Конспект речевой этикет – План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Разработка урока по русскому языку «Речевой этикет <<Шаг навстречу>>»

План-конспект урока (7 класс) на тему: Урок по речевому этикету.

Тема №74. «Этикетные формулы речевого общения».

Кузнецова И.А.

МКОУ Уляхинская ООШ Гусь-Хрустального района р-на

  ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление учащихся о речевом этикете.

  ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с этикетными формулами речевого общения, учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать в детях культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.

ХОД УРОКА:

Вступительное слово учителя.

— Извиняюсь!

 К сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения — не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.

 Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

 Поэтому мы сегодня  поговорим о речевом общении. Давайте вспомним, что такое речевое общение?

 (Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка).

 Американские учёные подсчитали, что общению в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно, выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить.

 Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры, особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

— Что же это такое — речевой этикет?

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

А теперь я предлагаю вам поработать с текстом «Речь и этикет».

Читать текст вы будете с пометами.  Возьмите простые карандаши и в тексте на полях отметьте:

V

+

?

То, что знаете.

Противоречит тому, что вы думали, что  знаете.

Что-то новое.

То, что не понятно и вызывает вопросы.

Речь и этикет.

Верно сказанное слово – половина дела.

Пословица.

     Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете.

     Давайте разберемся во всем по порядку.

     Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении. С детства нас учат, как правильно говорить, как хорошо себя вести, понимая и отличая, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Есть даже специальная наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Наука эта называется ЭТИКОЙ (от греч. ЭТОС – «правильный», «верный»), a свод правил грамотного поведения называется ЭТИКЕТОМ.

     Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.

     А есть уникальные издания, рассказывающие, например, о том, каким этикетным правилам должны отвечать речь и поведение «воспитанной девочки-гимназистки», или как «гимназисты средних классов знакомиться и ухаживать за девушками».

     У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название:

 «Юности честное зерцало».

1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.

2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.

                                                                                            Л. Г. Антонова

 Чтение текста. Обсуждение по вопросам:

— Скажите, какую новую информацию вы получили?

— С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям?

— Что удивило?

— Какие вопросы возникли?

-Какие из  наставлений Петра I подходят к окружающей действительности?

 Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

Формулы речевого этикета

 Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

  Формулы речевого этикета — это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

  • начало разговора (приветствие/знакомство)
  • основная часть
  • заключительная часть разговора.

Существует множество формул речевого общения. Конечно, со всеми мы не сможем познакомиться в рамках одного урока, но о некоторых из них поговорим.

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего. Для этого существуют формулы приветствия.

Формулы приветствия.

Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Язык впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается это с приветствия. Ты открываешь глаза, видишь маму, и первое, что ты слышишь – это «доброе утро!» И в течение всего дня ты то и дело говоришь: « Здравствуйте! Добрый день! Привет!» В русском языке существуют десятки способов приветствия: Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Добро пожаловать! Салют! Здорово, браток! Легок на помине! Привет от старых штиблет! Моё почтение! Хлеб да соль! Рад вас видеть! Доброе утро! Здравия желаю! Хелло! и т.п.

 Следует обязательно применять проверенный веками набор приветствий. Нельзя применять просторечные приветствия типа: «приветик», «салютик», «наше вам» и т.п.

А теперь давайте попробуем заполнить таблицу примерами приветствий.

Формы приветствия в речевом этикете.

Форма приветствия

Пример

Пожелание здоровья

Здравствуйте!

Указание на время встречи

Добрый день!

Эмоциональные пожелания

Очень рад!

Уважительная форма

Моё почтение!

Специфическая форма

Здравия желаю!

Формулы прощания.

 При расставании и прощании согласно обычаю существуют тоже своеобразные приветствия. Их называют напутствиями. Они берут свое начало из древности, когда являлись чуть ли не заклинаниями, например, «буераком путь», «ни пуха ни пера» и т.д. Сейчас напутствия упростились: «До свидания», «Всего хорошего», «Прощайте», «Желаю вам хорошей дороги», Будьте здоровы».

Формулы благодарности.

 Выясняя лексическое значение слова «благодарность», обратимся к словарю С. И. Ожегова. «Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Например, одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов благодарности «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог». Необходимо учиться благодарить, ведь поблагодарить человека в нужную минуту – значит подарить ему капельку радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить — значит дарить благо, т.е. дарить людям добро.

Задание. А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он одолжил вам карандаш; 2) маму за то, что она испекла ваш любимый пирог; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти улицу, которую вы ищете.

Формулы просьбы-приглашения. 

 Немаловажную роль в русском речевом этикете играют формулы просьбы и приглашения. Самое употребительное в русском языке слово для выражения просьбы – это «волшебное» слово пожалуйста. Оно образовано от сочетания слов: пожалуй и ста (пожалуй – окажи милость, внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь).

В русском языке существует несколько грамматических способов, с помощью которых может быть выражена просьба.  Главное, интонация должна соответствовать общему доброжелательному и вежливому тону обращения к собеседнику.

Существуют и другие этикетные формулы речевого общения:

Формулы вежливого отказа.

Комплименты.

Ведение спора, дискуссии.

    Учащимся могут быть предложены такие задания:

1.Составьте словесный портрет приятного собеседника.

2.Попробуйте нарисовать или записать в тетради антирекламу качеств, препятствующих приятному общению.

3.Запишите в тетрадь те этикетные формулы, которыми вы пользуетесь в жизни.  Подумайте, всегда ли вы правильно их используете (учитывайте речевую ситуацию).

4.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти на улицу Садовую. Как вы обратитесь с просьбой помочь вам  найти нужную улицу  к прохожему?

5. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации.

I. – Как дела? – спросил я.

– Как сажа бела.

Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал:

– Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.

(Ю. Додолев)

II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику.

– Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья.

(В. Богомолов)

Использование различных формул речевого этикета делает их речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимо для взаимопонимания между людьми.

6. Составьте синквейн по теме урока.

Итак, давайте подведём итоги урока:

— Понятна ли была тема урока?

— Что нового вы узнали?

— Пригодится ли вам в жизни то, о чём вы сегодня узнали на уроке?

— Как бы  вы оценили свою работу на уроке?

Домашнее задание (на выбор): 

1. Попробуйте написать правила речевого общения в стихах.

2.Составьте кроссворд по теме урока.

3.Изобразите на рисунке различные ситуации по теме урока.

4.Подберите пословицы по теме нашего урока.

— Большое спасибо всем, кто работал со мной на уроке

Как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

nsportal.ru

Методическая разработка урока «Речевой этикет. Формулы речевого этикета»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Губернский колледж города Похвистнево»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по теме «Речевой этикет. Формулы речевого этикета»

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Разработчик: Иванова Е.В. – преподаватель русского языка и культуры речи

г. Похвистнево, 2018

Эпиграф:

То, что я слышу, я забываю,
То, что я вижу, я запоминаю,
То, что я делаю, я понимаю.

Конфуций

1. Цели урока:

Образовательные: 

обучить навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения;

— познакомить обучающихся с основными нормами речевого этикета;

— активизировать применение в речи обучающихся основных формул речевого этикета;

Развивающие:

— активизировать умения выделять главное;

— прививать навыки самостоятельной работы;

— формировать культуру общения, навыки участия в деловой игре;

— развивать лингвистические способности обучающихся

Воспитательные:

-повысить уровень культурного владения языком;

— способствовать формированию языкового чутья;

— через деловую игру воспитать чувство такта, уважения к собеседнику;

— прививать любовь к родному языку, культуре речи.

2. Задачи:

— добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний;

— дать конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях.

3. Тип урока: комбинированный, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы обучающихся.

4. Формы работы:

индивидуальная, групповая.

5. Ресурсы: раздаточный материал, таблицы, тематические газеты.

Технические средства: мультимедиа-проектор, ноутбук, слайды.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

Задачи:

— подготовить обучающихся к работе на уроке;

— определить цели и задачи урока.

Слово учителя: Персидский писатель и мыслитель Саади (ок.1203,1210-1229) сказал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал». Сказанное слово, будто индикатор, покажет уровень культуры человека. Одной из составляющих этой культуры является культура речи, которая заключается не только в умении найти точное средство для выражения своей мысли, но и выбрать наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая).

Наш разговор сегодня пойдет о деловом общении, в котором необходимо соблюдать правила речевого этикета.

Ребята! Тема нашего занятия: «Речевой этикет. Формулы речевого этикета».

Итак, этикет. Что это такое?

Смотрим, как объясняют это понятие словарь С.И.Ожегова и В.И.Даля:

— Установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения (Толковый словарь С.И. Ожегова)

— Чин, порядок, светский обык (принятый, вошедший в обычай) внешних обрядов и приличия; принятая, условная, ломливая (ломливый – чванный, спесивый, кто важничает собою…) вежливость; церемониал; внешняя обрядливость. (Словарь В.И.Даля)

В течение жизни человек вступает в деловые отношения с другими людьми. Человек может сделать общение эффективным, достичь определенных целей, если он правильно понимает моральные нормы и опирается на них в деловых отношениях. Профессиональными моральными нормами были и остаются вежливость, предупредительность, тактичность, трудолюбие. Если же он не учитывает моральные нормы в общении или искажает их содержание, то общение становится невозможным или вызывает трудности. Кто же с

оздал правила человеческого поведения? Почему одно поведение одобряется обществом, а другое нет? На эти вопросы дает ответ этика.

— Выступление обучающегося («Этикет»)

— Выступление обучающегося («Основы современного служебного этикета»)

Вопрос учителя: Ребята! Как вы думаете, для чего нужно разрабатывать специальные правила общения, то есть для чего нам нужен речевой этикет?

— Владение речевым этикетом очень важно для каждого человека. Это необходимо как для уверенности в себе, так и для приобретения авторитета и уважения у окружающих.

«Зеркалом» культуры речевого поведения являются пословицы и поговорки, которые учат этикету.

В пословицах и поговорках заложены стереотипы нравственного поведения.

Задание Классифицировать пословицы и поговорки с точки зрения этикетных правил, которые в них утверждаются (Работа с карточками)

Слово учителя: В процессе выполнения задания по Классификации пословиц и поговорок с точки зрения этикетных правил, которые в них утверждаются, мы с вами обратимся к заповедям делового этикета, которые были сформулированы Дженом Ягером в книге «Деловой этикет» и к правилам Аристотеля.

Правила Аристотеля

  1. Говори то, что важно

  2. Говори правду

  3. Говори ясно

6 заповедей делового этикета (Дж.Ягер)

1. Делайте все вовремя

2. Не болтай лишнего

3.Будьте любезны, доброжелательны и приветливы

4. Думайте о других, а не только о себе

5.Одевайтесь как положено

6. Говорите и пишите хорошим языком.

Примеры пословиц

Не торопись отвечать, торопись слушать.

Сперва подумай, а там и скажи.

Не спеши карать, сумей выслушать.

Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает.

Много крику, да мало толку.

Лучше запнуться ногою, чем языком.

От учтивых слов язык не отсохнет.

Лучше уж недоговорить, чем переговорить.

Хорошее слово-половина дела.

В многословии не без пустословия.

Не все сказывай, что поминается.

Говоря про чужих, услышишь и про своих.

Доброе молчание- чем не ответ?

На час ума не стало – на век дураком прослыл.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Легко сказать, нелегко доказать.

Что лживо, то и гнило.

Ложь, что мелкая монета: на нее долго не проживешь.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Заслушивание кластеров.

Слово учителя: Пословицы и поговорки оказывают значительное влияние на регулирование поведения людей. А подлинная культура поведения – там, где поступки человека основаны на нравственных принципах.

С возрастом человек узнает все больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Ребята, оцените собственную коммуникабельность, задайте себе следующие вопросы: 
1. Умеете ли вы так поздороваться или о чем-то спросить, чтобы человеку было приятно ответить вам?
2. Способны ли вы вызвать интерес и чувство доверия?
3. Если с вами грубы, находите ли вы ответную реакцию помимо собственной грубости? Есть ли у вас способность спокойно осадить грубияна, сделать его поневоле вежливее?
4. Умеете ли вы вовремя пошутить, разрядить накаленные страсти?
5. Умеете ли вы прервать разговор, но так, чтобы собеседник не обиделся на вас?
6. Умеете ли вы отказать в чьей-то просьбе, но не вызвать при этом враждебности?

7. Умеете ли вы попрощаться, но так, чтобы вас хотели видеть еще раз?
Подсчитайте количество «да» или «нет». Если у Вас преобладают положительные ответы, то можно говорить о том, что вы владеете предметом коммуникации.

Слово учителя: Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как речевой этикет.

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определенной ситуации.

Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культур общения. Итак, речевой этикет – это система правил, которые включают, с одной стороны, языковые единицы или формулы, а с другой – правила общения (поведения).

Базовые формулы усваиваются еще в раннем детстве, когда родители учат ребенка здороваться, благодарить, просить прощения за проделки и провинности.

Формулы речевого этикета – это определенные слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые на определенных стадиях разговора.

Вопрос учителя: Какие формулы речевого этикета вам уже известны? (ответы обучающихся)

Этикетными единицами являются:

— формулы приветствия, обращения, прощания, пожелания, благодарности, соболезнования и т.д.;

-извинения;
— обращения нарицательного типа, полные и краткие формы имен, использование отчеств и фамилий, местоимения ты – Вы; 
— стандартные коммуникативные ситуации (в магазине, в транспорте, в деловом общении).

Этикет деловой речи имеет определённые этикетные характеристики:

Как обратиться к незнакомому человеку, к коллегам, к официальному лицу? Специалисты по деловому этикету немаловажное значение придают обращению, ведь от того, как мы обращаемся к человеку, зависит форма дальнейшего общения.

Выступление обучающегося («Обращение. Формулы обращений»)

Слово учителя: Извиняюсь!

К сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения

Вот что сообщает нам по этому поводу «Словарь русского речевого этикета». Если «извините» – это широкоупотребительная форма вежливого извинения, то «извиняюсь» – такая форма слова считается разговорной или просторечьем. Наиболее верной версией по правилам русского языка будет писать, и говорить «Извините». Дело в том, что извинения просят у того человека, которого обидели. Если человек говорит «извиняюсь» то он поступает невежливо, потому что таким образом он не предлагает кому-то извинить его, а извиняет себя сам.

Итак, Принято говорить:

Простите…, Извините…, Будьте добры…, Будьте любезны…, Скажите, пожалуйста…,

К подчёркнуто вежливым обращениям относятся выражения: Простите за беспокойство…, Не будете ли вы так любезны…

После этих слов возможны следующие обращения:

Товарищ …, Секретарь…, Директор…, Господин Сидоров…, Госпожа Петрова…(если известна фамилия официального лица, официальное обращение), Гражданин…, Гражданка…(обращение, употребляемое в государственных учреждениях).

Вопрос учителя: Какие стадии разговора вам известны?

Непосредственное общение в процессе любого контакта делится на три фазы (вне зависимости от ситуации):
— начало общения;
— основная часть;
— конец общения.

— С чего начинается любое общение? Да, конечно же, официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия.

Какое основное приветствие в русском языке?

( Ответы обучающихся «Здравствуйте» и т.д.)

Составление памятки форм приветствия с указанием примеров.

Приветствуя человека, лучше обратиться к нему по имени, имени и отчеству –

это свидетельство высокой культуры.

Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже

заменить вербально выраженное приветствие. Однако следует знать: если

встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина

протянет руку для пожатия, иначе он делает только легкий поклон.

— Как вы считаете, ребята, необходимо ли соблюдать очередность приветствия?

(Да, первыми приветствуют: мужчина – женщину; младший по возрасту –

старшего; младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно

старше ее; младший по должности – старшего; член делегации – ее руководителя.)

Слово учителя. Любое общение начинается еще и со знакомства. По правилам

хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому

представляться.

— Какие же формулы предписывает этикет при посещении учреждений? (обучающиеся отвечают, заполнение памяток)

Выполнение заданий.

  1. Познакомьтесь с потенциальным собеседником, поочередно выступая инициатором знакомства, разыгрывая следующие роли (работа в парах):

— вы знакомитесь с руководителем учреждения, куда вы приняты на работу;

— вы – участник научно-практической конференции, познакомьтесь со своим коллегой, соседом по гостиничному номеру.

Слово учителя. Сейчас, ребята, посмотрим на этикетные формулы, используемые в

различных деловых ситуациях.

Вопросы и задания.

-С чем можно поздравлять коллег, используя речевое клише «Поздравляю с …»?

— Придумайте ситуацию служебного конфликта: опоздание на работу, несвоевременное представление отчета и т.д.

— Составьте текст официальной просьбы (в форме письма) об оказании финансовой помощи коллективу вашей организации в адрес предполагаемого спонсора

Используя речевые клише, обучающиеся тренируются применять следующие правила хорошего тона:

— выражать благодарность;

— делать замечания, предупреждения;

— давать совет;

— обращаться с просьбой;

— выражать согласие и отказ.

Заполнение памятки «Формулы речевого этикета».

Слово учителя: Известно, что успех делового разговора зависит не только от соблюдения правил его проведения, но и от «языкового паспорта» говорящих: обязательным условием культуры делового общения выступает знание норм современного русского литературного языка.

Задания:

1. Произнесите правильно следующие слова:
Академия, аутсайдер, конечно, что, сессия,  тезис, дебаты, стратегия, тенденция, интеллект, адекватный, кодекс, резюме, термин, Ирина Ильинична, Ольга Никитична, кредо.

2. Поставьте ударение в словах:
Будни, валовой, каталог, ходатайство, вовремя, намерение, досуг, задолго, договор, начать, обеспечение, усугубить, премировать, копировать, принял, понял, занята, изжита, звонить, тождество.

3. Просклоняйте числительные в сочетании с существительными:

— шестьдесят пять процентов

— сто сорок пять человек

— тысяча двести пятьдесят килограмм

Слово учителя (подводит итог). Речь, умение общаться, этикет выступают

главными «орудиями» создания имиджа делового человека, т.е. самопрезентации.

Задание на дом.

Написать эссе на тему «Этикет и культура делового общения».

infourok.ru

Конспект урока по ОРКиСЭ Речевой этикет

Управление образования администрации Чебаркульского Муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа д. Звягино»

ул. Комсомольская, 9

тел/факс 71 — 424 e-mail: [email protected]

IV областной конкурс методических проектов по истории религий и духовно – нравственному воспитанию школьников

Направление: основы светской этики

Жанр: конспект учебного занятия

Тема: речевой этикет

Выполнила

Гневашева Вера Васильевна,

учитель МОУ «СОШ д. Звягино»

Чебаркульского района

2015 г

Класс: 5

Тема: Речевой этикет

Планируемые результаты.

Предметные: Познакомить с речевым этикетом

Метапредметные: Развивать умение работать в группах, работать с текстом по заданию, узнавать пословицы и поговорки.

Личностные: обогащение словарного запаса, развивать умение общаться в коллективе, умение высказывать мнение по заданной теме

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, презентация, пословицы, словари, интернет.

Ход занятия

1.Организационный момент. Актуализация знаний.

Давайте вспомним сказки А.С. Пушкина

В какой сказке есть такие слова: «А сама – то величава – выступает будто пава, а как речь – то говорит, словно реченька журчит…»?

(Сказка о царе Салтане…)

Другая сказка А.С. Пушкина:

«… Вмиг по речи распознали, что царевну принимали…»

(Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях..)

Кто догадался, какая тема урока сегодня?

2.Правильно, о речи. Тема нашего урока: речевой этикет

По речи можно узнать о человеке многое: как он воспитан, образован, в какой среде живёт. Часто возникают недоразумения из – за непонимания друг друга, неумения в разговоре правильно выражать свои мысли.

Слово «этикет» вам уже знакомо. Что оно обозначает?

Давайте, с вами подумаем, а что обозначает понятие «речевой этикет»?

(дети отвечают)

Молодцы, вы на правильном пути. Вот, как об этом сказано в Википедии

«Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе…» [1]

А вот как об этом записано в нашем учебнике:

«Под речевым этикетом подразумевают средства речи и правила их использования в различных жизненных ситуациях» [2]

3.Давайте выполним несколько заданий.

Разделимся на 3 группы. (Для разделения берём кружки разного цвета – по одному, теперь рассаживаемся по цвету кружков на команды.)

Задания командам.

(Прочитать текст на странице 131 в учебнике М.Т. Студеникина. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики).

Найти правильный ответ и выполнить задание

1 группа (обратиться с просьбой к кому – то в транспорте)

2 группа (вы толкнули кого – то в транспорте- ваши действия)

3 группа (знакомство с незнакомым человеком на отдыхе, например на пляже)

4.Стих. О. Дриза. «Добрые слова»- (читает подготовленный ученик)

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота.

Всем идущим на работу, кузнецу, ткачу, врачу.

«С добрым утром»» — я кричу.

«Добрый день!» — кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер»» — так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.[3]

5. Речевые задачи.

Мальчик крикнул прохожему:

«Скажите, сколько сейчас часов?»

Сколько он допустил ошибок? (3)

1)(Должен не кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час».

2)Не часов, а который час.

3)После ответа сказать: «Спасибо»)

По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого – в руках несколько предметов: портфель, три книжки, и один большой свёрток. Одна книга упала.

— У вас упала книга, — закричал мальчик, догоняя прохожего.

— Разве? – удивился тот

— Конечно, объяснил мальчик, у вас было 5 вещей, а теперь осталось 4.

— Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, — сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.

Какие это правила? Что должен был сделать мальчик? [3]

6. Много пословиц, подходящих к нашей теме.

Я предлагаю вам несколько – выберите, какая вам понравилась. Почему? В каких случаях их можно употребить?

Говорить беда, а молчать другая

Слово – серебро, молчание — золото

Мели Емеля – твоя неделя

Красна речь слушаньем

Много говорено, да мало сказано

Умный знает, что говорит, а дурак говорит, что знает

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

По одёжке встречают — провожают по уму

Собака лает, ветер носит [4]

7. Стих Г.Остера. [5]

Если ты пришёл к кому – то,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»,

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Серьёзный или шуточный совет даёт нам поэт?

Из пустого в порожнее переливает

8. Игра «Свиток» [5]

(У всех на столе лежит чистый лист – нужно написать слова из речевого этикета, свернуть, чтоб не видно было и передать другому- и так по порядку- у чьей команды больше различных слов, тот и выигрывает)

9.Работа с учебником, страница, 137. Не старайся докричаться. [2]

Прочитать и выбрать подходящее к картинке правило

hello_html_m77009957.png hello_html_m4a71716a.png

hello_html_798ac71b.png

10. Работа в группах. Задание на карточках [6]

На каждую просьбу вежливо ответьте: а) согласием; б) отказом;

Какие этикетные формулы вы будете использовать?

  1. Петя, дай мне, пожалуйста, эту кассету послушать! – 1 группа

  2. Машенька, угости-ка нас чаем, а то мы так замерзли! – 2 группа

  3. Олег, позвони мне вечером. – 3 группа

11. Выберите фразы, которые можно использовать при споре с кем – то в рамках речевого этикета, не обижая и не оскорбляя достоинства человека, не превращая спор в ссору (карточка с заданием) — можно записать только номера ответов

1) Вы совершенно не правы!

2) Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь.

3) Я абсолютно убежден в том, что…

4) Как вы упрямы! Так вы утверждаете, что…

5) Я никогда не соглашусь с вами!

6) Вы лжете, я сейчас это докажу!

7) Мне трудно согласиться с вами.

8) Признайтесь, что я выиграл наш спор.

9) Не вводите нас в заблуждение.

10) Как вы меня раздражаете своим упрямством!

11) Вы глубоко ошибаетесь!

12) Да с кем вы спорите?!

13) Только глупый человек этого не понимает.

14) С вами спорить без толку!

12. Определить по высказываниям героев степень их воспитанности по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» [7]

Старик

Золотая рыбка

Старуха

13. Перед вами правила из документа «Юности честное зерцало», подготовленный по указу Петра I [8]

Какие из этих правил актуальны и в наше время?

 1.Дети не имеют без приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.

 2. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды.

4. Когда родители или кто другие их спросят, то должны к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос послышат.

 5. Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое, что достойно, предъявить.

6. Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срами.

14. Составить синквейн по теме «Речевой этикет» Вот памятка по составлению синквейна:

1.Одно слово – существительное

2.Два слова – прилагательные, описывают основную мысль

3. Три слова – глаголы — указывают действие

4. фраза – отношение к теме

5. Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы

15. Рефлексия

В виде цветика – семицветика (Дети выбирают лепесток, читают начало фразы и сами её заканчивают)

hello_html_m5693bb54.png[9]

Я узнал на уроке…

Мне понравилось …

Я впервые услышал…

Урок дал мне для жизни…

Я приобрёл…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Использованные материалы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Этикет

  2. Студеникин М.Т. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/М.Т. Студеникиню- 2-е изд. – М.:ООО «Русское слово»- учебник», 2013

  3. Внеклассные мероприятия: 2 класс/Авт.-сост. Л.В.Яровая, О.Е.Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова.-3-е изд. Перераб.и доп..- М.: ВАКО, 2007

  4. http://school5-rad.edusite.ru/DswMedia/urok-4.pdf

  5. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах. (Серия «Сердце отдаю детям») Изд.3-3- Ростов н/Д: изд. «Феникс», 2004

  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2014/10/12/urok-po-orkse-modul-osnovy-svetskoy-etiki-v-4-klasse-po-teme

  7. Литературное чтение. 2 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч.1/[Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]- М.: Просвещение, 2013

  8. http://his95.narod.ru/doc00/zer.htm

  9. https://www.google.ru/search?q=картинка+цветик-

infourok.ru

Конспект урока русского языка на тему «Речевой этикет и бизнес»

Урок русского языка в 10 классе

Тема урока: «Речевой этикет и бизнес»

Автор: Е.В. Бороздина, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 127» г. Перми

Тема: Речевой этикет и бизнес

Цель: познакомить учащихся с правилами речевого поведения,

убедить в необходимости их соблюдения в конкретной жизненной

ситуации;

формировать культуру общения, навыки участия в деловой игре,

умение отстаивать свое мнение;

через деловую игру воспитать чувство такта, уважения к собеседнику;

привить стремление овладевать правилами хорошего тона;

развивать речь учащихся.

Оборудование: компьютер

Интерактивная доска

Эпиграф: Хорошие манеры прибыльны.

Бизнес – это умение разговаривать с людьми.

На столе у каждого ученика – памятки «Формулы речевого этикета», «Речевые клише»

ХОД УРОКА

  1. «Мозговой штурм». Учащимся предлагается через 1-2 минуты продолжить фразу: «Деловой человек — это …»

  2. Объявление темы и целей занятия.

УЧИТЕЛЬ. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Это важно в любом обществе, в любой сфере занятости человека. Мир бизнеса не исключение. Здесь наша речь, наше умение общаться имеют огромное значение. Прежде всего, речь должна быть правильной.

Вспомните, какая речь называется правильной?

(Та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка.)

— Это так. Но высокая культура речи заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и выбрать наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая). «Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настроить их на энергичную деятельность – это общаться с ними»,- говорил Ли Якокка, ведущий менеджер США.

Наш разговор сегодня пойдет о деловом общении, в котором необходимо соблюдать правила речевого этикета.

Итак, что же такое речевой этикет? (Ответы учащихся)

Да, это разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

— Как вы считаете, насколько важно соблюдать правила речевого этикета в бизнесе?

— Вы правы, ребята, очень важно. Степень владения речевым этикетом определяет уровень профессиональной пригодности человека. Это особенно относится к государственным служащим, политикам, юристам, предпринимателям, т.е. к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.

Понаблюдайте за ситуацией и оцените ее.

Элемент деловой игры «На приеме»

— Будут ли уважать такого руководителя, испытывать доверие к нему? Скорее всего, нет.

Речевой этикет всегда определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть презентация, совещание, на котором обсуждается финансовое, экономическое положение компании, предприятия.

С чего начинается любое общение? Да, конечно же, официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия.

Какое основное приветствие в русском языке?

( Сообщение ученицы «История слова «здравствуйте»)

— Обратитесь к памяткам. Какие еще формулы приветствия можно использовать?

Приветствуя человека, лучше обратиться к нему по имени, имени и отчеству – это свидетельство высокой культуры.

Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменить вербально выраженное приветствие. Однако следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он делает только легкий поклон.

— Как вы считаете, ребята, необходимо ли соблюдать очередность приветствия?

(Да, первыми приветствуют: мужчина – женщину; младший по возрасту – старшего; младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее; младший по должности – старшего; член делегации – ее руководителя.)

Учитель. Любое общение начинается еще и со знакомства. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться.

— Какие же формулы предписывает этикет при посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с ее представителем? (Учащиеся отвечают, используя памятки)

— А если посетитель не назвал себя?

Используя формулы знакомства, дети разыгрывают различные ситуации.

— Как вы поступите, если во время представления вам дадут визитную карточку?

(Даю свою визитную карточку ученику. Анализируем его действия.)

— Обратите внимание на формулы представления. Попробуем разыграть ситуации, используя этикетные формулы представления.

1. Вы на презентации продукции известной фирмы. Представьте вашего молодого знакомого его конкуренту – президенту фирмы.

2. Вы знакомитесь с журналистом, о работе которого достаточно осведомлены, но раньше лично не встречались.

Учитель. Сейчас, ребята, посмотрим на этикетные формулы, используемые в различных деловых ситуациях.

Используя речевые клише, учащиеся тренируются применять следующие правила хорошего тона:

  • выражать благодарность;

  • делать замечания, предупреждения;

  • давать совет;

  • обращаться с просьбой;

  • выражать согласие и отказ.)

  1. Деловая игра.

Каждая группа получает задание разыграть ситуацию, применяя этикетные формулы.

1группа. Составьте варианты извинений – за случайное опоздание на деловую встречу.

2 группа. Обратитесь к секретарю в приемной с просьбой узнать, когда начнется совещание.

3 группа. Ответьте отказом с извинением на просьбы:

— остаться после заседания, чтобы поговорить;

— встретиться во вторник в четыре часа;

— выступить с докладом на собрании фирмы.

4 группа. Вы восхищены знаниями своего сотрудника в сфере бизнеса. Скажите ему об этом.

5 группа. Ваш сотрудник неправильно составил договор, допустил серьезные юридические ошибки. Сделайте ему замечание.

6 группа. Вы хотите работать коммерческим директором в солидной фирме. С этой целью вы пришли на прием к начальнику. Разыграйте эту ситуацию.

7 группа. Составьте варианты извинения за сорванные поставки товара..

8 группа. Вы директор Дома моды. Побеседуйте с журналистом, предварительно написав для него вопросы, на которые будете отвечать.)

В заключение обращаем внимание на речевые формулы прощания.

Учитель (подводит итог). Речь, умение общаться, этикет выступают главными «орудиями» создания имиджа делового человека, т.е. самопрезентации. Благородный образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха.

ПРИЛОЖЕНИЕ «ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ» прилагается

hello_html_m8f3feb0.gif

  1. Фирма (дирекция) выражает благодарность всем сотрудникам за…

3. Я благодарен вам за то, что…

4. Большое спасибо вам за…

5. Нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность!

  1. Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова!

7. Вы не можете себе представить, как я благодарен вам!

  1. Моя благодарность не знает границ!

6.Замечание, предупреждение

  1. Фирма (дирекция) вынуждена сделать серьезное предупреждение (замечание)

  2. К большому сожалению, должен сделать замечание …

  1. Разрешите (позвольте) дать вам совет…

  2. Разрешите предложить вам…

  3. Мне хотелось бы посоветовать вам…

  4. Я посоветовал бы вам…

  1. Сделайте одолжение, выполните мою просьбу…

  2. Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…

  3. Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите…

  4. Не могу ли я попросить вас…

  5. Настоятельно (убедительно) прошу вас…

  1. Сейчас (незамедлительно ) будет сделано (выполнено)…

  2. Пожалуйста (разрешаю, не возражаю)…

  3. Согласен отпустить вас…

  4. Согласен, поступайте так, как считаете нужным…

  1. Я не могу (не в силах, не в состоянии) выполнить вашу просьбу

  2. В настоящее время это сделать невозможно…

  3. Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой…

  4. Я вынужден запретить (отказать, не разрешить)

КОМПЛИМЕНТ

  • Вы хорошо (отлично, превосходно, прекрасно) выглядите

  • Вы не меняетесь (не стареете)

  • Время вас щадит…

  • Вы так обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны)…

  • Вы хороший (отличный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель, компаньон)

  • Вы хорошо ведете свое дело…

  • Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их

ОБРАЩЕНИЕ КАК ФОРМУЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

  • Собственные имена

  • Названия профессий, должностей

  • Господа (господин)

ПОМНИТЕ: РЕЧЬ — ЭТО ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

infourok.ru

Разработка урока «Речевой этикет»

Разработка урока по теме: «Речевой этикет» (§ 3).

Форма проведения: мультимедийный урок с использование средств современных информационных технологий

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд 1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я начну с известного высказывания древнегреческого философа Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел…»

— Как вы понимаете это высказывание?

— Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Дети высказывают свои предположения)

  1. Объявление темы урока.

Знают люди с детских лет,
что такое – этикет.

— А знаете ли вы — что это такое?

— Каким образом он помогает нам в жизни?

  1. Расширение представлений о роли коммуникативных навыков в жизни человека; совершенствование речевой культуры.
    Слайд 2 .

Этикет (франц. Etiquette –ярлык, этикетка) система правил поведения, система разрешений и запретов, которые в целом составляют морально-нравственные нормы: оберегай младших, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, будь трудолюбивым, совестливым и т.п. (По Н.Формановской)

Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми

Знание этикета и следование ему помогают каждому стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…
Ну что, вы готовы учиться этикету? Тогда за дело!

Слайд 3. Объявление целей урока:

  • углубление знаний о речевой ситуации, речевой задаче;

  • расширение представлений о роли коммуникативных навыков в жизни человека;

  • совершенствование речевой культуры.

Слайд 4.

— Прочитайте и проанализируйте информацию, представленную в виде схемы (упражнение 18, стр. 13, § 3 «Речевой этикет).

— Опираясь на схему, расскажите о том, что определяет особенности употребления тех или иных этикетных слов и выражений. Приведите примеры из упражнения 17.

Слайд 5. В зависимости от ситуации общения давайте выделим составляющие речевого этикета:

— обращение и привлечение внимания. Ты или Вы?

— знакомство, приветствие;

— прощание;

— извинения, благодарность;

— поздравления, пожелания;

— одобрение, комплименты;

— сочувствие, соболезнование;

— приглашение;

— совет, просьба;

— согласие, отказ.

Слайд 6. Одно из первых правил этикета – приветствие. Встречаясь со знакомыми, мы говорим: «Здравствуйте».

Еще Владимир Мономах писал: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите…»

Приветствие может звучать по-разному: дружелюбно и не очень, радостно или безразлично, недоброжелательно. Оно может сопровождаться и жестами. Но именно по тому, как человек здоровается, складывается первое впечатление о нем.

Устное выполнение упражнения 19.

— Какие слова означают приветствие?

— Охарактеризуйте этикетные слова и выражения по особенностям употребления и распределите на группы.

— В каких стилях речи встречаются эти слова?

Слайд 7. Моделирование ситуаций «Приветствие». (Работа в группах).

— Встреча на улице друзей.

— Прием гостей.

— В гостях.

— В библиотеке /магазине/ транспорте

Обсуждение с учащимися представленных ситуаций.

Слайд 8. Составление словаря приветственных слов.

— Какие из них соответствуют этикету?

Формы приветствия чрезвычайно разнообразны. О племени масон рассказывают, что перед тем, как поприветствовать друг друга, они плюют на руки. Жители Тибета, снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами, а в Англии, как правило, первой приветствует мужчину женщина.

Давайте послушаем, как здороваются люди в других странах.

Подготовленные выступления учащихся «Как здороваются народы мира».

У нас в стране приветствуют, придерживаясь таких правил: «Мужчина приветствует женщину, младший по возрасту старшего, младшая по возрасту женщина – старшую и мужчину, который намного старше ее».

При встрече друг с другом мы должны употреблять этикетные слова и выражения, учитывая особенности участников речевого общения, ситуации и отношения к собеседнику.

Слайд 9. Правила этикета.

  • На улице мужчина с легким поклоном на высоте плеча. При этом выражение его лица должно быть по возможности приветливым.

  • Не следует здороваться с человеком за двадцать метров. Три-четыре шага – вот правильная дистанция.

  • Шляпу снимают рукой, находящейся подальше от того, кого приветствуешь: так удобно, приветствуя друг друга, обмениваться взглядом. Если же ты без головного убора или в спортивной шапке, надо приветствовать лёгким поклоном. При этом во рту не должно быть сигареты, жвачки и нельзя держать руку в кармане.

  • Девушки слегка наклоняют голову и отвечают на приветствие улыбкой, степень дружелюбия которой зависит от того, насколько близко знакомство.

  • Приветствие не должно быть развязным. Не следует размахивать руками или кричать через всю улицу: «Привет, старик!», даже когда вы повстречали своего лучшего друга. Дружеского кивка или легкого поклона вполне достаточно для приветствия не очень близких знакомых.

  • Если вы в перчатках, то при рукопожатии необходимо снять перчатку с правой руки. Этот обычай идет с давних времен. Сняв перчатку, человек показывал встречному, что в его ладони не спрятано оружие. Кроме того, в железной рукавице не так легко было дружески пожать протянутую руку. Сейчас снимается перчатка из внимания к товарищу. Ведь надевают ее для того, чтобы предохранить пальцы и ладонь от пыли, грязи и холода. Зачем же заставлять приятеля ее касаться? Лучше дать ему пожать теплую дружескую руку.

  • Если вам встретился человек, с которым вы уже здоровались, не делайте вид, что вы его не замечаете. Поздоровайтесь еще раз, изменив форму приветствия, или просто приветливо улыбнитесь.

  1. Закрепление.

Вопросы учащимся:

— В каких случаях люди приветствуют друг друга?

— Всегда ли слова приветствия, произнесенные человеком, вызывают у окружающих людей состояние удовлетворенности и радости от встречи?

— Какое приветствие можно считать достойным эстетически воспитанного человека?

Слайд 10. Просмотр и обсуждение фрагмента «Винни Пух в гостях у Совы» из мультфильма «Винни Пух и день забот» (7.50-10.08)

http://video.yandex.ru/users/msk779-1/view/27/user-tag/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0/

Обсуждение.

— Что вы можете сказать о поведении героев?

— Что было хорошо? (Поздоровались).

— Что было неверно? (Пух стучал ногой в дверь. Сова перебивала, не давала ему договорить).

  1. Учитель: Куда бы ни пришёл человек, он должен поздороваться, не дожидаясь приветствия в свой адрес. Приветливая улыбка и небольшой наклон головы подчеркивает ваше расположение к людям.

— Здравствуйте! —
Поклонившись, мы друг другу сказали.
— Здравствуйте! —
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь

В.Солоухин

Владимир Солоухин признавался: «Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся тоже. Душа зябнет и каменеет».

Чтобы наша душа не закаменела, будем взаимовежливы и относится друг к другу с любовью и уважением. 

 

Слайд 11.

Что такое этикет?
Это – можно,
Это – нет….
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
И не только в дневнике –
У людей на языке.
Очень просто жить культурно:
Все прекрасно, что не дурно.

  1. Подведение итогов.

  2. Слайд 12. Домашнее задание: упр.24. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем: «Зачем нам нужен речевой этикет?»; «Нужно ли соблюдать речевой этикет в интернет-общении?; «Изменения в русском речевом этикете последних лет».

infourok.ru

Конспкт занятия по речевому этикету.

Конспект занятия по речевому этикету

«Чистый ручеёк нашей речи».

Цели:

1) Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

2) Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести.

3) Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Оборудование: презентация по теме занятия

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

— Успокоились, выпрямили спинки. Мы уже взрослые солидные дети. Поприветствовали наших гостей. Мы рады вам. Рассаживаемся. Мы начинаем наше занятие.

2. Обсуждение темы занятия.

.- Сегодня нам предстоит очень важная беседа. Наш кружок называется… Предполагается, что в этом возрасте вы уже владеете речью, а наша задача на занятиях ее развивать. -Но что же такое речь? Для чего она нужна человеку?

— Да, речь это важное средство общения. С её помощью люди обмениваются мыслями, чувствами, усваивают новую информацию, новые знания. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом- инструментом общения, мышления- это первооснова интеллекта. Мышление не может развиваться без языкового материала.

Вот что говорил о речи древний учёный, философ Аристотель(слайд 2)

— Как вы понимаете эти слова? Что значит приятная речь?

— Да. Это разборчивая, выразительная, внятная речь, без обидных, грубых слов.

-Итак, как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия?

-Правильно, а чтобы ваша речь стала именно такой, мы и будем знакомиться с речевым этикетом. А этикет-это… (слайд 3) Это правила, установленный порядок поведения и общения. Если человек соблюдает правила общения, то речь становиться его другом и помощником. Когда? ( перечисляем) Но может стать и врагом, если… (слайд 4)

  1. Упражнение в умении здороваться.

— Ребята, а с чего начинается общение людей, любая встреча? (с приветствия)

— Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты был здоров».

-С чего начинается каждый наш день, урок? Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. Прочтите его. (слайд 5)

— А как нужно здороваться, чтобы на капельку солнца прибавилось в мире»?( использовать мимику, интонацию, глядя в глаза человеку)

Обсуждение ситуаций. Попробуем разыграть небольшие ситуации.( 2-3 варианта приветствий)

А) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как это сделать?

Б) Можно ли вместо здравствуйте говорить привет? В каких ситуациях?

— Когда мы обсуждали эти ситуации, мы пользовались определёнными правилами. Какими?

4. Наблюдение за красотой, выразительностью родной речи.

— Образцом чистой русской речи можно считать стихи русских поэтов. Например, С. Есенина (слайд6) Его стихи красивы, музыкальны. Послушайте(или прочитайте) (слайд 7)

— Перечитайте последние 4 строчки.(слайд 8) Какую картину ты себе представляешь?

— Как автору удаётся изобразить песенку ручья?

-А у кого из сказочных героев речь сравнивали с журчанием реченьки?

— Перечитайте название темы занятия. (слайд 9) Почему в названии есть слово ручеёк?

— Можно ли найти что-то главное, что роднит эти слова?

— Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток. А чтобы речь человека текла плавно, нужно не засорять её мусором ненужных, бессмысленных слов, которые портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк.

5. Но сначала поиграем в игру с тем же названием. Игра «Ручеек».

6. Упражнения в выборе лексики.

Обсуждение ситуаций. Разыгрывание сценок.

1 .Герои: Лёня и Коля.

— Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?

-Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Это слова – сорняки, они засоряют речь.

— Ну а кто всё время говорит «ну»?

— Да ты только что сказал.

— Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!

— Опять говоришь так!

— Ну как же с тобой говорить?

— Без ну и без значит!

— Ну, значит, буду говорить, как ты советуешь.

— Чем недоволен Коля?

— Замечает ли Лёня в своей речи лишние слова?

— Как их называют? Почему?

— Какой вывод можно сделать?

2. Герои: дед Каширин,, Алёша.

— Ну-ка, ты, пермяк солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это-аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это-что?

— Буки.

— Попал! Это?

— Веди.

— Это?

— Добро!

— Мать, ты гляди,как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орёшь, чего?

— Это вы кричите.

— Чем изобилует речь деда?( он по-разному называет внука. Эти выражения сродни обзыванию. Речь его груба.)

— Известны ли вам обидные, грубые выражения?

— Приятно ли их слышать в свой адрес? А другим?

— Какой же совет следует из ваших рассуждений?

— А какие слова не помешают, а украсят нашу речь?… (слайд 10)

Задание: договори недостающие слова в рифму.

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём…

— Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

Я не слышу слова …..

А слово то какое – очень дорогое!

Встретил Витю я соседа

Встреча грустная была:

На меня он, торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова ……

А слово то какое – очень дорогое!

Дед про внучку говорил:

— Экая досада!

Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!

Но – нельзя ж молчать как рыба.

Ну сказала бы …..

Слово-то какое – очень дорогое!

7. Физкульт.минутка. Игра «Добрые слова».

8. Тест – выбор правильного ответа. (слайды 11, 12, 13, 14, 15, 16)

Взаимопроверка. Вручение медалей.

9. Работа над звукопроизношением

Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова.

Живёт на свете Саша

Во рту у Саши каша-

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва,

И звуки он глотает,

И целые слова.

— О какой каше идёт речь? Прямое или переносное значение? (каша – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)

— Что значит чисто говорить? ( чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, не спотыкаться на трудных звуковых сочетаниях, не комкать концы слов, не проглатывать звуки)

Рассказ учителя о Демосфене(слайд 17)

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор-тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным(то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднения, которые он сам себе устроил,- камешки во рту- заставляли его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция, и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

— Зачем я рассказала вам эту историю?

— Верно. Чтобы научиться чисто говорить, необходимо тренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки). Внимание! Объявляется конкурс скороговорок! (слайд 18, 19)

Вручение призов.

10. Упражнение в выразительности речи.

Задание: произнесите фразу «Скоро каникулы» в соответствии со смысловым заданием. (слайд 20)

А) спрашиваете, чтобы уточнить, сколько времени осталось до каникул

Б) спрашиваете, чтобы уточнить, скоро каникулы или просто выходные дни

В) радуетесь

Г) грустите, что долго не увидитесь с ребятами, учителем

— Какой совет вы бы хотели дать человеку, который хочет стать хорошим собеседником? (упражняйтесь в правильном и выразительном произношении)

11. Обобщение знаний.

— Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали? С чем часто сравнивают речь человека?

Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим? (слайд 21)

— Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна и неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли.

В заключении звучит стихотворение И.А. Бунина «Слово» (слайд22)

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у них другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

infourok.ru

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Речевой этикет»

II период «Секреты общения»


Цикл: «Уроки общения»

Занятие № 1

Тема занятия: «Речевой этикет»

Тип занятия: тренинг

Цели занятия: в интерактивной форме показать ребятам как важно знать особенности
общения и уметь быть терпимым и толерантным.

Оборудование: карточки для игры, ручки, тетради, бумага, карандаши, музыкальное
сопровождение.


Варианты названий этапов занятия

Варианты традиционных и нетрадиционных методов, и приёмов работы на занятии

1

Организационный этап (создание

рабочего настроения, эмоционального настроя на совместную деятельность)

«Давайте поздороваемся». Воспитатель предлагает ребятам придумать как можно больше жестов приветствия и показать. Таким образом здороваемся друг с другом. Например: как здороваются в Японии, как здороваются реперы и.т.д.

  • диагностика настроения нарисуй своё настроение, выбери цвет, соответствующий твоему настроению;

  • музыкальный.

2

Повторение, связь с предыдущими темами (выявление правильности, полноты знаний и умений, причины пробелов

(непонимания), их

ликвидация)

Как мы поняли из предыдущих занятий, что речь-основное средство общения. Важную роль играют также её средства. Давайте ещё раз проговорим какие вы помните средства речи? Ответы детей. Подводим к теме занятия.

Что означает по вашему мнению слово «этикет»?

Этикет (от фр. etiquette — этикетка, надпись) —• правила поведения людей в обществе, В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV-гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

3

Актуализация опорных знаний

(подготовка к

активному и

осознанному восприятию нового

материала)

Как вы думаете в чем заключается речевой этикет? Ответы детей. Соблюдение правил в общении, не грубить, не говорить плохо о ком-либо, не «сплетничать», стараться не употреблять «слова-паразиты».

Разминка. Игра «Слова-паразиты». Время: 5 минут.

Цель: настроиться на позитивный лад и дальнейшую работу. Предоставить возможность провести рефлексию своих коммуникативных способностей, уровня развития речи. Активизировать умение ребят применять культурные требования к собственной речи в общении со взрослыми и друг другом. Ход: Воспитатель предлагает разделить лист на 2 части. На одной подумать и написать 10 слов- паразитов, которые употребляет ребенок в своей ежедневной лексике, а на второй части слова-паразиты, которые раздражают нас в других. Сравниваем и обсуждаем результаты. Подводим к теме занятия.

4

Объявление темы,

цели занятия

В игре вы поняли то, насколько важно красиво разговаривать, и то как зачастую мы за собой не замечаем, что не соблюдаем «речевой этикет». Темой нашего сегодняшнего занятия будет «речевой этикет».

Села на нос мне, на правое ухо —


Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *