Грамматическое значение предложения – Строение и грамматические значение предложения. Порядок слов в предложения. Интонация предложения. Логические ударения. Пожалуйста срочно, экзамен.

Строение и грамматическое значение предложений

На уроке мы узнаем: что такое предложение, каковы его строение и грамматическое значение.

Мы узнаем

Мы уже знакомы с тем, что такое словосочетание. Теперь нам узнаем, что такое предложение.

Предложениеслова, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль. Предложениеэто основная синтаксическая единица.

Рассмотрим примеры предложений:

Светило неяркое осеннее солнышко. Мама читает книжку.

Оба предложения содержат информацию, понятную каждому, то есть мысль закончена.

 

Предложение может содержать в себе сообщение, вопрос или побуждение.

Я пришел к тебе рассказать о том, что экскурсия удалась (сообщение).

Ты придешь ко мне рассказать об экскурсии? (вопрос)

Приходи ко мне рассказать об экскурсии (побуждение).

Значит, по цели высказывания предложения можно разделить на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Строение предложений

По строению предложения делятся на

простые и сложные.

Строение предложений

Простое предложение

Простое предложение имеет одну грамматическую основу.

Например: Иван пришел в гости. Я купила новый телефон. Тишина.

Если рассмотреть структуру (строение) грамматической основы простого предложения, то мы обнаружим следующее: если в предложении есть подлежащее и сказуемое – это двусоставное предложение.

Например: Сын пришел домой вовремя.

Если в предложении есть только подлежащее или только сказуемое, то это односоставное предложение.

Например: Ночь. Тишина. Вечереет. На улице моросило.

Строение грамматической основы

Простое предложение может содержать в себе только грамматическую основу: Грачи улетели. Поля опустели. Топот. Это нераспространенное предложение.

Если же в простом предложении, кроме грамматической основы, есть и второстепенные члены, то это распространенное предложение: Море шумело грозно и неспокойно. Ветер шелестел в ветвях.

По наличию второстепенных членов

В русском языке встречаются полные и неполные предложения.  

Если какой-либо из членов предложения пропущен, но его можно восстановить из контекста

, то это предложение неполное.

- Ты пойдешь сегодня в кино?

- Пойду.

В данном случае контекстом служит предложение: Ты пойдешь сегодня в кино?

Зная его, мы легко можем понять неполное предложение.

Рассмотрим другой, полный вариант ответа на вопрос: Да, я пойду сегодня в кино. Это предложение полное, так как в нем присутствуют все члены предложения.

По полноте

Всегда следует учитывать факторы, которые осложняют простое предложение. Если в нем нет осложняющих факторов, то предложение называют неосложненным. Если факторы, осложняющие предложение, присутствуют, в простом предложении, то предложение называют осложненным.

По осложняющим факторам

Что же мы отнесем к осложняющим факторам?

1. Однородные члены предложения: Лилии, гиацинты и розы благоухали.

2. Обособленные члены: Небо, умытое дождем, сияло (обособленное определение, выраженное причастным оборотом).

3. Вводные конструкции: Видимо, ты не готов мне ответить. Отец – он был летчиком – вернулся на работу.

4. Обращения: Ольга, подойди ко мне.

Факторы, осложняющие предложение

Грамматическое значение предложения мы

определяем по его грамматической основе. Оно зависит от глагола-сказуемого, его значения, наклонений и времени.

Мама отдыхает. Брат читает книгу. Оба предложения сообщают нам информацию о деятеле и действии в настоящее время в изъявительном наклонении.

Грамматическое значение предложения

Рассмотрим эти же примеры в других временах.

Мама отдохнет. Брат почитает книжку. Информация представлена в будущем времени, изъявительном наклонении.

Мама отдыхала. Брат читал книжку. Прошедшее время изъявительное наклонение.

Мама отдохнула бы. Брат почитал бы книжку. Условное наклонение, выражает желательность или вероятность действия.

Отдохни, мама. Почитай книгу, брат. Повелительное наклонение, выражает побуждение к действию.

Грамматическое значение предложения

Сложное предложение

Сложное предложение имеет две или более грамматические основы. Простые предложения в составе сложного принято разделять запятой.

Наступило лето, а вместе с ним наступили и каникулы.

Застучал ливень по крышам, люди укрылись в домах, а цветы закрыли свои бутончики.

Сложное предложение

Сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные

. Союзные сложные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчиненные. Более подробно мы изучим сложное предложение в следующем году.

Сложное предложение

Мы узнали:

·        По строению предложения делятся на простые и сложные.

·        Простые предложения бывают двусоставными и односоставными, распространенными и нераспространенными, полными и неполными, осложненными и неосложненными.

Предложения

2. Структурная схема

Кроме названных признаков предложение обладает способностью к абстрагированию, т.е. предложение имеет структурную схему. Структурная схема — это отвлеченный образец, по которому построено предложение.

* Птицы поют. Студенты опаздывают. и т.п.

Схема: Им.п. существительного + спрягаемая форма глагола (деятель и его состояние/процесс).

*Ночь.

Схема: Им.п. существительного (указание на наличие предмета, явления).

Парадигма — это система форм предложения. Полная парадигма простого предложения семичленна (имеет 7 форм). Какие компоненты входят в парадигму?

-3 времени реального наклонения (индикатива):

настоящего * Дочь играет.

прошедшего *Дочь играла.

будущего времени *Дочь будет играть.

+ 4 компонента нереального наклонения:

сослагательное: * Дочь играла бы.

долженствования * Играй, дочь.

желательность * Поиграла бы дочь.

побудительное наклонение * Пусть играет дочь. (АГ — 70)

3. Строение, грамматическое значение, лексическое наполнение предложения.

строение

Грамматическое значение

Лексическое наполнение

ГО (грамматическая основа = главные члены предложения)

1) предикативность

2) значение структурной схемы (*деятель и его состояние)

Лексическое значение

* Завод работает — конкретное действие

* Мальчик смеется — эмоциональное состояние (эти два примера разграничиваются на лексическом уровне).

Грамматическое значение + Лексическое наполнение предложения = Семантическая структура предложения.

4. Соотношение понятий Предложение и Высказывание

Эта проблема стала актуальной в связи с изучением функциональной стороны языка, т.е. не только изучение языковых фактов, но использование их говорящим.

Различные лингвистические школы по-разному относятся к этой проблеме, но все они сходятся в одном: на рассмотрении предложения не с точки зрения его синтаксических признаков, а с точки зрения коммуникативного использования предложения (в целях общения).

Существуют различные подходы:

— Высказывание шире предложения, так как в высказывании может не реализоваться структурная схема.

*Вам с сахаром или без? — Без.

Однако в основе любого высказывания все-таки лежит соотнесённость с каким-либо предложением.

— Предложение равно высказыванию. Эта точка зрения отражена в научных грамматиках.

— Высказывание — это уровень языка выше предложения (Ир.Ил. Ковтунова)

Что же такое высказывание?

Предложение — это единица языка. Высказывание — это единица речи, поскольку оно связано с функционированием языка. Таким образом, высказывание — это отрезок речи, имеющий коммуникативную направленность, смысловую целостность, являющийся реализацией языковой системы (структурной схемы), отражающий норму языка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

  1. Каковы основные признаки предложения?

  2. Что такое «предикативность»?

  3. Что такое субъективная/объективная модальность?

  4. Что значит «диктум « и «модус»?

  5. Что такое «структурная схема предложения»?

  6. Как соотносятся понятия «предложение» и «высказывание»?

  7. Составьте план данного раздела.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Строение и грамматическое значение предложений

СТРОЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

1 ВАРИАНТ

1. Найдите повествовательное предложение:

А. Дни лета клонились к осени ( )

Б. Ну кто из нас весне не рад ( )

В. Дорожите вековой культурой народа ( )

2. Найдите вопросительное предложение:

А. Любимые всегда кажутся нам бессмертными ( )

Б. Не расскажешь ли нам о случившемся ( )

В. Пусть им навстречу солнце зноем брызнет ( )

3. Найдите побудительное предложение:

А. Какая в нём гордость может быть ( )

Б. Во дворе что-то опять запищало ( )

В. Пойди домой, да и скажи всё, как было ( )

4. Найдите восклицательное предложение:

А. Веселей кружитесь, дамы,

На носки не наступать ( )

Б. Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой ( )

В. В городском саду без умолку кричали … галки ( )

5. Найдите простое предложение:

А. С утра я чувствовал себя нехорошо.

Б. Приближалась осень и в старом саду было тихо грустно.

6. Найдите односоставное предложение:

А. В лесу совсем стемнело.

Б. Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено.

7. Найдите двусоставное предложение:

А. Прибрежные пески делаются тёмными от росы.

Б. Самолёт тряхнуло и снова резко рвануло вверх.

8. Найдите распространённое предложение:

А. По-настоящему бывает счастлив человек, попавший в эти края.

Б. Вести были радостными.

9. Найдите предложение со значением действия в настоящем времени:

А. Пруд едва начинает дымиться.

Б. Старинные вязы будут попадаться вам на пути.

В. Брат ещё утром разыскал его в училище.

10. Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:

А. Неуловимый свет разлился над землёй.

Б. Он возьмёт, бывало, ружьё, наденет ягдташ и отправится будто на охоту.

11. Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?

А. Дети, не бойтесь( ) Смелее, смелее( )

Б. Только ручей да осиновый лист

Что-то родное до боли бормочут( )

12. Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры:

А. В повести говорится, кажется мне, давно уехал.

Б. Начинается жизнь, карман набит, озеро далеко.

1) Словосочетание.

2) Предложение.

СТРОЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

2 ВАРИАНТ

1. Найдите повествовательное предложение:

А. С горы бежит поток проворный ( )

Б. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна ( )

В. Не падай духом Не умирай раньше времени ( )

2. Найдите вопросительное предложение:

А. Спой мне песню про дикие горы ( )

Б. От кого у тебя перстенёк золотой ( )

В. Большие тёмные глаза на бледном лице как звёзды ( )

3. Найдите побудительное предложение:

А. В окно смотрит голубая весна ( )

Б. Кто не проклинал станционных смотрителей ( )

В. Идите же побыстрее в столовую ( )

4. Поставьте знаки препинания в конце предложения:

А. Темнеют лазурные своды ( )

Б. Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир ( )

1) 1 (.), 2 (?)

2) 1 (.), 2 (.)

5. Найдите простое предложение:

А. Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу.

Б. Вскоре мы оказались перед густыми зарослями болотного кустарника.

6. Найдите односоставное предложение:

А. Всё было полно грустного и сладостного, необъяснимого весеннего очарования.

Б. В предгорьях Кавказа из яблок, ягод и овощей на новых заводах делают консервы.

7. Найдите двусоставное предложение:

А. От воды потянуло сыростью.

Б. Из-за деревьев видны недалёкие крутые вершины лесистых гор.

8. Найдите распространённое предложение:

А. Покрытые инеем скалы уходили в неясную озарённую даль.

Б. Вот зима. Трещат морозы.

9. Найдите предложение со значением действия в настоящем времени:

А. Вдруг с шумом сорвётся и полетит тяжёлый глухарь.

Б. Тихо зыблется зелёная рожь.

В. На рассвете небо затянули тяжёлые тучи.

10. Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:

А. Жёлтые дубовые заросли стояли в росе.

Б. Дорога спускается вниз и потом убегает в хвойный лес.

11. Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?

А. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный ( )

Б. Алёша, Алёша, помоги мне поймать курицу ( )

12. Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры:

А. Собираются тучи, платье велико, ребёнок умыт.

Б. С берега доносится, идти быстро, наскучила мне.

1) Словосочетание.

2) Предложение.

ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

1 ВАРИАНТ

  1. Найдите определённо-личное предложение.

А. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.

Б. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

В. На пригорке то сыро, то жарко.

Г. По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой.

2. Найдите неопределённо-личное предложение.

А. Нигде жилья не видно на просторе.

Б. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.

В. Еду-еду в чистом поле.

Г. Со скрипом опустили трап.

3. Найдите безличное предложение.

А. Не спится, няня.

Б. Ведут ко мне коня.

В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня.

Г. Кому-то принесли от мастера ларец.

4. Определите тип приведённых ниже односоставных предложений:

А) Определённо-личные, Б) неопределённо-личные, В) обобщённо-личные,

Г) безличные, Д) назывные.

1. Ожиданье парохода. Соловьи. Весна.

2. Всё грущу о шинели.

3. Десять суток нам дают на отдых.

4. Волка шапками не закидаешь.

5. Тянет холодом зимних дней.

6. Черёмуху ломают ветками огромными.

7. Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной.

8. Ради розы терпят и шипы.

9. Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелёт.

10. У одержимых нет дороги вспять.

5. Начертите схемы сложных предложений, в состав которых входят простые односоставные. (Знаки препинания не проставлены).

1) Зима подходит к середине дороги мокнут с крыш течёт.

2) Ночь тихая где-то далеко в небе тянет весной.

3) Идёшь с пустыми руками и душа спокойна.

4) В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро.

5) Светает выглядываю в кусочек окна.

6. Какая схема соответствует предложению Непогода, и не хочется выходить из дома.

А. [двусост.] , и [неопред. –личн.]

Б. [безличн.] ,и [безличн.]

В. [назывн.] , и [двусост.]

Г. [назывн.] , и [безличн.]

7. Найдите предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.

А. Мне всегда хорошо и приятно, когда посидишь молча над тихой водой.

Б. Вспыхнул костёр и все стали сушиться.

В. Просеки лесных дорог заглядевшихся в озёра.

Г. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

Д. Безветрие, и всё небо залито краской.

ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

  1. ВАРИАНТ

1 . Найдите определённо-личное предложение.

А. Весна берёт свои права.

Б. Тепло на солнышке.

В. Наступает длинный зимний вечер.

Г. Под музыку осеннего дождя иду во тьме.

2. Найдите неопределённо-личное предложение.

А. Мужайся, сердце, до конца.

Б. Бумагу для обёртывания книг берут прочную.

В. Не слышно шума городского.

Г. В детстве мне ни разу не удалось запустить змея.

3. Найдите безличное предложение.

А. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

Б. В дверь негромко постучали.

В. Мне в душу повеяло жизнью и волей.

Г. Приветствую тебя, пустынный уголок.

4. Определите тип приведённых ниже односоставных предложений:

А) Определённо-личные, Б) неопределённо-личные, В) обобщённо-личные,

Г) безличные, Д) назывные.

1. Из воды пустой масла не извлечёшь.

2. Изба лесничего. Медвежье царство.

3. Весны без грозы не бывает.

4. В Сибири не любят горячку и спешку.

5. Загляну в глаза волжанки.

6. Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый рыжий очаг.

7. Последние шутки. Объятья.

8. От далёких и близких почты жду новогодней.

9. Не зря меня сюда манило, притягивало и влекло.

10. Его везли из крепости, из Бреста.

5. Начертите схемы сложных предложений, в состав которых входят простые односоставные. (Знаки препинания не проставлены).

1) Увидишь в багрец одетую осину и сердце встрепенётся.

2) Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому.

3) Иду и радуюсь легко мне дождь прошёл.

4) Сквозь тьму пробивается яркое пламя костра и на душе вновь светлеет.

5) Глухая полночь всё молчит.

6. Какая схема соответствует предложению Шёл ночью снег, густой и белый, и от него кругом светло.

А. [ назывн.] , и [двусост.]

Б. [двусост.] , и [безличн.]

В. [двусост.] , и [неопред. –личн.]

Г. [безличн.] ,и [безличн.]

7. Найдите предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.

А. Он часа два стоял в тёмных сенях и ждал, когда отопрут дверь.

Б. Пугачёв подал знак и меня тотчас развязали и оставили.

В. Ещё мгновение, и лодка вошла под тёмные своды деревьев.

Г. Жаркий летний день, и густо пахнет мёдом, полевыми травами.

Д. Чуть брезжило, фонарь поставленный на землю освещал падавшие снежинки.

Строение и грамматическое значение предложений.

Цель: Расширить знания учащихся о предложении как основной синтаксической единице, а именно: научить анализировать строение предложения и определять его грамматическое значение.

I. Повторение пройденного

Прежде чем начать освоение новой темы, стоит с ребятами повторить те сведения о предложении, которые уже известны. Для этого удобна следующая схема.

II. Синтаксический разбор предложений

Учащиеся легко вспомнят основные признаки предложений. Далее предлагается практически закрепить сведения синтаксическим разбором предложений, при этом ребят разделить на группы, чтобы в коллективном обсуждении слабым учащимся помочь ликвидировать затруднения. Обратим внимание на инструкцию:

Когда перед вами задача – найти Главные члены предложения, Прежде всего отыщите глагол, Глагол в любом наклонении. Когда обнаружите этот глагол Между другими словами, То подчеркните его поскорей Сразу двумя чертами. Потом от него мы вопросы кто? что? К другим словам направляем И подлежащее, как на крючок, На эти вопросы поймаем. Тут мы его одною чертой Вмиг подчеркнем без сомненья, И полюбуйся – перед тобой Главные члены предложения.

1. Заболел я. Мать в тоске томится и крошит в заварку зверобой. Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной.

2. Про волнистую рожь при луне по кудрям моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся. Не буди только память во мне.

По окончании синтаксического разбора ребята делают вывод: каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от любого другого сочетания слов.

III. Аналитическая работа

  • Выпускники готовятся к сдаче последнего экзамена.
  • Выпускники готовились к сдаче последнего экзамена.
  • Выпускники будут готовиться к сдаче последнего экзамена.

Чем отличаются эти предложения друг от друга?

Ответ: различается время: в 1-м предложении оно настоящее; во 2-м – прошлое; в 3-м – будущее. Эти значения выражаются глаголами в изъявительном наклонении, которые являются сказуемыми. Но наклонение может быть и другим.

Усложняем задачу: сравним предложения.

  • Выпускники готовятся к сдаче последнего экзамена.
  • Пусть выпускники готовятся к сдаче последнего экзамена.

Ответ: в 1-м речь идет о событиях реальных, значение выражено глаголом в изъявительном наклонении; во 2-м – о событиях лишь желаемых, значение выражено глаголом повелительного наклонения. Грамматическое значение времени выражено только в первом случае, т.к. глаголы в повелительном наклонении (как и в условном) значения времени не имеют.

Вывод: Итак, грамматические значения предложения – это значение наклонения, а в изъявительном наклонении – и значение времени. Сосредоточены эти значения в грамматической основе предложения. Вот почему члены грамматической основы называются главными членами предложения. Однако не всегда грамматическую основу установить так просто. Предлагается задание учащимся с целью исследования, где нужно изменить время или наклонение.

  • Писать сочинение было для меня большое удовольствие.
  • Писать сочинение будет для меня большое удовольствие.
  • Писать сочинение было бы для меня большое удовольствие.

Ребята приходят к выводу, что грамматическое значение наклонения и времени выражаются сказуемым, следовательно, сказуемое – удовольствие.

IV. Игра «Слабое звено»: закрепление пройденного материала, подготовка к выполнению тренировочных упражнений.

Определите, какими частями речи выражено подлежащее в следующих предложениях и каково значение грамматической основы:

  • Сытый голодного не разумеет.
  • Семеро одного не ждут.
  • Опоздавшие не допускаются в класс.
  • Пришло и послезавтра.
  • Из-за, из-под пишутся через черточку.
  • Учиться – всегда пригодится.

V. Работа с учебником: тренировочные упражнения – упр. 77, 79.

VI. Словарная работа предполагает проверку зрительной памяти и внимания учащихся, поэтому слова подобраны со страниц 36–39 §9.

Спортсмен, цитаты, однообразный, приамурский, пловцы, поздний, поредевший, горизонт, далеко-далеко, огненный, колхозники, гражданин, телефон, командир, хищница, приказание, бассейн, эскадроны, беспокойно, тренироваться.

VII. Подведение итогов урока

Задание на дом: §9, упр. 78

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель урока: дать понятие о грамматическом значении предложения; закрепить сведения о делении предложений по цели высказывания, интонации, по строению (по наличию главных, второстепенных членов, осложненности и пр.).

I. Выборочная проверка домашнего задания.

II. Орфографическая работа.

Не нравится неряшливо выполненная работа; остановиться в нерешительности перед неприступной преградой; взглянул далеко не ласково; неточные расчеты; недорогой, а красивый ситец; не умолкающий ни на минуту гул.

III. Запись под диктовку предложений с выделением в них грамматических основ, характеристикой (устно) предложений по цели высказывания, интонации.

1) Солнце, не видимое уже за горизонтом, где-то справа еле-еле освещает кусочек неба. 2) Вот в небе загорелись блестящие звездочки. 3) Их неунывающие глаза вызовут у вас восхищение. 4) Полюбуйтесь ими!

При анализе предложений дается понятие об их грамматическое значении, которое связано с наклонением и временем глагола. Внимание учащихся обращается на следующее: в 1-м предложении содержится сообщение о том, что происходит сейчас, в настоящем времени; во 2-м — произошло; в 3-м — о том, что произойдет, т. е. все сообщаемое в этих предложениях является реальным и отражает совершение действия в настоящем, прошедшем и будущем. В последнем предложении сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, поэтому предложение имеет значение побуждения, т. е. сообщаемое не является реальным.

(Ср.: Полюбовались бы вы! — сказуемое выражено глаголом в условном наклонении; значение предложения — выражение желательности.)

IV. Работа с материалом учебника (§ 8, с. 42). Выполнение упр. 86, 87 (устно).

V. Работа с таблицей.

Учащиеся с помощью учителя составляют таблицу.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ


1. Роль в языке

Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определенных условиях

2. Строение и виды предложений по количеству главных членов

Имеет грамматическую основу, состоящую из двух (двусоставные) или из одного (односоставные) главных членов

3. Виды предложений по количеству грамматических основ

Простые — одна основа, сложные — две и более грамматических основ

4. Виды предложений по цели высказывания

Повествовательное (содержит сообщение), вопросительное (содержит вопрос), побудительное (содержит побуждение к действию)

5. Виды предложений по интонации

Восклицательное, в котором мысль сопровождается сильным чувством, и невосклицательное

6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов

Распространенные (кроме главных членов, есть и второстепенные) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы)

7. Виды предложений по осложненности

Могут быть осложнены обращениями, вводными словами, однородными членами, обособлениями

Домашнее задание: подготовить по таблице рассказ о предложении, подобрав для иллюстрации ответа свои примеры; упр. 81, 96.

Урок русского языка «Строение и грамматическое значение предложений» (8 класс) С презентацией.

Урок русского языка с использованием современных технологий в 8 классе.

(Разноуровневое обучение)

Строение и грамматическое значение предложений.

Задача: организовать изучение и повторение материала в разноуровневых группах.

Цель: закрепление понятий о строении и грамматическом значении словосочетаний, способах связи; повторение и углубление сведений о простом предложении, отработка умений различать простые предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.

Оборудование урока: презентация « Строение и грамматическое значение предложений», разноуровневые задания.

Методическое обеспечение:

1.Учебник «Русский язык. 8» Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и т.д.

2.Презентация.

Ход:

1.Словарная работа.

Общее задание для 1 и всех уровней:

Со словами «преследовать, талантливый, преданность, памятник, диплом» составьте словосочетания, укажите строение и способы связи слов в словосочетаниях.

Задания для 2 уровня:

Замените данные слова синонимами и составьте с ними словосочетания, укажите способы связи в получившихся словосочетаниях.

Задания для 3 уровня:

Замените полученные словосочетания синонимичными, укажите грамматическое значение и способы связи в словосочетаниях.

2.Проверка задания:

1 уровень

Преследовать зверя (глаг.+ сущ.)- управление, талантливый режиссер (прил.+ сущ) – соглас., преданность традициям (сущ. + сущ.) – управление, памятник солдату( сущ. + сущ.) – управление, получить диплом (глаг. + сущ.) – управление.

2 уровень.

Преследовать врага (глаг. + сущ) – управление – гнаться за зайцем (глаг.+ сущ.) – управление, талантливый актер( прил. + сущ.) — соглас. – гениальный ученый (прил+ сущ) – соглас, преданность Родине (сущ + сущ) – управление, верность Отчизне (сущ+ сущ) управление, памятник героям (сущ+ сущ) –управление, гранитный обелиск( прил+сущ)- соглас., диплом инженера (сущ+ сущ) –управление, настоящий документ (прил+ сущ) – соглас.

3уровень.

Преследовать врага (управление; предмет, на который направлено действие) – преследование врага ( управление; предмет, на который направлено действие), талантливый писатель(соглас.; признак предмета) – талант писателя ( управление; признак предмета),

Преданность делу (управление; предмет, на который направлен признак)– преданный делу (управление; признак, направленный на предмет), памятник солдату( управление; признак предмета) – мраморный памятник (согласование; признак предмета), диплом с отличием(управление; признак предмета) – отличный диплом(согласование; признак предмета)

3.Презентация «Строение и грамматическое значение предложений»

Подготовка презентации по учебнику была заданием для группы сильных учеников(3 уровень). Ученики 2 уровня отвечали на вопросы, помещенные в учебнике на стр.47. Ученики 1 уровня выполняли упражнение 81.

Во время демонстрации слайдов 2, 18, 19 ученики записывают предложения в тетрадь.

4.Обобщение изученного. Подведение итогов урока.

5.Домашнее задание:1 уровень № 85 (1 часть), 2 уровень № 89(2-3 части), 3 уровень № 85( 2часть), для всех по учебнику параграф 8.

Строение и грамматическое значение предложений

Строение и грамматическое значение

предложений

Цель урока: закрепить изученное о словосочетании, расширить знания учеников о строении и грамматическом значении предложения, научить выделять грамматическую основу (трудные случаи), определять цель высказывания.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа (синонимы).

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Просклонять словосочетания с числительными:

Двести восемьдесят четыре рубля, четыреста девяносто шестой номер.

II. Проверка домашнего задания. Закрепление темы «Словосочетание»

1. Теоретические вопросы:

— Расскажите о строении словосочетания.

— Каковы основные признаки словосочетания?

— Назовите типы словосочетаний по их морфологическим свойствам. Приведите примеры.

— Какие словосочетания являются неделимыми? (Те, в которых главным по смыслу является грамматически зависимое слово.)

Комментарий учителя

Сравним прямое и переносное значение словосочетаний «дать сдачи». Первое называет действие и предмет (сдача, полученная в магазине). Значение действия во втором случае названо грамматически зависимым словом (дать сдачи — ответить на удар или оскорбление), которое выступает главным по смыслу. Таким образом, переносное значение этого словосочетания — неделимое. Подобные словосочетания являются одним членом предложения, а грамматическое значение в них не устанавливается.

Вычленить подобные словосочетания чаще всего удается лишь в контексте.

Примеры: Анютины глазки — небольшие яркие цветы. (Неделимое словосочетание является подлежащим). Хочу поздравить вас от всей души. (Первое неделимое словосочетание — сказуемое, второе — обстоятельство.) Митинг собрал много людей. (Неделимое словосочетание — дополнение.) Много людей собралось на площади. (Неделимое словосочетание является подлежащим.)

2. Взаимопроверка упр. 72, 74. Устные ответы на вопросы этих упражнений.

3. Синтаксический разбор словосочетаний (упр. 80): выборочно выполняют на доске 3-4 человека.

III. Изучение темы «Предложение»

1. Беседа по вопросам:

— Что отличает предложение от словосочетания?

— На каком основании предложения делятся на простые и сложные?

— Что такое грамматическая основа предложения?

— По каким признакам можно выделить грамматическую основу, если в предложении отсутствует один из главных членов?

Комментарий учителя

Признаки выделения грамматической основы следующие:

1) в грамматическую основу обязательно входит глагол в каком-либо наклонении;

2) один из членов грамматической основы занимает независимую позицию: не зависит по своим формам от других членов предложения;

3) вспомогательный глагол или глагол-связка в форме какого-либо наклонения образуют с самостоятельным словом один член предложения.

Например: Могу помочь тебе. Подлежащее отсутствует, но подразумевается (Я). Основа односоставная. Глагол в форме наклонения — могу. Этот глагол имеет вспомогательное, модальное (выражает значение возможности) значение, не зависит от других членов предложения. С ним связан по смыслу глагол в начальной форме помочь. С этим синтаксически самостоятельным словом глагол могу образует один член грамматической основы — сказуемое (могу помочь).

Что делать, если в предложении отсутствует и глагол? Например: Летом и ночью светло. Наречие светло не зависит от других членов предложения, значит, входит в грамматическую основу. Глагол-связка отсутствует, что показывает на настоящее время, но связка появляется в будущем или прошедшем времени: Летом и ночью будет светло. Летом и ночью было светло. То есть в нашем примере глагол-связка нулевая. Чтобы выявить ее, надо изменить время действия: Легко на сердце (было, будет).

2. Выполнение упражнений.

1) Упр. 82 (классификация предложений по цели высказывания) — устно.

2) Упр. 83, 84 — устно (предварительно прочитать материал параграфа на с. 41).

3) Упр. 85 (I) — письменно, с комментированием каждого предложения «по цепочке» (роль глагола в предложении).

4) Упр. 85 (II) — устно (классификация предложений по цели высказывания).

5) Упр. 87 — разобрать устно, затем выполнить в тетрадях.

Комментарий. Синонимы к выделенным словам: творенье — созданье, ветрило — парус, несется — мчится, скачет.

Домашнее задание. §8 (с. 40-43). Упр. 88 — устно; 89 (I-III) — письменно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *