Как запомнить словарные слова в начальной школе: Статья «Как быстрее запомнит словарные слова в начальной школе» – Как запоминать словарные слова

Подборка ассоциативных стихотворений и рассказов для лёгкого запоминания написаний словарных слов

Подборка ассоциативных стихотворений и рассказов для лёгкого запоминания написаний словарных слов

Как помочь ребенку стать грамотным?

ВВЕДЕНИЕ

Эту проблема волнует и учителей, и родителей. Психологи доказали научно, а учителя знают из своей повседневной практики, что легче усваиваются знания, вызывающие у детей положительные эмоции. Для того, чтобы учение было интересным, увлекательным и успешным, на разных этапах уроков русского языка педагоги начальных классов используют занимательные задания, которые побуждают детей размышлять, искать и находить правильное решение грамматических задач.

Программой начального обучения русскому языку предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, написание которых не подчиняется правилам русской графики (пиши по сильной позиции). Изучение слов строится на основе традиционного принципа – запоминания. Дети устают от монотонного повторения, неохотно заглядывают в орфографический словарь.

Задача учителя – сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.

Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование мнемотических приемов. К ним можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Подробно эти приемы описаны в книге В.Агафонова «Неправильные правила, или Как запомнить словарные слова».

Опыт показывает, что в основу формирования орфографических навыков при изучении словарных слов должна быть положена активная работа учащихся. У ребят порой возникает потребность придумывать образ для запоминания написания трудного слова. Очень важно это делать при первом предъявлении словарного слова. Образ — подсказка должен быть ярким, смешным, нереальным, фантастическим, даже несуразным. У школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нем.

В данном сборнике представлены игровые приемы, которые можно использовать как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности при проведении внеклассных занятий по русскому языку.

Цель — организовать практическую работу над трудными словами в начальной школе.

Упражнения позволяют учителю создать мотивацию и облегчить усвоение трудных слов. У учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление.

Дорогие ребята!

На письме вам часто приходится сталкиваться со словами, написание которых не подчиняется ни одному правилу. Такие слова «живут» в орфографическом словаре. Как же запомнить непослушные буквы? Помогут вам в этом веселые задания и игровые упражнения. Но а для начала найдите в стихотворении Зои Петровой все слова с непроверяемыми написаниями.

Зоя Петрова

Песенка кролика о морковке

Хрустят морковкой ловко

И взрослые, и дети.

Капуста и морковка

Вкусней всего на свете.

Морковку очень важно есть –

В ней витамины есть!

Ребята очень рады

Бывают шоколаду,

А я считаю вкусной

Морковку и капусту.

С веселым, звонким хрустом

Могу без остановки

Я съесть вагон капусты

И сто пудов морковки.

Слуховые ассоциации

Ученикам предлагается придумать слово, желательно логически связанное с запоминаемым. В этом слове нужная безударная гласная должна быть ударной. Но для того, чтобы подобрать такое слово, нужно знать правильное написание словарного слова.

Можно придумывать словосочетания (крАсный кАрАндаш), а можно смешные четверостишия.

Кр

Епко адрЕс

Помнит Рома.

Улицу и номер дома.

Но переживает он:

Забывает телефон.

ГрОмко стонет агрОном:

«Что у нас с пшеницей?

Слишком много сорняков!

Это не годиться!»

ЛЕнке валЕнки надели

Мягкие, хорошие.

ЛЕнка валЕнки сняла:

«Я хочу галоши!»

БОльше бОлота,

Больше пруда!

Озеро наше-

Живая вода.

Ах, Арбуз!

Какой арбуз!

У него отличный вкус.

Он большой и полосатый,

Его любят все ребята!

А вОт аВтобус едет,

За ним клубится пыль.

И, мимо пролетая,

Чихнул автомобиль.

ВЕжливо бЕседуют

Анечка и Света:

— Дай списать, пожалуйста!

— Ладно, за конфету!

БОтинки,бОтинки,

СлОвно на картинке,

В детском магазине

Встали на витрине.

Вошел Сергей в автобус,

Хотел пробИть бИлет.

Но тут же передумал:

Ведь контролера нет!

БИблИотека блИзко от дома.

Быстро иду по дороге знакомой.

Очень люблю я книги читать-

БИблИотекарем хочется стать.

Посмотрите дети, рАк летит в рАкете.

Художник мне открыл секрет:

«Я пОрт большой вместил в пОртрет»

Ров запрятался в крОвать,

Захотелось ему спать.

— КАп, кАп, кАп, —

Шепчет кАпуста.

— Без дождя мне очень скучно!

— КвА! – квАртира вдруг сказала,

Малышей перепугала.

ОкО в яблОке сидит,

С высока на мир глядит.

На улИце важные лИца

Спокойно смогли поселиться.

Багаж – « Ага, тяжелый багаж!»

Береза – белая береза

Беседа – баран ведет беседу: «Беее

Билет – автобус сигналит: «Бии, купи билет!»

Газета – гусь читает газету: «Гааа

Герой – у героя герб на щите

Дежурный – дети дежурные

Деревня – дед в деревне

Директор – дивный директор

Железо – железо режу еле-еле

Завод – завтра на завод

Завтрак – «Ура, на завтрак!»

Запад – на западе солнце падает

Инженер – Женя – инженер

Картофель – «Кар!Кар! – вкусный картофель!»-каркает ворона

Кастрюля – каша в кастрюле

Капуста – дождик поливает капусту: кап-кап!

Квартира – «Ква!Ква

! Хорошая квартира!» — квакает лягушка

Комбайн – из комбайна выпал ком земли

Комната – комната у Наты

Корабль – корабль делаю из корки хлеба

Коридор – Коля и Ира в коридоре

Лагерь – мальчик Гена поехал в лагерь

Лопата – лопать лопатой мороженое

магазин – магазин под названием «Маг»

малина – маленькая ягода малина

мебель – белая мебель

месяц – ясный месяц

осина – осина красива осенью

пальто, костюм – Костя в костюме, а Павел в пальто

пассажир – пассажир берет билет в кассе

пенал – пенал моют пеной

петух – Петя, Петя, пе

тушок

победа – полная победа

помидор – помни милый помидор

ребята – ребята решают ребус

рисунок на рисунке нарисован рис

сапоги – Саша в сапогах

сахар – Захар объелся сахара

собака – собаку звали Соня

соловей – соловей поет соло

тарелка – тарелка это тара

тетрадь – тетрадь по-гречески «тетра»

товарищ – товарищ Толя

трактор – у трактора мотор

ученик – честно учиться

хорошо – в школе хороший хор

язык – ябеда показывает язык

В. Агафонов

Баран с барабаном.

Как-то в бар зашел баран,

Барабаня в барабан:

«Я хочу коктейль молочный!

Это срочно, очень срочно!

Поскорей нужна трава,

А еще – две буквы «А»,

А еще стакан сметаны

И три «А» — для барабана!»

Водяной в болоте.

Сидел в болоте водяной,

Болтал с лягушками весной,

Играл порой в футбол, в лото,

Но это все не то!

Тогда он слово взял «болото» —

Три круглых буквы ждут чего–то…

Надул он буквы легким газом-

И отвязал веревки разом!

Сказал: «На свете хватит дел!»-

Из болота улетел!

Газированная газета.

Что случилось тут у нас?

Из газеты вышел газ!

Словно снег газета тает

И по ветру не летает!

Меньше марки стала эта

Очень странная газета!

Все решим проблемы разом:

Мы ее наполним газом!

-Газированной газете

Газ нужней всего на свете?

-Нет, сказать я должен, ей

Буква «А» всего нужней!

Ворон в кармане.

В кармане у Вити чего только нет!

Здесь винтик, и гайка, и пара монет,

Здесь бублик, и булка, и гвоздь, и свеча!..

И ворон забрался туда сгоряча.

Сначала он крошки тихонько клевал,

Потом он наелся, потом задремал.

Тут Витю учитель к доске вызывает

И слово «карман» написать предлагает:

«Скажи-ка, как слово напишешь ты это?»

А Витя не знает! Невзвидел он света!

Опять будет двойка! Для мамы удар!

Тут ворон в кармане не выдержал: «Кар!»

«Что ж, правильно, Витя!» Ребята, смотрите,

Пятерку в журнале выводит учитель!

Коньки и конь.

Конь нашел коньки и вот-

На каток теперь идет!

На коньках наш конь скользит.

«Посмотрите!- говорит.-

Мы с коньками- словно братья!

Их с собою буду брать я.

Падать в них- и то не больно!»

И коньки конем довольны.

А писать их будет он

С буквой «О», как слово «конь».

А лопата лопнула!

Шел на дачу в выходной

Я с лопатой надувной-

Хоть до дачи далеко,

С ней шагается легко.

Но копать ей трудновато:

Раз!- и лопнула лопата!

Молоко с бубликами.

Вот молочная река-

Прямо вся из молока!

Посмотри-ка, а вот тут

К нам три бублика плывут,

Словно это буквы «О»

В трудном слове «молоко».

Сахар в Сахаре!!!

В пустыне Сахара великое чудо:

Здесь сахар возник неизвестно откуда!

Волшебник какой-то решил пошутить-

В сверкающий сахар песок превратить!

Верблюд возмутился: «Со мной не шути!

По сахару мне непривычно идти!

А если сюда просочится вода

В пустыне Сахара случится беда:

Весь сахар в пустыне сейчас же растает-

И вовсе пустыни Сахара не станет!»

Деревня из дерева.

Стояло когда-то давным-давно в дремучем лесу дерево. Большое дерево. Очень большое дерево! Такое оно было высокое, это дерево, что его вершины никто не видел – так она была высоко. А чтобы обойти вокруг него, пришлось бы идти целый час!

Стояло оно много лет, а потом засохло. Тогда пришли люди и решили построить из этого дерева себе дома и поселиться в лесу. Стали они сухое дерево рубить. День рубят, два рубят- срубили наконец! Потом распилили на бревна и доски и стали строить дома. Раз дом, два дом, три дом…Очень много домов получилось! Красивые дома – с резными ставнями, с красивыми резными заборами и калитками. И все из одного дерева!

И решили люди в память о том чудесном дереве назвать это место деревней. Деревня из дерева!

Вы, конечно, никогда теперь не забудете, что слово «деревня» с буквой «Е» пишется, как «дерево»!

В.Агафонов

Мороз.

Жил-был Дед Мороз. Он всегда забывал, как пишется слово «мороз». Наступил декабрь, канун Нового года. Дед Мороз срубил красивую елочку, взял мешок с подарками и отправился в школу на праздник. Пришел к ребятишкам. Они его окружили и начали весело кричать: «Дед Мороз! Красный нос!» Хватился Дед Мороз за нос и запомнил, что слово «мороз», как и слово «нос», пишется с буквой «О».

Воробей.

Под крышей дома жил воробей. А во дворе дома – пес Шарик. И вот повадился воробей таскать у Шарика из миски хлеб. Подкрадывается к нему и ждет, когда Шарик отвернется, схватит кусочек хлеба и – лететь. А Шарик с лаем: «Держите вора! Ловите вора!» — бежит за воробьем. А воробей преспокойненько устраивается под крышей и клюет свою горбушку.

Словарные сказки.

Придумывание сказочного текста, использовав как можно больше словарных слов.

Желтый автомобильчик.

Жил на свете маленький желтый автомобиль. Адрес его жилья был таков: город Москва, большой вокзал, гараж №8.

Однажды девочка попросила его отвезти ребятам в деревню арбузы, капусту, картофель, морковь, горох. Автомобильчик очень обрадовался и поехал. По дороге он встретил зайца с корзиной и решил довести его до библиотеки. По дороге они беседовали и встречали на своем пути и ворону, сидевшую на дереве, и воробья с малиной в клюве, и корову, которая стояла около осины. Ехали они очень долго, но весело. Пассажир рассказывал много интересных историй. Вот показалась библиотека. Автомобильчик остановился, заяц выпрыгнул, сказал: «До свидания»,- побежал. Теперь машина ехала медленно, потому что ей стало скучно. Но вот он увидел лисицу с овощами. Автомобильчик решил остановиться. «Здравствуйте, вас подвезти?»- спросил он. И лисица согласилась. Они поехали быстро и весело. Облака опускались ниже, потому что приближался вечер. Вот показалась деревня и огород, куда автомобильчик должен был привезти овощи. Ребята очень обрадовались подарку и сели все вместе пить чай с сахаром. Сияла луна, у всех было радостное настроение. Юля Новичихина

Мастер Карандаш.

Жил-был Карандаш. Он надел пальто и отправился на работу. А работал он на заводе. Там Карандаш творил очень красивые платки. Их отправили на выставку. Мастер занял первое место. В награду ему подарили билет на каток.

Альмиева Ралина

На улице Лимонной в деревне Медведево стояла большая школа.

Однажды учительница предложила ребятам поехать на экскурсию в город, в зоопарк. Ребята обрадовались. Рано утром они сели в автобус, доехали до города, а там пересели в метро.

Целый день дети провели в зоопарке, наблюдая за птицами и животными. Больше всего им понравились медведи и петухи.

На следующий день на уроке рисования учительница предложила ученикам нарисовать то, что им понравилось на экскурсии. Ребята достали альбомы, пеналы с карандашами, краски. Дежурный мальчик Петя раздал всем баночки для воды. Ребята принялись за работу.

Хайрутдинов Азат

В очень сказочном городе на улице Веселой жили медведь и петух. Под Новый год решили они украсить свою улицу. На помощь медведю и петуху пришли ребята. Они рисовали рисунки на стенах домов. Посреди улицы поставили елку. Нарядили ее тетрадями и пеналами. Вокруг елки построили сказочное метро. Вместо лампочек повесили лимоны. Улица получилась красивой. Медведь нарядился Дедом Морозом, а петух- в Снегурочкой. Всем было весело.

Яруллина Анжела

Петины каникулы.

Дело было в школе. На уроке русского языка нам задали написать, как мы провели каникулы. Вызывают к доске Петю Иванова. А он весь перепуганный. Не писал! Вышел к доске и начал рассказывать: « Лето я провел хорошо, с пользой. Но произошел со мной такой случай. Мы с попой пошли на рыбалку. Солнце светит, синицы да воробьи в березовых ветках переговариваются. Час сидим, два сидим. Неожиданно речка начала превращаться в настоящее море. Старое дерево, на котором мы сидели, поплыло. Папа очень испугался. Мне пришлось управлять кораблем. Сражался я с большими волнами, с сильным ветром. А папа, матрос, драил палубу. На горизонте показался берег. Мы оказались на необитаемом острове и…»

« Спасибо, Иванов. Достаточно. За то, что ты не выполнил домашнее задание, получай двойку в дневник. А за то, что ты такой фантазер, пятерку в журнал.»

Олеся Куликова

Сочиняем акростихи.

В акростихах начальные буквы каждой строчки образуют слово или фразу.

Мерцают яркие огни.

О, как прекрасен вечер!

Ребята встали на коньки,

Огромной радости полны,

Задорны, счастливы они.

Мы на саночках катались.

Очень весело смеялись.

Рухнули в сугроб с разбегу,

Окунулись с головой –

Захотелось всем домой.

Моя любимая пора!

Она прекрасна и бела!

Река покрылась коркой льда.

Обледенели провода.

Зима – любимая пора!

Игры со словами.

Лото

Изготавливаем карточку-поле размером 10*12 см, фишки пяти цветов и наборы карточек со словарными словами, в которых пропущена безударная гласная.

Методика работы.

Учитель показывает слово, написанное на одной из карточек, а ученикам предлагается закрыть поле фишкой того цвета, которым обозначается в игре пропущенная буква: а-красный, о-синий, и-зеленый, е-желтый, я-коричневый.

Например, дается слово весело. Ученик ставит фишку желтого цвета на первую строку под буквой «е». Второе слово урожай. Ученик ставит фишку синего цвета на вторую строку во второй ряд и т.д.

а

о

и

е

я

*

*

Шифровальщик.

С помощью букв в строчке и цифр в столбце зашифровать или расшифровать слово.

Например, воробей (Б8Д11), пальто (Г7Б10).

1 класс

А

Б

В

Г

Д

Е

1

жур

пла

де

бо

яц

ки

2

ре

мед

рел

даш

ковь

рох

3

чи

да

ба

пе

кол

тет

4

ши

за

радь

ме

ги

мор

5

ран

ло

ведь

со

у

су

6

деж

че

ра

на

ный

бя

7

ко

нал

ка

паль

ток

конь

8

са

во

о

ма

бель

воч

9

мо

тель

хоз

хар

роз

тух

10

вод

то

да

по

та

ро

11

па

го

ва

бей

ник

Воробей, ворона, горох, девочка, дежурный, завол, заяц, карандаш, колхоз, коньки, корова, лопата, машина, мебель, медведь, молоко, морковь, мороз, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята, сапоги, сахар. Собака, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель.

2 класс

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

рев

о

ком

да

зин

ре

на

2

ло

ма

ди

вес

гу

ток

рю

3

кар

нок

пор

трак

по

жин

ва

4

тор

каст

яб

ца

жай

ни

де

5

вос

дор

бе

сяц

герь

сок

ток

6

тец

ра

род

та

су

га

вер

7

вать

зав

ка

бед

рех

ри

фель

8

ми

ме

кро

мо

ти

у

трак

9

пус

сто

пе

тро

рец

го

за

10

ла

щи

зем

квар

ро

рищ

во

11

се

ля

то

си

ня

ли

ко

Береза, восток, город, деревня, завтрак, земляника, капуста, картина, картофель, кастрюля, квартира, комната, кровать, лагерь, магазин, малина, месяц, метро, молоток, народ, обед, овощи, овес, огород, огурец, орех, осина, отец, песок, погода, помидор, пшеница, рисунок, родина, север, солома, столица, товарищ, топор, трактор, ужин, улица, урожай, яблоко, ягода.

3 класс

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

ла

да

байн

год

те

тор

вок

2

дарь

я

бе

фа

то

сн

спа

3

ды

зе

ло

эк

о

рес

ри

4

порт

наж

пас

зал

том

дат

се

5

сол

ав

лют

тель

лен

жир

ком

6

навт

зо

рек

би

же

та

ли

7

фер

рень

го

биль

талл

рет

ро

8

ва

по

ми

ле

ди

об

гаж

9

рег

ви

смо

шо

гон

скур

мо

10

до

перь

бо

ка

рег

лет

биб

11

ад

зонт

лат

од

ство

па

фон

12

ме

ня

ба

пра

са

га

ко

Автомобиль, адрес, багаж, беседа, берег, билет, вагон, вокзал, газета, горизонт, директор, дорога, календарь, космонавт, комбайн, облако, около, пассажир, портрет, потом, салют, сегодня, сирень, спасибо, телефон, фамилия, экскурсия, теперь, солдат, однажды, металл, библиотека, железо, правительство, шофёр, палатка.

Приёмы запоминания словарных слов.

Приёмы запоминания словарных слов по русскому языку.

Одним из самых трудных разделов русского языка является орфография. А входящие в него уроки по запоминанию словарных слов тем более трудны для обучающихся. Детям часто требуется помощь запомнить все то, что изучается в школе и что может после школьных уроков потребоваться в жизни. Вот несколько известных методик запоминания словарных слов, которые можно использовать и дома, и в школе.

Рекомендую начать с работы над словом,

  1. Прочитать слово по слогам.

  2. Составить слово из букв, используя буквы, вырезанные из бумаги или картона просто на столе. Ученик должен провести пальчиком по буквам.

  3. Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количество букв, гласных, согласных.

  4. Определить состав, часть речи.

  5. Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.

  6. Придумать предложения и словосочетания со словом, может быть, нарисовать картинку.

  7. Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах и т.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.

Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова. Но столь же часто этого не хватает. Или слово попалось какое-то «злое» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много — причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.

«Дерево слов».

Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым?

Обратите внимание! Если игра проводится учителем, тем более в средней школе, стоит все же обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова.

Морфемные и фонетические «шарады».

Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова и загадать их и их однокоренные.

Например, запоминается слово «шёл».

Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».

«Беглые гласные»

Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».

«Третий лишний».

В игру «Третий лишний» тоже стоит включить словарные слова.

Напомню, что ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:

П…нал, к..рова, м…рковь

Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно на М, а остальные на К. Лишнее слово «карандаш», потому что оно мужского рода, а остальные — женского. И т.д.

«Письмо из бутылки».

Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.

«Перфокарты».

Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты — картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9 в каждом столбике, я делаю по 4. Итого 27 (12) словарных слов учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко». И выполняется, и проверяется за считаные минуты.

«Всё наоборот»

Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.

Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.

Свой словарный диктант.

Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой интерес. Пусть, например, дети составляют диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10-15 словарных слов.

«Исправь ошибки» («Корректор»).

Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.

Ребусы, кроссворды.

Игры такого рода нравятся многим детям и также помогают в запоминании словарных слов.

Если слова никак не запоминаются!

Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные техники.

Ассоциации и созвучия.

Это такой творческий метод для запоминания слов. Конечно, он не всем нравится и подходит, а с самого начала дети, может быть, не примут игры и не захотят придумывать ассоциации. Стоит предложить им эту игру еще раз с другими словами, попроще. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.

Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:

Приготовим вИнЕгреТ,

Он не жарен И нЕ греТ.

Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».

Разрезанное слово.

Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.

Картинки-ассоциации.

Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.

Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж пор всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени.

Учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность! Со временем запоминание словарных слов войдёт у детей в привычку, и они с радостью будут просить вас поиграть сними в словарные игры ещё и ещё. Успехов в работе, уважаемые коллеги.

Статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Секрет запоминания словарных слов

Секрет запоминания словарных слов в начальной школе.

“секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация

т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

Таким образом, представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

   Уже в первом классе на первых уроках обучения грамоте, опираясь на опыт дошкольников, можно составлять схемы предложений и показывать  окончание мысли «закрывая высказывание на замочек». (ставим точку)

При  постановке ударения к слову дети учатся «позвать слово на прогулку»

— Ну, заЯц !,  — Ну , машИна!  — Ну, карандАш!……….

А словарные слова просто и легко запомнить в образе и сочетании слов-«помощников».

ПАЛЬТО – кАрман- а в нём дырА;       РИСУНОК-  урок ИЗО;

УЧЕНИК – он будущий  учЁный ;         ТОВАРИЩ- пОмощь;

СОБАКА- любит   кОсть;                        ФАМИЛИЯ- пАпа, мАма и Я

КАПУСТА-  бабушка   Капа посадила;  

СИРЕНЬ – сИний                                 ВДРУГ – Грянул Гром;

ПИРОГ- с  повИдлом;                         ЛИНЕЙКА  -лИния

ОБЛАКО-  плАчет;                                 ИНЕЙ- бЕлый

САПОГ-   шАгать;                                АРБУЗ- крАсный

ПОСУДА-  пОвар;                            ДЕВОЧКА-   Оля, Одежда

ТОПОР – Острый;                             РЕБЯТА – дЕти ;

БЕРЁЗА – бЕлая;                           РАКЕТА – ГагАрин;

ЛОПАТА – лОпасти (винт вертолёта)

ТРАМВАЙ  — трАвМа                         ШЁЛ- пешЕход;

ЛИМОН- кИслый;

Конечно это не все слова, которые запоминают в начальной школе, однако ребята привыкают к этой технике и используют в других областях. Например в математике 2 класс:- Чтобы запомнить название фигуры параллелограмм, они проанализировав  форму ,  увидели наклон на «право-лево» и получилось ПРАВО-ЛЕВО-грамм.

По определению А.В.Запорожца, “образы – это субъективные феномены, возникающие в результате предметно – практической, сенсорно – перцептивной и мыслительной деятельности”; образ – это целостное, интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены такие основные перцептивные категории, как пространство, время, движение, цвет, форма…” (1986, с 152).

По словам Р.Хольта (1971), изучение образной среды может помочь найти ключ к сказочной сокровищнице памяти, если мы научимся извлекать пользу из этой незаслуженно забытой способности.

           Создается впечатление, что память работает на основе личного опыта. И если мы хотим, чтобы наш мозг работал на нас, мы должны учесть эту его природную способность. Но какая от всего этого польза, если надо запоминать что-то сухое, безжизненное – числа, даты, иностранные слова или голые факты? Ответ состоит в том, что с помощью воображения подобные вещи могут стать частью вашей жизни, и поэтому хорошо запомнятся. А “воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений” (А.Г.Маклаков, 2002 г.). Значит, чтобы запоминать точную информацию, нужно научиться управлять воображением, т.е. произвольно вызывать и изменять нужные представления.

“Что посеешь при запоминании, то и пожнешь при воспроизведении”.

Я хочу процитировать слова доктора психологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Института психологии РАН М.А. Холодной: “Традиционная школа решает следующую проблему: “Как обращаться с ребенком, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?” Однако сейчас вопрос должен стоять принципиально иначе: “Каким должно быть содержание образования, чтобы ребенок плодотворно развивался?” Иными словами, не ребенок должен подстраиваться под содержание образования, а, напротив, содержание образования должно подстраиваться под ребенка. Только тогда можно говорить об интеллектуальном воспитании подрастающего поколения”.

Эффективный способ работы по запоминанию словарных слов на уроках русского языка в начальной школе

Эффективный способ работы по запоминанию словарных слов на уроках русского языка в начальной школе.

Каждый творческий учитель стремится к накоплению собственного теоретического и практического багажа , придумывает свои оригинальные решения . Растет методическая копилка , увеличивается опыт работы , и постепенно количество переходит в качество . Так появился в моей практике один из интересных вариантов работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

Учителя знают, как трудно дается младшим школьникам освоение таких слов. 
Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со «cловарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.

Кроме того, наглядно-иллюстративный метод запоминания данных слов лишь привлекает внимание учащихся, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.
Таким образом, в формировании орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся.

Дети любознательны, находчивы, изобретательны. Этот огромный потенциал необходимо направить в нужное нам русло.

Дело в том, что мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.
Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо » оживить » букву, создать ее » образ » в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

  • установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

  • заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

  • яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

  • образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком и должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву. Кроме данного метода в работе со словарными словами также предлагаются задания на классификацию, систематизацию, обобщение и т.д.

Например, по слову из блоков , получив слова вперемешку – разбить их на группы, из набора слов найти лишние и т.п. Ведется работа и с отдельно взятым словом. После того, как учащиеся сфотографируют его на карточке, им предлагается:

  • написать буквы этого слова в алфавитном порядке,

  • выписать все глухие ( звонкие), мягкие ( твердые) согласные, выписать гласные,

  • Записать, вторую букву слова считая с начала, третью, считая с конца и т.д.

  • выписать второй (третий, четвертый) слог с начала (с конца)

  • дополнить этот слог до какого-нибудь слова (существительного, прилагательного, глагола),

  • используя буквы слова, составить другие слова

Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).

Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с словом.

Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.
При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться , тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.

Группы словарных слов

1 класс

Девочка, коньки, Москва, Россия,

посуда, морковь

Буква о

2

Маша

Пальто,карандаш,тарелка,

арбуз,капуста

Буква а

3

Мячик

Воробей,ворона,сорока,

собака

Буква о

2 класс

Деревня береза,медведь,

ветер,здравствуйте

Буква е

3

Оля

Девочка, Москва, молоко, ягода, лопата, урожай

Буква о

4

Учеба

Учитель, ребята, пенал, тетрадь, дежурный, ученик

Буква е

5

Конь

Товарищ, город, весело, мороз, коньки, одежда, собака, воробей, ворона, сорока, корова, быстро, хорошо

Буква о

6

Сказка

Платок, капуста, пальто, заяц, фамилия, спасибо, карандаш, язык

Буква а

7

Два

Русский,суббота

Удвоенные

согласные

3 класс

Трактор, восток, хорошо, дорога,потом, горох, осина,

яблоко, погода, кровать

Буква о

2

Дача

Комната, квартира, картина, растение, стакан, картофель, тарелка, кастрюля, завтрак, магазин, малина

Буква а

3

Поездка

Метро, север, лагерь, четверг, песок,пшеница,земляника,

четверг,герой,вместе

Буква е

4

Пир

Рисунок ,сирень,ужин,улица,приветливо

Буква а

5

Спор

Однажды,отец,спор,овощи,

огурец,обед,морковь.орех,

помидор,молоток,топор,вокруг

Буква о

6

Сюрприз

Коллектив,коллекция,лестница,

чувство,праздник,желтый,

черный,

трамвай,месяц

Непроизносимые

удвоенные согласные;

Гласные после

шипящих

4 класс

Опорное

слово

Словарные слова

Опасное

место

1

Горе

Костер,гореть,командир,

оборона,богатство,около

Буква о

2

Свет

Вчера,адрес,правительство,

путешествие,

впереди,везде,издалека

Буква а

3

Море

Корабль,свобода,горизонт,

потом,портрет

Буква о

4

Электрик

Теперь,восемь,железо,

электричество,телефон,

желать ,сверкать,беседа

Буква е

5

Змей

Горыныч

Справа,налево,слева,направо,вперед,назад,

вверх

Правописание наречий

6

Обруч

Агроном,автомобиль,шофер,

хозяйство,

километр,электростанция,

хлебороб,комбайн,

электровоз,самолет,

космонавт

Буква о

7

Удача

Багаж,вагон,газета,завтра,

салют,календарь

Буква а

8

Речь

Сегодня,инженер,

председатель,двенадцать,

шестнадцать,семена,

интересный,прекрасный,

сейчас

Буква е

9

Книга

Библиотека,билет,экскурсия,

директор

Буква и

10

О –го-го

Медленно,пассажир,Россия,

шоссе,расстояние,

одиннадцать,аккуратно,аллея,килограмм,

металл

Двойные согласные

Как запомнить написание словарных слов

Как запомнить написание словарных слов?

Широко известно, что словарные слова невозможно проверить, их надо заучивать наизусть. Вся сложность заключается в том, что таких слов великое множество. К тому же зачастую их написание не поддается никакой логике. Для развития грамматической зоркости очень важно много читать.

  1. Можно использовать проверенную временем методику:

Проводить занятия с ребенком ежедневно по 15 минут, беря для запоминания по 5-7 слов. Запоминание и повторение этих слов растягивается на неделю.

Выполнять следующие задания:

1. Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (использование словаря)

3. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, звукобуквенный анализ, деление слова на слоги)

4.Заучивание правописания данного слова (под бор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с данным словом)

5. Запись слова в орфографический словарик.

6.Составление рассказа из группы словарных слов.

7.Дописывание предложения, в котором пропущено словарное слово.

8.Образование единственного числа из множественного (или наоборот)

9.Повторение перед сном заучиваемых словарных слов

10.Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы (письмо по памяти)

II. Существует интересный способ – способ написания слов с закрытыми глазами:

Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге. Назови его по буквам. Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»? Прочти медленно, как будешь писать. Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривая вслух то, что пишешь». Потом открыть глаза и сверить правильность написания слова.

III.Можно использовать весёлые стишки, чтобы обратить внимание, что при неправильном написании слова меняется его значение.

Ошибки, без сомнения,
Меняют слов значения.
Наташи, Пети, Веры,
Вот вам тому примеры.

ПАРОВОЗ И ПАРАВОЗ hello_html_m29b05223.gif

ПАРОВОЗ, ПАРОВОЗ
Мчит людей под стук колёс.
ПАР его колёса крутит,
В срок на станции он будет.

ПАРАВОЗ, ПАРАВОЗ
Груз из двоек в школу вёз:
Двоечки-ПАРЫ
Для Вити и Тамары
И для всех других ребят,
Что учиться не хотят.

Упражнения для запоминания словарных слов.

Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в 1–2-м классах

Разделы:  Русский язык Начальная школа

В каждом классе учащиеся запоминают написание определённого количества словарных слов. Работа с такими словами проводится следующим образом.

Все слова, правописание которых должны усвоить учащиеся в 1 классе встречаются в текстах «Азбуки», «Книге для чтения».

Работа над ними начинается ещё в букварный период. Словарные слова складываются из разрезной азбуки, проводится их слоговой и звуковой анализ, выделяется непроверяемая безударная гласная (цветным мелом на доске и цветной ручкой в тетрадях или просто подчёркиванием). Некоторые виды работ, из представленных ниже, можно использовать в качестве индивидуальных заданий в первом классе.

Во втором классе в первом полугодии работа над словарными словами продолжается.

Все слова, записанные в словаре, учащиеся заучивают наизусть. Это достигается путём частого употребления их в различных заданиях и упражнениях:

  1. Перечислить названия птиц, животных, людей, учебных вещей.

  2. Выписать из словаря слова, обозначающие названия животных (домашних, диких).

  3. Выписать из словаря слова, обозначающие названия птиц (зимующих, перелётных).

  4. Записать слова, которые начинаются с буквы М, с буквы П и т. д.

Материал для выборочного диктанта.

  1. На ветке сидит ворона.

  2. Рабочие идут на завод.

  3. Дежурный стёр пыль.

  4. Медведь любит мёд.

Кроме отдельных предложений пишем и связные тексты, по содержанию простые и доступные учащимся.

Зима.

Наступила зима. Толя надел пальто, взял коньки. Он идёт на каток. Там много мальчиков и девочек. Всем весело.

Наш класс.

Мы любим свой класс. В классе чисто. Дежурный открыл окно. Зазвенел звонок. Учитель вошёл в класс. Ученики встали. Начался урок письма.

Ответы на вопросы.

  1. Кто живёт в лесу?

  2. Кто следит за чистотой в классе?

  3. Куда идут рабочие?

  4. Что даёт корова?

Ответы на вопросы можно проводить по-разному:

  1. написать 3-4 вопроса на доске, а учащиеся дают полные ответы и записывают их в тетради;

  2. учитель диктует вопросы, учащиеся записывают только ответы (словарные слова).

Дописать предложения.

  1. За окном запел…(петух).

  2. Мальчик чистит своё…(пальто).

  3. Стрекочет проворная …(сорока).

  4. Брату купили…(коньки).

  5. На горку бегут …(ребята).

Загадки.

  1. С людьми дружит, дом сторожит. (собака).

  2. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко).

  3. Зимой беленький, а летом серенький. (заяц).

  4. Загадки используются для комментированного письма.

Игры.

1. «Буквы рассыпались. «

2. «Слоги рассыпались. » 3. «Из каких слов выпали согласные?» 4. «Из каких слов выпали гласные?»

М…Р…З (мороз)

В…Р…Н…(ворона)

Р…Б…Т…(работа)

З…В…Д (завод)

5. «Назвать (записать) слова, которые начинаются с букв У, В, К, П, И, Д. «

УЧЕНИК, УЧИТЕЛЬ, ВОРОНА, ВОРОБЕЙ, КОРОВА, КЛАСС, и т. д.

6. «Назвать (записать) слова с тремя гласными А или О, двумя гласными О. «

ВОРОБЕЙ, БАРАБАН, МОРОЗ, ВОРОНА.

7. «Первый слог потерялся. «

На доске записаны слова без первого слога. Дети подбирают недостающие слоги.

…РОКА, …РОЗ, …КИ, …РОВА, …БАКА, …ТО.

8. «Какое слово записать?»

На доске учитель записывает словарное слово, которое нужно отгадать и закрывает его. Затем говорит, что это слово имеет 3 согласных и 2 гласных звука.

9. «Угадай слово. «

СО…(собака), МО…(молоко), СО…(сорока), ЗА…(завод), МО…(молоток), ДЕ…(девочка), ЗА…(заяц), ДЕ…(дежурный).

10. «Не ошибись!»

У всех учащихся должны быть карточки с гласными А, О, Е, И, Я. учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с нужной орфограммой. Затем слово можно записать в тетрадь.

Творческие работы.

1. Составить предложения с данными словами: БАРАБАН, РЕБЯТА, ДЕВОЧКА.

2. Составить предложения с данными группами слов:

РАБОТА, КОЛХОЗ.

УЧЕНИК, КЛАСС.

3. Составить рассказы по опорным словам. Дать им заглавие.

ЗИМА, МОРОЗ, КОНЬКИ, КАТОК.

УЧЕНИК, КАРАНДАШ, ПЕНАЛ, ТЕТРАДЬ.

КЛАСС, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК, ДЕЖУРНЫЙ.

Выборочный ответ.

Предлагая учащимся задание, учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный, или полный, а остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ.

Например:

Отв

2

еты

3

4

Б…ТОН

А

О

А

О

Г…ЗЕТА

О

А

А

О

Г…РОХ

О

А

О

О

Другой пример:

Отв

2

еты

3

4

КО…ЕКТИВ

Л

ЛЛ

Л

ЛЛ

А…ЕЯ

ЛЛ

Л

Л

ЛЛ

КО…ИДОР

РР

Р

РР

Р

Учащиеся выбирают правильный ответ, после этого проводят самопроверку, взаимопроверку, сверяя ответ по словарю.

Во 2 классе в течении второго полугодия продолжается работа над закреплением правописания слов непроверяемых ударением, изученных раннее, также учащиеся знакомятся с новыми словами.

Ознакомление детей с орфографическим словариком лучше провести в начале 3 четверти, когда учащиеся приступят к изучению частей речи. К этому времени у детей окрепнут навыки чтения, у них будет некоторый запас сведений по грамматике и орфографии, а изучение частей речи позволит использовать в словарике различные формы слов и грамматические пометы. Ознакомлению со словариком должны предшествовать повторительные упражнения, связанные с повторением алфавита, т. к. твёрдое знание алфавитного порядка букв является важнейшим условием, обеспечивающим умение пользоваться любым словарём, в том числе и орфографическим.

Задания тесно связываются с изучаемой темой:

  1. Подчеркнуть в словах звонкие и глухие согласные .

  2. Расположить словарные слова в алфавитном порядке.

  3. Записать слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?

  4. Записать слова, обозначающие действие предмета.

  5. Образовать родственные слова.

  6. Выписать слова со звонкой и глухой согласной на конце.

  7. Составить предложения с данными словами, употребив предлоги.

Во всех заданиях указать количество слов, которое должны написать.

Ответы на вопросы.

  1. Что делает художник?

  2. На чём работает тракторист?

  3. Во что собирают грибы?

  4. Какой день недели первый?

  5. Какой день недели последний?

  6. Кто водит автомашину?

Дописать предложения.

  1. Столица нашей Родины…(Москва).

  2. Осенние месяцы…(сентябрь, октябрь, ноябрь).

  3. Всех слов дороже нам слова:

  4. Страна родная и …(Москва).

Пословицы.

Используем для комментированного письма и для выборочного диктанта.

  1. Береги нос в большой мороз.

  2. Хорош соловей голосом, а колхоз колосом.

  3. Человек без Родины, что соловей без песни.

  4. Декабрь год кончает, январь начинает.

Загадки.

  1. Телята гладки, привязаны к грядке. (огурец).

  2. В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (сахар).

  3. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь).

Игры.

1. Голоса на улице.

2.  У каждой буквы столбик слов.

Учитель называет слова из 3 – 5 букв. Дети записывают слова в тетрадь и под каждой буквой по заданию учителя пишут по 3 – 4 слова из словаря.

3. «Цепочка».

Записать 10 слов: последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова.

4. «Кто больше?»

Кто больше запишет за установленное время слов с непроверяемой безударной гласной, тот и победит.

Творческие работы.

1. Составить предложения с данными словами:

2. Составить рассказы по опорным словам. Дать им заголовки.

КОЛХОЗ, ОГОРОД, УРОЖАЙ, КАРТОФЕЛЬ, ГОРОД.

ПРАЗДНИК, УЛИЦА, НАРОД, ОТЕЦ, РЕБЯТА.

Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Учащиеся записывают диктуемые или приведённые на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Учитель даёт слова с непроверяемыми безударными гласными (ПЛАНЕТА, ДИВАН. ГАЗЕТА, ГИГАНТ, ТЕЛЕГА, ПЕЩЕРА, КОМАР, СИРЕНЬ, ТЕТРАДЬ, ЛИМОН, ПОБЕДА. КАНАВА, КОТОМКА) и предлагает записать их столбиками: в один по алфавиту с безударной гласной О, в другой – с безударной гласной А, и т. д.

Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован приём дописывания таблиц.

1. Впиши слова в таблицу.

Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе.

Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе.

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно

В огромном море – море слов

Купайся ежечасно!

Всем педагогам хорошо известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

А письменная речь – это самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и восприятия ситуации. Значение слова непостоянно, оно изменяется в ходе развития ребенка.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Мы называем их словарными словами. И каждый учитель знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают в словарь.
Поэтому именно в начальной школе большое значение придается словарно-орфографической работе, выбору методов и приёмов, способствующих усвоению детьми слов с непроверяемыми написаниями.

С такими словами младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников все больше возрастает, достигая к концу четвёртого класса внушительной цифры – более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.

Но к сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества часто употребляемых слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям данного типа, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Часто словарной работе в школе уделяется недостаточно внимания, или она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Без усвоения слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, испытывают затруднения при написании сочинений и изложений.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» — писал известный российский ученый — методист А. В. Текучев.

Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, учитель должен управлять этим процессом и применять такие методы и приёмы, которые помогут ребёнку облегчить процесс запоминания, обеспечат правильность и полноту усвоения словарных слов.

Кроме этого, работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамотностью. И, поэтому, прежде чем отправиться с детьми в многолетнее путешествие по удивительной и богатой стране слов, необходимо помочь им сделать простое, но важное открытие: все слова, которые есть в русской речи, по сложности их написания можно разделить на три большие группы. Эти группы мы условились назвать «зеркальные», «опасные» и «очень опасные» слова (эти термины взяты из книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, А.А. Кузнецовой «Секреты орфографии»).

  • «Зеркальные слова» — слова, где каждому звуку соответствует такая же буква. Писать их легко, в них все понятно.

  • «Опасные слова»- слова с непонятными звуками. Перед написанием таких букв надо проверить их, подумав. Это слова с проверяемыми орфограммами.

  • «Очень опасные слова» — слова с неясными, хитрыми звуками, которые никакими правилами не проверишь. Но т.к. они все равно уже есть, люди научились запоминать их правильное написание.

В основу формирования орфографических навыков письменной речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея ввиду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:

-активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

-обучающий характер учебной деятельности;

-регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Обучение написанию слов с непроверяемыми орфограммами должно проводиться с опорой на дидактический материал, включающий в себя наиболее часто употребляемые слова. Их следует отбирать из учебников, изучаемых в данном классе, художественных произведений, словарей и других источников.

Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в школе в «словарном порядке», т. е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова.

Передовой опыт учителей и специально проведенные исследования доказывают, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что для обучения написаниям слов указанного вида, нужно активизировать мыслительную деятельность и память учащихся. Этого можно достигнуть, применяя такие методы и приёмы, в основе которых широко используются игровые упражнения, т. к. именно игра является привычной средой обитания детей и продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности: А главное — в процессе игры учащиеся получают знания, испытывая удовольствие. Для учащихся игра — прежде всего увлекательное занятие. Этим она и привлекает преподавателей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Некоторые из таких упражнений я использую на своих уроках и хочу предложить их вам.

1.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).
Этот вид работы можно использовать с 1 класса, когда словарных слов изучено ещё мало. Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово. 
2. КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ).
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Важно научить детей классифицировать орфограммы. Например:
Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь
1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением;
2.парн.согл. Д, который можно проверить (звук согласный проверяй — рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции.
3.«НЕМОЙ» СЛОВАРИК.
Тоже один из любимых видов работы у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма, что очень важно при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.
4.«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет его лексическое значение. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.
5.«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
6.«КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ.
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия. В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя заготовки.
7. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК. 
Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.
Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. 
Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из ЕЛи.
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  ПАпа. 

8.СХЕМЫ — УГАДАЙКИ.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. 
___О___О___  (воробей, молоко..)
_______ЛЛ__   ( коллектив, коллекция…)
9.«КОПИЛКА — МИНУТКА.
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся  группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы
10. «ЛИШНЕЕ СЛОВО».    
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подготовку изучению к нового материала. Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». 
СОРОКА, ВОРОНА, ПЕТУХ, КОРОВА, ДОРОГА.
Заранее тщательно подбирают слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:
1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.
2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2. 
3….слово  петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную .
4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.Произнося каждое слово несколько раз, дети быстрее запоминают его написание.
11. БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. 
12. «ШИФРОВКИ».
Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление (требует достаточно немало времени). Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или  подсказывают идею.
Шифровка «слоговое сложение».                                                                                                                         
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов  словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.   
ВЕС НА        ГО РОД       НА РОД 
ТРА ВА        У ГОН       ВА ГОН
ТЕ МА         ЛЕ ТО        ФОН ТАН         ТЕ ЛЕ ФОН
Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяю, обязательно оцениваю, подписываю автора и на др. уроках или занятиях использую, обязательно  объявляю, чью шифровку мы отгадываем.
Шифровка – алфавит.
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.
1, 13, 13, 6, 33 — (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
Шифровка «Убери лишнее».
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: 
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).
Это упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные).
Шифровка «Части слова».
Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в  результате получается не само словарное слово, а родственное ему.
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс – как у слова  БЕРЁЗКА.
Окончание – как у слова КОНЬКИ.
В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ .    
Шифровка «Добавь гласные».
(Или  «Испорченная печатная машинка»).
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
Например: ВТМБЛЬ(АВТОМОБИЛЬ).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:
Живые существа: 
СБК      (СОБАКА)
СРК      (СОРОКА)
КРВ      (КОРОВА)
ЧЛВК    (ЧЕЛОВЕК)
13. НЕДОСТАЮЩИЕ ПАЗЛЫ»
По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием: вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
14.« «ПРОБА  ПЕРА».
В 3-4 классах практикуют работу по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. В течение недели предлагают написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:
1. на наличие в словарных словах буквосочетаний –оро-,      -оло-;

2. на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву;

3. словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)…
4. можно использовать словарные слова  на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.
«Проба пера» — это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно.
15.«ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ»
Очень часто в рамках определённой темы работают со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова.К ним предлагаются разные задания:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам (в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму числа, падеж (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).
5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.
Например:
М_ШИНА – МАШИНИСТ
6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:
К_РОВА – ( Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.
7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например: Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.
17.ЗАГАДКИ – ШУТКИ  (ИГРЫ).
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
2. В каких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети  и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.
18. ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ».
Занимаясь с детьми индивидуально, практикуют пятиминутку словарной работы. Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Берём словарик ребёнка и вразброс спрашиваем, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике). Ребятам очень нравится соревнование С САМИМ СОБОЮ. Если вчера за 5 минут игры было записано 8 слов, а сегодня меньше или больше? Ради этой игры дети были готовы повторять словарные слова ежедневно. Как оказалось, для них это азартная игра. Для более успешного исхода этой игры можно заранее определять группу словарных слов, с которой будем работать на следующем уроке. Например, я даю установку, что на уроке через неделю  мы будем играть со словами на букву «а», или со словами с удвоенными согласными… А как же готовиться к игре? Есть очень простой способ запоминания. Помните примету при подготовке к экзамену  – книжка под подушкой? Достаточно непосредственно перед сном (практически лёжа в постели) 1 раз, не торопясь, чётко проговорить по слогам определённую группу слов. Затем закрыть словарик или книгу и лечь спать. Учёными доказано, что, засыпая, человеческий мозг «прокручивает» информацию, полученную за день. Причём в обратном порядке. И больше всего времени на осмысливание и обработку полученной информации отводится тем событиям, которые произошли в конце дня. А меньше всего – с которых начинался день. Таким образом, на запоминание словарных слов, прочитанных на ночь, мозг отведёт больше всего времени  и плодотворно поработает без участия самого ребёнка.

19. Запись слов по алфавиту.

Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми алфавита можно использовать в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Написав на доске слова с непроверяемыми написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке и , например, подчеркнув непроверяемые орфограммы.

По мере усвоения алфавита задания усложняются. Дети записывают слова в алфавитном расположении не только первой, но и последующих букв. Затем идет дальнейшее усложнение, например, с записью в несколько столбиков и в каждом – по алфавиту.

20. Выборочный диктант

Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.

21. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.

22. Выбрать слова.

Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: к…пуста, м..л..ко, с..рень, уч..ник, в..р..бей.

24. Подобрать слова: Подбери слова к данным схемам:

25. Выпиши из словаря.

Выпишите из словаря по 3 слова 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

26. Сочинение по опорным словам

Предлагается записать сочинение по определенной теме используя опорные слова с непроверяемыми орфограммами.

27. Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать и этот прием. Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.

28. Подбор и запись слов с иноязычными элементами.

Познакомив детей с иноязычными элементами слов, можно предложить задания на подбор и запись других слов с этими элементами. Пример: дописать слово с частью грамм-(грамматика, килограмм и т. д. )

29. Замена описательных оборотов словами-синонимами.

Вместо описательного оборота подобрать слово-замену с непроверяемой орфограммой. Эта работа может быть как устной, так и в виде карточек, кроссвордов, записанная на доске. Вариантов много.

30. Этимологический анализ– важное средство повышения грамотности.

Для толкования можно использовать «Толковый словарь русского языка» Ожегова, «Толковый словарик русского языка» Неусыповой, «Откуда пришли слова» (этимологический словарь) и «Фразеологический словарь» Волиной.

Такая работа дает положительные результаты при усвоении новых слов и слов с непроверяемыми написаниями и является важной для лингвистического развития учеников. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить интерес у детей к трудным словам и для более легкого усвоения их написания. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным.

Пример: «Линейка» — производное от слова «линия», заимствованного через немецкий из латинского языка, где «линия» — «нитка». А «линейка» буквально означает «инструмент для проведения линии». Ровненько так получается, как по натянутой линии-ниточке.

Тема «Словарь» и «Словарная работа» включены в работы известных педагогов – новаторов. Учитель русского языка П. С. Тоцкий выпустил книгу «Орфография без правил», где рекомендует начинать работу со словарными словами с начальной школы. Его главная мысль заключена в том, что если слово повторять многократно в одном варианте, потом в другом, то движения органов речи останутся в памяти, они – то и решат на практике правописание слова. Грамотно пишущий человек так себе и диктует, внутренней речью. Если не привыкнуть к орфографическому чтению, то очень трудно правильно написать слово. Орфографическому чтению надо обучать с первого класса. Решающее значение имеет повторение вслух за учителем, т. к. ребенок учится преодолевать артикуляционные препятствия, хотя дети преодолевают их легко и свободно.

Таким образом, словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к механическому заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Эти упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их. А также систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *