Как развивать малыша в 1 год и 8 месяцев?
К тому моменту, как ребенку исполнилось год и восемь, можно уже говорить о его характере и индивидуальности. Если раньше все малыши примерно одинаково реагировали на те или иные вещи, проявляли или не проявляли к чему-то интерес, то сейчас у них уже начинают появляться свои вкусы и пристрастия. Особенно хорошо это видно у тех мальчиков и девочек, которые посещают детские сады и ясли и находятся в окружении своих сверстников. Но, тем не менее, родителям все-таки стоит узнать мнение педагогов и педиатров о том, что должен знать и уметь ребенок, чему его стоит сейчас учить.
Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам
Физиология
- Рост мальчиков в возрасте 1 год 8 месяцев в среднем колеблется от 80 до 85 см. У девочек — 78-83 см.
- Вес мальчиков в это время составляет около 11-12,5 кг, а девочек — 10-12 кг.
- Зубы у всех крох прорезываются по-разному, поэтому к году и 8 месяцам у одних может быть 13-14 зубиков, а у других уже все 18.
ВАЖНО! Многие родители часто беспокоятся о том, что у их чада прорезаются зубки, но врачи утверждают, что волноваться не стоит. 20 зубов к 2-м годам — показатель очень средний. Если столько же зубиков будет не к 2-м, а к 2,5 или даже к 3-м годам — это тоже в рамках нормы.
Чтобы ребенок физиологически нормально развивался, ему необходим здоровый сон. В этом возрасте в идеале малыш должен спать около 13-ти часов в сутки (с учетом ночного и дневного сна). Если днем он никак не хочет засыпать, то надо устроить его распорядок таким образом, чтобы он хотя бы просто отдыхал в середине дня.
Навыки ребенка в возрасте 1 год и 8 месяцев
К этому возрасту девочки и мальчики осознают себя отдельными личностями. Они еще не полностью «оторваны» от мамы, но точно знают, что мама и они — это разные люди. Проявляется такое знание в том, что многие не только точно знают, но и могут назвать свое имя и имена родителей.
Чему еще ребенок к этому возрасту уже научился?
- Повторять все действия за взрослыми, пытаться помочь и быть полезным. Не стоит ограничивать малыша в его попытках, даже если они сильно тормозят, к примеру, процесс уборки или готовки.
- Четко выражать свои желания и сопротивляться тому, что не хочется делать — говорить четкое и ясное «Нет!».
- Кроха легко определяет основные цвета, может показать красные предметы, синие, желтые и т .д. Многие детки уже видят и различают оттенки и полутона. То же самое с фигурами: малыш знает, где круг, где квадрат и где треугольник.
- Деки к двадцати месяцам должны знать, где лежит какой-то известный им предмет (даже если он находится вне зоны видимости) и принести его по просьбе взрослого.
- Ребятишки начинают проявлять интерес друг к другу и играть в простейшие совместные игры.
ВАЖНО! В возрасте 1 год 8 месяцев пора прививать детям бытовые навыки: раздеваться самостоятельно, понимать, для чего предназначены или не предназначены те или иные вещи (горшок не надевается на голову, а перчатки — на ноги).
Питание для ребенка в 1 год 8 месяцев
Если ребенок в год и 8 не желает есть самостоятельно, это вовсе не значит, что он не может этого делать. Возможно, ему просто не дается достаточно свободы, чтобы проявить свои навыки. Дайте малышу ложку и густую однородную пищу (к примеру, пюре) — пусть он попробует сам зачерпнуть еду и отправить ее себе в рот.
Сбалансированный рацион для крохи в этом возрасте должен состоять из целого ряда продуктов
- Молоко и кисломолочные продукты — около 400 мл в сутки; на молоке лучше готовить каши и первые блюда, утолять жажду этим напитком не стоит; на ночь вполне уместны — кефир, йогурт.
- Мясо, птица или рыба — обязательные продукты на каждый день. Из рыбы предпочтительно филе судака или трески; из мяса птицы — курица или индейка (грудки). Способ приготовления — отварное или на пару. Мясо можно давать крохе как в рубленом виде, так и в виде котлет и тефтелей. Сосиски, колбаса и копченые продукты противопоказаны.
- Субпродукты вполне могут присутствовать в рационе ребенка, только надо их умело готовить. Блюда должны быть достаточно мягкими для того, чтобы малыш смог спокойно прожевать все. Субпродукты лучше всего тушить (к примеру, кусочки печени со сметаной).
- Овощи уже дают не только в виде пюре, но и просто отварными и мелко порезанными. Постепенно вводят зелень (листовой салат, укроп). Однако если ребенку не нравится вкус зелени, то настаивать не стоит.
- Фрукты обязательно должны быть в меню малыша. Кроме яблок, груш, бананов и прочих уже знакомых продуктов, можно пробовать давать крохе цитрусовые и тропические фрукты. Только делать это надо предельно осторожно, ведь именно апельсины, персики, киви т. п. являются сильными аллергенами.
- Крупы сделают рацион не только разнообразнее, но и принесут немалую пользу; особенно греча и овсянка. Их разваривают в горячей воде, а потом добавляют молоко.
- Хлеб пока стоит оставить только белый (80 г в день), черный хлеб может вызвать брожение в неокрепшем желудке и, как следствие, у ребенка появятся вздутие и колики.
Конечно, многим мамам и бабушкам хочется побаловать своих малышей сладостями. Но пока от пирожных, тортов и конфет стоит воздержаться. А в качестве десерта (время от времени) предлагать чаду мармелад, приготовленный на натуральном соке, пастилу на яблочном пектине или натуральное повидло.
Общий объем пищи для ребенка год и 8 должен составлять 1200-1300 г в сутки с учетом того, что питание четырехразовое и количество калорий распределено так: на завтрак — 20 процентов от суточного объема, на обед — 40, на полдник — 15 и на ужин — 25 процентов.
Речевое развитие малыша в 1 год и 8 месяцев
Уже к полутора годам большинство малышей прочно устанавливают связи между словами и предметами. А после этого начинается не только понимание речи, но и активное ее освоение.
В 1 год 8 месяцев дети больше оперируют звуками, чем словами, но соотносят их с конкретными предметами: «гав-гав», «мяу», «муу», «беее» и т. д. — это собака, кошка, корова, овечка и т. д.; «джжж» или «би-би» — машина, «бабах» — падать и т. п.
Но, тем не менее, есть и вполне определенные слова, которые говорят (или должны уже говорить) детки в этом возрасте
- Мама, папа, баба, дядя и т. д.
- Простые имена, к примеру, «Аля», «Аня», «Даня» и проч.
- «Дай», «на» (когда что-то дает), «пока» (обязательно с соответствующим жестом).
- Из длинных трехсложных слов малыш делает простые двусложные, к примеру, «карандаш» — «ландась», «упала» — «паля», «машина» — «синя» и т. д.
В среднем к возрасту 1 год 8 месяцев в активном словаре у крохи должно быть уже порядка 14-15 слов. Однако, если это не так, не стоит отчаиваться. Многие ребятишки могут молчать до 2-3 лет, ограничиваясь лишь звуками, а потом заговорить сразу целыми фразами.
Сейчас важно делать так, чтобы ребенок захотел (или даже был вынужден) произнести ту или иную фразу. Для этого, каждый раз повторяя одно и то же действие, к примеру, собираясь на улицу, можно говорить чаду «Пойдем гулять!» И через некоторое время малыш сам призовет вас на прогулку, произнеся «Адё гуять!».
Занятия и игры ребенка в 1 год и 8 месяцев
Для гармоничного развития любому ребенку необходимы игрушки. Но просто купить чаду интерактивного зайчика, который будет издавать звуки, конечно, недостаточно. С детьми обязательно надо играть и в процессе игры обучать.
- «Положи на место». Эта игра подойдет детям, которые не могут долго сидеть на одном месте, так как она требуют постоянного движения. Необходимо взять несколько предметов, которые обычно лежат в совершенно конкретном месте (пульт от телевизора на столике, подушки на диване и т. д.), собрать эти предметы на полу и попросить малыша разложить все по местам. И мальчикам, и девочкам будет приятно это сделать, так как такое занятие похоже на уборку — на «взрослое» дело, к которому стремятся ребятишки.
- «Боулинг». Такое занятие потребует реквизита: мяча средних размеров и нескольких любых довольно легких предметов (подойдут пустые пластиковые бутылки), которые надо поставить в ряд. Отойдите на несколько шагов от этих предметов и покатите мяч на них, а потом попросите кроху сделать то же самое. Если катать у него получается хорошо, пусть попробует бросить мяч и попасть в «кегли».
- «Гаражи и машинки». Надо взять несколько коробок разной величины и несколько разных машинок. Поставить коробки рядом друг с другом, а потом дать малышу машинки и попросить поставить их в гараж нужного размера (большую — в большой, маленькую — в маленький). Позже задание усложняется тем, что машинки надо прокатить по определенной траектории, преодолев простую «полосу препятствий».
- «Сказка на магните». Это занятие для усидчивых деток. Потребуется металлическая доска и несколько магнитов с изображением животных. Надо прочитать ребенку сказку.
- Итак, сказка: «Репка» или «Колобок», а потом надо выстроить из магнитиков цепочку, согласно той последовательности, в которой животные появляются в тексте. Потом малыш должен повторить это сам. Позже можно попробовать прочитать какую-то неизвестную сказку — пусть кроха попробует самостоятельно сообразить, как правильно встроить цепочку.
- «Приготовим обед». Важно, чтобы у ребятишек была возможность пользоваться какими-то взрослыми вещами. Поэтому для такой игры стоит выделить чаду большую кастрюлю, пару ложек, пластиковые глубокие тарелки и половник. В разных мешочках или коробках надо дать малышу крупы, горох, фасоль и т. п. Показать, как это можно ложкой положить в кастрюлю и смешать, а потом разложить по тарелкам. Задача ребенка — повторить ваши действия и «приготовить обед» самостоятельно.
Не только развивающие занятия полезны для детей в год 8 месяцев, просто игрушки тоже очень важны:
- пирамидки;
- кубики;
- пазлы;
- пупсы больших размеров, похожие на младенцев;
- наборы пластиковых, деревянных или матерчатых фигурок овощей и фруктов;
- игрушки для ванны: уточки, кораблики и т. п.;
- ведерко, совок и формочки для игр с песком;
- материалы для творчества
- игрушки, издающие звуки — свисток, резиновые пищалки, фигурки с кнопочками, нажав на которые можно услышать самые разнообразные звуки (мычание коровы, вой сирены, голос человека и т. п.).
Не надо забывать о том, что ребенок в 1 год 8 месяцев еще совсем маленький, и его нужно учить всему, даже играм. Поэтому оставлять его один на один с игрушками, тем более если там имеются какие-то мелкие детали, нельзя.
Календарь развития ребенка от 1 до 2 лет по месяцам
Поделитесь с друзьями:о физических параметрах, особенности питания и ухода за мальчиками и девочками, а также про речь и развивающие игры
Возраст год и восемь месяцев — крайне интересный в плане психоэмоционального развития ребенка.
Чаще всего именно в этом возрасте у детей появляется ярко выраженная самостоятельность, самоосознание, острое чувство собственности.
Многие малыши начинают говорить целыми предложениями, некоторые — стремятся помогать родителям в повседневных делах и играть с ровесниками.
Какие параметры являются в этом возрасте нормой, а что требует коррекции педиатра?
Физические параметры в год и восемь месяцев
Ближе к двум годам у детей-ровесников может быть довольно большое расхождение как в весе, так и в росте. Но все же есть некие нормы, на которые стоит опираться, и если они сильно смещены в любую сторону — нужно обязательно посоветоваться с педиатром.
- В 20 месяцев средний рост детей может колебаться от 78 до 86 см.
- Вес мальчиков считается нормальным между 11 и 12,5 кг, девочек — между 10 и 12 кг.
- Окружность головы у девочек 46,5-49 см, у мальчиков в норме — 48-50 см.
- Зубов может быть как 12, так и 18 — все это является возрастной нормой.
- Окружность груди у девочек 49.15 — 51.90, у мальчиков 49.15 — 52.90 см.
Вес малыш набирает уже не так стремительно, за месяц он может не измениться вовсе.
Что умеет делать малыш
В возрасте 20 месяцев дети могут сильно отличаться по уровню развития — одни малыши еще очень привязаны к маме и не готовы к самостоятельности.
Другие способны помогать на кухне, играть со сверстниками и повторять за мамой буквы.
Что точно должен уметь делать малыш в год и восемь месяцев?
Стараться подражать маме и папе, пытаясь быть взрослым и полезным помощником. В этом возрасте можно доверить карапузу полить цветочки, подмести пол метелочкой, перенести чашки со стола на кухню. Это крайне полезно для развития самостоятельности малыша.
- Осознавать себя и свои желания в ярко выраженной форме — в том числе в виде бурного протеста.
- Быть способным различать и называть цвета, формы.
- Понимать, где в доме и других привычных местах находятся те или иные предметы, показывать их, при необходимости — приносить.
- Стремиться к общению с детьми, как младшими, так и старшими.
- Хорошо бегать, уметь пользоваться лестницей, прыгать на двух ножках, обегать препятствия, кидать мячик.
В этом возрасте, если малыш пока не посещает ясли, необходимо приучать его к первым навыкам самообслуживания — одеваться, вытирать носик, самостоятельно мыть руки с мылом, расчесываться, садиться на горшок, не дожидаясь команды взрослого. К двум годам все это ребенок должен уметь делать достаточно хорошо.
Особенности психоэмоциональной сферы
В возрасте 20 месяцев у ребенка появляется ярко выраженное самосознание.
У малыша появляется «упрямство», он может бурно отстаивать свои интересы, толкать других детей, не давая покуситься на свою собственность — игрушки и книжки.
Многие взрослые списывают такое поведение на плохое воспитание, но это возрастная особенность, бороться с которой крайне сложно.
Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать физически малыша в этом возрасте. Это не только не даст никакого эффекта, но и способно глубоко ранить психику. Неврозы, возникшие в таком юном возрасте, лечить будет очень тяжело.
Если малыш капризничает — исключите возможность того, что он голоден или устал. Дети ближе к двум годам могут забывать о физических потребностях, увлекаясь игрой, и капризничать, не осознавая причину.
Речевые способности
Развитие речи после достижения малышом возраста полутора лет переходит на новый уровень. Ребенок в год и восемь месяцев уже в состоянии осознавать прямые связи между предметами и словами, которые их обозначают. Малыш ежедневно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас.
Важно! В 20 месяцев дети должны уметь произносить простые слова — «мама», «дай», «му-му».
Многие же малыши в этом возрасте уже активно болтают, причем их речь может быть достаточно сложной. Чем больше ребенку читают книг, чем больше с ним разговаривают — тем богаче будет его словарный запас. В 20 месяцев ребенок может иметь в лексиконе как 15 слов, так и более ста.
Если же малыш еще не говорит, стоит не паниковать, а больше общаться с ним, чаще позволять играть с более старшими детьми.
Если ребенок так и не заговорил в 2-2,5 года — тогда стоит проконсультироваться с логопедом.
Рацион питания
Ближе к двум годам малыш должен уметь самостоятельно кушать жидкие блюда — супы и каши — ложкой, уметь зацепить вилочкой кусочек мяса или овощей.
Если ребенок не умеет этого — необходимо давать ему больше практиковаться, менять консистенцию блюд, подбадривать словами, не спешить докармливать.
Чтобы малыш рос и развивался нормально, в его рационе должны присутствовать практически те же продукты, что и у взрослого — мясо и молочные продукты, овощи, рыба, зелень, много сезонных фруктов.
В возрасте 20 месяцев малыша можно баловать любыми ягодами — главное, вводить их в рацион постепенно, следя за состоянием.
Примерное меню
Кормить ребенка в этом возрасте стоит 4 раза в день, причем завтрак должен составлять не менее 20 процентов дневного рациона, обед — около 40, ужин — 30, и 10 процентов легкий полдник.
На завтрак малышу можно приготовить любую молочную кашу с добавлением кусочка сливочного масла, омлет из одного яйца с нежирным сыром и овощами, кусочек хлеба с маслом, сыром или отварной куриной грудкой.
На обед — суп на основе овощного или куриного бульона. Дети в этом возрасте с радостью кушают куриный суп с с вермишелью, овощные щи, супчики с с фрикадельками. Борщ и щи можно заправить нежирной сметаной.
На второе и ужин — тушеные или запеченные овощи, котлетка из куриной грудки или телятины, рыбная котлета, тефтели с овощами и подливкой.
На полдник — любой кисломолочный продукт — ряженка, снежок,йогурт с булочкой или любимым печеньем.
Между приемами пищи можно предложить малышу фрукты — порезанные яблоки или груши, сезонные фрукты — дыню, черешню, арбуз, ягоды — малину, смородину, крыжовник, клубнику только со своего огорода или от проверенного фермера.
Рецепты блюд
«Ежики» с рисом и овощами
- 200 гр. куриного фарша;
- 0.5 стакана промытого риса;
- два — три соцветия цветной капусты;
- небольшая морковь.
Морковь и брокколи отварить, натереть на терке. Добавить овощную смесь к рису и фаршу. Сформировать небольшие шарики.
Неплотно уложить «Ежики» в кастрюлю, залить холодной водой чуть выше шариков, довести до кипения, уменьшить огонь до минимума, немного посолить.
Готовить около 40 минут, подавать со сметаной.
Особенности гигиены и ухода
В возрасте 1 год и 8 месяцев ребенка можно купать как ежедневно, так и через день.
Важно в этом возрасте приучать малыша самостоятельно пользоваться горшком.
От подгузников стоит постепенно отказываться, надевая их только на прогулку.
Необходимо приучить малыша самостоятельно мыть ручки с мылом перед едой, после прогулки и игры с домашними животными — к трем годам эта привычка должна стать естественной.
В 20 месяцев ребенок не в состоянии самостоятельно хорошо почистить зубы — нужно помогать ему, но непременно показывать, как это делать правильно.
Обратите внимание! У малыша должна быть своя детская зубная щетка и паста, соответствующая возрасту, без фтора и химических ароматизаторов.
Режим дня и сна
В 20 месяцев спать ребенок должен не менее 13 часов в день — 10-11 часов ночью и не менее 1 часа днем.
Дневной сон крайне полезен для детей этого возраста. Если малыш не желает спать днем — необходимо проконсультироваться с педиатром, а также подкорректировать режим — возможно, ребенок плохо засыпает сразу после прогулки или после плотного обеда.
Гулять необходимо не менее двух раз в день — утром после завтрака и днем, после сна или перед ним. Если есть возможность — желательно выводить малыша на прогулку и вечером, незадолго до ночного сна.
Доктор Комаровский считает, что детям в возрасте неполных двух лет режим дня не менее важен, чем младенцам. Старайтесь укладывать малыша спать в одно и то же время, кормить пусть и не по часам, но через примерно равные промежутки.
Занятия с малышом
Игры
С малышом в 20 месяцев необходимо играть в подвижные игры — это способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы тела. Футбол на траве, перекидывание мячика друг другу, попытки бросить кольцо на палочку очень полезны в этом возрасте.
Для развития социальных навыков можно играть с ребенком в ролевые игры — дочки-матери, в профессии врача, пожарного, ветеринара). Малыши с радостью включаются в подобные игры, через некоторое время дети — ровесники смогут играть в них самостоятельно.
Игрушки
Для ролевых игр дети с радостью воспользуются готовыми наборами — например, доктора или парикмахера.
Ближе к двум годам малышей начинают интересовать куклы, в том числе перчаточные, с которыми можно ставить небольшие сценки из любимых сказок. С радостью малыши собирают конструкторы, небольшие, из четырех — восьми деталей, пазлы.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем вам посмотреть видео о том, что умеет малыш в год и восемь месяцев:
Советы родителям
- В 20 месяцев для малыша самое важное — общение и игры. Как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте ему книги, ставьте аудиосказки, обеспечьте условия, при которых он сможет играть с другими детьми.
- Давайте больше свободы, возможность принимать даже небольшие самостоятельные решения хорошо скажутся на дальнейшем развитии самостоятельности.
- И наберитесь терпения, впереди сложный возраст — два года, а затем и три!
физическое развитие и становление характера малыша
В этой статье:
Развитие малыша в год и 8 месяцев происходит настолько активно, что родители не всегда успевают запечатлеть изменения для семейной истории. В это время кроха уже проявляет характер, демонстрирует себя как яркую индивидуальность.
В 1 год и 8 месяцев у ребенка появляются собственные предпочтения, он мыслит уже не так, как другие, старается отстоять личные желания. Особенно активно проявляет себя как личность малыш, который часто бывает в окружении других детей, посещает детский сад, школу раннего развития.
Что должен уметь ребенок в 20 месяцев, чему его можно научить и на что обратить внимание наблюдающим за развитием малыша родителям? Об этом ниже.
Физиологические изменения малышей
После года физическое развитие ребенка протекает не так активно, как в первые месяцы после рождения. Так, если за первый год масса малыша увеличивается в 3 или в 4 раза, то на протяжении второго года кроха прибавляет в весе и росте гораздо меньше.
В 20 месяцев средний рост детей колеблется от 78 до 85 см, при этом вес мальчиков считается в норме при 11-12,5 кг, а девочек — при 10-12 кг. Что касается зубов, то у малышей в этом возрасте их количество может отличаться, так как прорезаются они согласно индивидуальному графику. Нормой будут считаться как 13-14 зубов, так и 18-20.
Обратите внимание, что зубы детей в 1 год и 8 месяцев — это не повод для волнения родителей. Совершенно нормально, что у одних детей зубы появляются раньше, а у других с некоторым опозданием. Считается, что 20 зубов – норма как в 2, так и в 2,5 и даже в 3 года.
Чтобы физическое развитие 20-месячного ребенка проходило по запланированному природой графику, необходимо обеспечить ему правильный режим сна, отдыха и питания. Для ребенка второго года жизни нормальным будет сон продолжительностью в 13 часов, включая дневной. Если днем кроха спит плохо, то не обязательно настаивать – достаточно будет прилечь вместе с малышом ненадолго, без сна, просто для того, чтобы он набрался сил перед вечерней прогулкой и играми.
Что умеет ребенок на втором году жизни?
Сразу отметим, что развитие ребенка в 20 месяцев протекает по индивидуальному сценарию. Примечательно, что малыши отлично понимают, что мама и они являются разными людьми, при этом они пока не готовы быть полностью «оторванными» от самого главного человека в своей жизни.
Что умеет малыш в 1 год и 8 месяцев:
- Копировать поведение взрослых, стараясь быть им полезным. Важно давать малышам второго года жизни возможность проявить себя в деле, поручая им несложные и интересные задания.
- Выражать собственные желания твердо и упорно, в случае несогласия с решением взрослых проявляя протест.
- Различать цвета, причем как основные, так и полутона, а также геометрические формы фигур.
- Обозначать месторасположение некоторых предметов в доме, выполнять простые поручения взрослых.
- Общаться и играть со сверстниками, придумывать самые простые игры, требующие взаимодействия.
Обратите внимание, что в год и восемь месяцев самое время приобщать ребенка к освоению простых бытовых навыков. Кроха уже должен уметь снимать и надевать некоторые элементы одежды, снимать обувь, пользоваться горшком, мыть руки, расчесываться и чистить зубы.
Рацион питания ребенка после года
На втором году жизни, а именно в год и восемь месяцев, ребенок уже должен есть самостоятельно. Однако если дети этого не делают, это совсем не означает, что они этого делать не умеют. Скорее всего, у них ограничена свобода действий для совершенствования навыков еды ложкой. Чтобы малыш смог потренировать навыки, стоит готовить ему еду такой консистенции, чтобы ее удобно было черпать ложкой.
Чтобы развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев происходило без сбоев, необходимо включить в его рацион следующие виды продуктов:
- Кисломолочная продукция и молоко. Ребенок второго года должен получать не менее 400 мл молока в сутки, поэтому из него можно готовить каши, йогурт, домашний творог.
- Мясо, птица, рыба. Малыш второго года обязательно должен иметь в рационе нежирное мясо и рыбу, которые лучше готовить на пару или отваривать. Также малышу можно делать сосиски и колбасы домашнего приготовления.
- Субпродукты. Это может быть язык, печень или сердце птицы. Важно, чтобы субпродукты были мягкими и вкусными, чтобы кроха в 20 месяцев смог без проблем их пережевывать.
- Овощи и зелень также должны входить в рацион малыша второго года жизни. Овощи можно запекать, тушить, отваривать, готовить на пару.
- Фрукты в меню 20-месячного малыша входить должны обязательно. Это могут быть не только яблоки и груши, но и некоторые виды тропических фруктов, сезонные отечественные, а также ягоды. Новые продукты нужно давать малышу в небольшом количестве, чтобы избежать аллергии.
- Крупы нужны крохе в 20 месяцев в качестве источника энергии. Из них можно варить молочные каши, делать паровые оладьи, готовить запеканки на основе творога.
- Хлебобулочные изделия. Можно давать в небольшом количестве белый хлеб (80 г), так как черный может стать причиной развития процесса брожения в неокрепшем желудке ребенка второго года жизни.
В 20 месяцев развитие крохи не допускает включения в его рацион сладостей, шоколада, газированной воды, ненатуральных соков. Чтобы порадовать ребенка, можно на десерт готовить ему домашние фруктовые муссы, желе, творожные малосладкие кексы и постное печенье.
Особенности социального развития малыша
В 20 месяцев малыш достаточно активно борется за собственность, отстаивает личное мнение. Для него важно отстоять зону собственный игры, преградив другим детям доступ к своим игрушкам. Такие действия характеры для детей второго года жизни прежде всего потому, что при приближении других детей они чувствуют явную угрозу для собственного «я».
Малыш в 1 год и 8 месяцев принципиально не готов что-то делать по требованию, делает вид, что ничего не слышит, когда родители настаивают на своем, а для него жизненно важным является доиграть в любимую игру.
Дети второго года жизни могут намеренно игнорировать запреты взрослых, потому что на данном этапе такие требования противоречат их виденью ситуации. Категорически запрещается в этом возрасте применять к детям физическое наказание. Оно просто не будет иметь эффекта, кроме того, негативно отразится на психическом развитии крохи. Родители должны быть с малышом нежными, терпеливыми и заботливыми, проявляя выдержку и понимание.
За детскими истериками и капризами часто скрываются серьезные проблемы, в том числе и со здоровьем. Прежде чем думать о плохом воспитании во время очередной истерики ребенка, нужно будет исключить такие причины, как голод, усталость, боли.
Как развивается речь ребенка в 20 месяцев
На втором году жизни развитие речи переходит на новый уровень. Малыш в год и восемь месяцев уже способен проводить связи между предметами и словами, ежедневно пополняет пассивный и активный словарный запас.
В 20 месяцев дети активно используют звуки, относят их к отдельным предметам, животным, насекомым. Большая часть малышей умеет произносить простые слова типа «мама», «баба», «папа» и другие.
Некоторые дети уже с легкостью строят фразы и предложения, стараясь заменить трехсложные слова более простыми для произношения двусложными. В среднем малыш в 20 месяцев имеет в лексиконе уже около 15 слов. Если ребенок все еще не говорит, стоит подождать несколько месяцев, до 2-2,5 лет, после чего проконсультироваться с логопедом.
что должен уметь, развитие, вес и рост, меню
Второй год жизни малыша – один из самых интересных периодов жизни. Кроха еще недостаточно хорошо разговаривает, по-прежнему очень привязан к маме и старается как можно больше времени проводить с ней рядом. Тем не менее, малыш начинает активно интересоваться окружающим миром и хочет становиться все более самостоятельным. Что должны уметь дети в возрасте 1 год и 8 месяцев? По каким параметрам можно оценить, нормально ли они развиваются или необходимо обратиться за консультацией к специалистам?
Рост и вес ребенка в 1 год и 8 месяцев
Правильное и своевременное физическое развитие ребенка заботит абсолютно всех родителей, так как является залогом здоровья малыша. Каким считается нормальный рост и вес в 1 год и 8 месяцев (см. также: нормы роста и веса мальчиков по годам)? Значения роста и веса отличаются у мальчиков и девочек. Мальчики в этом возрасте в среднем должны весить 12 кг, девочки – около 11,3 кг. Примерный рост мальчиков составляет 84 см, девочек – 82 см.
Режим дня
С первых дней жизни важно соблюдать режим дня – это нужно как родителям, так и малышу. Какой режим дня является приемлемым для ребенка в возрасте 1 года и 8 месяцев (рекомендуем прочитать: ребенок в 5 месяцев: питание и режим дня)? Как правило, малыш в возрасте 1,5 лет уже имеет установленный режим дня, в котором около 12-13 часов отведено сну.
Дневной сон для ребенка в год и 8 месяцев все еще необходим, и если кроха отказывается спать днем, лучше продолжить добрую традицию и все-таки договориться с малышомСон ночью составляет 10-11 часов, дневному сну уделяется 1-2 часа. Многие дети не любят спать днем, успокоить и уложить их в кровать достаточно сложно. Доктор Комаровский говорит, что, несмотря на сложности, родителям лучше настоять на правильном режиме дня, включающем дневной сон и попытаться создать ребенку обстановку, способствующую спокойному отдыху. Тишина, задвинутые шторы – все это поможет ребенку успокоиться и прилечь. Если он не уснет или сон будет недолгим, он все равно отдохнет от активных игр и наберется сил для дальнейших свершений.
Что должен уметь делать ребенок?
В возрасте более 1,5 лет здоровый ребенок активен, энергичен и постоянно занят изучением мира. Как правило, малыш уже умеет:
- достаточно хорошо, устойчиво стоя на ножках, бегать;
- соблюдать дистанцию, следить за дорогой и избегать препятствий во время бега;
- пользоваться лестницей, поднимаясь по ступенькам без помощи родителей и спускаясь с небольшой поддержкой;
- прыгать на двух ножках;
- играть с мячом, не промахиваясь и не теряя устойчивости на ногих;
- открывать двери и мебельные ящики.
Нормальное психическое развитие
Первый год жизни ребенка – самый сложный для родителей. Кроха полностью зависит от их заботы и внимания, а родители мечтают о том, что скоро наступит время, когда их чадо будет становиться все более и более самостоятельным. Ждать осталось недолго – при достижении возраста полутора лет малыш начинает активно требовать независимости, крича: «Я сам!» и часто становится неуправляемым. В связи с тем, что умений делать все самому пока недостаточно, родителям стоит проявить терпение и прийти на помощь в нужный момент. В этом возрасте малыш обучается, поэтому важно показывать ему верную модель выполнения действий своим примером и советом.
Ребенок в возрасте один год и восемь месяцев часто проявляет гнев и раздражение, выражая их криками, слезами и дракой. Ведя себя подобным образом, малыш старается заставить выполнить все его желания. Не стоит идти на поводу и удовлетворять каждую его прихоть – нужно найти подход к малышу в состоянии истерики и выработать определенную модель поведения.
Некоторые родители просто не обращают внимания, выжидая, пока малыш успокоится и лишь после этого пытаются поговорить с ним, объяснить и утешить. В любом случае, не стоит раздражаться и кричать на капризничающего ребенка. Донося информацию спокойным тоном и объясняя, что общаться посредством истерики неправильно, вы добьетесь больших результатов в воспитании. Лучше спокойно говорить и объяснять, чем срываться на крик. Кроме того, не всегда капризы являются надуманными – иногда малыш действительно устал, голоден или просто плохо себя чувствует.
Интеллектуальное развитие малыша
Малыш уже интересуется не только игрушками, но и в большей степени различными окружающими его предметами. В возрасте 1 год и 8 месяцев он отлично слышит музыку и, как правило, начинает двигаться ей в такт.
Основной задачей для мамы малыша в таком возрасте является развитие у дочки или сыночка таких умений как внимательность, наблюдательность и фантазия. Полезно вместе рассматривать картинки и иллюстрации, читать стишки и сказки. Для активных игр приобретите мячики разных цветов и размеров. Также детям в возрасте 1 год и 8 месяцев интересны игрушки-каталки. Развитию воображения можно способствовать, играя с ребенком в куклы.
В этом возрастном периоде малыш охотно воспринимает сюжетную канву и готов играть в игры, развивающие его воображение – например, в куклы, конструктор или тематические наборы: “джунгли”, “птицы”, “железная дорога”Правильное питание
Важно поддерживать сбалансированный рацион питания ребенка. Правильное питание будет способствовать не только физическому, но и умственному развитию крохи (см. также: меню ребенка в 1 год и 7 месяцев: составляем здоровый режим питания). Грамотно составленный рацион питания должен содержать:
- Молочные продукты. На молоке можно готовить каши и супы. В качестве дневного перекуса и вечером перед сном можно покормить ребенка йогуртом, кефиром или творогом.
- Мясные и рыбные продукты. Мясо или рыба должны присутствовать в ежедневном детском меню. Из рыбы предпочтительно филе судака или трески, приготовленные на пару. В качестве мясного блюда лучше выбрать курицу или индейку, подав ребенку как в виде тефтелей или котлет, так и в рубленом виде. Готовить также лучше на пару. Не стоит кормить ребенка сосисками, колбасой или копченостями.
- Мясные субпродукты. Предпочтительны в тушеном виде. Например, можно потушить печень со сметаной, получив вкусное и сытное блюдо.
- Крупы. Овсянка, гречка или любая другая каша должны стать основным блюдом утра или дня малыша. Крупы не только способны разнообразить меню, но и принесут несомненную пользу организму.
- Овощи и зелень. Отварные или мелко нарезанные овощи станут отличным блюдом для малыша. Кроме того, можно продолжать кормить кроху овощами в виде пюре.
- Фрукты. Груши, яблоки и любые другие доступные сезонные фрукты хорошо дополнят ежедневный рацион. С такими фруктами как цитрусовые, киви и персики стоит быть осторожными, так как они могут являться аллергенами.
- Хлебобулочные изделия. Не стоит злоупотреблять мучными изделиями. Потребление хлеба лучше ограничить – не более 80 грамм в день. Предпочтителен белый хлеб, так как черный может вызвать брожение в желудке, вздутие и проблемы с пищеварением.
Когда рацион подобран правильно по составу и времени приема пищи, малыш не должен капризничать или отказываться от еды. Если это происходит, следует понаблюдать за ребенком – возможно, для его индивидуального развития количество пищи можно уменьшить.
Питаться лучше четыре раза в день, не превышая суточного объема пищи ребенка – 1200–1300 грамм. При этом завтрак должен составлять 20% всего дневного рациона, обед – 40%, полдник – 15% и ужин – 25%.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »Поделитесь с друьями!
развитие речи, навыков, общения ☀
В возрасте год и 8 (или 20 месяцев) уже можно говорить об индивидуальных особенностях и развитии ребенка как личности. До этого возраста, как правило, дети имеют примерно одинаковые способности, но теперь уже есть личные вкусы и предпочтения.
Ребенок в год и 8 месяцев меняется каждый деньОбщее развитие ребенка
Когда ребенку исполнился 1 год и 8 он уже должен испытывать естественное желание самоутвердиться и помочь окружающим. Поэтому необходимо приучать ребенка к уборке и домашним делам. Дайте ему возможность уже сейчас реализовать свой потенциал – 20 месяцев вполне подходящий для этого возраст. Он уже может уметь держать в руках легкую кружку или класть подушку на кровать. Ребёнок в состоянии запомнить, где лежат его игрушки, и может различать основные цвета.
В 1,8 года малыш может самостоятельно играть до 20 минутВ 1 год и 8 месяцев он может играть со сверстниками и начинает проявлять свой характер. Не стоит подавлять его индивидуальность, ведь в будущем ему нужно уметь отстаивать свою точку зрения.
Речевые способности ребенка
На речь малыша стоит обратить особое внимание в это период. Ведь он уже умеет слушать, как говорят окружающие, и подражает им.
Совет: общайтесь с ребенком как можно больше. При этом следует описывать окружающие предметы и обогащать эти рассказы различными эпитетами.
Это значительно увеличит словарный запас ребенка. Хорошее решение – чтение книг крохе. Для занятых родителей подойдут аудиокниги или видео блоги. Хотя в таком случае стоит уделить внимание подбору подходящего контента. При общении важно описывать детали и формы вещей. В этом возрасте (20 мес.) малыш уже способен различать их. Кроме того, происходит активное пополнение словарного запаса на подсознательном уровне. Дети уже могут строить правильно простые предложения. Часто эти высказывания формулируются в утвердительной форме.
Приучение к горшку и развитие речи — главные задачи возрастаСовет: проговаривайте свои действия вслух. При этом используйте простые предложения но с разными частями речи ( существительными, глаголом и прилагательным.)
Пример: «Сейчас мы надеваем красную шапку ». Стоит уделить внимание совместной коммуникации с ребенком. Не стоит забывать и о его общении со сверстниками. Ребенок должен проводить достаточное количество времени с детьми своего возраста (20 мес.). Впоследствии это окажет значительную помощь в развитии.
Общение со сверстниками обязательно для этого возрастаНа речь достаточно сильно влияет контакт с родителями. Поэтому разговаривать с ребёнком нужно даже до того как он достигнет годовалого возраста. Обязательно стоит уделять внимание мелкой моторике. От этого напрямую зависит речевое развитие. Можно делать элементарный массаж пальцев.
Особенности питания ребенка в этом возрасте
Стоит готовить каши и нежирные блюда на основе молочных продуктов. Однако лучше не давать пить ребенку молоко в чистом виде на ночь и в вечернее время суток. Это связано с тем, что оно тяжело переваривается. Молочных продуктов достаточно 400 мл в день. Обязательно стоит добавлять в детский рацион мясо и рыбу. Из рыбы можно выбрать треску или судак. Что касается мясного ассортимента, то в 20 месяцев прекрасно подойдет грудка индейки или курица. Лучше отварить или приготовить на пару. Также прекрасно подойдут котлеты на пару из рубленого мяса.
Примерное меню для детей до 2-х летА овощи уже могут быть не только в пюре. Можно их отварить и мелко порезать. Из фруктов можно делать свежеотжатые соки, но при этом разбавить кипяченой водой. Постепенно стоит добавлять и экзотические фрукты. Например, киви или цитрусовые. Только делать это с особой осторожностью, чтобы не спровоцировать аллергию. Смело добавляйте в меню и каши. Также, можно белый хлеб, но это вовсе необязательно.
Развитие самостоятельности в приеме пищиКакие должны быть игры у ребенка в 1 год и 8 месяцев
Ребенок должен уметь самостоятельно бегать и избегать препятствия. Кроме того он не должен бояться подниматься по ступенькам.
Пазлы для детей до 2-х летСовет: общайтесь с ребенком в игровой форме. Он должен чувствовать внимание и заинтересованность со стороны родителей.
- Игра «Положи на место» для активных и непоседливых детей. Она отлично стимулирует память. Необходимо собрать предметы, которые всегда находятся на определенном месте. Например, фотография ы рамочке или пульт от телевизора. И попросить кроху разложить их по местам.
- Игра под названием «Боулинг» потребует дополнительных реквизитов: мяч среднего размера и несколько любимых ребенком предметов. Они должны быть легкими и свободно помещаться в руке. Их нужно поставить в линию. А после малыш должен бросать их, имитируя игру в боулинг. Это отлично развивает координацию и моторику.
- Для каждого ребенка важно подражать взрослым. Поэтому игра «Приготовим обед» понравится практически всем. Посуду можно выделить либо из обычной кухни. Либо купить игрушечный набор. В 20 месяцев дети без труда могут играть таким инвентарем.
Развивающие игры для детей 1 год 8 месяцевСовет: нельзя пренебрегать банальными развлечениями в виде пазлов или кубиков. Они чудесно влияют как на память и внимательность, так и на мелкую моторику рук.
Малыш в возрасте 1 год и 8 месяцев может уметь собирать пазлы без помощи взрослых (хотя стоит контролировать этот процесс из-за мелких предметов) и различать цвета. Помимо игр он должен уметь и находиться в воде.
Даже купание можно превратить в интересную игруПоэтому стоит использовать игрушки для ванной не только как развлечение, но и как дополнительную возможность для развития. Попросите малыша показать, как плавает уточка или плывет кораблик.
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
И восемь лет один и тот же сон: читать рассказы онлайн на poetov.net
Светлой памяти А. П.
– Он остался для меня художником. Хотя я с трудом припоминаю, что именно он рисовал, помню лишь иллюстрацию к какой-то сказке, ну, той, где трое поросят было. Нет, безусловно, его талант не растрачивался исключительно на этих милых животных, имели место и пейзажи и изображения людей. Однажды я видел его за работой. Может, это было вовсе и не однажды, может, я просто позабыл. Я вообще многое забываю. Его мольберт стоял прямо посреди комнаты в небольшом деревенском домике, возле огромного деревянного стола, в нескольких шагах от дивана, на котором мы с сыном дяди, удобно усевшись, смотрели какую-то ерунду по черно-белому телевизору. Он рисовал пейзаж. Там было озеро, много травы и небо, такое чистое небо, что случается в самый ясный летний день года. Я мучил его расспросами, а он отвечал. Коротко, серьёзно, тщательно обдумывая слова и даже немного злясь на моё неутомимое любопытство. Я до сих пор помню, как он говорил, помню привычный тон, интонации, помню, как переводил дыхание в конце каждого предложения. Всё, словно сейчас слышу, помню. Кроме самого голоса. Он затерялся среди руин прошлого вместе со старым ящиком (так называет прибор для просмотра фильмов и тупых передач мой отец). Что стало с полотнами мне неизвестно. Надеюсь, жена дяди бережет хоть какие-нибудь его работы.
Несмотря на серьёзность, с которой он отвечал на мои вопросы, и легкую раздражительность, почти не покидающую этого человека, дядя был добрым. Это чувствовалось по одной его улыбке. Сложно её описать, можно, конечно, придумать прекрасную и длинную фразу, но это будет не совсем правда, скажу одно – так улыбаются лишь хорошие люди. Плохие так не умеют. Эта улыбка украшала его лицо, когда он помогал задувать свечи на мой первый юбилей – десятилетие. Одно из самых ярких воспоминаний, где дядя сыграл роль. Я долго не мог их задуть. Добрым он был ещё и потому, что вечно привозил из деловых поездок всякие необычные интересные игрушки, которые были чем-то диким для наших местных магазинов. И давал мне свой мобильный телефон, в нашей семье данная новинка появилась у него первого. И много ещё разных вещей, свидетелей, говорящих: дядя был человеком славным. От веселых мелочей до того, что он несколько лет жил сыном-инвалидом, которого хотел вылечить. Он мечтал увидеть, как его ребенок сделает шаги собственными ножками, и день, когда заветная мечта сбылась, стал последним днем художника.
До этого никто вокруг меня не умирал. Да, пожалуй, это стало первой смертью в моей жизни. Смерть в жизни… Странно звучит. Может, именно оттого что мне не приходилось знакомиться с коварной смертью до сентября две тысячи второго, я так тяжело переживал произошедшее с родным, но всё же не слишком близким человеком. Это была первая смерть и первые похороны (кстати, на вторых я планирую побывать, только если всё внимание будет уделено мне любимому). Не то чтобы церемония прошла ужасно, просто я решил для себя больше никогда не посещать похорон, чтобы не было настолько больно и чтобы запоминать людей живыми. Обряд был обыкновенным: на следующий день, отпевание старушками из церкви, куча людей во дворе, и после речи священника все бросают немного земли в могилу.
Первый сон мне приснился в ночь с тридцать первого августа на первое утро сентября, я тогда ночевал у то ли знакомых, то ли дальних родственников, что обитали на краю деревни. Мне снились похороны, и сон тот был довольно страшным, но не похожим на все остальные, что я видел позже. Все восемь лет. Они всегда разные, в смысле обстановка, второстепенные герои, время, но суть с каждым разом не меняется. Дядя воскресает, возвращается после длительного отсутствия. Чаще всего это происходит в доме моей бабушки, мамы жены дяди и моей матери. Я первым узнаю о том, что он жив, и мне обычно предстоит сообщать об этом всем родственникам. Такие дела. В этих снах я нахожу надежду, точно так же, как и в толпе незнакомцев, среди которых особенно первое время после смерти часто встречал черты моего дяди. И даже спустя несколько тысяч дней, повзрослев и вроде слегка обогатившись умом, не верю, что он ушел. Я уверен, он ещё вернется из командировки. В ранние недели той роковой осени в нашей семье не раз звучало: «Мне кажется, он просто уехал в командировку. Она затянулась, но он обязательно вернется, всегда же приезжает».
В один день привыкаешь к тому, что нельзя изменить, и для меня этот день уже позади. Я никогда не пытался судить и рассуждать о том, настолько справедливо, что заботливый отец и любящий муж, талантливый художник и просто отличный парень в самом рассвете своей молодости уходит, тогда как полные ему противоположности и в пятьдесят продолжают ходить улицами и потягивать пиво на своих кухнях. Вру, конечно. Понятно, я думал об этом. Тридцать пять лет бытия сего художника и миг, когда всё погасло, стали для меня неким уроком. Не то чтобы он умер ради того, чтобы я чего-то там осознал. Так совпало. Ты вдруг понимаешь: всё, что пишут в толстых книжках про жизнь, смерть и про то, как надо ценить каждый свой день – это рядом, это не пустые слова. Именно поэтому я много говорю с теми, кого мне больше всего не хотелось бы потерять, смотрю сделанные ими фотографии, слушаю их любимую музыку, прощаюсь, словно мы не увидимся много-много месяцев каждый раз, когда приходится это делать. В последний летний вечер две тысячи второго дядя, простившись со всеми кроме меня, уехал из города, в котором мы тогда жили с родителями. Больше его мотоцикл там не появлялся.
– Почему ты решил рассказать именно про него? – Не знаю, был ли это конец повествования, но нежный голос с нотками сонливости моего слушателя полностью отвлек внимание.
– А я думал, ты уснула…
– И продолжал говорить?
– Ну, я ведь не такой уж и плохой собеседник, – зевнул, открыл новую пачку сигарет, и лишь вдохнув дым, продолжил. – Просто вспомнил о нем. Часто о нем вспоминаю. Ты всё ещё любишь слушать о людях?
– Только если рассказчик – ты, – она немного помолчала. – Сейчас он часто тебе снится?
– Иногда.
– Скучаешь?
– Скучаю.
Я накинул на неё одеяло, нашел в укрытом полутемнотой бардаке уже затертую тетрадь с недавними стихами, перечитал несколько и тихими шагами выбрался на балкон. Курить хотелось сильнее, чем всегда. Одну за другой, без остановок и передышек, так курят по пьяни или ощущая сильную тревогу. Мне вдруг стало страшно. Она мне никогда не снилась. Мне вообще редко наносят визиты сны, и ещё реже в них появляются живые люди. Испугавшись того, что увижу её во сне, я решил совсем не ложиться. Пока кипел чайник, цифры на часах переползали от 03:18 до 03:19, потом единица сменилась двойкой, девятка нолем, ноль ещё одной единицей и, лишь когда засветилось 03:24, я перевел взгляд на плиту, по пути захватив календарь. Сегодня у моей тети день рождения. На левой стороне листка, кое-как вырванного из тетради, неразборчивым даже для себя почерком я набросал очередные строчки, которые человек, к которому я в них обращаюсь, никогда не увидит; с другой стороны, более-менее красивым – поздравление для этого человека. Обожаю придумывать собственные поздравления родным и друзьям. Что-то, что порадует и запомнится. Вроде бы пустяк, но…
Выбрасывая пачку, в которой недавно проживали двадцать сигарет, я подумал, что никогда не готовил девушке, что спала в моей кровати завтрак утром, не целовал перед уходом на работу и не говорил, что люблю. Я вообще никогда не просыпался раньше. В сорок девятый день рождения моей тети было принято решение что-то изменить.
«и восемь лет один и тот же сон
и не сбывается, что самое плохое.
и столько же кричит твой телефон,
не оставляя наедине с покоем.
но всё не он, да как-то всё не те
поддерживают, жалеют, утешают;
и ты живешь, и я иду к мечте,
что вдруг его на улице узнаю.
среди десятков тысяч всё не тех,
среди живых, застенчивых, здоровых,
как много значит просто человек,
пускай после него немало новых.
сегодня в этом городе красиво,
на сонный вечер опадает мгла,
и в этот день как никогда тоскливо,
что не услышу, как его дела.
почти забытый голос, но знакомый,
такой родной, увы, не до конца…
он был хорош, талантлив и веселый,
он был примером мужа и отца.
он был, чертовски мерзкий тон
судьбы, что смеет говорить такое.
и восемь лет один и тот же сон
и не сбывается, что самое плохое».
Она умерла спустя три недели после того разговора. Для меня это не стало чем-то удивительным, и когда брат девушки позвонил, я воспринял эту новость настолько спокойно, что он, наверное, всерьёз задумался над моим психическим состоянием. Впрочем, он всегда считал меня чуть-чуть сумасшедшим. Все эти три недели я очень много курил, по две-три пачки в день, курил так, как курят люди обеспокоенные, испытывая какую-то непонятную тоску и даже опасность. Я действительно словно что-то чувствовал, ещё до того вечера, но именно после разговора о смерти дяди раскусил, к чему ведет моё предчувствие.
Быть может, пройдет ещё восемь лет и я, лежа с кем-нибудь в постели, или даже не лежа или не в постели, расскажу о ней. Надеюсь, что все эти восемь лет она будет мне сниться. Пока что, за три месяца, ни разу не воскресала. А художник этой ночью снова приходил. Сейчас сентябрь, получается, пошел девятый год. Возможно, она обиделась за перегоревшую яичницу. Я тогда-таки приготовил ей завтрак, сделал кофе и поцеловал. Но так и не сказал, что люблю. Совсем не сказал. К смерти действительно привык, можно сказать, на «ты» с ней. Но всё же как-то обидно, что я не успел признаться той девушке в любви. Я знал её с полгода, и всё с ней было не так, как с другими. Мне не приходилось ухаживать, подбирать слова, дарить подарки, терпеть сцены ревности. Она просто однажды села рядом со мной в автобусе и так и не вышла из моей жизни ни на одной остановке. Почти… Просто говорил ей «Я хочу тебя», а она отвечала «Хорошо», и мы шли заниматься сексом; ругался и кричал что-то о том, что хочу пройтись один, и меня потом всегда провожало СМС со словами «Береги себя», а встречали записка с пожеланиями сладких снов и вкусный ужин, который иногда становился завтраком. Про любовь я знаю разве что из творений режиссеров да писателей, поэтому не уверен, что это точное название моим к ней чувствам, но одно остается фактом – ни с кем мне ещё не хотелось так Говорить. Когда через восемь лет на чью-то просьбу рассказать о каком-нибудь человеке, я начну о ней, отнюдь не представляю, что добавлю после «Она осталась для меня…». Да и захочу ли вообще начинать?
До сих пор мне кажется, что они приедут вместе с дядей на его мотоцикле к воротам дома мамы моей мамы, и я побегу в гостиную сообщать родственникам, что командировки наконец-то закончились. Как дурак каждое утро готовлю две чашки этого поганого дешевого кофе, которые всегда остаются нетронутыми.
07.05.2013
|