфинитив глагола без частицы to, основа глагола. Именно от этой первоначальной формы и образуются все остальные. Для примера мы возьмем несколько глаголов: to cost (стоить), to go (идти, ехать), to buy (покупать), to dream (мечтать). Если мы найдем эти глаголы в первой колонке, то их первая форма будет представлена таким образом: cost, go, buy, dream.

Вторая колонка в таблице посвящена второй форме неправильных глаголов, которая представляет собой глагол в простом прошедшем времени (Past Simple). С того момента и начинается отличие правильных глаголов от неправильных. Ведь по правилам, форма простого прошедшего времени правильных глаголов образуется путем присоединения к основе глагола окончания -ed. А вот у неправильных глаголов английского языка эта форма образуется не по правилам и ее нужно запоминать. Вот какими будут формы Past Simple у глаголов из нашего примера: cost, went, bought, dreamt / dreamed. Последний глагол может образовывать эту форму и как стандартный правильный глагол.

Последней из трех форм неправильных глаголов английского языка является причастие прошедшего времени (Participle II). Его образование также служит причиной разделения глаголов на правильные и неправильные. У правильных глаголов эта форма образуется тем же способом, что и предыдущая (присоединением окончания –ed). Причастия прошедшего времени у неправильных глаголов нужно учить наизусть. Вот эти формы для наших примеров: cost, gone, bought, dreamt / dreamed.

Вот какие получились неправильные английские глаголы в 3 формах:

  • cost – cost – cost
  • go – went – gone
  • buy – bought – bought
  • dream – dreamt / dreamed – dreamt / dreamed

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку по теме: Глагол как часть речи.

МОУ ИТЛ № 24

  Урок русского языка на тему :  

« Глагол как часть речи»

                             Учитель: Шубенко Ольга Михайловна

 

2012 – 2013 уч. г.

Тема: Глагол как часть речи.

Цель:

  1. Формировать грамматическое понятие глагол.
  2. Обогатить речь учащихся глаголами.
  3. Формировать орфографическую зоркость.
  4. Воспитывать культуру учащихся труда.

Прозвенел и смолк звонок начинается урок.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Тема нашего урока “глагол как часть речи”

- Сегодня на уроке мы узнаем, что называется глаголом, будем учиться находить глаголы в предложениях, ставить вопрос к словам.

  1. Чистописание.
  1. Назовите  вторую букву алфавита б-(бэ)
  2. Глухой согласный звук (т),парный (д)-(де)
  3. Назовите согласные буквы (а, о, е, и ,у ,ю, ы, э, ё, я)-(у)

Составьте слово

Дуб – дубы (на какую орфограмму).

Составьте  предложение  

На поляне стоит могучий дуб  (на какую орфограмму).

  1. Словарная работа.
  1. Записать 10 словарных слов на тему «Школа»
  2. Списать слова, вставить пропущенные буквы (з..мляника, в..орона,  к..пуста)
  1. Работа над новым материалом.
  1. Итак, ребята, какая тема нашего урока?

Учитель: В некотором государстве, которое  называется РУССКИЙ ЯЗЫК, есть город МОРФОЛОГИЯ. В этом городе живет очень важный господин, а кто он? Мы узнаем, если отправимся в путешествие.

Внимательно послушайте стихотворение и назовите мне слова, которые отвечают на вопросы: Что делать? Что делал? Что будет делать?

Федор Иванович Тютчев

«Весенние годы»

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег

Бегут и блещут, и гласят.

  1. А теперь запишем эти слова.

Что делает? Белеет

Что делают? Бегут, будят, блещут.

  1. Физминутка «День, ночь»

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик,

Тише Танечка не плач

Не утонет в речке мяч.

Мы поедим за водой

И достанем мячик твой.

НАЗОВИТЕ ГЛАГОЛЫ?

  1. Закрепление.
  1. Сели красиво, правильно.

А сейчас внимательно

Мы правила  прочтем

И все, что мы узнали

Теперь  мы назовем (Читают правило про себя стр166).

- Так что же называется глаголом?

- 1группа - упр433.

- 2группа -  по карточкам.

Что делать?- дрова топором ______________.

Что делать?-   пальто щеткой (подобрать необходимый глагол).

Что сделать? - пальто щеткой (подобрать необходимый глагол).

Что делать? -  Цветным карандашом______________.

Что сделать? - Цветным карандашом______________.

Что делать? – гвозди молоток______________.

Рубить, чистить, зачистить, рисовать, нарисовать, забивать.

  1. Сейчас у нас будет трудная, но очень интересна яработа.

- Запишем под диктовку. Разберем по членам предложения и по частям речи.

Наступила ранняя весна. Появились на березках, молодые листочки. В траве показались золотые одуванчики.

  1. 1 – группа – составить предложения и подчеркнуть глаголы.

Осень, прошла, золотая.

Деревьев, с, опадают, листья, желтые.

2 – группа – списать вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы. Прол..тело жаркое лето. Подули х..лодные ветры.

  1. Устная работа.

Назовите глаголы с вопросами.

Какие орфограммы встречаются в словах?

Чудак – математик

В Германии жил

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил

Затем, результат

Положил себе в рот

Вот так человек

Изобрел бутерброд.

  1. Итог урока.

А сейчас посмотрите на слова и найдите пары: Кто? Что? Что делаете?

Врач        лечит

Учитель        учит

Девочка                 Что делает?                          играет

Трава        зеленеет

Солнышко        светит

 - На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? Что называется глаголом?

+ А теперь скажите мне, что за господин живет в городе Морфология? Что такое морфология?

+Ребята, вы проделали серьезную научную работу. Что нового открыли для себя?

  1. Домашнее задание.

1 – записать 8 предложений из учебника «Родная Речь». Выделить глаголы.

  1. – упражнение 434.

*А сейчас прозвенит звонок. И закончится урок.*

Спасибо за урок!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *