Грамматическая основа предложения схема – Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи — Справочник по русскому языку — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Предложения со словосочетанием ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Недопустимо использование однокоренных слов в составе словосочетания или грамматической основы предложения, т. Б) осложняющий элемент не связан с другими членами предложения или его грамматической основой (водные слова, вставные конструкции, обращения). Фраза же «маран афа» не является частью предложения, а представляет собой отдельную грамматическую основу с подлежащим и сказуемым. Главный признак предложения — наличие грамматической основы (подлежащего и сказуемого или одного из главных членов): К утру цветы распустились. Также на стене висел календарь английского языка — для повторения
грамматических основ
, несколько крылатых фраз на китайском, французском, итальянском, испанском языках для развития мозгового полушария.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова вилковый

(прилагательное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Павана, контрданс, аллеманда и
грамматическая основа
танцевального искусства — куранта.

Предложения со словосочетанием ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Недопустимо использование однокоренных слов в составе словосочетания или грамматической основы предложения, т. Б) осложняющий элемент не связан с другими членами предложения или его грамматической основой (водные слова, вставные конструкции, обращения). Фраза же «маран афа» не является частью предложения, а представляет собой отдельную грамматическую основу с подлежащим и сказуемым. Главный признак предложения — наличие грамматической основы (подлежащего и сказуемого или одного из главных членов): К утру цветы распустились. Также на стене висел календарь английского языка — для повторения
грамматических основ
, несколько крылатых фраз на китайском, французском, итальянском, испанском языках для развития мозгового полушария.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: выпихнуться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Павана, контрданс, аллеманда и грамматическая основа танцевального искусства — куранта.

Грамматическая основа — это… Что такое Грамматическая основа?

У этого термина существуют и другие значения, см. Основа.

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.

Предикативная основа предложения — это его члены, связанные предикативной связью.

Любая синтаксическая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы предложения[источник не указан 930 дней].

Иногда рассматривают предложения с подразумеваемой, но не облечённой в словоформу, основой. Пример — ответ «На каникулы?» на вопрос «Петя приедет на каникулы?». И наоборот, предикативная основа может быть достаточно длинной: так, английское предложение Old Jim seemed to manage to give his attention to work полностью состоит из основы.

Связанные определения

  • Односоставное предложение состоит из одного главного члена (только подлежащее или только сказуемое или их части). Например без подлежащего бывают
    безличные, неопределённо-личные и определённо-личные
    предложения. Без сказуемого — назывные.
  • Двусоставное предложение состоит из двух главных членов (есть и подлежащее и сказуемое, хотя бы частично).
  • Простое предложение — с одной грамматической основой.
  • Сложное предложение — с двумя и более основами, полипредикативные. Такие предложения делятся дальше по виду связи между основами — например, сложносочинённые и сложноподчинённые.
  • Если предложение не содержит ничего, кроме основы, то оно называется нераспространённым, иначе — распространённым.

Обобщения

Иногда сложно определить, является ли грамматическая связь предикативной; тогда появляется понятие полупредикативности. Пример: Мальчиком я воровал яблоки.

См. также

Ссылки

Грамматическая основа — это… Что такое Грамматическая основа?

У этого термина существуют и другие значения, см. Основа.

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.

Предикативная основа предложения — это его члены, связанные предикативной связью.

Любая синтаксическая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы предложения[источник не указан 930 дней].

Иногда рассматривают предложения с подразумеваемой, но не облечённой в словоформу, основой. Пример — ответ «На каникулы?» на вопрос «Петя приедет на каникулы?». И наоборот, предикативная основа может быть достаточно длинной: так, английское предложение Old Jim seemed to manage to give his attention to work полностью состоит из основы.

Связанные определения

  • Односоставное предложение состоит из одного главного члена (только подлежащее или только сказуемое или их части). Например без подлежащего бывают
    безличные, неопределённо-личные и определённо-личные
    предложения. Без сказуемого — назывные.
  • Двусоставное предложение состоит из двух главных членов (есть и подлежащее и сказуемое, хотя бы частично).
  • Простое предложение — с одной грамматической основой.
  • Сложное предложение — с двумя и более основами, полипредикативные. Такие предложения делятся дальше по виду связи между основами — например, сложносочинённые и сложноподчинённые.
  • Если предложение не содержит ничего, кроме основы, то оно называется нераспространённым, иначе — распространённым.

Обобщения

Иногда сложно определить, является ли грамматическая связь предикативной; тогда появляется понятие полупредикативности. Пример: Мальчиком я воровал яблоки.

См. также

Ссылки

Конспект урока русского языка на тему «Грамматическая основа предложения»

Учитель: Бриурош С.Н.

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема «Грамматическая основа предложения»

Цели:

Образовательные:

— знакомство с понятием «грамматический центр предложения»;

— формирование умения находить грамматическую основу предложения;

— построение алгоритма нахождения грамматической основы;

Развивающие:

— развитие мыслительных операций анализа и синтеза;

— развитие внимания, мышления, памяти и речи;

— развитие орфографической зоркости;

Воспитательные:

— развитие чувства языка;

— формирование навыков сотрудничества;

— воспитание учебной активности; развитие культуры умственного труда.

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: проблемный диалог

Оборудование:

план урока в виде спирали;

— модель транспортного средства;

— оценочные знаки;

— алгоритм;

— материал для групповой работы;

— схемы предложений;

— «солнышко» для творческого задания;

— тренажёры для физкультминуток

Ход урока

Задачи

1

Организационный момент

— Рассмотрите схему урока. Что вы заметили?

— Как вы считаете, у нас сегодня будет новый материал? Как вы это определили?

— Сегодня мы с вами будем двигаться по спирали к центру. А что такое центр?

— Отправная точка рефлексия, транспортное средство – автобус под флагом наших знаний.

— Мы должны преодолеть все препятствия, добраться до центра, вооружиться новым знанием… А дальше куда ехать?

— С багажом новых знаний вернуться той же дорогой к отправной точке. Ведь любое путешествие предполагает возвращение домой.

— Готовы? В путь!

Анализ схемы

Определение типа урока

Определение структуры урока

2

Рефлексия на старте

— Определите 1-ый этап урока. Для чего он нужен?

— Какую большую тему мы изучаем? (Предложение)

— В этой теме мы изучили много понятий. Сегодня мы будем опираться на некоторые из них. Найдите их в схеме.

— Давайте сделаем самооценку знаний этих понятий через игру «Молчанка».

— Положите перед собой оценочные знаки: от – до +. Я буду задавать вопросы по изученной теме, а вы, если справитесь с ответом, убираете один знак. И т.д. Справитесь?

1) Предложение – это …

2) Словосочетание – это …

3) Я знаю три части речи – это …

4) Имя существительное отвечает на вопрос … и обозначает …

5) Глагол отвечает на вопросы … и обозначает …

— Какой оценочный знак у вас был последний? Это и есть наша оценка опорных знаний.

— Можем отправляться в экспедицию

Определение 1-го этапа урока. Мотивация

Прогноз

Самооценка опорных знаний

3

Актуализация опорных знаний:

Работа с предложением

— Двигаемся дальше. Какое понятие нам надо вспомнить? (Предложение )

— На каком материале можно это сделать? (Чистописание)

— Для чего нужна минутка чистописания на уроке?

— Что за знак стоит рядом с чистописанием в схеме? (Массажная разминка)

— Для чего она нужна?

— Сделайте самомассаж рук с помощью массажных мячиков.

— Сегодня в материале чистописания соединения –оро-, -ара-. Где они встречаются? (В словарных словах)

— Назовите эти словарные слова.

— Давайте пропишем эти соединения в тетради. Вспомните правила посадки при письме

— Пропишите. Найдите самое красивое соединение. Подчеркните. Сравните с ним все остальные соединения. Оцените свою работу.

— Рассмотрите схемы на доске. Что это за схемы?

— Придумайте предложения к этим схемам с нашими словарными словами. Справитесь с этим заданием?

— Давайте запишем одно предложение:

Маленький воробей купался в луже.

— Оцените нашу работу на этом этапе.

Определение следующего этапа

Мотивация этапа

Мотивация разминки

Самомассаж

Повторение словарных слов

Повторение правил посадки при письме

Самооценка

Прогноз

Самооценка

Работа со словосочетанием

— Двигаемся дальше. Назовите следующее понятие.(Словосочетание)

— Что такое словосочетание?

— Как вы оцениваете свои знания о словосочетании?

— Проверим их на орфографической разминке. Для чего она нужна?

— Прочитайте слова. Назовите орфограммы. Справитесь?

ёж…к р…ч…ной

окун… к…лючий

л…са л…сная

ч…щ… пуш…стая

ишка в…сёлый

— А теперь составьте из этих слов словосочетания. Справитесь?

— Какое слово в словосочетании является центром?

— Оцените свою работу на этом этапе урока.

Определение следующего этапа

Прогноз

Мотивация

Развитие орфографической зоркости

Прогноз

Самооценка

Физкультминутка для осанки

-Для чего нужна физкультминутка для осанки?

— Почему она важна именно в начальной школе?

Мотивация

4

Открытие знаний

Воспроизведение знаний о частях речи

— Мы ближе к центру. Какая следующая остановка? (Части речи)

Давайте воспроизведём знания о частях речи. Для этого составьте в группах схемы о частях речи. Справитесь?

(Группы получают материал для составления схемы)

— Прикрепите свои получившиеся схемы на доске и отчитайтесь.

ЧАСТИ РЕЧИ

Имя сущ. Имя прил. Глагол

Кто? Что? Какой? Что делать?

предмет признак действие

Все части речи по своей сути слова. Как вы думаете, что является центром слова. Почему? (Корень)

— Оцените свою работу на этом этапе.

Определение этапа

Прогноз

Работа в группах

Отчёт групп

Самооценка

Постановка проблемы

— Давайте вернёмся к предложению, которое записали в чистописании.

— Определите все части речи.

прил сущ гл пр сущ

Маленький воробей купался в луже.

— Найдите центр этого предложения. (Мы не можем)

— Как вы думаете, что это может быть? Какие у вас есть гипотезы?

Гипотезы:

1) слово

2) несколько слов

— Давайте проверим эти гипотезы.

Определение частей речи

Столкновение с проблемой

Выдвижение гипотез

Решение проблемы

— Проверим первую гипотезу. Назовите её.

— Какое слово может быть центром? Оно должно нести информацию о предложении.

— Давайте закроем все слова в предложении. Будем открывать по одному и проверять.

— Какой вывод можно сделать? (Эта гипотеза не верна)

— Проверим вторую гипотезу. Назовите её.

— Будем открывать слова группами. Какая группа несёт информацию о данном предложении? (Воробей купался)

— Какой вывод можно сделать? (вторая гипотеза верна.)

Центр предложения – это два слова.

— Но какие это слова? Давайте вернёмся на станцию «Части речи»

И определим, какой частью речи являются главные члены предложения. (сущ. и глагол)

— Ну про глагол мы и так знаем, что он главный и важный. Его легко найти в предложении. А как найти главное существительное в предложении?

— Нужно найти, о ком или о чём говорится в предложении. В нашем предложении говорится о луже или о воробье? Он что делал?

— Как вы думаете, может ли грамматический центр предложения существовать изолированно?

— Именно поэтому его называют грамматическая основа предложения или главные члены предложения.

— Давайте, сравним наши выводы с правилом в учебнике.

— Оцените нашу работу на этом этапе урока.

Проверка гипотез

Выводы

Самооценка

Физкультминутка по мед. показаниям

— Для чего нужна такая физкультминутка?

— Разделитесь на группы: ЛОР – заболевания – ароматерапия;

зрение – тренажёр для глаз;

ортопед. – тренажёр для ног

(дети в группах самостоятельно выполняют упражнения)

Мотивация

Выполнение упражнений на профилактику индивид

заболеваний

5

Закрепление знаний

— Двигаемся дальше. Возвращаемся на станцию «Словосочетание».

— Давайте выясним, является ли грамматический центр словосочетанием. Справимся с этим заданием?

— Что вы знаете о словосочетании? (Одно слово главное, другое – зависимое)

-Найдите словосочетания в нашем предложении.

— Выпишите. Проанализируйте. Найдите главное слово.

*

Маленький воробей

*

Купался в луже

— А теперь выпишите наш грамматический центр. И найдите главное слово.

* *

Воробей купался

— Какой вывод можно сделать? (Грамматический центр – это не словосочетание, а маленькое предложение. Слова в нём равноправны.)

— Давайте построим себе алгоритм нахождения грамматической основы предложения. Для чего он нужен?

1) читаю предложение

2) о ком или о чём говорится в предложении

3) найти действие

4) подчеркнуть главные члены

— Давайте проверим его работу на материале учебника:

(упражнение выполняется с комментированием у доски и в тетрадях)

— Оцените нашу работу на этом этапе урока

Прогноз

Выводы

Мотивация

Построение алгоритма

Проверка работы алгоритма

Самооценка

6

Творческое задание

— Двигаемся дальше. Станция «Предложение».

— Я предлагаю творческое задание на составление предложений с грамматической основой /солнце спешит/. Справитесь?

(На доске солнышко. В центре – грамматическая основа: солнце спешит, а на лучиках второстепенные члены:

весеннее согреть землю

ласковое разбудить малыша

холодное спрятаться за тучу

уставшее окунуться в океан

— Оцените свою работу на данном этапе урока.

Прогноз

Выполнение творческого задания

Самооценка

7

Рефлексия

— Мы вернулись на исходную позицию.

— Мы изменились за время путешествия. Как?

— Каково наше главное приобретение?

— Чему мы сегодня учились? Какую тему разобрали?

— Давайте посмотрим на наши «трофеи». Как мы сегодня поработали?

Подведение итогов

Озвучивание темы урока

Итоговая самооценка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *