Карта это определение 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс): Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе «Дорожные знаки» А.А. Плешаков Школа России

Окружающий мир «Что такое карта»

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир «Что такое карта»»

Что такое карта и как её читать Учитель: Тумгоева Айна Бекхановна

Что такое карта и как её читать

Учитель: Тумгоева Айна Бекхановна

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Рассмотрите фотографии в учебнике на стр.. Они сделаны в разных местах нашей страны. Найдите эти места на карте
  • Рассмотрите фотографии в учебнике на стр.. Они сделаны в разных местах нашей страны.
  • Найдите эти места на карте
Проверка. Уральские горы Волга Западная Сибирь Камчатка Северный Ледовитый океан Охотское море Чёрное море

Проверка.

Уральские горы

Волга

Западная Сибирь

Камчатка

Северный Ледовитый океан

Охотское море

Чёрное море

Условные знаки равнина вода горы река города болото столица

Условные знаки

равнина

вода

горы

река

города

болото

столица

Восточно – Европейская равнина Западно – Европейская  равнина Среднесибирское  плоскогорье море Лаптевых Восточно – Сибирское  море Охотское море Каспийское море Физическая карта России Чукотское море с Баренцево море Балтийское море в з Карское море ю оз. Байкал

Восточно – Европейская

равнина

Западно – Европейская

равнина

Среднесибирское

плоскогорье

море Лаптевых

Восточно –

Сибирское

море

Охотское

море

Каспийское

море

Физическая карта России

Чукотское

море

с

Баренцево

море

Балтийское

море

в

з

Карское

море

ю

оз. Байкал

 Восточно – Сибирская равнина  Западно – Сибирская  равнина Среднесибирское плоскогорье

Восточно – Сибирская равнина

Западно – Сибирская

равнина

Среднесибирское плоскогорье

Восточно – Европейская равнина От западных границ России до Уральских гор раскинулась Русская равнина. Эта равнина – величайшая в мире. Её площадь превышает 5 миллионов квадратных километров. Поверхность Русской равнины не совсем ровная. Здесь есть низменности и возвышенности, много холмов. Такие равнины называются холмистыми.

Восточно – Европейская равнина

  • От западных границ России до Уральских гор раскинулась Русская равнина. Эта равнина – величайшая в мире. Её площадь превышает 5 миллионов квадратных километров. Поверхность Русской равнины не совсем ровная. Здесь есть низменности и возвышенности, много холмов. Такие равнины называются
    холмистыми.
Западно – Сибирская равнина К востоку от Уральских гор расположена Западно – Сибирская равнина. Это огромная низменность. Поверхность её очень ровная: на многие-многие километры нет ни понижений, ни повышений. Такие равнины называются плоскими . Западно-Сибирская равнина – самая плоская и самая низкая из огромных равнин Земли

Западно – Сибирская равнина

  • К востоку от Уральских гор расположена Западно – Сибирская равнина. Это огромная низменность. Поверхность её очень ровная: на многие-многие километры нет ни понижений, ни повышений. Такие равнины называются плоскими . Западно-Сибирская равнина – самая плоская и самая низкая из огромных равнин Земли
Западно – Сибирская равнина К востоку от Уральских гор расположена Западно – Сибирская равнина. Это огромная низменность. Поверхность её очень ровная: на многие-многие километры нет ни понижений, ни повышений. Такие равнины называются плоскими . Западно-Сибирская равнина – самая плоская и самая низкая из огромных равнин Земли
Среднесибирское плоскогорье К востоку от Западно-Сибирской равнины лежит Среднесибирское плоскогорье. Это тоже равнина, хотя выглядит она совсем иначе. Здесь преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью и довольно крутыми склонами, напоминающими горную местность. Отсюда название –  «плоскогорье».

Среднесибирское плоскогорье

К востоку от Западно-Сибирской равнины лежит Среднесибирское плоскогорье. Это тоже равнина, хотя выглядит она совсем иначе. Здесь преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью и довольно крутыми склонами, напоминающими горную местность. Отсюда название –

«плоскогорье».

Кавказские  горы Уральские горы Саяны Алтай

Кавказские

горы

Уральские горы

Саяны

Алтай

Эльбрус – самая высочайшая  гора России .  5642м   Кавказские горы

Эльбрус – самая высочайшая

гора России .

5642м

Кавказские горы

Уральские горы Уральские горы протянулись через всю страну. Они довольно низкие: ниже 2000м. Здесь добывают малахит и драгоценный камень – изумруд.

Уральские горы

  • Уральские горы протянулись через всю страну. Они довольно низкие: ниже 2000м. Здесь добывают малахит и драгоценный камень – изумруд.
Полуостров Камчатка  28 действующих вулканов Ключевская сопка – самый высокий вулкан России. 4750м

Полуостров Камчатка 28 действующих вулканов

Ключевская сопка – самый высокий вулкан России. 4750м

Действующий вулкан  на Камчатке

Действующий вулкан

на Камчатке

гейзер

гейзер

Проверь себя Найди Уральские горы. Между какими равнинами находятся эти горы. Найдите реку Волгу. В какое море она впадает? Найдите озеро Байкал. Вспомним условные знаки.

Проверь себя

  • Найди Уральские горы. Между какими равнинами находятся эти горы.
  • Найдите реку Волгу. В какое море она впадает?
  • Найдите озеро Байкал.
  • Вспомним условные знаки.
Условные знаки

Условные знаки

Найди на карте острова и полуострова Кольский п – ов ост. Новая Земля ост. Северная Земля Новосибирские ост. п – ов Таймыр ост. Врангеля п-ов Камчатка ост. Сахалин Курильские ост . .

Найди на карте острова и полуострова

  • Кольский п – ов
  • ост. Новая Земля
  • ост. Северная Земля
  • Новосибирские ост.
  • п – ов Таймыр
  • ост. Врангеля
  • п-ов Камчатка
  • ост. Сахалин
  • Курильские ост . .

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Географическая карта

Урок окружающего мира  в 3 классе

по теме «Географическая карта»

Цель урока:    создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».

Задачи урока:

  1. Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)
  2. Формирование начальных умений работы с картой.
  3. Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
  4. Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.

Планируемые результаты

  • Предметные:       уметь объяснять значение термина «географическая карта»,  характеризовать глобус и карту, их условные обозначения.
  • Метапредметные:
  • Коммуникативные: навыки делового партнерского общения; сотрудничество в совместном решении проблемы; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
  • Регулятивные: 

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

  • Познавательные: 

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам, извлекать необходимую информацию из текста.

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.

  • Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; формирование позитивной самооценки.

Тип урока:      урок овладения новыми знаниями, умениями

Форма проведения урока:      коллективная, работа в парах

Методы обучения:       словесные, наглядные, практические

Оборудование и наглядные пособия:   учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, ИКТ, разноуровневые карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается: мир ослепительно переливается, и как важно, чтобы это продолжалось вечно».

Вот с таким настроением мы и начнем наш урок окружающего мира.

  1. Актуализация знаний

На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще хочется дать вам совет: «Прежде чем ответить, хорошо подумай!»

Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали ранее и который пригодится сегодня на уроке.

Работа по карточкам (разноуровневые задания)   с последующей проверкой                                                                           Приложение 1

  1. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока

На предыдущих уроках с помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли, о расположении на Земле океанов, материков, гор и других объектов.

— Найдите и покажите на глобусе  названия нескольких материков, океанов, гор, равнин.

— Как вы думаете, в чем неудобство пользования моделью Земли?

(Глобусы довольно громоздки, ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, саамы важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.)

— Давайте обратимся к учебнику, с. 19 – 20.

— Как же быть? Что нам может помочь?

Попробуйте отгадать загадку:  

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ездить нельзя,

Земля есть – пахать нельзя. Что это?     (карта)

— Какова же тема сегодняшнего урока? Какую цель на урок мы поставим перед собой?

  1. Изучение нового материала

Слово «география» означает «землеописание» (от слов «гея» — земля, «графио» — пишу).  А что такое географическая карта?

Работа с понятиями  «географическая карта», «географические объекты»  (толковый словарик учебника)

Рассказ  учителя о разнообразии карт  (с помощью презентации)

— Карты могут быть разного размера и различного назначения. Есть карты полушарий, карты отдельных материков и океанов, карты стран, областей, районов, есть карты исторические, с которыми мы будем знакомиться на уроках истории.

  1. Физминутка

К морю Чёрному спустились

Наклонились и умылись.

1,2,3,4

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брас.

Один, другой – это кроль.

Все как один –  плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

  1. Знакомство и работа с картой полушарий

— Сегодня мы поподробнее познакомимся с картой полушарий.

— Как вы думаете, что собой представляет карта полушарий?

Работа с учебником на с. 20 – 21

Демонстрация карты Северного и Южного полушарий(в учебнике) Западного  и Южного  полушарий (на доске).

В первом варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору, а во втором – линия разреза проходит по нулевому меридиану.

Работа в парах.  Один школьник показывает соседу по парте экватор, Северное и Южное полушарие, а его сосед показывает на карте нулевой меридиан, карту Западного и Восточного полушарий.

— На карте полушарий нашу Землю можно увидеть целиком со всеми морями, океанами, материками, крупными реками и озерами, горами, равнинами.

— Чем же отличается глобус от карты?  (На глобусе сразу можно видеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый.)

  1. Закрепление полученных знаний.  Работа в тетради для самостоятельной работы с. 6 – 7,  задания 8-9

Задание  8.  Определить, о чем идет речь – о глобусе или карте?

(Если все ответы будут верными, то выделенные буквы составят слово из семи букв «отлично»)

— Если человек хочет узнать что-то новое о дальних странах, собирается путешествовать, то он должен уметь работать с картой, т.е. читать ее. Чтобы работать с картой надо уметь находить на ней географические объекты, например, горы, равнины, страны и города.

Задание  9.  Работа с контурной картой полушарий.

— На этой карте только обозначены географические объекты, но не подписаны. Нет на ней и условных цветовых обозначений. Вам необходимо самостоятельно нанести на карту необходимые сведения.

  1. Итог урока

— Какие задачи мы ставили в начале урока?

Рефлексия  «10 секунд» (дети одним предложением высказывают, что нового узнали на уроке)

  1. Домашнее задание

Подготовить сообщения о разнообразии карт, используя информацию хрестоматии по окружающему миру с. ________ и информацию дополнительных источников.

Приложение 1

Разноуровневые карточки

Карточка № 1 (для слабого ученика)

  1. Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.

____________________________________________________________

  1. Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой? _______________________________________

_____________________________________________________________

Карточка № 2 (для среднего ученика)

  1. Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?

____________________________________________________________

  1. Угадайте материки.
  • Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии._________________
  • И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ___________________________________
  • А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

_______________________________________________________

Карточка № 3 (для сильного ученика)

  1. Линии, указывающие направление север-юг, называют______________
  2. Самая большая параллель Земли_________________________________
  3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют_____________________________________________________
  4. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют_____________________________________________________
  5. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют___________________________________________
  6. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют_____________________________________________________

Что такое карта и для чего она нужна?

В статье рассказывается о том, что такое карта, для чего она нужна, какие виды карт бывают и в частности, про карту России и мира.

Древние времена

Широкое освоение материков и открытие новых земель началось еще в Средние века и продолжалось до начала XX века. Последней «сдалась» людям Антарктида, ставшая могилой для множества исследователей. Но с развитием мореплавания и путешествий в целом, постепенно возникла острая необходимость в картах. Ведь новые земли или пройденный путь нужно было как-то отметить для последователей. Первые карты представляли с собой очень примерные и схематичные изображения. В силу слабого развития навигационного оборудования и как следствие, малой точности карт, их составители, компенсируя последнее, соревновались в художественном оформлении. Но, к счастью, в наше время картография достигла своих высот, особенно с запуском на орбиту тысячи спутников. Так что такое карта? Какие они бывают и для чего нужны? В этом мы и разберемся.

Определение

что такое карта

Согласно словарю, географическая карта – это изображение поверхности Земли с координатной сеткой, соблюдением пропорций относительно ее масштаба и нанесением условных знаков.

Если брать это определение как общее, то картой можно назвать обобщенное, более мелкое изображение Земной поверхности, другой планеты, небесного тела или пространства в целом, на которым показаны все объекты в той или иной системе условных знаков. Что такое карта мы разобрались, но для чего она нужна?

Ответ очень прост – для ориентирования. Найдя на местности какие-то определенные объекты или их массив и сделав то же самое на карте, можно точно определить свое местонахождение. По сути, без карт в наше время обойтись совершенно невозможно, не поможет даже обилие указателей, к тому же, они есть не везде.

Картами пользуются туристы и геологи, капитаны морских судов, военные и гражданские пилоты, в конце концов, в большом городе без путеводителей не обойтись, так как в переплетении улиц может заблудиться кто угодно. Теперь мы знаем, что такое карты. Но какие виды их бывают?

Виды

Первая и самая основная — это географическая. На ней точно показаны очертания материков, соблюдены все пропорции в том или ином масштабе и обозначены природные объекты, — реки, моря, гора, озера, леса и т.п. Но подобные встретить можно не так часто, и больше в ходу общегеографические, на которые также нанесены дороги, города и прочие населенные пункты.

Второй вид — это тематические карты. Они посвящены какому-то одному объекту, — природному парку, лесу или туристическому маршруту. К этому виду можно отнести и общественно-политические. Их цель — не просто достоверно показать местность, а отобразить то или иное состояние – карты государств, их природные богатства, политический строй или количество населения.

Карта России

карта мира

Территория этой страны занимает первое место в мире по площади. И карта ее также сама большая, причем во всех масштабах. Она включает в себя множество природных и климатических гор. На протяжении последних веков она многократно изменялась из-за войн и политических режимов, а карта с самым крупным масштабов была создана в Советском Союзе. Конечно, включает она и те территории, которые в наше время к России не относятся, но для ориентирования она пригодна.

Карта мира

карта россии

Окончательное и полное изображение земного шара удалось получить лишь с открытием всех материков. Но долгое время оно дополнялось новыми объектами, такими, как острова. Сейчас же каждый желающий может ознакомиться с картой мира, причем для этого не нужно искать атлас – всем пользователям интернета доступны качественные спутниковые снимки.

Так что теперь мы знаем, что такое карта, и для чего она нужна.

Проверочная работа по окружающему миру 3 класс «О чём рассказала карта»

Самостоятельная работа по теме » О чем рассказала карта» 3 класс 1 вариант

1. Диктант по условным обозначениям:

Запиши в строчку словами условные обозначения объектов на плане местности:

________________________________________________________________________

Запиши в строчку словами те объекты на географической карте, которые покажет тебе учитель: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Подчеркни правильный ответ. Основные стороны горизонта – это:

А) восток и запад

Б) север и юг

В) север, юг, восток, запад

2. Компас – это прибор, по которому:

А) можно определить стороны горизонта

Б) ориентируются в звездном пространстве

В) измеряют длину пройденного пути.

3. Горизонт – это…

А) линия, где небо, как — будто сходится с землёй

Б) изображение земной поверхности с помощью условных обозначений.

В) часть земной поверхности, которую человек видит вокруг себя.

4. Самые высокие места на Земле показаны на карте …

А) желтым цветом В) темно-коричневым цветом

Б) зеленым цветом Г) синим цветом

5. Линия горизонта — это…

А) линия, где небо, как — будто сходится с землёй

Б) место, где находится край Земли

В) местность, которую мы видим вокруг себя

6.Обведи ответ. Основной частью компаса является: колба, иголка, магнитная стрелка

7. Ваша семья пошла в лес, расположенный к северу от села. В каком направлении вы будете возвращаться домой?  на юг на север на восток на запад

8. Приведи сведения, которые могут помочь тебе определить направления по сторонам горизонта в лесу, если ты не взял с собой компас:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Человеку какой профессии необходим компас?

А) Лётчику В) Учителю

Б) Геолог Г) Леснику

10. Как называются обширные пространства земли, омываемые морями и океанами?

А) материки Б) государства В) острова

11. Как называется воображаемый круг, делящий земной шар на Северное и Южное полушария?

А) экватор Б) земная ось В) меридиан

12. Расшифруй текст, рядом с условным обозначением объекта в рамочке пиши его название.hello_html_mfdfb337.png

Наша деревня очень красивая. У каждого её жителя есть рядом с домом

hello_html_mfdfb337.png

( ). В деревне есть небольшая ( ),

hello_html_mfdfb337.png

мы в ней учимся. Если перейти речку по деревянному ( ),

hello_html_mfdfb337.png

то по узкой ———— ( ) попадёшь в густой ( ).

hello_html_mfdfb337.png

А на деревенском ( ) растут очень красивые цветы.

13*. Разгадай ребусы.

hello_html_159f5e82.jpg

_______________________________

hello_html_m51ec4e5.gif

______________________________

Самостоятельная работа по теме » О чем рассказала карта» 3 класс 2 вариант

1. Диктант по условным обозначениям:

Запиши в строчку словами условные обозначения объектов на плане местности:

________________________________________________________________________

Запиши в строчку словами те объекты на географической карте, которые покажет тебе учитель: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Подчеркни правильный ответ Основные стороны горизонта – это:

а) восток , запад

б) север , юг

в) север, юг, восток, запад

2.Географическая карта – это…

а) чертеж ее вида сверху, выполненный в условных знаках

б) рисунок ее вида по кругу

в) уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными знаками.

3. Равнины показаны на карте …

а) синим цветом

б) зеленым и жёлтым цветом

в) темно-коричневым цветом

4. Компас – это прибор, по которому:

а) ориентируются в звездном пространстве

б) измеряют длину пройденного пути.

в) можно определить стороны горизонта

5. Горизонт — это…

а) линия, где небо, как — будто сходится с землёй

б) место, где находится край Земли

в) часть земной поверхности, которую человек видит вокруг себя.

6.Обведи ответ. Основной частью компаса является: кнопка , иголка, магнитная стрелка

7Ваша семья пошла в лес, расположенный к югу от села. В каком направлении вы будете возвращаться домой?   на юг на север на восток на запад

8. Приведи сведения, которые могут помочь тебе определить направления по сторонам горизонта в лесу, если ты не взял с собой компас:

9. Как называется воображаемый круг, делящий земной шар на Северное и Южное полушария?

а) экватор б) земная ось в) меридиан

10. Как называются обширные пространства земли, омываемые морями и океанами?

а) материки б) государства в) острова

11. Что на физической карте отмечено синим цветом?

а) горы б) моря в) равнины г) океаны.

12. Расшифруй текст, рядом с условным обозначением объекта в рамочке пиши его название.hello_html_mfdfb337.png

Мы с ребятами решили идти в поход. Мы встретились около ( ),

hello_html_mfdfb337.png

Затем по ———- ( ) дошли до ( ).

hello_html_mfdfb337.png

Перешли по деревянному ( ) глубокую реку.

hello_html_mfdfb337.png

Подошли к густому ( ), наелись лесной малины.

Вскоре увидели большой ( ) и решили на нём hello_html_mfdfb337.png

отдохнуть.

13*. Разгадай ребусы.

________________________________________

hello_html_m447d68c7.jpghello_html_m59523b22.jpghello_html_m59523b22.jpg

hello_html_m59523b22.jpg

____________________________

Конспект урока по окружающему миру «Географическая карта» (3 класс)

— Перед тем как начинать рассматривать новую тему, повторим пройденный материал.

— Какие объекты природы, расположенные на поверхности земли, изображены на глобусе?

— Что вы знаете о географической карте?

— Разобраться в этой теме нам поможет учебник.

— Открываем учебник на стр. 19

Прочитаем первый абзац.

— Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением.

-Этой карте мира, в центре которой расположен город Вавилон, более 3 тысяч лет.

Читаем второй абзац.

Что такое географический объект?

— Давайте проверим правильно ли вы сказали.

— Откройте словарь на стр.125 и прочитайте определение.

— Как вы думаете в чем еще отличие глобуса от карты?

Читаем 3 абзац.

— Обратимся опять к словарю, посмотрим, что такое географическая карта.

— О каких знаках идет речь? (условные обозначения)

— С помощью цветов что передается?

— Посмотрим на форзац учебника, физическая карта полушарий.

— Умеете пользоваться условными обозначениями?

-Кто нам объяснит, как это делать?

— Найдите на карте ледники.

-Где они находятся? (Антарктида, о .Гренландия)

— Что на карте обозначено коричневым цветом?(горы)

— А почему есть светло коричневый и темный?(чем выше , тем темнее)

— Найдите самую высокую гору. (Гималаи,эверест)

— Где они находятся?(Азия)

— На стр.20,21 ты видишь карты полушарий. Чем они похожи и чем отличаются?

— Читаем 4 абзац.

Покажите мне северное , южное полушарие

— Западное и восточное полушарие.

— Есть желающие показать у доски?

-Что такое меридиан? (Воображаемая круговая линия, идущая через полюсы земного шара и под прямым углом пересекающая экватор)

— Где находится меридиан?

Кто покажет его у доски?

— Что такое экватор? ( Воображаемый круг, делящий земной шар на северное и южное полушария.)

— На стр.20-21 есть карты полушарий.

— Вариант 1, ребята которые сидят с левой стороны, покажите своему соседу по парте экватор, Северное и Южное полушарие.

— молодцы

— А вы знаете что такое нулевой меридиан?

Нулевой меридиан — географический меридиан, используемый как начало отсчёта географической долготы. Соответственно, долгота такого меридиана в принятой системе отсчёта равна нулю градусов.

— Второй вариант, дети сидящие слева покажите соседу по парте нулевой меридиан и карту Западного и Восточного полушарий.

— Вы хорошо справились с заданием.

Перейдем к 5 абзацу

— Кто его прочитает?

— Как на карте обозначаются реки,моря, океаны? (голубым цветом)

Ответим на вопрос: Ты можешь прочитать название любого географического объекта. Значит ли это, что ты умеешь читать карту?

— Прочитаем следующий абзац (6) и узнаем правильно ли вы ответили на вопрос.

— Правильно вы ответили на вопрос?

— Читаем следующий абзац (7)

— Далее написано, что у нас в классе висит физическая карта России, но у нас висит политическая.

— В словарях посмотрим что такое физическая карта. И чем же она отличается от политической.

— Прочитайте определение в словаре.

— Подумайте, для чего вам нужна настенная карта.

— Прочитаем ответ на этот вопрос в следующем абзаце (8)

— На стр. 24 рассмотрите другую карту России.

— Чем она отличается от физической карты России?

— Ты можешь найти на ней Северный Ледовитый

Океан?

— Почему?

— Прочитаем последний (9) абзац.

Здесь написан ответ на мой вопрос, вы проверите себя.

Электронная карта — Википедия

Эта статья — о географических картах. Об электронных картах как о средстве оплаты и т. п. см. Пластиковая карта.

Электро́нная ка́рта — картографическое изображение, сгенерированное на основе данных цифровых карт и визуализированное на видеомониторе компьютера или видеоэкране др. устройства (например, спутникового навигатора).

Являясь средством оперативного контроля, каждая конкретная электронная карта существует лишь в определённый момент времени, как правило непродолжительный, пока видна на устройстве отображения. В этом их главное отличие от прочих визуальных картографических материалов, визуализируемых на твёрдой подложке (бумага, пластик) средствами графического вывода (например, принтерами).

Это значение лучше всего согласуется с самим словом «электронная», то есть получаемая посредством движения электронов, что и происходит в работающем электронном устройстве.

Межгосударственный ГОСТ 28441-99 даёт такое определение:

Электронная карта (ЭК) — цифровая картографическая модель; визуализированная или подготовленная к визуализации на экране средства отображения информации в специальной системе условных знаков, содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба[1].

При этом система условных знаков электронной карты включает в себя и специальные шрифты, а классификация электронных карт соответствует общей классификации карт, например: электронная топографическая карта, электронная авиационная карта, электронная геологическая карта, электронная кадастровая карта и другие.

Условные знаки, используемые на электронных картах, имеют свои особенности по сравнению с традиционными бумажными картами или компьютерными картами (карты на твёрдой подложке, подготовленные с помощью компьютерных технологий, например ГИС). Это обусловлено с одной стороны низкой разрешающей способностью современных (на конец 2000-х годов) устройств видеоотображения, по сравнению с технологиями печати на твёрдой подложке, а с другой — более широкими графическими возможностями в области анимации.

Ограничение разрешающей способности дисплеев вызывает необходимость упрощать условные знаки (использовать графические образы с меньшим количеством деталей), а отсутствие необходимости иметь статичное изображение карты позволяет применять анимацию (например, мигание) для подсветки отдельных объектов (например, результатов поиска).

Различные источники часто дают толкования, отличающиеся от данного, что обусловлено[источник не указан 2858 дней] отсутствием сложившейся культуры и развитых механизмов публичного обсуждения на заре становления геоинформатики в СССР и России. В таких толкованиях в понятие «электронные карты» могут ошибочно включать цифровые карты (синонимы: цифровые модели местности, геоинформационные базы данных (БД), пространственные БД, БД ГИС) и, даже, программное обеспечение (ПО), необходимое для работы.

В неформальной речи электронными картами могут также называть компьютерные файлы, содержащие картографическое изображение в растровом, векторном или гибридном (растрово-векторном) формате, визуализируемое на основе данных и правил, содержащихся в файле.

В профильных словарях приводится такое определение электронных карт:

картографическое произведение в электронной (безбумажной) форме, представляющее собой цифровые данные (в том числе цифровые карты или слои данных ГИС), как правило, в записях на диске CD-ROM, вместе с программными средствами их визуализации, обычно картографическим визуализатором или картографическим браузером (map browser)[2].

Такое толкование, будучи формально неверным, может использоваться в неформальной речи для обозначения информационной картографической системы целиком (например, «Я вчера купил диск с электронной картой», когда имеется в виду диск с ПО и цифровыми картами, предназначенными для установки и просмотра на компьютере). Такое толкование практически устарело благодаря развитию картографических онлайн-сервисов (например, Яндекс.Карты, Рамблер-Карты, Google Maps), которые не требуют установки ПО на локальный компьютер, а картографические данные постоянно обновляются.

В ГОСТ Р 50828-95 определение электронной карты смешивается со значением термина «цифровая карта» (являющейся, фактически, моделью или БД). Данный ГОСТ определяет электронную карту следующим образом:

векторная или растровая карта, сформированная на машинном носителе (например, на оптическом диске) с использованием программных и технических средств в принятой проекции, системе координат, условных знаках, предназначенная для отображения, анализа и моделирования, а также решения информационных и расчетных задач по данным о местности и обстановке[3].

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Географическая карта

Урок окружающего мира в 3 классе

по теме «Географическая карта»

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».

Задачи урока:

  1. Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)

  2. Формирование начальных умений работы с картой.

  3. Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

  4. Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.

Планируемые результаты

  • Предметные: уметь объяснять значение термина «географическая карта», характеризовать глобус и карту, их условные обозначения.

  • Метапредметные:

  • Коммуникативные: навыки делового партнерского общения; сотрудничество в совместном решении проблемы; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

  • Регулятивные:

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам, извлекать необходимую информацию из текста.

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями

Форма проведения урока: коллективная, работа в парах

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, ИКТ, разноуровневые карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается: мир ослепительно переливается, и как важно, чтобы это продолжалось вечно».

Вот с таким настроением мы и начнем наш урок окружающего мира.

  1. Актуализация знаний

На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще хочется дать вам совет: «Прежде чем ответить, хорошо подумай!»

Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали ранее и который пригодится сегодня на уроке.

Работа по карточкам (разноуровневые задания) с последующей проверкой Приложение 1

  1. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока

На предыдущих уроках с помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли, о расположении на Земле океанов, материков, гор и других объектов.

— Найдите и покажите на глобусе названия нескольких материков, океанов, гор, равнин.

— Как вы думаете, в чем неудобство пользования моделью Земли?

(Глобусы довольно громоздки, ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, саамы важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.)

— Давайте обратимся к учебнику, с. 19 – 20.

— Как же быть? Что нам может помочь?

Попробуйте отгадать загадку:

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ездить нельзя,

Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)

— Какова же тема сегодняшнего урока? Какую цель на урок мы поставим перед собой?

  1. Изучение нового материала

Слово «география» означает «землеописание» (от слов «гея» — земля, «графио» — пишу). А что такое географическая карта?

Работа с понятиями «географическая карта», «географические объекты» (толковый словарик учебника)

Рассказ учителя о разнообразии карт (с помощью презентации)

— Карты могут быть разного размера и различного назначения. Есть карты полушарий, карты отдельных материков и океанов, карты стран, областей, районов, есть карты исторические, с которыми мы будем знакомиться на уроках истории.

  1. Физминутка

К морю Чёрному спустились

Наклонились и умылись.

1,2,3,4

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брас.

Один, другой – это кроль.

Все как один – плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

  1. Знакомство и работа с картой полушарий

— Сегодня мы поподробнее познакомимся с картой полушарий.

— Как вы думаете, что собой представляет карта полушарий?

Работа с учебником на с. 20 – 21

Демонстрация карты Северного и Южного полушарий(в учебнике) Западного и Южного полушарий (на доске).

В первом варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору, а во втором – линия разреза проходит по нулевому меридиану.

Работа в парах. Один школьник показывает соседу по парте экватор, Северное и Южное полушарие, а его сосед показывает на карте нулевой меридиан, карту Западного и Восточного полушарий.

— На карте полушарий нашу Землю можно увидеть целиком со всеми морями, океанами, материками, крупными реками и озерами, горами, равнинами.

— Чем же отличается глобус от карты? (На глобусе сразу можно видеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый.)

  1. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради для самостоятельной работы с. 6 – 7, задания 8-9

Задание 8. Определить, о чем идет речь – о глобусе или карте?

(Если все ответы будут верными, то выделенные буквы составят слово из семи букв «отлично»)

— Если человек хочет узнать что-то новое о дальних странах, собирается путешествовать, то он должен уметь работать с картой, т.е. читать ее. Чтобы работать с картой надо уметь находить на ней географические объекты, например, горы, равнины, страны и города.

Задание 9. Работа с контурной картой полушарий.

— На этой карте только обозначены географические объекты, но не подписаны. Нет на ней и условных цветовых обозначений. Вам необходимо самостоятельно нанести на карту необходимые сведения.

  1. Итог урока

— Какие задачи мы ставили в начале урока?

Рефлексия «10 секунд» (дети одним предложением высказывают, что нового узнали на уроке)

  1. Домашнее задание

Подготовить сообщения о разнообразии карт, используя информацию хрестоматии по окружающему миру с. ________ и информацию дополнительных источников.

Приложение 1

Разноуровневые карточки

Карточка № 1 (для слабого ученика)

  1. Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.

____________________________________________________________

  1. Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой? _______________________________________

_____________________________________________________________

Карточка № 2 (для среднего ученика)

  1. Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?

____________________________________________________________

  1. Угадайте материки.

  • Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии._________________

  • И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ___________________________________

  • А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

_______________________________________________________

Карточка № 3 (для сильного ученика)

  1. Линии, указывающие направление север-юг, называют______________

  2. Самая большая параллель Земли_________________________________

  3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют_____________________________________________________

  4. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют_____________________________________________________

  5. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют___________________________________________

  6. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют_____________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *