Составление схемы предложения в 1 классе, примеры
Термин «схема предложения» входит в пространство понятий школьников с первых шагов обучения грамоте в 1 классе. На простых примерах дети учатся вычленять предложение из общего речевого контекста, графически изображать, определяя смысловые пределы. Вводятся термины — большая буква в начале предложения и в именах собственных, знак препинания в конце.
Усложнение синтаксического разбора
В последующих классах изучение синтаксиса хотя и идет в малых объемах, но схемы приобретают более совершенную конструкцию. В них начинают отображаться главные, второстепенные и однородные члены. Слова не просто обозначены, а выделены их основные коммуникативные функции.
Маша любимого кота Ваську кормила, поила, ласкала.
I_____ ~~~~~~ ——— I——— =====, =====, =====.
В зоомагазине мы видели милых, забавных и смешных хомячков.
I_._._._ ___ ====== ~~~~~~~~, ~~~~~~~~ и ~~~~~~~ ———.
В 4 классе, наряду с простыми предложениями, начинается изучение сложных двусоставных
Простое — выражено квадратными скобками и указана лишь его грамматическая основа
Книга и тетрадь лежали на столе. [_____ и _____ ======];
В школе дети учатся и получают знания. [I_____ ====== и ======].
Такой же вид имеет и простое предложение в составе сложноподчиненного, а зависимое — обозначается круглыми скобками:
- Что это за сюрприз, мы узнали на празднике. (что…), [____ ====].
- Она попросила их, чтобы они не опаздывали. [____ =====], (чтобы…).
Однородные члены изображаются кружком:
- О доблести, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. [О, О, О ____ =====] или [O, O, O].
- Сильный ветер шумел, свистел, неистово гудел. [_____ O, O, O] или [O, O, O].
Ниже будут рассмотрены особенности построения схем в 1 классе. Ведь от того, как будут заложены знания изначально, зависит понимание и возможность избежания ошибок в дальнейшем.
Примеры схем предложений
Первый этап знакомства с предложением как некой смысловой единицей учит детей составлять самые простые, элементарные схемы, где еще нет места словам, но уже обозначены границы — начало и конец.
Маша кормила кота. I________.
Гуси-лебеди унесли братца. I________.
Здесь главный акцент на восприятие целостности и законченности. Из обозначений: лишь вертикальная линия — большая буква начала и знак препинания в конце.
Погружаясь в изучение структуры предложения, схема строится уже иначе. В ней появляется изображение слов — черта. Сколько слов, столько и черточек, включая служебные части речи — предлоги и союзы. Схема демонстрирует учащимся, что слова следует писать раздельно друг от друга, и можно сосчитать их количество. Систематически практикуясь в их составлении, дети четко уясняют следующую парадигму:
- Начало предложения всегда пишем с большой буквы (обозначается вертикальной чертой).
- В конце ставим знак препинания в зависимости от типа высказывания — точка, вопросительный или восклицательный знак.
Птица свила гнездо на кусте. I____ ____ ____ __ ____.
На дворе было чисто. I__ ____ ____ ____.
Ура! Наступила зима! I____! I______ ____!
Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
Когда к нам приедет наша бабушка? I____ _ __ ____ __ ____?
Вы будете танцевать и петь? I__ ___ ___ _ ___?
Отображение в схемах орфограмм
Первая встречающаяся орфограмма — большая буква в именах собственных в названиях городов, сел, деревень, именах людей, кличках животных и др. Графически изображается так же, как и начало предложения — вертикальной чертой. Тема не совсем простая. Нужно выработать необходимые навыки, чтобы не совершать ошибок при написании. Схема, как наглядное пособие, способствует закреплению полученных знаний.
Рома и Маша едут к бабушке в Самару. I_____ _ I_____ ____ __ _____ __I_____.
Вышли Петя и Гриша рано на реку. I____ I_____ _ I_____ _____ __ ____.
Мама дала Насте и Феде апельсины. I____ ____ I____ _ I_____ _____.
Наш дог Грэй любит спать в гостиной. I___ ___ I____ ____ ____ __ ____.
Во втором полугодии к обозначенным категориям прибавляется понятие диалога. И хотя прямая речь изучается позже, представление о ней закладывается уже в букварном периоде. Детям объясняют, что такие предложения пишутся с новой строки, с большой буквы и перед каждым стоит особый знак — «тире».
— Дети, куда вы дели конфеты? —I___, ___ __ ___ ___?
— Мы их съели! —I___ __ ___!
— Больше конфет нет. —I___ ___ ___.
— Идите кушать! Обед готов! —I____ ____! I____ ___!
Из этого видео вы узнаете, как научить ребенка считать слова в предложении и составлять простейшие схемы.
Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе
Необходимо:
- Прочитать предложение.
- Установить его смысловой предел.
- Выявить, есть ли в предложении слова-орфограммы с большой буквы.
- Определить тип предложения по интонации и высказыванию: повествовательное, побудительное или вопросительное. Поставить нужный знак препинания.
- При наличии диалога перед предложением поставить тире.
- Посчитать количество слов вместе с предлогами, частицами и союзами.
- На основании этих данных составить схему — первое слово пишем с большой буквы — вертикальная черта. Каждое слово — горизонтальная черта, если есть слова с большой буквы — обозначаем их вертикальной чертой, ставим знак препинания в конце.
Утром выпал первый снег. I____ ____ ____ ____.
Никита и Алеша катаются на санях с горки. I____ _ I____ ____ __ ____ _ ____.
Наша команда победила в соревнованиях! I____ ____ ____ __ ____!
— Вы любите чай «Ахмат»? —I____ ____ ____ I____?
— А где живет твоя бабушка? —I_ __ ____ ___ ____?
Как же красиво зимой в лесу! I__ _ ____ ____ _ ____!
Из видео вы узнаете, как делать анализ предложения и составлять его схему.
Синтаксический разбор онлайн
Сейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса. Видеоуроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова. Самые известные из множества обучающих порталов следующие:
- Интернетурок.ру — домашняя школа онлайн.
- Видеоуроки школы Лобачевского.
- Видеоурок.нет — портал для учителей и учащихся.
- Учи.ру — обучающий портал.
- Сеосин.ру — разбор предложения онлайн.
- Текст.ру.
- Русфорус.ру, турботекст.ру, грамота.ру — лингвистические и филологические форумы.
Видео
Это видео поможет детям понять, что такое предложение и как его построить.
liveposts.ru
правила и примеры — OneKu
Содержание статьи:Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.
Члены предложения: с чего начать?
Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.
Вам будет интересно:Минский энергетический колледж — место получения востребованной профессии
Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.
Построение элементарных схем
Вам будет интересно:Логово – это место для сна и отдыха самых разных животных
Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.
- Ребята гуляют. I________.
- Мама моет посуду. I________.
Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.
Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.
В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.
- На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
- Дети катаются на санках. I___ ____ __ ____.
- Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
- Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?
Отображение в схемах орфограмм
Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.
- Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
- Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
- Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
- Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.
Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».
— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?
— Дети! — I___!
Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.
Алгоритм построения схемы
«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.
Учащиеся следуют такому алгоритму:
После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.
Помощь в составлении схем
Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.
Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.
Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.
Что нужно запомнить: примеры
Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.
Вот несколько примеров:
- Я пою. I___ ___.
- Мама печет пироги. I___ ___ ___.
- Дети гуляют на улице. I___ ___ _ ____.
- Белый снег лежит красивым ковром. I___ ___ ___ ___ ___.
Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.
- Какие красивые цветы! I___ ___ ___!
- Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ___ ___ ___ ___ ___?
- Как ярко светит солнце! I___ ___ ___ ___!
- Где лежит твой пенал? I___ ___ ___ ___?
Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.
- В классе учится Никита. I_ ___ ___ I___ .
- Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ .
Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.
Источник
1ku.ru
Урок русского языка в 1-м классе по теме: «Предлог»
Цели:
- познакомить с предлогом как служебной частью речи;
- учить правильному употреблению предлогов в устной и письменной речи.
Ход урока:
1. На доске: На зеленой траве блеснула капля росы.
- Прочитайте запись на доске. Докажите, что записано предложение. Назовите все «ошибкоопасные» места в предложении. Спишите.
2. На доске: Солнышко тихо встает _____ поля.
— Прочитайте то, что записано во второй строчке. Можно ли эту запись назвать предложением? Что нужно изменить, чтобы из этой группы слов получилось предложение?(Можно изменить окончание и добавить слово над: Солнышко тихо встаёт над полем. А можно добавить слово из-за: Солнышко тихо встаёт из-за поля. Дети могут привести и другие варианты – все их нужно рассмотреть).
— До сих пор слово над, так же, как и слова у, на, под, из-за …, мы называли так: маленькое отдельное слово. С сегодняшнего урока мы будем называть такие слова предлогами.
3. Тема урока: Предлоги. Мы научимся определять место предлога, правильно записывать предлоги с другими словами. Слово “предлог” с латинского языка означает «стоящий перед словом»: «пред» — перед; «логос» – слово.
— Найдите предлог в первом предложении (на). Как написан предлог со следующим словом? А во втором предложении? (Тоже раздельно). Сравните свои наблюдения с правилом учебника.Формулировка правила.
4. Сам по себе предлог ничего не обозначает, к нему нельзя даже поставить вопрос. Но как только он встанет рядом со словом, то мы увидим, что у каждого предлога есть свое значение. Но он необходим для того, чтобы связывать слова друг с другом. (Работа по составлению схем: ? — слово, O- предлог).
Расположите предлог так, чтобы было понятно его значение.
Результат работы детей может быть таким:<Рисунок 1>
— Придумайте словосочетания с этими предлогами.
Запись самых интересных словосочетаний, закрепление правила.
5. На доске словосочетания:
Птицы в клетке;
Листики на ветке;
Кошка под столом;
Садик за углом;
Книжка у подруги;
Песенка о друге;
Заяц без хвоста;
Устный счет до ста;
В гости к дяде Коле;
Рассказать о школе.
— Выпишите только предлоги.
(Проверка работы).
6. Употребите предлоги правильно. Работа в группах (по 2-3 человека).
Задание для каждой группы: вставьте предлоги.
1 группа
Я утра лесу гуляю,
росы я весь
промок.
Но зато теперь я знаю
березку и мох,
малину, ежевику,
ежа и ежиху,
которой ежат
Все иголочки дрожат.
2 группа
Это нашего
двора
Чемпионы, мастера.
Носят прыгалки
кармане,
Скачут самого
утра.
дворе и бульваре,
переулке и саду,
И каждом
тротуаре
прохожих виду.
3 группа
Алеша рад: пришла весна,
саду тепло и сухо
И классе окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал мухой
наблюдать.
окно она влетела,
Она то сядет
тетрадь,
То кусочек мела.
7. Физкультминутка.
Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно.
Тише! Тише! Тишина в нашу комнату вошла.
Деткам снится сладкий сон,
Нравится ребятам он:
Про зефир, про мармелад,
И про вкусный шоколад,
Про конфеты, про варенье,
И про торты, про печенье.
Добрый Гена — крокодил всех на праздник
пригласил.
Он детишек угощает и на танец приглашает.
— Какие предлоги услышали?
8. На доске: Муравьи, в, гнезда, к, грозе, прячутся.
— Найдите место предлога (живая схема).
— Кто из детей изображает предлоги, какие?
9. Самостоятельная работа. Запись под диктовку с последующей взаимопроверкой:
над гаражом, без карандаша, из вишни, о теплой погоде, за серым слоном.
10. Итог урока.
— Что вы узнали о предлогах? Можно ли обойтись без них в русском языке? Проверьте дома.
urok.1sept.ru