Как определить вид глаголов – Глагол как часть речи – что такое, на какие вопросы отвечает глагол, грамматическое значение в русском языке

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Виды глагола

Слайд 1

Виды глагола

Слайд 2

Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с новой грамматической категорией — вид глагола. Вы узнаете, что глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида, и научитесь определять вид глагола.

Слайд 3

Как подписать картинки? Бабушка вязала шарф. Бабушка связала шарф. Б

Слайд 4

Из предложения Бабушка связала шарф мы узнаём, что шарф готов. Предложение Бабушка вязала шарф не сообщает нам, закончила бабушка свою работу или нет. Глаголы совершенного вида указывают на то, что действие совершилось, достигло (достигнет) своего предела: связала . Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении: вязала .

Слайд 5

Учёные-лингвисты используют специальный термин — предел действия . Предел действия — это любой момент, любая точка, с которой действие должно прекратиться . Например: прилететь — «закончить полёт», проснуться — «перестать спать».

Слайд 6

Как определить вид глагола? Первый способ – вопрос. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д. Летать, рисует, выбирали Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д. Вернуться, напишет, пришли

Слайд 7

Как определить вид глагола? Второй способ — слово «буду». К глаголам несовершенного вида можно подставить слово буду, например: петь — буду петь (несовершенный вид). К глаголам совершенного вида слово буду подставить нельзя, например: спеть — нельзя сказать буду спеть (совершенный вид).

Слайд 8

Учимся играя. Вопрос с приставкой. Легко запомнить : глаголы совершенного вида отвечают только на те вопросы, которые имеют приставку с-.

Слайд 9

Клуб знатоков. Случайный выстрел. Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получился случайно. Мальчик натянул рогатку и выстрелил. Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.

Слайд 10

Время и вид Ребята, очень внимательно рассмотрите таблицу, чтобы понять, в каком времени могут употребляться глаголы совершенного и несовершенного вида. У глаголов какого вида есть только два времени — прошедшее и будущее? Почему?

Слайд 11

Виды глагола Вопрос Время Посещал занятия Посетил занятия Прошедшее Посещаю занятия — Настоящее Буду посещать занятия Посещу занятия Будущее

Слайд 12

Итак, глаголы совершенного вида могут употребляться только в прошедшем и будущем времени, они не имеют формы настоящего времени . Это связано с тем, что глаголы совершенного вида обозначают такое действие, которое уже свершилось, достигло результата (нарисовал, пришёл), или обязательно свершится, т.е. будет иметь результат, в будущем (нарисует, придёт). Поставить такие глаголы в форму настоящего времени невозможно, потому что в настоящем времени глаголы обозначают действие, происходящее в данный момент, которое ещё не достигло результата (рисую, иду — несов. вид).

Слайд 13

Время глагола не имеет значения для определения его вида. Например, в словосочетании учил вчера действие закончилось, а глагол учил (что делал?) несовершенного вида. Мы не знаем, закончил ли он учить или всё ещё учит. В словосочетании выучу завтра действия ещё нет, а глагол выучу (что сделаю?) совершенного вида. Мы знаем, что завтра действие точно закончится.

Слайд 14

Весёлая переменка. Вы никогда не пробовали играть словами? Совсем недавно мы с подругой гуляли в парке. Стояли последние дни лета, но было по-осеннему прохладно. Подруга и говорит: «А ведь осень уже наступила!» «Не знаю, как осень, а вот ты точно наступила мне на ногу», — отвечаю я.

Слайд 15

Попробуйте поиграть словами почитать , походил и другими .

Слайд 16

Клуб знатоков. Можно ли падать, но не упасть? Глагол падать несовершенного вида, обозначает «лететь сверху вниз под действием собственной тяжести». Парным ему будет глагол упасть, то есть «оказаться внизу». Глагол падать обозначает действие, которое должно со временем прекратиться: то, что падает, должно со временем упасть. Оказывается, так бывает не всегда. Есть в Италии, в городе Пизе, сооружение, которое «падает» уже более семисот лет. Многим из вас известно его название — Пизанская башня. Дело в том, что ещё в 1173 году, когда началось строительство, фундамент башни положили неровно. И с тех пор башня «падает», наклонившись к югу

Слайд 17

Тренажёр. Виды глагола Действие какого вида обозначают картинки? Несовершенного Совершенного

Слайд 18

Несовершенного Совершенного

Слайд 19

Весёлая переменка. Блинчики. Всюду Павлику почёт: Павлик блинчики печёт. Он провёл беседу в школе — Говорил, открыв тетрадь, Сколько соды, сколько соли, Сколько масла нужно брать. Доказал, что вместо масла Можно брать и маргарин. Решено единогласно: Он прекрасно говорил. Кто сказал такую речь, Сможет блинчиков напечь! Но, товарищи, спешите — Нужно дом спасать скорей! Где у вас огнетушитель? Дым валит из-под дверей! А соседи говорят: — Это блинчики горят! Ох, когда дошло до дела, Осрамился наш герой — Девять блинчиков сгорело, А десятый был сырой! Говорить нетрудно речь, Трудно блинчиков напечь! (А. Барто )

Слайд 20

Проверь себя. Как определить вид глагола Впишите вопросы рядом с глаголами. ползёт ( ?) привёл ( ?) вылетит ( ?) строятся ( ?)

Слайд 21

Определите вид глагола. остановился стрижёт проспал заниматься красила лягу расцветать помогать любит полюбили исчезаю куплю придумали

Слайд 22

Важный вывод. Глаголы совершенного вида указывают на то, что действие совершилось, достигло (достигнет) своего предела : приехал, выбросили . Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении : вязала, ходит и т. д. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали ? и т. д. Бежать, смотрит, растили . Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д. Помыть, купит, выиграли .

nsportal.ru

Совершенный и несовершенный вид глагола. Что такое Совершенный и несовершенный вид глагола?

Совершенный вид отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? (совершенный процесс) Несовершенный вид — ЧТО ДЕЛАТЬ? (действие в процессе)

Вид — глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнётся) , причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну) . Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) . Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать — прочитать, писать — написать, строить — построить. Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов: 1) -ива-, -ыва-: рассмотреть — рассматривать, расспросить — расспрашивать, расписаться — расписываться; 2) -ва: открыть — открывать, дать — давать, обуть — обувать; 3) -а-(-я) : спасти — спасать, подрасти — подрастать. Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами: 1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др, : лечить — вылечить, печь — испечь, делать — сделать, писать — написать, читать — прочитать, строить — построить, учить — выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать — перечитать, отчитать, зачитать и т. д.) ; 2) с помощью суффикса -ну-: привыкать — привыкнуть, кивать — кивнуть, прыгать — прыгнуть. Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать — рассыпать, нарезать — нарезать. Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить — сказать, искать — найти, класть — положить, брать — взять. Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) . Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают? ) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю? ) подать коврик? (Н. Гоголь) . Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего — форм времени) : у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трёх времён (причём в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.

Что делать и что сделать — разницу улавливаете? Пример: писать, написать )))))))))))))

Совершенный вид глагола. Вопрос начинается с приставки С (написал — Что сделал) Несовершенный вид глагола. Вопрос без приставки С (пишет — Что делает) Я учусь в школе в 7_ом классе. 2010 год

Совершенный вид — что Сделать? Что Сделал? Что Сделает? Т. е. вопрос начинается на «С». Действие уже совершено, настоящего времени нет. Несовершенный — что делать, что будет делать, что делает, т. е. без «с» в начале. Это, конечно, не объяснение, но так проще запомнить.

совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает

совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает

Совершенный вид — что Сделать? Что Сделал? Что Сделает? Т. е. вопрос начинается на «С». Действие уже совершено, настоящего времени нет. Несовершенный — что делать, что будет делать, что делает, т. е. без «с» в начале. Это, конечно, не объяснение, но так проще запомнить.

Совершенный вид-писал Не совершенный вид-написал Понятно?

иатссмынвькнвг

Совершенный — что сделать. Несовершенный — что делать. Вроде это на русском учили, по-моему в 4-ом классе. Ну кто как.

вид глагола-это отношение действия к его результату Если действие протекает во времени и результат неизвестен, то это глагол несовершенного вида. Например, писал, пишу. Неизвестно, есть ли результат. А если есть результат, написал, напишу, но неизвестно, как долго протекало действие, это глагол совершенного вида.

touch.otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: Как определить совершенный вид или несовершенный вид глагола: 5 класс.

совершенный — совершено несовершенный- НЕ совершено

Задать вопрос к глаголу, если вопрос что сделать, то это совершенный вид, а если что делать, не совершенный

определить вид можно по вопросу. что Сделать? что Сделает? что Сделаем? и т. д. — Совершенный вид что делать? что делает? что делаем? и т. д. — несовершенный вид Т. е. если вопрос начинается с С, то совершенный вид. Если нет, то несовершенный.

Вид глагола — постоянный признак. Так же как и РОД существительных. Глаголы распределяются по видам. 1) задать вопрос к глаголу: а) что делать? что делает? что будет делать? — НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД. б) что сделать? что сделает? Что сделал? — СОВЕРШЕННЫЙ ВИД. Надо отметить, что у совершенного вида нельзя образовать форму настоящего времени. Так же надо различать понятие ВИДОВАЯ пара. то есть глаголы по видам должны совпадать в своих значениях. Например, читал — что делал? (несов. вид). образовывая будущее время, мы должны сказать буду читать, а не прочитаю. Так как ПРОЧИТАЮ — совершенный вид.

Чё сделать? — совершенный Чё делать? — несовершенный

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *