Как объяснить словосочетание – Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении

Что такое словосочетание в русском языке

Еще из школьного курса русского языка, мы с вами помним, что кроме слов, существуют словосочетания и предложения. Они объединяют в себе слова в разных вариациях. Что такое словосочетание в русском языке? Особенности их составления и когда используются нами?

русский язык

Что такое словосочетание в русском языке

Рассматривая правило – что такое словосочетание, мы видим, что это 2 или больше слов, которые объединены грамматически и по смыслу, однако не являются предложением.

Одно из слов в любом из словосочетаний всегда будет главным, остальные – зависимые. С главным они объединены не только по смыслу, а еще по роду и падежу. Если вы такой связи не видите, значит перед вами не словосочетание. Главное слово может обозначать предмет, признак предмета или его действие. В то же самое время, зависимые слова необходимы в любом словосочетании. Они применяются в случаях, когда необходимо пояснить значение главного или расширить его значения.

словосочетание

Между главным и тем, которое от него зависит словами, в любом случае можно поставить определенный вопрос. Например, рассмотрим словосочетание «зимний лес». В данном случае главным будет слово «лес», соответственно – зависимое слово «зимний». Вопрос: Лес какой? – зимний. Пример показал, что перед нами словосочетание, составленное по всем правилам языка, где одно слово подчинено другому и между ними установлена связь.

Состав словосочетаний

Абсолютно все словосочетания можно разделить на несколько видов. Они могут быть сложные и простые. Как гласит правило, простыми словосочетаниями называют сочетание двух слов. При этом одно из них является главным, а второе – зависимым. Если рассматривать сложное словосочетание, то так называют сочетание трех или больше слов или даже нескольких разных простых словосочетаний. Если говорить о простом словосочетании, то пример подобрать не сложно. Мы регулярно используем их не только в устной речи, но и на письме – «красивый кот», «солнечный день», «продуктовый магазин». Теперь рассмотрим, что означает сложное словосочетания на примере: «красивый кот в углу», «солнечный день зимы», «продуктовый магазин поселка».

Что такое словосочетание в русском языке

Словосочетание и предложение

Некоторые люди постоянно путают такие понятия, как словосочетание и предложение. Различать их очень просто. Для этого нужно запомнить, что подлежащее вместе со сказуемым в любом предложении – это лексическая пара, а не словосочетание, как может показаться на первый взгляд. Пример: «светит солнце» – это законченное предложение, где солнце – подлежащее, а светит – сказуемое. А вот «светящее солнце» – можно отнести к простому словосочетанию, где слова объединены именным падежом и средним родом.

То же можно сказать и о второстепенных членах предложения. Они не являются словосочетаниями, если расположены в перечислении и противопоставлении, и равноправно связаны между собой сочинительной связью. Пример: липы, дубы, клены и березы; то черный, то белый; огромный, но легкий.

Словосочетание и предложение

Так же к тому, что называется словосочетанием нельзя отнести фразеологические обороты или любые составные формы различных слов.

Виды словосочетаний

Исходя из того, какой частью речи выступает главное слово словосочетания, принято выделять несколько их видов. Существует несколько способов образования словосочетаний:

  1. Именное отличается тем, что главное слово в нем может быть именем существительным, местоимением, именем прилагательным или числительным. Пример: свежий ветер, кто-то важный, полезный для нас, семеро козлят.
  2. Глагольное – словосочетание, в котором в качестве главного слова используется глагол. Пример: выучить урок, объехавший весь мир, сидя на диване.

topkin.ru

Урок русского языка по теме "Словосочетание". 2-й класс

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

  • познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”;
  • начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении путём установления связи между словами с помощью вопросов;
  • развивать речь;
  • воспитывать интерес к предмету, творческое отношение к труду.

Ключевое понятие – словосочетание.

Тезис: “Словосочетание – это соединение двух слов (главного и зависимого) по смыслу и с помощью окончаний”.

Пособия к уроку: У учителя: презентация. У учащихся: сигнальные прямоугольники (красного, синего, зелёного цветов), учебник, тетрадь.

Ход урока

I. Оргмомент (мотивация).

- Ребята, тему урока вы угадаете немного позже, если сейчас будете очень внимательны. Наш класс сегодня будет творческой лабораторией, а вы - учёными-лингвистами. За урок вы сами выведете новое правило.

Чтобы на уроке вы смогли быстро и красиво писать, сделаем гимнастику для пальчиков:

а) гимнастика “Шум дождя”;

б) психологический настрой.

- Закончился дождь, деревья отряхнули тяжёлые капли со своих листьев, (встряхивание кистей рук), выглянуло солнышко, (глубоко вздохнули, подняв руки вверх; медленно выдыхаем, разводя руки по сторонам.)

На презентации открывается слайд с изображением солнышка.

- Улыбнитесь солнышку и друг другу. Пусть весь урок и весь день у вас будет солнечное настроение.

в) оформление тетрадей

г) минутка чистописания

- На какую букву начинается слово “солнышко”?

- Дайте характеристику. Что это за буква? Давайте вспомним, как она правльно пишется. На какую фигуру она похожа?

- И писать её нужно похожей на полуовал, достаточно закруглять сверху и снизу. Показываю на счёт “и-раз-и”

Дети обводят по воздуху и в тетради пишут три раза:

Сс Сс Сс Семипалатинск

II. Опорное повторение и коррекция необходимых для данного урока знаний, умений и навыков.

Орфографическая разминка.

- Будете записывать слова под диктовку и “по-цепочке” комментировать их написание (объяснять и подчёркивать орфограммы) в таком порядке: я один раз произношу слово. Тот, кто комментирует, называет, проговаривает это слово так, как оно пишется, объясняя орфограмму. И после – записываете это слово под его диктовку. Итак, внимание:

Сварить, ловить, молоко, собрать, четверг, шишка, чудный, по степи, на воде.

Упражнение на определение частей речи (работа с сигнальной лентой).

- Я ещё раз читаю слова, а вы будете поднимать красный прямоугольник, если слово – имя существительное, зелёный – имя прилагательное, синий – глагол. Очень быстро.

Упражнение на умение вычленять в слове различные части (разбор по составу).

- А теперь приготовьтесь с красной строки выписывать те части слов, которые я назову. Кто правильно это сделает, а я надеюсь, что все справятся, тот угадает тему нашего урока. На слайде – схема разбора слова по составу. Желаю успеха. Начали...

Из слова “сварить” выпишите только приставку, из слова “ловить” - корень (рядом с той буквой, что уже выписали), из слова “молоко” - окончание, из слова “собрать” - приставку, первый слог из слова “четверг”, окончание из слова “шишка”, суффикс из слова “чудный”, окончание из слов “степи” и “воде”.

III. Объяснение нового понятия.

- Молодцы! Верно. Тема урока: словосочетание. (На слайде появляется тема крупными буквами).

1) Эвристическая беседа. Возможный вариант беседы:

- Вы, наверное, уже много раз слышали это слово. А что же оно обозначает? Что в русском языке называется словосочетанием?

Посмотрите внимательно на это слово. Из каких слов получилось такое длинное слово? (сочетание слов)

- А что означает слово “сочетание”? Попробуйте найти в нём приставку и корень.

- Вы слышали когда-нибудь слово “чета”? Что оно обозначает?

- Говорят “супружеская чета”, “он тебе не чета”. “Чета” значит пара. Пара – это сколько?

- Приставка со- придаёт значение “находиться вместе, быть соединённым”. Что же у нас получилось? (На слайде:

2) Работа по уточнению правила.

- Прочитайте: “сварить”. Это словосочетание? Почему?

- Добавляю слово “класс”. “Сварить класс” - это словосочетание? Нет? А почему, ведь слов два?

- Значит, слова должны быть соединены, подходить по смыслу? Добавим это слово в наше правило, уточним наше определение: “Словосочетание – это два слова, соединённые по смыслу”.

- Отлично получается. А теперь я заменю слово класс на подходящее по смыслу “каша”. Что получилось? (сварить каша)

- Теперь всё в порядке? Это будет словосочетанием? Они же подходят друг другу по смыслу? (Так не говорят)

- А как нужно сказать? (“Сварить кашу”)

- Что же изменилось? (окончание в слове “каша”)

- Что же получается: сварить каша – слова, подходящие по смыслу, но они не являются словосочетанием, т.к. нельзя задать вопрос к слову “каша”. Сделать это нам не позволяет окончание. Чтобы пара этих слов стала словосочетанием, необходимо изменить окончание в слове “каша” по вопросу от слова “сварить”. “Сварить (что?) кашу”.

- Давайте ещё более уточним наше правило. “Словосочетание – это два слова, соединённых по смыслу и с помощью окончаний”.

Дети следят по схеме, приведённой выше. Определение уточняется словами “ с помощью окончаний”. Х

- Изобразим это правило с помощью схемы: (...?)

- В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Как думаете, какое слово будет главным?

- То слово будет главным, от которого задаём вопрос. Оно обозначается знаком “х”. А зависимое – то, к которому задаём вопрос, к нему на схеме идёт стрелка. Запишите получившееся словосочетание с вопросом в скобках к зависимому слову, главное обозначьте крестиком.

Сварить (что?) кашу.

- Расскажите ещё раз по схеме, что такое “словосочетание”?

IV. Первичное закрепление.

а) - У нас осталось слово “класс”. Это словосочетание? Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание?

- Я добавлю ещё слово, чтобы их стало два, как по правилу: “дружная класс”. Почему это не словосочетание? Измените окончание. Какое словосочетание получилось? Запишите его с вопросом в скобках от главного слова. Главное обозначьте “х”.

б) – Откройте учебники на стр. 169. Прочитайте правило в рамочке. Правильно ли мы с вами вывели правило?

- Даже точнее, чем в учебнике. Закройте книги.

в) – Добавьте слово к слову “ловить”, чтобы получилось словосочетание: ловить (что?) рыбу.

- Подберите прилагательное к слову “шишка”: шишка (какая?) сосновая.

- Запишите ещё одно словосочетание: “вкусный молоко”. Почему это не словосочетание? Докажите. Исправьте ошибку. Запишите: вкусное (какое?) молоко.

- Мальчик из соседнего класса составил такое словосочетание: Бежать дорога. Докажите его неправоту. Исправьте, запишите: бежать по дороге.

- Значит, слова в словосочетании могут быть связаны и с помощью предлогов. Составьте каждый по словосочетанию. (выслушиваю ответы).

- Запишите каждый своё словосочетание.

г) Физминутка.

- Молодцы! Вы так хорошо работали, а теперь давайте отдохнём. Упражнение называется “Лесорубы”. Покажите, как лесорубы работают топорами.

- А составьте словосочетание про лесорубов.

- А теперь про то, как они работают.

- Следующее упражнение “Пловцы”. Покажите, как гребут руками пловцы. Составьте словосочетание о пловцах.

- А о том, как они плавают.

- А теперь о нашем настроении.

- Почему все пары слов, которые вы называли, являются словосочетаниями? (Дети повторяют правило.)

Д) – Прочитайте отрывок из стихотворения известного казахского поэта Ы. Алтынсарина “Давайте, дети, учиться!”

На слайде:

Чтоб лучше неизвестное узнать,
Все дети умные за книжками сидят.

- Выпишите из этих строк словосочетания.

(Узнать неизвестное, узнать лучше, дети умные, сидят за книжками, лучше узнать)

- Что мы записали? (словосочетания)

- Почему?

V. Подведение итогов.

а) – Возьмите листок с тестовым заданием и выполните его. Из данных пяти пар слов подчеркните только те пары, которые являются словосочетаниями. Главное слово обозначьте крестиком.

  • 1 вариант. Дождливая вечер, ясное утро, встретиться товарищи, первый день, подойти к дому.
  • 2 вариант. Луч солнца, весёлый мультфильм, делать зарядка, бежать берег, лететь по небу.

б) Домашнее задание: стр. 170, упр. 751; составить 1-2 предложения, используя словосочетания.

в) Оценочные суждения: Всем большое спасибо за работу на уроке. Особенно хорошо работали следующие ребята: ..... . А оценки получат все по результатам тестирования.

- На память о нашем уроке и в благодарность за вашу работу возьмите “частичку нашего солнышка”. (Раздаю каждому маленький рисунок солнышка, на обороте которого написана тема урока “Словосочетание” и нарисована его схема.)

urok.1sept.ru

Что такое словосочетание?

Русский язык богат на правила и неоднозначные толкования слов. Чтобы правильно понимать сказанное и самому выстраивать грамотные предложения, которые поймут другие люди, надо знать, какие слова можно употреблять друг с другом, а какие не стоит. полезно знать, что такое словосочетание, какими бывают словосочетания в русском языке, как их правильно применять на практике в письменной и разговорной речи.

Определение и признаки словосочетания

Словосочетание – это группа двух и более знаменательных слов, которые соединены между собой грамматически и по смыслу. В словосочетании есть главное слово и одно или несколько зависимых слов. Между главным и зависимым словами всегда устанавливается связь определенного рода. Если между словами связи нет, то эти слова не являются словосочетанием.  Основные признаки такой связи – общий падеж, род и пр. Яркий пример безграмотности - это несогласованность по падежу существительного и прилагательного, хотя по смыслу они являются словосочетанием.

Для того чтобы узнать правила такого согласования, надо понимать, что такое словосочетание. Главное слово в словосочетании – это предмет, признак или действие, а зависимое слово поясняет или расширяет понятие главного. От главного слова всегда можно сформулировать вопрос к зависимому слову. Например, словосочетание «весенний лес». Главное слово «лес», зависимое – «весенний». Задаем вопрос от главного слова. Лес какой? – весенний. Следовательно, мы сделали правильный анализ словосочетания, оно составлено грамотно, зависимость установлена, эти слова являются словосочетанием.  В этом словосочетании одно слово подчиняет другое и формирует вид второго слова. 

Состав словосочетаний

Словосочетания делятся на два основных вида: простые и сложные. Простые словосочетания формируются из двух слов - из главного и зависимого. Сложные словосочетания состоят из трех и более слов или из нескольких простых словосочетаний. Это самое главное, что надо уяснить, изучая, что такое словосочетание сложное. Примеры простых словосочетаний мы встречаем очень часто и в устной речи, и на письме. "Деревянный стол", "умный пес", "продуктовый магазин", "крутой подъем" – это все примеры простых словосочетаний. "Деревянный стол в углу", "умный пес на поводке", "продуктовый магазин за углом", "крутой подъем около моста" – примеры сложных словосочетаний.

Предложение и словосочетание

Очень часто путают целое предложение и словосочетание. Чтобы понять, чем предложение отличается от словосочетания, надо знать, что подлежащее и сказуемого одного предложения образуют лексическую пару, но не образуют словосочетание. К примеру, «Дул ветер» - предложение, а «дующий ветер» - словосочетание. "Ветер" – подлежащее, "дул" – сказуемое, вместе эти два слова образуют законченное предложение. А слова "дующий" и "ветер" соединены общим мужским родом и именительным падежом, это словосочетание.

Продолжая перечислять, что не является словосочетанием, надо упомянуть и о других членах предложения. Словосочетанием не являются однородные члены предложения в перечислении, в противопоставлении, то есть равноправно связанные сочинительной связью: то березка, то рябинка; большой, но невесомый; книги, тетради, ручки, карандаши.

Составные формы слов и фразеологические обороты также нельзя называть словосочетаниями.

Виды словосочетаний

Словосочетания делятся на несколько видов в зависимости от того, какой частью речи является главное слово. Изучая, что такое именное словосочетание, надо запомнить четыре способа формирования таких сочетаний.

  • Именное словосочетание - словосочетание, в котором главное слово существительное, прилагательное, числительное или местоимение. Примеры словосочетаний, где главное слово - существительное: поздний вечер, свежие цветы. Примеры словосочетаний, где главное слово - прилагательное: необходимый для жизни, полезный для здоровья. Примеры словосочетаний, где главное слово - числительное: семеро козлят, пятнадцать школьников. Примеры словосочетаний, где главное слово - местоимение: кто-то мудрый, некто сверху.
  • Глагольное словосочетание - это словосочетание, где главное слово является глаголом или глагольной формой - причастием или деепричастием. В словосочетаниях «пойду гулять», «побежим к горизонту» главное слово - глагол. Причастие главным словом является, например, в словосочетаниях «проплывший километр», «облетевший полземли». Точно так же можно определить словосочетания с главным словом деепричастием: «сидя перед телевизором», «надевая платье».

elhow.ru

Что означает понятие «словосочетание» в русском языке

Словосочетания и его виды

Словосочетания и его видыВ мире существует огромное множество языков. Одни из них можно выучить за пару-тройку месяцев, другие — нет. На их изучение уйдут годы упорной работы. Ярким примеров второго является русский язык. При его изучении люди сталкиваются с множеством неоднозначных правил и исключений. Туристов из других стран нередко ставят в ступор наши выражения, ведь в учебниках такого нет!

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Многие слова также имеют два, или даже больше толкований (заяц косой косил траву косой). Для того чтобы правильно строить предложения, необходимо понимать, какие слова легко «уживаются» с другими, а какие лучше вообще не использовать вместе. Также нелишним будет знать, что такое сочетание фраз, зачем нужно так делать и как их правильно использовать в общении и письме.

Это интересно: правила написания слова с суффиксом -ость-.

Русский язык имеет достаточно много разнообразных правил и вариаций толкований словоформ. Одна фраза может обозначать совсем разные вещи. Для того чтобы правильно понимать все сказанное и уметь строить логические и грамотно сформулированные предложения, понятные также и остальным людям, нужно понимать что за слова использовать для общения, а что лучше не произносить вообще. Важно иметь знания о словосочетании как понятие, его видах и уметь использовать все эти виды как в общении, так и при письме.

Понятие словосочетания и его признаки

Как найти словосочетание? Объединение нескольких фраз в смысловом и грамматическом понятии называют словосочетанием. Их делят на главное и зависимые, между которыми существует родовая определенная связь. Если подобная связь не отслеживается, значит, такой набор слов не может стать таким примером речи.

Объединяют слова во фразы по определённым признакам – общему роду, падежу и пр. Возможен вариант когда смысл указывает на то что объединённые фразы являются сочетание слов, но существительное и прилагательное не согласовано по падежу. Всегда нужно осознавать что же такое сочетание фразы и следовать правилам подобного согласования.

Как правильно составлять такие формы? Главные и зависимые словоформы находится во взаимодействии друг с другом. Первое является предметом, действием либо признаком, в то время как зависимое объясняет или делает более широким понятие главного. Важно подметить, что между главным и зависимыми фразами всегда можно поставить вопрос. К примеру, такое сочетание, как «весенний лес». Здесь главным будет «лес», а «весенний», как можно догадаться, зависимым.

Что такое словосочетание примеры? Сформулируем теперь вопрос к зависимой словоформе. Лес (главное) он какой ? – весенний (зависимое). Правильно его проанализировав, можно убедиться что оно построено верно и грамотно. С помощью вопроса мы установили зависимость, это означает, что эту фразу с уверенностью можно назвать сочетанием слов. Как видно здесь произошло подчинение одним словом другого, тем самым определяя его вид.

Словосочетание и его виды

Написание словосочетаний

Написание словосочетанийОсновными видами являются простые и сложные фразы. Простые составляются из одного главного и одного зависимого слова. А сложные могут быть более обширными, три и более слова, а также вмещать в себя несколько простых сочетаний. Здесь основное, что нужно знать при изучении сложных фраз.

Простые же словесные фразы встречаются более часто как в устной речи, так и при письменной деятельности. Такими примерами могут быть: «радостный ребёнок », «паркетный пол», «старый мост», «овощной ларёк ».А вот сложные сочетания слов будут выглядеть примерно так: «радостный ребёнок на качелях », «паркетный пол в комнате », «овощной ларёк на улице».

Какие бывают словосочетания?

Для начала разберемся с определением данного термина. Все гораздо проще, чем кажется. Словосочетание – это набор из двух и более слов, которые связаны между собой по смыслу. Например, «синее море» — это словосочетание, а «синий, море» — простой набор слов. Любой набор слов также можно превратить в словосочетание, но не всегда оно будет иметь смысл. Как пример возьмем такой набор: «лес, тишина» и такой: «угол, столик». Немного исправим форму слов и получим такие словосочетания: «тихий лес» и «угловой столик».

В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Чтобы легче понять, запомним, что главный всегда ставит вопрос. Возьмем наше «синее море», здесь главное слово – это «море», потому что можно задать вопрос: море (какое?) синее. Вопросы могут быть самые разные:

  • куда?;
  • где?;
  • как?;
  • какой? и так далее.

Таким образом, мы видим, что связь между словами действительно есть, значит «синее море» — это словосочетание.

Простые и сложные словосочетания

По правилам, есть два вида словосочетаний:

  • простые,
  • сложные.

Словосочетания в русском языке

Словосочетания в русском языкеОтличить их довольно просто. Если в словосочетании два слова, значит, оно простое; а если больше – сложное. Например, «грустная девочка», «красный шарик» или «детский клуб» — это простые словосочетания. А вот «грустная девочка с косичками», «красный шарик в небе» или «популярный детский клуб» — сложные. Как и в простых, в сложных словосочетаниях есть главное слово. И от него можно поставить вопрос ко всем остальным словам. Как пример возьмем «красный шарик в небе». Ставим вопросы: шарик (какой?) красный, (где?) в небе. По правилам главное слово здесь это «шарик», а зависимые – «красный» и «в небе».

obrazovanie.guru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *