Какую роль выполняет мягкий знак – Какую роль выполняет мягкий знак в словах хлопья, мальки, коньки, Марья, декабрь, ружье, листья, письмо, жизнь. Распределить

Урок по русскому языку на тему «Роль мягкого знака на письме» 2 класс

http://freeyaho.ru/uploads/posts/2011-07/yruwem1yuk.jpeghttp://nauka.udpu.org.ua/wp-content/uploads/2014/09/14592_900.jpg

Русский язык

Учитель: Ибраимова З.А.

Тема: Роль мягкого знака на письме.

Цель: создать условия для осознания и осмысления роли мягкого знака в русском языке.

Задачи:

Образовательная:

-формировать умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова;

-развитие фонематического слуха;

Воспитательная:

Формировать правильное умения общаться и слушать друг друга, прививать интерес к изучению русского языка.

Развивающая:

Продолжать развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать, развивать внимание, память, воображение, сообразительность.

Планируемые результаты: повторить и закрепить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы мягкий знак, правила переноса слов с мягким знаком в середине.

Познавательные УУД:

-обозначать мягкость согласных звуков на письме;

-понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме.

Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Коммуникативные УУД: строить сообщения в устной и письменной форме при работе в паре.

Личностные УУД:

установление учащимися связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Демонстрационный материал: презентация к уроку.

Раздаточный материал: учебник, тетрадь, карточки, индивидуальные карточки в форме солнышка и тучки.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент:

— Сегодня урок русского языка необычный. На уроке у нас гости – давайте поприветствуем их.

Русский язык, ребята, как предмет, наверное, самый сложный и интересный из всех предметов начальной школы?

Слайд 1. Русский язык-это государственный язык, на нем говорят все народы, которые живут в России и даже за ее пределами. Русский язык-это часть нашей культуры, богатство и достояние народа, и поэтому его надо изучать, любить и знать!

II. Самоопределение к деятельности.

— Вы любите преодолевать трудности?

— Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

— А давайте определим наше настроение. У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

http://stihi.ru/pics/2011/09/09/4979.gifhttp://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=5d57e5e4bc15550c&mb=imgdb_preview_1147http://s020.radikal.ru/i720/1305/9d/1d1a672ebc7b.jpghttp://natalyagurkina.ucoz.ua/_nw/4/67318623.jpg

http://2.bp.blogspot.com/-PEpWjugszt8/UAjtPkQxtjI/AAAAAAAAA5c/WsoHM81uW2s/s320/%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%BE+%D0%BD%D0%B0+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B5.pnghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6611/36014149.ee/0_763b3_d47e9a0c_S.jpg

— Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками. (На доску)

— Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить и работать под девизом:

Слайд 2. «Всё сумею, всё смогу и соседу помогу».

— Дом. заданием для 1 группы ребят было узнать значение слова «ученый» в словаре Ожегова /

Читают/

Сегодня я предлагаю вам побыть в роли ученых-исследователей. Согласны?

— Сели правильно, открыли тетради, записываем число, месяц, классная работа.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения деятельности:

Слайд 3. метелЬ сосулЬка вЬюга

http://romantic-online.com/uploads/images/9/b/c/0/38/deaa7a6799.jpg

— Что общего в написании этих слов?

— В чем различие?

IV. Постановка учебной задачи.

— Кто может назвать тему урока? http://freeyaho.ru/uploads/posts/2011-07/yruwem1yuk.jpeg

— Какую цель перед собой поставим? (Я хочу научиться писать слова с ь без

ошибок…

Я хочу понять до конца работу мягкого

знака в слове и уметь правильно переносить

слова с мягким знаком……

Хочу знать, когда мягкий знак смягчающий,

а когда — разделяющий…)

Слайд 4. Тема: Роль мягкого знака на письме.

-Можно ли ее считать новой? http://mastersloga.ru/_pu/0/30144346.png

Цель: Распознать роль Ь — показатель мягкости или разделительный знак?

Научиться правильному переносу слов с мягким знаком в середине.

Узнать, какое влияние оказывает Ь в написании слов.

V. Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения.

— Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак таинственная.

Как вы думаете, почему её так назвали – таинственная?

Слайд 4. Проблемная ситуация

Почему буква мягкий знак таинственная?

http://presentaci.ru/uploads/3493_839760.png

VI.Чистописание: Ь (открытое/закрытое соединение)

Слайд 5. Выпишите слоги с разделительным Ь знаком:

тья бью льн лью рьк вья онь вьи жье

Ученье — путь к уменью.

Какую функцию мягкого знака видим в этой записи? (разделяет и смягчает)

-Сколько букв в слове ПУТЬ, а звуков? (3) Почему?

-Как понимаете эту пословицу?

-Поэтому, мы сегодня на уроке будем учиться исследовать работу Ь и выясним его место на письме.

VII. Словарная работа:

Спрячь мягкий знак в середину слова:

День-ден.ки, пень-пен.ки, фасоль-фасол.ка, медаль- медал.ки)

ПалЬто,, деревЬя, конЬки, сучЬя, веселЬе, ветер, февралЬ. (2 уч-ся у доски)

-Проверка с комментированием орфограмм. (1- ученик-контролер)

-Назовите слово, в котором нет мягкого знака, но все согласные мягкие. (ветер). Напишите транскрипцию к слову в э т и р

Слайд 5. ПОПУТНОГО, ВАМ, ВЕТРА.

http://img-fotki.yandex.ru/get/3908/zyb6666.b/0_21b9a_e5df4bdb_L

— Мы часто его слышим в разных значениях.

-А кто может объяснить значение  фразеологизмов:

      Не бросай слов на ветер.

Прокатиться с ветерком.       

ПОПУТНОГО, ВАМ, ВЕТРА. (пожелать удачи)

-Видите, какой богатый русский язык. Писатель К. Паустовский писал, что русский язык творит чудеса. Нет  ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом.

Я вам желаю тоже удачи в разрешении нашей учебной проблемы.

Слайд 6. Алгоритм письма:

1.Четко произнести слово

2.Послушать звук

3.Понять роль мягкого знака в слове: смягчает согласный или

разделяет согласный звук от гласного.

4.Написать букву правильно – ь.

На прошлом уроке мы составили алгоритм письма слов с мягким знаком.

Пользуясь алгоритмом, докажем правописание слов. (1 ученик из первой группы)

Измороз сосулка снегир

вюжит палто метел вюга

http://dancingchair.ru/upload/medialibrary/35a/35a1c4d1c1fbee3251e2541e63faa67e.jpg

-Изморозь – слышу на конце слова (з,) – обозначу на письме – ь. В слове 8 букв, но 7 звуков; и т.д

— Какую роль выполнил ь? (обозначил мягкость согласного звука на конце и в середине слова) и т.д.

— Итак, подведем выводы, какую роль выполняет мягкий знак на письме? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука на конце и в середине слова, разделяет согласный звук от гласного. На письме мягкий согласный звук на конце слова обозначается Ь).

-Найдите однокоренные слова: вьюга – вьюжный (чередование согласной г/ж)

-Сравним вывод, сделанный нами, с правилом в учебнике на стр.1251.

-Составляем кластер:

1) http://img-fotki.yandex.ru/get/9811/16969765.1cc/0_89813_6220abdf_L.png http://yak-prosto.com/images/3/3/chomu-ye-m-yakiy-znak.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/9811/16969765.1cc/0_89813_6220abdf_L.png

согласный согласный

2) http://img-fotki.yandex.ru/get/9811/16969765.1cc/0_89813_6220abdf_L.png http://yak-prosto.com/images/3/3/chomu-ye-m-yakiy-znak.jpg

согласный

3) http://img-fotki.yandex.ru/get/9811/16969765.1cc/0_89813_6220abdf_L.png http://yak-prosto.com/images/3/3/chomu-ye-m-yakiy-znak.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/63/145/63145948_1282676484_01.png

согласный гласные Е Е И Я Ю

http://boombob.ru/img/picture/Jul/06/c3ba5fb0ecb0c048f760bced75903cd9/1.jpg

Физминутка:

Слайд 7. Лексическая задачка:

— Сравните пары слов: угол -уголь, ел – ель.

— Что изменилось в этих словах? (Звук и лексическое значение)

Работа в парах: /ПРАВИЛА/

— Образуйте новые слова с помощью ь и распишите их в 3 столбика:

Мел, кот, брат, банка, стал, сын, был, полка, дал, семя.

Как вы думаете, всегда ли можно твердый согласный с помощью мягкого знака превратить в мягкий согласный? (Нет) — 4)/ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТАБЛИЧКА

Ь меняет лексическое значение слова/

-В каких словах нельзя было вставить Ь? Почему?

-Что вы можете сказать о количестве букв и звуков в словах? (букв больше, чем звуков). Почему? (Ь звука не дает) 5)/ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТАБЛИЧКА

Ь собственного звука не дает/

— Может ли Ь знак стоять в начале слова? (Нет) Следовательно не имеет заглавной буквы.

6)/ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТАБЛИЧКА

Ь не стоит в начале слова/

Проверка с комментированиеМ.

Гимнастика для глаз: http://900igr.net/datas/pedagogika/Relaksatsija-uprazhnenija/0007-007-Trenazhjor-Bazarnogo-V.F.-Sposobstvuet-uluchsheniju-koordinatsii-dvizhenija.jpg

Слайд 8. Грамматическая задачка: (дифференцировано)

1группа: разделить слова для переноса:

Деревья, грязь, звенья, сосулька, из-мо-розь.

2 группа: найти опасные места в словах и выполнить перенос правильно:

Де-ревья, зря-зь, звень-я, сосул-ька, и-змо-розь.

3 группа: найти в предложении опасные места и записать его, употребляя все изученные орфограммы. Разделить слова на перенос.

Птичйа дружная симйа носит сучйа для жылйа.

Слайд 9. Письмо по памяти http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Razdelitelnyj-mjagkij-znak/0013-013-Sostavte-i-zapishite-poslovitsu.jpg

— Как понимаете эту пословицу?

-Запишите пословицу.

— Работу выполняем на время. Минута – час бережет. По моему сигналу положите

ручки.

— Поднимите руки, кто выполнил задание полностью?

-Кто не успел дописать? Не страшно, в следующий раз постарайтесь писать

быстрее.

— А проверим себя в паре.

Обменяйтесь тетрадками. Сравните работу соседа с образцом на контрольном листе. Если встретилась ошибка, исправьте её карандашом.

Оцените работу товарища. Обменяйтесь тетрадками.

Тест. Выбери верный ответ, обведи его. Будьте внимательны.

Слайд 10. Проверь себя. http://psyxologiya.ru/wp-content/uploads/2010/12/besedy-uchitelya-s-roditelyami.jpg

  1. Отметь слово, в котором все согласные мягкие:

тюлень пальто тетрадь

  1. Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет. В каком образованном слове не пишется мягкий знак?

воробьи лошади олени

  1. В каком словарном слове пишется на конце мягкий знак?

пенал… сахар… декабр…

  1. От какого слова можно образовать новое, если дописать на конце мягкий знак? стол угол свет

VIII. Рефлексия деятельности. (итог урока)

Слайды 11. Цель: Распознать роль Ь — показатель мягкости или разделительный знак?

Научиться правильному переносу слов с мягким знаком в середине.

Узнать, какое влияние оказывает Ь в написании слов.

— Какую цель достигли?

— Что для вас оказалось трудным?

Слайд 12. — Я научился …

— Мне понравилось…

— Мне было трудно….

— О какой орфограмме мы сегодня говорили?

— Назовите алгоритм работы с орфограммой Ь знак.

— Как оцените свою работу на уроке? Карточки самооценки.

— Чьим успехам смогли порадоваться?

— Какое настроение у вас  создал урок?

— Оценивание учителем.

— Что было самым трудным?

-Какое настроение у вас  создал урок? (Показывают солнышко или тучку)

— Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе и активной работе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали почему чягкий знак таинственный? И свое настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

— Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

Это сделал мягкий знак!

Слайд 13. Спасибо за урок! http://www.greenmama.ru/dn_images/01/46/58/21/12084172256461b2c87f8cc289d95a508f687bbb88.jpg

Самоанализ урока русского языка во 2-Б классе 22.01.2016г.

Тема: Правописание мягкого знака.

Краткая характеристика класса:

В классе 27 учеников: 12 мальчика и 15девочек. Не все учащиеся проявляют интерес к учению. На уроках большинство ребят активны, готовы сами делать открытия. Учащиеся умеют по вопросу находить в слове изученные орфограммы.

С учетом возрастных и психологических особенностей учащихся были выбраны разные формы и методы работы (дифференцированный подход, дифференцированные задания, самостоятельная, индивидуальная работа и работа в паре, в группах). Поскольку класс по уровню развития и сформированности умений и навыков является средним, перед учителем стояла задача создать на уроке такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал и приобрел новые знания, умения и навыки.

Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изученного материала, уровнем подготовленности класса и прогнозом конечного результата.

Место урока в изучаемой теме: урок по данной теме -2.

Тип урока: нестандартный.

Вид урока: смешанный.

Форма урока: мультимедийная презентация.

Цели: повторить и систематизировать материал по правописанию мягкого знака.

Обучающие:

— способствовать развитию умения проверять слова с безударной гласной и согласной в корне слов;

— формировать навыки правописания корня на основе сопоставления правил;

Развивающие

— развивать познавательный интерес к изучению материала, используя активные формы обучения;

— развивать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы; взаимопроверку;
— развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление; творческие способности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

— развитие самооценки учащихся;
воспитательные
— воспитывать трудолюбие, прилежание, аккуратность, самостоятельность, чувства взаимопомощи и интерес к изучаемому предмету.

Тип урока. Урок актуализации знаний и умений с выдержанной структурой. Мной были определены этапы урока

1) Организационный этап.

2) Минутка красивого письма

3) Актуализация знаний с целью закрепления изученной темы

4) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5) Обобщение и систематизация знаний. Составление «Кластера».

6) Физминутка

7)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и рефлексия .

— Работа в паре.

— Самостоятельная работа (подведение итогов занятия).

— Словарная работа.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Каждый этап имел свои определенные цели .

1 этап: Организационный этап. Его цель — создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся. Использовала фронтальные формы работы, словесные – беседа, дискуссия. Вспоминали все, что уже знаем о правописании мягкого знака.

2 этап: Актуализация знаний. Цели этого этапа — отработка полученных умений и навыков, развивать интерес к предмету, творческую активность. На этом этапе использовала прием постановки проблемных вопросов. Использовались фронтальная форма работы.

3этап . Применение знаний и умений в новой ситуации. Учащиеся ставили перед собой цель, которая должна быть достигнута в результате выполнения задания, выбирали пути ее достижения, учились объективно оценивать результаты работы товарища по классу и своей работы

4 этап. Обобщение и систематизация знаний. На этом этапе учащиеся выполняли самостоятельную работу по данной теме. Учились находить и выбирать способ решения, прогнозировать результат. Характер самостоятельной работы продуктивный.

5 этап: Рефлексия. Цель этапа – подведение итогов работы. Учащиеся должны были суметь распознать достигнута ли цель, поставленная в начале урока или необходима дальнейшая работа по данной теме. Я считаю, что все учащиеся поняли эту тему урока и достигли поставленных целей.

Во время урока проведена физкультминутка, с целью физической и умственной разгрузки учащихся. Использовалась веселая музыка, которая помогла детям немного расслабиться и отдохнуть.

5. Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность. Время, отведённое на каждом этапе урока, определялось в соответствии поставленной целью, и было распределено достаточно рационально.

Урок построен последовательно, имеет чёткую структуру и логическое завершение.

Содержание урока соответствует теме и поставленным задачам.

Все поставленные цели были реализованы в ходе урока. В ходе урока было предусмотрено развитие внимания, памяти, мышления. Учащиеся учатся обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать.

Важнейший познавательный компонент учебной деятельности реализуется через фронтальную, индивидуальную работу и работу в парах..

В ходе повторения и подведения итогов реализуется операционный (обобщение) и регулирующий компонент деятельности учащихся (самооценка)

Особая роль на уроке отводится достижению развивающей цели. Это достигается за счет создания ситуаций с применением логически мыслить, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Смена видов деятельности (слушать, отвечать на вопросы, анализировать) способствуют укреплению памяти, активизации мышления.

6. Применяемые технологии и методы работы. На уроке применены современные педагогические технологии: игровая, проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

На всех этапах урока использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.

7.Оценка деятельности учащихся. Свой урок старалась построить так, чтобы как можно чаще звучал вопрос почему? и как можно чаще дети употребляли бы в своей речи слова «потому что», «поэтому», учащиеся строили полный ответ на поставленный вопрос и, следовательно, при этом развивали свои коммуникативные навыки.

Я считаю, что учащиеся на уроке были достаточно активны, внимательны, работоспособны и мотивированны на урок .

Рефлексия показала, что учащихся умеют давать осмысление своим действиям и самооценку.

8. Использование возможностей кабинета. Возможности учебного кабинета использованы полностью.

9 Общий вывод. Выбранная форма организации учебной деятельности и виды деятельности были достаточно эффективны. Я считаю, что каждому ребенку на уроке было комфортно и интересно. Урок высокой плотности, цели достигнуты.

Атмосфера на уроке доброжелательная, стиль общения учителя и учеников – демократичный, способствующий сотрудничеству.

Учитель _____ / Ибраимова З.А./

Разделительный мягкий знак. Русский язык. 2-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Уточнить представление второклассников о разных ролях мягкого знака в русском языке.
  • Учить детей различать мягкий знак — показатель мягкости согласных на письме и разделительный мягкий знак.
  • Развивать фонематический слух учащихся, упражнять их в выполнении фонетического разбора слов.
  • Развивать орфографическую зоркость, вырабатывать навык грамотного письма.
  • Расширять активный словарный запас учащихся.
  • Развивать связную речь учащихся, память, логическое мышление.
  • Вырабатывать умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
  • Учить детей самостоятельности, умению формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем.
  • Воспитывать любовь к русскому языку, языковое чутьё.

Оборудование:

  • (У учеников) Учебник (Русский язык: учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях, часть 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2006. ), тетрадь, 2 рабочих листа (индивидуальный и для работы в парах).
  • (У учителя) Учебник (Русский язык: учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях, часть 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2006. ), доска, экран, проектор и компьютер (для демонстрации презентации).

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (настрой на урок).

— Внимание, проверь, дружок, готов ли ты начать урок,

Всё ли у тебя в порядке, книжки, ручки и тетрадки?

Проверили, садитесь, с усердием трудитесь.

— Какие правила мы будем выполнять во время работы на уроке? (Не выкрикиваем, не перебиваем друг друга, мы слышим друг друга, учимся работать сообща.)

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (повторение изученного материал, формулирование темы урока).

1) Орфографическая минутка (с элементами какографии). У детей на столах листки бумаги с «записями из тетрадки Кузи». <Приложение>.

— Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки?
Он в тетради написал: «Корондаш, портфел, пинал,
Ручьки и тетратки у меня в порядке».
Быстро Кузе помогайте да ошибки исправляйте!
В чём причина их, скажите, правила нам назовите!

(Дети объясняют правописание слов, в которых допущены ошибки.)

— В каком из этих слов букв больше, чем звуков? Почему? Что вы знаете о букве мягкий знак? (Дети рассказывают.)

2) Постановка темы и задач урока.

Буква эта — актриса, которая играет разные роли. Она станет сегодня героиней нашего урока.

— Мягкий знак — хитрый знак, не назвать его никак!
Он не произносится, но в слово часто просится.
Он так хорош, достоин чести, когда стоит на своём месте.

Демонстрация слайдов на экране. <ПРЕЗЕНТАЦИЯ>.

СЛАЙД 1. (Переключается по щелчку мыши).

— На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы в ходе урока? Какова тема нашего урока? Чему будем учиться? (Сегодня на уроке поговорим о разных ролях этой буквы в русском языке, научимся различать их в словах и правильно употреблять в письменной речи.)

3. ПОВТОРЕНИЕ. Ь — ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ.

СЛАЙД 2.

— Добавьте к данным словам (ЕЛ, МЕЛ, УГОЛКИ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши), объясните значения слов. Какая роль у мягкого знака в этих словах? Почему?

СЛАЙД 3.

— Сравните слово с мягким знаком и без него. Какой буквой они различаются, каким звуком? Совпадает ли в словах количество звуков и букв? (По мере проговаривания детьми ответов на поставленные вопросы открываются записи.)

— Сделаем вывод, где в слове пишется мягкий знак — показатель мягкости согласных на письме. (На конце или в середине слова между согласными буквами).

СЛАЙД 4. (схема)

Ь

показатель

мягкости

— Он очень вежлив, мягкий знак, не любит споров он и драк.

Чтоб никого не огорчить, он всё старается смягчить.

— Всё ли правильно в этом стихотворении с точки зрения грамматики? (Ь ничего не смягчает, он обозначает мягкость согласного звука на письме.)

4. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. Ь - РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ.

СЛАЙД 5.

— Добавьте к данным словам (ПОЛЮ, СОЛЮ, КОЛЯ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши), объясните значения слов. Какая роль у мягкого знака в этих словах? Почему?

СЛАЙД 6.

— Сравните слово с мягким знаком и без него. Какой буквой они различаются, каким звуком? Совпадает ли в словах количество звуков и букв? (По мере проговаривания детьми ответов на поставленные вопросы открываются записи.)

— Сделаем вывод, где в слове пишется разделительный мягкий знак. (В середине слова между согласной и гласной (е, ё, ю, и, я), не даёт образоваться слиянию, в этом случае между согласным и гласным звуком слышится мягкий звонкий звук [й’]).

СЛАЙД 7. (схема)

Ь

(е, ё, ю, и, я)

раздедительный

Физк.ультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь.
Мы снежинки — балеринки, мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок, получается снежок.
Мы деревья побелили, крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли и от стужи сберегли.

5. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.

1) Лексическая работа.

— Кто внимательно слушал текст физкультминутки и сможет назвать нам слово, в котором надо писать мягкий знак — показатель мягкости согласных и слово с разделительным мягким знаком? Почему в этих словах надо писать мягкий знак?

— Вы сейчас были лёгкими нежными снежинками. А как называется явление природы, когда ветер поднимает снег, крутит его и несёт в сторону? Назовите слова, близкие по значению (синонимы) слову метель (снежная буря, вьюга.) Объясните значение слов. В каком из них надо писать букву Ь? Какая это буква? Почему?

— Подберите родственные слова к слову ВЬЮГА.

— Выполните фонетический разбор слова ВЬЮГА.

— «Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится», — говорится в пословице. И действительно, каждое образное выражение имеет свою историю, которая нередко уходит в глубокую древность. Узнавая происхождение таких выражений, мы знакомимся с интересными фактами из жизни нашего народа. Кто из вас знает, что означает выражение (на доске) БИТЬ БАКЛУШИ? (Бездельничать.) Откуда появилось такое выражение? (Оказывается, первоначально оно обозначало «раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.п., т.е. выполнять очень несложную работу».) Составьте предложение с этим фразеологическим оборотом. (Выслушать ответы детей, выбрать лучшее.) Запишите его в тетрадях. Какое оно по цели высказывания и по интонации?

— Какую роль выполняет мягкий знак в слове БИТЬ? Почему? Измените форму слова так, чтобы мягкий знак стал разделительным. Что для этого надо сделать? (Надо добавить гласную букву е, ё, ю, и или я между согласной и мягким знаком. Получаем слова БЬЮ, БЬЁМ, БЬЁШЬ.)

2) Упражнение в распознавании роли мягкого знака.

СЛАЙД 8.

— Измените форму слов (ПРУТ, СТУЛ, КОМ, КРЫЛО, ЛИСТ). Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши), объясните, какая роль мягкого знака в этих словах. Почему? Чего больше в этих словах - звуков или букв? Почему?

Работа в парах (на рабочих листах). <Приложение>.

СЛАЙД 9.

день   показатель мягкости   сильнее
здесь воробьи
бьёт Ь веселье
вьют разделительный колосья
зорька стоять

— Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них (соедините стрелками с верной записью). Назовите слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме. Где в слове пишется мягкий знак? Проверьте (по щелчку мыши).

Назовите слова с разделительным мягким знаком. Где в слове пишется эта буква? Проверьте (по щелчку мыши).

СЛАЙД 10.

— Разгадайте кроссворд. Впишите в клеточки буквы. Все слова пишутся с мягким знаком.

  Ь         1. Снежная буря.

2. Домики для пчёл.

3. Мать, отец, дети вместе.

4. Животное, умеющее ловко лазать по деревьям.

5. Ягоды, сваренные в сиропе.

    Ь    
      Ь    
        Ь      
          Ь    

(Вьюга, ульи, семья, обезьяна, варенье.)

— Проверьте (по щелчку мыши). Объясните, какая роль мягкого знака в этих словах. Почему?

Физк.ультминутка.

Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз, тронет руки, тронет нос,
Значит, надо не зевать, прыгать, бегать и играть.

3) Самостоятельная работа учащихся.

Упр. 185 стр. 137 учебника. С последующей фронтальной проверкой. (В каких случаях написали букву мягкий знак и почему, какой это мягкий знак?)

Упр. 186 стр. 138. С последующей фронтальной проверкой. (Прочитайте слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных и с разделительным мягким знаком. Как различить в словах эти знаки?)

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Упр. 187 стр. 139, правило стр. 139. По желанию - подготовить загадку, в отгадке которой надо писать разделительный мягкий знак.

7. ИТОГ УРОКА (Рефлексия.)

— С какой буквой в словах мы сегодня работали? Чем она особенная?

— Какие роли выполняет в русском языке мягкий знак?

— В каких случаях в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме, а когда разделительный мягкий знак?

— Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?

— Какие задания показались трудными?

— Что вы получили от этого урока?

— За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?

— У вас на рабочих листах есть личики-смайлики. Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на смайлике ротик (улыбку, если всё на уроке понравилось и получилось, серьёзное личико, если что-то было делать трудно, грустное личико, если на уроке было непонятно, скучно, неинтересно.)

— Вы молодцы, я благодарю вас за работу.

СЛАЙД 11.

План-конспект урока по русскому языку (1 класс): Проект урока. Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове

Вакулко Татьяна Владимировна,

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 8»

г. Сафоново Смоленской области

Проект урока  русского языка

в 1  классе

по теме: «Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове»

(по курсу «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого )

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Форма урока:  урок

Цель: показать роль мягкого знака в слове; научить различать на слух и зрительно   слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед другим согласным; обозначать мягкость согласного на конце и в середине слова мягким знаком, развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, речевые способности, аналитико–синтетическое мышление, внимание, наблюдательность, воспитывать аккуратность, прилежание, интерес к русскому языку.

        

Оборудование: учебник «Русский язык», 1 класс, авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.


Организация пространства: фронтальная работа, работа в паре.

                                             

                                              Ход урока

I. Организационный момент

Проверьте, ребята,

Готовы ли вы начать урок?

        Все ль на месте, всё ль в порядке:

        Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

— Давайте улыбнемся друг другу, улыбнитесь мне. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов.

II. Сообщение темы урока

— Посмотрите на буквы, записанные на доске:   я, и, ь, е, ё

— Что их объединяет? (Эти буквы обозначают на письме мягкость согласного звука)

— Какую букву можно исключить из данного ряда и почему?  («ь», т.к. он не обозначает звука, а остальные буквы означают звуки.)

— Исходя из наших рассуждений, скажите, о какой букве мы будем говорить сегодня? (О букве «ь», который обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука.)

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак,

Он не произносится ,

Но в слово часто просится.

Хочет всем нам показать,

Что согласную надо мягко читать.

III. Чистописание

— Раз сегодня у нас в гостях ь, то на минутке чистописания мы будем писать эту букву.

— Но сначала подготовим пальчики к письму.

Утро ясное пришло (поднять вверх правый кулачок)

Солнце красное пришло (поднять вверх левый кулачок)

Будут пальчики вставать (разжать кулачки)

Будут пальчики играть (пошевелить)

Поздоровались друзья

Им гулять давно пора (коснуться поочередно всеми пальчиками с большим)

Раз-два-три-четыре-пять (раскрывается кулачок поочередно, начиная с большого пальчика)

Вышли пальчики гулять (пошевелить)

Раз-два-три-четыре-пять (закрывается  кулачок, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять (сжать и разжать все пальцы)

Потрясли кистями рук.

— Посмотрите на доску и скажите, почему написание буквы «ь» разное?

— Вспомним из каких элементов состоит буква «ь»

Напишите эти буквы в следующем порядке до конца строки.

Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

 

IV. Словарная работа

— Буква «ь» есть сегодня и в новом словарном слове. Я его зашифровала. Вы сможете назвать это слово, если найдете его первую букву и соедините остальные в определенной последовательности.

 

(это слово тетрадь. Начал с выделенной буквы в самом маленьком прямоугольнике. Потом искал прямоугольники более высокие и соединял буквы.)

— Что такое тетрадь? (сшитые листы чистой бумаги в обложке (толк.словарь))

— Как раньше называли тетрадь и как она получила своё название, вы узнаете из учебника. Откройте его на стр.73, упр.4.

— Прочитай, Настя, громко и  чётко.

— Что же называли раньше тетрадью?

— От какого слова тетрадь  получила своё название?

— Подумайте, ребята, если тетрадь получила свое название от слова тетро, то какая безударная гласная пишется в слове тетрадь?

— В каком слоге она находится? (в безуд. первом слоге тет )

— Произнесите слово по слогам. Запишите. Обозначьте ударение, выделите безударную гласную, отметьте слоги.

V. Словарная работа (продолжение). Работа по теме урока.

1.- Вспомните из словаря еще слово с «ь» на конце (Учитель)

— Произнесите его орфографически и запишите в тетрадь.

— Что общего в записных словах? (безударная гласная е, мягкий знак)

— Где в словах находится «ь»? Какую работу он выполняет?

— А если, мы изменим место «ь» в слове …? Вспомните и назовите еще одно словарное слово с «ь». (пальто)

— Произнесите орфографически и запишите в тетрадь.

— Где же находится «ь» в слове пальто? (в середине между согласными)

— Изменилась ли его работа? (Нет. Он обозначает мягкость согласного, стоящего перед ним)

— Сделайте вывод: когда же «ь» обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука. («Ь» обозначает на письме мягкость предшествующего  согласного звука на конце слова и в середине перед другими согласными)

— Сверим правильность своего вывода со сведениями в учебнике на стр.73.

Читаем вместе орфографически.

— Когда же «ь» обозначается на письме мягкость предшествующего  согласного звука?

2.Изменение  значения слов, когда в них появляется или исчезает «ь».

Понаблюдаем за изменением значения слов, когда в них появляется или исчезает «ь».

— Откройте печатную тетрадь на стр.42, упр.1.

— Я читаю, а вы называете хором только выделенные жирным шрифтом слова.

— В чем различие выделенных слов в каждой строке? Возьмем слова шесть и шест. (В слове шесть последний звук произносится мягко [т’], поэтому на письме нужен «ь», а в слове шест посл.звук твердый [т], поэтому «ь» не нужен)

— А изменяется ли значение слова? (да)

— Докажите. (шесть – это число и цифра, шест – это длинная палка)

— А в чем различие слов банька и банка? («ь» в слове банька обозначает мягкость звука [н’], в слове же банка звук [н] твердый; «ь» изменил значение слова. Банька — помещение, где моются и парятся, банка – сосуд (стеклянная, консервная, жестяная)

-Что же может изменить «ь» в слове?

3.Мягкий знак не обозначает звука.

— Сделайте звуковое обозначение слова банька. (работают в тетради и у доски  [б а н’ к а ])

Сравни количество букв и звуков (букв 6, звуков 5. Звуков меньше, т.к. «ь» звука не обозначает, а только показывает на письме мягкость предшествующего согласного звука)

VI. Физминутка

Дидактическая игра.

Я буду произносить слова.

Если звучит слово с «ь»на конце (хлопайте)

Если с мягким согласным в середине слова перед другими согласными (поднимайте руки вверх)

Если произносится слово, в котором не нужен «ь» (приседайте)

Слова: тень, школьник, палка, боль, пилка, мель, зверьки, пальма, уголки, мальчик, плыть, окунь, зорька, марка, роль, галка, камень, слон, заколка, лось, полька.

VII. Закрепление

1) — Продолжим распределять слова на 3 группы. (Письменно в тетради)

— Посмотрим на схему. Какие слова поместим в первый столбик?

    ь          ь                   

Доскажите слово:

— Без ключа, ты мне поверь,

  Не откроешь эту … (дверь)

— Часть лимона, апельсина или яблока называется… (долька)

— Загадка. Белый камушек растаял –  на доске следы оставил. (мел)

— Ребус (пальцы)

— Слово, противоположное по значению слову ночь (день)

— Загадка. Есть всегда он у людей,  есть всегда у кораблей (нос)

2)-А сумеете ли вы, ребята, спрятать «ь» с конца слова в середину.

На доске:

Пень — … , зверь — …, пыль — …  

— Как нужно изменить слово? (добавить слог)

— Напишите слова парами. Мягкий знак выделите зеленым цветом.

— Зачем, ребята, вы в словах писали «ь»? (чтобы на письме показать мягкость согл.звука на конце и в середине слова)

3) — Откройте печатную тетрадь на странице 43.

— Прочитайте задание.

— Теперь слоги вы будете добавлять самостоятельно

1 ряд – в 1 столбике

2 ряд – во 2 столбике

3 ряд – в 3 столбике

Работайте в парах. Совещайтесь друг с другом за партой.

VIII. Итог

— Наш урок подходит к концу.

 — С чем познакомились?

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Спасибо всем за урок.

-Вы работали дружно, быстро, активно. Какое здесь спряталось слово?

ЧКЛЕРНОГПТМОЛОДЦЫЧАГ

Разделительный мягкий знак. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: формирование новых знаний (1-й урок).

Цель урока: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного;
  • наблюдать произношение слов с разделительным мягки знаком;
  • познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака;
  • тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком;
  • определять, каким правилом регулируется написание разделительного мягкого знака;
  • применять правило о разделительно мягком знаке на практике;
  • осуществлять орфографический контроль.

Развивающие:

  • развивать навыки орфографической зоркости;
  • способствовать развитию основ мыслительной деятельности;
  • развивать речь;

Воспитательные:

  • формировать потребности писать грамотно;
  • формирование навыков сотрудничества;
  • расширение знаний о родном языке;
  • воспитание учебной активности;
  • работать в парах и группах.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Планируемы результаты:

Научатся:

  • писать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласного звука на письме.

Получат возможность научиться:

  • безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач.

Предметные:

  • Умение различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного и с разделительным мягким знаком;
  • Объяснять написание раздельного мягкого знака в словах.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Умение определять цель деятельности урока, планировать (в соответствии с учителем или самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • Ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкции (памятка-схема), содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник, вносить коррективы (осуществлять самоконтроль по ходу письма), проверять написанное, находить и исправлять ошибки;
  • Оценивать свои и товарища достижения.

Коммуникативные:

  • Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь;
  • Осуществлять взаимоконтроль;
  • Проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

Познавательные:

  • Осуществлять анализ, синтез. Сравнение. Классификацию языкового материала по заданным критериям.

Личностные

  • Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией;
  • Считаться с мнением другого человека.

Ресурсы урока: Русский язык: учебник для 2 класса, 2 часть/ В.П. Канакиной. – 3-е изд. М.: “Просвещение”,2011г.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация “Разделительный мягкий знак”, карточки задания для учащихся, схема-памятка для учащихся.

  • У учащихся:
  • карточки с заданиями, тетрадь-памятка, сигнальные карточки зеленого, желтого и красного цветов.

    Ход урока

    I. Организационный момент (2 мин.).

    — Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведём с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, то мы знаем и умеем работать.

    — Присаживаемся. Проверим посадку.

    Руки?

    Ноги?

    Локти?

    Спинка?

    — Открыли тетради, отступили одну строчку вниз от предыдущей работы и записали число, на следующей строчке классная работа. Посмотрите на слайд и запишите прописными буквами.

    Слайд 2.

    — На полях с помощью простого карандаша изобразите ваше настроение: солнышко, тучку или солнышко, спрятанное за тучкой. Если у вас хорошее настроение – нарисуйте солнышко, если вам грустно – тучку нарисуйте, а если вы серьезны, изобразите солнышко, спрятанное за тучкой.

    II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    — Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте. Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

    — Что за буква, кто узнает:
    Звука не обозначает,
    Может только показать,
    Как согласную читать:
    Лес, лось, жар, жарь,
    Мол, моль, кон, конь.

    — Да, сегодня будем писать ь. Вспомните, как пишется ь, из каких элементов он состоит?

    Слайд 3.

    — Посмотрите на слайд, вы видите прописные буквы ? мягкий знак, один ь пишется после согласного в конце слова, второй – в середине, запишите по образцу ь от начала строки до конца.

    — Подчеркните самую красивую букву ь.

    — Молодцы, вы все постарались при написании этой буквы.

    III. Актуализация знаний (создание условий для возникновения у учеников потребности в учебной деятельности на основе ранее полученных знаний) (5 мин.).

    — Ребята, что вы знаете о букве мягкий знак? Какая особенность этой буквы?

    — Какую работу выполняет в русском языке мягкий знак?

    — Посмотрите на слайд, прочтите слова.

    Слайд 4.

    декабрь, мебель, коньки, январь, ноябрь

    — Ребята, а что это за слова?

    — А почему вы так решили?

    — Какие надо запомнить буквы в данных словах?

    — Что объединяет эти слова?

    — Посмотрите на слайд, проверьте, верны ли ваши предположения.

    Слайд 5.

    Какую роль здесь выполняет мягкий знак?

    IV. Формирование новых знаний и умений (постановка проблемного вопроса) (7 мин).

    Поработаем в парах. Посмотрите на экран, перед вами таблица, прочитайте слова в ней. Что объединяет эти слова?

    Слайд 6 (1).

    У вас на столе лежат жёлтые карточки с такими же словами. Ваша задача, попытаться разделить данные слова на две группы, показывая направление слов стрелочками.

    Проверим, правильно ли вы расставили стрелочки.

    Слайд 6 (2).

    Поднимите руки, у кого все стрелки правильно расставлены. У кого была одна ошибка. Кто не справился совсем. Объясните, по какому принципу вы разделили слова на группы? Докажите.

    Возникали ли какие проблемы при выполнении данного задания?

    Как вы думаете, какая тема нашего урока?

    Слайд 7.

    Какие цели стоят перед нами на уроке?

    V. Открытие нового знания (7-8 мин.).

    Обратили внимание на слайд, прочитайте слова.

    Слайд 8 (1).

    Солю (воду) солью (воду).

    Сравним написание и произношение слов. Какой буквой они различаются?

    Какое имеет значение каждое это слово?

    Сколько букв и звуков в слове солю, а в слове солью?

    Прочитайте слова с правой стороны и с левой стороны по слогам, послушайте, как они звучат. – Что мы можем сказать о втором слоге в этих словах.

    – Какими звуками обозначены гласные буквы, находящиеся во втором слоге?

    – Как вы думаете, почему буква ю в слове солью обозначает два звука?

    – Посмотрите, между какими буквами стоит ь?

    Предположите, какая роль у мягкого знака в слове солью?

    Сделайте вывод, каким может быть мягкий знак.

    Слайд 8 (2).

    ? На письме после согласной буквы “эль” перед гласной буквой ю пишется мягкий знак, который в русском языке называется разделительным мягким знаком.

    Обратимся к учебнику с.32, найдите сведения о языке, прочитайте самостоятельно.

    Прочитайте вслух, пожалуйста.

    Попытаемся создать схему, в каких же случаях пишется разделительный мягкий знак?

    Обратимся к слайду, правильно ли мы сказали.

    Слайд 9.

    — Прочитайте слова, скажите, какими звуками обозначены буквы е, ё, я, и, ю, стоящие после мягкого знака?

    Молодцы, ребята, вы справились, вы получили такую же схему-сигнал, как и на слайде. Эту схему вы можете вклеить в тетрадь-памятку.

    Физкультминутка. (Для глаз, спины).

    VI. Первичное закрепление (4-5 мин).

    Ребята, обратимся к упражнению 52. Прочитайте задание самостоятельно. Прочитайте вслух. Что необходимо сделать в упражнении?

    Определить, перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак. Списать слова. Подчеркнуть одной чертой разделительный мягкий знак, двумя чертами – буквы, перед и после которыми он пишется.

    Давайте выполним это упражнение у доски. Вы записываете слова, диктуя по слогам, определяя какими звуками обозначены буквы, стоящие после мягкого знака.

    Какую роль здесь играет знак?

    — Ребята, правильно ли выполнено задание на доске? Оцените с помощью “Ладошки”.

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 мин).

    А теперь поработаем самостоятельно. Внимание на слайд.

    Слайд 10 (1).

    Зверьки, листья, борьба, друзья, соль, здоровье, пальто, веселье, ночью.

    Даны слова, прочитайте их. Ребята, у вас на столе карточки синего цвета с такими же словами. Возьмите их. Послушайте задание.

    Спишите только те слова, в которых есть разделительный мягкий знак. Подчеркните те буквы, которые указывают, что мягкий знак является разделительным. Используйте схему-памятку, которые вы получили.

    Ребята, всем задание понятно? Если да, то выполняем.

    Взгляните н слайд. Проверьте, всё ли верно написано. Оцените себя: если все слова выписаны правильно – поднимите зелёный цвет, если не верно 1-2 слова – поднимите жёлтый цвет, если больше ? поднимите красный цвет.

    Физкультминутка.

    VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.).

    Посмотрите на доску, вы видите картинки.

    Слайд 11.

    Проговорите название картинок про себя. Попытайтесь понять, в каких словах пишется разделительный мягкий знак. Выпишите их.

    Найдите в выписанных словах буквы, обозначающие два звука, напишите, какие звуки они обозначают. Попытайтесь выполнить самостоятельно.

    Всем задание понятно? Выполняйте.

    Поменяйте тетрадями, оцените друг друга с помощью шкалы.

    Проверим вашу работу на слайде.

    Слайд 12.

    Если все правильно, крестик на верхней черте, если одно слово неверно, крестик посередине, если написано 1 слово или слова со смягчающим мягким знаком, поставьте крестик на нижней черте.

    IX. Рефлексия деятельности.

    — Ребята, а теперь немного поиграем, я вам читаю предложение, если вы согласны, то вы поднимаете зелёный цвет сигнала, если нет – то красный.

    Приготовились.

    • Мягкий знак бывает смягчающим.
    • Мягкий знак бывает разделительным.
    • Разделительный мягкий знак стоит после согласного в конце слова.
    • Разделительный мягкий знак разделяет гласный и согласные звуки.

    Молодцы! Почти все справились с заданием. На следующем уроке мы продолжим работать с данной темой.

    X. Итог урока.

    Что узнали нового о Ь знаке?

    Где стоит разделительный мягкий знак?

    Что было легко? Что было трудно на уроке?

    — Какое задание было самым интересным?

    — Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

    Изобразите в тетради на полях свое настроение с помощью солнышка, тучи, или солнышка скрывшегося за тучкой.

    Сравните ваше настроение в начале рока и конце. Изменилось ли оно?

    Оценим вашу работу на уроке. У тех, кто при выполнении всех заданий получал высший балл получает пятёрки.

    У тех, кто при выполнении всех заданий были недочеты, неточности получает четверки.

    У тех, кто при выполнении заданий были ошибки, удовлетворительно.

    Домашнее задание.

    Учитель: Запишите домашнее задание на выбор, оно написано на слайде (на выбор).

    Слайд 13.

    Записать слова, вставляя пропущенные слоги. Подчеркнуть разделительный мягкий знак (с.32) упр. 53.

    Объясни, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак. Записать любое слово по памяти.

    — Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В парах сохранилось единство и хорошие отношения. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен.

    Слайд 14.

    Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 106, с. 64

    106. Вспомните по таблице «Правописание слов с буквами Ь и Ъ», какую роль выполняют в словах буквы мягкий знак и твёрдый знак.

    Разделительный твёрдый знакПишется только после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я:
    под/ъехал, с/ъёжился, пред/ъюбилейный, об/ъяснил
    Мягкий знак1. Разделительный пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и:
    (о) семье, ружьё, вьюга, обезьяна, ручьи
    2. Показатель мягкости предшествующего согласного звука:
    жизнь, апельсин
    3. Показатель формы женского рода имён существительных: рожь, тишь, дочь (пишется после шипящих)
    Разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки указывают на то, что буквы е, ё, ю, я, и обозначают слияние согласного звука [й’] и последующего гласного звука.
    • Составьте сообщение по таблице и плану:
      1. Какую «работу» может выполнять в слове буква мягкий знак (ь)? твёрдый знак (ъ)?
      2. Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (ь), а когда — твёрдый знак (ъ)?

    Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука:
    день, пальто, васильки, радость.

    Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (ь)?

    Раздельный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.
    В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук:
    семья — семь[й’á], колье — коль[й’э́],
    ружьё — ружь[й’ó], вьюнок — вь[й’у]нóк,
    соловьи — соловь[й’и], судья — судь[й’á].

    Когда в словах пишется разделительный твёрдый (ъ) знак?

    Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я: съезд, подъём, неоюъятный, объяснить.

    Разделительные твёрдый и мягкий знаки указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я) обозначает два звука: звук [й’] и последующий гласный звук. Бельё — бель[й’о́], подъём — подъ[й’о́]м.

    • Выпишите из таблицы слова с мягким и твёрдым знаками. Приведите свои примеры на эти правила.

    Подъехал, съёжился, предъюбилейный, объяснить, съехал, необъятный.

    (О) семье, ружьё, вьюга, обезьяна, ручьи, платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют

    Жизнь, апельсин, львы, конь.

    Рожь, тишь, дочь, ночь, речь, печь.

    Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.

    Ответы по русскому языку. 4 класс

    Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 106, с. 64

    4.3 (86.02%) от 83 голосующих

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *