Какие бывают речевые ошибки – Речевые ошибки в русском языке ℹ️ понятие, основные виды, типы и классификация, примеры речевых лексических ошибок, таблица, исправления

Содержание

Неправильные слова в русском языке примеры. Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Инструкция

Следите за отсутствием в речи плеоназмов – лишних слов. Например, не стоит употреблять выражения: главная суть, прейскурант цен, перспективы на будущее, период времени, в конечном итоге, впервые знакомиться и т.д.

Учтите, что замена одного из составляющих слов в устойчивых также становится одной из распространенных речевых ошибок . Не стоит говорить «в поле внимания» вместо «в центре внимания» или «в поле зрения», «играть значение» вместо «играть роль» или «иметь значение» и т.д.

Следите за тем, чтобы подлежащее не было перекрыто прямым дополнением, иначе смысл предложения может стать неоднозначным. Например, фраза «Широкие лоджии обрамляют экраны из тонированного стекла» будет звучать лучше, если переставить местами и подлежащее: «Экраны из тонированного стекла обрамляют широкие лоджии».

Иногда неправильный слов может полностью изменить смысл предложения, поэтому, если вы пишите текст, обязательно прочитайте его через некоторое время, это позволит вам избежать фраз типа: «В магазин поступили кроватки для малышей различных расцветок» и «Произвели осмотр места происшествия, где было совершено с участием понятых».

Следите за тем, чтобы ваши предложения были всегда логически закончены, в них должна прослеживаться основная мысль. Примером неудачного предложения может служить : «Производство металлов требует большого увеличения заготовки металлолома, так как примерно половина всей стали выплавляется из металлического лома». Чтобы подчеркнуть мысль о необходимости увеличения сбора металлолома, переделайте фразу так: «Увеличение сбора металлолома очень важно для производства стали, поскольку половина всех черных металлов выплавляется именно из лома».

Видео по теме

Полезный совет

Если вам трудно следить за собой, и вы не всегда можете сами определить в своей речи ошибки, попросите кого-нибудь из знакомых поправлять вас.

«При голосовании поднялся лес рук. После объявления результатов все восторженно и самозабвенно аплодировали. Их сердца стучали в унисон», — этот небольшой текст наполнен речевыми штампами, и его очень неприятно читать.

Избитые слова

Речевые штампы — это слова и выражения, отдающие неприятной пафосностью, громкие фразы, за которыми ничего не стоит. С годами у достаточно большого количества людей сложились определенные стереотипы мышления. Нередко они проскальзывают в речи человека. Она становится скучной, унылой и безэмоциональной.

Чтобы словосочетание стало штампом, оно должно очень часто употребляться в лексиконе каждого члена общества. Порой даже характеристика, отражающая абсолютную уникальность чего-либо, может со временем превратиться в речевой штамп. Так произошло с одним из названий нефти («черное золото»). Однако такие конструкции значительно упрощают жизнь, позволяя долго не думать при разговоре.

Речевые штампы лишают мысль конкретности (например, ежегодное собрание проведено на самом высоком уровне). Проще сказать так, чем предоставлять долгий отчет, отвечая на многочисленные вопросы. Человек, часто употребляющий в речи штампы, становится неприятен для окружающих. Он кажется им чересчур поверхностным. В большинстве случаев так оно и есть.

Канцеляризмы

Существуют слова, которые уместны только в определенном стиле речи. К ним относятся канцеляризмы, используемые в официально-деловом стиле. Для него характерно отсутствие эмоций и очень четкое изложение мыслей. Все должно быть как можно более лаконично и по делу. Годится ли такой подход для художественного или разговорного стиля?

Конечно, нет. В этом случае канцеляризм превратится в речевой штамп, который будет утяжелять и обеднять речь. Например, вы скажете: «Имеет место отсутствие запасных частей автомобиля». Употребив подобное в своей речи при разговоре с кем-нибудь, не удивляйтесь, что на вас косо посмотрят. Не проще ли сказать, что запчастей от автомобиля нет?

Языковые стандарты

Языковые стандарты — своего рода речевые штампы публицистического стиля. Однако в этом случае они уместны, так как наиболее точно описывают предмет и его свойства. Например, «гуманитарная помощь», «силовые структуры» и т.д. В обществе подобные словосочетания не воспринимаю

9860494.ru

Виды речевых и грамматических ошибок

Виды речевых и грамматических ошибок

Наиболее сложными для восприятия и осознания являются речевые и грамматические ошибки.

Рассмотрим их виды подробнее.

Речевые ошибки и недочёты.

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении

Поскользнувшись, я упал навзничь и ушиб колено» (вместо ничком). Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег.

  1. Нарушение лексической сочетаемости слов

Автор текста увеличивает (вместо усиливает) впечатление. В этот день закоренелые (вместо истинные) патриоты вышли на улицы города.

  1. Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удаѐтся объегорить( вместо обмануть) других. На вратаре майка, напяленная (вместо надетая) на рубашку. На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю (вместо свѐклу и лук).

  1. Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он (вместо текст, который написал…) относится к художественному стилю.

  1. Неуместное употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох

По задумке (вместо замыслу) автора, герой побеждает. Молчалин работает (вместо служит) секретарем у Фамусова.

  1. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю (вместо заглядываю) в словарь. Моѐ отношение к этой проблеме не поменялось (вместо изменилось).

  1. Неразличение паронимов

Были приняты эффектные (вместо эффективные) меры. Мама велела мне взять свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался.

  1. Неразличение синонимичных слов

Имя этого поэта знакомо (вместо известно) во многих странах. В конечном (вместо последнем) предложении автор применяет градацию.

  1. Употребление лишних слов (плеоназм)

Молодая девушка; очень прекрасный.

  1. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается (вместо говорится, речь идѐт) о реальных событиях.

  1. Неоправданное повторение слова

В этой главе мы узнаѐм, что Маша стала сиротой. Маша (вместо девушка) потеряла отца и мать. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного (вместо Герой рассказа не задумывается над своим поступком, не понимает всей глубины содеянного).

  1. Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Наступил август месяц (вместо август). Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом (об этом – лишнее) позаботится книжный наш магазин.

  1. Нарушение порядка слов

Тут я увидела в новых джинсах Наташку (вместо Наташку в новых джинсах). Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову (вместо Кирибеевич первым ударил Калашникова в грудь).

  1. Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Грамматические ошибки

  1. Ошибочное словообразование.

Благородность (благородство), подчерк (почерк), трудолюбимый (трудолюбивый), надсмехаться (насмехаться).

  1. Ошибочное образование форм слов

более интереснее (более красивый), красивше (красивее). Сколько (скольких) нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности.

  1. Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися (увлекающихся) джазом.

  1. Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую (красивой). Все удивлялись его силой (силе).

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали (возражало) против такой оценки его творчества. Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (художественная сторона произведения).

  1. Нарушение способа выражения сказуемого

Все были рады, счастливы и веселые (весѐлы). Дубровский сам был гвардейский офицер (гвардейским офицером).

  1. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Уроки учат нас любить литературу и многим хорошим качествам (любви к литературе и многому хорошему). В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю (и о том, почему я его люблю).

  1. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает чувство сопереживания (я сопереживаю героям). Глядя на картину (когда гляжу на картину), эмоции переполняют меня.

  1. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами (снегом, проваливающимся под ногами). Марью Кирилловну заперли в комнату, пытающуюся спастись от князя (Марью Кирилловну, пытающуюся спастись от князя, заперли в комнату).

  1. Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве (Эта книга, которую я прочитал ещѐ в детстве, научила меня ценить и уважать друзей). Человеку показалось то (лишнее слово), что это сон.

  1. Смешение прямой и косвенной речи

Базаров говорит Аркадию, что твой (его) отец – человек отставной, его песенка спета. Автор сказал, что я (он) не согласен с мнением рецензента.

  1. Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно (Когда герой опомнился, было уже поздно). Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть. Потому что он был невысокого роста (Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть и был невысокого роста).

  1. Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (решение) провести субботник.

  1. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Когда наступил декабрь, погода резко изменяется (изменилась). Замирает (замрѐт) на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

  1. Ошибки, связанные с употреблением частиц

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы (лишнее слово) подпись художника. В тексте всего раскрываются (раскрываются только) две проблемы.

infourok.ru

10 слов и выражений, которые мы обычно произносим на автомате, не замечая грубых речевых ошибок

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Нередко даже в обычном общении мы стремимся украсить свою речь каким-нибудь ярким словом или фразой. К сожалению, это не всегда бывает уместно, а иногда звучит крайне нелепо. Запомнить правильное значение слова, чтобы не перегружать речь витиеватыми выражениями, на самом деле не так сложно.

AdMe.ru проштудировал учебники русского языка и нашел несколько примеров распространенных речевых ошибок. Посмотрите, как часто мы неправильно употребляем фразы и слова, в которых только на первый взгляд нет ничего особенного.

1.

10 слов и выражений, которые мы обычно произносим на автомате, не замечая грубых речевых ошибок

Сотрудничество — это совместная работа, деятельность. Таким образом, используя фразы «взаимное сотрудничество» или «совместное сотрудничество», мы говорим о «взаимной совместной работе» или «совместной совместной деятельности». Не надо так.

2.

10 слов и выражений, которые мы обычно произносим на автомате, не замечая грубых речевых ошибок

Здесь достаточно запомнить, что одолжить — это дать взаймы, а занять — взять взаймы. Таким образом, одолжить можно кому-нибудь, но не у кого-то. И, наоборот, занять можно у кого-то, но не кому-нибудь.

3.

10 слов и выражений, которые мы обычно произносим на автомате, не замечая грубых речевых ошибок

Слово «вверх» здесь лишнее. «Подниматься» и так подразумевает движение наверх. Так же как и «спускаться» — движение вниз. Другими словами, выражение «спускаться вниз по лестнице» также является неправильным. Верно: «подниматься по лестнице» и «спускаться по лестнице».

4.

10 слов и выражений, которые мы обычно произносим на автомате, не замечая грубых речевых ошибок

Согласно «Словарю иностранных слов», бонус — это дополнительное вознаграждение, премия или дополнительная скидка, предоставляемая продавцом покупателю в соответствии с условиями сделки или отдельного соглашения. Другими словами, бонус уже подразумевает в себе что-то добавочное.

5.

10 слов и выражений, которые мы обычно произносим на автомате, не замечая грубых речевых ошибок

Знакомство изначально подразумевает под собой первую встречу или узнавание чего-либо нового. Поэтому употребление фразы «впервые познакомились» является некорректным. «Впервые узнали», «впервые встретились», но «познакомились».

6.

10 слов и выражений, которые мы обычно произносим на автомате, не замечая грубых речевых ошибок

Значение слова «оптимальный» — самый благоприятный, наилучший, наиболее подходящий. Вот почему использование его вместе с определительным местоимением «самый» неуместно и избыточно.

7.

www.adme.ru

Урок русского языка в 11-м классе «Типы речевых ошибок и их исправление»

Цель урока:

Познакомить учащихся с типами речевых ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Технологии:

  1. Компьютерная технология.
  2. Технологии деловой игры: лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция-провокация.

Формируемые компетенции:

  1. Умение слушать.
  2. Способность компьютерной презентации.
  3. Способность применять знания на практике.
  4. Способность переносить знания в реальность.

Оборудование урока:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Пакет материалов к уроку у каждого ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”, упражнения на закрепление изученного материала, индивидуальные карточки для домашнего задания.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Компьютерная презентация по теме урока с исправлением речевых ошибок в приводимых примерах.
  3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.
  4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.
  5. Итоги урока.
  6. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя.

Вспомните предыдущий урок и назовите основные признаки хорошей речи.

Все ошибки в письменной речи распадаются на несколько групп: фактические, логические, речевые.

Речевые ошибки нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность.

2. Презентация “Речевые ошибки”.

Презентация выполнена и прокомментирована ученицей с коллективным исправлением речевых ошибок в приведенных примерах. (Презентация и памятки для учащихся прилагаются)

3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.

(Ученикам материал предлагается в виде компьютерной презентации, ошибки исправляются устно с коллективным обсуждением вариантов исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а остальные предложить учащимся выполнить письменно самостоятельно с последующей проверкой)

I. Употребление слова в несвойственном ему значении.

1. Он упал навзничь (ничком) и уткнулся лицом в землю.

2. Он пристально (внимательно) слушал мой рассказ.

3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами (размерами).

II. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

  1. В таких случаях я взглядываю (заглядываю) в “Орфографический словарь”.
  2. Соперники ревностно (ревниво) относились к успехам друг друга.
  3. Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо) выполнять приказание.
  4. Сначала о Манилове складывается двойное (двойственное) впечатление.
  5. III. Неразличение синонимичных слов.

    1. Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах.
    2. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство (место) рекламе, и это нам не импонирует (нравится).
    3. IV. Употребление слов иной стилевой окраски.

      1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены) очень удачно.

      2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного (прекрасного) вальса.

      3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки (документы, бумаги).

      4. Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.

      ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель В.Солоухин не принимал названия Дворец бракосочетания; это “…все равно, — считал он, — что к нитке жемчуга на женской шее прицепить канцелярскую булавку”.

      V. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.

      1. Этому, безусловно, талантливому писателю М.Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
      2. Сизифовым трудом
      3. (напрасным трудом) было начать постройку дома в этом месте: через два года здесь будет водохранилище.
      4. Солнце светило во всю Ивановскую.
      5. ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно заменил компонент устойчивого словосочетания кричать во всю Ивановскую, обновив фразеологизм и сделав речь более выразительной.

        VI. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов.

        1. На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки (свеклу).
        2. Не могла и не схотела (захотела) Катерина жить в “темном царстве”.
        3. Неожиданно на подмогу (помощь) Чичикову пришел капитан-исправник.
        4. VII. Нарушение лексической сочетаемости.

          1. Родилась
          (Сохраняется) традиция широко праздновать День города. (Традиция — это обычай, установившийся порядок, унаследованный от предшествующих поколений; традиция родиться не может: она может сохраняться, быть унаследованной.)
        5. Уже будучи преклонным человеком (человеком преклонного возраста), писатель создал один из лучших своих романов.
        6. Помещики присваивали львиную часть (львиную долю) доходов крестьян.
        7. VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от греческого “излишество”).

          1. Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию, свою биографию).
          2. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию). Ностальгия в переводе с греческого – это тоска по родине.
          3. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры (сувениры). Сувенир – это подарок, сделанный на память.
          4. Мы дорожим каждой минутой времени (минутой). Минута – единица времени.
          5. IX. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология – от греческого “то же самое слово”).

            1. Этот необыкновенный случай случился (произошел) со мной в молодости.

            2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел (отразил) свои впечатления о русской деревне.

            3. Поэтически описывает поэт (А.С.Пушкин) наш город.

            X. Неоправданное повторение слов.

            1. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям.

            2. Недавно я прочитала одну книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой

            книге рассказывается…

            XI. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

            1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

            2. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны.

            Он посылает эти главы книги своим друзьям. (Павел упорно работает над задуманной книгой и, когда он заканчивает три главы ее, посылает их своим друзьям.)

            XII. Неудачное употребление местоимений.

            1. Я вынула книгу из сумки и положила ее (книгу или сумку?) на стол.

            2  После своего (совершенного) убийства им овладевает страх.

            4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.

            (Упражнения в распечатанном виде лежат на парте у каждого ученика. Первое упражнение выполняют на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные упражнения выполняются всеми самостоятельно с последующей проверкой)

            Упражнение № 1

            Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

            1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

            Упражнение № 2

            Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

            1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

            Упражнение № 3

            Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.

            1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

            Упражнение № 4

            Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

            1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им овладела ностальгия по родине.

            5. Итоги урока.

            Полученные сегодня знания очень важны для вас в жизни, а не только при написании сочинения. Любая неправильность затрудняет понимание и мешает вашему общению.

            6. Домашнее задание.

            В качестве домашнего задания учащимся предлагаются индивидуальные карточки с их речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по развитию речи. Задание: классифицировать допущенные речевые ошибки и исправить их.

            Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б” Халилуллиной Алины):

            1. Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями проблему умения общаться. В этом тексте автор сравнивает умение общаться русского и иностранца.
            2. А русский человек, как показывает Гоголь, к начальству проявляет свое угодничество, если кто-то выше него по чину, он ему угождает во всем…
            3. Позиция автора состоит в том, что человек не должен быть чинопочитателем, не должен проявлять высокомерие, а должен всегда помнить о человеческом достоинстве.
            4. Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь относиться к людям так, как они такового заслуживают.

            Приложение 1

            Приложение 2

            urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *