Окружающий мир «Что такое карта»
Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир «Что такое карта»»
Что такое карта и как её читать
Учитель: Тумгоева Айна Бекхановна
Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
- Рассмотрите фотографии в учебнике на стр.. Они сделаны в разных местах нашей страны.
- Найдите эти места на карте
Проверка.
Уральские горы
Волга
Западная Сибирь
Камчатка
Северный Ледовитый океан
Охотское море
Чёрное море
Условные знаки
равнина
вода
горы
река
города
болото
столица
Восточно – Европейская
равнина
Западно – Европейская
равнина
Среднесибирское
плоскогорье
море Лаптевых
Восточно –
Сибирское
море
Охотское
море
Каспийское
море
Физическая карта России
Чукотское
море
с
Баренцево
море
Балтийское
море
в
з
Карское
море
ю
оз. Байкал
Восточно – Сибирская равнина
Западно – Сибирская
равнина
Среднесибирское плоскогорье
Восточно – Европейская равнина
- От западных границ России до Уральских гор раскинулась Русская равнина. Эта равнина – величайшая в мире. Её площадь превышает 5 миллионов квадратных километров. Поверхность Русской равнины не совсем ровная. Здесь есть низменности и возвышенности, много холмов. Такие равнины называются холмистыми.
Западно – Сибирская равнина
- К востоку от Уральских гор расположена Западно – Сибирская равнина. Это огромная низменность. Поверхность её очень ровная: на многие-многие километры нет ни понижений, ни повышений. Такие равнины называются плоскими . Западно-Сибирская равнина – самая плоская и самая низкая из огромных равнин Земли
Среднесибирское плоскогорье
К востоку от Западно-Сибирской равнины лежит Среднесибирское плоскогорье. Это тоже равнина, хотя выглядит она совсем иначе. Здесь преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью и довольно крутыми склонами, напоминающими горную местность. Отсюда название – «плоскогорье».
Кавказские
горы
Уральские горы
Саяны
Алтай
Эльбрус – самая высочайшая
гора России .
5642м
Кавказские горы
Уральские горы
- Уральские горы протянулись через всю страну. Они довольно низкие: ниже 2000м. Здесь добывают малахит и драгоценный камень – изумруд.
Полуостров Камчатка 28 действующих вулканов
Ключевская сопка – самый высокий вулкан России. 4750м
Действующий вулкан
на Камчатке
гейзер
Проверь себя
- Найди Уральские горы. Между какими равнинами находятся эти горы.
- Найдите реку Волгу. В какое море она впадает?
- Найдите озеро Байкал.
- Вспомним условные знаки.
Условные знаки
Найди на карте острова и полуострова
- Кольский п – ов
- ост. Новая Земля
- ост. Северная Земля
- Новосибирские ост.
- п – ов Таймыр
- ост. Врангеля
- ост. Сахалин
- Курильские ост . .
План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Географическая карта
Урок окружающего мира в 3 классе
по теме «Географическая карта»
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».
Задачи урока:
- Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)
- Формирование начальных умений работы с картой.
- Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
- Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.
Планируемые результаты
- Предметные: уметь объяснять значение термина «географическая карта», характеризовать глобус и карту, их условные обозначения.
- Метапредметные:
- Коммуникативные: навыки делового партнерского общения; сотрудничество в совместном решении проблемы; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
- Регулятивные:
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
- Познавательные:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам, извлекать необходимую информацию из текста.
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.
- Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями
Форма проведения урока: коллективная, работа в парах
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, ИКТ, разноуровневые карточки.
Ход урока
- Организационный момент
Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается: мир ослепительно переливается, и как важно, чтобы это продолжалось вечно».
Вот с таким настроением мы и начнем наш урок окружающего мира.
- Актуализация знаний
На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще хочется дать вам совет: «Прежде чем ответить, хорошо подумай!»
Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали ранее и который пригодится сегодня на уроке.
Работа по карточкам (разноуровневые задания) с последующей проверкой Приложение 1
- Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока
На предыдущих уроках с помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли, о расположении на Земле океанов, материков, гор и других объектов.
— Найдите и покажите на глобусе названия нескольких материков, океанов, гор, равнин.
— Как вы думаете, в чем неудобство пользования моделью Земли?
(Глобусы довольно громоздки, ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, саамы важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.)
— Давайте обратимся к учебнику, с. 19 – 20.
— Как же быть? Что нам может помочь?
Попробуйте отгадать загадку:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ездить нельзя,
Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)
— Какова же тема сегодняшнего урока? Какую цель на урок мы поставим перед собой?
- Изучение нового материала
Слово «география» означает «землеописание» (от слов «гея» — земля, «графио» — пишу). А что такое географическая карта?
Работа с понятиями «географическая карта», «географические объекты» (толковый словарик учебника)
Рассказ учителя о разнообразии карт (с помощью презентации)
— Карты могут быть разного размера и различного назначения. Есть карты полушарий, карты отдельных материков и океанов, карты стран, областей, районов, есть карты исторические, с которыми мы будем знакомиться на уроках истории.
- Физминутка
К морю Чёрному спустились
Наклонились и умылись.
1,2,3,4
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брас.
Один, другой – это кроль.
Все как один – плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Знакомство и работа с картой полушарий
— Сегодня мы поподробнее познакомимся с картой полушарий.
— Как вы думаете, что собой представляет карта полушарий?
Работа с учебником на с. 20 – 21
Демонстрация карты Северного и Южного полушарий(в учебнике) Западного и Южного полушарий (на доске).
В первом варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору, а во втором – линия разреза проходит по нулевому меридиану.
Работа в парах. Один школьник показывает соседу по парте экватор, Северное и Южное полушарие, а его сосед показывает на карте нулевой меридиан, карту Западного и Восточного полушарий.
— На карте полушарий нашу Землю можно увидеть целиком со всеми морями, океанами, материками, крупными реками и озерами, горами, равнинами.
— Чем же отличается глобус от карты? (На глобусе сразу можно видеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый.)
- Закрепление полученных знаний. Работа в тетради для самостоятельной работы с. 6 – 7, задания 8-9
Задание 8. Определить, о чем идет речь – о глобусе или карте?
(Если все ответы будут верными, то выделенные буквы составят слово из семи букв «отлично»)
— Если человек хочет узнать что-то новое о дальних странах, собирается путешествовать, то он должен уметь работать с картой, т.е. читать ее. Чтобы работать с картой надо уметь находить на ней географические объекты, например, горы, равнины, страны и города.
Задание 9. Работа с контурной картой полушарий.
— На этой карте только обозначены географические объекты, но не подписаны. Нет на ней и условных цветовых обозначений. Вам необходимо самостоятельно нанести на карту необходимые сведения.
- Итог урока
— Какие задачи мы ставили в начале урока?
Рефлексия «10 секунд» (дети одним предложением высказывают, что нового узнали на уроке)
- Домашнее задание
Подготовить сообщения о разнообразии карт, используя информацию хрестоматии по окружающему миру с. ________ и информацию дополнительных источников.
Приложение 1
Разноуровневые карточки
Карточка № 1 (для слабого ученика)
- Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.
____________________________________________________________
- Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой? _______________________________________
_____________________________________________________________
Карточка № 2 (для среднего ученика)
- Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?
____________________________________________________________
- Угадайте материки.
- Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии._________________
- И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ___________________________________
- А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.
_______________________________________________________
Карточка № 3 (для сильного ученика)
- Линии, указывающие направление север-юг, называют______________
- Самая большая параллель Земли_________________________________
- Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют_____________________________________________________
- Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют_____________________________________________________
- Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют___________________________________________
- Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют_____________________________________________________
Что такое карта и для чего она нужна?
В статье рассказывается о том, что такое карта, для чего она нужна, какие виды карт бывают и в частности, про карту России и мира.
Древние времена
Широкое освоение материков и открытие новых земель началось еще в Средние века и продолжалось до начала XX века. Последней «сдалась» людям Антарктида, ставшая могилой для множества исследователей. Но с развитием мореплавания и путешествий в целом, постепенно возникла острая необходимость в картах. Ведь новые земли или пройденный путь нужно было как-то отметить для последователей. Первые карты представляли с собой очень примерные и схематичные изображения. В силу слабого развития навигационного оборудования и как следствие, малой точности карт, их составители, компенсируя последнее, соревновались в художественном оформлении. Но, к счастью, в наше время картография достигла своих высот, особенно с запуском на орбиту тысячи спутников. Так что такое карта? Какие они бывают и для чего нужны? В этом мы и разберемся.
Определение
Согласно словарю, географическая карта – это изображение поверхности Земли с координатной сеткой, соблюдением пропорций относительно ее масштаба и нанесением условных знаков.
Если брать это определение как общее, то картой можно назвать обобщенное, более мелкое изображение Земной поверхности, другой планеты, небесного тела или пространства в целом, на которым показаны все объекты в той или иной системе условных знаков. Что такое карта мы разобрались, но для чего она нужна?
Ответ очень прост – для ориентирования. Найдя на местности какие-то определенные объекты или их массив и сделав то же самое на карте, можно точно определить свое местонахождение. По сути, без карт в наше время обойтись совершенно невозможно, не поможет даже обилие указателей, к тому же, они есть не везде.
Картами пользуются туристы и геологи, капитаны морских судов, военные и гражданские пилоты, в конце концов, в большом городе без путеводителей не обойтись, так как в переплетении улиц может заблудиться кто угодно. Теперь мы знаем, что такое карты. Но какие виды их бывают?
Виды
Первая и самая основная — это географическая. На ней точно показаны очертания материков, соблюдены все пропорции в том или ином масштабе и обозначены природные объекты, — реки, моря, гора, озера, леса и т.п. Но подобные встретить можно не так часто, и больше в ходу общегеографические, на которые также нанесены дороги, города и прочие населенные пункты.
Второй вид — это тематические карты. Они посвящены какому-то одному объекту, — природному парку, лесу или туристическому маршруту. К этому виду можно отнести и общественно-политические. Их цель — не просто достоверно показать местность, а отобразить то или иное состояние – карты государств, их природные богатства, политический строй или количество населения.
Карта России
Территория этой страны занимает первое место в мире по площади. И карта ее также сама большая, причем во всех масштабах. Она включает в себя множество природных и климатических гор. На протяжении последних веков она многократно изменялась из-за войн и политических режимов, а карта с самым крупным масштабов была создана в Советском Союзе. Конечно, включает она и те территории, которые в наше время к России не относятся, но для ориентирования она пригодна.
Карта мира
Окончательное и полное изображение земного шара удалось получить лишь с открытием всех материков. Но долгое время оно дополнялось новыми объектами, такими, как острова. Сейчас же каждый желающий может ознакомиться с картой мира, причем для этого не нужно искать атлас – всем пользователям интернета доступны качественные спутниковые снимки.
Так что теперь мы знаем, что такое карта, и для чего она нужна.
Проверочная работа по окружающему миру 3 класс «О чём рассказала карта»
Самостоятельная работа по теме » О чем рассказала карта» 3 класс 1 вариант
1. Диктант по условным обозначениям:
Запиши в строчку словами условные обозначения объектов на плане местности:
________________________________________________________________________
Запиши в строчку словами те объекты на географической карте, которые покажет тебе учитель: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Подчеркни правильный ответ. Основные стороны горизонта – это:
А) восток и запад
Б) север и юг
В) север, юг, восток, запад
2. Компас – это прибор, по которому:
А) можно определить стороны горизонта
Б) ориентируются в звездном пространстве
В) измеряют длину пройденного пути.
3. Горизонт – это…
А) линия, где небо, как — будто сходится с землёй
Б) изображение земной поверхности с помощью условных обозначений.
В) часть земной поверхности, которую человек видит вокруг себя.
4. Самые высокие места на Земле показаны на карте …
А) желтым цветом В) темно-коричневым цветом
Б) зеленым цветом Г) синим цветом
5. Линия горизонта — это…
А) линия, где небо, как — будто сходится с землёй
Б) место, где находится край Земли
В) местность, которую мы видим вокруг себя
6.Обведи ответ. Основной частью компаса является: колба, иголка, магнитная стрелка
7. Ваша семья пошла в лес, расположенный к северу от села. В каком направлении вы будете возвращаться домой? на юг на север на восток на запад
8. Приведи сведения, которые могут помочь тебе определить направления по сторонам горизонта в лесу, если ты не взял с собой компас:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Человеку какой профессии необходим компас?
А) Лётчику В) Учителю
Б) Геолог Г) Леснику
10. Как называются обширные пространства земли, омываемые морями и океанами?
А) материки Б) государства В) острова
11. Как называется воображаемый круг, делящий земной шар на Северное и Южное полушария?
А) экватор Б) земная ось В) меридиан
12. Расшифруй текст, рядом с условным обозначением объекта в рамочке пиши его название.
Наша деревня очень красивая. У каждого её жителя есть рядом с домом
( ). В деревне есть небольшая ( ),
мы в ней учимся. Если перейти речку по деревянному ( ),
то по узкой ———— ( ) попадёшь в густой ( ).
А на деревенском ( ) растут очень красивые цветы.
13*. Разгадай ребусы.
_______________________________
______________________________
Самостоятельная работа по теме » О чем рассказала карта» 3 класс 2 вариант
1. Диктант по условным обозначениям:
Запиши в строчку словами условные обозначения объектов на плане местности:
________________________________________________________________________
Запиши в строчку словами те объекты на географической карте, которые покажет тебе учитель: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Подчеркни правильный ответ Основные стороны горизонта – это:
а) восток , запад
б) север , юг
в) север, юг, восток, запад
2.Географическая карта – это…
а) чертеж ее вида сверху, выполненный в условных знаках
б) рисунок ее вида по кругу
в) уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными знаками.
3. Равнины показаны на карте …
а) синим цветом
б) зеленым и жёлтым цветом
в) темно-коричневым цветом
4. Компас – это прибор, по которому:
а) ориентируются в звездном пространстве
б) измеряют длину пройденного пути.
в) можно определить стороны горизонта
5. Горизонт — это…
а) линия, где небо, как — будто сходится с землёй
б) место, где находится край Земли
в) часть земной поверхности, которую человек видит вокруг себя.
6.Обведи ответ. Основной частью компаса является: кнопка , иголка, магнитная стрелка
7. Ваша семья пошла в лес, расположенный к югу от села. В каком направлении вы будете возвращаться домой? на юг на север на восток на запад
8. Приведи сведения, которые могут помочь тебе определить направления по сторонам горизонта в лесу, если ты не взял с собой компас:
9. Как называется воображаемый круг, делящий земной шар на Северное и Южное полушария?
а) экватор б) земная ось в) меридиан
10. Как называются обширные пространства земли, омываемые морями и океанами?
а) материки б) государства в) острова
11. Что на физической карте отмечено синим цветом?
а) горы б) моря в) равнины г) океаны.
12. Расшифруй текст, рядом с условным обозначением объекта в рамочке пиши его название.
Мы с ребятами решили идти в поход. Мы встретились около ( ),
Затем по ———- ( ) дошли до ( ).
Перешли по деревянному ( ) глубокую реку.
Подошли к густому ( ), наелись лесной малины.
Вскоре увидели большой ( ) и решили на нём
отдохнуть.
13*. Разгадай ребусы.
________________________________________
____________________________
Конспект урока по окружающему миру «Географическая карта» (3 класс)
— Перед тем как начинать рассматривать новую тему, повторим пройденный материал.
— Какие объекты природы, расположенные на поверхности земли, изображены на глобусе?
— Что вы знаете о географической карте?
— Разобраться в этой теме нам поможет учебник.
— Открываем учебник на стр. 19
— Прочитаем первый абзац.
— Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением.
-Этой карте мира, в центре которой расположен город Вавилон, более 3 тысяч лет.
— Читаем второй абзац.
— Что такое географический объект?
— Давайте проверим правильно ли вы сказали.
— Откройте словарь на стр.125 и прочитайте определение.
— Как вы думаете в чем еще отличие глобуса от карты?
— Читаем 3 абзац.
— Обратимся опять к словарю, посмотрим, что такое географическая карта.
— О каких знаках идет речь? (условные обозначения)
— С помощью цветов что передается?
— Посмотрим на форзац учебника, физическая карта полушарий.
— Умеете пользоваться условными обозначениями?
-Кто нам объяснит, как это делать?
— Найдите на карте ледники.
-Где они находятся? (Антарктида, о .Гренландия)
— Что на карте обозначено коричневым цветом?(горы)
— А почему есть светло коричневый и темный?(чем выше , тем темнее)
— Найдите самую высокую гору. (Гималаи,эверест)
— Где они находятся?(Азия)
— На стр.20,21 ты видишь карты полушарий. Чем они похожи и чем отличаются?
— Читаем 4 абзац.
— Покажите мне северное , южное полушарие
— Западное и восточное полушарие.
— Есть желающие показать у доски?
-Что такое меридиан? (Воображаемая круговая линия, идущая через полюсы земного шара и под прямым углом пересекающая экватор)
— Где находится меридиан?
— Кто покажет его у доски?
— Что такое экватор? ( Воображаемый круг, делящий земной шар на северное и южное полушария.)
— На стр.20-21 есть карты полушарий.
— Вариант 1, ребята которые сидят с левой стороны, покажите своему соседу по парте экватор, Северное и Южное полушарие.
— молодцы
— А вы знаете что такое нулевой меридиан?
— Нулевой меридиан — географический меридиан, используемый как начало отсчёта географической долготы. Соответственно, долгота такого меридиана в принятой системе отсчёта равна нулю градусов.
— Второй вариант, дети сидящие слева покажите соседу по парте нулевой меридиан и карту Западного и Восточного полушарий.
— Вы хорошо справились с заданием.
— Перейдем к 5 абзацу
— Кто его прочитает?
— Как на карте обозначаются реки,моря, океаны? (голубым цветом)
— Ответим на вопрос: Ты можешь прочитать название любого географического объекта. Значит ли это, что ты умеешь читать карту?
— Прочитаем следующий абзац (6) и узнаем правильно ли вы ответили на вопрос.
— Правильно вы ответили на вопрос?
— Читаем следующий абзац (7)
— Далее написано, что у нас в классе висит физическая карта России, но у нас висит политическая.
— В словарях посмотрим что такое физическая карта. И чем же она отличается от политической.
— Прочитайте определение в словаре.
— Подумайте, для чего вам нужна настенная карта.
— Прочитаем ответ на этот вопрос в следующем абзаце (8)
— На стр. 24 рассмотрите другую карту России.
— Чем она отличается от физической карты России?
— Ты можешь найти на ней Северный Ледовитый
Океан?
— Почему?
— Прочитаем последний (9) абзац.
— Здесь написан ответ на мой вопрос, вы проверите себя.
Электронная карта — Википедия
Эта статья — о географических картах. Об электронных картах как о средстве оплаты и т. п. см. Пластиковая карта.Электро́нная ка́рта — картографическое изображение, сгенерированное на основе данных цифровых карт и визуализированное на видеомониторе компьютера или видеоэкране др. устройства (например, спутникового навигатора).
Являясь средством оперативного контроля, каждая конкретная электронная карта существует лишь в определённый момент времени, как правило непродолжительный, пока видна на устройстве отображения. В этом их главное отличие от прочих визуальных картографических материалов, визуализируемых на твёрдой подложке (бумага, пластик) средствами графического вывода (например, принтерами).
Это значение лучше всего согласуется с самим словом «электронная», то есть получаемая посредством движения электронов, что и происходит в работающем электронном устройстве.
Межгосударственный ГОСТ 28441-99 даёт такое определение:
Электронная карта (ЭК) — цифровая картографическая модель; визуализированная или подготовленная к визуализации на экране средства отображения информации в специальной системе условных знаков, содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба[1].
При этом система условных знаков электронной карты включает в себя и специальные шрифты, а классификация электронных карт соответствует общей классификации карт, например: электронная топографическая карта, электронная авиационная карта, электронная геологическая карта, электронная кадастровая карта и другие.
Условные знаки, используемые на электронных картах, имеют свои особенности по сравнению с традиционными бумажными картами или компьютерными картами (карты на твёрдой подложке, подготовленные с помощью компьютерных технологий, например ГИС). Это обусловлено с одной стороны низкой разрешающей способностью современных (на конец 2000-х годов) устройств видеоотображения, по сравнению с технологиями печати на твёрдой подложке, а с другой — более широкими графическими возможностями в области анимации.
Ограничение разрешающей способности дисплеев вызывает необходимость упрощать условные знаки (использовать графические образы с меньшим количеством деталей), а отсутствие необходимости иметь статичное изображение карты позволяет применять анимацию (например, мигание) для подсветки отдельных объектов (например, результатов поиска).
Различные источники часто дают толкования, отличающиеся от данного, что обусловлено[источник не указан 2858 дней] отсутствием сложившейся культуры и развитых механизмов публичного обсуждения на заре становления геоинформатики в СССР и России. В таких толкованиях в понятие «электронные карты» могут ошибочно включать цифровые карты (синонимы: цифровые модели местности, геоинформационные базы данных (БД), пространственные БД, БД ГИС) и, даже, программное обеспечение (ПО), необходимое для работы.
В неформальной речи электронными картами могут также называть компьютерные файлы, содержащие картографическое изображение в растровом, векторном или гибридном (растрово-векторном) формате, визуализируемое на основе данных и правил, содержащихся в файле.
В профильных словарях приводится такое определение электронных карт:
картографическое произведение в электронной (безбумажной) форме, представляющее собой цифровые данные (в том числе цифровые карты или слои данных ГИС), как правило, в записях на диске CD-ROM, вместе с программными средствами их визуализации, обычно картографическим визуализатором или картографическим браузером (map browser)[2].
Такое толкование, будучи формально неверным, может использоваться в неформальной речи для обозначения информационной картографической системы целиком (например, «Я вчера купил диск с электронной картой», когда имеется в виду диск с ПО и цифровыми картами, предназначенными для установки и просмотра на компьютере). Такое толкование практически устарело благодаря развитию картографических онлайн-сервисов (например, Яндекс.Карты, Рамблер-Карты, Google Maps), которые не требуют установки ПО на локальный компьютер, а картографические данные постоянно обновляются.
В ГОСТ Р 50828-95 определение электронной карты смешивается со значением термина «цифровая карта» (являющейся, фактически, моделью или БД). Данный ГОСТ определяет электронную карту следующим образом:
векторная или растровая карта, сформированная на машинном носителе (например, на оптическом диске) с использованием программных и технических средств в принятой проекции, системе координат, условных знаках, предназначенная для отображения, анализа и моделирования, а также решения информационных и расчетных задач по данным о местности и обстановке[3].
План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Географическая карта
Урок окружающего мира в 3 классе
по теме «Географическая карта»
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».
Задачи урока:
Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)
Формирование начальных умений работы с картой.
Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные: уметь объяснять значение термина «географическая карта», характеризовать глобус и карту, их условные обозначения.
Метапредметные:
Коммуникативные: навыки делового партнерского общения; сотрудничество в совместном решении проблемы; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам, извлекать необходимую информацию из текста.
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями
Форма проведения урока: коллективная, работа в парах
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, ИКТ, разноуровневые карточки.
Ход урока
Организационный момент
Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается: мир ослепительно переливается, и как важно, чтобы это продолжалось вечно».
Вот с таким настроением мы и начнем наш урок окружающего мира.
Актуализация знаний
На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще хочется дать вам совет: «Прежде чем ответить, хорошо подумай!»
Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали ранее и который пригодится сегодня на уроке.
Работа по карточкам (разноуровневые задания) с последующей проверкой Приложение 1
Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока
На предыдущих уроках с помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли, о расположении на Земле океанов, материков, гор и других объектов.
— Найдите и покажите на глобусе названия нескольких материков, океанов, гор, равнин.
— Как вы думаете, в чем неудобство пользования моделью Земли?
(Глобусы довольно громоздки, ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, саамы важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.)
— Давайте обратимся к учебнику, с. 19 – 20.
— Как же быть? Что нам может помочь?
Попробуйте отгадать загадку:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ездить нельзя,
Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)
— Какова же тема сегодняшнего урока? Какую цель на урок мы поставим перед собой?
Изучение нового материала
Слово «география» означает «землеописание» (от слов «гея» — земля, «графио» — пишу). А что такое географическая карта?
Работа с понятиями «географическая карта», «географические объекты» (толковый словарик учебника)
Рассказ учителя о разнообразии карт (с помощью презентации)
— Карты могут быть разного размера и различного назначения. Есть карты полушарий, карты отдельных материков и океанов, карты стран, областей, районов, есть карты исторические, с которыми мы будем знакомиться на уроках истории.
Физминутка
К морю Чёрному спустились
Наклонились и умылись.
1,2,3,4
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брас.
Один, другой – это кроль.
Все как один – плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Знакомство и работа с картой полушарий
— Сегодня мы поподробнее познакомимся с картой полушарий.
— Как вы думаете, что собой представляет карта полушарий?
Работа с учебником на с. 20 – 21
Демонстрация карты Северного и Южного полушарий(в учебнике) Западного и Южного полушарий (на доске).
В первом варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору, а во втором – линия разреза проходит по нулевому меридиану.
Работа в парах. Один школьник показывает соседу по парте экватор, Северное и Южное полушарие, а его сосед показывает на карте нулевой меридиан, карту Западного и Восточного полушарий.
— На карте полушарий нашу Землю можно увидеть целиком со всеми морями, океанами, материками, крупными реками и озерами, горами, равнинами.
— Чем же отличается глобус от карты? (На глобусе сразу можно видеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый.)
Закрепление полученных знаний. Работа в тетради для самостоятельной работы с. 6 – 7, задания 8-9
Задание 8. Определить, о чем идет речь – о глобусе или карте?
(Если все ответы будут верными, то выделенные буквы составят слово из семи букв «отлично»)
— Если человек хочет узнать что-то новое о дальних странах, собирается путешествовать, то он должен уметь работать с картой, т.е. читать ее. Чтобы работать с картой надо уметь находить на ней географические объекты, например, горы, равнины, страны и города.
Задание 9. Работа с контурной картой полушарий.
— На этой карте только обозначены географические объекты, но не подписаны. Нет на ней и условных цветовых обозначений. Вам необходимо самостоятельно нанести на карту необходимые сведения.
Итог урока
— Какие задачи мы ставили в начале урока?
Рефлексия «10 секунд» (дети одним предложением высказывают, что нового узнали на уроке)
Домашнее задание
Подготовить сообщения о разнообразии карт, используя информацию хрестоматии по окружающему миру с. ________ и информацию дополнительных источников.
Приложение 1
Разноуровневые карточки
Карточка № 1 (для слабого ученика)
Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.
____________________________________________________________
Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой? _______________________________________
_____________________________________________________________
Карточка № 2 (для среднего ученика)
Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?
____________________________________________________________
Угадайте материки.
Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии._________________
И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ___________________________________
А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.
_______________________________________________________
Карточка № 3 (для сильного ученика)
Линии, указывающие направление север-юг, называют______________
Самая большая параллель Земли_________________________________
Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют_____________________________________________________
Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют_____________________________________________________
Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют___________________________________________
Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют_____________________________________________________