Где допущена ошибка | Правило | Работа над ошибками |
Гласные е, ё, ю, я, обозначающие два звука | Гласные обозначают 2 звука: 1. В начале слова – яхта, ёлка. 2. После гласной – баян. 3. После разделительного ъ и ь знаков: платье, въезд. | Выписать слово с этой буквой, подчеркнуть её. Сделать звуковой анализ слова и придумать ещё два слова на это правило. |
Мягкость согласных
| Мягкость согласного на письме обозначают: 1. мягким знаком Ь — конь; 2. гласными буквами Я, Е, Ё, И, Ю – мел. | Выписать слово с ошибкой, подчеркнуть мягкую согласную, придумать и записать ещё два слова. |
Мягкий знак в конце существительных после шипящей
| В конце существительных женского рода после шипящих в единственном числе пишется мягкий знак – мышь. В конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется – ландыш. | Выписать слово с ошибкой, определить род существительного. Придумать и записать ещё 2 слова на это правило.
|
Мягкий знак в неопределённой форме глагола -тся, -ться | Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что делать? пишутся с мягким знаком: бороться. | Выписать глагол, поставить к нему вопрос. Придумать и записать ещё 2 слова на это правило. |
Мягкий знак в глаголах 2 лица единственного числа | На конце глаголов настоящего и будущего времени во 2 лице единственного числа пишется Ь: идёшь. | Выписать глагол, указать число, лицо, выделить окончание. Придумать и записать ещё 3 глагола на это правило. |
Разделительный Ь | Разделительный Ь пишется в любом месте слова, кроме приставки, после согласной (кроме Й), перед буквами Я, Е, Ё, И, Ю: платье, копьё | Выписать слово с ошибкой, подчеркнуть Ь, согласную букву до него и гласную букву после него. Придумать и записать ещё 3 слова с разделительным Ь. |
Разделительный Ъ | Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Я, Е, Ё, Ю: съестное, изъять | Выписать слово с ошибкой, подчеркнуть гласную после Ъ, выделить приставку. Придумать и записать ещё 3 слова с разделительным Ъ. |
Ударение | Ударение падает на гласную букву. В слове один ударный звук. | |
Проверяемая безударная гласная | Чтобы проверить гласную, надо: 1. подобрать однокоренное слово – стена — стеночка. 2. изменить форму слова, чтобы на гласную падало ударение — звезда – звёзды. | Выписать слово с ошибкой, подчеркнуть безударную гласную. Рядом записать проверочное слово. Придумать и записать ещё 2 слова. |
Непроверяемая безударная гласная
| Такие слова нужно запомнить наизусть. | Записать слово с ошибкой несколько раз, подчеркнуть безударную гласную. Запомнить слово. |
Безударные окончания в именах прилагательных
| Безударные окончания прилагательных проверяются вопросом. | Выписать прилагательное с существительным, к которому оно относится. Задать вопрос к прилагательному. Обозначить род, число и падеж прилагательного, выделить окончание. |
Парные согласные
| Чтобы проверить парную согласную, надо: 1) подобрать однокоренное слово – дуб – дубок; | Выписать слово с ошибкой, подчеркнуть согласную. Рядом записать проверочное слово. Придумать и записать ещё 2 слова на это правило. |
Непроизносимые согласные
| Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать родственное слово, чтобы эта согласная слышалась чётко: солнце – солнышко. | Выписать слово с ошибкой, подчеркнуть непроизносимую согласную. Рядом записать проверочное слово. Придумать и записать ещё 2 слова на это правило. |
Двойная согласная
| Слова с двойными согласными пишутся: 1) в середине слова – колонна; | Выписать слово с ошибкой, подчеркнуть двойную согласную. Придумать и записать ещё 2 слова на это правило. |
Слоги. Перенос слов по слогам
| Сколько в слове гласных, столько и слогов. Переносить слово можно по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую: Буквы Й и Ь остаются на строке: май-ка. | Выписать слово с ошибкой, правильно его разделить для переноса. Придумать и записать ещё 3 слова и правильно их разделить для переноса. |
Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
| ЖИ – ШИ пиши с И, | Слова с ошибкой записать правильно, подчеркнуть сочетание букв. Придумать и записать ещё 3 слова с этим сочетанием. |
Сочетания ЧК, ЧН, НЩ и т.д.
| Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН пишутся без Ь: бочка, гонщик. | Слово с ошибкой записать правильно, подчеркнуть буквосочетание. Придумать и записать ещё 3 слова с этим сочетанием. |
Правописание приставки
| Приставка – часть слова, пишется слитно. | Выписать слово с ошибкой, образовать от него родственные слова с другими приставками и записать их. |
Правописание предлога
| Предлог – самостоятельная часть речи, пишется раздельно. | Выписать слово с предлогом, между словом и предлогом поставить вопрос. |
Имена собственные
| Имена собственные – ФИО, названия и клички животных – пишутся с заглавной буквы: Ирина Васильевна, город Самара, собака Лорд. | Слово с ошибкой записать правильно, придумать и записать ещё 3 слова. |
НЕ с глаголами
| НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключения: невзлюбить, нездоровиться, негодовать, ненавидеть, неволить, недоумевать. | Слово с ошибкой записать правильно, придумать и записать ещё 3 слова.
|
Состав слова
|
| Выписать слово с ошибкой, разобрать по составу правильно. Записать ещё 3 слова и разобрать их по составу. |
Знаки препинания в конце предложения
| В конце повествовательного предложения ставится точка, в конце вопросительного – вопрос, восклицательного – восклицательный знак. | Выписать предложение и поставить в конце нужный знак препинания. Придумать и записать предложение с таким же знаком в конце. |
Однородные члены предложения
| Однородные члены предложения — слова, которые являются одной и той же частью речи и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены предложения выделяются на письме запятой. | Выписать предложение, обозначить однородные члены и слово, к которому они относятся. Поставить знаки препинания и начертить схему предложения. |
Падеж имён существительных |
| Выписать слово с ошибкой, исправить её. Придумать и записать ещё 3 существительных и определить их падеж. |
Заглавная буква в начале предложения | Каждое предложение пишется с заглавной буквы. | Выписать предложение, подчеркнуть первую заглавную букву. Придумать и записать ещё 2 предложения и подчеркнуть в них первую заглавную букву. |
Как проводить работу над ошибками по русскому языку в начальной школе.
ПАМЯТКА
КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ
Помни! Работу над ошибками выполняют каждый день!
Пропуск, замена, перестановка букв.
Перепиши слово 3 раза.
Большая буква в начале предложения.
Начало предложения пишется с большой буквы.
Мальчики играли во дворе.
Выпиши предложение, подчеркни первую букву.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
Точка. Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Переписать предложение, выполнить задание. Поставь в конце предложения нужный знак: . ? !
Например: Москва – столица нашей Родины.
Слог.
Раздели слова на слоги. Делай так: У-чи-тель
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Например: Оси-на.
— при перносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога;
— нельзя переносить: ст-рах, просмо-тр.
— нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной;
— нельзя отрывать буквы «ъ» и «ь» от предшествующей согласной;
— нельзя отрывать «и» от предшествующей гласной;
— нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую одну букву.
6. Мягкий знак на конце слова.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: окунь, рысь, уголь.
Мягкий знак в середине слова.
Ь, обозначающий мягкость согласных.
Мальчик, пеньки.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Гласные после шипящих.
Жи – ши пиши с буквой И.
Карандаши, живёт
Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Ча – ща пиши с буквой А.
Чашка. Роща
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Чу – щу пиши с буквой У.
Щука, молчу
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Сочетания чк –чн.
Чк-чн пиши без мягкого знака.
Ручка, ночной.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Безударная гласная в слове, проверяемая ударением (а,о.и,е,я)
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Выдели корень.
Делай так: волна – волны. Запиши проверочные слова.
Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарные слова).
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Поставь знак ударения и выдели гласную,
которую надо запомнить.
Напиши это слово 3 раза.
Запомни, как оно пишется: ребята, ребята, ребята.
Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).
Чтобы проверить парную согласную по глухости – звонкости,
надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.
Завод – заводы, лес – лесной
Выдели сомнительную согласную. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово.
Большая буква в именах собственных.
Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными.
Имена собственные пишутся с большой буквы.
Марина, Волга, Москва
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Например: Таня, Мурка, река Угра
Разделительный мягкий знак (ь).
Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
Ь пишется после согласной перед гласными Е,Ё,И,Ю,Я.
Платье, воробьи
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.
Двойная согласная (мм ,нн, жж, сс, бб…)
Класс, суббота, группа, дрожжи
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Правописание непроизносимых согласных.
В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся.
Эти слова нужно проверять.
Честный – честь, солнце – солнечный, звездный – звезда,
здравствуй – здоровье
Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не надо.
Вот наиболее часто встречающиеся слова:
Чудесно, прекрасно, ужасно, опасно, вкусный, интересный
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
В словах лестница, праздник, чувства непроизносимая согланая не проверяется. Эти слова нужно запомнить.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Разбор предложения по членам.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.
Делай так:
Мы собирали спелую землянику.
Собирали ( что?) землянику
Землянику (какую?) спелую
Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции.
Делай так: поездка, походка.
Правописание предлогов (к, по, в. На, за, с, под, про, для, у).
Предлоги со словами пишутся раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.
Например: Пароход стоял у причала. Пароход стоял у речного причала.
Правописание приставок.
Приставки со словами пишутся слитно.
Например: пошёл, приехал, задумал.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Приставка с- всегда пишется одинаково, независимо тот звучания.
Приставки з- не бывает.
Спрыгнуть, сбегать, сделать.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Выдели приставку.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Ь в конце существительных после шипящих.
В именах существительных женского рода в именительном падеже в конце слова после шипящих пишется ь .
Ночь, дичь, печь.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Правописание суффиксов.
Суффикс –ок- всегда под ударением.
Воротничок, крючок.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Суффикс – ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в нем сохраняется, не выпадает: мячик – мячика.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Суффикс – ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает»: комочек – комочка.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
В именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящий, мягкий знак не пишется.
Кирпич, плащ, камыш.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Не с глаголом.
Не с глаголом пишется отдельно.
Не пришел, не выучила.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
Предл. Сущ. Глаг. Прил. Сущ.
В саду пели ранние пташки.
Предлоги с местоимениями.
Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
С ним, от меня, с вами.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Союзы а, и, но, да.
Союзы пишутся отдельно от слова.
Шарф и шапка.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
Придумай и запиши 2 слова с этой орфограммой.
Разделительный ъ.
Ъ пишется по после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е,ё,ю,я.
Объявление, подъезд, съёмка.
Памятка. Работа над ошибками по русскому языку.
33. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.
(что делать?) улыбаться
ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь).
34. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют)
ставит – ставить, гл. 2 спр.,(и, ат, ят)
35. Правописание наречий.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова.
Например: справа, справа, справа.
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.
36. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках между однородными членами.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
37. Звукобуквенный разбор.
Выполни правильно, без ошибок.
РАБОТАЙ НАД ОШИБКАМИ РЕГУЛЯРНО!
Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак.
Например: Москва – столица нашей Родины.
3.Слог.
Раздели слова на слоги. Делай так:
У – чи – тель
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса: Оси – на
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак на конце слова.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: окунь, рысь, уголь.
6. Мягкий знак в середине слова.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: мальчик, школьник, коньки.
7. Гласные после шипящих.
Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
28. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.
Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Прилепили – при-ле-пи-ли.
29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.
Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п.
30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
Например: К лесу (какому?) дальнему — м.р., ед.ч., П.п.
31. Предлог перед местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило.
Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему.
ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
32. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило.
Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь.
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).
Липовый — дубовый, кленовый, осиновый.
23. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово.
к (какому?) берегу; к (крутому) берегу
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.
24. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: съезд, объём, объявление
ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, ё, я, ю.
25. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Луч, товарищ, шалаш (муж. род)
Ночь, речь, печь (жен. род)
26. НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило.
не был, не выучил, не знал
ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.
27. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи
является каждое слово.
предл. сущ. глаг. прил. сущ.
По овражкам заиграли весенние ручейки.
Например: машина, малыши, карандаши.
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща – с буквой а, слова с чу-щу — с буквой у.
8. Сочетания чк-чн.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: девочка, ночка.
ЗАПОМНИ! Слова с чк-чн пишутся без мягкого знака (ь).
9. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень.
Делай так: волна́ — во́лны
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.
10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарное слово).
Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.
Запомни, как оно пишется: ребя́та, ребя́та, ребя́та.
11. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).
Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово.
Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок.
ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласными.
12. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: Таня, Саша, Андрей.
ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.
13. Большая буква в кличках животных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Мурка, Зорька, Пушок.
ЗАПОМНИ! Клички животных пишутся с большой буквы.
14. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: река Угра, Австралия, Куликовская улица, деревня Простоквашино.
ЗАПОМНИ! Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.
15. Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
16. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса:
группа, рассказ, коллектив
груп-па, рас-сказ, кол-лектив
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
17. Разбор предложения по членам.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Делай так:
Утренняя роса покрывала траву.
роса (какая?) утренняя
покрывала (что?) траву
ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.
18. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Делай так:
поездка, походка
19. Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.
звёздный (звезда, звёздочка)
20. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, подержали.
21. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, приехал, переехал.
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
22. Правописание суффиксов.
Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.
Методическая разработка по русскому языку (5 класс): Памятка для работы над ошибками
Работа над ошибками.
1.Пропуск или замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: ученик, звонок.
2.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.
3.Перенос слова.
Раздели слово для переноса.
Например: ОСИ – НА.
4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.
*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: дочка, речка, мощный.
5.Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.
*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, роща, туча.
6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением
Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.
Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).
8.Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.
9.Правописание предлога со словами (пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.
Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.
10.Правописание приставки со словами.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: Заехал, уехал, поехал.
11.Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.
Например: Полетели, посмотрели, потянули.
12.Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с той же орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.
13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.
Например: Ель, тень, коньки.
14.Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.
Например: Вьюга, листья.
15.Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму.
Например: Съезд, объём.
16.Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.
Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).
17. Непроизносимые согласные.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка – звёздный
18.Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолёт.
19. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч ( м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
21. Не с глаголом. (орфограмма пробел)
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
22.Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)
на полянке (на земле, 1 скл.)
24.Првописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).
25. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Например у преднас, копредмне, спредтобой.
26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)
27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?)
беречь (что делать?)
28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)
ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)
29. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
30. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П.»
Методическая разработка по русскому языку (2,3,4 класс) по теме: Как делать работу над ошибками
Работа над ошибками
«Пиши правильно»
1. Большая буква в начале предложения. Знак в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву, знак в конце предложения.
Выпал пушистый снег. Дети рады!
2. Пропуск или замена буквы.
Выпиши слово, подчеркни в нём пропущенную букву, раздели слово на слоги.
Запомни! Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
У|чи|тель.
3. Перенос слова.
Выпиши слово, деля его для переноса.
Оси – на, серь – ёз — ный, чаш – ка.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку: й, ь.
4. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу)
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Малыши, карандаши, ежи.
5. Сочетания чк, чн, нщ, щн, чт, нч, рщ.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Дочка, речка, мощный.
6. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Марина, город Москва, река Нева.
7. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)
Выпиши слово, поставь ударение. Выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши в скобках.
Не забудь поставить ударение в проверочном слове!
Сады – сад, волна – волны, червивый – червь.
8. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.(словарные слова)
Напиши слово 3 раза, запомни как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни орфограмму. Напиши 2 однокоренных слова.
Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
9. Парные звонкие и глухие согласные в корне. (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с)
Выпиши слово правильно. Выдели корень, подчеркни согласную. Подбери проверочное слово.
Морозы – мороз, ягода – ягодка.
11. Мягкий знак (Ь), обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни Ь и согласную перед ним. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Ель, тень, коньки.
12. Разделительный мягкий знак (Ь) в корне слова.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму. Выдели корень. Подчеркни Ь и гласную букву.
Вьюга, листья, соловьи.
10. Двойные согласные в корне слова. (бб, жж, кк, лл, мм, пп, рр, сс)
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Выдели корень. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Группа, груп – па, групповой, подгруппа.
13. Разделительный твердый знак (Ъ)
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму. Выдели приставку, корень. Подчеркни гласную букву.
Съезд, объявление, объём.
14. Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё 2 слова.
Рассвет, рассказ, оттепель.
15. Удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.
Выпиши слово правильно. Выдели корень и суффикс. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё 2 слова.
Длинный, весенний, оконный.
16. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. (в, д, л, т)
Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему несколько однокоренных слов.
Звезда, звёздочка, звёздный.
17. Правописание предлога со словом.
Выпиши предлог и слово, к которому он относится. Между предлогом и словом вставь ещё слово. Подчеркни предлог.
К берегу (какому?) крутому. К крутому.
ПАМЯТКА «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ» | Поурочные планы по русскому языку 4 класс
ПАМЯТКА «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ»
25.07.2013 24462 0Приложение
Памятка
«Работа над ошибками»
1. Б о л ь ш а я б у к в а в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так:
Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. П р о п у с к б у к в ы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
3. С л о г.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у/чи/тель – 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. П е р е н о с с л о в а.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси – на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. М я г к и й з н а к ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так:
Ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Г л а с н ы е п о с л е ш и п я щ и х.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так:
Малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. С о ч е т а н и е чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще два слова.
Н а п р и м е р: дочка, речка, мощный.
8. У д а р е н и е.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Н а п р и м е р:
9. Б е з у д а р н а я г л а с н а я в к о р н е, п р о в е р я е м а я ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так:
10. Б е з у д а р н а я г л а с н а я в к о р н е, н е п р о в е р я е м а я у д а р е н и е м.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Н а п р и м е р:
11. П а р н ы е з в о н к и е и г л у х и е с о г л а с н ы е.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Б о л ь ш а я б у к в а в и м е н и с о б с т в е н н о м.
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на эту орфограмму.
Н а п р и м е р: Илья, Петров, Мурка, Волга, Красноярск.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Р а з д е л и т е л ь н ы й м я г к и й з н а к.
Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву.
Н а п р и м е р: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Д в о й н ы е с о г л а с н ы е в с л о в е.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
15. З н а к и п р е п и н а н и я в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Н а п р и м е р: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?
16. С о с т а в с л о в а.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1–2 однокоренных слова.
Н а п р и м е р:
17. Г л а с н ы е и с о г л а с н ы е в п р и с т а в к а х.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой же приставкой.
Н а п р и м е р:
18. П р а в о п и с а н и е п р и с т а в к и с о с л о в о м.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Н а п р и м е р:
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
19. П р а в о п и с а н и е п р е д л о г а с о с л о в о м (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Делай так: к_берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Н а п р и м е р:
20. Р а з д е л и т е л ь н ы й т в е р д ы й з н а к (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Н а п р и м е р:
Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
21. Н е п р о и з н о с и м ы е с о г л а с н ы е в корне слова.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так:
22. С о е д и н и т е л ь н ы е г л а с н ы е в сложных словах (о, е).
выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще одно слово на эту орфограмму.
Делай так:
23. П р е д л о г с м е с т о и м е н и е м (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще два примера на эту орфограмму.
Н а п р и м е р:
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
24. Б е з у д а р н ы е г л а с н ы е в р о д о в ы х о к о н ч а н и я х имен прилагательных.
Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.
Делай так: в доме новом.
Запомни! У слов-вопросов всегда ударные окончания.
25. Н е с г л а г о л о м (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Делай так:
26. М я г к и й з н а к у г л а г о л о в н е о п р е д е л е н н о й формы.
Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: (что делать?)
27. Р а з б о р п р е д л о ж е н и я.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
Делай так:
Седые туманы плывут к облакам. (пов., невоскл., прост., распр.). Туманы (какие?) седые, плывут (куда?, к чему?) к облакам.
28. О д н о р о д н ы е ч л е н ы п р е д л о ж е н и я.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Н а п р и м е р:
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
(.)
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
(.)
29. С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
На п р и м е р:
В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.
(), ().
30. П р а в о п и с а н и е б е з у д а р н ы х п а д е ж н ы х окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши пример.
Делай так:
31. П р а в о п и с а н и е б е з у д а р н ы х п а д е ж н ы х окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу – м. р., ед. ч., д. п.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
32. М я г к и й з н а к (ь) н а к о н ц е г л а г о л о в 2 — г о л и ц а единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще два глагола на эту орфограмму.
Н а п р и м е р: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-го лица, ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).
33. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши
глагол правильно. поставь
ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на
гласную перед
—ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в
окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так:
Памятка работы над ошибками по русскому языку
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.
Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу над ошибками.
Задача учителя: формировать у учащихся орфографическую зоркость; развивать логическое мышление и умение самостоятельно анализировать допущенные ошибки и знать о своих орфографических недочётах. Успех работы заключается в регулярном проведении диагностики ошибок.
В своей работе я использую памятки работы над ошибками, которые получает каждый ребёнок.
Памятка работы над ошибками.
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни
заглавную букву. Придумай и напиши еще одно
предложение.
Делай так: Выпал первый снег. Дети рады.
2. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на эту
орфограмму, выдели ее.
Делай так: Илья (имя собств.), волк (не имя собств.)
3. Пропуск, замена, употребление лишней буквы или
неизученная орфограмма.
Выпиши слово. Подчеркни место, где была допущена
ошибка.
4. Перенос слова.
Выпиши слово, разделив на слоги для переноса.
Делай так: оси-на.
5. Сочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на эту
орфограмму, выдели ее.
Делай так: дочка, мощный, печник.
6. Знаки препинания в конце предложения.(.!?…)
Пропуск, замена, перестановка слов в
предложении.
Выпиши предложение правильно.
Делай так: Слава нашей Родине! (воскл.)
7. Постановка ударения.
Выпиши слово, поставь ударение правильно.
8. Деление на слоги.
Выпиши слово, поставь точки под гласными, раздели на
слоги.
9. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу).
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши еще 2
слова на эту орфограмму, выдели ее.
Делай так: ежи, роща, туча.
10. Мягкий знак, обозначающий мягкость
согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни Ь и согласную
перед ним. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: мальчик, ель, конь.
11. Непроверяемые написания (словарные слова).
Напиши слово, подбери родственные слова. Обозначь
орфограмму.
Делай так: ягода, ягодка, ягодный.
12. Безударная гласная в корне, проверяемая
ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и
запиши проверочное слово.
Делай так: волны – волна.
13. Проверяемые парные звонкие и глухие
согласные в корне.
Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и
запиши проверочное слово.
Делай так: морозы – мороз.
14. Проверяемые непроизносимые согласные в корне
слова.
Выпиши слово, запиши проверочное слово, обозначь
орфограмму.
Делай так: звезда – звездный.
15. Разделительный Ь.
Выпиши слово, запиши еще 2 слова на эту орфограмму,
обозначь ее.
Делай так: вьюга, листья, соловьи.
16. Разделительный Ъ.
Выпиши слово, выдели приставку, запиши еще 2 слова
на эту орфограмму, обозначь ее.
Делай так: съезд, объявление, разъяснил.
17.Двойные согласные на стыке морфем.
Выпиши слово, подчеркни двойную согласную.
Делай так: длинный, рассвет.
18.Различение приставок и предлогов.
Если слово с предлогом, выпиши его, обозначь
орфограмму-пробел, поставь между предлогом и
словом вопрос или другое слово.
Делай так: к_ берегу, к (какому?) берегу, к (крутому)
берегу.
Если слово с приставкой, выпиши его и выдели
приставку, запиши еще 2 родственных слова с другими
приставками или без приставки.
Делай так: заехал, уехал, ехал.
19. Гласные и согласные в изученных приставках
(суффиксах).
Выпиши слово правильно, выдели приставку (суффикс),
запиши еще 2 слова с этой же приставкой (суффиксом).
Делай так: полетели, побежали, пошли; учитель,
водитель, строитель.
20. Родовые окончания существительных,
прилагательных и глаголов прошедшего
времени.
Выпиши слово, укажи его род, обозначь орфограмму.
Делай так: небо (ср. р.), синяя (ж.р., какая?), синее
(ср.р., какое?), красное (ж.р., какое?), играла (ж.р.,
что делала?), играло (ср.р., что делало?).
21. Правописание безударных падежных окончаний
имен существительных.
Выпиши слово, укажи склонение, падеж и число или
запиши проверочное слово. Выдели окончание.
Делай так: на опушке (1с., П.п., ед.ч. — на руке), у
опушки (1с., Р.п., ед.ч. – у руки), о цвете (2 с. — о коне),
на сирени (3с.)
22. Правописание безударных падежных окончаний
имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к
которому оно относится. Поставь к прилагательному
вопрос от существительного. Выдели окончание.
Делай так: к лесу (какому?) дальнему.
23.Частица НЕ с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши еще 2 слова на это
правило, подчеркни пробел.
Делай так: не пришел, не выучил, не знал.
24. Ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово, укажи род, запиши еще 2 слова на эту
орфограмму.
Делай так: луч (м.р.), нож, шалаш, ночь (ж.р.),
тишь, мощь.
25. Гласные – о, — е в окончаниях им. сущ.
творительного падежа после шипящих и Ц.
Выпиши слово, запиши еще 2 слова на эту орфограмму,
обозначь ее.
Делай так: ключом, полотенцем, ершом.
26. Безударные личные окончания глаголов.
Выпиши глагол, поставь его в неопределенную форму,
определи спряжение и гласную, которую следует
писать в окончании, выдели окончание.
Делай так: читает – читать (1спр.)
27. Ь на конце глаголов 2-ого лица. единственного
числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно, подбери еще 2 примера на
эту орфограмму, выдели ее.
Делай так: пишешь (2-е л. ед.ч.), решаешь,
читаешь.
28. Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно, обозначь орфограмму,
запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: пешеход, самолет, водовоз.
29. Знаки препинания в сложном предложении.
Выпиши предложение, выдели грамматические основы.
Изобрази схемы. Подчеркни запятую.
Делай так: Дремлют рыбы под водой , почивает
сом седой.
30.Знаки препинания при однородных членах
предложения.
Выпиши предложение, обозначь однородные члены и
слово, от которого они зависят. Выполни схему
предложения.
Делай так: 1. Сильный ветер сорвал листья с
деревьев, разметал их по дороге.
2. Сильный ветер сорвал листья с деревьев и
разметал их по дороге.
31. ТСЯ и ТЬСЯ (чь) в глаголах.
Выпиши слово, поставь к нему вопрос, определи форму
глагола. Подчеркни орфограмму.
Делай так: мчаться (что делать? – н.ф.), мчится
(что делает? – не н.ф.), сберечь (что сделать? –
н.ф.).
32. Разбор слова:
а) фонетический (звуко-буквенный разбор слова)
б) по составу (окончание, корень, приставка,
суффикс)
в) морфологический (разбор слова как части речи)
Выпиши слово, выполни разбор правильно.
33. Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни его грамматическую
основу (подлежащее, сказуемое). Выполни
правильный разбор.