Реферат «Пересказ. Виды пересказа»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Краснодарского края “Краснодарский педагогический колледж”
Реферат
по МДК 01.02 Методика преподавания русского языка
“Пересказ и его виды”
Выполнилiа:
студентка 3 курса группы Бш
Чиркунова Надежда
Преподаватель:
Коваленко З. Н.
Краснодар, 2019
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………….3
Подробный пересказ………………………………………………………………………………4
Краткий (сжатый) пересказ…………………………………………………………………….5
Выборочный пересказ……………………………………………………………………………6
Творческий пересказ………………………………………………………………………………7
II. Нетрадиционные виды пересказов…………………………………………………….8
Список используемой литературы………………………………………………………….9
Введение
Единичный урок литературного чтения проходит без участия пересказа. Пересказ текста считается отличным упражнением, которое может помочь ребятам понять свое личное отношение к прочитанному. Пересказ – это самый прекрасный способ формирования как логичного, так и образного мышления.
Пересказ — вид деятельности ребенка, средство формирования речи на основе образца. Оно заключается в передаче ребенком содержания прочитанного текста — как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств.
Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Тексты подбирают доступны маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.
Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.
Требования к пересказам:
1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении;
2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения;
3. Последовательность и связность пересказа;
4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами;
5. Плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз;
6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Традиционные виды пересказа
Подробный пересказ
Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа. Он помогает учить логике рассуждений, формирует речь детей, обогащает их память, приучает ребенка акцентировать внимание на фактах произведения.
Для подробного пересказа не рекомендуется подбирать тексты маленькие по объёму, т. к. дети запоминают их наизусть. Начинать обучение следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но затем нужно учить включать в пересказ элементы описания и рассуждения.
Рекомендации по подготовке подробного пересказа:
1. Не спеша, не отвлекаясь, сосредоточенно прочитай вслух весь текст.
2. Если в тексте употребляются неизвестные тебе фразы, выясни их значение.
3. Подумай и определи идею данного произведения, то есть главную мысль текста.
4. Сформулируй мысль в нескольких предложениях.
5. Вырази мысль в одном предложении.
6. Выдели в тексте основные слова (они показывают главную мысль произведения).
7. Раздели текст на части, озаглавь их.
8. Прочти наименования частей и проконтролируй, на сколько точно они передают содержание текста.
9. Составь план пересказа.
10. Пользуясь планом, перескажи произведение.
11. В пересказе употребляй отрывки из различных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)
Краткий (сжатый) пересказ
Краткий (сжатый) пересказ наиболее сложный для овладения младшими школьниками вид пересказа. При подготовке к нему необходимо выявить в тексте самые существенные детали и передать их в своем выступлении: выбор основного из того или иного абзаца, подробный и краткий план прочитанного произведения, сжатый пересказ эпизода, части, сопоставление большого рассказа и формулирование его центральной мысли пословицей.
Обучать краткому пересказу лучше на повествовательных текстах, где легко прослеживается действие. Детям предлагается в процессе анализа прочитанного выразить какую-то часть кратко, одним предложением. Затем в разборе других рассказов передать кратко содержание 2-3 частей и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.
Способы сжатия (сокращения) текста:
исключение подробностей, деталей;
обобщение конкретных единичных явлений;
сочетание исключений деталей и обобщений.
Рекомендации по подготовке краткого пересказа:
1. Прочитай текст, определи его тему и основную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.
2. Выдели в тексте все его части.
3. Определи, какие части позволительно исключить, объединить. Почему?
4. Составь план сжатого пересказа.
5. В каждой части выдели главное.
6. Отметь то, что допускается объединить.
7. Подумай, как связать части между собой.
8. Изложи сжато каждую часть.
Выборочный пересказ
Выборочный пересказ подходит в том случае, если необходимо привлечь внимание ребенка к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, выбрать материал для характеристики героя и т. д.
Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана, вопросами учителя и языковой подготовкой (особенно тех предложений, с помощью которых связываются разрозненные части текста). Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделятся сюжетная линия.
Виды выборочного пересказа:
1. Пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены или картины по вопросу или заданию педагога;
2. Пересказ эпизода, сцены, отрывка по картине, по иллюстрациям;
3. Пересказ отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.
Рекомендации по подготовке выборочного пересказа:
1. Внимательно прочитай текст, узнай значение неясных слов.
2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.
3. Внимательно ознакомься с тестом еще раз, выбери то, что иметь отношение к теме, сделай нужные пометы и выписки.
4. Определи главную мысль пересказа.
5. Найди, какой образ (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь применять.
7. Продумай, как объединить смысловые части выборочного пересказа.
Творческий пересказ
Творческий пересказ — вид устного пересказа, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.
Известны следующие виды творческой перестройки и дополнений при пересказе:
1. Пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего пересказ осуществляется от третьего лица, если в тексте произведения повествование ведется от первого лица.
2. Пересказ с лица одного из героев — работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, однако требующая иногда крайне значительных изменений и дополнений;
3. Пересказ всего текста или его части с креативными дополнениями, с выдуманными эпизодами, деталями;
4. Инсценирование рассказа, т.е. составление на основе прочитанного произведения диалогов, их чтение по ролям, составление сценария по рассказу;
Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:
сообщение о своем жизненном опыте;
придумывание продолжения действия;
сообщение фактов, взятых из других источников.
Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились систематически.
Чтобы благополучно справиться с таким пересказом, обучающийся обязан войти в роль персонажа, понять его возраст, нрав, взглянуть на события его глазами. Творческие дополнения могут являться грамотно выполнены только в том случае, если школьники осознали содержание повествования и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие.
Нетрадиционные виды пересказа
Помимо выше перечисленных традиционных видов пересказа выделяют следующие виды нетрадиционного пересказа:
1.«Расскажи самому себе».
Пересказ шепотом маленького (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, смотря в свое зеркальце).
2.Пересказ в парах.
Дети поворачиваются друг к другу и по очереди пересказывают прочитанный дома текст.
3.Пересказ по кругу.
Дети садятся, образовав два круга, и начинается взаимодействие образовавшихся пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и сформировавшиеся пары снова делятся своими пересказами.
4.Пересказ группе детей.
Дети функционируют в группах, подобранных в соответствии с уровнем сформированности рассказывания. Каждый обучающийся рассказывает свой кусок текста. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы, начиная пересказ, более продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил более слабому время для подготовки.
Список использованной литературы:
https://infourok.ru/metodika-chteniya-rasskazov-obuchenie-sostavleniyu-plana-i-pereskazu-prochitannogo-2608063.html
http://shishkova.ru/students/retelling.htm
http://www.normaleducation.ru/dafes-47-3.html
http://www.newlypedagog.ru/nepjs-222-2.html
http://ext.spb.ru/faq/801—q-q-iii-.html
https://infourok.ru/pamyatka-tekst-vidi-pereskaza-1036422.html
https://studopedia.su/6_4473_vidi-pereskaza.html
https://pandia.ru/text/80/044/48849.php
i
Пересказ и его виды
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
Реферат
по дисциплине МДК 01.02 методика преподавания русского языка
ПЕРЕССКАЗ И ЕГО ВИДЫ
специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Выполнила:
студентка 1 курса группы Вкш
школьного отделения
Гриценко Кристина
Преподаватель:
Коваленко Зоя Николаевна
Краснодар, 2019 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
I.Требования к пересказу………………………………………………….…………4
II. Приемы обучения пересказу……………………………………………………..5
III. Классификация пересказов………………………………………………………8
IV. Заключение……………………………………………………………………..12
V. Используемая литература………………………………………………………13
Введение
Пересказ — вид деятельности ребенка, средство формирования речи на основе образца. Оно заключается в передаче ребенком содержания прочитанного текста — как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств.
К началу школьного обучения многие дети умеют прочитать небольшой текст (или прослушать его) и передать своими словами. Замечательно, если у ребенка не возникает затруднений и в дальнейшем. Однако срезы знаний, проводимые в старшей школе, свидетельствуют о том, что далеко не всем учащимся легко дается пересказ. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка, в то же время, обучая пересказу, мы развиваем речь ребенка.
Когда надо начинать? А чем раньше, тем лучше. Когда ребенку начинаем читать первые книжки, когда речь малыша еще невнятна, а многие звуки произносятся не очень правильно. Читая сказки и маленькие рассказы, надо предлагать ребенку самому подсказать, что будет дальше (если текст знакомый), рассказывать вместе с ребенком, поочередно. Если чтение будет активным, то к началу обучения в школе необходимые навыки сформируются.
Требования к пересказу:
1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.
2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
3. Последовательность и связность пересказа.
4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
5.Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Методика обучения пересказу в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.
В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?» – «Репку». – «Выросла репка какая?»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были. Кто жили-были? Дед да баба?» – «Жили-были дед да баба»).
Приемы обучения пересказу
Ряд приемов носит установочный характер — они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной беседе, по мере надобности они имеют место и по ходу занятия, между детскими пересказами.
Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.
В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п.), а также объяснения, указания. Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.
Воспитатель-методист, объясняя педагогам назначение установочных приемов, должен предостеречь их от бытующей ошибки: не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст, задавать детям излишне много вопросов, требующих только простого припоминания содержания. Беседа должна ориентировать детей на правильность их предстоящих выступлений, она сравнительно кратковременна.
Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста.
Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
Между пересказами, если их качество невысоко, так же как и в беседе, используют указания, упражнения. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагогом. Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1—2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей.
Очень полезно предлагать некоторым детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок. Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос (ко всей группе или к рассказчику): не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее? Достаточно ли прозвучала у Юры в конце пересказа гордость за нашу Советскую Армию?
Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется…», «Я советую Сереже…», «А может быть, лучше…»
Среди других словесных приемов, конечно, используются и вопросы, но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса — после пересказа.
Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Например, в пересказе рассказа «Для всех» Л. Пестина роли Иринки и Васи могут исполнять все девочки и все мальчики группы. Поскольку предварительно проводилась достаточная работа по поиску и закреплению детьми выразительных средств передачи этих реплик, то в негромких хоровых повторениях (совместно с воспитателем) дети сохраняют индивидуальность речи.
Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.
В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
Практические примеры проведения занятий по пересказу можно найти в книгах В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой. Методист должен советовать воспитателям творчески подходить к опубликованному материалу, тщательно продумывать формы использования намечаемых приемов обучения, иногда расширяя их комплекс (особенно по формированию выразительности речи при пересказах).
Классификация пересказов
1. Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа. Он помогает учить логике рассуждений, формирует речь детей, обогащает их память, приучает ребенка акцентировать внимание на фактах произведения.
Для подробного пересказа не рекомендуется подбирать тексты маленькие по объёму, т. к. дети запоминают их наизусть. Начинать обучение следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но затем нужно учить включать в пересказ элементы описания и рассуждения.
Рекомендации по подготовке подробного пересказа:
Не спеша, не отвлекаясь, сосредоточенно прочитай вслух весь текст.
Если в тексте употребляются неизвестные тебе фразы, выясни их значение.
Подумай и определи идею данного произведения, то есть главную мысль текста.
Сформулируй мысль в нескольких предложениях.
Вырази мысль в одном предложении.
Выдели в тексте основные слова (они показывают главную мысль произведения).
Раздели текст на части, озаглавь их.
Прочти наименования частей и проконтролируй, на сколько точно они передают содержание текста.
Составь план пересказа.
Пользуясь планом, перескажи произведение.
В пересказе употребляй отрывки из различных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)
2. Краткий (сжатый) пересказ наиболее сложный для овладения младшими школьниками вид пересказа. При подготовке к нему необходимо выявить в тексте самые существенные детали и передать их в своем выступлении: выбор основного из того или иного абзаца, подробный и краткий план прочитанного произведения, сжатый пересказ эпизода, части, сопоставление большого рассказа и формулирование его центральной мысли пословицей.
Обучать краткому пересказу лучше на повествовательных текстах, где легко прослеживается действие. Детям предлагается в процессе анализа прочитанного выразить какую-то часть кратко, одним предложением. Затем в разборе других рассказов передать кратко содержание 2-3 частей и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.
Способы сжатия (сокращения) текста:
исключение подробностей, деталей;
обобщение конкретных единичных явлений;
сочетание исключений деталей и обобщений.
Рекомендации по подготовке краткого пересказа:
Прочитай текст, определи его тему и основную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.
Выдели в тексте все его части.
Определи, какие части позволительно исключить, объединить. Почему?
Составь план сжатого пересказа.
В каждой части выдели главное.
Отметь то, что допускается объединить.
Подумай, как связать части между собой.
Изложи сжато каждую часть.
3. Выборочный пересказ подходит в том случае, если необходимо привлечь внимание ребенка к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, выбрать материал для характеристики героя и т. д.
Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана, вопросами учителя и языковой подготовкой (особенно тех предложений, с помощью которых связываются разрозненные части текста). Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделятся сюжетная линия.
Виды выборочного пересказа:
Пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены или картины по вопросу или заданию педагога;
Пересказ эпизода, сцены, отрывка по картине, по иллюстрациям;
Пересказ отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.
Рекомендации по подготовке выборочного пересказа:
Внимательно прочитай текст, узнай значение неясных слов.
Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.
Внимательно ознакомься с тестом еще раз, выбери то, что иметь отношение к теме, сделай нужные пометы и выписки.
Определи главную мысль пересказа.
Найди, какой образ (художественный, научный, публицистический и тд.) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь применять.
Составь план отобранного текста.
Продумай, как объединить смысловые части выборочного пересказа.
4.Творческий пересказ — вид устного пересказа, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.
Известны следующие виды творческой перестройки и дополнений при пересказе:
Пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего пересказ осуществляется от третьего лица, если в тексте произведения повествование ведется от первого лица.
Пересказ с лица одного из героев — работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, однако требующая иногда крайне значительных изменений и дополнений;
Пересказ всего текста или его части с креативными дополнениями, с выдуманными эпизодами, деталями;
Инсценирование рассказа, т.е. составление на основе прочитанного произведения диалогов, их чтение по ролям, составление сценария по рассказу;
Словесное изображение («что я изобразил бы в картине»).
Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:
сообщение о своем жизненном опыте;
придумывание продолжения действия;
сообщение фактов, взятых из других источников.
Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились систематически.
Чтобы благополучно справиться с таким пересказом, обучающийся обязан войти в роль персонажа, понять его возраст, нрав, взглянуть на события его глазами. Творческие дополнения могут являться грамотно выполнены только в том случае, если школьники осознали содержание повествования и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие.
Заключение
Пересказы текстов занимают важное место на уроках чтения в начальной школе. Пересказ является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития их мышления и речи. Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Цель пересказа — расширить и обогатить словарный запас детей.
Важно показать ребёнку, что приобретенные им навыки пересказа актуальны и полезны. Это можно делать не только на уроках литературного чтения, но и в повседневной жизни, предлагая ему вспомнить, например, на кого из литературных персонажей внешне похож прохожий на улице, предложить составить самостоятельный рассказ о забавном эпизоде или запомнившемся событии. Необходимо помочь ребенку почувствовать, что богатый словарный запас — это действительно мощный инструмент, который помогает достичь взаимопонимания с окружающими.
Используемая литература:
1.https://infourok.ru/doklad_po_teme_razvitie_ustnoy_rechi_u_uchaschihsya_nachalnoy_shkoly_sredstvami_pereskaza._vidy-312387.htm
2.https://ped-kopilka.ru/blogs/blog61643/metodika-obuchenija-pereskazu-v-dou.html
3.https://studfiles.net/preview/5301273/page:6/
4.http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met143/node14.html
Как пересказать текст и составить план пересказа. Пересказ текста.
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
К пересказу предъявляется ряд требований:
• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;
• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;
• использование авторских образных выражений;
• полнота;
• эмоциональная выразительность.
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.
Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему. Читать дальше |
Повторное чтение
Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.
Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.
Собственно пересказ
Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка. Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.
Таким образом, пересказывается весь текст.
Виды пересказа
Школьники должны овладеть различными видами пересказа.
Вид пересказа |
Особенности |
Проблемы освоения |
Как помочь детям |
Подробный |
Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту. |
Незнание, с чего начать. Отсутствие эмоциональной окраски. Неиспользование лексики текста, образных выражений. Потеря деталей или отдельных событий. |
Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать? Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить. Используйте метод схематизации. |
Выборочный |
Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос. |
Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста. |
Составляйте план текста, делите текст на смысловые части. |
Сжатый |
Краткий пересказ сути и основных событий. |
Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ. |
Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста. |
Творческий |
Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов. |
Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы. |
Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов: — Что бы ты изменил? — Хотел бы ты жить там и почему? — Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте? |
Маленькие хитрости
Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.
С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.
Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.
Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.
Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.
Фото: www.pexels.com globallookpress.com
Материал к работе над текстом. Методические подсказки. Пересказ
над планом и пересказами
Пересказ — связная и последовательная устная передача содержания прочитанного.
Художественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова, а затем переданные детьми, способствуют
— формированию правильной речи, её культуре;
— развивают художественный вкус, языковое чутьё;
— формируют нравственно-эстетические качества личности (упорство, настойчивость).
Полный или подробный пересказ вводится в период обучения грамоте.
Он помогает
— учить логике рассуждений,
—развивает речь,
—обогащает память,
—приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.
Оценивая подробный пересказ, учитель, прежде всего, должен обращать внимание на передачу смысла каждой части и связей между ними, а не на механическое запоминание текста.
Он может осуществляться
—по готовому плану или
—по коллективно составленному.
Его цель:
— научить детей, опираясь на готовый текст,
—строить предложения и
—соединять их в связный рассказ.
Разновидности пересказа
— пересказ « цепочкой»,
— пересказ по опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т.д.),
—пересказ с дополнительным языковым заданием:
проследить за употреблением глагольных синонимов, за заменой имен существительных личными местоимениями и др.
Краткий (сжатый) пересказ
Наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, т.к. при его подготовке требуется
— выявить в тексте самые существенные детали и
— передать их в собственной речи.
2 варианта работы над сокращением текста:
—логическая переработка текста, основанная на выявлении главного в каждой части текста с последующим созданием «сжатого текста»;
—расширение составленного плана до объема «малого текста».
Выборочный пересказ
Это пересказ, при котором необходимо выбрать ту его часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме (характеристика героя, пересказ одного эпизода, например кульминации).
Творческий пересказ
предполагает передачу содержания с какими – либо изменениями :
— времени изложения,
— с изменением начала (конца),
— с изменением лица,
— с элементами рассуждения и т. д.
Такой пересказ направлен на осознание основной мысли текста, способы же выражения этой мысли выбираются самостоятельно.
Пересказ, близкий к тексту.
Используется при работе над лирической прозой или художественным описанием.
Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей
— включения в речь слов и оборотов из текста,
— употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.
Критерием оценки будет умение ребенка воссоздать в своем пересказе эмоциональный тон произведения, воспользовавшись изобразительно – выразительными средствами.
Методика работы над пересказом
Подробный пересказ.
-Прочитайте текст рассказа полностью.
-Разделите текст на смысловые части.
-Запишите план рассказа в виде заголовков смысловых частей или вопросов, на которые они отвечают.
-Подчеркните в тексте слова и предложения, которые хорошо передают мысль автора (можно выписать).
-Расскажите каждую часть текста по пунктам или вопросам плана, используя выделенные тобой слова и предложения. (Разраб.В.П.Стрекозин)
Краткий пересказ.
— Напротив каждого пункта плана нужно записать количество предложений, с помощью которых передаётся содержание текста.
— Отрабатывается каждое предложение и первый раз записывается на доске.
— Сравниваем с текстом учебника и подводим к выводу, что краткий пересказ – это главное содержание части.
Учитель сам дает образец краткого пересказа.
— Далее под руководством учителя дети сами определяют, сколькими предложениями можно передать содержание каждой части, и составляют эти предложения.
На первых этапах обучения можно использовать плёнку или кальку, которую накладывают на текст.
Творческий пересказ.
Составляем план, напротив каждого пункта записываем начало предложения с прямой речью, а рядом – предложение с косвенной речью (если это пересказ с заменой прямой речи на косвенную).
Составление
характеристики героя
(выборочный пересказ)
— Перечитайте произведение про себя, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу или действию.
— Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
— Расположите отрывки по порядку. Подумайте, как их можно объединить
— Продумайте порядок своего рассказа, перечитав еще раз отмеченные отрывки.
— Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот герой.
— Составьте рассказ для себя, при работе в паре – для товарища.
— Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
В методике принято различать
несколько типов пересказа:
— подробный;
— близкий к тексту;
— выборочный;
— краткий;
— творческий.
Подробный пересказ
– наиболее доступный детям вид пересказа.
Он помогает учить
— логике рассуждений,
— развивает речь ребенка,
— обогащает память,
— приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.
Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием.
Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей
-включения в речь слов и оборотов из произведения,
-употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.
Выборочный пересказ
удобен в том случае, если надо
— привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения,
— помочь проследить отдельные мотивы,
— отобрать материал для характеристики героя и т.п.
Краткий пересказ
– наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется
— выявить в тексте самые существенные детали
и
— передать их в собственной речи.
Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения. З.Д. Кочаровская предлагает различные варианты инструкции при работе над кратким пересказом сравнительно небольшого произведения. В.И. Яковлева, М.Р, Львов, З.Д. Кочаровская выделили несколько путей работы при сокращении текста произведения.
Все вышеописанные типы пересказа относятся к репродуктивной форме изложения. Как показывают наблюдения, репродуктивный пересказ является малоэффективным. В качестве причин малоэффективности следует выделить: низкий уровень интереса детей как к изучаемому тексту, так и к пересказу как виду учебной деятельности, невысокую степень активности и самостоятельности школьников в данном виде работы, отсутствие у них необходимого личного опыта, незначительный уровень восприятия и понимания прочитанного.
Действительно, при репродуктивном пересказе лексический, синтаксический, текстовый материал прочитанноголибо воспроизводится с большой нагрузкой на память, либо забывается.
Другое дело, когда данные элементы будут не только свободно воспроизводится, но и использоваться детьми в собственной речи. В этой связи речь идет об обучении детей продуктивному или творческому пересказу.
Под продуктивным пересказом Л.Ф. Ни понимает воспроизведение готового материала,осуществляемого на основе его творческой переработки с целью построения модели изложения и »наполнения» ее содержанием.
Л.Ф. Ни определяет модель изложения как логическую структуру текста произведения, которая строится на основе аналитико-синтетической деятельности, направленной на выделение смысловых ориентиров в произведении на уровне абзаца, предложения, текста в целом.
Содержание модели составляют
— лексические, синтаксические элементы исходного произведения, а также
— »свои» языковые средства.
Таким образом, понимание продуктивного пересказа связывается с пониманием структуры текста.
Всовременной методики термин »творческий пересказ» по отношению к »продуктивному пересказу» является наиболее употребительным. Поэтому вдальнейшей в работе будет использоваться термин »творческий пересказ».
Творческий пересказ
в школе применяется редко.
Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. М.И. Оморокова считает, что цель творческого пересказа
— вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение,
— помочь им глубже осознать его идею,
— пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе.
Иными словами, усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя, то есть осуществить те задачи, в имя которых литература и создается.
Методика обучения пересказу (по Бородичу).
Произведения для пересказа.
Существуют определенные требования к тексту для пересказов.
Каждое произведение должно
— учить чему-то полезному,
— развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности.
Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.
Нужно, чтобы в произведениях
— присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера;
— мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.
Произведения следует подбирать
— сюжетные,
— с четкой композицией,
— с хорошо выраженной последовательностью действий.
Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям
— словарем,
— короткими, четкими фразами,
— отсутствием сложных грамматических форм.
Еще ряд обязательных требований к языку произведения —
-выразительность,
— наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть;
— желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти.
Структура занятия по пересказу
Построение занятия — разнообразие его задач.
Очевидно, вначале нужно помочь детям понять и запомнить текст. Исследования З. М. Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти.
И если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, так как они еще не вполне готовы к этому виду деятельности, то «старшие дети уже владеют умением принимать задачу — запомнить и припомнить, а многие из них используют те или иные мнемические приемы в разных видах деятельности».
В связи с этим нужно предоставить детям время для подготовки к дальнейшему пересказу, к активному овладению содержанием, словарем, выразительной формой устной передачи текста.
А затем уже идет этап руководства речевой деятельностью при воспроизведении монолога.
Типовая структура занятия по пересказу
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения).
Цели ее:
— уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов),
— привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),
— активная подготовка к выразительному пересказу
— работа над прямой речью действующих лиц,
— осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах.
Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.
1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа,
— или
если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство учителя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа:
— первый — новый для детей, сравнительно легкий;
— второй — уже известный им, он должен быть коротким.
Это оживляет внимание детей.
Во второй половине года, когда будет накоплен репертуар для пересказывания, можно провести занятия по пересказу знакомых сюжетов уже по выбору самих детей.
Учитель называет два или три произведения и предлагает всем подумать, кто какое из них и кто хочет рассказать. Такое занятие помогает формировать вкусы и интересы ребенка.
Приемы обучения пересказу
Ряд приемов носит установочный характер — они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной беседе, по мере надобности они имеют место и по ходу занятия, между пересказами.
Исходный прием — образец чтения произведения.
Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.
В процессе беседы используются
— вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п.), а также
— объяснения, указания.
Значительное место занимают упражнения
— индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения,
— выбор наиболее подходящей интонации и др.
Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.
Учитель, объясняя назначение установочных приемов, должен предостеречь от ошибки:
— не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст,
— задавать детям излишне много вопросов, требующих только простого припоминания содержания.
Беседа должна ориентировать детей на правильность их предстоящих выступлений, она сравнительно кратковременна.
Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста.
Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы учителем.
На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).
Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
Между пересказами, если их качество невысоко, так же, как и в беседе, используют указания, упражнения.
В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагогом:
— наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1—2) качества положительного характера.
— иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей.
Очень полезно предлагать некоторым детям
— исправить,
— улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок.
Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос (ко всему классу или к рассказчику):
— Не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее?
— Достаточно ли прозвучала у Юры в конце пересказа гордость за друзей?
Нужно помнить, что оценка творческой деятельности, какой является пересказ, должна быть тактичной, допускающей вариативность исполнения.
Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется…», «Я советую Сереже…», «А может быть, лучше…»… .
Среди других словесных приемов используются и вопросы, но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса — после пересказа.
Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно при формировании выразительности речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Например, в пересказе рассказа «Для всех» Л. Пестина роли Иринки и Васи могут исполнять все девочки и все мальчики группы.
Поскольку предварительно проводилась достаточная работа по поиску и закреплению детьми выразительных средств передачи этих реплик, то в хоровых повторениях (с учителем) дети сохраняют индивидуальность речи.
Учеными были заложены методические основы обучения пересказу:
предложены классификации видов пересказа (В.В. Голубков,
Н.В. Колокольцев, М.Р. Львов и др.), названы приемы, высказаны рекомендации по организации и содержанию обучения пересказу.
Метод Кассиля
Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения.
Выбирается интересный текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически «нет времени» на чтение ребенку.
Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится и прочитает ему, убили все-таки главного героя или нет.
Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее.
Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.
Метод Искры Даунис (детского психолога)
Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там — то.
Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется.
На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются.
С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.
Метод древнего народа
(который еще называют Народом Книги)
Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента.
Чтение — радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу.
Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу).
Библиотечные уроки
Библиотечные уроки — часть единого процесса формирования информационной культуры обучающихся.
Задача – научить обучающихся пользоваться фондами школьной и других библиотек, самостоятельно выбирать книги и работать с ними, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом.
Обучающиеся1-4 классов получают самое общее представление о книге и библиотеке. Они учат детей самостоятельно выбирать книги: вначале с выставки, затем с помощью иллюстрированных карточек, с книжной полки.
В 4-х классах ребята уже уверенно ориентируются в фонде библиотеки: знают расстановку книг, сами могут подобрать себе интересную книгу, найти книгу конкретного автора.
Для обучающихся начальной школы мы предлагаем следующие темы уроков:
Путешествие по книжным полкам (Наш гид — Знайка)
Как выбрать книгу в библиотеке? (Наш помощник — Дед Буквовед)
Знакомство с детскими журналами («Мурзилка», «Тошка», «Миша», «Читайка» и др.
Детские энциклопедии – помощники в учёбе
Иллюстраторы детских книг (В. Васнецов, В. Фаворский, Е. Чарушин и др.).
Обучающиеся 7-8 классов знают, что книги в библиотеке расставлены по отраслям знаний, знакомы с устройством алфавитного и систематического каталогов, владеют навыками поиска нужной информации в электронном каталоге.
Путешествие в страну «Читалия» (5-6 классы)
Великаны и лилипуты. Фолианты и книги-малютки. (5-6 кл.)
Записи о прочитанном. План чтения. (6 классы)
Алфавитный и систематический каталоги. (7 класс)
Справочная литература: (энциклопедии, справочники, словари) (7-8 классы)
«Нескучно-узнавательная» литература. Научно-популярная литература. (7-9 классы)
Библиопутешествие по страницам журналов «Юный техник», «Юный натуралист», «Эрудит» и др.
Обучающиеся 9-11 классов самостоятельно выбирают нужные книги, ведут поиск в Интернете, пользуются различными сайтами, разбираются в широком арсенале средств информационной техники. На уроках дают обучающимся информация о порталах крупных библиотек, знакомят с сетью библиотек страны. Проводятся, как на обычных уроках, контрольные работы по закреплению навыков поиска информации и работы с источниками.
На уроках в старших классах закрепляются следующие темы:
Справочный аппарат библиотеки.
Библиомаркетинг «Периодика»
Экологический круиз «Земля людей»
Интеллектуально-познавательная игра «Информина»
Информационные технологии поиска информации.
Читательские предпочтения. Анкета.
Памятка для обучающихся начальной школы «Виды пересказа. Как подготовить пересказ»
ПАМЯТКА «Как научить пересказывать текст»
ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ
1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.
2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.
3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.
4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
5. Вырази идею в одном предложении.
6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).
7. Раздели текст на части, озаглавь их.
8. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).
9. Составь план пересказа.
10. Пользуясь планом, перескажи произведение.
11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)
ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ
1. Внимательно прочитай текст, выясни значение непонятных слов.
2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.
3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки.
4. Определи основную мысль пересказа.
5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.
6. Составь план отобранного текста.
7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа.
КРАТКИЙ (СЖАТЫЙ) ПЕРЕСКАЗ
1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.
2. Выдели в тексте все его части.
3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?
4. Составь план сжатого пересказа.
5. В каждой части выдели главное.
6. Отметь то, что можно объединить.
7. Подумай, как связать части между собой.
8. Изложи сжато каждую часть.
ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ
1. С изменением лица рассказчика
2. Пересказ от лица одного из персонажей. Войти в роль героя рассказа, т.е. «перевоплотиться», понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.
3. Творческое дополнение текста. Такие дополнения, в которых «проектируется» судьба любимых героев.
4. Словесное рисование. Обычно рисуются словесные картины к эпизодам. Вариантом словесного рисования может быть воображаемая экранизация (стоп-кадр)
5. Инсценирование текста.
как по научному называется начало середина и конец какого-нибудь рассказа?
Сюжет (от фр. sujet — предмет) — в литературе, драматургии, кино и играх — порядок событий, происходящих в художественном произведении. Сюжет — основа формы произведения. В предельно общем виде сюжет — это своего рода базовая схема произведения, в которую входит последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. Пролог (греч. πρόλογος — предисловие) — вводная часть какого-либо текста, введение, предисловие. Экспози́ция (лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в литературоведении и фольклористике — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц и складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также — часть кумулятивного произведения, предшествующая началу развёртывания элементов кумуляции. Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает» ) конфликты. Так, в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский» завязкой данного литературного произведения является встреча Гамлета (главного героя трагедии) с тенью, и, последовавшее за нею решение отомстить вероломному королю за убийство своего отца. Завязка является одним из ключевых элементов сюжета. Кульминация — в литературе (как и в театре, и в кино) момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении (роман, пьеса, фильм и т. п.) . Происходит от поздн. лат. culminatio «высшая точка, венец» , из culminare «венчать» , от лат. culmen (culminis) «верх, верхушка, вершина» ; редуцир. из columen. Родств. лат. celsus «высокий, поднимающийся» . Развязка сюжета — исход событий, решение противоречий сюжета. Эпилог (греч. έπίλογος — послесловие) — заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не связанная с ним неразрывным развитием действия. Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит читателя с судьбой действующих лиц, заинтересовавшей его в произведении. От послесловия в тесном смысле эпилог отличается тем, что первое может быть размышлением, тогда как эпилог — всегда рассказ. Типичные эпилоги — иногда без особого заглавия — заканчивают романы Достоевского и Тургенева.
Если в литературе то завязка действия (начало), кульминация (середина) и развязка действия (надеюсь понятно)
6.Распределите последовательно элементы композиции литературногопроизведения. Впишите название сцен для каждого элемента композиции. ( Задание выполняется « столбиком» ) а) завязка; б) развязка; в) пролог; г) эпилог; д) развитие действия; е) кульминация.
Сюжет (от фр. sujet — предмет) — в литературе, драматургии, кино и играх — порядок событий, происходящих в художественном произведении. Сюжет — основа формы произведения. В предельно общем виде сюжет — это своего рода базовая схема произведения, в которую входит последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. Пролог (греч. πρόλογος — предисловие) — вводная часть какого-либо текста, введение, предисловие. Экспози́ция (лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в литературоведении и фольклористике — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц и складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также — часть кумулятивного произведения, предшествующая началу развёртывания элементов кумуляции. Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает» ) конфликты. Так, в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский» завязкой данного литературного произведения является встреча Гамлета (главного героя трагедии) с тенью, и, последовавшее за нею решение отомстить вероломному королю за убийство своего отца. Завязка является одним из ключевых элементов сюжета. Кульминация — в литературе (как и в театре, и в кино) момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении (роман, пьеса, фильм и т. п.) . Происходит от поздн. лат. culminatio «высшая точка, венец» , из culminare «венчать» , от лат. culmen (culminis) «верх, верхушка, вершина» ; редуцир. из columen. Родств. лат. celsus «высокий, поднимающийся» . Развязка сюжета — исход событий, решение противоречий сюжета. Эпилог (греч. έπίλογος — послесловие) — заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не связанная с ним неразрывным развитием действия. Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит читателя с судьбой действующих лиц, заинтересовавшей его в произведении. От послесловия в тесном смысле эпилог отличается тем, что первое может быть размышлением, тогда как эпилог — всегда рассказ. Типичные эпилоги — иногда без особого заглавия — заканчивают романы Достоевского и Тургенева.
Ответы Mail.ru: помогите с литературой пожалуйста
Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая как правило, о месте, времени и условии будущего действия.
я бы подумала, пролог.
Уровень организации произведения как художественного целого Композиция — построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое. Основные средства композиции: СЮЖЕТ- то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов. КОНФЛИКТ — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта; ПРОЛОГ — своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко) ; ЭКСПОЗИЦИЯ — введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной» ; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения) ; знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия; ЗАВЯЗКА — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события. РАЗВИТИЕ действия — система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее; Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает. Развязка — решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость. Эпилог — заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному) ; это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.