Когда ребёнок начинает улыбаться осознанно?
Улыбка ребенка – бесценная награда за труды родителей: тут же забываются бессонные ночи, тревоги и волнения. Когда ребёнок начинает улыбаться осознанно, он вызывает у родителей чувство умиления, нежности и любви. Но не все знают, что улыбку считают и важным признаком правильного развития грудничка.
Узнаем, когда ребенок начинает улыбаться осознанно, реагируя таким образом на окружающий мир.
Когда можно увидеть первую улыбку ребёнка
Многие родители замечают улыбку на лице ребенка уже в первые дни жизни. Чаще это происходит во сне или во время кормления. Но это еще не способ выражения эмоций. Медики считают, что это происходит рефлекторно. Новорождённый малыш пока не умеет выражать эмоции и чувства.
ФАКТ
Первую улыбку удается зафиксировать при проведении УЗИ. Конечно, это еще рефлекторное движение лицевых мышц такое же, как и шевеление ручками или ножками.
Указывать на правильное развитие младенца или выражение чувства довольства улыбка в этот период не может. Она бессознательная. Тем не менее, она говорит о том, что мышцы лица развиваются правильно. Вскоре малыш улыбнется маме и папе, чтобы сказать о своей любви.
Когда появляется осознанная улыбка
Младенец еще не умеет выражать свои чувства и эмоции. Этот навык ему придется развивать. Свое недовольство малыш показывает при помощи плача. Так задумала природа, ведь если бы ребенок не плакал, он мог бы погибнуть из-за голода, холода или других внешних факторов.
Улыбаться осознанно малыш научится позже. В первые недели жизни важнее удовлетворить естественные потребности такие, как голод, к примеру, чем выразить свою любовь или чувство комфорта.
Родители и медики подтверждают, что первая осознанная улыбка появляется спустя месяц после рождения. Причем происходит это у всех детей в разное время. Нельзя назвать точную дату, когда новорожденный улыбнется.На осмотре педиатр обязательно задаст вопрос маме, улыбается ли ей ребенок. Это служит важным показателем правильного физического и психического развития.
Однако, назвать временной промежуток, во время которого младенец должен начать улыбаться в ответ на внешние раздражители, можно. Нормой считают возраст малыша от 4 до 8 недель с момента рождения.
Когда ребёнок начинает гулить и агукать: развитие языка в первые месяцы жизни
Виды улыбок
Выделяют два вида улыбки младенца:
- Бессознательная.
Улыбка может появиться уже спустя несколько часов после рождения. Она не выражает чувств или эмоций, не служит показателем любви или чувства довольства. - Осознанная.
Появляется после достижения возраста в 1 месяц. Такое мимическое движение уже можно считать проявлением чувств.
Важно отличать виды улыбок, так как даже в 3-месячном возрасте, грудничок может улыбаться на бессознательном уровне. Это развиваются мышцы лица.
Как определить, что ребенок улыбается осознанно
Родителей часто беспокоит вопрос, как определить осознанная улыбка у ребенка или нет. Это важно, ведь проявление чувств служит показателем правильного и своевременного развития.
В первую очередь, обратите внимание на взгляд малыша. При осознанной улыбке он меняется, становится сосредоточенней. Грудничок смотрит на предмет или человека (мать, к примеру) и улыбается в ответ.
Растягиваются не только губы, меняется выражение глаз. Становится понятно, что младенцу хорошо, комфортно, он счастлив.
Позже грудничок научится издавать звуки при улыбке – смеяться.
Первую улыбку грудничок чаще дарит маме. Это первое осознанное выражение чувств. Так, он проявляет любовь к самому близкому человеку.
Осознанная улыбка со временем будет проявляться все чаще. Она возникнет, когда ребенок станет получать то, что он хочет (игрушку, предмет), услышит любимый звук, увидит близкого человека. Это уже сознательное проявление чувства довольства, комфорта, показатель эмоционального удовлетворения.
ФАКТ
Доказано, что грудничок, находящийся в неблагополучных условиях, начинает улыбаться гораздо позже. Ребенок, который чувствует любовь и заботу, теплоту близких людей, учиться проявлять эмоции и чувства гораздо раньше. Это благоприятно отражается на его психологическом, умственном, физическом развитии.
О чем говорит улыбка ребенка
Улыбка, в зависимости от ее вида, толкуется по-разному. Разберемся, почему важно отличать типы улыбок.
Рефлекторная улыбка
Как уже говорилось, появляется помимо воли младенца, бессознательно. Ее отмечают еще на УЗИ. Это мимическое сокращение мышц лица, главное условие – она не является выражением чувств. Ребенок до месяца не улыбается осознанно.
Бессознательная улыбка
Младенцы до месяца улыбаются бессознательно во сне. Нельзя определить, меняется ли выражение глаз, никаких эмоций и чувств при этом ребенок не испытывает.
Улыбка для близкого человека
Если ребенок улыбается матери или другому близкому человеку, то это прежде всего показатель правильного развития. Это доказывает, что малыш узнает родителя, понимает, что он – источник комфорта, который нужен ему для жизни.
Улыбка, как выражение удовлетворения потребностей
Она появляется позже остальных видов. Возникает, когда ребенок получает желаемое. Например, грудничок может улыбаться при виде бутылочки для кормления или, если видит любимую игрушку, слышит пение, щебетание птиц, чувствует приятое прикосновение.
По такой улыбке понятно, что ребенок находится в хорошем расположении духа.
Как развивается интеллект ребенка с рождения до трех месяцев
Как меняется значение улыбки с возрастом
Определим возрастные периоды, когда значение улыбки меняется:
- 2-3 месяца.
Если первая улыбка адресована маме, то уже чуть позже ребенок начинает улыбаться и другим членам семьи, которых он не видит постоянно. Это также важный показатель правильного развития. Значит малыш способен запомнить, а позже узнать того, кто не проводит с ним время постоянно (бабушку, к примеру). - 5-6 месяцев.
Еще позже, грудничок станет улыбаться и незнакомому человеку, если тот ему нравится. Это социальный вид улыбки, способ взаимодействия с окружающим миром, попытка наладить контакт с другими людьми. - 6-8 месяцев.
Ребенок начнет улыбаться выборочно, то есть только тем людям, с которыми ему комфортно. Также он начнет выражать недовольство, если к нему приблизится кто-то посторонний или человек, к которому он испытывает антипатию. - К 9 месяцам.
Малыш уже способен улыбаться и смеяться в ответ на то, что кажется ему смешным. К примеру, родитель строит гримасы, играет с ним, меняет голос.
По видам улыбок можно судить о развитии малыша.
От чего зависит время появления осознанной улыбки
Каждый ребенок – индивидуален. Улыбка у одного малыша может появиться спустя 3-4 недели после рождения, а у другого только к 2 месяцам. Это зависит от индивидуальных особенностей организма и условий жизни.
ФАКТ
Чтобы ребенок начал улыбаться осознанно, его мозг должен «дозреть», развиться до определенной стадии. Без этого этапа сознательная улыбка не появится.
Благоприятные условия содержания также важны для появления осознанной улыбки. Ребенок, с которым разговаривают, берут на руки начинает улыбаться раньше сверстников, вынужденных проводить время без контакта с людьми (младенцы, содержащиеся в Доме малютки).
Также важно для малыша видеть рядом пример для подражания. Если мама при общении с сыном или дочерью улыбается, она увидит ответную реакцию гораздо раньше, чем та мать, которая сдержанна при контакте с ребенком.
Таким образом, мы выяснили, что первая осознанная улыбка появляется после месяца. Она говорит о своевременном развитии младенца и доказывает, что оно проходит нормально.
Читайте также:
Почему ребёнок плачет, как его успокоить
Чему научился ребёнок в 1 месяц
Ребёнок плохо спит, часто просыпается
Признаки нормального развития ребенка от 1 до 12 месяцев, мышечная гопотония когда ребенок начинает улыбаться осознанно
НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.
На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.
Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.
На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.
В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.
К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.
При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.
Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.
В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.
Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.
К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».
На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.
Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.
В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.
НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.
Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.
Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.
Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.
Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.
Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.
Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.
Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.
Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.
У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.
Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.
Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.
Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.
Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.
Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.
Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.
Когда ребенок начинает осознанно улыбаться в ответ маме
Любые тяготы послеродового периода, постоянное недосыпание и невероятная усталость мамы, накопившаяся к концу первого месяца жизни малыша, теряют свое значение, когда ребенок начинает улыбаться ей в ответ.
Первые улыбки
Сначала улыбка ребенка имеет рефлекторную природу и не связана с тем, что он способен видеть или слышать. Неосознанно улыбаться кроха может даже через несколько дней после своего рождения. Эта улыбка не играет пока еще социальной роли и просто показывает, что малышу хорошо и спокойно в этот момент. Нередко увидеть ее можно на лице малютки, когда он спит, купается или сразу после кормления.
Для того чтобы она стала осознанной, должно пройти определенное время. И это неудивительно, ведь в возникновении улыбки принимает участие более десятка лицевых мышц. Самое же главное, что ее появлению предшествует сложная мозговая деятельность, включающая распознавание эмоций близкого человека, передачи нервных импульсов в нужную зону мозга и последующее расслабление мышц лица. Обычно ребенок начинает улыбаться осознанно, когда проходит период от 4 до 8 недель с момента рождения.
Когда младенец улыбается?
К концу первого месяца, а также в течение второго месяца жизни малыша его улыбка может уже являться реакцией на:
- какое-то приятное или увлекательное событие (мама хлопает в ладоши, напевает песенку, агукает с ребенком) Когда малыш начинает агукать?;
- выраженную мимику взрослого (иногда реакция может последовать даже на четкое изображение лица, например, другого малыша на журнале для мам или на любимой игрушке с достаточно большими глазами, носом и ртом).
Малыш постепенно учится поддерживать зрительный контакт со взрослым, реагировать на интересные звуки и ласковые прикосновения, поэтому улыбку ребенка могут предопределять теперь и внешние факторы. Хотя кроха еще не умеет внимательно слушать, полезно в это время с ним не только ласково разговаривать, но также включать спокойную музыку (например, классику), размещать над детской кроваткой мобиль с забавными игрушками и приятной мелодией.
Улыбаемся и развиваемся
Одновременно с тем, как ребенок начинает активно улыбаться маме и другим близким людям, он может размахивать ручками и ножками, постепенно начинать «гулить» в ответ на обращение к нему.
Все эти явления составляют то, что называется комплексом оживления. Заключается он в том, что малыш способен зафиксировать приятный для него звук или лицо и отреагировать на них улыбкой, радостными вскриками, двигательной активностью, учащенным дыханием.
В зависимости от ситуации (например, взрослый проявляет свои эмоции более или менее выражено), младенец также может усиливать или уменьшать интенсивность своего поведения. Также кроха может начать улыбаться, издавать разнообразные звуки, выгибать спинку и двигать ножками еще до того, как взрослый к нему обратился. Тогда комплекс оживления является своеобразным призывом к общению, что со временем помогает малышу учиться применять все более и более разнообразные способы для контакта с родителями.
Считается, что формируется этот комплекс где-то с третьей недели жизни крохи и наибольшего развития достигает к 3-м или 4-м месяцам, после чего поведение ребенка становится более сложным. Если к 2-м месяцам ваш ребенок не начал активно улыбаться, это вовсе не значит, что развитие его происходит не так, «как надо». Дети все разные и редко кто из них развивается «по всем правилам».
Тем не менее, учеными давно было замечено, что недостаток эмоционального и телесного контакта мамы с малышом прямо сказывается на его развитии. Составляющие комплекса оживления выражены слабее, некоторые компоненты, такие как радостное гуление, могут вообще отсутствовать.
Пока ребенок еще не открыл для себя улыбку как способ взаимодействия с близкими ему людьми, постарайтесь ему помочь. Для этого достаточно всего лишь почаще брать малыша на руки, поглаживать его, нежно с ним разговаривать, рассказывать ему стишки, петь песенки и, конечно, чаще улыбаться. Такие нехитрые действия со стороны мамы, безусловно любящей своего ребенка, рано или поздно приведут к тому, что малыш в один прекрасный день широко распахнет свои глаза и просияет маме в ответ на ее улыбку своей доверчивой и радостной улыбкой.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Что умеет ребенок в 1 год?
Когда ребенок начинает улыбаться осознанно?
Первые недели после появления малыша в доме могут быть по-настоящему изнурительными, ведь он часто начинает плакать, капризничать, когда что-то ему не нравится. Все это ребенок в наилучшем виде продемонстрирует своим родителям с первых дней своей жизни. Именно так выглядят его первые навыки общения с внешним миром, в который он попал после комфортного и спокойного внутриутробного развития. Родителям следует запастись терпением, ведь вскоре все их муки и труды будут щедро вознаграждены.
Речь идет о первой мимике на лице малыша, например, улыбке, которую он демонстрирует осознанно. Многие родители не знают точно, когда ребенок начинает улыбаться и поэтому очень боятся, не пропустить этот момент. Первую улыбку не стоит ожидать слишком рано, тем более осознанную. Осознанная улыбка напрямую связана с работой мозга малыша, которому потребуется некоторое время, чтобы в достаточной степени развиться.
Что представляет собой первая демонстрация мимики
С первых дней жизни новорожденного родители отлично понимают, когда их малышу что-либо не нравится. Об этом во всеуслышание он начинает оповещать своим плачем и криком. Как только мама удовлетворит все потребности ребенка в еде, тепле и комфорте, гримаса тут же сходит с лица. При этом ребенок в первые дни своей жизни поступает так скорее не осознанно, а рефлекторно.
После такого ультимативного заявления окружающему миру о своих потребностях, губки малыша могут растянуться. Уголки рта при этом занимают такое положение как при улыбке. Такая улыбка называется физиологической, рефлекторной.
Чтобы улыбнуться своим родителям малыш должен задействовать целых 17 лицевых мышц.
[box type=»tick»]Проявления радостной мимики на личике новорожденного являются свидетельством его нормального и полноценного умственного развития.[/box]
На начальном этапе внимательные родители могут подметить, когда их чадо слегка кривит губки. Это напоминает не столько улыбку, как ухмылку, которая возникает просто так и не связана ни с чем, а также не обращена к кому-то конкретно. В данной ситуации малыш попросту начинает выражать свое лояльное отношение к благоприятной среде, которая в тот или иной момент окружает его.
Дополнительно > Во сколько можно начинать присаживать мальчиков?
Возникновение осознанной улыбки
Как известно, все малыши близоруки и поэтому не видят ничего дальше своего носика. Как только ребенок начинает замечать своих родителей, которые проявляют заботу, мам, которые склоняются у кроватки, он будет понемногу дарить в ответ им осознанную улыбку. Обычно этот момент наступает примерно к концу первого месяца жизни крохи.
Для любой мамы очень важна такая первая реакция ее малыша. Она будет как награда за все страдания при родах, тяжелые будни в первые недели после выписки из роддома и бессонные ночи. С этой минуты ребенок начнет оказывать положительное влияние на родителей своим очарованием и искренностью. Любые трудности в жизни молодых родителей становятся ничтожными при ощущении замирания сердца во время созерцания этой улыбки.
Что малыш выражает улыбкой
Когда ребенок впервые одарил своих родителей улыбкой и открыл для себя новое проявление ощущений, каждое появление в поле зрения папы и мамы будет вызывать у него настоящий экстаз с непременным проявлением улыбки. Такое поведение, по мнению некоторых специалистов, может указывать не только на любовь к своим родителям, но и стать отличным способом привлечь к себе их внимание, привязать к себе. При этом все подобные желания будут возникать у него не только по отношению к родителям, но и к прочим людям с подобным рисунком лица в его глазах. Таким образом, кроха готова делиться своими эмоциями и счастьем со всеми окружающими.
Так будет происходить все время, вплоть до кризисного 7-го месяца жизни. Именно в этот период малыши начинают с некоторым подозрением относиться к незнакомым людям. Такое поведение является проявлением эмоциональной избирательности, которая указывает на нормальное психологическое развитие. Такие его отношения с окружающим миром – норма на данном этапе жизни и родителям не стоит по этому поводу переживать.
Дополнительно > Прорезывание зубов у грудничка – когда начинается и что делать
Если малыш не начал улыбаться
Традиционно все груднички начинают улыбаться к 6-8 недели своей жизни. При этом они активно двигают ножками, ручками и смотрят своим родителям прямо в глаза, различая их среди неодушевленных предметов. Это свидетельствует о нормальном умственном развитии и называется среди специалистов рефлексом оживления.
Некоторым родителям приходиться дольше ожидать, когда ребенок начинает улыбаться. При этом многие начинают паниковать и подозревать, что с младенцем что-то не так. Стоит отметить, что все груднички имеют свои индивидуальные особенности в плане физического, умственного и рефлекторного развития. Каждый из малышей имеет свой характер, что дает ему право улыбаться тогда, когда он этого захочет.
Увидеть на лице своего ребенка мимику положительного характера в первый раз мама может и к концу 12-й недели его жизни. Среди всех важных младенческих рефлексов придет очередь и улыбаться. Скорее всего, такой ребенок попросту еще не открыл для себя новое проявление ощущаемых эмоций. Чтобы помочь ему правильно выражать радость и удовольствие, маме следует таким образом:
- почаще находиться рядом с ребенком;
- гладить его по нежной детской коже;
- нежно с ним разговаривать и называть ласковыми словами;
- самой как можно чаще улыбаться малышу.
Именно в таком общении со своей мамой ребенку поскорее захочется откликнуться на ее заботу и внимание. Таким образом, мама и ее малыш смогут подружиться и научиться понимать друг друга без слов.
Оцените статью  
Загрузка…
Когда ребенок начинает улыбаться осознанно, смеяться в голос
Главная > Грудничок > Первые достижения >
В животике у любимой мамы было всегда тепло и комфортно. И вот однажды природа решила, что настал час, когда малыш уже должен познавать внешний мир и учиться существовать и выживать в совсем иной среде. Молодая мама, забыв от радости о мучительных схватках и родовых потугах, воодушевленно перелистывает страницы женского журнала, желая как можно быстрее узнать, какие они, новорожденные дети, чтобы понять, что ожидает ее на протяжении первых месяцев.
В этот момент ее интересуют статьи о том, когда кормить младенца, в каком возрасте девочки и мальчики начинают ползать и ходить, сколько часов в сутки должен спать ребенок. Но более всего ее волнует вопрос «Когда ребенок начинает улыбаться осознанно?». Ведь она и ее маленькое чудо, наконец, за столько месяцев увидели друг друга, и хочется знать, что малыш безмерно рад ее видеть.
Содержание статьи
Первые произвольные ухмылки
Уже через несколько дней после появления на белый свет, младенец может одарить присутствующих своей первой невнятной улыбкой. Такое чаще происходить во время младенческого сна или в часы, когда малыш безмятежно отдыхает – в теплой ванночке или после сытной и вкусной маминой еды.
Как ни досадно, милая спокойная улыбка крохи в таком возрасте еще не связана с эмоциями и не является результатом мыслительного процесса. Мама может тешить себя надеждой, что ребенок научился за первые дни своей жизни узнавать ее и неумело улыбается, потому что видит любимые черты, чувствует ласковые прикосновения и слышит ее нежный голос. Тем не менее, осознанно груднички начинают реагировать на знакомые лица и приятные ощущения несколько позже.
Для начала нужно, чтобы малыш начал хорошо видеть. В течение первого месяца его существования единственная картина, которую он наблюдает, – густой туман и размытые крупные образы. Как может он понять, кто над ним склонился или прошел мимо?
Затем необходимо, чтобы мозг маленького создания начал продуктивно работать и посылать импульсы почти двум десяткам лицевых мышц, отвечающим за умение человека улыбаться и смеяться. Так как развитие неокрепшего организма происходит постепенно, умиленное выражение лица карапуза на этом этапе имеет всего лишь рефлекторную природу.
Признаки сознательной реакции
По прошествии первого месяца дети учатся фокусировать внимание на предметах и лицах людей. К восьмой неделе с момента рождения зрительное восприятие младенцев становится более совершенным, и они уже готовы оживленно реагировать на внешние факторы. Малыш способен улыбаться при виде трогательной улыбки и жизнерадостной мимики родителей искренне и вполне осознанно.
Есть, правда, один нюанс. Привыкший блуждающим взглядом осматривать все вокруг ребенок двух-трех месяцев еще толком не умеет внимательно слушать взрослых. Нужно развивать умение крохи устанавливать зрительный контакт с окружающими и внимать им. Для этого правильно закрепите над детской кроваткой мобиль и приводите его в неспешное движение с мелодичным музыкальным сопровождением. Почаще берите свое чадо на руки в вертикальном положении, так чтобы его глазки смотрели на вас на расстоянии 20-25 см, и ласково общайтесь с ним вслух.
Рано или поздно неимоверно забавлять малыша начинают гуление, обращенное к крохе, потешки с забавными прибаутками и ласкательные слова мамы во время утренних гигиенических процедур, массажа, кормления и купания.
К трех- или четырехмесячному возрасту ребенок не только может улыбаться в ответ, но и бурно реагировать на присутствие родных людей или обращенную к нему речь.
Так называемый «комплекс оживления» грудничка проявляется в виде радостных вскриков, повизгивания, размахивания ручками и ножками в момент, когда на горизонте появляется родной человек, или когда с малышом нежно разговаривает взрослый. Так младенец может демонстрировать свою готовность «пообщаться» и поиграть с мамой или папой.
Примерно в четыре месяца многие малыши начинают заливисто смеяться и безудержно хохочут. Но не все дети одинаково проявляют положительные эмоции. Стоит ли беспокоиться родителям, если кроха решительно не хочет ни смеяться, ни улыбаться?
Слишком серьезный карапуз – смеяться или плакать?
Позитивная ответная реакция крохи на улыбки, гримасы и сюсюканье взрослых является признаком прогрессирующего умственного развития новорожденного. Отсутствие желания улыбаться может свидетельствовать о противоположном. Но сразу же впадать в панику не стоит, если ваш скромник не умеет или не хочет смеяться от души, сколько бы вы ни пытались его развеселить. Необходимо сопоставить все факты.
Если по физиологическим признакам ребенок развивается согласно срокам нормально (умеет держать головку, хотя бы ненадолго фокусирует взгляд на лицах и предметах, не противится контакту с окружающими), скорее всего, повода для беспокойства нет. Не отчаивайтесь, вдруг какой-нибудь ровесник вашего чада звонко смеется или заливисто хохочет с родителями и с посторонними. Возможно, у вас растет очень серьезный парень или дочурка с покладистым ровным характером, и пока кто-то другой смеется, ваша тихоня сосредоточенно анализирует происходящее.
Попробуйте больше уделять внимания ребенку. Не стесняйтесь улыбаться вашему молчуну и эмоционально общаться с ним.
Читайте ему детские стишки, пойте песенки, поглаживайте его и легенько щекочите. Берите в руки большую красивую игрушку, которую малыш знает и не боится, и разговаривайте с ним от имени этого персонажа, меняя свой голос на забавный и потешный. Во время прогулки с энтузиазмом рассказывайте крохе обо всем интересном вокруг. Помните, что ребенок будет радоваться жизни, только если выбран подходящий момент – когда его не мучают колики, он выспался и готов играть, когда он сыт и сух. Иначе все ваши усилия окажутся напрасными.
Но если вы полностью окружили свое чадо вниманием, и вас все еще терзают сомнения по поводу его здоровья, обратитесь к педиатру, чтобы развеять свои страхи или получить ценный совет.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!