Каким членом предложения может быть местоимение?
Местоимение может быть любым членом предложения. Приведем примеры с местоимением в синтаксической роли главных членов предложения, подлежащего и именной части сказуемого, и второстепенных членов — дополнения, определения и обстоятельства.
Синтаксическая роль местоимений в предложении
Каким членом предложения является местоимение, можно определить, исходя из того, слово какой части речи оно заменяет, на что местоимение указывает, на лицо или предмет, на признак или количество. Рассмотрим подробно, какую синтаксическую роль выполняет местоимение в предложении.
Таблица
Синтаксическая роль | Примеры | Вопрос |
---|---|---|
Подлежащее | Я писал сообщение на ходу. | (кто?) я писал. |
Сказуемое | Эти перчатки были вовсе не мои. | перчатки (каковы?) были не мои. |
Определение | Девушке шла любая шляпка. | шляпка (какая?) любая. |
Дополнение | Не рой яму другому, сам в нее попадешь. | не рой (кому?) другому. |
Обстоятельство | Между нами села наша знакомая. | села (где?) между нами. |
Местоимение — главный член предложения
Подлежащее
Если местоимение заменяет собой существительное и указывает на лицо или неодушевленный предмет, то чаще всего оно является главным членом предложения, то есть подлежащим, или дополнением.
Местоимение в роли подлежащего отвечает на вопросы кто? что?
Примеры
Я не хочу огорчать вас этим известием.
Завтра мы отправимся в поход.
—Ты возьмешь меня с собой на рыбалку? — спрашивает мальчонка у старшего брата.
Солнце быстро садилось в море. Оно бросило последний багряный отсвет на воду.
Кто много знает, тот нигде не пропадет.
Что-то сильно беспокоило мать.
Несколько детей с шумом и визгом плескались в речке.
Местоимение — часть составного именного сказуемого
Если в предложении имеется подлежащее, выраженное существительным или словом другой части речи, а глагол-сказуемое отсутствует, то местоимение поясняет подлежащее и выступает в роли именной части составного сказуемого. При местоимении в этой синтаксической роли может быть глагол-связка «был», «будет», «может», «является» и пр.
Примеры
Скажи, эта красивая корзинка твоя?
Чья в этом вина, никто не знает.
Этот журнал будет моим, когда ты его прочтешь.
Каковы люди в этом поселке, всем известно.
Мы поинтересовались, какой в этом доме распорядок.
Считайте, что котенок уже ваш.
Мы знаем, кто они были.
Местоимение в роли второстепенных членов предложения
Дополнение
Местоимение в синтаксической роли дополнения зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Примеры
Без тебя я быстро соскучился и загрустил.
Ему вспомнилась последняя поездка в Петербург.
Из-за плеска воды не расслышишь, что кричат с берега.
Начальнику полярной станции нужно еще кое с кем переговорить о доставке нужных материалов.
Не звоните ей больше с этой просьбой.
Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.
Хочется съесть что-нибудь вкусное.
Определение
Второстепенным членом предложения в роли определения выступают все разряды местоимений, указывающих на признак предмета. Особое внимание проявим, если притяжательные местоимения «его», «её», «их» поясняют существительные и являются несогласованными определениями.
Местоимения в синтаксической роли определений отвечают на вопросы: какой? чей?
Примеры
В нашей артели насчитывалось восемь лесорубов.
Человек всегда должен помнить своих предков.
Знает кошка, чьё мясо съела.
Мой вопрос так и остался без ответа.
Её лицо раскраснелось от волнения.
Казалось, в стройном хоре его голос вел всех за собой.
Их старания увенчались все-таки успехом.
Обстоятельство
Местоимения в роли обстоятельств указывают на количество чего-либо и чаще всего встречаются в составе синтаксически неделимых словосочетаний со словами других частей речи (существительных в падежной форме и др.) Обстоятельство, выраженное местоимением с существительным, зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопросы: когда? с каких пор? сколько? как? и пр.
Примеры
В то время все было здесь по-другому.
Сколько дней погода будет ненастной ?
Кошки способны гулять сами по себе.
Сколько лет дедушка здесь живет?
В этот час ты можешь навестить нас.
Мы наблюдали яркий звездопад несколько ночей подряд в августе.
Видеоурок
russkiiyazyk.ru
Местоимения
В 6 классе изучаем местоимения. Вроде бы все разряды усвоили, но нет-нет да и ошибёмся невзначай.
Уж очень похожи местоимения на существительные, прилагательные, числительные и наречия. Как тут не запутаться! Действительно, трудно.
Попробуем для начала понять, зачем они нужны, эти местоимения. Во-первых, без местоимений мы не смогли бы связать предложения в тексте. Во-вторых, не избавились от повторов одних и тех же слов.
Наконец, не передали бы все те лексические значения слов, которые помогают точнее выразить наши мысли.
А теперь прочитайте первый абзац ещё раз и посчитайте, сколько мне потребовалось местоимений, чтобы высказаться о пользе местоимений. Конечно, их восемь: все, они, эти, мы, тех, те, которые, наши. Некоторые из них заменяют существительные — они, мы (это личные местоимения), другие — прилагательные (все, эти, тех, те, которые, наши). В начале текста-рассуждения я использовала больше местоимений-прилагательных, потому что перечисляла их признаки. В тексте рассказа, наоборот, много местоимений-существительных.
Итак, местоимение указывает на какой-то предмет, или признак, или количество, но не называет его. Это определение нужно хорошенько помнить, ведь его придётся писать в первой части морфологического разбора каждый раз, когда мы будем разбирать местоимения.
Давайте выучим разряды местоимений. Местоимения-существительные по своим свойствам и роли в предложении ведут себя как существительные. Это хорошо видно в таблице.
Обратим внимание на приставку КОЕ-, которая содержит указание на известность лица или предмета при нежелании его уточнять. Суффикс -ТО указывает не только на неизвестность, но и на несущественность лица (вас кто-то искал; кто-то ведь должен работать). Суффикс -НИБУДЬ подчёркивает как неизвестность (меня кто-нибудь искал), так и безразличие при выборе лица (пусть кто-нибудь купит).
Местоимения, заменяющие имена существительные |
|||||
Личные |
Возвратные |
Вопросительные |
Относительные |
Неопределённые |
Отрицательные |
Кто? Что? |
Кто? Что? |
Кто? Что? |
Кто? Что? |
Кто? Что? |
Кто? Что? |
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они |
Себя, себе, собой (собою) |
Кто, что |
Кто, что |
Некто, нечто, кто-то, что-то, кое-кто, кое-что, кто-нибудь, что-нибудь, кто-либо, что-либо |
Никто, ничто, некого, нечего, некому, нечему, никого, ничего, никому, ничему |
Указывают на лицо или предмет |
Указывают на тождество |
Указывают на вопрос в вопросительном предложении |
Соединяют части СПП, относятся к придаточной части |
Указывают на неопределённое лицо или предмет |
Указывают на отсутствие лица или предмета |
|
Нет Им.падежа |
|
|
Некто имеет только Им.п. Нечто имеет только Им.-Вин. падежи |
Некого-нечего не имеют Им.падежа |
Есть род |
Нет рода |
Нет рода |
Нет рода |
Нет рода |
Нет рода |
Есть число и падеж |
Нет числа Есть падеж |
Нет числа Есть падеж |
Нет числа Есть падеж |
Нет числа Есть падеж |
Нет числа Есть падеж |
Подлежащее, дополнение |
Дополнение |
Подлежащее, дополнение |
Подлежащее, дополнение |
Подлежащее, дополнение |
Подлежащее, дополнение |
Со словами пишутся раздельно. После предлогов добавляется [Н] |
Входит в состав фразеологизмов, пословиц |
Стоят в начале простого вопросительного предложения |
Стоят в середине сложного повествова-тельного предложения |
Кое, то, либо, нибудь — чёрточку не забудь! Есть предлог — пиши в три слова! |
Приставка НЕ всегда ударная. Если у глагола есть частица НЕ, пиши приставку НИ. Есть предлог — пиши в три слова! |
Надо мной, у неё, у него |
Вместо себя оставила. |
Кто забыл ключ? Кого нет? |
Я знал, кто забыл ключ. Мне сказали, кого нет. |
Кое-кто, что-то, кое у кого, кое с чем |
Некого винить. Никого НЕ винить. Не у кого жить, ни у кого НЕ жить. |
Местоимения-прилагательные обладают практически всеми признаками имён прилагательных.
Можно перепутать притяжательные местоимения
Указательные местоимения ближнего действия (этот, эта, это, эти) часто сочетаются с указательной частицей ВОТ (Я возьму вот этот нож.), указывают на одновременность действия (Я встал, и в этот момент раздался смех.), заменяют впереди стоящее предложение (Его долго не было дома. Это беспокоило всех без исключения.).
Указательные местоимения дальнего действия (тот, та, то, те) сочетаются с частицей ВОН (Я жил вон в том доме.), указывают на какие-либо моменты в прошлом (С тех пор я здесь живу.), находятся в главной части СПП (Я отдал то, о чём ты просила.).
Указательное слово ТАКОЙ выделяет качества предмета (Такие письма я получал давно.), бо′льшую степень признака (Такого смешного случая я не припомню.), используется с вопросительными местоимениями (Кто вы такая?) и замещает качества предметов в смежных предложениях (Я ищу плотную бумагу. Но такой бумаги я здесь не вижу.).
Как различить определительные местоимения САМ и САМЫЙ?
САМ имеет ударные окончания — самогО′ себя ругаю. Подчёркивает предмет, который непосредственно совершает действие — ты САМ виноват. Говорит о самостоятельности лица — я САМ решу пример. Показывает чью-то значительность — САМ директор меня узнал.
САМЫЙ обычно сочетается с существительными или прилагательными и указывает на границу времени и места (у СА′МОГО берега стояла хата, с СА′МОГО утра шёл дождь), выделяет что-то особенное (СА′МОЕ главное — это притаиться и ждать) и участвует в образовании превосходной степени (САМЫЙ сильный ветер). Кстати, некоторые лингвисты считают, что в последнем примере местоимение САМЫЙ переходит в разряд формообразующих частиц.
И ещё немного надо сказать об особенностях определительных местоимений. Слова ВЕСЬ, ВСЕ, ВСЁ обозначают полный охват предмета (ВЕСЬ класс в сборе, ВСЁ готово к уроку). КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ указывают на множество однородных предметов (КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ человек это любит). ВСЯКИЙ употребляется в значении разный (я люблю ВСЯКИЕ книги). ЛЮБОЙ имеет два значения: множество разнородных предметов (купи в ЛЮБОМ магазине) и указывает на предпочтение одного предмета (бери ЛЮБУЮ ручку).
Местоимения, заменяющие имена прилагательные |
||||||
Вопросительные |
Относительные |
Неопределённые |
Отрицательные |
Притяжательные |
Указательные |
Определительные |
Какой? Который? Чей? |
Какой? Который? Чей? |
Какой? Который? Чей? |
Какой? Чей? |
Чей? |
Какой? |
Какой? |
Указывают на вопрос в вопроси-тельном предложении |
Соединяют части СПП, относятся к придаточной части |
Указывают на неопределённый признак |
Указывают на отсутствие признака |
Указывают на принадлежность предмета лицу |
Указывают на ближний-дальний предмет, на качество или степень признака |
Указывают на определённый признак |
Какой, который, чей, каков |
Какой, который, чей, каков |
Кое-какой, кое-чей, какой-то, чей-то, какой-нибудь, чей-нибудь, какой-либо, чей-либо, некоторый |
Никакой, ничей, ни к какому, ни о каком, ни с какими, ни с чьими, ни о чьём |
Мой, твой, свой, наш, ваш, их, его, её |
Этот, этакий, тот, такой, таков |
Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой |
Имеют род, число, падеж |
Имеют род, число, падеж |
Имеют род, число, падеж |
Имеют род, число, падеж |
Имеют род, число, падеж |
Имеют род, число, падеж |
Имеют род, число, падеж |
Определение |
Определение, подлежащее, дополнение, сказуемое |
Определение |
Определение |
Определение |
Определение, подлежащее, сказуемое |
Определение, подлежащее, дополнение |
|
|
Дефис, контакт |
Контакт, пробел |
|
|
|
Какой сегодня день? Который час? Каков гусь? |
Я не знал, какой сегодня день. Спросил, который час. |
Какого-то человека я видела. Некоторые птицы уже улетели. |
Никакого уговора не было. Ни с какими уговорами не подходи! |
Мой друг болен. В своём доме не хозяин. Его помощь была кстати. |
Этот дом роднее. Тот человек ушёл. Таковы люди. |
Я сам решил задачу. У самого леса жил старик. Есть другие темы и дела. |
Местоимения-числительные похожи на имена числительные, поэтому их легко заменяют. Местоимения СКОЛЬКО, НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО не изменяются по родам и числам, но имеют окончание О. Склоняясь, местоимения требуют ставить ударение на первый слог (скО′льким, стО′льких).
Местоимённые наречия очень похожи на местоимения, но нужно знать главный способ отличия — неизменяемость, вопросы и вид словосочетания. У наречий НЕТ ОКОНЧАНИЯ. Вопросы: ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? Вид словосочетания — ПРИМЫКАНИЕ.
Назовём только часто встречающиеся наречия. Но подробнее о них в другой раз.
Вопросительно-относительные: где, когда, куда, откуда, как, зачем, почему.
Неопределённые: некогда, когда-то, когда-нибудь, когда-либо, где-то, где-нибудь, где-либо, кое-когда, кое-где, кое-куда, зачем-то, зачем-нибудь, откуда-то, откуда-нибудь, кое-откуда, почему-то, почему-нибудь.
Отрицательные: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, некогда, негде, некуда, неоткуда, незачем.
Указательные: так, там, тут, туда, оттуда, сюда, отсюда, тогда, затем, потому, поэтому.
Определительные: всегда, всячески, всяко, иногда, всюду, отовсюду, повсюду, везде.
Местоимения, заменяющие имена числительные |
||||
Вопросительные |
Относительные |
Неопределённые |
Отрицательные |
Указательные |
Сколько? |
Сколько? |
Сколько? |
Сколько? |
Сколько? |
Указывают на вопрос в вопросительном предложении |
Соединяют части СПП, относятся к придаточной части |
Указывают на неопределённое количество |
Указывают на отсутствие количества |
Указывают на количество |
Сколько |
Сколько, насколько |
Несколько, сколько-то, сколько-нибудь |
Нисколько |
Столько, настолько |
Имеет падеж |
Имеет падеж |
Имеет падеж |
Имеет падеж |
Имеет падеж |
Обстоятельство, дополнение |
Обстоятельство, |
Обстоятельство, подлежащее |
Обстоятельство |
Обстоятельство |
Сколько раз он уходил? |
Я знал, сколько раз он уходил. |
Нескольким моим друзьям повезло. |
Мне нисколько не трудно. |
Столько раз говорила! |
Выполните тест по местоимению. Скачайте тест к себе на компьютер и выполняйте! Никаких дополнительных программ устанавливать не нужно!
Можно потренироваться и выполнить морфологический разбор местоимения.
Приступим к выполнению заданий из рассказа Анатолия Алексина «Подумаешь, птицы!..»
1. Найдите местоимения и определите их разряд. Местоимённые наречия выпишите отдельно.
Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. «Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!» — кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки; будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.
И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: «Ну как? Ты доволен мною?»
А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.
И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она вытаскивала в коридор сразу три коврика — для себя, для отца и совсем маленький для Кольки).
И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени…
САМОПРОВЕРКА
2. Подчеркните местоимения как члены предложения и укажите их разряд.
Возвращаясь домой после волейбольного сражения или вечерней прогулки, отец очень часто говорил маме: «Мне снова легко дышится… Снова легко!» И это было очень важно для отца, потому что у него была бронхиальная астма.
Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.
Мама помогала ему и называла его птичьим доктором, а клетку, которую они вместе смастерили, — птичьей лечебницей.
Птицы нетерпеливо вырывались из клетки, и Кольке от этого даже бывало немного не по себе. Но, может быть, им просто не терпелось поскорее показать ему, насколько окрепли их крылья, насколько готовы они к полету, и в этом-то и была, быть может, их птичья благодарность…
САМОПРОВЕРКА
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. — 2 изд., доп. и перераб. — М.: Высшая школа, 1964. — С. 212-220.
2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). — 2 изд., стереот. — М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. — С. 293-303.
3. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. — М.: Русский язык, 1993. — С. 107-121, 190.
4. Русский язык: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова, Н.А. Герасименко и др. — 2 изд. — М.: Дрофа, 1999. — С. 61-67.
5. Вознюк Л.В. Начинаем изучать местоимение/ Русский язык в школе.- 2009. — № 10. — С. 14-17.
ruslita.ru
Как подчёркивается местоимение в предложении в русском языке?
Местоимение подчёркивается определённой линией в зависимости от того, каким членом предложения оно является.
В тексте, чтобы избежать повтора одних и тех же слов, широко используются местоимения, которые, как известно, могут заменять собой слова разных частей речи:
- существительное — кто, что, то, кто-нибудь и пр.;
- прилагательное — этот , такой, наш, ваш, свой и пр.;
- числительные — столько, сколько, несколько, сколько-нибудь и пр.
Заменяя слова других частей речи, местоимение может быть любым членом предложения, и тогда оно подчёркивается определенной линией в соответствии с его синтаксической ролью.
Местоимение — подлежащее
Определить местоимение в роли подлежащего не составит труда. Подлежащим чаще всего являются личные местоимения, хотя могут употребляться местоимения других разрядов. Местоимение-подлежащее заменяет собой существительное, имеет форму именительного падежа единственного или множественного числа и отвечает на вопросы: кто? что?
Подъезжая к деревне какого-либо помещика, я любопытно смотрел на высокую узкую деревянную колокольню или широкую тёмную деревянную церковь (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мы в деревне стараемся привести свои руки в такое положение, чтоб удобно было ими работать; для этого обстригаем ногти, засучиваем иногда рукава (Лев Толстой. Анна Каренина).
Нас много было на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны вёсла…(А. С. Пушкин. Арион).
Местоимение, выполняющее роль подлежащего, подчёркивается одной прямой линией.
Местоимение — сказуемое
В роли этого главного члена предложения местоимение используется, если находится после подлежащего, причем, как правило, в сообщении нет глагола-сказуемого, и отвечает на вопрос: что говорится о предмете?
Вишнёвый сад теперь мой! (А. П. Чехов. Вишневый сад).
Эта пушистая белая собачка твоя?
Сказуемое-местоимение подчёркивается двумя параллельными прямыми линиями.
Как подчёркивается местоимение-определение
Местоимение в качестве определения только указывает на признак предмета, конкретно не называя его, и отвечает на вопросы: какой? чей?
В роли согласованного определения выступают определительные, указательные, притяжательные и др. местоимения, которые подчёркиваются волнистой линией.
Это была моя обязанность, и я ею очень гордился (Вениамин Каверин. Два капитана).
У него была своя собственная цель (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).
Этот домик с примыкающим к нему палисадником находился в черной, запущенной части парка со старой полукруглою аллеей въезда (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Особую трудность вызывают несогласованные определения, которые выражаются притяжательными местоимениями «его», «её», «их». Их отличительной особенностью является то, что они поясняют в предложении имена существительные.
Каморка (чья?) его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила больше на шкаф, чем на квартиру (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).
Вдруг лицо (чьё?) её исказилось от ужаса (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Взъерошенная шерсть (чья?) их заиндевела на морозе, дыхание застывало в воздухе и кристаллами оседало на шкуре (Джек Лондон. Белый Клык).
Местоимение в роли дополнения
Если местоимение-существительное в падежной форме управляется сказуемым, то оно является дополнением, которое подчёркивается пунктирной линией .
Просто я хочу показать (кому?) вам свою квартиру (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Я спрашиваю (кого?) его (о чём?) о чём-то ненужном на суде (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Тогда он открыл (кому?) ей тайну, (за что?) за которую всякий из вас дорого бы дал (А. С. Пушкин. Пиковая Дама).
Местоимение «за которую», являющееся дополнением в зависимой части сложноподчинённого предложения, является союзным словом.
Местоимение в роли обстоятельства
Местоимение в роли обстоятельства в предложении принадлежит к синтаксической группе сказуемого. От сказуемого задаем обстоятельственный вопрос к местоимению или, чаще, к лексически неделимому словосочетанию, содержащему в своем составе местоимение. Обстоятельство подчёркивается линией «штрих-точка-штрих-точка» ( ), например:
По улице в это время проходил учитель танцев (Ю. Олеша. Три толстяка).
Проходил (когда?) в это время.
Я сижу у себя, пью горячий чай, слушаю, как за окном порывами снова поднимается ветер…(Ю. Казаков).
Сижу (где?) у себя, то есть дома.
Он горько проплакал весь день, а когда настала длинная, унылая ночь, он заслонил руками глаза, чтобы не видеть тьмы, и, забившись в угол, постарался уснуть (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).
Проплакал (как долго?) весь день.
russkiiyazyk.ru