Личное местоимение является в предложении – Определительное местоимение — что это? Каким членом предложения оно обычно является? Примеры предложений, фразеологизмов и пословиц с определительными местоимениями

Синтаксическая роль местоимений в предложении

Синтаксическая роль место­име­ний в пред­ло­же­нии зави­сит от того, сло­во какой части речи оно заме­ня­ет, какой член пред­ло­же­ния пояс­ня­ет, на какой вопрос отве­ча­ет. Местоимение может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния: под­ле­жа­щим, частью имен­но­го ска­зу­е­мо­го, допол­не­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем, обсто­я­тель­ством.

Особенностью место­име­ния, как само­сто­я­тель­ной части речи, явля­ет­ся то, что оно выпол­ня­ет две функ­ции:

  1. ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, кон­крет­но их не назы­вая;
  2. заме­ня­ет сло­ва раз­ных частей речи.

Подытожим: место­име­ния в рус­ском язы­ке — это слова-указатели и слова-заменители.

Исходя из этой спо­соб­но­сти место­име­ний (я, ты, некто, кто-либо) заме­нять суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные (свой, некий, кото­рый, любой, чей) и чис­ли­тель­ные (столь­ко, несколь­ко, столько-то, сколь­ко), место­име­ния в пред­ло­же­нии чаще все­го высту­па­ют в роли под­ле­жа­ще­го, опре­де­ле­ния, допол­не­ния. Реже место­име­ния выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль имен­ной части ска­зу­е­мо­го и обсто­я­тель­ства.

Синтаксическая роль местоимений

Синтаксическая роль местоимений

Рассмотрим подроб­но, какую син­так­си­че­скую роль выпол­ня­ют место­име­ния в пред­ло­же­нии.

Подлежащее — местоимение

Личные место­име­ния явля­ют­ся под­ле­жа­щим в пред­ло­же­нии чаще все­го, но и место­име­ния дру­гих раз­ря­дов могут высту­пать в роли это­го глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния. В таком слу­чае место­име­ние име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла и отве­ча­ет на вопро­сы:

Кто? Что?

В роли под­ле­жа­ще­го может исполь­зо­вать­ся син­так­си­че­ски неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние местоимения-числительного с суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Примеры

Сохранилось лишь несколь­ко писем дедуш­ки с фрон­та.

Что-то силь­но вол­но­ва­ло сест­ру.

Ничто не мог­ло повли­ять на его мне­ние.

Сколько минут оста­лось до нача­ла спек­так­ля?

Сказуемое — местоимение

Местоимение может быть частью состав­но­го имен­но­го ска­зу­е­мо­го как с глаголом-связкой, выра­жен­ной сло­ва­ми «был», «будет», «стал», «может» и пр., так и с нуле­вой связ­кой. В роли ска­зу­е­мо­го место­име­ние упо­треб­ля­ет­ся, если пояс­ня­ет под­ле­жа­щее, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным или сло­вом дру­гой части речи, заме­ня­ю­щим суще­стви­тель­ное.

Примеры

Сейчас ты кто?

Этот дом с веран­дой ско­ро будет ваш?

Нужно знать, како­вы глав­ные тре­бо­ва­ния к оформ­ле­нию пре­зен­та­ции.

Кем он ста­нет в буду­щем?

Местоимение в роли согласованного и несогласованное определения

Местоимение в син­так­си­че­ской роли опре­де­ле­ния толь­ко ука­зы­ва­ет на при­знак или при­над­леж­ность пред­ме­та, кон­крет­но его не обо­зна­чая, и отве­ча­ет на вопро­сы:

Какой? Чей?

Местоимения могут быть согла­со­ван­ны­ми и несо­гла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Местоимения-прилагательные согла­су­ют­ся в роде, чис­ле и паде­же, поэто­му явля­ют­ся согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми. Притяжательные место­име­ния

«его», «её», «их» име­ют фор­му роди­тель­но­го паде­жа и пояс­ня­ют под­ле­жа­щее или допол­не­ние в фор­ме име­ни­тель­но­го или вини­тель­но­го паде­жа. Эти место­име­ния явля­ют­ся несо­гла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Примеры

Даром ничьих услуг при­ни­мать не желаю.

Никакие ново­сти меня не вол­ну­ют.

Чье имя сей­час про­зву­ча­ло?

 Её пер­чат­ки были голу­бо­го цве­та.

Местоимение в роли дополнения

Если место­име­ни­ем управ­ля­ет ска­зу­е­мое и от него к место­име­нию зада­ют­ся вопро­сы кос­вен­ных паде­жей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?), тогда в пред­ло­же­нии оно явля­ет­ся допол­не­ни­ем.

Примеры

С кем пове­дешь­ся, от того и набе­решь­ся.

Других не суди, на себя погля­ди.

Как ты к людям, так и они к тебе.

Когда хочешь себе добра, то нико­му не делай зла.

Местоимение в роли обстоятельства

В роли обсто­я­тель­ства чаще все­го высту­па­ют как место­име­ния в пред­лож­ной фор­ме, так и син­так­си­че­ски неде­ли­мые сло­во­со­че­та­ния местоимений-числительных с суще­стви­тель­ны­ми.

Примеры

Сколько вре­ме­ни сто­ит это памят­ник на пло­ща­ди?

Будем рабо­тать не покла­дая рук весь день.

Столько лет она про­жи­ла в этом город­ке!

В этой тури­сти­че­ской поезд­ке мы побы­ва­ли в несколь­ких горо­дах.

Таблица

Синтаксическая рольПримерыВопрос
ПодлежащееЯ писал сооб­ще­ние на ходу.(кто?) я писал.
СказуемоеЭти пер­чат­ки были вовсе не мои.пер­чат­ки (како­вы?) были не мои.
ОпределениеДевушке шла любая шляп­ка.шляп­ка (какая?) любая.
ДополнениеНе рой яму дру­го­му, сам в нее попа­дешь.не рой (кому?) дру­го­му.
ОбстоятельствоМежду нами села наша зна­ко­мая.села (где?) меж­ду нами.

Видеоурок

Тест

Соотнесите место­име­ние с его син­так­си­че­ской функ­ци­ей в пред­ло­же­нии:

  1. под­ле­жа­щее
  2. часть ска­зу­е­мо­го
  3. опре­де­ле­ние
  4. допол­не­ние
  5. обсто­я­тель­ство

Вариант 1

А. Мы можем при­нять его при­гла­ше­ние.

Б. Что вы люби­те в кни­гах?

В. Я писал у себя в каби­не­те резю­ме.

Г. Сколько дней еще будет нена­стье?

Д. Столько невзгод выпа­ло на долю этой хруп­кой жен­щи­ны!

Вариант 2

А. Нам гово­рить боль­ше не о чем.

Б. Если эта кни­га не твоя, то не пиши на её полях.

В. Метель буше­ва­ла несколь­ко дней.

Г. Гость веж­ли­во поздо­ро­вал­ся с хозя­и­ном дома и покло­нил­ся его сест­ре.

Д. Ему каза­лось все здесь необык­но­вен­ным и чудес­ным.

Вариант 3

А. Смело верь тому, что ско­ро наста­нет.

Б. Несколько раз позво­ни­ли в квар­ти­ру.

В. Эхо чьих-то тороп­ли­вых шагов нес­лось по ноч­ной ули­це.

Г. Таковы были его без­ра­дост­ные мыс­ли.

Д. Портрет незна­ком­ки взвол­но­вал меня.

Скачать ста­тью: PDF

russkiiyazyk.ru

Относительные местоимения в русском языке

Относительные место­име­ния «кто», «что», «какой», «каков», «кото­рый», «чей», «сколь­ко» ука­зы­ва­ют на пред­мет, при­знак или коли­че­ство.

Что такое относительные местоимения?

Местоимение как само­сто­я­тель­ная часть речи объ­еди­ня­ет сло­ва, кото­рые по сво­им зна­че­ни­ям и син­так­си­че­ским свой­ствам делят­ся на семан­ти­че­ские раз­ря­ды.

Речь пой­дет об раз­ря­де отно­си­тель­ных место­име­ний, кото­рые внешне сов­па­да­ют с вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми, но в отли­чие от них не име­ют при­зна­ка вопро­си­тель­но­сти, а явля­ют­ся син­так­си­че­ским сред­ством свя­зи в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии — союз­ны­ми сло­ва­ми.

Относительные местоимения

Относительные местоимения

Сравним:

Кто сту­чит на дере­ве, как бара­бан­щик? (вопро­си­тель­ное место­име­ние)

Дети зна­ют, кто сту­чит на дере­ве, как бара­бан­щик (отно­си­тель­ное место­име­ние).

Разряд отно­си­тель­ных место­име­ний состав­ля­ют сле­ду­ю­щие сло­ва:

  • кто
  • что
  • какой
  • каков
  • кото­рый
  • чей
  • сколь­ко (сколь)

Относительные место­име­ния «кто», «что» ука­зы­ва­ют на пред­мет, «какой», кото­рый», «каков», «чей» — на при­знак, «сколь­ко» — на коли­че­ство пред­ме­тов. С этой точ­ки зре­ния их мож­но раз­де­лить на груп­пы:

  • отно­си­тель­ные местоимения-существительные — кто, что;
  • отно­си­тель­ные местоимения-прилагательные — какой, каков, кото­рый, чей;
  • отно­си­тель­ное местоимение-числительное — сколь­ко (сколь)

Морфологические признаки относительных местоимений

Относительные место­име­ния име­ют те же мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки, что и вопро­си­тель­ные место­име­ния.

  Единственное чис­лоМножественное чис­ло
Муж. родСр. родЖен. род
И. п.кто

что

чей
какой
кото­рый
каков
чьё
какое
кото­рое
како­во
чья
какая
кото­рая
како­ва
чьи
какие
кото­рые
како­вы
сколь­ко
Р. п.кого

чего

чье­го
како­го
кото­ро­го
чьей
какой
кото­рой
чьих
каких
кото­рых
сколь­ких
Д. п.кому

чему

чье­му
како­му
кото­ро­му
чьей
какой
кото­рой
чьим
каким
кото­рым
сколь­ким
В. п.кого

что

чей (чье­го)
какой (како­го)
кото­рый (кото­ро­го)
чьё
какое
кото­рое
чью
какую
кото­рою
чьи (чьих)
какие (каких)
кото­рые (кото­рых)
сколь­ко
(сколь­ких)
Т. п.кем

чем

чьим
каким
кото­рым
чьей
какой
кото­рой
чьи­ми
каки­ми
кото­ры­ми
сколь­ки­ми
П. п.о ком

о чём

о чьём
о каком
о кото­ром
о чьей
о какой
о кото­рой
о чьих
о каких
о кото­рых
о сколь­ких

Местоимение-существительное «кто» обо­зна­ча­ет оду­шев­лен­ный пред­мет, а место­име­ние «что» — неоду­шев­лен­ный.

Слова «кто» и «что» не име­ют рода и чис­ла, хотя в пред­ло­же­нии место­име­ние «кто» в роли под­ле­жа­ще­го соче­та­ет­ся с гла­го­лом про­шед­ше­го вре­ме­ни в фор­ме муж­ско­го рода, даже если обо­зна­ча­ет лицо жен­ско­го пола, а место­име­ние «что», име­ю­щее грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию неоду­шев­лен­но­сти, тра­ди­ци­он­но соче­та­ет­ся с гла­го­лом сред­не­го рода.

Мы не пом­ним, кто из сотруд­ниц ездил на эту выстав­ку.

Они не поня­ли, что там упа­ло за сте­ной.

Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам:

  • и. п. кто, что
  • р. п. не обой­тись без кого, чего
  • д. п. отдам кому, чему
  • в. п. возь­мем с собой кого, что
  • т. п. поста­вишь меж­ду кем, чем
  • п. п. сомне­вать­ся в ком, в чём

Относительные местоимения-прилагательные «какой», «кото­рый», «чей» изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, кро­ме место­име­ния «каков», кото­рое не скло­ня­ет­ся.

Понаблюдаем за изме­не­ни­ем по родам, чис­лам и паде­жам место­име­ния «кото­рый»

  • и. п. какой, какая, какое, какие
  • р. п. како­го, какой, како­го, каких
  • д. п. како­му, какой, како­му, каким
  • в. п. какой (како­го), какая (какой), какой (како­го), какие (каких)
  • т. п. каким, какой, каким, каки­ми
  • п. п. о каком, о какой, о каком, о каких

Относительное место­име­ние «сколь­ко» не изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам, а толь­ко скло­ня­ет­ся, сохра­няя уда­ре­ние на осно­ве:

  • и. п. ско́лько
  • р. п. ско́льких
  • д. п. ско́льким
  • в. п. ско́лько (сколь­ких)
  • т. п. ско́лькими
  • п. п. о ско́льких

Каким членом предложения могут быть относительные местоимения?

Синтаксическая роль место­име­ний это­го семан­ти­че­ско­го раз­ря­да, высту­па­ю­щих в роли союз­ных слов в слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях, доволь­но обшир­на. Относительные место­име­ния могут быть любым чле­ном при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния:

  • под­ле­жа­щим
  • имен­ной частью ска­зу­е­мо­го
  • допол­не­ни­ем
  • опре­де­ле­ни­ем
  • обсто­я­тель­ством.

Слова «кто» и «что» в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа исполь­зу­ют­ся в роли под­ле­жа­ще­го, в фор­ме кос­вен­ных паде­жей — допол­не­ния.

Мне не ска­за­ли, кто зво­нил.

Ему непо­нят­но, что  сле­ду­ет пред­при­нять в этой ситу­а­ции.

Мы встре­тим­ся с теми, кого хоро­шо зна­ем.

Я не уве­рен, о чем нуж­но рас­ска­зать в первую оче­редь.

Местоимения-прилагательные явля­ют­ся опре­де­ле­ни­я­ми и имен­ной частью ска­зу­е­мо­го.

Библиотекарь отме­тил в спис­ке, какие кни­ги нуж­да­ют­ся в услу­гах пере­плет­чи­ка.

Я все тот же, каким был в юно­сти.

Каков чело­век, тако­вы у него и поступ­ки.

Местоимение-числительное «сколь­ко» в соче­та­нии с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла выпол­ня­ет роль под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обсто­я­тель­ства.

Трудно понять, сколько лет этой жен­щине.

Все зна­ют, сколь­ко бед­ствий зве­рям и пти­цам при­но­сит выруб­ка леса.

По его хму­ро­му лицу невоз­мож­но было понять, сколь­ко часов ещё нуж­но идти до охот­ни­чьей сто­ян­ки.

Видеоурок-презентация (6 класс)

Скачать ста­тью: PDF

russkiiyazyk.ru

«Роль местоимений в предложении» (4 класс)

Русский язык. 4 класс.

Тема: Роль местоимений в предложении.

Цель: Обобщить  и  систематизировать  знания  учащихся о личных  местоимениях; уточнить знания о синтаксической роли местоимений в предложении; формировать навыки выполнения грамматических разборов, развивать орфографическую зоркость, воспитывать уважение друг к другу.

1.Организационный момент

— Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на  уроке.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

— Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

— Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

— Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

3. Минутка чистописания. Словарная работа.

Так заведено,

Разомкнешь ресницы,

И к тебе  идет оно

Розовой жар-птицей…

А стемнеет – он придет,

Тоненький,

Смущенный,

Он на цыпочках войдет

Долькою  лимонной.

Срок прошел – плывет она

В пелене  тумана.

Круглолица  и грустна,

Будто Несмеяна.  (Е. Кай)

(Солнце,  месяц,   луна)

— С каких букв начинаются эти слова? Какая из них лишняя? Пропишите их.

Сс Мм Лл

 — Написание, какого слова проверять не надо? Какое слово мы можем проверить? Подберите к нему 2 однокоренных  слова и разберите их по составу. Написание, какого слова надо запомнить? Запишите название зимних месяцев с непроверяемыми написаниями, выполните их транскрипцию. Прочитайте и запишите народную примету. Подчеркните имена прилагательные, определите их число, род, падеж.

Утром небо красное  –   декабрю быть ясному.

Какие знания мы повторили на этом этапе урока.

4. Постановка темы урока.

— Прослушайте стихотворение – загадку еще раз и скажите, какие слова помогли вам угадать, о чем идет речь? (оно, он, она) К какой части речи они относятся? Что вы можете рассказать о личных местоимениях?

—  Сегодня мы продолжим работу над личными местоимениями и уточним, какую синтаксическую роль в предложении они играют.

5. Работа над темой урока.

*Работа в парах. (по одной паре у доски)

— Исправьте  речевые  недочеты, используя  личные местоимения.

 Сделайте  вывод:  Для чего  нужны  в речи  личные  местоимения.

1ряд. Задание:  замените  повторяющиеся  слова местоимениями.

В воздухе  кружился  желтый  лист.  Лист  медленно  летел  к земле. (Он).

2 ряд. Задание:  Замените  повторяющиеся  слова местоимениями.

Ребята  отправляются  в поход   по родному  краю.  Ребята  соберут  много  интересных  материалов (Они)

Откройте стр. 106 в учебнике, прочитайте правило. Что вы узнали из него нового? Подтверждение каким своим выводам нашли?

*Письмо с комментированием у доски ,стр. 106 упр.283 первое четверостишие.

*Шуточные вопросы.

1) В каком   местоимении  2  звука, но одна буква?

2) Какие  два  личных   местоимения  мешают  движению  по дорогам?   (ямы)

3) Сколько   личных  местоимений  в слове  семья?   (семь  я)

4) Первый  слог — личное местоимение, второй — звук, который  издает    лягушка. вместе  овощ (тыква)

5)Когда  руки  бывают  местоимениями?  (Когда они вы мы  ты)

6.Проверка усвоения знаний.

 ТЕСТ

1.      Обведи кружочком правильный ответ:

А) местоимение обозначает предмет;

Б) местоимение указывает на предмет;

В) местоимение называет предмет.

 2. Личные местоимения пишутся с предлогами:

   А) раздельно;

   Б) слитно.

 3. Личные местоимения изменяются по родам:

   А) в 1 лице;

   Б) во 2 лице;

   В) в   3 лице.

 4.  К личным местоимениям после предлога прибавляется буква   н

   А) в 1 лице;

   Б) во 2 лице;

   В) в   3 лице.

 5.В предложении местоимение является

   А) сказуемым, обстоятельством4

   Б) подлежащим и определением;

   В) подлежащим и дополнением.

 6. Прочитай предложения. Вставь пропущенные местоимения.

      Отпустил   . .    рыбку золотую и сказал   . .     ласковое слово.

     На    . . . .  старуха лишь взглянула, и с очей прогнать   . . .   велела.

7. Итог урока.

Какая цель стояла у нас на уроке? Достигли ли мы ее? Какие знания попутно применили?

8. Домашнее задание.

Стр. 107 упражнение 284

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о