Грамматические основы какие есть – Грамматическая основа предложения с примерами

Какие бывают грамматические основы. Грамматическая основа предложения с примерами

Грамматическая основа предложения. Понятие о главных членах предложения

Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.

В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.

Войска движутся к фронту.

(Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем времени).

Вчера он заходил к нам.

(Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).

Поговорил бы ты с матерью, Иван!

(Действие не реализовано в реальности, но желаемо для говорящего).

Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно распространяют их.

Покажем зависимость второстепенных членов от главных на следующей схеме:

Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму .

Подлежащее как член предложения. Формы выражения подлежащего

Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Подлежащее в русском языке может быть выражено по-разному, иногда «непривычными» формами. Правильно определять подлежащее поможет следующая таблица.

Основные способы выражения подлежащего.

Часть речи в позиции подлежащего

Существительное в и. п.

Язык отражает душу народа.

Местоимение в и. п.

Он вышел.

Кто там был?

Это правильно.

Это мой брат (при вопросах: кто это?)

Дом, который едва стоял, принадлежал леснику. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

Искры, что летели из костра, казались белыми. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

Кто-то пришел.

Все уснули.

Неопределенная форма глагола

Быть честным — это еще полдела.

Понимать — значит сочувствовать.

Курить — здоровью вредить.

Сочетание слов (одно из которых — в и. п.)

Мы с ним часто там бывали.

Два облака плывут по небу.

Сочетание слов без и. п.

Прошло около часа.

Сказуемое как член предложения. Типы сказуемого

Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.

Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.

(Глагол был полковник

(Глагол начали служит для св

mmkspo.ru

Грамматическая основа. Часть 2. Сказуемое

В прошлой статье мы начали повторять (или изучать) очень важную тему. Как вы помните, 2 из 15 заданий ОГЭ по русскому языку связаны именно с умением находить грамматические основы предложений. Мы уже разобрали подлежащее, в этой статье Василий Михайлович рассматривает сказуемое.

Простые глагольные… дебри

У большинства сказуемое ассоциируется с глаголом: глагол – обязательно сказуемое. Это неверное мнение, так как не будем забывать, что неопределённая форма глагола (инфинитив) может быть любым членом предложения. Да, глаголы в форме одного из трёх наклонений – это практически всегда сказуемые. Простые глагольные.

Он слушал Ленского с улыбкой.

Грамматическая основа – он слушал. Слушал (изъявительное наклонение) – простое глагольное сказуемое.

Ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей.

Грамматическая основа – она не привлекла б. Привлекла б (условное наклонение) – простое глагольное сказуемое.

Покамест упивайтесь ею, сей легкой жизнию, друзья!

Грамматическая основа – упивайтесь. Упивайтесь (повелительное наклонение) – простое глагольное сказуемое.

Но простые глагольные сказуемые не всегда состоят из одного слова.

Я, бывало, хранила в памяти немало старинных былей, небылиц про злых духов и про девиц…

Грамматическая основа – я хранила в памяти. Хранила в памяти (фразеологический оборот) – простое глагольное сказуемое.

… ваши слезы не тронут сердца моего, а будут лишь бесить его.

Грамматическая основа – слезы не тронут, будут бесить. Во-первых, здесь однородные сказуемые (уже больше одного). Второе же сказуемое состоит из двух слов, но не является составным. Будут бесить – простое глагольное сказуемое, выраженное формой сложного будущего времени.

Да, и не забываем про частицы – модальные, формообразующие и отрицательные, – которые могут входить в состав сказуемых. Правда, на ОГЭ вам сделана поблажка: обязательно включать в состав сказуемого при нахождении грамматической основы только формообразующие и отрицательные частицы: бы (пришёл бы), да (да здравствует), пусть (пусть светит), не и ни (не придумаешь).

Уж совсем «просто» положение слова «нет». Оно либо отдельное предложение, само по себе: «Нет, я не Байрон, я другой…» (М.Ю.Лермонтов). Либо главный член (сказуемое) односоставного безличного предложения: «Где крайности, там наслажденья нет» (Беранже). Либо что-то другое…

Составные глагольные – не только из глаголов

Собственно, сложные сказуемые в курсе школьной грамматики не изучаются. Вы должны знать три вида сказуемых:

простые глагольные (лексическое и грамматическое значение в одном глаголе, фразеологизме или сложном будущем времени глагола несовершенного вида), составные глагольные (грамматическое значение во вспомогательной части, а основное лексическое в инфинитиве) и составные именные (глаголы-связки быть, иметь есть+ именная часть: существительное в именительном или творительном падеже, прилагательное, краткое причастие).

В роли вспомогательных глаголов составного глагольного сказуемого могут выступать глаголы, выражающие дополнительные лексические значения начала, конца и продолжения действия (стать, продолжать, перестать, закончить и т.д.), желательность, возможность, необходимость действия (мочь, хотеть, уметь), эмоциональную оценку действия (любить, ненавидеть, предпочитать; впрочем, это значение несколько сомнительно, так как зависимый инфинитив скорее является дополнением: любить кого? что? Ненавидеть кого? что?). Во вспомогательной части могут быть краткие прилагательные (часто не имеющие полных форм): рад, должен, готов. В безличных предложениях вспомогательная часть часто включает в себя слова категории состояния (состояние природы или человека): надо и его синонимы и антонимы, грустно, весело, приятно и т.д.

Вот несколько примеров.

Улан умел ее пленить…

Умел пленить – составное глагольное сказуемое, где умел – вспомогательная часть, а пленить – неопределенная форма глагола.

Улан, своей невольник доли, был должен ехать с нею в полк.

Был должен ехать – составное глагольное сказуемое, где вспомогательная часть выражена составным именным сказуемым.

«Увидеть барской дом нельзя ли?» — спросила Таня.

Здесь две грамматические основы: нельзя ли увидеть и Таня спросила. В первой вспомогательная часть выражена словом состояния со значением желательности действия.

Составное именное: порой проще простого

Из чего состоит составное именное сказуемое? Главное – из именной части. Именные части речи, если вы помните, изменяются по падежам, то есть склоняются.

Но вы замучены с дороги…

Замучены – именная часть выражена кратким причастием. Глагол-связка отсутствует в настоящем времени.

Но был ли счастлив мой Евгений,

Свободный, в цвете лучших лет,

Среди блистательных побед,

Среди вседневных наслаждений?

Грамматическая основа – Евгений был ли счастлив. Составное именное сказуемое – был ли счастлив. Глагол-связка был + именная часть, выраженная кратким прилагательным.

Мартын Задека стал потом любимец Тани…

Мартын Задека – подлежащее, стал любимец – составное именное сказуемое. Любимец – именная часть, выраженная существительным в именительном падеже.

Как уже было сказано в роли связок чаще всего используется глаголы быть, стать, являться, казаться и т.п.

В настоящем времени связка чаще всего нулевая. Не забываем, что при нулевой связке между подлежащим и сказуемым может ставиться тире! Повторите это пунктуационное правило. Обязательно повторите то, что знаете про однородные члены и односоставные предложения. Эти темы напрямую связаны с грамматической основой.

И немного тренировки (с самопроверкой) напоследок

Попробуйте найти грамматические основы предложений из строфы XL пятой главы «Евгения Онегина»:

В начале моего романа
(Смотрите первую тетрадь)
Хотелось вроде мне Альбана
Бал петербургский описать;
Но, развлечен пустым мечтаньем,
Я занялся воспоминаньем
О ножках мне знакомых дам.
По вашим узеньким следам,
О ножки, полно заблуждаться!
С изменой юности моей
Пора мне сделаться умней,
В делах и в слоге поправляться,
И эту пятую тетрадь
От отступлений очищать.

Вставное предложение «Смотрите первую тетрадь» можно не учитывать.

Самопроверка: 1) хотелось описать, 2) я занялся, 3) полно заблуждаться, 4) пора сделаться умней, поправляться, очищать.

Если всё-таки вставную конструкцию тоже захотелось разобрать: смотрите – главный член (сказуемое) односоставного определенно-личного предложения с обобщенным значением).

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Грамматическая основа — это… Что такое Грамматическая основа?

У этого термина существуют и другие значения, см. Основа.

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.

Предикативная основа предложения — это его члены, связанные предикативной связью.

Любая синтаксическая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы предложения[источник не указан 930 дней].

Иногда рассматривают предложения с подразумеваемой, но не облечённой в словоформу, основой. Пример — ответ «На каникулы?» на вопрос «Петя приедет на каникулы?». И наоборот, предикативная основа может быть достаточно длинной: так, английское предложение Old Jim seemed to manage to give his attention to work полностью состоит из основы.

Связанные определения

  • Односоставное предложение состоит из одного главного члена (только подлежащее или только сказуемое или их части). Например без подлежащего бывают безличные, неопределённо-личные и определённо-личные предложения. Без сказуемого — назывные.
  • Двусоставное предложение состоит из двух главных членов (есть и подлежащее и сказуемое, хотя бы частично).
  • Простое предложение — с одной грамматической основой.
  • Сложное предложение — с двумя и более основами, полипредикативные. Такие предложения делятся дальше по виду связи между основами — например, сложносочинённые и сложноподчинённые.
  • Если предложение не содержит ничего, кроме основы, то оно называется нераспространённым, иначе — распространённым.

Обобщения

Иногда сложно определить, является ли грамматическая связь предикативной; тогда появляется понятие полупредикативности. Пример: Мальчиком я воровал яблоки.

См. также

Ссылки

dikc.academic.ru

что такое грамматическая основа слова

Грамматическая основа предложения характеризуется главными членами предложения: подлежащим и сказуемым Главные члены предложения 1) Подлежащее-главный член предложения, обозначающий предмет речи, то, о чём или о ком говориться в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы: кто? что? В роли подлежащего употребляется имя существительное, местоимение, сочетание слов или любая другая часть речи в значении имени существительного, а также синтаксически несвободные словосочетания и собственные наименования. А также подлежащее может выражаться фразеологизмом и неопределённой формой глагола (инфинитив) Пример: Солнце своего света никому не жалеет (здесь подлежащее-выражено существительным в именительном падеже) . Умный говорит за себя своими делами (здесь подлежащее выражено прилагательным и так далее) 2) Сказуемое — главный член предложения, характеризующий подлежащее. Сказуемое обозначает действие, признак или состояние предмета реччи и отвечает на вопросы что делает предмет? т каков предмет? что такое предмет? что происходит с предметом? Пример: Выхожу (выхожу-сказуемое, выраженное глаголом 1 -го лица) один Я на дорогу Народ Наш очень талантлив (сказуемое-талантлив-выражено прилагательным) Сказуемое делится на: 1) Простое глагольное сказуемое-которое выражает и грамматическое и лексическое значение, и выражается спрягаемой формой глагола 2) Составное глагольное сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемое, и неопределённой формы глагола, выражающей его лексическое значение. Пример: Мы начали трясти берёзу (начали трясти-составное глагольное сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола-начали и неопределённой формы глагола -трясти) 3) И из составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени существительного, имени прилагательного и других) выражающей его лексическое значение Пример: Вода у берегов была чистая (была чистая-составное именное сказуемое, состоящее из глагола-связки была и именной части-чистая) Наиболее употребительным в составном именном сказуемом является глагол-связка быть, выражающий только грамматическое значение времени и наклонения: Всегда был, есть и буду человекопоклонником

что что. . все части слова без окончания.

подлежащее + сказуемое подлежащее чаще всего бывает именем существительным, отвечает на вопросы кто? и что? сказуемое чаще всего бывает глаголом и отвечает на вопросы что делает?

у слова нет грамматичекской основы а есть просто основа это часть слова без окончания и формообразующих аффиксов (-ть у глаголов, суффиксы причастий наречий, деепричастий) Грамматическая основа есть у предложения это главные члены — подлежащее+сказуемое или один главный член если предложение односоставное Например Хочешь сладких апельсинов — основа хочешь В слове желтый основа желт

touch.otvet.mail.ru

ОГЭ.ЕГЭ.Грамматическая основа предложения. — Русский язык

Из «Аналитического отчёта ФИПИ» 2011 года

« Нахождение грамматической основы в предложении с подлежащим,выраженным местоимением (задание А8), не первый год вызывает затруднение у экзаменуемых (средний процент выполнения в 2011 г. – 50, в 2010 г. – 56). Это объясняется прежде всего тем, что работа над темой «Местоимение» в школе мало направлена на уяснение синтаксической роли местоимений разных разрядов. Особую трудность представляет собой относительное местоимение ( который ), выступающее в роли союзного слова и соединяющее предикативные части сложноподчиненного предложения: несформированность у выпускников умения распознавать синтаксические функции слов, конкурирующих с подлежащим как «психологический субъект», а также умения учитывать омонимию форм именительного падежа и винительного падежа объекта приводит к тому, что местоимение в ро-

ли средства связи частей сложного предложения не воспринимается экзаменуемыми как равноправный член предложения и тем более как подлежащее или не опознается как прямое дополнение, сливаясь в сознании выпускников с подлежащим, или просто воспринимается как союзное слово вне связи с его морфологической природой, а следовательно, с возможностью выполнять двойную функцию в предложении…

Неумение отличить главные члены предложения от второстепенных часто не позволяет выпускникам опознать предложение как структурную единицу и правильно определить количество грамматических основ в сложном предложении».

Подлежащее Часть речи в роли подлежащего  Примеры Местоиме-ние в И. п. Что там упало? Кто решил тест? Кто-то звонит. Это хорошо. Иной не захочет тебя и выслушать. Любой может справиться со своими эмоциями. Все замолчали. Обратите внимание! В сложноподчинённом предложении проверьте, относятся ли подлежащее и сказуемое к одной части: Лесник, который встретил  нас, радушно пригласил в дом. Все, кто приехал на фестиваль, порадовались успехам российских артистов. Дом, что возвышался на берегу, был построен моим дедом.

Подлежащее

Часть речи в роли подлежащего

Примеры

Местоиме-ние в И. п.

Что там упало? Кто решил тест?

Кто-то звонит. Это хорошо. Иной не захочет тебя и выслушать. Любой может справиться со своими эмоциями. Все замолчали.

Обратите внимание!

В сложноподчинённом предложении проверьте, относятся ли подлежащее и сказуемое к одной части:

Лесник, который встретил нас, радушно пригласил в дом.

Все, кто приехал на фестиваль, порадовались успехам российских артистов.

Дом, что возвышался на берегу, был построен моим дедом.

Подлежащее Часть речи в роли подлежащего  Примеры Сочетание слов, одно из которых стоит в И.п. Служили два товарища в одном полку. Несколько всадников показались вдали. Обратите внимание! Всё сочетание является подлежащим , если это фразеологизм ( ахиллесова пята ),  географическое название  (Чёрное море),  термин  (золотое сечение),  название учреждения ( Организация Объединённых Наций ), сочетание прилагательного, местоимения или числительного с существительным в Р.п. ( любимейший из братьев, кое-кто из нападавших, трое из ларца ).

Подлежащее

Часть речи в роли подлежащего

Примеры

Сочетание слов, одно из которых стоит в И.п.

Служили два товарища в одном полку. Несколько всадников показались вдали.

Обратите внимание!

Всё сочетание является подлежащим , если это

  • фразеологизм ( ахиллесова пята ),
  • географическое название (Чёрное море),
  • термин (золотое сечение),
  • название учреждения ( Организация Объединённых Наций ),
  • сочетание прилагательного, местоимения или числительного с существительным в Р.п. ( любимейший из братьев, кое-кто из нападавших, трое из ларца ).
Подлежащее Часть речи в роли подлежа-щего  Примеры Прилага-тельное и при- частие Умный как интересная книга: оторваться невозможно. Хромой что-то резко сказал и отвернулся. Награждённые поблагодарили президента. Отдыхающие стали свидетелями уникального природного явления – свечения микроорганизмов в воде. Обратите внимание! Отсутствие существительного в именительном падеже при этих словах указывает на переход прилагательного и причастия в существительное!

Подлежащее

Часть речи

в роли подлежа-щего

Примеры

Прилага-тельное

и при-

частие

Умный как интересная книга: оторваться невозможно.

Хромой что-то резко сказал и отвернулся.

Награждённые поблагодарили президента.

Отдыхающие стали свидетелями уникального природного явления – свечения микроорганизмов в воде.

Обратите внимание!

Отсутствие существительного в именительном падеже при этих словах указывает на переход прилагательного и причастия в существительное!

Подлежащее Часть речи в роли подлежащего  Примеры Инфини-тив Курить - здоровью вредить. Любить – значит верить. Жить – себя совершенствовать и людям мир дарить.  Обратите внимание! Инфинитив может входить в словосочетание: Быть некрасивым – это не беда, а вот быть злым – действительно несчастье.

Подлежащее

Часть речи в роли подлежащего

Примеры

Инфини-тив

Курить — здоровью вредить.

Любить – значит верить.

Жить – себя совершенствовать и людям мир дарить.

Обратите внимание!

Инфинитив может входить в словосочетание:

Быть некрасивым – это не беда, а вот быть злым – действительно несчастье.

Простое глагольное сказуемое Выражается следующими формами глагола Примеры Формой настоящего и прошедшего  времени глагола.  Россия готовится к Олипиаде в Сочи. За право её проведения в своей стране боролись многие. Формами условного и повелительного  наклонения глагола.  Читал бы ты побольше книг. Пусть сбудутся мои мечты! Формой будущего времени глагола.  Вас будут приглашать на роли главных героинь. Обратите внимание! Не перепутайте простое глагольное сказуемое ( пусть сбудутся, будут приглашать и т.п.) с составным глагольным!

Простое глагольное сказуемое

Выражается следующими формами глагола

Примеры

  • Формой настоящего и прошедшего времени глагола.

Россия готовится к Олипиаде в Сочи. За право её проведения в своей стране боролись многие.

  • Формами условного и повелительного наклонения глагола.

Читал бы ты побольше книг.

Пусть сбудутся мои мечты!

  • Формой будущего времени глагола.

Вас будут приглашать на роли главных героинь.

Обратите внимание!

Не перепутайте простое глагольное сказуемое ( пусть сбудутся, будут приглашать и т.п.) с составным глагольным!

Составное глагольное сказуемое ВСПОМОГАТ. ГЛАГОЛ + НЕОПР. ФОРМА ГЛАГ . Служит для связи с подлежащим и выражает грамматическое значение сказуемого  Выражает его основное лексическое значение и несёт основную смысловую нагрузку   В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания кратких прилагательных ( намерен, рад, должен, способен, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).  Я не хочу печалить вас ничем. ( Не хочу — это вспомогательный глагол, а печалить — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)  Солдат обязан защищать своё Отечество. Он готов нести службу в любой точке страны.

Составное глагольное сказуемое

ВСПОМОГАТ. ГЛАГОЛ + НЕОПР. ФОРМА ГЛАГ .

  • Служит для связи с подлежащим и выражает грамматическое значение сказуемого

Выражает его основное лексическое значение и несёт основную смысловую нагрузку

В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания кратких прилагательных ( намерен, рад, должен, способен, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).

Я не хочу печалить вас ничем. ( Не хочу — это вспомогательный глагол, а печалить — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

Солдат обязан защищать своё Отечество. Он готов нести службу в любой точке страны.

Составное именное сказуемое ГЛАГОЛ-СВЯЗКА + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ Служит для связи с подлежащим и выражает грамматическое значение сказуемого. Выражает его основное лексическое значение и несёт основную смысловую нагрузку   Глагол - связка может быть выражен словами  быть, есть  считаться, являться, становиться , казаться, называться, служить  и т.п. Обратите внимание! В настоящем времени глагол-связка обычно отсутствует (нулевая связка).

Составное именное сказуемое

ГЛАГОЛ-СВЯЗКА + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

  • Служит для связи с подлежащим и выражает грамматическое значение сказуемого.

Выражает его основное лексическое значение и несёт основную смысловую нагрузку

Глагол — связка может быть выражен словами

  • считаться, являться, становиться , казаться, называться, служить и т.п.

Обратите внимание!

В настоящем времени глагол-связка обычно отсутствует (нулевая связка).

Составное именное сказуемое  Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным:  Мой брат –  летчик. полным и кратким прилагательным:  Лес  красив.  День  будет чудесный. причастием:  Экзамены  сданы.  числительным:  Саша будет первым  в тройке лидеров.  местоимением:  Ты станешь моим ! наречием:  В городе  празднично, весело . разными формами степеней сравнения прилагательного и наречия:  Мать всех милей!

Составное именное сказуемое

Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи:

  • существительным: Мой брат – летчик.
  • полным и кратким прилагательным: Лес красив. День будет чудесный.
  • причастием: Экзамены сданы.
  • числительным: Саша будет первым в тройке лидеров.
  • местоимением: Ты станешь моим !
  • наречием: В городе празднично, весело .
  • разными формами степеней сравнения прилагательного и наречия: Мать всех милей!
Проверяем себя Укажите, в каких предложениях подлежащее выражено местоимением:  A) Мокрый дождя не боится.  Б) Всякий может стать героем.  В) Наконец пришло и послезавтра.  Г) Иной не поможет и в горе.  Д) Кто ответит на этот вопрос?  Е) Некто велел Никите прийти на встречу в соседний двор.  Ж) Дорогу осилит идущий.  З) «Ау!» раздавалось по лесу.  И) Что тебя заставило так поступить с другом?  К) Каждый мечтал о счастье. Правильные варианты Б), Г), Д), Е), И), К)

Проверяем себя

Укажите, в каких предложениях

подлежащее выражено местоимением: A) Мокрый дождя не боится.

Б) Всякий может стать героем. В) Наконец пришло и послезавтра. Г) Иной не поможет и в горе.

Д) Кто ответит на этот вопрос?

Е) Некто велел Никите прийти на встречу в соседний двор.

Ж) Дорогу осилит идущий.

З) «Ау!» раздавалось по лесу.

И) Что тебя заставило так поступить с другом?

К) Каждый мечтал о счастье.

Правильные варианты

Б), Г), Д), Е), И), К)

Проверяем себя Укажите, в каких предложениях подлежащее выражено причастием:  A) Пуганный змеёю и веревки боится.  Б) Добро добром оплатишь – молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец.  В) Приехавшие долго ждали багаж.  Г)Это меня очень настораживает.  Д) Кто здесь обиженный?  Е) Осуждённые признали свою вину.  Ж) Дорогу осилит идущий.  З) Злой подобен псу бездомному.  И) Синева разлилась по тайге, равнинам.  К) Поющие невольно привлекали внимание прохожих. Правильные варианты А), В),Е), Ж), К)

Проверяем себя

Укажите, в каких предложениях

подлежащее выражено причастием: A) Пуганный змеёю и веревки боится.

Б) Добро добром оплатишь – молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец. В) Приехавшие долго ждали багаж. Г)Это меня очень настораживает.

Д) Кто здесь обиженный?

Е) Осуждённые признали свою вину.

Ж) Дорогу осилит идущий.

З) Злой подобен псу бездомному.

И) Синева разлилась по тайге, равнинам.

К) Поющие невольно привлекали внимание прохожих.

Правильные варианты

А), В),Е), Ж), К)

Проверяем себя Укажите, в каких предложениях подлежащее выражено неделимым словосочетанием:  A)Эта филькина грамота только насмешила чиновников.  Б) Бледно-розовое облако одиноко путешествовало по лазурному небу.  В) Лучший их художников – это Репин.  Г) Хорошее настроение не покидало неразлучных друзей.  Д) Парниковый эффект уже даёт свои печальные результаты.  Е) Северная Двина поражает своей величавой суровостью.  Ж) Жили старик со старухой у самого синего моря.  З) Крутой берег реки был алым от маков.  И) Некоторые из присутствующих сдержанно засмеялись. Правильные варианты А),В),Д),Е),Ж),И)

Проверяем себя

Укажите, в каких предложениях

подлежащее выражено неделимым словосочетанием: A)Эта филькина грамота только насмешила чиновников.

Б) Бледно-розовое облако одиноко путешествовало по лазурному небу. В) Лучший их художников – это Репин. Г) Хорошее настроение не покидало неразлучных друзей.

Д) Парниковый эффект уже даёт свои печальные результаты.

Е) Северная Двина поражает своей величавой суровостью.

Ж) Жили старик со старухой у самого синего моря.

З) Крутой берег реки был алым от маков.

И) Некоторые из присутствующих сдержанно засмеялись.

Правильные варианты

А),В),Д),Е),Ж),И)

Проверяем себя Укажите, в каких предложениях подлежащее выражено глаголом:  A) Танцующие были необыкновенно элегантны.  Б)Большая радость – быть нужным людям.  В)Сдать экзамен – вот наша задача.  Г) Хамить – значит настраивать окружающих против себя.  Д) Заболевшие не пришли на занятия.  Е) Ждать да догонять – великая мука.  Ж) Приглашённые чинно расселись по местам.  З) Завтра будет лучше, чем вчера.  И) Окружающие не поймут твоего поступка.  К) Лечить болезнь – дело непростое. Правильные варианты В), Г), Е), К)

Проверяем себя

Укажите, в каких предложениях

подлежащее выражено глаголом: A) Танцующие были необыкновенно элегантны.

Б)Большая радость – быть нужным людям. В)Сдать экзамен – вот наша задача. Г) Хамить – значит настраивать окружающих против себя.

Д) Заболевшие не пришли на занятия.

Е) Ждать да догонять – великая мука.

Ж) Приглашённые чинно расселись по местам.

З) Завтра будет лучше, чем вчера.

И) Окружающие не поймут твоего поступка.

К) Лечить болезнь – дело непростое.

Правильные варианты

В), Г), Е), К)

Проверяем себя Укажите, в каких предложениях Правильные варианты В), Г), Д),З), И) простое глагольное сказуемое:  A) Сын начал заниматься боксом.  Б)На улице стало светлее.  В)Я буду учить испанский язык.  Г) Снег падал реже и реже.  Д) Катер уносило в море всё быстрее.  Е)Ты, конечно, всех умнее, всех румяней и белее.  Ж) Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной.  З) Шли бы вы работать, батенька.  И) Пускай цветёт моя Отчизна!  К) Лектор начал лихорадочно перебирать листки бумаги.

Проверяем себя

Укажите, в каких предложениях

Правильные варианты

В), Г), Д),З), И)

простое глагольное сказуемое: A) Сын начал заниматься боксом.

Б)На улице стало светлее. В)Я буду учить испанский язык. Г) Снег падал реже и реже.

Д) Катер уносило в море всё быстрее.

Е)Ты, конечно, всех умнее, всех румяней и белее.

Ж) Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной.

З) Шли бы вы работать, батенька.

И) Пускай цветёт моя Отчизна!

К) Лектор начал лихорадочно перебирать листки бумаги.

Проверяем себя Укажите, в каких предложениях Правильные варианты А), В), Е), З), К) составное глагольное сказуемое:  A)К кругосветному путешествию Фёдор Конюхов стал готовиться заранее.  Б) Письма были написаны, перечитаны и разосланы.  В) Дальний Восток начал волновать моё воображение с детства.  Г) Будем петь и смеяться, как дети.  Д) Его я видеть не должна.  Е) Хоккейная команда стала атаковать ворота противника.  Ж) Жизнь прекрасна и удивительна.  З)Рад бы в рай, да грехи не пускают.  И) Пусть на Земле есть места иные, но мне милей моя Россия.  К) Я не намерен объяснять поступки своего брата.

Проверяем себя

Укажите, в каких предложениях

Правильные варианты

А), В), Е), З), К)

составное глагольное сказуемое: A)К кругосветному путешествию Фёдор Конюхов стал готовиться заранее.

Б) Письма были написаны, перечитаны и разосланы. В) Дальний Восток начал волновать моё воображение с детства. Г) Будем петь и смеяться, как дети.

Д) Его я видеть не должна.

Е) Хоккейная команда стала атаковать ворота противника.

Ж) Жизнь прекрасна и удивительна.

З)Рад бы в рай, да грехи не пускают.

И) Пусть на Земле есть места иные, но мне милей моя Россия.

К) Я не намерен объяснять поступки своего брата.

Проверяем себя Укажите, в каких предложениях Правильные варианты А), В), Д), Ж),И) составное именное сказуемое:  A) В человеке всё должно быть прекрасно.  Б)Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком.  В) Ты одна у меня желанная, солнышко моё долгожданное.  Г) Не обижайте любимых упрёками, бойтесь казаться любимым жестокими.  Д) Стань сильней меня, стань ласковей!  Е) Тебя жалеть я не умею, и крест свой бережно несу.  Ж) В горнице моей светло: это от ночной звезды.  З) Красные цветы мои в горнице завяли все.  И) Печален будет мой рассказ, старик.  К) Гид должен был встретить нас в аэропорту.

Проверяем себя

Укажите, в каких предложениях

Правильные варианты

А), В), Д), Ж),И)

составное именное сказуемое: A) В человеке всё должно быть прекрасно.

Б)Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком. В) Ты одна у меня желанная, солнышко моё долгожданное. Г) Не обижайте любимых упрёками, бойтесь казаться любимым жестокими.

Д) Стань сильней меня, стань ласковей!

Е) Тебя жалеть я не умею, и крест свой бережно несу.

Ж) В горнице моей светло: это от ночной звезды.

З) Красные цветы мои в горнице завяли все.

И) Печален будет мой рассказ, старик.

К) Гид должен был встретить нас в аэропорту.

Проверяем себя  Укажите, в каких предложениях есть все виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. А) Как я рада, что ты приехал, и теперь мы начнём строить новую жизнь! Б) А я иду, шагаю по Москве, и я пройти ещё смогу солёный Тихий океан, и тундру, и тайгу! В) Уверен: ты станешь ходить, и всё будет просто замечательно! Г) Узнал я, что ты был болен, а потому спешу узнать о твоём здоровье. Д) Говорю вам, сударь: настроение у меня воинственное, а потому ждите неприятностей! Правильные варианты А), Г)

Проверяем себя

Укажите, в каких предложениях есть все виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

А) Как я рада, что ты приехал, и теперь мы начнём строить новую жизнь!

Б) А я иду, шагаю по Москве, и я пройти ещё смогу солёный Тихий океан, и тундру, и тайгу!

В) Уверен: ты станешь ходить, и всё будет просто замечательно!

Г) Узнал я, что ты был болен, а потому спешу узнать о твоём здоровье.

Д) Говорю вам, сударь: настроение у меня воинственное, а потому ждите неприятностей!

Правильные варианты

А), Г)

multiurok.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9, 11 класс) на тему: Грамматическая основа предложения

Конспект ( бумажный вариант работы с детьми)

Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.

А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Организация активной деятельности учащихся способствует развитию, повышает эффективность обучения, позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.

Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её.

В 2009/10 учебном году мне пришлось выпустить одиннадцатый класс в количестве 15 учеников, из них: 6 учеников сдали экзамен на оценку – «5», а 7 учеников – на оценку «4», качество составило 85%.  Средний балл составил -66,7 баллов.  А в 2011/12 учебном году выпустила 9-ый класс в количестве 22 учеников. Из них: 9учеников сдали на оценку-«5»,9учеников сдали на оценку-«4» и 4 ученика сдали на оценку-«3».Средний балл составил-40,59баллов; качество составило-81,7%.

Успешную сдачу экзаменов обеспечили дополнительные общие, групповые и индивидуальные занятия – консультации.

         Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые занятия – я их называю тематическими консультациями.  Предлагаю вашему вниманию одну из таких консультаций по теме «Основа предложения».

 Его тип – урок-рефлексия. Подобные консультации решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.

Общим итогом таких консультаций является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия).

ЦЕЛИ  КОНСУЛЬТАЦИИ:

Для учителя: организовать учебную деятельность на этапах обобщения и рефлексии.

Для учащихся: обобщить знания о словосочетании, произвести самооценку, осознать свои проблемы и сложности, повысить уровень владения понятиями и способами.

ХОД  КОНСУЛЬТАЦИИ:

У учащихся было домашнее задание – на отдельном листе составить опорный конспект “Что я знаю о грамматической основе?”

ЗНАТЬ 

УМЕТЬ

1. научное понятие, определение грамматической основы 

1. уметь правильно находить основу в предложении 

2. простое глагольное сказуемое 

2.различать сказуемое по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений

3. составное глагольное сказуемое 

3. стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые 

4. составное именное сказуемое 

4. определять способы выражения именной части составного именного сказуемого 

1 ЭТАП: Заполнение рефлексивной таблицы.

Опираясь на домашнее задание, учащимся предлагается заполнить рефлексивную таблицу. Её содержание – это ответ на вопрос: “Что мы должны знать о грамматической основе  и уметь, чтобы быть успешными пр при правильном нахождении  её в предложениях?” (Форма работы – фронтальная).

Выражение  сказуемого  простым  глагольным  сказуемым:

1) Сестра учится  на первом курсе педагогического университета.

(изъявительное  наклонение, настоящее время)

2) Моя сестра училась в Казани три года.

(изъявительное  наклонение, прошедшее время)

3) Сестра моя будет учиться в  Казани.

(изъявительное  наклонение, будущее  сложное время)

4) Мой брат быстро научится всему, у него большие способности.

(изъявительное  наклонение, будущее  простое время)

5) Я училась бы только на «пятёрки».

(условное наклонение)

6) Ребята! Учитесь с большим желанием и старанием.

(повелительное наклонение)

Выражение  сказуемого  составным  глагольным  сказуемым:

-Мы начнём (начинаем)  прогуливать собаку  ровно в восемь вечера.

-Ребята продолжают думать о предстоящей сделке.

-Они могут выиграть в два счёта команду противника.

-Папа хотел мне купить велосипед.

(составное глагольное сказуемое выражается :

 вспомогательным глаголом и глаголом в неопределенной форме; Вспомогательный глагол выражает (не)возможность, (не)желаемость, начало, продолжение, конец  действия.

Основное действие заложении в инфинитиве, т. е. в н.ф.)

Выражение  сказуемого  составным  именным  сказуемым:

1) Мой дедушка когда-то был учителем иностранного языка.

2) Дело было в шляпе, и это все поняли.

3)Мальчик казался умным и порядочным.

4) Мой брат стал героем.

5)Митрофанушка жил недорослем и ничем не интересовался.

6)Сегодня с работы мама пришла усталая.

ПРОВЕРЬ  СЕБЯ:

1)Лес стоит праздничный и нарядный.  Дом стоит на перекрёстке.

2)Отец и мальчик сидят без неё голодные. Все сидят на своих местах.

3)Он пришёл с работы раздражённый. Он пришёл с работы поздно.

КАКИМ  ЧЛЕНОМ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ЯВЛЯЕТСЯ  ГЛАГОЛ  КУРИТЬ  В ДАННЫХ  ПРЕДЛОЖЕНИЯХ:

1)Курить – здоровью  вредить.

2)Плохая привычка – курить.

3)Доктора запретили ему курить.

4)Привычка курить ему сильно навредила.

5)Он вышел курить.

(1-подлежащее, 2-сказуемое, 3-дополнение,4-определение, 5-обстоятельство цели)

1.В каком предложении  неправильно выделена грамматическая основа:

1)В аудитории находилось сорок пять человек.

2)Поймать ерша или окуня – это такое блаженство.

3)Наступило наконец пятнадцатое мая.

4)Почему случилось это?

2.В каком предложении  неправильно выделена грамматическая основа:

1)Нашего учителя мы считали другом.

2)Пользоваться электроинструментом  нужно очень осторожно.

3)Десять ночей подряд она не находила себе места, переживая за сына.

4)Мы с ним опоздали на встречу с товарищами.

3.В каком предложении  неправильно выделена грамматическая основа:

1)Её глаза были заплаканы.

2)Все мысли их были сосредоточены в это время на самих себе.

3)Особенно красивы поздней осенью ярко-жёлтые хризантемы.

4)Посредине поляны стояли красавицы-берёзки, небольшие ещё, в рост человека.

4.В каком предложении  неправильно выделена грамматическая основа:

1)Деревья в садах так полотно склеены  тьмою.

2)Уметь хорошо выражать свои мысли – важнейшее условие успеха.

3)Курганы в степи похожи на спелые арбузы.

4)Труд для человека – это борьба с самим собой.

5.В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:

1)Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт.

2)Один мальчик две девочки – всего трое.

3)Природа словно оживает на холсте под рукой художника-пейзажиста.

4)Трижды три – девять

ОТВЕТЫ:

 1-1;               2-4;              3-2;                4-3;                    5-3

Из предложения выпишите грамматическую основу:

1.Три палатки стояли под деревьями по окружности лужайки. (А.Рыбаков)

2. Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (М.Алексеев)

3. Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома. (Д.Гранин)

4. Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. (И.Соколов-Микитов)

5. Ветер, свистя, нёс то крупные холодные капли, то колючие ледяшки.(Е.Дубровский)

6.Здесь на выставке маленького тусклого оконца годами пылилось несколько картонных коробок с парными, убранными лентами и букетиками, свадебными свечами. (Б.Пастернак)

7.Тёмное облако дыма заволакивало небо.(Ю.Колесников)

8.Меня в армию не взяли из-за сильной близорукости (К.Паустовский)

9. Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С.Кузнецова)

10. Туман — отличное прикрытие от вражеской авиации. (Л.Платов)

ОТВЕТЫ:

1)Три палатки стояли            2)Пинчук решил заштопать

3)Приезжали директора         4)Хорош лес

5)Ветер нёс                                 6)Пылилось несколько коробок

7)Облако заволакивало            8)Не взяли

9)Вижу                                           10)Туман — прикрытие

З А Д А Н И Я  ИЗ  ГИА :

Выпишите грамматическую основу из предложения 18:

(18) А земля становится всё шире.

        

Укажите количество грамматических основ в предложении 32:

(32) И мамка моя, и отец, и сестрёнка, и все люди-соседи, и птицы пролётные, и птицы осёдлые – все мои.

Выпишите грамматическую основу из предложения 28:

(28) –Сын, ты оказался героем.

Укажите количество грамматических основ в предложении 30:

(30) –Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки, обычаи этих людей, и они принимали меня за своего, — ответил принц.

 Выпишите грамматическую основу из предложения 22:

(22) И охранять природу – значит охранять родину.

 Укажите количество грамматических основ в предложении 4:

(4) Молоко это кипятилось в  глиняном горшочке, сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было пахучее, необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Выпишите грамматическую основу из предложения1:

(1)Я почему – то захотел взять цветные карандаши и нарисовать что-нибудь красивое.

 Укажите количество грамматических основ в предложении 23:

(23) Я так и сделал, и снег на крыше стал белым, а на горизонте грязноватым.

Выпишите грамматическую основу из предложения 2:

(2) Пять сестриц, златокудрых невольниц, охраняют каждый шаг своей царицы.

 Укажите количество грамматических основ в предложении 4:

(4) Красота слушает целыми днями пение невольниц, любуется, как завивают они венки из душистых роз, гуляет по мраморным плитам своего чертога и скучает.

Выпишите грамматическую основу из предложения 4:

(4) Самые  лучшие куски у него, как правило, выхватывали из-под носа другие.

 Укажите количество грамматических основ в предложении 16:

(16) «Интересно, что он там увидел?» — подумал волк.

Выпишите грамматическую основу из предложения 21:

(21) Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить своё счастье.

 Укажите количество грамматических основ в предложении 38:

(38) Теперь люди говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей, сирень склоняет к нему в воду душистые ветки, а солнышко ласкает своими тёплыми, ласковыми лучами.

Выпишите грамматическую основу из предложения  26:

(26) Вероятно, у берега он был крепче.

 Укажите количество грамматических основ в предложении 42:

(42) В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт, — никого он не спасал, а просто махал руками и кричал, но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно…

Выпишите грамматическую основу из предложения 7 :

(7)  Ответить на  этот вопрос я тогда так и не смог…

 

Укажите количество грамматических основ в предложении 18:

(18) Как не замечаешь, красива ли твоя мать, красив ли твой ребёнок  или красива ли твоя сестра.

Выпишите грамматическую основу из предложения 10  :

(10)  Во времена Лермонтова ещё не знали фотографии и кино.

Укажите количество грамматических основ в предложении 5:

(5) Однажды поэт, чтобы описать Москву и Кремль, поднялся на его самую высокую башню – колокольню Ивана Великого, откуда долго рассматривал древний город: дома, памятники, дворцы, Москву-реку.

Выпишите грамматическую основу из предложения 13 :

(13)  Вот почему так важно сохранить исторический образ города.

Укажите количество грамматических основ в предложении 7:

(7) Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек

Выпишите грамматическую основу из предложения 6 :

(6)  В «гранит одетая» Москва – река окаймлена теперь тенистыми бульварами.

Укажите количество грамматических основ в предложении 18:

(18) И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней.

Выпишите грамматическую основу из предложения 1 :

(1) Много лет назад в Ленинграде показывали кинокартину «Чанг».

 

Укажите количество грамматических основ в предложении 44:

(44) Они исчезли из вида, и только чёрное облачко – стая сорок – отмечало их путь.

Выпишите грамматическую основу из предложения27  :

(27)  Но и приходя к природе, люди не знают её, не умеют полюбить.

Укажите количество грамматических основ в предложении 14:

(14) Если бы Иван Макарович с малолетства видел каждый день, как, разойдясь,  жлоб  притаптывает берёзку, на верх сосенки, наклонив её , бутылку пустую наденет,  консервные банки, газеты за собой бросает, бензин на траву  льёт, то, может, привык бы к этому как к нормальному, которому от веку положено было быть.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *