"Способы выражения грамматической связи в словосочетании" (5 класс)
Тема:
Способы выражения грамматической связи в словосочетании
Цели:
обучающие: повторить с учащимися понятие словосочетание, познакомиться с основными способами образования смысловой связи между словами; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова, определять тип словосочетания
развивающие: способствовать умению анализировать строение словосочетания и предложения;
воспитательные: прививать интерес и внимательное отношение к слову.
Проверка д/з – 3 минуты
Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Словосочетание». Давайте повторим изученное нами правило. Для этого я предлагаю в течение 1 минуты рассказать правило своему соседу по парте.
(Дети работают в парах и рассказывают правило стр. 61, 62 учебника «Словосочетание. Структура словосочетания» Учитель опрашивает 2-х – 3-х человек.)
Актуализация знаний – 3 минуты
Учитель: Но все ли слова являются словосочетаниями?
(Дети отвечают)
Поэтому я предлагаю записать в тетради число, оставив 1 строчку под тему, и выполнить следующую работу.
(Дети пишут число)
1 слайд
Учитель: Итак, вам даны слова, которые вам нужно так изменить, чтобы они стали словосочетаниями.
Домашний, задача; сидеть, стул; маленький, мышь; смотреть, окно; школьный, здание.
2 слайд
Изучение нового материала
Учитель: Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
(Дети отвечают)
Учитель: Прошу записать всех тему в тетрадь.
Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
3 слайд
Учитель: Ребята, как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока?
(Учащиеся пробуют сформулировать цели урока)
Повторить….
Узнать…
Научиться…
Цели урока:
Повторить, что такое словосочетание и из каких частей оно состоит.
Узнать, какие существуют способы выражения грамматической связи слов в словосочетании.
Научиться составлять словосочетание.
4 слайд
Выполнение учащимися упр. 132
(Сильная ученица выполняет задание на компьютере, а остальные в тетрадях, затем выполняется самопроверка)
5 слайд
Учитель: Ребята, скажите, а что, по-вашему мнению, по вашему мнению, помогает словам связываться в словосочетания?
(Учащиеся отвечают)
Учитель: Действительно, грамматическую связь слов в словосочетании осуществляют предлоги и окончания слов.
Физкультминутка.
Учитель: Сейчас я буду называть фразы. И если эта фраза будет словосочетанием, то вы встаёте и хлопаете в ладоши, а если нет, то садитесь.
Солнечный свет, у доски, новый дом, в окне, папа рыбачит, кататься на велосипеде, загорать на пляже, дети веселятся, на даче, возле школы, идти на урок.
Учитель: Ребята, как вы поняли, почему фразы: у доски, в окне, папа рыбачит, дети веселятся, на даче, возле школы – не являются словосочетанием?
6 слайд
(Дети отвечают)
Запомнить!
Предлог со словом не образуют словосочетания. Например: возле реки, у дома
Не являются словосочетанием слова, отвечающие на один и тот же вопрос. Например: гром и молния, встал и пошёл.
Не является словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа. Например: я гуляю.
7 слайд
(Дети хором проговаривают эти правила и получают карточки-напоминалки для справочной тетради)
Подведение итогов.
Учитель: Давайте повторим изученное на сегодняшнем уроке. Продолжите предложения.
Словосочетание - это…
Словосочетание состоит из…
Слова могут связываться в словосочетания при помощи…
Грамматическими способами связи слов в словосочетании являются…
8 слайд
Выставление оценок (по степени активности на уроке и верности ответов).
Домашнее задание:
для слабых – упр. 134, для сильных – 136
Рефлексия
Учитель: А в завершении я прошу вас составить и записать словосочетание, которое передаёт ваше настроение на уроке, а для помощи я предлагаю смайлики.
-Что у них общего?(главное слово-существительное)
-Чем они отличаются друг от друга?(зависимое слово в 1-м случае- прилагательное, во 2-м-существительное,кроме того, в 1-м словосочетании главное слово стоит после зависимого, во 2-м-наоборот)
Словосочетания, в которых главным словом является существительное, называется именным, а также, если главное слово будет прилагательное(очень легкий),числительное(пять человек).
4) Являются ли словосочетанием следующие два слова: у доски?(следует подвести класс к выводу, что в данном сочетании слов у- служебное (предлог),к нему нельзя поставить вопрос. Добавлением слова у мы не уточнили названия предмета, как в случае со словосочетанием
5)являются ли словосочетанием следующие слова: я уснул ,девочка пела, лес притих?(нет, так как это главные члены предложения)
6) являются ли словосочетанием следующие слова: гром и молния, лес и горы, утки и гуси? (нет, это однородные члены предложения)
5)Распределительный диктант: распределите в две колонны -в одну колонну словосочетания, в другую- слова с предлогом:
Над домом, новый дом, в окне, окно дома, в новом доме.
6) Сравните два словосочетания:
Деревянная постройка-постройка из дерева(в 1-м словосочетании связь зависимого слова с главным осуществляется с помощью окончания,во 2-м-с помощью окончания и предлога.)
Физкультминутка.
(По усмотрению учителя.)
Работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно читают правило на стр. 38 учебника. (таблица наглядности)
Запомнить! Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов: главного и зависимого. Поэтому предлог со словом не образует словосочетания. Например:
Не являются словосочетаниями слова, связанные сочинительным видом связи, то есть от одного слова к другому нельзя задать вопрос. Например: гром и молния; встал и пошел – не являются словосочетаниями.
Не является словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа предложения.
(Далее учащиеся аналогичным способом знакомятся с такими словосочетаниями, где главным словом является глагол.
Примерные упражнения:
1)Найти в словосочетаниях главное и зависимое слово, поставить вопрос к зависимому слову, определить, какими частями речи выражены
оба слова словосочетания.
2) Заменить данные словосочетания близкими по смыслу с предлогами:
Описывать деревню- писать о деревне
Оплатить проезд- платить за проезд;
3)Заменить данные словосочетания словосочетаниями существительных с существительными:
Выполнить план-выполнение плана
Решить задачу-решение задачи
Посетить музей-посещение музея
Стремиться к знаниям- стремление к знаниям
Мечтать о будущем- мечта о будущем.
Словосочетания, где главное слово глагол
х
(гл .+ сущ .в косвенном падеже)
х
Гл .+ наречие(петь громко, лететь низко)
будут называться глагольными словосочетаниями.
Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют упр. 97 на стр. 38
На доске и в тетрадях: упр.99
Домашняя работа: §15 правила стр.37,38,упр.103,104.
Рефлексия.
Способы выражения грамматической связи в словосочетании
Класс:
5
Дата:
14.10.15
№ урока:
19/3
Тема урока: Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.
Цель урока: Повторить основные признаки пунктуации
Задачи урока:
Учить правильно выделять словосочетания из предложения
Закрепить умение разбирать словосочетания.
3. Воспитать любовь к слову.
Учебник/литература: «Русский язык» 5 класс
Оборудование: мел, доска, таблицы, карточки
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Медведь – ведающий медом (слав.)
Повторить!
Словосочетанием не является:
1. Грамматическая основа предложения.
2. Существительное с предлогом.
3. Однородные члены предложения.
4. Не связанные по смыслу слова.
Задание. Запишите под диктовку предложения и выделите грамматическую основу. Стрелками покажите состав подлежащего и состав сказуемого. Получившиеся словосочетания выпишите в столбик.
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с материалами учебника, § 27.
2. Упражнение 123, разбор именных и глагольных словосочетаний.
IV. Выписать из предложений по три именных и глагольных словосочетания, провести разбор.
Я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.
Говорить их учат так.
Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом ровным голосом повторять одну и ту же фразу – раз двадцать, а то и тридцать.
После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живет.
Вот и вся премудрость.
Е. Чарушин
V. Работа по исправлению ошибок.
Ученикам задали выписать словосочетания из предложений. При выполнении задания были допущены ошибки. Найди их!
Слабые и робкие ручьи огибают каждый камень.
1. ручьи слабые
2. ручьи робкие
3. ручьи огибают
4. слабые и робкие
5. огибают камень
6. каждый камень
О т в е т ы: 3, 4.
VI. Выполнение упражнения 133 самостоятельно. Проверка.
Контрольный словарный диктант № 1
Помогать старушке, крылечко избы, красивая брошь, смотреть нежно, отплыть от причала, учебник сестры, чудное мгновенье, сшить аккуратно, старый календарь, написать картину, громко кричать, дом в деревне, ароматный персик, клубились на горизонте, калина красная, развести костер, говорить серьезно, чисто вымыть, книга на парте.
Домашнее задание: упражнение 134
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
Тема урока: Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
Цели урока: показать обучающимся различные виды связи слов в словосочетаниях, учить определять главное и зависимое слово в них; развивать логическое мышление; воспитывать любовь к языку.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Класс: 5
Ход урока
- Орг. Момент (1-2 минуты)
- Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы с вами познакомились со словосочетанием, научились находить его в предложениях и тексте. Скажите, что такое словосочетание? Из чего оно состоит? (главное + зависимое слово)
Игра «Змейка»
Запишите словосочетания (кто больше), где последнее слово будет первым в следующем словосочетании.
Подведение итогов.
- Работа над темой урока
Тема нашего сегодняшнего урока – «Способы выражения связей в словосочетании».
Наша задача научиться различать разные виды связи в словосочетании и продолжить развивать навыки выделения главного и зависимого слов в словосочетании.
Итак, мы с вами знаем, что словосочетание состоит из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Для примера запишем словосочетание «читать книгу».
Как же найти и установить смысловую связь? Смысловая связь устанавливается по вопросу, который задается от главного слова к зависимому. Таким образом, мы с вами видим, что словосочетание несет в себе определенный смысл.
Но в словосочетании может быть более двух слов. Откуда же берется третье и зачем? Чаще всего третьим словом является предлог, который помогает, как и окончание, связывать слова между собой. Окончание показывает, что слово изменилось, что у него уже другая, не начальная форма, и оно готово дружить с другими словами. Предлог же помогает, показывая, в каком падеже должно стоять следующее за ним слово. Значит, грамматическая связь устанавливается с помощью окончаний и предлогов.
Грамматическое задание
Иностранцам, приезжающим в Россию, бывает очень тяжело соединить слова в словосочетания. Они уже пополнили свой словарный запас, а как слова изменяются, не всегда знают. Подберите пары и запишите получившиеся словосочетания.
(проверка)
Упр.64 - I часть. Выписать все возможные словосочетания из предложений, указать главное слово и задать от него вопрос к зависимому.
Дом. зад.: §26 повторить, упр.135
«Словосочетание. Строение словосочетания. Способы выражения грамматической связи в словосочетании».
Средняя общеобразовательная школа №12
Урок русского языка в 5 классе
по теме: «Словосочетание. Строение словосочетания.
Способы выражения грамматической связи в словосочетании».
Подготовила учитель русского языка и литературы
Мендалиева Халамкас Каировна
Урок 18
Тема: Словосочетание. Строение словосочетания. Способы выражения грамматической связи в словосочетании
Цели:
обучающие: познакомить учащихся с понятием словосочетания, показать отличие слова от словосочетания; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова, определять тип словосочетания
развивающие: способствовать умению анализировать строение словосочетания и предложения;
воспитательные: прививать интерес и внимательное отношение к слову.
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса.
II. Словарный диктант (повторение правописания разделительных Ъ и Ь знаков):
съезжаться, сэкономить, изъян, бульон, съежиться, обезьяна, вьюн, медальон.
Теперь запишем слова и запомним ,как они пишутся?
Апельсин, абрикос, баклажан, фиолетовый, урожай
III. Объяснение новой темы.
Эвристическая беседа.
Учитель:
-Вспомним, какие части речи существуют в русском языке?
(учащиеся называют все части речи, обращая внимания на то, что некоторые слова отвечают на вопросы (это самостоятельные части речи ) ,а другие не отвечают (служебные части речи).
Сегодня мы с вами начинаем изучение большого раздела науки о языке, которое изучает словосочетание и предложение. Это синтаксис.
(Указывает на доску :
-Назовите предмет одним словом?(доска)
-А теперь назовите более точно(классная доска)
-Данный предмет вы назвали уже не одним словом ,а словосочетанием.
-Зачем нужно называть предметы словосочетанием?
(для ответа на этот вопрос учащимся предлагается ответить, какие еще виды досок им известны? (гладильная доска, стиральная доска, чертежная доска, строительная доска)
-Отсюда какой можно сделать вывод?
(называя предмет с помощью словосочетания, мы говорим о нем с большей точностью, отличаем его от подобных ему, называемых тем же словом.
-Теперь ,используя словосочетания, назовите и запишите известные вам виды столов.
(обеденный стол, кухонный стол, письменный стол).
-Запишите в тетрадях словосочетание- классная доска.
-Без какого слова в названии данного предмета нельзя обойтись?(доска)
-Это (доска) главное слово в данном словосочетании, а слово классная –зависимое.
Чтобы убедиться в этом, мы изменим слово доска, поставив его во множественное число(доски),тогда и зависимое слово тоже изменится(классные доски).Главное слово отмечаем сверху крестиком.
-Главное слово связывается с зависимым по смыслу. Эта зависимость выражается путем постановки вопроса от главного к зависимому:
Какие?
_______
|x
Классные доски
-Какой частью речи является главное слово, а какой- зависимое?
(учащиеся наблюдают, что зависимое слово связывается не только по смыслу,но и грамматически с помощью окончания)
Закрепление: Чтение правила на стр.37-(наглядность)
Строение словосочетания:
1)как связываются слова в словосочетании?
2) как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании?( с помощью вопроса)
3) Как найти в словосочетании главное и зависимое слово?(по части речи.Глвное слово может быть выражено существительным или лаголом.)
Словарная работа.
Запись в словарь трудных слов:
синтаксис – составление, порядок;
словосочетание – чет, четное число.
Упражнения:
1)найти главное слово в словосочетаниях, поставить вопрос к зависимому, по вопросу проверить окончания прилагательных.
Классную доску, классных досок, классным доскам,
Домашнее задание, домашняя работа.
2)составить словосочетание из двух слов, определить род и падеж существительных:
знакомый, фамилия;
домашний, задача,
маленький, мышь;
школьный ,здание;
спелый, яблоко;
интересный, уроку;
ясный, небо.
Какое? х чего? х
3)Сравните два словосочетания: Классное собрание—собрание класса.
-Что у них общего?(главное слово-существительное)
-Чем они отличаются друг от друга?(зависимое слово в 1-м случае- прилагательное, во 2-м-существительное,кроме того, в 1-м словосочетании главное слово стоит после зависимого, во 2-м-наоборот)
Словосочетания, в которых главным словом является существительное, называется именным, а также, если главное слово будет прилагательное(очень легкий),числительное(пять человек).
4) Являются ли словосочетанием следующие два слова: у доски?(следует подвести класс к выводу, что в данном сочетании слов у- служебное (предлог),к нему нельзя поставить вопрос. Добавлением слова у мы не уточнили названия предмета, как в случае со словосочетанием классная доска. Можно сказать у доски и иметь в виду и классную, и стиральную, и гладильную, и строительную доски.
5)являются ли словосочетанием следующие слова: я уснул ,девочка пела, лес притих?(нет, так как это главные члены предложения)
6) являются ли словосочетанием следующие слова: гром и молния, лес и горы, утки и гуси? (нет, это однородные члены предложения)
5)Распределительный диктант: распределите в две колонны -в одну колонну словосочетания, в другую- слова с предлогом:
Над домом, новый дом, в окне, окно дома, в новом доме.
6) Сравните два словосочетания:
Деревянная постройка-постройка из дерева(в 1-м словосочетании связь зависимого слова с главным осуществляется с помощью окончания,во 2-м-с помощью окончания и предлога.)
Физкультминутка.
(По усмотрению учителя.)
Работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно читают правило на стр. 38 учебника. (таблица наглядности)
Запомнить! Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов: главного и зависимого. Поэтому предлог со словом не образует словосочетания. Например: возле реки, на джайляу – не являются словосочетаниями.
Не являются словосочетаниями слова, связанные сочинительным видом связи, то есть от одного слова к другому нельзя задать вопрос. Например: гром и молния; встал и пошел – не являются словосочетаниями.
Не является словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа предложения.
(Далее учащиеся аналогичным способом знакомятся с такими словосочетаниями, где главным словом является глагол.
Примерные упражнения:
1)Найти в словосочетаниях главное и зависимое слово, поставить вопрос к зависимому слову, определить, какими частями речи выражены
оба слова словосочетания.
2) Заменить данные словосочетания близкими по смыслу с предлогами:
Описывать деревню- писать о деревне
Оплатить проезд- платить за проезд;
3)Заменить данные словосочетания словосочетаниями существительных с существительными:
Выполнить план-выполнение плана
Решить задачу-решение задачи
Посетить музей-посещение музея
Стремиться к знаниям- стремление к знаниям
Мечтать о будущем- мечта о будущем.
Словосочетания, где главное слово глагол
х
(гл .+ сущ .в косвенном падеже)
х
Гл .+ наречие(петь громко, лететь низко)
будут называться глагольными словосочетаниями.
Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют упр. 97 на стр. 38
На доске и в тетрадях: упр.99
Домашняя работа: §15 правила стр.37,38,упр.103,104.
Рефлексия.