Какие литературные направления оказали влияние на творчество пушкина – Кто оказал влияние на формирование Пушкина в детстве? Какие это были влияния? Как они отразились в его творчестве?

Помогите пожалуйста ответить на вопрос по литературе. Какие основные темы и проблемы русской литературы 19 века???

●19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и «альбомных» стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. ●Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. ☆ Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина. ☆Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. ☆Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова. ●Тютчев: Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. Начав с одических произведений, он постепенно нашел свой собственный стиль. Это было чем-то вроде сплава русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. Кроме того он никогда не хотел видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрегал результатами собственного творчества. ●Наряду с поэзией начала развиваться проза. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. ●Постепенно, в 30-е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма. ●С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. (Гоголь). ●Крити́ческий реали́зм — художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность — изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека. ☆А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. ●Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров. ●Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа. ●Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А. Н. Островского А. П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А. П. Чехова был Максим Горький. ●Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы. <a rel=»nofollow» href=»http://refoteka.ru/r-172731.html» target=»_blank»>http://refoteka.ru/r-172731.html</a>

скопируй вот в яндекс. . <a rel=»nofollow» href=»http://otvet.mail.ru/question/169977968″ rel=»» target=»_blank» >основные темы и проблемы русской литературы 19 века</a>… и 200 проц найдешь.. что надо..

Оценочный материал по литературе (10 класс)

Приложение к рабочей программе

Оценочный материал

по литературе

10А класс

2018//2019

учебный год

Учитель: Шабаева Л.Н.

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

В 10 А КЛАССе

Календарные сроки

Планируемые сроки

Фактические сроки

1

Контрольная работа по литературе 1-й половины 19-го века.

1

26.09

2

Итоговая контрольная работа

1

15.05

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 51»

_______________ Волков Г.А.

«____»_______________2018г.

Контрольная работа по литературе 1-й половины 19-го века.

Цель: определить уровень усвоения знаний по разделу « Русская литература первой половины ХIХ века»; уровень усвоения литературоведческих понятий.

Текст работы

Вариант 1

Часть 1

А 1. Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина.

1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века

3) вторая половина ХIХ века 4) конец ХIХ – начало ХХ века

А 2. Какой этап творческого пути А.С.Пушкина соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.?

  1. Лицейский 2) южная ссылка 3)ссылка в Михайловское 4)Болдино

А 3. В каком варианте ответа указаны стихотворения, принадлежащие А.С. Пушкину?

А) «Анчар» Б) «Мадонна» В) « Вновь я посетил…» Г) «Выхожу один я на дорогу…»

1) А, Б 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, В, Г

А 4 В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта?

1) «Арион» 2) «Вольность» 3) «Элегия» 4) «Погасло дневное светило»

А 5. Укажите название поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I

1) «Пророк» 2) «Медный всадник» 3) «Свободы сеятель пустынный»

4) «Бахчисарайский фонтан»

А 6. Какой творческий метод позволил Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности?

1) классицизм 2) сентиментализм

3) романтизм 4) реализм

Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 — В6; С1.

1 Безумных лет угасшее веселье

2 Мне тяжело, как смутное похмелье.

3 Но, как вино – печаль минувших дней

4 В моей душе чем старе, тем сильней.

5 Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

6 Грядущего волнуемое море.

7 Но не хочу, о други, умирать;

8 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

9 И ведаю, мне будут наслажденья

10 Меж горестей, забот и треволненья:

11 Порой опять гармонией упьюсь,

12 Над вымыслом слезами обольюсь,

13 И может быть – на мой закат печальный

14 Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

А.С.Пушкин

В 1. Какой художественный приём, основанный на сопоставлении, использован в 1 – 4 строках стихотворения?

В 2. Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др., несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина?

В 3. Какие строки раскрывают содержание, которое вкладывает поэт в понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк.

В 4. Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печаль», «умирать» – «жить»).

В 5. Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло жизнь Пушкина, было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути?

В6 . Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества.

С 1. Дайте связный ответ на один

вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.

1. Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)?

2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Часть 2

А 7. Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя.

1) Москва . 1809 – 1841 2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852

3) Киев. 1815 – 1860 4) Петербург. 1820 – 1862

А 8. Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель —

1) романтик 2) реалист 3) классицист 4) модернист

А 9. Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский.

1) «новая школа» 2) «школа сатиры» 3) «натуральная школа» 4) «реалистическая школа»

А 10. Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе?

1) «Шинель» 2) « Миргород» 3) «Тарас Бульба» 4) «Ночь перед Рождеством»

А 11. Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек»

1) достоин уважения 2) достоин презрения 3) сам виноват в своей «малости»

4) является продуктом бесчеловечного государства

А 12 . В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения – Петербург?

А) «Портрет» Б) «Страшная месть» В) «Нос» Г) «Записки сумасшедшего»

1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) Б, В, Г 4) А, Б ,Г

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2. О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало:

он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой…

Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…

Н.В.Гоголь

В 7. Как называется повесть, из которой взят отрывок?

В 8. Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.

В 9. Сколько произведений входит в названный цикл?

В 10. Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?

В 11. Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?

В 12. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?

С 2 Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов.

  1. В каких произведениях русской литературы ХIХ века (или других произведениях Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу?

  2. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?

Вариант 2

Часть 1

А 1. Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе

1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века

3) вторая половина ХIХ века 4) конец ХIХ – начало ХХ века

А 2. Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова?

1) романтизм 2) реализм 3) сентиментализм 4) модернизм

А 3. В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества?

1) «Дума» 2) «Тучи» 3) «Пророк» 4) «И скучно и грустно…»

А 4. Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

1) А. Керн 2) Е.Денисьева 3) Е.Сушкова 4) А.Панаева

А 5. Определите лейтмотив лирики Лермонтова

1) поэт и поэзия 2) пейзажная лирика 3) тема любви 4) мотив разочарования, одиночества

А 6. Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби.

1) дума 2) ода 3) элегия 4) идиллия

Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

М.Ю. Лермонтов

В 1. Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы?

В 2 Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе и выражает жизненные искания лирического героя.

В 3 Назовите стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения («всю ночь, весь день, вечно»)?

В 4. Какое синтаксическое средство выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя?

В 5. Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой».

С 1. Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

  1. Какими чувствами проникнуто данное стихотворение?

  2. Какие нравственные убеждения поэтов ХIХ века сохранили ценность до нашего времени?

Часть 2

А 7. Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина? Выберите правильный вариант ответа.

А) К.Н.Батюшков Б) В.А.Жуковский В) К.Ф.Рылеев Г) П.Шелли

  1. А, Б 2) А, В 3) Б, В 4) В, Г

А 8. А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите название произведения (1829г.), в котором Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность?

1) «Пророк» 2) «Полтава» 3) «Вновь я посетил» 4) «Свободы сеятель пустынный»

А 9. Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина.

1) романтическая поэма 2) философская поэма

3) социально-бытовая поэма 4) историческая повесть в стихах

А 10. Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»?

1) Петербург – парадный город 2) Петербург – центр науки и культуры

3) Петербург – город «униженных и оскорблённых»

4) Петербург – фон разворачивающихся событий

А 11. Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»?

1) великая личность 2) деспот, тиран 3) любимец простого народа

4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер одновременно

А 12. Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина?

  1. свадьбой героя 2)отъездом Евгения 3)смертью героя

4)гибелью памятника в результате наводнения

Прочитаёте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В6 – В12; С2.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин

В 6. Какая часть поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой.

В 7. К какому литературному роду относится жанр поэмы?

В 8. Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании «Петра творенье»?

В 9. Выпишите из предложенного текста 2-3 примера олицетворения.

В 10. Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2, 5-6 данного отрывка?

В 11. Как называется образное определение, используемое в словосочетаниях («прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса»)?

В 12. Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы?

С 2. Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

  1. Что символизирует Медный всадник в поэме А.С.Пушкина?

  2. Каково отношение автора к Петру первому в поэме «Медный всадник»? Сравните с трактовкой образа Петра в других произведениях А.С.Пушкина.

ОТВЕТЫ

Вариант 1

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

1

+

+

2

+

+

+

+

+

+

3

+

+

4

+

+

В 1

сравнение

В 2

эпитеты

В 3

11, 12, 13, 14

В 4

антитеза

В 5

любовь

В 6

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…»

В 7

«Невский проспект»

В 8

«Петербургские повести»

В 9

5

В 10

повтор

В 11

гипербола

В 12

олицетворение

«3» – 11- 17

«4» – 18- 27

«5» – 28- 30

За каждое из заданий типа С (C1,C2) выставляется по 3 балла

Вариант 2

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

1

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

4

+

+

В 1

противопоставление

В 2

путь-дорога

В 3

градация

В 4

риторический вопрос

В 5

романтизм

В 6

вступление

В 7

лиро-эпический

В 8

метонимия

В 9

«задумчивых ночей», «спящие громады», «заря спешит»

В 10

анафора

В 11

эпитет

В 12

одический

«3» – 11- 17

«4» – 18- 27

«5» – 28- 30

За каждое из заданий типа С (С1, С2) выставляется по 3 балла

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 51»

_______________ Волков Г.А.

«____»_______________2018г.

Годовая контрольная работа по литературе для учащихся 10 класса

СПЕЦИФИКАЦИЯ

1. Назначение контрольной работы

Назначение контрольной работы – оценить общеобразовательную подготовку по литературе учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений.

2. Условия проведения

Работа рассчитана на учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений, изучающих литературу по учебнику «Литература: 10 класс» под редакцией В.И.Сахарова, С.А. Зинина, М.: Русское слово, 2009 в объеме 3 часа в неделю, отвечающему обязательному минимуму содержания образования за 10 класс по литературе.

3. Структура контрольной работы

Контрольная работа по литературе для учащихся 10 класса состоит из трех частей, которые различаются по назначению, содержанию, уровню сложности, по числу и форме включенных в них заданий.

4. Характеристика заданий

Часть А содержит 10 заданий с выбором ответа из 3-4 предложенных, часть В включает 13 заданий с кратким ответом. Часть С состоит из двух заданий с развернутым ответом, требующие написания связного текста в объеме 5-10 предложений

Выполнение 1-й и 2-й частей работы позволяет судить о достижении учащимися базового минимума. В 3-ю часть включены задания повышенного уровня сложности.

В первой и второй частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу произведений, названных в обязательном минимуме содержания литературного образования. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, поэтические тропы и т.п.), знание учащимися теоретико-литературных понятий.

5. Время выполнения работы

На выполнение работы рекомендуется отвести 90 минут.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение задания части А учащийся получает 1 балл, части В – 2 балла (В7 и В8 – по 1 баллу за соответствие).

Оценка выполнения заданий С1 и С2

Точность и полнота ответа

баллы

А) учащийся обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют

3

Б) учащийся обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, и/или допускает одну фактическую ошибку

2

В) учащийся упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом, и/или допускает две фактические ошибки

1

Г) учащийся неверно отвечает на вопрос, и/или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и/или подменяет рассуждения пересказом текста, и/или допускает 3 и более фактических ошибок

0

Максимальный балл

3

Максимальное количество баллов за работу – 53

Шкала перевода баллов в школьную оценку:

оценка

5

4

3

2

баллы

43-53

32-42

21-31

0-20

7. Инструкция по выполнению работы

Часть А содержит 10 заданий базового минимума с выбором правильного ответа из 3-4 предложенных, часть В включает 13 заданий с кратким ответом, который нужно записать словами или указать соответствие цифра-буква. Часть С состоит из двух заданий с развернутым ответом, требующие написания связного текста в объеме 5-10 предложений

Работа должна быть выполнена аккуратным, разборчивым почерком.

Желаем успеха!

Ключ ответов

1 вариант

А1 – а

А2 – г

А3 – в

А4 – в

А5 – б

А6 – а

А7 – в

А8 – а

А9 – а

А10 – б, г

В1 а) А.Фет

В1 б) хорей

В1 в) олицетворение

В2 – И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

В3 – Н.А.Островский

В4 – Шеншин

В5 – Н.А.Некрасов

В6 – Павел Петрович Кирсанов

В7

1

2

3

4

5

6

б

г

е

д

в

а

В8

1

2

3

4

5

г

в

д

б

а

В9 – эпитет

В10 – опоясывающая

В11 – инверсия

В12 – метафора

В13 – ямб

2 вариант

А1 – г

А2 – б

А3 – г

А4 – б

А5 – а

А6 – б

А7 – а

А8 – в

А9 – а

А10 – а

В1 а) Н.А.Некрасов

В1 б) анапест

В1 в) метонимия

В2 – Ф.М.Достоевский

В3 – Н.Г.Чернышевский «Что делать?»

В4 – А.А.Фет В5 – антитезаВ6 — Катерина

В7

1

2

3

4

5

6

а

д

е

г

в

б

В8

1

2

3

4

5

б

д

а

в

г

В9 – пейзаж В10 – олицетворение В11 – золотые каймы В12 – ассонанс В13 – анапест

Код

Проверяемые элементы содержания

1. Основные теоретико- литературные понятия

1.6

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения

1.7

Литературные роды и жанры

1.8

Тема. Идея. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия.

1.12

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

4. Из русской литературы первой половины XIX века

4.5

А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»

4.8

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения.

4.10

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

4.14

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

5. Из русской литературы второй половины XIX века

5.1

А.Н. Островский. Драма «Гроза»

5.2

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

5.3

Ф.И. Тютчев. Стихотворения.

5.5

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

5.6

Н.А. Некрасов. Стихотворения

5.7

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

5.9

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города»

5.10

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

5.11

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

6. Из русской литературы конца XIX начала ХХ века

6.1

А.П. Чехов. Рассказы

6.2

А.П. Чехов. Комедия «Вишневый сад»

1 вариант.

А1. Какое произведение не было написано А.Н. Островским ?

А) «Недоросль» Б) «Бесприданница» В) «Снегурочка» Г) «Доходное место»

А2. Критическу статью «Базаров» написал

А) И.Тургенев Б) В.Белинский В) А.И.Герцен Г) Д.И.Писарев

А3. Кому принадлежат слова:

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить:

У ней особенная стать – в Россию можно только верить!

А) А.С.Пушкину Б) А.А.Блоку В) Ф.И.Тютчеву Г) А.А.Фету

А4. Редактором какого журнала, основанного еще Пушкиным, стал Н.Некрасов в 1847 году?

А) «Отечественные записки» Б) «Вестник Европы» В) «Современник» Г) «Сын Отечества»

А5. Родовое имение Тургенева — …

а) Щелыково б) Спасское-Лутовиново в) Шахматово г) Малые Сорочинцы

А6. Кто из героев романа «Обломов» впервые употребляет термин «обломовщина»?

А) А.И.Штольц Б) Захар В) И.И.Обломов Г) О.С.Ильинская

А7. По мнению А.П.Чехова, «в человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и…»

А) чувства Б) походка В) мысли Г) характер

А8. Кто из двойников Раскольникова заканчивает жизнь самоубийством?

А) Свидригайлов Б) Лужин В) Мармеладов

А9. В романе Л.Н.Толстого несколько сотен действующих лиц, однако в сознании читателя они существуют не как хаотическая масса, а как строго упорядоченная система персонажей. По какому принципу строится система персонажей «Войны и мира»?

А) семейных гнезд Б) эпического параллелизма В) композиционной завершенности

А10. В каких крупных произведениях Некрасова рассказывается о подвиге декабристов и их жен?

А) «Кому на Руси жить хорошо?» Б) «Дедушка» В) «Коробейники»

Г) «Русские женщины» Д) «Железная дорога

В1. «На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.»

Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века.

Назовите:

а) автора

б) размер

в) Какой вид метафоры использует автор («утро дышит», «на ямках пышет»)?

В2. Один автор дает такую краткую характеристику своему герою: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. <…> Независимая душа и гордец первой руки». Укажите автора, героя и произведение.

В3. Кого из русских писателей-классиков называли «Колумбом Замоскворечья»?

В4. Известно, что фамилия «Фет» известного русского поэта – псевдоним. Укажите настоящую фамилию этого автора.

В5.Кому принадлежат строки:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен?

В6. Кто был главным оппонентом Е.Базарова в спорах?

В7. Соедините названия произведений и их жанр:

А) «Севастополь в мае»

Б) «Отрочество»

В) «Война и мир»

Г) «Анна Каренина»

Д) «Живой труп»

Е) «В чём моя вера?»

1) Повесть

2) Роман

3) Религиозный трактат

4) Драма

5) Роман-эпопея

6) Рассказ

В8. Описывая определенные реалии так, как видят их герои, Л.Толстой, чтобы быть точным, часто переименовывает привычные вещи, ломая автоматизм их восприятия. Так в «Войне и мире» маршальский жезл становится «палкой», знамена – «подхваченными кусками материи на палках». Подумайте, какие реалии представлены описаниями, и соотнесите их с указанными названиями:

А) окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении

Б) вертящийся черный мячик, от которого поднималась струйка дыма

В) большой, наполненный чем-то и открытый ящик

Г) крашеные картоны, изображавшие деревья

Д) французские лепешки

1) театральные декорации

2) гроб, наполненный костями

3) пушечные ядра

4) граната, которую Андрей Болконский видит за несколько секунд до того, как она взрывается

5) батарея Раевского

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф.И.Тютчев

В9. Каким термином обозначается образное определение, которое дает выразительную характеристику предмету или явлению («дивная пора», «хрустальный день»)?

В10. Назовите способ рифмовки, использованный в заключительной строфе.

В11. Как называется использованное в целях выразительности нарушение обычного порядка слов в предложении («в осени первоначальной»)?

В12. Назовите тип иносказания (троп), на основе которого создан образ «тонкого волоса паутины»?

В13. Определите стихотворный размер приведенного текста

Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений

С1. Какие образные средства, использованные в стихотворении, формируют ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром?

С2. В каких произведениях русских поэтов есть «полевые» пейзажи? В чем сходство и различия со стихотворением

2 вариант

А1.Статью «Темное царство» написал

А) Н.Чернышевский Б) В.Белинский В) И.Гончаров Г) Н.Добролюбов

А2. На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров?

А) крестьянство Б) интеллигенцию В) русское патриархальное дворянство

Г) дворянскую аристократию

А3. «Кнутом иссеченная Муза» — это образ чьей поэзии?

А) А.С.Пушкина Б) М.Ю.Лермонтова В) Ф.И.Тютчева Г) Н.А.Некрасова

А4 Первый период творчества Н.Островского связан с его работой в литературном журнале

А) «Современник» Б) «Мосвитянин» В) «Отечественные записки» Г) «Сын Отечества»

А5. Родной город А.П.Чехова

а) Таганрог б) Красноярск в) Сочи г) Рязань

А6 Кому из героев романа Гончарова «Обломов» принадлежат слова: «Для меня любовь – все равно, что…жизнь, а жизнь – долг, следовательно – любовь тоже долг»?

А) Обломову Б) Штольцу В) Тарантьеву Г) Волкову

А7. Результатом участия Л.Толстого в Крымской войне становятся:

А) «Севастопольские рассказы» Б) дневники

В) автобиографические повести Г) «Война и мир»

А8. Кто из героев романа «Отцы и дети» вступается за крестьян, но «говоря с ними, морщится и нюхает одеколон»?

А) Базаров Б) Николай Петрович Кирсанов

В) Павел Петрович Кирсанов Г) Аркадий

А9. Среди многочисленных «военных» героев романа «Война и мир» своей «штатскостью» резко выделяется Пьер Безухов. В каком эпизоде выясняется, что он не умеет обращаться с оружием?

А) в эпизоде дуэли с Долоховым Б) на батарее Раевского В) в плену

А10. Какая известная картина русского художника напоминает стихотворение Некрасова «На Волге»?

А) И.Е.Репин «Бурлаки на Волге» Б) И.И.Левитан «Вечер на Волге»

В) И.С.Петров-Водкин «Девушки на Волге»

В1. Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям.

Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века.

Назовите:

а) автора б) размер в) Какой троп использует автор в приведенном отрывке?

В2. Какой русский писатель был приговорен судом к гражданской казни?

В3. Парадоксально, но философско-утопический роман государственного преступника, арестанта Петропавловской крепости, прошел через две строжайшие цензуры и получил добро на выход в свет. Назовите это произведение и его автора.

В4. Этот классик отечественной литературы был лишен права носить русскую фамилию отца и лишился всех привилегий, связанных со званием дворянина. С целью возвращения дворянского звания, он поступает на службу. Однако военный чин, дающий на это право, всякий раз, по мере продвижения по службе, повышался в своем ранге. Лишь на закате дней этому поэту удалось возвратить дворянское звание и утраченную фамилию отца. Назовите этого автора.

В5. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца?

В6. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы А.Н.Островского «Лучом света в темном царстве»? Кто это?

В7. Соедините названия произведений и их жанр:

А) «После бала»

Б) «Детство»

В) «Война и мир»

Г) «Анна Каренина»

Д) «Власть тьмы»

Е) «Исповедь»

1) Рассказ

2) Драма

3) Религиозный трактат

4) Роман

5) Роман-эпопея

6) Повесть

В8. Отличительная особенность портретной «живописи» Толстого – закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика и затем многократное повторение. Так Пьер запоминается массивной фигурой, неуклюжестью и «дружелюбными глазами». Попытайтесь по 1-2 «штрихам к портрету» угадать персонажа романа и соотнести эти черты с его именем.

А) оголенные, белые, полные плечи

Б) черные глаза, большой рот

В) сухое лицо

Г) лучистые глаза, тяжелая походка

Д) плешивая голова, плоское лицо

1) Наташа Ростова

2) князь Василий Курагин

3) Элен Курагина

4) Андрей Болконский

5) Мария Болконская

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, —

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

А.А.Фет

В9. Каким термином обозначается зарисовка природы, подобная той, что создана в стихотворении Фета?

В10. Какое средство иносказания, основанное на переносе человеческих черт на неодушевленные явления, использовано в строке «Убегает на запад река»?

В11. Во второй строфе гаснущие края облаков переданы иносказательно, при помощи метафоры. Выпишите словосочетание (в именительном падеже), метафорически замещающее образ светящихся очертаний облака.

В12. В строке «Убегает на запад река» все три ударения приходятся на гласный «а». Как называется этот прием звукописи?

В13. Определите стихотворный размер, которым написан «Вечер».

Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений

С1. С какой художественной целью в первой строфе использованы исключительно безличные предложения?

С2. Какие стихотворения русских поэтов посвящены описанию вечерней природы? В чем их сходство и различия со стихотворением А.Фета

Влияние Пушкина на российскую и мировую литературу

Творчество А.С. Пушкина достаточно однозначно оценивается мировой критикой. Несмотря на немногочисленные отрицательные отклики, степень влияния Пушкина на формирование русской литературы огромно. Рассматривая фигуру «Золота русской поэзии» с точки зрения мировой литературы, можно утверждать, что его творчество косвенно оказало влияние и на неё.

Русская пушкинистика

Вряд ли найдется еще одно русское литературное светило, творчеству которого было бы посвящено столько исследовательских работ, сколько их написано за время изучения творчества Пушкина. Русская пушкинистика начала развиваться с 50-х годов XIX столетия. Первыми исследователями выступили историк Петр Бартенев и литератор Павел Анненков. Работа велась по двум направлениям:

  • изучение и публикация литературного наследия поэта;
  • уточнение биографических и фактических сведений.

Первые опыты анализа пушкинских произведений были предприняты Михаилом Лопатто на заре ХХ века. Новую историко-литературную концепцию творчества Пушкина сформулировал Юрий Тынянов. С его точки зрения, формирование новой русской литературы началось именно в первой половине XIX столетия, когда началось литературное противостояние между архаистами и карамзинистами-новаторами. Пушкин начинал, как новатор, используя в творчестве стилистическую сглаженность и установку на современную устную речь. Архаисты ориентировались на высокую литературную традицию VIII века, не боялись устаревшей героики и стилистической какофонии. Пушкин совершил революцию в русской литературе, соединив две противостоящие стороны в своем творчестве.

Влияние Пушкина на формирование нового русского литературного языка

Литературный критик В.В. Виноградов в своих работах называет Пушкина создателем современного литературного русского языка. Высокую оценку творчества дает Н.В. Гоголь. Он первым указывает на то, что в стихотворениях Пушкина нет высокопарных и возвышенных слов, есть только одна поэзия. Пушкин создает шедевры русской и мировой литературы, получив ответы на несколько вопросов:

  1. Совсем необязательно прибегать к высокопарным оборотам, чтобы выразить силу и полноту нахлынувших чувств.
  2. Не обязательно изображать некую условную поэтическую обстановку.
  3. Можно описать чувство простыми, но вызывающими живые ассоциации, словами.

Стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «На холмах Грузии» являются яркими примерами точного научного определения Гоголя:

Слов немного, но они так точны, что обозначают всё.

Формируя собственный стиль, Пушкин внимательно изучает фольклор. Песни славян, сказы и былины станут сюжетными решениями новых произведений поэта. В них большую роль играют не описания, а речь главных действующих лиц. К жанру сказки поэт обратился в 20-е годы, когда его талант окреп, а он сам занял лидирующие позиции в русской литературе. Пушкина еще при жизни стали называть гением, причем не только устно, но и в печати. Поэт использует в сказках «просторечивые» слова и обороты, но при этом произведение остается литературным от начала и до конца.

Наибольшая полнота использования богатства русского языка без ограничений проявилось в «Медном всаднике». Здесь славянизмы и просторечия объединяются с образами из жизни в целостное художественное произведение. «Евгений Онегин» наполнен ресурсами высокой поэзии и обычной разговорной речью. Пушкин многолик и разнообразен. Его произведения понятны малограмотному народу и доставляют удовольствие грамотным читателям. Его язык прост и точен, а образное решение настолько ощутимо, что в ходе прочтения картинки возникают одна за другой

У Пушкина были подражатели, но абсолютно не было учеников, последователей и, тем более, не было «пушкинской» школы. По мнению поэта Арсения Тарковского, Пушкин вобрал в себя Жуковского и Батюшкова, а затем закрыл дверь на крепкий замок. С другой стороны, своим творчеством Пушкин открыл новые пути для развития нового направления в литературе. По его пути формировалась романтическая, а вслед за ней и реалистическая русская лирика.

Замечание 1

Главным критерием создания литературного произведения Пушкин считал единство содержательности и формы. Нарушение этого закона Пушкин называл бессмысленностью.

Пушкин и мировая литература

В каждой стране есть свой литературный гений мирового масштаба. В Испании гордятся Сервантесом. В Англии считают Шекспира родоначальником мировой современной литературы. Греция почитает Гомера наряду с великими мастерами современности. Их мнение разделяют во всем мире. Нельзя сказать, что поэзия и проза Пушкина напрямую повлияла на развитие мировой литературы. Однако, влияние Пушкина на творчество Толстого, Достоевского, произведения которых являются признанными всем миром шедеврами классической русской литературы, бесспорно.

Пушкин явился основателем русской школы самобытного литературного творчества. Концепцию развивали в своих произведениях Гоголь, Толстой, Достоевский, Лермонтов, Некрасов, Чехов, Салтыков-Щедрин, Пастернак, Твардовский и другие писатели. Пушкинский стиль, его широта познаний, философская глубина и взаимосвязь историзма и современности оказали огромное влияние на формирование литераторов, художников и музыкантов разных поколений. Академик Д.С. Лихачев так писал о многогранности Пушкина:

… в каждое мгновение жизни в каждой её песчинке (он) видел, ощущал, переживал огромный, вечный вселенский смысл.

Поэтому Пушкин велик во всем.

Еще в середине 19 столетия в Англии, Франции и Германии появились обстоятельные статьи о творчестве Пушкина. На их фоне особенно выделяется статья Ф.А. Фарнгагена фон Энзе (1838). Автор дает оценку произведений Пушкина с философско-исторической точки зрения, оценивания его вклада в мировую литературу. Эта статья опередила даже отечественные статьи о признании пушкинского гения, чем сильно расстроила критика Белинского.

По определению Ю. Лотмана, Пушкин за два столетия не стал «вчерашним» поэтом и не превратился в «литературное наследие». Ученый отмечает, что все великие писатели, подобно тени отца Гамлета, идут впереди и зовут за собой. Пушкин для читателя — живой собеседник. У него всегда найдутся ответы на интересующие читателя вопросы. Пушкин всегда современен. В этом и состоит его гений.

Помогите с тестом по литературе пожалуйста

А 1. Выберите правильную последовательность смены одного направления другим:
а) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм
б) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм, модернизм
в) романтизм, реализм, модернизм, классицизм, сентиментализм
г) модернизм, реализм, романтизм, сентиментализм, классицизм

А 2. К какому литературному направлению могут быть отнесены следующие черты: строгая иерархия жанров, герои – выдающиеся личности?
а) классицизм б) сентиментализм в) романтизм г) реализм

А 3. В русле какого литературного направления создавал свои произведения Г. Р. Державин?
а) классицизм б) сентиментализм в) романтизм г) реализм

А 4. Укажите, какому жанру соответствует следующее определение: «Торжественное стихотворное произведение, написанное в честь какого-либо лица или события»?
а) песня б) ода в) былина г) элегия

А 5. Кого из русских писателей 18 века относят к сентименталистам?
а) Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин б) М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев в) М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин
г) Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев

А 6. К какому литературному направлению могут быть отнесены следующие черты: типичный герой в типичных обстоятельствах, показана жизнь во всём многообразии?
а) классицизм б) сентиментализм в) романтизм г) реализм

А 7. Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А. С. Пушкина.
а) вторая половина ХVIII века в) вторая половина ХIХ века б) первая половина ХIХ века г) конец ХIХ – начало ХХ века

А 8. Назовите годы жизни А. С. Пушкина.
а) 1802-1841 б) 1789-1828 в) 1799-1837 г) 1805-1840

А 9. Какой этап творческого пути А. С. Пушкина соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.?
а) лицейский в) южная ссылка б) ссылка в Михайловское г) Болдино

А 10. Какой творческий метод позволил Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности?
а) классицизм б) сентиментализм в) романтизм г) реализм

А 11. Укажите адресат любовной лирики А. С. Пушкина.
а) А. Керн в) Е. Сушкова б) Е. Денисьева г) А. Панаева

А 12. Укажите название поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I
а) «Пророк» б) «Медный всадник» в) «Свободы сеятель пустынный» г) «Бахчисарайский фонтан»

А 13. Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А. С. Пушкина.
а) романтическая поэма б) философская п

темы представители и направления русской литература 19 века темы

●19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и «альбомных» стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. ●Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. ☆ Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина. ☆Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. ☆Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова. ●Тютчев: Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. Начав с одических произведений, он постепенно нашел свой собственный стиль. Это было чем-то вроде сплава русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. Кроме того он никогда не хотел видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрегал результатами собственного творчества. ●Наряду с поэзией начала развиваться проза. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. ●Постепенно, в 30-е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма. ●С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. (Гоголь). ●Крити́ческий реали́зм — художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность — изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека. ☆А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. ●Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров. ●Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа. ●Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А. Н. Островского А. П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А. П. Чехова был Максим Горький. ●Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы. <a rel=»nofollow» href=»http://refoteka.ru/r-172731.html» target=»_blank»>http://refoteka.ru/r-172731.html</a>

не совсем понимаю, в чем именно заключается вопрос. Представителей русской литературы в 19 более, чем достаточно. Это и Пушкин, И Лермонтов, Некрасов, Чехов, Толстой, в общем, больше половины учебника по литературе. А направления: классицизм (преимущественно начало века) , романтизм, реализм. Кстати, Пушкин чуть не единственный, у кого в произведениях присутствуют все направления, относятся они только к разным периодам жизни.

Литература в 19 веке в России: представители, литературные направления

Литература в 19 веке в России связана с бурным расцветом культуры. Духовный подъем и важные исторические процессы нашли отражение в бессмертных произведениях писателей и поэтов. Эта статья посвящается представителям Золотого века русской литературы и основным направлениям этого периода.

литература в 19 веке в россии

Исторические события

Литература в 19 веке в России породила такие великие имена, как Баратынский, Батюшков, Жуковский, Лермонтов, Фет, Языков, Тютчев. И прежде всего Пушкин. Рядом исторических событий был ознаменован этот период. На развитие русской прозы и поэзии оказали влияние и Отечественная война 1812 года, и смерть великого Наполеона, и уход из жизни Байрона. Английский поэт, так же как и французский полководец, долгое время владел умами революционно мыслящих людей в России. Восстание декабристов и русско-турецкая война, а также отголоски французской революции, раздававшиеся во всех уголках Европы, – все эти события превратились в мощный катализатор передовой творческой мысли.

В то время как в западных странах осуществлялись революционные движения и начал зарождаться дух свободы и равенства, Россия укрепляла свою монархическую мощь, казня декабристов и подавляя восстания. Это не могло остаться без внимания художников, писателей и поэтов. Литература начала 19 века в России – это отражение мыслей и переживаний передовых слоев общества.

литература начала 19 века в россии

Классицизм

Под этим эстетическим направлением понимают художественный стиль, который зародился в культуре Европы во второй половине XVIII века. Основные черты его — это рационализм и соблюдение строгих канонов. Обращением к античным формам и принципу трех единств отличался и классицизм 19 века в России. Литература, однако, в этом художественном стиле уже в начале столетия стала сдавать свои позиции. Классицизм постепенно вытеснялся такими направлениями, как сентиментализм, романтизм.

Мастера художественного слова стали создавать свои произведения в новых жанрах. Получили популярность произведения в стиле исторического романа, романтической повести, баллады, оды, поэмы, пейзажной, философской и любовной лирики.

Реализм

Литература в 19 веке в России связана прежде всего с именем Александра Сергеевича Пушкина. Ближе к тридцатым годам в его творчестве прочные позиции заняла реалистическая проза. Следует сказать, что родоначальником этого литературного направления в России является именно Пушкин.

литература 19 20 века в россии

Публицистика и сатира

Некоторые особенности европейской культуры 18 столетия унаследовала литература 19 века в России. Кратко можно обозначить основные черты поэзии и прозы этого периода — сатирический характер и публицистичность. Тенденция к изображению человеческих пороков и недостатков общества наблюдается в творчестве писателей, создававших свои произведения в сороковых годах. В литературоведении было позже определено литературное течение, объединившее авторов сатирической и публицистической прозы. «Натуральная школа» – так назывался этот художественный стиль, который также, впрочем, именуют еще «школой Гоголя». Другие представители этого литературного направления – Некрасов, Даль, Герцен, Тургенев.

Критика

Идеологию «натуральной школы» обосновал критик Белинский. Обличением и искоренением пороков стали принципы представителей этого литературного течения. Характерной чертой в их творчестве стала социальная проблематика. Основные жанры – очерк, социально-психологический роман и социальная повесть.

Литература в 19 веке в России развивалась под влиянием деятельности различных объединений. Именно в первой четверти этого столетия произошел существенный подъем в журналистской сфере. Огромное влияние на литературные процессы оказал Белинский. Человек этот обладал необыкновенной способностью чувствовать поэтический дар. Именно он первым распознал талант Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского.

классицизм 19 века в россии литература

Пушкин и Гоголь

Литература 19-20 века в России была бы совсем иной и, разумеется, не столь яркой без этих двух авторов. Они оказали огромное влияние на развитие прозы. А многие элементы, которые они ввели в литературу, стали классическими нормами. Пушкин и Гоголь не только разработали такое направление, как реализм, но также создали совершенно новые художественные типы. Один из них – образ «маленького человека», который позже получил свое развитие не только в творчестве русских авторов, но и в зарубежной литературе девятнадцатого и двадцатого веков.

Лермонтов

Этот поэт также немалое влияние оказал на развитие русской литературы. Ведь именно ему принадлежит создание такого понятия, как «герой времени». С его легкой руки оно вошло не только в литературоведение, но и в общественную жизнь. Лермонтов также принял участие в разработке жанра психологического романа.

литература 19 века в россии кратко

Весь период девятнадцатого столетия знаменит именами талантливых великих личностей, которые творили в области литературы (как прозы, так и поэзии). Русские авторы в конце восемнадцатого века перенимали некоторые заслуги западных коллег. Но в силу резкого скачка в развитии культуры и искусства русская классическая литература в итоге стала на порядок выше существовавшей в то время западноевропейской. Творчество Пушкина, Тургенева, Достоевского и Гоголя превратилось в достояние мировой культуры. Произведения русских писателей стали образцом, на который опирались позже немецкие, английские и американские авторы.

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (10 класс): Тестовая работа по литературе для 10 класса

Лобанова Н.В. Тестовые задания по литературе в формате ЕГЭ для 10 класса

Литература  10 класс

Зачёт №1

Зачёт № 1

Русская литература первой половины ХIХ века.

А.С.Пушкин        Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану (IX. «И путник усталый на Бога роптал…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «…Вновь я посетил…», а также три стихотворения по выбору. 

Поэма «Медный всадник».

Наизусть:  3 – 4 стихотворения.

 

М.Ю.Лермонтов                  «Молитва», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Отчего», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…», а также три стихотворения по выбору. 

Наизусть: 2 – 3 стихотворения.

Н.В.Гоголь        «Петербургские повести» («Невский проспект», «Нос», «Портрет» и  др.) – одна по выбору.

                                                                                                                                                                      

  • Контрольная работа:                Тест       Литература  I половины ХIХ века.        

                                                           

  • Творческий практикум              Сочинение – миниатюра

                                                                                           Анализ поэтического текста: стихотворение

                                                                                                 А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова

                                                                                                 (восприятие,  истолкование, оценка).                                                                                              

                                                         

Рекомендуемая литература

  1. Русская литература XIX века.10 кл. Учебн. для общеобразоват. учрежден. В 2 ч. Ч.1/ В.И.Коровин и др. /под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2006
  2. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум. – М.: Просвещение,2006
  3. Архангельская А.Н. Стихотворная повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». – М., 1990
  4. Беленький Б.И. Приобщение к искусству слова. – М., 1990
  5. Лотман Ю.В. В школе поэтического слова. – М., 1988
  6. Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. – М., 1979

Литература  10 класс

Зачёт №1

Дифференцированные вопросы и задания *

к зачёту № 1

I

  1. Россия в начале XIX века (исторические события, общественная мысль, культура).  Роль литературы в духовной жизни русского общества. Понятие об историко-литературном процессе.
  2. Романтизм  в русской литературе  начала XIX века (возникновение и  развитие). Особенности романтизма как литературного направления.
  3. Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли.
  4. «Золотой век» русской поэзии (первая треть столетия). Поиски и достижения.  
  5. Пушкинский и гоголевский периоды в развитии русской литературы (сравнительная характеристика).

     II

  1. Какие литературные направления оказали влияние на творчество  А.С.Пушкина?  В каких произведениях это нашло отражение?
  2. Основные этапы творчества Пушкина, тематическое и жанровое многообразие его  лирики.
  3. Тема Петра I и его эпохи  в творчестве А.С.Пушкина. Своеобразие раскрытия этой темы в поэме «Медный всадник».
  4. Основные этапы творчества Лермонтова. Можно ли говорить об эволюции творчества поэта? Каково её  направление?
  5. Темы и ведущие мотивы  лирики М.Ю.Лермонтова. Какие черты русской жизни 30 –40-х годов отразились в его лирических стихотворениях?
  6. Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя.
  7. Дайте определение типу «маленький человек». Кто из героев «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя является олицетворением этого типа?

   III

  1. Что является для А.С.Пушкина  гражданским, нравственным и философским идеалом (на примере 2 –3 стихотворений)?
  2. Какова оценка личности и деятельности Петра I в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» ( на примерах из текста поэмы)?
  3. Лейтмотив лирики Лермонтова. В чём выразилось влияние романтизма на творчество поэта (на примере 2 –3 стихотворений)?
  4. Обусловлен ли характер лирики Лермонтова особенностями времени  (на примере 2 –3 стихотворений)?
  5. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в «Петербургских повестях» Гоголя (на примере одной повести)?

*   Вопросы предназначены для собеседования: по 1-2 вопроса из каждого раздела – по выбору.

Литература  10 класс

Зачёт №1

                                                                                                                                                               

                    Контрольная работа  к зачёту № 1                           

                  Литература первой половины ХIХ века

                                           

                                                            Вариант  1

Задание

                                         Часть 1  

 Эталон

А 1

Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина.  

1) вторая половина ХVIII  века

2) первая половина ХIХ века

3) вторая половина ХIХ века

4) конец ХIХ – начало ХХ века

А 2

Какой  этап творческого пути А.С.Пушкина  соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.?

  1. лицейский
  2. южная ссылка
  3. ссылка в Михайловское
  4. Болдино

А 3

В каком варианте ответа указаны стихотворения,  принадлежащие А.С. Пушкину?

А) «Анчар»             В) « Вновь я посетил…»      

Б) «Мадонна»         Г) «Выхожу один я на дорогу…»      

 1) А, Б            2) Б, В           3) А, Б, В          4) А, В, Г  

                   

А 4

В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта?

1) «Арион»                 3) «Элегия»

2) «Вольность»          4) «Погасло дневное светило»

А 5

Укажите название  поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I

1) «Пророк»

2) «Медный всадник»

3) «Свободы сеятель пустынный»

4)  «Бахчисарайский фонтан»

А 6

Какой творческий метод позволил  Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности?

  1) классицизм                

  2) сентиментализм        

  3) романтизм

  4) реализм

Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания   В1 — В6; С1. 

1   Безумных лет угасшее веселье

2   Мне тяжело, как смутное похмелье.

3   Но, как вино  – печаль минувших дней

4   В моей  душе чем старе, тем сильней.

5   Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

6   Грядущего волнуемое море.

7   Но не хочу, о други,  умирать;

8   Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

9   И ведаю, мне будут наслажденья

                         10   Меж горестей, забот и треволненья:

                               11   Порой опять гармонией упьюсь,

                               12   Над вымыслом слезами обольюсь,

                         13   И может быть – на мой закат печальный

                               14   Блеснёт любовь улыбкою прощальной. 

                                                     А.С.Пушкин

В 1

Какой художественный приём, основанный на сопоставлении,  использован в 1 – 4 строках стихотворения?

В 2

Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др.,  несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина?

В 3

Какие строки раскрывают  содержание, которое вкладывает   поэт в  понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк.

В 4

Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печаль», «умирать» – «жить»).

В 5

Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло  жизнь Пушкина,  было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути?

В 6

Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества.

С 1

Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.

  1. Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)?

2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Часть 2

А 7

Укажите место рождения и годы жизни  Н.В.Гоголя.

1) Москва . 1809 – 1841  

2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852

3) Киев.  1815 – 1860

4) Петербург. 1820 – 1862                  

А 8

Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель —

1) романтик

2) реалист

3) классицист                  

4) модернист

А 9

Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого  считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский.

1) «новая школа»

2) «школа сатиры»

3) «натуральная школа»

4) «реалистическая школа»

А 10

Герой какой  повести Н.В.Гоголя пополнил галерею    «маленьких людей» в русской литературе?

1)  «Шинель»  

2) « Миргород»

3)  «Тарас Бульба»

4)  «Ночь перед Рождеством»

 А 11

Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь:  «маленький человек»

1) достоин уважения

2) достоин  презрения  

3) сам виноват в своей «малости»

4) является продуктом бесчеловечного государства

А 12

В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения   – Петербург?

       А) «Портрет»    

 Б) «Страшная месть»  

 В) «Нос»          

 Г) «Записки сумасшедшего»

1) А, Б, В     2) А, В, Г     3) Б, В, Г     4) А, Б ,Г

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2.

О, не верьте этому Невскому проспекту!  Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой…

   Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если  отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…

Н.В.Гоголь     

 

В 7

Как называется повесть, из которой взят  отрывок?

В 8

Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.    

           

В 9

Сколько произведений входит в названный цикл?

  В 10

Какое лексическое средство использовано в  предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?

  В 11

Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?

 

  В 12

Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?  

С 2

Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов.

  1. В каких произведениях русской литературы ХIХ века    (или других произведениях  Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу?
  1. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?

                                                                                                                                                 

     

Литература  10 класс                                                                                                                                                                            Зачёт № 1         

                       

Контрольная работа к зачёту №1

Литература первой половины ХIХ века

                                                            Вариант 2

           

Задание

   Часть 1

Эталон

А 1

Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе

1) вторая половина ХVIII века

2) первая половина ХIХ века

3) вторая половина ХIХ века

4) конец ХIХ  – начало ХХ века  

А 2

 Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова?

1) романтизм

2) реализм

3) сентиментализм

4)  модернизм

А 3

В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества?

1) «Дума»

2) «Тучи»

3) «Пророк»

4) «И скучно и грустно…»

А 4

Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

1) А. Керн                                                       3) Е.Сушкова

2) Е.Денисьева                                               4) А.Панаева

А 5

Определите  лейтмотив лирики Лермонтова

1) поэт и поэзия

2) пейзажная лирика

3) тема любви

4) мотив разочарования, одиночества

А 6

Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби.

1) дума                                                          

2) ода                                                            

3) элегия

4) идиллия

Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про  любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

                                                 М.Ю. Лермонтов

                                 

В 1

Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы?

В 2

Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе  и выражает жизненные искания лирического героя.

В 3

Назовите  стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения («всю ночь, весь день, вечно»)?

В 4

Какое синтаксическое средство  выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя?

В 5

Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой».

С 1*

Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

  1. Какими чувствами проникнуто данное стихотворение?
  2. Какие нравственные убеждения поэтов ХIХ века сохранили ценность до нашего времени?

Часть 2

А 7

Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина?  Выберите правильный вариант ответа.

А) К.Н.Батюшков                  

Б) В.А.Жуковский                

В) К.Ф.Рылеев

Г) П.Шелли  

  1. А, Б                 2) А, В                3) Б, В                 4) В, Г        

А 8

А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите  название произведения (1829г.), в котором   Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность?

1) «Пророк»

2) «Полтава»

3) «Вновь я посетил»

4) «Свободы сеятель пустынный»

А 9

Определите жанр поэмы   «Медный всадник»» А.С.Пушкина.

1) романтическая поэма                

2) философская поэма                    

3) социально-бытовая поэма        

4) историческая повесть  в стихах

А 10

Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»?

1) Петербург – парадный город

2) Петербург –  центр науки и культуры

3) Петербург – город «униженных и оскорблённых»

4) Петербург – фон разворачивающихся событий

А 11

Какую оценку даёт автор Петру  в  поэме «Медный всадник»?

1) великая личность

2) деспот, тиран

3) любимец простого народа

4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер

   одновременно

                   

А 12

Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина?

  1. свадьбой  героя
  2. отъездом Евгения
  3. смертью героя
  4. гибелью памятника в результате наводнения

Прочитаёте  приведённый ниже фрагмент поэтического текста  и выполните задания  В6  – В12; С2.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.                  А.С.Пушкин

В 6

Какая часть поэмы А. С.Пушкина  «Медный всадник»  содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой.

В 7

  К какому литературному роду относится жанр поэмы?

В 8

Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании «Петра творенье»?

В 9

Выпишите из предложенного текста 2-3  примера  олицетворения.

В 10

Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2,  5-6 данного отрывка?  

                                                                                   

В 11

Как называется образное определение,  используемое в словосочетаниях («прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса»)?  

В 12

Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы?

С 2

Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

  1. Что символизирует Медный всадник в поэме А.С.Пушкина?
  2. Каково отношение автора к Петру первому в поэме «Медный всадник»? Сравните с трактовкой образа Петра в других  произведениях А.С.Пушкина.

                                                                                                                           

  Литература  10 класс

Класс  10 ___                                                                                                                                       Зачёт № 1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Ф.И.О.  _______________________

              _______________________        

Контрольная работа  к зачёту № 1

                                 Литература I половины ХIХ века

                                                                                                                               

                                                                                                                              Вариант  ___

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

1

2

3

4

В 1

В 2

В 3

В 4

В 5

В 6

В 7

В 8

В 9

В 10

В 11

В 12

           

                                               

                                                            Дата сдачи работы  «____»________________201__ г.

                                                                           

                                                      Баллов           А  ___    В ___   С ___              Итого ___

                                                                   Оценка*                                 ____   / ______________   /    

                                                          Проверил   _________________   

* «3»   –     11- 17 баллов

   «4»   –     18- 27     

   «5»   –     28- 30

   C1, C2   (выполняются на оборотной стороне бланка ответов)   –    от 0  –  до 3-х  баллов за каждое задание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *