Как сделать работу над ошибками по русскому языку – Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.

Как делать работу над ошибками по русскому языку: памятка для начальной школы

Где допущена ошибка

Правило

Работа над ошибками

Гласные е, ё, ю, я, обозначающие два звука

Гласные обозначают 2 звука:

1. В начале слова – яхта, ёлка.

2. После гласной – баян.

3. После разделительного ъ и ь знаков: платье, въезд.

Выписать слово с этой буквой, подчеркнуть её. Сделать звуковой анализ слова и придумать ещё два слова на это правило.

Мягкость согласных

 

Мягкость согласного на письме обозначают:

1. мягким знаком Ь — конь;

2. гласными буквами Я, Е, Ё, И, Ю – мел.

Выписать слово с ошибкой, подчеркнуть мягкую согласную, придумать и записать ещё два слова.

Мягкий знак в конце существительных после шипящей

 

В конце существительных женского рода после шипящих в единственном числе пишется мягкий знак – мышь.

В конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется – ландыш.

Выписать слово с ошибкой, определить род существительного. Придумать и записать ещё 2 слова на это правило.

 

Мягкий знак в неопределённой форме глагола

-тся, -ться

Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что делать? пишутся с мягким знаком: бороться.

Выписать глагол, поставить к нему вопрос. Придумать и записать ещё 2 слова на это правило.

Мягкий знак в глаголах 2 лица единственного числа

На конце глаголов настоящего и будущего времени во 2 лице единственного числа пишется Ь: идёшь.

Выписать глагол, указать число, лицо, выделить окончание. Придумать и записать ещё 3 глагола на это правило.

Разделительный Ь

Разделительный Ь пишется в любом месте слова, кроме приставки, после согласной (кроме Й), перед буквами Я, Е, Ё, И, Ю: платье, копьё

Выписать слово с ошибкой, подчеркнуть Ь, согласную букву до него и гласную букву после него. Придумать и записать ещё 3 слова с разделительным Ь.

Разделительный Ъ

Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Я, Е, Ё, Ю: съестное, изъять

Выписать слово с ошибкой, подчеркнуть гласную после Ъ, выделить приставку. Придумать и записать ещё 3 слова с разделительным Ъ.

Ударение

Ударение падает на гласную букву. В слове один ударный звук.

Выписать слово с ошибкой, правильно поставить ударение. Придумать и записать ещё 3 слова и поставить в них ударения.

Проверяемая безударная гласная

Чтобы проверить гласную, надо:

1. подобрать однокоренное слово – стена — стеночка.

2. изменить форму слова, чтобы на гласную падало ударение — звезда – звёзды.

Выписать слово с ошибкой, подчеркнуть безударную гласную. Рядом записать проверочное слово. Придумать и записать ещё 2 слова.

Непроверяемая безударная гласная

 

Такие слова нужно запомнить наизусть.

Записать слово с ошибкой несколько раз, подчеркнуть безударную гласную. Запомнить слово.

Безударные окончания в именах прилагательных

 

Безударные окончания прилагательных проверяются вопросом.

Выписать прилагательное с существительным, к которому оно относится. Задать вопрос к прилагательному. Обозначить род, число и падеж прилагательного, выделить окончание.

Парные согласные

 

Чтобы проверить парную согласную, надо:

1) подобрать однокоренное слово – дуб – дубок;
2) изменить форму слова так, чтобы после согласной стояла гласная – зуб – зуба.

Выписать слово с ошибкой, подчеркнуть согласную. Рядом записать проверочное слово. Придумать и записать ещё 2 слова на это правило.

Непроизносимые согласные

 

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать родственное слово, чтобы эта согласная слышалась чётко: солнце – солнышко.

Выписать слово с ошибкой, подчеркнуть непроизносимую согласную. Рядом записать проверочное слово. Придумать и записать ещё 2 слова на это правило.

Двойная согласная

 

Слова с двойными согласными пишутся:

1) в середине слова – колонна;
2) если приставка заканчивается на букву, с которой начинается корень – рассказать;
3) если в конце корня и в суффиксе одинаковая буква — весенний.

Выписать слово с ошибкой, подчеркнуть двойную согласную. Придумать и записать ещё 2 слова на это правило.

Слоги. Перенос слов по слогам

 

Сколько в слове гласных, столько и слогов. Переносить слово можно по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую: я-года. Яго-да

Буквы Й и Ь остаются на строке: май-ка.

Выписать слово с ошибкой, правильно его разделить для переноса. Придумать и записать ещё 3 слова и правильно их разделить для переноса.

Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

 

ЖИ – ШИ пиши с И,
ЧА – ЩА пиши с А,
ЧУ – ЩУ пиши с У.

Слова с ошибкой записать правильно, подчеркнуть сочетание букв. Придумать и записать ещё 3 слова с этим сочетанием.

Сочетания ЧК, ЧН, НЩ и т.д.

 

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН пишутся без Ь: бочка, гонщик.

Слово с ошибкой записать правильно, подчеркнуть буквосочетание. Придумать и записать ещё 3 слова с этим сочетанием.

Правописание приставки

 

Приставка – часть слова, пишется слитно.

Выписать слово с ошибкой, образовать от него родственные слова с другими приставками и записать их.

Правописание предлога

 

Предлог – самостоятельная часть речи, пишется раздельно.

Выписать слово с предлогом, между словом и предлогом поставить вопрос.

Имена собственные

 

Имена собственные – ФИО, названия и клички животных – пишутся с заглавной буквы: Ирина Васильевна, город Самара, собака Лорд.

Слово с ошибкой записать правильно, придумать и записать ещё 3 слова.

НЕ с глаголами

 

НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключения: невзлюбить, нездоровиться, негодовать, ненавидеть, неволить, недоумевать.

Слово с ошибкой записать правильно, придумать и записать ещё 3 слова.

 

Состав слова

 

 

Выписать слово с ошибкой, разобрать по составу правильно. Записать ещё 3 слова и разобрать их по составу.

Знаки препинания в конце предложения

 

В конце повествовательного предложения ставится точка, в конце вопросительного – вопрос, восклицательного – восклицательный знак.

Выписать предложение и поставить в конце нужный знак препинания. Придумать и записать предложение с таким же знаком в конце.

Однородные члены предложения

 

Однородные члены предложения — слова, которые являются одной и той же частью речи и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены предложения выделяются на письме запятой.

Выписать предложение, обозначить однородные члены и слово, к которому они относятся. Поставить знаки препинания и начертить схему предложения.

Падеж имён существительных

 

Выписать слово с ошибкой, исправить её. Придумать и записать ещё 3 существительных и определить их падеж.

Заглавная буква в начале предложения

Каждое предложение пишется с заглавной буквы.

Выписать предложение, подчеркнуть первую заглавную букву. Придумать и записать ещё 2 предложения и подчеркнуть в них первую заглавную букву.

Как проводить работу над ошибками по русскому языку в начальной школе.

ПАМЯТКА

КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ

Помни! Работу над ошибками выполняют каждый день!

  1. Пропуск, замена, перестановка букв.

Перепиши слово 3 раза.

  1. Большая буква в начале предложения.

Начало предложения пишется с большой буквы.

Мальчики играли во дворе.

Выпиши предложение, подчеркни первую букву.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.

  1. Точка. Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

Переписать предложение, выполнить задание. Поставь в конце предложения нужный знак: . ? !

Например: Москва – столица нашей Родины.

  1. Слог.

Раздели слова на слоги. Делай так: У-чи-тель

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Например: Оси-на.

— при перносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога;

— нельзя переносить: ст-рах, просмо-тр.

— нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной;

— нельзя отрывать буквы «ъ» и «ь» от предшествующей согласной;

— нельзя отрывать «и» от предшествующей гласной;

— нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую одну букву.

6. Мягкий знак на конце слова.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Например: окунь, рысь, уголь.

  1. Мягкий знак в середине слова.

Ь, обозначающий мягкость согласных.

Мальчик, пеньки.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

  1. Гласные после шипящих.

Жи – ши пиши с буквой И.

Карандаши, живёт

Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

Ча – ща пиши с буквой А.

Чашка. Роща

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

Чу – щу пиши с буквой У.

Щука, молчу

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

  1. Сочетания чк –чн.

Чк-чн пиши без мягкого знака.

Ручка, ночной.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

  1. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением (а,о.и,е,я)

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Выдели корень.

Делай так: волна – волны. Запиши проверочные слова.

  1. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарные слова).

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Поставь знак ударения и выдели гласную,

которую надо запомнить.

Напиши это слово 3 раза.

Запомни, как оно пишется: ребята, ребята, ребята.

  1. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).

Чтобы проверить парную согласную по глухости – звонкости,

надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.

Завод – заводы, лес – лесной

Выдели сомнительную согласную. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово.

  1. Большая буква в именах собственных.

Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными.

Имена собственные пишутся с большой буквы.

Марина, Волга, Москва

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

Например: Таня, Мурка, река Угра

  1. Разделительный мягкий знак (ь).

Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Ь пишется после согласной перед гласными Е,Ё,И,Ю,Я.

Платье, воробьи

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.

  1. Двойная согласная (мм ,нн, жж, сс, бб…)

Класс, суббота, группа, дрожжи

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся.

Эти слова нужно проверять.

Честный – честь, солнце – солнечный, звездный – звезда,

здравствуй – здоровье

Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не надо.

Вот наиболее часто встречающиеся слова:

Чудесно, прекрасно, ужасно, опасно, вкусный, интересный

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

  1. В словах лестница, праздник, чувства непроизносимая согланая не проверяется. Эти слова нужно запомнить.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

  1. Разбор предложения по членам.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.

Делай так:

Мы собирали спелую землянику.

Собирали ( что?) землянику

Землянику (какую?) спелую

  1. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции.

Делай так: поездка, походка.

  1. Правописание предлогов (к, по, в. На, за, с, под, про, для, у).

Предлоги со словами пишутся раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.

Например: Пароход стоял у причала. Пароход стоял у речного причала.

  1. Правописание приставок.

Приставки со словами пишутся слитно.

Например: пошёл, приехал, задумал.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

  1. Приставка с- всегда пишется одинаково, независимо тот звучания.

Приставки з- не бывает.

Спрыгнуть, сбегать, сделать.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Выдели приставку.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

  1. Ь в конце существительных после шипящих.

В именах существительных женского рода в именительном падеже в конце слова после шипящих пишется ь .

Ночь, дичь, печь.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

  1. Правописание суффиксов.

Суффикс –ок- всегда под ударением.

Воротничок, крючок.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

Суффикс – ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в нем сохраняется, не выпадает: мячик – мячика.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

Суффикс – ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает»: комочек – комочка.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

  1. В именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящий, мягкий знак не пишется.

Кирпич, плащ, камыш.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

  1. Не с глаголом.

Не с глаголом пишется отдельно.

Не пришел, не выучила.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

  1. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.

Предл. Сущ. Глаг. Прил. Сущ.

В саду пели ранние пташки.

  1. Предлоги с местоимениями.

Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

С ним, от меня, с вами.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

  1. Союзы а, и, но, да.

Союзы пишутся отдельно от слова.

Шарф и шапка.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.

  1. Разделительный ъ.

Ъ пишется по после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е,ё,ю,я.

Объявление, подъезд, съёмка.

Памятка. Работа над ошибками по русскому языку.

33. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.

Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.

(что делать?) улыбаться

ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь).

34. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.

Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют)

ставит – ставить, гл. 2 спр.,(и, ат, ят)

35. Правописание наречий.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова.

Например: справа, справа, справа.

ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.

36. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках между однородными членами.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

37. Звукобуквенный разбор.

Выполни правильно, без ошибок.

РАБОТАЙ НАД ОШИБКАМИ РЕГУЛЯРНО!

  1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.

2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак.

Например: Москва – столица нашей Родины.

3.Слог.

Раздели слова на слоги. Делай так:

У – чи – тель

ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса: Оси – на

ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак на конце слова.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Например: окунь, рысь, уголь.

6. Мягкий знак в середине слова.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Например: мальчик, школьник, коньки.

7. Гласные после шипящих.

Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

28. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.

Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Прилепили – при-ле-пи-ли.

29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.

Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п.

30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.

Например: К лесу (какому?) дальнему — м.р., ед.ч., П.п.

31. Предлог перед местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило.

Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему.

ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

32. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило.

Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь.

ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).

Липовый — дубовый, кленовый, осиновый.

23. Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово.

к (какому?) берегу; к (крутому) берегу

ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.

24. Разделительный твёрдый знак (ъ).

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: съезд, объём, объявление

ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, ё, я, ю.

25. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Луч, товарищ, шалаш (муж. род)

Ночь, речь, печь (жен. род)

26. НЕ с глаголами.

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило.

не был, не выучил, не знал

ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.

27. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи

является каждое слово.

предл. сущ. глаг. прил. сущ.

По овражкам заиграли весенние ручейки.

Например: машина, малыши, карандаши.

ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща – с буквой а, слова с чу-щу — с буквой у.

8. Сочетания чк-чн.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Например: девочка, ночка.

ЗАПОМНИ! Слова с чк-чн пишутся без мягкого знака (ь).

9. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень.

Делай так: волна́ — во́лны

ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.

10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарное слово).

Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.

Запомни, как оно пишется: ребя́та, ребя́та, ребя́та.

11. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).

Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово.

Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок.

ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласными.

12. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Например: Таня, Саша, Андрей.

ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.

13. Большая буква в кличках животных.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Мурка, Зорька, Пушок.

ЗАПОМНИ! Клички животных пишутся с большой буквы.

14. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Например: река Угра, Австралия, Куликовская улица, деревня Простоквашино.

ЗАПОМНИ! Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.

15. Разделительный мягкий знак (ь).

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.

ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.

16. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса:

группа, рассказ, коллектив

груп-па, рас-сказ, кол-лектив

ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.

17. Разбор предложения по членам.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Делай так:

Утренняя роса покрывала траву.

роса (какая?) утренняя

покрывала (что?) траву

ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.

18. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Делай так:

поездка, походка

19. Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.

звёздный (звезда, звёздочка)

20. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, подержали.

21. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, приехал, переехал.

ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.

22. Правописание суффиксов.

Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.

Методическая разработка по русскому языку (5 класс): Памятка для работы над ошибками

Работа над ошибками.

1.Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: ученик, звонок.

2.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например:  Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.

3.Перенос слова.

Раздели слово для переноса.

 Например: ОСИ – НА.

4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

 *Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

 Например: дочка, речка, мощный.

5.Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно.  Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, роща, туча.

6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни  гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши  в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.

Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).

8.Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.        

9.Правописание предлога со словами (пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

10.Правописание приставки со словами.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: Заехал, уехал, поехал.

11.Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.

Например:  Полетели, посмотрели, потянули.

12.Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши  ещё 2 слова с той же орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.

13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.

Например: Ель, тень, коньки.

14.Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак  и гласную букву.

Например: Вьюга, листья.

15.Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни  орфограмму.

Например: Съезд, объём.

16.Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).

17. Непроизносимые согласные.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка – звёздный

18.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолёт.

19. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч ( м.р.),  шалаш,  товарищ.

                    Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

21. Не   с глаголом. (орфограмма пробел)

Выпиши  глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

22.Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. 

23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)

                   на полянке (на земле, 1 скл.)

24.Првописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

25. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например у преднас, копредмне, спредтобой.

26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)

27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

Например: пытаться (н.ф., что делать?)

                   беречь (что делать?)

28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.                                                

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного  и множественного числа.

Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)

                   ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

30. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П.»

                                                                                                   

Методическая разработка по русскому языку (2,3,4 класс) по теме: Как делать работу над ошибками

Работа над ошибками

«Пиши правильно»

1. Большая буква в начале предложения. Знак в конце предложения.  Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву, знак в конце предложения.

                      Выпал пушистый снег. Дети рады!

2. Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово, подчеркни в нём пропущенную букву, раздели слово на слоги.

Запомни! Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

                                      У|чи|тель.

3. Перенос слова.  

Выпиши слово, деля его для переноса.

                   Оси – на, серь – ёз — ный, чаш – ка.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку: й, ь.

4. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу)

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

                             Малыши, карандаши, ежи.

5. Сочетания чк, чн, нщ, щн, чт, нч, рщ.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

                           Дочка, речка, мощный.

6. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

                   Марина, город Москва, река Нева.

7. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)

Выпиши слово, поставь ударение. Выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши в скобках.

Не забудь поставить ударение в проверочном слове!

         Сады – сад, волна – волны, червивый – червь.

8. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.(словарные слова)

Напиши слово 3 раза, запомни как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни орфограмму. Напиши 2 однокоренных слова.

                       Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

9. Парные звонкие и глухие согласные в корне. (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с)

Выпиши слово правильно. Выдели корень, подчеркни согласную. Подбери проверочное слово.

                           Морозы – мороз, ягода – ягодка.

11. Мягкий знак (Ь), обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни Ь и согласную перед ним. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

                                      Ель, тень, коньки.

12. Разделительный мягкий знак (Ь) в корне слова.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму. Выдели корень. Подчеркни Ь и гласную букву.

                               Вьюга, листья, соловьи.

10. Двойные согласные в корне слова. (бб, жж, кк, лл, мм, пп, рр, сс)

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Выдели корень. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

                  Группа, груп – па, групповой, подгруппа.

13. Разделительный твердый знак (Ъ)

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму. Выдели приставку, корень. Подчеркни гласную букву.

                         Съезд, объявление, объём.

14. Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё 2 слова.

                       Рассвет, рассказ, оттепель.

15. Удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.

Выпиши слово правильно. Выдели  корень и суффикс. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё 2 слова.

                          Длинный, весенний, оконный.

16. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. (в, д, л, т)

Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему несколько однокоренных слов.

                           Звезда, звёздочка, звёздный.

17. Правописание предлога со словом.

Выпиши предлог и слово, к которому он относится. Между предлогом и словом вставь ещё слово. Подчеркни предлог.

                        К берегу (какому?) крутому. К крутому.

        

ПАМЯТКА «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ» | Поурочные планы по русскому языку 4 класс

ПАМЯТКА «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ»