Какие масштабы бывают: ГОСТ 2.302-68* «ЕСКД. Масштабы» – «Какие бывают масштабы чертежей согласно ГОСТу?» – Яндекс.Кью

Содержание

Масштабы чертежей » НПП "Фотограмметрия". Высокоточные обмеры архитектурных объектов.

Масштаб — отношение линейных размеров изображенного на чертеже предмета к его размерам в натуре. Масштаб может быть выражен числом (числовой масштаб) или изображен графически (линейный масштаб).

Числовой масштаб обозначают дробью, которая показывает кратность увеличения или уменьшения размеров изображения на чертеже. При выполнении чертежей в зависимости от их назначения, сложности форм предметов и сооружений, их размеров применяют следующие числовые масштабы (ГОСТ 2.302—68) *:

уменьшения: 1:2; 1 : 2,5; 1:4; 1:5; 1 : 10; 1 : 15; 1 : 20; 1 : 25; 1 : 40; 1 : 50; 1 : 75; 1 : 100; 1 : 200; 1 : 400; 1 : 500; 1 : 800; 1 : 1000;
увеличения: 2:1; 2,5: 1; 4:1; 5:1; 10 : I; 20 : 1; 40 : 1; 50 : 1; 100 : 1;
натуральная величина 1:1.

При проектировании генеральных планов крупных объектов используют масштабы 1 : 2000; 1 : 5000; 1 : 10 000; 1 : 20 000; 1 : 25 000; 1 : 50 000.

В том случае, если чертеж выполнен в одном масштабе, его значение указывают в предназначенной для этого графе основной надписи чертежей по типу 1:1; 1:2; 1 : 100 и т. д. Если же какое-либо изображение на чертеже выполнено в масштабе, отличающемся от указанного в основной надписи, то под соответствующим наименованием изображения указывают масштаб по типу М 1:1; М 1 : 2 и т. д.

Применяя числовой масштаб при выполнении чертежей, приходится делать вычисления, чтобы определить размеры отрезков линий, наносимых на чертеже. Например, чтобы определить длину отрезка на чертеже при длине изображаемого предмета 4000 мм и числовом масштабе 1 :50, нужно 4000 мм разделить на 50 (степень уменьшения) и полученную величину (80 мм) отложить на чертеже.

Для сокращения вычислений пользуются масштабной линейкой или строят соответствующий числовому линейный масштаб, как это показано на рисунке для числового масштаба 1 : 50.


Проводят прямую линию и на ней откладывают несколько раз основание масштаба — величину, которая получается в результате деления принятой единицы измерения (1 м = 1000 мм) на размер уменьшения 1000 : 50 = 20 мм. Первый отрезок с левой стороны делят на несколько равных частей так, чтобы каждое деление соответствовало целому числу. Если этот отрезок разделить на 10 частей, то каждое деление будет соответствовать 0,1 м; если на 5 частей — то 0,2 м. Над точками деления линии на отрезки, равные основанию масштаба, надписывают числовые значения, которые соответствуют натуральным размерам, при этом у первого деления справа всегда ставят нуль. Значение мелких делений от нуля влево также надписывают, как это изображено на рисунке.

Для того чтобы взять, пользуясь построенным линейным масштабом, например, размер 4,65 м (4650 мм), нужно одну ножку циркуля-измерителя поставить на 4 м, а другую — на шестое с половиной дробное деление слева от нуля. Если точность окажется недостаточной, применяют поперечный масштаб.

Поперечный масштаб дает возможность выразить или определить размер с погрешностью до сотых долей основной единицы измерения. Так, на рисунке ниже показано определение размера, равного 4,65 м.


Десятые доли берут на горизонтальном отрезке масштаба, а сотые — на вертикальном.

В тех случаях, когда требуется построить увеличенное или уменьшенное изображение, выполняемое по заданному чертежу, масштаб которого может быть произвольным, применяют угловой (пропорциональный) масштаб.


Угловой масштаб строят в виде прямоугольного треугольника, отношение катетов которого равно кратности изменения масштаба изображения (h:H). С помощью углового масштаба можно изменять масштаб изображения, пользуясь отвлеченными величинами и не вычисляя размеров изображаемого объекта.
Например, требуется изобразить заданный чертеж в увеличенном масштабе. Для этого строим прямоугольный треугольник АВС, у которого вертикальный катет ВС равен отрезку какой- либо прямой, взятой на заданном чертеже, а горизонтальный катет АВ равен длине соответствующего отрезка в масштабе увеличенного чертежа. Таким образом, чтобы увеличить какой-либо отрезок прямой заданного чертежа, например h, надо отложить его параллельно катету ВС углового масштаба (по вертикали) между катетом А В и гипотенузой АС, Тогда увеличенный размер отрезка будет равен размеру Н, взятому (по горизонтали) на стороне АВ углового масштаба.

Можно применить и другой способ. Как и в первом случае, отложим по вертикали какой-либо отрезок заданного чертежа h. Затем в этом же месте отложим длину отрезка h2 с соответствующим увеличением и через полученную точку проведем наклонную прямую AD. Искомые отрезки получим аналогичным образом. Удобно пользоваться измерителем, вычерчивая угловой масштаб на миллиметровой бумаге.

Угловой масштаб может быть использован также и для перевода величин из одного числового масштаба в другой.

На увеличенном чертеже, как и на заданном, необходимо указывать числами действительные размеры, которые имеет изображаемый предмет в натуре, а не на чертеже.

распечатать

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Google+

Какие существуют масштабы чертежей 🚩 Что такое масштаб? Виды масштабов 🚩 Наука 🚩 Другое

Чертежи выполняются по вполне определенным правилам, чаще всего на бумаге фиксированных размеров, которые принято называть форматами. Существуют форматы от самого большого А0, до самого маленького используемого в черчении А4.

В соответствии с форматом бумаги и делается чертеж. Разумеется, самым употребительным и наглядным является изображение в масштабе один к одному.

К сожалению далеко не всегда возможно и изобразить деталь в таком масштабе, ведь существует огромное количество разнообразных изделий несопоставимо крупнее или же напротив мельче даже самого крупного формата чертежной бумаги. Понятно, что в такой ситуации необходимо либо значительно уменьшать или же наоборот увеличивать изображение.

В особенности это касается различных планов местности и карт. Ведь даже самые подробные топографические карты в одном квадратном сантиметре содержат информацию о ста квадратных метрах местности.

Если бы не применялось масштабирование, то изображение местности и территорий на картах было бы просто невозможным, да и бессмысленным. Точно в такой же степени это правило применимо и к отображению малых и сверхмалых изделий.
Это вполне разумно, поскольку самый малый формат бумаги имеет размеры 210*297 мм. И по правилам черчения изображение на нем должно хорошо читаться.

Понятие масштаба отражает соотношение размеров изображаемого на плоскости бумаги объекта с его реальными габаритами. В переводе с немецкого языка слово «Masstab» - это мерило или размер.

Для того чтобы не было разночтений? и масштаб легко читался, существует определенный ГОСТ 2.302 – 68, регламентирующий применяемость масштабов.

Виды масштабов увеличения по ГОСТу: 2:1, 2,5:1, 4:1; 5:1, 10:1, 20:1, 40:1, 50:1, 100:1.

Виды масштабов уменьшения по ГОСТу: 1:2, 1:2,5, 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 1:75, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:800, 1:1000

Но и это еще не все. При необходимости возможно применение масштаба увеличения по формуле (100n):1, где буква n является целым числом.

В техническом черчении основная масса чертежей выполняется в масштабе 1:1, что позволяет не только легче ориентироваться при изготовлении детали, но и при контрольной сборке облегчает задаче проектировщика.

Чертёж — Википедия

Электронный чертеж

Чертеж — это графический конструкторский документ, содержащий изображение объекта разработки и/или его составных частей, отражающее взаимное расположение и функционирование этих частей, их внутренние и внешние связи [1]. Обычно чертеж содержит двухмерные и трехмерные виды, размеры, текстовые надписи и таблицы

Чертеж — это графический конструкторский документ, содержащий геометрически точное изображение объекта разработки. К конструкторским документам относят графические (чертежи, схемы) и текстовые (спецификация, ведомости, операционные карты и т. д.) документы, которые в отдельности или в совокупности определяют состав, устройство изделия или объекта проектирования, содержат необходимые данные для его изготовления, контроля, приемки, эксплуатации или ремонта. В зависимости от назначения чертежа на нем могут быть указаны размеры, условные обозначения, технические условия, соблюдение которых должно быть обеспечено. В отличии от чертежа на бумаге, электронный чертеж выполняется с помощью специализированных программ и представляет собой набор эскизов, выполненных геометрическими объектами, которые в дальнейшем преобразуются в 3D модели, технические или строительные чертежи, схемы или другую документацию. Электронные чертежи могут масштабироваться без потери качества изображения, так же могут быть ассоциативны с 3D моделями или визуальными видами

[2].

Стандартизация, правила, нормы при выполнении чертежей вырабатывались веками, и установившаяся сейчас система очень похожа во всем мире. В России это единая система конструкторской документации (ЕСКД) и система проектной документации для строительства (СПДС). Например, ГОСТ 2.303-68 ЕСКД [3], устанавливает начертания и основные назначения линий на чертежах всех отраслей промышленности и строительства, выполняемых в бумажной или электронной форме. В Америке это стандарты, опубликованные американским обществом инженеров-механиков ASME. Так же существуют международные стандарты ISO, например, ISO 128 касается общих принципов представления информации на технических чертежах.  А ISO 216 международный стандарт размеров бумажных листов чертежей А4-А0 (пример), построен на основе немецкого стандарта DIN 476, а в России это же описывает ГОСТ 2.301-68. Существует множество отраслевых стандартов для чертежей, но не будем перечислять их все, т.к. все равно все не охватить.

В современном мире само понятие чертежа усложняется. Чертеж это и рисунок на бумаге с инструкцией по сборке игрушки, которую Вы купили трехлетнему ребенку, и электронная геометрическая модель изделия, которую можно напрямую загрузить в станок с ЧПУ и получить готовое изделие после выполнения программы. Станкам для работы не нужны бумажные чертежи, они работают с математическими моделями.  Поэтому будем говорить в большей части про современные, электронные чертежи.  Согласно ГОСТ 2.052-2015 электронная геометрическая модель изделия представляет собой совокупность геометрических элементов и атрибутов модели, которые совместно определяют геометрию изделия и его свойства, зависящие от формы и размеров

[4].

Древний мир[править | править код]

Древний наскальный рисунок

История возникновения и развития науки об изображении предметов на плоскости берет своё начало в далёком прошлом. Ещё не зная бумаги и карандашей, человек с помощью древних древних орудий труда, угля, мела или ещё какого-нибудь другого красящего вещества изображал на стенах своих жилищ предметы из окружающей его природы. Чаще всего это были рисунки животных и птиц, охота на которых служила человеку источником существования.

Древние египтяне передавали свои мысли и представления с помощью знаков-рисунков, которые называются иероглифами.

Длинными строчками выстраивались на плитках и стенах змеи, совы, ястребы, руки, головы, люди, жуки. Среди них всевозможные фигуры: квадраты, треугольники, круги, петли.

Ученые проследили длинный путь от картинки до современных букв. И те, и другие знаки не чужды друг другу. Оба вида изображений служат одной цели: передать сообщение от одного человека другому.

Древнеегипетский чертеж

Появление чертежей связано с практической деятельностью человека — строительством укреплений, городских построек. Первоначально их выполняли прямо на земле. Но также археологами были обнаружены чертежи, выполненные на камне, папирусе, глиняных дощечках, пергаменте, а более поздние — на бумаге. Для записей на папирусе древние египтяне делали первые чернила из золы корней папируса, которую смешивали с клейким соком акации или вишни, а древним грекам были известны графитовые стержни для письма и рисования.

Исследователи утверждают, что деревянная линейка и циркуль являются самыми древними чертежными инструментами. Потому что удивительно ровные прямые линии и правильные круги, например, на стенах и куполах храмов и домов Вавилонии и Ассирии невозможно было бы провести без специальных инструментов. Железным и бронзовым циркулям, найденным при раскопках в разных местах земли, более 2 тысяч лет.

Примером древнеегипетского чертежа служит изображение водоема с растущими возле него пальмами. На нём соединены изображения, полученные с двух точек зрения: спереди и сверху. Они удивительным образом переплетены друг с другом.

Древнегреческий чертеж лабиринта содержит только одно изображение — сверху. Но, тем не менее, это первые примеры изображения конструкции на плоскости.

Стремление к стандартизации объектов трудовой деятельности людей можно проследить с глубокой древности. Известно, что хетты за 40 веков до н. э. ввели стандарты на городские постройки. В Древнем Египте были стандартизированы луки, стрелы; из камней стандартных размеров возводились пирамиды.

Много внимания стандартизации уделяли римские императоры. Помимо линейных мер, мер объёма и массы, календаря стандартизация коснулась предметов вооружения, а также знаменитых римских дорог, часть которых сохранилась до наших дней. Были стандартизированы диаметры труб, подводящих воду к жилым домам (нарушение этого стандарта каралось весьма сурово).

Таким образом, жители Древнего мира заложили основы графических изображений, которые были усовершенствованы и обоснованы изобретателями следующих поколений. Было положено начало стандартизации, во многом упростившей деятельность по созданию построек и механизмов.

Средние века[править | править код]

С развитием технической мысли сохраняется потребность в изображении конструкций. Удобный материал-бумага, изобретённый в Китае, начинает производиться в Италии, Франции, Венгрии, Германии и только потом в России. Собственное изготовление бумаги началось в России при Иване Грозном вместе с рождением книгопечатания.

Многие конструкции запечатлены в рисунках, выполненных в технике гравюры. Именно из них мы узнаем о том, какие приспособления помогали людям в нелегкой жизни.

Архитекторы занимали исключительное положение среди создателей средневекового искусства и были самостоятельны в своих действиях и направлениях работы. В альбоме Виллара де Оннекура собрана различная графическая информация от построения человеческой фигуры до сложнейшей конструкции элементов готического храма.

Люди Средневековья владели понятием стандартизации. Она применялась в строительстве морских судов в Венецианской республике. Построенные из стандартизованных элементов корпуса судов вводились в специальные каналы, по обеим сторонам которых размещались нужные материалы, оборудование, такелаж и т. д., вплоть до бочонков с пресной водой и ящиков с продовольствием. В конце канала поднимался флаг, и корабль выходил в море. Как известно, в XII—XIV вв. Венецианская республика, опираясь на мощный флот, достигла большого могущества.

Средством для работы на бумаге сначала были тушь и чернила, а потом стали пользоваться углём, металлическими палочками-штифтами. Их делали из свинца или серебра. Периодически в разных странах находили залежи графита, которые быстро истощались.

Именно этими материалами выполнены чертежи-рисунки выдающегося изобретателя эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Он придумывал самые различные механизмы: крутильный станок на несколько веретен, прокатный стан, станки для нарезки винтов, для шлифовки оптических стекол, шлюзы, несколько видов водоподъемных машин, оборонительные сооружения, летательные аппараты. Многие его изобретения не воплотились в жизнь, но задали направление для технической мысли последующих поколений.

Первое упоминание о чертежах в России относится к началу XVI века и содержит описи церковного архива, по утверждению которых, самый древний чертёж выполнен в 1517 году. Одним из интереснейших образцов чертежей XVI века является план города Пскова (1581 год) и «Петров план города Москвы» (1597 год).

Годуновский чертёж Московского Кремля, выполненный в период с 1600 по 1605 год, дает наглядное представление о расположении построек в Кремле и за его пределами.

Слово «чертёж» исконно русское. Использовалось в значении, близком современному, то есть изображение каких-либо предметов на бумаге, план чего-либо. Изображения выполнялись от руки, на глаз, требовали словесных пояснений.

Чертежами пользовались многие выдающиеся изобретатели и инженеры. В 1586 году знаменитый пушечный мастер Андрей Чохов отлил колоссальную Царь-пушку, а его ученики уже с начала 30-х годов XVII века руководились чертежами при изготовлении орудий.

Стандарты в России появились во времена Ивана Грозного. При нём была стандартизирована артиллерия и разработан метательный инструмент. Тогда же впервые в мире[источник не указан 768 дней] было организовано «разборно-сборное» строительство. В районе Углича под руководством И. Г. Выродкова построили значительных размеров деревянную крепость (стены, башни, склады и т. д.). Затем её разобрали, сплавили по Волге к Свияжску (за 1000 км), который Иван Грозный выбрал в качестве опорной базы перед походом на Казань, и за короткий срок (около четырёх недель) собрали.

Требовалась высокая организация труда, унификация элементов сооружений крепости, достаточная точность их изготовления, простая, удобная система маркировки.

Эпоха Средневековья внесла свои коррективы в технику выполнения чертежей. Они стали более точными, часть из них выполнялась с помощью чертёжных инструментов. Основными материалом для выполнения чертежей стала бумага. Но чертежи эпохи Возрождения зачастую содержали одно изображение, не дающее возможность представить объект полностью, или выполнялись в виде рисунка, выполненного без особых правил.

Наше время[править | править код]

Орудиями труда инженера конструктора до 1960-х годов служили кульман, циркуль и логарифмическая линейка. Сегодня невозможно себе даже представить процесс проектирование без ЭВМ. В 1950 году доктор Пол Дж. Ханратти [5] изобрел первую программу, которая позволяла инженерам чертить простые линии с помощью компьютера. В то время компьютеры были очень большие, поэтому программы такого типа не были широко доступны.  Ханратти до сих пор считается «отцом САПР» за его вклад. В 1957 году исследователи из Массачусетского технологического института (MIT) расширили работу Ханратти, их детищем стала программа Pronto. Она позволила проектировать более сложные объекты с помощью компьютера. Все эти программы оперировали они небольшим числом элементарных объектов, такими как круги, линии, дуги, текст, из которых составлялись более сложные объекты. Чем доступнее становились ЭВМ, тем активнее развивались технологии проектирования. Всем известный AutoCAD появился только в 1986 году.

Пример 3D модели разработанной в программе SolidWorks

Для работы с электронными чертежами и математическими моделями инженеры пользуются системами автоматизированного проектирования САПР (англ. CAD), они реализуют проектирование, при котором все проектные решения или их часть получают путем взаимодействия человека и ЭВМ. Лучше использовать термин CAx, он объединяет технологии для разработки, внедрения и производства изделия (CAD, CAE, CAM).  Главная задача, которую реализуют CDx системы — это ускорить процесс разработки и внедрения изделия, они позволяют в значительной степени освободить конструктора-проектировщика от однообразной, трудоемкой и утомительной работы и повысить его интеллектуальные возможности на этапах принятия решений. Принципы построения во многом сохранились, из простых элементов строятся сложные, эскизы превращаются в 3D модели и наоборот, 3D модель легко раскладывается на сборочные и декатировочные чертежи, сопроводительная документация в виде спецификаций строится автоматически. Специализированные программы могут рассчитать возникающие нагрузки в проектируемом изделии в зависимости от выбранного материала и места воздействия силы, аэродинамику, гидравлическое сопротивление и многое другое.

Возвращаясь к стандартам, в 2003 году американское сообщество инженеров выпустило стандарт ASME Y14.41 который устанавливает требования применяемые при проектировании изделий с использованием CAD систем. Он был сразу же принят несколькими промышленными организациями, а также министерством обороны (DOD). Для России можно рекомендовать ознакомиться с ГОСТ 2.052-2015 ЕСКД. Электронная модель изделия [6]. Самые распространённые программы для проектирования: SOLIDWORKS, NX, CATIA, КОМПАС-3D, Inventor, AutoCAD, Creo и др. Если говорить о софте, то сейчас каждый человек имеющий персональный компьютер, ноутбук или даже телефон может начать работать с электронными чертежами и 3D моделями. Существуют платные, бесплатные, учебные САПР, но это материал для отдельной статьи. Студенты в учебных заведениях все еще учатся чертить на бумаге, но обычно только один курс начертательной геометрии.  Дальнейшее обучение ремеслу конструктора студенты проходят за ЭВМ. В процессе изучения курса инженерной графики студент приобретает знания и навыки, необходимые для грамотного выполнения и чтения различных конструкторских документов.  Технологии не стоят на месте, каждый год производители ПО выпускают новые версии своих продуктов, предлагают нам новые инструменты и возможности, инженеры патентуют новые технологии, заводы производят новые более точные и высокотехнологичные станки, и весь этот технический прогресс позволяет человечеству достигать новых горизонтов.

Чертёжные инструменты[править | править код]

Ниже представлен список чертежных инструментов, которыми пользуются при построении чертежей на бумаге.

  1. Простая односторонняя доска.
  2. Доска с торцевыми награтками.
  3. Американский станок.
  4. Угольники.
  5. Рейсшины.
  6. Хомутик и пружины.
  7. Эксцентрическая линейка.
  8. Лекала.
  9. Лекало для параболы.
  10. Штриховальная линейка.
  11. Рейсфедеры.
  12. Калиберный рейсфедер.
  13. Двойной рейсфедер.
  14. Криволинейный рейсфедер.
  15. Рапидограф.
  16. Простой циркуль.
  17. Державка.
  18. Конические ножки циркуля.
  19. Волосной циркуль.
  20. Круговой циркуль.
  21. Складной циркуль.
  22. Кронциркуль.
  23. Пропорциональный циркуль.

В соответствия со стандартами объект проектирования на чертеже может быть выполнен в натуральную величину, уменьшенным или увеличенным. Отношение линейных размеров объекта на чертеже к их натуральной величине называется масштабом. В России это ГОСТ 2.302-68 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Масштабы.[7] Согласно этому ГОСТу при проектировании мы должны использовать следующие масштабы:

  • Масштабы уменьшения 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000
  • Натуральная величина  1:1
  • Масштабы увеличения 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1.

При проектировании генеральных планов крупных объектов допускается применять масштабы 1:2000; 1:5000; 1:10000; 1:20000; 1:25000; 1:50000.

Подробнее читайте в тексте стандарта.

По отраслям: технические чертежи, строительные чертежи.  

В свою очередь технические и строительные чертежи можно разделить по назначению.

Технические: сборочный чертеж, габаритный чертеж, монтажный чертеж, упаковочный чертеж и т.д. согласно ГОСТ 2.102-68.

Строительные: архитектурные решения, генеральный план, холодоснабжение, интерьеры и д.р.

По методу проектирования: сначала построение 3D потом чертежи и наоборот.

По носителю: цифровые, бумажные

Инженер конструктор за работой

Термин «черчение» может обозначать процесс выполнения чертежей в рамках инженерной графики. Сам процесс создания чертежа может происходить на бумаге или с использованием профессионального ПО и компьютера. Когда говорят о черчении в контексте бумажных чертежей, процесс можно описать как создание геометрически точного изображения видов детали сверху, спереди, сбоку. Если говорят о сборочном чертеже, то обычно это разрез сложного объекта по оси симметрии. Но сейчас двадцать первый век, и мы будем говорить о цифровом, электронном чертеже. Современное проектирование неразрывно связанно с ЭВМ. Рассмотрим основные принципы создания чертежа в САПР системе:

  1. Разработка 3D модели документа
  2. Размещение чертежных видов
  3. Добавление элементов оформления. Например, размеры / надписи / таблицы.
  4. Ассоциативность между чертежом и 3D моделью. Изменения в модели автоматически отслеживаются в чертеже и наоборот.

Чертежи создаются компоновкой видов модели на листе чертежа, с последующим добавлением элементов оформления, таких как размеры, текстовые надписи, таблицы.

Элементы чертежа:

  1. Чертежный формат
  2. Чертежные виды
  3. Размеры
  4. Поля допусков размеров, отклонений формы и расположения поверхностей.
  5. Текстовые надписи и таблицы.
  6. Графические объекты и символы

Виды чертежа ассоциативны с моделями, по которым они создавались, т.е. изменения, сделанные в модели, такие как изменения значения размера, добавление или удаление конструктивных элементов, одновременно отображается и на чертеже. Аналогично, изменение значений размеров в чертеже, приводит к изменениям в модели, на которую этот чертеж ссылается. [8]

Выполняя чертежи изделия или объекта, инженер должен соблюдать стандарты. В любом случае черчение это визуализация предмета разработки в графический вид математической модели.

Масштаб — Википедия. Что такое Масштаб

Масштаб в геодезии, картографии и проектировании.

Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту или чертёж, меньше или больше её действительных размеров. Есть три вида масштаба: численный, именованный, графический.

Масштабы на картах и планах могут быть представлены численно или графически.

Численный масштаб записывают в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе — степень уменьшения проекции. Например, масштаб 1:5 000 показывает, что 1 см на плане соответствует 5 000 см (50 м) на местности.

Более крупным является тот масштаб, у которого знаменатель меньше. Например, масштаб 1:1 000 крупнее, чем масштаб 1:25 000.

Именованный масштаб показывает какое расстояние на местности соответствует 1 см на плане. Записывается, например: «В 1 сантиметре 100 километров», или «1 см = 100 км».

Графические масштабы подразделяются на линейные и поперечные. Линейный масштаб — это графический масштаб в виде масштабной линейки, разделённой на равные части. Поперечный масштаб — это графический масштаб в виде номограммы, построение которой основано на пропорциональности отрезков параллельных прямых, пересекающих стороны угла. Поперечный масштаб применяют для более точных измерений длин линий на планах. Поперечным масштабом пользуются следующим образом: откладывают на нижней линии поперечного масштаба замер длины таким образом, чтобы один конец (правый) был на целом делении ОМ, а левый заходил за 0. Если левая ножка попадает между десятыми делениями левого отрезка (от 0), то поднимаем обе ножки измерителя вверх, пока левая ножка не попадёт на пересечение к-либо трансвенсали и какой-либо горизонтальной линии. При этом правая ножка измерителя должна находиться на этой же горизонтальной линии. Наименьшая ЦД=0,2 мм, а точность 0,1.

Точность масштаба — это отрезок горизонтального проложения линии, соответствующий 0,1 мм на плане. Значение 0,1 мм для определения точности масштаба принято из-за того, что это минимальный отрезок, который человек может различить невооруженным глазом. Например, для масштаба 1:10 000 точность масштаба будет равна 1 м. В этом масштабе 1 см на плане соответствует 10 000 см (100 м) на местности, 1 мм — 1 000 см (10 м), 0,1 мм — 100 см (1 м).

Масштабы изображений на чертежах должны выбираться из следующего ряда:[1]

Масштабы уменьшения 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1 000
Натуральная величина 1:1
Масштабы увеличения 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1

При проектировании генеральных планов крупных объектов допускается применять масштабы 1:2 000; 1:5 000; 1:10 000; 1:20 000; 1:25 000; 1:50 000.
В необходимых случаях допускается применять масштабы увеличения (100n):1, где n — целое число.

Масштаб в фотографии

При фотосъёмке под масштабом понимают отношение линейного размера изображения, полученного на фотоплёнке или светочувствительной матрице, к линейному размеру проекции соответствующей части сцены на плоскость, перпендикулярную к направлению на камеру.

Некоторые фотографы измеряют масштаб как отношение размеров объекта к размерам его изображения на бумаге, экране или ином носителе. Правильная методика определения масштаба зависит от контекста, в котором используется изображение.

Масштаб имеет важное значение при расчете глубины резко изображаемого пространства. Фотографам доступен очень широкий диапазон масштабов — от практически бесконечно малого (например, при съемке небесных тел) до очень крупного (без использования специальной оптики возможно получение масштабов порядка 10:1).

Под макрофотографией традиционно понимают съёмку в масштабе 1:1 или крупнее. Однако с широким распространением компактных цифровых фотоаппаратов этим термином стали также называть съёмку расположенных близко к объективу (как правило, ближе 50 см) мелких объектов. Связано это с необходимым изменением режима работы системы автофокуса в таких условиях, однако с точки зрения классического определения макросъёмки такое толкование является неверным.

Масштаб в моделизме

Для каждого вида масштабного (стендового) моделизма определены масштабные ряды, состоящие из нескольких масштабов разной степени уменьшения, причём для разных видов моделизма (авиамоделизм, судомоделизм, железнодорожный, автомобильный, военной техники) определены свои, исторически сложившиеся, масштабные ряды, которые обычно не пересекаются.

Масштаб в моделизме исчисляется по формуле:

L / М = Х

Где: L — параметр оригинала, М — требуемый масштаб, Х — искомое значение

Например:

При масштабе 1/72, и параметре оригинала 7500 мм, решение будет выглядеть;

7500 мм / 72 = 104,1 мм.

Полученное значение 104,1 мм, есть искомое значение при масштабе 1/72.

Масштаб времени

В программировании

В операционных системах с разделением времени чрезвычайно важную роль играет предоставление отдельно взятым задачам так называемого «режима реального времени», при котором обработка внешних событий обеспечивается без дополнительных задержек и пропусков. Для этого употребляется также термин «реальный масштаб времени», однако это терминологическая условность, не имеющая к исходному значению слова «масштаб» никакого отношения.

В кинотехнике

Масштаб времени — количественная мера замедления или ускорения движения, равная отношению проекционной частоты кадров к съёмочной. Так, если проекционная частота кадров равна 24 кадра в секунду, а киносъёмка производилась на 72 кадра в секунду, масштаб времени равен 1:3. Масштаб времени 2:1 означает ускоренное вдвое по сравнению с обычным протекание процесса на экране.

В математике

Масштаб — это отношение двух линейных размеров. Во многих областях практического применения масштабом называют отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта. В математике масштаб определяется как отношение расстояния на карте к соответствующему расстоянию на реальной местности. Масштаб 1:100000 означает, что 1 см на карте соответствует 100000 см = 1000 м = 1 км на местности.

Масштабы изображений на чертежах должны выбираться из следующего ряда (масштабы ГОСТ 2.302-68):

  • Масштабы уменьшения 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000
  • Натуральная величина 1:1
  • Масштабы увеличения 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1

Примечания

Какие бывают масштабы чертежей?

Масштабы чертежейПеред тем как начать рассматривать стандартные масштабы чертежей, следует понять, что именно представляет собой данное понятие. Итак, подобное значение является в общем случае соотношением двух линейных размеров. Однако более широко известно такое толкование данного определения, как отношение размера чертежа к габаритам реального объекта. Следовательно, можно совершенно справедливо предположить, что вышеописанный термин нашел широкое применение в картографии, геодезии и, конечно же, проектировании.

Зачем это необходимо?

Как уже говорилось ранее, реальные объекты могут иметь как достаточно значительные размеры, так и очень маленькие. Однако человек не может зарисовать все в натуральную величину, поскольку для отображения на листе бумаги плана здания потребуется полотно колоссальных габаритов, а, в свою очередь, для воссоздания мелких элементов (как, например, в часовом механизме) потребовалась бы высокая степень детализации. В результате человек приспособился изображать необходимые объекты, которые в определенное количество раз уменьшены (либо увеличены) для простоты восприятия и так называемой "читабельности" рисунка. В настоящее время действуют определенные стандарты, к примеру, ГОСТ "Масштабы чертежей", которые описывают все требования, предъявляемые к виду и наполнению соответствующих изображений.

Гост масштабы чертежей

Крупные объекты

Как уже говорилось ранее, для отображения зданий и иных крупногабаритных предметов необходимо использовать масштабы чертежей так называемого уменьшения. Они стандартизированы, а значит, произвольная выборка не подойдет. Наиболее часто встречаются следующие величины: 1 : 2; 2,5; 4; 5; 10; 15; 20; 25; 40; 50; 75; 100; 200; 400; 500; 800; 1000. Рассмотрим, что означает запись подобного вида. Итак, реальный (иными словами, натуральный) габарит какого-либо объекта выражается в виде надписи 1 : 1. Следовательно, при уменьшении масштабы чертежей сначала описывают исходный размер (1), а затем число, которое показывает, во сколько раз чертеж уменьшен по отношению к реальным габаритам. В строительстве, помимо вышеперечисленных стандартных записей, могут также использоваться указатели 1 : 2000; 5000; 10 000; 20 000; 25 000; 50 000.

Мелкие детали

Стандартные масштабы чертежей

В том случае, если на рисунке необходимо изобразить небольшие предметы, то традиционно используются масштабы чертежей увеличения. В данном случае нет такого большого разнообразия значений, однако стандартом оговорены наиболее часто используемые величины. Итак, типовой ряд выглядит следующим образом: 2; 2,5; 4; 5; 10; 20; 40; 50; 100 : 1. Расшифровка подобных надписей читается так: сначала число, указывающее во сколько раз изображение на чертеже увеличено сравнительно с исходным объектом. Второй цифрой, стоящей после двоеточия, отображается реальный (он же - натуральный или настоящий) размер рассматриваемого объекта (принимается равным 1).

Заключение

В данной статье были рассмотрены масштабы чертежей и их стандартные ряды. Следует также отметить, что на самих планах, проектах и изображениях величина масштаба указывается в специально отведенной графе в рамке, иначе называемой штампом.

Моделизм — Википедия

Действующая масштабная модель погрузчика

Модели́зм — вид технического творчества (хобби), изготовление уменьшенных моделей и макетов различной техники и архитектурных сооружений, копия создаётся в определённом масштабе.

Моделизм делится на два основных направления:

  • постройка действующих моделей;
  • стендовый моделизм, то есть создание статичных макетов, максимально точно воспроизводящих внешний вид прототипа.

Некоторые виды моделизма являются официальными видами спорта.

Стендовая модель с высокой степенью проработки деталей Набор пластмассовых деталей для постройки стендовой масштабной модели самолета

Стендовая модель точно отображает лишь вид прототипа. Характерное отличие от действующих моделей в том, что в стендовом моделизме стремятся к как можно более точному и детальному копированию прототипов, вплоть до воспроизведения мельчайших деталей на технике, оттенков окраски, внутреннего оборудования, шрифта надписей, имитации характерных загрязнений и повреждений и т. п. Нередко воспроизводится не просто самолет, танк или паровоз данного типа, а конкретный исторический экземпляр со всеми характерными для него индивидуальными особенностями, к тому же по состоянию на определенный момент времени.

Основными материалами, применяемыми в стендовом моделизме, являются пластмасса и картон, хотя применяются также и металл, и дерево. Модели могут быть выполнены в любом масштабе, однако существует общепринятый ряд — 2:1, 1:1, 1:2, 1:3, … 1:24, 1:32, 1:35, 1:43, «0» 1:45, 1:48, «S» 1:64, 1:72, «H0» 1:87, «TT» 1:120, «N» 1:160 и другие.

Множество предприятий в мире выпускает как готовые стендовые модели, так и комплекты деталей для самостоятельной сборки.

Сборные модели-копии в наборах появились в Англии в 1932 году. Первой моделью была сборная летающая резиномоторная модель самолета Supermarine S6B.

Сборная пластиковая модель-копия[править | править код]

Сборная пластиковая модель-копия — промышленно изготовленный из пластмассы набор деталей для самостоятельного изготовления (сборки, обычно склеиванием) масштабной модели. Изготовлением таких наборов, а также разнообразных аксессуаров для них — инструмента, клеев, красок, шпаклевок, декалей и прочего — занимается целая отрасль промышленности, представленная множеством предприятий, как крупных, так и мелких.

Диорамы[править | править код]

Диорама с грузовиком, масштаб 1:35

Диорамой в стендовом моделизме не совсем точно называют воссозданную в миниатюре боевую или бытовую сцену (как реально происходившую, так и произвольную) с использованием моделей техники, «объёмную картину». Наиболее распространён в диорамостроении масштаб 1:35, хотя используются и другие (1:16, 1:32, 1:72).

Основные требования к диорамам — художественный замысел, детальное копирование (в случае исторической реконструкции), качественная роспись техники и фигур, имитация характерных загрязнений, повреждений техники и т. д.

Маленькую диораму называют виньеткой, она может не нести большой идеи, а представлять из себя просто модель техники на подставке, возможно в окружении людей.

Схематическая летающая модель воспроизводит только принципиальное устройство планёра Радиоуправляемая модель самолета воспроизводит не только его внешний вид, но и пилотажные возможности Действующие модели ракет демонстрируют, как правило, только вертикальный взлет

В случае действующих моделей они делятся на основные виды:

Действующие модели могут являться уменьшенными более или менее точными копиями реальных образцов (модели-копии), а могут быть и самостоятельными конструкциями. Например, скоростные кордовые автомодели имеют очень мало общего с настоящими автомобилями[1], а авиамодели для соревнований по воздушному бою совершенно не похожи на реальные самолеты-истребители[2]. Уменьшенные летающие модели-копии самолётов могут не быть точным геометрическим подобием оригинала, так как иначе законы аэродинамики не позволят им летать.

Действующие модели могут управляться:

  • автономно (по заложенной программе)
  • дистанционно
    • по проводам
    • по радиоканалу
    • по иному каналу передачи данных (звук, ультразвук, ИК-излучение)

Кордовые модели[править | править код]

Относительно простой и дешевый вид действующих моделей самолетов, автомобилей и судов — кордовые, то есть двигающиеся по кругу «на привязи». Этот способ сильно ограничивает возможности движения модели и зрелищность демонстрации, но позволяет на ограниченной площадке проводить довольно разнообразные соревнования (например, на скорость и на реалистичность действия, «воздушный бой» и пр.). Корда может служить одновременно и механическим приводом управления, и линией передачи электрических управляющих сигналов. Кордовые модели были очень распространены, пока аппаратура радиоуправления не стала достаточно миниатюрной и дешевой.

Радиоуправляемые модели[править | править код]

Радиоуправляемые модели — действующие модели той или иной техники с дистанционным управлением по радиоканалу. Наиболее распространены радиоуправляемые модели самолетов, вертолетов и автомобилей.

Другие виды управления[править | править код]

  • Таймеры применяются чаще всего в свободнолетающих авиамоделях для соревнований на высоту и дальность полета. Таймер, механический или электронный, по прошествии заданного времени заставляет модель выполнять определенные маневры (переход в горизонтальный полет, разворот, снижение).[3][4]
  • Индукционное управление — разновидность радиоуправления. Антенна передатчика представляет собой достаточно большую замкнутую петлю. Модель с приемником, оснащенным магнитной антенной, может двигаться внутри этой петли. Система работает на низкой частоте (десятки килогерц), мощность передатчика очень маленькая, поэтому такое решение предлагалось как самоделка для начинающих.

Авиация: 1:24, 1:32, 1:33, 1:35 (в основном вертолеты), 1:48, 1:50, 1:72, 1:100, 1:144, 1:200

Автомобили: 1:10, 1:12, 1:18, 1:24, 1:43, 1:72

Бронетехника: 1:24, 1:25, 1:35, 1:48, 1:72, 1:100, 1:16[5]

Железная дорога: 1:5.5 (X или 10), 1:8 (VII или 7), 1:11 (V или 5), 1:16 (III или 3), 1:22.5 (II или 2), 1:24, 1:29, 1:32 (I или 1). 1:45 (0), 1:48, 1:64 (S), 1:76 (00), 1:87 (H0), 1:120 (TT), 1:160 (N), 1:220 (Z), 1:450 (T)

Флот: 1:50, 1:72, 1:100, 1:125, 1:200, 1:144, 1:350, 1:700

Военно-исторические миниатюры (фигуры): 1:16, 1:32, 1:35, 1:72

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск