§ 3. Средства и способы связи предложений в тексте Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи.
К морфологическим средствам связи относятся:
К синтаксическим средствам связи предложений относятся:
Помимо отмеченных, в тексте также могут использоваться семантические и ассоциативные связи частей: Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (А. П. Чехов) Внимание! 1. Указанные средства связи не являются обязательными для всех текстов. Их использование зависит от содержания темы текста, особенностей авторского стиля, формы повествования и т. п. Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов (способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного. Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т. п.). Упр. 4 Прочитайте текст. Какие средства связи предложений (лексические, морфологические и синтаксические) используются в данном тексте? На дюнах Я живу в маленьком доме на дюнах. Упр. 5 Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений. I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба. 5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы. Упр. 6 Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте, выбрав из справочного материала. Обоснуйте свой выбор. В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (…) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (…) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (…) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. (По В. Д. Янченко) Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно. Упр. 7 Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом. 1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко) Справочный материал: личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово. 2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко) Справочный материал: слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор слова. Упр. 8 Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Приведите доказательства. 1) Среди первых минералов, открытых человеком, было золото. Оно очень быстро стало символом могущества: чем больше этого металла было в сокровищнице вождя или владыки, тем выше был их авторитет. Золото не только окружало монархов в этом мире, но и сопровождало в мир иной. Достаточно вспомнить гробницу Тутанхамона, в которой было найдено множество прекрасных золотых изделий. Но больше всего поражал сам саркофаг, изготовленный из единого блока золота весом 110 кг. |
www.sinykova.ru
Синтаксис
7 Модули — выучить наизусть и рассказать. + практическое задание = оценка, в совокупности оценка на экзамен.
2 домашние контрольные работы + сказуемое
Предмет синтаксиса. Единицы синтаксиса.
Термин «синтаксис» употребляется в двух случаях:
синтаксический строй языка
раздел грамматики, изучающий строение и значение синтаксических единиц.
Синтаксические единицы — это конструкции, в которых элементы объединяются синтаксическими связями и отношениями.
К единицам синтаксиса относятся:
Словоформы как материал для построения словосочетаний
Словосочетания
Простое предложение
Сложное предложение
Сложное синтаксическое целое (два или несколько предложений, объединенных одной микротемой)
Синтаксические связи и отношения.
Синтаксическая связь:
сочинительная — объединение синтаксически равноправных компонентов (однородные члены предложения и части СПП)
подчинительная — объединение синтаксически неравноправных компонентов, один из которых является главным, а другой зависимым (части СПП, словоформы в составе словосочетания)
координация — особый вид связи между подлежащим и сказуемым в том случае, если словоформы, их выражающие, взаимно обусловлены (День прошел, ночь прошла)
Синтаксические отношения — отражают отношения между предметами и явлениями действительности.
Предикативные — характерны для грамматической основы предложения.
Непредикативные
— сочинительные (соединительные, противительные, разделительные…)
— подчинительные (обстоятельственные, атрибутивные, объектные…)
Например: Строительство нового дома закончилось вовремя, и сейчас довольные новоселы благоустраивают свои квартиры
Предикативные:
строительство закончилось (реальная модальность, прошедшее время и единственное число), новоселы благоустраивают (реальная, настоящее время и множественное число)
Непредикативные — строительство дома, благоустраивают квартиры (подчинительные, объектные), новый дом, довольные новоселы, свои квартиры (подчинительные, атрибутивные), закончилось вовремя (обстоятельственные), строительство закончилось, и обустраивают (сочинительные)
Средства синтаксической связи и построение синтаксических единиц.
Словоформы — обслуживают смысловую сторону синтаксических построений.
Союзы — связывают синтаксические единицы, выражают грамматическое значение.
Частицы и их сочетания — образуют нечленимые предложения, могут являться средством связи синтаксических единиц.
Пр.: частицы не включаются в состав членов предложения если оформляют грамматическое значение всего предложения. Неужели ты сможешь сделать это?! (служит для выражения вопроса). В остальных случаях частица входит в состав членов предложения: Они были только однофамильцы. |
Типизированные лексические средства языка:
Вопросительные местоимения — средства оформления вопросительных предложений. Кто пришел?
Относительные местоимения — средства связи в СПП
Безличные глаголы — структурный центр безличных односоставных предложений.
Порядок компонентов синтаксических единиц:
прямой фиксированный Одинокий парус белеет в тумане голубого моря
инверсированный Белеет парус одинокий в тумане моря голубом
Интонация — один из показателей завершенности предложения в устной речи, оформляет типы предложений по цели высказывания, придает им эмоциональную окраску
studfile.net
Средства связи предложений в тексте
Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.
Лексические средства связи:
Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признакталантливости. (В.Белов)
Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Антонимы. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Грамматические средства связи:
Личные местоимения. 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. НоРостов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
Частицы
Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
Единство видовременных форм глаголов — использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
studfile.net
Средства связи предложений в тексте Лексические средства связи 1. Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. 2. Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости. 3. Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. 4. Антонимы. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше. 5. Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. Грамматические средства связи 1. Личные местоимения. 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать. 2. Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти». 3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал. 4. Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» 5. Частицы. 6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. 7. Единство видовременных форм глаголов — использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени. 8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь. 9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами: 1. Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже 2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли 3. Противительные: а, но, да (=но), однако, зато 4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а 5. Пояснительные: то есть, а именно 6. Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём 7. В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно. Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
Поиск по сайту: |
poisk-ru.ru
Лексические средства | |
Слова одной тематической группы | Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели. |
Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов | Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными. |
Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения) | Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С.Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи. |
Антонимы (в том числе контекстуальные) | Недруг поддакивает. Друг спорит. |
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п. | Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи. |
морфологические средства связи | |
Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений | За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно. |
Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений | Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения. |
Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям | Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно. |
Единство временных форм глаголов-сказуемых | Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды. |
Использование степеней сравнения прилагательных и наречий | Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было. |
синтаксические средства связи | |
Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений | Юность — время надежд. Зрелость — пора свершений. (Предложения построены по одной и той же схеме) |
Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения | Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. |
Использование неполных предложений | — Знаете, о чем мы спорили? — О литературе, музыке, живописи. |
Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов | Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать. Можно ли забыть землю, на которой ты вырос? |
Использование прямого и обратного порядка слов | Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя. |
studfile.net