12. Грамматика как раздел науки о языке
12.1. Грамматическое значение в системе языковых значений
Грамматикакак раздел науки о языке изучает законы функционирования значимых единиц языка – слов и высказываний, включая в соответствии с этим такие разделы, какморфология(законы словоизменения) исинтаксис(законы строения связанных высказываний).
Грамматика в таком понимании выступает в тесном союзе с морфемикой и словообразованием.
Центральное место в структуре объекта грамматического исследования занимает грамматическое значение.
Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Сравни: лексическое значение – содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представления о предмете, свойстве, процессе, явлении и т.д.
Сопоставим грамматическое значение с лексическим, выделив таким образом основные признаки грамматического значения.
грамматическое значение | лексическое значение |
обобщенное | конкретное |
типовое, относится к целому классу слов | индивидуальное, присуще только данному слову |
типизированность выражения – наличие специальных средств | нет |
обязательное, диктуется речевыми условиями и не зависит от воли говорящего | избирается говорящим |
общее в одинаковых речевых условиях | общее для грамматической парадигмы |
закрытость списка значений | открытость системы |
дополнительное для знаменательных слов; основное для служебных слов | основное для самостоятельных слов |
специфично в зависимости от языка | в сумме приблизительно совпадает во всех языках |
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
обобщенное
Рассмотрим высказывание Ходить конем. Извлечем из него (насколько это возможно) лексическую информацию. Получаем: глагол в инфинитиве, управляющий существительным мужского рода в единственном числе и в творительном падеже. Вне лексического значения за счет своей крайней обобщенности грамматическое содержание не содержит никакой коммуникативно значимой информации.
типовое, относится к целому классу слов
Грамматическое значение, даже представленное в наиболее дробном проявлении, может быть отнесено к бесконечному числу реально существующих единиц. Так, общее грамматическое значение имеют единицы СТОЛОМ, ВЕТРОМ, ТЕЛЕВИЗОРОМ, ИНСТИТУТОМ и множество других – при полном лексическом несовпадении.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
типизированность выражения – наличие специальных средств
Каждый элемент грамматического значения связывается с конкретным средством его выражения (множественное число в английском языке выражается с помощью аффикса S, родительный падеж единственного числа для русского существительного женского рода – флексиями И, Ы). В языках флективных, с синкретизмом аффиксов специальное средство выражения соответствует комплексному грамматическому значению, в агглютинативных –для каждого значения свой аффикс.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
обязательное, диктуется речевыми условиями и не зависит от воли говорящего
Если лексическое значение слова избирается говорящим в зависимости от решаемой им коммуникативной задачи – собственно говоря, выбирается слово, которое, по мнению говорящего, способно выразить его мысль, – то грамматическое значение определяется условиями речевой реализации, та форма, в которую это слово необходимо поставить, носителем языка формируется подсознательно.
общее в одинаковых речевых условиях
Например, ряд единиц с общим грамматическим значением: головой, рукой, книгой, песней и т.п., ряд единиц с общим лексическим значением: голова, головы, голове, головой, о голове, головы, голов и т.д.
закрытость списка значений
Грамматическая система каждого конкретного языка ограничена набором грамматических категорий и реализующихся в рамках этих категорий грамматических значений. Если, например, в русском языке отсутствует грамматическая категория определенности/неопределенности, то ее нельзя сконструировать в отдельном высказывании с целью решения особых коммуникативных задач. Лексическая система, наоборот, имеет открытый характер и предполагает возможность формирования новых лексических значений, а также использование имеющихся в бесконечном количестве коммуникативных ситуаций.
дополнительное для знаменательных слов; основное для служебных слов
Служебные слова играют в речевом потоке, в первую очередь, грамматическую роль – выражая различные отношения между элементами высказывания. Лексическое содержание служебных слов абстрагировано от конкретно-речевой реальности. Например, предлог ПОД обозначает определенный тип пространственного расположения предмета по отношению к другому предмету, но в речевой реальности это содержание приобретает характер внешнего оформления реальных отношений между реальными предметами (Тетрадь лежит под столом).
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
специфично в зависимости
от языка
В каждом языке есть набор лексических значений с различной значимостью, призванный описать основные сферы жизнедеятельности человека. Несовпадение лексических пластов различных языков незначительно по отношению к системе в целом (названия экзотических животных, национальных музыкальных инструментов и т.п.). Формы речевого осуществления этих значений (грамматическое оформление), находясь в значительно меньшей зависимости от реальности и в значительно большей – от типа языка, варьируются вплоть до полного несовпадения.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Кадр 2
Разделы грамматики как науки
Традиционно в грамматике выделяют в первую очередь:
морфологию и
синтаксис.
Морфология (от греч. morphē ‘форма’ lógos ‘слово, учение’) – раздел грамматики, изучающий формы слова и выражаемые ими значения.
Морфология разрабатывает также учение о частях речи.
Синтаксис (от греч. sýntaxis ‘построение, порядок’) изучает правила сочетания слов и их форм, построения и функционирования словосочетаний и предложений.
Морфология и синтаксис неразрывно связаны как в языке, так и в научном описании.
Ключевым для разграничения морфологии и синтаксиса является понятие слова. Все, что меньше слова (внутри слова), – предмет морфологии, все, что больше слова (сочетания слов), – предмет синтаксиса [Волошина]. Однако слово по-разному устроено в языках мира, и более того, в одном языке слово нередко трудно отграничить от морфемы и от сочетания слов. Поэтому и граница между морфологией и синтаксисом далеко не всегда очевидна.
Такое членение грамматики важно для языков, где слова и морфемы четко противопоставлены [ЛЭС, с. 313; Гируцкий, с. 185].
В языках с бедной морфологией (английский, китайский, индонезийский и др.) морфология как раздел грамматики отходит на задний план, а в корневых языках (тайский, вьетнамский, йоруба, пиджин-инглиш и др.) ее значение практически сводится к нулю.
Словообразование, изучающее строение и закономерности создания слов, традиционно включалось в состав лексикологии. Это и сейчас встречается в зарубежном языкознании [Плунгян, с. 14]. В отечественной лингвистике словообразование относят к грамматике.
Такое неоднозначное положение словообразования связано с его двойственной природой:
с одной стороны, образование слов происходит по существующим в языке грамматическим законам сочетания морфем,
с другой, – в результате действия этих законов создаются новые лексические единицы [Вендина, с. 187].
В отечественной лингвистике словообразование и морфемика рассматриваются либо как самостоятельные разделы грамматики, либо как часть морфологии.
Включение словообразования в морфологию обусловлено типологической ориентацией: довольно велико число языков, в которых есть только словообразовательные морфемы, а словоизменительные отсутствуют. А кроме того, граница между словоизменением и словообразованием для целого ряда языков далеко не всегда очевидна [Плунгян, с. 15–16].
В грамматиках многих языков немалую роль играет описание технических правил, напр., распределение слов по типам склонения и спряжения. Но подлинную суть грамматики составляет выявление грамматических значений и грамматических категорий. Поэтому и в словообразовании, и в морфологии, и в синтаксисе на первое место выдвигаются проблемы
Соотношение подсистем грамматического строя языка и разделов грамматической науки представлено в таблице 1.
Таблица 1
подсистема грамматического строя языка | основная единица | раздел грамматики как науки | предмет изучения |
морфемика | морфема (словоизменительная) | морфемика | морфемы и их типы, морфемная структура слов |
словообразование | морфема (словообразовательная) | словообразование | способы создания слов |
морфология | форма слова | морфология | формы слова и их грамматические значения |
синтаксис | словосочетание предложение | синтаксис | синтаксические конструкции и правила их построения и функционирования |
Грамматика как раздел науки о языке — КиберПедия
Грамматическое значение в системе языковых значений
Грамматика как раздел науки о языке изучает законы функционирования значимых единиц языка – слов и высказываний, включая в соответствии с этим такие разделы, как морфология (законы словоизменения) и синтаксис (законы строения связанных высказываний).
Грамматика в таком понимании выступает в тесном союзе с морфемикой и словообразованием.
Центральное место в структуре объекта грамматического исследования занимает грамматическое значение.
Грамматическое значение –обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Грамматическое значение
Сравни: лексическое значение – содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представления о предмете, свойстве, процессе, явлении и т.д.
Сопоставим грамматическое значение с лексическим, выделив таким образом основные признаки грамматического значения.
грамматическое значение | лексическое значение |
обобщенное | конкретное |
типовое, относится к целому классу слов | индивидуальное, присуще только данному слову |
типизированность выражения – наличие специальных средств | нет |
обязательное, диктуется речевыми условиями и не зависит от воли говорящего | избирается говорящим |
общее в одинаковых речевых условиях | общее для грамматической парадигмы |
закрытость списка значений | открытость системы |
дополнительное для знаменательных слов; основное для служебных слов | основное для самостоятельных слов |
специфично в зависимости от языка | в сумме приблизительно совпадает во всех языках |
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
обобщенное
Рассмотрим высказывание Ходить конем. Извлечем из него (насколько это возможно) лексическую информацию. Получаем: глагол в инфинитиве, управляющий существительным мужского рода в единственном числе и в творительном падеже. Вне лексического значения за счет своей крайней обобщенности грамматическое содержание не содержит никакой коммуникативно значимой информации.
типовое, относится к целому классу слов
Грамматическое значение, даже представленное в наиболее дробном проявлении, может быть отнесено к бесконечному числу реально существующих единиц. Так, общее грамматическое значение имеют единицы СТОЛОМ, ВЕТРОМ, ТЕЛЕВИЗОРОМ, ИНСТИТУТОМ и множество других – при полном лексическом несовпадении.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
типизированность выражения – наличие специальных средств
Каждый элемент грамматического значения связывается с конкретным средством его выражения (множественное число в английском языке выражается с помощью аффикса S, родительный падеж единственного числа для русского существительного женского рода – флексиями И, Ы). В языках флективных, с синкретизмом аффиксов специальное средство выражения соответствует комплексному грамматическому значению, в агглютинативных –для каждого значения свой аффикс.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
обязательное, диктуется речевыми условиями и не зависит от воли говорящего
Если лексическое значение слова избирается говорящим в зависимости от решаемой им коммуникативной задачи – собственно говоря, выбирается слово, которое, по мнению говорящего, способно выразить его мысль, – то грамматическое значение определяется условиями речевой реализации, та форма, в которую это слово необходимо поставить, носителем языка формируется подсознательно.
общее в одинаковых речевых условиях
Например, ряд единиц с общим грамматическим значением: головой, рукой, книгой, песней и т.п., ряд единиц с общим лексическим значением: голова, головы, голове, головой, о голове, головы, голов и т.д.
закрытость списка значений
Грамматическая система каждого конкретного языка ограничена набором грамматических категорий и реализующихся в рамках этих категорий грамматических значений. Если, например, в русском языке отсутствует грамматическая категория определенности/неопределенности, то ее нельзя сконструировать в отдельном высказывании с целью решения особых коммуникативных задач. Лексическая система, наоборот, имеет открытый характер и предполагает возможность формирования новых лексических значений, а также использование имеющихся в бесконечном количестве коммуникативных ситуаций.
дополнительное для знаменательных слов; основное для служебных слов
Служебные слова играют в речевом потоке, в первую очередь, грамматическую роль – выражая различные отношения между элементами высказывания. Лексическое содержание служебных слов абстрагировано от конкретно-речевой реальности. Например, предлог ПОД обозначает определенный тип пространственного расположения предмета по отношению к другому предмету, но в речевой реальности это содержание приобретает характер внешнего оформления реальных отношений между реальными предметами (Тетрадь лежит под столом).
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
специфично в зависимости от языка
В каждом языке есть набор лексических значений с различной значимостью, призванный описать основные сферы жизнедеятельности человека. Несовпадение лексических пластов различных языков незначительно по отношению к системе в целом (названия экзотических животных, национальных музыкальных инструментов и т.п.). Формы речевого осуществления этих значений (грамматическое оформление), находясь в значительно меньшей зависимости от реальности и в значительно большей – от типа языка, варьируются вплоть до полного несовпадения.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Кадр 2
Основные понятия грамматики
Семинар 1 Грамматика как раздел лингвистики. Морфология. Основные понятия морфологии.
1. Предмет, цель и задачи курса. Термин «грамматика». Разделы грамматики. Типы грамматик (теоретическая грамматика, практическая грамматика). Связь грамматики с другими отраслями лингвистики.
Термин грамматика (др.гр.grammatike, дериват от gramma – буква).Используется для обозначения грамматич.строя языка, отрасли языкознания, изучающей этот строй и учебника, содержащего сведения об этом строе.
В опред. период развит. лингвистики термин грамматика понимался более широко.Понимался не только грам. но и фонетич. строй языка, или как искусство красноречия. Изредка употребляется метафорически как «правило, строй» (грамматика мысли).
Разделы Гр-Ки: Традиционно сост. из 2 разделов Морфологии и синтаксиса. Морф. изуч. словообразование и словоизменение. Объект морф. как науки о словоизменении – морфологическая структура слова (корень, префикс, флексия).Объект морф. как науки о словооизмен. – парадигматика слова, т.е. изменение его формы по имеющимся у него словоизменит. категориям (число у сущ.,время у глаголов). Синтаксис изучает теории словосочет.(типы синтаксич. связей, типы словосочет.) и теории предложения (учение о структурных и коммуникат. типах предлож, способах связи внутри сложного предлож.).
Последнее время стали выделять грамматику текста, заним. анализом и способом связи между предлож., типологии текста и т.д.
Типы грамматик:1.Описательные(дескриптивные)Носит констатирующий зарактер давая опсиная фактического состояния грамматич. подсистемы данного яз-а. По ней можно судить о строе данного яз-а.
2. Объяснительные (экспланаторные).Объяснение особенностей строя яз-а, носят комментир. хар-р
3. Синхронные. Описывают состояние грам. подсистемы яз-а на определенном этапе его развит.
4. Диахронные(исторические). Описывают становление и изменение грам. подсистемы яз-а. Все это деление относительно.
Постановка вопроса о связях грамматики с другими науками вытекает из концепции уровневой стратификации яз-ка, где яз. представлен как иерархия уровней (фонетический, лексический, фраземный)за каждым из кот. закреплен соответствующий раздел языкознан. Однако все это условно и живой язык невозможно разложить на уровни. С фонетикой гр. связывает то, что любая грам. форма прежде реализуется как звуковая. Эта связь проявл. в том, 1) что фонетические средства (ударения)используются для различения частей речи(‘export exp’ort). 2) эти же фонетич. средства служат различению отдельных слов и словосочетаний ‘mad ‘doctor сумасшедший врач и ‘mad doctor (ударение только на первое слово) доктор лечащий душевнобольных людей) и т.д.
Связь гр. с лексикологией – они имеют общий объект – слово, правда рассматривается оно с разных позиций. В конце 20 в .даже появились «лексические грамматики».Также невозможно описать с чисто лексич. позиций статус и нормы поведения в речи таких групп слов как междометия, предлоги, союзы и т.д.
Связь со стилистикой – стилистика занимается грам. деформациями в то время как грмматика – это свод правил.
СВЯЗЬ ГРАММАТИКИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЛИНГВИСТИКИ
С учетом уровневого подхода к языку место грамматики в системе лингвистических дисциплин можно представить следующим образом.
С фонетикой грамматику связывает не только тот факт, что любая грамматическая форма имеет фонетическую оболочку. Эта связь проявляется, например, в чередовании звуков при образовании грамматических форм:
Life – lives; man – men; sing- sang – sung.
Фонетические средства (ударение) используются для различения частей речи. С помощью такого фонетического средства, как интонация, формируется в устной речи различие между утвердительными и вопросительными предложениями: You like him. – You like him?
Связь грамматики с лексикологией заключается не только в том, что слово является общим предметом исследования, рассматриваемое с разных позиций. В конце ХХ века сложились так называемые « лексические грамматики « (word grammar). Эти грамматики ставят в центр проблематики слово; сочетаемостные возможности слова определяются его семантикой. Из этого следует и новое понимание синтаксиса как науки, исследующей законы сочетаемости слов, притом, что эти законы индуцируются самими словами.
Лексическое значение слова важно при определении категориального статуса частей речи.
Невозможно пренебречь семантикой слова при решении вопроса о возможности/невозможности его употребления в той или иной категориальной форме. С другой стороны, такие группы слов, как частицы, междометия, предлоги невозможно описать с чисто лексикологических позиций.
Классическим примером является неупотребимость в форме длительного вида английских глаголов, обозначающих чувства, абстрактные отношения и т.д. Семантика слова не подвергается грамматической категоризации.
Связь грамматики со стилистикой — вопрос довольно сложный. Если грамматику трактовать достаточно узко и традиционно – как свод правил и норм, то на долю стилистики приходятся всевозможные грамматические деформации, все, что не укладывается в установленную грамматическую норму, т.е. является стилистически маркированным.
I do know him- выражение усиления – Я действительно его знаю.
Стилистическая характеристика того или иного морфологического явления или синтаксической конструкции предполагает четкое представление об этом грамматическом явлении. Стилистика, базируясь на грамматике, лексикологии, орфоэпии и фонологии , учит осознанному применению их законов. Она выясняет, в какой степени средства языка соответствуют его целям и области общения, учит точно, понятно и ярко выражать свои мысли, отбирая из нескольких гомогенных единиц, схожих либо идентичных по смыслу, более точные.
С другой стороны, если грамматику рассматривать широко, то тогда на долю стилистики остается сравнительно меньше – изучение грамматических деформаций, которые не носят ни структурно обусловленного, ни дискурсно обусловленного характера.
Заслуживает внимания мнение известного исследователя языка М.М. Бахтина: « Можно сказать, что грамматика и стилистика сходятся и расходятся в любом конкретном языковом явлении: если рассматривать его только в системе языка, то это грамматическое явление, если же рассматривать его в целом индивидуального высказывания или речевого жанра, то это стилистическое явление. Ведь самый выбор говорящим определенной грамматической формы есть акт стилистический».