Качество речи требующее соблюдение законов мышления при построении текстов – Основные качества речи

Коммуникативные качества речи

Лекция 2 — 3.

  1. Хорошая речь и её критерии

  2. Типы речевой культуры

  3. Коммуникативные качества речи

    1. Правильность

    2. Логичность

    3. Точность

    4. Понятность

    5. Уместность

    6. Чистота

    7. Богатство

    8. Выразительность

  1. Хорошая речь и её критерии

При оценке многих явлений мы привыкли пользоваться критериями «хорошо» — «плохо». Оцените с их помощью следующие тексты.

1) Ничто столько не отнимает у лица его силы и выражения, как сей неопределённый и блуждающий вид, когда оратор, смотря на всех, не смотрит ни на кого, когда не может он определить точного места, куда он должен склонять удар очей, и, говоря всем, не говорит никому. Чтобы избежать сего важного и очень обыкновенного порока, надобно раз навсегда положить за правило устремлять мысль, каждое помавание лица на одного кого-нибудь из предстоящих, дабы казалось, что он именно ему и говорит. К сей предосторожности надобно присовокупить ещё другую, чтоб разделять сие направление взгляда попеременно по всем, а не смотреть в продолжение всей речи на одного: надобно, чтоб каждая мысль относилась к одному из предстоящих, но чтоб целое слово не относилось к одному и тому же, а разделено было всем по известной части. (

Сперанский М.М. Правила высшего красноречия. 1792. Опубликовано в 1844г.)

2) Юная бизнесвумен и её импозантный бойфренд, известный хакер по прозвищу Брейк, тет-а-тет вели беседу в кафе фаст-фуд. Она индифферентно жевала сандвич, он апатично ел хот-дог, закусывая его чизбургером. Бармено поставил компакт-диск с известным хитом – саундтреком к бестселлеру «Титаник». Зазвучала музыка. Бизнесвумен решительно посмотрела на своего визави и объявила, что в прошлый уик-энд видела его на презентации в компании юной топ-модели. «Адюльтер! В наших отношениях стагнация! Я тебе больше не нужна!» – внезапно зарыдала красавица и по её лицу потёк мейкап. Бойфренд назвал её слова гнусной инсинуацией: «То, что ты видела, не любовное рандеву, а всего лишь бизнес, промоушн новой компьютерной программы». Брейк клялся ей в любви, обещал отвести свою подругу в шикарный супермаркет или шоп, купить шубу эксклюзивного дизайна. Кроме того, он дал слово свозить её в недельный шоп-тур по Европе и обещал быть её вечным спонсором. Консенсус был достигнут. Хэппи-энд.

3) Часто приходится слышать оборот «Кстати…». Используя его, говорящий пытается создать впечатление, что он излагает мысли, только что пришедшие ему в голову. Но в девяти случаях из десяти сказанное для этого человека очень важно, а небрежное вводное слово – не более, чем притворство. Если ваши собеседники начинают предложение словами «честно говоря», «по правде сказать», «скажу вам как на духу», вполне вероятно, что откровенности и искренности после этих слов будет немного. Подобные выражения очень часто используются в речи в качестве прикрытия.

По поводу первого текста можно сказать, что он в целом понятен, но устаревшие слова, использованные в нём, вызывают затруднение, а следовательно, нет уверенности, что мы все поняли правильно и точно. Во время создания этого текста он был образцом хорошей речи, но сегодня назвать его безупречным, т.е. хорошим, вряд ли возможно.

Второй текст любопытен, забавен, но можно ли использовать подобный способ изложения во всех коммуникативных ситуациях? Безусловно, нет, скорее, этот вариант хорош для развлечения.

Третий текст не вызывает затруднений при его восприятии, он понятен, доступен, соответствует современному варианту литературного языка, в нём отсутствуют нарушающие стилевое единство слова. Этот текст вне зависимости от того, согласны ли мы с высказанной в нём мыслью, можно назвать хорошим текстом.

Итак, хорошая это речь или плохая, нельзя решить вне учёта коммуникативной ситуации, поставленных говорящим (пишущим) коммуникативных задач, отношений между участниками коммуникации, характера и свойств адресата речи.

Хорошая речь – это целесообразная речь, успешная для адресанта и эффективная для адресата. Она всегда реализуется в нужной для данной ситуации разновидности литературного языка, в соответствующей ситуации форме речи – устной или письменной. Хорошая речь строится в соответствии с национальными традициями общения и этическими нормами. Наконец, хорошая речь – это речь творческая, т.е. не повторяющая всем знакомые штампы, а содержащая интересные образные выражения, речь, в которой использованы богатые выразительные возможности языка.

studfile.net

речь правильная и речь хорошая. Основные качества речи (содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность, богатство и разнообразие речевых средств).

Язык это общая схема всех речений, принадлежащих людям определенной национальности. Это общие для всех них правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы ее поняли другие.

Речьчастное и во многих отношениях случайное проявление языка. Говоря на русском языке, каждый из нас привносит в него что-то свое, собственное. Ведь у каждого из нас своя манера и привычка говорить, использовать свои любимые слова и обороты.

Речь воплощается в букве и звуке, диалогах и монологах, стенограммах и конспектах, в магнитофонной записи. Язык же материально не существует никак. Ученые собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают обширные словари, пишут научные грамматики. Можно представить основные особенности и закономерности языка, хотя и косвенным образом, но можно.

Но язык есть! Есть в каждом из нас, и в ваших соседях, и в ваших родителях. Исчезни он – и вы попросту перестанете понимать друг друга. Исчезнут книги и газеты, радио и телевидение, заводы и фабрики, институты и учреждения – остановится жизнь, потому что наличие языка – самое незаметное (потому что привычное), но самое существенное условие цивилизации.

Язык вне речи не существует, речи без языка нет. Чтобы быть понятным всем, язык должен быть устойчивым. Но язык воплощен в миллионах речевых контекстов, которые прихотливо видоизменяют его в зависимости от различных условий. Чтобы существовать, язык должен изменяться в речи.

Все, что мы видим, слышим, чувствуем, все, что мы знаем, — все это отражено в словах, их сочетаниях, зашифровано в грамматических формах, категориях, осмыслено в тонких оттенках речи. В языке сосредоточен жизненный опыт прошлых поколений, и этот опыт постепенно обогащается, изменяя язык.

Язык можно понять только в действии, только в поиске новой мысли, в рассуждении, в столкновении идей. Потому что язык – это достояние каждого из нас, всех, говорящих на этом языке.

Качества хорошей речи.

  1. Содержательность.

Нужно знать, что сказать. Это должно быть интересным и новым для адресата. Без этого речь превратится в пустословие, болтовню.

• Она [проза] требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат. (А.Пушкин)

• На мысли, дышащие силой, как жемчуг нижутся слова. (М.Лермонтов)

• Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям – просторно. (Н.Некрасов)

  1. Точность.

По мнению М.Горького, «точность дает языку силу и красоту».

Речь должна отражать знание предмета речи – темы. Точность изображения действительности – результат наблюдательности. Поражает точность наблюдений и простота описаний природы у мастеров художественного слова.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей. (А.Пушкин)

Слова должны употребляться в строгом соответствии с их значением. Не следует употреблять слова, значение которых не вполне понятно. Это создает неблагоприятное впечатление. Особенно важна абсолютная точность в научной и деловой речи, где совершенно недопустимы искажения фактов, цифр и т.д. В публицистике возможны различные интерпретации фактов, но факты должны оставаться достоверными.

  1. Логичность.

а) Речь должна строиться по определенным законам.

б) В речи необходимо соблюдать правила логики.

Известный каламбур Шел дождь и два студента. Один в калошах, другой в университет основан на игре двух значений глагола идти и многозначности предлога в. Комический эффект создается соединением логически несоединимого. Неожиданное переосмысление обычных вещей и вызывает смех.

  1. Правильность.

Соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических и др.)

Словарь под редакцией Р.И.Аванесова дает ответы на конкретные вопросы о правильном произношении и ударении отдельных слов, о правильном образовании их грамматических форм. Словарь может служить надежным нормативным справочным пособием.

Отступление от литературных норм должно быть мотивировано целями и условиями общения.

  1. Выразительность.

Выразительность речи создается не только умением выбрать самые точные и уместные в речевой ситуации слова, но и широким употреблением пословиц, фразеологизмов, крылатых выражений и художественно-изобразительных средств. Особенно часто звучат в устной речи и украшают письменную фразеологизмы.

  1. Чистота.

Чистота речи предполагает отсутствие в ней слов и выражений, не являющихся литературными. Совершенно неприемлемы в литературной речи ругательства, грубые слова, слова-«сорняки».

Неуместны в хорошей речи и диалектизмы, если они употребляются без надобности, вместо слов литературного языка.

Не украшают речь жаргонные слова и выражения (тащусь, по кайфу, крыша поехала и т.п.)

Нарушает чистоту речи злоупотребление иностранными словами, которых в последнее время особенно много в газетно-публицистическом стиле: консенсус (согласие), рейтинг (оценка, уровень известности, популярности), плюрализм (разнообразие мнений), прецедент (случай, имевший место ранее), плебисцит (всенародное голосование) и т.д.

  1. Эмоциональность.

Речь сильнее воздействует на собеседника, если в ней выражено отношение говорящего к тому, что он произносит, если речь эмоциональна. Этот признак хорошей речи не свойствен произведениям научного и делового стиля, но необходим для разговорного, публицистического и художественного стилей речи.

Эмоциональная окраска речи создается интонацией, восклицательными предложениями, вводными словами и выражениями, специфической лексикой, многообразием художественно-изобразительных средств.

Таким образом, культуру речи составляет умение свободно пользоваться богатством языка в соответствии с целями, содержанием и задачами высказываний. Чем глубже вы проникаете в тайны, природу языка, чем лучше узнаете его неисчерпаемые возможности, тем выразительней, точнее и совершеннее становится ваша речь.

studfile.net

Основные качества речи (стр. 1 из 4)

Введение 2

Основные качества речи 3

Содержательность речи 3

Точность речи 3

Понятность речи 5

Чистота речи 8

Выразительность речи 8

Богатство и разнообразие речи 10

Заключение 13

Список использованной литературы 14

Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.

Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)

Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли.

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей.Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.

Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию.

Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.

Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Не случайно уже в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». В таком значении оно ос­тавалось известным и в XIX в. Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А. С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо, И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».

Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставля­ют человеку наслаждение, приносят радость, обогащают новыми зна­ниями, недаром народ говорит: «Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума наберется». Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.

Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: «Когда говоришь — думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих по­словицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.

Сколько юмора, иронии заключает в себе пословица «Из пустого в порожнее переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. «Наговорили, что наварили, а глянь — ан нет ничего», «Во многословии не без пустословия», «Го­ворит день до вечера, а послушать нечего», «Много наговорено, да мало сказано». Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму ни сердцу.

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить:

— какие положения будут развиты;

— что нового вносится в решение вопроса;

— что остается спорным и требует дальнейших размышлений;

— насколько высказываемые мысли аргументированы;

— какова авторская позиция.

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотреб­ления.

Точность словоупотребления зависит от того, насколько говоря­щий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логи­чески мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Таким образом, точность речи определяется:

— знанием предмета,

— логикой мышления,

— умением выбирать нужные слова.

Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи.

Рассмотрим, в каких случаях нарушается точность речи в резуль­тате недостаточного знания особенностей языка. Наиболее типичны из них:

— употребление слов в несвойственном им значении;

— не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмыс­ленность;

— смешение паронимов, омонимов.

Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функ­цию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, пра­вильно их использовать. Небрежное отношение к языку может при­вести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре.

Например, в русском языке есть глаголы: выходить, сходить, сле­зать, вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Чем они отличаются по значению? Как правильно спросить:

— (на катере) Вы на следующей пристани …?

— (на электричке) Вы на следующей станции …?

— (в автобусе, троллейбусе, трамвае) Вы на следующей останов­ке …?

Когда пароход, катер, причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят. Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам. Поэтому и в том и другом слу­чае принято говорить: «я схожу, вы сходите». В автобусе, троллей­бусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят. Однако допустим и вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?», посколь­ку и в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Снижает точность речи незнание о существовании в языке паро­нимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи.

Паронимами (para — рядом, onima — имя) называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Напри­мер: адресант — адресат, экскаватор — эскалатор, кворум — форум, контракт — контакт, факт — фактор, описка — отписка, внеклас­сный — внеклассовый.

Паронимы встречаются и среди собственных имен: Эйзенштейн — Эйнштейн, Капри — Кипр, Швеция — Швейцария.

Австрийский географ Людвиг Кренек, вспоминая о своем пребы­вании в Индии, рассказывает: «Мы давно уже перестали называть себя австрийцами, потому что об Австрии никто здесь и понятия не имел, и все принимались сразу говорить об Австралии». В данном случае паронимами будут: Австрия — Австралия, австрийцы — ав­стралийцы.

Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и пись­менной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого. Вот какие факты смешения паронимов приводит А. М. Горький:

«Верней клади ступень ноги, советует один поэт, не замечая неко­торого несходства между ступней ноги и ступенью лестницы… Про­заик пишет: Он щелкнул щиколоткой калитки вместо щеколдой. Ког­да Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом догнала мать», нужно убедить Пильняка, что возраст и рост не одно и то же».

Употребление в речи омонимов, т. е. слов, различных по значению, но одинаковых по написанию и звучанию, может так же привести к смысловой неточности, двузначности высказывания. Например, предложение «Издали закон об упразднении транспортных судов» звучит двусмысленно из-за наличия в языке омонимов; судов — фор­ма родительного падежа множественного числа существительного суд и судов — форма родительного падежа множественного числа су­ществительного судно. Возникает вопрос, что упразднили — транс­портные суды или транспортные суда? Неудачное употребление омонимов может привести к комическому эффекту. Так, фраза «со­вместный отдых, как и труд, спаивает людей» обязательно вызыва­ет нежелательную реакцию.

Опасна в речи и синтаксическая омонимия. Например, предложе­ния «Назначение председателя всем показалось удачным» и «Харак­теристика Климова точно соответствовала действительности» заклю­чают в себе двойной смысл. Непонятно: председателя назначили или председатель кого-то назначил; характеристика, данная, Климову или Климовым? По разному может быть воспринято и предложение «Газеты сообщили об отъезде гостя из Англии (отъезд английского гостя или лица, гостившего в Англии).

Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пи­шущего, выделяется требование понятности. М. М. Сперанский (1772—1839) в «Правилах высокого красноречия» подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали, «есть нелепость, превосходя­щая все меры нелепостей».

Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.

По мнению исследователей, общепонятность языка определяет­ся прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словар­ного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употреб­ления можно разделить на две большие группы —лексику неогра­ниченной сферы употребления, в которую входят общеупотреби­тельные, понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектиз­мы, жаргонизмы, термины, т. е. слова, употребляемые в определен­ной сфере — профессиональной, территориальной, социальной.

mirznanii.com

Коммуникативные качества речи

Лекция 2 — 3.

  1. Хорошая речь и её критерии

  2. Типы речевой культуры

  3. Коммуникативные качества речи

    1. Правильность

    2. Логичность

    3. Точность

    4. Понятность

    5. Уместность

    6. Чистота

    7. Богатство

    8. Выразительность

  1. Хорошая речь и её критерии

При оценке многих явлений мы привыкли пользоваться критериями «хорошо» — «плохо». Оцените с их помощью следующие тексты.

1) Ничто столько не отнимает у лица его силы и выражения, как сей неопределённый и блуждающий вид, когда оратор, смотря на всех, не смотрит ни на кого, когда не может он определить точного места, куда он должен склонять удар очей, и, говоря всем, не говорит никому. Чтобы избежать сего важного и очень обыкновенного порока, надобно раз навсегда положить за правило устремлять мысль, каждое помавание лица на одного кого-нибудь из предстоящих, дабы казалось, что он именно ему и говорит. К сей предосторожности надобно присовокупить ещё другую, чтоб разделять сие направление взгляда попеременно по всем, а не смотреть в продолжение всей речи на одного: надобно, чтоб каждая мысль относилась к одному из предстоящих, но чтоб целое слово не относилось к одному и тому же, а разделено было всем по известной части. (Сперанский М.М. Правила высшего красноречия. 1792. Опубликовано в 1844г.)

2) Юная бизнесвумен и её импозантный бойфренд, известный хакер по прозвищу Брейк, тет-а-тет вели беседу в кафе фаст-фуд. Она индифферентно жевала сандвич, он апатично ел хот-дог, закусывая его чизбургером. Бармено поставил компакт-диск с известным хитом – саундтреком к бестселлеру «Титаник». Зазвучала музыка. Бизнесвумен решительно посмотрела на своего визави и объявила, что в прошлый уик-энд видела его на презентации в компании юной топ-модели. «Адюльтер! В наших отношениях стагнация! Я тебе больше не нужна!» – внезапно зарыдала красавица и по её лицу потёк мейкап. Бойфренд назвал её слова гнусной инсинуацией: «То, что ты видела, не любовное рандеву, а всего лишь бизнес, промоушн новой компьютерной программы». Брейк клялся ей в любви, обещал отвести свою подругу в шикарный супермаркет или шоп, купить шубу эксклюзивного дизайна. Кроме того, он дал слово свозить её в недельный шоп-тур по Европе и обещал быть её вечным спонсором. Консенсус был достигнут. Хэппи-энд.

3) Часто приходится слышать оборот «Кстати…». Используя его, говорящий пытается создать впечатление, что он излагает мысли, только что пришедшие ему в голову. Но в девяти случаях из десяти сказанное для этого человека очень важно, а небрежное вводное слово – не более, чем притворство. Если ваши собеседники начинают предложение словами «честно говоря», «по правде сказать», «скажу вам как на духу», вполне вероятно, что откровенности и искренности после этих слов будет немного. Подобные выражения очень часто используются в речи в качестве прикрытия.

По поводу первого текста можно сказать, что он в целом понятен, но устаревшие слова, использованные в нём, вызывают затруднение, а следовательно, нет уверенности, что мы все поняли правильно и точно. Во время создания этого текста он был образцом хорошей речи, но сегодня назвать его безупречным, т.е. хорошим, вряд ли возможно.

Второй текст любопытен, забавен, но можно ли использовать подобный способ изложения во всех коммуникативных ситуациях? Безусловно, нет, скорее, этот вариант хорош для развлечения.

Третий текст не вызывает затруднений при его восприятии, он понятен, доступен, соответствует современному варианту литературного языка, в нём отсутствуют нарушающие стилевое единство слова. Этот текст вне зависимости от того, согласны ли мы с высказанной в нём мыслью, можно назвать хорошим текстом.

Итак, хорошая это речь или плохая, нельзя решить вне учёта коммуникативной ситуации, поставленных говорящим (пишущим) коммуникативных задач, отношений между участниками коммуникации, характера и свойств адресата речи.

Хорошая речь – это целесообразная речь, успешная для адресанта и эффективная для адресата. Она всегда реализуется в нужной для данной ситуации разновидности литературного языка, в соответствующей ситуации форме речи – устной или письменной. Хорошая речь строится в соответствии с национальными традициями общения и этическими нормами. Наконец, хорошая речь – это речь творческая, т.е. не повторяющая всем знакомые штампы, а содержащая интересные образные выражения, речь, в которой использованы богатые выразительные возможности языка.

studfile.net

3. Коммуникативные качества речи, характеристика

Коммуникативные качества речи — параметры, которые охватывают все аспекты текста, а их соотношение и степень проявления в тексте зависят от жанра и стиля высказывания. Выделяются следующие коммуникативные качества речи: Правильность. Разнообразие (богатство). Чистота.

Точность. Логичность. Выразительность. Уместность. Доступность (понятность). Действенность.

Правильность, чистота и богатство (разнообразие) речи относятся к структурным коммуникативным качествам. Точность, логичность, выразительность, уместность, доступность, действенность — к функциональным коммуникативным качествам.

Правильность речи. Наверное, самым важным качеством речи является правильность, её не единственное, но главное коммуникативное качество. Нет правильности — не могут срабатывать другие коммуникативные качества: точность, логичность, уместность и т.д.

Богатство речи. Уровень речевой культуры зависит не только от знания норм литературного языка, законов логики и строгого следования им, но и от владения его богатствами, умения пользоваться ими в процессе коммуникации. Русский язык по праву называют одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Его богатство — в неисчислимом запасе лексики и фразеологии, в смысловой насыщенности словаря, в безграничных возможностях фонетики, словообразования и сочетания слов, в многообразии лексических, фразеологических и грамматических синонимов и вариантов, синтаксических конструкций и интонаций. Все это позволяет выражать тончайшие смысловые и эмоциональные оттенки.

Чистота речи. Одним из качеств хорошей речи является ее чистота. Чистота речи предполагает отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и выражений, слов — «паразитов». Диалектизмы нарушают чистоту литературной речи, особенно речи официальной, однако в народном языке определенной территории они не являются неправильными. Народный язык, в том числе и язык говоров (диалектов), — очень экспрессивный, выразительный, он отражает материальную и духовную культуру народа. Народ всему дает меткую характеристику, оценку, и не случайно русские писатели используют диалектные слова как важное средство изобразительности (например, произведения С. Есенина, М. Шолохова и др.) Засоряют речь и так называемые слова-паразиты. Это слова, каждое из которых само по себе не вызывает никакого осуждения. Употребленные без необходимости, по привычке, для заполнения пауз, они являются “сором” в речи. Часто такими словами становятся: значит, вот, видите ли, собственно говоря, так сказать и т.п. В литературной речи не допускаются просторечные слова. Обычно это грубоватые слова отрицательно-оценочного содержания, свойственные простой, непринужденной или даже грубоватой устной речи. Засоряют литературную речь жаргонные слова, т.е. слова, характерные для какой-то группы людей (социальной, профессиональной и т.п.). Это обычно искаженные, неправильные слова. Существует так называемый молодежный жаргон, воровской, театральный и т.п.

Точность речи. Под точностью принято понимать, во-первых, точность предметную, которая связана со знанием темы речи, предмета высказывания, во-вторых, точность понятийную — соответствие между словами, которые мы употребляем, и их значениями (то, что в философии принято называть единством формы и содержания).

Логичность речи. Логичностью называют коммуникативное качество речи, предполагающее ясное, точное и непротиворечивое высказывание. Предмет высказывания должен оставаться неизменным. Часто случается, что мы, заговорившись и вспоминая один пример за другим, настолько отдаляемся от темы высказывания, что даже забываем, к чему мы всё это говорим. В результате до слушающих долетают лишь обрывки разных мыслей, а основной предмета разговора остается где-то в стороне. В таком изложении материала трудно уловить идеи, относящиеся к конкретно обсуждаемой проблеме, зато очень много идей попутных, поясняющих, интересных, порою, только для самого говорящего или пишущего. Два противоположных по смыслу высказывания не могут быть одновременно истинными, утверждение должно сопровождаться достаточным количеством аргументов.

Выразительность речи. Выразительная речь — это речь, способная поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя (или читателя) к сказанному (написанному). Действенность речи невозможна без ее выразительности, которая в свою очередь, базируется на знаниях техники речи. Однако без использования правил техники речи невозможно говорить о каком либо воздействии такой речи на слушателя, аудиторию. Таким образом, выразительность речи можно рассматривать как основную составляющую действенной речи. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора или дипломата, выразительность речи адвоката не совпадает с выразительностью речи ученика, однако любая выразительная речь усиливает степень воздействия на сознание слушателей.

Уместность речи. Уместность — это особое коммуникативное качество peчи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств. В условиях общения в зависимости от конкретной речевой ситуации, характера сообщения, цели высказывания то или иное коммуникативное качество может оцениваться по-разному — положительно или отрицательно. Например, писатель не сумеет создать «местный колорит», передать речевые особенности лиц определенной профессии, строго следуя требованиям чистоты речи, значит, в таком случае положительно будет оцениваться не соблюдение требований чистоты речи, а, наоборот, их нарушение. Под уместностью речи понимают строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностях автора и адресата.

Доступность речи. Доступность речи — качество публичного выступления, заключающееся в том, что оратор отбирает факты, аргументы, речевые средства с максимальным учетом возможностей восприятия речи в конкретной аудитории. Уровень доступности как коммуникативного качества, должен определяется оратором каждый раз, в каждом конкретном случае, в зависимости от того на какую аудиторию направлена речь, чтобы она была максимально правильно воспринята слушателем. При этом следует учитывать возраст, уровень образованности, социальное положение, психологическое и эмоциональное состояние аудитории и т. д.

Понятность речи. Понятность речи — это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Понятность речи определяется, прежде всего, отбором речевых средств, использованием слов, известных слушателям.

studfile.net

1.4.8.Действенность речи как важнейшее коммуникативное качество речи

Действенность речи — итоговая ступень речевой куль­туры, надстраивающаяся над остальными и завершающая строгую ступенчатую, иерархическую последовательность всех девяти ком­муникативных качеств.

Под действенной речью понимается такая речь, которая, в силу своей языковой структуры, способна оказывать побуждающее воздействие на слушателя. Под влиянием такой речи могут измениться взгляды, настроение, поведение получателя, возникает готовность к совершению определенных действий, поступков. Действенность речи является важным параметром эффективности речевой коммуникации, наряду с информативностью и эстетическими характеристиками речи, и связана, в конечном итоге, с результативностью – адекватное восприятие и понимание адресатом смысла сказанного, изменение мыслей и чувств, и, как следствие, поведения участников диалога. Именно ре­зультат является критерием полноценности общения.

Древние говорили: «Поделиться мыслью — значит умножить ее силу». Умение ситуативно верно, эффективно передавать свои мысли, использование языковых и неязыковых средств и приемов воздействия на аудиторию, поведение собеседника для возникно­вения так называемой обратной связи для правильной (в соответ­ствии с замыслом автора) трактовки получателем передаваемого (воспринимаемого) сообщения — залог успешного взаимоотноше­ния общающихся, их взаимопонимания и совместных действий.

Действенность за­висит не только от того, какие средства языка и как были применены, но и от того, для выражения какой информации они были использо­ваны. Действенная речь не оставляет равнодушным, побуждает к действиям, возбуждает в слушателе (читателе) его соб­ственное внутреннее слово.

Однако подчас получается, что речь, построенная с соблюде­нием правильности и коммуникативной целесообразности, по мне­нию ее автора — действенна, тогда как адресат (слушатель, чита­тель) не понял то, что услышал или прочитал, либо не захотел что-то изменить в своем поведении. Если у адресата изначально было желание понять собеседника, то это означает, что автором не в пол­ной мере переданы в речи его эмоционально-эстетическое восприд ятие и оценка окружающего мира и недостачно учтены особенно­сти и возможности адресата, его мотивационные установки (лич­ностные, психофизические характеристики, объем знаний, возраст и др.) — все то, что побуждает его к ответному адекватному дей­ствию. Если же адресат усвоил все то, что хотел сказать автор речи, с какой целью она была порождена, то можно утверждать, что авто­ром эффективно применены языковые средства и с точки зрения передачи своего замысла, и с точки зрения особенностей и возмож­ностей того, кому эта речь адресована.

Что нужно знать и учесть человеку, желающему сделать свою речь действенной, результативной?

Выстраивая речь (и прежде всего речь устную), необходимо помнить, что она (как говорили древние ораторы) должна быть сшита по мерке слушателя (читателя), как платье по мерке заказчи­ка. В этом образном высказывании ключ к пониманию того, что чрезвычайно важным в процессе общения является внимание к адресату — особенности личности и др. В выборе и подаче темы необходимы деликатность, ориентация на реакцию собеседника, ее предугадывание.

Содержание информации должно соответствовать интересам ее получателя, поэтому уместной будет опора на знакомые, доступ­ные ему факты, наглядные примеры. Обязательны конкретика и точность отобранных слов, соблюдение правил речевого этикета.

Среди приемов, повышающих действенность и убедительность устного высказывания, особого внимания заслуживают средства речевой выразительности, зрительный и голосовой контакт, «язык движений», которые делают речь яркой, воздействующей не толь­ко на разум, но и на чувства, эмоции слушателей. Напротив, не­четкая дикция, «проглатывание» окончаний, тихий голос, моно­тонность, неправильный темп речи (слишком быстрый или слиш­ком медленный), нарушение орфоэпических норм — те недостатки, которые влияют как на само качество речи, так и на эффективность ее воздействия.

Необходимо знать и о том, что, как писал Л. Н. Толстой, не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет.

Найти общий язык, построить подлинный диалог — значит не только говорить самому, но и уметь слушать, когда говорят другие. Это поможет сделать собственную речь соответствующей речевой культурной ситуации, даст возможность лучше понять собеседни­ка, эффективнее донести до него свою мысль и, следовательно, прийти в речевой коммуникации к гармонизирующему взаимодей­ствию.

Вопросы для самоконтроля по модулю 1:

  1. В чем специфика дисциплины «Русский язык и культура речи»?

  2. Что такое язык? Каковы функции языка?

  3. Как соотносятся язык и речь?

  4. Какие типы и виды речи вам известны?

  5. Что составляет понятие «культура речи»?

  6. Перечислите коммуникативные качества хорошей речи.

  7. Что такое правильная речь? Дайте определение и охаракте­ризуйте типы норм.

  8. Что такое богатая речь? Какими средствами достигается богатство речи? Чем отличаются активный и пассивный словари речи? Что такое речевая недостаточность и каковы формы речевой избыточности? Что такое полисемия? Как характеризуются омонимы и их разновидности? Каковы свойства и функции синонимов? Для чего используются антонимы? В чем заклю­чаются особенности паронимов? Какова природа образования фразеологизмов?

  9. Что такое выразительная речь?

  10. Какие средства языковой образ­ности вы знаете?

  11. В чем заключается чистота речи? В каких случаях возможно использо­вание в речи нелитературных языковых элементов? Насколь­ко актуальна проблема чистоты речи и почему?

  12. Что такое точность речи? Почему культурная речь должна быть точной?

  13. Что такое логичность речи?

  14. Что такое уместность речи?

  15. Что понимается под действенностью речи?

Задания по модулю:

Тесты с выбором ответов: в каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов.

1.Речь является …

а)основным качеством человека

б)основной способностью человека

в)одним из способов жизнедеятельности человека

2.Функциональные типы текста:

а)Оценка

б)Повествование

в)Монолог

г)Рассуждение

д)Абзац

3.Аспект культуры речи, основа которого — целесообразный отбор языковых средств, — …

а)Нормативный

б)Когнитивный

в)Коммуникативный

г)Этический

4.Аспект культуры речи, основа которого — соблюдение правил литературного языка, — …

а)Этический

б) Коммуникативный

в)Нормативный

г)Когнитивный

5.Отличительными особенностями устной речи являются:

а)быстрота протекания

б)связность

в)сочетаемость с невербальными средствами общения

г)спонтанность

д)строгое соответствие языковой норме

6.Средства богатства речи:

а)Жаргонизмы

б)Синонимы

в)Неологизмы

г)Фразеологизмы

7.Уместность речи — …

а)умение построить речь таким образом, чтобы привлечь к ней внимание адресатов

б)соответствие построения речи законам логики

в)соответствие речи коммуникативной ситуации

г)соответствие значения компонентов речи содержанию выражаемых ими понятий

8.Ситуации, в которых критика наиболее уместна, — …

а)в начале разговора

б) в характеристике с места работы / учёбы

в)наедине

г) в присутствии посторонних

9.Ситуации, в которых похвала наименее эффективна, — …

а)наедине

б)в начале разговора

в)в характеристике с места работы / учёбы

г)в присутствии посторонних

10.Чистотой речи называется …

а)соответствие языковой норме

б)краткость речевого оформления содержания

в)отсутствие в речи слов-паразитов

11.Слова-паразиты — это …

а)заимствования, вытесняющие исконно русские слова

б)слова, не несущие информации

в)грубые слова

12.Причины употребления в речи слов-паразитов:

а)желание сделать речь более выразительной

б)волнение

в)небрежное отношение к речи

г)стремление оскорбить адресата

д)неумение подбирать нужные слова для выражения своих мыслей

13.Следствия употребления в речи слов-паразитов:

а)затруднение восприятия речи адресатом

б)психологическое раздражение адресата речи

в)усиление убедительности речи

г)усиление эмоционального воздействия на адресата

14.Слово как бы является словом-паразитом в предложениях:

а)… весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом

б)Я как бы хотел тебе позвонить

в)Она вышла замуж и как бы счастлива

15.Эвфемизм — это …

а)бранное выражение

б)комплимент

в)смягченный способ замены синонимичного слова (выражения)

16.Предложение, не содержащее эвфемизма:

а)Извините, мне нужно на минуту отойти припудрить нос.

б)Парашютист благополучно приземлился на пятую точку.

в)От сильной качки его постоянно рвало.

г)Вчера ушёл из жизни наш дорогой Иван Петрович.

17. Исключите данное качество из списка коммуникативных качеств хорошей речи

а) чистота речи

б) логичность речи

в) уместность речи

г) краткость речи

18. В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) — нарушено коммуникативное качество

а) правильность речи

б) ясность речи

в) точность речи

г) уместность речи

19. В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые/ и это самое/ рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) — нарушено коммуникативное качество речи

а) точность, ясность

б) правильность

в) логичность

г) краткость

20.Речевому этикету не свойственна … функция

а) коммуникативная

б) социорегулирующая

в) апеллятивная

г) гедонистическая

21. Определите средство выразительности:

Горит восток зарею новой.

а) метонимия

б) метафора

в) олицетворение

г) эпитет

22. Определите средство выразительности:

Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

а) метонимия

б) аллегория

в) олицетворение

г) гипербола

23. Определите средство выразительности:

Пусть всегда будет солнце!

а) метонимия

б) метафора

в) олицетворение

г) аллегория

24. Определите средство выразительности:

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души. (В. Маяковский)

а) метонимия

б) метафора

в) олицетворение

г) эпитет

25. Определите средство выразительности:

Живой труп, ненавидящая любовь.

а) метонимия

б) метафора

в) олицетворение

г) оксюморон

26. Определите средство выразительности:

Ликует буйный Рим.

а) метонимия

б) метафора

в) олицетворение

г) эпитет

27. Определите средство выразительности:

Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою.

а) звукопись

б) инверсия

в) олицетворение

г) эпитет

28. Определите языковое явление: адресат-адресант

а) паронимы

б) антонимы

в) синонимы

г) омонимы

29. Определите языковое явление: замок- замок

а) паронимы

б) антонимы

в) синонимы

г) омонимы

30. Определите языковое явление: командированные — командировочные

а) паронимы

б) антонимы

в) синонимы

г) омонимы

Модуль 2. Литературный язык. Нормы современного литературного языка.

studfile.net

4.3 Логичность и уместность как качества грамотной речи

Логичность изложения. Высказывание должно отражать логику действительности, логику мысли и характеризуется логикой речевого выражения. Логичность мысли (или содержание высказывания) означает верность отражения фактов действительности и их связей (причина − следствие, сходство − различие и т. п.), обоснованность выдвигаемой гипотезы, наличие аргументов за и против, сведение аргументов к выводу, доказывающему или отвергающему гипотезу. Например: «В огороде бузина, а в Киеве дядька» «Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в галошах», «На улице шел дождь и рота красноармейцев».

Логичность как коммуникативное качество имеет много общего с точностью. Прежде всего, как и точность, она характеризует речь со стороны содержания. Характерные черты логичной речи:

  • сочетания слов и словосочетания не должны быть противоречивыми: оранжевое небо, огромный лилипут, слабоумный гений, бежал объективно. Данные словосочетания не имеют право на существование;

  • следующая ступенька создания логичного текста − логические связи в предложении. В строение русского повествовательного предложения сообщается новая информация: тема (исходные данные высказывания) должна в этом случае предшествовать реме (коммуникативному центру, сообщающему что-то новое, неизвестное собеседнику).

На уровне текста логичность обеспечивается соединением отдельных высказываний при помощи специальных приемов: 1) лексического повтора, 2) синонима, 3) анафорического местоимения (от греч. anaphora — вынесение наверх), местоимения, указывающего на предшествующее слово, отсылающее к ранее сказанному; 4) нарушение логики речевого выражения также часто проявляются в неверном членении текста на абзацы (нем. Absatz от глагола absetzen – отодвигать). Абзац − отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. По содержанию абзац есть законченная часть целого, отдельное звено в общей динамике мысли и переход к следующему звену. Логичность текста зависит и от общей его композиции.

Логику изложения фактов, событий можно сравнить со схемой маршрута, который, минуя все отклонения, выводит слушателей точно к цели. Логичность речи студентов − наиболее уязвимое качество речи, поэтому необходимо затратить много усилий, чтобы добиться соблюдения требований к этому качеству речи. С логикой изложения тесно связано такое качество речи, как система изложения.

Уместность как качество хорошей речи − подбор и организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей. Уместности как качеству грамотной речи уделялось большое внимание в ораторском искусстве античности. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности собеседника: «В доме повешенного не говорят о веревке».

Различают уместность:

1.Стилевая уместность проявляется в умении учитывать специфику, закономерности отбора и употребления языкового материала в соответствии с используемым для создания текста стилем − деловым, научным, художественным, публицистическим, разговорным. Так, для разговорной речи характерны неполные синтаксические конструкции (Где тут авоська? Улица Платова, как пройти?). Перенесение их в письменные стили речи неуместно.

2. Контекстная уместность той или иной языковой единицы регламентируется и контекстом, т.е. речевым окружением. Контекст регулирует употребление того или иного элемента в конкретной языковой ситуации или отказ от него. На значение контекста указывал П. С. Пороховщиков, известный юрист конца XIX − начала XX столетия, автор книги «Судебное красноречие» (1910): «Красота и живость речи уместны не всегда: можно ли щеголять изяществом слога, говоря о медицинском исследовании мертвого тела, или блистать красивыми выражениями, передавая содержание гражданской сделки?» Уместность речи в судебной практике определялась им чеканной формулой: «Не так говорите, чтобы мог понять вас судья, а так, чтобы не мог не понять вас судья». Немного перефразированная, она вполне применима и ко всем остальным речевым ситуациям, как в бытовой, так и в деловой речи.

3. Наиболее типичное проявление личностно-психологической неуместности − грубость. Резкое слово, язвительное замечание, металлические интонации в голосе и категоричность суждений наносят окружающим нас людям тяжелые душевные травмы. Тактичность и деликатность в выборе средств общения, мягкие и доброжелательные интонации сохраняют здоровье, помогают пережить трудности, которые неизбежно встречаются в жизни каждого человека.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *