Классификация органических веществ 10 класс схема – Классификация органических веществ

Содержание

Классификация органических веществ

Существует несколько критериев классификации органических соединений.

Классификация по составу. Согласно этой классификации все органические вещества делятся на: углеводороды, которые состоят только из атомов углерода и водорода, кислородсодержащие соединения, которые состоят не только из атомов углерода и водорода, но и ещё и из кислорода. Азотсодержащие соединения содержат кроме углерода и водорода ещё и атом азота.

Однако эта классификация является не точной, потому что в одну группу могут попадать вещества, имеющие совершенно разные свойства. Например, диметиловый эфир, как и этанол, является кислородсодержащим соединением, но диметиловый эфир является простым эфиром и представляет собой газ, а этанол относится к классу спиртов и представляет собой жидкость.

 Поэтому более совершенной классификацией является классификация по строению. В этой классификации можно ещё выделить несколько признаков классификации: по типу скелета молекулы, по наличию (или отсутствию) в молекуле кратных связей и бензольных колец, по наличию (или отсутствию) функциональных групп.

В состав молекул, кроме атомов углерода и водорода, могут входить атомы O, S, N. Поэтому по наличию или отсутствию гетероатомов различают скелет молекулы углеродный и гетероатомный. Так в молекуле этанола скелет считается углеродным, потому что атом кислорода не включён в скелет молекулы, а в молекуле диметилового эфира атом кислорода включён в скелет молекулы, поэтому его скелет считается гетероатомным.

Скелет молекулы может быть неразветвлённым, когда все атомы углерода соеденены последовательно, как в молекуле бутана, а также разветвлённым, как в молекуле изобутана.

Цепь из атомов углерода может быть замкнутой, тогда эту систему называют циклом, или цепь может быть незамкнутой, тогда такую молекулу называют ациклической (алифатической).

Циклические соединения бывают карбоциклическими и гетероциклическими. Карбоциклические соединения делят на алициклические (например циклогексан) и ароматические (бензол). Гетероциклические соединения в цикле вместо атомов углерода содержат атом или несколько атомов других элементов. К таким соединениям относят пиридин, пиримидин, фуран.

В углеродном скелете различают первичный, вторичный, третичный и четвертичный атомы углерода. Первичным называют атом углерода, который связан только с одним другим атомом углерода, вторичный атом углерода всегда связан с двумя другими атомами углерода, третичный – с тремя другими атомами углерода, а четвертичный – с четырьмя другими атомами углерода.

Ещё одним признаком классификации является наличие (или отсутствие) в молекуле кратных связей и бензольных колец. Алифатические соединения не содержат бензольных колец, их иногда ещё называют соединениями жирного ряда. Но от того содержат они кратные связи или нет их подразделяют на предельные, или насыщенные, и на непредельные

, или ненасыщенные. Предельные, или насыщенные соединения содержат только простые (одинарные) связи, а непредельные, или ненасыщенные содержат кроме простых ещё и кратные связи – двойные или тройные. Ароматические соединения содержат бензольное кольцо. К насыщенным углеводородам относят алканы и циклоалканы. К углеводородам, имеющим кратные связи, относят алкены, алкины и диены.

Есть ещё и классификация соединений по наличию (или отсутствию) функциональных групп. Есть вещества, которые не содержат функциональных групп, а есть вещества, которые содержат одну или несколько функциональных групп. Если в составе молекулы одна функциональная группа, то это соединение относится к монофункциональным соединениям. Например, этанол – это монофункциональное соединение, потому что содержит только одну группу ОН. Полифункциональные соединения содержат несколько одинаковых групп, например глицерин – трёхатомный спирт, является полифункциональным соединением, потому что содержит три одинаковые группы – ОН. Гетерофукциональные соединения содержат разные функциональные группы. Например, аминоуксусная кислота содержит две различные функциональные группы – аминогруппу и карбоксильную группу.

Рассмотрим соединения, имеющие функциональные группы. Спирты содержат гидроксильную группу, как и фенолы, альдегиды – альдегидную, карбоновые кислоты — карбоксильную, амины содержат аминогруппу, а аминокислоты – амино- и карбоксильную группы.

videouroki.net

Классификация органических соединений. Видеоурок. Химия 10 Класс

Данный урок познакомит вас с темой «Классификация органических соединений». Будут систематизированы знания учащихся об органических веществах, определены критерии классификации органических соединений. Вы узнаете о составлении схемы классификации органических веществ, что такое скелет молекул, как классифицируют вещества по классам и функциональным группам.

Тема: Введение в органическую химию

Урок: Классификация органических соединений

Классификация по составу

Органические соединения подразделяют по составу на:

ü  углеводороды – вещества, состоящие только из углерода и водорода;

ü  кислородсодержащие органические соединения, в состав которых входят атомы углерода, водорода и кислорода;

ü  азотсодержащие органические соединения – содержат, кроме атомов углерода, водорода (и иногда кислорода) еще и атом азота.

Однако при этом в одну группу кислородсодержащих соединений попадают вещества с очень разными свойствами, такие, например, как уксусная кислота, сахар и целлюлоза.

Классификация по строению

Рис. 1. Классификация по строению

Наиболее полезна для химиков классификация органических веществ по их строению. Рис. 1. Внутри этой классификации существуют признаки, позволяющие наиболее полно охарактеризовать вещества.

Первый признак классификации органического соединения по строению – тип скелета молекулы.

Скелет – это последовательность связанных атомов углерода в молекуле, основа структуры органического соединения.

Рис. 2. Разновидности углеродного скелета

Кроме атомов углерода, в состав скелета могут входить и другие атомы, например, O, S, N, если они связаны, по меньшей мере, с двумя атомами углерода.

Например, в диметиловом эфире СН3-О-СН3 атом кислорода включен в скелет молекулы, а в этаноле CH3-CH2-OH – нет. Молекулы, в скелет которых, кроме атомов углерода, входят атомы других элементов, называются гетероатомными(«гетеро-» – лат. «разный»).

Скелет молекулы может быть неразветвленным – все атомы углерода соединены последовательно – и разветвленным. Цепь из атомов углерода может быть замкнутой. Такую замкнутую группу атомов называют циклом. Поэтому скелет молекулы бывает или ациклическим, (т.е. не циклическим) или циклическим. В скелете различают первичный, вторичный, третичный, четвертичный атомы углерода.

Первичным называют атом углерода, связанный только с одним другим атомом углерода, вторичным – с двумя, третичным – с тремя, а четвертичным – с четырьмя другими атомами углерода.

Рис. 3. Наличие кратных связей и бензольных колец

Второй признак классификации – наличие (или отсутствие) в молекуле кратных связей и бензольных колец. Органические вещества, содержащие только простые (одинарные) связи, называют предельными или насыщенными. Вещества, которые содержат не только простые, но и кратные (двойные или тройные) связи между атомам

interneturok.ru

Разработка урока по теме «Классификация органических соединений» в 10 классе

УРОК № 4.

Тема: «Классификация органических соединений.»

Цели: закрепить понятия определений: гомологический ряд и
гомологическая разность, гомологи, изомерия, изомеры; научить приводить примеры основных классов органических соединений их изомеров и их гомологов (П) и называть по формулам органические вещества и составлять структурные формулы по названиям.

Оборудование: таблицы, мультимедийный комплект, презентация, задачник Радецкого.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Объявление темы и целей урока.

  3. Осмысление темы урока.

C:\Users\Ирина\Desktop\Типы Органических реакций.jpg

Углерод соединяется 

 друг с другом одинарными и кратными связями (двойными и тройными), образуя прямые, разветвлённые и замкнутые цепи.

А) Прямая (неразветвлённая) цепь:

CH3 – CH2 – CH2 – CH3  

СH2 = CH – CH2 – CH3

CH ≡ C – CH2 – CH3

CH2 = CH – CH = CH2                                                                 

Б) Разветвлённая цепь:             

 https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460516399/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no4-klassifikacia-organiceskih-soedinenij/2.jpg?height=134&width=400

В) Замкнутая цепь:

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460516400/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no4-klassifikacia-organiceskih-soedinenij/236_1069125968.gif

 

К циклическим относятся  карбоциклические

 C:\Users\Ирина\Desktop\pic5_1_3.gif

 и гетероциклические соединения – содержащие в цикле кроме атомов углерода атомы других элементов – кислорода, азота и др.

C:\Users\Ирина\Desktop\pic5_1_4.gif

Функциональные производные углеводородов

 https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460516400/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no4-klassifikacia-organiceskih-soedinenij/pic5_2_1.gif

( —R  или   -СnH2n+1)  — это углеводородный радикал, частица, образующаяся при отрыве атома водорода от молекулы предельного углеводорода (алкана)

Например,

-СН3 метил; -С2Н5 этил.

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание.

infourok.ru

Классификация органических соединений (химия 10 класс). Методическая разработка

Данный урок познакомит вас с темой «Классификация органических соединений». Будут систематизированы знания учащихся об органических веществах, определены критерии классификации органических соединений. Вы узнаете о составлении схемы классификации органических веществ, что такое скелет молекул, как классифицируют вещества по классам и функциональным группам.

Тема: Введение в органическую химию

Урок: Классификация органических соединений

1. Критерии классификации органических веществ

Классификация по составу

Органические соединения подразделяют по составу на:

ü углеводороды – вещества, состоящие только из углерода и водорода;

ü кислородсодержащие органические соединения, в состав которых входят атомы углерода, водорода и кислорода;

ü азотсодержащие органические соединения – содержат, кроме атомов углерода, водорода (и иногда кислорода) еще и атом азота.

Однако при этом в одну группу кислородсодержащих соединений попадают вещества с очень разными свойствами, такие, например, как уксусная кислота, сахар и целлюлоза.

Классификация по строению

Рис. 1. Классификация по строению

Наиболее полезна для химиков классификация органических веществ по их строению. Рис. 1. Внутри этой классификации существуют признаки, позволяющие наиболее полно охарактеризовать вещества.

2. Классификация по типу скелета

Первый признак классификации органического соединения по строению – тип скелета молекулы.

Скелет – это последовательность связанных атомов углерода в молекуле, основа структуры органического соединения.

Рис. 2. Разновидности углеродного скелета

Кроме атомов углерода, в состав скелета могут входить и другие атомы, например, O, S, N, если они связаны, по меньшей мере, с двумя атомами углерода.

Например, в диметиловом эфире СН3-О-СН3 атом кислорода включен в скелет молекулы, а в этаноле Ch4-Ch3-OH – нет. Молекулы, в скелет которых, кроме атомов углерода, входят атомы других элементов, называются гетероатомными(«гетеро-» – лат. «разный»).

Скелет молекулы может быть неразветвленным – все атомы углерода соединены последовательно – и разветвленным. Цепь из атомов углерода может быть замкнутой. Такую замкнутую группу атомов называют циклом. Поэтому скелет молекулы бывает или ациклическим, (т. е. не циклическим) или циклическим. В скелете различают первичный, вторичный, третичный, четвертичный атомы углерода.

Первичным называют атом углерода, связанный только с одним другим атомом углерода, вторичным – с двумя, третичным – с тремя, а четвертичным – с четырьмя другими атомами углерода.

Рис. 3. Наличие кратных связей и бензольных колец

3. Классификация по наличию кратных связей и бензольных колец

Второй признак классификации – наличие (или отсутствие) в молекуле кратных связей и бензольных колец. Органические вещества, содержащие только простые (одинарные) связи, называют предельными или насыщенными. Вещества, которые содержат не только простые, но и кратные (двойные или тройные) связи между атомами углерода, называют непредельными или ненасыщенными. На один атом углерода в их молекулах приходится меньшее число атомов водорода, чем у предельных соединений. Если вещество содержит бензольное кольцо, то его принято называть ароматическим соединением. Вещества, в состав которых не входят ароматические группировки, называют алифатическими. Иногда можно встретить устаревшее название алифатических соединений – соединения жирного ряда.

       

Рис. 4. Классификация по наличию функциональных групп

4. Классификация по наличию функциональных групп

Третий признак классификации – наличие (или отсутствие) функциональных групп. Производные углеводородов образуются при замещении атома водорода на какой-либо другой атом (Cl, Br) или группировку атомов (OH – гидроксогруппа, Nh3 – аминогруппа и т. п.). Такие атом или группировка атомов во многом определяют свойства вещества, и поэтому многие из них называют функциональными группами. По числу функциональных групп в молекуле вещества делят на монофункциональные, полифункциональные (несколько одинаковых групп) и гетерофункциональные (разные функциональные группы).

Вещества, обладающие одинаковыми функциональными группами и (или) одинаковым набором кратных связей, имеют сходные свойства, поэтому их относят к одному классу органических соединений. Например, вещества, содержащие ОН-группу, относятся к классу спиртов. СН3ОН – метиловый спирт, С2Н5ОН – этиловый спирт и т. д.

Вещества, содержащие кратные связи, тоже образуют классы близких по свойствам соединений. Соединения с двойной связью, называются алкенами, с тройной связью – алкинами. Предельные углеводороды, или алканы – это соединения, не содержащие ни кратных связей, ни функциональных групп. Они также составляют отдельный класс органических веществ. Ароматические углеводороды называют аренами.

5. Гомологические ряды

Ряды веществ с похожими свойствами, состав которых отличается на одну или несколько групп Ch3-, называют гомологическими рядами. Члены гомологических рядов по отношению друг к другу – гомологи. По сути, гомологические ряды составляют классы органических соединений. Рис. 5.

Рис. 5. Примеры гомологических рядов

Гомологи обладают одинаковыми химическими свойствами.

6. Примеры классификации разных органических веществ

Данный урок познакомил вас с темой «Классификация органических соединений». Были систематизированы знания учащихся об органических веществах, определены критерии классификации органических соединений. Вы узнали о составлении схемы классификации органических веществ, что такое скелет молекул, как классифицируют вещества по классам и функциональным группам.

Список литературы

1. Рудзитис Г. Е. Химия. Основы общей химии. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.

2. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2008. – 463 с.

3. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2010. – 462 с.

4. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. – 278 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Interneturok. ru .

2. Органическая химия .

3. Химик .

Домашнее задание

1. №№ 2, 3 (с. 22) Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.

2. К какому гомологическому ряду относится анилин? Есть ли в этом соединении функциональные группы?

3. Приведите пример классификации веществ по наличию кратной связи.

Закрепите материал с помощью тренажёров

    Тренажёр 1 Тренажёр 2 Тренажёр 3

dp-adilet.kz

Разработка урока «Классификация и номенклатура органических соединений» (10 класс)

Шудраков Николай Николаевич

Методическая разработка урока

Химия 10 класс

Тема: «Классификация и номенклатура органических соединений»

Цель урока: познакомить учащихся с общей классификацией органических соединений. Рассмотреть классификацию органических веществ по характеру углеродного скелета и классификацию по функциональной группе. Познакомить с номенклатурой органических веществ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Классификация органических соединений.

В природе существуют несколько миллионов органических соединений. Каждый год создаются все новые и новые органические вещества. Чтобы разобраться в огромном количестве органических соединений, необходимо их классифицировать. Существуют разные способы классификации органических соединений. Мы будем рассматривать два способа классификации: первый — по характеру углеродной цепи, второй – по функциональной группе. (Слайд 2)

Последовательность химически связанных атомов углерода в молекуле составляет ее углеродный скелет. Это основа органического соединения. Поэтому первым признаком классификации органического соединения служит классификация по строению углеродного скелета. (Слайд 3)

По характеру углеродного скелета органического соединения вещества можно разделить на открытые или ациклические (приставка а- обозначает отрицание, т.е. это незамкнутые цепи) и циклические в них углеродная цепь замкнута в цикл. (Слайд 4)

Углеродный скелет может быть также неразветвленным или разветвленным. (Слайд 5)

Органические соединения можно подразделять также по кратности связи. Соединения, содержащие только одинарные связи С-С, называются насыщенными или предельными. Соединения со связями С=С или СС называются ненасыщенными или непредельными. (Слайд 6)

Циклические соединения – это соединения, в которых углеродные атомы образуют цикл или замкнутую цепь. Циклические соединения делятся на две большие группы: карбоциклические и гетероциклические. Карбоциклические содержат в циклах только атомы углерода и подразделяются на алициклические и ароматические. Гетероциклические соединения содержат циклы, в составе которых кроме атомов С входят один или несколько других атомов, так называемых гетероатомов ( греч. heteros — другой) – O, S, N. (Слайд 7)

Закрепляем новый материал выполнением следующего задания №1: используя схему классификации, определить к какому классу относятся представленные соединения. (Слайд 8)

Рассматриваем второй способ классификации органических соединений, по наличию функциональных групп. Формулируем определение функциональной группы, как группы атомов, определяющей химические свойства соединения и принадлежность его к определенному классу органических соединений. Функциональная группа является основным признаком, по которому органические соединения относят к определенному классу. (Слайд 9,10)

Ставим перед учениками задачу: рассмотреть основные классы органических соединений с точки зрения наличия кратных связей. Рассматриваем более подробно классы органических соединений, относящихся к группе ациклических соединений это классы алканов, алкенов, алкинов и алкадиенов. (Слайд 11)

К ациклическим соединениям кроме углеводородов, относятся вещества содержащие разнообразные функциональные группы. Главный критерий, по которому вещества относят к ациклическим соединениям – это наличие незамкнутой цепи углеродных атомов. Рассматриваем более подробно классы кислородосодержащих органических соединений.Слайд 12

Закрепляем изученный материал. Определить к какому классу относятся соединения? (Слайд 13)

Что обозначает термин «номенклатура»? (Слайд 14) Переходя от простого к сложному, мы будем рассматривать принципы составления названий органических соединений важнейших классов, включая ациклические и циклические углеводороды, гетероциклические соединения.

Первая номенклатура, возникшая в начале развития органической химии, когда не существовало классификации и теории строения органических соединений. Органическим соединениям давали случайные названия по источнику получения (щавелевая кислота, яблочная кислота, ванилин), цвету или запаху (ароматические соединения), реже — по химическим свойствам (парафины). Многие такие названия часто применяются до сих пор. Например: мочевина, толуол, ксилол, индиго, уксусная кислота, масляная кислота, валериановая кислота, гликоль, аланин и многие другие. Это тривиальная (историческая) номенклатура.

Рациональная номенклатура — по этой номенклатуре за основу наименования органического соединения обычно принимают название наиболее простого (чаще всего первого) члена данного гомологического ряда. Все остальные соединения рассматриваются как производные этого соединения, образованные замещением в нем атомов водорода углеводородными или иными радикалами (например: триметилуксусный альдегид, метиламин, хлоруксусная кислота, метиловый спирт). В настоящее время такая номенклатура применяется только в тех случаях, когда она дает особенно наглядное представление о соединении.

Систематическая номенклатура — номенклатура IUPAC — международная единая химическая номенклатура. Систематическая номенклатура основывается на современной теории строения и классификации органических соединений и пытается решить главную проблему номенклатуры: название каждого органического соединения должно содержать правильные названия функций (заместителей) и основного скелета углеводорода и должно быть таким, чтобы по названию можно было написать единственно правильную структурную формулу.

В настоящее время для точного обозначения состава и строения органических соединений используют рациональную и систематическую номенклатуры.

Мы рассмотрим с вами основные принципы систематической номенклатуры. Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) (IUPAC) рекомендовал для использования номенклатуру, получившую название номенклатура ИЮПАК. Следует отметить, что эти правила крайне сложны даже для специалиста. Номенклатура ещё не «устоялась» и в неё постоянно вносятся изменения.

Номенклатура ИЮПАК составлена по заместительному принципу. Представляется, что структурная формула состоит из основной цепи и заместителей.

При этом название состоит из следующих блоков (слайд 15):

Image8.gif (3175 bytes)Ключевым моментом в составлении названия является выбор основной цепи.

Алгоритм выбора основной цепи (слайд 16):

1) В основную цепь должна входить старшая характеристическая группа,

2) В нее должны максимально быть включены кратные связи,

3) Основная цепь должна быть максимально длинной,

4) Выбирают самую разветвленную цепь.

4) Цепь нумеруется так, чтобы сумма номеров заместителей была наименьшей.

Правило с меньшим номером имеет приоритет над правилом с большим номером.

Чтобы уметь пользоваться этой номенклатурой, нужно хорошо знать названия первых представителей гомологического ряда алканов и несколько простейших радикалов. (Слайд 17)

Органические соединения рассматривают как продукты замещения части атомов водорода в главной углеродной цепи (родоночальная структура) на различные характеристические группы.

Названия неразветвленных алканов

Значение n в формуле

Cnh3n+2 Название вещества Молекулярная формула

1 Метан СН4

2 Этан С2Н6

3 Пропан С3Н8

4 Бутан С4Н10

5 Пентан С5Н12

6 Гексан С6Н14

7 Гептан С7Н16

8 Октан С8Н18

9 Нонан С9Н20

10 Декан С10Н22

К данной структуре названия можно обращаться каждый раз при изучении номенклатуры конкретного класса веществ, а для начала, принципы номенклатуры разбирают на примере названий предельных углеводородов.

Для предельных углеводородов можно предложить следующий алгоритм составления названий:

1. В структурной формуле выбирают основную цепь. Для алканов такая цепь содержит максимально возможное число атомов углерода. Если существует несколько цепей максимальной длины, то выбирают самую разветвленную из них.

2. Основную цепь нумеруют так, чтобы углеводородные заместители (боковые цепи) получили наименьшие номера.

3. Перечисляют заместители с их номерами в алфавитном порядке, затем записывают корень названия, отвечающий числу атомов углерода в основной цепи и добавляют суффикс -ан.

4. Если в молекуле несколько одинаковых боковых цепей, то употребляют приставку, обозначающую их число ( ди -, три- , тетра-, пента-, гекса — и т.д.). Числа в названиях отделяют дефисами, между числами ставятся запятые. (Слайд 18, 19)

Закрепление новых знаний через самостоятельную работу по определению названий органических веществ и составлению формул. (Слайд 20)

III. Рефлексия.

Список использованной литературы:

  1. Учебник Химия 10 класс О.С. Габриелян

  2. Поурочные разработки по химии М.Ю. Горковенко

  3. festival.1september.ru/articles/586588/

  4. www.xumuk.ru/rhf/

  5. festival.1september.ru/articles/630735

infourok.ru

Классификация органических соединений(10 класс УМК Рудзитис)

Танатаров А.Т.

Светлинский район Оренбургская область

Название предмета: «Химия».

Класс: 10

УМК: Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.:ил. – ISBN 978-5-09-041198-1.

Уровень обучения: базовый.

Тема урока: Классификация органических соединений

Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 4

Место урока в системе уроков по теме: данный урок является завершающим в теме теоретические основы органической химии. На данном уроке обучающиеся узнают два способа классификации органических веществ. Учатся решать задачи на вывод формул по массовым долям элемента.

Цель урока: Сформировать общие представления о классификации органических соединений, рассмотреть основные признаки их классификации.

Задачи урока:

Образовательные: изучить способы классификации органических веществ. Научиться решать задачи на вывод формулы по массовым долям элемента.

Развивающие: закрепить навыки определения класса органических веществ. Продолжать формировать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе полученных знаний. Развивать абстрактное мышление.

Воспитательные: способствовать развитию навыков самостоятельного поиска знаний, формированию активной познавательной позиции; воспитание патриотизма и любви к Родине. Знакомство с жизнью и деятельностью ученых с целью интернационального воспитания.

Планируемые результаты:

  • Знать принципы классификации органических веществ, определение функциональной группы;

  • Уметь по структурным формулам органических веществ определять принадлежность вещества к конкретному классу органических соединений.

Техническое обеспечение урока: набор щаростержневых моделей атомов, информационная таблица «Классификация органических соединений по структуре углеродного скелета», информационная таблица «Функциональные группы и соответствующие им классы органических соединений».

Содержание урока

I. Организационный этап

II. Проверка и оценка знаний. Актуализация знаний.

Визуальная проверка наличия выполненного письменного домашнего занятия.

Вопросы для контроля:

1) Записать на доске электронно-графические формулы атома углерода в обычном и возбужденном состоянии.

2) Определить число σ и π связей в молекуле hello_html_m338d94d4.png

3) Рассказать о способах перекрывания ЭО

4) Что такое σ и π связь

5) Рассказать о видах гибридизации по таблице у доски

6) Собрать шаростержневые модели молекул, в которых атомы углерода находятся в состоянии sp3, sp2 и sp-гибридизации.

III. Постановка целей и задач урока.

Учитель сообщает тему урока и вместе с учениками формулирует цель и задачи на урок. После чего переходит к объяснению нового материала.

IV. Изучение нового материала

В природе существуют несколько миллионов органических соединений. Каждый год создаются все новые и новые органические вещества. Чтобы разобраться в огромном количестве органических соединений, необходимо их классифицировать. Существуют разные способы классификации органических соединений. Мы будем рассматривать два способа классификации: первый — по характеру углеродной цепи, второй – по функциональной группе (работа с учебником схема 1 и схема 2 с 23-24).

Последовательность химически связанных атомов углерода в молекуле составляет ее углеродный скелет. Это основа органического соединения. Поэтому первым признаком классификации органического соединения служит классификация по строению углеродного скелета (схема 1 с 23, учитель демонстрирует по таблице возле доски).

По характеру углеродного скелета органического соединения вещества можно разделить на открытые или ациклические (приставка а- обозначает отрицание, т.е. это незамкнутые цепи) и циклические в них углеродная цепь замкнута в цикл.

Органические соединения можно подразделять также по кратности связи. Соединения, содержащие только одинарные связи С-С, называются насыщенными или предельными. Соединения со связями С=С или СС называются ненасыщенными или непредельными (схема 1, учитель демонстрирует по таблице возле доски).

Циклические соединения – это соединения, в которых углеродные атомы образуют цикл или замкнутую цепь. Циклические соединения делятся на две большие группы: карбоциклические и гетероциклические. Карбоциклические содержат в циклах только атомы углерода и подразделяются на алициклические и ароматические. Гетероциклические соединения содержат циклы, в составе которых кроме атомов С входят один или несколько других атомов, так называемых гетероатомов (греч. heteros — другой) – O, S, N.

Закрепляем новый материал выполнением следующего задания: используя схему классификации, определить к какому классу относятся представленные соединения. Учитель записывает на доске.

CH2=CH–CH3CH3–CH3CH2= CH–CH=CH2

Рассматриваем второй способ классификации органических соединений, по наличию функциональных групп. Формулируем определение функциональной группы, как группы атомов, определяющей химические свойства соединения и принадлежность его к определенному классу органических соединений. Функциональная группа является основным признаком, по которому органические соединения относят к определенному классу (схема 2 с. 24, учитель рассказывает по таблице возле доски).

К ациклическим соединениям кроме углеводородов, относятся вещества содержащие разнообразные функциональные группы. Главный критерий, по которому вещества относят к ациклическим соединениям – это наличие незамкнутой цепи углеродных атомов. Рассматриваем более подробно классы кислородосодержащих органических соединений.

Решение задач по массовым долям элемента.

Решение таких задач состоит из двух частей:

1) сначала находят мольное соотношение атомов в веществе — оно соответствует его простейшей формуле. Например, для вещества состава hello_html_m143ba3a8.png соотношение количеств веществ hello_html_m1c9f1e69.png и hello_html_2e2a784c.png соответствует соотношению числа их атомов в молекуле:

hello_html_m2230ee9.png

2) затем, используя молярную массу вещества, определяют его истинную формулу.

Пример 1. 
Определить формулу вещества, если оно содержит hello_html_5c5dc9df.png и hello_html_5239fe00.png и имеет относительную плотность по воздуху, равную hello_html_m5e16bfbf.png.

Решение примера 1.

Пусть масса вещества равна 100 г. Тогда масса hello_html_203aa6e7.png будет равна 84,21 г, а масса Н 15,79 г.

Найдём количество вещества каждого атома:

hello_html_7a9886b3.png моль,

hello_html_m56885aa5.png моль.

Определяем мольное соотношение атомов hello_html_203aa6e7.png и hello_html_12c69e84.png:

hello_html_m3620a7d5.png (сократим оба числа на меньшее) hello_html_1dd899aa.png (домножим на hello_html_600f86b6.pnghello_html_m259f931f.png

Таким образом, простейшая формула hello_html_m7302f9e7.png.

По относительной плотности рассчитаем молярную массу:

hello_html_m41b1bbc6.png г/моль.

Молярная масса, соответствующая простейшей формуле hello_html_m127618ff.png г/моль, это в hello_html_417a7aae.png раза меньше истинно молярной массы.

Значит, истинная формула hello_html_7f09996c.png.

V. Закрепление материала

Ученик решает задачу 1 из Задачника с «помощником» 10-11 класс.

hello_html_7e572874.png

Ответ: С4Н10.

VI. Домашнее задание

§ 6, в 1-5 (в 5 письменно), задачи из Задачника с «помощником» 10-11 класс № 2, 7

hello_html_6c05c097.png

hello_html_6c05c097.png

Рефлексия

Что узнали нового?

Что понравилось на уроке?

Какое настроение?

infourok.ru

План-конспект урока по химии (10 класс) на тему: План урока по теме «Классификация и номенклатура органических соединений». 10 класс. УМК Кузнецовой. Профильный уровень

Урок 7

Классификация и номенклатура органических соединений

Цели урока:

1. Ввести понятия «гомологический ряд», «радикал», познакомить с принципами классификации органических соединений, типами номенклатуры, изучить правила составления названий органических соединений (обучающая).

2. Продолжить формирование научного мировоззрения (воспитывающая).

3. Способствовать развитию логического мышления (умения сравнивать, обобщать, делать выводы) (развивающая).

Оборудование: видеопроектор, ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Ход урока

  1. Подготовка к восприятию нового материала (10 мин)

Опрос учащихся по домашнему заданию.

  1. Изучение нового материала (15 мин).

В зависимости от строения углеродного скелета органические соединения бывают:

1. ациклические (алифатические) – содержат незамкнутые углеродные цепи. Примеры: алканы, алкены, алкины и т.д.

2. циклические – соединения с замкнутой углеродной цепью. Примеры: циклогексан, бензол.

В зависимости от природы атомов в цикле:

1. карбоциклические –  в цикле находятся только атомы углерода. Примеры: циклогексан, бензол.

2. гетероциклические – в цикле находятся еще атомы других элементов. Примеры:

              

   Фуран                Тиофен           Пиридин

Гомологический ряд – ряд соединений одного структурного типа, отличающихся друг от друга по составу на определенное число повторяющихся структурных единиц – «гомологическую разность –Ch3–». Гомологи обладают сходными химическим свойствами и изменяющимися физическими свойствами.

Классификация органических веществ по строению углеродного скелета и кратности связи:

I. Ациклические:

1. Предельные (алканы, парафины).

2. Непредельные: алкены, алкадиены, алкины.

II. Циклические:

1. Циклоалканы (циклопарафины).

2. Ароматические (арены): одноадерные, многоядерные.

Классификация по функциональной группе: углеводороды, галогенопроизводные углеводородов, спирты, фенолы, простые и сложные эфиры, спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, амины, нитросоединения и т.д.

Углеводородный радикал – остаток молекулы углеводорода, из которой удалены один или несколько атомов водорода.

Молекула

Первый радикал

Второй радикал

СН4

метан

Сh4–

метил

–Ch3–

метилен

С2H6

этан

С2H5–

этил

Сh4–Сh3–

этилиден

С3H8

пропан

С3H7–

пропил

С2H5–СH=

пропилиден

С6H6

бензол

С6H5–

фенил

Типы номенклатур:

1. Тривиальная (историческая) номенклатура. Названия сложились исторически, чаще всего по источнику происхождения: яблочная, уксусная, кофейная, хинная, сиреневая молочная, лимонная кислота.

2. Рациональная номенклатура. Применяется для коротких углеводородов с разветвленной цепью. Все предельные УВ рассматриваются как производные метана.

3. Систематическая номенклатура (IUPAC). В основе названия алканов.

  1. Закрепление нового материала (12 мин)

Решение задач по: Боровских Углеводороды, с.15.

  1. Подведение итогов учебного занятия, рефлексия (3 мин).

Домашнее задание: §8, с. 66 №5.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *