Изображать словарное слово: Attention Required! | Cloudflare – Attention Required! | Cloudflare

класс по теме «Приёмы работы над правописанием словарных слов».

ЛЕКЦИОННЫЙ МАСТЕР-КЛАСС

учителя начальных классов

МБОУ башкирский лицей имени М.Бурангулова

Минибаевой Марины Гавриловны

Тема: «Приёмы работы над правописанием словарных слов».

Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поздравить вас с наступившим Новым годом, пожелать вам крепкого здоровья, семейного благополучия, пускай Новый, грядущий Год принесет Вам ищущих знаний учеников, отзывчивых и преданных своему делу коллег, желаю, чтобы профессия приносила Вам радость и осознание собственной значимости.
Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический

опыт, придумывает свои оригинальные решения. Сегодня я проведу мастер-

класс на тему: «Приёмы работы над правописанием словарных слов».

Особо актуальной, на уроках русского языка в начальной школе, становится задача формирования орфографической зоркости. А одним из путей решения данной проблемы — это знакомство с правописанием словарных слов.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?

– Выучить, запомнить.

– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со «cловарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами я провожу планомерную словарно-орфографическую работу. Изучение словарных слов ведётся либо по тематике, либо идёт знакомство с определённым словом. Всю работу, направленную на освоение учащимися словарного минимума я распределила на 3 этапа:

  1. Ознакомительный.

  2. Тренировочно – закрепительный.

  3. Учётно-контрольный.

  1. Ознакомительный этап.

На первом этапе работаю с отдельным словом или группой слов. Обобщив опыт учителей, пришла к выводу, что наиболее эффективен следующий алгоритм работы над словарным словом:

  1. Представление слова (работа с загадкой, ребусом, картинкой)

У большинства учащихся по исследованию ученых преобладает моторная память, поэтому при первом знакомстве с новым словом необходимо проговорить его вслух негромко по слогам. Данный способ предполагает сочетание трех факторов: зрение (ребенок смотрит на слова), моторики (слова проговариваются) и слуха (ребенок слышит то, что проговаривает).

2.Толкование слова (знакомство с лексическим значением слова)

3.Этимология слова(знакомство с происхождением слова)

Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому

изучаемому материалу, и создает благоприятные условия для запоминания слов.

4.Подбор однокоренных слов

5.Подбор синонимов, антонимов

6.Выделение слова в пословицах и поговорках

7.Составление предложений и текстов

II. Тренировочно-закрепительный этап.

На данном этапе использую различные методы и приемы работы со словарными словами. Расскажу о некоторых из них.

Есть замечательные слова Анатоля Франса.

Учиться надо только весело.
Чтобы переварить знания,
Надо поглощать их с аппетитом!”

Приём №1 “Словарная стена” помогает детям запомнить новые слова.

Прорабатываем словарное слово. Пишем его на карточке. Можно при этом безударную букву выделить цветом, размером, можно использовать графические ассоциации Вывешиваем на стенке (доске).

Стена постепенно покрываются словарными словами. Неделю слова висят, а ребята их запоминают. Наступает момент, который называется “Стенка”. Ребятам дают

1-2 минуты для “фотографирования”.

Затем ученик снимает слово со стены, все проговаривают его хором по слогам. Когда все слова сняты, проводим словарный диктант. Затем идёт проверка. Учитель показывает листы со словами, а дети сверяют написанное. Если ошибку в слове никто не сделал, слово убирается. Пусть отдохнёт. Если есть ошибка, хоть у одного ученика, слово возвращают на стенку.

— Как Вы думаете, что развивает, формирует этот приём?

(При использовании этого приёма работает у детей зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя).

— Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов — целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

— Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

(Необходимо использовать эффективные приёмы)

Например, Приём №2 “Чепушина”.

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

Г — горох

О — огурец

Р — ребята

О — огород

Д — девочка

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

— Попробуем это сделать вместе, я вам предлагаю слово: родина

— Чем эффективен и интересен этот приём, с Вашей точки зрения?

(Используя этот приём, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым, развиваем кругозор и словарный запас. Идёт развитие творческих способностей)

Приём №3: Составление синквейнов со словарными словами .

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строчке

    , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Такая работа проводится с целью обогащения словарного запаса, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею и позволяет развить творческие способности.

Заяц. Медведь.

Белый, пушистый.

Убегает, прячется, боится.

Он живёт в лесу.

Животное.

hello_html_86733aa.jpg

Предлагаю вам составить синквейн со словом МЕДВЕДЬ

Кто?

Какой?

Что делает?

Где живет?

Слово-итог

Метод №1 Метод зрительных ассоциаций

Метод зрительных ассоциаций очень нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, можно сделать рисунок.

БЫСТРО

ВЕСЕЛО Как ездить на велосипеде?

СКОРО

ХОРОШО

ЯБЛОКО (нарисовать яблоки вместо о)

ЯГОДА (нарисовать ягоду вместо о)

РОМАШКА(нарисовать ромашку вместо о)

Метод №2 Метод звуковых ассоциаций

Следующий метод – звуковые (фонетические) ассоциации – можно применить при удачном созвучии фразы и словарного слова, когда слово запомнить легче при помощи метода звуковых ассоциаций, чем через рисунок. А придуманная фраза хорошо звучит, легко запоминается и хорошо представляется.

  • Учащиеся с помощью учителя, родителей или самостоятельно методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении.

  • Например:

  • УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц.

  • МЕБЕЛЬ из ели.

  • ЯГОДА. Ем ягоды круглый год.

  • ЛОПАТА похожа на лопасть.

III. Учётно-контрольный этап.

Для проверки знаний учащихся использую различные виды диктантов:

Самыми интересными для детей являются диктант с использованием загадок (читаю детям загадку, дети отгадывают её и записывают, выделяя орфограмму) и творческий диктант (предлагаю заменить развернутое определение одним словом. Например: Учащийся школы — ученик. Водитель автомобиля – шофёр. Плод яблони – яблоко).

Анализ моей работы показывает, что планомерное применение различных методов и приемов при изучении или закреплении словарных слов повышает эффективность их правописания. Главное, чтобы такая работа проводилась учителем систематически, рационально с соблюдением всех этапов. Только такой подход повысит интерес к родному языку, обеспечит мотивацию учения и наилучший развивающий эффект.

На этом мастер – класс завершён. Всем спасибо за внимание и работу!

Желаю творческих успехов!

2. Практическая часть

Мастер класс

«Приёмы работы над правописанием словарных слов»

I. Орг.момент.

Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь.

II. Эмоциональная разрядка

«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной».

С. Маршак.

III. Сообщение целей

Сегодня мы изучим новое словарное слово и сможем его сразу написать без ошибок, повторим изученные слова и постараемся запомнить этот блок словарных слов.

Показ ребуса.

Ком (Комната)- прочитаем орфоэпически, поставим ударение,

Та отметим орфограмму , проговорим вслух негромко по слогам 3 раза.

Запишем.

Что такое комната?

а) Отдельное помещение в квартире, доме.

в) Помещение специального назначения на предприятиях, в учреждениях.

  1. Подберите однокоренные слова.

  • Комнатка, комнатный, комнатёнка, комнатушка, многокомнатная.

  1. Назовите синонимы.

  1. Сочетаемость слов.

Составьте возможные словосочетания «прилагательное + сущ.», « глагол + сущ.» со словом комната:

  • Просторная, светлая, чистая, уютная, соседняя, тёплая, малогабаритная, огромная комната.

  • Подойти к комнате, войти в комнату, стоять около комнаты, выйти из комнаты.

  1. А кто, догадается, какое женское имя живёт в слове комната?

— Верно! Ната.

Запоминаемая орфограмма. В ударном положении гласный а.

  1. Сейчас мы напишем словарный диктант, используя разные приёмы.

Карандаш, воробей, аллея, работа, трактор, иней, ракета, адрес. (КВАРТИРА)

Какое слово получилось? Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

Произведение живописи. (КАРТИНА)

Металлическая посуда, обычно цилиндрической формы, для варки кушанья. АСТРЮЛЯ)

Платок, ужин, пальто, КАПУСТА, отец.

Малина, КАРТОФЕЛЬ, земляника.

Почему, ты выбрала это слово? Докажи!

-Что общего эти слова?

  1. Перед нами блок словарных слов. Вы наверно догадались, что опорным словом будет слово комната.

— Что такое опорное слово?

-Это слово, на которое можно опереться. Оно самое надёжное среди данных. Т.к. написание его нам уже известно, или легко запоминается.

— И так, составим рассказ про комнату Наты со словарными словами из диктанта.

В квартире, в комнате Наты висит картина – натюрморт. На картине изображены: кастрюля, капуста, картофель.

Ну а дальше. Всё зависит от творчества педагога… Работа с предложением, с текстом, по теме урока….

Словарные слова в образах и картинках

hello_html_mf43d8d7.png

Словарные слова в образах и картинках: пособие для логопеда: в 2 ч. 1-2кл .
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал первой части пособия предназначен для фронтальной работы с учащимися. Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям классов коррекционно-развивающего обучения, учителям начальных классов, родителям.

Автор: Иншакова Ольга Издательство: Владос

Серия: Библиотека логопеда Жанр: Развитие речи. Логопедия Год выпуска: 2005

ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ О РАБОТЕ С ПОСОБИЕМ

В пособии представлена методика работы со словарными словами для учащихся 1-2 клас­сов. Ее создание является результатом многолетней практической работы автора на логопе­дическом пункте с детьми, имеющими нарушения письма. Методика может быть использо­вана не только учителями-логопедами и педагогами классов коррекционно-развивающего обучения, но и родителями.

Для школьного логопеда эта методика не будет являться дополнительным звеном, пред­варяющим или завершающим поэтапную логопедическую работу. Изучение словарных слов осуществляется в системе всего коррекционного воздействия, направленного на преодоле­ние нарушений письма у младших школьников.

Практика логопедии свидетельствует о том, что работа со словарными словами обычно системно не проводится. Однако, все мы хорошо знаем, что для полноценного овладения письменной речью ребенок должен прочно усвоить три основных принципа русской орфог­рафии: фонетический, морфологический и традиционный. Фонетический принцип — это письмо без правил, «как слышу, так и пишу». Морфологический принцип отражает письмо по правилам: «Пиши безударные гласные так же, как и под ударением, а звонкие и глухие согласные так, как в позиции перед гласными» и т. д. Традиционный принцип базируется на отражении старых норм письма. С ним ребенок чаще всего сталкивается при написании сло­варных слов.

Усвоению детьми традиционного принципа письма уделяет большое значение Л.Г. Пара­монова, справедливо замечая, что словарные слова «… широко распространены в современ­ном русском языке и встречаются ребенку буквально на каждом шагу». Так же часто они встречаются и логопеду, когда он готовит лексический материал к занятию. Практически каждый раз перед ним стоит вопрос включать словарное слово в лексику проводимого им занятия потому, что в нем есть звук, соответствующий теме занятия, или нет, поскольку слово трудно для написания. И нередко, предвидя многочисленные ошибки детей, логопед отказывается от его включения в лексический материал, хотя следует поступать иначе.

Искусственным образом избежать этих слов нельзя, поэтому работа над словарными слова­ми должна включаться в содержание коррекционных занятий как неотъемлемая составляю­щая успешного формирования навыка письма, позволяющего ученику овладеть функциональ­ной грамотностью. Но работать с этими словами на логопедических занятиях нужно иначе чем в классе. Дети не должны «просто» (механически) запоминать слова, поскольку из-за пло­хой слухоречевой памяти им обычно это не удается. Не помогает и многократное прописыва­ние словарных слов перед каждым домашним заданием. Школьники с нарушениями речи, как правило, не могут зрительно запомнить написание слов, в результате чего словарное сло­во каждый следующий раз может воспроизводиться по-новому. Что же делать? Попробовать использовать данную методику работы, в основу которой положен метод целостного образ­ного запоминания словарных слов. За ее содержание взяты словарные слова для учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ, представленные в учебных программах различных авторов (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшина; Т.Г. Рамзаева; Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова).

В соответствии с предлагаемой методикой работы логопед может включить в материал коррекционного занятия любое словарное слово, которое содержит звук, соответствующий теме проводимого занятия. Например, при изучении темы «Звук к и буквы К, к» среди кар­тинок кот, сумка, башмак, кофта, майка может оказаться и словарно слово корова. Это слово, как и все остальные, отрабатывается логопедом обычным образом: в нем определяет­ся наличие звука, место звука в слове. Но перед тем, как записать слово вместе с другими в тетрадь , его написание предлагается запомнить глядя на картинку. Картинка с изображе­нием коровы будет отличаться от остальных тем, что на ней запечатлено слово-образ, кото­рое легко запоминается. Именно с этим образом ученик будет работать в дальнейшем. Такое слово-образ создается чаще всего путем вписывания в него конкретного изображения пред­мета по форме похожего на букву, правописание которой нужно знать.

Это легко объяснить на следующем примере. Очень часто слово корзина дети пишут с бук­вой а (карзина), заменяя гласную букву о на а. А если на месте этой трудно запоминаемой буквы о нарисовать корзину, верхний ободок которой и будет той самой буквой о, то при написании этого слова ребенок будет воспроизводить по памяти не безликий порядок букв или звуков, а вспомнит красочный рисунок, находящийся на месте буквы о.

Пособие включает картинки 64 словарных слов. Картинки со словарными словами-об­разами имеют три различных формата: большой, средний, маленький. Картинки боль­шого формата содержат крупные рисунки слов, и поэтому их удобно использовать при про­ведении занятий с целым классом, вывешивая их на доске. Картинки среднего формата сначала нужно разрезать по пунктирным линиям и использовать при работе с группой уча­щихся, выставляя их на наборном полотне, или как индивидуальный раздаточный мате­риал. Они удобны в работе, так как по размеру совпадают с картинками других пособий. Картинки маленького формата, так же как и среднего, сначала вырезают. Их применяют только при индивидуальной работе. Они являются индивидуальным карманным набором карточек каждого ученика. Маленькие карточки со словами-образами используются ре­бенком как правило для повторения слов дома. И тогда изучение словарных слов для школь­ника превращается в простую и занимательную работу, которая сводится к перекладыва­нию и просматриванию карточек с рисунками. Карточки со словами, в которых ученик перестал делать ошибки, из карманного набора нужно убирать, оставляя для повторения только те, где ошибки еще встречаются.

Особенностью данной методики является то, что в случае возникновения у школьника, имеющего нарушения письма, сомнений или ошибок в написании словарного слова ему не запрещается, а наоборот, разрешается пользоваться своим индивидуальным карманным набором карточек. Ученик в любое время может обратиться к карточке, чтобы уточнить на­писание того или иного слова.

Для лучшего закрепления изучаемых словарных слов в пособии предусмотрены два допол­нительных вида работы: вписывание слова в уже готовый рисунок (корточки маленького формата), срисовывание всего рисунка вместе со словом с образца на маленькую чистую кар­точку, заготовленную ребенком предварительно. Какую из маленьких карточек ребенок вклю­чит в свой карманный набор — он решает сам. Следует ли выполнять ребенку два дополни­тельных вида работы для более прочного запоминания слов — определяет учитель-логопед. А самое главное, усвоив простой прием создания из трудно запоминаемых слов слов-образов, каждый школьник сам сможет придумать для себя все новые и новые рисунки.

hello_html_m6cb7dee8.jpg

hello_html_553f8f27.jpg

hello_html_m3f42725.jpg

hello_html_m3295208c.jpg

hello_html_5f6e6b21.jpg

hello_html_m7cdb42d9.jpg

hello_html_3ba3b0bb.jpg

hello_html_7cdd88c1.jpg

hello_html_m5b0c9d1d.jpg

hello_html_m2f0e03e8.jpg

hello_html_45069415.jpg

hello_html_8fef536.jpg

hello_html_m4348a29f.jpg

hello_html_m2c42497c.jpg

hello_html_m5f786e9b.jpg

hello_html_2a40fc00.jpg

проверочное слово к буквам «И», «О»

Безударный глас­ный «и» в сло­ве «рисо­вать» явля­ет­ся непро­ве­ря­е­мым. Написание бук­вы «о» в суф­фик­се гла­го­ла -ова- про­ве­рит сло­во «рисо­ван­ный».

Слова «рисо­вать», «рису­нок» заим­ство­ва­ны из поль­ско­го язы­ка, а сле­ды про­из­во­дя­ще­го сло­ва при­ве­дут в немец­кий язык.

Прежде чем подыс­кать про­ве­роч­ное сло­во к сло­ву «рисо­вать», узна­ем, в какой мор­фе­ме суще­ству­ет орфо­гра­фи­че­ская про­бле­ма:

рисовать — корень/суффикс/окончание

Поставив уда­ре­ние в этом сло­ве, убе­дим­ся, что голо­сом выде­ля­ет­ся послед­ний глас­ный звук, а преды­ду­щие глас­ные кор­ня и суф­фик­са слы­шат­ся неяс­но. Какую бук­ву, «и» или «е», напи­сать в корне сло­ва?

Как проверить букву «и» в слове «рисовать» ?

Чтобы дока­зать напи­са­ние бук­вы «и» в корне рас­смат­ри­ва­е­мо­го гла­го­ла, вос­поль­зу­ем­ся прин­ци­пом рус­ской орфо­гра­фии, что в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая нахо­дит­ся под уда­ре­ни­ем в том же сло­ге любой грам­ма­ти­че­ской фор­мы сло­ва или в подо­бран­ной одно­ко­рен­ной лек­се­ме.

Посмотрим, как мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне сле­ду­ю­щих слов:

  • дари́ть — пода́рок:
  • отдыха́ет — о́тдых;
  • свела́ — свёл;
  • щипа́ть — щи́плется.

Аналогично поищем про­ве­роч­ное сло­во сре­ди одно­ко­рен­ных лек­сем:

  • нарисова́ть
  • перерисова́ть
  • обрисова́ть
  • пририсова́ть
  • рисова́ние
  • рисова́льщик
  • рисова́льщица

Во всех род­ствен­ных сло­вах глас­ный «и» в корне явля­ет­ся без­удар­ным. Его напи­са­ние запом­ним или про­ве­рим в орфо­гра­фи­че­ском сло­ва­ре.

Рисовать проверочное слово

Рисовать проверочное слово

Вывод

«Рисовать» — сло­вар­ное сло­во, в корне кото­ро­го пишет­ся бук­ва «и».

Какая буква пишется в суффиксе -ова-?

В гла­го­ле «рисо­вать» суф­фикс -ова- име­ет без­удар­ный глас­ный «о».

Его напи­са­ние про­ве­рит при­ча­стие «рисо́ванный», в кото­ром глас­ный «о» явля­ет­ся удар­ным.

Также мож­но вос­поль­зо­вать­ся пра­ви­лом пра­во­пи­са­ния глас­ных в гла­голь­ных суф­фик­сах -ова-/-ева-,- ыва-/-ива-.

Правило

Если в фор­ме пер­во­го лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­гол окан­чи­ва­ет­ся на -ую/-юю, то в инфи­ни­ти­ве и в фор­ме про­шед­шем вре­ме­ни пишет­ся суф­фикс -ова-/ева-.
  • рисую — рисовать, рисовал;
  • беседую — беседовать, беседовал;
  • потчую — потчевать.

Правило

Если в фор­ме пер­во­го лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­гол окан­чи­ва­ет­ся на -иваю/-иваю, то в инфи­ни­ти­ве и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни пишет­ся суф­фикс -ыва-/-ива-.

Например:

  • осваиваю — осваивать, осваивал;
  • раз­мазываю — раз­мазывать, раз­мазывал.
Скачать ста­тью: PDF

проверочное слово к букве «О» и «А»

Слово «вооб­ра­же­ние» не име­ет про­ве­роч­но­го сло­ва в совре­мен­ном рус­ском язы­ке.

В напи­са­нии сло­ва «вооб­ра­же­ние» мож­но совер­шить несколь­ко орфо­гра­фи­че­ских оши­бок из-за того, что удар­ным в нем явля­ет­ся глас­ный суф­фик­са:

воображе́ние — корень/суффикс/окончание.

Какую бук­ву «о» или «а» сле­ду­ет напи­сать в корне это­го сло­ва? Чтобы выяс­нить это, необ­хо­ди­мо поис­кать про­ве­роч­ное сло­во, сле­дуя прин­ци­пу, что в рус­ской орфо­гра­фии в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая высту­па­ет в том же сло­ге в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме сло­ва или в подо­бран­ной одно­ко­рен­ной лек­се­ме.

Посмотрим, как мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне сле­ду­ю­щих слов:

  • поглоща́ть — гло́тка;
  • храни́ть — охра́на;
  • письмо́ — пи́сьма;
  • верши́на — верх.

Как проверить букву «о» и «а» в слове «воображение»?

В сло­ве «вооб­ра­же­ние» с тече­ни­ем вре­ме­ни эти­мо­ло­ги­че­ская при­став­ка во- срос­лась с кор­нем. Зная, что часть во- в мор­фем­ном соста­ве это­го суще­стви­тель­но­го явля­лась когда-то при­став­кой, напи­шем бук­ву «о» в пер­вом сло­ге ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва.

ВоображениеВоображение

Воображение

По сво­е­му про­ис­хож­де­нию суще­стви­тель­ное «вооб­ра­же­ние» свя­за­но со  сло­вом «о́браз», кото­рое про­ве­рит вто­рой без­удар­ный глас­ный «о» в корне. Написание глас­но­го «а» дока­жет эти­мо­ло­ги­че­ски род­ствен­ное сло­во «обра́зчик». Обратим вни­ма­ние, что в корне этих слов име­ет­ся ста­ро­сла­вян­ское соче­та­ние -ра-, кото­рое чаще все­го во мно­гих сло­вах, заим­ство­ван­ных рус­ским язы­ком из это­го древ­не­го язы­ка, явля­ет­ся без­удар­ным.

Но в совре­мен­ном рус­ском язы­ке у это­го отвле­чен­но­го суще­стви­тель­но­го нет одно­ко­рен­ных слов, в корне кото­рых бук­вы «о» и «а» ока­за­лись бы под уда­ре­ни­ем.

Традиционно сло­во «воображе́ние» счи­та­ет­ся сло­вар­ным.

«Воображение» — это сло­вар­ное сло­во, в пер­вом и вто­ром сло­ге кото­ро­го пишет­ся бук­ва «о», а в тре­тьем сло­ге — «а».

Примеры

Мальчику Артёмке воображе́ние рисо­ва­ло чудес­ные кар­ти­ны поле­та над зем­лей.

Все кри­ти­ки отме­ча­ют, что у это­го писателя-фантаста бога­тое воображе́ние.

Включаем свое воображе́ние и пред­ста­вим, каким ста­нет наш город ров­но через сто лет.

Скачать ста­тью: PDF

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *