Как запоминать информацию быстрее и эффективнее: 8 проверенных способов
В течение дня мы забываем около 70% всего увиденного и услышанного, уверен специалист по нейропсихологии Марк Тигелаар. В своей книге «Как читать, запоминать и никогда не забывать» (вышла в издательстве «МИФ») он делится методикой, которая научит быстро усваивать информацию, лучше запоминать ее и сохранять в своей памяти. «Цех» публикует главу «Пятый принцип. Думайте активно».
Мы часто думаем, что автоматически поймем и запомним информацию в любом случае. Нам кажется, что мозгу нужно всего лишь распознать получаемую информацию. Возможно, придется после этого повторно ее прочитать, но это нормально. Другими словами, мозгу не надо думать, ему нужно только принимать информацию, так?

Когда мы читаем пассивно, определенно что-то в нашем мозге происходит. «Что-то» — но не более того. В результате нам приходится перечитывать текст снова и снова, надеясь, что что-нибудь останется в памяти. Такая стратегия требует много времени и не очень эффективна. На самом деле ускорить и улучшить передачу информации в мозг довольно просто, динамично вовлекая его в процесс. Чем активнее мозг усваивает информацию, тем быстрее он это делает.
Рассмотрим аналогию с теннисом. Если хотите хорошо играть в теннис, но просто смотрите, как в него играют, у вас ничего не получится — нужно именно играть самому. То же относится и к информации. Оставаться на позиции стороннего наблюдателя — не лучший способ использования мозга. Чем более активно мозг вовлечен в процесс обучения, тем лучше результаты.
Объясняйте
Первый способ более активно вовлекать мозг — объяснять новую информацию другому человеку своими словами. Используя свои слова, вы отходите от изначального текста и связываете информацию со своими знаниями и опытом. В результате вы лучше понимаете информацию.
Объяснение чего-либо своими словами позволяет установить связи, которые напрямую не описаны в материале. Часто текст описывает несколько взаимосвязанных событий, отношение которых друг к другу не выражено словами. Простой пример: «Бен поехал в Барселону. На полпути ему пришлось дозаправляться». В тексте прямо не указано, но предполагается, что Бен поехал в Барселону на машине. Объяснение этого своими словами стимулирует ваш мозг создавать связи между предложениями, позволяя лучше понять текст.
Задавайте вопросы
Похожий способ активного вовлечения мозга — задуматься о вопросах сразу после получения информации. Это не только обеспечит вам высокую концентрацию внимания, но и позволит найти взаимосвязи между вашими знаниями и фрагментами новой информации. Заметьте, это должно требовать не больше усилий, чем обычно, а немного больше сознательного внимания.
Не изучайте текст пассивно, активно задавайте вопросы
Сохраняйте информацию в памяти быстрее и лучше
Пятый принцип применим не только к получению и анализу информации, но и к ее сохранению. Чем активнее вы устанавливаете связи между прочитанным материалом и другой информацией, тем основательнее материал запечатлеется в вашей памяти. Создавая взаимосвязи в процессе обучения, вы создаете дополнительные отправные точки для своего сознания. Эти точки помогут вам восстановить материал из долгосрочной памяти.
Не учите ничего дважды!
Возможно, вам знакома такая ситуация: после посещения презентации вы возвращаетесь к вашим заметкам или после прочтения профессиональной литературы снова перечитываете некоторые главы. Так вы повторяете информацию и лучше ее запоминаете. Или вы просто так думаете. Пассивное повторное прочтение информации или ее просмотр никак не влияют на вашу память — это чистая потеря времени. Исследования показывают, что пассивное перечитывание не улучшает запоминание.
Пассивный просмотр и активное вовлечение мозга существенно различаются. Чем активнее мы вовлекаем мозг при пересмотре информации, тем дольше и лучше она сохраняется. Если вы просто перечитываете, проблема состоит в том, что вы сразу же распознаете: «Да, я уже это знаю». Это все равно что признавать, что вы знаете отдельные буквы и слова. С этого момента ничего в мозге не происходит и информация в памяти не закрепляется.
Более того, вступает в силу еще один фактор, который психологи называют «контекстная память»: при изучении чего-либо нужно делать то же самое, что вы будете делать, когда понадобится ее вспомнить. Чем больше сходства, тем лучше. Предположим, вам нужно выучить что-либо к экзамену. Когда вы пассивно перечитываете информацию, не похоже, что вы пытаетесь восстановить ее из памяти. Другими словами, в этот момент процесс обучения несколько отличается от того, как вы будете отвечать на вопросы на экзамене.
Что я предлагаю? После прочтения текста или посещения презентации не пересматривайте текст и не подглядывайте в заметки, а попробуйте восстановить информацию из памяти. Запишите ключевые слова из полученной информации, не глядя в свои записи. Обращаясь к своей памяти, вы запоминаете информацию более точно и полно.
Между прочим, пересмотр информации имеет определенное влияние на память, если между пересмотрами проходит много времени. Почему в этом случае техника эффективна? Потому что информация записана где-то в памяти и вам нужно активно задействовать мозг, чтобы ее извлечь. При прочтении предложения или ключевого слова мозг ищет в памяти ассоциирующиеся с ним идеи и темы.
Генеральная репетиция
Еще одно преимущество записывания ключевых слов на отдельном листе бумаги заключается в том, что, если вы позже сравните ключевые слова с изначальными заметками и оригиналом документа, вы увидите, что вы не запомнили. Если в книге было описано семь стратегий, а вы записали шесть, вы понимаете, что седьмая не сохранилась и стоит потратить на нее немного времени. Для студентов это отличная возможность провести генеральную репетицию перед экзаменом и узнать свою готовность к нему до начала экзаменационного периода.
В традиционном подходе вы читаете текст один раз, а затем лишь повторяете идеи снова и снова. В новом подходе вы думаете о вопросах, пока усваиваете информацию. Верно, это прерывает процесс чтения, но поймите: так вы помогаете мозгу принять информацию лучше и быстрее
Активный пересмотр информации в конечном счете практически всегда быстрее пассивного. Он позволяет информации оставить более глубокие следы в памяти, а значит, запомниться лучше и на более долгий срок. А так как вы формируете яркие воспоминания, вам требуется меньше времени на восстановление информации. Чем больше вы над чем-то работаете, тем вам становится легче.
Постоянно проверяйте себя
Предположим, вы выучили последовательность слов. Большинству требуется несколько раз прочитать их, чтобы запомнить. Активный пересмотр предназначен для испытания себя. Так вы быстро определите, какие слова запомнились, а на какие стоит обратить больше внимания.
У вас будет искушение не проверять себя и не перечитывать фрагменты информации, которые вам уже знакомы. Это нормально. Повторное их прочитывание не приведет к лучшему запоминанию — вы просто потратите время. Однако иногда самопроверка дает неожиданные результаты: вы можете значительно повысить уровень понимания при изучении общей темы, тестируя себя по тем аспектам, которые уже хорошо знаете.
Одно большое исследование подтвердило такой эффект. Участников разделили на две группы и предложили выучить один и тот же набор фактов. После первого теста участников первой группы не спрашивали о тех фактах, которые они раньше знали. Участников второй группы тестировали по всем фактам. В конце обучения первая группа могла воспроизвести лишь 35% материала, а вторая — 80%. Вывод: повторение не имеет значения, а проверка себя — имеет, так как первое — пассивная форма изучения, а второе — активная.
Обзор прочитанного
Пассивное записывание или просматривание информации занимает много времени, но дает мало результатов. Наш мозг не задействован в полную силу, если работает на автопилоте. Чем больше он вовлечен в работу, тем быстрее усваивается информация и тем дольше она сохраняется.
Попробуйте использовать этот принцип в течение нескольких недель. Активно рассматривайте информацию, с которой сталкиваетесь, и смотрите на результат. Во время чтения регулярно задавайте себе вопросы, а после чтения записывайте, что запомнили.
Хочешь вызубрить урок? Поболтай о нем с приятелем! Семь лайфхаков, как запоминать информацию быстрее
«Учимся учиться», или «Learn how to learn» — это один из самых популярных онлайн-курсов в мире, который уже прошли больше 2,5 миллионов человек! В этом году основательница курса, доктор Оклендского университета (США) Барбара Окли приехала на конференцию EdCrunch в Москве и поделилась своими приемами:
— В детстве я мечтала стать лингвистом, и хотела выучить как можно больше новых языков, — рассказывает профессор Окли. — Поэтому сразу после школы я пошла… в армию! Там поступила в военный институт языковой подготовки, где выучила русский язык. Тогда я сформулировала для себя основные принципы запоминания новой информации. Они очень помогли мне, когда позже я решила сменить специальность и занялась биологией и инженерными науками. Приемы, о которых рассказываю в этом курсе и в своих книгах, основаны на нашей физиологии, на том, как работает человеческий организм. Поэтому они универсальны — вне зависимости от того, надо ли нам выучить новую формулу, прочитать книгу или натренировать какой-либо навык.
Два режима работы мозга
Наш мозг работает в двух режимах — сфокусированный и рассеянный. Первый режим позволяет нам сосредоточить все внимание на какой-то задаче. Именно так мы пытаемся умножить 6 на 8 в уме или вычисляем проценты по кредиту. О такой сфокусированности мечтает любой учитель! Увы, проблема в том, что мозг не может долго работать в таком режиме, это потребляет слишком много энергии. Так что при решении подобных задач очень важно делать перерывы — например, каждые полчаса.
Второй режим — рассеянный, похож на режим автопилота. Сравните двух водителей: начинающий шофер все свое внимание тратит на переключение передач и положение руля, путается в педалях и не обращает внимание на знаки. А вот опытный водитель делает все эти вещи на автомате, и может одновременно с этим слушать радио, разглядывать рекламные баннеры, да еще и говорить по телефону. Когда мозг работает в рассеянном режиме, это позволяет нам видеть общую картину, запоминать связи между явлениями и находить нестандартные решения. Простой способ переключиться в такой режим — обсудить то, что вы только что узнали, с другими! Ну или хотя бы просто проговорить вслух новую информацию своими словами.
Метафоры в помощь
Хороший способ запоминать сложные вещи — это метафоры. Основная задача тут — это подобрать метафору так, чтобы она сама напоминала нужные свойства и особенности этого явления.
— У людей есть два типа памяти — кратковременная и долговременная, — приводит пример Барбара Окли. — Кратковременную можно сравнить с жонглером, который может удержать в воздухе только четыре предмета. Задача кратковременной памяти — связать эти предметы в одну цепь понятий. А вот долговременная память — это склад, на котором эти цепи хранятся.
Именно поэтому, когда мы учимся чему-то новому, нужно выделять связи между явлениями и событиями. Это позволяет освободить “руки” у кратковременной памяти. Так она сможет работать не с отдельными терминами, а с их цепочками, и быстро извлекать их со склада долговременной памяти в нужный момент.
— Так люди становятся экспертами в своей области — они хранят в своей памяти не просто отдельные фрагменты и цепочки знаний, а целые сети информации, которые могут легко вспомнить и быстро использовать, — объясняет профессор.
Повторение — мать учения
Так как же научиться выстраивать такие логические цепочки? Во-первых, не пытаться выучить все и сразу. Новую информацию надо усваивать постепенно, небольшими частями, и не бежать впереди паровоза:
— Представьте, что вы строитель, а кирпичи — это кусочки информации, которые вы пытаетесь запомнить, — приводит другой пример Барбара Окли. — Чтобы построить стену, нужно выложить ряд таких кирпичей, и дать цементу между ними просохнуть. И только потом можно выкладывать следующий ряд. Если же вывалить все сразу, то стена развалится. То есть, будет каша в голове.
Чтобы дать новым знаниям укрепиться в голове, нужно… больше спать и отдыхать. Настоящее обучение происходит именно в процессе сна, когда мозг обрабатывает и сортирует полученную за день информацию. И чтобы она не стерлась, этот новый материал нужно повторять.
Повторение помогает лучше усвоить новую информацию и двигаться дальше. Поэтому школьникам и дают прописи, кучу однотипных задачек по математике и бесконечные упражнения по русскому языку.
— Заниматься один раз в неделю бесполезно — за это время новая информация сотрется из памяти. Тренироваться каждый день тоже неэффективно, мозг не будет успевать обрабатывать поток информации. Оптимальный вариант — учиться 3-4 дня в неделю, а в остальное время давать себе отдых. И лучше, чтобы эти выходные были не подряд, — советует профессор.
Одной строкой
— Не получается найти решение — забейте! Возможно, оно придется позже само.
— Узнали какое-то явление или понятие? Попробуйте увидеть его в другом контексте. Например, прошли понятие золотое сечение — ищите его в формах растений и в зданиях вокруг.
— Меняйте атмосферу учебы — отправляйтесь с аудиокнижкой на пробежку или в парк.
— Обуяла лень? Для борьбы с прокрастинацией сосредоточьтесь не на результате, а на процессе! Договориться с самим собой «Сейчас 20 минут порешаю эту задачу и отдохну» гораздо легче, чем уговаривать себя сделать все и сразу.
Как запоминать информацию: хитрости и приёмы
Возможности человеческой памяти до сих пор полностью не исследованы. Но некоторые закономерности доказаны и они могут помочь лучше запоминать информацию.
Простые правила запоминания
Для упрощения усвоения информации воспользуйтесь следующими советами и хитростями.
Ассоциации
Ассоциативное мышление поможет легко запомнить нужные данные. Его суть в привязывании новой информации к уже существующей в нашей памяти. Цепочка воспоминаний приведёт вас к тому, что вы запоминали.
На практике новую информацию можно связывать с чем-то похожим: словами, песней, мысленным образом и т.д. Например: восьмёрка похожа на перевёрнутые очки, самолёт на птицу, лампа на грушу, а каждого нового знакомого можно связать с каким-либо животным.
Точно также используются противоположные понятия: хотите запомнить объект чёрного цвета – подумайте о том, что чёрное – это противоположность белого.
По теме: Как улучшить свою память
Обращайте внимание на обстановку, в которой вы находитесь, когда запоминаете. Начиная вспоминать, где вы были, что видели и чувствовали, вы сможете вспомнить нужные данные.
Лучшее время для запоминания – раннее утроПовторение
Способность запоминать напрямую зависит от того, сколько раз мы повторим новую информацию. Но к этому нужно подходить с умом, используя приёмы повторения:
- активное повторение;
- пересказ.
Процесс активного повторения предполагает осмысление запоминаемой информации. То есть при каждом повторении старайтесь прокручивать в голове образы и ассоциации, отвечать на вопросы, связанные с запоминаемым материалом.
Пересказ используется, когда информацию не нужно запоминать дословно. В этом случае активизируется речевое мышление и в голове откладывается способ воспроизведения информации.
Факт: Запах розмарина способствует лучшему запоминанию.
Записывание
Записывайте важную информацию. При этом разбивайте материал на отдельные элементы и выделяйте главные моменты. Не старайтесь переписать всё книжным языком – пересказывайте и записывайте своими словами.
Мозг вынужден обрабатывать записываемую информацию, благодаря чему она лучше закрепляется в памяти.
Рекомендуем: Правда ли, что мозг работает только на 10%
Разбивка на мелкие элементы и структурирование
Много нового материала практически невозможно запомнить одним блоком. Разбивайте материал на мелкие блоки, в каждом выделяя главные моменты: подчёркивания, раскрашивания, схемы и рисунки. Это эффективный способ, т.к. большинство людей настроены на визуальное восприятие.
Отличным примером является разбивка номера телефона, когда вместо +79191234567 записываем +7 (919) 123-45-67.
Мнемоника
Она помогает фиксировать в памяти большие блоки информации, которые зачастую логически не связанны между собой.
Выделим основные мнемонические приёмы:
- Буквенный код. Образование фраз из первых букв. В пример возьмём фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – по первым буквам можно быстро вспомнить все цвета радуги.
- Ассоциации. В мнемонике основная ставка делается на создание ярких и необычных ассоциаций.
- Рифмование. Чтобы запоминать информацию, можно составить рифмованные пары слов или даже небольшие стихотворения.
- Созвучие. Этот метод отлично зарекомендовал себя в запоминании терминов и иностранных слов.
- Метод Римской комнаты. Создайте в воображении комнату и расставляйте запоминаемые объекты в ней, связывая их с предметами интерьера. Чтобы что-то вспомнить, просто представьте эту комнату и найдите нужную информацию.
Применяйте новые знания на практике
Отличный вариант запомнить новое – подискутировать на эту тему, обговорить её с собеседниками. Проговаривая и прослушивая вновь изученную тему, вы сможете быстро и качественно запоминать информацию, которая пока еще является для вас новой.
Ещё много интересного в наших соцсетяхМотивация
Понимание и желание также являются важным стимулом к запоминанию. Если вы пытаетесь запомнить материал «через силу» без желания это сделать, у вас уйдет намного больше усилий и времени для запоминания.
Это пригодится: Как побороть свою лень
Поэтому перед тем, как приступить к запоминанию, убедите себя в том, что вам интересно это делать, постарайтесь вызвать желание выучить материал и подумайте о преимуществах, которые вы получите в результате. В этом случае у вас получится запомнить намного быстрее и эффективнее.
Чем полезнее и интереснее информация, тем её проще запомнить!Технологии
У каждого под рукой всегда есть мобильный гаджет, который может быть отличным средством для хранения данных. В магазине приложений множество вариантов не только для структурированного ведения записей, но и для тренировки памяти.
Заключение
Очевидно, что приведённые рекомендации пересекаются между собой, т.к. учитывают принципы работы нашего мозга. Помните, что иногда достаточно пойти на небольшие хитрости и избавиться от мук зубрёжки.
Похожее
Как запоминать прочитанное с первого раза?
Наверняка, у тебя была такая ситуация: прочитал параграф, закрыл учебник и осознал, что ничего не помнишь. Мозг как будто вышел попить кофе, пока ты напрягался и читал. Что ж, давай разберёмся, почему так случилось. Адукар собрал хитрости, которые помогут тебе запоминать прочитанное с первого раза.
Создай правильную атмосферу для чтения
Если хочешь прочно закрепить теорию, забудь совет «учись всегда и везде». Чтобы учебный материал с первого раза отпечатался у тебя в голове, нужна спокойная обстановка и внутренний дзен — тебя ничего не должно отвлекать. Только ты, учебник и тяга к знаниям.
Самое удачное время для чтения сложных параграфов — утро. За ночь твой мозг очистился, набрался сил, и готов впитывать сложную информацию. К вечеру он, как и весь твой организм, сильно устанет и не захочет запоминать прочитанное с первого раза.

Думаем, ты уже догадываешься, что самое неудачное место для чтения — это твоя кровать. Да, на ней уютно поваляться с учебником, но так ты не сможешь настроиться на серьёзную учёбу. Эффективнее будет читать за письменным столом. И лучше не в пижаме: у твоего тела другие ассоциации с этим предметом одежды.
Учись читать правильно и быстро
Ты уже сел за учебник и приготовился читать. Но как делать это правильно, чтобы прочитанное запомнилось с первого раза? Используй приёмы скорочтения, они помогут тебе читать быстрее, не теряя при этом суть прочитанного. Чем быстрее ты читаешь, тем лучше усваивается информация
Не возвращайся к тому, что уже прочитал. Если во время первого чтения ты что-то пропустил или не усвоил, не бросайся перечитывать отдельные абзацы заново. Ты успеешь позже пересмотреть весь текст. Пока ты читаешь, твои глаза должны бежать только вперёд.
Читай про себя. Не проговаривай текст вслух, учись читать без артикуляции. Задействуй только своё зрение и мозг.
Учись читать «по диагонали». Ты наверняка замечал, что узкие колонки текста можно читать только вертикальным движением глаз. Совершенствуя свои зрительные навыки, можно научиться видеть весь текст абзаца или целой страницы. И даже не читая его от начала до конца, выделять основную информацию. В интернете ты найдёшь специальные упражнения по скорочтению, которые помогут тебе расширить поле зрения.

Визуализируй прочитанное
Когда мы читаем текст, то неосознанно соотносим прочитанное с нашим опытом. В итоге у нас в голове возникают зрительные образы, появляются ассоциации. Развивай и запоминай их, они помогут тебе восстановить содержание прочитанного.
Придумывай яркие ассоциации. Возможно, событие из истории совпадает по дате с днём рождения кого-то из твоих друзей, или же у тебя есть весёлый случай, связанный с каким-то понятием из физики или биологии. Ассоциации, которые вызывают эмоции, помогают нашей памяти работать. Используй этот лайфхак.
Веди конспект. Схемы, таблицы, рисунки — мастхэв школьника и студента. Если после прочтения параграфа кратко его законспектировать, шансы на то, что информация быстро улетучится из твоей головы, значительно снизятся.
Обсуждай и пересказывай. Горячо обсудив с одноклассниками способы принятия Конституции, ты вряд ли забудешь их на ЦТ по обществоведению. А пересказав маме на кухне интересные факты из параграфа о земноводных, сам закрепишь эту тему по биологии. В общем, ты знаешь, что делать.
Тренируй память. И не забывай повторять прочитанное
Ничто не поможет так хорошо запоминать прочитанное с первого раза, как натренированная память. Чтобы прокачать её, используй онлайн-тренажёры (вроде wikium.ru), где можно решать задачки на развитие внимания и памяти. Отменная память — полезный навык, который пригодится тебе в учёбе, на работе и в целом по жизни. Читай, как прокачать память к экзаменам и ЦТ.

Напоследок расскажем про ещё один важный факт: если ты читаешь с удовольствием, процент запоминания становится выше!
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Telegram, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by
Как быстро и хорошо запомнить текст
«Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память» Иоганн Вольфганг фон Гёте (немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель).
Для каждой роли актеру приходится заучивать большое количества текста, при этом, в отличие от телеведущего или преподавателя, у него нет возможности заглянуть в конспект.
Но, конечно же, не только актерам полезно укреплять и развивать память, а любому человеку будет только на пользу овладеть навыками запоминания большого объёма информации.
Методик и упражнений для развития человеческих способностей существует великое множество. Так, руководитель и основатель образовательного портала 4brain – Евгений Буянов, на страницах своего проекта собрал наиболее значимые и интересные методики развития в человеке разных ментальных навыков, и все ради одной важной цели:
«в наше время в интернете сложно найти что-нибудь стоящее: что можно прочитать и потом рассказать внукам в старости; чему можно научиться, чтобы сделать мир лучше; что сделает нас немного мудрее и толерантнее». Пройдя по этой ссылке, вы сможете найти большое количество полезных, увлекательных приемов, правил и техник, направленных на повышение уровня развития памяти и способности целенаправленного запоминания. Вся методика обучения способам запоминания, представленная на данном сайте очень проста и доступна каждому.Чем больше вы узнаете о способности памяти, тем легче вам будет общаться с ней на «одном языке», а значит, вы будете понимать друг друга долгие годы, оставаясь при этом «верными друзьями».
Итак, не торопитесь приступать сразу же к упражнениям. Для начала давайте определимся, какой вид памяти, развит именно у вас лучше всего.
Так, Наполеон, обладал, моторной памятью (всем нам прекрасно помнится его феноменальная память на имена). Человеку, обладающему
Также важно определить при выборе способа запоминания текста:
- Какого типа текст (какой сложности, тематики)
- Насколько подробно необходимо вам его запомнить
- На какое время
Итак, давайте, чтобы раз и навсегда выявить ваш тип памяти, мы с вами проведем один тест. Называется он «Тест на определение типа памяти». Вам для этого понадобиться три листа бумаги, обязательно пронумерованных.
Прочитайте вслух слова:
- Лампа
- Груша
- Карта
- Дождь
- Гусь
- Обруч
- Собака
- Лист
- Дом
- Газета
Запишите то, что запомнили на первом листе.
Теперь прочитайте слова про себя, и обязательно представляйте эти предметы:
- Чайник
- Самолет
- Бабочка
- Ноги
- Лошадь
- Доска
- Свеча
- Хлеб
- Книга
- Велосипед
- Луна
Вновь запишите, что запомнили, используя лист №2.
А теперь прочитайте слова и «запишите» их в воздухе:
- Заяц
- Лыжи
- Самовар
- Топор
- Лодка
- Поездка
- Загадка
- Стул
- Печенье
- Чай
Запишите все, что смогли запомнить на третьем листе.
Вот теперь выводы: если больше совпадений на листе №1 – у вас аудиальная память. На листе №2 – зрительная память, на листе № 3 – кинестетическая.
Приемы быстрого запоминания текста
«Помнить — это все равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего
У каждого профессионала « речевой» профессии есть свои приемы, секреты быстрого запоминания огромной по объему информации или же текста.
В книге «245 простых упражнений по системе Станиславского» Эльвира Сарабьян приоткрывает нам завесу этих тайн.
И вот только некоторые фрагменты этой увлекательной книги:
- Текст мгновенно «всплывает» в памяти, если принять позу, которая принималась в театре, в гриме и костюме…то есть необходимо войти в нужный образ. В общем, идею вы уловили!
- Также книга наполнена всевозможными действенными советами, среди них и чтение материала вслух. И желательно только повторять ту часть, которая меньше всего поддаётся запоминанию. Не забывайте делать перерыв, отдыхать.
- Обязательно тренируйте образные способности (есть такой даже метод «Мнемотехника (метод ассоциаций)» все о данной методике читайте на данной странице.
А теперь давайте поиграем в игру «Катена» для развития креативного мышления, описанную в книге Гарри Лорейн «Суперпамять». Играть можно как одному, так и в компании. Правила очень просты. Возьмите любыми два слова. Необходимо взять их цепочкой слов-ассоциаций (то есть между словами должно быть хоть что-то общее, или же наоборот противоположное).
Пример: Часы и Облако.
Решение: Часы – Время – День – Солнце – Небо – Облако.
Придумывайте свои ассоциации, развивайте креативное мышление. И обязательно пройдите урок «Теории творчества и креативности».
Возможно, вы уже слышали о « Методе Цицерона» или его еще называют «метод дорог» для запоминания последовательности слов. Чтобы воспользоваться методом, необходимо заранее подготовить «дорогу» (матрицу образов).
И суть его в следующем: вы должны взять первое слово и создать ассоциацию с первым образом вашей матрицы. И так с каждым словом. А процесс «вспоминания» слов будет работать на вас, когда вы мысленно воспроизведете образ, соответствующий данному слову.
Вот еще несколько действенных способов, позволяющих качественно, а главное быстро запомнить материал (будь то стих, роль или доклад):
- Прочитав текст, выделите в нем основную, главную мысль
- Читая текст, обращайте внимание на подробности
- Проводите параллели с уже имеющимися у вас знаниями
- Ставьте себе обязательно внутренние установки на запоминание — активно работайте как с собой, так и с текстом. Учите только с желанием
- Небольшого объема тексты, эффективнее всего заучивать перед сном
- Объемную (большую) информацию делите на части, не пытайтесь все освоить в один день
- Связывайте запоминание материала с хорошо известными вам явлениями (музыкой, цветами, числами)
- Стимулируйте себя, вознаграждайте свой труд ( вкусным обедом, долгожданной покупкой)
- Если вам предстоит запомнить иностранный текст, обязательно предварительно сделайте точный его перевод
- Все сложное, старайтесь максимально упростить
- Всесторонне используйте различные органы чувств
- Старайтесь взглядом охватывать как можно больше слов (развивайте периферическое зрение). Для этого используются, в том числе таблицы Шульте.
- Читайте, учите только на свежую голову
- Работайте с текстом в комфортных условиях (хорошее освещение, отсутствие внешних раздражителей)
- Высыпайтесь (тем самым вы значительно повысите производительность вашей памяти)
Есть еще один весьма эффективный метод быстрого запоминания текста – при помощи пиктограмм (то есть, прибегая к помощи графических образов). Принцип его точно такой же, как в методе дорог. Нарисованная вами картинка и есть способ быстрого воспроизведения нужных слов или предложений.
Вот и все на сегодня. Нагружайте свою память, ведь как говорил Наполеон I: «Голова без памяти — все равно, что крепость без гарнизона». Если интересуетесь вопросами развития мышления более глобально — обратите внимание на курс «Когнитивистика».
Дорогие друзья, мы будем очень рады, если вы поделитесь с нами не только своими впечатлениями от материала, изложенного нашей командой, а самое главное, результатами своих усилий. Мы этим самым еще раз удостоверимся, что наш труд не напрасен. Оставляйте, пожалуйста, свои отзывы и комментарии в строке ниже.
Удачи вам и отличной памяти!
Как читать, запоминать и никогда не забывать: 10 ключевых идей из книги
Юлия Скрипник
Ежедневно мы получаем умопомрачительное количество информации, по объему сравнимое со 174 газетами. Мы читаем слишком медленно, чтобы прочитать все, что нам нужно. Подготовили в этой статье краткую выжимку из книги «Как читать, запоминать и никогда не забывать» — 10 ключевых идей, которые помогут вам увеличить скорость чтения и улучшить качество усвоения информации.
1. Все начинается с осознания цели
Подумайте, чему вы хотите научиться, прежде чем начать читать. Какая жизненная или рабочая задача сейчас перед вами стоит, и как конкретно эта книга, которую вы держите в руках, поможет вам добиться цели? Понимание цели настроит ваш мозг на волну поиска ответов на вопросы. Вы будете гораздо внимательнее читать текст.
2. Изучите оглавление и структуру книги
Изучите аннотацию и оглавление. Это может показаться лишним, но так вы точно будете знать, чего ожидать от книги. Пролистайте книгу. Обратите внимание на заголовки, выделенные фразы, изображения, диаграммы. Такой просмотр книги — как взгляд на карту маршрута для путешественника.
Это необходимо, чтобы быть подготовленным, к изменению структуры, к длинным или коротким отрывкам.
3. Отдавайте предпочтение бумажным книгам
Исследования показывают, что при чтении с монитора продуктивность снижается на 30% и, кроме того, мы забываем цифровую информацию быстрее, чем ту, что получили с бумажных носителей.
Одна из существенных причин, объясняющих, почему так происходит, — то, что свет идет из-за текста. Представьте, что вы читаете то, что напечатано на тонкой бумаге, держа ее против яркого света. Читать можно, но глазам при этом некомфортно. То же происходит и при чтении с монитора: глаза устают от подсветки, и скорость чтения немного снижается.
Рельеф книги
Электронные книги лишены этого недостатка благодаря использованию электронных чернил и отсутствию подсветки. Но и в случае с электронными книгами мы сталкиваемся с тем, что усваиваем информацию хуже и забываем ее быстрее, чем читая бумагу. Это связано с так называемым внутренним рельефом книги. Что это значит? Возможно, вам знакома такая ситуация: вы прочитали книгу и теперь пытаетесь вспомнить какой-то ее фрагмент. Вы знаете, что нужное предложение было слева вверху, где-то в последней четверти книги, рядом с рисунком. Знания, основанные на местоположении, базируются на «внутреннем рельефе» книги. Печатная книга имеет множество преимуществ, которые позволяют в ней ориентироваться.
4. Избавьтесь от внешних отвлекающих факторов
Недостаток внимания может быть вызван различными внешними отвлекающими факторами, например, уведомлениями электронной почты, звонящим телефоном, коллегой, задающим вопросы. На время чтение постарайтесь убрать все отвлекающие факторы. Переведите телефон в авиарежим. Если вы в кабинете — наденьте наушники. Отойдите от ноутбука, возьмите бумажную книгу. Дайте себе установку — «У меня есть 40 минут, в течение которых я буду читать книгу, а после вернусь к другим делам».
5. Заполняйте ментальную пустоту
Кроме внешних отвлекающих факторов, есть еще и внутренние — мысли, которые приходят сами по себе, например: «Мне нужно позвонить сестре». Или когда вы начинаете внутренний спор с автором: «Согласен ли я с этим? Достаточно ли дано информации? Могу ли я это использовать?»
Почему так происходит? Потому что скорость, с которой наш мозг обрабатывает информацию, в семь раз больше скорости чтения. Иначе говоря, при чтении у нас еще остается много незадействованного ментального пространства. Начните читать быстрее. Буквально подгоняйте себя. Попробуйте читать под метроном. Используйте указку, чтобы задавать себе скорость и не сбиваться со строчек. Поначалу ручка будет казаться помехой, но со временем чтение с ней станет проще и удобнее, чем без нее.
6. Научитесь однозадачности
Сознательно в единицу времени возможно делать только что-то одно. Иногда мы ошибочно думаем, что кто-то справляется с многозадачностью. На самом же деле этот человек не делает несколько дел одновременно, а постоянно переключается между ними. Это губительно для результата.
Лучше прочитать главу целиком, а потом уделить время, чтобы запомнить какие-то ключевые идеи из нее, чем чередовать запоминание и чтение. Потому что в случае чередования задач, вы постоянно переключаетесь между разными отделами мозга. Закончив запоминать, вы переключились от памяти к той части мозга, которая отвечает за обработку информации. На такое переключение каждый раз требуется несколько минут. Жалко!
7. Делайте краткое резюме после прочтения каждой главы
После того, как глава дочитана, отложите книгу, запишите то, что запомнилось лучше всего. Или нарисуйте майндмэп. Отметьте те принципы, методы или действия, которые вы хотите начать применять. В идеале, после того, как вы закончите читать книгу, чтобы у вас на руках был чек-лист с действиями и советами из книги, которые вы на следующий же день сможете начать выполнять.
8. Используйте систему локации для запоминания информации
Замечательный пример структурирования информации — система локации. Эта техника запоминания предполагает связывание информации, которую вам нужно запомнить, с объектом в знакомом вам помещении. Похоже, требуется много усилий, но что происходит при этом в голове? Новая информация привязывается к тому, что вы уже очень хорошо знаете, например к мебели и другим предметам в вашей гостиной. Представляя себе гостиную, вы вспоминаете информацию. Звучит безумно, но этот метод очень эффективен.
9. Объясняйте прочитанное другим
Объяснение чего-либо своими словами позволяет установить связи, которые напрямую не описаны в материале. Используя свои слова, вы отходите от изначального текста и связываете информацию со своими знаниями и опытом. В результате вы лучше понимаете информацию.
10. Используйте фантазию для запоминания
Механическое повторение информации — худший способ запоминания. Вовлечение фантазии — важный метод улучшения хранения информации в нашей памяти. Давайте посмотрим, как это происходит. Мы забываем что-либо, поскольку то, что мы хотим запомнить, смешивается с тем, что мы уже усвоили. Новая информация должна как-то выделяться, иначе ее запомнить невозможно. Чем более невероятна и странна взаимосвязь, тем лучше.
Возьмем, к примеру, город Джексон, столицу американского штата Миссисипи. Название города легко визуализировать, представив Майкла Джексона плавающим в реке Миссисипи (достаточно нелепо, не правда ли?). Мы связали вопрос «Как называется столица штата Миссисипи?» и ответ «Джексон» через необычный визуальный образ. Можете ли вы применять это ко всему? Да, если будете использовать фантазию!
По материалам книги «Как читать, запоминать и никогда не забывать».
Как запомнить информацию. Как тренировать свою память.
52
Как тренировать память и как запомнить информацию
Вопрос в заголовке статьи звучит весьма провокационно хотя бы для того, чтобы лишний раз предупредить: если вас кто-то хочет научить тому, как запомнить информацию легко и быстро, то к таким советам нужно отнестись с осторожностью.
Задайте себе вопрос: почему мы забываем? При одинаково равных условиях (место, возраст, уровень развития и обучения и т.д.) одни люди запоминают информацию быстро, буквально схватывая ее на лету, а у других в одно ухо влетает, а в другое вылетает?
Наверное, вам знакома ситуация, когда вашему однокласснику достаточно просто поприсутствовать на уроке, чтобы на следующий день пересказать услышанное своими словами. Когда вам, прилежному ученику, приходится чуть ли не зубрить учебник, заучивать целые фразы и предложения, отдельные куски текста, чтобы выглядеть достойно, если вдруг вызовут отвечать. Среди моих одноклассников такие шустрые были, чего не скажешь обо мне и большинстве других учеников.
Рецепт на то время был прост: приходилось завидовать белой завистью и мириться с таким положением вещей. Мириться и учить, учить и учиться пересказывать. Не знали мы раньше о различных способах и методах, которые помогают запоминать любую информацию и тренировать свою память.
[message type=”info”]Казалось бы сегодня есть все возможные способы, методики и тренинги, но все так же огромное количество людей задаются вопросом, что делать с плохой памятью, и как ее тренировать?[/message]
Прежде всего нужно осознать, что память у нас у всех разная. Наша память очень избирательна: кто-то с легкостью запоминает номера сотовых телефонов, а имя человека из нескольких букв забывает сразу. Другие с удовольствием используют свою зрительную память, которая никогда их не подводит, а таблицу умножения запоминают со скрипом. Почему так происходит? В чем причина? Назову пять причин плохой памяти, чтобы лучше понимать, как запомнить все, что угодно:
1. Отсутствие интереса
Самая распространенная причина. С большим трудом запоминается все, что не интересно и не вызывает желания развивать себя в данной сфере. Чтобы запомнить хоть что-то, требуются большие затраты сил и времени. Если вы не любитель поэзии, то и учить стихи наизусть будет для вас сродни подвигу.
2. Неумение сконцентрироваться, невнимание и неумение управлять своим вниманием
В наше время чрезмерного обилия информации мы просматриваем огромные объемы информации, привыкая поверхностно впитывать информацию, не углубляясь в суть содержания. Привычка делать одновременно несколько дел, на самом деле только усугубляет положение вещей.
3. Неумение запоминать информацию и использовать свою память для этого
Знаете ли вы, что память работает по своим законам? Умение запоминать информацию не дар свыше, а навык, который можно тренировать. Есть интересные методики, которые способствуют запоминанию.
4. Недостаток кислорода, недостаток витаминов и неправильное питание
Уверена, что вы знаете об этом: если мозгу не хватает кислорода и питательных веществ, работать эффективно он не сможет. Выход есть: едим здоровую пищу, занимаемся спортом и гуляем на свежем воздухе.
5. Плохое самочувствие и депрессия
Запомнить в таком состоянии вряд ли удастся. Выздоравливаем и возвращаем себя к активной жизни. Такие периоды бывают у каждого, надо уметь их переживать.
Ну а теперь перейдем, собственно, к тому, что может помочь запомнить информацию. То есть рассмотрим несколько способов, которые являются наиболее эффективными для большинства людей. Хотя, повторю еще раз, что мы настолько индивидуальны, что придется постараться, чтобы подобрать для себя именно ту систему запоминания, которая будет будет эффективной для вас.
Важно понять, что процесс запоминания бывает произвольным и непроизвольным. Наверное, мы все хотим, чтобы большие объемы информации запоминались нами произвольно. Но так везет далеко не всем. Работа памяти – довольно сложный процесс, зависящий от физических данных конкретного человека и химических реакций. Так далеко мы заходить не будем, лучше начнем с тех приемов, которые смогут помочь большинству людей.
Осмысление и понимание материала
[message type=
"custom"
]Возможно, что для кого-то это будет единственно необходимой вещью: прочитать и понять то, что прочитал. Если включить логику, и выстроить несколько ассоциативных цепочек, то будьте уверены, что такая информация намного дольше останется в памяти, нежели вызубренное запоминание. Важно: понять и осмыслить то, что надо запомнить.[/message]
Конспектируйте
[message type=
"custom"
]Самый главный секрет многих людей. Для того, чтобы запомнить то, что слышишь или видишь, нужно приучить себя записывать. Пишите, пишите и еще раз пишите. Все то, что вы законспектируете на бумаге, запомнится в несколько раз быстрее. Да и записи можно в любое время быстро просмотреть и освежить в памяти.
[/message]
Перескажите
[message type=
"custom"
]
Самый универсальный секрет. Помните, как в школе мы пересказывали заученный урок маме, сестре или подруге. А если начинало получаться, то желание пересказать кому-то было огромным. Результат был налицо – на уроке домашнее задание отскакивало от зубов. Хорошо бы сюда добавить немного логики и осмысленности – цены бы не было такому способу.[/message]
Спам
[message type=
"custom"
]
Научите разделять спам и полезную информацию. В наше время обилия информационного материала приводит к тому, что мы засоряем свой мозг совершенно ненужной информацией, забывая при этом чистить свою память и удалять лишнее. Все знать невозможно, но многое можно узнать, а важное нужно запомнить. Кстати, в статье “Вы тоже устали от информационного мусора?” прочтите несколько советов на эту тему.[/message]
Метод массированного запоминания
[message type=
"custom"
]
Работают одновременно четыре типа памяти: зрительная, речевая, слуховая и механическая. Нужную для запоминания информацию одновременно слушаем, проговариваем вслух, и систематизированно записываем, выделяя подчеркиванием перечни, нумеруя списки, разбиваем на абзацы. Очень интересный метод, попробуйте обязательно – вдруг вам понравится?[/message]
Визуализируйте
[message type=
"custom"
]
Этот способ отлично подойдет для тех людей, которые обладают богатым воображением. Если нужно выучить стихотворение, нужно всего лишь каждую строку, словосочетание мысленно представить тем, чем для вас они являются. Можно добавить жесты, подключить интонацию, вообщем, используйте все, что поможет визуализации.[/message]
Ходите
[message type=
"custom"
]
Ходьба во время заучивания текста способствует кровотоку и обогащению мозга кислородом. А также спасет от клевания носом в тетрадку или учебник. Лучше всего такой способ применять наедине с собой: уединитесь специально для того, чтобы выучить определенный объем информации, и в это время постарайтесь максимально использовать различные шумные приемы не сидя за рабочим столом или на диване, а в рабочей, так сказать, позиции. Фокусируйте свое внимание на том, что нужно выучить.[/message]
Выделяем структуру
[message type=
"custom"
]
Если не любите конспектировать, то этот способ для вас. Прочитайте, поймите о чем идет речь, и запишите то, что поняли несколькими тезисами. Составьте схему текста. Выделите главное, и эти тезисы станут для вас маячками в процессе пересказа.[/message]
Рисуйте
[message type=
"custom"
]
Понятно, что этот метод не для всех, но для кого-то он окажется идеальным. В некоторых видах информации, маячками могут служить ваши рисунки. Получается рисовать – рисуйте на здоровье! Создавайте свои пиктограммы, понятные только вам. Но в нужный момент такие шпаргалки восстановят общую картину, и справится с пересказом текста будет значительно легче.[/message]
Повторяйте
[message type=
"custom"
]
Правильное повторение позволит вам запомнить информацию намного дольше. Первый раз повторите сразу после изучения, второй раз через полчаса, третий раз через день, четвертый раз – через неделю.[/message]
Рифмуйте
[message type=
"custom"
]
Если вам нужно выучить цифры и числа, попробуйте их зарифмовать. Сделайте процесс запоминания интересным. Например, вам нужно запомнить 6 цифр: 358593, придумайте рифму, которая подходит к слову три.
Три пять восемь пять девять три
Никому и никогда, ничего не говори.
Можно вложить в такие рифмы более глубокий смысл))[/message]
Заучиваем предложениями
[message type=
"custom"
]
Возможно, что такой способ покажется кому-то древним, но он до сих пор является работающим. На сколько процентов, вы определите для себя сами. Итак, сначала нужно прочитать весь текст, разбить на небольшие куски, помните, что слона мы едим по кусочку? А затем начинаем учить каждое предложение: сначала учим наизусть первое, затем второе, и повторяем первое и второе предложение вместе, далее учим третье предложение, и проговариваем первое, второе и третье предложение, и так далее. То же самое проделываем и с абзацами, когда все предложения в них будут выучены. Собирая, таки образом блоки текста, мы выучиваем весь текст. Такой метод подойдет для заучивания тех текстов, которые не удается выучить никаким другим способом.[/message]
Создавайте интеллект-карты, слайд-шоу, презентации
[message type=
"custom"
]
Презентации сегодня являются работающим звеном в любом бизнесе. Чтобы грамотно и интересно рассказать и передать другим людям информацию, набросайте схему текста с помощью интеллект-карты или слайд-шоу – это несложно сделать в специальной программе или онлайн-сервисе. Ключевые слова, фразы и предложения не дадут вам забыть весь материал, будут служить ориентиром и подсказками, чтобы не сбиться и не уйти в сторону.[/message]
Замечу, что обо всех работающих способах в одной статье не расскажешь. Поэтому, в заключении приведу несколько общих правил, помогающих запомнить информацию:
[message type=”info”]
Сначала нужно выяснить или уяснить, зачем нужна эта информация (материал, текст, формулы и т.д.). Задайте себе вопрос: что плохого может случиться, если вы не запомните то, что нужно. Ответили? Тогда – за работу!
Выясните, что нужно запомнить, а что нет (помните про спам).
Переведите сложную информацию на понятный вам язык.
Выделите и разбейте на блоки то, что нужно запомнить.
Важно запомнить суть, детали можно опустить. Значит главное – найти суть!
Добавляйте зрительные образы, рисуйте картинки – ассоциации, понятные только вам.
Повторяйте материал по правильному алгоритму.
Придумайте себе вознаграждение! Мотивируйте себя.
Установите сроки работы, делайте перерывы, не учите, если чувствуете себя плохо.
Примите участие в семидневной игре “Разбуди в себе реактивный мозг”
Говорите всем, что у вас феноменальная память!
[/message]
Тренировка памяти такими действенными методами, если, конечно не лениться, обязательно принесет хорошие результаты. С таким количеством разнообразных способов и приемов вы теперь знаете, как запомнить информацию и все, что угодно! Успешной вам работы над собой!
Посмотрите видео о том, как тренировать свою память, уверяю, эту девушку вы обязательно запомните))
[message type=
"warning"
]"Успевайте больше за меньшее время вместе с
«Копилкой Эффективных Советов»
[/message]