Коммуникативные качества речи учителя: Практико-значимая работа по теме «Речь и коммуникативное поведение учителя» – Функции и коммуникативные качества педагогической речи — МегаЛекции

Функции и коммуникативные качества педагогической речи — МегаЛекции

Техника педагогической речи.

Речь педагога должна обеспечивать выполнение задач обуче ния и воспитания. Именно поэтому к ней, помимо общекуль турных, предъявляются и профессиональные педагогические требования.

Устная речь учителя – это речь, создаваемая педагогом в момент говорения (в отличие от озвученной письменной речи, например, чтения вслух).

Понятие «педагогическая речь» включает в себя «культуру речи» и «технику речи».

Под «культурой речи» понимают не только её «правильность» и «языковую нормативность», но также навыки поиска, отбора и сознательного применения в живом речевом общении языковых средств, необходимых для дан ного конкретного случая.

С выражением «культура речи» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя». Для характеристики коммуникативного поведения значимы такие моменты, как тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к ученикам, характер мимики и жестов.

Коммуникативное поведение может быть продуктивным и непродуктивным. К сожалению, за последние десятилетия в общественном сознании прочно укрепились такие стереотипы речи и коммуникативного поведения учителя: обязательно гром кий голос, назидательный тон, безапелляционность оценок и замечаний, авторитарная манера предъявления требований. Появились даже выражения «говорить учительским тоном», «железные нотки учительского голоса». Отношение окружающих к этому либо резко отрицательное, либо ироническое. Распространение получили и «образцы» не всегда правильной, не убедительной речи педагога.

Педагогическая речь – это чаще всего публичная речь.

Особенности:

Первая особенность публичной речи связана с её направленностью, обращённостью к ученикам.

Одна и та же информация, сообщенная педагогом, может быть воспринята отрицательно, нейтрально или пройти незамеченной теми слушателями, которые в жизни не сталкивались с такого рода сведениями.



Чтобы придать своей речи направленность, преподаватель должен иметь собственное отношение к тому, о чём он говорит, быть искренним. Направленность речи учителю придаёт и умение строить монолог как внутренний диалог с учениками, как обращение к их разуму и чувству. В такой речи будут звучать следующие фразы: «представим себе», «думаю, у вас это вызовет интерес», «вы, конечно, вспомнили» и т.п.

Второй особенностью устной публичной речи является то, что её содержание воспринимается учащимися по двум каналам – звуковому (слово, интонация) и визуальному (жесты, мимика). Именно визуальный канал представляет учащимся информацию не только об отношении учителя к предмету своей речи, но так же об его рабочем самочувствии, желании (или нежелании) общаться с учениками, уважении (или неуважении к ним).

Третья особенность речи – её импровизированный характер. Учитель говорит без непосредственной опоры на текст учебника или конспект урока. Ученики как бы присутствуют при сиюминутном рождении слов и выражений. Создаётся ощущение, что учитель публично мыслит, вместе с учениками открывает истину.

При этом характерны произвольные остановки, связанные с поиском нужных слов; темп речи может то ускоряться, то замедляться; учитель может ставить перед собой вопросы, искать ответы на них.

Импровизированная речь – понятие неоднозначное. В одних случаях это речь заранее подготовленная, продуманная, но умело преподнесенная как «сиюминутная». Здесь способность импровизировать носит существен ный психологический момент, т.к. требует сохранить для себя новизну восприятия уже знакомого и не раз излагаемого на уроках учебного материала.

В других же случаях речь педагога -импровизация в прямом смысле этого слова, рождающаяся непосредственно в момент общения с учениками. В таких ситуациях повышается ответственность учителя за отбор слов, речевых оборотов, тон речи.

Функции и коммуникативные качества педагогической речи

Педагогическая речь, являясь частным случаем публичной речи, выполняет целый ряд учебно-воспитательных функций. Можно выделить три основные функции педагогической речи.

Первая функция — обеспечение полноценной передачи знаний. Часто знания закрепляются надолго в памяти учащихся благодаря особенностям педагогической речи: эмоциональной окраске, интонации, ритмичности.

Речь не только информирует, но воздействует на сознание, чувства, побуждает к размышлению и поступку.

Необходимо особенно тщательно готовить начало урока, лекции, беседы. Вступление лучше строить из простых, понятных фраз, в начале изложения высказать мысли, созвучные на строению учащихся. Можно начать разговор с цитаты, но в этом случае цитату следует выучить наизусть, она должна быть глубокой по содержанию, иметь авторитетного для данной аудитории автора. Хорошо в начале разговора использовать шутку, проблемный вопрос, упоминание о нашумевшей книге или кинокартине.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

8. Коммуникативные качества речи педагога

Вопросы к практическому занятию:

1. Определите и соотнесите понятия элокуции и красноречия. Что представляет собой коммуникативное качество речи?

2. Назовите известные Вам принципы классификации фигур и ошибок. Соотнесите эти два феномена с понятием качества речи.

3. Дайте определение понятиям благозвучия и неблагозвучия. Какие фигуры благозвучной речи Вы знаете? Назовите основные приёмы устранения неблагозвучия.

4. Определите понятия разнообразия и однообразия речи. Назовите параметры систематизации фигур повтора. Какие приёмы устранения тавтологии Вы знаете?

5. Охарактеризуйте понятия однозначности и двусмысленности речи. Какие фигуры двусмысленной речи Вам известны?

6. Охарактеризуйте понятие уместности. Какие приёмы служат реализации этого качества речи?

7. Какие фигуры изобразительной речи Вам известны?

8. Определите понятия ясности и неясности. Какие приёмы пояснения понятий Вы знаете? Назовите источники неясности речи.

9. Назовите основные приёмы пояснения понятий. Представителям каких профессий необходимо знать эти приёмы?

10. Проанализируйте структуру логической дефиниции. Может ли использование дефиниции иметь эристический характер?

11. Назовите основные принципы и приёмы построения ясной речи.

12. Какой цели служат приёмы акцентирования? Назовите эти приёмы.

13. Каковы основные источники неясности? Какие способы устранения неясности Вам известны?

Задания для самостоятельной работы:

1. Десяева Н. Д.,Лебедева Т. А.,Ассуирова Л. В.Культура речи педагога. М., 2003. Упр. 9 – 12 (с. 82 – 85), 69 – 71 (с. 108 – 113), 79 и 80 (с. 116 – 119).

2. Купина Н. А.Риторика в играх и упражнениях. М., 2002. Упр. 49 (с. 215). Приведите примеры использования изобразительных средств в современной рекламе.

Конспектирование:

1. Ипполитова Н. А.,Ладыженская Т. А.,Смелкова З. С.и др. Риторика: учебник / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М., 2010. С. 311 – 356 (главы «Объяснительный монолог», «Сравнение в объяснительной речи учителя» и «Приёмы популяризации в объяснительной речи учителя»).

2. Москвин В. П.Выразительные средства современной русской речи: Терминологический словарь. 3-е изд. Ростов-на-Дону, 2007 (словарные статьи «Ясность речи» и «Неясность речи», с. 453 – 456 и 936). Выписать термины и определения, относящиеся к данной теме; самостоятельно подобрать иллюстративные примеры.

3. Москвин В. П.Аргументативная риторика: Теоретический курс для филологов. Изд. 2-е. Ростов-на-Дону, 2008. Раздел «Использование неясности» (с. 584 – 595).

Творческие задания:

1. Подготовьте краткий доклад, используйте в нём все известные Вам приёмы разъяснения, а также активизации и привлечения внимания аудитории. Каждый приём обозначить терминологически, дать его определение.

2. Составьте текст выступления, заканчивающегося словами: «Ясность – главное достоинство речи» (Аристотель).

9. Убедительность речи как предмет педагогической риторики

Вопросы к практическому занятию:

1. Определите понятие «убедительность речи».

2. Какова сфера действия убеждающей речи?

3. Назовите причины необходимости умения убеждать.

4. Что является предметом классической риторики?

5. Что представляет собой эристика? Каково её отношение к риторике?

6. Назовите основные виды аргументации.

7. Назовите законы логики, связанные с доказательством и опровержением.

8. Назовите принципы классификации логических ошибок и софизмов.

9. Какие психологические уловки Вы знаете?

10. Назовите основные постулаты софистики.

11. Чему служит категория этоса? Что представляет собой «идеальная риторика»?

Задания для самостоятельной работы:

1. Москвин В. П.Аргументативная риторика. Волгоград, 2004. Подготовиться к семинару по вопросам к практическому занятию, см. с. 45 – 46. Упр. 1 – 10, с. 46 – 57.

2. Стернин И. А.Практическая риторика. М., 2002. Упр. 1 – 4 (с. 16 – 21), 1 – 14 (с. 208 – 215).

Конспектирование:

1. Ипполитова Н. А.

,Ладыженская Т. А.,Смелкова З. С.и др. Риторика: учебник / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М., 2010. С. 311 – 356. Параграф «Стили и приоритеты педагогического общения» (с. 46 – 55), а также раздел 3 «Сравнение в объяснительной речи учителя» (гл. 1 «Культура речи учителя» и гл. 5 «Учитель как коммуникативный лидер»).

2. Москвин В. П.Топика и инвенция // Русская речь. М.: Наука, 2010. № 2. С. 33 – 42.

3. Мурашов А. А.Педагогическая риторика. М., 2001. Раздел «Педагогические ситуации спора» (с. 372 – 382).

4. Поварнин С. И.Спор. О теории и практике спора // Вопр. философии. 1990. № 3. Выписать примеры использования уловок, описанных в данной статье.

5. Стернин И. А.Практическая риторика. М., 2002. Раздел «Убеждающее выступление и его основные особенности», с. 205 – 208.

Творческое задание:

Составить топику спорного тезиса (на Ваш выбор: «Переименование Волгограда», «Отмена смертной казни в России» и т. д.). На основе данной топики написать полемическое выступление: а) в защиту данного тезиса; б) в его опровержение. Использовать уловки всех трёх известных Вам классов, каждую из них обозначить терминологически.

2.2 Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Развитие коммуникативных способностей педагога

Преподавателю слово дано не для того, чтобы усыпить свою мысль, а чтобы будить чужую.

В.О. Ключевский

Речь как основное средство педагогического взаимодействия

2. Упражнения на развитие фонационного дыхания

3. Упражнения на развитие голоса

4. Упражнения на развитие выразительности речи

5. Упражнения по развитию коммуникативных способностей

Проверка теоретических знаний

В чем сходство и в чем различие педагогического воздействия, педагогического взаимодействия.

Почему учителю необходимо не только знать, но опираться на принципы взаимодействия при общении с детьми?

Раскройте сущность педагогического общения.

Назовите структуру педагогического общения.

Сформулируйте задачи и функции педагогического общения.

Каковы условия успешного использования методов, приемов, средств педагогического воздействия, педагогического взаимодействия.

Какова роль личностных качеств учителя в повышении воспитательного эффекта педагогического взаимодействия?

Каково место убеждения в системе коммуникативного воздействия?

Раскройте психолого-педагогические требования к основным приемам педагогического взаимодействия.

Назовите условия эффективности убеждающего воздействия учителя.

Речь как основное средство педагогического взаимодействия

Произнесите одну ту же пословицу с разными целевыми установками: просто информировать, удивиться или выразить недоумение, посочувствовать или наоборот, позлорадствовать. Например: «Проворонила ворона вороненка»(.?!) И убедитесь, что одну и ту же фразу можно воспринять по-разному.

«Неужели такое могло случиться?»

«Да так ли это? Возможно ли?»

«Какая беда — несчастная мать!»

«Растяпа, чего же еще ожидать от вороны?!»

В результате одна и та же информация, сообщенная педагогом, может быть воспринята отрицательно, нейтрально или, став фоном, пройти незамеченной.

Как овладеть основами профессионально-педагогического общения? В чем специфика педагогической речи? Каковы функции педагогического общения?

Если обратиться к работам ученых, исследовавших вопрос о коммуникативных качествах педагогической речи, то можно представить себе некоторую идеальную модель речи учителя11 Основы педагогического мастерства / Под ред. проф. И.А. Зазюна. — Киев, 1987. С. 47-61.. Это прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризует логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительность, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены прежде всего ее педагогическими функциями Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Зазюна. — М.: Просвещение, 1989. С. 112-116.. Одна из основных функций речи учителя — обеспечение полноценной презентации знаний. Речь учителя может сделать восприятие информации доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости этой функции в речи учителя говорит и тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенности педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Учитель не только передает школьникам знания, но и формирует у них эмоционально-ценностное отношение к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений.

С презентацией знаний тесно связана и другая функция речи учителя — обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи, и ее темп, ритм, логику, доступность.

Следующая функция педагогической речи — обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Регулируя отношения «учитель ученик», речь выступает как средство взаимопонимания между учителем и учеником. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает свои пожелания; каковы экспрессивная окраска его речи, сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест, манера задавать вопросы и получать ответы. В плане внеурочного общения эти детали речи, в коммуникативном поведении учителя еще более значимы.

Обращаясь к педагогическим способностям, — отмечает В.А. Кан-Калик, можно увидеть, что практически все они так или иначе связаны с коммуникативной деятельностью педагога, а значит, направлены на реализацию функций педагогического общения.

Дидактические способности- способность преподносить ученикам материал доступно, ясно, просто и понятно, вызывать интерес к нему, возбуждать у них активную самостоятельную мысль.

Организаторские.

Способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся.

Перцептивные — способность проникать в психику ученика, педагогическая наблюдательность.

Экспрессивные способности — речевые, способность ясно и четко выражать мысли и чувства при помощи речи, мимики и пантомимики.

Коммуникативные способности- способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками, педагогический такт, требовательность, правильный подход к детям.

Академические способности- способность в соответствующей области знаний, науки.

Личностные способности — выдержка, настойчивость, терпение и т.д.

Педагогическое воображение — способность предвидеть последствия своих действий, способность проектировать развитие личности ученика.

Высокая степень распределения внимания.

Как видно, практически все педагогические способности тесно связаны с коммуникативными способностями.

Овладеть искусством речи должен и может каждый педагог. Начинается эта работа с изучения соответствующей литературы. В первую очередь будущему учителю можно порекомендовать книги Г.З. Апресяна «Ораторское искусство» (М., 1972), А.Б. Вексера «Тренинг актерского мастерства учителя» (М., 2002), А.А. Мурашова «Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие с успехом» (М., 2000), Е.А. Ножина «Основы советского ораторского искусства» (М., 1981). Продолжая изучать литературу, необходимо чаще выступать, разговаривать с педагогами, учителями школ, товарищами и т.д., каждый раз анализируя собственное выступление и в дальнейшем исправляя допущенные ошибки. Не следует забывать тривиальную истину: для того чтобы хорошо говорить, надо много говорить.

Начать изучение особенностей своей речи необходимо как можно раньше. Правильно ли вы произносите слова, звуки, ставите ударения? Богата ли ваша речь или вы с трудом строите свое изложение? Точны ли вы своих определениях, в употреблении новых слов, нет ли у вас затруднений в образовании грамматических форм разных частей речи? Полученная информация покажет вам слабые места в вашей речевой подготовке, а работа с литературой, упражнения помогут от них избавиться.

Упражнения на развитие фонационного дыхания

Упражнение 1. «Егорки». Данное упражнение позволит определить индивидуальные особенности речевого выдоха. После произнесения детской считалочки «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки» — глубокий вдох и на выдохе считать: «раз Егорка, два Егорка…» и т.д. до полного использования воздуха. Последний результат показатель распределения и емкости дыхания.

Упражнение 2. «Свеча». Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2-3 см, длиной 7-10 см) и, представив, что это свеча дуйте на нее. Она откланяется от вас, — это «отклонилось «пламя». Такая свеча позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха; выдох ровный — бумажка находится в одном положении — отклонившись. Обратите внимание на небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц.

Упражнение 3. «Этажи». Представьте, что шагаете по этажам с группой ребят. Они устали вы своим голосом как бы подбадриваете их, говоря о том, что скоро дойдем:

И пятый этаж…

И четвертый этаж.

И третий этаж.

И второй этаж.

И первый этаж.

Звук направляется не вперед, а как бы вверх. Слова «кладите» все выше и выше (это фиксируется движением руки).

Упражнения на развитие голоса

Упражнение 1. Обратитесь к ученику с просьбой, требованием, предупреждением, похвалой, приказом, пожеланием.

Упражнение 2. Попытайтесь произнести с разными оттенками фразы: «Кто сегодня дежурный?», «Прошу внимания!».

Упражнение 3. Произнесите фразы: «Посмотрите на доску!», «Откройте учебники!» — требовательно, обещая интересное, сердито, мягко, торжественно.

Упражнение 4. «Появитесь» перед аудиторией в одной из ролей: «новый русский», «одинокий художник», «Гамлет», «диктор государственного телевещания». Продумайте речевое и невербальное поведение. Расскажите в этой роли стихотворение:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду!»

Можно ли на основании исполнения составить устный словесный портрет говорящего по его манере речи?

Упражнение 5. «Эмоциональная палитра». Прочитайте скороговорку так, чтобы каждая строка вне зависимости от содержания выражала какое — либо чувство, которое предстоит угадать аудитории. Это восторг (1), ирония (2), сочувствие (3), усталость (4), угроза (5), удивление (6). Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак; сунул грека руку в реку — рак за руку грека цап.

Упражнения на развитие выразительности речи

Упражнение 1. Посоветуйте прочитать своим товарищам какую-нибудь книгу: «Я советую прочитать…».

Упражнение 2. Поздравьте учеников с началом учебного года.

Упражнение 3. Дайте поручение собрать материал для стенгазеты.

Упражнение 4. Дайте поручение ученику подготовить беседу (об утренней гимнастике, о спорте и т.д.).

Упражнение 5. Подберите пословицу или крылатую фразу и объясните ее учащемуся, стараясь говорить эмоционально, образно, логично.

Упражнение 6. Перескажите текст литературного произведения, при этом не просто сообщая материал, а, рисуя словом, создайте образы. Остальные студенты должны рассказать об особенностях системного видения информации.

Упражнения по развитию коммуникативных способностей

Упражнение 1. С чего начинается разговор при встрече с родителями неуспевающего или недисциплинированного ученика?

Упражнение 2. Что Вы будете делать, если ученик опоздал на урок, отвлекается во время объяснения нового материала, мешает другим?

Упражнение 3. Как вы будете себя вести разговор с учеником, списавшим контрольную работу?

Упражнение 4. Придумайте и примените для объяснения какого -либо материала интересный прием.

Рефлексия

Сделайте вывод о сформированности коммуникативных умений. Расскажите, в каких случаях жизни вы не смогли выполнить своих коммуникативных намерений, задач и сверхзадач общения. Что вы сами считаете причиной неудачного исхода, как думают об этом другие участники группы?

С точки зрения успешности решения коммуникативных задач можно выделить следующие уровни профессиональной компетентности учителя:

Уровень теоретической грамотности, позволяющий избегать грубых ошибок.

Уровень ремесленничества, характеризующийся стереотипностью педагогических действий.

Уровень искусства, которому свойственно осознанное принятие оптимальных творческих решений.

Как вы оцениваете уровень своей коммуникативной компетентности? Каков, на ваш взгляд, уровень компетентности у учителей школы, которую вы окончили?

Для того чтобы выразить свои эмоции и переживания нарисуйте «Вселенную», причем помните, что у каждого она своя.

«Моя вселенная».

Начертите круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге напишите «Я», а в других кругах — окончание предложений:

Общение для меня — это…

Я общаюсь с людьми, чтобы …

Главное при общении…

Сейчас цвет моего настроения …

Сегодня у меня возникли вопросы, проблемы, связанные с …

Я хочу задать себе вопрос: …

Какими планетами вы дополните свою вселенную сегодняшнего занятия?

Посмотрите, все ли в порядке в вашем мире? Нет ли каких-то теней, вопросов, которые вы хотели бы обсудить. Если вас что-то тревожит и вы не знаете ответ на вопрос, то вы можете подойти ко мне.

Самостоятельная работа студентов

Цель: развитие средств педагогического взаимодействия.

Задание

Выписать аксиомы риторики, стр. 11-39, выполнить задания для самостоятельной работы, стр. 43-49 из книги А.А. Мурашов Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. Общая риторика в компактном изложении -М.: Педагогическое общество России, 2000.

Форма контроля — выступление на занятие.

Время на СРС — 1 час.

Речевая компетенция как основа коммуникативной культуры педагога — Портфолио учителя — Всем учителям

Ф илиал

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Образовательный центр»

п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский

Самарской области «Центр внешкольной работы»

Речевая компетентность как основа

коммуникативной культуры педагога.

Мелькина Оксана Валериевна

методист

2013

Речевая компетентность как основа коммуникативной культуры педагога. (Слайд1)

Важной отличительной особенностью современного образования является компетентностно- ориентированный подход, согласно которому в качестве целей и результатов образования рассматриваются ключевые компетенции.

Под компетенцией принято понимать результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. (Слайд 2) Привычный перечень результатов образования (знания, умения, навыки) представляют собой качества, приобретенные через присвоение информации и воспроизведения действий, тогда как компетентность включает в себя качества, приобретенные через опыт проживания ситуаций, способность человека применять имеющиеся знания, умения и навыки адекватно ситуации и цели.

Приоритетное место в профессиограмме современного педагога отводится коммуникативной компетентности, позволяющей эффективно решать педагогические задачи в меняющихся социокультурных условиях. В данных условиях необходимо помнить, что для педагога дополнительного образования именно общение выступает как цель, содержание и способ деятельности, следовательно, необходимость развития коммуникативной компетентности особенно высока.

Коммуникативная компетентность— «готовность и способность понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми» ( Ирина Осмоловская)

— «интегративная способность, основанная на гуманистических качествах личности и направленная на обеспечение результативности коммуникативной деятельности, обусловленная опытом межличностного общения личности, уровнем её обученности, воспитанности и развития» (Г.С. Трофимова)

— способность педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике ( уровне его образованности, воспитанности, характере и тд.), уметь его слушать и понимать сказанное, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям ( религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. (Слайд 3)

Коммуникативная компетентность включает в себя способность брать на себя и исполнять различные социальные роли, умение адаптироваться в различных социальных ситуациях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. В становлении коммуникативной компетентности важно не только владение языком и другими кодами общения, но и глубокое понимание особенностей личности воспитанника в целом, в единстве его чувств, мыслей и действий, которые разворачиваются в конкретном социальном контексте.

Коммуникативную компетентность рассматривают как структуру состоящую из 4 уровней:

  1. Психофизических особенностей личности (от общего психического типа до устройства артикуляционного аппарата)

  2. Социальной характеристики статуса личности (происхождение, пол, возраст, профессия, социальная группа, социальная роль)

  3. Культурного фонда личности (энциклопедических знаний и присвоенных ценностей)

  4. Языковой компетенции личности. ( Слайд 4)

Коммуникативная культура педагога— это культура его профессионально- педагогического общения с другими субъектами учебно –воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения. (Слайд 5)

Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли- важная сторона коммуникации. Здесь мы модем говорить о речевой компетенции. Речь- внутренний ресурс, отражающий индивидные, личностные и субъектные параметры человека, то есть речь конкретного человека будет включать комплекс характеристик: особенности произношения, способы выражения отношения к собеседнику, цель, в соответствии с которой произносится та или иная фраза и т.д. и если компетенция предполагает эффективное использование внутренних и внешних ресурсов, а речь, как мы установили, внутренний для человека ресурс, то особую актуальность для педагога приобретает проблема управления собственной речью, и в определенной мере, речью других субъектов образовательного процесса. Способность к осуществлению такого управления и будет являться речевой компетентностью.

Речевая компетенция- это знание основных законов функционирования языка и речи и способность к их использованию для решения профессиональных задач.

Речевая компетенция- совокупность личностных свойств и возможностей, а также языковых и внеязыковых знаний и умений, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека. ( Слайд 6)

Хорошую речь характеризуют такие признаки

Цитаты о культуре речи

(Слайд 7Правильность речи, то есть её соответствие принятым литературно- языковым нормам:) «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» Д.И. Писарев

Точность речи, то есть её соответствие мыслям говорящего: « Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла» К.Федин.

(Слайд 8)

Ясность речи, то есть её доступность пониманию слушающего: « Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» Квинтилиан

Логичность речи, то есть её соответствие логике Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует о запутанности мыслей» Н. Чернышевский

(Слайд 9)Простота речи, то есть её безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности: « Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» Л. Толстой

Богатство речи, то есть разнообразие используемых в неё языковых средств: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого количества слов, большого изобилия и разнообразия их» М.Горький

(Слайд 10)Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений: «Если пишешь многословно,- это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь» М.Горький

Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» В. Белинский

( Слайд 11)Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, её выразительность, образность: «Язык должен быть живой» Л. Толстой

Благозвучие речи, то есть её соответствие требованиям приятного для слуха, подбор слов с учетом их звуковой стороны: «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов» А.Чехов.

Качество речи педагога. (Слайд 12)

Одной из составляющих культуры речи является и качество голоса педагога.

Голос- важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателя, а должен обладать благозвучностью.

Необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Педагог должен управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» его слушателям, говорить не для себя, а для других, т.е. голос должен обладать полетностью. Педагогу постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос должен быть достаточно выносливым. Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшими профессиональными качествами голоса педагога являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.

Дикция- четкое и ясное произнесение звуков речи. Дикция очень важна для педагога, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию( скороговорки, упражнения для губ).

Выразительность речи-речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, мимика, жесты. Речевой артистизм- это яркая проявленность в речи личности педагога, умение творить в речи, вызывая у слушателей эмоционально- чувственный отклик. Это её энергетика, интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, тонкое и уместное использование невербального языка.

Энергетика речи проявляется в единстве манеры поведения и произнесения речи. Слушателям импонирует, когда говорящий не суетится,, а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правильности используемых аргументов. На этой психологической основе чаще всего и складывается доверие к педагогу.

Эмоциональное биополе- попадающие в него невольно включают свои эмоции, и это происходит в той направленности, которая обусловлена влиянием педагога. Чем ярче его личность по уму и культуре, тем сильнее у присутствующих ощущение, испытываемое от соприкосновения с педагогом.

Интенсивность речи характеризуется посредством изменения темпа подачи информации педагогом. Медленный темп не дает стимула к непроизвольному вниманию, создает так называемую информационную пустоту. Слишком быстрый темп затрудняет постижение смысла сказанного, утомляет и разрушает внимание. Педагогу следует искать «золотую середину».

Ассоциативность речи связана с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти .В итоге они не только получают удовольствие от общения с педагогом, но и испытывают взлет собственной мысли. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, примеры, привлечение музыки, живописи, видеоклипов.

Заключение:

Язык педагога должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Кроме того, речевая компетентность педагога, в первую очередь предполагающая уверенное использование педагогом речевых средств при решении профессиональных проблем, только этим не исчерпывается. Педагог должен иметь способность объяснить речевое поведение любого учащегося и управлять этим поведением, направляя его реализацию в наиболее позитивное русло.

Приложение

Стилистическими ошибками называют нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций. Стилистическая ошибка- это неправильное употребление слова и (или) неправильное построение предложений.

Распространенные стилистические ошибки

(Слайд 13) Плеоназм

Плеоназм — многословие, употребление слов, излишних не только для смысловой полноты, но обычно и для стилистической выразительности. Чтобы избежать плеоназма, необходимо отсечь все лишнее. Достаточно следовать простейшему правилу: если какое- нибудь слово можно вычеркнуть из текста без снижения качества ( во всех смыслах), то следует это сделать.

  • После обновления уже существующего объекта…

  • После обновления объекта…

  • Примеры, имеющиеся в таблице, показывают…

  • Примеры показывают..

(Слайд 14) Тавтология

Тавтология- определение, повторяющее в иной форме сказанное, повторение однокоренных слов. Часто употребляемые слова- который, чтобы и можно

  • Наряду с этими признаками имеется и ряд других…

  • Наряду с этими признаками имеются другие…

  • Соединить воедино, приближаться все ближе, удаляться все дальше, изображаемый образ, стремления устремлены, явления являются

Штампы и канцеляризмы

Штампы — избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью.

Канцеляризмы- слова и выражения, характерные для текстов официально-делового стиля,

  • Они отдали свою жизнь за светлое будущее человечества.

  • Через весь роман красной нитью проходит тема одиночества человечества в этом мире.

  • По мере увеличения доходной части своего бюджета ( я стал получать много денег) я решил приобрести в постоянное пользование новый автомобиль ( решил купить новую машину)

(Слайд 15) Слова- паразиты

  • Понимаешь, значит, короче

Нарушение лексической сочетаемости

  • Дешёвые цены— низкие цены

  • Играет большое значение— играет большую роль и имеет большое значение

Лексические повторы в тексте

  • Для того, чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять больше внимания учению

(Слайд 16)Паронимы

Паронимы- это близкие по написанию и звучанию слова, но разные по лексическому значению.

  • Отличие (чего-то от чего- то)- различие (между чем- то и чем- то)

  • Представить( предъявить)- предоставить ( отдать в пользование)

  • Надеть (что на что- нибудь) шапку- одеть ( кого во что нибудь) ребенка

Речевая избыточность

  • Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

Речевая недостаточность

( портреты писателей)

Библиография (Слайд 17,18)

  1. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка для студентов фак.рус.яз. и лит. Пед. Инст-ов. – М.: Просвещение, 1974.


  2. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. – 2003. — №1.


  3. Иванов Д.И., Митрофанов К.Г., Соколова А.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – Омск: Изд. ОмГПУ, 2003.


  4. Капинос В.И., Сергеева В.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах. – Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.


  5. Ладыженская Т.А. Немой диктант // Русский язык в школе. – 1968. — № 7.


  6. Никитина Е.И. Русская речь (пособие по развитию связной речи) 5-7 классы. – М.: Просвещение, 1998.


  7. Пичугов Ю.С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах. – М.: Просвещение, 1986.


  8. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М.: Просвещение, 1987.

  9. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно -М.АйрисПресс, 2007

  10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – Омск: Изд. ОмГПУ. – 2003.

Статья на тему «Коммуникативные качества речи»

В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно выглядеть речевое произведение – устная речь или письменный текст.

Значит, в сознании каждого человека существует и действует определенная система ценностей, диктующая, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации и какой должна быть речь. Система эта не случайна, а закономерна и исторически обусловлена.

При изучении теоретического материала, я пришла к выводу, что в настоящее время разные исследователи по-разному формулируют требования к образцовой речи.

Например, профессор А.К.Михальская отмечает особенности речевого поведения и речи говорящего, которые способствуют эффективности речи и успеху речевого общения:

1. Эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Диалогизировать речевое поведение, т.е. получить живой и активный отклик слушателя на речь говорящего, можно, используя такие принципы: внимание к адресату, близость, конкретность.

2. Продвижение и ориентация адресата, т.е. слушатель с помощью говорящего должен быть сориентирован в «пространстве» речи и чувствовать, что вместе с говорящим продвигается к цели.

3. Эмоциональность речи. Реализуется с помощью обилия специальных экспрессивных (выразительных) средств.

4. Удовольствие. Эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным.

Но, наиболее удобной в применении к качествам речи учащихся начальных классов, мне кажется классификация Б.Н.Головина.

По мнению автора, образцовая речь – та, которая понятна собеседникам и в максимальной степени обеспечивает общение, поэтому все качества такой речи Головин называет коммуникативными. Названные им семь коммуникативных качеств речи охватывают весь круг требований к речи современного человека:

1. Правильность — основное коммуникативное качество речи, потому, что прежде всего правильность речи обеспечивает ее взаимопонимаемость, ее единство. Она заключается в соблюдении норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений.

2. Точность издавна осознается как одно из достоинств речи. Точность как одно из коммуникативных качеств речи характеризует ее со стороны содержания. Характеристики «точная» и «неточная» — это инструмент оценки содержательного плана речи, а не ее формы. Поэтому базой для формирования и осознания точности являются связи речь – действительность и речь – мышление.

Основные условия, способствующие созданию точной речи:

  • Знание предмета речи.

  • Знание языковой системы. Применительно к точности это, в первую очередь, знание системы языковых значений.

  • Прочные речевые навыки.

3. Логичность как коммуникативное качество речи имеет много общего с точностью. Как и точность, логичность характеризует речь со стороны ее содержания и заключается в организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.

Условия логичности речи:

  • Овладение логикой рассуждения.

  • Знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности. Это условие действует на уровне коммуникации речи и может быть обозначено как овладение логикой изложения. Логика изложения отличается отчетливой ориентацией на собеседника, на ситуацию речи.

Конкретные лингвистические условия логичности, в первую очередь, синтаксические: сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым, порядок слов в предложении должен быть правильным.

4. Чистота речи может быть описана на базе соотношения речи с литературным языком и нравственной стороной нашего сознания. Чистой мы называем такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.

5. Выразительность речи – это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Основные условия, от которых зависит выразительность речи:

  • Самостоятельность мышления, сознания автора речи;

  • Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит;

  • Хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

  • Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;

  • Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;

  • Сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.

6. Богатство (разнообразие) речи.

Речь тем богаче, чем она разнообразнее по своей структуре. Условия, обеспечивающие богатство речи, — это активный запас языковых средств, т.е. тот запас слов, их значений, запас моделей словосочетаний и предложений, запас типовых интонаций и т.д. – тот запас, из которого человек способен выбрать нужное ему средство и применить его для построения речи. Вместе с тем, условием, обеспечивающим богатство речи, оказывается и совокупность навыков, нужных для незатрудненного и целесообразного применения средств языка, которые находятся в активном языковом запасе человека.

7. Уместность речи – это такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам выступления.

Соблюдение уместности речи предполагает знание стилей литературного языка, закономерностей словоупотребления, свойственных им, знание стилистической системы языка.

Уместность речи захватывает разные уровни языка и формируется употреблением слов, словосочетаний, грамматических категорий и форм, синтаксических конструкций.

Назову несколько условий, которые необходимы для того, чтобы сделать нашу речь уместной:

  • хорошее знание структуры языка, т.е. слов, фразеологических оборотов, синтаксических конструкций, которые предоставляют возможность выбора нужных средств высказывания в каждом конкретном случае;

  • умение пользоваться языком, навыки применения его ресурсов;

  • хорошее знание предмета речи, ясное представление об объеме и характере информации, которую необходимо сообщить;

  • культура говорящего, доброжелательное, уважительное отношение к людям.

Таким образом, коммуникативными качествами речи можно назвать следующие: правильность, точность, логичность, чистоту, выразительность, богатство и уместность.

Презентация к уроку по русскому языку по теме: Презентация «Коммуникативные качества речи».

Слайд 1

Презентация подготовлена старшим преподавателем Клеменчук С.В. КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ

Слайд 2

Одно из значений слова коммуникация – «сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; общение». Задача коммуникативных качеств речи – наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и поставленными целями, задачами. Качества речи: точность; понятность ; богатство ; логичность; правильность ; чистота ; выразительность; уместность . КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ

Слайд 3

Сделать речь точной поможет: — хорошее знание предмета речи; — богатый словарный запас; — хорошее владение языком; — логика мышления. ТОЧНОСТЬ РЕЧИ это умение четко и ясно выражать свои мысли.

Слайд 4

При отборе лексических средств следует учитывать: — значение слова; — его многозначность; — сочетаемость с другими словами; — эмоционально-экспрессивную окраску; — стилистическую характеристику; — сферу употребления. ТОЧНОСТЬ РЕЧИ

Слайд 5

Понятность речи определяется прежде всего ОТБОРОМ РЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ. ПРАВИЛЬНОСТЬ И ПОНЯТНОСТЬ РЕЧИ ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ ПОНЯТНОСТЬ РЕЧИ соблюдение действующих норм русского литературного языка доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована

Слайд 6

Чем определяется богатство языка отдельного индивида? синонимами; фразеологизмами; пословицами и поговорками; крылатыми словами; эмоционально окрашенными словами. БОГАТСТВО РЕЧИ заключается в богатстве словаря.

Слайд 7

Лексическое богатство русского языка отражено в лингвистических словарях. Толковый словарь русского языка Словарь синонимов Фразеологический словарь русского языка Словарь антонимов Толковый словарь иностранных слов Словарь пословиц и поговорок Знакомы ли Вам эти крылатые выражения : « его пример другим наука», «счастливые часов не наблюдают», «науки юношей питают», «служить бы рад – прислуживаться тошно», «как белка в колесе»? БОГАТСТВО РЕЧИ

Слайд 8

Чистота речи – незасорённость ее внелитературными элементами, а также словами-«сорняками». Причины появления слов-«сорняков» в речи : волнение; неумение подобрать нужное слово для оформления мысли; неумение мыслить публично; бедность индивидуального словаря говорящего. ПОМНИТЕ: пристрастие к лишним словам может служить вашей речевой характеристикой и стать объектом пародирования . ЧИСТОТА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Слайд 9

Выразительность речи – использование изобразительных и выразительных средств – тропов и фигур . Троп – перенос наименования, заключающийся в том, что слово, словосочетание, предложение, традиционно называющее один предмет, используется в данной речевой ситуации для обозначения другого предмета (явления). Функции тропов: эмоциональность; наглядность; оригинальность. Фигуры речи – особые формы синтаксических конструкций ( антитеза, анафора, эпифора, параллелизм, риторический вопрос , вопросно-ответный ход и др.). ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Слайд 10

ЛОГИЧНОСТЬ – соблюдение законов формальной логики. Законы логики отражают закономерные процессы и явления объективного мира. ЗАКОН ТОЖДЕСТВА. Во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ. Этот закон запрещает считать одновременно истинными два противоречивых высказывания. ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО направлен против непоследовательности, противоречивости суждений. ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ требует доказательности и обоснованности суждений и не допускает голословности утверждений и выводов. ЛОГИЧНОСТЬ И УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ

Слайд 11

ЭПИЛОГ Итак, правильность речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *