Какой период пушкинского творчества ближе вам и почему – Этапы творчества А.С. Пушкина

Содержание

Болдинская осень и последний период творчества Пушкина — Пушкин А.С.

Счастливое заточение (Болдинская осень 1830 года). К концу 20-х годов Пушкин все сильнее ощущает необходимость в доме и семье. Зимой 1828/29 года происходит первая встреча с шестнадцатилетней красавицей Натальей Гончаровой. Пушкин делает ей предложение, но оно принимается не сразу: слишком сомнительной казалась семье невесты репутация «сочинителя». Пушкин вынужден пойти на унижение: просить царя, чтобы тот заверил Гончаровых в его добропорядочности.

Осенью 1830 года Пушкин отправляется в имение Болдино Нижегородской губернии, чтобы уладить перед свадьбой имущественные дела. Едет он с тяжелым сердцем: женитьба вот-вот может расстроиться из-за размолвок с матерью Натальи Николаевны, финансовое положение неопределенно (Пушкин вынужден обеспечить невесту приданым!).

Поэт задерживается в Болдине дольше предполагаемого срока из-за эпидемии холеры. «Болдинская осень» 1830 года навсегда вошла в историю русской литературы как время фантастического взлета творческой энергии Пушкина. Ничего подобного ни до этого, ни после литература не знала. Окруженный холерными карантинами, запертый в деревне, Пушкин испытывает чувства, о которых сам сказал: «Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю…» Смертельная опасность и тревога вызвали к жизни творческие силы, и то, что копилось, вынашивалось годами, прорвалось в произведениях, открывших новый этап духовной жизни поэта. За считанные недели Пушкин

завершает «Евгения Онегина», создает «Повести Белкина», цикл «маленьких трагедий», «Сказку о попе и о работнике его Балде», поэму «Домик в Коломне», ряд стихотворений...

Пушкин в 30-е годы особенно остро ощущает, что жизнь уходит, что времени все меньше, а он должен жить и работать, должен сделать все, на что способен. Надежды поэта на тихую семейную жизнь, независимость, воплощение всех литературных и творческих замыслов выражены им в четверостишии:

Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.

Эти надежды осуществились лишь отчасти. Обязанности по обеспечению быстро растущей семьи, светские связи, двусмысленные отношения с царем отрывали поэта от главного дела жизни. И в письмах, и в стихах, обращенных к самому близкому и любимому человеку — жене, все чаще возникает мотив бегства от суетной жизни.

Внешняя канва жизни Пушкина по-прежнему оставалась неровной и нервной, отражавшей мучительные противоречия между потребностью посвятить себя целиком литературному труду и внешними, препятствующими этому обстоятельствами. Тем удивительнее творческая, все преодолевающая сила пушкинской натуры. За это время поэт создает сказки, предпринимает путешествие по местам пугачевского бунта, результатом которого стали исторический труд о Пугачеве и роман «Капитанская дочка«. «Капитанской дочке» предшествовал незаконченный роман «Дубровский».

Простое сопоставление этих произведений показывает, как мощно созревал пушкинский гений, как менялось его мировоззрение. «Меня укоряют в изменчивости мнений. Может быть: ведь одни глупцы не переменяются», — говорил Пушкин. От романа о бунтаре-одиночке, охваченном жаждой мести, — к роману, воплотившему пушкинское понимание (философию) истории и места человека в ней. История — столкновение двух стихий: стихии власти и стихии народной жизни. Смысл их движений и столкновений недоступен для человека, находящегося между ними, как между двумя грозовыми фронтами. Как наводнение в «Медном всаднике» или буран в «Капитанской дочке», они определяют жизнь человека. История для человека — большая случайность: он не выбирает ни времени, ни страны, ни выпавших на его долю испытаний. Но судьба человека зависит только от него, от его выбора в той или иной исторической ситуации. Свой выбор делает Гринев, свой — Швабрин и свой — Пугачев. Нравственные устои означают устойчивость в любом времени, «самостоянье человека — залог величия его».

Осенью 1833 года Пушкин вновь оказывается в Болдино, и творческий взлет 1830 года повторяется: написаны «

Медный всадник» и «Пиковая дама«, ряд стихотворений, начато несколько больших трудов.
В эти годы приходит и чувство ответственности за будущее русской литературы. Именно поэтому Пушкин берется за издание своего литературно-художественного журнала «Современник», который, по его мысли, должен стать эталоном художественного вкуса, центром лучших литературных сил России.

Но в то же время происходила, казалось бы, невероятная вещь. Самые лучшие, самые совершенные произведения Пушкина проходили мимо читателей, которые полагали, что время Пушкина прошло, что как писатель он кончился. Даже проницательнейший русский критик В. Г. Белинский писал в 1834 году: «Тридцатым годом кончился или, лучше сказать, внезапно оборвался период Пушкинский». Причин такого мнения современников по крайней мере две. Во-первых, в своем развитии Пушкин ушел далеко от читателей, живших идеалами, вкусами и пристрастиями 20-х годов. Во-вторых, в печати появлялось далеко не все из написанного. Даже ближайшие друзья Пушкина, разбирая его архив после смерти, были поражены количеством и совершенством написанного, но не напечатанного в эти годы.

Есть мнение, что Пушкин искал смерти в последние годы. Нет. Пушкин искал «покоя и воли», но путь к ним лежал через защиту «самостоянья человека», то есть чести и независимости. В 1834 году Пушкин подает прошение об отставке. Вместо этого ему присваивают звание камер-юнкера — унизительное для тридцатипятилетнего мужчины. Светская круговерть продолжается, Наталья Николаевна блистает на придворных балах, а поэт и его знакомые начинают получать анонимные письма, в которых говорится о неверности супруги. Дальнейшее известно. В вопросах чести, тем более когда затрагивалась честь семьи, Пушкин был тверд. Поразительно мужество, с которым он встретил смерть. Мысленно он встречал ее уже не раз, а в лучших стихах 30-х годов тема смерти становится едва ли не главной. Но оборачивается она по-пушкински — бессмертием, источник которого — творчество.

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

classlit.ru

Пушкин — Стр 2

В октябре — ноябре 1833 г., в Болдине, Пушкин написал «Историю Пугачева» и поэму «Медный всадник». Документальное историческое повествование о «народном царе» и поэма о «кумире на бронзовом коне» сошлись не только во времени. Их связь глубже — это разные проекции одного и того же круга размышлений писателя о прошлом и настоящем России. Позднее, в последнем крупном произведении Пушкина — романе «Капитанская дочка» — образ Пугачева был дан в таком же многозначном, символическом ключе, как и образ Петра в «Медном всаднике».

В произведениях, созданных в Болдине осенью 1833 г., Пушкин раскрылся как писатель философского склада. Были написаны повесть «Пиковая дама» — вершина пушкинских размышлений о роли судьбы в жизни человека, философские «сказки» — «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Представления о связях человека с круговоротом природной жизни и свое понимание психологии творчества поэт выразил в лирическом шедевре «Осень».

Философская лирика 1834-1836 гг. — стихотворения «Пора, мой друг, пора!..», «…Вновь я посетил…», «Когда за городом, задумчив, я брожу…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Из Пиндемонти», «Была пора: наш праздник молодой…» — и роман «Капитанская дочка» (1836) раскрывают две важнейшие грани пушкинского творчества последнего периода. Опираясь на личный опыт и мудрость, Пушкин устремился к вечному, общечеловеческому — к поэтическому познанию мира и человека. История в контексте пушкинских раздумий о человеке и природе, жизни и смерти, доме и кладбище предстает как стихийная сила, неподвластная воле и желаниям людей. Водоворот истории увлекает человека, препятствует осуществлению его заветных желаний, заставляя бороться за счастье, за право быть самим собой.

Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь «жестокий век», по которой прошел сам поэт, стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выразил эти мысли в своем поэтическом завещании — стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).

В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы поэта. 25 января 1837 г. Пушкин написал оскорбительное письмо голландскому посланнику барону Геккерену. Последовал вызов, сделанный от имени Геккерена его приемным сыном Ж.Дантесом, главным «героем» преддуэльной истории. Дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен, состоялась 27 января на Черной речке.

29 января (10 февраля) 1837 г., в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался. 3 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре

Периодизация творчества А.С.Пушкина

Период творчества

Основные темы

Особенности художественного стиля и мировоззрения

Произведения

Лицейский период

(1811 – 1816/17г.г.) 

Любовь, дружба, свобода

Особенностью раннего творчества А.С. Пушкина является практическое отсутствие ученического периода. Он сразу начал писать технически виртуозно. Главной проблемой лицейского периода творчества поэта стал поиск своей творческой манеры.

Эксперименты в области разных лирических жанров:дружеское послание, ода,элегия и т.д.

«К Лицинию» , «К Наталье»(1813), «Пирующие студенты», «К другу-стихотворцу» (1814).

Петербургский период

(1816/17 – 1820 г.г.)

Любовь, дружба, свобода, творчество

Это этап романтического творчества А.С.Пушкина

«Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «Погасло дневное светило…» (1820)

«К Чаадаеву» (1818), «Руслан и Людмила»,

Период южной ссылки

(1820 – 1823/24 г.г.)

В южной ссылке романтизм становится главным методом.

«Кинжал» (1821), «Узник» (1822), «Песнь о Вещем Олеге» (1822), «Телега жизни» (1823), «Свободы сеятель пустынный…» (1823)

«Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Цыганы»,1-2 глава «Евгения Онегина».

Период ссылки в Михайловское (1824 – 1826 г.г.)

Любовь, дружба, свобода,творчество, история .

Становление реализма.

«Я помню чудное мгновенье…» (1825), «19 октября 1825», «Пророк» (1826),

«Борис Годунов», «Граф Нулин», Полтава», главы из «Евгения Онегина», лирика

Период «скитаний»

(1826 – 1830 г.г).

Любовь, дружба, свобода,творчество, история .

«Во глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «Анчар» (1828), «Поэту» (1830)

Болдинская осень и позднее творчество

(1830 – 1837 г.г.) 

Любовь, дружба, свобода, поэт и поэзия, история, усиливается философское звучание всех тем, появляется мотив подведения итогов.

Развитие принципов реализма

«Эхо» (1831), «Клеветникам россии» (1831), «Пора, мой друг, пора» (1834), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг…» (1836), «Отцы пустынники и жены непорочны…» (1836), «Из Пиндемонти» (1836)

«Повести Белкина», завершение работы над «Евгением Онегиным», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», лирика

С. А. ФОМИЧЕВ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ПУШКИНА (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ) — http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isa/isa-0052.htm

Периодизация по Ю.М. Лотману — http://www.ruslibrary.ru/default.asp?trID=436

План практического занятия по Евгению Онегину

  1. История написания романа «Евгений Онегин». Индивидуальный доклад студента.

  2. Сюжет романа: Составить план-схему сюжета романа

  3. Герои романа:

      1. образ Онегина, как представителя эпохи;

      2. Ленский – двойник Онегина?

      3. Татьяна и Ольга, трансформация образов.

      4. Пушкинский след в романе: Образ повествователя

  4. Композиция романа:

      1. Последовательность глав

      2. Функция сна Татьяны

      3. Зачем нужны письма Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне, как они отражают трансформацию образов героев

      4. Функция внесюжетных элементов повествования

      5. Принцип противоречий, как принцип построения романа по М.Ю. Лотману.

  5. Несобственнопрямая речь, цитаты и реминисценции

  6. Ответьте на вопрос: Почему роман можно назвать «Энциклопедией русской жизни»?

  7. Роман «Евгений Онегин» в оценке критиков и современников (В.Г. Белинский, Д. Писарев, Достоевский). Трактовка В.В. Набоковым романа к «Комментариях к Евгению Онегину» (почему Набоков не поверил Татьяне?).

Лотман Ю.М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста — http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-393-.htm

Набоков В.В. Комментарии к роману «Евгений Онегин» — http://lib.rus.ec/b/213949/read

Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин» (главы 8 и 9) — http://www.litra.ru/composition/get/coid/00080801184864099306/woid/00028601184773070301/

11

studfile.net

Поэты пушкинской поры: основные имена и творчество поэтов — Пушкин А.С.

Пушкинская пора в русской поэзии охватывает период 1810-1830-х годов и называется так, безусловно, по имени её ярчайшего поэта — Александра Сергеевича Пушкина. При этом каждый настоящий любитель и знаток поэзии знает, что поэтическая эпоха не сводится к творчеству одного, даже гениального, поэта. 

Поэзия Пушкина вырастала из русского поэтического слова, создаваемого многими поэтами. Среди них были и выдающиеся, признанные мастера русской поэзии, которые внесли огромный вклад в её развитие, такие как Г.Р. Державин и В.А. Жуковский или К.Н. Батюшков и Е.А. Боратынский, и поэты, менее известные нашим современникам, но оказавшие значительное влияние на Пушкина, — П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков и другие. Исследователи обнаруживают в поэзии Пушкина общие черты с творчеством поэтов его времени: мотивы, образы, поэтические обороты, выражения. И младшие современники Пушкина чутко усваивают его поэтический язык и идеи, прежде всего это М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Поэзия развивается только в преемственности, поэтому определяющее значение имеет не отдельное имя, а общий национальный дух и культура, её порождающие.

Творчество Батюшкова

В поэзии Пушкина отмечается творческая перекличка с произведениями его старшего современника Константина Николаевича Батюшкова. Поэзию Батюшкова отличают звучность, певучесть, лёгкость — черты, которые затем получат развитие в стихах Пушкина. Сам Пушкин говорил о поэзии Батюшкова: «Звуки итальянские! Что за чудотворец этот Батюшков». Лёгкость стихов Батюшкова сочетается с философичностью, свойственной анакреонтической поэзии, мастерски усвоенной им и под влиянием которой находился сам Пушкин. К сожалению, мы не знаем, какой высоты достигла бы поэзия Батюшкова в зрелые годы, поскольку последние двадцать семь лет жизни поэт был тяжело болен.

Чувство разлуки с родными местами и возлюбленной Батюшков великолепно выражает в элегии «Разлука» (1815). Читая это стихотворение, постарайтесь найти общие черты с элегией Пушкина «Погасло дневное светило…» (1820).

Поэтический рисунок стихотворения «Разлука», безусловно, послужил основой для ритма пушкинской элегии «Погасло дневное светило…» (1820). Чередование строк шестистопного и четырёхстопного ямба, рефрены, ритмические повторы — все эти поэтические находки получат своё развитие у Пушкина.

Батюшков часто сетовал, что его поэзия не отражает характер автора. Возможно, это так, однако стихотворение «Ты хочешь мёду, сын?..» (1821) выражает идеал жизни поэта так же чётко, как и мужественность его характера. Графически стихотворение напоминает пирамиду устремлений в жизнь, достичь вершины которой поэт призывает человека. Такое впечатление возникает благодаря метрической организации строк: четырёхстопный ямб (со слов «Венца победы») сменяется шестистопным ямбом двух последних строк. По смыслу стихотворение представляет собой философское наставление: только смелость и решительность принесут желаемое, человек не должен колебаться, он действует — решает Бог. Характер стихотворения точно соответствует боевой молодости Батюшкова, активного участника сражений против Наполеона.

Творчество Давыдова

Плеяду поэтов-воинов ярче многих представляет знаменитый воин, герой Наполеоновских войн Денис Васильевич Давыдов. Сын боевого офицера, Давыдов с детства находится рядом с отцом, первая памятная встреча для девятилетнего мальчика — встреча с великим русским полководцем А.В. Суворовым, который тогда пожелал ему большой военной карьеры. Пожелание исполнилось с такой степенью точности, что военная слава затмила незаурядный поэтический талант Давыдова, самобытность которого признавали современники. Белинский называл Давыдова «самым ярким светилом второй величины на небосклоне русской поэзии».

Некоторые особенности поэзии Давыдова заслуживают особого внимания. Прежде всего это его большой вклад в развитие военной и патриотической темы, изображение в военных стихах настоящего русского характера, с его широтой и размахом. Преданность царю, обожание Родины, неукротимая ненависть к её врагам, удаль и бесстрашие, презрение к смерти, вольная жизнь — вот мотивы, слагающие задорную и мужественную «Песню» гусара Давыдова (1815). Другая заметная черта поэзии Давыдова — народность, способность выразить душевные переживания русского человека. В стихотворении «Листок» (перевод элегии французского поэта Арно, конец 1810-х годов) «странническая» судьба лирического героя показана через мотив, который характерен для фольклорной поэзии, — сравнение с листком, оторванным от могучих корней. Настроение «Листка», в отличие от «Песни» («Я люблю кровавый бой…»), иное — в нём слышатся интонации жалобы и стойкости перед тяжёлой участью, свойственные фольклору. Думается, что Лермонтов, создавая своё стихотворение «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», помимо фольклорных источников, держал в памяти и стихотворение Давыдова.

Творчество Дельвига

Заметной личностью в русской поэзии этого периода был рано ушедший из жизни близкий лицейский друг Пушкина, тонкий, вдохновенный лирик и ценитель гармонии античной поэзии Антон Антонович Дельвиг (1798-1831). В главе шестой «Евгения Онегина» Пушкин сравнивает вдохновение Ленского, сочиняющего перед дуэлью элегию, с «лирическим жаром» Дельвига. Поэтическая дружба лицеистов была настолько велика, что после окончания лицея Пушкин, Дельвиг и В.К. Кюхельбекер (позднее к ним присоединился Боратынский) организовали «литературное братство», объединившее молодых людей, которым была дорога свобода искусства.

Важной стороной литературной деятельности Дельвига были его критические статьи и издание литературного альманаха «Северные цветы» (1825-1829). За четыре года «Северные цветы» стали лучшим русским альманахом, в котором с тончайшим вкусом подбирались произведения и публиковались изысканные творения лирики: идиллии, песни, романсы, сонеты и другие. Знаток античной лирики, Дельвиг создаёт изящные стихи, исполненные гармонии и естественности. Жанр «русской песни», разрабатываемый Дельвигом, содержит мотивы измены, разлуки, настроения тоски, печали. Например, стихотворение «Русская песня» («Соловей мой, соловей…») (1825) оказалось настолько близко народному духу, что вскоре стало романсом, имеющим оригинальный фольклорный источник, (1798 1831) и многие наши современники даже не подозревают, кто был его настоящим автором.

Фольклорная основа песни очевидна: Дельвиг насыщает её фольклорными выражениями («тридевять земель», «синие моря», «жар-колечко», «миленький дружок»). Строй песни вместе с остальными песенно-народными элементами привлекал внимание своей музыкальностью. Она была положена на музыку выдающимися русскими композиторами А.А. Алябьевым и М.И. Глинкой.

Литературное братство Дельвиг утверждает в сонете-послании своему поэту-современнику Николаю Михайловичу Языкову, где объединяет великую русскую поэзию с именем Пушкина.

Творчество Боратынского

Одним из самых значительных поэтов того времени был Евгений Абрамович Боратынский, друг и соратник Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера, Вяземского. Высочайшую оценку Боратынскому-поэту дал Пушкин: «…он шёл своей дорогой один и независим». Жизненная судьба Боратынского складывалась трудно, в юности он за нелепый проступок был лишён дворянских привилегий и в течение десяти лет восстанавливал их на военной службе. Талант Боратынского привлёк внимание сразу же после появления первых публикаций, широкую известность поэт приобрёл в 1826 году, после издания отдельной книжкой поэм «Эда» и «Пиры» и сборника стихотворений (1827).

Своеобразие поэзии Боратынского состояло в искусном сочетании художественной образности и отточенной мысли. Независимо от жанра, к которому он обращался, его поэтическое слово было точным, высказывавшим прежде всего суждение выверенное и рассудительное, желание ясное и осознанное. Такая поэтическая чёткость стала исключительной особенностью стиля Боратынского. Интересно, что Пушкин за всё время знакомства со стихами поэта не высказал ни одного критического замечания.

Перу Боратынского принадлежат ценнейшие для русской поэзии стихотворения, одним из них является шедевр, ставший известным романсом на музыку М.И. Глинки, — «Разуверение» (1821). В стихотворении обращает на себя внимание отчётливость, с которой поэт показывает своё разочарование и утрату веры в любовь, заполнявшую прежде его душу. Стихотворение построено на обращении к бывшей возлюбленной, в нём нет упрёка, а лишь просьба — понять его чувство потери и невозможность возрождения в его душе любви. Поэтическое чувство развивается в трёх планах-проекциях: в прошлом, настоящем и будущем. Каждый из них отмечен восклицательной фразой. Прошлое высказано в восклицании: «Все обольщенья прежних дней!»; настоящее связано с состоянием переживаемой горечи: «Раз изменившим сновиденьям!»; будущее же заключено в просьбе: «В его дремоте не тревожь!»

С присущей Боратынскому убедительностью различаются понятия «волненье» и «любовь»:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

Глубока по мысли философская элегия, посвящённая судьбе поэта, — «Мой дар убог, и голос мой не громок…» (1828). Эта элегия — размышление о жизни человека и его роли в мире. Силу жить человеку даёт чувство своей востребованности, нужности. Мысль, может быть, простая и очевидная, но очень глубокая, если вдуматься: ценность жизни отдельного человека определяется значением его существования для других людей. А продолжение рассуждения о том, что его стихи дойдут до потомков, говорит не о тщеславии поэта; душа бессмертна, и поэт сможет общаться с последующими поколениями через свои стихи.

Другие поэты пушкинской поры

Культура любого большого народа насыщенна и неизмерима, и богатство её творят поэты, великие и малоизвестные. Говоря «поэты пушкинской поры», мы понимаем, что Пушкин сам является одним из них, а время названо его именем, поскольку оно стало поэтическим символом русской культуры.

Однако Пушкин в своём поэтическом творчестве едва ли достиг бы таких высот без элегий, баллад и переводов В.А. Жуковского, гибкости стиха К.Н. Батюшкова, ясности слога Е.А. Боратынского. Так, в элегии поэта Ленского в пушкинском романе «Евгений Онегин» отразился блестящий перевод элегии французского поэта Ш.-Ю. Мильвуа «Падение листьев», выполненный русским лириком М.В. Милоновым. Огромную роль в творчестве Пушкина сыграло постоянное общение с выдающимся поэтом и критиком князем П.А. Вяземским.

Важным явлением в русской поэзии стало творчество Н.М. Языкова, например его стихотворение «Пловец» («Нелюдимо наше море…», 1829), дышащее мощью морской стихии и проникнутое непобедимой волей русского человека.

Перу поэтов пушкинской поры принадлежат шедевры, ставшие частью нашей культуры; к ним относится стихотворение И.И. Козлова «Вечерний звон» (1827), давно вошедшее в наше культурное сознание как широко известный романс:

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он…

В унисон гражданскому пафосу пушкинской поэзии звучат стихи поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, лицейского друга А.С. Пушкина — В.К. Кюхельбекера. В посвящении к поэме «Войнаровский» (1825), адресованном знаменитому писателю и декабристу А.А. Бестужеву (Марлинскому), Рылеев чеканной поэтической формулой выразил свою гражданскую позицию в стихах:

Ты не увидишь в них искусства,

Зато найдёшь живые чувства —

Я не Поэт, а Гражданин.

А молодой Александр Одоевский, находясь на каторге вместе с другими декабристами, на стихотворение Пушкина ссыльным декабристам «Послание в Сибирь» (1827) ответил пламенными стихами:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки

И — лишь оковы обрели.

Мученический венец певца-пророка воспевает Кюхельбекер в стихотворении «Участь поэтов» (1823), предвосхищая пафос темы «поэт-пророк» у Пушкина и Лермонтова.

Среди многих других имён русских поэтов пушкинской поры нельзя не назвать вдохновенного юношу, ушедшего из жизни всего в двадцать два года, критика, мыслителя и друга Пушкина, поэта с искренним и чистым лирическим голосом и нежнейшими стихами — Д.В. Веневитинова. В его судьбе отразились и высокие чувства, и преданность поэзии, и любовь к жизни.

Источник (в сокращении): Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

classlit.ru

Михайловский период творчества Пушкина; «Борис Годунов» — Пушкин А.С.

Михайловский период — 1824 — 1826. Хотя жизнь поэта в Михайловском и не была богата внешними событиями, гений поэта в эту пору достигает своего высшего расцвета. Завершается переход от романтизма к реализму, создается историческая концепция, получившая художественную реализацию в первой реалистической трагедии «Борис Годунов», в Михайловском написаны очередные главы «Евгения Онегина», «Сцены из Фауста», небывалый взлет переживает лирика: за 16 месяцев создано свыше 90 стихотворений. Поразителен жанровый диапазон этого периода творчества: эпиграмма, философский и драматический этюд, историческая трагедия, стихотворный роман. К середине 20-х годов Пушкин становится признанным главой русской литературы.

Одно из центральных мест в творчестве Михайловского периода занимает любовная лирика, являющаяся отражением сложных душевных переживаний поэта («Ненастный день потух», 1824; «Сожженное письмо», 1825; «Желание слова», 1825; «К ***», 1825 и др.). Поэт воспевает любовь как великую силу, преображающую человека.

Свобода по-прежнему остается ведущей темой, в самых разных вариациях проявляется она в стихотворениях «К морю», 1825; «К Языкову», 1824; «Разговор книгопродавца с поэтом», 1825; «Заступники кнута и плети», 1825 и др.

Тема дружбы — главная в стихотворении «19 октября» (1825). Посвященное лицейской годовщине, оно воссоздает неповторимую атмосферу лицейского братства, тайного союза «избранных», в произведении выразился нравственный и эстетический идеал поэта, считающего дружбу одним из благороднейших чувств человека.

В 1825 году создает Пушкин и знаменитую «Вакхическую песню» — торжественный гимн человеческому разуму, проникнутый страстной верой в неизбежную победу светлых начал жизни над тьмой.

В Михайловский период усиливается интерес Пушкина к драматургии. Влечение к драматической форме проявлялось и раньше в лирических («Разговор книгопродавца с поэтом») и лиро-эпических произведениях («Цыганы»), но поэт мечтает о драматургии высоких идей, острых конфликтов и крупных характеров. Первой попыткой реализации этих планов становится «Борис Годунов».

«Борис Годунов»

Работать над трагедией «Борис Годунов» Пушкин начинает в 1824 году. Законченная в конце 1825 года, трагедия не была разрешена высочайшей цензурой и вышла в свет только в 1830 году. В качестве источника Пушкин использовал «Историю государства Российского» Карамзина, события Смуты, предшествующие восхождению на престол безродного самозванца Лжедмитрия, привели к размышлениям о современности. Поэт увидел внутреннюю соотнесенность прошлого и настоящего и попытался в своей трагедии ее осмыслить.

В «Борисе Годунове» Пушкин хотел показать «судьбу народную, судьбу человеческую». Центральная проблема произведения — взаимоотношения народа и власти. Идея состоит в утверждении народа определяющей силой русской истории.

Народ — главный герой трагедии: он действует или о нем говорят почти во всех сценах, в то время как царь Борис, именем которого названо произведение, появляется только в 6 сценах из 23. Причину трагедии Годунова Пушкин видит в разобщении его с народом: царь преисполнен самых просвещенных мыслей и добрых намерений, но народ видит в нем лишь тирана и убийцу. Все: Борис, Лжедмитрий, Басманов, Шуйский — преследуют сугубо эгоистические цели, главная из которых — обретение или упрочнение власти. Бояре составляют заговоры, Самозванец приводит в Россию польских интервентов, Борис оказывается у власти в результате преступления. Один народ чужд эгоизма, и на него стремятся опереться и Борис, и Самозванец, и бояре, понимая, что власть сильна «не войском, нет, не польскою подмогой, / / А мнением, — да мнением народным». Но автор не склонен идеализировать народ, при всей своей мятежности народ предстает во всем своем трагическом бессилии: он подчинится новому царю, как раньше подчинялся Борису.

Новизна материала и глубина замысла обусловила поиск новых художественных средств. Ни классицизм, ни романтизм не смогли бы дать такой широкой картины изображения действительности, какую потребовалось создать в «Борисе Годунове». Пушкин отказывается от традиционного для классицизма единства места и времени: действие в его трагедии вместо одних суток происходит в течение семи лет. «Разброс» действия поразителен: пьеса предусматривает 17 перемен декораций (события происходят то в царском дворце, то в келье Пимена в Чудовом монастыре, то в корчме на польской границе, то на площади, то в палате патриарха).

В пьесу введены около 80 самых разных по социальному положению и психологическому складу лиц: царь, юродивый Николка, патриарх, Самозванец, Пимен, хозяйка корчмы и др. «Правда характеров» — художественное открытие Пушкина. Центральные герои произведения, Борис и Самозванец, представлены очень широко и многосторонне. Борис — и деспот, и убийца, и любящий отец, и страдающий одинокий человек, и несчастный самодержец; Самозванец — и ловкий авантюрист, и подлый предатель, и страстный любовник, и удачливый дипломат. Живо и убедительно очерчены «неисторические» лица — «черный люд».

Вопреки правилам классицизма, Пушкин смешивает в «Борисе Годунове» трагическое с комическим, вместо обязательного пятиактного деления дает ряд быстро сменяющих друг друга сцен, отказывается от традиционного александрийского стиха (шестистопного ямба), используя пятистопный безрифменный, ряд низших сцен пишет прозой.

«Борис Годунов» — первая русская реалистическая трагедия, в которой Пушкин раскрыл высокий политический и нравственный смысл «мнения народного».

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

classlit.ru

Краткий анализ творчества А. С. Пушкина |

В творчестве величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина присутствуют все литературные формы проза и поэзия, драматические произведения и сказки, стихотворения и поэмы, сонеты и элегии, оды и послания, мадригалы и эпиграммы, даже роман и повесть в стихах. Он много писал и на литературоведческие темы – критические статьи, рецензии, публицистические, исторические исследования. Обобщается его литературное и культурное наследство его дневниками, письмами и автобиографическими заметками.

Пушкин был новатором в каждом жанре, в котором писал, он ломал устаревшие каноны, внедрял новые формы и новый стиль. Он восстал против классицизма в литературе, хотел вернуть трагедии ее непосредственность, простоту, правдивость, свойственную всем, жизненную и человеческую многогранность в формировании характеров.

Верное изображение времени, эпохи, развитие исторических характеров и событий – это все требования реалистического искусства, выражение глубоко продуманного и выстраданного к тому времени историзма Пушкина-гражданина, Пушкина-психолога, его философии истории, которая выработалась в тесной связи с господствующими в ту пору интеллектуальными взглядами, откровениями эпохи. Исторически эти общественно-политические взгляды нашли свое отражение в восстании декабристов, а в творчестве поэта – в трагедии “Борис Годунов”.

Преобразив русский поэтический язык, совершив революцию в драматургической литературе, Пушкин обратился к развитию художественной прозы, он полагал, что русская проза значительно отстает от поэзии. Считал, что язык прозаиков чересчур ветееват и извилист. Настоящим нововведением в этой области стали “Повести Белкина”, в связи, со стилем которых он однажды сказал, что писать повести надо именно так: просто, коротко и ясно.

Самым плодотворным в творческой жизни великого поэта был 1830г., так называемая Болдинская осень Пушкина, за который он написал около 50-и произведений, в том числе окончил роман в стихах “Евгений Онегин”, написал “Маленькие трагедии” – это одни из самых знаменитых его произведений. Лаконизм, свойственный произведениям этого периода творчества Пушкина, поразителен даже для него: этот лаконизм, концентрат мыслей, неисчерпаемость идей при предельной простоте и ясности форм повествования.

Каждая из “маленьких трагедий” – художественное исследование глубин человеческой сути, нравов, психологии: стяжательства и зависти, прелюбодеяния, отношении к жизни и смерти. Вместе с тем, каждая охватывает определенную историческую эпоху, интересные, разносторонние характеры, порожденные ею, всю полноту и противоречивость поведения героев. Произведения Пушкина тесно связано и с народным фольклором, он часто использовал образы и сюжеты народного творчества, в его сказках отображены не только истории, но и жанровые и стилистические особенности фольклора.

Да бессмертны произведения гения литературы и мысли, бессмертны правдивостью развития характера героев, искусностью отображения времени, в котором они жили, что делают рассказанные великим литератором истории вне времени и пространства.

obrazovaka.ru

Романтическая лирика Пушкина. Южный период в жизни и творчестве А. С. Пушкина

Романтическая лирика Пушкина – стихотворения, созданные в период южной ссылки. Это было непростое время для Александра Сергеевича. В южной ссылке он находился с 1820 по 1824 год. В мае 1820 года поэт был выслан из столицы. Официально Александр Сергеевич был всего лишь отправлен на новое место службы, однако фактически он стал изгнанником. Период южной ссылки делится на 2 отрезка — до и после 1823 года. Их разделяет кризис, произошедший в 1823 году.

Влияние Байрона и Шенье

особенности романтической лирики пушкина

В эти годы романтическая лирика Пушкина считается господствующей. Александр Сергеевич на юге познакомился с произведениями Байрона (портрет его представлен выше), одного из лучших поэтов данного направления. Александр Сергеевич начал воплощать в своей лирике характер так называемого «байроновского» типа. Это разочарованный индивидуалист и вольнолюбивый мечтатель. Именно влияние Байрона определило творческое содержание поэзии Пушкина южного периода. Однако неверно связывать это время исключительно с воздействием английского поэта.

романтические мотивы в лирике пушкина

Пушкин на юге испытал влияние не только Байрона, но и Шенье (портрет представлен выше), творившего в системе классицизма. Поэтому творчество 1820-24 гг. развивается из противоречия между двумя этими направлениями. Александр Сергеевич пытался примирить их. В его поэтической системе наблюдается синтез классицизма и романтизма, выражение ясным и точным словом психологических переживаний, эмоциональной субъективности.

Общая характеристика творчества Пушкина южного периода

Произведения, написанные в 1820-1824 гг., отличаются откровенным лиризмом. Романтическая лирика Пушкина периода южной ссылки теряет налет ученичества, характерный для раннего периода его творчества. Пропадает также дидактизм, свойственный гражданским стихотворениям. Из произведений исчезает жанровая нормативность, а структура их упрощается. Особенности романтической лирики Пушкина касаются и отношения к современнику. Александр Сергеевич рисует его психологический портрет. Он соотносит современника в эмоциональном плане со своим собственным характером, поэтически воспроизведенным. В основном в элегической тональности предстает личность поэта. Главные темы, которыми отмечена романтическая лирика Пушкина, – жажда свободы, ощущение новых впечатлений, чувство воли, стихийное и контрастное повседневности. Постепенно основной темой делается стремление показать внутренние стимулы поведения свободолюбивого героя.

Два изгнанника

романтическая лирика пушкина периода южной ссылки

Романтическая лирика Пушкина периода южной ссылки имеет и другие характерные особенности. В частности, в элегиях Александра Сергеевича появляется конкретный образ (основанный на биографических обстоятельствах) изгнанника поневоле. Однако рядом с ним возникает и условно-обобщенный образ добровольного изгнанника. Он соотнесен с Овидием, римским поэтом, и с Чайрльд-Гарольдом (героем Байрона). Пушкин переосмысливает свою биографию. Вот уже не его сослали на юг, а сам Александр Сергеевич покинул душное общество столицы, следуя собственным нравственным исканиям.

«Погасло дневное светило…»

Интонация элегического раздумья, которая станет главенствующей во всей романтической лирике Пушкина, наблюдается уже в первом стихотворении, созданном на юге. Это произведение 1820 года «Погасло дневное светило…». В центре элегии находится личность автора, который вступает в новый этап своей жизни. Основным мотивом является возрождение души, которая жаждет нравственного очищения и свободы.

Произведение подводит итог петербургской внутренней жизни поэта. Он осмысливает ее как нравственно неудовлетворительную, несвободную. Отсюда возникает контраст между прежней жизнью и ожиданием свободы, которая сравнивается с грозной океанской стихией. Личность автора помещена между «берегами печальными» и «берегом отдаленным». Душа Пушкина жаждет стихийной природной жизни. Для нее характерно активное начало, олицетворенное в образе океана.

романтическая лирика пушкина

Значение этой элегии трудно переоценить. В произведении впервые появляется лирический характер современника, представленный посредством самопознания, самонаблюдения. Характер этот создан в эмоциональном ключе. Пушкин строит поверх биографических фактов биографию условно-романтическую, которая в чем-то совпадает с реальной, но в другом существенно от нее отличается.

Духовный кризис Пушкина 1823 года

Радикализм общественной позиции, свойственный автору в начале 20-х годов, сменяется духовным кризисом. Причина его – события русской и европейской жизни. Ранняя романтическая лирика Пушкина характеризуется верой в революцию. Однако в 1823 году поэту пришлось пережить большое разочарование. Александр Сергеевич тяжело воспринял поражения произошедших в Европе революций. Всматриваясь в жизнь своей страны, он не находил возможностей для победы свободолюбивых настроений. В новом свете в глазах Пушкина предстали и «народы», и «избранные» натуры, и «вожди». Он осуждает всех их, однако именно «вожди» становятся постепенно основной мишенью иронических размышлений Александра Сергеевича. Кризис 1823 года отразился главным образом в расставании автора с иллюзиями просвещения. Разочарование Пушкина распространилось и на роль избранной личности. Она оказалась неспособной исправить среду. Значение «избранных» не оправдалось еще в одном отношении: народ так и не пошел за «просветителями». Однако Пушкин остался недоволен и собой, и «иллюзиями», и «ложными идеалами». Особенно отчетливо разочарование Александра Сергеевича звучит в стихотворениях «Демон» и «Свободы сеятель пустынный…», которые анализируются особенно часто, когда раскрывается тема «Романтическая лирика Пушкина».

«Демон»

«Демон» – написанное в 1823 году стихотворение. В его центре находится разочарованная личность, которая не верит ничему, сомневается во всем. Представлен отрицательный и мрачный лирический герой. В «Демоне» автор с духом сомнения и отрицания, привлекательным для него, объединил душевную пустоту, не удовлетворяющую его. Разочарованная личность, протестующая против существующего порядка, оказывается несостоятельной и сама, так как у нее нет положительного идеала. Скептический взгляд на действительность приводит к омертвлению души.

«Свободы сеятель пустынный…»

В 1823 году было создано стихотворение «Свободы сеятель пустынный…». Эпиграф к этой притче был взят автором из Евангелия от Луки. Именно он сообщает произведению вечность и всеобщую значимость, задает масштаб стихотворения. Сеятель свободы показан одиноким. На его призывы и проповеди не отзывается никто. Пустыня мира мертва. Народы не следуют за ним, не внимают ему. Трагичен образ сеятеля, так как он пришел в мир слишком рано. Обращенное к народам слово оказывается брошенным на ветер.

Романтическая лирика и романтические поэмы

Романтическая лирика Пушкина была создана им в то же время, что и романтические поэмы. Речь идет о первой половине 1820-х годов. Тем не менее, общность ее с романтическими поэмами не ограничивается тем, что они были созданы в те же годы. Она проявляется в выборе Александром Сергеевичем жизненного материала, в характерах героев, в основных темах, в стилистике и в сюжете. Раскрывая основные романтические мотивы в лирике Пушкина, нельзя не сказать о мотиве «туманной родины». Он является одним из главных, что и неудивительно, ведь автор находился в изгнании.

Мотив «туманной родины»

Одним из наиболее характерных стихотворений Александра Сергеевича, относящихся к романтическому периоду, является «Погасло дневное светило…». В нем мотив «туманной родины» является структурно важным. Его же мы находим и произведении «Кавказский пленник», известной поэме Пушкина («В Россию дальний путь ведет…»).

анализ романтической лирики пушкина

Тема обличения толпы

В созданном в 1822 году стихотворении «В. Ф. Раевскому» звучит характерная для романтической поэзии тема обличения толпы. Пушкин противопоставляет лирического героя, высокого, способного чувствовать и мыслить, бездуховности людей и жизни, окружающей его. Для «глухой» и «ничтожной» толпы оказывается смешон «благородный» «глас сердца».

Проведя анализ романтической лирики Пушкина, можно заметить, что похожие мысли имеются и в стихотворении 1823 года «Мое беспечное незнанье…». Перед «боязливой», «холодной», «суетной», «жестокой» толпой «смешон» «благородный» голос правды.

Эта же тема раскрывается в поэме «Цыганы». Автор вкладывает свои мысли в уста Алеко. Этот герой говорит, что люди стыдятся любви, торгуют своей волей, склоняют головы перед идолами, просят цепей и денег.

романтическая лирика пушкина кратко

Таким образом, драма разочарованного героя, противопоставление внутренней свободе несвободы человека, а также отвержение мира с его рабскими чувствами и низменными пороками – все это мотивы и темы, которыми в равной степени отмечены и романтические поэмы, и романтическая лирика Пушкина. Кратко расскажем и о том, чем можно объяснить близость произведений Александра Сергеевича в лирическом и эпическом роде.

Субъективность и автопортретность в лирике и в романтических поэмах

Лирика, как заметил В.Г. Белинский, является в основном субъективной, внутренней поэзией. В ней сам автор выражает себя. Естественно, что именно такой характер и имели стихотворения Пушкина. Однако в романтический, южный период эти черты были свойственны не только лирике. К «поэзии субъективной» в большой степени относились также романтические поэмы, которые тоже были во многом выражением самого автора.

Автопортретность, а также субъективность, тесно с ней связанная, видны не только в произведении «Кавказский пленник», но также и в «Цыганах», и в других поэмах Александра Сергеевича, относящихся к южному периоду. Это делает данные творения близкими романтической лирике автора. И лирика, и поэмы во многом однохарактерны. Однако это не означает, что автопортретность и субъективность одинаково важны для двух этих жанров в творчестве Пушкина. Субъективность в эпосе является специфической приметой романтизма, однако в лирике это родовая примета, а не видовая: в той или иной степени любое произведение этого жанра субъективно.

Движение от романтизма к реализму

Процесс развития творчества Александра Сергеевича от романтизма к реализму можно грубо, с некоторой долей приближения представить как движение к объективному от субъективного, к социально-типическому от автопортретного. Однако это относится только к эпосу, а не к лирике. Что касается последней, отход Александра Сергеевича от традиционного романтизма в ней связан не с чрезмерной субъективностью ее, а с «системностью». Поэта не устраивала ограниченная и замкнутая система. Романтическая лирика Пушкина не вписывается в строгие каноны. Однако в силу традиции Александр Сергеевич должен был им подчиняться и делал это, хотя далеко не всегда и не во всем.

Особенности систем романтизма и реализма

Романтическая стилистика и поэтика, в отличие от реалистической, существовала в пределах устоявшейся художественной системы, довольно закрытой. За довольно короткое время были выработаны устойчивые понятия «романтического героя» (он должен был быть обязательно противостоящим толпе, разочарованным, возвышенным), сюжета (обычно экзотического, внебытового), пейзажа (возвышенного, интенсивного, безбрежного, грозового, тяготеющего к таинственному и стихийному), стиля (с отталкиванием от предметных деталей, от всего сугубо конкретного) и т. д. Реализм же не создал в такой же мере устойчивых и закрытых понятий. В рамках этой системы понятия сюжета или героя звучат весьма неопределенно. Реализм по отношению к романтизму оказался не только прогрессивным, но также и освобождающим направлением. Свобода, заявленная в романтизме, была выражена в полной мере лишь в реализме. Это отразилось с особенной наглядностью в творчестве Пушкина.

Понятие «романтизм» в творчестве Пушкина

кавказский пленник

Александр Сергеевич осознавал недостаточность романтической поэтики с тех самых пор, как ее шаблоны и нормы начали стеснять его творчество и поэтический порыв. Весьма примечательно, что движение к реализму сам автор осмыслял как путь от неправильно понятого романтизма к романтизму «истинному». Ему были внутренне близки свободолюбивые декларации этой системы. Возможно, именно поэтому он не хотел отказываться от понятия «романтизм».

fb.ru

Романтический период творчества Пушкина — КиберПедия

Пушкин начала сочинять лирику ещё в лицейские годы, и первый период его поэтической деятельности приходится на 1813-1817 гг. В это время в русской поэзии выделялись четыре лирических течения: классицистическое во главе с Г.Р.Державиным, гражданское, ярким представителем которого был К.Ф.Рылеев, философское, представленное в первую очередь К.Н.Батюшковым, и элегическое, представленное в романтической лирике В.А.Жуковского, которого В.Г.Белинский назвал «Колумбом романтизма» в русской поэзии. Талант юного Пушкина был настолько широк и всеобъемлющ, что он легко подражал всем течениям, и любой из их лидеров мог бы считать лицеиста своим соратником в поэзии.

Романтическая поэтика, в начале своего развития унаследовавшая от сентиментализма мотивы грусти и уныния, что проявилось в поэзии раннего Жуковского, ко времени вступления в литературу Пушкина приобретает активный характер. Герои новой романтической литературы – люди сильных страстей и необузданной воли. Самым ярким представителем этого типа романтизма в европейской литературе был английский поэт Байрон.

Романтические стиль и настроение оказали большое влияние на Пушкина. После окончания Лицея, в Петербургский период творчества (1817-1820), основными для романтической лирики Пушкина были гражданская, свободолюбивая и любовная темы. Любовная лирика по языку и стилю ещё оставалась подражательной, хотя её образы и идеи были уже самостоятельными. Так, сугубо романтические элегии «Погасло дневное светило» (1820) и «Я пережил свои желанья» (1821) содержат новую для традиционных романтиков поэтическую мысль: в элегии, написанной после отъезда в Южную ссылку, лирический герой порывает с прошлым и готов принять новую жизнь, а в элегии 1821 г. герой говорит о будущих страданиях и сердечной пустоте, но необычно в ней то, что он «пережил» свою любовь, что нехарактерно для старого романтизма, в котором чувства героя застывали навсегда.

В Южной ссылке Пушкин создаёт стихотворение «Узник», произведение высокого романтизма. В ссылке же Пушкин пишет выдающиеся романтические поэмы «Кавказский пленник» (1821) и «Цыганы» (1824). Критики и друзья Пушкина ожидали от молодого поэта подражания Байрону и его неистовым героям, поэтому, встретившись в «Кавказском пленнике» с героем другого типа, были удивлены и разочарованы. Дело в том, что герой Пушкина не был ни вялым, унылым страдальцем, как в раннем романтизме, ни страстным мечтателем и борцом, как у Байрона, — это был новый, современный, русский тип героя, чьё разочарование в жизни было вызвано не печальным прошлым, а отсутствием высокой жизненной цели, способной придать ей смысл. Близкий друг Пушкина, поэт и критик князь П.А.Вяземский писал о герое «Кавказского пленника»: «Характер пленника нов в поэзии нашей <…> Автор представил героя своего равнодушным, охлаждённым, но не бесчеловечным». В 1822 г. Пушкин писал о характере Пленника: «Я в нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи XIX века». Таким образом, национальный характер пленника имел реальную историческую основу. Это был тип героя, лёгший в основу характера Евгения Онегина, героя одноимённого романа, который Пушкин начал писать в 1823 г.



В 1824 г. Пушкин создаёт поэму «Цыганы», он начинает её писать в январе, ещё в Южной ссылке, а заканчивает уже в Михайловском 10 октября. Работа над поэмой пришлась на период перемены места ссылки, однако смена юга России на север, Чёрного моря на снега Псковской губернии была не только географическим событием – она явилась и важнейшей вехой в творчестве поэта.

Б Какие факты, закономерности, понятия были вам известны до чтения данного текста? Из каких источников? Что нового вы узнали? Что в тексте показалось трудным? Интересным? В каких учебных и жизненных ситуациях можно применить полученные знания?

 

1. Традиции кого из русских поэтов воплотились в раннем творчестве Пушкина?

2. Какие особенности романтизма нашли отражение в поэзии Пушкина?

3. Охарактеризуйте романтического героя Пушкина? Чем он похож на своих предшественников? Чем отличается?

 

Поэма А.С.Пушкина «Цыганы»

Работая над поэмой «Цыганы» (1824), Пушкин создавал характера и описывал быт цыган не с чужих слов – он тщательно изучал их жизнь и даже сам несколько дней жил в цыганском таборе. Интерес к цыганской жизни у Пушкина вызван необходимостью для поэта найти ответ на жизненные и творческие вопросы, которые стояли перед ним в 1823-1824 гг. Это годы называют временем мировоззренческого кризиса Пушкина. Волновавшие поэта вопросы, прежде всего, касались выбора жизненного пути (Пушкин думал о бегстве из России) и литературного стиля (Пушкин переживал глубокие сомнения в перспективности романтического стиля). В такой сложной атмосфере раздумий и выбора создавались «Цыганы», элегия «К морю» (1824) и продолжалась работа над первыми главами романа в стихах «Евгений Онегин».



 

Б

Объясните, чем был вызван интерес Пушкина к жизни цыган?

–—

Прочитайте поэму А.С.Пушкина «Цыганы» и выполните задания:

1. В чём причина бегства Алеко из «неволи душных городов»?

2. Согласны ли вы с литературоведом, назвавшим Алеко «романтическим эгоистом»? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Чем похожи и чем различаются Алеко и Земфира? Продумайте план ответа на вопрос, выберите традиционную форму плана или оформите его в виде таблицы.

4. Какова роль образа Старика в поэме? Можно ли утверждать, что он выражает авторскую позицию в поэме? Обоснуйте свой ответ.

5. Как вы думаете, кто виноват в трагическом итоге любовной истории Алеко и Земфиры? Дайте развернутый письменный или развернутый устный ответ на вопрос – по вашему выбору.

6. С какой целью Пушкин включает в текст поэмы песню «Птичка божия не знает…» ?

7. Какое настроение создает экспозиция поэмы? Какие художественные приемы и с какой целью использует автор в этом фрагменте?

8. Назовите черты романтического произведения, характерные для поэмы «Цыганы». Какие каноны романтизма нарушены в поэме? Почему? Удалось ли вам выполнить это задание самостоятельно? Если вы обращались за помощью к источникам, объясните их выбор.

—–

Экспозиция, завязка конфликта, содержание конфликта

Сюжет «Цыган» может показаться совсем отвлечённым от реальной жизни. Почему Пушкин обратился к столь экзотической и малореальной истории? Конечно, в момент создания произведения поэт живёт на юге России и встречает много необыкновенного, а нравы кочевого народа интересны читателю из далёких столиц. Однако описание цыганской жизни занимает в поэме не первое по значимости место. В основе конфликта поэмы — столкновение двух противопоставленных укладов жизни людей – цивилизации и дикой культуры. В начале поэмы Пушкин рисует цыганский табор и появление героя Алеко в нём.

Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют.

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами;

Между колёсами телег,

Полузавешанных коврами,

Горит огонь; семья кругом

Готовит ужин; в чистом поле

Пасутся кони; за шатром

Ручной медведь лежит на воле.

Всё живо посреди степей:

Заботы мирные семей,

Готовых с утром в путь недальний,

И песни жён, и крик детей,

И звон походной наковальни.

Но вот на табор кочевой

Нисходит сонное молчанье,

И слышно в тишине степной

Лишь лай собак да коней ржанье.

Огни везде погашены,

Спокойно всё, луна сияет

Одна с небесной вышины

И тихий табор озаряет.

В шатре одном старик не спит;

Он перед углями сидит,

Согретый их последним жаром,

И в поле дальнее глядит,

Ночным подёрнутое паром.

Его молоденькая дочь

Пошла гулять в пустынном поле.

Она привыкла к резвой воле,

Она придёт; но вот уж ночь,

И скоро месяц уж покинет

Небес далеких облака, —

Земфиры нет как нет; и стынет

Убогий ужин старика.

 

Но вот она; за нею следом

По степи юноша спешит;

Цыгану вовсе он неведом.

«Отец мой, — дева говорит, —

Веду я гостя; за курганом

Его в пустыне я нашла

И в табор на́ ночь зазвала.

Он хочет быть как мы цыганом;

Его преследует закон,

Но я ему подругой буду.

Его зовут Алеко — он

Готов идти за мною всюду».

Завязка конфликта поэмы намечена в рассказе Земфиры о желании Алеко остаться у цыган. Она обозначена через противопоставления вольной жизни цыган:

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами — ,

и причиной, приведшей Алеко к ним:

Он хочет быть, как мы, цыганом;

Его преследует закон.

На условном языке романтической поэмы слова Земфиры о том, Алеко «преследует закон» не следует понимать, что тот совершил преступление. Герой – добровольный изгнанник, это основной тип романтического героя, таков Чайльд-Гарольд у Байрона, Пленник в «Кавказском пленнике» Пушкина и другие. Алеко бежит от культуры, где властвует закон, принуждение, подавляется личность, свобода совести, мысли и слова, уничтожаются чувства – всё это высказано Алеко в страстном монологе Земфире:

О чём жалеть? Когда б ты знала,

Когда бы ты воображала

Неволю душных городов!

Там люди, в кучах за оградой,

Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Что бросил я? Измен волненье,

Предрассуждений приговор,

Толпы безумное гоненье

Или блистательный позор.

Бегство Алеко – безусловный протест против неприемлемых для дворянина порядков в России, имеющий политическую основу, ведь именно в 1824 г. укреплялись тайные общества и росло недовольство прогрессивной части общества. В 1824 г. А.С.Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», в которой подверг резкому осмеянию косное и консервативное общество того времени.

Причина бегства Алеко коренится также и в протесте против цивилизации, лишающей человека и естественной свободы, и простых чувств и отношений – дружбы и любви. Герой надеется найти достойную и свободную жизнь в среде вольных цыган, не тронутой ни цивилизацией, ни культурой с её условными законами и ограничениями личности. Образ Алеко, безусловно, содержит биографические черты – недаром Пушкин даёт герою своё имя, не исключено, что кто-нибудь именно так называл Пушкина во время его пребывания в таборе. Более того, судьбы находящегося в ссылке Пушкина и литературного героя Алеко отражаются друг в друге, как в зеркале.

Между тем не стоит упрощать ситуацию конфликта, поскольку герой не просто по своей воле бежит из «душных городов», его изгнала оттуда жизнь. В поэме присутствуют два основных романтических мотива, к которым прибегает поэт при создании образа героя, — мотив бегства и мотив изгнанничества. Пушкин лишает своего героя сожалений, но сохраняет в нём идеалы, взлелеянные на родине, сам же поэт, без сомнения, тоскует по юности в Петербурге, по активной литературной и общественной жизни. Поэтому поэму «Цыганы» можно рассматривать как выбор поэтом своего пути. Свидетельством глубоких раздумий о судьбе поэта на чужбине, в изгнанничестве служит предание, рассказанное отцом Земфиры, о древнем поэте, сосланном царём в их места и тосковавшем о родном городе и потерянной культуре.

Ты любишь нас, хоть и рождён

Среди богатого народа.

Но не всегда мила свобода

Тому, кто к неге приучён.

Меж нами есть одно преданье:

Царём когда-то сослан был

Полудня житель к нам в изгнанье[15].

(Я прежде знал, но позабыл

Его мудрёное прозванье.)

Он был уже летами стар,

Но млад и жив душой незлобной —

Имел он песен дивный дар

И голос, шуму вод подобный —

И полюбили все его,

И жил он на брегах Дуная,

Не обижая никого,

Людей рассказами пленяя;

Не разумел он ничего,

И слаб и робок был, как дети;

Чужие люди за него

Зверей и рыб ловили в сети;

Как мёрзла быстрая река

И зимни вихри бушевали,

Пушистой кожей покрывали

Они святаго старика;

Но он к заботам жизни бедной

Привыкнуть никогда не мог;

Скитался он иссохший, бледный,

Он говорил, что гневный бог

Его карал за преступленье…

Он ждал: придёт ли избавленье.

И всё несчастный тосковал,

Бродя по берегам Дуная,

Да горьки слезы проливал,

Свой дальный град воспоминая,

И завещал он, умирая,

Чтобы на юг перенесли

Его тоскующие кости,

И смертью — чуждой сей земли

Не успокоенные гости!

Б Что в прочитанном тексте показалось трудным? Интересным? Неинтересным? Новым? Давно известным? Дайте развернутые ответы.

1. Охарактеризуйте основной конфликт поэмы «Цыганы» и этапы его развития в произведении.

2. Какие два романтических мотива и с какой целью используются Пушкиным в поэме?

 

Развитие конфликта. Кульминация, развязка, эпилог.

Пушкин не останавливается на элементарном противопоставлении природы, вольной жизни табора «неволе душных городов». Если бы поэт не различал романтический вымысел и реальность, то, вероятно, оставил бы Алеко среди цыган и тем самым разрешил конфликт в пользу простой, естественной жизни без законов, без развитой культуры. «Поэтическая дикость» цыган, по выражению Вяземского, привлекала Пушкина как яркий фон для представления конфликта. Но сможет ли Алеко принять не только быт – сами нравы, неписанные правила жизни цыган? Что означает их вольность?

Развитие сюжета приводит к тому, что через два года жизни в «мирной толпе» цыган случилось событие, которое для Алеко стало катастрофой, но для цыганских нравов и их природной «философии» было лишь естественным эпизодом: Земфира охладела к Алеко и изменила ему, притом так же легко и бездумно, как ранее привела его в табор.

Старик на вешнем солнце греет

Уж остывающую кровь;

У люльки дочь поёт любовь.

Алеко внемлет и бледнеет.

 

Земфира

Старый муж, грозный муж,

Режь меня, жги меня:

Я тверда; не боюсь

Ни ножа, ни огня.

 

Ненавижу тебя,

Презираю тебя;

Я другого люблю,

Умираю любя.

 

Алеко

Молчи. Мне пенье надоело,

Я диких песен не люблю.

 

Земфира

Не любишь? мне какое дело!

Я песню для себя пою.

 

Режь меня, жги меня;

Не скажу ничего;

Старый муж, грозный муж,

Не узнаешь его.

 

Он свежее весны,

Жарче летнего дня;

Как он молод и смел!

Как он любит меня!

 

Как ласкала его

Я в ночной тишине!

Как смеялись тогда

Мы твоей седине!

 

Алеко

Молчи, Земфира! я доволен…

 

Земфира

Так понял песню ты мою?

 

Алеко

Земфира!..

 

Земфира

Ты сердиться волен,

Я песню про тебя пою.

Земфира поёт песню, называя Алеко «старым мужем», однако не надо понимать это выражение буквально: Алеко не стар по возрасту, он муж, который долго живёт с ней, то есть надоевший. Теперь же она встретила другого, «свежее весны, жарче ясного дня», и, как молодое растение, тянется к нему. Алеко неистовствует, безумствует, но это вызывает в Земфире не сочувствие, а страх. Отец Земфиры рассказывает Алеко свою историю, чтобы утешить ревнивца:

Послушай: расскажу тебе

Я повесть о самом себе.

Давно, давно, когда Дунаю

Не угрожал ещё москаль —

(Вот видишь, я припоминаю,

Алеко, старую печаль.)

Тогда боялись мы султана;

А правил Буджаком паша

С высоких башен Аккермана —

Я молод был; моя душа

В то время радостно кипела;

И ни одна в кудрях моих

Ещё сединка не белела;

Между красавиц молодых

Одна была… и долго ею,

Как солнцем, любовался я,

И наконец назвал моею.

 

Ах, быстро молодость моя

Звездой падучею мелькнула!

Но ты, пора любви, минула

Ещё быстрее: только год

Меня любила Мариула.

 

Однажды близ кагульских вод

Мы чуждый табор повстречали;

Цыганы те, свои шатры

Разбив близ наших у горы,

Две ночи вместе ночевали.

Они ушли на третью ночь,

И, брося маленькую дочь,

Ушла за ними Мариула.

Я мирно спал; заря блеснула;

Проснулся я, подруги нет!

Ищу, зову — пропал и след.

Тоскуя, плакала Земфира,

И я заплакал!.. с этих пор

Постыли мне все девы мира;

Меж ими никогда мой взор

Не выбирал себе подруги,

И одинокие досуги

Уже ни с кем я не делил.

Заметим, что и Земфира, как и её мать Мариула, оставляют своих мужей с маленькими дочерьми, то есть поступают по своей воле, подчиняясь только природному зову, не зная ни любви, ни ответственности, ни долга. Отец Земфиры принимает эту вольность безропотно, как естественную смену лет, неизбежное старение. Такова цыганская жизнь, которую Алеко постичь не мог, сколько бы ни жил среди этого племени. Он непримирим, внося в жизнь цыган свои требования, законы и волю. Таким образом, основной нравственный конфликт пролегает между двумя пониманиями воли: «воля» как желание и его свободное исполнение и «воля» как подавление другого, принуждение. Конфликт этот так же неразрешим, как невозможно провести четкую грань между литературными стилями. Кульминация конфликта в поэме, как это традиционно для романтической поэтики, происходит в атмосфере неистовых страстей и драматических поступков. Так в самый разгар ночного свидания Земфиры с молодым цыганом появляется Алеко:

Алеко

Проснулся я.

Куда вы? не спешите оба;

Вам хорошо и здесь у гроба.

 

Земфира

Мой друг, беги, беги!

 

Алеко

Постой!

Куда, красавец молодой?

Лежи!

(Вонзает в него нож).

 

Земфира

Алеко!

 

Цыган

Умираю!

 

Земфира

Алеко, ты убьёшь его!

Взгляни: ты весь обрызган кровью!

О, что ты сделал?

 

Алеко

Ничего.

Теперь дыши его любовью.

 

Земфира

Нет, полно, не боюсь тебя,

Твои угрозы презираю,

Твоё убийство проклинаю.

 

Алеко

Умри ж и ты!

(Поражает её.)

 

Земфира

Умру любя.

Последнее восклицание Земфиры не означает, вероятно, романтическую поэтизацию её любви: Земфира умирает непокорённой, верной своей естественной вольности, то есть в ней нет оттенка вечной любви и преданности, которыми наделяли своих героинь романтики. Она вольна любить любого, кто пленит её воображенье, глубины же её души останутся незатронутыми.

Таким образом, несовместимость культуры и дикой вольности, высокого духа и грубой наивности и, как следствие, неразрешимость конфликта показаны Пушкиным на основе любовной ситуации. Развязкой поэмы служит изгнание Алеко из табора. В монологе старика ясно изложена жизненная идея цыганского вольного племени:

Тогда старик, приближась, рек:

«Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним,

Не нужно крови нам и стонов;

Но жить с убийцей не хотим.

Ты не рождён для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли;

Ужасен нам твой будет глас:

Мы робки и добры душою,

Ты зол и смел; — оставь же нас,

Прости! да будет мир с тобою».

Пушкин подводит поэтический итог в эпилоге поэмы:

Но счастья нет и между вами,

Природы бедные сыны!

И под издранными шатрами

Живут мучительные сны,

И ваши сени кочевые

В пустынях не спаслись от бед,

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

Мысль Пушкина состоит в том, что ни бегство от реальной жизни, ни самая решительная смена места и образа жизни, ни философия или убеждения не защитят человека от себя самого, от «страстей роковых», то есть «от судеб защиты нет», невозможно угадать будущее и отгородиться от него, надо смело идти вперёд. Это объясняет, почему Пушкин подчинился и отправился в ссылку в Михайловское, а не предпочёл бегство. Поэма также отражает отход от романтизма и формирование нового стиля поэта.

Б

1. Как связан основной конфликт поэмы с понятием «воля»?

2. Какова главная идея поэмы?

Д

Как вы понимаете слова П.А.Вяземского: «Поэма «Цыганы» составлена из отдельных явлений, то описательных, то повествовательных, то драматических, не хранящих математического последствия, но представляющих нравственное последствие, в котором части соглашены правильно и гармонически». Согласны ли вы с критиком? Обоснуйте свою точку зрения. Выберите форму ответа: развернутый письменный ответ, развернутый устный ответ.

 

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *