Коммуникативное качество: Коммуникативные качества речи – Лекция «Коммуникативные качества речи»

Коммуникативные (качества) — это… Что такое Коммуникативные (качества)?


Коммуникативные (качества)
— способность ориентироваться в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, умениях, навыках, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия.

Словарь по педагогической психологии. М. В. Гамезо. 2001.

  • Коллективизм
  • Коммуникативные способности

Смотреть что такое «Коммуникативные (качества)» в других словарях:

  • Коммуникативные (качества) — способность ориентироваться в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, умениях, навыках, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ — КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ. 1. Свойства устной и письменной речи (правильность, ясность, красота и др.), которые в совокупности свидетельствуют об идеальной (наилучшей) приспособленности речи к процессу человеческого общения. 2. Существенные… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Коммуникативные качества речи — – признаки хорошей, культурной речи, которые обеспечивают эффективность общения и гармоничное взаимодействие его участников. Основы учения о качествах хорошей речи были заложены в античную эпоху. В появившихся в ХVIII–ХIХ вв. руководствах по… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • коммуникативные качества речи — Качества, которые обеспечивают взаимопонимаемость речи, возможность осуществлять коммуникацию, т.е. общение. Существует целый ряд коммуникативных качеств: правильность речи, точность, чистота, логичность, выразительность, уместность, богатство …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Качества речи (коммуникативные качества речи) — это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность. К. р. выделяют на основе соотношения речи и неречевых структур, таких, как язык, мышление, ро… …   Педагогическое речеведение

  • коммуникативные качества речи в соотношении с неречевыми структурами — 1) правильность и чистота речи связаны с языком; 2) точность и логичность – с мышлением; 3) точность – с действительностью; 4) выразительность и образность – с сознанием; 5) доступность и действенность – с адресатом; 6) уместность речи – с… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • коммуникативные качества речи в соотношении с неречевыми структурами —   1) правильность и чистота речи связаны с языком;   2) точность и логичность – с мышлением;   3) точность – с действительностью;   4) выразительность и образность – с сознанием;   5) доступность и действенность – с адресатом;   6) уместность… …   Синтаксис: Словарь-справочник

  • Качества речи — – см. Коммуникативные качества речи …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Коммуникативные способности — индивидуальнопсихол. особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе О. или выполнения совместной деятельности. К. с. позволяют успешно вступать в контакт с др. людьми,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Профессиональное общение : коммуникативные барьеры — В рамках профессионального общения (П. о.) существуют коммуникативные барьеры (К.б.) мотивационные, интеллектуальные, эмоциональные, социально культурные и др. Определяющее влияние на процесс и результативность П. о. оказывают интеллектуальные… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

  • Коммуникативные качества речи в русской филологической традиции. Учебное пособие, Аннушкин Владимир Иванович. Данное пособие содержит сведения об эволюции важнейшей категории филологических наук, которая в разные периоды истории филологии называлась то `качествами`, то `условиями`, то… Подробнее  Купить за 310 грн (только Украина)
  • Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности, Батаршев А. В.. В пособии рассмотрены основные понятия и определения психологии способностей и общения. Особое внимание уделено социально-психологическим аспектам способностейделового человека к общению;… Подробнее  Купить за 300 руб
  • Коммуникативные качества речи в русской филологической традиции. Учебное пособие, Аннушкин Владимир Иванович. Данное пособие содержит сведения об эволюции важнейшей категории филологических наук, которая в разные периоды истории филологии называлась то «качествами», то» условиями», то»… Подробнее  Купить за 242 руб
Другие книги по запросу «Коммуникативные (качества)» >>

Коммуникативные качества личности и их проявление у младших школьников



Человеку для успешного существования в этом мире необходимо постоянное развитие. Саморазвитие предполагает формирование определенных качеств личности. В работе обращается внимание на коммуникативные свойства личности от полноценного развития которых зависит качественное и многостороннее общение человека.

Ключевые слова: социальная смелость, младший школьный возраст, коммуникативное качество личности, личность, общение, ребенок, умение.

В современных условиях развития общества вопросы приобретения коммуникативных умений и навыков часто становятся приоритетными в психолого-педагогических исследованиях и именно на их решение направлен значительный объем педагогической деятельности в школе.

Нас также заинтересовала проблема формирования коммуникативных качеств личности в процессе учебной деятельности у младших школьников.

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет разобраться в сущности основополагающих понятий, касающихся коммуникативных качеств личности и отследить специфику их проявлений у детей младшего школьного возраста.

Коммуникативные умения представляют коммуникативную сторону общения — непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Они формируются в процессе общения с детства и влияют на личностное развитие ребенка. В процессе общения происходит влияние одного человека на другого, т. е. общение является появлением межличностных взаимоотношений.

Отечественные ученые отмечают, насколько важным является коммуникативное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Например, С. Л. Рубинштейн называл взаимодействие между ребенком и взрослым «главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. Цукерман Г. А. указывала на взаимоотношения со сверстниками как «главное условие развития личности». Уже в юношеском возрасте общение со сверстниками станет одним из самых важных видов деятельности [9].

По мнению известного психолога М. И. Лисиной, занимавшейся исследованиями в области психологии общения детей, общение представляет собой «взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [5]. Многие ученые, в том числе Т. А. Репина, А. Г. Рузская рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

В результате деятельности (неформальной, учебной) и общения ребенок постепенно приобретает или (не приобретает) личностные черты, так как личность отражает высокий уровень развития индивида. Все его поведение, отношение к себе и окружающим определяет направленность его личности, выраженная в различных потребностях, стремлениях, взглядах и убеждениях [3]. Направленность его личности показывает, что его интересует, к чему он стремиться, что ценит в самом себе и других людях, чем ему нравиться заниматься.

В основе личности, как целостной, взаимосвязанной структуры, лежат такие свойства как темперамент, характер, задатки и способности.

Врожденные свойства и тип нервной системы человека позволяют проявлять различные виды темпераментов. в виде особенностей эмоциональной возбудимости, интенсивности реагирования и приспособления к окружающей среде. У ребенка, как и у взрослого характер формируется под воздействием многих факторов: социальных, политических, психологических, педагогических. Этот процесс направлен на приобретение личностно значимых качеств, проявляющихся в поведении человека и отношении к окружающему миру. Проявление волевых (самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность и др.) и эмоциональных качеств (чувствительность, позитивность, общительность) связана также с особенностями характера.

Коммуникативные умения, как и любые другие умения. опираются на способности личности, которые определяются как индивидуально-психические особенности и обеспечивают успех в любой деятельности, в данном случае в общении. На формирование и развитие способностей влияют задатки — генетически обусловленные, врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы человека. Из вышесказанного видно, что коммуникативные способности — это способности к общению, обусловленные многочисленными факторами.

Общение в человеческом обществе осуществляется посредством речи, неречевых средств (производные органов чувств и тела –мимика. жесты и др.), а также знаковых систем (письменность, средства связи и т. д.).

Данные понятия о личности находят отражение в следующем определении академика А. Г. Асмолова: «личностьv- это конкретный человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенные значения для него самого и окружающих» [1]. К этому можно добавить пояснение ученого-психолога А. В. Петровского, что «личность обнаруживает себя в трех «пространствах»: в самом индивиде, в межличностных отношениях и других людях» [6].

«Личность не равна индивиду: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе. В которые индивид вовлекается…Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный телесный индивид, со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами». [4]

Рассмотрим влияние психолого-педагогического сопровождения на формирование коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось с помощью психологической методики Р.Кеттела, позволяющей оценить личностные качества. Мы оценивали такие «конституционными факторы», как общительность, социальная смелость и склонность к самоутверждению.

Для диагностического этапа исследования предполагалось формирование двух рабочих групп: экспериментальной и контрольной состоящей из детей младшего школьного возраста. По данным первичной диагностики у всех был выявлен низкий процент развития коммуникативных умений. На следующем экспериментальном этапе была апробирована психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативных качеств личности в этой возрастной группе. Задачей этой программы являлось формирование представления детей о коммуникативных умениях и качествах личности, о том, что они являются субъектами коммуникативной деятельности. На контрольном этапе, в обоих группах, с использованием прежних методик было проведено тестирование.

Обработанные, с помощью статистических методов, результаты повторной диагностики, приведены в таблице.

Сравнительная характеристика критериев сформированности коммуникативных умений младших школьников по данным первичного иповторного исследования (контрольная группа)

Критерий коммуникативных умений

Кол-во младших школьников, имеющих высокий процент по исследуемым критериям

Констатирующий эксперимент

Заключитель-ный эксперимент

Дина-мика

Значение статистического критерия

1. Общительность

20 %

24 %

+(4 %)

Х2=0,06

2. Социальная смелость

0 %

0 %

0

Х2=0

3. Склонность к самоутверждению

12 %

18 %

+(4 %)

Х2=0,06

Общительностькак положительное нравственно-этическое качество личности, характеризует «умение человека легко входить в общение, в доверие к другим людям, умение легко находить общий язык, договариваться» [2]. С точки зрения общительности — замкнутости, можно говорить об интенсивности и устойчивости ребенка к контактам с окружающими, быстроте установления контактов [7].

Социальная смелость также относится к группе коммуникативных характеристик личности. Этот фактор буквально означает готовность к контактам и выражен в позитивном эмоциональном фоне, сопровождающем любые контакты. Чем выше уровень социальной смелости, тем эффективнее и разнообразнее взаимодействие личности с социумом.

Альтернативой этого фактора является уверенность в себе. Эти полезные факторы влияют на способность не бояться неизвестного, пробовать что-то новое, управлять своим поведением в незнакомой сложной ситуации. Развитие уверенности в себе очень важно для ребенка, оно мотивирует на достижение успеха и ответственности за свои поступки.

Склонность к самоутверждению отражает уровень притязаний. Конструктивное самоутверждение направлено на развитие потенциала ребенка. Как личностная мотивация к действию — это качество помогает овладевать новыми знаниями и умениями; ориентируясь на свой статус в коллективе, планировать свое поведение. Также помогает изживать свои детские комплексы (чувствовать себя ненужным, неспособным, хуже других.

В младшем школьном возрасте склонность к самоутверждению выражается в потребности стать замеченным, заслужить признание.

Результаты проведенных исследований говорят о положительной динамике среди факторов общительности и склонности к самоутверждению. Программа не выявила развития фактора социальной смелости, вероятно нужно учитывать воздействие комплекса не только психолого-педагогических, но и социальных и практических факторов. Необходимо помогать детям вырабатывать коммуникативные навыки, чтобы они не чувствовали неуверенности и внутреннего беспокойства, росли упорными и целеустремленными. Ребенок должен понимать, чтобы чего-то добиться, нужно уметь выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с.
  2. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова — Екатеринбург, 2000. — 937 стр.
  3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — СПб: Питер, 2008. — 398 с.
  4. Леонтьев, А. И. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I / А. И. Леонтьев — М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
  5. Лисина, М. П. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под. ред. А. Г. Рузской. М.: Изд-во «Институт практич. Психологии»; Воронеж: НПО «Модек», 2001. — 383с.
  6. Петровский, А.В. «Я» в «Других» и «Другие» во «Мне», в Хрестоматии: Популярная психология / Сост. В. В. Мироненко, М., «Просвещение», 1990 г., с.124–128.
  7. Психология общения: энциклопедический словарь / Учреждение Российской акад. образования Психологический ин-т; под общ. ред. А. А. Бодалева. — Москва: Когито-Центр, 2011. — 598
  8. Рубинштейн, С. В. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2015. — 705с.
  9. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. — Томск: Пеленг, 1993. — 270 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная смелость, младший школьный возраст, умение, коммуникативное качество личности, личность, ребенок, общение, нервная система человека, коммуникативная деятельность, качество личности.

3. Коммуникативные качества речи как условия успешного общения

Понятно, что если речь отправителя информации запутанна, изобилует речевыми ошибками, однообразна, то и эффективность коммуникации будет снижена. Если обратиться к любой аудитории с вопросом о том, какой должна быть речь, мы получим ответ, что говорить следует правильно, точно, выразительно, лаконично, ярко, эмоционально и т. д. Но что стоит за этими понятиями?

Правильность речи – это ее соответствие современной литературной норме, а также ее доходчивость, доступность для тех, кому адресована речь. Понятность речи связана с ее действенностью эффективностью.

Точность речи – это «правильность в действии», использование всех языковых средств (не только лексических, но и грамматических) в полном соответствии с их значением. Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием законов русского языка (омонимы, паронимы, синонимы, полисемия).

Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, от богатства его словаря. Это разнообразие речи.

Выразительность (образность) речи – такое ее качество, которое вызывает и поддерживает внимание и интерес аудитории; усиливает эффективность; выразительность достигается использованием самых разнообразных средств.

Уместность речи – ее соответствие цели говорящего, теме и жанру, характеру аудитории, ее настроенности, условиям общения (месту, времени и др.). Уместность определяет степень обязательности других качеств речи. Например, в ситуации дружеского, непринужденного общения вполне естественна языковая игра, в основе которой лежит намеренное и мотивированное целями говорящего нарушение правильности.

Критерий уместности регулирует степень выразительности речи. Еще в 1914 г. П. С. Пороховщиков, известный исследователь русского судебного красноречия, говорил: «Цветы красноречия уместны не всегда». В самом деле, выразительность речи неуместна в тех ситуациях, когда мы не должны вызывать и поддерживать внимание аудитории, так как оно предполагается изначально (бытовой разговор между близкими людьми, доведенное до автоматизма общение в транспорте, магазине, сугубо информационное сообщение). Более того, выдающиеся ораторы советовали говорить просто, то есть нейтральным тоном, без использования специальных приемов выразительности, если речь посвящена выдающемуся или трагическому событию, тем самым избегая обвинений в ложном пафосе, надуманности речи.

Коммуникативная грамотность – это умение вести общение эффективно и бесконфликтно. Мы все ежедневно допускаем множество грубейших ошибок в общении. Например, делаем замечания незнакомым, даем советы тем, кто нас не просит, критикуем людей при свидетелях и т.д. Мы не умеем аргументированно доказывать свою точку зрения, испытываем растерянность в споре или дискуссии, боимся выступать перед людьми, теряемся перед микрофоном или телекамерой и т.п. Все это снижает эффективность нашей работы, не позволяет достичь успеха, не дает возможности донести до людей свои мысли. Установлено, что наши деловые контакты будут успешными в 7 случаях из 10, если мы владеем правилами эффективного общения. Такова цена коммуникативной грамотности.

Коммуникативные+(качества) — с русского на английский

4.9. Оценка систем качества

4.9.1. Общие положения

При оценке систем качества необходимо задавать следующие три основные вопроса к каждому оцениваемому процессу:

а) Определены ли процессы и, соответственно, оформлены ли документально их методики?

b) Полностью ли развернуты и внедрены процессы согласно документации?

с) Являются ли процессы эффективными для достижения ожидаемых результатов?

Совокупные ответы на эти вопросы, относящиеся, соответственно, к подходу, развертыванию и результатам, будут определять выходные данные оценки. Оценка системы качества охватывает широкий диапазон деятельности, некоторые виды которой приведены в подразделах 4.9.2 и 4.9.3.

4.9.2. Анализ со стороны руководства

Одним из видов деятельности исполнительного руководства организации-поставщика является оценка состояния и адекватности системы качества, включая политику в области качества применительно к требованиям заинтересованных лиц. Анализ со стороны руководства обычно учитывает дополнительные факторы, кроме требований, приведенных в ИСО 9001, ИСО 9002 или ИС 9003. Результаты внутренних и внешних проверок служат важным источником информации. Выходные данные анализа со стороны руководства должны вести к повышению эффективности системы качества.

4.9.3. Проверки системы качества

Проверки проводит сама организация или от ее имени (первая сторона), потребители (вторая сторона) или независимые органы (третья сторона). Проверка второй или третьей сторонами повышает объективность.

Внутренние проверки качества первой стороной проводят члены организации или другие лица от имени организации. Они предоставляют сведения для проведения эффективного анализа со стороны руководства, а также корректирующего, предупреждающего или улучшающего действия.

Проверки качества второй стороной проводят потребители организации или другие лица от имени потребителя, если рассматривается контракт или серия контрактов. Они обеспечивают уверенность в поставщике.

Проверки качества третьей стороной проводят компетентные органы по сертификации с целью осуществления сертификации или регистрации, обеспечивая таким образом уверенность потенциальным потребителям.

Основные требования к системам качества содержатся в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. Части 1, 2 и 3 ИСО 10011 содержат методические указания по проверкам.

Примечание 16. Проверку первой стороной часто называют внутренней проверкой, а проверки качества второй и третьей сторонами — внешними проверками качества.

Источник: ИСО 9000-1-94: Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *