класс по теме «Приёмы работы над правописанием словарных слов».
ЛЕКЦИОННЫЙ МАСТЕР-КЛАСС
учителя начальных классов
МБОУ башкирский лицей имени М.Бурангулова
Минибаевой Марины Гавриловны
Тема: «Приёмы работы над правописанием словарных слов».
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поздравить вас с наступившим Новым годом, пожелать вам крепкого здоровья, семейного благополучия, пускай Новый, грядущий Год принесет Вам ищущих знаний учеников, отзывчивых и преданных своему делу коллег, желаю, чтобы профессия приносила Вам радость и осознание собственной значимости.
Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический
опыт, придумывает свои оригинальные решения. Сегодня я проведу мастер-
класс на тему: «Приёмы работы над правописанием словарных слов».
Особо актуальной, на уроках русского языка в начальной школе, становится задача формирования орфографической зоркости. А одним из путей решения данной проблемы — это знакомство с правописанием словарных слов.
– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?
– Выучить, запомнить.
– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.
При знакомстве со «cловарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.
Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами я провожу планомерную словарно-орфографическую работу. Изучение словарных слов ведётся либо по тематике, либо идёт знакомство с определённым словом. Всю работу, направленную на освоение учащимися словарного минимума я распределила на 3 этапа:
Ознакомительный.
Тренировочно – закрепительный.
Учётно-контрольный.
Ознакомительный этап.
На первом этапе работаю с отдельным словом или группой слов. Обобщив опыт учителей, пришла к выводу, что наиболее эффективен следующий алгоритм работы над словарным словом:
Представление слова (работа с загадкой, ребусом, картинкой)
У большинства учащихся по исследованию ученых преобладает моторная память, поэтому при первом знакомстве с новым словом необходимо проговорить его вслух негромко по слогам. Данный способ предполагает сочетание трех факторов: зрение (ребенок смотрит на слова), моторики (слова проговариваются) и слуха (ребенок слышит то, что проговаривает).
2.Толкование слова (знакомство с лексическим значением слова)
3.Этимология слова(знакомство с происхождением слова)
Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому
изучаемому материалу, и создает благоприятные условия для запоминания слов.
4.Подбор однокоренных слов
5.Подбор синонимов, антонимов
6.Выделение слова в пословицах и поговорках
7.Составление предложений и текстов
II. Тренировочно-закрепительный этап.
На данном этапе использую различные методы и приемы работы со словарными словами. Расскажу о некоторых из них.
Есть замечательные слова Анатоля Франса.
“Учиться надо только весело.
Чтобы переварить знания,
Надо поглощать их с аппетитом!”
Приём №1 “Словарная стена” помогает детям запомнить новые слова.
Прорабатываем словарное слово. Пишем его на карточке. Можно при этом безударную букву выделить цветом, размером, можно использовать графические ассоциации Вывешиваем на стенке (доске).
Стена постепенно покрываются словарными словами. Неделю слова висят, а ребята их запоминают. Наступает момент, который называется “Стенка”. Ребятам дают
1-2 минуты для “фотографирования”.
Затем ученик снимает слово со стены, все проговаривают его хором по слогам. Когда все слова сняты, проводим словарный диктант. Затем идёт проверка. Учитель показывает листы со словами, а дети сверяют написанное. Если ошибку в слове никто не сделал, слово убирается. Пусть отдохнёт. Если есть ошибка, хоть у одного ученика, слово возвращают на стенку.
— Как Вы думаете, что развивает, формирует этот приём?
(При использовании этого приёма работает у детей зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя).
— Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов — целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.
— Как при запоминании избежать простой зубрёжки?
(Необходимо использовать эффективные приёмы)
Например, Приём №2 “Чепушина”.
Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.
Г — горох
О — огурец
Р — ребята
О — огород
Д — девочка
Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.
— Попробуем это сделать вместе, я вам предлагаю слово: родина
— Чем эффективен и интересен этот приём, с Вашей точки зрения?
(Используя этот приём, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым, развиваем кругозор и словарный запас. Идёт развитие творческих способностей)
Приём №3: Составление синквейнов со словарными словами .
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке
, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Такая работа проводится с целью обогащения словарного запаса, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею и позволяет развить творческие способности.
Заяц. Медведь.
Белый, пушистый.
Убегает, прячется, боится.
Он живёт в лесу.
Животное.
Предлагаю вам составить синквейн со словом МЕДВЕДЬ
Кто?
Какой?
Что делает?
Где живет?
Слово-итог
Метод №1 Метод зрительных ассоциаций
Метод зрительных ассоциаций очень нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, можно сделать рисунок.
БЫСТРО
ВЕСЕЛО Как ездить на велосипеде?
СКОРО
ХОРОШО
ЯБЛОКО (нарисовать яблоки вместо о)
ЯГОДА (нарисовать ягоду вместо о)
РОМАШКА(нарисовать ромашку вместо о)
Метод №2 Метод звуковых ассоциаций
Следующий метод – звуковые (фонетические) ассоциации – можно применить при удачном созвучии фразы и словарного слова, когда слово запомнить легче при помощи метода звуковых ассоциаций, чем через рисунок. А придуманная фраза хорошо звучит, легко запоминается и хорошо представляется.
Учащиеся с помощью учителя, родителей или самостоятельно методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении.
Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц.
МЕБЕЛЬ из ели.
ЯГОДА. Ем ягоды круглый год.
ЛОПАТА похожа на лопасть.
III. Учётно-контрольный этап.
Для проверки знаний учащихся использую различные виды диктантов:
Самыми интересными для детей являются диктант с использованием загадок (читаю детям загадку, дети отгадывают её и записывают, выделяя орфограмму) и творческий диктант (предлагаю заменить развернутое определение одним словом. Например: Учащийся школы — ученик. Водитель автомобиля – шофёр. Плод яблони – яблоко).
Анализ моей работы показывает, что планомерное применение различных методов и приемов при изучении или закреплении словарных слов повышает эффективность их правописания. Главное, чтобы такая работа проводилась учителем систематически, рационально с соблюдением всех этапов. Только такой подход повысит интерес к родному языку, обеспечит мотивацию учения и наилучший развивающий эффект.
На этом мастер – класс завершён. Всем спасибо за внимание и работу!
Желаю творческих успехов!
2. Практическая часть
Мастер класс
«Приёмы работы над правописанием словарных слов»
I. Орг.момент.
Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь.
II. Эмоциональная разрядка
«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной».
С. Маршак.
III. Сообщение целей
Сегодня мы изучим новое словарное слово и сможем его сразу написать без ошибок, повторим изученные слова и постараемся запомнить этот блок словарных слов.
Показ ребуса.
Ком (Комната)- прочитаем орфоэпически, поставим ударение,
Та отметим орфограмму , проговорим вслух негромко по слогам 3 раза.
Запишем.
Что такое комната?
а) Отдельное помещение в квартире, доме.
в) Помещение специального назначения на предприятиях, в учреждениях.
Подберите однокоренные слова.
Комнатка, комнатный, комнатёнка, комнатушка, многокомнатная.
Назовите синонимы.
Сочетаемость слов.
Составьте возможные словосочетания «прилагательное + сущ.», « глагол + сущ.» со словом комната:
Просторная, светлая, чистая, уютная, соседняя, тёплая, малогабаритная, огромная комната.
Подойти к комнате, войти в комнату, стоять около комнаты, выйти из комнаты.
А кто, догадается, какое женское имя живёт в слове комната?
— Верно! Ната.
Запоминаемая орфограмма. В ударном положении гласный а.
Сейчас мы напишем словарный диктант, используя разные приёмы.
Карандаш, воробей, аллея, работа, трактор, иней, ракета, адрес. (КВАРТИРА)
Какое слово получилось? Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
Произведение живописи. (КАРТИНА)
Металлическая посуда, обычно цилиндрической формы, для варки кушанья. (КАСТРЮЛЯ)
Платок, ужин, пальто, КАПУСТА, отец.
Малина, КАРТОФЕЛЬ, земляника.
Почему, ты выбрала это слово? Докажи!
-Что общего эти слова?
Перед нами блок словарных слов. Вы наверно догадались, что опорным словом будет слово комната.
— Что такое опорное слово?
-Это слово, на которое можно опереться. Оно самое надёжное среди данных. Т.к. написание его нам уже известно, или легко запоминается.
— И так, составим рассказ про комнату Наты со словарными словами из диктанта.
В квартире, в комнате Наты висит картина – натюрморт. На картине изображены: кастрюля, капуста, картофель.
Ну а дальше. Всё зависит от творчества педагога… Работа с предложением, с текстом, по теме урока….
Словарные слова в образах и картинках
Словарные слова в образах и картинках: пособие для логопеда: в 2 ч. 1-2кл .
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал первой части пособия предназначен для фронтальной работы с учащимися. Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям классов коррекционно-развивающего обучения, учителям начальных классов, родителям.
Автор: Иншакова Ольга Издательство: Владос
Серия: Библиотека логопеда Жанр: Развитие речи. Логопедия Год выпуска: 2005
ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ О РАБОТЕ С ПОСОБИЕМ
В пособии представлена методика работы со словарными словами для учащихся 1-2 классов. Ее создание является результатом многолетней практической работы автора на логопедическом пункте с детьми, имеющими нарушения письма. Методика может быть использована не только учителями-логопедами и педагогами классов коррекционно-развивающего обучения, но и родителями.
Для школьного логопеда эта методика не будет являться дополнительным звеном, предваряющим или завершающим поэтапную логопедическую работу. Изучение словарных слов осуществляется в системе всего коррекционного воздействия, направленного на преодоление нарушений письма у младших школьников.
Практика логопедии свидетельствует о том, что работа со словарными словами обычно системно не проводится. Однако, все мы хорошо знаем, что для полноценного овладения письменной речью ребенок должен прочно усвоить три основных принципа русской орфографии: фонетический, морфологический и традиционный. Фонетический принцип — это письмо без правил, «как слышу, так и пишу». Морфологический принцип отражает письмо по правилам: «Пиши безударные гласные так же, как и под ударением, а звонкие и глухие согласные так, как в позиции перед гласными» и т. д. Традиционный принцип базируется на отражении старых норм письма. С ним ребенок чаще всего сталкивается при написании словарных слов.
Усвоению детьми традиционного принципа письма уделяет большое значение Л.Г. Парамонова, справедливо замечая, что словарные слова «… широко распространены в современном русском языке и встречаются ребенку буквально на каждом шагу». Так же часто они встречаются и логопеду, когда он готовит лексический материал к занятию. Практически каждый раз перед ним стоит вопрос включать словарное слово в лексику проводимого им занятия потому, что в нем есть звук, соответствующий теме занятия, или нет, поскольку слово трудно для написания. И нередко, предвидя многочисленные ошибки детей, логопед отказывается от его включения в лексический материал, хотя следует поступать иначе.
Искусственным образом избежать этих слов нельзя, поэтому работа над словарными словами должна включаться в содержание коррекционных занятий как неотъемлемая составляющая успешного формирования навыка письма, позволяющего ученику овладеть функциональной грамотностью. Но работать с этими словами на логопедических занятиях нужно иначе чем в классе. Дети не должны «просто» (механически) запоминать слова, поскольку из-за плохой слухоречевой памяти им обычно это не удается. Не помогает и многократное прописывание словарных слов перед каждым домашним заданием. Школьники с нарушениями речи, как правило, не могут зрительно запомнить написание слов, в результате чего словарное слово каждый следующий раз может воспроизводиться по-новому. Что же делать? Попробовать использовать данную методику работы, в основу которой положен метод целостного образного запоминания словарных слов. За ее содержание взяты словарные слова для учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ, представленные в учебных программах различных авторов (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшина; Т.Г. Рамзаева; Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова).
В соответствии с предлагаемой методикой работы логопед может включить в материал коррекционного занятия любое словарное слово, которое содержит звук, соответствующий теме проводимого занятия. Например, при изучении темы «Звук к и буквы К, к» среди картинок кот, сумка, башмак, кофта, майка может оказаться и словарно слово корова. Это слово, как и все остальные, отрабатывается логопедом обычным образом: в нем определяется наличие звука, место звука в слове. Но перед тем, как записать слово вместе с другими в тетрадь , его написание предлагается запомнить глядя на картинку. Картинка с изображением коровы будет отличаться от остальных тем, что на ней запечатлено слово-образ, которое легко запоминается. Именно с этим образом ученик будет работать в дальнейшем. Такое слово-образ создается чаще всего путем вписывания в него конкретного изображения предмета по форме похожего на букву, правописание которой нужно знать.
Это легко объяснить на следующем примере. Очень часто слово корзина дети пишут с буквой а (карзина), заменяя гласную букву о на а. А если на месте этой трудно запоминаемой буквы о нарисовать корзину, верхний ободок которой и будет той самой буквой о, то при написании этого слова ребенок будет воспроизводить по памяти не безликий порядок букв или звуков, а вспомнит красочный рисунок, находящийся на месте буквы о.
Пособие включает картинки 64 словарных слов. Картинки со словарными словами-образами имеют три различных формата: большой, средний, маленький. Картинки большого формата содержат крупные рисунки слов, и поэтому их удобно использовать при проведении занятий с целым классом, вывешивая их на доске. Картинки среднего формата сначала нужно разрезать по пунктирным линиям и использовать при работе с группой учащихся, выставляя их на наборном полотне, или как индивидуальный раздаточный материал. Они удобны в работе, так как по размеру совпадают с картинками других пособий. Картинки маленького формата, так же как и среднего, сначала вырезают. Их применяют только при индивидуальной работе. Они являются индивидуальным карманным набором карточек каждого ученика. Маленькие карточки со словами-образами используются ребенком как правило для повторения слов дома. И тогда изучение словарных слов для школьника превращается в простую и занимательную работу, которая сводится к перекладыванию и просматриванию карточек с рисунками. Карточки со словами, в которых ученик перестал делать ошибки, из карманного набора нужно убирать, оставляя для повторения только те, где ошибки еще встречаются.
Особенностью данной методики является то, что в случае возникновения у школьника, имеющего нарушения письма, сомнений или ошибок в написании словарного слова ему не запрещается, а наоборот, разрешается пользоваться своим индивидуальным карманным набором карточек. Ученик в любое время может обратиться к карточке, чтобы уточнить написание того или иного слова.
Для лучшего закрепления изучаемых словарных слов в пособии предусмотрены два дополнительных вида работы: вписывание слова в уже готовый рисунок (корточки маленького формата), срисовывание всего рисунка вместе со словом с образца на маленькую чистую карточку, заготовленную ребенком предварительно. Какую из маленьких карточек ребенок включит в свой карманный набор — он решает сам. Следует ли выполнять ребенку два дополнительных вида работы для более прочного запоминания слов — определяет учитель-логопед. А самое главное, усвоив простой прием создания из трудно запоминаемых слов слов-образов, каждый школьник сам сможет придумать для себя все новые и новые рисунки.
проверочное слово к буквам «И», «О»
Безударный гласный «и» в слове «рисовать» является непроверяемым. Написание буквы «о» в суффиксе глагола -ова- проверит слово «рисованный».
Слова «рисовать», «рисунок» заимствованы из польского языка, а следы производящего слова приведут в немецкий язык.
Прежде чем подыскать проверочное слово к слову «рисовать», узнаем, в какой морфеме существует орфографическая проблема:
рисовать — корень/суффикс/окончание
Поставив ударение в этом слове, убедимся, что голосом выделяется последний гласный звук, а предыдущие гласные корня и суффикса слышатся неясно. Какую букву, «и» или «е», написать в корне слова?
Как проверить букву «и» в слове «рисовать» ?
Чтобы доказать написание буквы «и» в корне рассматриваемого глагола, воспользуемся принципом русской орфографии, что в безударном положении пишется та же гласная буква, которая находится под ударением в том же слоге любой грамматической формы слова или в подобранной однокоренной лексеме.
Посмотрим, как можно проверить безударные гласные в корне следующих слов:
- дари́ть — пода́рок:
- отдыха́ет — о́тдых;
- свела́ — свёл;
- щипа́ть — щи́плется.
Аналогично поищем проверочное слово среди однокоренных лексем:
- нарисова́ть
- перерисова́ть
- обрисова́ть
- пририсова́ть
- рисова́ние
- рисова́льщик
- рисова́льщица
Во всех родственных словах гласный «и» в корне является безударным. Его написание запомним или проверим в орфографическом словаре.
Вывод
«Рисовать» — словарное слово, в корне которого пишется буква «и».
Какая буква пишется в суффиксе -ова-?
В глаголе «рисовать» суффикс -ова- имеет безударный гласный «о».
Его написание проверит причастие «рисо́ванный», в котором гласный «о» является ударным.
Также можно воспользоваться правилом правописания гласных в глагольных суффиксах -ова-/-ева-,- ыва-/-ива-.
Правило
Если в форме первого лица единственного числа настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в инфинитиве и в форме прошедшем времени пишется суффикс -ова-/ева-.- рисую — рисовать, рисовал;
- беседую — беседовать, беседовал;
- потчую — потчевать.
Правило
Если в форме первого лица единственного числа настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -иваю/-иваю, то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.
Например:
- осваиваю — осваивать, осваивал;
- размазываю — размазывать, размазывал.
проверочное слово к букве «О» и «А»
Слово «воображение» не имеет проверочного слова в современном русском языке.
В написании слова «воображение» можно совершить несколько орфографических ошибок из-за того, что ударным в нем является гласный суффикса:
воображе́ние — корень/суффикс/окончание.
Какую букву «о» или «а» следует написать в корне этого слова? Чтобы выяснить это, необходимо поискать проверочное слово, следуя принципу, что в русской орфографии в безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает в том же слоге в любой грамматической форме слова или в подобранной однокоренной лексеме.
Посмотрим, как можно проверить безударные гласные в корне следующих слов:
- поглоща́ть — гло́тка;
- храни́ть — охра́на;
- письмо́ — пи́сьма;
- верши́на — верх.
Как проверить букву «о» и «а» в слове «воображение»?
В слове «воображение» с течением времени этимологическая приставка во- срослась с корнем. Зная, что часть во- в морфемном составе этого существительного являлась когда-то приставкой, напишем букву «о» в первом слоге анализируемого слова.
Воображение
По своему происхождению существительное «воображение» связано со словом «о́браз», которое проверит второй безударный гласный «о» в корне. Написание гласного «а» докажет этимологически родственное слово «обра́зчик». Обратим внимание, что в корне этих слов имеется старославянское сочетание -ра-, которое чаще всего во многих словах, заимствованных русским языком из этого древнего языка, является безударным.
Но в современном русском языке у этого отвлеченного существительного нет однокоренных слов, в корне которых буквы «о» и «а» оказались бы под ударением.
Традиционно слово «воображе́ние» считается словарным.
«Воображение» — это словарное слово, в первом и втором слоге которого пишется буква «о», а в третьем слоге — «а».
Примеры
Скачать статью: PDFМальчику Артёмке воображе́ние рисовало чудесные картины полета над землей.
Все критики отмечают, что у этого писателя-фантаста богатое воображе́ние.
Включаем свое воображе́ние и представим, каким станет наш город ровно через сто лет.