Синтаксическая роль местоимений в предложении
Синтаксическая роль местоимений в предложении зависит от того, слово какой части речи оно заменяет, какой член предложения поясняет, на какой вопрос отвечает. Местоимение может быть любым членом предложения: подлежащим, частью именного сказуемого, дополнением, определением, обстоятельством.
Особенностью местоимения, как самостоятельной части речи, является то, что оно выполняет две функции:
- указывает на предмет, признак или количество, конкретно их не называя;
- заменяет слова разных частей речи.
Подытожим: местоимения в русском языке — это слова-указатели и слова-заменители.
Исходя из этой способности местоимений (я, ты, некто, кто-либо) заменять существительные, прилагательные (свой, некий, который, любой, чей) и числительные (столько, несколько, столько-то, сколько), местоимения в предложении чаще всего выступают в роли подлежащего, определения, дополнения. Реже местоимения выполняют синтаксическую роль именной части сказуемого и обстоятельства.
Рассмотрим подробно, какую синтаксическую роль выполняют местоимения в предложении.
Подлежащее — местоимение
Личные местоимения являются подлежащим в предложении чаще всего, но и местоимения других разрядов могут выступать в роли этого главного члена предложения. В таком случае местоимение имеет форму именительного падежа единственного или множественного числа и отвечает на вопросы:
Кто? Что?
В роли подлежащего может использоваться синтаксически неделимое словосочетание местоимения-числительного с существительным в форме родительного падежа единственного или множественного числа.
Примеры
Сохранилось лишь несколько писем дедушки с фронта.
Что-то сильно волновало сестру.
Ничто не могло повлиять на его мнение.
Сколько минут осталось до начала спектакля?
Сказуемое — местоимение
Местоимение может быть частью составного именного сказуемого как с глаголом-связкой, выраженной словами «был», «будет», «стал», «может» и пр., так и с нулевой связкой. В роли сказуемого местоимение употребляется, если поясняет подлежащее, выраженное существительным или словом другой части речи, заменяющим существительное.
Примеры
Сейчас ты кто?
Этот дом с верандой скоро будет ваш?
Нужно знать, каковы главные требования к оформлению презентации.
Кем он станет в будущем?
Местоимение в роли согласованного и несогласованное определения
Местоимение в синтаксической роли определения только указывает на признак или принадлежность предмета, конкретно его не обозначая, и отвечает на вопросы:
Какой? Чей?
Местоимения могут быть согласованными и несогласованными определениями.
Местоимения-прилагательные согласуются в роде, числе и падеже, поэтому являются согласованными определениями. Притяжательные местоимения «его», «её», «их» имеют форму родительного падежа и поясняют подлежащее или дополнение в форме именительного или винительного падежа. Эти местоимения являются несогласованными определениями.
Примеры
Даром ничьих услуг принимать не желаю.
Никакие новости меня не волнуют.
Чье имя сейчас прозвучало?
Её перчатки были голубого цвета.
Местоимение в роли дополнения
Если местоимением управляет сказуемое и от него к местоимению задаются вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?), тогда в предложении оно является дополнением.
Примеры
С кем поведешься, от того и наберешься.
Других не суди, на себя погляди.
Как ты к людям, так и они к тебе.
Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
Местоимение в роли обстоятельства
В роли обстоятельства чаще всего выступают как местоимения в предложной форме, так и синтаксически неделимые словосочетания местоимений-числительных с существительными.
Примеры
Сколько времени стоит это памятник на площади?
Будем работать не покладая рук весь день.
Столько лет она прожила в этом городке!
В этой туристической поездке мы побывали в нескольких городах.
Таблица
Синтаксическая роль | Примеры | Вопрос |
---|---|---|
Подлежащее | Я писал сообщение на ходу. | (кто?) я писал. |
Сказуемое | Эти перчатки были вовсе не мои. | перчатки (каковы?) были не мои. |
Определение | Девушке шла любая шляпка. | шляпка (какая?) любая. |
Дополнение | Не рой яму другому, сам в нее попадешь. | не рой (кому?) другому. |
Обстоятельство | Между нами села наша знакомая. | села (где?) между нами. |
Видеоурок
Тест
Соотнесите местоимение с его синтаксической функцией в предложении:
- подлежащее
- часть сказуемого
- определение
- дополнение
- обстоятельство
Вариант 1
А. Мы можем принять его приглашение.
Б. Что вы любите в книгах?
В. Я писал у себя в кабинете резюме.
Г. Сколько дней еще будет ненастье?
Д. Столько невзгод выпало на долю этой хрупкой женщины!
Вариант 2
А. Нам говорить больше не о чем.
Б. Если эта книга не твоя, то не пиши на её полях.
В. Метель бушевала несколько дней.
Г. Гость вежливо поздоровался с хозяином дома и поклонился его сестре.
Вариант 3
А. Смело верь тому, что скоро настанет.
Б. Несколько раз позвонили в квартиру.
В. Эхо чьих-то торопливых шагов неслось по ночной улице.
Г. Таковы были его безрадостные мысли.
Д. Портрет незнакомки взволновал меня.
Скачать статью: PDFrusskiiyazyk.ru
Относительные местоимения в русском языке
Относительные местоимения «кто», «что», «какой», «каков», «который», «чей», «сколько» указывают на предмет, признак или количество.
Что такое относительные местоимения?
Местоимение как самостоятельная часть речи объединяет слова, которые по своим значениям и синтаксическим свойствам делятся на семантические разряды.
Речь пойдет об разряде относительных местоимений, которые внешне совпадают с вопросительными местоимениями, но в отличие от них не имеют признака вопросительности, а являются синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении — союзными словами.
Сравним:
Кто стучит на дереве, как барабанщик? (вопросительное местоимение)
Дети знают, кто стучит на дереве, как барабанщик (относительное местоимение).
Разряд относительных местоимений составляют следующие слова:
- кто
- что
- какой
- каков
- который
- чей
- сколько (сколь)
Относительные местоимения «кто», «что» указывают на предмет, «какой», который», «каков», «чей» — на признак, «сколько» — на количество предметов. С этой точки зрения их можно разделить на группы:
- относительные местоимения-существительные — кто, что;
- относительные местоимения-прилагательные — какой, каков, который, чей;
- относительное местоимение-числительное — сколько (сколь)
Морфологические признаки относительных местоимений
Относительные местоимения имеют те же морфологические признаки, что и вопросительные местоимения.
Единственное число | Множественное число | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Муж. род | Ср. род | Жен. род | ||||
И. п. | кто что | чей какой который каков | чьё какое которое каково | чья какая которая какова | чьи какие которые каковы | сколько |
Р. п. | кого чего | чьего какого которого | чьей какой которой | чьих каких которых | скольких | |
Д. п. | кому чему | чьему какому которому | чьей какой которой | чьим каким которым | скольким | |
В. п. | кого что | чей (чьего) какой (какого) который (которого) | чьё какое которое | чью какую которою | чьи (чьих) какие (каких) которые (которых) | сколько (скольких) |
Т. п. | кем чем | чьим каким которым | чьей какой которой | чьими какими которыми | сколькими | |
П. п. | о ком о чём | о чьём о каком о котором | о чьей о какой о которой | о чьих о каких о которых | о скольких |
Местоимение-существительное «кто» обозначает одушевленный предмет, а местоимение «что» — неодушевленный.
Слова «кто» и «что» не имеют рода и числа, хотя в предложении местоимение «кто» в роли подлежащего сочетается с глаголом прошедшего времени в форме мужского рода, даже если обозначает лицо женского пола, а местоимение «что», имеющее грамматическую категорию неодушевленности, традиционно сочетается с глаголом среднего рода.
Мы не помним, кто из сотрудниц ездил на эту выставку.
Они не поняли, что там упало за стеной.
Эти местоимения изменяются по падежам:
- и. п. кто, что
- р. п. не обойтись без кого, чего
- д. п. отдам кому, чему
- в. п. возьмем с собой кого, что
- т. п. поставишь между кем, чем
- п. п. сомневаться в ком, в чём
Относительные местоимения-прилагательные «какой», «который», «чей» изменяются по родам, числам и падежам, кроме местоимения «каков», которое не склоняется.
Понаблюдаем за изменением по родам, числам и падежам местоимения «который»
- и. п. какой, какая, какое, какие
- р. п. какого, какой, какого, каких
- д. п. какому, какой, какому, каким
- в. п. какой (какого), какая (какой), какой (какого), какие (каких)
- т. п. каким, какой, каким, какими
- п. п. о каком, о какой, о каком, о каких
Относительное местоимение «сколько» не изменяется по родам и числам, а только склоняется, сохраняя ударение на основе:
- и. п. ско́лько
- р. п. ско́льких
- д. п. ско́льким
- в. п. ско́лько (скольких)
- т. п. ско́лькими
- п. п. о ско́льких
Каким членом предложения могут быть относительные местоимения?
Синтаксическая роль местоимений этого семантического разряда, выступающих в роли союзных слов в сложноподчиненных предложениях, довольно обширна. Относительные местоимения могут быть любым членом придаточного предложения:
- подлежащим
- именной частью сказуемого
- дополнением
- определением
- обстоятельством.
Слова «кто» и «что» в форме именительного падежа используются в роли подлежащего, в форме косвенных падежей — дополнения.
Мне не сказали, кто звонил.
Ему непонятно, что следует предпринять в этой ситуации.
Мы встретимся с теми, кого хорошо знаем.
Я не уверен, о чем нужно рассказать в первую очередь.
Местоимения-прилагательные являются определениями и именной частью сказуемого.
Библиотекарь отметил в списке, какие книги нуждаются в услугах переплетчика.
Я все тот же, каким был в юности.
Каков человек, таковы у него и поступки.
Местоимение-числительное «сколько» в сочетании с существительными в форме родительного падежа множественного числа выполняет роль подлежащего, дополнения или обстоятельства.
Трудно понять, сколько лет этой женщине.
Все знают, сколько бедствий зверям и птицам приносит вырубка леса.
По его хмурому лицу невозможно было понять, сколько часов ещё нужно идти до охотничьей стоянки.
Видеоурок-презентация (6 класс)
Скачать статью: PDFrusskiiyazyk.ru
«Роль местоимений в предложении» (4 класс)
Русский язык. 4 класс.
Тема: Роль местоимений в предложении.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о личных местоимениях; уточнить знания о синтаксической роли местоимений в предложении; формировать навыки выполнения грамматических разборов, развивать орфографическую зоркость, воспитывать уважение друг к другу.
1.Организационный момент
— Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.
Учите русский годы к ряду
Вас ждет великая награда-
И та награда в нем самом!
— Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)
— Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
— Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.
3. Минутка чистописания. Словарная работа.
Так заведено,
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – он придет,
Тоненький,
Смущенный,
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна. (Е. Кай)
(Солнце, месяц, луна)
— С каких букв начинаются эти слова? Какая из них лишняя? Пропишите их.
Сс Мм Лл
— Написание, какого слова проверять не надо? Какое слово мы можем проверить? Подберите к нему 2 однокоренных слова и разберите их по составу. Написание, какого слова надо запомнить? Запишите название зимних месяцев с непроверяемыми написаниями, выполните их транскрипцию. Прочитайте и запишите народную примету. Подчеркните имена прилагательные, определите их число, род, падеж.
Утром небо красное – декабрю быть ясному.
Какие знания мы повторили на этом этапе урока.
4. Постановка темы урока.
— Прослушайте стихотворение – загадку еще раз и скажите, какие слова помогли вам угадать, о чем идет речь? (оно, он, она) К какой части речи они относятся? Что вы можете рассказать о личных местоимениях?
— Сегодня мы продолжим работу над личными местоимениями и уточним, какую синтаксическую роль в предложении они играют.
5. Работа над темой урока.
*Работа в парах. (по одной паре у доски)
— Исправьте речевые недочеты, используя личные местоимения.
1ряд. Задание: замените повторяющиеся слова местоимениями.
В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле. (Он).
2 ряд. Задание: Замените повторяющиеся слова местоимениями.
Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов (Они)
Откройте стр. 106 в учебнике, прочитайте правило. Что вы узнали из него нового? Подтверждение каким своим выводам нашли?
*Письмо с комментированием у доски ,стр. 106 упр.283 первое четверостишие.
*Шуточные вопросы.
1) В каком местоимении 2 звука, но одна буква?
2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ямы)
3) Сколько личных местоимений в слове семья? (семь я)
4) Первый слог — личное местоимение, второй — звук, который издает лягушка. вместе овощ (тыква)
5)Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы мы ты)
6.Проверка усвоения знаний.
ТЕСТ
1. Обведи кружочком правильный ответ:
А) местоимение обозначает предмет;
Б) местоимение указывает на предмет;
В) местоимение называет предмет.
2. Личные местоимения пишутся с предлогами:
А) раздельно;
Б) слитно.
3. Личные местоимения изменяются по родам:
А) в 1 лице;
Б) во 2 лице;
В) в 3 лице.
4. К личным местоимениям после предлога прибавляется буква н
А) в 1 лице;
Б) во 2 лице;
В) в 3 лице.
5.В предложении местоимение является
А) сказуемым, обстоятельством4
Б) подлежащим и определением;
В) подлежащим и дополнением.
6. Прочитай предложения. Вставь пропущенные местоимения.
Отпустил . . рыбку золотую и сказал . . ласковое слово.
7. Итог урока.
Какая цель стояла у нас на уроке? Достигли ли мы ее? Какие знания попутно применили?
8. Домашнее задание.
Стр. 107 упражнение 284
infourok.ru