Из чего делали чернила летописцы – Самые первые чернила и инструменты для письма

Самые первые чернила и инструменты для письма

Про историю появления бумаги, мы уже рассказывали в статье «История бумаги». А сегодня вы узнаете про историю появления первых инструментов для письма.

Первые чернила

Начиная с XVII—XVIII веков, когда вместе с широким распространением бумаги стала расцветать эпистолярная литература, становится модным писать чернилами. Но сами чернила были известны еще во времена императора Августа. Тогда существовали даже красные чернила, считавшиеся в Риме священными.

Появление чернил связано с появлением пергамента — для него требовался такой состав, который въедался бы в кожу. Ученые установили самые распространенные рецепты изготовления чернил. Из наростов на больных листьях дуба и вяза делали настой и смешивали его с железным купоросом. В этих наростах — так называемых «чернильных орешках» — содержится дубильное вещество танин. В дальнейшем танин нашли и в других растениях — в тростнике, в обыкновенной калине, в мексиканском камышовом дереве.

На Руси тоже существовало много способов изготовления чернил. В XV веке писцы делали их даже «из доброго кваса и кислых щей, на ржавом железе настоянных». В большом ходу была березовая сажа. А в селах на чернила шла бузина, истолченная в ступе.

Самый древний русский рецепт чернил — сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченые» чернила.

XV век дал новый рецепт — «вареные» чернила: «часть дубовые коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою дондеже искипит вода мало не все, и оставшую часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари таноже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железину вложи и мешат, а на третий день пиши».

Первые инструменты для письма

Когда для письма стали применяться чернила, то вместо всяких палочек и стилосов потребовался какой-то новый инструмент. В восточных странах стали писать «каламом» — пустотелой тростинкой. Кончик у нее расщеплялся, и по нему постепенно стекали чернила. Эта тростинка по своему устройству уже напоминала наше перо.

В течение нескольких сот лет калам оставлял на пергаменте, папирусе и бумаге египетские иероглифы, греческие и латинские буквы, арабскую вязь. На смену каламу пришло упругое гусиное перо с косым срезом и расщепленным концом. Оно применялось много веков. Им писали Коперник и Гарибальди, Шекспир и Ломоносов, Жан-Жак Руссо и Пушкин.

Первое металлическое перо

Первые письменные данные о металлических перьях относятся к XIII и XIV столетиям. В критических монографиях, разбирающих происхождение рукописей Роберта Д’ Артуа, говорится, что переписчик, с целью лучшей подделки почерка графа Д’Артуа, родного брата короля Людовика IX, употреблял «бронзовое перо».

При раскопках в Италии античного города Аоста, существовавшего за 400 лет до нашей эры, также найдено бронзовое перо. Все это свидетельствует о давнишнем существовании металлического пера, предназначенного для писания чернилами.

Есть сведения о практическом употреблении металлических перьев и в XV столетии, то есть в начале книгопечатания. В 1700 году такие перья изготовлялись в Англии, в Бирмингеме, по заказу всех желающих неким мастером Горризоном. Первый же патент на узаконенное производство перьев выдан в 1717 году в Голландии, о чем имеется соответствующая запись в Голландской патентной книге.

Известный поэт Поп даже посвятил перу свою торжественную оду, в которой восхваляются все его чудесные качества. Но надо думать, что все-таки стальное перо в то время являлось скорее предметом роскоши, а не повседневным орудием, облегчающим нелегкий труд многочисленной армии переписчиков.

Рисунки пером, даже несовершенным, сделанные великим Леонардо да Винчи, и сейчас восхищают своей красотой.

И лишь с 1816 года стальные перья широко входят в обыденную жизнь, после того как англичанин Джон Митчелл запатентовал конструкцию, несущую все основные черты современного пера.

Первое стальное перо в Германии появилось около 1820 года. Оттуда оно пришло во Францию, Россию и другие страны. Стоило оно дорого, и стоимость эта еще больше повышалась оттого, что палочку со стальным, золотым или яхонтовым пером нередко украшали алмазами, рубинами, бриллиантами и другими драгоценностями. Эта роскошь была доступна только аристократам, богачам, и поэтому дешевое гусиное перо долгое время соперничало с пером металлическим.

В конце прошлого столетия металлические перья стали изготовлять штамповочными фабричными машинами. В то время они и одержали окончательную победу над гусиными перьями.

И если прежде перо было единым по своему виду и изготовлению, то ныне насчитывается несколько десятков разновидностей: по назначению — ученические, канцелярские, чертежные, плакатные, картографические, нотные и другие; по изготовлению — из нержавеющей стали, золоченые, с кончиком загнутым, утолщенным или упроченным твердым сплавом, покрытые никелем, хромом, лаком, анодированные.

Первая шариковая ручка

Мало кто знает, что шариковой ручке, без которой уже невозможно себе представить нашу жизнь, больше 50 лет. Впервые промышленное производство этого «чуда» началось в 1945 году в Соединенных Штатах. Причем, довольно дорогие по тем временам письменные принадлежности, ценой в 8,5 американского доллара каждая, разошлись за 24 часа десятитысячным тиражом.

Шариковая ручка вошла в обиход, когда этого мало кто ожидал: она появилась во время Второй мировой войны, которая, говорят, и способствовала популярности нового пишущего приспособления: военным нужно было писать чем-то надежным и долговечным. Хотя сама идея — заменить острый перьевой наконечник свободно движущимся шариком — была вовсе не нова.

Она была запатентована изобретателем Лаудом еще в 1888 году. В описании, которое автор представил в патентное бюро, была предвосхищена широко распространенная сегодня конструкция. Чернила из специальной емкости поступали по трубочке, смачивая шарик, скользящий по бумаге. Аналогичная мысль легла впоследствии в основу разработки фломастера.

Идея, как это часто случается, пролежала под спудом, дожидаясь своего часа. Час наступил не скоро — через полвека, когда за ее разработку взялись два венгра — братья Ладислав и Георг Биро. Они предложили свой вариант, запатентовали его. Но поскольку в Европе вот-вот должна была вспыхнуть война, братья предпочли уехать подальше — в Аргентину и там спокойно занялись усовершенствованием своего детища. Приоритет, казалось, оставался за ними. В некоторых странах новинка называлась в честь ее создателей — «биро».

Так было до тех пор, пока ручками не заинтересовался предприимчивый и оборотистый американец Милтон Рейнолдс. Он совершил несколько поездок в Аргентину; вернувшись в Америку, погрузился в архивы, отыскал старый патент Лауда, что-то добавил, что-то усовершенствовал. И именно ему приписывается главная заслуга в том, что сегодня мы в основном пишем шариковыми ручками. После сенсационной распродажи 1945 года Рейнолдс наштамповал их столько, что за два года сколотил целое состояние.

Самый древний письменный прибор

В Каирском историческом музее хранится письменный прибор, которым пользовался придворный писарь в Древнем Египте. В комплекте имеется ручка, сделанная в виде заостренной палочки, небольшой пузырек, служивший чернильницей, а также песочная подушечка, заменяющая промокательную бумагу. Этот музейный экспонат является самой древней из известных письменных принадлежностей человека. Возраст прибора почтенный — ни много, ни мало 50 веков.

www.wild-mistress.ru

О нехитрых способах приготовления чернил.

опубликовано 17.07.2012

 

С древнейших времён люди пытались сохранить знания‚ передававшиеся из поколения в поколение.   Первые древние учёные создавали своеобразные системы символов и знаков с целью передать потомкам многовековую мудрость их предков. При придумывании этих символов и знаков перед учёными вставал один и тот же  неизбежный вопрос. А куда и чем их наносить‚ чтобы они со временем не стёрлись и‚ исчезая‚ не похоронили с собой историю и знания целого народа‚ не оставив при этом ничего следующим поколениям?

В «добумажный» период человечество в качестве «писчего» материала‚ способного на протяжении многих веков сохранять информацию‚  использовало практически всё‚ что попадало под руку и хоть как-нибудь подвергалось обработке: камень‚ глину‚ папирус‚ медные и свинцовые листы‚ пальмовые листья‚  хлопчатобумажную и шёлковую ткани‚  дерево‚ кость‚ бамбук‚ панцири черепах‚ пергамент‚ воск‚  бересту.  И‚ в конце концов‚ самый совершенный способ передачи и хранения информации изобрели китайцы‚ создавшие бумагу.

Для письма использовались всевозможные инструменты: металлические орудия‚ деревянные палочки‚ кость‚ кисточки‚ гусиные и вороньи перья‚ шариковые и перьевые ручки‚ свинцовый и графитовый карандаши. По воску писали специально для этого предназначенной палочкой —  стилем.

В качестве «краски» применяли: чернила‚ красную глину‚ тушь‚ лак‚ серебряную и золотую краски. Не гнушались использовать и кровь: истории известны случаи‚ когда книги были написаны кровью.

Каждый из вышеперечисленных предметов – своеобразный памятник своей эпохи‚ имеющий свою оригинальную историю возникновения и использования.

История возникновения чернил.

До наших дней рецепт самых древних чернил не сохранился.  Современной науке известно только‚ что египтяне писали свои папирусы смесью сажи и масла. Подобным составом пользовались и китайцы.

В Европу чернила пришли гораздо позже‚ приблизительно где-то в 111 до н.э. их стали употреблять в Древнем Риме и Греции.

Из пурпура и киновари (минерал красного цвета) в Древнем Риме изготавливали красные «придворные» чернила‚ которыми могли писаться только государственные документы. Был даже издан императорский указ‚ запрещавший пользоваться красными чернилами вне стен императорского дворца под страхом смертной казни. Пурпурные чернила  охранялись специальной стражей.  Впрочем‚ это и не удивительно‚ ведь процесс добывания пурпура был дорогостоящим и трудоёмким.  На первом этапе получения «королевской» краски собирали сотни тысяч‚ миллионы раковин. Свидетельством этого крупного уничтожения беспозвоночных может служить «ракушечная гора» в Южной Италии‚ целиком состоящая из раковин моллюска брандариса. Следующим этапом являлось извлечение из раковин тел моллюсков. Затем тела беспозвоночных помещали в солёную воду. На третьем этапе их четыре дня валяли на солнце‚ а потом варили. В результате  получали  из каждых десяти зверски замученных моллюсков всего лишь один грамм краски!  О способе приготовления «придворных» чернил стало известно в  XIX веке благодаря немецкому химику П. Фридке‚ который воспроизвёл древний пурпур. Дотошный немецкий учёный переработал 12 тыс. моллюсков‚ собрав из них 1‚2 гр. драгоценной краски.  По приблизительному подсчёту в те далёкие времена 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тысяч золотых марок. Так что писать такими чернилами могли позволить себе только люди высокого полёта‚ при этом тщательно экономя каждый миллиграмм драгоценного пурпура.

Такими же дорогими были чернила‚ изготовленные  с применением золота и серебра. Серебряными чернилами на красном пергаменте была написана «серебряная библия‚ созданная более полутора тысяч лет назад и хранящаяся в наши дни в Упсальском университете в Швеции.

Из-за сложной технологии получения и дороговизны‚ которая обуславливалась в первую очередь высоким качеством краски (окрашенные пурпуром ткани могли не выцветать на протяжении 200 лет) «придворные» чернила не получили широкого распространения.  Стал популярным в использовании совершенно другой вид чернил. Сначала это была чёрная краска‚ применявшаяся и для письма и в живописи. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек‚ мягкой древесины‚ виноградной лозы‚ древесного и костного угля. Да и в наши дни лучшей чёрной краской считается краска‚ приготовляемая из сажи‚ полученной при сжигании виноградных косточек.

Спустя несколько столетий на смену чёрной краски пришли чернила из отвара коры дубильных растений. В Древней Руси  «писчую» краску приготовляли из сажи с камедью (вишнёвый клей)‚ разведённых в воде. Называлась она «копчёные» чернила. В XV веке появился новый способ получения краски‚ широко применяемый древнерусскими летописцами – «вареные» чернила. В железный  или глиняный сосуд  клали дубовую‚ ясеневую‚  ольховую кору и варили‚ затем оставшуюся после варки воду переливали  в другую посуду и опять подвергали нагреву‚ попутно подкладывая ещё коры. В получившуюся смесь добавляли железо‚ завёрнутое в ткань‚ и слегка помешивали. На третий день «варёные» чернила были готовы для письма.  В XVI веке на Руси стали делать «железные» чернила‚ использующиеся до сих пор.  Для «железных» чернил галлы (шаровидные выросты‚ часто встречающиеся на дубовых листьях) или кору настаивали в тёплом месте в кислом растворе (квас‚ уксус‚ кислые щи) и обязательно добавляли железные опилки. Процесс приготовления длился долго‚ доходя порой до месяца. Чтобы чернила стали более густыми и лучше ложились на бумагу‚ к ним добавляли вишневый клей — камедь. В отличие от «вареных» «железные» чернила не так сильно выцветали и были влагоустойчивыми.  Иногда оба этих вида смешивали между собой.  Приблизительно в это же время трудолюбивые русичи освоили ещё один рецепт: чернила из кедровых орешков. Так назывались болезненные наросты на листьях дуба.  К намоченным наростам прибавлялся  вишнёвый клей‚ затём мёд и варево из хмеля.

 В XVIII веке на месте «железин» появился железный купорос‚ резко повысивший скорость приготовления чернил‚ которые на Руси стали называть «чернила добрыя».

В качестве материала для приготовления краски использовали и …. грибы.  Во Франции 200 лет назад из грибка под названием копринус делали чернила.  Вошёл в чернильный состав  этот грибок благодаря своим свойствам: старея‚ копринус буквально расплывается‚ превращаясь в  водянистую массу интенсивного чёрного цвета.

В 1847 году профессор Рунге решил приготовить чернила из экстракта сандалового (кампешевого) дерева‚ произрастающего в тропических лесах. В соке этого дерева содержится химическое вещество гематоксилин‚ при окислении превращающееся в пигмент фиолетово-чёрного цвета. Этот вариант чернил получил широкое распространение‚ особенно в школьной среде. Самым лучшим сортом кампешевых чернил считалась глубоко-чёрная краска «Пегас».

До наших дней сохранилось и несколько экзотических рецептов чернил: каштановые – из отвара кожуры зелёных каштанов‚ бузиновые – из спелых ягод бузины‚ даже грецкие и черничные – из кожуры грецких орехов и из сочных ягод черники.

В 1938 году венгерский художник‚ скульптор и журналист Л. Биро и его брат получили патент на изобретение шариковой ручки‚ в которой чернила подавались к пишущему шарику при помощи давления поршня.  Позднее в Австрии заменили жидкие чернила  на чернильную пасту. Главная особенность которой‚ в отличие от её предшественницы‚ заключается в том‚ что она быстро высыхает при взаимодействии с воздухом. Так появилась первая шариковая ручка и закончилась история бесконечных способов приготовления чернил‚ уступивших место более удобной в применении «писчей» принадлежности.

  

 

www.start4you.ru

Из чего делают чернила: состав. Как сделать настоящие чернила: пошаговая инструкция и рекомендации

Каждый день мы пользуемся шариковыми ручками, на рабочих столах есть принтеры, которые работают практически без перерыва. Мы уже настолько привыкли к этому, что не задумываемся, как это работает. А первым шагом к изобретению всех этих удобных приспособлений стал рецепт удивительного состава, который может оставлять стойкие следы на бумаге и ткани. Однако мы сегодня хотим поговорить о том, из чего делают чернила. Краткий экскурс в историю и современные технологии будут интересны для взрослых и детей.

из чего делают чернила

Старинные фолианты

Тончайший пергамент, строчки, выведенные на выделанной коже, древние манускрипты всегда поражают тем, что до сих пор можно легко разобрать написанное. Первые чернила делали очень просто — смешивали сажу с чем-то клейким. Это, по сути, была тушь, которая высыхала и растрескивалась. Кроме того, она была достаточно вязкой, нужно было наловчиться, чтобы вывести красивую строчку. Тогда рецептура была строго засекречена. Из чего делают чернила, знали только священнослужители. Кстати, вариаций было много. Брали в качестве основы мед и добавляли в нее золотой порошок. Широко использовали состав из ягод бузины и грецкого ореха. Но все это уже кануло в Лету. Сегодня производство чернил стало простым и доступным. Давайте проследим цепочку дальше.

как делают чернила

Чернила из орешков-галлов

Продолжая рассматривать, из чего делают чернила, нельзя забыть знаменитое открытие, а именно особые наросты на листах дуба. Называются они галлы, а живут в них личинки насекомого – орехотворки. Именно поэтому наросты называют чернильными орешками. Из них выжимали сок, затем смешивали его с железным купоросом и добавляли клей. Получался стойкий состав с красивым блеском. Даже сегодня сохранившиеся рукописи выглядят очень свежими. Однако был один важный нюанс. Эти чернила были бесцветными, прочесть написанное можно было только тогда, когда буквы высыхали.

Переворот в истории

В XIX веке люди стали более образованными, уже многие знали, из чего делают чернила. В 1885 году был произведен очередной переворот. Учитель изобрел ализариновые чернила. Они тоже были галловыми, однако обладали интенсивной окраской благодаря уникальной добавке. Сине-зеленые во флаконе, они становились черными при нанесении на бумагу. Достигалось это за счет добавления краппа, то есть вытяжки из корней марены.

Теперь техническая революция шла полным ходом, и уже крапп научились заменять искусственными красителями, а чернильные орешки – галловой кислотой. Но и на этом прогресс не остановился. Был найден самый простой способ производить анилиновые чернила, то есть получать разведенный в воде синтетический краситель. С помощью этой технологии стало возможным синтезировать составы самых различных оттенков. Однако остается загадкой, как выполняли надписи рубиновыми, перламутровыми и сапфировыми чернилами древние монахи. Эти составы до сих пор знают в некоторых монастырях, но никогда это искусство не покидало их стен.

изготовление чернил

От древности к современности

Так как делают чернила сегодня в огромных, промышленных масштабах, нетрудно догадаться, что больше человечество не обращается к природе. Теперь все производимые составы можно разбить на несколько видов. Первая группа остается самой популярной, дешевой и простой. Это, по сути, изготовление чернил из галловой кислоты.

Второй вариант – это получить состав, используя танин. Он встречается в продаже в виде желтоватого порошка. В качестве загустителей используют глицерин и желатин. Таким образом можно сделать небольшое количество чернил, которые будут сравнительно безопасными даже при случайном употреблении внутрь. Конечно, этого лучше избежать.

производство чернил

Как сделать их своими руками

Если очень хочется попробовать себя в роли средневекового монаха, то мы вам расскажем, как сделать чернила своими руками. Все компоненты достаточно простые. Вам нужно будет собрать три грамма чернильных орешков, два грамма железного купороса и такое же количество гуммиарабика. Чернильные галлы нужно истолочь в порошок и засыпать в сосуд. Залить в него 30 мл воды. В другой сосуд налейте аналогичное количество воды и добавьте все остальные компоненты. Через два дня можно смешать обе жидкости, перемешать и оставить еще на 48 часов, после чего процедить. Однако писать этим составом нужно будет еще научиться. Но так как сделать настоящие чернила своими руками достаточно сложно, то придется довольствоваться тем, что весьма их напоминает.

Чернила ализариновые

Готовятся они также из чернильных орешков, однако их отличает то, что в них входит уксус. Для приготовления необходимо взять 10 г чернильных орешков, 6 г медного купороса, 1 г гуммиарабика, 100 мл уксуса. Приготовление займет много времени, поэтому сразу настраивайтесь на длительный процесс. Толченые галлы настаивают в уксусе не менее 6 дней. Остальные компоненты отдельно растворяют в кислоте. На пятый день необходимо второй состав прокипятить.

После того как оба раствора будут готовы, необходимо слить их вместе. Теперь энергично взболтайте смесь. Процесс практически завершен. Лучше всего в качестве растворителя подойдет древесно-уксусная кислота. Ализариновые чернила имеют большой недостаток — они не обтекают перо равномерно, а остаются на нем густой массой.

как сделать настоящие чернила

Множество вариантов

Сегодня изготовление чернил – это важное производство, которое только наращивает темпы. На Руси их готовили из железного купороса, который добавляли в отвар дубовых орешков. Сегодня обычные чернила для шариковой руки – это смесь из 50 и более компонентов. Черный цвет достигается благодаря красителям, однако наиболее популярными являются трифенилметан, фталоцианин меди, они придают синий оттенок, такой популярный в современной письменности.

Производство чернил не обходится без сульфата железа и дубильных кислот. Красители и добавки обязательно смешивают с растворителем, они необходимы, чтобы сделать формулу более стабильной. Синтетические полимеры необходимы, чтобы помочь отрегулировать поверхностное натяжение.

из чего сделаны чернила

Раскрашиваем стекла

Чернила для гладкой поверхности готовят из двух рабочих растворов. Первый – это 100 мл воды и растворенные в ней 1 г сульфида калия и 7 г сульфида натрия. Готовится простым смешиванием. Второй содержит аналогично 100 г воды, 3 г хлорида цинка и 13 мл соляной кислоты. Смесь можно сразу использовать в качестве чернил. Можно смело наносить на стекло и получать после высыхания матовые надписи.

Составы для металла

Назвать чернилами их можно лишь условно. Писать на металле следует смесью из азотной и соляной кислоты. Для этого поверхность покрывают воском, затем делают надпись острым предметом, а затем сверху наносится состав. Через пять минут можно опустить сосуд в теплую воду. Чтобы получить аналог чернильной надписи синего цвета, требуется приготовить другой состав.

Его готовят, смешивая 3.5 г буры с 15 мл этилового спирта, 2 г порошка канифоли и 25 мл раствора метиленового синего. В результате остается надпись синего цвета.

как сделать чернила

Чернила для ткани

Мы уже рассмотрели составы и ориентируемся, из чего сделаны чернила. Однако все эти составы не обладают большой устойчивостью к стирке и многократному кипячению. Для этого следует немного изменить рецептуру. Для этого в колбе нагревают 42 г анилина и 2.5 г бертолетовой соли и 13 мл воды. Затем добавляют 15 мл соляной кислоты (25%-й) и продолжают нагревать смесь, пока она не потемнеет. Остается дело за малым. В колбу вливают хлорид меди, на этом процесс можно считать практически завершенным.

Полученный раствор нагревают до красно-фиолетового цвета. После этого под воздействием красителя, окислителя и катализатора реакции мы можем получить конечный результат. Чернила, выполненные по этому рецепту, являются очень стойкими. Они не выцветают в процессе стирки и могут использоваться в легкой промышленности.

Вместо заключения

Как видите, есть достаточно много способов, чтобы приготовить чернила. Современная промышленность позволяет выпускать начиная от черных и заканчивая разноцветными чернилами. В последнее время отработана технология предотвращения появления плесени. Есть специальные составы, которые при добавлении в чернила полностью нейтрализуют роль грибка. Это креозот и формалин, салициловая кислота.

Как видите, состав чернил совсем не сложный. Если вы увлекаетесь химией, то вполне сможете повторить это и в домашних условиях. Однако большой вопрос, стоит ли это временных затрат, особенно учитывая стоимость продукта в магазине канцелярских товаров и его расход.

fb.ru

Чернила Руси

ЧернилаЧто получится, если взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде, добавить ягоды жестыля, а потом кинуть кусок железа, а потом подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового?
— Чепуха на постном масле! — слышу я голоса. — Что хорошего может получиться из такого винегрета?  
А вот и получится! Да не что-нибудь, а всем известные чернила!

Именно такими чернилами на «кислых щах» — их называли «вареными» — писала Русь в XV веке. «Преданья старины глубокой» — о княжении Ивана III, об окончательном свержении татарского ига — дошли до нас благодаря стойкости и крепости этих чернил.

 
Самые же древнейшие чернила Руси — копченые — из сажи и камеди (вишневого клея). Старые мудрые «копченые» донесли до нас известия о том, «откуда есть пошла русская земля». Густые и клейкие, они словно впивались в толстые листы летописей и только крепли от времени. Воистину, что написано пером, то не вырубишь топором.

В XVI веке стал известен другой — «сладкий» рецепт: из чернильных орешков (наростов на листьях дуба), вишневого клея, куда добавлялось 4 скорплянки (меры) «рассытенного пареным хмелем кислого меда» и немного «вариня хмельного». Если сладко покажется, когда возьмешь на язык, значит, готово!

Пожалуй, из трех приведенных рецептов сразу понятен только самый древний — копченых чернил. В нем все ясно: сажа — для черноты. Клей — для скрепления. А с двумя другими способами столько загадок! Зачем железо, щи, медь? Современная химия смогла объяснить нам этот странный выбор компонентов.

Итак, кора дубовая, ольховая, ясеневая брались потому, что богаты дубильными веществами, которые при сгущении способны темнеть и окрашивать растворы солей окиси железа (вот для чего кусок железа!) в черный или синий цвет. Чтобы усилить темную окраску, добавлялись ягоды жестыля. Во втором рецепте вместо коры применялись чернильные орешки — в них намного больше дубильных веществ.

— А щи-то все-таки зачем?
— Так ведь это совсем уж просто — и в щах, и в квасе, и еще в уксусе, забродившем вине, ячневом пиве, которые тоже вводились некоторыми авторами чернил, содержатся кислоты, которые нужны для реакции: две-три недели длилось рождение чернил! Позже, когда вместо куска железа кто-то догадался употребить железный купорос — готовую соль железа, срок сократился.

Вот я пишу это слово — «чернила». А почему они так называются? Конечно, потому, что вначале они были только черными. Так что сказать «черные чернила» все равно что «масло масляное». Цветные же чернила появились позже. «Начать с красной строки» — мы говорим так, потому что древние Несторы писали красным первые буквы новых сообщений.
Изготовлялись красные чернила чаще всего из фернамбукового дерева — лучшего сорта красного сандала, отваренного вместе с кислотой. Дорогие были чернила! Сандал ведь дерево заморских стран.

Чернила синие получались на основе индиго — кубовой краски, которая добывалась из многих тропических и южных растений. Их обливали водой, давали побродить, потом жидкость сливали. Индиго осаждалось при этом белым осадком, который на воздухе тут же окислялся и синел. Тогда его выжимали в мешках, разрезали на куски и сушили.
Мысль о том, что и в древнем чернильном деле возможны какие-то изменения, привлекла внимание многих изобретателей.

В канун XX века, в 1900 году, человечество приобретает авторучку. Но для нее не годятся жирные и вязкие старые чернила. Дело за новыми чернилами. Стоп! Вот это-то как раз и оказалось невероятно трудным.
Изобретательская мысль пыталась решить эту проблему двумя путями — создать чернила на основе летучих веществ: спирта, ацетона — либо найти новую бумагу, которая способна была бы скоро поглощать чернила.

Первый путь завел в тупик: спирт и ацетон одинаково быстро сохли и на бумаге, и на кончике пера! Второй оказался абсолютно «непроезжим» — бумага с такими ценными свойствами стоила бы так дорого, что ее использовать на письма и черновики было бы непозволительной роскошью.

Итак, поневоле приходилось пытаться выбраться из тупика. Ясно, нужны какие-то добавки, замедляющие испарение. Кислоты? Но они превратят в труху бумагу. Щелочи? По теории ожидалось, что щелочные чернила будут и быстро сохнуть, и, однажды высохнув, будут даже сопротивляться увлажнению — не расплываться от дождя, например. Плохо ли!

В 1912 году такие чернила появились на мировом рынке, и оказались несостоятельными — они сохли все-таки медленно.
Через 15 лет кто-то даже взял патент на рецепт новых чернил — с едким натром. Но хотя они впитывались действительно быстро, сам краситель оказался непрочным — обесцвечивался от света и воздуха. Но изобретатели уже сообразили, что искать новые чернила надо среди красителей. Их было изучено несколько тысяч и, наконец, найдено полдесятка, которые оказалось возможным использовать в щелочных чернилах. Развернулась такая масса экспериментов, что миру начала грозить «чернильная смерть»: могло не хватить чернил не только для опытов, а для их описания. Результаты были интересны, неожиданны и любопытны.

Представьте себе самые идеальные по качествам чернила, которые расползаются кляксами оттого, что не держатся на кончике пера. 
Сколько слез первоклассников, их мам и пап пролито по поводу этих безобразных клякс! Исследования «кляксообразования» привели к мысли, что нужно использовать… опыт концентрации руд методом флотации. Там руда обрабатывается химикатами, причем нежелательные примеси смачиваются, а нужные при добавлении воды остаются сухими.

Еще один интересный опыт.
Если щелочность чернилам придавать едким натром, то, поглощая углекислый газ воздуха, он даст соду — кристаллики ее буквально 
забьют расщеп пера. Ученым пришлось исследовать свойства тонких водяных пленок, добавлять к чернилам смачивающие вещества, и именно они, концентрируясь в расщепе, смогли блокировать доступ углекислому газу.

И еще один эксперимент, тогда приведший к открытию. Бумагой для карандаша называем мы ту бумагу, что неминуемо расплывается 
от чернил. Но оказалось, что стоит добавить в нее крахмал и бентонит, как расплываемости не будет.

Поразительно! Человечество писало свою историю чернилами, не зная о них почти ничего, и узнало много, почти все, тогда, когда за кулисами прихорашивались, готовясь к выходу на сцену, разноцветные пасты для новых, шариковых авторучек.

Поборники авторучек с пером все еще продолжают ломать голову над тем, какие новые сплавы для пера и корпуса нужны, чтобы выдержать только что рождаемые щелочные прекрасные чернила — быстросохнущие, которые не нужно промокать, которые не боятся 
капель воды, света и воздуха, а значит, и через много лет написанные ими строчки будут так же ярки и четки. 
Но и эти самые прекрасные чернила, которые из-за недостатка стройматериала для авторучек хранятся в патентных бюро разных стран в рецептах, отойдут за ненадобностью, если кто-то вдруг вспомнит, что уж больно стар у нас писчий материал. После камня и глиняных табличек народов Междуречья, после папируса Древнего Египта, пергамента средних веков вот уже много столетий бумага да бумага. А если уж посмотреть на нее критическим оком, то придется честно признать — не так уж она хороша: и воды и огня боится, и рвется, и трется, и мнется.
И если вместо нее, как когда-то вместо гусиного пера — металлическое, кто-нибудь предложит, скажем, пленку или пластик, то появятся и принципиально новые чернила. Только станем ли мы называть их так? Вдруг это будет ультразвук или луч света, ведь выжигаем же мы на дереве!

Скорее всего будем, ведь металлическое перо совсем не напоминает перо птицы! Названия часто переживают предмет.
Зато сколько открытий уже было сделано и еще будет сделано «для кончика пера», чтоб потом великие совершались открытия «на кончике пера».

subscribe.ru

Как, чем и на чем писали в Древней Руси

Что вы делаете, когда в вас просыпается литератор? Садитесь за компьютер, открываете какой-нибудь текстовый редактор, вроде “MS Word” и начинаете […]

Что вы делаете, когда в вас просыпается литератор? Садитесь за компьютер, открываете какой-нибудь текстовый редактор, вроде “MS Word” и начинаете творить…

А самые продвинутые из вас вообще включают диктофон, и наговаривают текст, который потом перегоняет в печатный вариант специальная лингвистическая программа! Хорошо быть человеком информационной эпохи! А вот в прежние времена все было несколько сложнее…

Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру. Для письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая письменность – “черты и резы”.

11

Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала.   Церы – это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпуклой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.

Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего художественно украшался.

12

Если бы вам, как жителю Древней Руси понадобилось написать письмо, взять с собой на рынок список продуктов, оставить расписку в получении денег или составить себе походный молитвослов, вы бы стали осматриваться вокруг в поисках березы. Именно ее кору, иначе бересту, русичи использовали в качестве дешевого писчего материала для повседневных нужд.

Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила.

13

Если вы хотите почувствовать себя русским писцом начала XI века, вам следует воспользоваться вязальной спицей и нарезанными полосками бересты. Можно также растопить свечку и залить ее воском небольшую деревянную дощечку. Получится подобие церы.

С XIV века в отдаленных и небогатых районах дешевая береста заменяет дорогой пергамент в книгах. Многие сочинения северных старообрядческих общин дошли до нас именно в форме берестяных книг.

14

Делались берестяные книги довольно просто: книга писалась на заранее подобранных по размеру берестяных страницах; потом к ним прикладывались чистые листы обложки; затем с одной стороны в исписанных страницах шилом пробивались отверстия, через которые пропускался кожаный шнурок и таким образом книга скреплялась.

Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале – пергамене. Этот материал был изобретен во II веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергам и представлял собой особым образом выделанную телячью кожу.

15

Почему книги в древности стоили так дорого? Потому что для написания всего одной книги требовалось много ценного сырья – телячьих шкур (для изготовления Библии, близкой по формату к современному А4, требовались 150-180 шкур) и само изготовление пергамена также требовало большого труда!

Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы.

Кроме того, каждая страница подлежала кропотливому художественному оформлению: вначале на ней обязательно каким-нибудь орнаментом делалась рамка, в которую потом вписывался текст; а после заполнения страницы текстом (первую букву страницы тоже затейливо вырисовывали), к ней обязательно добавлялась красивая пояснительная картинка – миниатюра.

16

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе. После такого вымачивания из шкуры выпадал остальной волосяной покров.

Еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и мездрили полукруглыми ножами – то есть вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Текст, написанный на скоблёном пергамене, назывался палимпсетом.

17

В Византии и Европе существовали технологии окраски пергамена в пурпурный, ореховый, персиковый и другие цвета, а также изготовления золотых и серебряных чернил, которые использовали для особенно ценных книг. Но на Руси они не использовались.

Теперь – чернила! Европейские чернила часто были весьма дорогими и сложными в изготовлении. Но на Руси чаще всего обходились довольно дешевыми и доступными рецептами.   Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи (“копченые чернила”). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди “чернильные орешки” – болезненные наросты на листьях дуба.

18

Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные – камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими метаморфическими породами).

Существовали и односоставные чернила, для которых не требовалась даже камедь. Они изготавливались из некоторых растений. Из черники – фиолетовые чернила, из крушины – пурпурные, из корней спорыша или ягод бузины – синие, а из ее же листьев – зеленые.

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием, чернила разводились водой. Небольшое количество чернил наливали в специальный сосуд – чернильницу, который имел такую форму, чтобы устойчиво располагаться на столе, и было удобно макать в него перо.

19

Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными и долго держали заточку. Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями из правого крыла птицы).

С кончика перьев убиралась часть бородки для улучшения ухватистости. Потом перья обезжиривались, вывариваясь в щелочи и закаливались в горячем песке и затачивались (“чинились”) ножом (отсюда современный складной нож получил наименование “перочинный”). Для написания заглавных букв могли использоваться тонкие кисточки.

К написанию книг допускались писцы с самым красивым почерком. Заглавные буквы затейливо выписывались красными киноварными чернилами (отсюда “красная строка”). Заголовки писались вязью – особым декоративным начертанием букв. Практически каждая страница книги украшалась цветным рисунком – миниатюрой.

20

На полях часто рисовались еще более мелкие рисунки – “полевые цветы”. По краям листа в виде рамки пускали орнамент. Самым распространенным из орнаментов на Руси был “старовизантийский”, он же “геометрический”.

Готовые страницы сшивались в небольшие тетради, которые потом собирались в дощатый переплет, как правило, обтянутый кожей или бархатом, на которых мог присутствовать тесненный или вышитый рисунок или орнамент.

Часто уголки переплета ради пущей сохранности оковывались металлом, а особо ценные и священные книги обычно имели цельный металлический оклад и металлические застежки, которыми края переплета жестко фиксировались между собой, чтобы книга не теряла свою форму. Оклад мог быть сделан из золота или серебра и богато украшен самоцветами и барельефами.

21

Так как рукописные книги сами по себе, а также услуги переписчика были исключительно дороги, то и записи в них подвергались лишь самые важные, общекультурные ценности. Бульварные романы, детективы и низкопробная фантастика отсутствовали как класс. Никаких юмористических или утопических произведений среди тогдашних книг тоже было не встретить.

В первую очередь записи подвергались религиозные и мировоззренческие труды: Евангелия, послания апостолов, жития святых, Псалтири и другая духовная поэзия, чинопоследования богослужений, труды эллинистических и христианских философов и богословов и т.п.

Во вторую – различные труды и сведения, имеющие большую культурную или научную значимость: рассказы и повести, поучения, народные эпосы, былины, песни, поэмы, пословицы и поговорки.

22

Часто записывались мифы, комедии и трагедии древности, кодексы законов и соборные вероопределения, исторические хронологии событий. Существовали и научные сочинения по математике, медицине, химии, географии, астрономии, кораблевождению, домоводству, биологии и другим дисциплинам.

Информация подбиралась весьма избирательно. Часто, ради нового текста, который считали более важным, какое-либо из древних произведений выскабливалось с пергамена, так как новых книг не хватало. Язык, отражая реалии времени, был гораздо более емким и точным чем сейчас. Каждое слово могло нести двойную, а то и тройную смысловую нагрузку.

 

Андрей Сегеда

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

Вы можете поаплодировать автору21

pravoslavie.fm

История чернил

Создание и развитие чернильной жидкости.

Во II столетии до нашего летоисчисления в античном городе Пергам (Малая Азия) из кожи животных стали изготовлять пергамент, и на нем можно было изображать различные рисунки.
Это произошло в тот период времени, когда у людей возникла необходимость что-то записывать для потомков. Для этого потребовалась жидкость, и каждый народ изобретал свои красители для письма.
Статья рассказывает об истории создания чернил (в русском языке это слово произошло от слова «черный»)

Историками установлено, что самые первые чернила были изобретены во время правления основателя Римской империи Октавиана Августа. В те времена уже существовали красные чернила, предназначенные только для письма императором.
Археологи, при раскопках в окрестностях когда — то существовавшего города древнего Рима Геркуланума, нашли сосуд, где на его дне были найдены засохшие остатки черных чернил.
При детальном изучении этой находки было установлено, что состав жидкости состоял из аморфного углерода (сажи), перемешанного с жировым веществом животного.

Более 2000 тысяч лет тому назад в Китае появились черные чернила.
Их состав представлял собой смесь из сажи, природной смолы и щелочного раствора. Единственный недостаток заключался в том, что эти чернила были довольно густыми, и они не стекали на кончик пустотелой тростниковой палочки (предшественник современного пера). Поэтому на пергамент, а после изобретения бумаги на рукопись на Востоке посменные знаки (иероглифы) наносили кисточкой.

При раскопках на территории современного Рима была обнаружена запись рецепта изготовления чернил из косточек винограда.
Твердые семена виноградного плода высушивались и сжигались. Полученная сажа являлась природным красителем. Для достижения определенной вязкости полученный пигмент перемешивали с определенным количеством растительного масла.
Интересным фактом является появление красителя сепия, который используется в наше время для изготовления современных красок и чернил.
Изобретатели древнего мира заметили, что осьминоги в момент опасности выпускают для маскировки чернильную жидкость из мешочков, созданных природой.
Через некоторое время во многих странах были созданы производства, где из тела придонного морского животного извлекали эти емкости, сушили на солнце, перемалывали. Затем смешивали со щелочью и серной кислотой.
Перед тем как поместить под пресс, приготовленная смесь снова высушивалась, в результате чего получался краситель для чернильной жидкости.

В Греции в III столетии до н.э. краситель для чернил красного цвета изготавливали из моллюсков.
Тело этого обитателя морей извлекали из раковин, помещали в соленый раствор, а затем сушили на солнце и варили.
В то время изготовление пурпурных чернил стоило очень дорого (для 1 гр красителя требовалось использовать 10 тыс. моллюсков). Поэтому красные чернила использовались только императором и членами его семьи. Существовала при императорском дворе специальные стрелки для охраны красных чернил.

В прошлые века чернила были, в общем, достаточно дорогими. Причина высокой цены заключалась в сложности изготовления.
На Руси чернила и красители для них изготавливали более дешевым способом.
Основой для этого являлась смола деревьев акации или вишни (камедь). Цвет зависел от добавления в камедь определенных компонентов: добавляя в определенной пропорции бурое железо, чернила приобретали коричневый цвет.
Голубой цвет чернил получался от смеси камеди с медным купоросом.
Сохранились рецепты, где для их изготовления не требовалась смола. Для этого использовали определенные растения.
Чернику применяли для фиолетовых чернильных жидкостей. Из ягод бузины – синий цвет. Красные чернила получали из древесного растения крушины.
Такой состав хранился в деревянных сосудах и перед употреблением разводился до нужной консистенции водой.
Интересно, что на Киевской Руси строгих правил, связанных с красными чернилами не было.
Этот вид чернил научились изготавливать из сушенных равнокрылых насекомых червецов, после чего материал протирали в порошок и добавляли в камеди.
Красные чернила русские песцы использовали для первой буквы нового абзаца. Благодаря этому правилу каждый новый абзац в дальнейшем получил название «красный абзац».

Начиная с XV столетия чернила стали применять при печати книг.
Первым печатным устройством стал пресс, изготовленный немецким первопечатником Иоганном Гуттенбергом в 1458 году.
Механизм был оборудован бруском с рельефным изображением букв, предварительно смазанные чернильной жидкостью и при сжатии на бумаге появлялись отпечатки набранных слов из литеров.
В 1480 году был изобретен процесс печати, где использовали чернила, в основу которых входило растительное масло, изготовленное из семян льна. Эти чернила имели один недостаток – они были жидкими и довольно долго сохли. Поэтому мастера печатания стали в состав чернильной жидкости добавлять нефтяной дистиллят.
В 1870 году в Европе появилась механизм для быстрой печати (печатная машинка). Они имели ударный механизм с рельефными буквами, которые через чернильную ленту оставляли печатный след на предварительно укрепленной бумаге.
Следующий этап развития чернил характеризуется изобретением педагогом Христианом Леонгарди.
Учитель из Саксонии в 1885 году создал ализариновую чернильную жидкость, через некоторое время в Европе появился анилиновый чернильный состав. Эти два вида в первое время были трудоемкие в изготовлении, и стоимость была высокая, но со временем естественные красители были заменены синтетическим материалом и они стали востребованы.

В конце XX столетия появился новый вид печатного устройства, и появились сложные по своему составу чернила для струйных принтеров.
В 1971 году американским инженером Гари Старкветером был изобретен лазерный принтер, где использовались специально разработанные сухие чернила.
Первые партии появились в продаже через 7 лет. Сейчас этот вид печатного электронного устройства распространен во всем мире, в результате чего печатные машинки утратили свое предназначение.

www.istmira.com

Старинные чернила и три способа тайнописи

В наше время для письма используют шариковые ручки с пастой различной окраски. Этот способ возник около пятидесяти лет назад. Многие старинные рукописи дошли до наших дней: буквы, написанные старинными чернилами, сохранили свой цвет и блеск, несмотря на то, что с момента их написания прошли столетия. Что же это за волшебные чернила?

Starinnye chernila 3Во времена Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, примерно до первой половины XIX века, пользовались чернилами, изготовленными по рецепту наших далёких предков.

Сырьём для чернил служили так называемые чернильные орешки – галлы, которые растут на нижней стороне листовой пластинки дуба. В этих разрастаниях листа живут личинки галлиц – насекомых из семейства двукрылых. В таких орешках находится смесь дубильных веществ: танины, в чистом виде представляющие собой порошок светло-серого цвета, хорошо растворимый в воде. Главная составляющая часть смеси – сложный эфир глюкозы и м-дигалловой кислоты.

Такие чернила легко изготовить. Отжатый из галлов сок фильтруют, добавляют раствор соли трёхвалентного железа (сульфата или хлорида). Образуется влажный темно-фиолетовый осадок. К нему добавляют немного клеевидного вещества и чернила готовы к использованию.

Писали отточенными гусиными перьями.

Известны три способа тайнописи, при которых используют органические вещества.

Одним из самых известных тайных чернил является свежее молоко. Текст, написанные молоком на бумаге, можно проявить, подержав некоторое время над электроплиткой, или прогладить горячим утюгом, при этом написанное проступит в коричневом цвете. Это явление объясняется наличием в молоке одного из белков – альбумина, который при нагревании разлагается и переходит в нерастворимое состояние.

Starinnye chernila 1Незаметные надписи на бумаге можно сделать концентрированной уксусной кислотой. Чтобы проявить такие надписи, бумагу смачивают в воде, и написанное проступает в виде «водяных знаков». После высыхания бумаги написанное исчезает и снова появляется при намачивании. В основе такой «тайнописи» лежит способность уксусной кислоты вызывать частичный гидролиз целлюлозы бумаги. Продукты гидролиза, в отличие от бумаги, не набухают в воде, и их видно в виде различимых «водяных» надписей.

Написанное раствором крахмального клейстера можно проявить, поместив бумагу в сухой стакан с несколькими кристалликами йода. При этом на бумаге появляются синие знаки.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *