Классификация органических соединений урок 10 класс – План-конспект урока по химии (10 класс) на тему: Контрольная работа по химии для 10 класса (профиль) №1 по темам «Строение и классификация органических соединений», «Химические реакции в органической химии»

Содержание

Макет урока по химии «КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, ОСНОВЫ НОМЕНКЛАТУРЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»

Тема: КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, ОСНОВЫ НОМЕНКЛАТУРЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Цели урока:

образовательные: Сформировать понятия изомерии, структурной формулы, изомеров. Познакомить с принципами классификации органиче­ских соединений по строению углеродной цепи и по функциональ­ным группам и на этой основе дать первоначальный обзор основных классов органических соединений. Дать общее представление об основных принципах формирования названий органических соединений по международ­ной номенклатуре.

воспитательные: Формирование научной картины мира, воспитание чувства патриотизма на примере Бутлерова.

развивающие: Развивать умения учащихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию.

Тип урока: урок комбинированный

Методы ведения:

общие: объяснительно-иллюстративный

частные: словесно-наглядный

конкретные: беседа

Оборудование: схема класси­фикации органических соединений

План

1.Организационный момент – 5 мин

2.Проверка домашнего задания – 25 мин

3.Объяснение и закрепление нового материала – 55 мин

4.Домашнее задание — 3 мин

5.Итоги урока – 2 мин

Ход урока

1.Организационный момент: Приветствие, проверка посещаемости.

2. Проверка домашнего задания

? какая связь называется сигма связью?

какая связь пи?

Назовите механизмы разрыва химической связи

3.Объяснение нового материала:

Классификация органических веществ

На прошлом занятии мы говорили, насколько велико число известных органических соедине­ний. В этом безбрежном океане легко утонуть даже опытному химику. Поэтому ученые всегда стремятся классифи­цировать какое-либо множество «по полочкам», навести порядок в своем хозяйстве. Кстати, не мешает это делать и каждому из нас со своими вещами, чтобы в любой момент знать, где что находится.

Классифицировать вещества можно по разным признакам, на­пример, по составу, строению, свойствам, применению — по столь привычной логической системе признаков. Т. к. в состав всех органи­ческих соединений входят атомы углерода, то, очевидно, важнейшим признаком классификации органических веществ может служить по­рядок их соединения, т. е. строение. По этому признаку все органи­ческие вещества разделены на группы в зависимости от того, какой остов (скелет) образуют углеродные атомы, включает ли этот остов какие-либо иные атомы, кроме углерода.

Давайте рассмотрим более подробно данную классификацию, используя следующую схему:

атомы углерода, соединяясь друг с другом, могут образовывать цепи различной длины. Если такая цепь не замкнута, вещество относит­ся к группе ациклических (нециклических) соединений. Замкнутая це­почка углеродных атомов позволяет назвать вещество циклическим. Атомы углерода в цепочке могут быть связаны как простыми (одинарными), так и двойными, тройными (кратными) связями. Если в молекуле есть хотя бы одна кратная углерод-углеродная связь, она называется непредельной или ненасыщенной, в противном слу­чае — предельной (насыщенной). Если замкнутую цепочку циклического вещества составляют только атомы углерода, оно называется карбоциклическим. Однако вместо одного или нескольких атомов углерода в цикле могут оказаться атомы других элементов, например азота, кислорода, серы. Их иног­да называют

гетероатомами, а соединение — гетероциклическим. В группе карбоциклических веществ есть особая «полочка», на которой расположены вещества с особым расположением двойных и одинарных связей в цикле. одно из таких веществ — бензол. Бензол, его ближайшие и дальние «родственники» называются ароматическими вещества­ми, а остальные карбоциклические соединения — алициклическими.

запишем:

В основе классификации лежит строение молекулы.

Ациклические соединения – соединения с открытой (незамкнутой) цепью углеродных атомов. Такие соединения называют также алифатическими соединениями или соединениями жирного ряда.

Предельные соединения – соединения, имеющие в своём составе одинарные связи.

Непредельные соединения

– соединения, в которых присутствуют двойные или тройные (кратные) связи.

Циклические соединения – соединения, в которых углеродные атомы образуют циклы, бывают карбоциклическими и гетероциклическими.

Карбоциклические – циклические соединения, образованные только углеродными атомами, бывают алициклическими и ароматическими.

Гетероциклические соединения – циклы, в состав которых кроме атомов углерода входят и другие атомы – гетероатомы (азот, сера, кислород)

Основные классы органических соединений

Углеводороды – наиболее простые органические соединения, в состав которых входят только углерод и водород. Они бывают предельными (алканы), непредельными (алкены, алкины, алкадиены и др.) и ароматическими (арены).

При замене атомов водорода в углеводороде на другие атомы или группы атомов – функциональные группы

– образуются многочисленные классы органических соединений (спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, эфиры, амины, аминокислоты и др).

Запишем таблицу:

Класс соединений

Функциональная группа

Название функциональной группы

Пример соединения данного класса

Формула

Название

Спирты

— OH

Гидроксильная

CH3OH

Метанол (метиловый спирт)

Фенолы

— OH

Гидроксильная

C6H5OH

Фенол

Альдегиды

— HC = O

Карбонильная

H2C=O

Метаналь (формальдегид)

Кетоны

= C = O

Карбонильная

CH3-C(=O)-CH3

Пропанон-2 (ацетон)

Карбоновые кислоты

— COOH

Карбоксильная

CH3COOH

Этановая кислота (уксусная кислота)

Галогенсодержащие

— X (X=Cl, Br, F, I)

Галогенная

CH3Cl

Хлорметан

Амины

— NH2

Аминогруппа

CH3CH2NH2

Этиламин

Амиды

— CONH2

Амидогруппа

CH3CONH2

Ацетамид

Нитросоединения

— NO2

Нитрогруппа

CH3CH2NO2

Нитроэтан

Аминокислоты

— COOH и — NH2

Карбоксильная и аминогруппы

H2NCH2COOH

Аминоуксусная кислота (глицин)

Номенклатура органических веществ

Номенклатура — это система названий, употребляющихся в какой-либо науке.

На заре развития органической химии известных веществ жи­вой природы было достаточно мало. Ученые той поры могли позво­лить себе придумывать для каждого вещества собственное название, которое часто даже не укладывалось в одно слово, да еще и не одно. Такие названия чаще всего отражали проис­хождение вещества или наиболее яркое его свойство: уксусная кисло­та, горькоминдальное масло (бензальдегид), глицерин (от греч.- сладкий)

, формальдегид (от латинского — муравей). Та­кие названия именуются тривиальными. Тривиальная номенклатура – исторически сложившиеся названия. Они широко распростране­ны в химии для обозначения веществ простого строения. С накоплением экспериментального материала выяснилось, что многие вещества обладают похожими свойствами, т. е. принадле­жат к одной группе (классу) соединений. На все вещества данного класса стали распространять похожие названия веществ.

Число известных органи­ческих соединений растет в геометрической прогрессии. Химикам разных стран стало трудно общаться, поскольку одни и те же вещества имели различные названия, а под одним названием подразумевали не­сколько веществ. Возникли большие сложности с названиями сложных молекул. Чтобы разрешить эту проблему, химики всех стран, входящих в Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК), создали специальный комитет, который выработал основы

единой для всех органических веществ номенклатуры. Эту номенклатуру называют международной или номенклатурой ИЮПАК.

Для того чтобы уметь пользоваться ею, нужно хорошо знать названия первых представите­лей гомологического ряда предельных углеводородов (от этана до де­кана) и нескольких простейших предельных радикалов (метил, этил, пропил).

Запишем таблицу:

Названия алканов и алкильных заместителей

Основные принципы номенклатуры ИЮПАК

1.Основу названия вещества составляет название предельно­го углеводорода с тем же числом углеродных атомов, что и в самой длинной цепи ациклической молекулы.

  1. Положение заместителя, функциональных групп и кратных связей в главной цепи обозначается с помощью цифр.

  2. Заместители, функциональные группы и кратные связи указываются в названии с помощью префиксов (те же приставки, но специфические, химические) и суффиксов.

  3. При написании названия все цифры отделяются друг от друга запятыми, а от букв — дефисами.

? Задание: Определите к какому классу относятся соединения и дать названия

СН3 – СН = СН — СН3Н2N — СН2 — СООН

3 – СН2 – СН2 – СН2_ — СН3 3 – СН2 – СН2 – ОН

3 – СН2 – NН23 – СН2 – СН2 – NО2

Рассмотрим изомерию органических веществ

? Что такое изомерия?

Пример: CН3 – СН2 – СН2 – СН2 — СН3 3 – СН2 (СН3) – СН2 –- СН3

3. Домашнее задание:

Л.А. Цветков «Органическая химия – 10» §3;

лекция

4. Итоги: Таким образом, сегодня мы познакомились с классификацией, номенклатурой и изомерией органических веществ. Оценки за урок.

kopilkaurokov.ru

Разработка урока по теме. Классификация органических соединений

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

Разработка урока по теме.

Классификация органических соединений

9 класс

Учитель: Носова Е.В.

Цели урока:

Образовательная.

Ознакомить учащихся с основными классами органических соединений,

особенностями их состава, номенклатуры.

Дать понятия: гомологический ряд, вещества – гомологи, признаки, характерные для веществ одного гомологического ряда.

Воспитательная.

Диалектико – материалистическое, эстетическое, интернациональное.

Развивающая.

Развитие знаний о многообразии веществ в природе, особенностей строения

органических веществ, умения записывать молекулярные и структурные

формулы соединений. Развитие познавательного интереса к предмету, коммуникативные качества учащихся.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, шаростержневые модели метана, этана, этена, этина.

Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно – иллюстративный, наглядные, словесные

Тип урока. Изучение нового материала

Урок рассчитан для учащихся 9 класса с высоким и средним уровнями мотивации.

Ход урока

I. Актуализация знаний

1. Фронтальная беседа по вопросам прошлого урока.

1) Какие вещества называется органическими?

2) Дайте определение органической химии.

3) Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова

4) Что понимают под химическим строением?

II. Изучение нового материала.

Запись темы урока «Классификация органических соединений»

Задачи урока.

  1. Изучить основные классы органических соединений, особенности их состава и номенклатуры.

  2. Выяснить понятия: гомологический ряд, вещества – гомологи, признаки, характерные для веществ одного гомологического ряда.

Проблема

В настоящее время существуют более 25 млн. различных веществ. Некоторые из них встречаются в природе, другие получаются синтетическим  путем.

Почему органических веществ существует значительно больше, чем неорганических? (слайд)

В основе классификации органических соединений лежит теория строения А.М. Бутлерова. Основная часть молекул состоят из атомов углерода, непосредственно связанных между собой и образующих цепи.

1Изучение предельных углеводородов – алканов; другие названия алканов: насыщенные, предельные.

Запись молекулярных формул первых десяти представителей (дети записывают, используя учебник (О.С. Габриелян, стр. 203, табл. 9)) (см слайд )

Б) запись структурных формул отдельных представителей алканов и их название, таблица 9 учебника. (Слайд),

Причины названия: С1-С4 исторические, последующие члены гомологического ряда образуются от греческого ряда, которые указывают число атомов углерода, с прибавлением суффикса.

Основной считается международная, или Женевская номенклатура, основные ее принципы были приняты на международном съезде химиков в Женеве в 1892 г.

в) Вывод и запись общей формулы алканов, наличие одинарных связей в молекулах, общий суффикс в названии веществ

.

Таким образом, алканы – это углеводороды, которые имеют только одинарные связи, общую формулу СnH2n+2 , в названии суффикс «ан»

2Изучение радикалов.

А) Демонстрация радикала на модели, формулировка понятие радикал стр.200 (частица, имеющая неспаренный электрон или свободную валентность) ,

Отличительные особенности в сравнении с алканами, делаем записи параллельно гомологическому ряду алканов.

Вывод. Общая формула радикалв, свободная валентность. СnH2n+1

3 Непредельные органические соединения — алкены.

А) Задание. Используя молекулярную и структурную формулы этена, составить гомологический ряд алкенов параллельно алканам (молекулярные и структурные формулы). ( работа в парах)

Б) Назвать первых представителей алкенов. Обратить внимание на общее и особенное алканов и алкенов.

Дети формулируют вывод о алкенах.

Вывод. Алкены – это углеводороды, которые имеют одну двойную связь, общую формулу СnH2n , в названии суффикс «ен»

4. Непредельные органические соединения – алкадиены.

А) Задание. Используя молекулярную и структурную формулы бутадиена -1,3 составить гомологический ряд алкадиенов параллельно алкенам (молекулярные и структурные формулы). ( работа в парах)

Б) Называть первых представителей. Обратить внимание на общее и особенное алканов и алкенов, алкадиенов.

Дети формулируют вывод о алкадиенах. (см слайды)

Вывод. Алкадиены – это углеводороды, которые имеют две двойные связи, общую формулу СnH2n-2 , в названии суффикс «диен»

4. Непредельные органические соединения – алкины.

А) Задание. Используя молекулярную и структурную формулы этина, составить гомологический ряд алкинов параллельно алкадиенам (молекулярные и структурные формулы). ( Работа в парах)

Б) Называть первых представителей алкинов. Обратить внимание на общее и особенное алканов и алкенов.

Дети формулируют вывод о алкинах.

Вывод. Алкины – это углеводороды, которые имеют одну тройную связь, общую формулу СnH2n-2 , в названии суффикс «ин»

5. Кислородсодержащие органические соединения

А) предельные одноатомные спирты

— Задание. Используя молекулярную и структурную формулы этанола, составить гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. (Молекулярные и структурные формулы). ( Работа в парах)

— Называть первых представителей. Обратить внимание на общие особенности с алканами и группу — ОН.

Дети формулируют вывод о предельных одноатомных спиртах. (см слайды)

Вывод. Спирты – это соединения, в которых углеводородный радикал связан с гидроксильной группой — ОН. Общая формула R-ОН, в названии — суффикс «ол»

Б) Альдегиды

Задание. Используя молекулярную и структурную формулы метаналя, составить гомологический ряд альдегидов. (Молекулярные и структурные формулы). (Работа в парах)

-Называть первых представителей. Сравнить с алканами, спиртами

Вывод. Альдегиды – это соединения, молекулы которых имеют группу C=O связанную с

H

углеводородным радикалом (кроме первого представителя), в названии — суффикс «аль» RC=O

Н

в) Карбоновые кислоты

Задание. Используя молекулярную и структурную формулу метановой кислоты, составить гомологический ряд карбоновых кислот. (молекулярные и структурные формулы). ( работа в парах)

-Называть первых представителей. Сравнить с спиртами

Вывод: карбоновые кислоты — это соединения, молекулы которых имеют группу,

C=O

О H

связанную с углеводородным радикалом (кроме первого представителя). Общая формула RC=O

ОH

Группы атомов, определяющие принадлежность к определённому классу соединений и наиболее характерные свойства, называют функциональными группами.

6. Эфиры.

Продукты замещения атома водорода в гидроксильной группе спиртов на углеводородный радикал

Общая формула R1OR2

Вывод по уроку. ( Формулируют учащиеся)

Таким образом, существуют самые разные классы органических соединений: предельные, с одинарные связями между углеродными атомами, которые соединены с максимально возможным числом атомов водорода, т. е. насыщены до предела; классы непредельных углеводородов, в которых содержится двойные или тройные углерод – углеродные связи и органические вещества, содержащие функциональные группы.

Существует большое количество гомологических рядов, которые содержат большое число органических соединений, следовательно, гомологически ряды органических соединений — одна из причин их многообразия. Данное явление возможно благодаря тому, что атом углерода четырёхвалентен и может образовывать самой различной длины цепи из атомов углерода.

Конкретизировать особенности гомологических рядов

III. Закрепление знаний.

1.В тетради записываем заголовок « Органика в твоих руках»

Рисуем в тетради свои ладони, нумеруем пальцы, пишем название приставки, внутри рук — таблички из трёх граф и заполняем их.

.

.

2. Используя полученные на уроке знания и «ладошки» составить структурные формулы веществ изученных гомологических рядов, имеющих в своём составе 5 атомов углерода и назвать их, подчеркнуть функциональные группы. (Работа в парах) (пентан , пентен, пентадиен -1,3, пентин-1, пентанол, пентаналь, пентановая кислота.)

3. По структурным формулам веществ ребята определяют принадлежность к гомологическому ряду и называют их.

4. Среди предложенных веществ найти гомологи метана, этина, этилового спирта и т.д. (См учебник Н.Е Кузнецова и др. 9 класс. Большое разнообразие заданий)

5.Вопросы.

С какими изученными веществами вы сталкивались в жизни?

Почему алканы получили название предельных – насыщенных?

Почему их называют парафинами?

Почему остальные представители углеводородов назвали ненасыщенными?

Почему органических соединений значительно больше, чем неорганических?

Оцениваем знания учащихся

IV. Итог. 

Сегодня на уроке мы с вами изучили гомологические ряды различных классов органических веществ. Их характерные особенности и общие признаки.

Узнали одну из причин многообразия органических соединений

Что ещё вы хотели бы узнать об этих соединениях?

Домашнее задание.

Записи в тетради, обратить внимание на особенности гомологических рядов.

Правила, в учебнике. Параграф « Предельные углеводороды» до химических свойств.

Литература.

О.С. Габриелян. Химия. 9 класс.М.:Дрофа,2007.

Сгибнева Е.П., Скачков А.В.Современные открытые уроки химии 8 -9 классы. Ростов н/Д «Феникс» 2002

infourok.ru

Открытый урок по химии 10 класс на тему «Основы номенклатуры органических соединений»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЕЛЕНОБОРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Открытый урок по теме:

«Основы номенклатуры органических соединений»

10 класс

ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ ХИМИИ

ФЕФЕЛОВА Т.М.

с. Зеленый Бор, 2013г.

Цели: познакомить учащихся с тривиальными названиями и рациональной номенклатурой;

дать общее представление об основных принципах формирования названий органических соединений по международной номенклатуре;

формировать умение называть органические соединения по международной номенклатуре.

Оборудование: карточки- подсказки «Основные классы органических соединений»

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

— Общая формула альдегидов

— тип гибридизации

— основные физические свойства

-диктант

1. Муравьиный альдегид. (М)

2. Его 40%- ный водный раствор называют формалином (М)

3. Формальдегид (М)

4. В его молекуле карбонильная группа соединена с двумя атомами водорода.(М)

5.Уксусный альдегид. (Э)

II. Изучение нового материала

Цели и задачи урока.

Что обозначает слово «номенклатура»?

Номенклатура – это система названий, употребляющихся в какой-либо науке.

Мы будем знакомиться с основами формирования названий органических соединений по международной номенклатуре.

1. Историческая справка.

Кроме международной номенклатуры в органической химии используются:

тривиальные (исторически сложившиеся ) названия: уксусная кислота, глицерин (от греч. glykys — сладкий), формальдегид (от лат. formika – муравей). Химики и сейчас редко называют ацетилен этином, а муравьиную кислоту – метановой.

Рациональная номенклатура, согласно которой содинение рассматривалось как производное наиболее типичного представителя класса:

метилацетилен, димитилэтилен и др.

Число органических соединений растёт в геометрической прогрессии. Химикам разных стран стало трудно общаться, поскольку одни и те же вещества имели раные названия, а под одним названием подразумевали несколько веществ. Химики всех стран, входящих в Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) создали специальный комитет, который выработал основы единой для всех органических веществ номенклатуры. Эту номенклатуру называют международной или номенклатурой ИЮПАК.

2. Основы международной номенклатуры органических соединений.

Для того чтобы уметь пользоваться ею, нужно совсем немного:

  • Знать сведения таблицы 3. «Основные классы органических соединений» и уметь ими пользоваться. ( Перепишите на плотную бумагу эту таблицу, сделайте себе карточку-подсказку) .

  • Хорошо знать названия первых представителей гомологического ряда предельных углеводородов (от метана до декана) и радикалов. (Сделайте на обратной стороне другую карточку-подсказку):

Названия алканов и их радикалов

Состав алкана

Название

Радикал

Название

СпН2п+2

алкан

пН2п+1

алкил

СН4

метан

-СН3

метил

С2 Н6

этан

2 Н5

этил

С3 Н8

пропан

3 Н7

пропил

С4 Н10

бутан

4 Н9

бутил

С5 Н12

пентан

5 Н11

амил

С6 Н14

гексан

6 Н13

гексил

С7 Н16

гептан

7 Н15

гептил

С8 Н18

октан

8 Н17

октил

С9 Н20

нонан

9 Н19

нонил

С10 Н22

декан

10 Н21

децил

1. Выбрать самую длинную углеродную цепь.

2. Пронумеровать её с той стороны, к которой ближе радикалы, или старший заместитель, или кратная связь ( в зависимости от класса вещества ).

Порядок старшинства основных групп указан на странице 36 учебника.

3. Указать в префиксе (те же приставки, но специфические, химические)

положение (номер атома углерода) и название радикала, заместителя, функциональной группы в алфавитном порядке.

4. Записать корень, соответствующий числу атомов углерода в главной цепи.

5. Если есть двойная связь, то после корня поставить суффикс ен с указанием положения связи в цепи; для тройной связи использовать

суффикс —ин. Если кратных связей нет – суффикс -ан.

6. После этого указать суффикс, соответствующий кетону, альдегиду или кислоте, если есть соответствующие функциональные группы. Для кетонов указывается положение функциональной группы.

7. Если в веществе несколько одинаковых радикалов, заместителей, связей или функциональных групп, то они называются вместе, с использованием числительных:

2 – ди, 3 – три, 4 – тетра и т.д.

8. При написании названия все цифры отделяются друг от друга запятыми, а от букв – дефисами.

Пример:

5 4 3 2 1

СН3 – СН – СН – СН – СООН

| | |

СН3 СН3 NH2

2 -амино – 3,4 – диметилпентановая кислота.

1.Поскольку в главной цепи пять атомов углерода, основа названия — пентан.

2. В молекуле есть функциональная группа – -СООН карбоксильная . На её присуствие указывает -овая кислота

3. В главной цепи есть три заместителя:

амино –группа, её положение указывается цифрой 2,

и две метильные группы. На число метильных групп указывает частица ди-, а на положение в цепи цифры 3,4. Между цифрами есть запятая, цифры от букв отделены дефисом.

III Закрепление.

1. Расшифруйте название вещества, формула которого:

1 2 3 4 5

СН3 – С = СН – СН2 – СН3

|

СН3 2 – метилпентен – 2

1. В главной цепочке 5 углеродных атомов, поэтому основа названия – пентан (по названию соответствующего алкана).

2. Так как в молекуле имеется двойная связь, суффикс -ан в основе названия изменяется на – ен.

3. После основы названия указано положение двойной связи в цепи: она начинается от второго углеродного атома.

4. В главной цепи имеется один заместитель — метил СН3 . Он называется перед основой названия с указанием положения в цепи: при втором атоме углерода.

Работа в парах.

2. Назовите вещество по международной номенклатуре:

СН3

|

НО – СН2 — С – СН2 — СН3

|

СН3

3. Составьте формулу вещества: 2,3 – диметилбутен – 1.

4. Проверьте правильность выполнения задания.

IV. Домашнее задание : § 6, выучить названия алканов и первых трёх радикалов, алгоритм названия веществ ациклического строения,

Упр. 1(б,г,д,е), 2 (а,б,в,г).

V . Итог урока

infourok.ru

Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) (задание 12 КИМ ЕГЭ)

Автор — Афанасьева Маргарите Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии и биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7 имени А. С. Пушкина» города Курска

Цели:

  • образовательные: на основе изученных в курсе органической химии 10 класса понятий изомерии, структурной формулы, классификации и номенклатуры органических соединений, закрепить знания обучающихся по изученным темам, отработать навыки решения тестовых заданий различных типов;
  • воспитательные: продолжить формирование научной картины мира, умение находить решения в различных ситуациях, обосновывая собственную точку зрения;
  • развивающие: развивать у обучающихся способность анализировать, систематизировать, делать выводы по теме.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал кейса.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

Древний Египет. Самые почитаемые люди – жрецы. В Древнем Египте их искусству обучали только самых подготовленных, прошедших процедуру серьезных испытаний: огонь, вода, угроза смерти… и шанс еще раз тщательно подумать, с какой стороны будет закрыта дверь в храм. Преодолев эту суровую систему, Пифагор основал собственную школу, и испытания при поступлении в нее были очень серьезными.

Древний Египет

Древний Вавилон. В школах, где готовились писцы, проводились серьезные испытания, так как профессиональный писец должен был очень много знать и уметь и даже играть на музыкальных инструментах.

Древний Вавилон

Нередко, результаты, достигнутые при испытаниях, были предметом гордости того или иного народа, а иногда служили даже для извлечения доходов. Индийский царь Девсарам, чтобы испытать мудрость иранцев, прислал им шахматы. Девсарам думал, что иранцы не сумеют разгадать смысл этой игры, и потому, по условию, отошлют в Индию подать. Однако один из визирей понял правила игры и, в свою очередь, изобрел игру, называемую сейчас нарды, которую он отослал в Индию, и там выяснилось, что разгадать правила игры в нарды индийцы не сумели.

В 1884 году выходит первая книга с материалами тестирования, которая содержит задания и ответы к ним с оценкой по пятибалльной шкале. Книга была сборником заданий по математике, истории, грамматике, навигации, примерных текстов для сочинений.

Рисунок

А спустя 120 лет тестовые испытания пришли в Россию для всех выпускников сначала 11, а затем и 9-х классов.

Но прежде чем мы перейдем к теме занятия несколько вопросов:

  1. Поднимите руки те, кто из вас считает, что знания по химии пригодятся для продолжения обучения в ВУЗе?
  2. Поднимите руки те, кто из вас считает, что знания по химии пригодятся в дальнейшем в повседневной жизни?
  3. Поднимите руки те, кто считает, что знания по химии в дальнейшей жизни не пригодятся?

(Результаты опроса фиксируются, так как будут использованы в конце урока при подведении итогов).

Сегодня в рамках занятия элективного учебного предмета мы повторим вопросы классификации и номенклатуры органических веществ.

Итак, тема занятия: «Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)» (задание 12 КИМ ЕГЭ)

Система названий веществ – интереснейший предмет для исследования, так как на протяжении веков в истории химии появилось огромное количество названий, данных первооткрывателями веществам. Поэтому наряду с международной, тривиальные названия в органической химии используются и по сей день довольно часто.

Вот два примера:

Отечественный пирацетам и импортный ноотропил (препарат эффективен при восстановлении после инсульта)

формула

формула

венгерский седуксен и польский реланиум  (сильнодействующий препарат, внесен в список психотропных веществ)

Поэтому при подготовке к ЕГЭ вам необходимо знать два названия вещества: международной номенклатуры и тривиальные.

3. Устный опрос

А) Ацетилен — представитель класса ______________, имеет формулу _______;

Б) Дивинил – это ______________ (класс), потому что название по международной номенклатуре __________________;

В) Глицерин – это не аминокислота, а ________________ (класс), так как название вещества — _______________;

4. Переход к отработке навыков решения тестовых заданий

(Разбор задания 12 КИМ ЕГЭ совместно с учителем.)

12. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

     

КЛАСС/ГРУППА

А) 2 -метилбутен-1

Б) анилин

В) 2,3 – диметил, 5 – этилдекан

 

1) алканы

2) амины

3) алкины

4) алкены

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

5. Самостоятельная работа обучающихся с тестовыми заданиями (форма работы – решение кейса)

Кейс

Анна Ивановна – выпускница химического факультета Московского государственного университета. Однако в силу обстоятельств, она много лет не работала по специальности.

Подруга Анны Ивановны, с которой они вместе учились, работает в Центре тестирования. Она и предложила Анне Ивановне попробовать устроиться к ним на работу.

Для успешного прохождения собеседования Анне Ивановне было предложено составить одно из заданий КИМов по химии.

В ее распоряжении был необходимый информационный материал и через 15 минут Анна Ивановна с заданием справилась.

Однако на работу ее не приняли.

Что же не так было с тестом, составленным Анной Ивановной?

Задание:

  1. Проанализируйте тест, составленный Анной Ивановной.
  2. Найдите ошибки и исправьте их.
  3. Из имеющегося информационного материала предложите свой вариант вопроса № 12 КИМов ЕГЭ.

1. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

     

КЛАСС/ГРУППА

А) 3,5 – диметилгексан

Б) 3 – метилгептин – 1

В) метилбензол

 

1) алканы

2) алкены

3) алкины

4) арены

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

2. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

     

КЛАСС/ГРУППА

А) 2,2 – диметил, 4 – этилоктен — 1

Б) 2,3 – диметилбутадиен – 1,3

В) метилциклопентан

 

1) алкины

2) циклоалканы

3) алкадиены

4) алканы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

3. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

     

КЛАСС/ГРУППА

А) 3 – метил, 4 – этилгептен — 3

Б) 1,2 — диметилбутан

В) пентадиен – 1,3

 

1) алкены

2) арены

3) циклоалканы

4) алкадиены

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

4. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

     

КЛАСС/ГРУППА

А)

Б)

В)

 

1) алканы

2) алкены

3) алкадиены

4) алкины

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Вещества: Метилциклопропан; аланин; 3 – метилгептанол-1; 3 – метилгексин — 1; 3 – метилоктаналь; 2 – метилпентин — 2;3,3 – диметилгептадиен – 1,4; 2,2,5,5 — тетраметилоктан

 Работа с тестом занимает у обучающихся от 15 до 20 минут. Затем подводятся итоги работы, тесты собираются учителем и проходит устное обсуждение. 

Проверка кейса

1. (Задание составлено правильно)

Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

     

КЛАСС/ГРУППА

А) 3,5 – диметилгексан

Б) 3 – метилгептин – 1

В) метилбензол

 

1) алканы

2) алкены

3) алкины

4) арены

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

2. (Первая формула (А) составлена неправильно – возможное правильное вещество – 2,3 – диметил, 4 – этилоктен – 1). Кроме того, это — алкен (в ответах данного класса веществ – нет)

Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

     

КЛАСС/ГРУППА

А) 2,2-диметил,4-этилоктен-1

Б) 2,3 – диметилбутадиен – 1,3

В) метилциклопентан

 

1) алкены

2) циклоалканы

3) алкадиены

4) алканы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: (с учетом исправленных ошибок)

3. (Первая формула (А) составлена неправильно – возможное правильное вещество – 3 – метил, 4 – этилгептен – 1). Вторая формула (Б) неправильно – названа – правильное название – 3 – метилпентан). Это алкан. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

     

КЛАСС/ГРУППА

А) 3-метил,4-этилгептен-3

Б) 3 — метилпентан

В) пентадиен – 1,3

 

1) алкены

2) арены

3) алканы

4) алкадиены

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

4. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому (-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

     

КЛАСС/ГРУППА

А) 3,3-диметилгептадиен-1,4

Б) 3-метилгексин-1

В) 2,2,5,5-тетраметилоктан

 

1) алканы

2) алкены

3) алкадиены

4) алкины

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Вещества: Метилциклопропан; аланин; 3 – метилгептанол-1; 3 – метилгексин — 1; 3 – метилоктаналь; 2 – метилпентин — 2;3,3 – диметилгептадиен – 1,4; 2,2,5,5 — тетраметилоктан 

6. Веселые картинки….

Размести в таблице картинки, вспомнив тривиальные названия кислот.

Название карбоновой кислоты

Где встречается, тривиальное название

Метановая

 

Этановая

 

Бутановая

 

Пентановая

 

Этандиовая

 

Картинки:

Проверка:

Название карбоновой кислоты

Где встречается, тривиальное название

Метановая

муравьиная

рисунок

Этановая

уксусная

рисунок

Бутановая

масляная

рисунок

Пентановая

валериановая

рисунок

Этандиовая

щавелевая

рисунок

7. Рефлексия, подведение итогов занятия

В начале урока мы провели опрос, который повторяем снова. (Детям предлагается ответить на вопросы начала урока о том, насколько им пригодятся знания по химии. Результаты двух опросов – в начале и в конце урока — сравниваются и анализируются учителем).

8. Подведение итогов урока

Рождаясь, человек получает по наследству от родителей способности к определенной деятельности, которые он развивает всю жизнь. Насколько хорошо у него это получается, показывают жизненные испытания, которые человек преодолевает в течение всей жизни. Одно из таких испытаний – Единый государственный экзамен. Надеюсь, что все у всех получится.

9. Домашнее задание

Составить 5 заданий вопроса 12 спецификации ЕГЭ 2017 года.


rosuchebnik.ru

План-конспект урока Контроль знаний по теме «Строение и классификация органических соединений».

План-конспект урока:

Класс: 10

Номер урока: 9

Номер конспекта: 2

Тип урока: урок контроля знаний

Тема урока: Контроль знаний по теме «Строение и классификация органических соединений».

Цели и задачи урока:
Цель урока: проверить знания по теме «Строение и классификация органических соединений», умения называть органические соединения по структурной формуле, а так же, записывать структурную формулу по названию соединения, проверить навыки определения типа изомерии, а так же, умения решать задачи на вывод формул органических соединений.

Задачи:

Образовательные: проверить знания учащихся теме «Строение и классификация органических соединений», подвести итоги изучения первых тем.

Развивающие: развить у учащихся различные приемы мышления, научить применять полученные знания на практике, совершенствовать умение самостоятельно работать, научить делать выводы.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности и ответственности у учащихся.

Оборудование: тексты контрольной работы (4 варианта, в каждом варианте по одному дополнительному заданию).

Структурный план урока:

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 минута)

  2. Постановка цели и задач занятия перед учащимися. (2 минуты)

  3. Выполнение контрольной работы (36 минут)

  4. Подведение итогов урока. (1 минута)

-Здравствуйте! Присаживайтесь. Кто сегодня отсутствует? (Отметить отсутствующих).

Переходим к уроку.

Приветствие учителя, психологическая настройка на восприятие информации.

Постановка цели и задачи перед учащимися
(2 минуты).

Словесные методы (монолог учителя)

Сегодня урок контроля знаний по теме «Строение и классификация органических соединений». На прошлом занятии мы повторили материал, необходимый для выполнения заданий.

Целью сегодняшнего урока является: проверка знаний по заданной теме, умений называть органические соединения по структурной формуле, отработка навыков определения типа изомерии, а так же, умения решать задачи на вывод формул органических соединений. Поэтому, сегодняшний наш урок будет подведением итога прошедших занятий.

Запишите число и тему контрольной работы. Тема указана на карточках.

(Учитель кратко комментирует каждое задание). Если возникнут вопросы – задаются в индивидуальном порядке.

Ученики записывают число и тему контрольной работы.

Раздаточный материал (карточки с заданиями для контрольной работы).

Учитель распределяет варианты.

Учитель сообщает цель урока.

Выполнение контрольной работы

(36 минут).

Репродуктивные методы

(Контрольная работа состоит из 4 вариантов, в каждом варианте 4 обязательных задания и 1 дополнительное, на случай, если учащийся выполнит контрольную досрочно).

1 задание в контрольной работе: необходимо назвать предложенные соединения (3), или по названию составить структурную формулу вещества.

(приложение к конспекту).

2 задание в контрольной работе:

Указать тип изомерии предложенного соединения. В каждом варианте по одному примеру (2 изомера).

(приложение к конспекту).

3 задание в контрольной работе:

Задача на «Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединении».

4 задание в контрольной работе:

Задача на «Нахождение формулы по продуктам сгорания  вещества, если дана относительная плотность».

(приложение к конспекту).

Дополнительное задание:

Предложить классификацию органических соединений для одного варианта и предложить классификацию типов изомерии для второго варианта.

После завершения контрольной работы, варианты и тетради сдаются учителю.

Учащиеся выполняют задания.

Использование раздаточного материала (варианты контрольной работы на карточках).

Подведение итогов урока.

(1 минута).

Урок подходит к завершению. Вкладываем карточку с заданиями в тетрадь для контрольной работы и сдаем.

На следующем уроке подведем итоги и обсудим результаты. Спасибо за урок!

Учащиеся сдают тетради с выполненной контрольной работой.

infourok.ru

Технологическая карта урока по химии «Классификация органических соединений»

Урок по химии 10 класс учитель: Азарова Е.В.

Тема: «Классификация органических соединений».

Цель: создание классификации органических соединений на основании информации учебника.

Оборудование: учебники по химии, таблица классы органических соединений.

Ход урока:

Индукция

На доске висит таблица «Классы органических соединений».

Задает вопрос: «- Что общего и в чем отличие между классами органических соединений?» (работаем в парах 1 минуту).

Просит озвучить сначала сходства, а затем отличия. Ведет записи на доске. (5 минут)

Дает установку на работу: «-Исходя из того, что классы органических соединений имеют сходства и отличия мы можем их классифицировать. Ваша задача создать классификацию

органических соединений.

На основании таблицы обсуждают и ведут записи в тетради сходства и отличия классов органических соединений.

Озвучивают сходства и отличия.

Слушают установку.

.

Деконструкция

Для работы вам понадобится учебник § 5. Работаем в течение 5 минут.

Работают с учебником: читают, обсуждают.

Реконтрукция

Дает установку на работу: «-На основании прочитанного создайте свою классификацию органических соединений. Работаем в апрах. На работу 10 минут».

Работают над созданием классификации.

Социализация

Дает установку на работу: «-Объединитесь в группы по четыре человека, обсудите и скорректируйте схемы. На листе А4 напишите скорректированную схему. На работу 5 минут».

Объединяются в группы, корректируют схемы.

Афиширование

Дает установку на работу: «-А сейчас мы с вами создадим галерею ваших работ. Вы их посмотрите и дадите комментарии работам других групп. А группа ознакомится с комментариями и защитит свою работу».

Вывешивают свои работы в указанные учителем места. Знакомятся с работами других групп и дают комментарии. Защищают свою работу.

Разрыв

Задает вопрос: «-К органическим соединениям относятся и такие вещества как жиры, белки, углеводы, витамины, нуклеиновые кислоты и ферменты. Как они могут вписаться в вашу схему?»

Задает д/з: «-Это будет ваше домашнее задание: внести в схему жиры, белки, углеводы, витамины, нуклеиновые кислоты и ферменты».

Обдумывают заданный вопрос.

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Просит ответить на вопрос:

«-Получили ли вы удовольствие от работы на уроке?». На двери весит лист А4. Если «да», приклейте смайлик с улыбкой, если «нет», то приклейте недовольный смайлик.

Оценивают свою работу на уроке и приклеивают смайлики.

infourok.ru

Презентация к уроку по химии (10 класс) по теме: Презентация к уроку:«Основы номенклатуры органических соединений»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку «Основы теливидения»

В работе предлагается в качестве наглядного материала презентация к уроку «Основы телевидения»в 11 классе….

«Основы номенклатуры органических соединений»

План-конспект урока по теме:«Основы номенклатуры органических соединений» 10 класс. Презентация к уроку….

Презентация к уроку Основы светской этики по теме «Любовь и уважение к Отечеству» 4 класс.

Презентация к уроку Основы светской этики по теме «Любовь и уважение к Отечеству» для 4 класса помогает эмоциональному восприятию и лучшему раскрытию темы урока….

Презентация к уроку Основы светской этики по теме: «Россия — наша Родина»

Презентация к уроку Основы светской этики по теме: «Россия — наша Родина» помогает в развитии эмоционально- волевой сферы учащихся, в раскрытии темы урока….

Самостоятельная работа «Номенклатура органических соединений»

Работа состоит из двух заданий на закрепление названий соединений по их формуле и составление формул по названию вещества…

Номенклатура органических соединений

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РАБОТЫ С СИСИТЕМАТИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРОЙ…

План урока по теме «Классификация и номенклатура органических соединений». 10 класс. УМК Кузнецовой. Профильный уровень

Краткий план урока по химии по теме «Классификация и номенклатура органических соединений» для 10 класса, обучающегося по УМК Кузнецовой в объеме 3 часа в неделю….

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *