Как составить схему сложного предложения – Задание 65 § 8 Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения 9 класс Разумовская М.М.

Как составить схемы предложений в русском языке. Схема сложного предложения

§ 1 Составление схем предложений и предложений по схемам

На этом занятии мы вспомним, как находить грамматическую основу и однородные члены в простом и сложном предложениях, научимся составлять схему предложения и предложение по уже заданной схеме.

Обычно под схемой понимается изображение чего-либо с помощью условных графических обозначений в основных, главных, общих чертах, без подробностей. Она помогает разобраться в сути предмета. Например, верно и четко составленная схема позволяет на уроках математики легко и быстро решить любую задачу. Точно также правильно составленная схема предложения помогает увидеть части сложного предложения, отличить сложное предложение от простого с однородными членами и грамотно расставить запятые.

Сначала рассмотрим, как составляется схема простого предложения. Границы предложений обозначаются квадратными скобками. Закрыв скобки, мы ставим знак препинания, соответствующий концу данного предложения:. ? ! или многоточие. Внутри скобок мы изображаем только главные члены предложения — одной линией подлежащее и двумя линиями сказуемое в том порядке, в каком они следуют в предложении.

Предложению «Я люблю листопад.» соответствует первая схема.

Предложению «Наступила поздняя осень». соответствует вторая схема.

В простом предложении могут быть однородные члены. Их мы тоже указываем в схеме. Второстепенные однородные члены изображаются кружком. Если однородными являются главные члены, то внутри кружка мы рисуем соответствующие линии. Не забудьте поставить запятые между однородными членами. Рассмотрим примеры.

Грамматическая основа предложения — роса покрывает. Однородные второстепенные члены — покрывает (что?) землю, траву, кусты.

Грамматическая основа предложения — Охотник не пошёл, а свернул. Здесь однородными являются сказуемые.

В сложном предложении несколько частей. На схеме каждую часть мы заключаем в отдельные скобки, между ними ставится запятая, а также союз, если он имеется в предложении. В конце схемы ставится тот знак препинания, который соответствует концу данного предложения.

Северный ветер принёс облака, и в воздухе появились снежинки. [- =], и [=-].

Это сложное предложение, в нём две части, соединённые союзом И. Составив схему, мы без труда увидим, что нужно поставить запятую.

На уроках бывает задание не только начертить схему к предложению, но и наоборот — составить предложение по заданной схеме. Для этого нужно схему внимательно рассмотреть, определить, какое предложение нужно составить: простое, с однородными членами или сложное. Далее нужно увидеть порядок следования членов предложения, указанных на схеме, а также обратить внимание на знаки препинания.

Проще сначала устно составить предложение только с главными членами, затем распространить его (то есть добавить второстепенные члены) и записать в тетрадь.

Перед нами схема сложного предложения. В нём две части, соединённые союзом А. В обеих частях сначала идёт подлежащее, а затем сказуемое. Какое предложение может получиться? Кот уснул, а мышь выбежала. Распространим его: Рыжий кот уснул, а хитрая мышь выбежала из норки.

Схема — это наглядность, которая позволяет выделить и понять главное. Если вы научитесь быстро и правильно составлять схемы, то будете хорошо видеть структуру предложения. Схема подскажет вам, как правильно расставить запятые. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

При составлении схемы простого предложения в квадратных скобках изображаются главные члены соответствующими линиями, а также кружком однородные члены. При составлении схемы сложного предложения каждая часть заключается в отдельные квадратные скобки, между ними ставятся запятые и союзы. После схемы ставится знак препинания, соответствующий концу данного предложения.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. – М.:Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. «Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301 с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.-78с.
В школьном курсе изучения синтаксиса русского языка от учащихся требуется умение читать и чертить схемы любых предложений. Некоторым это занятие кажется неважным, второстепенным.

Однако тот, кто умеет составлять схемы предложений, быстро определяет их структуру и, как правило, безошибочно расставляет необходимые знаки препинания. Поэтому стоит уделить немного времени, чтобы в этом разобраться и потренироваться в составлении различных схем. Конечно, чтобы вы быстрее все поняли, вам нужен пример.

Что нужно знать? Как составить схему предложения?

1. Рассмотрим построения предложения, где присутствует прямая речь. В их составе выделяют непосредственно прямую речь и слова автора. Первая заключается в кавычки и на схеме обозначается буквой П, авторские слова – буквой А (если стоят в начале предложения) или прописной а (в остальных случаях). Схемы очень просты. Вот пример построения различных вариантов.

«Завтра отправимся в поход», — об

nauet.ru

Схема сложного предложения примеры. Как составить схему предложения

Инструкция

Помните, что сложноподчиненное предложение может включать два и более придаточных, которые между собой соединяются сочинительными союзами. При этом предложения не являются сложносочиненными по отношению друг к другу, так как они оба подчиняются главному. Их относят к однородных придаточных предложений. Знаки препинания между ними ставятся по правилам, относящимся к однородным .

Видео по теме

Обратите внимание

Существуют также бессоюзные сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом только интонацией, без помощи союзов и союзных слов.

В нашем языке передавать мысли можно, используя разные конструкции предложений. Союзные и бессоюзные сложные предложения способны замещать друг друга в речи: при изменении структуры смысловое содержание остается прежним. Опустите союз – и перед вами бессоюзное предложение. Не исказите смысл и правильно расставьте знаки препинания!

Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение — совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.

Что включает в себя схема предложения

Для начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы.

Что же должно быть указано при составлении схемы?

  1. Предикативная основа. Главные члены необходимо указывать для того, чтобы доказать, что перед нами действительно предложение (ведь по этому признаку его и отличают от словосочетания), правильно определенные подлежащее и сказуемое помогут отнести синтаксическую единицу к односоставным либо двусоставным.
  2. Если предложение сложное, то указываются союзы, соединяющие его части. Эти же объекты отмечаются, если они употреблены при однородных членах.
  3. Схемы предложений в русском языке могут содержать осложняющие элементы. В следующем разделе разберем, какие именно.

Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В квадратные скобки

mmkspo.ru

Как составить схему предложения. Основные моменты

Практически каждый ученик знает, что если преподаватель на уроке русского языка обратится к нему со словами: «Составь предложения по схемам», – то сначала нужно будет определить структуру, а в конце останется расставить знаки препинания. Причем с последними справится любой учащийся, так как они отображаются на схематическом рисунке. Все методики изображения напрямую зависят от различных факторов: наличие прямой речи, причастные и деепричастные обороты, а также вид и тип предложений и их схем.

Прямая речь

Для того, чтобы составить схему предложения такого типа, потребуются слова автора и непосредственно прямая речь. При этом первые обозначаются прописной буквой «а» или заглавной «А» (в случае написания в начале предложения), а вторая — большой буквой «П» с обязательным использованием кавычек.

как составить схему предложения Ниже рассмотрим несколько распространенных примеров:

«П», — а.;

А:»П!».;

«П, -а. -П».;

А:»П!» — а.

В каждом из них знаки препинания уже расставлены, что помогает быстро усвоить еще и пунктуацию.

Простые и сложные

Если отвечать на вопрос о том, как составить схему предложения сложного или простого типа, то начинать нужно с условных изображений, используемых в схематических рисунках. Самой распространенной считается линейная схема, которая подразумевает использование круглых скобок для придаточных предложений и квадратных для выделения главных. Кроме того, сказуемое и подлежащее тоже обладают собственными знаками. В первом случае это две параллельные черточки, а во втором – тире. Стоит отметить, что в сложном типе могут указываться так называемые средства связи – союзное слово или союз, а также ставится вопрос от главной к придаточной части. Вот самые основные примеры: [- =, =], [ -, — =] и [- =].

составить схему предложения

Сложные

Решая, как составить схему предложения сложного типа, необходимо учесть, что они бывают трех видов: бессоюзные, сложноподчиненные и сложносочиненные. При графическом отображении надо помнить: все средства связи и сами части предложения должны быть отображены в обязательном порядке. К примеру: [- =], [= -], и [- =, =].

Сложноподчиненные

Здесь всегда должна присутствовать зависимая часть. Она выделяется круглыми скобками с вписанным в них словом, которое служит в качестве связки, и именно к ней ставится вопрос, исходящий от главного слова или словосочетания. Как составить схему предложения в таком случае — видно на наглядном примере: [- =], (так как).

составь предложения по схемам

Альтернативный вид схематического рисунка

Помимо линейных типов, иногда принято использовать вертикальные схемы. Их главное отличие от первых — отсутствие запятых и других знаков препинания и расположение под главной частью. При этом придаточных предложений может быть сколько угодно. Например:

[- =]

почему? (потому что)

какой? (которого).

Высшее образование

Возникает вопрос, как составить схему предложения и во время предвузовской подготовки. В этом случае практикуются специализированные плакаты с изображением придаточных частей в виде кружков, а главных – в форме прямоугольников. Кроме того, в некоторых ситуациях союзы могут быть вынесены за пределы графических фигур, но с обязательным оставлением внутри союзного слова. Это необходимо сделать, так как союз является такой же частью слова, как и остальные компоненты (причастие, сказуемое, подлежащее и так далее).

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *