Материал по русскому языку (5 класс) по теме: Работа над ошибками
Как работать над ошибками
Памятка для ученика 5 класса
Прочитай слово, определи тип ошибки.
Прочти, как правильно над ней поработать.
Не допускай появления этих ошибок в своей работе!
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у\чи \тель — 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси-на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2
слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. Сочетания чк} чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Например: алфавит, азбука, портфель.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением
(а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне под черкни безударную гласную, Обозначь орфограмму. Подбери про верочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады – сад,
волна — волны
червивый — червь.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударе нием.
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь уда рение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: морозы — мороз, ягода — ягодка
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфо граммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Саратов.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, го родов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Например: ‘вьюга, лисья, ‘соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после соглас ных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запи ши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ? !).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Слава нашей Родине! Слава труду!
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь час ти речи. Выпиши слова парами с вопросами.
сущ. глаг.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.
а
Например: Поездк , заезд, переезд, подъезд.
18. Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка, звёздный.
честь — честный.
19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще
2 слова с этой же приставкой.
Например: Налетели, ‘побежали, потянули,
отнёс, отбежал, отлетел.
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом
(орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вмес те с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
пр.
Делай так: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай при ставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от__берега.
22. Разделительный твердый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфо граммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: Съезд, объявление, объем.
Запомни! Разделительный твердый знак ь пишется только пос ле приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 1 слово с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолет.
25.Не с глаголом (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
глаг. глаг. Глаг.
Например: не_пришёл, не_выучил, не_знал.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
=
=
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. , .
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по доро ге.
=
=
и .
27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
е
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.е
Делай так: на опушк (на земл , 1 скл., П.п), и
и
у речки (у земл , 1 скл., Р.п.).28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существитель ного. Определи род, число и падеж прилагательного по существи тельному. Выдели окончание прилагательного.
ему
ому
Делай так: к лесу (как ?} дальн — м.р., ед.ч., Д.п.).
29. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.
пр. пр. пр.
Например: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфо граммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-е лицо, ед.ч.}.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пи шется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в
начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
ет
ит
Делай так: пиш — писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют)Став — ставить, глаг., 2 спр., (-и, -ат, -ят).
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
= __ , = __ .
33. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: „Грусть-тоска меня съедает». А: «П.»
«А ты кем будешь на карнавале?» — спросил Мишка. „П?» — а.
34. Мягкий знак в неопределенной форме глагола
(-ться, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?), беречь (н, ф., что делать?)
nsportal.ru
Материал по русскому языку (5 класс) по теме: Памятка по русскому языку для ученика 5 класса. Работа над ошибками.
Памятка для ученика 5 класса
Как работать над ошибками
- Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило.
- Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
- Словарное слово. Напиши слово три раза.
- Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса.
- Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
- Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
- Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
- Парные звонкие и глухие согласные.
согласную.
- Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.
- Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
nsportal.ru
Конспект урока по русскому языку на тему «Работа над ошибками». » (5 класс)
5 класс, русский язык
Дата проведения:
Урок № 105
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Цель: познакомить с классификацией ошибок в письменных работах; проанализировать типичные ошибки, допущенные в диктанте; формировать у учащихся умение анализировать и исправлять собственные ошибки; воспитывать старание и упорство в достижении хорошего результата работы.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать), находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД: правильное построение речевых высказываний.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: рабочая тетрадь по русскому языку, учебник, раздаточный материал.
Ход урока:
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
Ребята, сегодня у нас на урок работы над ошибками. С ней мы встречаемся довольно часто. Работаем над ошибками, которые допустили в классных и домашних работах, в диктантах, изложениях и сочинениях.
А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее.
Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее материал.
Итак, в тетрадях запишите число и тему урока.
Формулировка темы урока учениками.
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Физкультминутка.
Ознакомление с оценками.
Самыми лучшими, отличными работами можно считать работы учеников…
Вот так можно написать контрольную, если внимательно, старательно работать на каждом уроке русского языка.
Но некоторые ученики допустили ошибки на изученные правила. Вы это видите по оценкам. Вам нужно быть более внимательными, ответственным за свою работу.
Основные виды ошибок, которые могут встретиться в письменных высказываниях
Виды ошибок и их обозначения
В чем заключаются ошибки
I. Ошибки в содержании
1
Лог. — логические
Мысли излагаются непоследовательно, противоречиво
2
Ф. — фактические
Искажение фактов, дат, имен, неточности
II. Ошибки в грамотности
1
I — орфографические
Неправильно написано слово
2
V — пунктуационные
Неправильно поставлены знаки препинания
3
Л. — лексические
Употреблено не то слово, несочетаемость слов, неоправданные повторы слов
4
М. — морфологические
Неумелое образование грамматических форм рода, числа, падежа, склонения, спряжения, вида и т. п.
5
Синт. — синтаксические
Ошибки в построении предложений
6
Ст. — стилистические
Употребление слов, не свойственных для данного стиля
Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
Но прежде, чем анализировать свои ошибки, давайте поучимся на чужих. Перед вами текст. В чем его особенность?
Текст
Хороша весна в пустыне. Стремительная, дружная. Пройдут дожди, пригреет солнце, и в один из весенних дней вдруг заметишь, что бурая, прежде унылая округа зазеленела, расцвела, та так буйно, что в некоторых местах на одном квадратном метре распустились сотни ярких цветков.
Спешат они: пока песок влажен, ока не так горячи лучи солнца, нужно успеть вырасти, отцвести, дать плоды.
Коротка жизнь цветов, как коротка и сама весна в пустыне. Часто бывает так, что после небольшой засухи вдруг опять выпадают дожди, растения выбрасывают новый цветок.
Все сильнее пригревает солнце, вянут цветы. Желтеют, сохнут. Но уже легли в почву бесчисленные семена. Десять месяцев ждать им новой весны, чтобы опять украсить пустыню своим пестрым ковром.
(По В.Синецкой)
Грамматические задания по тексту:
5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
— С какими частями речи в этом году мы познакомились детальнее?
— Какой раздел науки о языке изучает части речи?
— Назовите другие разделы науки о языке, охарактеризуйте их.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Выписать по два слова на каждую часть речи. Сформулировать правило. Нарисовать город «Морфологию»
infourok.ru
Памятка Работа над ошибками 5 класс
СДЕЛАЙ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ
И ОБОЗНАЧЬ УСЛОВИЕ ВЫБОРА ОРФОГРАММЫ
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, выдели заглавную букву в первом слове.
За окном светит солнце.
2.Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН-ЧК, СТ-СН.
Выпиши слово правильно, выдели сочетание, подбери еще 2 слова на это правило.
Машина,шина,шил; ночка, точка, дочка.
3. Ошибка на пропуск, искажение, замену буквы.
Выпиши слово правильно, раздели на слоги, подчеркни гласные.
туIмаIны
4.Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно, выдели заглавную букву.
Москва – название города. Жучка – кличка животного.
5. Словарное слово.
Выпиши правильно слово 1 раз, поставь ударение, выдели непроверяемую безударную
гласную. Составь с этим словом предложение.
Морковь. На грядке выросла морковь.
6. Перенос слова.
Выпиши слово, разделив его для переноса.
Ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция (ап-пли-ка-ция)
7. «Ь», обозначающий мягкость предыдущего согласного звука.
Выпиши слово правильно, выдели Ь, подбери еще 2 слова на это правило.
пальто, коньки, лось.
8. Разделительный Ь.
Выпиши слово правильно, выдели Ь. Подбери еще 2 слова на это правило.
семья, вьюга, льют.
9. Разделительный Ъ.
Выпиши слово правильно, выдели приставку, выдели Ъ.
Подбери еще 2 слова на это правило.
Подъезд, подъем, объявление.
10. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Выпиши правильно слово, поставь ударение, выдели безударную гласную. Подбери проверочное
слово, в котором безударная гласная становится ударной.
зима – зимы, снега – снег
11. Парные согласные в конце и в середине слова.
Выпиши слово правильно, выдели согласную, в которой ошибся. Подбери проверочное слово,
в котором после согласной стояла бы гласная.
Гриб – грибы, шубка – шуба.
12. Удвоенная согласная.
Выпиши слово правильно, выдели удвоенную согласную, объясни ее правописание.
Группа, аллея, касса – словарные слова;рассказ, длинный.
13. Непроизносимая согласная.
Выпиши слово правильно, выдели непроизносимую согласную. Подбери проверочное слово.
Солнце – солнышко, чудесный – чудеса.
14. Раздельное написание предлога со словом.
Выпиши предлог с существительным, выдели предлог. Поставь между ними слово.
В лес – в (густой) лес
15. Правописание приставки, суффикса.
Выпиши слово правильно, выдели приставку. Подбери еще 2 слова на это правило.
www.prodlenka.org
Как работать над ошибками Памятка для ученика 5 класса
Как работать над ошибками
Памятка для ученика 5 класса
Прочитай слово, определи тип ошибки.
Прочти, как правильно над ней поработать.
Не допускай появления этих ошибок в своей работе!
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2.
Пропуск буквы.Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у\чи \тель — 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси—на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость
согласных.Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2
слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. Сочетания чк} чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Например: алфавит, азбука, портфель.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением
(а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную, Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады – сад,
волна — волны
червивый — червь.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: морозы — мороз, ягода — ягодка
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Саратов.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Например: ‘вьюга, лисья, ‘соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп—па, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ? !).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Слава нашей Родине! Слава труду!
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
сущ. глаг.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.
Н
а







18. Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка, звёздный.
честь — честный.
19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще
2 слова с этой же приставкой.
Например: Налетели, ‘побежали, потянули,
отнёс, отбежал, отлетел.
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом
(орфограмма—пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
пр.
Делай так: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от__берега.
22. Разделительный твердый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: Съезд, объявление, объем.
Запомни! Разделительный твердый знак ь пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 1 слово с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолет.
25.Не с глаголом (орфограмма—пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
глаг. глаг. Глаг.
Например: не_пришёл, не_выучил, не_знал.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. , .
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
и .
27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
В
е
ыпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.е
Делай так: на опушк (на земл , 1 скл., П.п),и
у
и
речки (у земл , 1 скл., Р.п.).28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
ему
Д
ому
елай так: к лесу (как ?} дальн — м.р., ед.ч., Д.п.).29. Предлог с местоимением (орфограмма—пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.
пр. пр. пр.
Например: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-е лицо, ед.ч.}.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в
начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед —ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
ет
Д
ит
елай так: пиш — писать, глаг., 1 спр., (-е, —ут, —ют)Став — ставить, глаг., 2 спр., (-и, —ат, —ят).
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
= __ , = __ .
33. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: „Грусть—тоска меня съедает«. А: «П.»
«А ты кем будешь на карнавале?» — спросил Мишка. „П?» — а.
34. Мягкий знак в неопределенной форме глагола
(-ться, —чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?), беречь (н, ф., что делать?)
infourok.ru
Памятка «Как делать работу над ошибками»
Как работать над ошибками
Памятка для ученика 5 класса
Прочитай слово, определи тип ошибки.
Прочти, как правильно над ней поработать.
Не допускай появления этих ошибок в своей работе!
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у\чи \тель — 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси—на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2
слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. Сочетания чк} чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Например: алфавит, азбука, портфель.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением
(а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную, Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады – сад,
волна — волны
червивый — червь.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: морозы — мороз, ягода — ягодка
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Саратов.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Например: ‘вьюга, лисья, ‘соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп—па, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ? !).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Слава нашей Родине! Слава труду!
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
сущ. глаг.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.
Н
а







18. Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка, звёздный.
честь — честный.
19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще
2 слова с этой же приставкой.
Например: Налетели, ‘побежали, потянули,
отнёс, отбежал, отлетел.
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом
(орфограмма—пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
пр.
Делай так: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от__берега.
22. Разделительный твердый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: Съезд, объявление, объем.
Запомни! Разделительный твердый знак ь пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 1 слово с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолет.
25.Не с глаголом (орфограмма—пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
глаг. глаг. Глаг.
Например: не_пришёл, не_выучил, не_знал.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. , .
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
и .
27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
В
е
ыпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.е
Делай так: на опушк (на земл , 1 скл., П.п),и
у
и
речки (у земл , 1 скл., Р.п.).28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
ему
Д
ому
елай так: к лесу (как ?} дальн — м.р., ед.ч., Д.п.).29. Предлог с местоимением (орфограмма—пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.
пр. пр. пр.
Например: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-е лицо, ед.ч.}.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в
начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед —ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
ет
Д
ит
елай так: пиш — писать, глаг., 1 спр., (-е, —ут, —ют)Став — ставить, глаг., 2 спр., (-и, —ат, —ят).
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
= __ , = __ .
33. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: „Грусть—тоска меня съедает«. А: «П.»
«А ты кем будешь на карнавале?» — спросил Мишка. „П?» — а.
34. Мягкий знак в неопределенной форме глагола
(-ться, —чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?), беречь (н, ф., что делать?)
infourok.ru
Памятка по русскому языку «Работа над ошибками»
37 | Морфологический разбор. | Выпиши слово и сделай верно разбор. Имя существительное. На поляне растут грибы. На поляне (на чем?) — сущ., н.ф. (что?) поляна, нариц., неодуш., ед.ч., ж.р., 1 скл., П.п., обстоятельство (места). Грибы (что?) — сущ., н.ф. (что?) гриб, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., мн.ч., И.п., подлежащее. Имя прилагательное. Голубые колокольчики на тонких стебельках украшают шумный город. (На) тонких (каких?) (стебельках) — прил., н.ф. (какой?) тонкий, кач., полож. ст., полное, мн.ч., П.п., определение. Шумный (какой?) (город) — прил., н.ф. (какой?) шумный, кач., полож. ст., полное, ед.ч., м. р., В.п., определение. Местоимение. У меня замечательные результаты! (У) меня (у кого?) – мест., н.ф. (кто?) я, мест., личн., 1 л., ед. ч., Р. п., дополнение. Глагол. Сгущались сумерки, но контуры предметов можно было рассмотреть. Сгущались (что делали?) – глаг., н.ф. (что делать?) сгущаться, гл., несов. в., ІІ спр.., прош. вр., мн. ч., сказуемое. Рассмотреть (что сделать?) – глаг., в н. ф., сов. в., сказуемое. |
videouroki.net