Как пишется буква а строчная – что это такое, чем отличаются и как выглядят

Содержание

что это такое, чем отличаются и как выглядят

Русские буквы отличаются друг от друга не только по начертанию и обозначению звука, но и по размеру. Правильное написание подчиняется определенным правилам. Прописные и строчные буквы — что это такое знает каждый школьник, особенно ученик начальной школы. Но полученные в школе знания забываются очень быстро, и взрослые вряд ли вспомнят определения этих терминов.

Виды графических знаков на письме

Прописные и строчные буквы – это две разновидности начертания графических значков на письме. Интересно, что разделение на такие разновидности есть далеко не во всех языках. Они присутствуют в кириллице, а еще в греческом алфавите, латинском, армянском. Необычна ситуация в Грузии. Заглавных значков (с определенным смыслом употребления) там нет, но отдельные участки текста (к примеру, названия, заголовки), набираются большими значками. Они имеют начертания маленьких, но отличаются от них по размеру. В других системах письма разделения на прописные буквы и маленькие не существует.

Прописные и строчные буквы

Прописные и строчные буквы

Для первого знакомства с ними достаточно усвоить краткую информацию:

  • прописная – та, которая больше;
  • строчная – та, которая меньше по размеру.

А чтобы информация запомнилась лучше, задержалась в голове надолго и не превратилась в путаницу – нужно изучить вопрос глубже, вникнув в детали.

Это интересно! Уроки русского: как будто – как правильно пишется

Прописная

Прописные и строчные буквы

Прописные и строчные буквыЭто заглавная, большая, красивая, начальная. Буквенный знак увеличен в размере по сравнению с остальными. Чаще всего в строке она одна, именно с нее начинается предложение. В начальной школе дети с большим старанием учатся выводить первый азбучный знак – ведь он должен получиться красивым.

Первое официальное употребление прописных знаков замечено в 15 веке. Однако дальнейшие исследования показали, что люди старались красиво оформить начальные символы имени, фамилии, предложения еще задолго до начала 15 века. Такие графические значки, украшенные орнаментами и завитушками, назывались буквицами.

Прописные буквы в тексте пишутся только в тех случаях, которые подтверждаются орфографическими правилами. Самые распространенные из них, с которыми чаще всего приходится сталкиваться на практике, будут обозначены ниже.

Это интересно! Слово также: пишется слитно или раздельно

Еще одно определение «прописной» встречается в начальной школе на этапе обучения письменной грамоте. Оно менее распространенное, поэтому не фигурирует в словарях. Используется лишь для разграничения типа письма, антонимом к слову «прописной» является «печатный». Когда учитель просит записать слово, предложение, текст прописью – он подразумевает строчные и прописные буквы. А их выбор должен происходить на основе изученных правил.

Прописные и строчные буквы

Прописные и строчные буквы

Строчная

Это маленькая буковка. В предложение и тексте она встречается намного чаще графических значков предыдущего вида. Объясняется это тем, что маленькие буквенные знаки в несколько раз чаще используются на письме – таковы правила русской орфографии.

Все буквы, не попавшие под правила написания заглавных, выстраиваются в одну строчку и имеют одинаковую высоту, потому они именуются строчными.

Обратите внимание! Ударение в термине «строчная» падает не на первый, а на последний слог, как бы ни хотелось ассоциировать его произношение с произношением слова «стрОчка».

Основные отличия

Прописные и строчные буквы имеют ряд отличий друг от друга.

Заключаются они в следующем:

  • Размер. Заглавная больше маленькой примерно в 2 раза. Это хорошо заметно при использовании тетрадного листа в широкую линию: большая буква занимает всю высоту строки, а малая умещается в ее половине.
  • Написание. Заглавная имеет намного больше деталей и особенностей начертания, которые старательно пытаются усвоить ученики первого класса. Она намного сложнее маленькой по начертанию.
  • Частота использования. Заглавная встречается в тексте намного реже маленькой, потому что ее выбор должен оправдываться определенными правилами.

Усвоив для себя, чем отличаются прописные от малых графических значков, человек перестает путать два этих термина между собой.

Это интересно! Что такое слова исключения в русском языке: примеры

Примеры

Наглядный пример, как выглядят начертания обеих категорий.

Пр.АБВГДЕЁЖЗИ
Стр.абвгдеёжзий
Пр.КЛМНОПРСТУФ
Стр.клмнопрстуф
Пр.ХЦЧШЩЭЮЯ
Стр.хцчшщъыьэюя

При сравнении графических значков, стоящих рядом, сразу становится понятно, какие из них ПРОПИСНЫЕ, а где строчные.

Это интересно! Как пишутся корни слов с чередованием гласных: правило и примеры

Правописание заглавных букв

В русском языке употребление двух видов начертания подчиняется правилам соответствующего раздела орфографии. Согласно им, новое предложение начинается с заглавного знака, который как будто возглавляет армию маленьких, обычных значков. Он показывает, что предыдущая мысль закончилась, и началась другая, или просто обозначает начало мысли. Еще с заглавного начинается прямая речь, цитаты, каждая новая строчка стихотворения.

Прописные и строчные буквы

Прописные и строчные буквы

Но есть и другие, более сложные правила, объясняющие правописание заглавной и строчной букв:

  1. Имена, фамилии, отчества людей и составленные на их основе прилагательные. Например: Яблочкин Андрей Игоревич, Петькина машина.
  2. Клички животных и составленные от них прилагательные. Например: Тузик, Мурка, Кеша, Пушок, Тузиков ошейник.
  3. Географические объекты, места, названия (континентов, сторон света, стран, городов, деревень, сел, краев, республик, островов, морей, океанов, рек, озер). Например: Черное море, Балтийское, Атлантический океан, город Москва, материк Африка, поселок Янтарный, республика Адыгея.
  4. Названия фирм, компаний, магазинов, предприятий. Например: завод «Роствертол», магазин «Пятерочка», фирма обуви «Белвест».
  5. Названия великих исторических событий, важнейших документов (Первая мировая война, Петровская эпоха).
  6. Названия печатных изданий, произведений искусств, блюд (журнал «Мурзилка», газета «Московские ведомости», «Лунная соната», картина «Бурлаки на Волге», салат «Цезарь»).
  7. Названия министерств, важных государственных организаций (Министерство образования, Городская дума).
  8. Высокие, имеющие большую государственную значимость, должности (Президент, Королева).
  9. Первое слово названия праздников и важных событий (День рождения, Рождество, Пасха, День победы).
  10. Местоимение «Вы», когда требуется выражение особого уважения.
  11. Аббревиатуры – состоят полностью из заглавных значков (КПРФ, МЛМ, ЮФУ).

Во всех остальных случаях, когда слово не включено в категорию собственных имен, а является именем нарицательным, пишутся строчные начертания.

Возможные трудности в выборе варианта

В русском языке большинство правил неоднозначны и имеют дополнительные пояснения или исключения.

Важно! Когда выбор размера начертания буквы (заглавного/маленького) требуется для заполнения важных документов или выполнения серьезных заданий, работ – лучше проверить себя по словарям и справочникам.

Возможные затруднения в выборе размера графического значка:

  1. Собственные имена мифических, исторических, литературных героев, которые стали употребляться обобщенно, в переносном значении, для обозначения определенного характера или образа жизни людей. Правила написания подобных слов неоднозначны: одни пишутся с большой (Обломов, Наполеон, Гамлет), другие со строчной буквы (донкихот, иуда, геркулес, ставшие именами нарицательными). Вариант их употребления дается в словаре.
  2. Такие же разграничения и свои особенности написания имеют названия географических объектов и важных исторических событий, применяемые в обобщенном (переносном) значении: содом (разврат), олимп (верх), камчатка (последние места) и Чернобыль, Мекка, Хиросима.
  3. Названия аппаратов, техник, единиц измерения, полученные по именам своих изобретателей, пишутся со строчной буквы. Например: рентген, вольт, паскаль и прочее.
  4. Фразеологические обороты и термины, где одно из слов является именем собственным, а также составленные по ним прилагательные большого значка не имеют (ахиллесова пята, демьянова уха, рентгеновы лучи).
  5. Имена прилагательные, которые были составлены по фамилии и имени человека с использованием суффиксов –ск, -овск, -инск – пишутся со строчной буквы (далевский словарь, пришвинская проза).

Полезное видео: строчные русские буквы

Вывод

На самом деле, вникая в материал, преподаваемый на уроках в учебном заведении, ученик и студент хорошо усваивают правописание графических знаков, понимают различия и особенности их употребления, а значит, и серьезных трудностей в соблюдении этой нормы у них не возникает.

Главное – запомнить определения, уяснить для себя некоторые сложности. А в случае затруднения не забывать о возможности обращения к словарю.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

znaniya.guru

строчная буква — это… Что такое строчная буква?


строчная буква

(маленькая) буква. Буква обычной величины, употребляемая для написания во всех случаях, кроме тех, когда по правилам орфографии и пунктуации требуется употребление прописной буквы.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.

  • строка
  • структура

Смотреть что такое «строчная буква» в других словарях:

  • Строчная буква — Строчная буква  буква, размер которой меньше прописных. Строчные буквы используются в европейских алфавитах (греческом, латинском, кириллице и армянском). Например, буква «а»  строчная, а «А»  заглавная (прописная). Первоначально… …   Википедия

  • строчная буква — (lc character, Small character)     Буква, которая по своему размеру меньше прописной [заглавные буквы, A B C D …] (заглавной) буквы и иногда отличается от нее и по рисунку, например, наличием выносных элементов [верхний и нижний выносные эл ты… …   Шрифтовая терминология

  • Строчная буква — буква, которая по своему размеру меньше прописной (заглавной) буквы и иногда отличается от нее и по рисунку (графеме). С. б. набирают, как правило, слова внутри предложения, если они не являются именами собственными, которые начинаются с… …   Издательский словарь-справочник

  • Буква Т — Буква кириллицы Т Кириллица А Б В Г Ґ Д …   Википедия

  • Буква Ъ — Буква кириллицы Ъ Кириллица А Б В Г Ґ Д …   Википедия

  • Буква Р — Буква кириллицы Р Кириллица А Б В Г Ґ Д …   Википедия

  • Буква К — Буква кириллицы K Кириллица А Б В Г Ґ Д …   Википедия

  • БУКВА — БУКВА, буквы, род. мн. букв, жен. 1. Знак азбуки. Прописная, строчная буква. В русском алфавите 32 буквы. 2. перен. Узко формальный смысл чего нибудь (какого нибудь текста; книжн.). Соблюдать букву закона. ❖ Быть, оставаться мертвой буквой (книжн …   Толковый словарь Ушакова

  • Ѧ (буква) — Малый юс Кириллица А Б В Г Ґ Д …   Википедия

  • буква — ы, род. мн. букв, ж. 1) Знак для письменного обозначения звуков речи. Прописная (строчная) буква. Пропустить букву. Синонимы: ли/тера (книжн.) 2) (перен. обычно чего, только ед.) Формальная сторона чего л. Следовать букве закона …   Популярный словарь русского языка

Книги

  • Прописи. Обведи, допиши, раскрась, Попова И.. Эти веселые прописи помогут вашему малышу научиться красиво писать. На каждой странице — буква (строчная и прописная), слово на эту букву и соответствующая картинка. Специальными стрелочками… Подробнее  Купить за 30 грн (только Украина)
  • Обведи, допиши, раскрась. Прописи, И. Попова. Эти веселые прописи помогут вашему малышу научиться красиво писать. На каждой странице — буква (строчная и прописная), слово на эту букву и соответствующая картинка. Специальными стрелочками… Подробнее  Купить за 30 грн (только Украина)
  • Обведи допиши раскрась, Попова И. (сост.). Эти веселые прописи помогут вашему малышу научиться красиво писать. На каждой странице — буква (строчная и прописная), слово на эту букву и соответствующая картинка. Специальными стрелочками… Подробнее  Купить за 28 руб
Другие книги по запросу «строчная буква» >>

dic.academic.ru

Чем отличаются прописные буквы от строчных

Наиболее часто с такими словами, как «строчная» и «прописная» буква, сталкиваются школьники и их родители. И откуда же взрослому человеку, который уже давно не ученик, знать, о чем идет речь? Ведь намного понятнее «большие» и «маленькие», «заглавные» и «обыкновенные». Но если уже над вами повис такой вопрос, который требует решения, то мы попытаемся помочь вам разобраться, о чем речь и в чем разница между этими двумя словами.

Стоит заметить, что слова «маленькая» и «большая» буква, что нам так и рвется на язык при виде таких букв, в научной среде будут восприниматься как слова дошкольника или младенца. Русский язык ведь имеет свою терминологию, которую следует знать каждому человеку из общества.

Интересен тот факт, что не все н мира ввели в свое правописание прописные буквы. Прописную и строчную букву выделяют только в греков, латинян, армян, а также в кирилличном правописании. Грузины же не пользуются прописными, не считая случаев выделения определенных слов в тексте.

Что такое прописная буква

Название слова «прописная» (заглавная) просто и логично объясняется так (чтобы не зубрить): учитывая то, что прописная в строке обычно одна и именно она начинает предложение. А все мы с опыта помним, как в начальной школе старались вырисовать или прописать первую букву, чтобы она получилась красивой.

Употреблять такой тип написания заглавных букв начали еще в 15 веке, но на самом деле люди еще задолго до этого старались красиво вырисовывать инициалы и начало предложения орнаментальными буквами. Это и есть прописная буква.

Прописные буквы пишутся в тексте по определенным правилам орфографии. Самые нужные, с которыми вам придется встречаться очень часто, из них мы попытаемся вам уяснить.

Прописные буквы

Прописные и строчные буквы русского языка

В каких случаях пишутся прописные буквы

По правилам орфографии русского языка, прописная буква всегда начинает каждое новое предложение, а также прямую речь и цитаты. Но есть и другие правила написания прописных букв, которые следует помнить, а именно:

  1. Собственные названия городов, деревень, имена, фамилии и т.д. (слова, обозначающие конкретный предмет или явление) всегда пишем с прописной (Оксана, Петров, Москва и другие).
  2. Названия островов, стран, фирм, компаний и другие (Россия, Карибские острова и т.д.).
  3. Названия событий истории, судьбоносных и важных документов, произведений искусства и т.д. пишутся с прописной буквы (Версальский мир). Стоит заметить, что прописная пишется только в тех случаях, в которых событие имеет значение собственного имени (феодализм, палеолит).
  4. Высокие должности и титулы (Президент).
  5. Местоимение «вы» с целью выразить вежливость и уважение к человеку в тексте (Вы).
  6. Аббревиатуры (СРСР, КНР).
  7. Первое слово названий праздников надо писать с прописной: День рождения, Новый год.
  8. В названиях министерств, главных организаций первое слово пишется с прописной (Министерство внутренних дел).
  9. Бывают случаи, когда их используют для того, чтобы выделить нужный текст (заглавия, важные слова в книге для выражения эмоций и т.п.)

Что такое строчная буква

В отличии от прописных, строчных букв в тексте намного больше, ведь они намного чаще употребляются и используются по умолчанию (исключение – те случаи, в которых по правилам пишется прописная). Все те буквы, которые не подпадают под правила употребления прописных, выстраиваются в одну строку, поэтому их и называют «строчными». Важно также помнить и про ударение в слове. Несмотря на то, что нам так и рвется сказать «стрОчная», в словаре указано ударение именно «строчнАя», а не «стрОчная».

Строчные буквы

Строчные буквы русского языка

Чем отличается строчная буква от прописной

  • Размер. Прописная (заглавная) буква по размеру больше за другие буквы (строчные) приблизительно в два раза. К примеру, буква «а» будет в данном случае строчной, а «А» — прописной».
  • Написание. Прописная буква имеет свои особенности написания, которые мы так старательно усваиваем еще в начальной школе.
  • Частота употребления. Прописная буква встречается в тексте намного реже строчной (правила употребления прописной буквы мы уже с вами усвоили выше).

vchemraznica.ru

Строчная и заглавная буквы А, а

Технологическая карта

Тема

Строчная и заглавная буквы А, а

Педагогическая цель

Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы А, а; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполняю слого-звуковой анализ слов со звуком [a] ; используют заглавную букву в именах собственных

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: общеучебные – используют звуко-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Основное содержание темы, понятия и термины

Строчная и заглавная буквы А,а, звук [a], печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных

Образовательные ресурсы

Автомобиль (игрушка). Презентация по письму.

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Вид и форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1.Организация начала урока

Фронтальная, индивидуальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку

2. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя

— Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы.

Ребятам объявляется,

Что поезд отправляется,

Немедля отправляется

От станции Москва

До первой буквы — А.

С. Маршак

— Как вы думаете, какую первую букву мы будем учиться писать?

Внимательно слушают

— Букву А

Принимают учебную задачу

3.Актуализация опорных знаний

Беседа. Подбор слов к схеме- модели слова

Фронтальная. Словесный.

Беседа.

— На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой А. Что вы про нее узнали?

Буква А, буква А –

Алфавита голова.

В.Степанов

— Подумайте, какие знания и умения вам понадобятся, чтобы научиться красиво писать буквы?

— Буква А не хочет, чтобы мы путешествовали на поезде. Как вы это объясните?

— Нам предлагается другой транспорт. Вот его буквенная схема: **|**|**|***.

У кого есть варианты?

Если дети не отгадывают слово сразу, можно отгадать его по буквам, обыгрывая слова-ответы:

1. Дерево с душистыми цветами. Назовите третий звук и букву.

2. Летний месяц. Назовите второй звук.

3. Магазин, в котором продают лекарства. Назовите третий звук и его твердую пару.

4. Южный фрукт. Назовите последний гласный звук.

5. Драгоценный камень. Назовите третий звук.

6. Короткий смешной рассказ. Назовите последний гласный звук.

7. Большая океаническая птица. Назовите первый согласный твердый звук.

8. Объявление о спектакле. Назовите гласный звук, но не [a].

9. Крупная хищная морская рыба. Назовите второй согласный звук и его мягкую пару.

10. Спортсмен-горовосходитель. Что делает звук [л] мягким?

— На чем же отправимся в путь?

Внимательно слушают учителя

Отвечают на вопрос

— В слове «поезд» нет ни звука [a], ни буквы а.

1. акАция

2. аВгуст

3. апТека

4. абрикОс

5. алМаз

6. анекдОт

7. альБатрос

8. афИша

9. акуЛа

10.алЬпинист

— На автомобиле

Воспроизводят по памяти информацию. Соотносят отгаданное слово со схемой-моделью

Фронтальный. Устные ответы.

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности. а) Пальчиковая гимнастика

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнения для развития мелкой моторики

— Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Кулак – ребро – ладонь»

Выполняют пальчиковую гимнастику. Три положения на плоскости стола: кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно

Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя

Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук

б) Правила посадки за столом во время письма

Индивидуальная. Практический

— Проверяем посадку, правила обращения с ручкой

Показываем посадку за столом при письме, как правильно держать ручку

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой

Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой

в) Работа в «Прописи 2», (с.3). Анализ начертания строчной буквы а.

Письмо строчной буквы а

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный, наглядно-демонстрационный, словесный.

Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо

С буквой А вы не шутите,

У нее серьезный вид.

Эта буква, вы учтите,

Открывает алфавит!

Е.Синицина

— Наш чудо автомобиль доставил нас к букве А. Давайте учиться писать строчную и заглавную букву.

— Посмотрите на строчную букву а. Из каких элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой.

Показ ти объяснение учителем написания буквы а (первый элемент – овал, второй элемент – палочка с закруглением).

— Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведем наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведем вниз второй элемент буквы – это черта с закруглением внизу.

— Выполним письмо буквы в воздухе.

— Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.

— Напишите сочетание аа.

— Дома можете потренироваться в написании строчной буквы а.

Слушают учителя. Рассматривают строчную букву а, называют, из каких элементов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой. Рассматривают и прописывают первый элемент – овал, второй элемент – палочку с закруглением. Выполняют письмо в воздухе, в прописи, по пунктирным линиям. Письмо буквы а под счет. Письмо аа.

Правильно ориентируются в рабочей строке. Анализируют начертание строчной буквы а, сравнивают с печатной буквой; выделяют элементы в строчной букве, правильно их называют

Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Правильное называние и написание элементов строчной буквы а

4.Слого-звуковой анализ слов «Прописи 2», (с.3)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой

— В словах пропущена буква а. Впишите ее.

— Рассмотрите схему слова мама.

— Сколько слогов в слове?

— Какой слог ударный?

— Сколько звуков в первом слоге?

— Из чего состоит первый слог?

Аналогично выполняют анализ других слов (папа, бабушка)

Вписывают букву.

— Два.

— Первый.

— Два.

— Из слияния согласного с гласным

Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой-моделью

Индивидуальный. Выполнение слого-звукового анализа слов

Физкультминутка

Коллективная, индивидуальная. Практический

АИСТ

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

— Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой.

После- правою ногой,

Затем – левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

Выполняют движения по тексту стихотворения

Осуществляют профилактику утомления

Фронтальный. Правильное выполнение физических упражнений

5. Работа в «Прописи 2». Анализ начертания прописной (заглавной) буквы А. Письмо буквы А. («Прописи 2», с.4)

Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо

— Обведите по контуру веточки с листочками.

— Прописная (заглавная) буква А состоит из трех элементов: длинной плавной наклонной с закруглением внизу; длинной прямой линии с закруглением внизу; поперечной петельки.

Письмо буквы А по элементам.

— Начинаем писать букву А снизу, чуть выше нижней рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведем наклонно вверх: не доходя до следующей строки, опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведем немного вверх по написанному. Ф затем отводим влево, закругляем и пересекае5м первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем на соединение со следующей буквой.

— Напишем букву А по элементам: в воздухе, на доске, в тетради.

Обводят по контуру веточки с листочками. Рассматривают прописную букву А, прописывают элементы буквы, букву А

Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву А в соответствии с образцом

Индивидуальный.

Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Правильное называние и написание элементов прописной буквы А

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Слого-звуковой анализа слов

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой

— В словах пропущена буква А. Впишите ее.

— Рассмотрите схему слова АННА.

— Сколько слогов в слове?

— Какой слог ударный?

— Сколько звуков в первом слоге?

— Из чего состоит первый слог?

(Аналогично выполняется анализ других слов Алик, мак)

Вписывают букву.

— Два.

— Первый.

— Два.

— Из гласного и согласного, не слияния

Правильно записывают имена собственные. Выполняют слого-звуковой анализ слов

Индивидуальный. Выполнение слого-звукового анализа слов

2. Заглавная буква в именах собственных

Фронтальная, словесный, беседа

Зачем нужна заглавная буква?

С заглавной буквы без сомненья,

Начинаем предложенье,

Имя мамы, папы, дочки,

Чтобы выделить их в строчке.

Буквы пишем аккуратно

Чтобы было всем понятно

— Имена людей пишутся с заглавной буквы

Объясняют правило правописания имен собственных

Фронтальный. Устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, словесный, беседа

— Буква А довольна вашей работой. А вы?

— Что получилось? Над чем надо еще поработать? Понравилось вам в гостях у буквы А?

Ответы на вопросы учителя

Оценивают свою работу на уроке

Фронтальный. Устные ответы

infourok.ru

Прописные и строчные буквы: что это такое, чем отличаются и как выглядят

Русские буквы отличаются друг от друга не только по начертанию и обозначению звука, но и по размеру. Правильное написание подчиняется определенным правилам. Прописные и строчные буквы — что это такое знает каждый школьник, особенно ученик начальной школы. Но полученные в школе знания забываются очень быстро, и взрослые вряд ли вспомнят определения этих терминов.

Виды графических знаков на письме

Прописные и строчные буквы – это две разновидности начертания графических значков на письме. Интересно, что разделение на такие разновидности есть далеко не во всех языках. Они присутствуют в кириллице, а еще в греческом алфавите, латинском, армянском. Необычна ситуация в Грузии. Заглавных значков (с определенным смыслом употребления) там нет, но отдельные участки текста (к примеру, названия, заголовки), набираются большими значками. Они имеют начертания маленьких, но отличаются от них по размеру. В других системах письма разделения на прописные буквы и маленькие не существует.

Прописные и строчные буквы

Для первого знакомства с ними достаточно усвоить краткую информацию:

  • прописная – та, которая больше,
  • строчная – та, которая меньше по размеру.

А чтобы информация запомнилась лучше, задержалась в голове надолго и не превратилась в путаницу – нужно изучить вопрос глубже, вникнув в детали.

Это интересно! Уроки русского: как будто – как правильно пишется

Прописная

Прописные и строчные буквыЭто заглавная, большая, красивая, начальная. Буквенный знак увеличен в размере по сравнению с остальными. Чаще всего в строке она одна, именно с нее начинается предложение. В начальной школе дети с большим старанием учатся выводить первый азбучный знак – ведь он должен получиться красивым.

Первое официальное употребление прописных знаков замечено в 15 веке. Однако дальнейшие исследования показали, что люди старались красиво оформить начальные символы имени, фамилии, предложения еще задолго до начала 15 века. Такие графические значки, украшенные орнаментами и завитушками, назывались буквицами.

Прописные буквы в тексте пишутся только в тех случаях, которые подтверждаются орфографическими правилами. Самые распространенные из них, с которыми чаще всего приходится сталкиваться на практике, будут обозначены ниже.

Это интересно! Слово также: пишется слитно или раздельно

Еще одно определение «прописной» встречается в начальной школе на этапе обучения письменной грамоте. Оно менее распространенное, поэтому не фигурирует в словарях. Используется лишь для разграничения типа письма, антонимом к слову «прописной» является «печатный». Когда учитель просит записать слово, предложение, текст прописью – он подразумевает строчные и прописные буквы. А их выбор должен происходить на основе изученных правил.

Прописные и строчные буквы

Строчная

Это маленькая буковка. В предложение и тексте она встречается намного чаще графических значков предыдущего вида. Объясняется это тем, что маленькие буквенные знаки в несколько раз чаще используются на письме – таковы правила русской орфографии.

Все буквы, не попавшие под правила написания заглавных, выстраиваются в одну строчку и имеют одинаковую высоту, потому они именуются строчными.

Обратите внимание! Ударение в термине «строчная» падает не на первый, а на последний слог, как бы ни хотелось ассоциировать его произношение с произношением слова «стрОчка».

Основные отличия

Прописные и строчные буквы имеют ряд отличий друг от друга.

Заключаются они в следующем:

  • Размер. Заглавная больше маленькой примерно в 2 раза. Это хорошо заметно при использовании тетрадного листа в широкую линию: большая буква занимает всю высоту строки, а малая умещается в ее половине.
  • Написание. Заглавная имеет намного больше деталей и особенностей начертания, которые старательно пытаются усвоить ученики первого класса. Она намного сложнее маленькой по начертанию.
  • Частота использования. Заглавная встречается в тексте намного реже маленькой, потому что ее выбор должен оправдываться определенными правилами.

Усвоив для себя, чем отличаются прописные от малых графических значков, человек перестает путать два этих термина между собой.

Это интересно! Что такое слова исключения в русском языке: примеры

Примеры

Наглядный пример, как выглядят начертания обеих категорий.

Пр.АБВГДЕЁЖЗИ
Стр.абвгдеёжзий
Пр.КЛМНОПРСТУФ
Стр.клмнопрстуф
Пр.ХЦЧШЩЭЮЯ
Стр.хцчшщъыьэюя

При сравнении графических значков, стоящих рядом, сразу становится понятно, какие из них ПРОПИСНЫЕ, а где строчные.

Это интересно! Как пишутся корни слов с чередованием гласных: правило и примеры

Правописание заглавных букв

В русском языке употребление двух видов начертания подчиняется правилам соответствующего раздела орфографии. Согласно им, новое предложение начинается с заглавного знака, который как будто возглавляет армию маленьких, обычных значков. Он показывает, что предыдущая мысль закончилась, и началась другая, или просто обозначает начало мысли. Еще с заглавного начинается прямая речь, цитаты, каждая новая строчка стихотворения.

Прописные и строчные буквы

Но есть и другие, более сложные правила, объясняющие правописание заглавной и строчной букв:

  1. Имена, фамилии, отчества людей и составленные на их основе прилагательные. Например: Яблочкин Андрей Игоревич, Петькина машина.
  2. Клички животных и составленные от них прилагательные. Например: Тузик, Мурка, Кеша, Пушок, Тузиков ошейник.
  3. Географические объекты, места, названия (континентов, сторон света, стран, городов, деревень, сел, краев, республик, островов, морей, океанов, рек, озер). Например: Черное море, Балтийское, Атлантический океан, город Москва, материк Африка, поселок Янтарный, республика Адыгея.
  4. Названия фирм, компаний, магазинов, предприятий. Например: завод «Роствертол», магазин «Пятерочка», фирма обуви «Белвест».
  5. Названия великих исторических событий, важнейших документов (Первая мировая война, Петровская эпоха).
  6. Названия печатных изданий, произведений искусств, блюд (журнал «Мурзилка», газета «Московские ведомости», «Лунная соната», картина «Бурлаки на Волге», салат «Цезарь»).
  7. Названия министерств, важных государственных организаций (Министерство образования, Городская дума).
  8. Высокие, имеющие большую государственную значимость, должности (Президент, Королева).
  9. Первое слово названия праздников и важных событий (День рождения, Рождество, Пасха, День победы).
  10. Местоимение «Вы», когда требуется выражение особого уважения.
  11. Аббревиатуры – состоят полностью из заглавных значков (КПРФ, МЛМ, ЮФУ).

Во всех остальных случаях, когда слово не включено в категорию собственных имен, а является именем нарицательным, пишутся строчные начертания.

Возможные трудности в выборе варианта

В русском языке большинство правил неоднозначны и имеют дополнительные пояснения или исключения.

Важно! Когда выбор размера начертания буквы (заглавного/маленького) требуется для заполнения важных документов или выполнения серьезных заданий, работ – лучше проверить себя по словарям и справочникам.

Возможные затруднения в выборе размера графического значка:

  1. Собственные имена мифических, исторических, литературных героев, которые стали употребляться обобщенно, в переносном значении, для обозначения определенного характера или образа жизни людей. Правила написания подобных слов неоднозначны: одни пишутся с большой (Обломов, Наполеон, Гамлет), другие со строчной буквы (донкихот, иуда, геркулес, ставшие именами нарицательными). Вариант их употребления дается в словаре.
  2. Такие же разграничения и свои особенности написания имеют названия географических объектов и важных исторических событий, применяемые в обобщенном (переносном) значении: содом (разврат), олимп (верх), камчатка (последние места) и Чернобыль, Мекка, Хиросима.
  3. Названия аппаратов, техник, единиц измерения, полученные по именам своих изобретателей, пишутся со строчной буквы. Например: рентген, вольт, паскаль и прочее.
  4. Фразеологические обороты и термины, где одно из слов является именем собственным, а также составленные по ним прилагательные большого значка не имеют (ахиллесова пята, демьянова уха, рентгеновы лучи).
  5. Имена прилагательные, которые были составлены по фамилии и имени человека с использованием суффиксов –ск, -овск, -инск – пишутся со строчной буквы (далевский словарь, пришвинская проза).

Полезное видео: строчные русские буквы

Вывод

На самом деле, вникая в материал, преподаваемый на уроках в учебном заведении, ученик и студент хорошо усваивают правописание графических знаков, понимают различия и особенности их употребления, а значит, и серьезных трудностей в соблюдении этой нормы у них не возникает.

Главное – запомнить определения, уяснить для себя некоторые сложности. А в случае затруднения не забывать о возможности обращения к словарю.

tvercult.ru

СТРОЧНЫЕ БУКВЫ — это… Что такое СТРОЧНЫЕ БУКВЫ?


СТРОЧНЫЕ БУКВЫ
СТРОЧНЫЕ БУКВЫ — буквы обычных размеров и начертаний (а, б, в и т. д.) в противоположность прописным (заглавным) буквам.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  • СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ
  • СТРУБЦИНА

Смотреть что такое «СТРОЧНЫЕ БУКВЫ» в других словарях:

  • Строчные буквы — буквы, составляющие строки основного текста …   Реклама и полиграфия

  • Строчные буквы — О форме письма строчными буквами см. минускул. Строчные буквы буквы, размер которых меньше прописных. Используются в европейских алфавитах (греческих, латинских, кириллических и армянских). Например, буква „а“ строчная, а буква „А“ заглавная… …   Википедия

  • строчные буквы — буквы обычных размеров и начертаний (а, б, в и т. д.) в противоположность прописным (заглавным) буквам. * * * СТРОЧНЫЕ БУКВЫ СТРОЧНЫЕ БУКВЫ, буквы обычных размеров и начертаний (а, б, в и т. д.) в противоположность прописным (заглавным) буквам …   Энциклопедический словарь

  • Строчные буквы —         буквы обычных размеров и начертаний, противопоставленные прописным буквам (См. Прописные буквы) в современных письменностях на латинской, кириллической, греческой и армянской графической основе. Противопоставление С. б. прописным восходит …   Большая советская энциклопедия

  • Строчные буквы — Буквы алфавита основного начертания; вместе с буквами прописного, или заглавного, начертания входят в состав многих алфавитов (русского, латинского и др.). Отличаются от прописных меньшим размером и иным начертанием отдельных букв …   Краткий толковый словарь по полиграфии

  • Прописные и строчные буквы в цитатах —      1. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется, как правило, со строчной буквы, например: Говоря о поэзии Пушкина, Н. А. Добролюбов писал, что «в его стихах впервые… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Прописные и строчные буквы в цитатах —      1. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется, как правило, со строчной буквы, например: Говоря о поэзии Пушкина, Н. А. Добролюбов писал, что «в его стихах впервые… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • строчные цифры — Минускульные цифры, Цифры старого стиля, «строчные» цифры (Old style figures, Text figures, Non lining figures)     Комплект цифр, в большинстве имеющих верхние [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных] и нижние выносные элементы… …   Шрифтовая терминология

  • Заглавные буквы — Заглавные прописные буквы  буквы, которые увеличены в размере относительно к строчным буквам. Часто они обладают другой графемой. Во многих языках они используются в начале первого слова предложения, в начале собственных имён или… …   Википедия

  • Латинские буквы — Латинский алфавит Тип: консонантно вокалическое Языки: Первоначально латинский, языки Западной и Центральной Европы, некоторые языки Азии, многие языки Африки, Америки, Австралии и Океании Место возникновения: Италия Территория …   Википедия


dic.academic.ru

Строчная и заглавная буквы Н, н. 1-й класс

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Н, н; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера.

Тип урока. Решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные).

Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого-звуковой анализ слов со звуками [н], [н’]. Выполняют письмо слогов и слов с буквами Н, н, заглавной буквы в именах собственных, письмо предложений с комментированием. Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.

Личностные результаты.

Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.

Универсальные учебные действия (метапредметные).

  • Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические — осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого — звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.
  • Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания.

Основное содержание темы, понятия и термины.

  • Буквы Н, н; строчная, заглавная, печатная, письменная буквы; слого-звуковой анализ слов; звук [н]; предложение.

Образовательные ресурсы.

  • Презентация по письму
  • Презентация “Живая азбука”

Ход урока

I. Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради

“Прописи № 2”, ручки.

(Дети приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок)

II. Постановка учебной задачи.

— Послушайте стихотворение и найдите в нём таинственную букву.

Она есть в слове “песенка”,
Она есть в слове “он”,
Она есть в слове “лесенка”,
Она есть в слове “слон”,
С неё “ночь” начинается,
И ею “сон” кончается.
А посреди “она” — опять она!

— Кто же эта таинственная незнакомка? (Буква Н)

— Что вам рассказало стихотворение о букве Н?

(Буква Н бывает в начале, в середине и в конце слов.)

— Гласный или согласный звук она обозначает? (Согласный звук [н])

— Как вы думаете, какие буквы мы будем сегодня учиться писать?

(Заглавную и строчную буквы Н, н).

III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Пальчиковая гимнастика.

— Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.

В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так —
Так головки убирали.

(Ребята выполняют пальчиковую гимнастику. Сжимают и разжимают руки в ритме стихотворения).

2. Правила посадки за столом во время письма.

— Проверяем посадку, правила обращения с ручкой.

(Ребята показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку)

3. Знакомство с буквой Н.

— Рассмотрите печатную и прописную буквы Н.

— Чем они похожи и чем отличаются?

— На что похожа буква Н?

(Ребята рассматривают буквы, отвечают на вопросы учителя, слушают стихотворение)

Буква Н, тебя я знаю,
Буква крепкая, стальная.
У тебя огромный рост
И не буква ты, а мост.

По тебе бегут машины,
Под тобой бежит река.
С пароходами большими.
Над тобою — облака.

4. Знакомство с написанием строчной буквы н.

— Рассмотрите образец строчной буквы н. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведём вниз палочку до нижней линии рабочей строки. Затем от середины первого элемента пишем второй элемент — перекладинку. Этот элемент должен быть чуть провисшим. Третий элемент — палочка с закруглением внизу.

(Ребята слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе).

— Запишем букву в воздухе под — раз — и, два — и.

5. Работа в “Прописи”. Письмо элементов буквы н и буквы н.

— Рассмотрите образец строчной буквы н.

— Из каких трёх элементов состоит буква?

— Для чего нужны стрелки?

— Обведите элементы буквы.

— Обведите лепестки.

— Допишите на первой строке элементы буквы н, на второй строке допишите букву н.

— Дома вы потренируетесь в написании буквы н.

(Ребята рассматривают букву, её элементы. Отвечают на вопросы учителя. Пишут элементы буквы н, букву н).

6. Слого-звуковой анализ слов.

— Обведите буквы н в словах, прочитайте получившиеся слова.

(Ребята обводят буквы).

— Рассмотрите схемы, соотнесите схемы и слова.

(1-я схема — он, 2-я схема — оно, она, они).

— Выполните слого-звуковой анализ по схемам.

(Ребята выполняют анализ слов).

7. Письмо слогов.

— Прочитайте слоги в “Прописи № 2”.

— Допишите слоги на строках, обратите внимание на соединение букв.

(Ребята читают слоги в прописи, выполняют их письменно).

Физкультминутка

— Поработали, ребятки, а сейчас — все на зарядку!
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь.
Сколько в класс пришло зверей,
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто кот, кто птичка?
Веселее в пляс пускайтесь!
Все танцуйте, не стесняйтесь!
За работу нам пора, сядьте тихо, детвора.

(Дети изображают своих любимых зверюшек и танцуют под музыку).

8. Знакомство с заглавной буквой Н. Сравнение букв Н, н.

— Сравните строчную и заглавную буквы Н, н

— Одинаково или по — разному они пишутся?

— Рассмотрите образец заглавной буквы Н.

— Из каких двух элементов состоит заглавная буква?

— Для чего нужны стрелки?

— Обведите элементы буквы.

(Ребята рассматривают буквы Н, н. Сравнивают. Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают элементы буквы Н. Обводят элементы буквы).

9. Знакомство с написанием буквы Н.

— Заглавную букву Н начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведём вверх вправо небольшой штрих, затем ведём линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведём дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линии рабочей строки. Второй элемент начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведём плавную линию вправо, поднимаясь вверх. Над рабочей строкой делаем петлю (пересечение — на верхней линии рабочей строки). Ведём линию вниз и пишем так, как писали палочку с закруглением внизу.

— Запишите букву в воздухе под счёт и — раз, и — два, — и.

(Ребята анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в заглавной букве. Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе).

10. Работа в “Прописи № 2”. Письмо буквы, слогов.

— Запишите на первой строке элементы буквы Н.

— Допишите на второй строке букву Н.

— Прочитайте слоги.

— Обратите внимание на соединение букв.

(Ребята выполняют задание: осуществляют запись элементов буквы Н и букву Н. Выполняют письмо слогов)

IV. Закрепление знаний и способов действий.

1. Слого-звуковой анализ слов.

— Рассмотрите схему слова.

— Что необычное вы заметили?

(Рядом со схемой не написано слово, и звуки не обозначены цветом)

— Используя рисунок, найдите, к какому слову эта схема относится. (Нитки)

— Давайте выполним слого — звуковой анализ слова нитки и раскрасим схему.

— Сколько слогов в слове? (Два)

— Какой слог ударный? (Первый)

— Сколько звуков в первом слоге? (Три)

— Из чего состоит первый слог? (Из слияния согласного и гласного звуков, третий согласный находится за пределами слияния).

— Раскрасьте первый слог.

(Ребята выполняют задание)

— Сколько слогов во втором слоге? (Два)

— Из чего состоит второй слог? (Из слияния согласного и гласного звуков)

— Раскрасьте второй слог.

(Ребята выполняют задание)

2. Работа в “Прописи 2” с. 15. Письмо слов и предложений.

— Прочитайте слово. Что оно означает? (Нина. Это имя)

— Какую букву будем писать в начале слова? (Заглавную)

— Напишите слово красиво, по образцу.

(Ребята выполняют письмо)

— Что написано на следующей строке? (Предложение)

— Почему вы так думаете? (Начинается с заглавной буквы. В конце стоит знак препинания)

— Прочитайте предложение, соблюдая интонацию.

(Ребята читают предложение с интонацией)

— С какой буквы пишется начало предложения? (С заглавной)

— Напишите предложение по образцу.

(Ребята выполняют задание)

— Прочитайте последнее предложение, заменив рисунок словом.

V. Рефлексивно — оценочный.

— У какой буквы мы сегодня были в гостях?

— Расскажите об этой букве.

— Буква Н довольна вашей работой. А вы?

— Что получилось? Над чем надо ещё поработать?

— Понравилось вам в гостях у буквы Н?

(Ребята отвечают на вопросы учителя)

— Дома потренируйтесь в написании изученной буквы.

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *