Любовь к родине есенин – Любовь к Родине в творчестве Есенина

Любовь к Родине в творчестве Есенина

Тема Родины – одна из главных в лирике поэта. Перелистывая томик Есенина, убеждаешься вновь и вновь, что каждая строчка его стихов – это признание в любви родным полям, березам, перелескам. Отними у Есенина все это – и поэт погибнет, ведь Есенин живет и дышит родиной:

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Статьи по теме «Есенин»

Немногие поэты так видят, чувствуют красоту родной природы, как Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, хоть и неярки, незатейливы ее краски. Есенин сумел передать в своих стихах всю бескрайность деревенской России:

Гой, ты, Русь моя родная,
Хаты, в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Но рядом «у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживает ломку привычного уклада, называя себя «последним поэтом деревни». Поэт вдруг ощутил, что Родина, которую он знал и любил и которая была ему опорой, изменяется до неузнаваемости.

Агрессивная цивилизация уничтожает живую природу, душу России. В основе стихотворения «Сорокоуст» – незатейливая бытовая сценка. Лирический герой, едущий в поезде, видит, как за составом скачет жеребенок, пытаясь его догнать. Этот эпизод становится основой поэтического конфликта живой природы с наступающей «стальной конницей». В этом стихотворении красногривый жеребенок обречен:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну, куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Мотив неприязни к городу явственно звучит в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний»:

Город, город! Ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.

Но, пожалуй, вершина отчаяния – стихотворение «Не ругайтесь, такое дело!».

Не ругайтесь, такое дело!
Не торговец я на слова.
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова.

Кажется, все мосты сожжены: «Нет любви ни к деревне, ни к городу». Действительно, Есенин так и не стал городским жителем, даже путешествие в Европу и Америку не вызвало у него преклонения перед бездушной технической цивилизацией, наоборот, он назвал свои путевые очерки «Железный Миргород», подчеркивая их мещанское содержание. Но разрыв с родной землей обернулся для поэта и личной, и поэтической трагедией. Цикл «Москва кабацкая» и другие близкие к нему стихотворения появились как реакция на эту внутреннюю боль и страдание.

Я усталым таким еще не был
В эту серую морось и слизь.
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.

Последний период творчества Есенина является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая» – все это грустная констатация того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось раньше:

Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

Именно в эти годы Есенин пишет знаменитое «Письмо матери», которое воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но шире – как прощание с матерью-родиной:

Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Эти же мотивы явственно звучат в других строках:

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть моей тоски.

И, наконец, последнее признание в любви к Родине – цикл «Персидские мотивы». В них лирическое начало достигает своей максимальной выразительности, интимное, сугубо личное проникнуто ностальгическими нотами, и, наоборот, любовь к России согрета жаром внутреннего чувства.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне,
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Эта любовь к родной земле, к родному краю особенно дорога мне в поэзии Есенина. Она красной нитью протянулась через всю его жизнь и творчество. Я горжусь Есениным, ведь он никогда не отделял своей судьбы от судьбы родины и народа на крутом повороте истории. Он мог, как многие русские поэты, найти приют в какой-нибудь стране, и «прощай, немытая Россия», с которой еще неизвестно, что будет. Но Есенин предпочел остаться верным своему завету, словами которого я и хочу закончить свое сочинение:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Материал создан: 26.07.2016

комментарии к статье


iamruss.ru

Любовь к Родине у Есенина

В каждом человеке живет необъяснимое чувство любви к стране, в которой он родился и вырос. Это одно из сильнейших чувств, потому что ни одному человеку не дано его победить. Любовь, привязанность, дружба – все меркнет вдали от Отчизны. Я считаю, что в русский характер с колыбели заложено это огромное и светлое чувство. И хотя манит многих наших людей зарубежный «рай», все рано или поздно возвращаются, ведь тяга к русской земле, к ее просторам не исчезает никогда. Наоборот, она усиливается при расставании. Сергей Есенин… Он всегда был для меня певцом России. М. Горький назвал его чистым русским поэтом, да и сам Есенин признавался, что Родина – главное в его творчестве.

«Обратите внимание, что у меня почти совсем нет любовных мотивов, моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – говорит он. Действительно, воспевание Отчизны было основной его лирической темой. Даже интимная лирика не уводила его от этих мотивов. И в самых ранних стихах Сергея Есенина звучит неумолкаемой мелодией песня о Родине.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Грустью порой веяло от его строчек, пейзаж был часто безрадостный и унылый. Но поэт «до радости и боли» восхищался родной природой, любил ее «озерную тоску». И пусть заброшен его край, пусть он в топях да болотах. Ведь надежда никогда не оставляла поэта. Он верил в Русь. «Тебя я люблю, в тебя я верую», – обращался к ней Сергей Есенин. События, происходившие в России в то время, не могли не отразиться на творчестве поэта. Революцию поэт принял с восторгом. Тогда же появились его поэмы «Наш путь», «Преображение», «Иорданская голубица», пронизанные революционным пафосом. Сколько вопросов возникало тогда в душе поэта! И главным из них был, без сомнения, вопрос о судьбе России.

«…Русь моя, кто ты, кто?» – искал ответа Есенин.

Часто он задумывался над переменами, происходящими в стране. Ушла старая «деревянная Русь». И в 1920 году выходит цикл «Сорокоуст», который стал своего рода панихидой. После окончания Гражданской войны Сергей Есенин уезжает в Европу. В этом же году и появляется его цикл «Москва кабацкая». Поэт сравнивал буржуазную Европу с российским нэпом, где, пусть даже пронизанная чувством безысходности, любовь к Родине оставалась прежней.

Нет! таких не подмять, не рассеять.
Бесшабашность им гнилью дана.
Ты, Рассея моя… Рас… сея…
Азиатская сторона!

Спустя полтора года Есенин вернулся в Россию. Советская страна осталась для него любимой родиной, но и перемены, произошедшие во время его отсутствия, поэт не мог не заметить:

Иною кажется мне Русь,
Иными – кладбища и хаты…

В советский период творчества тема Родины затрагивается поэтом, на мой взгляд, наиболее глубоко. Появляются такие его стихотворения, как «Возвращение на Родину», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая» и другие. Здесь раскрывается новый облик России.

Отношение к своей стране Есенин выразил так:

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»!

Обращусь к другому циклу стихов Сергея Есенина, к его «Персидским мотивам». Да, цикл посвящен югу, но даже здесь в каждом стихотворении чувствуется нежная грусть по родным местам. Выражая свою симпатию к «голубой родине Фирдоуси», Хайяма, Саади, поэт сравнивал ее с необъятными просторами России и всей своей душой был с ней. Ведь именно те социальные проблемы, которые беспокоили Есенина, превалировали над его интимными мотивами. Даже любуясь Востоком, поэт вспоминает родной край:

Отчего луна так светит тускло
На сады и стены Хороссана?
Словно я хожу равниной русской
Под шуршащим пологом тумана…

Сергей Есенин – национальная гордость России. Его поэзия раскрывает нам всю широту его души, его любовь к родной земле, его патриотизм. Он верил в свою Россию «на туманном берегу», в «страну березового ситца».

Материал создан: 28.12.2016

комментарии к статье


iamruss.ru

Литературная гостиная. Любовь к Родине в поэзии Сергея Есенина.

Литературная гостиная

Любовь к Родине в поэзии Сергея Есенина

120 лет со дня рождения

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте родину мою!»

С. Есенин

(Ведущий 1, слайд 2)

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на вечере посвящённом памяти Сергея Есенина – великого русского поэта.

Имя Сергея Есенина дорого и близко нашему народу. Его лирика согрета горячей любовью к Родине. 3 октября 2015 года исполниться 120 лет со дня рождения, и вот уже скоро исполнится 90 лет, как он ушёл из жизни.

(Чтец)

Сергей Есенин! Это имя –

В лесах родной моей России,

В берёзах нежных и осинах,

В серёжках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин!

(Ведущий 2, слайд 3)

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. Места эти очень живописные.

(слайд 4)

« Я рос, — рассказывал Сергей Есенин, — в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них».

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

(Ведущий 1)

Мировосприятие Сергея Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа в его стихах зазвенела голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручьёв, шумом дождей, заиграла цветами бесчисленных радуг. Растущее под окном дерево он увидел в торжественном наряде, в благоговейной тишине.

Звучит отрывок из песни «Белая берёза под моим окном». (слайд 5 )

(Ведущий 2)

Сельская жизнь предстаёт в светлом и радостном ореоле, с ней связываются лучшие чувства и верования поэта. Деревенская изба, родные приокские просторы обретают в стихах поэта почти сказочную красоту:

(Чтец)

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети

Где-то мышь скребётся в затворённой клети…

У лесной поляны – в свяслах копны хлеба,

Ели, словно копья, уперлися в небо.

(Ведущий 1)

Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремился не просто донести свою радость от всего увиденного, но и заразить читателя этой любовью ко всему прекрасному на земле.

(слайд 6)

Теплом и светом наполнены есенинские картины русской природы. Природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения, его земных радостей и тревог. (слайд 7)

(Звучит отрывок из песни «Отговорила роща золотая»).

(Ведущий 2)

Среди мальчишек он всегда был коноводом и драчуном. Часто ездил в ночное. Писать стихи начал с 8 лет, но сознательно к творчеству стал относиться к 16 – 17 годам. Печататься стал с помощью А. Блока.

Есенин рассказывает о своей первой встрече с известным поэтом: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я первый раз видел живого поэта». Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта 1915 года. Днём у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые…». В этом можно убедиться, прослушав стихотворение «Запели тёсаные дроги».

(Чтец, слайд 8)

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка,

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

(Ведущий 1)

Моя лирика, – говорил Есенин, – жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

По мере становления таланта Есенина тема эта ширилась и крепла, принимала особое, более близкое, теплое значение, обогащалась новым содержанием, исключая некоторые традиционные для крестьянской поэзии мотивы, уходившие в прошлое вместе с самой старой, столь привычной и родной сердцу поэта деревней. От юношеских стихов, проникновенно рассказывающих о «стране березового ситца», от воспевания лугов и дубрав, «озерной тоски» есенинская мысль прошла долгий и сложный путь до тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли, о будущем, рождающемся в боли и крови.

(Ведущий 2)

В поэмах и стихотворениях С. Есенина за строками, полными радости и грусти, нам открывается истинно русский поэт, беззаветно влюбленный в отчую землю, в ее природу. Перед нами предстает самобытная и интересная личность с чертами необычного характера, драматизмом переживаний, чистотой стремлений и песенностью чувств.

«Я последний поэт деревни…» – напишет Есенин; с деревней связаны многие особенности его поэтического видения мира, психологии.

(Чтец, слайд 9)

Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады кроткий свет,

Как хорошо,

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.

(Ведущий 1)

Есенин поразительно точно чувствует русскую природу, неотделимую от крестьянского дома с двором и хлевом, от коровы, жующей солому, собаки, к которой поэт относится с особой нежностью. Помимо поэтизации русской природы и деревенской жизни в ранней лирике Есенина часто возникают и грустные, полные тоски и какой-то обреченности, болезненные нотки:

Оловом светится лужная голь…

Грустная песня, ты — русская боль.

(Ведущий 2)

Разные интонации звучат в лирике Есенина, обращенной к Руси, деревне, русской природе. Здесь и чистая грусть об ушедшей юности, и счастье возвращения на родную землю, и любовь к матери, и проникновенное чувство прощания с минувшим. О чем бы ни писал Есенин, он писал о Родине, все его личные чувства, радостные и грустные, обозначали вместе это слово — Родина.

Русь стоит как бы в самом центре художественного мира Есенина. Все, что написал Есенин о Родине, волнует и сегодняшнего читателя. Его стихи о Родине — в золотом фонде русской поэзии.

(Ведущий 1)

Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, поэт мучился от своих противоречий.

Любовь Есенина к Родине, ненависть к войне, несущей горе и страдания людям, тяготение к передовым общественным силам и идеям, к реализму в искусстве – все это помогало поэту найти свой путь в литературе. С большой надеждой он ожидал чуда для своей страны: «О, Русь, взмахни крылами…»

(Чтец, слайд 10)

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

По голубой долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов.

В руках — краюха хлеба,

Уста — вишневый сок.

И вызвездило небо

Пастушеский рожок.

За ним, с снегов и ветра,

Из монастырских врат,

Идет, одетый светом,

Его середний брат.

От Вытегры до Шуи

Он избродил весь край

И выбрал кличку — Клюев,

Смиренный Миколай.

Монашьи мудр и ласков,

Он весь в резьбе молвы,

И тихо сходит пасха

С бескудрой головы.

А там, за взгорьем смолым,

Иду, тропу тая,

Кудрявый и веселый,

Такой разбойный я.

(Ведущий 1)

Вселенский, космический характер наступавшей эпохи отразился во многих есенинских стихах первых революционных лет: «Небесный барабанщик», «Пантократор», «Инония», «Преображение» и другие. В «Моем пути» Есенин пишет так: «На смену царщине с величественной силой рабочая предстала рать». Но поэт не мог понять и принять жестокость революции. Недаром он признавался, что принимал ее по-своему, «с крестьянским уклоном». В «Письме к женщине» Есенин вспоминал о своем настроении в годы «бурь и вьюг»: «В развороченном бурей быте с того и мучаюсь, что не пойму – куда несет нас рок событий».

(Ведущий 2)

Тема Родины — одна из главных в лирике великого русского поэта Сергея Есенина. О чем бы ни писал поэт — о своих интимных переживаниях, о крутых исторических переломах в жизни страны, о революции, всегда переднего глазами величественный образ родной земли. Причем Родина в изображении поэта вовсе не была чем-то статичным, неизменяемым. С годами расширялся его взгляд на жизнь, он стремился постигнуть окружающую его действительность, «коммуной вздыбленную Русь». И это постижение происходило не легко и безболезненно. Поэт сам признавался, что любовь к родному краю его «мучила и жгла». Но ничто не могло убить в нем чистого и беззаветного чувства к земле

.

(Чтец, слайд 11)

Гой ты, Русь, моя родная!

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля,

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте родину мою!»

(Ведущий 1)

В этом стихотворении Есениным создана картина родной стороны. Нежностью, размашистостью, неуемным есенинским озорством проникнуты строфы этого светлого стихотворения. Родина, которой не видать конца и края, – «только синь сосет глаза» – вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать «звонкий, как сережки, девичий смех», видеть, как у низеньких хат «звонко чахнут тополя», а «на лугах веселый пляс», радостно ощущать запах яблок и меда. Именно поэтому заключительная строфа стихотворения звучит как признание в любви к Родине.

Есенин и Россия. Эти два понятия неразделимы. Есенинские строки о природе, о родных просторах пронизаны любовью к России.

(Чтец, слайд 12)

Край любимый! Сердцу снится

Скирды солнца в водах лонных

Я хотел бы затеряться

В эеленях твоих стозвонных

По меже, на перемётке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в чётки

Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

(Ведущий 2)

Сергей Есенин, всей душой понимавший и принимавший Русь, обладавший удивительным, тончайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни Родины, которые происходили на его глазах. Он жил в эпоху великих перемен в России, горячо приветствовал все то, что, по его представлению, могло принести пользу родной земле. И все же до самой смерти он оставался сыном «страны березового ситца», не желая быть пасынком «коммуной вздыбленной Руси».

(Ведущий 1)

С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внутренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему народным поэтом. «Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить», — писал Есенин.

Любовью к России, болью о её настоящем, заботой о её будущем пронизаны стихи Сергея Есенина. В этом мире мы все только прохожие. Мы все разные, но нас роднит одно – любовь к Родине.

(Чтец)

В этом мире я только прохожий,

Ты махни мне весёлой рукой.

У осеннего месяца тоже

Свет ласкающий, тихий такой.

В первый раз я от месяца греюсь,

В первый раз от прохлады согрет,

И опять и живу и надеюсь

На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша равнинность,

Посоленная белью песка,

И измятая чья-то невинность,

И кому-то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,

Что любить не отдельно, не врозь —

Нам одною любовью с тобою

Эту родину привелось.

Эту родину привелось. Мелодия песни « Мне осталась одна забава…»

(Ведущий 2)

Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней о России. В его стихах несравненно больше деревенских праздников и гуляний, картин сельского приволья, чем картин тяжелого крестьянского труда. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые сокровенные верования и чувства поэта. Деревенская изба, родные приокские просторы обретают почти сказочную красочность:

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

(Ведущий 1)

Все творчество Есенина проникнуто лиризмом: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о животных. В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «заря окликает другую», «березы в белом плачут по лесам». Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые его цвета синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России («только синь сосет глаза», «синь, упавшая в реку», «в летний вечер голубой»), выражают чувство любви и нежности («парень синеглазый», «голубая кофта, синие глаза»).

(Ведущий 2)

Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, потому что, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа – часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь». (слайд 13)

(Ведущий 1)

А Русь – это русский народ, неповторимая природа, история страны, это все, что относится к этой части земли. Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произведения его затрагивают наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные. Язык Есенина прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы многолики и красочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой. Есенин – жизнелюб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, относишься ко всему проще, учишься любить свой край, понимаешь, как Есенин, что «оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле».

(Ведущий 2, слайд 14)

Немаловажную роль в творчестве Есенина сыграла его поездка в Западную Европу и США с мая 1922 по август 1923 года. В этой поездке Есенин сопровождал Айседору Дункан, с которой они поженились незадолго до отъезда. У них было много общего. Они ненавидели быт буржуазной Европы и Америки и мечтали о немедленном преображении мира и наступлении «мужицкого рая» с идеальными взаимоотношениями между людьми.

В письме другу Есенин писал:

«…..Пусть мы нищие, пусть у нас холод и голод, зато у нас есть душа. До чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет такой страны и быть не может..»

Сергей Есенин вернулся в августе 1923 года.

(Чтец, слайд 15)

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо

(Ведущий 1)

После поездки за рубеж Есенин прожил недолго, около двух с половиной лет, но создал за это время немало. Новые поэтические строки отличались большой глубиной и многогранностью, что свидетельствовало о новом взлете есенинского таланта. Был создан цикл «Персидские мотивы» после поездки на Кавказ, большие поэмы «Песнь о великом походе» и «Анна Снегина». В конце «Моего пути» Есенин восклицает:

Ну что же?

Молодость прошла!

Пора приняться мне

За дело,

Чтоб озорливая душа

Уже позрелому запела.

(Ведущий 2)

Но для того чтобы запеть «позрелому», по-новому, необходимо было отстраниться от всего нездорового, что тяготило многие годы.

Есенин создает новый вариант поэмы-реквиема «Черный человек» и отдает в журнал «Новый мир». Он ложится в клинику, чтобы подлечить расшатанные нервы и отдохнуть. В стихах конца 1925 года сквозь образ метели, как подснежник ранней весной, пробивает себе дорогу светлая радость бытия:

Пусть сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.

(Ведущий 1, слайд 16)

За что можно любить Родину? Каждый из нас решает для себя этот вопрос по-разному и на протяжении всей жизни под влиянием различных обстоятельств меняет свое отношение к родному краю.

Конечно, это тема особая: ведь каждый любит Отчизну своей неповторимой любовью. За что любил родную землю такой предельно русский поэт, как Сергей Александрович Есенин? Наверное, прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьяне, а потом и город, литература, друзья, даже кабаки — словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия, дарует столько ярких впечатлений, что отдает человеку так много любви и тепла.

(Ведущий 2)

Но никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой «малой» родиной не видел «большой». Конечно, он воспринимал родину и глубже, и шире. Он гордился мощью своей страны, ее необъятностью, ее силой и духовным богатством. «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь», — пишет он в стихотворении «Русь советская». Он счастлив тем, что он сын великого народа. великой революционной эпохи, которую старается понять и принять. Недаром в конце жизни в «Письме к женщине» он восклицает:

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

(Ведущий 1)

Есенин Сергей Александрович трагически оборвал жизнь 27 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» в Ленинграде тридцати лет отроду.

Уход из жизни Сергея Есенина до сих пор не разгадан. По этому поводу существует много легенд. Однако одно неоспоримо – литература потеряла величайший талант: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком» (М. Горький).

(Чтец)

Грустный, словно музыка из сада,

Нежный, словно лепет звездопада,

Вечный, словно солнечный восход.

Кто же он, как не сама природа, –

Юноша, пришедший из народа

И ушедший песнею в народ!

Колышет берёзоньки ветер весенний,

Весёлой капели доносится звон,

Как будто читает поэму Есенин

Про землю, в которую был он влюблён,

Про белые рощи и ливни косые,

Про жёлтые нивы и взлёт журавлей.

Любите Россию, любите Россию –

Для русского сердца земли нет милей!

(Ведущий 2, слайд 17)

В заключение нашего вечера хотелось бы сказать. Есенинские стихи о природе звучат, как музыка, успокаивают и утешают, когда нам трудно. В суете повседневной жизни мы теряем что-то возвышенное и духовное.

В погоне за материальным, мы начинаем все больше терять человечность и милосердие. Поэзия Есенина по-настоящему очищает наши души. Картины природы в стихах, описанные им чувства, не только учат любить, но и хранить мир земной красоты. Стихи, как и сама природа, способствуют формированию нравственных основ нашего характера и мировоззрения. Есенин как будто останавливает нас: посмотрите около себя, послушайте шум ветра в дубравах, шелест травы на лугах, звук речной волны… И снова я плыву, лечу куда-то «под гипнотическими чарами любви…». И осознаю, в который уже раз, что Есенин — певец от Бога, от народа и для народа, он — поэт на все времена.

Уходят в последнюю осень поэты,
И их не вернуть — заколочены ставни,
Остались дожди и замерзшее лето,
Осталась любовь и ожившие камни…

Юрий Шевчук

infourok.ru

С. А. Есенин: стихи о родине —

Автор Аксения На чтение 21 мин. Просмотров 410

К вершинам мировой поэзии поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины— ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”. Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.

Родина в поэзии С. А. Есенина

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русы.

     С. Есенин

Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к Родине, к русской природе. Поэт говорит: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”. Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.

Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь “русский дух” и “Русью пахнет”. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу.

Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем и родном крае. Я вижу, как “роса блестит на траве”, как “сыплет черемуха снегом”.

    Там, где капустные грядки

    Красной водой поливает восход,

    Клененочек маленький матки

    Зеленое вымя сосет.

Я вижу, как, “отражаясь, березы ломались в пруду”, как “ели, словно копья, уперлись в небо”. Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “зеленоволосые красавицы березы”, “топи да болота”, “алый свет зари” — во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве:

    Край ты мой заброшенный.

    Край ты мой, пустырь,

    Сенокос нескошенный,

    Лес да монастырь.

Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:

    Холодной скорби не измерить.

    Ты на туманном берегу,

    Но не любить тебя, не верить

    Я научиться не могу.

К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, “где мужики косили, где сеяли свой хлеб”, была его домом, где прошло детство маленького Есенина. Мир народно-поэтических образов окружает Есенина с первых дней его жизни. И костер зари, и плеск волн, и голубая гладь озера — вся красота родного края с годами превращается в стихи, полные любви к родной земле.

    Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

В сердце Есенина с юных лет запали “ветровые слезы России”, ее грустные песни, светлая печаль — картина родной стороны создана в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная”. Родина, которой не видать конца и края — “только синь сосет глаза”,— вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать “звонкий, как сережки, девичий смех”, видеть, как у низеньких хат “звонко чахнут тополя”, а “на лугах веселый пляс”. Радостно ощущать, как “пахнет яблоком и медом”, и поэтому поэт признается в любви Родине.

 &nbsp

litfest.ru

Любовь к родине в лирике есенина — Есенин

Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями, в которых живет поэт, его гражданской позицией, творческими идеалами. Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью, в старинном приокском селе Константинове. Здесь прошли его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Поэтому у Есенина с Родиной прежде всего ассоциировалась деревенская, крестьянская Россия. «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».

Тема Родины звучит в самых ранних стихотворениях С. Есенина. В 1912 году Есенин приезжает в Москву, а в 1916-м выходит его первый сборник «Радуница». За эти четыре года Есенин утверждается как поэт крестьянской культуры. Молодой Есенин проповедует христианство в своей поэзии, хотя в его стихах мы можем найти элементы язычества и пантеизма. Земная Русь в лирике Есенина периода «Радуницы» мифологизируется, она становится воплощением рая на земле. Картина рая создается при помощи библейских образов, с которыми ассоциируются детали крестьянского быта и русской природы:

Гей ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Между сосен, между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком, в кольце иголок,

Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,

Как во царствие небес…

В елях — крылья херувима,

А под пеньком — голодный Спас.

Ивы — кроткие монашки.

Для ранней поэзии Есенина характерна гармония в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов раздвоения лирического героям, которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах Есенин является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.

В новом сборнике стихов, названном «Голубень» и вышедшем в 1918 году, Есенин продолжает развивать мотивы ранней лирики. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении «Запели писаные дроги…». В этом стихотворении вся Русь вырастает в образ храма, вся она становится воплощением Божьего мира:

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В стихотворении мы ощущаем полное единение лирического героя с Родиной, что было для Есенина подсознательным

чувством, безотчетной потребностью, которая не поддается разуму и не управляется самим человеком:

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

В этот же период в лирике Есенина появляются и другие мотивы, связанные с Родиной. В стихотворениях «Край ты мой заброшенный…», «Сторона ль моя, сторонка», «О край дождей и непогоды…» Русь предстает печальная, серая, тоскливая:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Лес да монастырь.

Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие, события, которые разбудят дремлющую Русь. И вот произошло то, что с нетерпением ждали многие русские поэты и писатели, — свершилась революция.

Есенин с огромным воодушевлением принял революцию. Революция для Есенина стала воплощением христианской идеи преображения, очищения. Он создал целый ряд стихотворений и поэм, в которых приветствовал Октябрь как величайшее обновление мира («Пришествие», «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица»). (Революция, по представлениям Есенина, должна была стать в том смысле обновлением жизни, что она вернёт человека вновь к природе, а поэзию — к народно-метафорическому миропониманию. Такое понимание революции выражено в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…»:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными племенами

Встает иная степь.

По золотой долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов…

Конкретные идеалы социалистической революции, а затем и практика социалистического строительства 20-х годов оказались, однако, весьма мало похожими на есенинские поэтические представления о революции и социализме. Социалистическая практика оказалась не возвратом к народно-крестьянскому миропониманию, а угрозой для него, разрушением дорогого Есенину «мира таинственного, мира древнего».

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел,

Вот сдавили за шею деревню

Каменистые руки шоссе

напишет Есенин в 1920 году

И тогда Есенин решает собственными силами и силами небольшого кружка единомышленников-поэтов противостоять этому процессу разрушения, культивируя в своих стихах народно-крестьянское миросозерцание. Так возникает Есенин-имажинист, член небольшой группы, в которую, кроме него, входили поэты Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман, Г. Якутов. В поэзии Есенина появляются сложные, метафорические образы, неожиданные сравнения: «Лижет теленок горбатый Вечера красный подол», «По пруду лебедем красным Плавает тихий закат и т. д.

Однако скоро Есенин разочаровывается в имажинизме. Есенин не приемлет наднациональности имажинистской поэзии. «У собратьев моих, — замечает Есенин, — нет чувства родины». Хотя Есенин противопоставляет свою поэзию идеологии имажинизма, в создании образных рядов, насыщенных яркими, неожиданными тропами, он остается имажинистом.

В 1920 году Есенин создает стихотворение «Я последний поэт деревни…». Это стихотворение — плач, панихида по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Как и в ранних стихах, посвященных Родине, здесь Россия — храм:

За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берез.

Герой переживает близкую гибель этого храма словно свою собственную. В стихотворении крестьянской культуре противостоит пролетарская, городская. Новую, железную, бездуховную культуру символизирует образ-метонимия трактора — «железный гость». В этом стихотворении чувствуется тема неизбежной судьбы, с которой лирический герой не борется, а смиряется.

Судьба как предначертанный свыше путь, как данное стране, и лирическому герою испытание — эта тема нашла, свое выражение и в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…».

В 1922—1923 годах Есенин создает драматическую оперу «Страна негодяев», которая свидетельствует о том, что Есенин встал в оппозицию по отношению к советской власти. В сборнике «Москва кабацкая», встав на сторону отверженного, униженного крестьянства, Есенин выразил протест против политики советской власти.

Цикл «Персидские мотивы», написанный в 1924—1925 годах, свидетельствует о желании Есенина преодолеть духовный кризис, успокоиться, очиститься от всех негативных эмоций. Работая над «Персидскими мотивами», Есенин ещё раз убеждается, что любовь к Родине для него самое главное чувство. Тегеранская экзотика только обостряет любовь лирического героя к северной Родине. Тема Родины в цикле переплетается с темой любви. В стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ. », написанном в жанре послания, не тема любви, а тема Родины оказывается основной. В стихотворении вся эмоциональная нагрузка ложится на образ девушки с севера. Шаганэ для лирического героя лишь символ счастья, надежда на успокоение. В «Персидских мотивах» мы чувствуем неразрывную связь между душой лирического героя и его Родиной. В чужом прекрасном мире поэт не находит ничего ценнее, чем свое чувство к Родине. Есенин понимает, что он любит Россию любую, и он говорит о своей вере в будущее России.

Стихотворения последних лет жизни Есенина, посвященные Родине, наполнены трагическим пафосом. Если лирический герой первых сборников Есенина был гармонично слит с природой родной деревни, олицетворял духовную культуру крестьянина, (то теперь в стихотворения о Родине вошел мотив одиночества, отверженности, ненужности.

В стихотворении «Русь советская» Есенин пишет о Родине, пострадавшей от «урагана» (то есть от революции), и о переменах, происшедших в ней. Изменилась родная деревня в худшую сторону, изменились сами крестьяне, новое поколение крестьян поет совсем другие песни, читает и любит других поэтов, у них надкрестьянское, непатриотическое мышление («Уж не село, а вся земля им мать»). Есенинский лирический герой оказывается одиноким, никому не нужным в родном селе.

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен, —

Однако стихотворение заканчивается очень противоречиво:

Как есть все принимаю.

Готов пойти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Творчество и душа впервые в лирике Есенина противостоят друг другу. Есенин принимает все новое, что принесла с собой революция, но разумом, а не сердцем, поэтому он не хочет воспевать постреволюционную Россию. У Есенина до конца его жизни осталось восприятие Родины не как Советской России, а как Руси.

В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» лирический герой, словно превозмогая себя, пытается полюбить новую деревню, новую Россию:

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Однако за искренним желанием увидеть в новой, стальной России гуманное, цивилизованное начало мы видим драму лирического героя Есенина:

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь…

Есенин понимает, что мир социалистической деревни для него чужой.

Таким образом, стихотворения, написанные на тему Родины, отражают основные идеи творчества Есенина, его миропонимание в. целом. Есенин не сомневается в законности и необходимости перемен в жизни России. Но сам он кровно привязан к старой Руси, он остался до конца с крестьянско-деревенским миром, его эстетикой. Ведь именно в этой эстетике находятся корни его собственной поэзии, она определяет и тему Родины в его стихах.

esenin-s.ru

Тема Родины в поэзии Есенина 👍

“Моя лирика жива одной большой любовью к Родине, чувство к Родине – основное в моем творчестве”, – говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал его с самого рождения:

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

И костер зари, и плеск волн, и серебристая луна, и шелест листвы, и голубая гладь озер – вся красота русской природы отразилась в стихах Есенина, наполненных любовью к родной земле:

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли,
Твою озерную тоску.

О чем бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в “суровые грозные годы”, – каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине:

Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.

Есенин рассматривал крестьянство

и деревню как основных носителей “русскости”, поэтому основная тематическая направленность стихотворений поэта – мир русского крестьянства. “Все равно я останусь поэтом золотой, бревенчатой избы”, – писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта, определившая особенность его стихов о родине. Есенин любит не абстрактную Россию, а создает образ близкой и дорогой ему земли – Рязанщины, малой родины поэта. В полном соответствии с традицией, заложенной в ХIХ веке А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым, С. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной “русской идее”, а воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:

Хорошо косою в утренний туман
Выводить по полю травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.

Цветовая гамма родины имеет у Есенина своеобразную, неповторимую окраску: “…голубую оставил Русь”, “О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку…”.
В лирике поэта, посвященной теме родины, отразились и его раздумья о судьбе страны после революции. В первых своих произведениях он приветствует ее как возможность обновления России:

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.

В это время лирика поэта наполняется глубокими раздумьями о России. Революцию Есенин принял, по его словам, “с крестьянским уклоном”. Есенин, как поэт крестьянский, всегда думает в первую очередь о деревне. Особенно тяжело, а временами трагически, он переживает ломку старых, патриархальных устоев русских деревень.

И поэту кажется, что его родина в нем больше не нуждается, что у нее теперь другие певцы: “Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, я сам тоже здесь не нужен”.

Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

Выражая чувство сопричастности судьбе страны, чувство любви и ответственности за нее, поэт скажет:

Но и тогда,
Когда по всей планете
Пойдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

Есенин говорит, что где бы он ни был, что бы с ним ни случилось, он всегда будет помнить свою родину, своих родных:

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

Россия – единственная любовь Есенина: “Чувство Родины – основное в моем творчестве – она все, без нее ничего. Женщины, дети, дом, друзья, – все это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы”.

lit.ukrtvory.ru

Тема родины в поэзии С. Есенина

«Чувство родины» это элемент есенинской поэзии, распространяющийся на все тематическое многообразие лирики поэта. Любовь поэта к своей малой (село Константиново) и большой (Россия) родине, ко всему живому, тревога за судьбы «избяной» России спаяны с личностью самого поэта, с его судьбой, поисками смысла жизни.

Есенин 1Родная природа для поэта – это рай для души, успокоение и умиротворение. Любая пора года, любое природное состояние описываются автором с любовью и нежностью. Есенинские пейзажи наполнены цветом и звуками, что позволяет читателю «видеть» создаваемые поэтом картины:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Все стихи С. Есенина пронизаны поэтическим видением мира и ощущением родства с природой. Тема родины в поэзии Есенина слита с темой природы (особенно в стихах 1910-1915 гг.), обретая философичность. В лирике поэта появляются тревожные нотки мыслей о быстротечности жизни и предчувствие ее трагического завершения: «Я пришел на эту землю, // Чтоб скорей ее покинуть». Размышления о собственной судьбе переходят в размышления о судьбе родины, события которой кажутся цикличными, никогда не изменяющимися: «И Русь все так же будет жить, // Плясать и плакать у забора». Вопреки печальным раздумьям, в поэте на протяжении всей жизни продолжает жить благоговейное чувство к Родине: «Россия — какое хорошее слово. И роса, и сила, и синее что-то».

Родина представлялась поэту не столько Россией современной, сколько Русью «избяной», судьба которой отождествлялась с судьбой деревни. Как ужаснейшие катастрофы воспринимает Есенин «автоматизацию» деревни; поэт видит в этом уничтожение Руси исконной, которою ему искренне жаль:

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

По мнению поэта, уничтожение исконной Руси повлечет за собой искажение и взращенной на ее почве поэзии и песенности. В стихотворении «Сорокоуст» поэт изображает лирически окрашенную картину «соревнования» живого жеребенка и бездушного чугунного поезда:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

«Красногривый жеребенок» становится воплощениЕсенин 2ем поэзии деревни и деревенского быта, которая не совместима с «мертвой» городской цивилизацией.

Творческий кризис 20-х гг. привел Есенина к переосмыслению своего взгляда на советскую действительность, результатом чего стали стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Стансы», «Письмо женщине». Но изменения во взгляде в целом не исказили устоявшееся мировоззрение автора, который ощущал себя «иностранцем» в своей стране:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Стихотворения 1925 г. («Я иду долиной. На затылке кепи», «Спит ковыль. Равнина дорогая») все чаще приводят поэта к осознанию себя как крестьянского поэта: «Все равно остался я поэтом // Золотой бревенчатой избы». Деревенская Россия по-прежнему остается у поэта религией, философией и воплощением всех надежд: «Я люблю родину. Я очень люблю родину».

Лирика Есенина пронизана любовью к родной земле, верой в ее светлое будущее и отличается простотой формы, прозрачностью стиха, сочетанием фольклорной и классической традиций. Часто в стихах Есенина возникают традиционные для русской литературы мотивы дороги и российских просторов.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *