Как грамматически выражается связь слов в словосочетании: Attention Required! | Cloudflare – Как выражается грамматическая связь слов в словосочетании? —

"Способы выражения грамматической связи в словосочетании" (5 класс)

Тема:

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Цели:

обучающие: повторить с учащимися понятие словосочетание, познакомиться с основными способами образования смысловой связи между словами; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова, определять тип словосочетания

развивающие: способствовать умению анализировать строение словосочетания и предложения;

воспитательные: прививать интерес и внимательное отношение к слову.

  1. Проверка д/з – 3 минуты

Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Словосочетание». Давайте повторим изученное нами правило. Для этого я предлагаю в течение 1 минуты рассказать правило своему соседу по парте.

(Дети работают в парах и рассказывают правило стр. 61, 62 учебника «Словосочетание. Структура словосочетания» Учитель опрашивает 2-х – 3-х человек.)

  1. Актуализация знаний – 3 минуты

Учитель: Но все ли слова являются словосочетаниями?

(Дети отвечают)

Поэтому я предлагаю записать в тетради число, оставив 1 строчку под тему, и выполнить следующую работу.

(Дети пишут число)

1 слайд

Учитель: Итак, вам даны слова, которые вам нужно так изменить, чтобы они стали словосочетаниями.

Домашний, задача; сидеть, стул; маленький, мышь; смотреть, окно; школьный, здание.

2 слайд

  1. Изучение нового материала

Учитель: Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

(Дети отвечают)

Учитель: Прошу записать всех тему в тетрадь.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

3 слайд

Учитель: Ребята, как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока?

(Учащиеся пробуют сформулировать цели урока)

Повторить….

Узнать…

Научиться…

Цели урока:

  1. Повторить, что такое словосочетание и из каких частей оно состоит.

  2. Узнать, какие существуют способы выражения грамматической связи слов в словосочетании.

  3. Научиться составлять словосочетание.

4 слайд

Выполнение учащимися упр. 132

(Сильная ученица выполняет задание на компьютере, а остальные в тетрадях, затем выполняется самопроверка)

5 слайд

Учитель: Ребята, скажите, а что, по-вашему мнению, по вашему мнению, помогает словам связываться в словосочетания?

(Учащиеся отвечают)

Учитель: Действительно, грамматическую связь слов в словосочетании осуществляют предлоги и окончания слов.

Физкультминутка.

Учитель: Сейчас я буду называть фразы. И если эта фраза будет словосочетанием, то вы встаёте и хлопаете в ладоши, а если нет, то садитесь.

Солнечный свет, у доски, новый дом, в окне, папа рыбачит, кататься на велосипеде, загорать на пляже, дети веселятся, на даче, возле школы, идти на урок.

Учитель: Ребята, как вы поняли, почему фразы: у доски, в окне, папа рыбачит, дети веселятся, на даче, возле школы – не являются словосочетанием?

6 слайд

(Дети отвечают)

Запомнить!

  1. Предлог со словом не образуют словосочетания. Например: возле реки, у дома

  2. Не являются словосочетанием слова, отвечающие на один и тот же вопрос. Например: гром и молния, встал и пошёл.

  3. Не является словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа. Например: я гуляю.

7 слайд

(Дети хором проговаривают эти правила и получают карточки-напоминалки для справочной тетради)

  1. Подведение итогов.

Учитель: Давайте повторим изученное на сегодняшнем уроке. Продолжите предложения.

Словосочетание - это…

Словосочетание состоит из…

Слова могут связываться в словосочетания при помощи…

Грамматическими способами связи слов в словосочетании являются…

8 слайд

  1. Выставление оценок (по степени активности на уроке и верности ответов).

  2. Домашнее задание:

для слабых – упр. 134, для сильных – 136

  1. Рефлексия

Учитель: А в завершении я прошу вас составить и записать словосочетание, которое передаёт ваше настроение на уроке, а для помощи я предлагаю смайлики.

-Что у них общего?(главное слово-существительное)

-Чем они отличаются друг от друга?(зависимое слово в 1-м случае- прилагательное, во 2-м-существительное,кроме того, в 1-м словосочетании главное слово стоит после зависимого, во 2-м-наоборот)

Словосочетания, в которых главным словом является существительное, называется именным, а также, если главное слово будет прилагательное(очень легкий),числительное(пять человек).

4) Являются ли словосочетанием следующие два слова: у доски?(следует подвести класс к выводу, что в данном сочетании слов у- служебное (предлог),к нему нельзя поставить вопрос. Добавлением слова у мы не уточнили названия предмета, как в случае со словосочетанием

классная доска. Можно сказать у доски и иметь в виду и классную, и стиральную, и гладильную, и строительную доски.

5)являются ли словосочетанием следующие слова: я уснул ,девочка пела, лес притих?(нет, так как это главные члены предложения)

6) являются ли словосочетанием следующие слова: гром и молния, лес и горы, утки и гуси? (нет, это однородные члены предложения)

5)Распределительный диктант: распределите в две колонны -в одну колонну словосочетания, в другую- слова с предлогом:

Над домом, новый дом, в окне, окно дома, в новом доме.

6) Сравните два словосочетания:

Деревянная постройка-постройка из дерева(в 1-м словосочетании связь зависимого слова с главным осуществляется с помощью окончания,во 2-м-с помощью окончания и предлога.)

Физкультминутка.

(По усмотрению учителя.)

Работа с учебником.

Учащиеся самостоятельно читают правило на стр. 38 учебника. (таблица наглядности)

Запомнить! Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов: главного и зависимого. Поэтому предлог со словом не образует словосочетания. Например:

возле реки, на джайляу – не являются словосочетаниями.

Не являются словосочетаниями слова, связанные сочинительным видом связи, то есть от одного слова к другому нельзя задать вопрос. Например: гром и молния; встал и пошел – не являются словосочетаниями.

Не является словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа предложения.

(Далее учащиеся аналогичным способом знакомятся с такими словосочетаниями, где главным словом является глагол.

Примерные упражнения:

1)Найти в словосочетаниях главное и зависимое слово, поставить вопрос к зависимому слову, определить, какими частями речи выражены

оба слова словосочетания.

2) Заменить данные словосочетания близкими по смыслу с предлогами:

Описывать деревню- писать о деревне

Оплатить проезд- платить за проезд;

3)Заменить данные словосочетания словосочетаниями существительных с существительными:

Выполнить план-выполнение плана

Решить задачу-решение задачи

Посетить музей-посещение музея

Стремиться к знаниям- стремление к знаниям

Мечтать о будущем- мечта о будущем.

Словосочетания, где главное слово глагол

х

(гл .+ сущ .в косвенном падеже)

х

Гл .+ наречие(петь громко, лететь низко)

будут называться глагольными словосочетаниями.

Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют упр. 97 на стр. 38

На доске и в тетрадях: упр.99

Домашняя работа: §15 правила стр.37,38,упр.103,104.

Рефлексия.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Класс:

5

Дата:

14.10.15

урока:

19/3

Тема урока: Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.

Цель урока: Повторить основные признаки пунктуации

Задачи урока: 

  1. Учить правильно выделять словосочетания из предложения

  2. Закрепить умение разбирать словосочетания.

3. Воспитать любовь к слову.

Учебник/литература:  «Русский язык» 5 класс

Оборудование: мел, доска, таблицы, карточки

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Медведь – ведающий медом (слав.)

Повторить!

Словосочетанием не является:

1. Грамматическая основа предложения.

2. Существительное с предлогом.

3. Однородные члены предложения.

4. Не связанные по смыслу слова.

 Задание. Запишите под диктовку предложения и выделите грамматическую основу. Стрелками покажите состав подлежащего и состав сказуемого. Получившиеся словосочетания выпишите в столбик.

http://tak-to-ent.net/matem/5rus/image040.png

http://tak-to-ent.net/matem/5rus/image041.png

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с материалами учебника, § 27.

2. Упражнение 123, разбор именных и глагольных словосочетаний.

IV. Выписать из предложений по три именных и глагольных словосочетания, провести разбор.

Я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.

Говорить их учат так.

Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом ровным голосом повторять одну и ту же фразу – раз двадцать, а то и тридцать.

После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живет.

Вот и вся премудрость.

Е. Чарушин

V. Работа по исправлению ошибок.

Ученикам задали выписать словосочетания из предложений. При выполнении задания были допущены ошибки. Найди их!

Слабые и робкие ручьи огибают каждый камень.

1. ручьи слабые

2. ручьи робкие

3. ручьи огибают

4. слабые и робкие

5. огибают камень

6. каждый камень

О т в е т ы: 3, 4.

VI. Выполнение упражнения 133 самостоятельно. Проверка.

Контрольный словарный диктант № 1

Помогать старушке, крылечко избы, красивая брошь, смотреть нежно, отплыть от причала, учебник сестры, чудное мгновенье, сшить аккуратно, старый календарь, написать картину, громко кричать, дом в деревне, ароматный персик, клубились на горизонте, калина красная, развести костер, говорить серьезно, чисто вымыть, книга на парте.

Домашнее задание: упражнение 134

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

Тема урока: Способы выражения грамматической связи в словосочетании.                                                      

Цели урока: показать обучающимся различные виды связи слов в словосочетаниях, учить определять главное и зависимое слово в них; развивать логическое мышление; воспитывать любовь к языку.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Класс: 5

Ход урока

  1. Орг. Момент (1-2 минуты)
  2. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы с вами познакомились со словосочетанием, научились находить его в предложениях и тексте. Скажите, что такое словосочетание? Из чего оно состоит? (главное + зависимое слово)

Итак, для того, чтобы нам с вами настроиться на рабочий лад, давайте проведем небольшую лингвистическую разминку.

Игра «Змейка»

Запишите словосочетания (кто больше), где последнее слово будет первым в следующем словосочетании.

Подведение итогов.

  1. Работа над темой урока

Тема нашего сегодняшнего урока – «Способы выражения связей в словосочетании».

Наша задача научиться различать разные виды связи в словосочетании и продолжить развивать навыки выделения главного и зависимого слов в словосочетании.

Итак, мы с вами знаем, что словосочетание состоит из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Для примера запишем словосочетание «читать книгу».

Как же найти и установить смысловую связь? Смысловая связь устанавливается по вопросу, который задается от главного слова к зависимому. Таким образом, мы с вами видим, что словосочетание несет в себе определенный смысл.

Но в словосочетании может быть более двух слов. Откуда же берется третье и зачем? Чаще всего третьим словом является предлог, который помогает, как и окончание, связывать слова между собой. Окончание показывает, что слово изменилось, что у него уже другая, не начальная форма, и оно готово дружить с другими словами. Предлог же помогает, показывая, в каком падеже должно стоять следующее за ним слово. Значит, грамматическая связь устанавливается с помощью окончаний и предлогов.

Грамматическое задание

Иностранцам, приезжающим в Россию, бывает очень тяжело соединить слова в словосочетания. Они уже пополнили свой словарный запас, а как слова изменяются, не всегда знают. Подберите пары и запишите получившиеся словосочетания.

(проверка)

Упр.64 - I часть. Выписать все возможные словосочетания из предложений, указать главное слово и задать от него вопрос к зависимому.

Дом. зад.: §26 повторить, упр.135

«Словосочетание. Строение словосочетания. Способы выражения грамматической связи в словосочетании».

Средняя общеобразовательная школа №12

Урок русского языка в 5 классе

по теме: «Словосочетание. Строение словосочетания.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании».

Подготовила учитель русского языка и литературы

Мендалиева Халамкас Каировна

Урок 18

Тема: Словосочетание. Строение словосочетания. Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Цели:

обучающие: познакомить учащихся с понятием словосочетания, показать отличие слова от словосочетания; научить устанавливать смысловую связь между словами в словосочетании, находить главное и зависимое слова, определять тип словосочетания

развивающие: способствовать умению анализировать строение словосочетания и предложения;

воспитательные: прививать интерес и внимательное отношение к слову.

I. Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса.

II. Словарный диктант (повторение правописания разделительных Ъ и Ь знаков):

съезжаться, сэкономить, изъян, бульон, съежиться, обезьяна, вьюн, медальон.

Теперь запишем слова и запомним ,как они пишутся?

Апельсин, абрикос, баклажан, фиолетовый, урожай

III. Объяснение новой темы.

Эвристическая беседа.

Учитель:

-Вспомним, какие части речи существуют в русском языке?

(учащиеся называют все части речи, обращая внимания на то, что некоторые слова отвечают на вопросы (это самостоятельные части речи ) ,а другие не отвечают (служебные части речи).

Сегодня мы с вами начинаем изучение большого раздела науки о языке, которое изучает словосочетание и предложение. Это синтаксис.

(Указывает на доску :

-Назовите предмет одним словом?(доска)

-А теперь назовите более точно(классная доска)

-Данный предмет вы назвали уже не одним словом ,а словосочетанием.

-Зачем нужно называть предметы словосочетанием?

(для ответа на этот вопрос учащимся предлагается ответить, какие еще виды досок им известны? (гладильная доска, стиральная доска, чертежная доска, строительная доска)

-Отсюда какой можно сделать вывод?

(называя предмет с помощью словосочетания, мы говорим о нем с большей точностью, отличаем его от подобных ему, называемых тем же словом.

-Теперь ,используя словосочетания, назовите и запишите известные вам виды столов.

(обеденный стол, кухонный стол, письменный стол).

-Запишите в тетрадях словосочетание- классная доска.

-Без какого слова в названии данного предмета нельзя обойтись?(доска)

-Это (доска) главное слово в данном словосочетании, а слово классная –зависимое.

Чтобы убедиться в этом, мы изменим слово доска, поставив его во множественное число(доски),тогда и зависимое слово тоже изменится(классные доски).Главное слово отмечаем сверху крестиком.

-Главное слово связывается с зависимым по смыслу. Эта зависимость выражается путем постановки вопроса от главного к зависимому:

Какие?

_______

|x

Классные доски

-Какой частью речи является главное слово, а какой- зависимое?

(учащиеся наблюдают, что зависимое слово связывается не только по смыслу,но и грамматически с помощью окончания)

Закрепление: Чтение правила на стр.37-(наглядность)

Строение словосочетания:

1)как связываются слова в словосочетании?

2) как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании?( с помощью вопроса)

3) Как найти в словосочетании главное и зависимое слово?(по части речи.Глвное слово может быть выражено существительным или лаголом.)

Словарная работа.

Запись в словарь трудных слов:

синтаксис – составление, порядок;

словосочетание – чет, четное число.

Упражнения:

1)найти главное слово в словосочетаниях, поставить вопрос к зависимому, по вопросу проверить окончания прилагательных.

Классную доску, классных досок, классным доскам,

Домашнее задание, домашняя работа.

2)составить словосочетание из двух слов, определить род и падеж существительных:

знакомый, фамилия;

домашний, задача,

маленький, мышь;

школьный ,здание;

спелый, яблоко;

интересный, уроку;

ясный, небо.

Какое? х чего? х

3)Сравните два словосочетания: Классное собрание—собрание класса.

-Что у них общего?(главное слово-существительное)

-Чем они отличаются друг от друга?(зависимое слово в 1-м случае- прилагательное, во 2-м-существительное,кроме того, в 1-м словосочетании главное слово стоит после зависимого, во 2-м-наоборот)

Словосочетания, в которых главным словом является существительное, называется именным, а также, если главное слово будет прилагательное(очень легкий),числительное(пять человек).

4) Являются ли словосочетанием следующие два слова: у доски?(следует подвести класс к выводу, что в данном сочетании слов у- служебное (предлог),к нему нельзя поставить вопрос. Добавлением слова у мы не уточнили названия предмета, как в случае со словосочетанием классная доска. Можно сказать у доски и иметь в виду и классную, и стиральную, и гладильную, и строительную доски.

5)являются ли словосочетанием следующие слова: я уснул ,девочка пела, лес притих?(нет, так как это главные члены предложения)

6) являются ли словосочетанием следующие слова: гром и молния, лес и горы, утки и гуси? (нет, это однородные члены предложения)

5)Распределительный диктант: распределите в две колонны -в одну колонну словосочетания, в другую- слова с предлогом:

Над домом, новый дом, в окне, окно дома, в новом доме.

6) Сравните два словосочетания:

Деревянная постройка-постройка из дерева(в 1-м словосочетании связь зависимого слова с главным осуществляется с помощью окончания,во 2-м-с помощью окончания и предлога.)

Физкультминутка.

(По усмотрению учителя.)

Работа с учебником.

Учащиеся самостоятельно читают правило на стр. 38 учебника. (таблица наглядности)

Запомнить! Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов: главного и зависимого. Поэтому предлог со словом не образует словосочетания. Например: возле реки, на джайляу – не являются словосочетаниями.

Не являются словосочетаниями слова, связанные сочинительным видом связи, то есть от одного слова к другому нельзя задать вопрос. Например: гром и молния; встал и пошел – не являются словосочетаниями.

Не является словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа предложения.

(Далее учащиеся аналогичным способом знакомятся с такими словосочетаниями, где главным словом является глагол.

Примерные упражнения:

1)Найти в словосочетаниях главное и зависимое слово, поставить вопрос к зависимому слову, определить, какими частями речи выражены

оба слова словосочетания.

2) Заменить данные словосочетания близкими по смыслу с предлогами:

Описывать деревню- писать о деревне

Оплатить проезд- платить за проезд;

3)Заменить данные словосочетания словосочетаниями существительных с существительными:

Выполнить план-выполнение плана

Решить задачу-решение задачи

Посетить музей-посещение музея

Стремиться к знаниям- стремление к знаниям

Мечтать о будущем- мечта о будущем.

Словосочетания, где главное слово глагол

х

(гл .+ сущ .в косвенном падеже)

х

Гл .+ наречие(петь громко, лететь низко)

будут называться глагольными словосочетаниями.

Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют упр. 97 на стр. 38

На доске и в тетрадях: упр.99

Домашняя работа: §15 правила стр.37,38,упр.103,104.

Рефлексия.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о