Как грамматически выражается связь слов в словосочетании: Attention Required! | Cloudflare – Как выражается грамматическая связь слов в словосочетании? —

«Способы выражения грамматической связи в словосочетании» (5 класс)

Тема:

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Цели:

обучающие: повторить с учащимися понятие словосочетание, познакомиться с основными способами образования смысловой связи между словами; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова, определять тип словосочетания

развивающие: способствовать умению анализировать строение словосочетания и предложения;

воспитательные: прививать интерес и внимательное отношение к слову.

  1. Проверка д/з – 3 минуты

Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Словосочетание». Давайте повторим изученное нами правило. Для этого я предлагаю в течение 1 минуты рассказать правило своему соседу по парте.

(Дети работают в парах и рассказывают правило стр. 61, 62 учебника «Словосочетание. Структура словосочетания» Учитель опрашивает 2-х – 3-х человек.)

  1. Актуализация знаний – 3 минуты

Учитель: Но все ли слова являются словосочетаниями?

(Дети отвечают)

Поэтому я предлагаю записать в тетради число, оставив 1 строчку под тему, и выполнить следующую работу.

(Дети пишут число)

1 слайд

Учитель: Итак, вам даны слова, которые вам нужно так изменить, чтобы они стали словосочетаниями.

Домашний, задача; сидеть, стул; маленький, мышь; смотреть, окно; школьный, здание.

2 слайд

  1. Изучение нового материала

Учитель: Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

(Дети отвечают)

Учитель: Прошу записать всех тему в тетрадь.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

3 слайд

Учитель: Ребята, как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока?

(Учащиеся пробуют сформулировать цели урока)

Повторить….

Узнать…

Научиться…

Цели урока:

  1. Повторить, что такое словосочетание и из каких частей оно состоит.

  2. Узнать, какие существуют способы выражения грамматической связи слов в словосочетании.

  3. Научиться составлять словосочетание.

4 слайд

Выполнение учащимися упр. 132

(Сильная ученица выполняет задание на компьютере, а остальные в тетрадях, затем выполняется самопроверка)

5 слайд

Учитель: Ребята, скажите, а что, по-вашему мнению, по вашему мнению, помогает словам связываться в словосочетания?

(Учащиеся отвечают)

Учитель: Действительно, грамматическую связь слов в словосочетании осуществляют предлоги и окончания слов.

Физкультминутка.

Учитель: Сейчас я буду называть фразы. И если эта фраза будет словосочетанием, то вы встаёте и хлопаете в ладоши, а если нет, то садитесь.

Солнечный свет, у доски, новый дом, в окне, папа рыбачит, кататься на велосипеде, загорать на пляже, дети веселятся, на даче, возле школы, идти на урок.

Учитель: Ребята, как вы поняли, почему фразы: у доски, в окне, папа рыбачит, дети веселятся, на даче, возле школы – не являются словосочетанием?

6 слайд

(Дети отвечают)

Запомнить!

  1. Предлог со словом не образуют словосочетания. Например: возле реки, у дома

  2. Не являются словосочетанием слова, отвечающие на один и тот же вопрос. Например: гром и молния, встал и пошёл.

  3. Не является словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа. Например: я гуляю.

7 слайд

(Дети хором проговаривают эти правила и получают карточки-напоминалки для справочной тетради)

  1. Подведение итогов.

Учитель: Давайте повторим изученное на сегодняшнем уроке. Продолжите предложения.

Словосочетание — это…

Словосочетание состоит из…

Слова могут связываться в словосочетания при помощи…

Грамматическими способами связи слов в словосочетании являются…

8 слайд

  1. Выставление оценок (по степени активности на уроке и верности ответов).

  2. Домашнее задание:

для слабых – упр. 134, для сильных – 136

  1. Рефлексия

Учитель: А в завершении я прошу вас составить и записать словосочетание, которое передаёт ваше настроение на уроке, а для помощи я предлагаю смайлики.

-Что у них общего?(главное слово-существительное)

-Чем они отличаются друг от друга?(зависимое слово в 1-м случае- прилагательное, во 2-м-существительное,кроме того, в 1-м словосочетании главное слово стоит после зависимого, во 2-м-наоборот)

Словосочетания, в которых главным словом является существительное, называется именным, а также, если главное слово будет прилагательное(очень легкий),числительное(пять человек).

4) Являются ли словосочетанием следующие два слова: у доски?(следует подвести класс к выводу, что в данном сочетании слов у- служебное (предлог),к нему нельзя поставить вопрос. Добавлением слова у мы не уточнили названия предмета, как в случае со словосочетанием классная доска.

Можно сказать у доски и иметь в виду и классную, и стиральную, и гладильную, и строительную доски.

5)являются ли словосочетанием следующие слова: я уснул ,девочка пела, лес притих?(нет, так как это главные члены предложения)

6) являются ли словосочетанием следующие слова: гром и молния, лес и горы, утки и гуси? (нет, это однородные члены предложения)

5)Распределительный диктант: распределите в две колонны -в одну колонну словосочетания, в другую- слова с предлогом:

Над домом, новый дом, в окне, окно дома, в новом доме.

6) Сравните два словосочетания:

Деревянная постройка-постройка из дерева(в 1-м словосочетании связь зависимого слова с главным осуществляется с помощью окончания,во 2-м-с помощью окончания и предлога.)

Физкультминутка.

(По усмотрению учителя.)

Работа с учебником.

Учащиеся самостоятельно читают правило на стр. 38 учебника. (таблица наглядности)

Запомнить! Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов: главного и зависимого. Поэтому предлог со словом не образует словосочетания. Например: возле реки, на джайляу – не являются словосочетаниями.

Не являются словосочетаниями слова, связанные сочинительным видом связи, то есть от одного слова к другому нельзя задать вопрос. Например: гром и молния; встал и пошел – не являются словосочетаниями.

Не является словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа предложения.

(Далее учащиеся аналогичным способом знакомятся с такими словосочетаниями, где главным словом является глагол.

Примерные упражнения:

1)Найти в словосочетаниях главное и зависимое слово, поставить вопрос к зависимому слову, определить, какими частями речи выражены

оба слова словосочетания.

2) Заменить данные словосочетания близкими по смыслу с предлогами:

Описывать деревню- писать о деревне

Оплатить проезд- платить за проезд;

3)Заменить данные словосочетания словосочетаниями существительных с существительными:

Выполнить план-выполнение плана

Решить задачу-решение задачи

Посетить музей-посещение музея

Стремиться к знаниям- стремление к знаниям

Мечтать о будущем- мечта о будущем.

Словосочетания, где главное слово глагол

х

(гл .+ сущ .в косвенном падеже)

х

Гл .+ наречие(петь громко, лететь низко)

будут называться глагольными словосочетаниями.

Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют упр. 97 на стр. 38

На доске и в тетрадях: упр.99

Домашняя работа: §15 правила стр.37,38,упр.103,104.

Рефлексия.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Класс:

5

Дата:

14.10.15

урока:

19/3

Тема урока: Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.

Цель урока: Повторить основные признаки пунктуации

Задачи урока: 

  1. Учить правильно выделять словосочетания из предложения

  2. Закрепить умение разбирать словосочетания.

3. Воспитать любовь к слову.

Учебник/литература:  «Русский язык» 5 класс

Оборудование: мел, доска, таблицы, карточки

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Медведь – ведающий медом (слав.)

Повторить!

Словосочетанием не является:

1. Грамматическая основа предложения.

2. Существительное с предлогом.

3. Однородные члены предложения.

4. Не связанные по смыслу слова.

 Задание. Запишите под диктовку предложения и выделите грамматическую основу. Стрелками покажите состав подлежащего и состав сказуемого. Получившиеся словосочетания выпишите в столбик.

http://tak-to-ent.net/matem/5rus/image040.png

http://tak-to-ent.net/matem/5rus/image041.png

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с материалами учебника, § 27.

2. Упражнение 123, разбор именных и глагольных словосочетаний.

IV. Выписать из предложений по три именных и глагольных словосочетания, провести разбор.

Я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.

Говорить их учат так.

Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом ровным голосом повторять одну и ту же фразу – раз двадцать, а то и тридцать.

После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живет.

Вот и вся премудрость.

Е. Чарушин

V. Работа по исправлению ошибок.

Ученикам задали выписать словосочетания из предложений. При выполнении задания были допущены ошибки. Найди их!

Слабые и робкие ручьи огибают каждый камень.

1. ручьи слабые

2. ручьи робкие

3. ручьи огибают

4. слабые и робкие

5. огибают камень

6. каждый камень

О т в е т ы: 3, 4.

VI. Выполнение упражнения 133 самостоятельно. Проверка.

Контрольный словарный диктант № 1

Помогать старушке, крылечко избы, красивая брошь, смотреть нежно, отплыть от причала, учебник сестры, чудное мгновенье, сшить аккуратно, старый календарь, написать картину, громко кричать, дом в деревне, ароматный персик, клубились на горизонте, калина красная, развести костер, говорить серьезно, чисто вымыть, книга на парте.

Домашнее задание: упражнение 134

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

Тема урока: Способы выражения грамматической связи в словосочетании.                                                      

Цели урока: показать обучающимся различные виды связи слов в словосочетаниях, учить определять главное и зависимое слово в них; развивать логическое мышление; воспитывать любовь к языку.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Класс: 5

Ход урока

  1. Орг. Момент (1-2 минуты)
  2. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы с вами познакомились со словосочетанием, научились находить его в предложениях и тексте. Скажите, что такое словосочетание? Из чего оно состоит? (главное + зависимое слово)

Итак, для того, чтобы нам с вами настроиться на рабочий лад, давайте проведем небольшую лингвистическую разминку.

Игра «Змейка»

Запишите словосочетания (кто больше), где последнее слово будет первым в следующем словосочетании.

Подведение итогов.

  1. Работа над темой урока

Тема нашего сегодняшнего урока – «Способы выражения связей в словосочетании».

Наша задача научиться различать разные виды связи в словосочетании и продолжить развивать навыки выделения главного и зависимого слов в словосочетании.

Итак, мы с вами знаем, что словосочетание состоит из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Для примера запишем словосочетание «читать книгу».

Как же найти и установить смысловую связь? Смысловая связь устанавливается по вопросу, который задается от главного слова к зависимому. Таким образом, мы с вами видим, что словосочетание несет в себе определенный смысл.

Но в словосочетании может быть более двух слов. Откуда же берется третье и зачем? Чаще всего третьим словом является предлог, который помогает, как и окончание, связывать слова между собой. Окончание показывает, что слово изменилось, что у него уже другая, не начальная форма, и оно готово дружить с другими словами. Предлог же помогает, показывая, в каком падеже должно стоять следующее за ним слово. Значит, грамматическая связь устанавливается с помощью окончаний и предлогов.

Грамматическое задание

Иностранцам, приезжающим в Россию, бывает очень тяжело соединить слова в словосочетания. Они уже пополнили свой словарный запас, а как слова изменяются, не всегда знают. Подберите пары и запишите получившиеся словосочетания.

(проверка)

Упр.64 — I часть. Выписать все возможные словосочетания из предложений, указать главное слово и задать от него вопрос к зависимому.

Дом. зад.: §26 повторить, упр.135

«Словосочетание. Строение словосочетания. Способы выражения грамматической связи в словосочетании».

Средняя общеобразовательная школа №12

Урок русского языка в 5 классе

по теме: «Словосочетание. Строение словосочетания.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании».

Подготовила учитель русского языка и литературы

Мендалиева Халамкас Каировна

Урок 18

Тема: Словосочетание. Строение словосочетания. Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Цели:

обучающие: познакомить учащихся с понятием словосочетания, показать отличие слова от словосочетания; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова, определять тип словосочетания

развивающие: способствовать умению анализировать строение словосочетания и предложения;

воспитательные: прививать интерес и внимательное отношение к слову.

I. Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса.

II. Словарный диктант (повторение правописания разделительных Ъ и Ь знаков):

съезжаться, сэкономить, изъян, бульон, съежиться, обезьяна, вьюн, медальон.

Теперь запишем слова и запомним ,как они пишутся?

Апельсин, абрикос, баклажан, фиолетовый, урожай

III. Объяснение новой темы.

Эвристическая беседа.

Учитель:

-Вспомним, какие части речи существуют в русском языке?

(учащиеся называют все части речи, обращая внимания на то, что некоторые слова отвечают на вопросы (это самостоятельные части речи ) ,а другие не отвечают (служебные части речи).

Сегодня мы с вами начинаем изучение большого раздела науки о языке, которое изучает словосочетание и предложение. Это синтаксис.

(Указывает на доску :

Назовите предмет одним словом?(доска)

А теперь назовите более точно(классная доска)

Данный предмет вы назвали уже не одним словом ,а словосочетанием.

Зачем нужно называть предметы словосочетанием?

(для ответа на этот вопрос учащимся предлагается ответить, какие еще виды досок им известны? (гладильная доска, стиральная доска, чертежная доска, строительная доска)

Отсюда какой можно сделать вывод?

(называя предмет с помощью словосочетания, мы говорим о нем с большей точностью, отличаем его от подобных ему, называемых тем же словом.

Теперь ,используя словосочетания, назовите и запишите известные вам виды столов.

(обеденный стол, кухонный стол, письменный стол).

-Запишите в тетрадях словосочетание- классная доска.

-Без какого слова в названии данного предмета нельзя обойтись?(доска)

-Это (доска) главное слово в данном словосочетании, а слово классная –зависимое.

Чтобы убедиться в этом, мы изменим слово доска, поставив его во множественное число(доски),тогда и зависимое слово тоже изменится(классные доски).Главное слово отмечаем сверху крестиком.

-Главное слово связывается с зависимым по смыслу. Эта зависимость выражается путем постановки вопроса от главного к зависимому:

Какие?

_______

|x

Классные доски

-Какой частью речи является главное слово, а какой- зависимое?

(учащиеся наблюдают, что зависимое слово связывается не только по смыслу,но и грамматически с помощью окончания)

Закрепление: Чтение правила на стр.37-(наглядность)

Строение словосочетания:

1)как связываются слова в словосочетании?

2) как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании?( с помощью вопроса)

3) Как найти в словосочетании главное и зависимое слово?(по части речи.Глвное слово может быть выражено существительным или лаголом.)

Словарная работа.

Запись в словарь трудных слов:

синтаксис – составление, порядок;

словосочетание – чет, четное число.

Упражнения:

1)найти главное слово в словосочетаниях, поставить вопрос к зависимому, по вопросу проверить окончания прилагательных.

Классную доску, классных досок, классным доскам,

Домашнее задание, домашняя работа.

2)составить словосочетание из двух слов, определить род и падеж существительных:

знакомый, фамилия;

домашний, задача,

маленький, мышь;

школьный ,здание;

спелый, яблоко;

интересный, уроку;

ясный, небо.

Какое? х чего? х

3)Сравните два словосочетания: Классное собрание—собрание класса.

-Что у них общего?(главное слово-существительное)

-Чем они отличаются друг от друга?(зависимое слово в 1-м случае- прилагательное, во 2-м-существительное,кроме того, в 1-м словосочетании главное слово стоит после зависимого, во 2-м-наоборот)

Словосочетания, в которых главным словом является существительное, называется именным, а также, если главное слово будет прилагательное(очень легкий),числительное(пять человек).

4) Являются ли словосочетанием следующие два слова: у доски?(следует подвести класс к выводу, что в данном сочетании слов у- служебное (предлог),к нему нельзя поставить вопрос. Добавлением слова у мы не уточнили названия предмета, как в случае со словосочетанием классная доска. Можно сказать у доски и иметь в виду и классную, и стиральную, и гладильную, и строительную доски.

5)являются ли словосочетанием следующие слова: я уснул ,девочка пела, лес притих?(нет, так как это главные члены предложения)

6) являются ли словосочетанием следующие слова: гром и молния, лес и горы, утки и гуси? (нет, это однородные члены предложения)

5)Распределительный диктант: распределите в две колонны -в одну колонну словосочетания, в другую- слова с предлогом:

Над домом, новый дом, в окне, окно дома, в новом доме.

6) Сравните два словосочетания:

Деревянная постройка-постройка из дерева(в 1-м словосочетании связь зависимого слова с главным осуществляется с помощью окончания,во 2-м-с помощью окончания и предлога.)

Физкультминутка.

(По усмотрению учителя.)

Работа с учебником.

Учащиеся самостоятельно читают правило на стр. 38 учебника. (таблица наглядности)

Запомнить! Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов: главного и зависимого. Поэтому предлог со словом не образует словосочетания. Например: возле реки, на джайляу – не являются словосочетаниями.

Не являются словосочетаниями слова, связанные сочинительным видом связи, то есть от одного слова к другому нельзя задать вопрос. Например: гром и молния; встал и пошел – не являются словосочетаниями.

Не является словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа предложения.

(Далее учащиеся аналогичным способом знакомятся с такими словосочетаниями, где главным словом является глагол.

Примерные упражнения:

1)Найти в словосочетаниях главное и зависимое слово, поставить вопрос к зависимому слову, определить, какими частями речи выражены

оба слова словосочетания.

2) Заменить данные словосочетания близкими по смыслу с предлогами:

Описывать деревню- писать о деревне

Оплатить проезд- платить за проезд;

3)Заменить данные словосочетания словосочетаниями существительных с существительными:

Выполнить план-выполнение плана

Решить задачу-решение задачи

Посетить музей-посещение музея

Стремиться к знаниям- стремление к знаниям

Мечтать о будущем- мечта о будущем.

Словосочетания, где главное слово глагол

х

(гл .+ сущ .в косвенном падеже)

х

Гл .+ наречие(петь громко, лететь низко)

будут называться глагольными словосочетаниями.

Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют упр. 97 на стр. 38

На доске и в тетрадях: упр.99

Домашняя работа: §15 правила стр.37,38,упр.103,104.

Рефлексия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *