Корень это главная значимая часть слова – Задание 79 Состав слова. Значимые части слова. Русский язык.4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. ГДЗ

Русский язык - Корень - главная значимая часть слова

Конспект урока русского языка

Тема : «Корень-главная значимая часть слова».

3 класс

УМК «Планета знаний»

Тема: «Корень-главная значимая часть слова».

учащиеся закрепят умения называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;получат возможность формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение; разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы; овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Ход урока

В начале обучающиеся проверяют готовность к уроку. Это способствует развитию самоконтроля и саморегуляции, что, в свою очередь, помогает организовать класс на продуктивную работу на уроках.

Учитель проводит эмоциональный настрой, создавая в классе позитивный эмоциональный настрой. Достигается это с помощью следующих слов:

Далее учащиеся проверяют правильность выполнения домашней работы. Это нужно для того, чтобы развивать у учеников умение давать оценку работ других, а также находить ошибки в собственных работах и исправлять их.

Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция

Коммуникативные УУД:

контроль, коррекция, оценка действий партнера.

2.Постановка цели и задач урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с тайнами русского языка. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, поработайте в парах и отгадайте кроссворд, который напечатан на карточках.(приложение 1 после конспекта)

1.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

2.Часть слова, которая может образовывать слова, но стоит перед корнем.

3.Часть слова без окончания.

4.Изменяемая часть слова ,без которой невозможно составить предложение.

5.Наименьшая значимая часть слова.

Проверяем.(слайд 2)

Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Что такое корень?(слайд 3)

На уроке мы должны вспомнить:

-что такое корень слова

-его роль в слове

-как выделить корень

-как выполнить морфемный разбор слов

Учитель предлагает учащимся самостоятельно вывести тему урока .Для этого учащиеся разгадывают кроссворд на карточках в парах. Для этого учащиеся должны вспомнить теорию о частях слова. Предлагаю следующие вопросы:

Парная работа была выбрана, потому что развивает коммуникативные навыки обучающихся и создает условия для умения принимать общее решение с партнером.

Суффикс

Приставка

Основа

Окончание

Морфема

Проводим проверку. Кроссворд высвечивается на слайде. Ученик читает, что у него получилось. Остальные с помощью сигнальных карточек показывает, согласны они или нет. Это позволяет проверить уровень освоения теории о частях слова. После учитель спрашивает, догадались ли ученики, о какой части речи пойдет речь. Если возникают затруднения в ответе, учитель задает наводящий вопрос: какую часть слова мы не назвали?

Это необходимо для развития логического мышления.

Речь пойдет о корне слова.

Корень-это общая часть родственных слов.

КоммуникативныеУУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверсниками ;

согласование общего решения;

Познавательные УУД:

подведение под понятие

Познавательные УУД:

целеполагание

Познавательные УУД:

построение речевого высказывания

3.Минутка

чистописания

Откройте рабочие тетради. Записываем сегодняшнюю дату. Классная работа. Выводим каждую букву, аккуратно и старательно.

Помним о правильной посадке, тетрадь кладем с наклоном, спина прямая.

кор кро рко орк корм

Что вы заметили?

Подберите к нему родственные слова.

Кто запишет на доске?

Давайте выделим корень. Что для этого нужно сделать?

С помощью каких морфем образовали новые слова?

С одним из этих слов составьте предложение по цели высказывания побудительное и восклицательное.

Запишите это предложение на следующей строчке.

Молодцы!

Пусть ваши глазки отдохнут.

Внимание на экран.(слайд 5)

Записывают дату в тетради.

Минутку чистописания я хочу связать с темой урока. Для этого предлагаю учащимся в тетради прописать такие сочетания: кор, кро, рко, корм

Для проверки внимательности спрашиваю о том, какое слово лишнее. Для развития связной речи прошу объяснить свое решение.

Даю задание подобрать родственные слова и записать их. При этом вспоминаем, какие слова мы называем родственными. В качестве микроитога определяем, с помощью каких морфем образованы новые слова.

Смотрят на образцы для минутки чистописания

Прикорм,кормление,кормить,кормилица,кормушка,кормовой,накормленный.

Ученик у доски записывает однокоренные слова.

Нужно определить общую часть у этих слов. Общая часть -корм-.

Выделяют корень во всех словах.

Приставка и суффикс

Ответы детей

Покормите птиц зимой!

Физкультминутка для глаз

Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и четкостью.

Познавательные УУД:

выполнение действий по заданному алгоритму и эталону

Познавательные УУД:

доказательство

Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция

Познавательные УУД:

использование знаково-символических средств;

4.Актуализация знаний

Пока класс работает с учебником, некоторые дети получат карточки с заданиями.(приложение 2)

Откройте учебники на станице 92.

Упражнение 7 (устно).

Прочитайте слова?

Речник реченька река заречье речной речка

Что вы можете о них сказать?

Какая общая часть во всех этих словах?

Скажите, почему корень называют главной значимой частью слова?

Упражнение 8 (устно).

Кто прочитает задание?

Необходимо прочесть пары слов и определить, в каком столбике формы одного слова, а в каком однокоренные слова. В последнем столбике синонимы. В предпоследнем даны неоднокоренные слова. Попросить объяснить, почему.

Прежде чем работать с упражнением, давайте вспомним ,чем отличаются однокоренные слова и формы слова?

Читаем пары слов.

сова

совой

сова

совушка

подводный

водитель

грусть

тоска

Ребята уже поработали на карточках. Включаются в работу с классом.

3 ученика получают карточки

Это позволяет оценить большее количество обучающихся за урок, так же проконтролировать уровень знаний по теме.

Открывают учебники

Эти слова однокоренные

В слове река корень- рек-,в остальных -реч-.

Потому что без корня теряется смысл слова, его значение.

Ученик читает задание

Какие значимые части слов участвуют в образовании однокоренных слов? форм слов?

Однокоренные -разные по смыслу слова с общей частью, а формы слова-то же слово, только с измененным окончанием.

Форма слова, т.к. слово осталось прежним, изменилось только окончание.

Однокоренные слова

Разные по смыслу и значению слова.

Это слова-синонимы

Познавательные УУД:

самостоятельное создание алгоритмов действий;

построение логической цепочки рассуждений;

доказательство;

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей с полнотой и точностью;

аргументация своего мнения;

Предметные

учащиеся закрепят умения называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней

5.Обобщение и систематизация знаний

Найдите в учебнике упражнение 9. (Даны схемы и ниже слова. Нужно распределить слова в зависимости от строения)

Прочитаем задание вместе.

Делим страницу в тетради на 4 колонки ,в каждую мы должны записать слова, которые подходят к схемам.

Вспомним порядок разбора слова по составу.

(Слайд 6)

Выходим к доске по цепочке, записываем слова в нужный столбик, а остальные в тетрадь.

Кто согласен? Просигнальте.

А теперь пора немного отдохнуть. Внимательно слушайте задание и после я попрошу вас ответить на вопрос, встретились ли вам однокоренные слова

Физкультминутка

Падают, кружатся листья,

В тихом саду листопад,

Жёлтые, алые листики

По ветру вьются, летят .

(слайд 7)

Что вы заметили?

Какие?

Садитесь на места!

Упражнение 11,с 93.

Вика, прочитай текст упражнения.

Посмотрите, какие слова там выделены?

Почему?

Ребята, оказывается, слова родник, родина и народ действительно «далекие родственники», имеющие общий исторический корень -род- (от названия покровителя предков-славян бога Рода).

Сообщение познавательного материала для общего интеллектуального развития.

Работа в группах.

Сейчас, ребята, вы поработаете в группах.

Объединитесь в группы по 4 человека. По две парты.

Каждая группа должна подобрать как можно больше однокоренных слов с корнями: -воз- и -дом-.

Давайте проверим, какие слова вы подобрали.

Выберите человека, который будет отвечать. Если у других групп есть те же слова-вычеркиваем их.

Молодцы!

Кто придумал больше слов ?

Рассаживаемся по своим местам.

Читают задание

Строение каких слов соответствуют схемам? Определи части речи

1.Выделяем окончание(изменяем форму слова)

2.Находим основу слова.

3.Выделяем корень(для этого подбираем родственные слова).

4.Выделяем приставку и суффикс.

Сосна-безударная гласная о, проверочное слово-сосны.

Часть речи-имя существительное.

Окончание-а, корень -сосн-.

Подходит к первой модели, записываем в 1 столбик.

Класс жестами показывает, что согласны с учеником у доски.

Далее дети выполняют задание, проверяя орфограммы, определяя части речи и состав слова.

1столбик:желтый(прил),города(сущ.),возит(гл.)

2столбик:желтенький(прил.),сосновый(прил.),беседка(сущ),школьные(прил.).

3 столбик :подвозит(гл)

4столбик:подвеска(сущ.),собеседник(сущ.),пригородный(прил.).повозка(прил.).

Встают у своих парт.

Падают (приседают),кружатся листья(поворачиваются кругом)

В тихом саду листопад, (качают руками)

Желтые, алые листики

По ветру вьются, летят.(взмахи руками)

В разминке встретились однокоренные слова.

Листья, листики, листопад.

Ученица читает текст.

Шли мы с лесником по мелколесью. Остановились у одного окна-колодца во мху напиться воды...

- Я большой любитель разбирать слова,-неожиданно сказал лесник.-Давно приметил слово «родник». Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река течет через всю нашу матушку — землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.

родник, родина, народ.

Ответы детей

Объединяются в группы

Дети зачитывают слова,которые подобрали.

Домовой,домишко,домище,домик,домашний,домохозяйка,домочадцы,бездомный.

Воз,возит,повозка,паровоз,тепловоз,электровоз,подвозит,бензовоз,повозочный.

Возвращаются на свои места

Ученик выходит к доске и пробует разобрать слово по составу. Затрудняется.

Выполняют работу самостоятельно.

Познавательные УУД:

использование знаково-символических средств;

построение логического высказывания;

выполнение действий по алгоритму;

классификация;

Регулятивные УУД;

контроль;

коррекция;

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело;

Коммуникативные УУД:

формулирование своего мнения;

Развитие внимания, наблюдательности

Коммуникативные УУД:

учет разных мнений

КоммуникативныеУУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверсниками ;

согласование общего решения;

Регулятивные УУД:

Самоконтроль своих действий;

Коррекция выполненной работы;

Регулятивные УУД:

выполнение пробного учебного действия;

фиксирование затруднения в проблемном действии;

Коммуникативные УУД:

аргументированное выражение своих мыслей;

6.Итог урока

Скажите,о чем мы говорили сегодня на уроке?

Может ,вы узнали что - то новое?

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Посмотрите в учебнике на домашнее упражнение.

Что нужно будет сделать?

Упр. 10

  • Выполнить все задания и подписать части речи.

  • Выполнить упражнение по заданию

  • Выполнить упражнение(1 абзац)

упр.13(устно).

(слайд 9)

Устное задание-творческое. Нужно будет попробовать выяснить,почему внутренняя сторона руки называется ладонью?

Оценки за урок получают:----

Урок окончен!

Мы вспоминали,что такое корень слова, определили его роль в слове,

повторяли как выделить корень в слове.

Мы узнали ,что в русском языке есть еще морфемы.

Еще узнали о словах «дальних родственниках».

Дети читают и записывают задание.

Личностные УУД:

оценивание усваиваемого материала;

Регулятивные УУД:

определение успешности своей работы;

осуществление познавательной и личностной рефлексии;

Приложение

1) Кроссворд

1.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

2.Часть слова, которая может образовывать слова, но стоит перед корнем.

3.Часть слова без окончания.

4.Изменяемая часть слова ,без которой невозможно составить предложение.

5.Наименьшая значимая часть слова.

2)Карточки для индивидуальной работы

1)Определи род и число имен существительных:

Ученик,певицы,озера,весть,солнце,мышь,месяцы,улица,тополь.

2)Разбери предложение. Подпиши части речи. Выпиши словосочетания.

На небе зажглись яркие звезды.

3)Вставь пропущенные буквы

ж...вой - …..................................

ж...мчужина - ................................
т...желый - .....................................
д...машний - ...................................
л...сной - .........................................

л...тучий - ........................................
в...доем - ......................................
р...чной - .......................................
вр...гов - .......................................
к...решки - .....................................

Почему корень — главная значимая часть слова? — Мегаобучалка

 

Мы учили тему «Корень». В первом же параграфе этой темы было написано: «Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов».

Сижу я над домашним заданием и думаю: «Почему же именно корень — главная часть слова? А не суффикс или приставка?»

И решил: «Составлю цепь размышлений, докажу, что корень — главная часть слова».

Однажды я читал стихи детской поэтессы Ирины Токмаковой, и у нее было очень интересное стихотворение о том, что один мальчик придумал смешное слово «плим». Посмотрим, слово ли это.

Разложим его на звуки: [п] [л’] [и] [м]. А теперь напишем — плим; проговорим. Произнося это «слово», мы ничего не представляем, оно ничего не значит. Это просто набор звуков, а не слово.

Так, значит, без смысла нет слова. А какая часть слова помогает правильно понять его смысл? Возьмем слова:

На первый взгляд это однокоренные слова. Но посмотрим, так ли это.

Море — это большое водное пространство. Морской — находящийся на море или в море, моряк — человек, плавающий на корабле по морю.

А морить — это значит уничтожать, заморить — уничтожить (например, голодом), заморыш — человек, чаще всего ребенок, очень слабый, хилый, как будто его чем-то морили.

У этих слов (море, морской, моряк и морить, заморить, заморыш) нет общего значения, они не однокоренные. Следовательно, общее значение родственных слов заключено в корне.

Я вижу в учебнике слова здесь, там, тут, вдруг, очень и др. Они состоят только из одного корня. Но сколько бы ни искали мы в словарях слов без корня, никогда не найдем, потому что без смысла, без значения слов не бывает, а общее значение родственных слов заключено в корне.

Итак, мы доказали, что корень — главная значимая часть слова!

(Олег Соловьев.)

Фрагменты анализа сочинений на тему «Почему корень — главная значимая часть слова?»

I. Сообщение результатов работы: называем лучшие сочинения, в первую очередь те, что написаны не по общему примерному плану, а по своему.

II. Отмечаем разнообразие вариантов начала сочинения, читаем некоторые из них.



 

Русский язык очень богат. И все слова в нем состоят из морфем. Мы знаем четыре морфемы: приставку, суффикс, корень и окончание. Самая главная из них — корень. Почему?

(Лара С.)

 

Я учила правила, а мама проверяла, как я их выучила. Когда я рассказала ей определение корня, она спросила: «А почему корень — главная часть слова?» А правда, почему? Я села за стол, подумала и написала свои доказательства тому, что корень — главная часть слова.

(Юля Б.)

 

III. Отмечаем наиболее удачные отдельные места в основной части сочинения.

 

Попробовала я придумать слово. Придумала «озам». Есть теперь слово, мы его слышим и видим, произносим и пишем. Но что оно значит? Ничего! Оказывается, просто так взять и придумать слово нельзя. Оно не будет иметь смысла, а без смысла, без значения слова нет и быть не может. Но ведь основное лексическое значение слова заключено в корне.

(Лена Г.)

 

IV. Наиболее типичные недочеты: 1) не всегда мысль доводится до конца; 2) слабы связи между отдельными частями сочинения; 3) неполно сформулированы выводы (в большинстве работ они сводятся к одному предложению Итак, корень главная часть слова). Следовательно, над устранением этих недостатков и будем работать при подготовке к следующему сочинению-рассуждению.

 

Примеры сочинений повествовательного типа

Секрет названия

Прошлым летом я и мой брат Андрей отдыхали в Актюбинске. Андрей в сентябре должен был идти в школу. Родители всеми способами готовили его к этому важному событию, но заставить Андрея посидеть, поразмышлять было очень трудно, потому что он с утра убегал на улицу и носился там почти весь день.

Однажды утром Андрей встал и решил идти гулять, но я показал ему большую спелую ягоду малины и сказал:

— Хочешь?

— Давай, — ответил Андрей и протянул было руку за ягодой. Тут-то я ему и сказал:

— Угадаешь, почему она называется малиной, — дам!

Андрей надул губы:

— Не хочешь давать — не давай!

— Андрюша, не бойся, угадать тайну не так уж трудно. Возьми эту ягоду и слегка катни ее по столу,— посоветовал я ему.

Андрей катнул ягоду, и она разлетелась на множество маленьких крупинок.

— Ну, угадал?

Андрей мне ничего не ответил, но спустя несколько минут закричал:

— Знаю! Знаю! Она состоит из маленьких ягодок и от слова «маленький» называется «малина»!

— Не маленький, а малый,— поправил я его. Вот как мой брат угадывал секрет названия малины.

(Юра Белоусов.)

 

Подорожник

Писал я однажды работу по природоведению. Писал быстро и не вдумываясь в то, что пишу. Мне надо было скорее попасть на улицу. Там уже начали играть в футбол, а как же без меня в игре обойдутся?

Написал я предложение: «Лечебные травы — это ромашка, валериана, календула и поддорожник». Поставил точку и побежал к Ире, моей старшей сестре, чтобы она проверила мою работу. (Ира учится на биологическом факультете в университете.)

Просмотрела она мое сочинение и изрекла:

— Не «поддорожник», а «подорожник».

— Это почему? — полюбопытствовал я.

— А потому, — начала она,— что растет он по дорогам.

— А почему именно по дорогам? — спросил я.

— Подорожник привезен из Америки в Евразию матросами. Его семена прилипали к подошвам ботинок моряков вместе с грязью. А потом грязь высыхала и отлетала. Из семян вырастали новые растения. Люди ходят по дорогам, и вот на дорогах выросло множество подорожников. Так что надо писать не «поддорожник», а «подорожник»!

А я, не дослушав ее, убежал на улицу.

Вот и поживи с такой сестрой, когда каждый день она мне читает лекции! Зато теперь я знаю «секрет названия» подорожника.

(Саша Онипко.)

 

Корень-главная значимая часть слова

Урок русского языка   3 –Б класс ГБОУ СОШ №22 учитель начальных классов Фокина Марина Евгеньевна http://aida.ucoz.ru

Урок русского языка

3 –Б класс

ГБОУ СОШ №22

учитель начальных классов

Фокина Марина Евгеньевна

http://aida.ucoz.ru

Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»!

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Восьмое ноября. Классная работа.  П п П п  Птицы улетели в тёплые края 4 . 11/22/16

Восьмое ноября.

Классная работа.

П п П п

Птицы улетели в тёплые края 4 .

11/22/16

Правила работы в паре.   Уважайте мнение друг друга. Говорите по очереди. Не согласен – предлагай!

Правила работы в паре.

Уважайте мнение друг друга.

Говорите по очереди.

Не согласен – предлагай!

о о о о о и и и о о о е е е е е а а а а а а а я я я Словарная работа. п а льто ́ с о лове ́й пл а то ́к ме ́с я ц н а ро ́д р и су ́нок с о ба ́ка б е рёза ́ р е бя ́та с о ро ́ка в о робе ́й в о ро ́на

о

о

о

о

о

и

и

и

о

о

о

е

е

е

е

е

а

а

а

а

а

а

а

я

я

я

Словарная работа.

п а льто ́

с о лове ́й

пл а то ́к

ме ́с я ц

н а ро ́д

р и су ́нок

с о ба ́ка

б е рёза ́

р е бя ́та

с о ро ́ка

в о робе ́й

в о ро ́на

КРОССВОРД Определяем тему урока.   1. Наша школьная комната. 2. Самая яркая звезда солнечный системы. 3. Рук нет, а узоры рисует. 4. Движение воздуха. 5. Растение с красными ягодами, варенье из которых помогает при простуде. 6. Спортивный снаряд для быстрого передвижения по льду.

КРОССВОРД

Определяем тему урока.

1. Наша школьная комната.

2. Самая яркая звезда солнечный системы.

3. Рук нет, а узоры рисует.

4. Движение воздуха.

5. Растение с красными ягодами, варенье из которых помогает при простуде.

6. Спортивный снаряд для быстрого передвижения по льду.

КРОССВОРД               2 5 3 1   с   м м   к 4 6   о   о   а   л   к   л   в   л а    р   е   о н  с  и  о   з ц    н   н   т с   ь е е    а   к       р   и          

КРОССВОРД

 

 

 

 

 

 

 

2

5

3

1

 

с

 

м

м

  к

4

6

  о

  о

  а

  л

  к

  л

  в

  л

а 

  р

  е

  о

н 

с 

и 

о 

з

ц 

  н

  н

  т

с

  ь

е

е 

  а

  к

 

 

  р

  и

 

 

 

 

 

Тема: Корень-главная значимая часть слова.   Цель: научиться выделять корень, подбирать однокоренные слова. http://aida.ucoz.ru

Тема: Корень-главная значимая часть слова.

Цель:

научиться выделять корень, подбирать однокоренные слова.

http://aida.ucoz.ru

Что такое корень? Какие бывают корни? часть слова

Что такое корень? Какие бывают корни?

часть слова

по ход у ход ить в ход ить ходь ба по ход ка пере ход вы ход -ХОД-

по ход

у ход ить

в ход ить

ходь ба

по ход ка

пере ход

вы ход

-ХОД-

Нарисуй словесное дерево с корнем - ЛЕС-. ПРОЛЕСОК ЛЕСОК ЛЕСНОЙ ЛЕСНИК ЛЕСНИЧИЙ ЛЕСА ЛЕС

Нарисуй словесное дерево с корнем

- ЛЕС-.

ПРОЛЕСОК

ЛЕСОК

ЛЕСНОЙ

ЛЕСНИК

ЛЕСНИЧИЙ

ЛЕСА

ЛЕС

Применяем новые знания. Развиваем умения. Ласковое название зимы – … ; День во время зимы (какой?) – … ; Самое холодное время года– … ; Проводить где-то зиму, жить зимой – … ; Место, помещение, где зимой живут люди ( охотники, геологи, полярники ) – … . з .  мовать, з .  ма, зимний, Зимушка, з .  мовка. Какие из слов называют предметы, какие – признаки? В корнях каких слов есть орфограммы? Какие?

Применяем новые знания.

Развиваем умения.

  • Ласковое название зимы – … ;
  • День во время зимы (какой?) – … ;
  • Самое холодное время года– … ;
  • Проводить где-то зиму, жить зимой – … ;
  • Место, помещение, где зимой живут люди ( охотники, геологи, полярники ) – … .

з . мовать,

з . ма,

зимний,

Зимушка,

з . мовка.

Какие из слов называют предметы, какие – признаки?

В корнях каких слов есть орфограммы? Какие?

ПРОВЕРЯЕМ! и и з  мовать, Зимушка, зимний, з  мой, и з  мовка.

ПРОВЕРЯЕМ!

и

и

з мовать,

Зимушка,

зимний,

з мой,

и

з мовка.

Вспоминаем, обсуждаем… Что такое корень слова? Корень - главная часть слова.  Роль корня в слове. В корне заключён общий смысл однокоренных слов .  Как выделить корень в слове? Подобрать родственные слова и выделить общую часть – корень.

Вспоминаем, обсуждаем…

  • Что такое корень слова?

Корень - главная часть слова.

  • Роль корня в слове.

В корне заключён общий смысл однокоренных слов .

  • Как выделить корень в слове?

Подобрать родственные слова

и выделить общую часть – корень.

ВЫВОД:

ВЫВОД:

Игра «Четвертый лишний».  Решаем проблему, открываем новые знания.   Определить, являются ли слова одной группы однокоренными словами. Полёт, лето, лететь, летящий Белый, белить, белка, побелеть Гора, пригорок, горка, горевать  Вывод: корни звучат одинаково, но имеют разное значение.

Игра «Четвертый лишний». Решаем проблему, открываем новые знания.

  • Определить, являются ли слова одной группы однокоренными словами.
  • Полёт, лето, лететь, летящий
  • Белый, белить, белка, побелеть
  • Гора, пригорок, горка, горевать
  • Вывод: корни звучат одинаково, но имеют разное значение.
Родня ли Гусеница Гусю? - Вы кто такие? - Я - Гусь, это - Гусыня, это наши детки - Гусята. - А ты кто? - А я ваша родственница – Гусеница.  (ШУТКА)

Родня ли Гусеница Гусю?

- Вы кто такие?

- Я - Гусь, это - Гусыня, это наши детки - Гусята.

- А ты кто?

- А я ваша родственница – Гусеница.

(ШУТКА)

КАКАЯ ПАРА БОЛЬШЕ ПРИДУМАЕТ СЛОВ С КОРНЕМ  -ВОД- ВОДА ВОДИТЬ

КАКАЯ ПАРА БОЛЬШЕ ПРИДУМАЕТ СЛОВ С КОРНЕМ -ВОД-

ВОДА

ВОДИТЬ

ПРОВЕРКА. вода водить ВОДОРОСЛЬ ЗАВОД ПОДВОДНЫЙ ПРОВОДИТЬ НАВОДНЕНИЕ ВОДИТЕЛЬ ВОДОЁМ ПРОВОД ВОДОВОРОТ ПОДВОДИЛ

ПРОВЕРКА.

вода

водить

ВОДОРОСЛЬ

ЗАВОД

ПОДВОДНЫЙ

ПРОВОДИТЬ

НАВОДНЕНИЕ

ВОДИТЕЛЬ

ВОДОЁМ

ПРОВОД

ВОДОВОРОТ

ПОДВОДИЛ

Кто у кого? У лягушки - … У кошки – … У свиньи - … У медведя - … У курицы - … У совы - … У лошади - … У коровы - … У волка - ... У лисы - … У гуся - …  У лося - … У овцы - … У ежа - … У зайца - … У галки - … У утки - …

Кто у кого?

У лягушки - …

У кошки – …

У свиньи - …

У медведя - …

У курицы - …

У совы - …

У лошади - …

У коровы - …

У волка - ...

У лисы - …

У гуся - …

У лося - …

У овцы - …

У ежа - …

У зайца - …

У галки - …

У утки - …

ФИЗМИНУТКА.

ФИЗМИНУТКА.

Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Вставьте нужные по смыслу слова. Запишите. Взаимопроверка. У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________. Слова для справок:  часовщик, час, часовая, часики.

Вставьте нужные по смыслу слова. Запишите. Взаимопроверка.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.

У меня встали часики .  Ещё  час  назад ходили. А сейчас  часовая  стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер часовщик. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.

У меня встали часики . Ещё час назад ходили. А сейчас часовая стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер

Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.

МИНИ-ТЕСТ. ЧТО ТАКОЕ КОРЕНЬ?

МИНИ-ТЕСТ.

ЧТО ТАКОЕ КОРЕНЬ?

  • Общая часть предложения.
  • Общая часть всех слов.
  • Общая часть однокоренных слов.
Какие слова называются однокоренными?

Какие слова называются однокоренными?

  • Слова близкие по смыслу.
  • Слова близкие по смыслу, с одинаковым корнем.
  • Слова одинаковые по написанию.
Подберите однокоренные слова к слову « ДОМ»

Подберите однокоренные слова к слову « ДОМ»

  • Хата, изба, теремок.
  • Дача, дворец, храм.
  • Домовой, домик, домище.
В какой строчке нет «лишнего» слова. Лес, лесной, лесник. Теплица, тепло, жаркий, теплый. Камень, каменистый. затвердел, окаменел.

В какой строчке нет «лишнего» слова.

  • Лес, лесной, лесник.
  • Теплица, тепло, жаркий, теплый.
  • Камень, каменистый. затвердел, окаменел.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. 1 ) 3

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

1 ) 3

ИТОГОВЫЙ ВОПРОС. Что вы узнали  о корне слова?

ИТОГОВЫЙ ВОПРОС.

Что вы узнали

о корне слова?

Закончи предложение.

Закончи предложение.

  • Корень это …
  • Чтобы найти корень, надо …
  • Однокоренными называют слова …
МЫ УЗНАЛИ, ЧТО…

МЫ УЗНАЛИ, ЧТО…

  • Корень это главная значимая часть слова.
  • Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова.
  • Однокоренными называют слова с одинаковым корнем и общим лексическим значением.
Дополни одну из фраз…  Я понял…  Мне было интересно…  Мне было трудно…

Дополни одну из фраз…

Я понял… Мне было интересно… Мне было трудно…

Урок наш окончен, И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам. За то, что упорно, Усердно трудились. И знания ваши Нам всем пригодились.

Урок наш окончен,

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам.

За то, что упорно,

Усердно трудились.

И знания ваши

Нам всем пригодились.

Молодцы! БЛАГОДАРЮ  ЗА РАБОТУ. - Смайликом нарисуйте своё настроение на полях тетради.

Молодцы!

БЛАГОДАРЮ

ЗА РАБОТУ.

- Смайликом нарисуйте своё настроение на полях тетради.

ЗАГАДКА Корень находится в цене. В  очерке  найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке  все  встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале.

ЗАГАДКА

Корень находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

5 ОЦЕНКА

5

ОЦЕНКА

Стр.93 упр.12 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Стр.93 упр.12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Спасибо за работу!

Спасибо

за работу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *