Какие знаки препинания и при каких условиях ставятся внутри простого предложения – Выполните задания по тексту упр. 20. 1. Покажите, какие знаки препинания и при каких условиях ставятся внутри простого предложения.

Содержание

Конспект «Пунктуация в простом и сложном предложениях»



Пунктуация в простом и сложном предложениях: отделительные, разделительные и выделительные знаки препинания

Отделительные знаки препинания

Точка. В конце повествовательного и побудительного предложений ставится точка, если в них дополнительно не выражены эмоции. В десять часов вечера должны были выступить войска.

Вопросительный знак. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак. Значит, пройти мимо, не связываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным? 

Восклицательный знак. В конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в нём дополнительно выражено чувство. Так вот вы, оказывается, какой!

Многоточие. Многоточие ставится в конце предложения, если пишущий делает большую паузу, для выражения незаконченности высказывания. Помилуйте… Что вы… В цитатах на месте пропуска слов.

Разделительные знаки препинания

Запятая (при однородных членах):

  • между однородными членами при отсутствии союзов. Дети бегали, прыгали у кувыркались.
  • между однородными определениями, если они характеризуют предмет с одной стороны. Шарики были красные, жёлтые, зелёные.
  • если однородные члены соединены противительными союзами. Солнце светит, но не греет.
  • если однородные члены соединены повторяющимся соединительным союзом и. А вокруг были дым, и бой, и смерть.
  • между группами однородных членов, соединённых союзами попарно. Я слышал разговоры — пьяные и трезвые, робкие и отчаянные, полные покорности и злобы, — всякие разговоры.

Точка с запятой. Ставится между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении со значением перечисления, если в одном из них или в обоих имеются знаки препинания. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари.

Тире:
  • между подлежащим и сказуемым при пропуске связки, если они выражены существительным, количественным числительным, неопределённой формой глагола.  Книга — источник знаний.
  • если подлежащее выражено личным местоимением и на него падает логическое ударение.  Мы — будущее России;
  • если содержание второго предложения противопоставляется первому. Ввысь взлетает Сокол — жмётся Уж к земле.
  • если первое предложение указывает на время или условие действия во втором предложении. Много снегу — много хлеба.
  • если второе предложение выражает неожиданный результат.  Игнат спустил курок — ружьё дало осечку.
Двоеточие:
  • ставится в простом предложении:

а)  после обобщающего слова перед однородными членами;

б)  после слов автора перед прямой речью. Ради истины я пожертвую всем: свободой и самою жизнью. Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?».

  • между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении:

а)  если второе предложение обозначает причину действия в первом предложении. Павка лёг на дрова и уснул: усталость одолела.

б)  если второе предложение раскрывает или дополняет смысл первого. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине.

Выделительные знаки препинания

Запятая и две запятые
Обращение, вводное слово:
  • одна запятая, если обращение находится в начале или в конце предложения. Дорогие гости, милости просим за стол;
  • две запятые, если обращение находится внутри предложения. Спой, светик, не стыдись!
Причастный оборот:
  • одна запятая, если причастный оборот находится в начале или в конце предложения: Было рассмотрено заявление, сделанное председателем комитета; Выброшенный из жизни, он не отчаивался.
  • две запятые, если причастный оборот находится в середине предложения. Лодки наши, влекомые течением, плыли посредине реки.

Приложение. Выделяется запятыми. Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом.

Деепричастный оборот:
  • одна запятая, если деепричастный оборот находится в начале или в конце предложения. Подведя итоги прений, председатель закрыл заседание. Автор внёс в рукопись дополнения, учитывая последние достижения науки в данной отрасли;
  • две запятые, если деепричастный оборот находится в середине предложения.  Уж кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть.
Тире и два тире

Вводное предложение. Если вводное предложение находится внутри предложения и выражает дополнительное замечание по его содержанию. Пригибаясь, Юрий бросился к своему окошку, где у него — он помнил — лежала связка гранат 

Обобщающее слово после однородных членовНи столба, ни стога, ни забора — ничего не видно.

Распространённое приложение. Если находящаяся в середине предложения группа имеет характер уточняющего замечания, а логически выделяется предшествующее обобщающее слово, то однородные члены с двух сторон выделяются посредством тире. Все присутствующие — мужчины, женщины, дети — сразу устремились за ним.

Восклицательный знак

Ставится в конце любого предложения, если дополнительно выражено чувство.

  • Обращение: Товарищи! Все на защиту Родины!
  • Междометие: Ах! Не говорите мне о нём!

Скобки двойные (вставное предложение)

Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд.

Двоеточие и тире

Обобщающее слово перед однородными членами. Всё это: скамейки в парке, пенсионеры, старый фонтан — напомнило мне времена счастливого детства.

Кавычки двойные (прямая речь)

Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал!». 
«Дедушку знаешь, мамаша?» — матери сын говорит.
«Вот он, край света! — воскликнул Мохов. — Здорово! Никогда ещё так далеко не ездил!»


Конспект урока «Пунктуация в простом и сложном предложениях».

Следующая тема: «Пунктуационный анализ».

uchitel.pro

7.18 Пунктуация в простом и сложном предложениях

Видеоурок: Знаки препинания в простом и сложном предложениях

Лекция: Пунктуация в простом и сложном предложениях

Пунктуация в простом предложении

Знаки препинания делят на:

Отделительные знаки препинания


. ставим в конце предложения, когда в нём не выражены какие-либо эмоции:
После ланча туристы поднялись к себе в номера.

? стоит в конце предложения с интонацией вопроса:
После ланча туристы поднялись к себе в номера?

! ставим в конце предложения, когда оно выражает какие-либо эмоции:
После ланча туристы поднялись к себе в номера!

ставим в конце предложения, когда мысль не закончена и пишущий хочет это показать. Также многоточие ставим в цитатах на месте пропуска слов:
Извините… Не подумайте ничего…

Разделительные знаки препинания


Запятые при однородных членах ставим

1. Если однородные члены соединяются только интонацией без союза:
Фрукты, овощи подорожали перед праздниками. О, О.


2. Если однородные члены соединяются повторяющимися союзами (и…и, ни…ни, да…да, или…или, либо…либо, то…то, не то… не то):
Папа привёз и книги, и игрушки, и сладости. О и О, и О.
Выбирай, на ужин либо курица, либо говядина.Либо О, либо О.

3. Перед второй частью составных союзов:
Папа привёз не только игрушки, но и сладости.Не только О, но и О.

4. Перед противительными союзы а, но, да (=но), однако:
Красив кулончик, да тяжеловат.О, да (=но) О.

5. Между всеми однородными членами и тогда, когда только перед частью из них стоят повторяющиеся союзы:
Мама привезла рыбу, мясо, и овощи, и фрукты.О, О, и О, и О.

Не ставим, когда:

1. Однородные члены связаны одиночным союзами и, либо, или, да (=и): Петя остановился, улыбнулся пришедшей мысли и громко закричал ей вслед.О, О и О.

2. Союз попарно связывает однородные члены: Ромашки и хризантемы, гортензии и гиацинты цвели в палисаднике.О и О, О и О.

3. Устойчивые сочетания с двойными союзами и…и, ни…ни, и так и сяк, ни рыба ни мясо и др.: Для всех Никола был ни рыба ни мясо.

4. Определения не однородны: Посередине стоял низкий деревянный столик. (Характеризуют предмет с разных сторон).

Запятые в сложном предложении ставим:

1. Между частями сложносочинённого предложения:Папа приготовил шашлык1, и семья стала ужинать в саду2. (ВременнЫе)
Был сильный ливень1, и река вышла из берегов2. (Причинно-следственные)
То жарко1, то холодно2

. (Разделительные)
Вода ещё не нагрелась1, а отдыхающие уже купаются в море2. (Противительные)
Гид поднимался по тропинке1, и группа поспешила за ним2. (Присоединительные отношения)

NB! Между частями ССП запятые не ставят, если есть общий второстепенный член, общее придаточное предложение либо общее вводное слово.
Уже начало рассветать1 и небо окрасилось в багровый цвет2, когда девушки наговорились и заснули3.
Более подробно об этом см. лекцию №7.11

2. Между частями сложноподчинённого предложения:
Сергей смотрел, как маленький пушистый комочек сидит на тонкой веточке осины.
[Сергей смотрел] — главная часть, от неё задаётся вопрос (на что?) к придаточной (как маленький пушистый комочек сидит на тонкой веточке осины).

В СПП не ставим, когда:

  • Прид. предложение начинается с НЕ или союза И: Я видела не как Леонтьев писал картину, а как он её запечатывал и отправлял на выставку.
    Я видела и как Леонтьев писал картину.
  • Прид. предложение состоит из одного слова: Всё произошло так быстро, что Шамиль и не понял как.
  • Перед прид. стоят повторяющиеся союзы и, или, либо и др.: Михаил решил сдать экзамен либо когда найдёт свой талисман на удачу, либо когда хорошенько подготовится.
Более подробно об этом см. лекцию №7.12

3. Между частями в бессоюзном сложном предложении: Утром все отправились к роднику1, потом мальчишки вернулись в лагерь2.
Вода стекала вниз1, кто-то набирал воду в канистры2, остальные купались в ручье3.

; ставим в БСП, если простые предложения, показывающие одновременность либо последовательность действий, осложнены (есть запятые): Вечерело1; солнышко садилось за березняк, виднеющийся на горизонте2.

Тире пишется в сложном предложении, если:

1. Происходит быстрая смена событий либо неожиданный результат: Встал1 – в комнате уже никого не было2.

2. Есть противопоставление (между частями можно использовать а, но): Наташа красива1 – (=а) Света умна2.

3. В первом предложении проявлены время или условие действия (перед первым предложением можно использовать когда, если):
(Если) Любишь кататься1 – люби и саночки возить2.
(Если) Сделал дело1 – гуляй смело2.

4. При сравнении (между частями можно использовать словно, будто):
Молвит слово1 – (=будто) соловей поёт2.

5. Второе предложение есть следствие или вывод (между частями можно использовать следовательно, значит): Кошка лежит у печки1 – (=значит) день будет морозный2.

6. Между подлежащим и сказуемым, выраженными:

  • существительным в И.п.: Дербент – древнейший город России.
  • числительным в И.п., один главный член выражен числительным или числительным с существительным, а другой член – существительным в И.п.: Шестью шесть – тридцать шесть. Семь – счастливая цифра.
  • инфинитивом: Курить – здоровью вредить. (Инфинитив часто можно заменить существительным.: курить – курение).
  • существительным и инфинитивом: Хороший пример детям – любить свою Родину. Сохранить Землю – наша первоочередная задача.
  • присутствуют это, значит, вот: Жить – значит любить. Россия – это великая держава!
Более подробно о тире между главными членами см. лекцию №7.1

Двоеточие ставим:

1. После обобщающего слова перед однородными членами: Мама занесла в комнату фрукты: бананы, яблоки и мандарины. О: О, О и О.
Более подробно о двоеточии при однородных членах см. лекцию №7.2

2. После слов автора перед прямой речью: Наташа устало промолвила: «Горы эти так прелестны».

3. Между частями бессоюзного сложного предложения, когда:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (между ними можно  использовать потому что или так как):
Берегите природу1: (=потому что) она зависит от нашего отношения к ней2.
Кузнецов испугался1: (=так как) он представил Наташу наедине с Силакцевым2.
  • второе предложение поясняет содержание первого (между ними можно использовать а именно):
В голове крутились новые мысли1: (=а именно) я раздумывала о поездке, воображала примерку нового платья2.
  • второе предложение дополняет первое (между ними можно использовать что; и вижу, как):
Я почувствовала1: (=что) ноги становятся ватными2
Подняла голову1: (=и вижу, как) по небу плывут облака2.

Выделительные знаки препинания


Запятую ставим при обращении, вводных словах либо вводных конструкциях, приложениях, обособленных определениях и обстоятельствах, уточняющих членах, если они стоят в начале или в конце предложения:
Сашка, пойдём гулять!
Таким образом, вражда между семействами после нелепых смертей Джульетты и Ромео прекратилась.

Две запятые ставим, если обращения, вводные конструкции, приложения, обособленные определения и обстоятельства, уточняющие члены находятся внутри предложения:
Доброе утро, солнышко моё, просыпайся!
Более подробно об этом см. лекцию №7.2

Тире и два тире ставим, когда:

  • Вводное или вставное предложение выражает отношение говорящего к тому, что он говорит или замечание по его содержанию:
По представлениям приглашённых – и Наташи тоже – постановка будет увлекательной.
  • Обобщающее слово стоит после однородных членов:
Мама занесла в комнату бананы, яблоки, мандарины – фрукты.О, О, О – О.
  • Приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения:
Наступил июль – макушка школьных каникул.

Двойные скобки ставим при вставных предложениях:
Все приглашённые (их было пятеро) сидели на балконе.
Крокодил (Нина чуть не наступила, подумав, что  бревно!) отплыл к другому берегу.
Более подробно обо всём этом см. лекцию №7.2

Двойные кавычки ставим при прямой речи и цитатах, оформленных в виде прямой речи:
Валера спросил: «Закроешь за мной дверь?» – и вышел.
«Вы закройте за мной дверь, – продолжал Валера, – а я выйду».  
Более подробно об этом см. лекцию №7.10

cknow.ru

Знаки препинания внутри простого предложения

Знаки между подлежащим и сказуемым

 

Обособление сказуемых

 

Обособление определений

 

Обособление приложений

 

Обособление дополнений

 

Обособление обстоятельств

 

Обособление сравнительных членов

 

Обособление пояснительных членов

 

Обособление обращений

 

Обособление вставных и вводных конструкций

 

Запятая между однородными членами предложений

 

Двоеточие или тире при однородных членах предложения

 

Знаки препинания перед союзом КАК

 

Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

 

Желаем Вам успехов!

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

вернуться к выбору в разделе «Грамматика» >>>

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание»

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Конспект «Знаки препинания в простом осложнённом предложении»


Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Структура простого предложения может осложняться различными конструкциями:

В настоящем уроке «Знаки препинания в простом осложнённом предложении» рассматривается тема знаки препинания при однородных членах предложения (когда ставится запятая, когда запятая НЕ ставится, когда ставится тире, когда ставится двоеточие). Для изучения остальных тем урока «Знаки препинания в простом осложнённом предложении» необходимо перейти по ссылкам выше.

 


Знаки препинания при однородных членах предложения

1. При однородных членах запятая СТАВИТСЯ:

Запятая ставитсяПримеры
Между однородными членами при отсутствии союзов
Хороши были закаты в полнеба над лесными озёрами, тонкий дым облаков, холодные стебли лилий, треск костра, кряканье диких уток.

О, О, О

Между однородными членами, соединёнными противительными союзами а, но, да (= но), однако, зато и др., подчинительными союзами (уступительными, условными) хотя, если, пусть
Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в нескольких местах.

О, а О

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…

О, но О

На взгляд-то он хорош, да зелен.

О, да (= но) О

Да, это был прекрасный, хотя и несколько печальный город.

О, хотя О

Между однородными членами, связанными повторяющимися соединительными или разделительными союзами и … и; ни … ни; да … да; или … или; либо … либо; не то … не то
Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы!

и О, и О, и О

Известно, что цветы лучше всего собирать или утром, или вечером.

или О, или О

С чужими я либо робел, либо важничал.

либо О, либо О

Перед второй частью двойного союза как … так и; не только … но и; не так … как
Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим.

как О, так и О

Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.

не только О, но и О

Если разнородные определения подводятся под одно понятие
После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. (Безоблачная)
Между всеми однородными членами предложения и в том случае, если только перед частью из них стоят повторяющиеся союзы
Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну.

О, О, О, и О, и О, и О


2. При однородных членах запятая НЕ СТАВИТСЯ:

Запятая НЕ ставится:
Если однородные члены связаны одиночными соединительными или разделительными союзами и, либо, или, да (= и)В окно виден широкий луг, речка и лес позади неё.

О, О и О

Принёс он смертную смолу да ветвь с увядшими листами…

О да О

Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.

О или О

Внутри групп однородных членов, соединённых попарноНа бесконечном, на вольном просторе шум и движенье, грохот и гром.

О и О, О и О 

В цельных выражениях с повторяющимися союзами и то и сё; ни то ни сё; ни свет ни заря; ни за что ни про что, ни рыба ни мясо и др.Бегут говорливые дроги ни шатко ни валко, как встарь.

ни О ни О

Между определениями, которые характеризуют предмет с разных сторонНаступила быстрая южная весна. Река разлилась так мощно, что затопила левый низменный черниговский берег.

О О. О О О.

Кроме этого, запятая не ставится между однородными членами предложениями (или похожими на однородные) в следующих случаях:

  • между двумя глаголами, образующими смысловое единство: Ждет не дождётся Алёнушка братца;
  • между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель: Пойду принесу воды;
  • в парных сочетаниях слов, не являющихся однородными, но близких по значению, пишется дефис (это же правило распространяется и на парные сочетания слов с противоположным значением): И пошел Никита искать правду-истину. Зверь ходил по клетке вперёд-назад;
  • ставится тире, если однородные члены противопоставлены: Не ветер —ураган бушевал за окном.

3. ЗАПЯТАЯ при однородных членах (обобщение):

запятая при однородных членах

Схема «Знаки препинания при однородных членах предложения».

Знаки препинания при однородных членах предложения


4. При однородных членах ставится ДВОЕТОЧИЕ:

Двоеточие ставится:

После обобщающего слова перед однородными членамиПитаются бобры исключительно растительной пищей: болотными и луговыми растениями, водорослями, осокой, корою деревьев.

Знаки препинания при однородных членах предложения

Перед однородными членами при отсутствии обобщающего слова в научной и деловой речиСобрание постановляет: а) отчёт утвердить; б) внести в решение соответствующие дополнения.
При перечислении, находящемся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именноГости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах (Н. Гоголь).

Знаки препинания при однородных членах предложения


5. При однородных членах ставится ТИРЕ:

тире при однородных членах предложения


Схема «Пунктуация в предложениях с обобщающими словами при однородных членах»

знаки в предложениях с обобщающими словами


Конспект урока «Знаки препинания в простом осложнённом предложении».

Следующая тема: «Знаки препинания при обособленных определениях».

uchitel.pro

Простое предложение. знаки препинания

Предмет

Русский язык

Класс

6 «б» класс

Раздел

Повторение изученного в 5 классе

Тема

Простое предложение. знаки препинания.

Тип

Комбинированный урок

Цель

повторить и обобщить полученные в 5 классе знания по теме «Простое предложение»

Задачи

Образовательные: Обобщить теоретический материал о простом предложении, об однородных членах предложения, о видах предложений по цели высказывания и знаках препинания в простых предложениях;

создать условия для проявления познавательной активности учащихся;

Воспитательные: воспитывать умение ставить перед собой цель и находить пути ее достижения; ответственное отношение к учебе, требовательность к себе; уважительное отношение к окружающим; воспитывать у обучающихся способности: работать самостоятельно, брать на себя ответственность при командной работе, проявлять инициативу;

Развивающие:. развитие речи, памяти, внимания; развитие у учащихся познавательного интереса; совершенствование умений ставить правильно знаки

препинания; закрепление умений различать основу предложения и словосочетание; развитие логики; развитие самодисциплины.

Формировать УДД:

личностные: формировать навык развернутого анализа.

регулятивные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию, работать самостоятельно.

коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания

Планируемые результаты

Предметные: совершенствовать умения распознавать знать признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные и обособленные члены предложения», расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать

языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи

Метапредметные: делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; производить логические операции; формировать собственное мнение и позицию — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; слушать и понимать речь других; определять цель деятельности на уроке с помощь учителя; учиться работать по предложенному учителем плану; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций; установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;

Оборудование

Доска, мел, учебник «Русский язык» 6 класс (ч. 2) / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. – М.: Просвещение. – 2015, рабочие тетради.

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа.

Эскиз доски.

Упр.1

1.В лесу мы увидели красивое озеро.

2.Возьмите рецепт.

3.Кто там?

4.Когда начнутся каникулы?

5.Передайте, пожалуйста, письмо.

6.Миша отвечал у доски.

Одиннадцатое сентября.

Классная работа.

Простое предложение.

Упр.2

1.Прохлада освежает и бодрит.

2.Туман.

3.Плыли по небу тучки.

4.Пошел первый снег.

5.Миша и Паша опоздали.

6.Ребята опоздали на поезд.

Упр.3

1.Солнце показывается из-за облаков и заливает лес поле речку.

2.На столе лежали красные зеленые яблоки желтые груши.

3.Тучи ползли по небу медленно скучно и однообразно.

4.Она подумала и рассказала нам необыкновенную историю.

5.Я помню лес палатку песни у костра.

Упр.4

1.Муравьи маленькие но очень трудолюбивые.

2.Прощай любимый город!

3.Добро пожаловать скворцы.

4.Когда ты Вера сделаешь домашнее задание?

5.Внизу ласково плескалось море.

6.Вечером прошла гроза.

Технологическая карта урока

Здравствуйте, ребята!

– Присаживайтесь!

Тетради с домашней работой положите на край парты.

Дети здороваются, садятся.

Коммуникативные.

2

Проектирование темы. Мотивация учебной деятельности.

(Беседа.)

Повторение изученного в 5 классе

Первичное закрепление

5 мин

Что такое предложение? Какие виды предложений по наличию грамматических основ Вы знаете? Чем простое предложение, отличается от сложного?

Сформулируйте тему нашего урока!

Откройте тетради, запишите дату, сегодня двенадцатое сентября, Классная работа, тема сегодняшнего урока простое предложение.

Давайте свами вспомним теоритическую часть простого предложения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение — слова и словосочетания, выражающие законченную мысль.

Все слова в предложении связаны грамматически. Главные члены составляют его грамматическую основу. Для предложения характерна интонация конца предложения (завершенности).

Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), например: Идет дождь, но может состоять и из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), например: Ночь. Смеркалось.

Характеристика предложений по цели высказывания

    1. Повествовательные предложения — предложения, в которых мы сообщаем о чем-либо.

Например. На улице ярко светило солнце.

    1. Вопросительные предложения — предложения, в которых содержится вопрос.

Например. Когда Вы пойдете на улицу?

    1. Побудительные предложения — предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.

Например. Принеси, пожалуйста, завтра эту книгу.

Восклицательные предложения

(характеристика предложений по интонации)

Сообщать о чем-либо, спрашивать и побуждать к какому-либо действию мы можем, одновременно выражая какие-либо сильные чувства: радость, печаль, удивление, восторг, страх и т. п.

В этом случае повествовательные, вопросительные и побудительные предложения становятся по интонации восклицательными, в конце таких предложений вместо точки ставится восклицательный знак.

Например. Начались каникулы! Скоро в школу!

Предложение (характеристика по наличию второстепенных членов)

нераспространенное распространенное

предложения, которые состоят предложения, которые, кроме главных

только из главных членов. членов, имеют хотя бы один второсте-

Например. Ночь. Идет дождь. пенный член.

Например. Тихая ночь. Идет сильный

дождь.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Однородные члены не зависят друг от друга и произносятся с интонацией перечисления.

Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.

Например. Мы танцевали, пели, водили хороводы (однородные сказуемые).

Саша и Маша опоздали на урок (однородные подлежащие).

На столе лежат яблоки, бананы и груши (однородные дополнения).

Мне было скучно и грустно (однородные обстоятельства).

Нам купили красные, желтые, синие шары (однородные определения).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

    1. Между однородными членами запятая ставится, если однородные члены не соединены союзами или соединены союзами а,но.

Например. Мы танцевали, пели, водили хороводы.

Мы не танцевали, а пели.

Мы танцевали, но не пели.

    1. Между однородными членами запятая не ставится, если союз и соединяет два члена предложения.

Например. Мы танцевали и пели.

Предложения с обращениями и знаки препинания в них

Обращение — это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

Обращения выделяются запятыми. Это знаки выделения. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

Например. Маша! Позвони мне вечером.

Маша, ты приедешь вечером?

Ты приедешь, Маша, вечером?

Синтаксический разбор простого предложения

    1. Вид предложения по цели высказывания.

    2. Вид предложения по интонации.

    3. Основа (главные члены) предложения.

    4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

    5. Второстепенные члены (если они есть).

    6. Однородные члены (если они есть).

    7. Обращения (если они есть).

-Ребята, вам всё понятно?

Теперь перейдем к практической части, закрепим ваши знания!!

П.В. прочитайте предложения, которое записанп на доске определите, какие перед вами предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное.

Упр.1

1. В лесу мы увидели красивое озеро.

2. Возьмите рецепт.

3. Кто там?

4. Когда начнутся каникулы?

5. Передайте, пожалуйста, письмо.

6. Миша отвечал у доски.

Упр.2

прочитайте предложения, определите, какие из них распространенные, а какие нераспространенные.

1. Прохлада освежает и бодрит.

2. Туман.

3. Плыли по небу тучки.

4. Пошел первый снег.

5. Миша и Паша опоздали.

6. Ребята опоздали на поезд.

Упр.3

прочитайте предложения, расставьте недостающие знаки препинания. Определите, какие члены предложений являются однородными. Выполните синтаксический разбор одного предложения на выбор.

1. Солнце показывается из-за облаков и заливает лес поле речку.

2. На столе лежали красные зеленые яблоки желтые груши.

3. Тучи ползли по небу медленно скучно и однообразно.

4. Она подумала и рассказала нам необыкновенную историю.

5. Я помню лес палатку песни у костра.

Упр.4

прочитайте предложения, расставьте знаки препинания там, где это необходимо. Выделите предложения с обращениями. Выполните синтаксический разбор предложения с обращением.

1. Муравьи маленькие но очень трудолюбивые.

2. Прощай любимый город!

3. Добро пожаловать скворцы.

4. Когда ты Вера сделаешь домашнее задание?

5. Внизу ласково плескалось море.

6. Вечером прошла гроза.

Предложение — слова и словосочетания, выражающие законченную мысль. Все слова в предложении связаны грамматически. Главные члены составляют его грамматическую основу. Для предложения характерна интонация конца предложения. Предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две и более грамматических основ)

Простое предложения.

-да

1. Повествовательное. 2. Побудительное. 3. Вопросительное. 4. Вопросительное. 5. Побудительное. 6. Повествовательное.

1. Нераспространенное.

2. Нераспространенное.

3. Распространенное.

4. Распространенное.

5. Нераспространенное

. 6. Распространенное.

1. Солнце показывается из-за облаков и заливает (однородные сказуемые) лес, поле, речку (однородные дополнения). 2. На столе лежали красные, зеленые (однородные определения) яблоки, желтые груши (однородные подлежащие). 3. Тучи ползли по небу медленно, скучно и однообразно (однородные обстоятельства). 4. Она подумала и рассказала (однородные сказуемые) нам необыкновенную историю. 5. Я помню лес, палатку, песни (однородные дополнения) у костра.

1. Муравьи маленькие, но очень трудолюбивые. 2. Прощай, любимый город! 3. Добро пожаловать, скворцы. 4. Когда ты, Вера, сделаешь домашнее задание? 5. Внизу ласково плескалось море. 6. Вечером прошла гроза.

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

Актуализация знаний

Работа с учебником.

10

открываем учебник на странице 27

упражнение 45. Спишите предложения, расставляя знаки завершения. Подчеркните основы предложений.

(вызываю учеников работать у доски.)

1.как хорош лес в багряном уборе осени 2. После воздуха и воды лес — третий дар природы человеку 3. Ребята , сколько вы посадили деревьев в этом году 4. Что ты сделал для охраны зелёных насаждений

Молодцы!!

Переходим к следующему упражнению 46

1.как хорош лес в багряном уборе осени

2. После воздуха и воды лес — третий дар природы человеку

3. Ребята , сколько вы посадили деревьев в этом году

4. Что ты сделал для охраны зелёных насаждений

Регулятивные

Коммуникативные

Первичное закрепление.

(беседа)

Контроль усвоения знаний.

6 мин

— На какие группы делятся предложения по цели высказывания и зависящей от этой цели интонации?

— В зависимости от наличия или отсутствия второстепенных членов различают…?

— На какие типы делятся предложения по составу?

— На какие типы делятся предложения по строению?

Перед вами лежит тест, правельные ответы записывает в свою тетрадь.

1. Что является наибольшей единицей языка из предложенных?

a) Предложение;

b) Звук;

c) Слово.

2. Чем отличается предложения от словосочетания?

a) В предложении есть главные слова;

b) В предложении больше слов;

c) Предложение выражает законченную мысль.

3. Выберете фразу, которая является предложением:

a) Скоро будет Новый год!;

b) Грустный цветок;

c) Сообщение для нас.

4. Какие знаки препинания могут выделять обращение в предложении?

a) Двоеточие;

b) Запятые;

c) Вопросительный знак.

5. Что ставится после обобщающего слова при однородных членах?

a) Запятая;

b) Тире;

c) Двоеточие.

Повествовательные, вопросительные и побудительные.

Предложения распространённые и нераспространённые

Двусоставные и односоставные

Простые и сложные

Регулятивные

рефлексия

1мин

Вы сегодня отлично поработали!

Что вам понравилось на уроке?

Что вам не понравилось на уроке?

Ответы учеников.

Коммуникативные.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2мин

Запишите, пожалуйста, в дневники ваше домашнее задание. упр.48 вам нужно выписать из басни Крылова предложения с с обращениями. Обозначьте обращения знаком О.

Какие у вас есть вопросы?

Оценивание

1 мин

5 потому что… (активно работала на уроке, отвечала точными и полными формулировками)

4 потому что… (не проявляла особой активности, была не точна в формулировке определений)

Коммуникативные.

infourok.ru

«Пунктуация. Знаки препинания внутри простого предложения»

КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА УРОКА


Тема: «Пунктуация. Знаки препинания внутри простого предложения»

ФИО

Мелешина Нина Васильевна

Место работы

МБОУ СОШ №69

Должность

учитель

Предмет

русский язык и литература

Класс

7

Тема и номер урока в теме

«Пунктуация. Знаки препинания внутри простого предложения»

1 урок

Базовый учебник

УМК по русскому языку для 7класса

общеобразовательной школы

под редакцией С.И.Львовой. изд. Мнемозина,2010г.

Цель и задачи урока

Цель:

  1. организовать деятельность по систематизации и обобщению сведений о разделах русской пунктуации на основе изученного в 5,6 классах;

  2. организовать деятельность по корректировке и усвоению пунктуационных умений учащихся, связанных с постановкой знаков препинания внутри простого предложения.

Задачи:

— обучающие (предметные результаты): организовать работу над формированием представления о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ;

-развивающие (метапредметные результаты): способствовать обучению приёмам отбора и систематизации материала на тему урока;

-воспитательные (личностные результаты): способствовать привитию осознания эстетической ценности русского языка, уважительного отношения к нему через концепт красоты русского языка.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная,парная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

1.Организационная часть.

-Добрый день. Какое у вас сегодня настроение?

-Веселое, радостное…….

-Я очень рада, что у вас хорошее настроение.

Покажите, пожалуйста, смайлики, которые вы сделали на сегодняшний урок.(ребята показывают).Чем они интересны? На что похожи глаза, рот, нос?

-Глаза-точки, рот-скобки, брови-тире, нос-запятая.

-Действительно, глаза, рот, нос, брови похожи на знаки препинания. Отложите их в сторону, они нам сегодня пригодятся.

2. Мотивация на действия учащихся.

-Как называется раздел лингвистики, изучающий пунктуационные нормы?

— Пунктуация.

-Открываем тетради, запишите число, тему урока «Пунктуация», посмотрим отрывок из мультфильма «Зачем нужны знаки препинания» .

-Какой вопрос у вас возник после просмотра отрывка из мультфильма ?

-Зачем нужны знаки препинания?

-Правильно, почему нужно соблюдать пунктуационные нормы при письменном общении? Ответьте.

-Теряется смысл…….

-Получается смысловая нелепость

-Открываем учебники и читаем второй вопрос на стр.104 из рубрики «Вспомните»

Перечислите знаки препинания, которые используются в русской пунктуации

-Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [» «]. –на экране (слайд 1)

Каждый знак выполняет определённую функцию

-Обратимся к схеме на стр 104 и ответим на вопрос. Какие правила входят в раздел русской пунктуации?

— Постановка знаков препинания в конце предложения

-Внутри простого предложения

-Между частями сложного предложения

-в предложениях с прямой речью.

-Знакомы ли нам эти темы?

-Да.

— На экране предложения. Посмотрите на экран, прочитайте предложения, скажите, с каким разделом будем сегодня работать? (слайд 2)

Кусты, травы, цветы покрылись росой.

Журавли, летевшие в поднебесье, быстро удалились к югу.

Действительно, ночью полил дождь.

Друзья, поговорим о любимом времени года!

— Знаки препинания внутри простого предложения.

-Правильно, допишите тему урока.( Знаки препинания внутри простого предложения)

— Сформулируйте цели урока.

повторить и обобщить тему «Постановка знаков препинания внутри простого предложения»

-Поставьте себе оценку на полях в тетради, на какую отметку вы знаете эту тему.

— Сегодня на уроке мы приведём в систему и обобщим сведения о разделах русской пунктуации, остановимся на постановке знаков препинания внутри простого предложения.

3.Пунктуационный анализ предложений

-Перед вами предложения. Составьте задания к ним.

-Спишите, соблюдая пунктуационные нормы, составьте схемы, устно обьясните постановку знаков препинания.

Итак, внутри простого предложения могут употребляться такие знаки препинания, как запятая, тире, двоеточие. (слайд, знаки препинания не проставлены).

1. И берег, и море молчали.

2.Спой, светик, не стыдись!  3.Озеро, взволнованное ветром, шумит у берега. 4.Ветер,играя листвою, смешал молодые берёзки. 5.По небу плыли серые, как дым, облака. 6. По-видимому, скоро ляжет снег. 7.Моя любовь – земля. 7. Умная книга научит всему: доброте, честности, справедливости.

(У доски 3 ученика разбирают три предложения на выбор)

4.Схематический слуховой диктант (Учитель читает предложение, уч-ся записывают схемы)

1. Пожалуй, нам не добраться домой.

2.Книга – это история народов земли.

3. Растворились в темноте рощи, сады, поля.

4.Ребята, охраняйте зеленые насаждения.

5.Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз

6. Небо, грозно потемневшее, освещалось вспышками молнии.

(Ответы на обратной стороне доски) Самооценка

«5»-0 ош.

«4» -1

«3» -2

«2» -3 более ош.

5.Работа в парах. Вывод.

Составьте схему. «Простое предложение может быть осложнено». (Составляют на листочках)

ОСК вывешивается на доску и 2-3 человека выступают со своей схемой.

6.Подведение итогов. Рефлексия.

-О каком разделе лингвистики мы сегодня говорили?

— Что изучает пунктуация?

— Какие разделы русской пунктуации вы знаете?

— Какие функции выполняют знаки препинания? (В конце предложения – это знаки завершения. Внутри предложения они могут разделять слова – знаки разделения или выделять их – знаки выделения.)

-Мы завершаем наш урок, и нам снова помогут знаки препинания. Какое у вас настроение?

Если вы все поняли, то закрепите смайлики на точку, если остались какие-то вопросы, то на вопросительный знак, ну а если еще что-то не успели, то на восклицательный знак.

Поставьте оценку себе . Сколько»5»…….

infourok.ru

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения

Тема Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения

Цели: закреплять знания о предложении и его видах; развивать пунктуационную грамотность, умение ставить знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

Планируемые результаты: знание признаков предложения; умения отличать слонюсочетание от предложения, объяснять языковые явления; развитие мотивации к познавательной дея­тельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 43 — чтение словосочетаний и вопросов по цепочке.)

III. Самоопределение к деятельности

Выберите среди данных записей предложения. Как красиво!

Кто это так быстро бежит? I [аверное, посмотрю никогда больше. Я продиктую тебе номер телефона. Выйди доска и реши задача.

— Каковы признаки предложения? (Предложения выражают мысли, чувства, заключают в себе вопрос, просьбу, совет. Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. Для предложения характерна интонационная закончен­ность.)

Что вы можете сказать об этих предложениях? Что мы повторим сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное о простом предложении.) Работа по теме урока Работа по учебнику

1. Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Материалы для
i,состоятельных наблюдений» (с. 26).

Дополнительные вопросы

— Какие члены предложения являются главными?

Каков порядок постановки знаков завершения в вопро­сительном предложении с восклицательной интонацией? (Сначала ставится вопросительный, а затем восклицатель­ный знак.)

Приведите примеры предложений, разных по цели выска-зы вания.

2. Упр. 44 — выразительное чтение текста, обсуждение, ком-
ментированное письмо, выполнение задания.

Комментарии

Основная мысль текста — призыв беречь лес, часть нашего < Отечества.

В первом предложении восклицательный знак поставлен при i (вращении, а в последнем он показывает восклицательную инто­нацию побудительного предложения.

Написание слова Отечество с заглавной буквы подчёркивает мужественность выражения. Синонимы — Родина, Отчизна.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 45 — комментированное письмо, выполнение заданий.

Упр. 46 — коллективное выполнение.

2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 27, подчеркните орфограммы.

Составьте с одним из этих слов повествовательное предло­жение, а с другим — вопросительное.

VI. Подведение итогов урока

Чем предложение отличается от словосочетания?

На какие группы делятся простые предложения?

Какую роль в предложении играет интонация?

Какие знаки препинания используются в простом предло­жении?

Домашнее задание

Учебник: § 8, упр. 47, 48.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *