Контекстные антонимы это – Контекстные синонимы и антонимы

Контекстные синонимы и антонимы

Задание 22 ЕГЭ по русскому языку

В заданиях 22-24 ЕГЭ по русскому языку могут встречаться одни и те же языковые явления. В задании 22 они выступают в роли лексических средств выразительности. Мы представляем вам эти лексические средства с большим количеством примеров их употребления в речи.

Формулировка задания:

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

 Чтобы выполнить  задание 22,  надо знать лексические средства выразительности и находить их в тексте.

 Синонимы– слова одной части речи, близкие по значению: чуткий и отзывчивый, жалость и сострадание, спешить и торопиться и т. д.

 Антонимы — слова одной части речи, противоположные по  значению: начинаться – завершаться, отчётливо – расплывчато, добровольный – принудительный и т. д. Не являются антонимами однокоренные слова: красивый – некрасивый.

 Примечание: синонимы и антонимы в тексте могут стоять в разных формах: хороший – плохого, завершился – начнется. Не обращайте внимания на форму (окончание) – вас интересует лексическое значение слова.

 

Труднее находить в тексте контекстные синонимы и антонимы.

КОНТЕ́КСТ — относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Общий смысл контекста складывается из значений отдельных слов; в свою очередь,  сам контекст помогает прояснить значение каждого слова. То есть,  слова живут в контексте, приобретая в нем конкретное значение.

 Сравните предложения:

1)  Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.

2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

В предложении 2 встретились синонимы чуткость – внимательность. Взятые вне контекста, они все равно остаются близкими по значению, их можно найти в словаре синонимов.

В предложении 1 есть контекстные синонимы: понять – ощутить.

Представьте, что вы не знаете контекста. Эти слова не воспринимаются как синонимы, в другом контексте они приобретут другие значения: понять ближнего – ощутить  холод. Видите, между этими словами не осталось ничего общего. У каждого из них свой ряд синонимов. У слова ощутить синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять.

У слова понять – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и др. 

 Контекстные синонимы помогают избежать повтора слов (писатель – автор, жилище – квартира) или делают текст выразительнее. В таком случае контекстные синонимы создаются так: прямое значение слова – переносное значение (гордый – орлиный взгляд, плыть – скользить по воде).

 

Примеры предложений с контекстными синонимами:

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.  (тропа – ниточка)

2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

(

пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают)  Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром.

 Примеры предложений с контекстными антонимами.

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

Находим контекстные антонимы: загубить – возвысить. У каждого из них есть свой прямой антоним: загубить – спасти, возвысить – унизить, понизить. Антонимами эти слова стали только в данном контексте.

2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил,  при подчиненных же диким медведем рыкал. (соловьем – медведем)

Как видите, контекстные антонимы тоже придают тексту выразительность, дают образную характеристику.

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

Сравните предложения:

1)  Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.
2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

Примеры предложений с контекстными синонимами:

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.  
2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Примеры предложений с контекстными антонимами.

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил,  при подчиненных же диким медведем рыкал.

_____________________________________________________________________________________

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

Сравните предложения:

1)  Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.


2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

Примеры предложений с контекстными синонимами:

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.  
2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Примеры предложений с контекстными антонимами.

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил,  при подчиненных же диким медведем рыкал.

multiurok.ru

Лекция №7 Антонимия и полисемия.

В полисемические отношения вступают слова в своих конкретных лексических значениях. Если слово многозначное, то оно может вступать в антонимические отношения в одном значении, в нескольких значениях или во всех своих значениях.

Бывают случаи, когда многозначное слово вступает в антонимические отношения во всех своих значениях с одним и тем же словом (пример: сильный и слабый — отличающийся большой физической силой, здоровый, твердый, хорошо вооруженный, мощный и обратные этим значения). Такая полная антонимия — явление сравнительно редкое. Чаще, многозначные слова в разных своих значениях вступают в антонимические пары с разными словами (пример: густой и редкий лес, густая и жидкая сметана).

Антонимия и омонимия.

Проблема разграничения антонимии и омонимии возникает в связи с различной трактовкой явления энантиосемии.

Энантиосемия — совмещение семантики одного слова и противоположных значений. Ее называют также внутрисловной антонимией (примеры: просмотреть статью — в значении бегло ознакомиться, просмотреть ошибку — в значении не заметить ошибку; одолжить кому-нибудь денег — дать в долг, одолжить у кого-нибудь денег — взять в долг; отходить после болезни — приходить в себя после болезни, отходить — умирать; оставьте распоряжение в силе — пусть оно будет, оставьте этот разговор — прекратите разговор).

Не все ученые относят это явление к антонимии. Некоторые ученые, такие как Виноградов и Шанский, считали, что в данном случае происходит расщепление одного слова на два самостоятельных омонима.

Антонимия и синонимия.

Антонимия и синонимия между собой тесно связаны и активно взаимодействуют. Это проявляется в том, что слова одного синонимического ряда вступают в антонимические отношения со словами другого синонимического ряда (пример: отвратительный — плохой, вызывающий отвращение. Антонимы, превосходный, прекрасный. Синонимы — гадкий, омерзительный, мерзкий). Таким образом, образуется система, в которой по вертикали располагаются синонимы, а по горизонтали — антонимы (пример: грустить и радоваться; печалиться и веселиться; тосковать и ликовать). Этот пример показывает, насколько тесно связаны антонимия и синонимия, и показывает наличие системных связей слов в лексике.

Антонимы общеязыковые и контекстуальные.

К общеязыковым относятся антонимы, которые обладают устойчивыми, закрепленными в системе языка противоположными значениями, и благодаря этому такие антонимы регулярно воспроизводятся в характерных контекстах (пример: внутренний и внешний; хороший и плохой).

Контекстуальные антонимы не обладают системно закрепленными противоположными значениями, а вступают в антонимические отношения только в данном контексте (пример: жизнь — это солнце и тучи, огонь и вода). Их противопоставление носит индивидуально-авторский характер.

Антонимы в художественной речи.

Антонимы являются выразительными средствами языка. Антонимы часто встречаются в названиях художественных произведений, газетных и журнальных заголовках (пример: толстый и тонкий; дни и ночи; вверх, вниз; преступление и наказание). В художественных произведениях, публицистике они выполняют разные стилистические функции: раскрываются различные качества предметов, путем сравнения выделяются контрастные свойства, выражается отношение к предметам и явлениям, осуществляется их оценка.

На антонимах строятся такие широко применяемые в художественной речи стилистические фигуры, как антитеза и оксюморон. Антитеза — это стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления. Антитезы часто встречаются в названиях произведений, статей. На антитезе построены многие пословицы и поговорки (пример: знание человека возвышает, а невежество — унижает). Оксюморон (буквально: остроумно думая) строится на столкновении антонимических значений слов. Он представляет собой сочетание слов, выражающих взаимоисключающие и логически не совместимые понятия (пример: звучная тишина; сладкая боль; убогая роскошь; умный дурак; горькая радость). Часто такие вот сочетания несочетаемого встречается в названиях художественных произведениях (пример: горячий снег; мертвые души).

studfile.net

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 24. Лексическое значение слова.

 

 

 

Задание № 24.

Лексическое значение слова.

Задание № 24, ребята, несложное. Здесь нужно просто хорошо знать некоторые определения, касающиеся лексики, и уметь их находить в тексте.

А вот этих терминов много, все их надо помнить.

Давайте рассмотрим типы вопросов, которые  могут быть вам предложены в задании № 24, рассмотрим примеры и вспомним правила. Итак, начнём!

 

 

Синонимы — это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и  стилистическим применением в речи (великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер).либо выписать, либо подобрать к сову

 

  • Из предложения 33 выпишите синоним к слову «жили, помещались»

(ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами.

Ответ: ютились

  • Из предложений 9-10 выпишите синонимы.

9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны.

Ответ: выгодыпреимуществ

 

Контекстные синонимы.

Контекстные синонимы  — это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.

Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.

Синонимы данных слов вне текста:

 Добрый — сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др.

Мягкий — пухлый, пластичный, эластический, пушистый.

  • Выпишите контекстные синонимы из предложения 12.

(12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время.

Ответ: развлекаетсяубиваетвремя

Антонимы — это противоположные по смыслу слова (забраковать – одобрить, оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый).

  • Из предложения 21 выпишите антонимы.

(21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

Ответ: бездарныхталантливых

Контекстные антонимы —  это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.

Например: один день – вся жизнь, волки — овцы, поэт – стихотворец.

  • Из предложения 8 выпишите контекстные антонимы.

(8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.

Ответ: орёлкуропатка.

Фразеологизмы — устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову .

С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:

— разговорные: бежать сломя голову — быстро, работать спустя рукава – лениться

— книжные: яблоко раздора, звёздный час

— просторечные: вкручивать мозги, дурья башка

 

  • Из предложений 4-5 выпишите фразеологизм.

(4) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было!

Ответ: вавилонскоестолпотворение

 

  • Из предложения 4 выпишите фразеологизм.

4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов.

Ответ: ставиласьнакарту

 

 

  • Из предложений 20-21 выпишите фразеологизм, который имеет значение «сначала»

 

(20)Поступок этих людей — не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость.

Переносное значение слова – вторичные значения слова, вызванные переносом внешнего сходства или внутренней сути чего-либо (остался оттенок грусти).

  • Из предложения 2-3 выпишите слово в переносном значении.

 (2)К невысокой деревянной двери вели каменные ступеньки, а над черепичной крышей возвышались две большие кирпичные трубы. (3)На стенах, оконных решётках, дверях и крыше — всюду были заметны сероватые следы времени.

Ответ: следы

Терминыназвания определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: государство, демократия).

 

  • Из предложения 24 выпишите термин

(24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.

Ответ: экстравертнуюустновку

Устаревшая лексика (архаизмы)— это устаревшие слова, вышедшие из постоянной речи , так как с течением времени были заменены другими словами  (очи- глаза, ланиты- щёки).

  • Из предложений 13-14 выпишите устаревшее слово

(13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

Ответ: окаянный

Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности :

-нарушающие  языковые нормы ( траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)

— нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)

— вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.

 

  • Из предложений 1—3 выпишите просторечное слово.

(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди — люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.

Ответ: слабаки

Разговорная лексика — слова, использующиеся в устной речи, часто в бытовом общении (хвастунишка, читалка, задира.)

  • Из предложения 27 выпишите разговорное слово.

(27)— Здо-о-рово! — протянул он с удовольствием.

Ответ: здорово

Пояснение: значение данного слова — « хорошо, замечательно».

Лексическое значение слова— это его смысл, суть, его содержание, то, что слово обозначает.

  • Среди предложений 7-9 найдите слово, имеющее значение объявить недействительным, отменить . Выпишите его.

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П Чехова. (8) В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков.

Ответ: аннулировать

  • Внимательно прочитайте задание, поймите, какое слов (-а) вам нужно найти.
  • Вспомните правило, что обозначает данное слово(-а) .
  • Запишите ответ.
  • Можно записать слово или слова в той форме, в которой они даны в тексте ( высокуюнебольшую).
  • Можно записать в начальной форме данные слова (высокийнебольшой).
  • Никаких пробелов, запятых, дефисов быть не должно!

 

  • Синонимы.
  • Контекстные синонимы.
  • Антонимы.
  • Контекстные антонимы.
  • Фразеологизмы.
  • Переносное значение слова.
  • Термины.
  • Разговорные слова.
  • Устаревшие слова.
  • Просторечные слова.
  • Лексическое значение.

 

Таков алгоритм выполнения задания № 24.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

 

 

 

 

 

poznaemvmeste.ru

Антонимы общеязыковые и контекстуально-речевые. Стилистические функции антонимов


В зависимости от различительных признаков, которыми обладают слова с противоположным значением, могут быть выделены антонимы общеязыковые (или просто языковые) и контекстуально-речевые (или индивидуальные).
Языковые антонимы характеризуются рядом черт:
  • общественно осознанными системными отношениями;

  • устойчивой принадлежностью к определенной лексико-грамматической парадигме;

  • регулярностью воспроизведения в одних и тех же (или сходных) синтагматических условиях;

  • закрепленностью в словарном составе;

  • относительно устойчивой стилевой принадлежностью и стилистической сущностью (например, эмоционально-экспрессивными оттенками) и другие.

Подобные антонимы (как, впрочем, и языковые синонимы) существуют в лексико-семантической системе языка относительно независимо. Они составляют так называемую объективную совокупность антонимических возможностей общеязыковой системы. К ним относятся все те слова, которые зафиксированы в современных словарях русского языка: веселый — скучный, вредный — полезный, добродетель — порок и так далее.
Наряду с антонимами языковыми, регулярно используемыми (то есть общеупотребительными, обычными, узуальными) в антонимических отношениях в определенной речевой ситуации, в том или ином контексте могут оказаться слова, которые в обычном употреблении не выражают противоположных значений, то есть границы индивидуально-речевой антонимизации намного шире языковой. Подобные противопоставления не находят, как правило, отражения в словарях, оставаясь фактом речи. Их нередко называют не только речевыми, но и контекстуальными, индивидуальными, авторскими. Они не обычны, а окказиональны, случайны и обусловлены определенным стилистическим заданием. В данном случае речь идет уже не о собственно антонимах, а об использовании приема антонимизации слов, их намеренного сталкивания. Например, у Г.Р. Державина: Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог. Нередко в контексте противопоставленными оказываются и стилистические синонимы, однако это не дает основания включать подобные слова в состав лексических антонимов.
Основная функция антонимовязыковых и контекстуально-речевых) — выражение противоположности, которая исконно присуща семантике подобных противопоставлений и не зависит от контекста.
Функция противоположности может быть использована с разными стилистическими целями:
  • для указания на предел проявления качества, свойства, отношения, действия:

  • для актуализации высказывания или усиления образа, впечатления и так далее;

  • для выражения оценки (иногда в сравнительном плане) противоположных свойств предметов, действий и другие;

  • для утверждения двух противоположных свойств, качеств, действий;

  • для утверждения одного из противопоставляемых признаков, действий или явлений реальной действительности за счет отрицания другого;

  • для признания некоего среднего, промежуточного качества, свойства и так далее, возможного или уже утвержденного между двумя противоположными по значению словами.

На резком противопоставлении слов-антонимов построена одна из стилистических фигур — антитеза. Этот стилистический прием с разными целями широко используют не только поэты, писатели, публицисты, ученые. Он с давних пор известен народной поазии, широко представлен в пословицах и поговорках: Знание человека возвышает, а невежество — унижает.

Антонимия может служить средством создания юмористических зарисовок, выражать иронию.
Другим стилистическим приемом, который строится на сопоставлении антонимических значений, является оксюморон,  или оксиморон. Намеренное столкновение логически и семантически противоположных понятий — прием действенный. Он настраивает читателей на то, что речь идет о противоречивых, сложных явлениях, а нередко —  и о борьбе противоположностей. Поэтому злоупотребление таким приемом иногда приводит не к усилению воздействия, а к его ослаблению.
Иногда наблюдается намеренно ошибочное использование в тексте одного антонима вместо другого. К такому приему нередко прибегают современные журналисты. Этот прием основан на использовании известной еще с античных времен особой стилистической фигуры — антифразиса.
Антонимичные слова (и явление антонимии в целом), как и слова-синонимы, оказывают большую помощь в выборе оптимально информативной единицы в практике устного и письменного перевода. Употребление антонимов делает речь выразительнее и семантически богаче.

lingvotech.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *