Подборка игр и упражнений на тему «Игрушки»
Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста, тема: «Игрушки»
Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.
(Материал на эту же тему есть на нашем сайте в виде конспектов занятий для детей 1-2 и 2-3 лет. Игры и упражнения там подобраны исходя из возраста и умений детей, а в этой подборке мы подготовили и собрали большое количество заданий и упражнений в дополнение к тем, что уже содержатся в конспектах).
Цели:
Обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек.
Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами.
Учить детей составлять целое из частей.
Познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования — рисованием ватными палочками.
Совершенствовать умение рисовать прямые линии карандашом, наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словами.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование:
Игрушки: чебурашка, маленькие раздаточные матрёшки, кубики, мячи, кошка, мишка, флажки, рули.
Картинка с изображением Чебурашки без ушей и нагрудника, вырезанные из бумаги эти детали, клеящие карандаши.
Лодки, сделанные из мыльниц с наклеенными на них цифрами «1» и «2».
Лист зеленого картона с наклеенными речкой, узким и широким мостиками, кустами с тремя и множеством ягод.
Ватные палочки, красная гуашь, вырезанные из бумаги корзинки.
Картинки с силуэтным изображением неваляшки (из кругов), разноцветные круги соответствующих картинке размеров, разноцветные камешки, круг с изображением лица неваляшки.
Картинка заготовка для пальчикового рисования «Неваляшка» (без глаз), готовые пластиковые глазки, пластилин, пальчиковые краски, влажные салфетки.
Рисунок с пустыми местами в виде геометрических фигур, геометрические фигуры соответствующих размеров и цветов.
Разрезные картинки с изображением игрушек.
Различные игрушки в двух экземплярах каждая, сундук для игрушек.
Пуговицы двух величин разных цветов, картинка с изображением разноцветных флажков, соответствующие цвету и величине пуговиц.
Игрушки: слон, бычок, мишка, кровать, коробка.
Вырезанные из картона квадраты-печенье, картинки с изображением кошки, собаки, коровы, мышки, вороны, поросенок, козочка, уточка, курочки.
Цветные картинки игрушек, вырезанные из бумаги, и их черные тени, нарисованные на картоне.
Цветные карандаши, листы бумаги с нарисованными флажками без палочек, счетные палочки.
Емкость с крупой, в которой зарыты мелкие игрушки.
Картинка-фон с изображением игрушек, картонные квадраты-кубики разных цветов.
Картинка-заготовка «Ночное небо», пластилин желтого цвета.
Содержание:
Сюрпризный момент «Чебурашка»
— Посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости? Чебурашка. Он сам игрушка и любит другие игрушки. Сегодня мы будем играть с самыми разными игрушками.
Аппликация «Чебурашка»
— Чтобы закончить портрет Чебурашки, нужно приклеить недостающие детали: уши и нагрудник.
Дидактическая игра «Найди тень от игрушки»
— Игрушки потеряли свои тени. Найдите тень каждой игрушки и приложите цветную игрушку сверху на ее черную тень.
Дидактическое упражнение «Разрезные картинки»
— А этим игрушкам не повезло — дети плохо с ними играли и поломали. Давайте починим эти игрушки — соединим части в целое.
Дидактическая игра «Сколько матрёшек?»
— Вот лодки для матрёшек, но в лодку можно посадить столько матрёшек, какую цифру вы видите на лодке. Если на лодке цифра «1» — значит в эту лодку можно посадить только одну матрёшку. А если на лодке цифра «2», то в такую лодку можно посадить две матрёшки.
Берите лодки и рассаживайте матрёшек.
Дидактическая игра «Матрёшки в лес пошли»
— Матрёшки любят ходить гулять в лес. Вот и сейчас возьмите матрёшку и ведите ее на прогулку. (Дети манипулируют игрушкой-матрёшкой на листе с наклеенными мостиками через речку, пеньками, ягодными кустами).
Вот идет матрёшка. А перед нею речка. Есть мостики? Сколько мостиков? Два мостика. Одинаковые мостики? Нет. Разные мостики. Один мостик узкий, а другой широкий.
Пошла матрёшка по узкому мостику.
Устала и присела отдохнуть на узкий пенек. Неудобно на узком пеньке, пересела матрёшка на широкий пень.
А вот и кусты с ягодами. На одном кусте много ягод. А на другом мало. Подошла матрёшка к кусту, на котором ягод мало. Собрала все ягодки и сосчитала их: один, два, три. Затем пошла матрёшка к кусту, на котором много ягод.
Пора матрёшке домой. Пошла она домой по широкому мостику. До свидания!
Рисование ватными палочками «Ягодки для матрёшки»
— Матрёшки захотели собрать ягоды в корзинки и принести их домой. Давайте нарисуем ягоды. А рисовать ягоды мы будем ватными палочками.
Музыкальная дидактическая игра «Раздай зверушкам печенье»
— У нас есть печенье для зверят. Сейчас мы будем их угощать этим печеньем. Слушайте слова песни внимательно — песня подскажет вам, кого нужно угощать. (Соответственно словам песни «Игрушки-зверушки» дети находят картинку с изображением данного персонажа и кладут возле него «печенье»).
Конструирование «Неваляшка»
— Вот нарисована Неваляшка. Давайте сделаем ее красивой, яркой с помощью разноцветных кругов. Подбирайте круги подходящего размера и прикладывайте к рисунку.
Когда дети выложат из кругов изображение неваляшки можно предложить украсить туловище — большой круг дети украшают разноцветными камешками и накладывают круг-лицо на круг-голову.
Изобразительная деятельность «Неваляшка»
— Давайте сделаем Неваляшке красивые глазки: слепим два шарика из пластилина, приложим к картинке, сверху на пластилин приложим готовые глазки и прижмем их пальчиком.
А теперь с помощью пальчиковых красок мы сделаем Неваляшке красивое красное платье.
Подвижная игра «Карусели»
Еле-еле, еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз и два, и раз, и два,
Вот и кончилась игра!
Игра с прищепками «Погремушки»
— У игрушек-погремушек поломались палочки-держалочки. Сделайте их из прищепок. (В ходе выполнения детьми задания, воспитатель интересуется, какого цвета палочки для погремушек подбирают дети).
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На столе моем игрушки
Притаились в тишине.
Пять подарков в день рожденья
Принесли ребята мне.
(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)
Раз — мохнатый, мягкий мишка,
Два — зеленый крокодил.
Три — зайчишка-шалунишка,
А четыре — конь один,
Пять — огромная машина
С желтым кузовом большим.
(Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику)
Я в него свои подарки
Утром рано положил.
(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)
Дидактическая игра «Найди игрушкам пары»
Детям раздаются игрушки и предлагается сходить в «магазин» и купить еще одну точно такую же игрушку.
Динамическая пауза «Флажок»
— Ребята, выбирайте себе флажки. Ты выбрал себе флажок какого цвета? А ты? А у тебя какого цвета флажок? Слушайте песенку и повторяйте движения.
Игра с пуговицами «Флажки»
— Разложите пуговицы в нужные места.
(В архиве с занятием есть несколько вариантов этой игры для детей разного возраста).
Рисование карандашами «Палочки для флажков»
— Вот какие красивые разноцветные флажки.
Из счетных палочек сделайте флажкам палочки-держалочки. (Дети прикладывают палочки к флажкам вертикально). Уберите палочки и возьмите карандаши. Теперь нарисуем флажкам палочки.
Дидактическое упражнение «Найди на рисунке геометрические фигуры»
— Посмотрите, с этой красивой картинки убежали некоторые фигуры.
— Вот вам треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, а вы верните эти фигуры на свои места на картинке.
Чтение стихотворения А. Барто «Слон»
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Лепка «Ночь за окном»
— Наступила ночь. На небе появилась луна.
— А мы с вами сами сделаем звезды. Отрывайте кусочки пластилина, прикладывайте к ночному небу и придавливайте пальчиком.
Упражнение «Отыщи игрушки в крупе»
Из наполненной крупой емкости дети выкапывают мелкие игрушки.
Дидактическая игра «Сложи башню из кубиков»
— Сложите из квадратов-кубиков башню. Назовите цвет каждого кубика.
Эстафета «Сложи игрушки на место»
Дети друг за другом бегут из одного конца комнаты в другой, берут игрушку, возвращаются и кладут ее в сундук.
Скачать тематическую подборку игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Игрушки»
Игрушки
Игры и упражнения
Игра «Один – много»
матрешка — матрешки
кукла –
неваляшка –
мяч –
мишка –
пирамидка –
машина —
Игра «Скажи ласково»
матрешка – матрёшечка
корова — …
лошадь — …
машина — …
кабина — …
кукла — …
рука — …
птица — …
Упражнение «Чего (кого) не стало?» — предложить ребенку запомнить 5-6 игрушек, находящихся в комнате. Затем спрятать одну или две из них, когда ребенок выйдет из комнаты и спросить «Чего не стало?». Повторить упражнение 2-3 раза.
«Узнай игрушку по её части»(кабина – машинка, колечко – пирамидка и т.д.)
Проблемные вопросы: — Почему взрослые не играют в игрушки?
Упражнение «4-ый лишний»: Назвать лишний предмет, объяснить почему он лишний.
машинка – пирамидка – морковка – матрешка (морковка — это не игрушка)
кубики – апельсин – мячик – машинка
машина – кубики – матрешка — пирамидка
Упражнение «Положи игрушки» на понимание пространственных отношений: поставьте перед ребенком 4-5 игрушек. Ребенок должен выполнить инструкции: положи мяч справа (слева, спереди, сзади, между) от машины и т.п.
Игра «Скажи наоборот»
Старая кукла — ………….,
большой мяч — ………..
тяжелая пирамида — ………..
мягкие игрушки — …………..
грязное ведёрко — ………..
старинная юла — ………..
Игра «Что сломали у игрушки?»
У машинки отвалилось …………..(колесо)
Кукле сломали ……………
Мишке оторвали…………,
«Куда спрятались игрушки?» Закрепление употребления предлогов на, за, под.
Взрослый. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки. Расскажи, где могут прятаться игрушки.
Ребенок. Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за креслом. Мячик закатился под диван и т.д.
Психоречевая гимнастика «Один — одна»:
Мяч — кукла;
Черепаха – конструктор
Кукла – волчок
Пирамида – кубик и т.п.
Упражнение «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»
Конструктор сделан из дерева. Какой конструктор?
Матрёшка из дерева — …. Какая матрёшка?
Посудка сделана из стекла. Какая посудка?
Ведёрко сделано из пластмассы. Какое ведёрко?
Мебель для кукол. Какая мебель? И т.д.
Упражнение для развития моторики. Самомассаж рук мячиком Су-Джок
Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -(перебрасывание мяча из руки в руку)
Мяч летает между рук.
Пальчиковая гимнастика
Танюша
У нашей Танюшки Щенок — лопоушка,
Живые игрушки: И мышка смешная
Котёнок — миленок, По кличке Норушка.
Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого.
Игрушки
У Антошки есть игрушки: Это мяч. Он из резины.
Вот веселая лягушка. Разноцветная матрешка
Вот железная машина. И с хвостом пушистым кошка.
Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.
Пальчиковая гимнастика
Работа над темпом и ритмом речи
На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладоши и
Куклы Танины сидят: стучат кулачками.
Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальчики.
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно пальчики.
Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши
Мы игрушки сосчитать. и стучат кулачками.
Мои игрушки
Хороши у нас игрушки: на правой руке с подушкой большого пальца соединяем подушечки остальных пальцев на каждое слово -«клювик»
Куклы, мишки и хлопушки, то же на левой руке
С ними весело играть, две руки одновременно — «клювик» на каждое слово
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди, одна рука «ребро», другая -«ладонь»
Но все понимают меняем положение на каждое слово
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
(З. Петрова)
Координация речи и движения
Кукла спит
Я хожу, хожу, хожу, Ходьба на месте с высоким
Вдруг я куклу разбужу! подниманием колен.
Кукле надо отдыхать, Полуприседание, удержание позы.
Кукле хочется поспать
Я на цыпочках хожу, Потягивание на носочках, глубокий вдох.
Куклу я не разбужу. Руки на поясе, ходьба на носочках,
И ни разу, и ни разу
Я словечка не скажу. Проговаривание шепотом.
Буратино
Буратино потянулся, движения соответствуют тексту
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, —
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
«Лошадка
Я люблю свою лошадку, Поглаживание ладонью по голове
Причешу ей шерстку гладко. воображаемой лошадки по спинке,
Гребешком приглажу хвостик потом по хвостику.
И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким подниманием колена,
руки держат воображаемые поводья.
Мячик мой.
Координация речи с движением.
Друг весёлый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки на поясе.
Всюду, всюду он со мной. По 2 взмаха левой и правой рукой — как бы удары по мячу.
Раз, два, три, четыре, пять. 5 прыжков на носочках, руки на поясе.
Хорошо мячом играть. Вновь по 2 взмаха — «удара».
Мячик
Координация речи и движения, развитие общей моторики
Раз, два, прыгай, мячик. Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.
Раз, два, и мы поскачем. Ритмичные прыжки на носочках,
Девочки, и мальчики руки на поясе.
Прыгаем, как мячики.
Логоритмическая гимнастика
Робот
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети руки сгибают в локтях, совершают поочерёдно дейст¬вия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и чётко.
Выучите с ребенком стихотворение:
Игрушки
Подарили мне игрушки,
Мишку, зайку и Петрушку,
Посажу друзей я в холле
И начну готовить к школе.
Дам мозаику я зайке,
А Петрушке — балалайку,
Почитаю мишке книжку.
В первый класс идут детишки!
Матрешки
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки,
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Игры и упражнения по теме «Игрушки»
Конструкторы игрушек
Цель: закреплять представления детей об особенностях строения, внешнего вида различных игрушек.
Материал: разнообразные игрушки, наборы для вырезывания плоскостных геометрических фигур, конверты от Самоделкина.
Ход игры
В. Сегодня почтальон принёс нам письмо от Самоделкина. Он задерживается в другом детском саду с ремонтом игрушек и просит нас помочь ему. Он прислал чертежи игрушек и их детали — надо их собрать.
Попробуем сами заняться ремонтом? И к приходу Самоделкина у нас будет полный порядок! Мы подберём все картинки деталей к картинке с изображением целой игрушки.
Например, из каких деталей состоит чертёж этого шарика? (Овал большой, треугольник маленький, линия кривая.) Найдите (вырежьте) такие детали и составьте из них такой же шарик. Дальше аналогично составим ракету, медведя и т.д.
Что изменилось?
Цель: развивать зрительную память, умение правильно обозначать пространственные отношения, осуществлять пространственные перемещения.
Материал: разнообразные игрушки, предметы мебели.
Ход игры
В. Посмотрите и запомните, как и где расположены игрушки в нашем уголке. Вы все отвернётесь, а ведущий поменяет расположение двух-трёх игрушек. Самый внимательный из вас заметит изменения и скажет, например, так: «Мяч лежал на столе, а теперь он под стулом; мишка сидел в тележке, а теперь на диване» и т.п.
Затем ведущий может убрать одну-две игрушки (в мешочек, сундучок), а дети отгадают, чего не стало в уголке.
Побеждает самый внимательный игрок.
Новоселье куклы
Цель: развивать умение обозначать пространственные отношения, осуществлять пространственные перемещения.
Материал: кукольная комната, геометрические фигуры, фланелеграф, бланки разных вариантов кукольной комнаты.
Ход игры
В. У нашей куклы Тани сегодня новоселье. У неё новая игрушечная комната. Дети, рассмотрите кукольную комнату. Расскажите, где стоит мебель: «В левом верхнем углу находится шкаф, в левом нижнем углу — диван, в правом верхнем углу телевизор, в правом нижнем углу — письменный стол, перед телевизором — кресло, посередине стоит круглый стол».
Хотите ли вы помочь кукле сделать перестановку. Сейчас мы вместе составим на фланелеграфе план комнаты, используя геометрические фигуры вместо предметов.
Отлично! Выберите себе по одному плану комнаты на бланке. Рассмотрите внимательно и расставьте предметы в нашей кукольной комнате согласно вашему плану. Как вы думаете, какой план самый удобный? Почему? Какой понравится кукле? Расставим её мебель именно так!
Кто быстрее оденет куклу?
Цель: развивать координацию движений, ловкость.
Материал: куклы с одеждой.
Ход игры
В. Ребята, вы все уже большие, многому научились в детском саду, собираетесь в школу. А вот наши куклы так и не научились сами одеваться на прогулку. Вы им поможете?
У каждой куклы одинаковое количество одежды. Сколько кукол, столько и соревнующихся детей. Остальные — болельщики.
Дети соревнуются между собой, переходя из тура в тур (в зависимости от количества кукол с одеждой). В итоге выявляется победитель — самый быстрый и ловкий.
Игровой уголок
Цель: стимулировать развитие мышления; упражнять в классификации игрушек по назначению, в построении доказательной фразы.
Материал: развивающие игрушки, другие разнообразные предметы.
Ход игры
Воспитатель оборудует несколько игровых уголков (для мальчика, для девочки, для малыша, для старшего дошкольника, для ребёнка-музыканта, для ребёнка-спортсмена и т.п.).
В. Ребята, внимательно рассмотрите эти игровые уголки и скажите, кто может играть в них и по каким признакам вы это определили.
Например, в одном из уголков может играть малыш из младшей группы, потому что здесь лежат погремушки, игрушки-пищалки, мягкие кубики, неваляшка, большой плюшевый медведь и т.д.
«В этом уголке будут играть наши девочки, потому что они любят таких маленьких кукол с разной одеждой, с посудкой и мебелью».
«А в этом уголке будет играть тот, кто знает буквы и умеет читать, потому что это игры с буквами и словами, в них мало картинок, есть цифры, которые мы ещё не учили». И т.д.
В. Ребята, кто из вас в какой уголок хочет пойти поиграть? Почему ты выбираешь такие игры? Чем они тебе нравятся? С кем из детей нашей группы ты хочешь играть?
Разные мячи
Цель: обогащать представления детей о разнообразии игр с мячом, о спортивных играх; упражнять в словообразовании.
Материал: разные мячи, картинки с изображением спортсменов и спортивных мячей.
Ход игры
В. Посмотрите, ребята, что я принесла вам в этой большой сумке. Какая это сумка? (Спортивная.) Что в ней носят? (Спортивную форму, спортивный инвентарь.)
Откроем? Что вы тут видите? (Это мячи.) Их здесь много. Они все разные? Найдите одинаковые мячи.
Знаете ли вы, для чего нужны эти мячи? У меня есть картинки игроков-спортсменов. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, как называется каждый из видов спорта, игрок? Подберём к ним их мячи. Как называются эти мячи? Например: «На этой картинке играют в футбол. Эти игроки — футболисты. А их мяч называется футбольный».
Так же: регби, волейбол, баскетбол, настольный теннис, большой теннис, водное поло, бильярд, мотобол, хоккей с мячом.
Магазин игрушек
Цель: развивать диалогическую речь дошкольников; упражнять в составлении описательных рассказов; автоматизировать произношение некоторых звуков в связной речи.
Материал: игрушки, в названиях которых есть заданный звук. Например, «м» — матрёшки, машина, мишка; «п» — поезд, пушка, Петрушка; «б» — барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, и пр.
Ход игры
Воспитатель расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть.
В. Давайте поиграем в магазин. Вы будете покупать игрушки. Не забывайте, какие вежливые слова нужно говорить при этом. «Дайте, пожалуйста, игрушку (куклу): нарядную, новую, красивую, большую и т.д.»
«Возьми, пожалуйста, куклу». «Дай, пожалуйста, игрушку (мишку): коричневого, мохнатого, мягкого, большого…» «Дай, пожалуйста, игрушку пирамидку): яркую, пластмассовую, маленькую…»
И так далее: мяч, скакалку, зайку, матрёшку, ведро, флажок, шар.
Я буду продавцом. Кем я буду? (Продавцом.)
А вы будете покупателями. Кем вы будете? (Покупателями.)
Что делает продавец? (Продаёт.)
Что делает покупатель? (Покупает.)
Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем приглашается к столу один ребёнок:
«Какую игрушку ты хотел бы купить?» (Ребёнок не называет, а описывает её.) После чего продавец даёт игрушку покупателю: «Для чего тебе нужна эта игрушка?» (Ребёнок отвечает и садится.)
В магазин приглашается следующий. Теперь продавец предлагает: «Я могу продать только игрушки, в названии которых есть звук «м».
Если ребёнок правильно называет предмет, ему вручается «покупка».
И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
В. А теперь я буду просить своих будущих продавцов расставить игрушки в магазине. Слушайте внимательно! Я буду давать вам поручения, куда и как расставить игрушки: «Поставь матрёшку на маленький кубик, посади матрёшку на стул».
Поставь куклу перед мячом. Положи куколку в машину. Поставь перед машиной машинку. И т.д.
Опиши игрушку
Цель: обогащать словарный запас детей прилагательными по теме «Игрушки»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.
Материал: разнообразные игрушки, схема для подбора признаков.
Ход игры
Дети делятся на подгруппы по три-четыре человека и выбирают игрушку. Каждая команда по очереди называет слово-определение к выбранной ими игрушке. Выигрывает команда, которая назовёт большее количество слов-определений.
Например:
1-я команда. Кукла – большая, новая, нарядная, пластмассовая, мягкая, любимая, дорогая, весёлая, светловолосая, шагающая, говорящая, покинутая и т.д.
2-я команда. Машинка — маленькая, небольшая, металлическая, гладкая, мелкая, новая, быстрая, специальная, синяя, лёгкая и т.д.
3-я команда. Конструктор – пластмассовый, мелкий, разноцветный, пёстрый, интересный, гладкий и т.д.
Задания учителя-логопеда по теме: «Игрушки»
Тема: «Игрушки»
Дети должны усвоить: обобщающее понятие игрушки,, наименование, предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу.
Лексико-грамматические игры и упражнения:
— юла, пирамидка, песок, совок
— воздушный змей, ветер, воздушный шарик, игрушка-вертушка
— девочка, кукла, петрушка, Мальвина
— машинка, шофер, паровозик, кубики.
Мяч какой? – круглый, резиновый, футбольный, упругий и др.
Кукла какая? – красивая, нарядная, фарфоровая, кудрявая и пр.
Игра на развитие внимания, памяти, грамматического строя речи «Чего не стало?». Поставьте в ряд 5-6 игрушек. Предложите ребенку закрыть глаза, а потом угадать, какую игрушку вы спрятали.
• «Игрушки спрятались». Усвоение категории творительного падежа единственного числа.
Дети играют с игрушкой, а потом прячут их и отвечают – кто с какой игрушкой играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.)
Кукла –
Мяч –
Машина –
Матрешка –
Мишка –
Пирамида –
•«Игрушки-малютки». Формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
кукла — куколка,
матрешка — матрешечка,
мяч — мячик.
•Чтение с выражением стихотворения «Подружки» А. Кузнецовой.
Беседа с детьми.
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
Развитие связной речи
• Составить рассказ «Мишка» по серии картинок.
«Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине».
• «Мы с игрушками играем». Заучивание четверостишия с выкладыванием и демонстрацией игрушек:
Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Неваляшка, мишка, гномик,
Пирамидка, кубик, домик.
• «Что делают игрушки?» Составление сложных предложений с союзом а. с показом демонстрируемого действия с игрушкой.
Кукла лежит, а ежик стоит.
Робот стоит, а мишка сидит.
Машина едет, а самолет летит.
Мячик скачет, а шарик висит.
Гномик прыгает, а кукла спит.
Что все это значит?Дочка, а не плачет;
Спать уложишь —
Будет спать
День, и два, и даже пять.
(Кукла)
В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят.
Это первая игрушка
Под названьем…
(Погремушка)
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведите –
Колесики начнут крутиться,
Поставьте, и она помчится.
(Заводная машинка)
Он бывает баскетбольным,
Волейбольным и футбольным.
Скачет, прыгает, летает
И усталости не знает.
(Мяч)
Зверь любимый весь из плюша:
Лапки, хвостик, даже уши.
(Плюшевый мишка)
Кручусь-верчусь, и мне не лень
Вертеться даже целый день.
(Юла)
Кручусь-верчусь, и мне не лень
Вертеться даже целый день.
(Юла)
Сенсорное развитие
«Цепочка машин». Учить детей дифференцировать понятия «большой — маленький». Выставление пяти машин различной величины друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая.
Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков.
Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол.
Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек.
Работа над звуковой стороной речи
•«Договори слово»: кук.., бара.., матреш.., пирами.., авто.., неваляш…
• «Повтори чистоговорки»
Бик-бик-бик — кубик; бан-бан-бан — барабан;
ла-ла-ла — юла; лет-лет-лет — самолет;
кат-кат-кат – самокат; на-на-на — машина;
Физкультминутка-логоритмика
• Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан».
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд,
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Полтора часа подряд!
Но назад идет отряд,
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый!
Речевые упражнения по лексической теме «Игрушки»
Цель: совершенствование лексико-грамматических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.
1. «ЖАДИНА»
(согласование существительных с личным местоимением):
- МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка
- МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик
- МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы
2. «ОДИН – МНОГО»
(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):
- мяч – мячи – много мячей
- мячик – мячики – много мячиков
- кукла – куклы – много кукол
- кубик – кубики – много кубиков
- мишка – мишки – много мишек
- машина – машины – много машин
- машинка – машинки – много машинок
- собачка – собачки – много собачек
- пирамида – пирамиды – много пирамид
- пирамидка – пирамидки – много пирамидок
- матрешка – матрешки – много матрешек
- неваляшка – неваляшки – много неваляшек
- робот – роботы – много роботов
- самолет – самолеты – много самолетов
3. ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ»
(согласование существительного с глаголом)
- машинка стоит – машинки стоят
- машина едет – машины едут
- кукла спит – куклы спят
- кукла танцует – куклы танцуют
- собачка лает – собачки лают
- зайчик поет – зайчики поют
- мяч лежит – мячи лежат
- мишка плачет – мишки плачут
- самолетик летит – самолетики летя
4. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):
- В коробке лежат что? … (игрушки).
- В магазине много чего? … (игрушек).
- Петя рад чему? … (игрушкам).
- Мама купила что? … (игрушки).
- На столе коробка с чем? … (с игрушками).
- Таня мечтает о чем? … (об игрушках).
5. «БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ»
(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):
- Большой мяч, а маленький … мячик.
- Большой самолет, а маленький … самолетик.
- Большой корабль, а маленький … кораблик.
- Большой солдат, а маленький … солдатик.
- Большой мишка, а маленький … мишутка.
- Большой слон, а маленький … слоник.
- Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.
- Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.
- Большая машина, а маленькая … машинка.
- Большая лошадь, а маленькая … лошадка.
- Большая кукла, а маленькая … куколка.
- Большая рука, а маленькая … ручка, рученька.
- Большая голова, а маленькая … головка, головушка.
- Большая нога, а маленькая … ножка, ноженька.
- Большое лицо, а маленькое … личико.
- Большая щека, а маленькая … щечка.
- Большие брови, а маленькие … бровки.
- Большая лапа, а маленькая … лапка, лапочка.
- Большой хвост, а маленький … хвостик.
- Большие уши, а маленькие … ушки.
6. «СКАЖИ ЛАСКОВО»
(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):
- Корабль синий, а кораблик … синенький.
- Мяч круглый, а мячик … кругленький.
- Шар желтый, а шарик … желтенький.
- Машина быстрая, а машинка … быстренькая.
- Кукла веселая, а куколка … веселенькая.
- Слон грустный, а слоник … грустненький.
- Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.
- Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.
7. «ИЗ ЧЕГО?»
(понимание относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже с предлогом «из»):
- Бумажный самолетик из чего? (из бумаги)
- Картонный домик из чего? (из картона)
- Железный робот из чего? (из железа)
- Деревянная лошадка из чего? (из дерева)
- Плюшевый мишка из чего? (из плюша)
- Меховая собачка из чего? (из меха)
- Пластмассовый кораблик из чего? (из пластмассы)
- Резиновая лягушка из чего? (из резины)
- Оловянный солдатик из чего? (из олова)
- Глиняная курочка из чего? (из глины)
- Соломенный бычок из чего? (из соломы)
- Металлическая машинка из чего? (из металла)
8. «ИЗ ЧЕГО — КАКОЙ?»
(образование относительных прилагательных):
- Самолетик из бумаги какой? (бумажный)
- Домик из картона какой? (картонный)
- Робот из железа какой? (железный)
- Лошадка из дерева какая? (деревянная)
- Мишка из плюша какой? (плюшевый)
- Собачка из меха какая? (меховая)
- Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)
- Лягушка из резины какая? (резиновая)
- Солдатик из олова какой? (оловянный)
- Курочка из глины какая? (глиняная)
- Бычок из соломы какой? (соломенный)
- Машинка из металла какая? ( металлическая)
9. «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»
(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно:
- Игрушки лежат … коробке. (В)
- Кукла спит … кроватке. (В)
- Зайка катается … машинке. (НА)
- Мозаика упала … стола. (СО)
- Машинка отъехала … гаража. (ОТ)
- Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)
- Воздушный шарик летает … столом. (НАД)
- Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)
- Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)
- Машинка катится … полу. (ПО)
10. «СКАЖИ НАОБОРОТ»
(упражнение в подборе антонимов):
- Воздушный шарик легкий, а а железная машинка … (тяжелая).
- Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).
- Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная).
- У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий).
- Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая).
- Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко).
- Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).
- Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил).
- Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала).
- Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали).
- Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился).
11. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»
(развитие логического мышления):
- Резиновый мячик из дерева.
- Меховой зайчик твердый.
- Деревянная пирамидка мягкая.
- У слоника короткий хобот.
- У зайчика длинный хвостик.
- Воздушный шарик катится вверх.
- У Буратино короткий нос.
- У Мальвины красные волосы.
- Елочные игрушки висят на березе.
- Воздушный шарик тяжелее мячика.
- По воде плывет самолетик.
- Петя катает кубик.
- Глиняную уточку слепили из пластилина.
- Говорящая кукла громко молчит.
- Кукла моргает ушками.
- У зайчика четыре ножки.
12. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»
(развитие логического мышления):
- Игрушки покупают Ваню.
- Мозаика складывает детей.
- Пирамидка собирает Таню.
- Гараж подъехал к машинке.
- Стол лежит под мячиком.
- Диван закатился под мячик.
- Стол упал с пирамидки.
- Машинка катает Петю по полу.
- Коробка лежит в игрушках.
- У колеса сломалась машинка.
- Лошадка едет на мишке.
- Коляска едет на куколке.
- Стол летает над шариком.
- Робот сломал мальчика.
- Машинка починила папу.
- У кузова большая машина.
- У носа длинный Буратино.
- У волос кудрявая Мальвина.
- У хобота длинный слоник.
- У хвоста пушистый зайка.
13. «ПОСЛУШАЙ, ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО»
(понимание смысловых отношений):
- Сначала дети играли, а потом пошли на прогулку.
Когда дети играли: до прогулки или после прогулки?
- За диваном кукла, под диваном машинка.
Какую игрушку достанут из-под дивана?
Какую игрушку достанут из-за дивана?
- Из-под стола достали мяч.
Куда он закатился: под стол или за стол?
- На столе лото. Над столом воздушный шар.
Что выше: лото или воздушный шар?
Что ниже: лото или воздушный шар?
- У Тани в руках кукла. У Вани в руках книга.
У кого в руках игрушка?
- Мяч тяжелее воздушного шарика.
Что легче?
Что тяжелее?
- Плюшевый мишка на шкафу. Плюшевый зайка на полу.
Какая игрушка выше?
Какая игрушка ниже?
- Вова пошел гулять после того, как собрал мозаику.
Что Вова сделал раньше: пошел гулять или собрал мозаику?
- Мяч больше кубика.
Что больше?
Что меньше?
- Слоник сделан из меха. Матрешка сделана из дерева.
Какая игрушка мягкая?
Какая игрушка твердая?
- Плюшевый мишка мягче деревянной пирамидки.
Какая игрушка мягче?
- Игрушки были разбросаны детьми.
Кто разбросал игрушки?
- Робот был куплен папой.
Кто купил робота?
- Саша купил кубики. Саша купила мяч.
Что купил мальчик?
Что купила девочка?
- Женя взял с полки пирамидку. Женя взяла с полки матрешку.
Какая игрушка у мальчика?
Какая игрушка у девочки?
- У мальчика пять кубиков. У девочки два кубика.
У кого кубиков меньше?
У кого кубиков больше?
- У Вани одна машинка. У Тани две куклы.
У кого игрушек больше?
У кого игрушек меньше?
14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
(подумай и ответь полным предложением):
- Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.
- Грузовая машинка перевозит что? … грузы.
- Настольная игра лежит где? … на столе.
- Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.
- Музыкальная игрушка играет что? … музыку.
- Елочные игрушки повесили куда? … на елку.
- У зайчика длинные что? … ушки.
- У мишки четыре чего? … лапы.
- У Мальвины голубые что? … волосы.
- У Буратино длинный что? … нос.
- У пирамидки много чего? … колец.
- Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .
- Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.
- Куклу уложили спать куда? … в кроватку.
- Куклу накрыли чем? … одеяльцем.
- Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .
- Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.
- Уронили мишку куда? … на пол.
- Оторвали мишке что? … лапу.
- Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.
- Зайку бросила кто? … хозяйка.
15. «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
(работа с деформированным предложением):
- Кукла, спать, кроватка, в.
- Игрушки, полка, на, лежать.
- Мяч, стол, лежать, под.
- Сын, мама, игрушка, купить.
- Петя, катать, машинка, пол, по.
- Машинка, чинить, папа.
- Пирамидка, стол, упасть, со
16. «НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»
(развитие логического мышления):
- Игрушка, игра, груша, игрушечный.
- Икра, игра, играть, игрушки.
- Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.
- Мишка, мешок, мишутка, мишенька.
- Пирамидка, кубик, робот, книга.
- Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.
- кукла, мяч, береза, машинка
- барабан, матрешка, лук, самолетик
- юла, неваляшка, тетрадь, робот
- мяч, ромашка, кубик, мишка
Домашнее задание по лексической теме «ИГРУШКИ».
Домашнее задание по лексической теме «ИГРУШКИ».
Научите ребенка бережно относиться к своим и чужим игрушкам; объясните, что игрушка может быть любимой вещью и даже другом; расскажите, что в создание игрушки вложено много труда и любви.
Почитайте дошкольнику замечательные литературные произведения о приключениях игрушек: «Винни–Пух и все-все-все» А.Милн, «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Толстого, «Щелкунчик и мышиный король» Э. Гофмана, «Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире» Е.Пастернак, «Городок в табакерке» В.Одоевского и др.
Загадайте ребенку загадки:
*** Что все это значит? Дочка, а не плачет; Спать уложишь — Будет спать День, и два, и даже пять. (Кукла) | *** Вся доска в квадратиках, На них – полно солдатиков. Нет патронов у солдат, Но поставят шах и мат. (Шахматы) |
*** Совсем не нужен ей водитель. Ключом ее вы заведите – Колесики начнут крутиться, Поставьте, и она помчится. (Заводная машинка) | *** В ней горошинки звенят, Карапузов веселят. Это первая игрушка Под названьем… (Погремушка) |
*** Он бывает баскетбольным, Волейбольным и футбольным. Скачет, прыгает, летает И усталости не знает. (Мяч) | *** Ей меняю я наряды, Спать кладу, гулять вожу, Расчешу и если надо, Бант красивый повяжу. С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Кукла) |
*** Зверь любимый весь из плюша: Лапки, хвостик, даже уши. (Плюшевый мишка) | *** Кручусь-верчусь, и мне не лень Вертеться даже целый день. (Юла) |
— юла, пирамидка, песок, совок
— воздушный змей, ветер, воздушный шарик, игрушка-вертушка
— девочка, кукла, петрушка, Мальвина
— машинка, шофер, паровозик, кубики.
Мяч какой? – круглый, резиновый, футбольный, упругий и др.
Кукла какая? – красивая, нарядная, фарфоровая, кудрявая и пр.
Игра на развитие внимания, памяти, грамматического строя речи «Чего не стало?». Поставьте в ряд 5-6 игрушек. Предложите ребенку закрыть глаза, а потом угадать, какую игрушку вы спрятали.
Упражнение на внимание
«Найди игрушку без пары».
Соедини игрушку с ее тенью.
Расскажи про игрушку по схеме
(цвет, форма, размер, материал, детали, как с ней играть)
Расскажите ребенку о народной игрушке.
История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.
Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка», как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра.
Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. Были и куклы-«пеленашки».Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его. Также были куклы — «московки» (кукла с привязанными к поясу 6 детками — как символ материнской любви и нежности), «столбушки» (кукла на берестяных трубочках) и толстушки-«костромушки»(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).
Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями. Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
Кукла Пеленашка. Делаем своими руками.
Кукла Пеленашка — это известная традиционная славянская кукла, которую делали для младенца. Пеленашка всегда без лица. Считалось, что она закрывает новорожденного от дурного глаза.
Скрутку под названием «Пеленашка» делала старшая женщина в роде, как только семья узнавала о беременности. Она, как и другие обереги, делалась без лица, чтобы в нее не вселились злые духи.
В других источниках говорится, что Пеленашку скручивала будущая мама на последнем месяце беременности.
В первую очередь такую скрутку клали рядом с роженицей, чтобы облегчить приход в мир нового человека, а потом Пеленашку укладывали в люльку, чтобы та согрела ее для новорожденного. Далее оберег защищает малыша от дурного глаза. Особенно это касалось детей с родовыми травмами.
Позже, с приходом христианства, куклу убирали сразу после крещения ребенка и хранили вмести с крестильной рубашкой. Для скрутки использовались ткани от старой одежды отца или матери ребенка, простыней. Ношенная ткань имела особую родовую силу, которая передавалась малышу. Именно поэтому для оберегов не брались новые материалы.
По размеру она должна быть совсем маленькая, чтобы поместиться в руки младенца.
При изготовлении куклы Пеленашки своими руками, мастерицы воспроизводили три элемента человека: голову, тело и пуп, который считался жизненным центром.
В этнографических музеях сохранились варианты Пеленашек не только из ткани, но и из соломы, дерева, кости. То есть в качестве основы брался любой натуральный материал, который уже потом одевали, как младенца.
Правила изготовления обрядовых кукол.
Как сделать куклу Пеленашку, чтобы она «работала»? Так как этот оберег предназначается для младенца, садиться за его выполнение необходимо с чистыми мыслями и в хорошем настроении. Делая Пеленашку, представляйте себе счастливого и здорового ребенка.
Все материалы необходимо брать только натуральные, то же касается и ниток. По цвету ткани подбираются в одной гамме. Основа всегда белая, а вся одежка и ленты — цветные.
Традиционно в процессе изготовления кукол не используются ножницы и иглы. Все ткани рвутся руками, а все элементы связываются лентами и нитками. Сейчас многие от этого правила отошли, однако, настоящие мастерицы до сих пор придерживаются этого правила.
игрушки. Речевые игры и упражнения.
Развитие речи: игрушки. Материалы для речевых их и занятий с детьми по теме «Игрушки».
В этой статье я продолжаю рассказывать о том, как можно развивать речь ребенка в игре и какие речевые занятия с детьми можно провести дома или в детском центре, в детском саду. Все игры об игрушках из этой статьи предназначены прежде всего детям 3-4 лет, но они будут интересны и полезны как более младшим, так и более старшим детям.
- Не нужно стремиться провести за один раз как можно больше игр. Наоборот, игру надо заканчивать тогда, когда малыши еще заинтересованы и хотят ее продолжения.
- Все игры веселые, озорные, интересные, и так и надо проводить их с малышами – не как серьезные уроки, а как интересный развивающий семейный досуг, с улыбкой, с задором, с юмором.
Желаю Вам радостного общения с малышами! Играйте и получайте удовольствие!
Речевая игра с игрушками 1. «Угадай, каких игрушек не стало»
Учим малыша употреблять слова – наименования игрушек в родительном падеже множественного числа.
Познакомься! Это брат и сестра. Их зовут Таня и Ваня.
У Тани и Вани много игрушек. Посмотри на картинку и назови Танины игрушки (куклы, матрешки, скакалки, мишки, утята, пирамидки).
Давай поиграем с Таниными игрушками. Я спрячу игрушки, а ты догадаешься, чего не стало (своей ладонью или пальчиком закрыть одну картинку и спросить: «Чего не стало?»). Ребенок пытается угадать и отвечает: «Не стало кукол». Если Вы используете набор картинок, то просто убираете одну картинку, а малыш догадывается, чего не стало.
Обязательно похвалите ребенка и порадуйтесь правильному ответу вместе с ним. Если малыш допустил грамматическую ошибку (например, сказал так: «не стало скакалков, утёнков») не повторяйте ошибку за ним. Вместо этого сразу же скажите правильный вариант: «Ты угадал. Молодец! Не стало скакалок».
А теперь посмотри на Ванины игрушки. Какие игрушки есть у Вани? (Кубики, барабаны, самолеты, машины, мячи, лопатки, лошадки). Давай поиграем с ними («не стало машин, мячей и т.д.»).
Картинки игрушек, которые можно использовать для этой игры, Вы найдете в статье «Картинки: детские игрушки», которая выйдет завтра. Все картинки хорошего качества, их можно распечатать на принтере или включить в презентацию, сделать из них игру в парные картинки или рассматривать с детьми и загадывать загадки.
Для игры можно использовать и настоящие игрушки (два мишки, два кубика и т.д.)
Речевая игра с игрушками 2. «Команды»
Учим ребенка употреблять в речи глаголы в повелительном наклонении. Предупреждаем и исправляем грамматические ошибки в речи малышей.
Игрушки Тани и Вани любят выполнять их команды. Давай научим твои игрушки выполнять разные команды.
Попросите ребенка выбрать любимую игрушку, которую он будет учить. Игрушка (в руках взрослого) выполняет команду малыша только в том случае, если он не допустил грамматической ошибки. В случае ошибки игрушка «ждет», когда ребенок исправит свою ошибку сам или с помощью взрослых.
Сначала Вы помогаете малышу давать команды игрушке: «Попроси куклу сплясать, лечь на спинку, спеть и т.д.», затем команды придумывает ребенок, а Вы только помогаете ему, подсказываете правильный вариант в случае необходимости. В дальнейшем можно поменяться ролями с ребенком.
Ниже я даю подборку слов, в которых дети очень часто ошибаются и говорят, например, так: «ляжь», «помахай», «спей», «просни». Данные ошибки очень быстро уйдут из речи детей после нашей веселой игры. Главное – повторять игру многократно с разными игрушками и разными командами. Команды может делать и взрослый, и папа с мамой, и ребенок по Вашей просьбе – придумывайте свои варианты! Веселой Вам игры!
Примерные команды для игры с игрушкой: присядь, наклонись, помаши рукой, спой, спляши, порисуй, побегай, попрыгай, спи, проснись, похлопай в ладоши, топни, ляг на спинку, ляг на животик, причешись, поезжай, сядь, перепрыгни через…, дотронься до носа (до ушей, до хвоста, до рта) и т.д.
Речевая игра с игрушками 3. Зайчата
Давайте познакомимся с игрушечными зайчатами: часть 1.
Учим малышей описывать картинки с изображением игрушек, сравнивать, анализировать, точно по смыслу употреблять глаголы (различать глаголы совершенного и несовершенного вида), использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (заюшка, заинька, зайчоночек, зайчишка, глазки, ушки, хвостик и т.п.).
Для игры Вам понадобится картинка или три игрушечных зайчонка, которых Вы оденете по-разному. Это могут быть и мишки, и куклы и любые другие игрушки вместо зайчат.
Первый зайчонок – Шустрик. Он одет в курточку и брюки. Второй – Торопыжка. Он одет в куртку, которая застегнута неправильно – в результате один нижний край выше другого, некрасиво торчит, шапочка на боку, шарф завязан неаккуратно на боку. Третий – Догоняйка. Он еще не успел одеться, на нем только брючки.
Рассмотрите с малышом картинки или игрушки и расскажите ему историю про трех зайчат.
«Живут у Вани и Тани три игрушечных зайчонка. Первый зайчишка всегда спешит, торопится и поэтому многое делает неправильно. Так и прозвали его ребята – Торопыжка. Найди его на картинке. Как ты догадался, что это Торопыжка?
Второй зайчонок всё делает проворно, умело, быстро, правильно, шустро. Придумай, как его звали? Как бы ты назвал проворного шустрого зайчонка? Интересные имена ты придумал! Хочешь узнать, как его называли Таня и Ваня? Они его назвали Шустрик, потому что он был очень … (шустрый).
Третий зайчик всегда опаздывает, не успевает, дела делает очень медленно и неторопливо. Ему часто говорят: «Догоняй-ка нас». Поэтому его и назвали – как ты думаешь, как? Придумай ему имя, из которого было бы понятно, что он всё делает медленно. Как бы ты такого зайчика назвал? (Поощрите любой вариант ребенка – это его словотворчество, и предложите свои варианты). А Таня и Ваня называли его так — Догоняйка.
Найди на картинке Шустрика и Догоняйку. Как ты догадался, что это Шустрик, а это Догоняйка (ребенок объясняет).
Играем в загадки: часть 2.
Эти игрушечные зайчата – братья. Они очень похожи друг на друга. Чем они похожи? (У них длинные уши, короткие хвостики, круглые глазки, маленькие носики, они беленькие, пушистенькие, умеют прыгать, любят морковку и т.д.).
Чем отличаются зайчата? (Рассмотреть одежду, обувь, глазки, носики, что делают зайчата).
Как зайчонка можно назвать ласково? (Зайчишка, заюшка, зайчоночек, заинька).
А как ласково назвать уши зайчика? Да, ушки.
А как ласково назвать нос ? (носик).
Глаза — ? (глазки)
Лапы — ? (лапки)
Хвост? (хвостик)
Давай поиграем в загадки. Я загадаю зайчонка, а ты догадайся, как его зовут.
Вы описываете зайчонка – игрушку или зайчонка с картинки, а ребенок должен отгадать, как его зовут.
«Этот зайчонок очень веселый. У него большие синие глаза. Носик у зайчишки черный и маленький. Ушки у заиньки длинные, а хвостик короткий. На нем красная курточка и синие брючки. На курточке есть синий воротничок и много круглых пуговиц. Зайчонок любит петь песни. Кто это?»
А теперь ты загадай мне загадку: «Мой зайчонок… У него…. Глазки у зайчишки…. Носик у зайчонка… Заинька любит…» (Мы помогаем малышу построить высказывание – описание, давая ему опору – начала фраз).
Кто что делает: часть 3.
Каждое утро Таня и Ваня играют с зайчатами. Посмотри на игрушки (разыграйте сценку). Торопыжка и Шустрик уже встали с постели (показываем), а Догоняйка ещё встаёт. И всегда так бывает. Послушай и догадайся, кто что делает (ребенок договаривает конец фразы по аналогии).
- Шустрик уже умылся, а Догоняйка ещё…(умывается).
- Шустрик уже оделся, а Догоняйка ещё…(одевается).
- Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка ещё…(чистит).
- Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка ещё…(завтракает).
- Торопыжка и Шустрик уже собрались на прогулку, а Догоняйка ещё…(собирается).
Речевая игра по теме «Игрушки» 4. «Как мы играем»
Учимся подбирать действия (глаголы) к предмету (существительному).
Таня и Ваня очень любят играть с игрушками. И хотят узнать, как ты играешь со своими игрушками. Давай расскажем им о наших играх (можно использовать игрушечный телефон). Вы «набираете номер» на игрушечном телефоне и начинаете разговор: «Здравствуйте, Таня и Ваня! Это Вам Данилка звонит. Как вы поживаете? А мы играем, хотите узнать как? Сейчас мы с Данилкой вам расскажем»:
Данилка (имя Вашего ребенка), что мы делаем с мячом? Катаем, бросаем, ловим (подбираем слова вместе с малышом). Если ребенок захочет показать, как он это делает – пусть покажет тут же все действия. В ходе показа действий он может вспомнить о новых действиях и назвать и их тоже, а может их придумать.
- А мячик что делает? Катится, летит, отскакивает, лопается, скачет, прыгает, ударяется о пол и т.д.
- Что мы делаем с куклой? Укладываем спать, кормим, поим, одеваем, раздеваем куклу, качаем, водим гулять.
- А кукла что делает? Ходит, ест, поет песни, одевается, гуляет, наряжается, играет, танцует.
- Что мы делаем с машиной? Как мы играем с ней? Возим, загружаем в кузов кирпичи, гудим, догоняем другие машины, останавливаемся, тормозим.
- А что машина делает? Едет, мчится, останавливается, разгоняется, буксует, заезжает в гараж, тормозит, переворачивается, ломается, застревает, выезжает, обгоняет другие машины.
Для этой игры Вы можете выбрать любые игрушки, которые любит Ваш ребенок.
Игра 5. «Парные картинки»
Учимся употреблять существительные во множественном числе.
Вам понадобятся парные картинки (ведро – вёдра, колесо – колёса, кольцо – кольца, ленточка – ленточки, машина – машины). Картинки для игры Вы сможете скачать бесплатно в статье «Картинки: детские игрушки».
Делим картинки на две стопки:
- В первой стопке — картинки, на которых нарисована одна игрушка или ее деталь.
- Во второй стопке — картинки, на которых изображено несколько игрушек или их деталей.
Первую стопку картинок берем себе – это картинки для ведущего игры. Из второй стопки картинок малыш выбирает себе 5 штук, не показывая их Вам.
Ход игры:
Можно играть и с одним ребенком, и с несколькими детьми.
Вы показываете свою картинку и называете, что на ней нарисовано: «У меня пирамидка». Ребенок, если у него есть парная картинка, должен быстро ее найти, показать и назвать: «У меня много пирамидок» или «У меня три пирамидки».
Правила игры:
- Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, то мы отдаем ему парную картинку. И малыш закрывает свою картинку парной (кладет ее сверху).
- Если же ребенок «проворонил» свою картинку, то он остается без парной картинки.
- Если ребенок назвал картинку, но неправильно, то мы либо сами называем правильный вариант. Либо просим малыша исправить свою ошибку (если он уже хорошо знаком с правильным вариантом по предыдущим играм).
- Задача – не потерять ни одной картинки и ко всем имеющимся картинкам подобрать пару.
Варианты игры:
- Если Вы играете дома в паре с малышом, то Вы тоже можете брать из второй стопки 5 картинок и закрывать их парными. Тогда задача игры будет другой. Нужно не просто не пропустить ни одной картинки, но еще и успеть первым закрыть их парными. Это зависит исключительно от везения. Поэтому данный вариант игры будет учить ребенка правильно относиться к проигрышу и выигрышу – сорадоваться и сопереживать партнеру по игре. Кто первый закрыл все картинки – парными, то и выиграл.
- Если ребенок пропустил свою картинку, ему предлагается отыграть фант – поскакать на одной ноге, покружиться и т.д. Задания придумываются тут же, по ходу игры.
Игрушки – это тема, которая всегда интересна детям и которая дает множество возможностей для развития речи. А Вы играете в речевые игры с игрушками? В какие?
Желаю Вам веселых речевых игр, новых достижений в речи малышей и радости общения с ними! Если для Вас эта статья была полезной и интересной, буду благодарна за комментарии. И всегда рада ответить на Ваши вопросы в комментариях.
Еще по теме «Игрушки»:
1. Картинки для речевых игр по теме «Игрушки» Вы можете бесплатно скачать в нашей Библиотеке игр, картинок и практических материалов для занятий с детьми — в статье Картинки для речевых игр с детьми по теме «Игрушки».
2. Стихи об игрушках: 56 стихов для детей раннего и дошкольного возраста для игр, занятий, тематических дней и недель, детских праздников — «Стихи об игрушках»
Материалы для занятий и игр с детьми по развитию речи Вы также найдете в статьях:
Одежда в картинках, развивающих заданиях и речевых играх для детей.
Посуда в картинках, развивающих заданиях, стихах и речевых играх для детей.
Домашние птицы в речевых играх, заданиях и картинках для детей.
Зимующие птицы в сказках, речевых играх, картинках и заданиях для детей.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»