Как успешно сдать ЕГЭ? | Мел
Начать хотелось бы с того, что ЕГЭ это обычный экзамен, с котором вы рано или поздно столкнулись бы. Все это время, обучаясь в школе, вы к нему шли. Вот он уже совсем близко и это должно вас радовать, а не огорчать. Тот, кто посещал школьные занятия и слушал учителя (пусть даже не всегда внимательно) сдаст его без труда. Но большинство из вас заинтересованы не просто в окончании школы, а в продолжение обучения в высшем учебном заведении, следовательно, вам нужен довольно высокий суммарный балл, а значит и наши советы.
Даже те обучающиеся, которые были прилежными учениками все 11 лет и очень активно готовились к экзамену в последнее время (решали задания, занимались дополнительно, оставались после уроков) накануне экзаменов не могут быть уверенными в своих знаниях и идти на него со спокойной душой. Всему виной стресс. Бороться с ним до конца не имеет смысла. В разумных «дозах» он вам сейчас необходим. Мы постараемся дать вам советы, которые помогут свести ваше волнение на этапе подготовки к экзаменам к минимуму.
Что же необходимо всем выпускникам сделать уже сейчас:
1. Прекратить разговоры на тему «Как я боюсь ЕГЭ» среди друзей, знакомых, сверстников. Попросите родителей, чтобы и те не нагнетали обстановку. Все это только усиливает волнение, а не помогает вам с ним бороться.
2. Поставьте себе цель «Успешно сдать ЕГЭ», а не «сдать ЕГЭ на 100 баллов»! Тогда и радости от полученного результата будет намного больше.
3. Категорически не советуем тратить свое время сейчас на поиски разнообразных «гаджетов» и приспособлений, которые помогут вам (якобы) сдать экзамен. Не следует и заниматься поиском групп в социальных сетях с готовыми ответами на ЕГЭ. Их нет! Не существует! Не стоит искать и другие всевозможные лазейки. Направьте лучше все свои силы и энергию на подготовку по предметам, которые планируете сдавать.
4. Внимательно ознакомьтесь с правилами проведения и процедурой самого экзамена. Прорепетируйте заполнение бланков, прокрутите у себя в голове сцены вашего пребывания на нем, предусмотрите ситуации, которые могут пойти не по плану (перестанет писать ручка, станет жарко или холодно и тому подобные). Чтобы вашим знаниям не помешал стресс и волнение процедура экзамена должна быть для вас знакомой.
5. Готовиться даже сейчас к предстоящим испытаниям еще не поздно, но и окунаться с головой в учебник тоже не стоит. Прогуливайтесь, делайте свои домашние дела, общайтесь с близкими, пейте много воды, правильно питайтесь и старайтесь высыпаться. Режим, в котором оптимально готовиться к предстоящим испытаниям: 40-50 мин подготовки, 15-20 мин отдых.
6. Все, что вами уже было изучено ранее, рекомендуем периодически повторять.
Пусть звучит для вас банально, но этот крайне важный этап вашей жизни пройдет. Уже совсем скоро от него останутся лишь приятные воспоминания. Дерзайте, пока все еще в ваших руках!
Еще больше полезных статей на нашем сайте obobrazovanii.ru
«В чём проблема сдать ЕГЭ? Там же ничего сложного»
Старшеклассники и их родители уже сейчас задумываются, в какой вуз поступать: в российский или зарубежный. Дочь нашего блогера Марии Крючковой поступила в университет в Тарту, теперь Мария рассказывает, почему это лучше, чем МГУ или Бауманка.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
На фейсбуке прочитала комментарии к своему посту про поступление дочери в университет в Тарту. Некоторые вдохновили на рассуждения и пояснения. Недоумённые комментарии можно разделить на группы.
1. Не сдать ЕГЭ
Первая группа комментариев — непонимание того, почему сдача ЕГЭ вызывает сложности.
«А в чём проблема сдать ЕГЭ? Там ничего сложного, тем более в школе, в 10–11-м классах, натаскивают. Сдал на 250+ баллов, золотой значок ГТО, почти все двери российских вузов открыты. Пожалуйста: и Баумана, и Губкина, и куча других вузов, с МГУ и МГИМО только посложнее (там высокие проходные баллы). Ради того, чтобы поступить на бюджет в лучшие вузы страны, можно и постараться сдать нормально ЕГЭ».
«Выпускник института, который не сумел осилить ЕГЭ. На кой он такой нужен? Диплом тоже купит?»
Действительно, в чём проблема сдать ЕГЭ? Не проблема, если задача стоит просто сдать. Чтобы получить аттестат, достаточно набрать всего 24 балла по русскому языку и 27 баллов по математике (профильной). Теоретически с 27 баллами по математике и 36 баллами по русскому можно даже заявиться в приёмную комиссию российского вуза.
На 250 баллов по сумме трёх экзаменов сдать тоже вполне реально, даже не прилагая к подготовке серьёзных усилий, при условии, что ребёнок предмет, в общем-то, знает (у дочери сумма баллов по ЕГЭ выше). Для поступления на обучение по нетехнической специальности в хороший вуз Москвы и Петербурга 250 баллов мало.
Одноклассница дочери, имея 298 баллов (с учётом дополнительных баллов за призёрство в олимпиаде по русскому языку, а также школьную золотую медаль), чудом поступила на филфак в ВШЭ. Как сама говорит, «буквально под забором проползла». В МГУ поступить не смогла, набрала недостаточно балов на ДВИ.
В этом году на филологический факультет ВШЭ, к примеру, проходной балл — 298, на факультет «Прикладная математика и информатика» — 303. Чтобы иметь 303 балла, необходимо сдать ЕГЭ по трём предметам на 300 баллов и иметь бонус вроде золотой медали или значка ГТО, а лучше и то и другое сразу.
На 300 баллов сдать сложно. Разница между 100 баллами и 97 баллами по литературе, к примеру, в потере одного первичного балла (то есть можно получить или 100, или 97). Первичный балл потерять легко, поскольку, кроме тестовой части, в экзамене четыре эссе, где можно прозевать запятую или допустить стилистическую ошибку. В частности, авторы приведённых выше комментариев однозначно потеряли бы первичные баллы на ЕГЭ по литературе за плохие отношения со стилистикой родного языка.
Можно, конечно, всё вызубрить, чтобы не промахнуться с формулировками
Один абитуриент совместно с репетитором, экспертом ЕГЭ, написал все возможные варианты эссе по истории и просто выучил их наизусть. Впрочем, одну запятую и он умудрился потерять — 100 баллов не получил, всего 98. Балла может лишить не только запятая.
ЕГЭ — это стресс. Дочь на экзамене по русскому забыла переписать одно из заданий с черновика. В итоге потеряла девять баллов, и результат экзамена оказался намного ниже того, что стабильно был на «пробниках». Восемьдесят баллов по русскому — это мало, чтобы поступить в вуз с хорошим рейтингом в России, даже если ты призёр олимпиады по лингвистике.
Выпускников, получивших 300 баллов, единицы, выпускников, имеющих 280–290 баллов, тысячи, и у них есть очень высокий шанс не поступить в желаемый вуз на бюджет. Именно для таких ребят, с хорошим уровнем знаний и высокой мотивацией в обучении, поступление в европейский вуз может стать достойной альтернативой платному обучению в российском вузе.
2. Поступить в топовый вуз
Вторая группа недоумённых комментариев вызвана непониманием того, что университет в Тарту, в общем-то, очень неплохой вуз.
«Бред! Где Бауманка и МГУ, и где эстонский вуз!»
Бауманка и МГУ — в Москве, эстонский вуз, о котором я пишу, — в Тарту. Ещё он входит в рейтинг лучших 700 вузов мира. Бауманка и университет в Тарту — очень-очень близко друг к другу.
3. Выучить эстонский язык
Ну и третья, очень обширная группа комментариев, — веселье по поводу того, что нужно выучить эстонский язык.
«Не готовиться к ЕГЭ, но зато учить никому не нужный эстонский язык. Суперперспектива!»
«Зато в сэкономленное время теперь будет учить эстонский язык, который на фиг никому и нигде не нужен…»
«Всей Эстонии три миллиона человек. Зачем этот язык? Учите китайский и учитесь там бесплатно».
Когда-то у меня был украинский учебник английского языка, на обложке которого было написано «Скільки мов ти знаєш, стільки разів ти людина» («Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек»).
На мой взгляд, гениальная фраза. Я вижу смысл в изучении любого языка, особенно эстонского. Не потому что это «кому-то надо», а потому что эстонский принадлежит к финно-угорской группе языков и является одним из самых сложных языков Европы. Хорошая тренировка для мозга и развития лингвистического мышления. Опыт, позволяющий научиться воспринимать любой язык как систему, а не как набор отдельных слов. Кроме того, я уверена, что человек, умеющий быстро и без проблем учить языки любой сложности, не пропадёт в этом мире.
Учить эстонский ради обучения в Тарту, чешский — ради обучения в Праге, финский — ради обучения в Хельсинки — совсем не плохая перспектива, если её видеть.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Сложно ли сдать ЕГЭ?
Всем привет! Сегодня решил посвятить пост совсем злободневной теме. Давайте раз и навсегда ответим: сложно ли сдать ЕГЭ? Какие шаги надо предпринять, чтобы сдать школьные экзамены и поступить в вуз на бюджет? Все ответы дадим в этой статье.
Примерно года полтора назад узнал совершенно удивительную для себя вещь: классный руководитель первого класса на родительском собрании одной среднестатистической российской школы начал говорить о том, что к ЕГЭ надо начинать готовиться уже сейчас — в первом классе. На что одна мамаша спросила: а будет ли в таком случае у детей вообще детство? Ответ очевиден — конечно же нет.
Школьная жизнь должна быть разнообразной и увлекать ребят заниматься не только изучением наук, но и вовлекать их в творческую и иную общественную жизнь.
Но Единый Государственный экзамен является сегодня рубежным событием. И к нему, как и к любому событию нужно готовиться заблаговременно. Но сложен ли этот экзамен?
Отвечаю на вопрос о сложности
Мне, как специалисту по истории с высшим образованием, кандидату социологических наук — одним словом эксперту в области образования любой тест ЕГЭ по истории или обществу кажется очень простым. Я серьезно. За десять лет преподавания и репетиторства я нарешал этих тестов тысячи штук, и они вообще-то достаточно легкие — для меня.
И это абсолютно нормально для специалиста, который является экспертом в своей области.
Разумеется, любого родителя вообще легко напугать, что задания ЕГЭ — сложные и неподъемные для ребенка. И если такой родитель увидит любое задание ЕГЭ по истории или обществу, то, конечно, оно ему покажется очень сложным. Ведь родитель лет 20 — 30 назад окончил школу и не вспоминал школьную программу примерно столько же лет.
Как нам говорил преподаватель в школе по технологии: «Ребята, математика вам понадобиться в жизни только для того, чтобы считать деньги!» В целом, можно согласиться с этим: если твоя профессиональная деятельность не связана с серьезными вычислениями — математика в жизни нужна для того, чтобы считать заработанные деньги.
Ну а с историей или обществознанием вообще отдельная история: большинство людей считают эти дисциплины вообще для жизни бесполезными, и не моя задача вас или кого угодно в этом переубеждать. Не всем ведь быть историками, политологами или социологами!
Но я выражусь более категорично. Любой тест ЕГЭ по истории и обществознанию под силу написать абсолютно любому ученику школы на максимальный балл, если он отвечает трем условиям:
- Он или она владеет школьным материалом и понимает его.
- Он или она обладает общей обществоведческой эрудицией и любознательностью
- Он или она умеет формулировать и выражать свои мысли устно и письменно в корректной форме без каких-либо проблем.
В сущности, этому всему должна научить школа: формулировать и выражать в корректной форме устно и письменно свои мысли. А чтобы мысли появились, ученик должен уметь рассуждать: индуктивно, или дедуктивно — не суть важно.
Такой ученик школы способен подготовиться к ЕГЭ самостоятельно.
На самом деле ЕГЭ сдать крайне сложно
В реальности, несмотря на то, что тест ЕГЭ довольно легкий, решить его на максимальный балл обычному современному школьнику 11-класснику крайне тяжело. Причина этого проста: он не отвечает всем трем условиям, обозначенным мной выше.
Попросите ребят написать сочинение о себе: некую автобиографию. Мотивировать писать такой текст проще некуда: скажите, что в жизни каждому придется рассказывать о себе хотя бы работодателю. Что он скажет о своем образе жизни, о своих хобби и прочем, как охарактеризует свои личные качества?
Так вот 9 из 10 ребят не смогут написать корректно такую в общем-то простую работу. За 45 минут большинство напишут 3-4 предложения. Хотя ученик, соответствующий условиям выше, испишет 3 тетрадных листа и ему не хватит времени. Кстати, если вы читаете этот текст и не согласны со мной, очень хочу прочесть Ваш комментарий, в чем именно Вы не согласны. Я же основываюсь на своем профессиональном опыте. Даже практически половина студентов вуза — не может связать письменно двух слов на свободную тему.
Причины очевидны, и я тут не буду их касаться. Так вот представьте, что по истечении 10 лет школьной жизни, в течение которых ребята занимались чем угодно, но только не систематическим образованием, в первый раз в жизни перед ними встает реальное жизненное испытание, за которое они получат объективную оценку!
А еще если им покажут экзаменационную работу, которую они увидят, дай Бог, в начале выпускного класса. А многие ведь ее видят только на пробном тестировании в мае — за несколько дней до реального ЕГЭ!
И нет ничего удивительного, что средний балл ЕГЭ каждый год падает. Потому что те, кто сдали ЕГЭ на минимальные баллы ничего не сообщают своим «потомкам». А те, кто вновь будет сдавать ЕГЭ, уверены, что как-нибудь с ним справятся: как-то же справлялись с школьными заданиями на протяжении 10 лет!
ЕГЭ ребятам покажется просто жестким экзаменом, который нереально сдать. Добавим к этому постоянное запугивание их со стороны учителей, которые нагоняют каждый год ЕГЭ истерию, массовые слухи о том, что весь экзамен кардинально поменялся — и вы получите такой «коктейль Молотова», из которого мало кто выйдет живым, в смысле сдаст это сравнительно легкий экзамен с честью и на высокие баллы.
Как же сдать легкий ЕГЭ на 90 и выше баллов?
И вот встает закономерный вопрос: как же трудный экзамен превратить в легкий и сдать на 90 баллов и выше историю или общество?
На самом деле никак. Если Вы не умеете формулировать и выражать свои мысли устно и письменно, если мыслей у вас своих просто нет, то есть по сути вы не умеете логически мыслить, то ЕГЭ на высокие баллы вам не сдать.
Таков уж экзамен, что он проверяет именно такие навыки как владение учебным материалом на отличном уровне, владение терминологией, владение навыками формулирования и изложения своих мыслей, а также общую обществоведческую эрудицию.
Большинство ребят и их родителей просто игнорируют это и делают ставку на зубрежку.
В результате встают закономерные проблемы: а как, блин, выучить 30 определений? А как, блин, выучить столько дат? А как вообще писать сочинение по обществознанию и по истории? И этих вопросов масса. Ведь никто из учеников и их родителей не является специалистом по образованию и пользуются старой дедовской зубрежкой.
Давайте возьмем простой пример. К примеру, ученик изучает тему раздробленности на Руси. Перед ним встает довольно существенный пласт учебного материала. Вот примерно такой:
- Даты: 1097, 1103, 1111, 1113 — 1125, 1125 — 1132, 1132 — 1157, 1157 — 1174, 1169, 1157, 1185, 1205, 1216
- Персоналии: Владимир Мономах, Мстислав Великий, Святополк Изяславович, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл.
- Термины: натуральное хозяйство, род Ярославичей, половцы, Любечский съезд князей, боярская республика, тысяцкий, посадник, архиепископ, вече и пр.
- Природно-географическая и политическая характеристика княжеств: Новгородская Земля, Владимиро-Суздальское княжество, Рязанское княжество, Галицко-Волынское.
Не трудно догадаться, что ученику это все кажется неподъемным материалом, который просто нереально выучить. Ведь тут столько дат, понятий, персоналий, нужно знать, когда они жили, правили и что вообще делали?! А ведь это совсем небольшой пласт материала в контексте истории России и Всемирной истории. В сущности — это вообще одна из легких тем. Есть темы, намного сложнее и обширнее этой в рамках школьной программы по истории.
Нагонять тоску будут и пособия с учебниками. Чтобы доказать это я просто спрошу: давно ли вы устно самому себе отвечали на вопросы в учебнике к параграфу после его прочтения? Нет? Ну тогда не удивляйтесь, что ничего не помните, ведь в Вашем образовательном процессе отсутствует рефлексия. А она обязательна при любом изучении нового материала.
Часто ли вы добиваетесь от себя качественных ответов на вопросы параграфа учебника? А потом еще решаете задания по данной теме? Конечно, подавляющее большинство этого не делает. Зачем заморачиваться? Это ведь просто офигенная трата времени и сил! А до экзамена еще целых полгода!
Между тем, я как специалист, могу предложить вам альтернативный путь работы как с обозначенной выше темой, так и со всеми остальными. При этом ваши затраты времени и усилий будут меньше по меньшей мере в пять раз. То есть если на полное освоение этой темы у Вас самостоятельно уйдет 5 часов, то с помощью моей методики — у вас займет это всего один час! Заинтригованы? Час против пяти — это же сказка!
Ну так вот: представьте себе, что вам не надо читать ни учебники, ни пособия. Представьте себе, что весь материал по этой теме Вам я расскажу в интересной, доступной и понятной форме за 15 — 20 минут.
А за остальные 40 минут мы закрепим этот материал в форме заданий к этой теме в формате ЕГЭ.
Так выглядит учебный материал на наших курсах подготовки
Каким образом я смогу Вам рассказать 5-часовой материал, который изложен в учебнике за 15 минут? Очень просто. Вам не надо тратить времени на чтение текста, его осмысление и конспектирование. Я это уже сделал за вас. Мой рассказ будет очень структурированным: я расскажу про причины раздробленности на Руси, про основных персонажей, которые в нем были задействованы и приведу вам обозначенную выше характеристику всех княжеств.
Более того все причины, события, и последствия увязаны в логическую цепочку, и поскольку материал вам понятен, постольку вы его запомните в пять раз быстрее и легче!
И на наших курсах подготовки абсолютно ВЕСЬ материал по истории и обществу разбит на такие вот занятия. ВЕСЬ материал представлен в форме видеоуроков. Особые нюансы мы разбираем на вебинарах. К каждому занятию прилагаются задания и все мои авторские материалы, которые помогут просто и непринужденно вспомнить изученный материал.
Наши курсы экономят ваше время и ваши силы по меньшей мере в пять раз. Если вы готовитесь самостоятельно с нуля, то в лучшем случае вы изучите всю теорию только к апрелю выпускного класса. А еще ведь надо тесты научиться решать! Это отдельная большая и больная тема. Большинство ребят как раз и не сдают нормально ЕГЭ, потому что теорию вроде как знают, а тесты решать не умеют.
На наших же курсах такая ситуация в принципе невозможна. Потому что к каждому уроку приложены задания, проходя которые ученик учится их выполнять по принципу от простого к сложному.
Фрагмент списка интерактивных тестов, которые доступны участникам наших курсов подготовки
На самом деле, он сам не замечает, как уже разбирается в казалось бы сложных задачках. Как результат — 90 баллов на реальном ЕГЭ и выше!
Такой результат доступен каждому, кто пройдет наши курсы полностью, включая заключительные экзаменационные работы.
Фрагмент списка участников курсов подготовки и информация по их успеваемости
Тут у многих возникает вопрос: а сможет ли он(а) пройти весь курс. Ответ прост: конечно да, если вы занимаетесь. Ну ок. К примеру, захотели вы обучиться игре в баскетбол. Но прошли только половину от всего количества тренировок, а потом взяли и все бросили. Добьетесь ли вы запланированного результата? Конечно же нет! Или решили вы научиться играть в шахматы и получить 2 разряд. Но прошли только половину программы тренировок. Конечно, в шахматы вы будете лучше играть, чем до тренировок, но до второго разряда вам будет далеко.
Также и с курсами подготовки к ЕГЭ. Если хотите максимальный результат — надо пройти курс полностью. Хотя у меня были ребята, которые забрасывали курс, однако сдавали ЕГЭ на приемлемые 80 баллов, хотя сами и не надеялись на столько сдать! Вот, кстати, письмо такого ученика:
Вот сам текст письма:
Здравствуйте Андрей Александрович.
Набрал 79 баллов. Очень рад, о таких баллах не мог и мечтать, учитывая, что готовился всего пол года и даже не закончил курс до конца…эссе вообще написал на ходу за 15 минут, времени не хватало…но тем не менее написал и даже получил 3 балла из 5. Тест не ожидал что так хорошо напишу, потому что мало практиковался, 31 из 35. Во многом это именно ваша заслуга, поэтому спасибо вам огромное, вы мне очень помогли!
Именно в виду всех этих соображений я и рекомендую наши курсы. Потому что с их помощью значительно легче сдать ЕГЭ на максимальный балл по истории или обществознанию.
С уважением, Андрей Пучков
что больше всего пугает выпускников перед ЕГЭ
Даже если ребёнок идёт на красный диплом и прилежно готовится к ЕГЭ, это не значит, что он не волнуется. Давление в школе, нехватка времени и страх ошибки — вот основные трудности, с которыми сталкиваются выпускники. Онлайн-школа химии Лии Менделеевой поговорила с более чем 400 учениками, чтобы выяснить, что их тревожит и как родители могут помочь детям.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. «Почему на меня давят?»
Самая распространённая проблема. Выпускные экзамены волнительны сами по себе, даже без постоянных напоминаний в школе и дома. Детям рисуют ужасное будущее при провале на ЕГЭ и рассказывают, что это сломает им жизнь. «Я знала, что сдам ЕГЭ на отлично, но все вокруг на меня давили, и мне становилось не по себе», — объяснила в интервью Олеся, получившая в итоге 97 баллов по химии.
Родителям и учителям важно помнить: хронический стресс разрушает рецепторы кортизола в гиппокампе, что ухудшает память и способность учиться. Отсюда — страх всё забыть в ответственный момент. В России каждый пятый школьник, согласно опросу 16 тысяч родителей, перед экзаменами принимает успокоительные препараты.
Чтобы справиться со стрессом, посоветуйте ребёнку научиться игнорировать давление. Перестаньте сами напоминать ему о ЕГЭ каждое утро
Расскажите о праве на отдых. У одиннадцатиклассников часто возникает чувство вины, если они не отдают учёбе всё своё время. Будто все вокруг смотрят только на них и осуждают за каждые 40 минут, потраченные на любимый сериал. И так целый год. Даже если внешне это никак не проявляется, совесть гложет детей изнутри. Объясните ребёнку, что сходить в кино с друзьями — не преступление и что отдых — это часть подготовки к экзаменам.
Важность ЕГЭ сильно преувеличена: школьникам кажется, что если они провалят экзамен, то перестанут существовать, а родители их разлюбят. Дети впервые сталкиваются с судьбоносным, по навязанному им мнению, событием, многих это пугает. В этот момент мотивация не подвести родных и учителей часто выходит на первый план.
Дети готовятся к ЕГЭ не только потому, что хотят в хороший вуз. Они боятся осуждения при провале. Поддержка папы с мамой нужна как никогда — напомните школьнику, что никакие оценки не повлияют на ваше к нему отношение.
2. «Не знаю, с чего начать»
Половина опрошенных считает, что для 100 баллов по ЕГЭ необходимо идеально знать химию. А это кажется почти невозможным. Каждая неудача на пути, даже простая ошибка в тесте, подрывает уверенность в своих силах. «У меня постоянно забита голова! Вместо того чтобы готовиться к ЕГЭ, я по указке учителей копаю глубже», — жаловался во время опроса старшеклассник, который уже в начале года сдал тестовый вариант на 70 баллов.
Большая и трудная задача вдруг превращается в понятную и простую, если разбить её на части. Поэтому среди учеников так популярны чек-листы: в них они видят дорожную карту, по которой надо двигаться. Фундаментальная наука превращается в 16 понятных разделов, к которым вполне реально подготовиться.
Расскажите ребёнку, что для 100 баллов по ЕГЭ не надо знать химию на 100%. Надо знать правила, по которым устроен госэкзамен, и играть по ним. Увидеть цель, упорядочить действия и идти вперёд.
3. «В сутках всего 24 часа»
Если в 10-м классе можно хорошо учиться, много спать и часто гулять, то в 11-м всё резко меняется. Домашние задания разрастаются, появляются репетиторы для ЕГЭ, свободное время сжимается. Нехватка времени становится для детей спутником, на которого они постоянно жалуются.
Попробуйте объяснить: нехватка времени — это иллюзия. Проблеме можно найти решение, и часто оно у ребёнка в руках. Предложите посчитать, сколько минут в день он теряется в соцсетях. А можно было погулять в парке или сходить в кино.
Вместе найдите лазейки: например, если позаниматься на перемене в школе, то выиграешь 10–15 минут для вечера. Освободите школьника от домашних обязанностей, но чётко обозначьте: это для отдыха.
Управление временем — навык, который приходит с опытом. Родители, прошедшие студенческие сессии и авралы на работе, могут помочь ребёнку полезным советом или взглядом со стороны.
Вместе составьте план на неделю, куда войдут занятия, отдых, спорт, домашние дела. В этом помогут бесплатные приложения-органайзеры — например, Google Keep. Разноцветные заметки и напоминания особенно понравятся подросткам, которые любят всё упорядочить.
4. «Я боюсь ошибиться»
Культ ошибки воспитывается в детях с начальной школы. Когда ребёнок ошибается, то получает тройку, а значит, он плохой. Любой промах становится поводом для стресса. «Когда учитель диктует оценки, то проговаривает ошибки на весь класс! А мне очень стыдно!» — признавалась отличница, которая затем получила 100 баллов на ЕГЭ.
Ошибся — подвёл школу и родителей, не оправдал надежд
Из-за этого возникает ложное понимание подготовки к ЕГЭ. Надо сразу прояснить: тесты решают не для правильных ответов, а для ошибок. Если ты ответил неправильно и разобрался, молодец: значит, на экзамене ты с этим заданием справишься.
Успех на ЕГЭ также зависит от поиска ошибок: когда одиннадцатиклассник это понимает, подготовка идёт легче, а сложности не приводят к отчаянию.
5. «А если я пойду не туда?»
Хотя большинство сдающих химию планируют поступать в медвузы, уверены в решении единицы. Иногда на определённом университете настаивают родители, а ребёнок слабо представляет особенности будущей профессии. Если это ваш случай, попробуйте познакомить будущего выпускника с человеком, который работает по схожей специальности, вместе задайте вопросы об учёбе в вузе, плюсах и минусах работы.
Чем ближе конец года, тем больше сомнений. Каждого третьего ученика терзают вопросы «А вдруг я иду не туда?» и «Неужели от этого зависит вся моя жизнь?».
Смена направления — отдельный страх. Перейти из одного университета в другой, потеряв год-два, кажется детям преступлением. Перед 17-летним будто бы стоит выбор без права на ошибку, хотя ни один выпускник не понимает полностью будущую профессию.
Объясните ребёнку, что жизнь не заканчивается, если ты попал не на ту специальность. В этом преимущество ЕГЭ: результаты действительны ещё четыре года. Если не понравилось на медицинском, после первого курса переведёшься на биоинженера.
Чем ребёнку могут помочь родители
- Поддержите словами. Поинтересуйтесь мнением ребёнка о предстоящих экзаменах: что ему легко дается, какие трудности. Банально, но работает: скажите, что он уже молодец и обязательно справится.
- Помогите с расписанием. Исследование, затронувшее 335 школьников, показало, что чаще всего старшеклассники справляются со стрессом с помощью музыки, спорта или откровенного разговора с друзьями. И не надо насильно гнать ребёнка на улицу. Помогите распределить занятия так, чтобы и к ЕГЭ подготовиться, и с друзьями погулять, и спать лечь вовремя.
- Развейте страхи. Чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, не нужны знания профессора. Подготовиться можно и за полгода, хотя это будет непросто. Составьте с ребёнком «дорожную карту» — разбейте предмет на темы и распределите их по неделям.
- Не ругайте за ошибки. Неудачные тест или демоверсия ЕГЭ — повод не отчаиваться, а разобрать сложные места и идти дальше. Объясните ребёнку, что совершать ошибки — нормально.
- Не давите с выбором. Расскажите одиннадцатикласснику, что выбор специальности неокончательный. Можно будет перепоступить — и это будет правильнее, чем потратить шесть лет на учёбу в вузе, который ты втайне ненавидишь.
как изменился ЕГЭ за десять лет
Государственный экзамен сегодня совсем не тот, каким он был в 2009 году. Например, изменилась ситуация с тестами, а набрать баллов на троечку стало сложнее. «Мел» проследил, что происходило с ЕГЭ за те десять лет, что он существует.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Зачем был нужен ЕГЭ? До 2000-х годов в России вузы сами утверждали программы приёма и полностью контролировали процесс поступления. В престижные высшие учреждения в больших городах в основном поступали дети, которые за год-два начинали готовиться к вступительным экзаменам у педагогов из будущих университетов. Школьники из регионов часто просто не могли себе позволить приехать в столицу на экзамены, а если и отваживались, то далеко не всегда преодолевали конкурс.
Новая система встретила сопротивление среди ректоров и преподавателей вузов. По их мнению, из-за ЕГЭ должно было понизиться качество образования. Министр образования в 1998–2004 годы Владимир Филиппов считал, что школы испугались нового инструмента оценки их работы, а вузы — что не смогут зарабатывать на подготовительных занятиях и репетиторстве.
2001 год — начало эксперимента ЕГЭ после того, как правительство РФ приняло постановление «Об организации эксперимента по введению Единого государственного экзамена». ЕГЭ впервые провели в пяти регионах: республиках Марий Эл, Якутия, Чувашия, в Самарской и Ростовской области.
Ученики могли сдать в новом формате восемь предметов, всего в первом экспериментальном экзамене участвовали более 30 тысяч школьников
К последнему году эксперимента это число увеличится до миллиона. Результаты экзамена при поступлении учитывало всего 16 государственных вузов.
Эксперимент должен был идти три года, но после его продлевали ещё три раза. Он затянулся на семь лет. В последний год количество регионов — участников ЕГЭ выросло во много раз по сравнению с первым: их было уже 82. При этом часть школ проводили экзамен почти по всем предметам школьной программы, другие — всего по одному или двум.
2004 год — экспериментальный ЕГЭ впервые провели в Москве и Санкт-Петербурге. В том же году закон о ЕГЭ получил визу ректора МГУ имени М. В. Ломоносова Виктора Садовничего. Это означало поддержку закона руководителями вузов. По словам министра образования А. Фурсенко, все изменения, которые позже вносили в ЕГЭ, согласовывались с ректорами. Тем не менее Садовничий что раньше, что сейчас своего неодобрительного отношения к ЕГЭ не скрывает.
2007 год — президент РФ Владимир Путин подписывает поправки в федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». С 2009 года школьники были обязаны сдавать ЕГЭ, а вузы — принимать его результаты в качестве вступительных испытаний. Ряд вузов получил право проводить дополнительные испытания, но при этом каждый должен был устанавливать свой проходной балл ещё до начала приёма заявлений.
В 2009 году КИМы состояли из трёх частей: тестовой (часть А), с коротким ответом, который надо вписать самостоятельно (часть В), и с развёрнутым ответом — сочинением или задачей (часть С).
Основой экзамена считали тестовую часть. Во-первых, этих заданий больше всего: в ЕГЭ по русскому и химии, например, их было 30. Эти задания самые простые. Считалось, что ответить на них и заработать тройку смогут выпускники даже с низким уровнем подготовки.
Поступление 2009 года проходило сумбурно — причинами считается то, что документы можно было подавать в неограниченное количество вузов и было несколько волн поступления.
Возникали путаницы с документами, поданными в вузы, а также особой проблемой было гигантское число льготников
Если же вернуться к сути экзамена, то если троечникам создатели ЕГЭ, можно сказать, пошли навстречу, то отличникам пришлось несладко. До 2010 года медали за особые успехи в учёбе давали преимущество при поступлении в вузы. Золотые медалисты имели право сдавать один экзамен вместо нескольких, а если за экзамен они получали пятёрку, в вуз их зачисляли сразу.
С 2010 года школьные медали перестали давать абитуриентам льготы. Поступление в вуз зависело только от баллов за ЕГЭ. Но школьники продолжали стремиться ко всем пятёркам в полугодиях, которые давали право на золотую медаль, — для хорошей отчётности школы и гордости мамы.
В 2012 году их вручили в последний раз, а с 2014 году окончательно отменили. «В университеты поступали медалисты, которые знали меньше, чем мои троечники. Поэтому я очень рад, что медали отменили: из школы ушёл элемент фальши и обмана», — комментировал это директор московской школы «Класс-центр» Сергей Казарновский.
В 2012 году усложнилась структура экзамена: начали сокращать тестовые задания. В 2012 году их уменьшили в ЕГЭ по истории, обществознанию, химии и географии. В ЕГЭ по истории вместо 27 тестовых вопросов стало 21, на треть их сократили в ЕГЭ по информатике.
Тесты заменили на новые, более сложные задания, которые требовали не только знаний, но и умения грамотно формулировать свои мысли. В ЕГЭ по истории появилось историческое эссе, где нужно было проанализировать деятельность исторической личности.
В 2013 году добавились задания с исторической картой и иллюстративным материалом. В эссе теперь нужно привести не только положительные, но и отрицательные оценки исторического периода. ЕГЭ по русскому языку стали писать на полчаса дольше — 210 минут вместо 180, как в предыдущие годы.
В 2013 году выпускники, которые окончили школу с пятёрками по всем предметам, вместо золотых и серебряных медалей получили просто аттестаты с отличием.
ЕГЭ-2013 завершился скандалом: произошла большая утечка материалов ЕГЭ. В первый день экзамена, 27 мая, когда школьники сдавали русский язык, на Дальнем Востоке в сеть попали несколько вариантов. В основном варианты публиковали через сообщества во «ВКонтакте». Администраторы соцсети ограничили доступ к более 70 группам с ответами.
Рособрнадзор признал, что это была утечка. В Министерстве образования объяснили, что кто-то взломал электронную почту, по которой в отдалённые регионы отправляли варианты ЕГЭ. Но на результаты ЕГЭ утечка якобы не повлияла.
Правда, количество стобалльников в этом году выросло в три раза — по сравнению как с 2012-м, так и с 2014 годом. При этом именно в 2013 году впервые в некоторых регионах (например, Москве) установили видеокамеры в аудиториях, где проходил экзамен.
Количество стобалльников по годам
- 2009 год — сведений нет;
- 2010 год — 2 844 человека;
- 2011 год — 3 020 человек;
- 2012 год — 3 569 человек;
- 2013 год — 10 029 человек;
- 2014 год — 3 663 человека;
- 2015 год — 4 608 человек;
- 2016 год — 5 009 человек;
- 2017 год — 5062 человека;
- 2018 год — 6136 человек.
В 2014 году после массовой утечки материалов на прошлом ЕГЭ процедура экзамена резко усложнилась:
- За пронос мобильного телефона теперь стали выгонять с экзамена и аннулировать работу.
- В пунктах сдачи экзамена появились рамки-металлоискатели, а в аудиториях — видеокамеры. Их установили более чем на трёх тысячах объектов. При этом в интернете с камер шла трансляция.
- Чаще стали проводить перекрёстные проверки работ, когда уже проверенные работы просматривают повторно эксперты из комиссии другого региона.
- Если раньше КИМы распределяли по четырём зонам — Центp, Урал, Сибирь и Дальний Восток, — то после утечек 2013 года — по 11 часовым поясам. Кроме того, вариантов решили делать больше.
- КИМы теперь за день до ЕГЭ стали отправлять на специальные охраняемые склады, где стоит видеонаблюдение. Оттуда их можно забрать только в день экзамена под расписку и показав паспорт.
- Кандидатуру председателя ГЭК и членов комиссий в регионах начал согласовывать только Рособрнадзор, а не региональные власти. При этом только председатель комиссии теперь мог принимать решение о допуске к экзаменам и отмене результатов. Раньше для этого нужно было коллегиальное решение.
Авторов ЕГЭ часто обвиняли, что экзамен не учитывал предыдущие достижения учеников. С 2015 года вузы стали начислять дополнительные баллы за аттестат с отличием, итоговое сочинение, значок ГТО и ещё ряд активностей.
Поначалу баллы раздавали щедро. Например, в МГУ в 2015 году за сочинение можно было получить аж десять баллов. В последующие годы тенденция изменилась в обратную сторону. Теперь десятку максимум можно получить за все свои достижения, а не только сочинение.
Некоторые пункты, например волонтёрство, вузы первого ряда вовсе не учитывают. А ещё у них появилось право перепроверить сочинение выпускника перед тем как решить, сколько баллов ему поставить.
В том же году в ЕГЭ по иностранному языку ввели часть «Говорение». Сдавать или нет, школьники решают сами, но от этого зависит итоговый балл. Набрать более 80 тестовых баллов без говорения не получится.
В 2017 году убрали тестовые задания из экзаменов по химии, биологии и физике. К 2019 году единственным экзаменом, где ещё остались задания с выбором ответа, стал ЕГЭ по английскому языку.
К 2018 году подсчитали, что 70% студентов в московских вузах — те, кто приехал из других регионов. В том же году результаты ЕГЭ впервые попытались оспорить в суде. На это решился школьник из Новосибирска Артём Веселов. Он был недоволен своими баллами за экзамен по обществознанию. Но Центральный районный суд Новосибирска в пересмотре результатов ЕГЭ отказал. До этого в суде оспаривали только удаление школьников с экзамена и аннулирование результатов.
В том же году произошёл ещё один прецедент. Рособнадзор подал в суд на учителя Дмитрия Гущина, который заявлял о масштабной утечке заданий ЕГЭ по математике и химии. В утечках ведомство обвиняли и раньше, но судебным иском Рособнадзор ответил впервые.
В 2018 году Министерство просвещения объявило, что от результатов ЕГЭ будет зависеть, получит ли школьник аттестат с отличием. Так, по русскому языку и профильной математике надо получить не менее 70 баллов, а по базовой математике — не меньше пятёрки.
Варианты перестали доставлять в пункты сдачи экзамена в бумажном виде. В 2018 году их начали привозить на дисках, а в 2019-м собираются присылать по защищённым каналам.
Письменные задания продолжают усложнять. С 2019 года в сочинениях в экзамене по русскому больше не учитывают аргументы из литературы. Создателей ЕГЭ до того обвиняли, что школьники просто заучивают аргументы по наиболее популярным темам сочинений, но сами книги не читают. Теперь школьникам надо самостоятельно прокомментировать проблему из текста, который попадётся им на экзамене. При этом анализ нельзя подменять пересказом.
В 2019 году в Крыму ЕГЭ тоже становится обязательной формой аттестации. А Рособрнадзор впервые проводит акцию «Единый день сдачи ЕГЭ родителями». Родители могут пройти всю процедуру ЕГЭ — «от рамки металлодетектора до получения результатов за госэкзамен».
Что будет потом
В 2019 году обязательными для российских школьников по-прежнему остаются два экзамена — русский язык и математика (с возможностью выбрать базовый или профильный уровень). Ольга Васильева не раз говорила, что два обязательных экзамена — это «настолько мало, что даже неприлично об этом говорить».
После 2022 года министр просвещения обещала сделать обязательным экзамен по истории России. Пробный обязательный ЕГЭ по этому предмету в нескольких регионах планируют провести уже в 2020 году.
К 2022 году, заявлял глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, обязательным может стать и ЕГЭ по иностранному языку. Так что во вселенной, где все планы Министерства просвещения претворяются в жизнь, ребятам, которые сейчас учатся в восьмых классах, вероятно, придётся сдавать уже четыре обязательных госэкзамена.
Сдать ЕГЭ и не облажаться: взрослые сдают экзамены без подготовки
Об ужасах ЕГЭ сейчас не говорит только ленивый. Бедных подростков пугают невообразимо сложными вопросами и мучают многочасовыми подготовками в школе и на дополнительных курсах. Так ли страшен черт? Наша семья решила выяснить это на своём опыте.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
фото ©tvoygorodpskov.ruКак вы думаете, смогли бы вы сейчас, будучи взрослыми, сдать ЕГЭ?
Я сдавала ЕГЭ в конце 11 класса много лет тому назад — мы были одними из первых «жертв» этого эксперимента. За дисциплиной не следили, телефоны не отбирали (интернета в телефонах тогда ещё не было), а сердобольные учителя, контролирующие процесс, сами говорили, чтобы мы доставали шпаргалки. Мой муж сдавал ЕГЭ на спор несколько лет назад, будучи уже за 30 и имея за плечами несколько дипломов о высшем образовании и опыт работы.
Сможем ли мы, я и мой муж, справиться с «невообразимо сложными» заданиями для старшеклассников без подготовки спустя долгое время после окончания школы?
По основной профессии я — преподаватель иностранных языков, муж — эксперт-разработчик (для простоты скажем, что программист). После обсуждения было решено, что мы сдаём «обязательный русский» и по два предмета на выбор. Я выбрала литературу и английский язык (последнее мне интересно в том числе с профессиональной точки зрения, так как у меня могут появиться ученики, которые готовятся к сдаче экзаменов), муж, соответственно, математику и информатику.
Мы обратились в министерство образования, чтобы понять, какие для сдачи требуются документы. Оказалось, что писать сочинение нам не нужно (в отличие от школьников, которых без оценки за сочинение не допускают к сдаче экзаменов), а нужен лишь аттестат, страховое свидетельство и паспорт.
Готовиться к экзамену (делать пробные варианты, специально читать про формат) мы не будем принципиально — для чистоты эксперимента. Больше всего меня интересуют результаты экзамена по русскому языку, так как два других предмета лежат непосредственно в рамках наших сфер деятельности.
Результаты эксперимента я выложу в блог, как только сдам экзамены и получу результаты. Продолжение следует.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
5 слов, которые обманом вымогают у вас запятую
Как устроены школы в Европе
6 признаков того, что вы нашли своё призвание
советы и рекомендации 🚩 Школы
Утверждения школьных учителей о том, что «ты не сдашь ЕГЭ», нужно делить как минимум на десять. Они просто пытаются таким образом замотивировать своих учеников на усиленную подготовку к экзамену.
На самом деле ЕГЭ по русскому языку сдают даже те, кто уверен, что ничего не знает. Процент выпускников, не преодолевших минимальный порог, составляет в среднем по России около 1 – 1.5%. При этом число «двоечников» распределяется неравномерно – больше всего их в тех регионах, для жителей которых русский язык является «вторым». Например, на Северном Кавказе в 2015 году порог не смогли перейти 17% выпускников (по России – 1.5%), в 2016 – 7% (в среднем по стране – 1%).
Таким образом, практически все школьники, для которых русский язык является родным, успешно преодолевают минимальную планку. Это происходит потому, что экзамен проверяет в первую очередь не знание теории, умения определять типы предложения или делать разборы и т.д., а практическое владение языком. То есть элементарную грамотность, умение понимать и анализировать прочитанное, излагать свои мысли в письменном виде и так далее.
Если сравнить задания ЕГЭ по русскому с заданиями ГИА, которые школьники пишут после 9 класса – сразу можно увидеть, что ГИА больше ориентирован на теорию, а ЕГЭ – на практику. Именно поэтому ЕГЭ по русскому языку в итоге сдают даже те, кто не готовился специально и потому думает, что ничего не знает по этому предмету. Но 11 лет занятий в школе и постоянное использование языка как средства общения – это тоже знания и навык.
Пороговые баллы на ЕГЭ по русскому языку не очень высоки. Перевод первичных баллов в стобалльную шкалу может немного варьироваться (он определяется только после сдачи экзаменов). Но обычно для того, чтобы получить аттестат об окончании школы, ученику надо получить всего 10 первичных баллов (24 тестовых). При этом максимально возможное число первичных баллов – 57. И 10 баллов «минималки» без труда набираются на самых простых заданиях с краткими ответами. Например, по данным аналитиков, подавляющее большинство выпускников справляется с заданиями на понимание основного смысла текста, правописание приставок, выбор правильного лексического значения слова и многими другими.
Для поступления в вуз пороговый балл ЕГЭ по русскому языку выше и составляет 16 первичных баллов (36 тестовых). Это 28% от возможного максимума – и набрать их также не составляет труда. По статистике лишь около 2.5% российских выпускников не могут преодолеть «вузовскую» планку.
Средние баллы ЕГЭ по русскому языку из года в год незначительно колеблются. Например, в 2015 году средний балл по стобалльной шкале составил 65.9, в 2016 – 68. Это 39-42 первичных балла.
То есть, «право на ошибку» у сдающих ЕГЭ есть: можно «растерять» в процессе сдачи экзамена около четверти баллов, но при этом получить весьма «крепкий» результат, дающий шансы на успешное поступление на бюджет. Однако баллы выше шестидесяти обычно получают школьники с высоким уровнем грамотности, которые все-таки нашли время для «прицельной» подготовки к экзамену.
В школах старшеклассников часто начинают «плотно» готовить к выпускным экзаменам уже с 10 класса, убеждая, что к ЕГЭ невозможно подготовиться «всего за год». Но если до экзамена осталось всего несколько дней, а вы только сейчас решили плотно заняться подготовкой – даже за очень короткий срок можно успеть «подтянуть» предмет.
Проще всего сделать это, используя интернет-тренажеры, предназначенные для самостоятельной подготовки к экзаменам, например:
- Яндекс. ЕГЭ,
- Решу ЕГЭ,
- Незнайка ПРО.
Структурно ЕГЭ по русскому языку делится на три части:
- блок заданий с краткими ответами;
- вопросы с краткими ответами по прочитанному тексту;
- сочинение.
При экспресс-подготовке к экзамену имеет смысл сосредоточиться на первых двух частях. Писать тренировочные сочинения за день до экзамена или читать образцы работ с разборами имеет смысл только в том случае, если вы идеально знаете предмет и «идете на сотку». Поэтому просто проверьте, насколько хорошо вы помните структуру сочинения и требования к нему – и переходите к отработке тестовой части.
- Пройдите 3-4 варианта теста. Это позволит вам освежить в памяти структуру экзаменационной работы по русскому языку и определить свой уровень знаний. Старайтесь отвечать на вопросы быстро, не подглядывая в учебники и информационные ресурсы интернета. Если вопрос ставит вас в тупик – просто пропускайте его или отвечайте наугад.
- Проанализируйте свои результаты. Посмотрите, сколько баллов за прохождение теста вам удается получить, на какие вопросы вы обычно даете правильные ответы, а где «плывете» или вообще ничего не знаете.
- Выделите темы, о которых у вас есть какое-то представление, но недостаточно твердое – это как раз те вопросы, с которыми имеет смысл поработать, чтобы обеспечить себе дополнительные баллы на экзамене.
- «Прицельно» отработайте эти вопросы – освежите в памяти теорию и закрепите на онлайн-тренажере, выбрав уже не полный вариант теста ЕГЭ, а соответствующий тематический блок. Если на подготовку у вас всего несколько часов – отдайте предпочтение темам с небольшим объемом теории. Например, вспомнить правила правописания приставок или тот факт, что обращение выделяется запятыми – гораздо проще, чем выучить все слова из орфоэпического минимума или детально разобраться с тонкостями правописания «н» и «нн».
- Пройдите тест целиком еще пару раз и сравните полученные результаты. Скорее всего, по итогам такой блиц-тренировки ваш средний балл за часть с краткими ответами ощутимо подрастет.
Для того, чтобы сдать экзамен на пределе собственных возможностей, надо соблюсти несколько условий:
- обязательно поспать перед ЕГЭ, хотя бы немного, а если заснуть никак не получается – хотя бы просто полежать в тишине, с закрытыми глазами, стараясь максимально расслабиться;
- постараться обуздать волнение – выпускники часто «теряют баллы» не от незнания материала, а просто перенервничав;
- разумно распорядится отведенным на экзамен временем.
Продолжительность ЕГЭ по русскому языку составляет 3.5 часа. Зарезервируйте полчаса на проверку готового задания, остальное время распределите между тремя блоками заданий. Например, отведите по 45 минут на каждый из двух блоков заданий с краткими ответами, оставив на сочинение полтора часа.
В пределах отведенного времени работайте с каждой частью теста по следующей схеме:
- используйте КИМы как черновик,
- если, прочитав вопрос, вы понимаете, что знаете этот материал – сразу находите правильный ответ, записывайте и помечайте задание плюсом;
- если над вопросом надо серьезно подумать – не «зависайте» над ним прямо сейчас, помечайте вопросительным знаком и сразу же переходите к следующему;
- если вы вообще не представляете, как делать это задание – пометьте минусом и приступайте к следующему;
- после того, как вы дошли до конца блока – возвращайтесь к заданиям, помеченным вопросительным знаком и работайте над ними, двигаясь от самых простых для вас тем к более сложным;
- если останется время – постарайтесь «взять» и вопросы, помеченные вами минусом;
- за пять-семь минут до конца срока, который вы сами себе отвели, начинайте переносить ответы на бланк;
- при заполнении бланка пишите буквы и цифры четко по образцу, проверяйте правильность собственных ответов;
- не оставляйте пустых строк – если у вас остались задания, помеченные «минусом» – вписывайте ответ наугад, шанс «попасть» есть всегда;
- после того, как бланк ответов заполнен, переходите к следующему блоку вопросов;
- если в конце экзамена у вас останется время – вы сможете еще раз подумать над «сомнительными» ответами, выбрать другие варианты и записать их в поле бланка, предназначенное для исправлений.
Время, отведенное на работу над сочинением, «располовиньте», отведя половину срока на написание черновика, и половину – на его переписывание на бланк. Основные требования к работе содержатся в тексте КИМа, сверяйтесь с ним при необходимости. Критически важно при работе над сочинением соблюсти три условия:
- правильно определить поднятую автором проблему,
- написать текст достаточного объема (не менее 150 слов),
- успеть полностью переписать сочинение на бланк, ведь черновики не проверяются.
При написании старайтесь придерживаться плана сочинения: сначала формулировка проблемы, затем комментарий к ней, точка зрения автора текста, ваша собственная позиция, аргументация и заключение. Не забывайте, что при подборе аргументов из литературы необязательно ограничиваться школьной программой, можно привлекать материал и других произведений. Избегайте длинных и сложных предложений – в них легко допустить пунктуационную ошибку.
Если при переписывании сочинения на чистовик или проверке вы заметили какие-то недочеты или решили изменить формулировку – вы можете зачеркнуть несколько слов прямо на бланке, за «помарки» баллы не снимаются. Однако лучше все-таки писать четко и разборчиво.
После того, как работа закончена, внимательно перечитайте сочинение от начала до конца и исправьте обнаруженные ошибки. Если до конца экзамена еще осталось время — вернитесь к части с краткими ответами и поработайте с вопросами, на которые не успели ответить в первой половине экзамена. Сейчас уже можно задумываться над ними без риска не успеть завершить работу.