Какие слова нельзя переносить – Урок русского языка во 2-м классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой И в середине»

Правила переносов – Tetran Translation Company

§ 117. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

§ 118. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. 

Неправильно

Правильно

люб-овь

лю-бовь

дяд-енька

дя-денька, дядень-ка

реб-ята

ре-бята, peбя-ma

паст-ух

па-стух, пас-тух

Примечание 1. При переносе cлов с односложной приставкой на согласную, стоящую пеpeд гласной (кроме

ы) желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведенным правилом без-умный и бе-зумный; без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и 6e-заварийный.

Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

Неправильно

Правильно

раз-ыскать

ра-зыскать, разыс-кать

роз-ыгрыш

ро-зыгрыш, розыг-рыш

Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время пpиставка отчетливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом настоящего параграфа, например:

ра-зорять, розо-рять; ра-зуть, ра-зум.

§ 119. Кроме правил, изложенных в § § 117 и 118, необходимо руководствоваться еще следующими правилами:

1. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной.

Неправильно

Правильно

под-ъезд

подъ-езд

бол-ьшой

боль-шой

бул-ьон

буль-он, бу-льон

2. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Неправильно

Правильно

во-йна

вой-на

сто-йкий

стой-кий

фе-йерверк

фей-ерверк, фейер-верк

ма-йор

май-ор

3. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Неправильно

Правильно

а-кация, акаци-я

ака-ция

4. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласный.

Неправильно

Правильно

по-дбить

под-бить

ра-змах

раз-мах

5. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

Неправильно

Правильно

прис-лать

при-слать

отс-транять

от-странять

6. При переносе сложных cлов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

Неправильно

Правильно

пятиг-раммовый

пяти-граммовый и пятиграм-мовый

7. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Неправильно

Правильно

жу-жжать

жуж-жать

ма-сса

мас-са

ко-нный

кон-ный

Это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: сожженный, поссорить (см. п. 5), а также к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: нововведение (см. п. 6).

8. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенного слова.

Неправильно

Правильно

спе-цодежда

спец-одежда

9. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами, например: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

Из изложенных выше (§ § 118 и 119) правил переноса следует, что многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова.

Возможные варианты переносов:

шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-cандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра

Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия (§ 119, п. 3), узнаю (§ 119, пп. 3, 5), фойе (§ 119, п. 2).

§ 120. Нельзя переносить сокращенные обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц, например:

1917/г.
72/м2
53/км
10/кг

§ 121. Нельзя переносить, "наращения", т. е. отрывать при переносе от цифры соединенное с ней дефисом грамматическое окончание, например, нельзя переносить:

1/-е
2/-го

§ 122. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа и т. п., и пр., т. е., ж-д., о-во

.

§ 123. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

§ 124. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

[§§ 117-124 - предлагаемые изменения 2000 г., п. 20]

Двусложные слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую

Не все дву­слож­ные сло­ва мож­но пере­но­сить с одной стро­ки на дру­гую. Приведем при­ме­ры дву­слож­ных слов, кото­рые нель­зя пере­не­сти.

Односложные слова

Гласный звук в сло­ве явля­ет­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щим. В сло­ве име­ет­ся столь­ко фоне­ти­че­ских сло­гов, сколь­ко в нем содер­жит­ся глас­ных зву­ков. В соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков ука­жем одно­слож­ные сло­ва:

  • мир;
  • рай;
  • дом;
  • сом;
  • клад;
  • флаг;
  • брод;
  • хвост.

Примеры односложных слов

Примеры односложных слов

Двусложные слова

Слова, содер­жа­щие в сво­ем фоне­ти­че­ском обли­ке два глас­ных зву­ка, явля­ют­ся дву­слож­ны­ми, напри­мер:

  • ко-лос;
  • бро-сок;
  • кры-ло;
  • шё-пот;
  • са-рай.

Перенос двусложных слов

Эти дву­слож­ные сло­ва мож­но пере­не­сти с одной стро­ки на дру­гую, исполь­зуя их фоне­ти­че­ское деле­ние на сло­ги.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет ряд дву­слож­ных слов, кото­рые, хотя и име­ют два фоне­ти­че­ских сло­га, все же соглас­но орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лам пере­но­са слов, нель­зя пере­не­сти с одной стро­ки на дру­гую. Это несо­от­вет­ствие фоне­ти­че­ско­го деле­ния на сло­ги слов с невоз­мож­но­стью их орфо­гра­фи­че­ско­го пере­но­са про­ис­хо­дит в тех слу­ча­ях, когда глас­ный обра­зу­ет пер­вый или вто­рой само­сто­я­тель­ный слог в оди­ноч­ку, напри­мер:

Согласно орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу не оста­ет­ся на пер­вой стро­ке и не пере­но­сит­ся на сле­ду­ю­щую стро­ку одна бук­ва, даже если она обо­зна­ча­ет само­сто­я­тель­ный фоне­ти­че­ский слог. Указанные дву­слож­ные сло­ва нель­зя пере­не­сти с одной стро­ки на дру­гую. Они пишут­ся цели­ком на стро­ке.

Примеры двусложных слов

Примеры двусложных слов

Примеры двусложных слов, которые нельзя перенести по слогам

Сравним фоне­ти­че­ское сло­го­де­ле­ние неко­то­рых дву­слож­ных слов и их орфо­гра­фи­че­ское напи­са­ние.

1. Двусложные сло­ва с глас­ным, обра­зу­ю­щим пер­вый слог:

  • а-дрес — адрес;
  • а-ир — аир;
  • а-кать — акать;
  • а-нод — анод;
  • а-нонс — анонс;
  • а-зот — азот;
  • а-раб — араб;
  • а-рест — арест;
  • а-ул — аул;
  • е-да — еда;
  • е-нот — енот;
  • е-лей — елей;
  • е-ресь — ересь;
  • и-бис — ибис;
  • и-ва — ива;
  • и-дол — идол;
  • и-ней — иней;
  • и-рис — ирис;
  • и-зюбр — изюбр;
  • о-бувь;
  • о-боз — обоз;
  • о-кунь — окунь;
  • о-лень — олень;
  • о-са — оса;
  • о-сень — осень;
  • о-тёк — отёк;
  • у-бой — убой;
  • у-бор — убор;
  • у-дар — удар;
  • у-дод — удод;
  • у-дой — удой;
  • у-гол — угол;
  • у-гон — угон;
  • у-кол — укол;
  • у-кор — укор;
  • у-кос — укос;
  • у-рок — урок;
  • у-часть — участь;
  • э-маль — эмаль;
  • э-пос — эпос;
  • э-таж — этаж;
  • э-тап — этап;
  • э-тил — этил;
  • э-тюд — этюд;
  • э-ра — эра;
  • э-фес — эфес;
  • э-фир — эфир;
  • э-хо — эхо;
  • ю-ла — юла;
  • ю-рок -юрок;
  • я-кут — якут;
  • я-ма — яма.

2. Двусложные сло­ва с глас­ным, обра­зу­ю­щим вто­рой фоне­ти­че­ский слог

  • мо-ё — моё;
  • мо-я — моя;
  • ре-я — рея;
  • сбру-я — сбруя;
  • со-я — соя;
  • ста-я — стая;
  • стру-я — струя;
  • сво-ё — своё;
  • тво-ё — твоё;
  • тво-я — твоя;
  • ту-я — туя;
  • ше-я — шея;
  • шве-я — швея;
  • шле-я — шлея.
Скачать ста­тью: PDFПримеры двусложных словПримеры двусложных слов

Урок русского языка во 2-м классе "Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой И в середине"

Учебник: «Русский язык» для 2 класса, авт. С.В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, изд. «Вентана-Граф», Москва, 2010 год, стр. 40-43.

Цели урока:

  • актуализировать знания, полученные на уроках русского языка, создать условия для развития умения переносить слова по слогам, познакомить с особенностями слов, которые переносить нельзя, с правилами переноса слов с буквой й в середине, повторить с учащимися основные  правила переноса слов,  формировать навык переноса слов;
  • развивать речь учащегося, орфографическую зоркость, образное и логическое мышление,  память, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность.
  • воспитывать интерес к предмету, любовь к красоте русского слова, целеустремлённость, коммуникабельность, объективность; дать учащимся возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Оборудование: учебник, тетради, плакат-пословица «Хочешь быть альпинистом…», карточки со словами для переноса, тест, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, рифмы.

Записи на доске

 

ХОД УРОКА

1. Мотивационный этап

– Какие замечательные дети у нас сегодня! Я рада всех вас видеть.
– Вы готовы начать урок и отправиться в путь?
– Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, соберитесь,
– Пусть хорошее настроение поможет вам.

– А начнём наш урок с одного мудрого изречения. Прочитайте его.

Хочешь стать альпинистом – иди в горы.
Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить.

Кто такие альпинисты?
– Люди, которые взбираются в горах на труднодоступные вершины.

А что значит быть грамотным?
– Это уметь думать, мыслить.
– Вы хотите стать грамотными?
– Да.
Тогда мы сегодня отправляемся к вершинам знаний.

2.  Проверка домашнего задания

– Какую тему мы начали  изучать на прошлом уроке?
– Перенос слов.
Как же переносятся слова?
Слова переносятся по слогам, одну букву нельзя оставлять на строчке и переносить на другую строку, буквы й, ъ, ь не отделяются от той буквы, после которой они стоят (повторение правил на стр. 41-43).

3. Сообщение темы и цели урока. Операционный этап. Актуализация

– Посмотрите на слова, которые записаны на доске. Прочитайте.
Река, дом, утка, заяц, фонарь.

– Спишите их, подчеркните буквы, которые обозначают гласный звук.
– Ребята, назовите лишнее слово и докажите, почему оно лишнее.
– Дом, т. к. оно состоит из одного слога.
– Можно ли это слово перенести?
– Нет.
– Какое мы знаем правило?
– Слова переносятся по слогам.
– А в этом слове всего один слог.
– Молодцы. Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые переносить   нельзя, а также узнаем, как переносятся слова с буквой й в середине.
– Посмотрите на доску, прочитайте слова:

Аня, иней, май, стриж, ясень, клён, вяз, осень.

– Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова?
– Спишите слова, распределив их в два столбика.
– По какому принципу вы это сделали?
– По количеству слогов.
– Можно ли перенести слова, состоящие из одного слога?
– Какое правило вы знаете?
– Можно ли перенести слова, которые составили вторую группу? (Нет)
– Ребята, несмотря на то, что некоторые слова  состоят из двух слогов, их тоже нельзя разделить для переноса.
– Вспомните правило переноса. (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую)
– Следовательно, несмотря на то, что слова состоят из двух слогов, их тоже нельзя переносить.

Физминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.

4. Работа с учебником.

– Откройте учебник на стр. 40.
– Сейчас мы с вами выполним упражнение 1.
– Читай задание.
– Выписываем слова.
– Выполняем самостоятельно в тетрадях.
– Докажите прав ли Серёжа.

Выборочный диктант.

– На доске вы видите слова, прочитайте их вслух парами.
– Назовите те слова, которые можно разделить для переноса.
– Запишите эти слова, разделяя их для переноса.
– Но сначала объясните, почему  некоторые  слова написаны с заглавной буквы?

Ольга, Оля, Ирина, Ира, Пётр, Петя, Юлия, Юля, Раиса, Рая, ёлка, ель, шар, шары.

Молодцы!

5. Наблюдение за переносом слов с буквой й в середине

Знакомство с правилом

– Откройте учебник на стр. 43.
– Прочитайте правило. Попробуйте повторить правило по памяти.

В парах (расскажите правило друг другу).

– Теперь нам нужно научиться эти правила применять.
– Но сначала разминка, но необычная, а с применением нового правила.

Физминутка – игра.

Я  называю слова – имена  учеников нашего класса, а вы отхлопывайте их  и делайте наклоны. Пишем – наклон вправо,  переносим на другую строчку – наклон влево. Слово не переносится – отхлопываем слоги и стоим ровно. Кто ошибётся, садится.

Имена: Настя, Дима, Сережа, Даша, Егор, Миша, Софья, Екатерина, Ира.

Вывод:
– Что дала вам физминутка?
– Зарядку сделали, учились переносить слова, и внимание вырабатывали, стараясь не ошибиться.
– Зарядились, двигаемся дальше по горе знаний.
– Что ещё нужно в горах?
– Какие человеческие отношения?

– Дружба, взаимопонимание, честность, искренность, внимание, забота, терпение.
– А в классе такие отношения нужны?
– Да, они нужны каждому человеку, в каждом коллективе.

Работа со словами: дружба, забота, внимание, хлеб, еда, соль.

– Дайте задание словам, подходящее к теме нашего урока.
– Разбить данные слова на две группы:
1 – слова,  которые нельзя переносить: хлеб, соль
2 – слова,  которые можно переносить: внимание, забота, дружба

– Хорошо. Выполним упражнение 5 на стр. 44, только второй столбик.
– Сергей, читай задание.
– Выполняем в тетрадях, Софья, комментируй с места первое слово,  затем всё самостоятельно.

Читай-те, кофейник, …, … .
– Поменяйтесь в парах тетрадями, проверьте правильность выполнения задания.
– Ребята, к нам на урок пришёл один гость.
– Кто это? (На доске появляется картинка Незнайки).
– Незнайка вчера пропустил урок и не узнал  тайны русского языка.
На доске записан  стихотворный текст, нужно помочь Незнайке исправить ошибки.

Перенёс слова Незнайка:

За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,
У-ши, ше-я, ло-б, гла-за,
О-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.
Ро-жь, я-чмень, го-рох,о-вёс,
Зо-я, гри-ша, Тим-офей,
А-ня, О-ля и Сер-гей.
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?

Класс проверяет и оценивает результаты.

6. Словарная работа.

– Как называется комната для занятий  в школе?
– Класс.
– В каком значении может ещё употребляться это слово?
Ученики, которые учатся в одном классе.
– Запишите слово ученик, выделите ударную и безударную гласные в слове.
– Как вы думаете, а это слово можно перенести? Как?
– Как называется человек, выполняющий какие-нибудь обязанности, например, следит за  порядком в классе.
– Дежурный. 
– Запишите слово, поставьте ударение, выделите букву, которую надо запомнить?
– Как вы думаете, в какой букве Петя Ошибочкин может допустить ошибку?
– А сколько в этом слове слогов? (3 слога, т. к. 3 гласных звука)
– Прохлопайте.
– Докажите.
– Какой слог ударный? (2)
– Сколько звуков? Произнесите (д'э ж у р н ы й) – 8 звуков
– Сколько букв?  Назовите (дэ, е, жэ, у, эр, эн, ы, й).
– Составьте с этим словом предложение.
– Запишите его.
– Комментирование учащегося.
– Начинаю писать предложение с заглавной буквы, пишу …
– Дежурный следит за порядком.

Физминутка

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)
Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)
Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)
Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)
Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)
И открыли! (разомкнуть руки)

 

7. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам

– Выбери сам подходящий тебе уровень сложности задания  и выполни его прямо в карточках.

I уровень

Раздели слова для переноса: 

Берёза, мороз, стол, хорошо, учит, чайка, зайка.

II уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово

Заяц, медведь, лев.
Юла, мяч, кубик.

III уровень

Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса. Запиши, раздели.

Дом – ________,  клён– ________.

– Какие уровни выбрали?
– У кого 1 , 2, 3 уровни?

Контрольно-оценочный этап.

Тест.

1. Как переносятся слова?

а) по слогам;
б)  как поместятся

2. Можно ли разрывать слог при переносе слова?

а) да;
б) нет

3. Можно ли переносить одну букву или оставлять одну букву на строчке?

а) да;
б) нет

4. Можно ли переносить слова, которые состоят из одного слога?

а) да;
б) нет

Ключ:

1 – а
2 – б
3 – б
4 – б

 

 

8. Рефлексия:

– Чему учились сегодня на уроке?
– Где затруднялись?
– Что понравилось?
– Кого можем похвалить?
– Как вы думаете, все ли случаи деления слов для переноса мы рассмотрели?
– Нет.
– Вы правы, мы рассмотрели ещё не все случаи переноса слов.
– А тогда вопрос. Мы добрались сегодня до вершины горы?
– Нет.
– А кто может выйти к доске и поставить флажок на горе?
– В каком месте мы находимся на данном этапе?
– Мы на пути к вершине, мы в серединке, поэтому я ставлю флажок в середине горы.
– А это  значит, ребята, мы  ещё отправитесь к вершинам знаний? Хотите?
– Свои работы сдайте. Проверим и выставим оценки.

 

9. Домашнее задание

Упр. 3, стр. 41, правила.

 – Придумать и записать 5 слов, которые нельзя перенести и 5 слов с й в середине слова.
– Придумать предложение со словами, где все слова не переносятся. Записать.
– Вы все сегодня молодцы. Справились с заданиями.
– Хорошее дело всегда заканчивается песней или стихи на ум приходят.
– Попробуйте сочинить стихотворение – двустишье к нашему уроку.
–  Зарифмованы уже последние строчки, вам нужно сочинить только их начало

1) -------------- вопрос                                     2) ----------- с переносом
-------------- перенос                                          ----------- с носом

Сегодня сам задал себе вопрос                      Если справлюсь с переносом
Зачем же нужен перенос?                               Значит, не останусь с носом

Сегодня я задал себе вопрос                           Все знакомы с переносом
Зачем же нужен перенос.                                Не останемся мы с носом.

напишите 5 слов которые нельзя делить для переноса. помогите

для переноса делят на слоги. слог- имеет одну гласную. напрягаем лексический СВОЙ запас и вспоминаем односложные слова: мост хвост и тд. хороший Лицейский справочник по теме: <a rel="nofollow" href="http://www.licey.net/russian/phonetics/1_6" target="_blank">http://www.licey.net/russian/phonetics/1_6</a>

Ёж Ель Рог Шмель Обь и. т. д нельзя переносить слова у которых 1 слог.

А ист О рех Брать я У тюг Э тот У рок Эти слова состоят из двух слогов но при этом не переносятся. (Одну букву нельзя переносить или оставлять.)

Три, ложь, смерть, класс, прядь. Эти слова все состоят из одного слога.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о