Графики какие бывают – ., ,

Содержание

Компьютерная графика какие виды бывают краткий обзор

Компьютерная графика — это раздел информатики, который занимается применением компьютеров для создания изображений и визуализации реальных данных.

Компьютерной графикой пользуются в архитектуре, популярной прессе, химических лабораториях, промышленности, творчества, армии и даже в больницах ну и конечно развлекательной индустрии. Обычные пользователи компьютеров широко используют компьютерную графику .Обогащают картинками документы в Word или в Excel. Для этого используются рисунки типа клипарт или объекты.

Рисунки типа клипарт или объекты

Графика (не обязательно полезная) также встречается во многих ИТ-дисциплинах; разработчики программного обеспечения визуально создают привлекательный интерфейс, веб-мастера заботятся о внешнем виде своих сайтов, а производители графических приложений разрабатывают все более совершенные инструменты для создания графики. Изображения могут быть созданы с нуля, они могут также быть результатом обработки отсканированных фотографий и рисунков.

совершенные инструменты для создания графики

В связи с входом в нашу повседневную жизнь, изображений, сгенерированных с помощью компьютера
эта область информатики широко и активно развивается.

Существует четыре вида компьютерной графики, это растровые изображения, векторные изображения, трехмерные изображение; фрактальные изображения. Немного расскажу чем они отличаются друг от друга:

Графика растровая

В растровой графике изображения создаются из регулярно расположенных рядом пикселей. Они имеют различные цвета и оттенки яркости. Созданные таким образом изображения принято называть точечными (в просторечии-растровыми изображениями).

Карта бита (bit map) – это способ запомнить изображения с использованием пикселей, упорядоченных в ряды и столбцы.

Количество пикселей, используемых для преобразования изображения в компьютере зависит от его разрешения. Это понятие определяет количество пикселей на единицу площади. Чем выше разрешение изображения, тем больше его файл. На объем графического набора также влияет количество запоминающихся цветов. Чем больше цветов, тем больше объем. Запомнить экземпляров 16 777 216 цветов на одной поверхности, нужно использовать большее количество бит, чем запомнить до 256 цветов.

В случае растровых изображений количество пикселей, приходящаяся на единицу поверхности является величиной постоянной (разрешение), поэтому при увеличении растрового изображения происходит эффект увеличения пикселя. На практике это проявляется в видимых на экране монитора или печати ступеньками, отсюда и качество изображения не лучшее. Происходит тогда потеря резкости изображения растровых изображений является их основным недостатком.

Растровая графика

Еще одним недостатком является отсутствие возможности оперировать на фрагментах изображения. Растровую графику можно сравнить с картинкой, нарисованной красками. Изменение цвета любого участка заключается в нанесении кисточкой другого цвета. Здесь нельзя изменить, например, форму окрашенного объекта путем его моделирования, а только путем окраски на его место нового.

При соответствующем увеличении изображения можно увидеть отдельные квадратные точки, из которых состоит все изображение. Увеличение растрового изображения приводит к тому, что увеличивается также эти точки, линии и края становятся неровными. Это видно очень хорошо на прилагаемом рисунке.

отдельные квадратные точки при увеличении в растрового изображения

Растровые изображения могут иметь разные форматы (файлы, хранящие растровые изображения, могут иметь разные расширения). Это связано с тем, что программы из этой группы позволяют сохранять обработанные файлы в собственном формате. Каждая из этих программ имеет возможность конвертирования изображений в определенный формат.

Для статей, которые передаются через интернет, важно использовать картинки, имеющие небольшой вес (до 1 КБ), от этого зависит скорость загрузки страницы. Поэтому используются форматы максимального сжатия JPEG, GIF, PNG.

Ниже приведены некоторые из наиболее популярных форматов растровых изображений:

  • BMP — характерное расширение имени файлов, содержащих растровые изображения, используемые в Windows, а также множество других приложений.
  • JPEG — один из самых популярных в настоящее время форматов растровых изображений, содержащий изображение в сжатом виде, без явной потери качества изображения. Эти файлы имеют расширение jpg.
  • GIF — расширение цветных графических файлов (256 цветов), которые характеризуются небольшим количеством занимаемого ими места. Это возможно благодаря сжатию без потери качества изображения.
  • PCX — расширение растровых файлов, которые хранят графику в старых версиях Windows.
  • TIFF — формат файла, разработанный специально с мыслью о программах, предназначенных для верстки публикаций и управляется все программой для редактирования графики. Файлы, сохраненные в этом формате имеют расширение tif.

Векторное изображение

Объекты, созданные в этом виде графики, определяются алгебраическими уравнениями (векторами). Картины и рисунки состоят из множества точек, через которые осуществляется прямые линии и кривые. Изображение векторное проще, т. е. записывается в виде узоров. Программа, которая отображает и позволяет редактировать пересчитывает формулы.

На практике создание такого изображения состоит в создании независимых друг от друга объектов. Каждый из них имеет такие свойства, как контур, размер, цвет и является отдельным юридическим лицом.

Изображения и векторные рисунки можно произвести масштабируя и моделируя без потери их качества. Здесь изменение формы какого-либо объекта заключается в моделировании его контура. Это значить, что контур можно менять, а заливка(картинка) останется преждней. Примером рисунков, созданных в векторной графике, может служить клипарт.

Векторная графика, клипарт.

При этой графике не использует определения качества изображения. Объекты отображаются на экране монитора с разрешением, с которой работает видеокарта и печать с разрешением принтера.

Векторная графика имеет ряд преимуществ. Четкая на мониторе и на печати, занимает меньше места на диске и в оперативной памяти компьютера.

Недостатком векторной графики является отсутствие универсального формата записи (например, рисунок, созданный в Corelu мы можем прочитать только в этой программе.) Однако не все располагают дорогим программным обеспечением Corela чтобы рисунок стал вообще виден, поэтому вы должны изменить его формат (например, JPG).

Существует множество профессиональных программ, предназначенных для создания рисунков на основе векторной графики. Самыми популярными продуктами этой категории являются программы CorelDraw, Illustrator, WindowsDraw и дизайнер.

Изображения созданные при помощи векторной графики имеют следующие расширения файлов иллюстрации: CDR, CGM DRW WFM WPG DSP.

Трехмерная графика

Применяется она в создании видеороликов, архитектуре, создании дизайн-проектов, обучающих видеоматериалах, компьютерных играх. При помощи трехмерной графики можно даже создавать полноценные художественные фильмы.

Моделирование выполняется в специальных программах таких, как 3-D Designer, Modo, Cheetah 3D они помогают создавать объемные изображения, которые можно вращать и рассматривать со всех сторон.

Для создания объемных фигур используются гладкие поверхности и различные графические фигуры (многоугольники, а для создания игр часто используют треугольники, для более подвижного изображения).

В общем, имея одну из вышеперечисленных программ можно создавать очень интересные ролики, проекты, презентации, дизайн проекты и многое другое.

Фрактальная графика

В данное время фрактальная графика очень быстро развивается. Принцип изображений в этой графике заключается в геометрии. Увеличенная часть фигуры будет похожа на родительскую. Фрактал- это изображение состоящее из подобных друг другу элементов.

Создание фрактального изображения производится путем вычисления алгоритмов или при помощи определенных формул. Преимущество этой графики в том, что в файле изображения сохраняются только формулы и алгоритмы. Фрактальная графика используется для создания максимально приближенных к натуральным поверхностям например водная гладь, горы, облачное небо и так далее.

Фрактальная графика

Для создания таких изображений используют программы Fractal Explorer, Chaos Pro и другие подобные программы.

Вот, пожалуй самые основные виды графики на сегодняшний день. Но прогресс не стоит на месте, данный вид информатики постоянно развивается из-за своей востребованности. Ведь интересней читать статьи с иллюстрациями, чем видеть перед собой голый текст, думаю вы согласитесь со мной, дорогие читатели.

Поделиться ссылкой:

ckigal.ru

Типы графики

У Вас в браузере заблокирован JavaScript. Разрешите JavaScript для работы сайта!

Существует два типа компьютерной графики – растровая и векторная. Основное отличие – в принципе хранения изображения.

Растровый рисунок можно сравнить с мозаикой, когда изображение разбито на небольшие одноцветные части. Эти части называют пикселями (PICture ELement – элемент рисунка). Чем выше разрешение изображения (число пикселей на единицу длины), тем оно качественнее. Но изображение с высоким разрешением занимает много дисковой памяти, а для его обработки требуется много оперативной памяти. Кроме того, растровые изображения трудно масштабировать. При уменьшении – несколько соседних пикселей преобразуются в один, поэтому теряется разборчивость мелких деталей. При увеличении – увеличивается размер каждого пикселя, поэтому появляется эффект "лоскутного одеяла".

Масштабирование растрового изображения

Векторная графика описывает изображение с помощью графических примитивов, которые рассчитываются по конкретным математическим формулам. Сложное изображение можно разложить на множество простых объектов. Любой такой простой объект состоит из контура (синий цвет) и заливки (красный цвет).

Многоугольник с заливкой

Можно сказать, что растровое изображение – это фотография, а векторное – это рисунок, сделанный цветными карандашами.

Основное преимущество векторной графики состоит в том, что при изменении масштаба изображение не теряет своего качества. Отсюда следует и другой вывод – при изменении размеров изображения не изменяется размер файла. Ведь формулы, описывающие изображение, остаются те же, меняется только коэффициент пропорциональности.

Однако если делать много очень сложных геометрических фигур, то размер векторного файла может быть гораздо больше, чем его растровый аналог из-за сложности формул, описывающих такое изображение.

Следовательно, векторную графику следует применять для изображений, не имеющих большого числа цветовых фонов, полутонов и оттенков. Например, создания пиктограмм, логотипов, иллюстраций, рекламных модулей и т.д.

Именно для такой работы и предназначена программа векторной графики CorelDraw.

Смотрите также:

htmlweb.ru

Основные виды компьютерной графики

Под видами компьютерной графики подразумевается способ хранения и отображения изображения на плоскости монитора. Как и в любом другом искусстве в компьютерной графике есть свои специфические виды графических изображений.

К ним относятся:

  • растровое изображение;
  • векторное изображение;
  • трехмерное изображение;
  • фрактальное изображение;
Есть еще и символьное изображение. О нем речь не пойдет, потому что оно устарело и на сегодняшний день практически не используется. Дизайнеры работают с каждым изображением по-разному, используя различные графические пакеты программ.

Растровая графика
Надо сказать, что этот вид графики наиболее распространен, а связанно это, в первую очередь, с особенностями восприятия человеком изображения. Свет, отражённый от поверхности предмета проецируется на сетчатку глаза, где он воспринимается миллионами светочувствительных клеток глаза. Происходит кодирование светового сигнала, он разбивается на множество частей, которые в свою очередь попадают в мозг, где и воспринимается как объёмный предмет.

Тот же процесс напоминает и растровая графика при демонстрации на мониторе компьютера, только в обратном порядке. Растровая графика напоминает нам лист клетчатой бумаги или шахматную доску, на которой любая клетка закрашивается определенным цветом, образуя (в совокупности) рисунок. Основной минимальный элемент растровых изображений - точка, еще она называется пиксель.

Его мы можем сравнить с одной клеточкой бумаги. Из множества пикселей (клеточек) и состоит растровое компьютерное изображение. А вот Растр – это сетка или матрица, которая состоит из точек (пикселей). Растр имеет очень много различных характеристик, которые фиксируются компьютером. Нужно помнить две важные характеристики: размер и расположение пикселей – характеристики, которые фиксируются компьютером. Файл растровых изображений должен их сохранить, чтобы создать картинку.

Еще одна важная характеристика для растровых изображений - цвет. Так, например, изображение описывается конкретным расположением и цветом каждой точки сетки. Вы видели мозаичное панно? Так вот, в растровой графике эти действия похожи на создание изображения в технике мозаики. Более подробно о растровой графике мы поговорим на третьем уроке, который называется "Растровая графика".

Векторная графика
Чем же интересно векторное изображение, используемое в компьютерной графике? Во-первых, с помощью векторной графики можно решить много художественно-графических задач. Во-вторых, возможность масштабирования векторного изображения без потери качества может быть ценна, например, при создании большой по размеру рекламы. Увеличение или уменьшение объекта производится увеличением или уменьшением соответствующих коэффициентов в математических формулах. Любое векторное изображение можно представить в виде набора векторных объектов, расположенных определенным образом друг относительно друга.

Векторное изображение можно сравнить с аппликацией, состоящей из кусочков цветной бумаги, наклеенных (наложенных) один на другой. Однако, в отличие от аппликации, в векторном изображении легко менять форму и цвет составных частей. Векторный графический объект включает два элемента: контур и его внутреннюю область, которая может быть пустой или иметь заливку в виде цвета, цветового перехода (градиента), или мозаичного рисунка. Контур может быть как замкнутым, так и разомкнутым.

Контур в векторном объекте выполняет двойную функцию. С помощью контура можно менять форму объекта. Контур векторного объекта можно оформлять (тогда он будет играть роль обводки), предварительно задав его цвет, толщину и стиль линии. Именно этот вид изображений в компьютерной графике называют объектно-ориентированным. Почему? А потому, что каждый элемент изображения представляет собой отдельный объект, у которого можно изменить контур, заливку цветом, пропорции.

Возможность редактирования (изменения) контура может применяться при работе над дизайном изделия из стекла, керамики и вообще пластичных материалов. Очень хорошо применять векторное изображение при разработке орнамента (в круге, квадрате, полосе, овале) для украшения декоративного изделия (слайд-шоу из орнаментов). Разработав всего один элемент орнамента, его можно много раз повторить (размножить) без дополнительной прорисовки, сэкономив много времени для другой работы. Особенно важно, что векторное изображение изначально позволяет выполнять точные геометрические построения, следовательно, чертежи и другую конструкторскую документацию

К большому сожалению, векторный формат становится невыгодным при передаче изображений с большим количеством оттенков или множеством мелких элементов, например, фотографий. Ведь каждый мельчайший блик в этом случае будет представляться не совокупностью одноцветных точек, а сложнейшей математической формулой или множеством графических элементов (примитивов), каждый из которых является формулой. Все это приводит к большому файлу. Файлы растровых изображений имеют гораздо больший размер, чем векторные, так как в памяти компьютера каждый из объектов этой графики сохраняется в виде математических уравнений. При этом параметры каждой точки в файле растровой графики задаются индивидуально. Вот откуда такие огромные размеры файлов в этой графике.

Остается добавить, что наиболее популярными графическими программами, предназначенными для обработки векторных изображений, являются Adobe Illustrator и CorelDRAW.

Трехмерная графика
Ее еще называют объектно-ориентированной. Это позволяет изменять как все элементы трехмерной сцены, так и каждый объект в отдельности. Применяется она при разработке дизайн-проектов интерьера, архитектурных объектов, в рекламе, при создании обучающих компьютерных программ, видео-роликов, наглядных изображений деталей и изделий в машиностроении и т. д. В трехмерной графике изображения (или персонажи) моделируются и перемещаются в виртуальном пространстве, в природной среде или в интерьере, а их анимация позволяет увидеть объект с любой точки, переместить в искусственно созданной среде и пространстве, разумеется, при сопровождении специальных эффектов.

Эти свойства трехмерной графики позволяют создавать и кинопродукцию профессионального качества. Интересно, что в процессе разработки трехмерной графики и ее анимации человек выступает в качестве режиссера и оператора, поскольку ему приходится придумывать сюжет, содержание и композицию каждого кадра и распределять движение объекта или объектов сцены не только в пространстве, но и во времени. Что же требует трехмерная графика от человека? В первую очередь, умение моделировать различные формы и конструкции при помощи программных средств, а также знания ортогонального (прямоугольного) и центрального проецирования. Последнее называется перспективой.

Фрактальная графика
Этот вид компьютерной графики является на сегодняшний день одним из самых быстро развивающихся и перспективных. Математической основой фрактальной графики является фрактальная геометрия. В основу метода построения изображений во фрактальной графике положен принцип наследования от, так называемых, «родителей» геометрических свойств объектов-наследников.

О каждом из представленных видов компьютерной графики будет более подробно рассказано в следующих уроках.

esate.ru

Виды компьютерной графики

Существует четыре вида компьютерной графики, которые отличаются принципами хранения и формирования изображения:

  • растровая;
  • векторная;
  • фрактальная;
  • трехмерная.

Рассмотрим их особенности.

Растровая графика

В растровой графике изображение хранится в виде мозаики из точек, где каждая точка имеет свой цвет. Растровыми изображениями являются цифровые фотографии, отсканированные иллюстрации. Такие изображения редко создаются «с нуля». Поэтому программы-редакторы растровой графики ориентированы не на создание изображений, а на их обработку.

Достоинства растровой графики:

  • Растровая графика позволяет создать рисунок любой сложности.
  • Сложные изображения обрабатываются быстро, если они не требуют масштабирования.
  • Растровый формат является естественным для большинства устройств ввода-вывода (мониторов, принтеров, сканеров), так как изображение на этих устройствах тоже формируется из пикселов.

Недостатки растровой графики:

  • Даже простое изображение будет иметь большой размер файла.
  • Масштабирование ухудшает качество изображения.
  • Невозможен вывод на отдельные устройства печати (например, векторный графопостроитель).

С растровыми изображениями работают такие графические редакторы как Adobe Photoshop, GraphicsMagick, ImageMagick.

Растровые изображения хранят в сжатом виде. Существует два типа сжатия: сжатие без потерь и сжатие с потерями. Сжатие с потерями предполагает некоторую потерю качества при восстановлении после сжатия. Однако, предполагается, что эта потеря качества должна находиться в некоторых допустимых пределах. Человеческий глаз не должен видеть существенной разницы изображения до и после сжатия.

Замечание 1

К форматам, поддерживающим сжатие без потерь, относятся следующие: .bmp, .gif, .png. Сжатие с потерями применяется в формате .jpeg. Формат .tiff позволяет хранить изображение как вообще без сжатия, так и с обоими видами сжатия.

Векторная графика

Векторная графика представляет изображение в виде совокупности очень простых геометрических объектов. Такие объекты являются базовыми для построения изображения и называются примитивами. Примитивами могут быть отрезки, маленькие дуги, окружности, сплайны и т.д. Графика называется векторной потому, что набор примитивов, которые формируют данный графический объект, называется вектором. Векторная графика широко используется, например, для рисования популярных в сетевом общении смайлов.

Достоинства векторной графики:

  • Масштабирование изображения не вызывает искажений.
  • Объем графического файла невелик.
  • Части изображения можно редактировать независимо друг от друга.
  • Высокая точность прорисовки.

Недостатки векторной графики:

  • Изобразить таким способом можно далеко не все.
  • Изображения выглядят несколько искусственно.

Векторные изображения можно создавать в таких редакторах как CorelDraw, InkScape.

Фрактальная графика

Фрактальная графика является одним из перспективных направлений компьютерной графики. Она основана на разделе математики – фрактальной геометрии. Термин фрактал ввел французский математик Бенуа Мандельброт. Этим термином он назвал геометрическую фигуру, которая состоит из частей, подобных целой фигуре.

Замечание 2

Таким образом, главное свойство фракталов – это самоподобие. У фракталов увеличенные части фигуры подобны всей фигуре и друг другу. Таким образом, даже если взять небольшую часть фигуры, то по ней можно достроить все изображение исходя из соображений подобия. На рисунке показано последовательное построение известного фрактала «Кривая Коха» по небольшому фрагменту.

Фрактальная графика позволяет создавать очень красивые и сложные абстрактные композиции. Кроме абстрактных изображений фрактальная графика незаменима при создании изображений различных поверхностей: поверхность воды, горы, облака. Для создания фрактальных изображений используются следующие редакторы: - Art Dabbler, Fractal Explorer, Chaos Pro, Apophysis, Mystica.

Трехмерная графика

Трехмерная графика оперирует с объектами в трехмерном пространстве. Для построения изображения, которое выглядит как объемное, используется так называемое полигональное моделировнаие. Для этого поверхность объекта представляют в виде простых двумерных геометрических фигур. Они называются полигонами. Слово polygon в переводе с английского означает «многоугольник» В компьютерных играх в качестве полигонов чаще всего используются треугольники, так как именно треугольники обрабатываются с самой высокой скоростью. Для других целей используются другие многоугольники.

Чем меньше размер полигона и чем больше полигонов размещено на моделируемой поверхности, тем большей точности изображения можно добиться. Поэтому после изготовления грубой модели из небольшого числа полигонов применяется операция тесселяции. При этом каждый полигон делится на несколько частей, сглаживая и уточняя тем самым изображение. Моделирование выполняется в различных 3D-редакторах: 3D-Designer, Modo, Cheetah4D, Cybermotion 3D.

spravochnick.ru

Какие виды графики вы знаете?

В разделе «компютерная графика» изучаются способы создания новых и обработки уже существующих графических файлов посредством специальных аппаратных средств. Для работы с такими данными предназначено большое количество классов программ.

Выделяют следующие виды графики:

- векторная;

- растровая;

- фрактальная;

- трехмерная;

- символьная.

Последнюю уже давно не используют, поэтому в этой статье речь пойдет только о четырех видах.

Конкретные виды графики определяют специфику работы с ними. Так, например, работа с растровой графикой подразумевает, скорее, ее обработку, нежели создание. А с векторной, наоборот, больше создание, чем обработку.

Рассмотрим подробнее каждый вид графики.

виды графики1. Векторная

Основной элемент – линия. Прямая это линия или кривая абсолютно неважно. С помощью линий образуются все объекты векторной графики. Простые объекты образуют сложные. Получается, что все линии связаны между собой.

К свойствам линий относят такие показатели:

- форма;

- толщина;

- цвет;

- характер.

Если линия замкнута, тот она имеет свойство заполнения. Незамкнутая линия имеет две вершины – узлы, которые, в свою очередь, обладают собственными свойствами.

вид графики2. Растровая

Здесь, в отличие от предыдущего вида, основным элементом является точка. Для экранного изображения – пиксел. Он обладает свойствами цвета и размещения.

Недостатки растровых изображений:

- занимают много места в памяти компьютера;

- невозможно увеличить картинку для лучшего рассмотрения элементов.

компютерная графика3. Фрактальная

Изображение во фрактальной графике представляет собой несколько соединенных между собой одинаковых элементов. Строить такие рисунки помогают специальные алгоритмы или формулы. Модификация изображений возможна при замене чисел в алгоритмах или параметров в формулах.

4. Трехмерная

вид графикиОбъектом изучения 3D-графики являются методы построения объемных моделей конкретных предметов, объектов. Важно, чтобы они максимально соответствовали реальным их прототипам. Для этого используются различные фигуры и поверхности.

Изучая виды графики, Вы обязательно должны обратить внимания на следующие понятия:

Разрешение. Бывает разрешение экрана, принтера и самого изображения. При работе с графикой важно последнее. Это свойство изображения. Единица измерения – точки на дюйм. Задается разрешение во время создания изображения в редакторе или в процессе сканирования.

Под физическим размером изображения понимают его реальные высоту и ширину. Ее можно измерять и в пикселах, и в сантиметрах (миллиметрах, метрах и т.д.). Задается он также во время создания рисунка и хранится вместе с ним. Для изображения, которое планируют выводить на экран, физический размер указывают в пикселах. Это позволяет точно определить, какой участок экрана он займет. Размер изображение, которое будут печатать, указывают в единицах измерения длины, чтобы понимать, сколько места для него потребуется на листе бумаги.

Все виды графики имеют свои преимущества и недостатки. Но, несмотря на это, для каждого из них на сегодняшний день имеется своя область применения. Для растровой графики это - реставрирования фотографий, например, а для векторной - создание рекламных баннеров. Возможно, в ближайшем будущем миру станет известен новый вид компьютерной графики. Кто знает?

fb.ru

Виды графиков работы по ТК РФ

Трудовые правоотношения, как известно, регулируются нормами ТК. В числе основных условий договора нанимателя с сотрудником установлен график выхода на работу. Вид графика зависит от специфики трудовой деятельности.

виды графиков работ

Общая классификация

Существуют следующие виды графиков работы по ТК РФ:

  • Обычный (односменный).
  • Ненормированный день.
  • Гибкий график.
  • Сменная работа.
  • Вахтовый метод.
  • Раздробленный рабочий день.

Обычный режим

Он считается основным видом графиков работы. Обычный режим зависит от установленной на предприятии системы учета времени сотрудников. То есть различают графики работ по видам времени:

  • Поденный.
  • Недельный.
  • С суммированным учетом времени.

Характеристики

Предприятие может установить один из следующих видов графиков работ по ТК РФ:

  • Ежедневная пятидневная работа с 2 выходными.
  • Ежедневная шестидневная трудовая деятельность с 1 выходным.
  • Рабочая неделя с выходными по скользящему графику.

Указанные режимы предусмотрены в 100-й статье ТК. В ст. 104 Кодекса закреплена возможность применить на предприятии суммированный учет времени.

Ежедневные виды графиков выполнения работ на практике называются односменными.

Суммированный учет

Он предполагает учет более продолжительного срока, чем сутки либо неделя. Такая система обеспечивает не только измерение времени. Суммированный учет считается специфической формой организации трудовой деятельности. Минимальная длительность работы – месяц, максимальная – год.

Сущность учета в том, чтобы продолжительность работы в течения дня за период в среднем равнялась норме. Такая система предусматривается на предприятиях, где в связи со спецификой деятельности другие виды графиков производства работ (к примеру, ежедневные или еженедельные) не могут быть установлены. При этом продолжительность времени выполнения профессиональных задач не должна превышать норматива за учетный период.

основные виды графиков работы

Суммированный учет может быть недельным, квартальным, годовым, месячным. Часто используется этот вид графика в строительных работах, организованных вахтовым методом, на транспортных предприятиях.

Максимальная длительность смены при таком учете времени законодательством не ограничивается. На практике она составляет от 8 до 12 часов.

Ненормированный режим

Такая система организации трудовой деятельности предусматривает возможность нанимателя периодически привлекать работников к исполнению обязанностей за пределами норм продолжительности рабочего дня. Перечень соответствующих должностей закрепляется коллективным соглашением или правилами внутреннего распорядка предприятия.

Особенностью этого вида графиков работ является то, что сотрудник подчиняется установленному в организации общему режиму, но по просьбе руководителя может задерживаться для выполнения обязанностей сверх смены. Гражданин также может быть вызван на предприятие до начала смены.

Важный момент

Необходимо учесть, что при ненормированном графике сотрудники могут привлекаться к исполнению только тех обязанностей, которые закреплены в трудовом договоре. Это означает, что наниматель не может обязать работника выполнять другую работу, в том числе за рамками нормальной длительности дня.

В 60-й статье ТК прямо запрещено требовать от сотрудника исполнения обязанностей, не закрепленных в договоре.

виды графиков работы сотрудников

Категории должностей

Как выше говорилось, далеко не ко всем работникам может применяться ненормированный график работы сотрудников. Виды должностей могут предусматриваться не только в коллективном соглашении или правилах распорядка, но и в отраслевых, региональных и иных нормативных документах.

Ненормированный график может применяться к лицам:

  • Технического, административного, хозяйственного, управленческого персонала.
  • Трудовая деятельность которых не может быть учтена во времени.
  • Распределяющих свое рабочее время по собственному усмотрению.
  • График которых разделяется на части неопределенной продолжительности.

Обязанности сторон

Необходимо сказать, что при применении положений 101-й статьи ТК нанимателю необязательно получать согласие ни от сотрудника, ни от профсоюза на привлечение к работе сверх нормативной продолжительности. Данное право изначально закрепляется в трудовом договоре.

Сотрудник, в свою очередь, не может отказаться от выполнения своих обязанностей по ненормированному графику. В противном случае его действия будут расценены как грубый дисциплинарный проступок.

Установление ненормированного режима, однако, не означает, что на сотрудников не будут распространяться положения ТК о нормах времени отдыха и работы. В этой связи привлечение их к трудовой деятельности за рамками определенной для них длительности смены может осуществляться только эпизодически.

график производства работ виды

Дополнительный отпуск

В связи с тем, что при ненормированном графике возникают определенные переработки сверх нормативной продолжительности дня, ТК в качестве некоторой компенсации закрепляет возможность получения сотрудниками дополнительного отпуска. Его длительность определяется в коллективном соглашении или правилах распорядка. Отпуск является оплачиваемым и предусматривается ежегодно.

Если такой период отпуска не был предоставлен, по письменному согласию сотрудника переработка учитывается как сверхурочная.

Условия и правила предоставления оплачиваемого дополнительного отпуска для сотрудников организаций, финансируемых на средства федерального, регионального, местного бюджетов, устанавливаются Правительством, органами власти субъектов или территориального самоуправления соответственно.

График работы скользящего вида

Эта разновидность рабочего режима была введена в 1980-х годах. Сначала ее применяли в отношении женщин, на иждивении которых находятся малолетние дети. Со временем такая система распространилась и на других работников.

Гибкий режим – вид графика работы, при котором для отдельных сотрудников или коллективов подразделений допускается самостоятельное регулирование начала, завершения и общей длительности смены. При этом необходима полная отработка суммарного количества часов, установленного законодательством для конкретного учетного периода.

Ключевой особенностью гибкого режима является то, что этот вид графиков работ устанавливаются нанимателем и сотрудником по соглашению не только при приеме на работу, но и в процессе осуществления деятельности. При этом он может быть установлен на конкретный период или определен без указания срока. Соглашение, достигнутое между сторонами, закрепляется приказом.

виды графиков выполнения работ

Особенности применения

Гибкий режим используется тогда, когда другие виды графиков работ нецелесообразны или малоэффективны в силу разных причин (бытовых, социальных и пр.). Зачастую он позволяет обеспечить более слаженную деятельность коллектива.

Вместе с тем применение гибкого режима нецелесообразно при непрерывном производстве и сменных графиках работы (их виды могут устанавливаться и на прерывном, и на непрерывном производстве), если на стыках смен отсутствуют свободные места.

Гибкий режим может использоваться и при пяти-, и при шестидневной неделе, а также при иных режимах. При этом условия нормирования и выплаты зарплаты не меняются. Сохраняются и условия предоставления льгот, начисления стажа, прочие права. Необходимо сказать, что оформление трудовых книжек осуществляется без упоминания режима трудовой деятельности.

Составные элементы гибкого графика

Для применения такого режима необходимо установить:

  • Периоды в начале и в конце дня, в пределах которых работник может начинать и завершать трудовую деятельность по собственному усмотрению.
  • Фиксированный период, в течение которого сотрудник должен находиться на работе. По своей продолжительности и значимости эта часть дня считается основной.

Фиксированный период позволяет обеспечить нормальное течение производственного процесса и служебного взаимодействия. При этом, как правило, на предприятии устанавливается перерыв для питания и отдыха. Он обычно разделяет рабочее время на 2 примерно равные части.

Конкретную длительность элементов гибкого графика определяет предприятие.

Продолжительность рабочего дня

Виды скользящих графиков работы различаются в зависимости от установленного учетного периода в организации, временных характеристик элементов режима, условий их применения в том или ином подразделении.

Максимально допустимая длительность дня (при 40-часовой неделе) не превышает 10 часов. В отдельных случаях она может быть в пределах 12 ч.

графики работы по видам времени

Обязательные условия

Для применения гибкого режима на предприятии должна быть установлена четкая система учета времени, отработанного сотрудниками, выполнения ими производственного задания. Кроме того, должен обеспечиваться контроль наиболее полного и рационального использования времени каждым служащим и в фиксированный, и в гибкий период.

Следует учесть, что применение такого режима регламентируется несколькими нормативными актами. К примеру, Приказом Минсвязи утвержден перечень сотрудников, для которых может предусматриваться гибкий график.

Сменный режим

Он предполагает трудовую деятельность в 2, 3, 4 смены в течение суток. К примеру, на предприятии может устанавливаться три смены по 8 часов. Сотрудники при этом в течение определенного временного промежутка (месяц, например) выполняют производственные задания в разные смены.

Такой график вводят на предприятии, если продолжительность производственного цикла превышает норму длительности ежедневной работы. Целью сменного режима является повышение эффективности использования оборудования, объема продукции, услуг.

При применении такого графика каждая бригада рабочих должна выполнять производственные задания в течение установленной длительности смены. К примеру, персонал работает 8 часов при пятидневной неделе. График определяет порядок перехода сотрудника из одной смены в следующую. Он может как оформляться отдельным локальным документом, так и выступать в качестве приложения к основному договору.

График сменности должен отражать требования 110-й статьи ТК о предоставлении персоналу непрерывного еженедельного отдыха длительностью не меньше 42 часов. Межсменный (ежедневный отдых) при этом должен быть не меньше двойной продолжительности рабочего времени в смене, предшествовавшей отдыху. Законодательство не допускает работу две смены подряд.

 виды скользящих графиков работы

Сотрудники должны быть ознакомлены с графиками за 1 мес. до их введения в действие. Уклонение от выполнения этого требования расценивается как нарушение права работников на своевременное информирование об изменениях в условиях его труда.

Сменный график может быть дневным, ночным, вечерним. Смена, в которой не меньше 50 % времени приходится на ночь, считается, соответственно, ночной.

Вахтовый метод

Это особая форма организации трудовой деятельности вне места проживания персонала. Вахтовый метод применяется, если в связи со спецификой работы сотрудники не могут ежедневно возвращаться домой.

Такой режим используется для сокращения срока строительства, реконструкции, ремонта объектов социального, производственного назначения в необжитых, удаленных районах, в регионах с особыми климатическими условиями.

Специфика вахтового метода заключается в том, что персонал размещается в вахтовых поселках – комплексах сооружений и зданий, используемых для обеспечения отдыха и жизнедеятельности персонала.

Продолжительность работы вахтовым методом

Вахтой признается общий период, в который входит время производства работ и межсменного отдыха в поселке. Смена может составлять 12 ч. ежедневно. В целом длительность вахты не может быть больше 1 мес. Однако по согласованию с профсоюзом ее можно увеличить до трех месяцев.

При вахтовом методе ведется суммированный учет времени за месяц, квартал либо более продолжительный срок, но не больше, чем за год. Учетным периодом охватывается все время работы, проезда к месту нахождения предприятия и обратно, отдыха. Общая длительность рабочего времени не должна быть больше нормального количества часов, предусмотренных в ТК.

Раздробленный день

Разделение дня на части регламентируется 105-й статьей ТК. Как правило, раздробленный график вводится на предприятиях, занятых обслуживанием населения, транспортными пассажирскими перевозками, обеспечением связи, в торговых организациях.

Разделение рабочего дня осуществляется нанимателем в соответствии с локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения профсоюза.

В законодательстве не установлено количество частей, на которые может быть раздроблен день. Как правило, его разделяют на 2 равных периода с двухчасовым перерывом. Он не оплачивается. Допускается установление и большего количества перерывов.

За время, отработанное при раздробленном графике, сотрудники получают доплату.

fb.ru

Виды компьютерной графики

По способам задания изображений графику можно разделить на категории:

Двухмерная графика

Двухмерная (2D — от англ. two dimensions — «два измерения») компьютерная графика классифицируется по типу представления графической информации, и следующими из него алгоритмами обработки изображений. Обычно компьютерную графику разделяют на векторную и растровую, хотя обособляют ещё и фрактальный тип представления изображений.

Векторная графика представляет изображение как набор геометрических примитивов. Обычно в качестве них выбираются точки, прямые, окружности, прямоугольники, а также как общий случай, кривые некоторого порядка. Объектам присваиваются некоторые атрибуты, например, толщина линий, цвет заполнения. Рисунок хранится как набор координат, векторов и других чисел, характеризующих набор примитивов. При воспроизведении перекрывающихся объектов имеет значение их порядок.

Изображение в векторном формате даёт простор для редактирования. Изображение может без потерь масштабироваться, поворачиваться, деформироваться, также имитация трёхмерности в векторной графике проще, чем в растровой. Дело в том, что каждое такое преобразование фактически выполняется так: старое изображение (или фрагмент) стирается, и вместо него строится новое. Математическое описание векторного рисунка остаётся прежним, изменяются только значения некоторых переменных, например, коэффициентов. При преобразовании растровой картинки исходными данными является только описание набора пикселей, поэтому возникает проблема замены меньшего числа пикселей на большее (при увеличении), или большего на меньшее (при уменьшении). Простейшим способом является замена одного пикселя несколькими того же цвета (метод копирования ближайшего пикселя: Nearest Neighbour). Более совершенные методы используют алгоритмы интерполяции, при которых новые пиксели получают некоторый цвет, код которого вычисляется на основе кодов цветов соседних пикселей. Подобным образом выполняется масштабирование в программе Adobe Photoshop.

Вместе с тем, не всякое изображение можно представить как набор из примитивов. Такой способ представления хорош для схем, используется для масштабируемых шрифтов, деловой графики, очень широко используется для создания мультфильмов и просто роликов разного содержания.

Растровая графика всегда оперирует двумерным массивом (матрицей) пикселей. Каждому пикселю сопоставляется значение — яркости, цвета, прозрачности — или комбинация этих значений. Растровый образ имеет некоторое число строк и столбцов.

Без особых потерь растровые изображения можно только лишь уменьшать, хотя некоторые детали изображения тогда исчезнут навсегда, что иначе в векторном представлении. Увеличение же растровых изображений оборачивается «красивым» видом на увеличенные квадраты того или иного цвета, которые раньше были пикселями.

В растровом виде представимо любое изображение, однако этот способ хранения имеет свои недостатки: больший объём памяти, необходимый для работы с изображениями, потери при редактировании.

Фрактальная графика, как и векторная - вычисляемая, но отличается от неё тем, что никакие объекты в памяти компьютера не хранятся. Изображение строится по уравнению (или по системе уравнений), поэтому ничего, кроме формулы, хранить не надо. Изменив коэффициенты в уравнении, можно получить совершенно другую картину. Способность фрактальной графики моделировать образы живой природы вычислительным путем часто используют для автоматической генерации необычных иллюстраций.

Трёхмерная графика (3D — от англ. three dimensions — «три измерения») оперирует с объектами в трёхмерном пространстве. Обычно результаты представляют собой плоскую картинку, проекцию. Трёхмерная компьютерная графика широко используется в кино, компьютерных играх.

В трёхмерной компьютерной графике все объекты обычно представляются как набор поверхностей или частиц. Минимальную поверхность называют полигоном. В качестве полигона обычно выбирают треугольники.

Всеми визуальными преобразованиями в 3D-графике управляют матрицы

В компьютерной графике используется три вида матриц:

  • матрица поворота

  • матрица сдвига

  • матрица масштабирования

Любой полигон можно представить в виде набора из координат его вершин. Так, у треугольника будет 3 вершины. Координаты каждой вершины представляют собой вектор (x, y, z). Умножив вектор на соответствующую матрицу, мы получим новый вектор. Сделав такое преобразование со всеми вершинами полигона, получим новый полигон, а преобразовав все полигоны, получим новый объект, повёрнутый/сдвинутый/масштабированный относительно исходного.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *