Условия возникновения и протекания химических реакций
Для того, чтобы начинались и протекали химические реакции, необходимы определённые условия.
К условиям возникновения и протекания химической реакции относится:
- Приведение реагирующих веществ в соприкосновение.
- Нагревание веществ до определённой температуры.
- Свет.
- Электрический ток.
- Изменение давления.
- Введение катализатора.
Из всех условий, единственным обязательным условием для любых химических реакций является соприкосновение реагентов. Помимо этого условия, для возникновения и протекания тех или иных химических реакций, дополнительно могут потребоваться и какие-либо другие условия.
Пример. Для взаимодействия натрия с водой достаточно лишь их соприкосновения, в результате образуются водород и щёлочь.
Скорость протекания реакций зависит от площади соприкосновения веществ: чем больше площадь соприкосновения, тем быстрее будет протекать реакция. Для увеличения площади соприкосновения, вещества измельчают, перемешивают, растворяют или переводят в газообразное состояние. Максимальное измельчение веществ происходит при их растворении, поэтому многие реакции проводят в растворах.
Для возникновения и протекания химических реакций может потребоваться нагревание. В одних случаях нагревание реагентов требуется только для начала химической реакции. В других случаях требуется постоянное нагревание, это означает, что после нагревания, для дальнейшего протекания реакции требуется поддержание температуры.
Пример. Смесь железа (опилки) с серой (порошок) может долгое время храниться при комнатной температуре, но при нагревании этой смеси начнётся химическая реакция, в результате которой образуется сульфид железа.
Известны реакции, для протекания которых необходим свет.
Пример. Фотосинтез может происходить только на свету.
Некоторые реакции протекают под действием электрического тока.
Пример. Вода разлагается на кислород и водород при пропускании через неё постоянного электрического тока и добавлении сульфата натрия, так как сама вода ток не проводит.
Знание условий возникновения и протекания химических реакций позволяет управлять ими: начинать, прекращать, ускорять и замедлять.
Экзотермические и эндотермические реакции
Все химические реакции сопровождаются выделением или поглощением тепловой энергии, поэтому они делятся на два вида: экзотермические и эндотермические.
Экзотермические реакции – это химические реакции, протекающие с выделением теплоты. Теплота выделяется, когда образуются новые химические связи.
Химические реакции, сопровождающиеся выделением света и теплоты, называются
Пример. Горение угля – экзотермическая реакция, в результате которой углерод соединяется с кислородом воздуха и образуется углекислый газ.
Эндотермические реакции – это химические реакции, протекающие с поглощением теплоты. Теплота поглощается, когда химические связи рвутся.
Пример. Разложение карбоната кальция – эндотермическая реакция, в результате которой образуется оксид кальция и углекислый газ.
О сайте: | конспекты по математике, русскому языку и химии |
Связь: | [email protected] |
Новое на сайте | © 2018 – 2019 |
izamorfix.ru
Условия возникновения и течения химических реакций примеры. Каковы условия возникновения и течения химический реакций? Поясните на конкретных примерах. Воздух. кислород. горение
Проведению урока предшествует экскурсия в историко-этнографический музей на открытом воздухе “Тукай кырлай”, с посещением дома-музея Г. Тукая.
Задачи обучения. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, на этой основе усовершенствовать умение отличать физические процессы от химических.
Задачи развития. Совершенствовать умение объяснять зависимость протекания химических реакций от внешних условий.
Эксперимент. Плавление парафина, обугливание крахмала, горение лучины, взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой в присутствии фенолфталеина, взаимодействие сульфата меди (II) и гидроксида натрия, взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты.
Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь на примерах конкретных химических реакций указывать условия их возникновения и дальнейшего протекания, а также признаки реакций.
Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь объяснять связь между условиями и возможностью протекания химических реакций.
Урок начинается с прочтения учащимися стихов Г. Тукая на татарском языке, критерием при подборе стихов является отражение в них различных явлений природы
В процессе демонстрации опытов (плавление парафина, обугливание крахмала) выясняем сущность происходящих явлений и составляем таблицу.
Для закрепления знаний проводим беседу с учащимися и отвечаем на вопросы.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек лёгкая стая с
Замираньем летит на звезду…
Вопросы учителя:
1. О каком явлении в жизни растений говорится в
стихах С. Есенина?
2. К физическим или химическим явлениям относится
листопад?
3. С чем связано изменение цвета листьев деревьев
осенью, какие явления физические или химические
происходят при этом?
5. Какой процесс происходит в зеленых листьях растений под действием солнечного света?
Сообщение ученика. Фотосинтез – химическое явление (на доске запись уравнения реакции фотосинтеза).
Для развития умений учащихся по самоконтролю знаний проводим тестированный контроль.
1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:
- Сгорание бензина в двигателе автомобиля,
- скисание молока,
- таяние снега,
- образование инея на деревьях.
2. Какие из природных явлений сопровождаются химическими реакциями?
- Выпадение дождя,
- извержение вулканов,
- гниение растительных остатков,
- ледоход на реке.
3. Какие из признаков характерны для химических реакций?
- Образование осадка,
- изменение агрегатного состояния,
- выделение газа,
- измельчение вещества.
4. К физическим явлениям (в отличие от химических) относятся:
- горение угля,
- приготовление порошка из куска мела,
- образование ржавчины,
- свечение вольфрамовой нити в лампочке.
Учитель. Для чего нам необходимо знать условия возникновения и условия протекания химических реакций?
Ученик. Для того, чтобы контролировать протекание химических реакций, иногда химическую реакцию необходимо прекратить, например, при пожаре мы стремимся прекратить реакцию горения.
Сообщение
ученика. Лесной пожар – это неконтролируемое
горение растительности, стихийно
распространяющееся по лесной территории. Лесные
пожары ежегодно возникают в лесах Татарстана, а
также в других странах мира на обширных площадях
и нередко принимают характер стихийного
бедствия. Лесные пожары уничтожают лесной фонд
Татарстана, а также представляют опасность и для
населения. При этом возникает непосредственная
угроза уничтожения огнём населённых пунктов и
объектов народного хозяйства, расположенных
вблизи лесных массивов, а также сильное
задымление и загазованность территорий, даже
удалённых от кромки леса.
Общая площадь лесов Республики Татарстан 1270,3 тыс. га, в том числе покрытая лесом – 1165,3 тыс. га, из них лесные культуры 281,1 тыс. га. Общий запас древесины – 168,8 млн.м 3 . Средний прирост древесины – 4,13 м 3 /га
Почти все лесные пожары в Татарстане происходят из-за людской небрежности.
Пожароопасный сезон 2004 года в Татарстане начался 20 апреля. За это время в республике леса горели более 40 раз, сообщили Intertat.ru в пресс-службе Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды. Примечательно, что из 41 случая лесных пожаров 39 связаны с нарушениями гражданами требований Правил пожарной безопасности в лесах РФ.
Для закрепления и обобщения знаний учащиеся отвечают на вопросы.
1. Каковы условия возникновения и прекращения горения?
2. Какие средства тушения пожара нужно использовать в следующих случаях:
а) загорелась одежда на человеке;
б) воспламенился бензин;
в) возник лесной пожар;
г) загорелась нефть на поверхности воды?
В заключительной части урока учитель подводит итог урока, ученики получают домашние задание.
A) Горение магния cool Плавление льда C) Оседание речного песка в воде
D) Смешивание порошков серы и железа E) кипение воды
2. Молярная масса железа равна
А) 26 г/моль cool 56 г/моль C) 52 г/моль D) 112 г/моль E) 56
3. В формуле 2Na2S число атомов натрия и серы равны
А) 1 и 2 cool 4 и 1 C) 2 и 4 D) 4 и 2 E) 2 и 1
4. Формула оксида Mn (VII)
1. MnO2 cool Mn2O7 C) Mn2O3 D) MnO3 E) MnO
5. В схеме реакции P+O2 ? P2O5 нужно поставить коэффициенты
А) 4, 5, 2 cool 2, 1, 1 C) 2, 5, 2 D 5, 4, 2 E) 2, 4, 5
6. Уравнение реакции замещения это –
D) 2Mg + O2 = 2MgO E) 2h3 + O2 > 2 h3O
7. Железный гвоздь погруженный в раствор хлорида меди (II) покрывается красным налетом меди. Это пример реакции:
A) Обмена cool Разложение C) Замещение D) Соединение E) неn такой реакции
8. Символ химического элемента марганца
A) ?е cool Mg C) О D) Mn E) Mr
9. О химическом элементе, а не о простом веществе азоте идет речь в выражении
A) Азот является составной частью воздуха cool В состав азотной кислоты HNO3 входит азот
C) Формула азота N2 D) Жидкий азот иногда используется для замораживания продуктов
E) азот инертный газ
10. Для алюминия не характерно физическое свойство
A) Электропроводность cool Теплопроводность C) Серебристо-белый цвет
D) Способность намагничиваться E) газ при обычных условиях
11. Признак, позволяющий назвать ржавление гвоздя химической реакцией – это:
D) Появление запаха E) выпадение осадка
12. Сульфид железа – это сложное вещество, а не смесь потому что
A) Его можно разделить магнитом на железо и серу
cool Его можно разделить дистилляцией на железо и серу
C) Состоит из атомов разного химического элемента и его нельзя разделить физическими методами на железо и серу
D) Он нерастворим в воде E) газ при обычных условиях
13. 3.01 * 10 23 атомов железа составляют
A) 2 моль cool 3 моль C) 1 моль D) 0,5 моль E) 1,5 моль
14. 69 г натрия составля
www.chalt-1school.ru
«Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций»
Проведению урока предшествует экскурсия в историко-этнографический музей на открытом воздухе “Тукай кырлай”, с посещением дома-музея Г. Тукая.
Задачи обучения. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, на этой основе усовершенствовать умение отличать физические процессы от химических.
Задачи развития. Совершенствовать умение объяснять зависимость протекания химических реакций от внешних условий.
Новое содержание. Условия возникновения и течения химических реакций, признаки химических реакций.
Эксперимент. Плавление парафина, обугливание крахмала, горение лучины, взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой в присутствии фенолфталеина, взаимодействие сульфата меди (II) и гидроксида натрия, взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты.
Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь на примерах конкретных химических реакций указывать условия их возникновения и дальнейшего протекания, а также признаки реакций.
Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь объяснять связь между условиями и возможностью протекания химических реакций.
Урок начинается с прочтения учащимися стихов Г. Тукая на татарском языке, критерием при подборе стихов является отражение в них различных явлений природы
Далее учащиеся, отвечая на вопросы учителя, приходят к выводу: все изменения происходящие с веществами в природе называются явлениями.
В процессе демонстрации опытов (плавление парафина, обугливание крахмала) выясняем сущность происходящих явлений и составляем таблицу.
Физические явления |
Химические явления |
Явления, при которых вещества не превращаются в другие, изменяется только их агрегатное состояние. Примеры: плавление парафина, кипение и испарение воды, таяние снега. |
Явления, при которых из
данных веществ образуется одно или несколько
новых веществ. Примеры: обугливание крахмала, горение древесины, ржавление железа, скисанеи молока, гниение листьев. |
Для закрепления знаний проводим беседу с учащимися и отвечаем на вопросы.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек лёгкая стая с
Замираньем летит на звезду…
(С. Есенин).
Вопросы учителя:
1. О каком явлении в жизни растений говорится в
стихах С. Есенина?
2. К физическим или химическим явлениям относится
листопад?
3. С чем связано изменение цвета листьев деревьев
осенью, какие явления физические или химические
происходят при этом?
4. Какой пигмент обуславливает зелёную окраску
листьев растений?
5. Какой процесс происходит в зеленых листьях
растений под действием солнечного света?
Сообщение ученика. Фотосинтез – химическое явление (на доске запись уравнения реакции фотосинтеза).
Далее даем определение “химическая реакция” и с помощью демонстрационных опытов выясняем признаки химических реакций, составляем схему.
Для развития умений учащихся по самоконтролю знаний проводим тестированный контроль.
1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:
- Сгорание бензина в двигателе автомобиля,
- скисание молока,
- таяние снега,
- образование инея на деревьях.
2. Какие из природных явлений сопровождаются химическими реакциями?
- Выпадение дождя,
- извержение вулканов,
- гниение растительных остатков,
- ледоход на реке.
3. Какие из признаков характерны для химических реакций?
- Образование осадка,
- изменение агрегатного состояния,
- выделение газа,
- измельчение вещества.
4. К физическим явлениям (в отличие от химических) относятся:
- горение угля,
- приготовление порошка из куска мела,
- образование ржавчины,
- свечение вольфрамовой нити в лампочке.
Далее, используя знания учащихся о химических реакциях, на основе проделанных демонстрационных опытов составляем таблицу условия возникновения и протекания химических реакций.
Химические реакции |
|
Условия возникновения |
Условия протекания |
1. Приведение веществ в тесное
соприкосновение(измельчение, перемешивание,
растворение). 2. Нагревание веществ до определённой температуры. |
1. Тесное соприкосновение
реагирующих веществ (необходимо). 2. Нагревание (возможно) а) для начала реакции |
Учитель. Для чего нам необходимо знать условия возникновения и условия протекания химических реакций?
Ученик. Для того, чтобы контролировать протекание химических реакций, иногда химическую реакцию необходимо прекратить, например, при пожаре мы стремимся прекратить реакцию горения.
Сообщение
ученика. Лесной пожар – это неконтролируемое
горение растительности, стихийно
распространяющееся по лесной территории. Лесные
пожары ежегодно возникают в лесах Татарстана, а
также в других странах мира на обширных площадях
и нередко принимают характер стихийного
бедствия. Лесные пожары уничтожают лесной фонд
Татарстана, а также представляют опасность и для
населения. При этом возникает непосредственная
угроза уничтожения огнём населённых пунктов и
объектов народного хозяйства, расположенных
вблизи лесных массивов, а также сильное
задымление и загазованность территорий, даже
удалённых от кромки леса.
“Дым был столь обильным, что птицы не могли
парить, падали на землю»
Общая площадь лесов Республики Татарстан 1270,3
тыс. га, в том числе покрытая лесом – 1165,3 тыс. га,
из них лесные культуры 281,1 тыс. га. Общий запас
древесины – 168,8 млн.м3. Средний прирост
древесины – 4,13 м3/га
Почти все лесные пожары в Татарстане происходят
из-за людской небрежности.
Пожароопасный сезон 2004 года в Татарстане начался
20 апреля. За это время в республике леса горели
более 40 раз, сообщили Intertat.ru в пресс-службе
Главного Управления природных ресурсов и охраны
окружающей среды. Примечательно, что из 41 случая
лесных пожаров 39 связаны с нарушениями
гражданами требований Правил пожарной
безопасности в лесах РФ.
Для закрепления и обобщения знаний учащиеся отвечают на вопросы.
1. Каковы условия возникновения и прекращения горения?
2. Какие средства тушения пожара нужно использовать в следующих случаях:
а) загорелась одежда на человеке;
б) воспламенился бензин;
в) возник лесной пожар;
г) загорелась нефть на поверхности воды?
В заключительной части урока учитель подводит итог урока, ученики получают домашние задание.
Приложения
urok.1sept.ru
Признаки и условия течения химических реакций
По каким внешним признакам мы отличаем химические явления от физических? При химических реакциях одни вещества исчезают, другие образуются. По исчезновению признаков первых и появлению признаков вторых мы и заключаем, что произошла химическая реакция.
При накаливании медной пластинки изменялся ее цвет; при продувании углекислого газа через известковую воду в ней появлялся – белый осадок; при горении древесины появлялись капли (воды) на холодных стенках сосуда; при горении магния получался порошок белого цвета и выделялись свет и теплота.
Изменение окраски, запаха, образование осадка, появление газа, выделение теплоты – все это признаки химических реакций.
При рассмотрении химических реакций мы всякий раз обращали внимание не только на то, как они протекают, но и на условия возникновения и течения реакций.
Что нужно сделать, чтобы началась химическая реакция? Для начала химической реакции, прежде всего, необходимо реагирующие вещества привести в тесное соприкосновение. Чем более измельчены вещества, тем теснее соприкасаются их частички,– тем легче идет реакция между ними. Кусок сахара трудно зажечь, а тонко измельченный сахар на воздухе сгорает мгновенно, с взрывом (взрывы сахарной пыли происходили не раз на сахарных заводах).
Дробление веществ на мельчайшие частицы достигается посредством растворения. Поэтому предварительное растворение исходных веществ особенно облегчает проведение химических реакций между веществами, и мы пользуемся этим всегда, когда это возможно.
В некоторых случаях соприкосновения веществ, например железа с влажным воздухом, достаточно, чтобы происходила реакция. Но часто одного соприкосновения веществ для этого недостаточно. Так, медь не вступает в реакцию с кислородом воздуха при обычной температуре. Чтобы вызвать реакцию соединения меди с кислородом, нам пришлось прибегнуть к нагреванию.
На течение химических реакций нагревание влияет по–разному. Для одних реакций требуется непрерывное нагревание. Прекращается нагревание – прекращается и химическая реакция. Это мы наблюдали на примере разложения сахара.
В других случаях нагревание требуется лишь для возникновения реакции, оно дает ей как бы толчок, а дальше реакция течет сама собой. Так происходило при горении магния, дерева и других горючих веществ.
Как объяснить неодинаковое влияние нагревания на протекание химических реакций?
Химические реакции почти всегда сопровождаются либо выделением, либо поглощением теплоты.
Реакции, идущие с выделением теплоты, называются экзотермическими (от греческих слов «экзо» – наружу и «термо» – теплота, жар), а реакции, идущие с поглощением теплоты, называются эндотермическими («эндо»– внутрь).
К сильно экзотермическим реакциям относятся реакции горения магния, древесины и других горючих веществ. Вот почему в этих случаях предварительное нагревание требуется только для возникновения реакции; дальше высокая температура реагирующих веществ поддерживается за счет теплоты, выделяющейся при самой реакции.
Если же при реакции не выделяется, а поглощается теплота или же ее выделяется слишком мало, недостаточно для поддержания высокой температуры реагирующих веществ, то реакция идет лишь при непрерывном нагревании их.
scibio.ru
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях
Химической реакцией называют взаимодействия, приводящие к изменению химической природы участвующих в них частиц. При этом происходит изменение их состава и (или) строения. В химических реакциях могут участвовать атомы, молекулы, ионы и радикалы.
В ходе химических реакций атомные ядра не затрагиваются и число атомов каждого химического элемента сохраняется.
Химические реакции протекают при определённых условиях (температура, давление, наличие или отсутствие растворителя, катализа, ультрафиолетовое излучение).
Признаками протекания химических реакций являются выделение или поглощение газа, образование или растворение осадка, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты.
Описание качественных реакций, используемых для определения некоторых катионов и анионов, приводится в приложении в конце урока.
В таблице 5 представлены сведения о внешнем виде и свойствах некоторых распространённых веществ и соединений, используемых при описании внешних признаков протекания химической реакции.
Для описания химических реакций используют химические уравнения, в левой части которых указывают исходные вещества, а в правой — продукты реакции. Обе части химического уравнения соединяют стрелкой (в случае необратимых химических превращений), а если химическая реакция является обратимой, то это показывают с помощью прямой и обратной стрелок.
В неорганической химии, если количество атомов химических элементов в левой и правой частях уравнено с помощью стехиометрических коэффициентов, части уравнения часто соединяют знаком равенства.
Стехиометрией называют учение о количественных соотношениях между реагентами и продуктами реакции.
Коэффициенты стехиометрические — действительные натуральные (то есть положительные, как правило, целые) числа, стоящие перед формулой химического вещества в уравнении реакции. Коэффициенты показывают минимальное количество структурных единиц вещества (атомов, молекул, ионов, радикалов), участвующих в данной реакции.
В вышеприведённой реакции два атома алюминия реагируют с тремя молекулами серной кислоты, в результате чего образуется одна молекула сульфата алюминия (коэффициент, равный одному, перед формулой не ставят) и три молекулы водорода.
В соответствии с законом сохранения массы (закон Ломоносова — Лавуазье) масса всех веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе всех продуктов реакции.
Этот закон подтверждает, что атомы являются неделимыми и в ходе химических реакций не изменяются. Молекулы при реакциях претерпевают изменения, но общее число атомов каждого вида не изменяется, и поэтому общая масса веществ в процессе реакции сохраняется.
Тренировочные задания
1. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) Cu(NO3)2 и NaOH
Б) Cu(NO3)2 и Na2S
В) Cu(NO3)2 и HNO3
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) растворение осадка
2) выделение чёрного осадка
3) отсутствие внешних признаков
4) выделение синего осадка
2. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) Cu(NO3)2 и NaOH
Б) HCl и Al(OH)3
В) AgNO3 и KI
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение жёлтого осадка
2) растворение осадка
3) выделение белого осадка
4) выделение синего осадка
3. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) AgNO3 и H3PO4
Б) Zn(OH)2 и HCl
В) MnO2 и HCl
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) отсутствие внешних признаков
2) выделение жёлто-зелёного газа
3) выделение жёлтого осадка
4) растворение осадка
4. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) K2CrO4 и H2SO4
Б) Cu(OH)2 и HCl
В) HCl и NaOH
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) появление оранжевой окраски
2) выделение газа с характерным запахом
3) растворение осадка
4) отсутствие внешних признаков
5. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) AgNO3 и NaCl
Б) NaI и AgNO3
В) CuCl2 и Na2S
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение жёлтого осадка
2) отсутствие внешних признаков
3) выделение белого осадка
4) выделение чёрного осадка
6. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) AgNO3 и NaI
Б) Zn и KOH
В) HCl и FeS
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение жёлтого осадка
2) выделение газа с характерным запахом
3) выделение бесцветного газа
4) выделение чёрного осадка
7. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) K2S и H2SO4
Б) Fe(OH)2 и HCl
В) FeSO4 и Ba(NO3)2
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) отсутствие внешних признаков
2) выделение газа с характерным запахом
3) выделение белого осадка
4) растворение осадка
8. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) Cu(NO3)2 и KOH
Б) K2CO3 и BaCl2
В) Na2CO3 и HNO3
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение бесцветного газа
2) выделение газа с характерным запахом
3) выделение белого осадка
4) выделение синего осадка
9. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) CaCl2 и AgNO3
Б) CuCl2 и Ba(OH)2
В) FeCl3 и Ba(OH)2
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение синего осадка
2) растворение осадка
3) выделение белого осадка
4) выделение бурого осадка
10. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) AgNO3 и NaI
Б) Al и NaOH
В) HCl и K2SO3
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение бесцветного газа
2) выделение газа с характерным запахом
3) выделение белого осадка
4) выделение жёлтого осадка
11. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) Al(NO3)3 и NaOH
Б) K2CO3 и HNO3
В) HBr и NaOH
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение бесцветного газа
2) выделение газа с характерным запахом
3) выделение белого осадка
4) отсутствие внешних признаков
12. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) Cu и HNO3 (конц.)
Б) Cu и h3SO4 (конц.)
В) BaCO3 и HCl
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение бурого газа
2) выделение газа с характерным запахом
3) выделение белого осадка
4) выделение бесцветного газа
13. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) AgNO3 и NH4Cl
Б) NH4Cl и Ca(OH)2
В) CuSO4 и KOH
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение бесцветного газа
2) выделение газа с характерным запахом
3) выделение белого осадка
4) выделение синего осадка
14. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) Fe(NO3)2 и NaOH
Б) KOH и CuCl2
В) ZnCl2 и Na2S
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение бурого осадка
2) выделение газа с характерным запахом
3) выделение белого осадка
4) выделение синего осадка
15. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) Cu и H2SO4(конц.)
Б) NaOH и NH4Cl
В) Na2CO3 и HI
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение бесцветного газа
2) выделение бесцветного газа
3) выделение белого осадка
4) выделение чёрного осадка
16. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) CuSO4 и BaCl2
Б) CuSO4 и NaOH
В) FeSO4 и NaOH
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение бесцветного газа
2) выделение газа с характерным запахом
3) выделение белого осадка
4) выделение синего осадка
17. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) FeCl3 и AgNO3
Б) CaCl2 и Na2CO3
В) KOH и H3PO4
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) отсутствие внешних признаков
2) выделение газа с характерным запахом
3) выделение белого осадка
4) выделение чёрного осадка
18. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) H2SO4 и Na2SO3
Б) HCl и Na2CO3
В) Cr(OH)3 и HCl
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение бесцветного газа
2) выделение бесцветного газа с характерным запахом
3) выделение белого осадка
4) растворение осадка
19. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) HNO3 и K2SiO3
Б) H2SO4 и BaCl2
В) Cu и H2SO4
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение бесцветного газа
2) выделение бесцветного газа с характерным запахом
3) выделение белого осадка
4) выделение студенистого бесцветного осадка
20. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА:
А) BaI2 и AgNO3
Б) Ag и HNO3 (конц.)
В) Ag и H2SO4 (конц.)
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ:
1) выделение бурого газа
2) выделение газа с характерным запахом
3) выделение белого осадка
4) выделение жёлтого осадка
Ответы
Приложение
himi4ka.ru
Признаки и условия протекания химических реакций
На протяжении всей жизни мы постоянно сталкиваемся с физическими и химическими явлениями. Природные физические явления для нас столь привычны, что мы уже давно не придаём им особого значения. Химические реакции постоянно протекают в нашем организме. Энергия, которая выделяется при химических реакциях, постоянно используется в быту, на производстве, при запуске космических кораблей. Многие материалы, из которых изготовлены окружающие нас вещи, не взяты в природе в готовом виде, а изготовлены с помощью химических реакций. В быту для нас не имеет особого смысла разбираться в том, что же произошло. Но при изучении физики и химии на достаточном уровне без этих знаний не обойтись. Как отличить физические явления от химических? Существуют ли какие-либо признаки, которые могут помочь это сделать?
При химических реакциях из одних веществ образуются новые, отличные от исходных. По исчезновению признаков первых и появлению признаков вторых, а также по выделению или поглощению энергии мы заключаем, что произошла химическая реакция.
Если прокалить медную пластинку, на её поверхности появляется чёрный налёт; при продувании углекислого газа через известковую воду выпадает белый осадок; когда горит древесина, появляются капли воды на холодных стенках сосуда, при горении магния получается порошок белого цвета.
Выходит, что признаками химической реакций являются изменение окраски, запаха, образование осадка, появление газа.
При рассмотрении химических реакций, необходимо обращать внимание не только на то, как они протекают, но и на условия, которые должны выполняться для начала и течения реакции.
Итак, какие же условия должны быть выполнены для того, чтобы началась химическая реакция?
Для этого прежде всего необходимы реагирующие вещества привести к соприкосновению (соединить, смешать их). Чем более измельчены вещества, чем больше поверхность их соприкосновения, тем быстрее и активнее протекает реакция между ними. Например, кусковой сахар трудно поджечь, но измельчённый и распылённый в воздухе он сгорает за считанные доли секунды, образуя своеобразный взрыв.
С помощью растворения мы можем раздробить вещество на мельчайшие частицы. Иногда предварительное растворение исходных веществ облегчает проведение химической реакции между веществами.
В некоторых случаях соприкосновение веществ, например, железа с влажным воздухом, достаточно, чтобы произошла реакция. Но чаще одного соприкосновения веществ для этого недостаточно: необходимо выполнение ещё каких-либо условий.
Так, медь не вступает в реакцию с кислородом воздуха при невысокой температуре около 20˚-25˚С. Чтобы вызвать реакцию соединения меди с кислородом, необходимо прибегнуть к нагреванию.
На возникновение химических реакций нагревание влияет по – разному. Для одних реакций требуется непрерывное нагревание. Прекращается нагревание – прекращается и химическая реакция. Например, для разложения сахара необходимо постоянное нагревание.
В других случаях нагревание требуется лишь для возникновения реакции, оно даёт толчок, а далее реакция протекает без нагревания. Например, такое нагревание мы наблюдаем при горении магния, древесины и других горючих веществ.
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru