Коэф трения скольжения – Коэффициент трения скольжения – формула, минимальное значение

6.3. Силы трения покоя и скольжения. Коэффициент трения скольжения

Силы, мешающие движению, знакомы человеку с глубокой древности. Каждому известно, как трудно передвигать тяжелые предметы. Это связано с тем, что поверхность твердого тела не является идеально гладкой и содержит множество зазубрин (они имеют различные размеры, которые уменьшаются при шлифовке). При соприкосновении поверхностей двух тел происходит сцепление зазубрин. Пусть к одному из тел приложена небольшая сила (F), направленная по касательной к соприкасающимся поверхностям. Под действием этой силы зазубрины будут деформироваться (изгибаться). Поэтому появится сила упругости, направленная вдоль соприкасающихся поверхностей. Сила упругости, действующая на тело, к которому приложена сила F, компенсирует ее и тело останется в покое.

Сила трения покоя

— сила, возникающая на границе соприкасающихся тел при отсутствии их относительного движения.

Сила трения покоя направлена по касательной к поверхности соприкосновения тел (рис. 6.3) в сторону, противоположную силе F, и равна ей по величине: F тр = — F.

Рис. 6.3. Сила трения покоя

При увеличении модуля силы F изгиб зацепившихся зазубрин будет возрастать и, в конце концов, они начнут ломаться. Тело придет в движение.

Сила трения скольжения — сила, возникающая на границе соприкасающихся тел при их относительном движении.

Вектор силы трения скольжения направлен противоположно вектору скорости движения тела относительно поверхности, по которой оно скользит.

Тело, скользящее по твердой поверхности, прижимается к ней какой-либо внешней силой Р (например, силой тяжести), направленной по нормали. В результате этого поверхность прогибается и появляется сила упругости N (сила нормального давления или реакция опоры), которая компенсирует прижимающую силу Р (N = -Р). Чем больше сила N, тем глубже сцепление зазубрин и тем труднее их сломать. Опыт показывает, что модуль силы трения скольжения пропорционален силе нормального давления:

Fcк=μ·N. (6.4)

Безразмерный коэффициент μ называется коэффициентом трения скольжения. Он зависит от материалов соприкасающихся поверхностей и степени их шлифовки. Например, при передвижении на лыжах коэффициент трения скольжения зависит от качества смазки (сорт мази, толщина слоя мази, качество разравнивания слоя), поверхности лыжни (мягкая, сыпучая, уплотненная, оледенелая, той или иной степени влажности и с тем или иным строением снега в зависимости от температуры и влажности воздуха и др). Большое количество переменных факторов делает сам коэффициент непостоянным. Если коэффициент трения лежит в пределах 0,045—0,055 скольжение считается хорошим.

Можно считать, что максимальное значение силы трения покоя равно силе трения, действующей при скольжении:

В табл. 6.1 приведены значения коэффициента трения скольжения для различных соприкасающихся тел.

Таблица 6.1

Коэффициенты трения скольжения для различных случаев

Условия скольжения

μ

Лыжи по снегу

0,045—0,055

Сталь по льду (коньки)

0,015

Шина по сухому асфальту

0,50-0,70

Шина по мокрому асфальту

0,35—0,45

Шина по сухой грунтовой дороге

0,40—0,50

Шина по мокрой грунтовой дороге

0,30-0,40

Шина по гладкому льду

0,15—0,20

Сила трения скольжения всегда мешает движению, а роль силы трения покоя во многих случаях позитивна. Именно благодаря этой силе возможно передвижение человека, животных и наземного транспорта.

Так, при ходьбе (рис. 6.4, а) человек, напрягая мышцы опорной ноги, отталкивается от земли, стараясь сдвинуть подошву назад. Этому препятствует сила трения покоя направленная в обратную сторону — вперед. Она и сообщает ускорение человеку. Для тренировок спортсменов (космонавтов) применяются специальные дорожки, установленные на подвижных роликах (рис. 6.4, б). В этом случае бегущий человек, отталкивая дорожку, заставляет ее двигаться в обратную сторону. Таким же образом отталкиваются от дороги и колеса автомобиля (рис. 6.4, в).

Сила трения снижает спортивные результаты, поэтому ведутся непрерывные исследования по ее уменьшению. Одним из направлений повышения результатов в лыжном спорте является совершенствование мазей.

Первоначально в качестве мазей для лыж использовались пчелиный воск, смола деревьев, растительные масла. В настоящее время появились новые мази — научно разработанные составы для обработки скользящей поверхности.

Рис. 6.4. Проявления силы трения покоя: а) обычная ходьба, б) бег по дорожке на роликах, в) колесо автомобиля

studfile.net

Коэффициент трения скольжения | Все формулы

Сообщение от администратора:

Ребята! Кто давно хотел выучить английский?


Переходите по моей ссылке и получите два бесплатных урока в школе английского языка SkyEng! 
Занимаюсь там сам — очень круто. Прогресс налицо.

В приложении можно учить слова, тренировать аудирование и произношение.

Попробуйте. Два урока бесплатно по моей ссылке!
Жмите СЮДА

Коэффициент трения скольжения — отношение силы трения к нормальной составляющей внешних сил, действующих на поверхности тела.


Коэффициент трения скольжения выводится из формулы силы трения скольжения

Так как сила реакции опоры, это масса умножить на ускорение свободного падения, то формула коэффициента получается:

Ниже приведена таблица коэффициентов трения скольжения для некоторых материалов:

В Формуле мы использовали :

— Коэффициент трения скольжения

— Сила трения скольжения

— Сила нормальной реакции опоры

— Масса тела

— Ускорение свободного падения

xn--b1agsdjmeuf9e.xn--p1ai

Коэффициенты трения покоя и скольжения для наиболее распространенных материалов.

Комбинация материалов.

Коэффициент трения.

Сухие и чистые поверхности

Смазанные или жирные поверхности

Алмаз Алмаз
0.1
0.05 — 0.1
Алмаз Металл 0.1 — 0.15 0.1
Алюминий Алюминий 1.05 — 1.35 0.3
Алюминиевая бронза Сталь 0.45
Фосфористая бронза Сталь 0.35
Алюминий Низкоуглеродистая (малоуглеродистая) сталь

0.61

0,47*

Бронза Сталь 0.16
Бронза Чугун 0.22*
Спеченная бронза Сталь 0.13
Графит Сталь 0.1 0.1
Графит Графит (в вакууме) 0.5 — 0.8
Графит Графит 0.1 0.1
Дуб Дуб (вдоль волокон)

0.62,

0.48*

Дуб Дуб (поперек волокон)

0.54,

0.32*

0.072*
Дерево Чистое сухое дерево 0.25 — 0.5
Дерево Влажное дерево 0.2
Дерево Чистый сухой металл 0.2 — 0.6
Дерево Влажные металлы 0.2
Дерево Бетон 0.62
Дерево Кирпич 0.6
Дерево Влажный снег 0.14, 0.1*
Дерево — вощеное Сухой снег 0.04*
Железо Железо 1.0 0.15 — 0.20
Латунь Сталь 0.35 0.19
Латунь Чугун 0.3*
Кадмий Кадмий 0.5 0.05
Кадмий Хром 0.41 0.34
Кадмий Низкоуглеродистая (малоуглеродистая) сталь 0.46*
Карбид вольфрама Сталь 0.4-0.6 0.1 — 0.2
Карбид вольфрама Карбид вольфрама 0.2 — 0.25 0.12
Карбид вольфрама Медь 0.35
Карбид вольфрама Железо 0.8
Кирпич Дерево 0.6
Кожа Дуб

0.61,

052*

Кожа Металл 0.4 0.2
Кожа Дерево 0.3 — 0.4
Кожа Чистый металл 0.6
Магний Магний 0.6 0.08
Свинцовистая медь Сталь 0.22
Медь Медь 1 0.08
Медь Чугун

1.05,

0.29*

Медь Низкоуглеродистая сталь

0.53,

0.36*

0.18*
Никель Никель 0.7 — 1.1,
0.53*

0.28,

0.12*

Никель Низкоуглеродистая сталь 0.64* 0.18*
Нейлон Нейлон 0.15 — 0.25
Олово Чугун 0.32*
Платина Платина 1.2 0.25
Плексиглас, оргстекло Плексиглас, оргстекло 0.8 0.8
Плексиглас, оргстекло Сталь 0.4-0.5 0.4 — 0.5
Полистирол Полистирол 0.5 0.5
Полистирол Сталь 0.3-0.35 0.3 — 0.35
Полиэтилен Сталь 0.2 0.2
Полистирол Полистирол 0.5 0.5
Резина Сухой асфальт (0.5 — 0.8)*
Резина Влажный асфальт (0.25 — 0.75)*
Резина Сухой бетон (0.6 — 0.85)*
Резина Влажный бетон (0.45 — 0.75)*
Свинец Чугун 0.43*
Серебро Серебро 1.4 0.55
Сапфир Сапфир 0.2 0.2
Сталь Сталь 0.8 0.16
Стекло Стекло

0.9 — 1.0,

0.4*

0.1 — 0.6,
(0.09-0.12)*
Стекло Металл 0.5 — 0.7 0.2 — 0.3
Стекло Никель 0.78 0.56
Тормозные колодки Чугун 0.4
Тормозные колодки Влажный чугун 0.2
Твердое углеродное покрытие (пленка) Твердое углеродное покрытие (пленка) 0.16 0.12 — 0.14
Твердое углеродное покрытие (пленка) Сталь 0.14 0.11 — 0.14
Ф-4, ПТФЭ, PTFE, Teflon Ф-4, ПТФЭ, PTFE, Teflon 0.04

0.04,

0.04*

Ф-4, ПТФЭ, PTFE, Teflon Сталь 0.04 0.04
Ф-4, ПТФЭ, PTFE, Teflon Ф-4, ПТФЭ, PTFE, Teflon 0.04 0.04
Хром Хром 0.41 0.34
Чугун Чугун

1.1,

0.15*

0.07*
Чугун Дуб 0.49* 0.075*
Чугун Низкоуглеродистая (малоуглеродистая) сталь

0.4,

0.23*

0.21,

0.133*

Цинк Чугун

0.85,

0.21*

Цинк Цинк 0.6 0.04

tehtab.ru

Коэффициенты трения cкольжения. — Инженерный справочник DPVA.ru / Технический справочник ДПВА / Таблицы для инженеров (ex DPVA-info)





Адрес этой страницы (вложенность) в справочнике dpva.ru:  главная страница  / / Техническая информация / / Физический справочник / / Трение. Коэффициенты трения. Триботехника — наука о трении  / / Коэффициенты трения cкольжения.

Поделиться:   

Коэффициенты трения скольжения.

Сила трения скольжения описывается как:

Fтр=kтрFn , где kтр— коэффициент трения а Fn — прижимающая сила .

Ниже приводится таблица полезных диапазонов коэффициентов трения скольжения для различных пар материалов.

Коэффициенты трения скольжения.
Металл по металлу ( кроме пары сталь/сталь) 0,15-0,20
Дерево по металлу 0,20-0,50
Металл по металлу при смазке 0,07-0,1
Дерево по льду 0,035
Железо по льду 0,020
Сталь заточенная по льду (коньки) 0,015
Лед по льду 0,028
Сталь по стали 0,03-0,09
Шина по сухому асфальту 0,50-0,75
Шина по влажному асфальту (до аквапланирования) 0,35-0,45
Шина по сухой грунтовой или гравийной дороге 0,40-0,50
Шина по влажной грунтовой или гравийной дороге (до аквапланирования) 0,30-0,40
Шина по гладкому льду 0,15-0,25
Точильный камень по стали 0,94
Подшипник скольжения смазанный 0,02-0,08
Поиск в инженерном справочнике DPVA. Введите свой запрос:

dpva.ru

Вопрос 22. Закон трения скольжения.

Сила трения скольжения — силы, возникающие между соприкасающимися телами при их относительном движении. Если между телами отсутствует жидкая или газообразная прослойка (смазка), то такое трение называется сухим. В противном случае, трение называется «жидким». Характерной отличительной чертой сухого трения является наличие трения покоя.  Сила трения зависит от силы давления тел друг на друга (силы реакции опоры), от материалов трущихся поверхностей, от скорости относительного движения и не зависит от площади соприкосновения.  Величина, характеризующая трущиеся поверхности, называется коэффициентом трения, и обозначается чаще всего латинской буквой k или греческой буквой μ. Она зависит от природы и качества обработки трущихся поверхностей. Fтр=k*N, где k – коэффициент трения скольжения, N – сила нормальной реакции опоры.

ЛИБО ТАКОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА

Первый закон. Сила трения скольжения равна сдвигающей силе и заключена между нулем и максимальным значением, которое достигается в момент выхода тела из положения равновесия 

(условие отсутствия скольжения тела).

Второй закон. Максимальная сила трения скольжения при всех прочих условиях не зависит от площади соприкосновения трущихся поверхностей.

Третий закон. Максимальная сила трения скольжения пропорцио­нальна силе нормального давления тела на опорную поверхность

  (условие начала скольжения тела).

 

  — нормальная реакция опорной поверхности;

  — сила давления тела на эту поверхность.

Безразмерный коэффициент   называют коэффициентом трения скольжения или коэффициентом трения 1-го рода.

Четвертый закон. Коэффициент трения скольжения зависит от материала и физического состояния трущихся поверхностей (степени шероховатости, влажности, температуры и других условий).

Вопрос 23. Закон трения качения.

Пусть к оси катка весом , находящегося на горизонтальной плоско­сти, приложена горизонтальная сила   (рис. 1.29). Соприкосновение катка с плоскостью из-за их деформации происхо­дит не вдоль одной образующей цилиндра, как в случае абсолютно твердых тел, а по некоторой площадке . Точка приложе­ния реакций   и будет находиться в некоторой точке этой площадки. Из условий равновесия катка имеем 

.

Первый закон. Максимальный момент пары сил, препятствующий качению, в широких пределах не зависит от радиуса катка.

Второй закон. Максимальный момент сопротивления качению про­порционален силе нормального давления катка на опорную плоскость и дос­тигается в момент выхода катка из положения равновесия 

(условие начала качения катка).

 Коэффициент   называют коэффициентом трения качения или коэффициентом трения 2-го рода. Он имеет размерность длины. Коэффициент трения качения равен плечу пары сопротивления качения при предельном равновесии катка (рис. 1.29).

Третий закон. Коэффициент трения качения зависит от материала катка, опорной плоскости, а также от физического состояния их поверхностей.

 В момент начала качения катка (выхода катка из положения равновесия) имеем (рис. 1.29)

;.

 

 

studfile.net

Исследовательская работа «Коэффициент трения скольжения и методы его определения»

Канев Михаил Сергеевич

Жуков Иван Алексеевич

Коэффициент трения скольжения и методы его расчёта.

Руководитель: учитель физики Кубасова Маргарита Фёдоровна

Республика Коми, Сосногорский р-он, пгт. Нижний Одес

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» пгт. Нижний Одес

10 класс

Исследования по естественно-математическому направлению

C:\Users\Александр\Desktop\2014-10-22, Изображение\Изображение 008.jpg

Оглавление.

  1. Введение.______________________________________________________стр.2

Основная часть.

  1. Часть 1. Сила трения, виды трения.________________________________стр.4

  2. Часть 2. Методы определения коэффициента трения скольжения

«дерева по дереву»._____________________________________________стр.7

  1. Часть 3. Определение коэффициента трения скольжения

некоторых пар веществ._________________________________________стр.11

  1. Заключение.___________________________________________________стр.13

  2. Список источников информации._________________________________стр.14

  3. Приложения.__________________________________________________стр.15

Введение.

В земных условиях любые движущиеся тела (или приходящие в движение) соприкасаются с веществом окружающей среды, либо с другими телами. При этом возникают силы, оказывающие сопротивление их движению. Силы эти именуются силами трения.

Изучает трение наука трибология. Первые исследования трения были проведены великим итальянским учёным Леонардо да Винчи, более 400 лет назад. Французский учёный Гильом Амонтон изучал трение, открыл в 1699 году законы внешнего трения твердых тел. В 1781 году французским физиком Ш. Кулоном были сформулированы основные законы сухого трения.

В расчетах энергопотерь, износостойкости, динамических характеристик механизмов с парами скольжения существенное значение имеет правильный учет сил трения. Но в большей степени интересна не сила трения, а коэффициент трения.

Коэффициент трения можно определить только экспериментально для определенных пар соприкасающихся веществ, так как он во многом зависит от обработки поверхности. Примерные значения коэффициентов трения уже для многих веществ определены и собраны в таблицы. [3]

Но как это можно сделать, как его определить и вычислить?

Цель работы: изучить методы определения коэффициента трения скольжения.

Задачи, которые мы ставим перед собой следующие:

  1. изучить теоретический материал:

  1. Рассмотреть причины возникновения сил трения

  2. Изучить виды сил трения

  3. Проанализировать от каких факторов зависит трение скольжения

  1. провести опыты по данной теме:

  1. Выяснить, какими методами можно определить коэффициент трения скольжения

Определить коэффициент трения скольжения для некоторых пар веществ

В своей работе мы не будем экспериментально доказывать, что сила трения скольжения зависит от качества обработки поверхности, силы нормальной реакции опоры и не зависит от площади соприкосновения тел, сравнивать величины сил трения между собой — это давно известные факты. Основное внимание мы уделим рассмотрению способов определения коэффициента трения скольжения, а также получим значение коэффициента трения скольжения для некоторых пар веществ.

Методы исследования, которые мы применяем в данной работе – исследовательско-поисковый, аналитический метод при сборе и отборе информации: работа с учебной литературой, с дополнительной литературой по предмету, поиск информации в интернете; лабораторно-репродуктивный: проведение опытов по готовым инструкциям, метод сравнения при анализе результатов.

Актуальность проблемы состоит в том, что в курсе физики общеобразовательной школы с количеством часов 2 урока в неделю нет возможности в полном объёме изучить данный материал. Работа над этой темой позволила нам расширить наши знания по теме «Динамика», закрепить навык решения задач.

Новизна работы заключается в том, что в ходе экспериментов были получены коэффициенты трения скольжения для пар веществ не указанных в справочных данных.

Эта работа будет представлять интерес для учащихся, увлеченных физикой.

Часть 1

Сила трения, виды трения.

В жизни человека силы трения играют важную роль. В одних случаях он их использует, а в других борется с ними. Благодаря ей мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли.

С трением мы сталкиваемся на каждом шагу. Вернее было бы сказать, что без трения мы и шагу ступить не можем. Но, несмотря на ту большую роль, которую играет трение в нашей жизни, до сих пор не создана достаточно полная картина возникновения трения. Это связано даже не с тем, что трение имеет сложную природу, а скорее с тем, что опыты с трением очень чувствительны к обработке поверхности и поэтому трудно воспроизводимы.

Существует внешнее и внутреннее трение (иначе называемое вязкостью). Внешним называют такой вид трения, при котором в местах соприкосновения твердых тел возникают силы, затрудняющие взаимное перемещение тел и направленные по касательной к их поверхностям.

Внутренним трением (вязкостью) называется вид трения, состоящий в том, что при взаимном перемещении слоев жидкости или газа между ними возникают касательные силы, препятствующие такому перемещению.

Внешнее трение подразделяют на трение покоя — статическое трение и кинематическое трение: скольжения и качения. Трение покоя возникает между неподвижными твердыми телами, когда какое-либо из них пытаются сдвинуть с места. Кинематическое трение существует между взаимно соприкасающимися движущимися твердыми телами при их относительном движении. Если между телами отсутствует жидкая или газообразная прослойка (смазка), то такое трение называется сухим. В противном случае, трение называется «жидким».

Любые движущиеся тела (или приходящие в движение) соприкасаются с веществом окружающей среды либо с другими телами и при этом силы трения оказывают сопротивление их движению, они переводят часть механической энергии движения во внутреннюю энергию, что сопровождается нагреванием тел и окружающей среды.

Основная причина возникновения сил трения: неровности любых тел: при соприкосновении зазубрины одного всегда цепляются за шероховатости другого. Для идеально гладких (например, тщательно отшлифованных) поверхностей, плотно прилегающих друг к другу, действуют законы молекулярного трения, основанного на взаимном притяжении молекул. Силы трения имеют электромагнитную природу. [1]hello_html_508a0d8b.png

В 1781 году французским физиком Ш. Кулоном были сформулированы основные законы сухого трения. Опытным путем ученый установил, что сила трения F, возникающая при скольжении, прямо пропорциональна действующей на тело силе N нормального давления. Эта зависимость выглядит следующим образом:

F = µ ∙ N

где величина μ – коэффициент трения (коэффициент пропорциональности).

Его величина была вычислена так: тело помещалось на наклонную плоскость и путем изменения угла наклона достигалось его равномерное движение. При этом сила трения равнялась движущей силе F = mg ∙ sin a. Величина силы нормального давления N = mg ∙ cos a. Следовательно, μ = tg a. Коэффициент трения является тангенсом угла наклона поверхности, по которой тело скользит равномерно, т. е. с постоянной скоростью. На практике его значение может быть вычислено лишь приблизительно. Поверхности тел, как правило, в той или иной степени загрязнены, имеют окислы, ржавчину и другие включения. [2]hello_html_m151285ce.pnghello_html_14264f88.jpg

Сила трения начинает действовать на тело, когда его пытаются сдвинуть с места. Если внешняя сила F меньше произведения μN, то тело не будет сдвигаться — началу движения, как принято говорить, мешает сила трения покоя. Тело начнет движение только тогда, когда внешняя сила F превысит максимальное значение, которое может иметь сила трения покоя. Трение покоя – сила трения, препятствующая возникновению движения одного тела по поверхности другого. Если тело скользит по какой-либо поверхности, его движению препятствует сила трения скольжения. Сила трения скольжения всегда направлена противоположно

движению тела. При изменении направления скорости изменяется и направление силы трения.

Таким образом, трение покоя проявляется в том случае, когда тело, находившееся в состоянии покоя, приводится в движение. Коэффициент трения покоя обозначается μ0.hello_html_2af8f0cc.png

Трение скольжения проявляется при наличии движения тела, и оно значительно меньше трения покоя. μск < μ0hello_html_65442384.png

Трение качения проявляется в том случае, когда тело катится по опоре, и оно значительно меньше трения скольжения.

μкач << μск [1]

Опытным путём установлено, что сила трения зависит от силы давления тел друг на друга (силы реакции опоры), зависит от материала и качества обработки соприкасающихся поверхностей, от скорости относительного движения. Наибольшее влияние на изменение коэффициента трения оказывает скорость скольжения, увеличение которой приводит к его снижению при малых скоростях. При не слишком больших относительных скоростях движения сила трения скольжения мало отличается от максимальной силы трения покоя и, поэтому приближенно, её можно считать постоянной и равной максимальной силе трения покоя.

Коэффициент трения устанавливает пропорциональность между силой трения и силой нормального давления, прижимающей тело к опоре. Коэффициент трения является совокупной характеристикой пары материалов, которые соприкасаются и не зависит от площади соприкосновения тел.

Коэффициент трения, определяемый попарно для сочетаний различных материалов путем экспериментов, вносится в специальные справочные таблицы. [2]

Часть 2.

Методы определения коэффициента трения скольжения

«дерева по дереву».

Во время подготовки к работе, мы выяснили, что для определения коэффициента трения скольжения существует много способов:

  1. движение по горизонтальной поверхности и по наклонной плоскости,

  2. движение равномерное и с ускорением,

  3. на применение законов динамики, статики, кинематики и сохранения энергии.

Просмотрев и проанализировав источники информации, мы выяснили, что в основном используются два метода:

  1. равномерное движение по горизонтальной поверхности,

  2. равномерное скольжение вниз по наклонной плоскости.

Исходя из этого, эти два метода и рассматриваются в основной части работы, остальные способы определения коэффициента трения скольжения разобраны и изложены в приложении.

Какой же из этих методов даёт наиболее точный результат? Ведь для одной и той же пары тел, значение коэффициента трения скольжения должно быть одинаковым, но это значение может точно не совпадать с табличным, так как значение коэффициента трения скольжения сильно зависит от обработки поверхности. Для ответа на этот вопрос мы рассчитаем погрешность при определении коэффициента трения скольжения «дерево по дереву».

Метод 1.

Определение коэффициента трения скольжения [4]

Оборудование: 1) динамометр, 2) деревянный брусок, 3) набор грузов по 100 грамм, 4) трибометр.http://festival.1september.ru/articles/631594/img4.gif

Кладут деревянный брусок на горизонтально расположенный трибометр, нагрузив его сначала одним, потом двумя и тремя грузами, тянут динамометром по возможности равномерно вдоль линейки. Таким образом, измеряют силу тяги (равную силе трения). Затем, взвесив брусок и грузы на динамометре (сила нормального давления), находят коэффициент трения µ, т. е. отношение силы трения F к силе нормального давления N, который численно равен весу тела Р в этом случае. µ = Fтр/NC:\Users\Александр\Desktop\2014-10-22, Изображение\Изображение 012.jpg

После этого мы определили среднее значение, как среднее арифметическое.

Количество грузов

Р, Н

Р,Н

среднее

Fтр, Н

Fтр,Н

среднее

µ

µср

Без груза

0,7

0,229

1 груз

1,7

2,7

0,4

0,62

0,235

2 груза

2,7

0,6

0,222

3 груза

3,7

0,85

0,229

Вывод: коэффициент трения скольжения «дерево по дереву» получили равный 0,229, что примерно соответствует табличным данным — 0,20 — 0,50 (приведенным в таблице «Справочник по технике и физике») [3]

Здесь вес тела определяется как сумма весов грузов и бруска, причем взвешивать динамометром надо брусок вместе с грузами. Таким образом, погрешность при определении веса тела можно принять равной 0,05 н. Такой же величины может достигнуть погрешность при измерении силы тяги. Отсюда максимальная относительная погрешность при определении коэффициента трения

Δµ/µ = ΔF/F + ΔР/Р Δµ/µ = 0,05/0,62 + 0,05/2,7 ≈ 0,099

Абсолютная погрешность Δµ = 0,229*0,099 ≈ 0,023

Следовательно, наш результат: µ = 0,23 ± 0,023

Метод 2.

Определение коэффициента трения скольжения. [4]

Оборудование: 1) треугольник, 2) лента измерительная, 3) динамометр, 4) набор грузов, 5) штатив с муфтами и лапкой, 6) трибометр

Второй способ определения коэффициента трения не требует непосредственного измерения сил. В этом случае сначала на линейку трибометра кладут брусок с грузами, а затем постепенно приподнимают один из ее концов до тех пор, пока при небольшом толчке брусок начнет более или менее равномерно
скользить вниз. Тогда движущая сила F1 являющаяся составляющей силы тяжести, будет по величине равна силе трения F.
Коэффициент же трения будет равен отношению двух
составляющих силы тяжести: движущей силы F1 и силы нормального давления F2

µ = F1/F2, но F1/F2 = h/а следовательно, µ = h/а =hello_html_m22e7ad45.gif (Приложение 3)

Отсюда видно, что нет надобности в измерении сил: достаточно измерить высоту и основание наклонной плоскости и вычислить их отношение, которое является тангенсом угла наклона линейки и в то же время выражает собой коэффициент трения. C:\Users\Александр\Desktop\2014-10-22, Изображение\Изображение 007.jpg

Основание наклонной плоскости измеряют сантиметровой лентой с точностью до 1 см, а высоту — треугольником с точностью до 1 мм. В нашем примере h = 19,0 см±0,1 см, а = 79 см±1 см,

тогда µ = 19,0 /79 = 0,24

Рассчитаем погрешность:

Δµ/µ = Δh/h + Δа/а Δµ/µ = 0,1/19,0 +1/79 ≈ 0,018

Δµ = 0,24*0,018 ≈ 0,004

Следовательно, наш результат: µ = 0,24 ± 0,004

Вывод: коэффициент трения скольжения «дерево по дереву» получили равный 0,24, что примерно соответствует табличным данным — 0,20 — 0,50 (приведенным в таблице «Справочник по технике и физике») [3]

На основе своих расчетов и проведенных экспериментов, получили коэффициент трения скольжения «дерево по дереву» 0,23 и 0,24, что соответствует теоретическим значениям, имеющимся в справочной литературе: 0,20 — 0,50 [3]

Рассмотрев методы определения коэффициента трения скольжения, выяснили, что наиболее точным является второй метод, так как он даёт лучший результат: его погрешность меньше (это видно из расчёта погрешностей).

Часть 3

Определение коэффициента трения скольжения

некоторых пар веществ.

На основе первого метода мы в нашей работе определили коэффициенты трения скольжения для некоторых пар веществ, которых нет в «Справочнике по физике» и в «Справочнике по физике и технике», автор А.С.Енохович (Приложение 1, 2) [3]

  1. Дерево по стеклу. C:\Users\Александр\Desktop\2014-10-22, Изображение\Изображение 002.jpg

Количество грузов

Р, Н

Fтр., Н

µ

µ ,

среднее

Без груза

0,7

0,15

0,21

0,19

1 груз

1,7

0,35

0,2

2 груза

2,7

0,5

0,18

3груза

3,7

065

0,17

  1. Пенопласт по дереву. C:\Users\Александр\Desktop\2014-10-22, Изображение\Изображение 006.jpg

Количество грузов

Р, Н

Fтр., Н

µ

µ ,

среднее

1 груз

1,016

0,2

0,197

0,197

2 груза

2,016

0,4

0,1975

3груза

3,016

0,6

0,198

  1. Дерево по органическому стеклу.

Количество грузов

Р, Н

Fтр., Н

µ

µ ,

среднее

Без груза

0,7

0,1

0,14

0,18

1 груз

1,7

0,3

0,18

2 груза

2,7

0,55

0,2

3груза

3,7

0,8

0,22

C:\Users\Александр\Desktop\2014-10-22, Изображение\Изображение 003.jpg

  1. Дерево по наждачной бумаге.

Количество грузов

Р, Н

Fтр., Н

µ

µ , среднее

Без груза

0,7

0,4

0,571

0,571

1 груз

1,7

0,9

0,529

2 груза

2,7

1,6

0,592

3груза

3,7

2,2

0,594

Следовательно, на основе расчётов и проведенных экспериментов, были получены коэффициенты трения скольжения для пар веществ, которые отсутствуют в таблице. [3]

В результате этого мы расширили табличные значения коэффициентов трения различных материалов.

Заключение.

Выводы:

  1. выяснили, что коэффициент трения скольжения можно определить разными методами.

  2. на основе своих расчетов и проведенных экспериментов, получили коэффициент трения скольжения «дерево по дереву» 0,23 и 0,24, что соответствует теоретическим значениям, имеющимся в справочной литературе: 0,20 — 0,50 [3]

  3. рассмотрев методы определения коэффициента трения скольжения, выяснили, что наиболее точным является (второй) метод: равномерное скольжение бруска по наклонной плоскости; так как он даёт лучший результат: его погрешность меньше (это видно из расчёта погрешностей).

результаты работы расширили табличные значения коэффициентов трения различных материалов.[3]

Список источников информации.

  1. http://bibliofond/ru

  2. http://fb/ru

  3. Енохович А.С. «Справочник по физике и технике» М. Пр. 1989 год, 224 с., «Справочник по физике» М. Пр. 1990 год, 384 с.

  4. Буров А.А. «Фронтальные лабораторные занятия по физике» М.Пр.1970год, 216 с.

  5. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вербум, 1999 год, 208 с.

  6. Coolreferat.com

Фёдоров В.А. «Лабораторный практикум по курсу общей физики» Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010 год, 53 с.

Приложение 1. [3]

C:\Users\Александр\Desktop\конференция\таблица0002.tif

Приложение 2. [3]

C:\Users\Александр\Desktop\конференция\таблица0001.tif

Приложение 3. [7]

http://festival.1september.ru/articles/631594/img7.gif

Приложение 4.

Измерение коэффициента трения скольжения, через опрокидывание бруска [5]C:\Users\Александр\Desktop\2014-10-22, Изображение\Изображение 009.jpg

Оборудование: брусок деревянный, линейка деревянная от трибометра, нить, линейка ученическая.

Порядок выполнения работы.

Теоретическое обоснование: Брусок с привязанной к длинной грани нитью поставьте торцом на горизонтальную поверхность стола и тяните за нить или толкайте карандашом. Если нить закреплена невысоко над поверхностью стола, то брусок будет скользить. При определенной высоте h точки А крепления нити сила натяжения нити F опрокидывает брусок.C:\Users\Александр\Desktop\2014-10-22, Изображение\Изображение 010.jpg


http://festival.1september.ru/articles/631594/img9.gif

Условия равновесия для этого случая относительно точки – угла опрокидывания:

Fh – mga/2 = 0;

Согласно II закону Ньютона: F – Fтр = 0;

N – mg = 0.

С учётом выражения Fтр = µN = µmg

Получим, что µmgh = mga/2

Отсюда µ = a/(2h)

Экспериментальный расчет: = 30 ± 1 мм, = 75 ± 1 мм.

µ=30/ (2*75)=0,2

Вывод: коэффициент трения скольжения «дерево по дереву» равен 0,2. Это значение чуть меньше, чем при определении методами 1 и 2.

Приложение 5. [6]

Определение коэффициента трения скольжения при движении по наклонной плоскости.

Цель работы: Выяснить зависимость силы трения от угла наклона.

Приборы и материалы: измерительная линейка, штатив, направляющая плоскость с линейкой, секундомер с двумя датчиками, исследуемое тело.

Описание работы

Рассмотрим типовую задачу о движении груза по наклонной плоскости. На движущееся тело действуют сила тяжести, реакция опоры и сила трения, направленная против движения тела. Используя второй закон Ньютона, получим соотношение связи силы и ускорение движения тела: http://www.pandia.ru/text/77/368/images/image001_14.gif

Проецируя векторное уравнение на координатные оси получаем известные соотношения для силы трения и силы реакции опоры:http://www.pandia.ru/text/77/368/images/image002_3.gif

http://www.pandia.ru/text/77/368/images/image003_0.gif

Где http://www.pandia.ru/text/77/368/images/image004_2.gif—угол между наклонной плоскостью и горизонталью. При этом, из простых геометрических соотношений следует, что

http://www.pandia.ru/text/77/368/images/image005_2.gifhttp://www.pandia.ru/text/77/368/images/image006.gif

Таким образом, вычисление силы трения требует от нас измерения геометрических параметров установки, массы груза и ускорения, с которым груз соскальзывает. Для измерения ускорения будем использовать лабораторный комплект «Механика», в основе которого находится направляющая, у которой на боковой стороне имеются миллиметровые деления и размещена полоска магнитной резины. Она необходима для удержания датчиков секундомера. Секундомер с герконовыми датчиками служит для автоматического счета времени движения каретки. Датчики соединены параллельно и с помощью разъема присоединяются к пусковой кнопке секундомера. Контакты геркона замыкаются под действием магнитного поля постоянного магнита каретки. При прохождении каретки мимо верхнего датчика секундомер автоматически включается, а при прохождении каретки мимо нижнего датчика секундомер автоматически

останавливается. Зная время движения каретки между датчиками и расстояние между ними, можно вычислить среднюю скорость и ускорение каретки.

В ходе эксперимента мы можем замерить величины: http://www.pandia.ru/text/77/368/images/image008_0.gif— расстояние от центра покоящейся каретки до первого датчика, http://www.pandia.ru/text/77/368/images/image009.gif— расстояние между датчиками и t—время движения каретки между датчиками.http://www.pandia.ru/text/77/368/images/image007_0.gif

Примем начальную скорость каретки равной 0, а скорость в момент прохождения первого датчика—V1. Тогда можно записать кинематические соотношения: http://www.pandia.ru/text/77/368/images/image010_1.gifhttp://www.pandia.ru/text/77/368/images/image011_0.gif

Тем самым мы получаем два уравнения, в которых неизвестны скорость каретки в момент прохождения первого датчика и ускорение движения.

Выразим скорость из первого соотношения и подставим во второе уравнение: http://www.pandia.ru/text/77/368/images/image012.gif

Решая второе уравнение относительно неизвестного ускорения, замечаем, что оно приводится к квадратному с дискриминантом равным

http://www.pandia.ru/text/77/368/images/image013.gif

Отбрасывая отрицательный корень, получим выражение:

http://www.pandia.ru/text/77/368/images/image014.gif

А для ускорения: http://www.pandia.ru/text/77/368/images/image015.gif

К сожалению, данную работу выполнить не имели возможности из-за отсутствия необходимого оборудования.

Приложение 6.

Определение коэффициента трения скольжения

с использованием закона сохранения и превращения энергии. [6]

Оборудование: наклонная плоскость, брусок, линейка.

Ход работы

  1. Установить наклонную плоскость под углом примерно 45˚.

  2. Пустить тело с наклонной плоскости.

  3. Измерить высоту наклонной плоскости h, основание плоскости a, и перемещение тела по поверхности стола S.

4. Вычислить коэффициенты трения.

При спуске бруска с наклонной плоскости и его движении по горизонтальной поверхности стола совершалась работа против сил трения за счёт убыли потенциальной энергии бруска.

По закону сохранения энергии:

mgh = F * l + F *S (1)

где: l -длина наклонной плоскости.

Сила трения по наклонной плоскости и при движении по горизонтальной поверхности:

F = N = mg * COS

F = N = mg

Тогда (1) уравнение примет вид:

mgh = mg COS * l + mgS или

h = COS* l + S COS = а / l µ = h /(а+ S)

5.Записать результаты в таблицу.

h,м

а,м

S

µ

ср.

1

0,42

0,71

0,5

0,341

0,265

2

0,3

0,85

0,44

0,238

3

0,21

0,92

0,37

0,217

В нашем случае возникала дополнительная погрешность, так как после спуска с трибометра, брусок двигался по поверхности гладкого лакированного стола, имеющего другой коэффициент трения, чем необработанный деревянный трибометр.

Приложение 7.

Определение коэффициента трения скольжения

с использованием закона сохранения и превращения энергии. [7]

Оборудование: 1) трибометр лабораторный с бруском, 2) динамометр учебный, 3) набор грузов по механике НГМ-100, 4) лента измерительная с миллиметровыми делениями, 5) нить 20-30см.

Метод выполнения работы

Для выполнения этой работы на линейку трибометра помещают брусок и динамометр, связанные нитью. Если динамометр вместе с линейкой прижать рукой к столу, а брусок оттянуть, чтобы динамометр показал некоторую силу F, то потенциальную энергию пружины можно записать так:

hello_html_mcfe7ca0.gif

где F – показание динамометра, а x – деформация пружины. После освобождения брусок будет двигаться до остановки. В результате за счёт потенциальной энергии пружины будет совершена работа по преодолению силы трения на пути s. Эту работу можно представить таким выражением:

A = mgs

где – коэффициент трения, m – масса бруска, g – ускорение свободного падения,

s –перемещение бруска. Согласно закону сохранения энергии

hello_html_2576d058.gif= mgs

следовательно, =hello_html_m1e3eefc0.gif

Силу упругости пружины измеряют при помощи динамометра, деформацию пружины x и перемещение s бруска – линейкой с миллиметровыми делениями, массу m бруска – путём взвешивания на весах (либо при помощи динамометра, если такая точность удовлетворительна), g – величина постоянная.

Порядок выполнения работы:

  1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов:

    № опыта

    F, Н

    m, 10–3кг

    x, 10–3м

    s, 10–3м

    ср

    1

    70

    27

    70

    0,275

    1

    170

    27

    50

    0,158

    0,267

    2

    70

    54

    210

    0,367

  2. Определите взвешиванием массу бруска m.

  3. К крючкам динамометра и бруска привяжите нить так, чтобы расстояние между ними было равно 10 см, брусок с динамометром поместите на линейку.C:\Users\Александр\Desktop\2014-10-22, Изображение\Изображение 011.jpg

  4. Конец динамометра с петлей совместите с концом линейки, и прижмите их рукой к столу. Затем оттяните брусок так, чтобы динамометр показывал F =1Н, измерьте растяжение пружины. Отметьте положение бруска и отпустите его.

  5. Измерьте линейкой расстояние s, пройденное бруском, и вычислите коэффициент трения .

  6. Занесите результаты в таблицу.

  7. Повторите опыт дважды, изменив один раз массу бруска (поместив на него стограммовый груз), а другой раз – растяжение пружины (увеличьте показание динамометра на 1Н).

  8. Найдите среднее значение коэффициента трения .

Вывод: коэффициент трения скольжения «дерево по дереву», в данном случае, получился 0,267

infourok.ru

Сила трения скольжения — это… Что такое Сила трения скольжения?

Сила трения скольжения — силы, возникающие между соприкасающимися телами при их относительном движении. Если между телами отсутствует жидкая или газообразная прослойка (смазка), то такое трение называется сухим. В противном случае, трение называется «жидким». Характерной отличительной чертой сухого трения является наличие трения покоя.

Опытным путём установлено, что сила трения зависит от силы давления тел друг на друга (силы реакции опоры), от материалов трущихся поверхностей, от скорости относительного движения и не зависит от площади соприкосновения. (Это можно объяснить тем, что никакое тело не является абсолютно ровным. Поэтому истинная площадь соприкосновения гораздо меньше наблюдаемой. Кроме того, увеличивая площадь, мы уменьшаем удельное давление тел друг на друга.) Величина, характеризующая трущиеся поверхности, называется коэффициентом трения, и обозначается чаще всего латинской буквой «k» или греческой буквой «μ». Она зависит от природы и качества обработки трущихся поверхностей. Кроме того, коэффициент трения зависит от скорости. Впрочем, чаще всего эта зависимость выражена слабо, и если большая точность измерений не требуется, то «k» можно считать постоянным.

В первом приближении величина силы трения скольжения может быть рассчитана по формуле:

, где

 — коэффициент трения скольжения,

 — сила нормальной реакции опоры.

По физике взаимодействия трение принято разделять на:

  • Сухое, когда взаимодействующие твёрдые тела не разделены никакими дополнительными слоями/смазками — очень редко встречающийся на практике случай. Характерная отличительная черта сухого трения — наличие значительной силы трения покоя.
  • Сухое с сухой смазкой (графитовым порошком)
  • Жидкостное, при взаимодействии тел, разделённых слоем жидкости или газа (смазки) различной толщины — как правило, встречается при трении качения, когда твёрдые тела погружены в жидкость;
  • Смешанное, когда область контакта содержит участки сухого и жидкостного трения;
  • Граничное, когда в области контакта могут содержатся слои и участки различной природы (окисные плёнки, жидкость и т. д.) — наиболее распространённый случай при трении скольжения.

В связи со сложностью физико-химических процессов, протекающих в зоне фрикционного взаимодействия, процессы трения принципиально не поддаются описанию с помощью методов классической механики.

При механических процессах всегда происходит в большей или меньшей степени преобразование механического движения в другие формы движения материи (чаще всего в тепловую форму движения). В последнем случае взаимодействия между телами носят названия сил трения.

Опыты с движением различных соприкасающихся тел (твёрдых по твёрдым, твёрдых в жидкости или газе, жидких в газе и т. п.) с различным состоянием поверхностей соприкосновения показывают, что силы трения проявляются при относительном перемещении соприкасающихся тел и направлены против вектора относительной скорости тангенциально к поверхности соприкосновения. При этом всегда происходит нагревание взаимодействующих тел.

Силами трения называются тангенциальные взаимодействия между соприкасающимися телами, возникающие при их относительном перемещении. Силы трения возникающие при относительном перемещении различных тел, называются силами внешнего трения.

Силы трения возникают и при относительном перемещении частей одного и того же тела. Трение между слоями одного и того же тела называется внутренним трением.

В реальных движениях всегда возникают силы трения большей или меньшей величины. Поэтому при составлении уравнений движения, строго говоря, мы должны в число действующих на тело сил всегда вводить силу трения F тр.

Тело движется равномерно и прямолинейно, когда внешняя сила уравновешивает возникающую при движении силу трения.

Для измерения силы трения, действующей на тело, достаточно измерить силу, которую необходимо приложить к телу, чтобы оно двигалось без ускорения.

dik.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *